О чем говорят детские рисунки?

Мы узнали, как по детским рисункам узнать том, что в душе у вашего ребенка

Редакция Сегодня Lifestyle 16 апреля 2008, 17:23

Фото с сайта visualphoto.com

Рисование — одно из любимых детских занятий. Даже полуторагодовалый малыш, схватив в кулачок карандаш или шариковую ручку с маминого стола, норовит украсить своей живописью любое подвернувшееся под руку полотно: папину газету, пододеяльник или обои в комнате. И нарисовав несколько загогулин, кроха невозмутимо утверждает, что это мама или домик.

С возрастом рисунки становятся все осмысленнее, и вы сами скоро сможете рассмотреть на детских эскизах очертания знакомых предметов. Кроме того, детские рисунки могут быть очень информативными в психологическом отношении.

Детский психолог СДУ № Оксана Владимировна Геймал рассказала нам, что по рисункам можно увидеть, каким видится мир ребенку, как он относится к самому себе, что его тревожит, кого он любит.

Детские рисунки – особенно ценный материал в тех случаях, когда у ребенка есть какие-то проблемы — страхи, тревожность, агрессивность.

Ведь дети очень часто боятся или просто не могут выразить словами свои переживания, а рисунок точно отражает внутренний мир малыша и его взаимоотношения с другими людьми.

Надо только научиться “читать” работы своего художника, и тогда вы сможете лучше понять, чем живет ваш малыш.

Вот несколько основных правил, которые стоит усвоить, прежде чем учиться “читать” полотна юных гениев.

1. Рисунки малышей до пяти лет слабо информативны из-за того, что пальчики еще плохо развиты и рисунки схематичны. В этом возрасте можно только предположить те или иные особенности малыша по цветовой гамме. Если преобладает черный, это говорит об агрессии. Красный означает активность, а коричневый сигнализирует о возможном нездоровье.

2. Важно понимать, что рисунок — это всегда отражение сиюминутного настроения ребенка. Поэтому судить о его характере только по одному рисунку нельзя. Малыш мог рисовать в плохом настроении, в состоянии подавленности. И в таком случае рисунок не будет показательным.

Нужно всегда смотреть на общие тенденции, располагая как минимум 5—6 образцами, сделанными в разное время.

А в идеале, если вы хотите составить психологический портрет малыша, выберите время, когда он в хорошем настроении и попросите его нарисовать человека, дом, дерево, свою семью — как интерпретировать эти рисунки мы расскажем ниже.

3. Если вы дали задание малышу нарисовать что-то на заданную тему, не вмешивайтесь в процесс. Само задание нужно давать в самой общей форме — например, нарисуй дерево (дом, человека), какое хочешь.

Не подсказывайте, что у человека есть уши, а ты их забыл нарисовать. Постарайтесь находиться рядом, но делайте вид, что занимаетесь своим делом. А сами в это время наблюдайте: что или кого ребенок нарисовал первым.

4. Для тестового рисования лучше предложить ребенку карандаши — они позволяют увидеть силу нажима.

5. Даже если все рисунки ребенка говорят о внутреннем негативе, не стоит пугаться. Возможно, сейчас малыш переживает сложный период.

В любом случае рисунок — это не диагноз, а повод задуматься о том, что происходит в душе маленького человечка. Если вам сложно самим разобраться в причинах детских проблем, обратитесь к психологу.

Во многих детсадах и школах Киева сейчас работают психологи, которые проконсультируют вас бесплатно.

РАЗБОР ХУДОЖЕСТВ

Человек

Как правило, если ребенка попросить нарисовать человека, то это будет человек его пола. О внутренних разладах свидетельствует рисунок бесполого существа или лица противоположного пола.

Если фигура расположена в центре — это признак уверенной в себе личности. В самом низу листа (причем 2/3 пространства вверху пустует) рисуют человека детки, у которых занижена самооценка.

О тревожности и проблемах с общением может фигура, изображенная в профиль.

Каждая часть нарисованного человека что-то обозначает. Голова является символом интеллекта. Большая голова говорит о развитых умственных способностях, маленькая — о недостаточных для его возраста. Если ребенок нуждается в защите, он обязательно нарисует головной убор.

Лицо расскажет об общительности малыша. Нечеткие черты лица означают “закрытость” ребенка по отношению к другим людям. Нарисованные уши — признак того, что слух — важный канал восприятия информация у ребенка, что он прислушивается к замечаниям других людей. Открытый рот с зубами рисуют агрессивно настроенные детки. Очень большие глаза со зрачками символизируют страхи ребенка.

Большие длинные руки показывают, что малыш ловок и развит физически. Маленькие руки нарисует слабый ребенок. Если же он неуверен в себе, то спрячет руки у человечка на рисунке за спину или в карманы. Поднятые вверх руки говорят об агрессии, широкий размах рук — о желании действовать.

Ноги — это символ опоры в реальной жизни. Если у ребенка велико желание быть независимым, то он нарисует очень длинные ноги. Широко расставленные ноги означают уверенность в себе малыша. Угловатое или квадратное туловище рисуют обычно мальчики — это признак мужественности.

Если туловище у человечка непропорционально маленькое, это значит, что ребенок чувствует себя униженным.

Дом

Если ребенок часто рисует дом без окон и дверей, это говорит о проблемах в общении с другими людьми, о замкнутости. Чем меньше окна, тем более стеснителен малыш.

Дерево

Большое дерево на рисунке означает, что у ребенка большая жизненная энергия. Ветки дерева направлены вверх, а само дерево имеет толстый ствол и прочно стоит на земле (нарисованы даже корни) — перед вами уверенный в себе, жизнерадостный ребенок.

Моя семья

Первым дети обычно рисуют самого значимого в своей жизни человека. Чем больше фигура человека, тем большим авторитетом он является для малыша. Такого человека ребенок любовно украшает, уделяет внимание деталям. Если ребенок не нарисовал кого-то из членов семьи, значит, он ему неприятен, с ним часто происходят ссоры.

Признак нерасположения — маленькая схематичная фигура. Если все члены семьи держатся за руки — семья дружная. Каждый занимает своим делом — семья разобщенная. Если между людьми присутствуют предметы, разделяющие их, это свидетельствует о проблемах в общении. Люди, занятые игрой, — отражение соперничества в семье.

Поднятые руки у кого-то на рисунке говорят об агрессии либо о потребности в помощи. Очень часто дети рисуют воображаемую семью: папу, который не живет с ними, сестричку, которой нет, умершего родственника или вообще постороннего человека. Это значит, что ребенок испытывает дискомфорт в своей семье и хочет ее изменить.

Если ребенок рисует себя таким же по размерам или даже больше, чем взрослые, это говорит о том, что он чувствует себя значимым, уникальным. Малыша вообще нет на рисунке в том случае, когда он чувствует себя лишним в своей семье. Об отношении к членам семьи можно судить по силе нажима.

Неприятного человека кроха будет рисовать резкими, сильными штрихами, будет часто стирать рисунок. Любимых людей малыш рисует плавными движениями, всячески украшает, выбирает пастельные или яркие сочные цвета.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Рисунок №1.Карина, 6 лет

Весь рисунок: солнце, облака, птички, дерево, одинаковые по размеру фигуры, говорит о том, что все счастливы и девочка растет в теплой доброжелательной атмосфере. Единственный настораживающий момент — фигура умершего дедушки.

Изображая дерево между бабушкой и дедушкой, девочка разделяет их непреодолимой преградой.

Группировка старших в левой части листа, а младших (в том числе кошки) в правой части означает, что в семье большим авторитетом пользуются мама, папа и бабушка, а Карина и ее сестричка им подчиняются.

Рисунок №2.Боря, 8 лет

Рисунок говорит о позитивном восприятии мира ребенком. Несмотря на то, что родители в разводе уже 2 года, ребенок нарисовал папу и маму вместе, причем папа несет маме цветы.

Это свидетельствует о том, что мальчик все еще надеется, что родители будут жить вместе. На это указывают и изображение птиц крупным планом (птицы — символ надежды).

Одинаковые цвета одежды папы и сына свидетельствуют о том, что мальчик стремится быть похожим на отца.

Рисунок №3.Макар, 6 лет

Большая фигура папы означает, что в восприятии малыша он главное лицо в семье. Поднятые руки у мамы символизируют ее крик о помощи, по мнению ребенка, мама нуждается в защите, несмотря на улыбку.

Вместе с том, длинные ноги у мамы указывают, что она независима и самостоятельна. Обилие черного цвета в изображении самого мальчика и мамы свидетельствует о неблагополучии и негативном давлении, которое они испытывают.

Самый счастливый, судя по цветовой гамме, это папа.

Читайте самые важные новости в Telegram, а также смотрите интересные интервью на нашем -канале.

Источник: https://www.segodnya.ua/lifestyle/food_wellness/chitaem-rebenka-po-eho-ricunkam-104534.html

Психология детского рисунка с примером

О чем говорят детские рисунки?

Самые маленькие «художники» (до 3-х лет) выводят на листке бумаги, казалось бы, бессмысленные линии и круги.

Чуть позже (к 4-5 годам) появляется замысел рисунка – малыш рисует маму, папу, животных, дом. Как он рисует человека, какие цвета при этом использует – все это может дать психологу достаточную информацию для интерпретации детского рисунка.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “«Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!” Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Специалист, используя детские психологические тесты по рисункам, может почувствовать настроение малыша, выявить причину страхов, уловить скрытое напряжение и даже серьезные проблемы психического развития.

Получить представление о душевном состоянии крохи могут и родители, не обладающие профессиональными навыками в психологии детского рисунка.

Для этого достаточно попросить ребенка нарисовать семью, предоставив ему карандаши или фломастеры всех возможных цветов.

Интерпретация рисунка по цвету

Взгляните на творение малыша и попробуйте догадаться, о чем говорит детский рисунок по основному цвету. Психология трактует цвета следующим образом.

  • Преобладание в рисунке пастельных оттенков (голубой, розовый, лиловый) говорит о гармонии и свободе личности. «Розовым» малышам важны тактильные ощущения, обнимайте их почаще, целуйте.
  • Преобладание красного свидетельствует об открытости и активности ребенка. Как правило, такой малыш возбудим, непоседлив и часто непослушен. Однако беспокоиться не о чем, ведь это лишь его индивидуальная особенность. Такие дети полны энергии. Повзрослев, они смогут добиться успеха в жизни.
  • Если детский рисунок выполнен в синем цвете, в психологии это признак уравновешенности. Такие дети более спокойны и неторопливы.
  • Зеленый – цвет упрямства и настойчивости. Светло-зеленый говорит о необходимости защиты. Темно-зеленый должен насторожить родителей – ребенку не хватает внимания и любви. Такие дети вырастают замкнутыми, поэтому с самых малых лет в них нужно воспитывать открытость и вселять уверенность в защищенности.
  • Согласно психологии детского рисунка, желтый – цвет мечтательного малыша с живой фантазией и хорошо развитым воображением. Такие малыши любят играть в одиночестве, используя при этом абстрактные игрушки (различные веточки, камешки и пр.).
  • Если дитя нарисовало оранжевое небо, оранжевую маму – это признак возбуждения, которое не имеет выхода. Таких малышей сложно успокоить, поэтому их энергию лучше направлять в помощь родителям по дому. Совсем хорошо, если среди этих дел найдется такое, которое вызовет у ребенка интерес.
  • Превалирование фиолетового – показатель высокой чувствительности. Это творческая натура с богатым внутренним миром. Это ранимые дети, нуждающиеся в ласке и поощрении больше других.

Однозначно вызвать беспокойство должно преобладание темных оттенков на детском рисунке. По этому поводу психология говорит следующее.

  • Коричневый: отрицательные эмоции, проблемы со здоровьем, переживание семейных неурядиц.
  • Серый: бедность, отторжение, замкнутость.
  • Черный: стресс, угроза и даже психологическая травма.
  • Темно-красный (бардовый с оттенками черного): депрессия, тревожное состояние.

Преобладание этих цветов говорит о проблемах, с которыми лучше сразу обратиться к психологу.

Нажим на карандаш

Слабый нажим говорит о робости и пассивности. Если малыш постоянно стирает линии резинкой, это признак неуверенности и тревожности. Сильный нажим – свидетельство эмоциональной напряженности. А если нажим такой силы, что бумага рвется, это говорит о конфликтности и гиперактивности.

Положение и размер рисунка

Изображение в верхней части листа – признак высокой самооценки или мечтательности. Расположение мелкого рисунка в нижней части страницы – эмоциональное неблагополучие, низкая самооценка, депрессия.

Если рисунок получился настолько крупным, что малыш приклеил к нему другой листок, чтобы дорисовать недостающее, это показатель тревожного состояния. Также такие рисунки часто рисуют гиперактивные дети.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “«Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!” Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Интерпретацией рисунка человека в психологии занимаются арт терапевты, психологи, социальные работники. Интерпретируя детский рисунок, важно учитывать возраст малыша. Люди у трехлеток получаются «головоногими», это нормально. Однако о психологии детского рисунка с точки зрения психоэмоционального состояния «художника» все же лучше судить, когда малышу 4, 5 или 6 лет.

Безрадостные лица на рисунке или их отсутствие, угрожающая мимика и жесты – могут свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии ребенка. Однако специалисты успокаивают: по одному рисунку судить не стоит. Совсем другое дело, когда все рисунки ребенка, созданные в разные дни и месяцы, имеют схожую тенденцию к мрачности.

Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его структуру, сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Например, девочка Оля не нарисовала среди прочих членов семьи свою младшую сестренку. Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания. О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя.

Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье.

Также заметьте, в каком порядке ребенок рисует людей. Персонаж, нарисованный первым – главный для ребенка. Член семьи, изображенный боком или спиной, в напряженных отношениях с автором рисунка или в ссоре с ним.

Во время психологической расшифровки детских рисунков посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия. А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье.

Детские психологические тесты по рисункам

Специалисты в своей работе часто используют детские психологические тесты по рисункам для детей, в которых просят ребенка нарисовать семью, такую же девочку, такого же мальчика или другие ситуации. По рисунку оценивается психоэмоциональное состояние и личностное развитие крохи. Рассмотрим на примерах.

Психологический анализ детского рисунка с примером.

Рисунок мальчика 6 лет. В тесте прослеживается четкая организованность. Изображены все члены семьи.

Себя малыш нарисовал взрослым, но с короткими руками, что говорит о самокритичности, недостаточной умелости. Ребенок изображен рядом с братом и сестрой. Это свидетельство привязанности к ним.

Яркая мама, нарисованная первой, – главнее папы. Солнце и цветы – признак семейного благополучия и гармонии.

Обратим внимание, что если на рисунке солнце изображено в комнате, ребенку недостает семейного тепла.

А вот второй пример.

Члены семьи прижаты к краю листа. Штриховка, темные тона и плотность изображения говорят о тревожности. Папа нарисован крупнее мамы (крупнее не только комплекция, но и голова). Он – более значимая фигура в семье.

В заключение хотим предостеречь родителей от поспешной интерпретации детских рисунков и тем более постановки диагнозов.

Хотя на первый взгляд в психологии детского рисунка разобраться несложно, существует множество нюансов, о которых знают только специалисты.

Однако, если в творении маленького «живописца» вас что-то насторожило и это продолжает повторяться, не откладывайте визит к психологу.

Какие виды творчества особенно полезны детям-дошкольникам

Источник: https://viline.tv/deti/article/psihologia-detskogo-risunka-testy-i-interpretacia

О чем говорят детские рисунки

О чем говорят детские рисунки?
10.01.2018

Что больше всего любят дети дома? Когда идет дождь и не пошли гулять? Конечно, рисуют! Карандашами, красками, фломастерами, мелками. До пяти лет – рисунок одна из важных форм проявления их внутреннего мира. 

По рисунку можно легко понять и наглядно увидеть, как ребёнок относится к тому или иному члену семьи. Предложите нарисовать вашу семью, и вы сможете сделать свои выводы. Потому что рисунок семьи является одним из разновидностей психологических тестов.

Если вы наблюдали за тем, как он рисует, обратите внимание, с кого начал рисовать свою семью. Именно это наиболее значимый или авторитетный человек.

Кроме того, обычно любимый член семьи наиболее детально прорисовывается. Линии, плавные, насколько это возможно и непрерывные.

Человека, с которым сложились самые сложные отношения в семье или кто вызывает тревогу, ребенок изобразит более резкими, прерывистыми линиями, с бОльшим нажимом.

Рисунок 1. Центральное место на рисунке семьи занимает автопортрет ребенка. Он занимает значительное место на листе и превышает по размеру взрослых, это значит, что ребенок ощущает себя значимым, он – центральная фигура в семье, первенец.

В некоторых случаях, помимо родственников ребенок может нарисовать придуманный персонаж или животное. Это не всегда говорит о трудностях во взаимоотношениях, но всегда о его фантазиях, в мире которых ему уютнее. 

Рисунок 2. Маленький художник рядом с автопортретом нарисовал фею, своего любимого персонажа. Брат и сестра на рисунке отсутствуют. Девочка комфортнее себя чувствует одна. Так она легче занимает внимание родителей. Она изобразила себя в центре листа. Прямо под солнцем. Она живет в мире фантазии, украсила себя короной.

По размерам нарисованных людей косвенно можно судить о самооценке малыша, если люди небольшого размера, то и оценивает себя малыш, вероятнее всего, низковато.

Человек, играющий большую роль для малыша и занимающий огромное место в жизни, и на рисунке занимает больше места, он всегда самый крупный. Обычно у малышей – это мама. Поэтому у нее всегда самый большой рот и самые большие глаза.

Высокий человек на рисунке – всегда самый влиятельный или главный. 

Рисунки 3,4. Эти рисунки принадлежат одной и той же девочке, выполнены в разное время ее жизни. Если обратить внимание на рисунок слева, девочка копирует позу и прическу старшей сестры, старается быть на нее похожей.

На рисунке справа та же семья после появления новорожденного малыша. Посмотрите, как изображает старших детей художник: они держаться за руки, они сплоченны, они стоят отдельно от родителей, потому что те заняты младенцем.

И в этот момент девочка испытывает бОльшую близость не старшей сестрой по полу, а с братом – по возрасту. 

Если люди на рисунке высоко подняты над землей, а не твердо стоят на земле, это может говорить о том, что ребенок испытывает неуверенность в силах. Но что точно говорит само за себя – так это расстояние между нарисованными людьми. Расположены рядом – в семье мир и гармония, еще лучше, если держатся за руки.

Тут все предельно просто: чем ближе с человеком в жизни, тем ближе автопортрет малыша к этому члену семьи на и рисунке. Только при тесном психологическом контакте и хороших отношениях малыш изобразит соприкосновение персонажей. Поэтому чаще всего юный художник держит маму и папу за руки на своих рисунках.

Или братика и сестру, если разница в возрасте невелика.

Если между людьми нарисованы предметы или, например, папа стоит в стороне, это говорит о разобщенности семьи и отдалении папы в жизни ребенка. 

Рисунок 5. Любопытно, что автор рисунка – та же девочка. Но здесь можем наблюдать, что папа стоит в отдалении от всех членов семьи, более того он отгорожен от них посторонним предметом (цветком). Это говорит о сложных отношениях с отцом, можно предположить, что они редко видятся. Девочка чувствует близость с мамой и сестрой. 

Не пугайтесь черного цвета. Если вдруг ребенок взял и нарисовал всех черным цветом. Для него – это самый яркий, отнюдь не депрессивный цвет. Конечно, хорошо, когда ребенок постарше использует для рисования всю палитру красок. 

Рисунок 6. Рисунок семьи пятилетнего мальчика. Видим, что он копирует и хочет быть похожим на папу. В семье царит гармония и взаимопонимание, все держатся за руки и улыбаются, комфортнее и ближе ребенку с отцом и сестрой.

Почти всегда на детских рисунках есть солнце. Это знак – тепла и благополучия. Если кто-то отгораживает ребенка от солнца на рисунке, с этим человеком ему менее комфортно.

Рисунок 7. На этом рисунке совсем юный художник изобразил две центральные фигуры в семье, это он и мама. Солнце, улыбки и дом, что еще нужно для счастья?

Редкий случай, когда на рисунке своей семьи ребенок не нарисует себя. Если так случилось, вероятно, он чувствует себя ненужным и лишним. 

Не всегда можно выразить свои чувства словами, с помощью рисунка мы можем судить о настроении и самочувствии своего родного малыша.

Вперед за карандашами!

Автор Алина Свитова
Фото автора

Источник: https://www.mamcompany.ru/articles/o-chem-govoryat-detskie-risunki/

О чем говорят детские рисунки наших любимых малышей – детская психология

О чем говорят детские рисунки?

В процессе рисования ребенок полностью выражает свои чувства, раскрывает свой внутренний мир. Это одновременно и удовольствие, и польза! Рисуя, дети не контролируют свои эмоции, они создают шедевр душой. Именно поэтому рассматривая детские рисунки можно узнать о том, что творится в голове у чада.

Специалисты по рисункам могут увидеть настроение малыша, его страхи и проблемы. Вовремя отследив тревожные симптомы, можно успеть предпринять необходимые меры и избавить ребенка от некоторых проблем. 

При желании, основам анализа могут научиться и родители, которые хотят понять, что беспокоит малыша, что для него важно.

Анализ рисунков поможет выявить:

  • скрытые переживания и страхи;
  • мечты и желания;
  • что не нравится малышу;
  • наклонности и приоритеты;
  • соответствие развития соответственно возрасту.

Что рисуют дети разного возраста

В основном дети рисуют то, что их окружает повседневно: дом, семья, животные и т.д. Самые маленькие художники (до 3-х лет) рисуют как мы думаем, непонятные линии и кружочки, и каких-то странных “головоногов”. В большинстве случаев, сначала рождается “шедевр”, а уже потом юный живописец решает, что же он нарисовал.

К 4-5 годам, ребенок начинает рисовать родителей, дома и животных. Но все еще только в общих формах, без конкретных деталей. Дети этого возраста еще не могут свободно выражать свои мысли и чувства словами. Одним из способов самовыражения четырехлетнего  ребенка является рисунок.

В 5-6 лет юные художники уже вполне могут прорисовывать не только крупные детали, но и мелкие тоже. Мальчики любят рисовать машинки, оружие, инструменты, роботов и т.д. Девочки обычно изображают принцесс, животных, замки.

Рисунки детей возраста от 4 до 7 лет подходят больше всего для наблюдения и расшифровывания.

Как рисунок расположен на листе

Все пространство листа нужно разделить двумя осями, точка пересечения — это центр. Самый благоприятный вариант — когда рисунок расположен именно в центре.

Если он нарисован выше, то ребенок имеет высокую самооценку, стремится завоевать лидерство в коллективе. Если наоборот рисунок размещен ниже, то художник не уверен в себе, его не признают в коллективе. 

Изображение расположено левее от центра — ребенок больше устремлен в прошлое. Такие дети малоактивны и практически не имеют планов.

Если рисунок правее центра — то художник устремлен в будущее, он все время весел и активен.

О чем говорит рисунок

  1. Размер рисунка. Дети, которые имеют заниженную самооценку, рисуют мелкие рисунки, и по окончании работы, места на листе остается предостаточно. У тех же, у кого рисунок большой, самооценка завышена.
  2. Характер нажима.

    Наверняка вы замечали, что некоторые малыши, рисуя, сильно нажимают на карандаш. Это говорит о напряжении ребенка.

  3. Штриховка на рисунках повествует о излишней тревожности, страхе или плохом настроении.

  4. Стереотипные изображения говорят о возможных проблемах с мировосприятием. 
  5. Нестандартные рисунки. Не стоит впадать в ужас, увидев, что малыш рисует что-то неординарное. Возможно, он просто где-то что-то срисовал.
  6. Нечеткие линии, неясный рисунок могут говорить о неуверенности или серьезных неврологических отклонениях. 

О чем расскажет рисунок семьи 

  • Посмотрите, кто входит в состав семьи, которую нарисовал малыш. Хорошо, если на рисунке присутствуют все. А то бывают случаи, когда на просьбу нарисовать свою семью, ребенок рисует себя, кошку, телевизор.
  • Изучите, с каким настроением изображены люди. Они улыбаются или ругаются?
  • Обратите внимание на рост и размер родственников, изображенный на рисунке. Они могут быть в соответствии с действительностью, например, папа самый высокий, или же выражать “кто в доме главный”
  • Рассмотрите, как расположены фигуры на листе. Если кто-то поодаль, то это означает, что человек отдален от малыша, либо на самом деле, либо косвенно.

О чем говорят цвета

  • Желтый цвет говорит о непосредственности, оптимизме, положительных эмоциях. Но дети, выбирающие этот цвет, любят беспорядок и не могут самостоятельно принимать решения.
  • Зеленый выбирают малыши, которым недостает материнской любви. Они упрямы, настойчивы. не любят перемен.
  • Коричневые цвета чаще выражают отрицательные эмоции, физический дискомфорт. Это цвет преобладает и у больного малыша. 
  • Красный используют дети с большой силой воли и легковозбудимые. Они любят активные игры, непослушны, неусидчивы. Для таких детей важна похвала.
  • Фиолетовый цвет предпочитают малыши с богатой фантазией и хорошо развитой интуицией. Дети, выбирающие фиолетовые оттенки, артистичны и чувствительны. 
  • Черный выражает подавленность и протест.

Отличия рисунков детей с разными характерами

  1. Оптимистические дети рисуют с удовольствием. И рисунки у них рождаются сами. Изображение средней величины, расположено в средней части листа. Рисунки обычно приятные и вызывают умиление.
  2. Замкнутые малыши практически никогда не рисуют руки. Это как раз и говорит о их застенчивости.
  3. Тревожные дети рисуют мелкие изображения. Это повествует о неуверенности юных художников в себе. У персонажей изображены короткие руки и ноги, что символизирует чувство незащищенности.
  4. Агрессивные дети рисуют очень большие непропорциональные пальцы. Этим они выражают желание побеждать.

Тревожные симптомы в рисунке

  • Большие четкие глаза говорят о скрытом страхе художника.
  • Малыш не рисует глаза или рот, что означает, что в жизни есть трудности с общением.
  • На рисунках какие-то странные фантастические существа, символизирующие что ребенку некомфортно в настоящем мире. 
  • Большие руки, оружия, зубы, ногти, пожар — все это может говорит об скрытой агрессии.

Что делать не надо

  1. Не надо пытаться анализировать все рисунки, которые изображает юный художник. Особенно те, которые рисуются “по заказу”.
  2. Не додумывайте элементы, которые не понятны на изображении.
  3. И, конечно, не надо изучая рисунок допытывать у ребенка почему нет на рисунке папы, или почему у мамы зеленое платье и т.д.

Вопросы и ответы

Вопрос: Если спрятать все карандаши и фломастеры темных цветов, может быть все рисунки станут позитивные.

Ответ: Психологи ни в коем случае не рекомендуют этого делать. Ведь негатив и отрицательные эмоции все равно останутся. И уж пусть у ребенка будет возможность выбора цвета, которым он будет рисовать. Как только у малыша исчезнут психологические проблемы его ручонки сами потянутся к ярким цветам.

Вопрос: Почему ребенок сильно нажимает на карандаш когда рисует.

Ответ: Сильный нажим, как и слабый, может говорить о неуверенности малыша, о его страхах. Возможно, вы слишком опекаете дите, и необходимо ослабить ”хватку” и дать малышу больше свободы.

Вопрос: Почему ребенок избегает какого-либо цвета? 

Ответ: Ничего необычного в этом нет, ведь взрослые тоже любят не все цвета. Знаю такой случай, когда мальчик наотрез отказывался рисовать синим цветом и его оттенками, даже море у него было нарисовано зеленым. Оказалось, что в младенчестве мальчик был окружен огромным количеством предметов синего цвета. И он просто “устал” от него и теперь никак не хотел воспринимать этот цвет. 

Если ребенок постоянно рисует темными мрачными цветами, то это может говорить либо о подавленности, либо просто о эстетическом предпочтении.

В любом случае, если вас беспокоят рисунки юного живописца, обратитесь к психологу, который проведет специальные тесты и поможет выявить проблемы, если они есть.

Источник: https://kidspsychology.ru/povedenie/o-chem-govoryat-detskie-risunki/

О чем говорят детские рисунки?

О чем говорят детские рисунки?

  • Рекомендации специалистов
  • 3-7 лет
  • детские рисунки

Детские рисунки понять непросто, поскольку сюжет и герои не столько нарисованы, сколько задуманы и намечены юным художником.

Кроме того, в процесс рисования замысел может меняться, и родителям бывает сложно понять, что хотел сказать автор.

Тем не менее, именно по рисункам можно определить его отношение к семье, к каждому из близких, а также узнать о его беспокойствах и страхах, о наличии агрессивности, и даже о чем мечтает ребенок.

Интерпретация рисунков детей 3-5 лет

Профессионально провести подробный анализ рисунка ребенка и определить картину его психологического состояния может специалист. Но основы интерпретации рисунков довольно просты и самостоятельно проанализировать творчество своих чад могут сами родители. Детские психологи составили список основных признаков, на которые нужно обращать внимание при анализе рисунка ребенка.

Центральное место на рисунке

Чтобы понять эмоциональное состояние ребенка, родителям стоит обратить внимание на расположение рисунка на листе:

  • когда ребенок чувствует любовь и заботу родителей, он обязательно нарисует себя и своих родных в центре листа (ребенок в центре, а по бокам мама и папа);
  • если рисунок не поместился на бумаге, это может говорить об импульсивности, частой смене настроения у ребенка;
  • если изображение расположено не в центре листа, а левее или правее, и на листе остается много свободного места – это признак того, что ребенок ощущает себя слабым, ненужным, не верит в собственные силы.

Изображение себя

То, как ребенок изображает себя на рисунке, говорит об его отношении к членам семьи и окружающим людям:

  • если на рисунке ребенок изображает себя крупнее остальных членов семьи, скорее всего, у него завышенная самооценка. Более того, родители позволяют ему слишком многое;
  • если малыш изобразил себя в открытой позе (руки и ноги широко расставлены, фигура крупная, чаще округлая), то это говорит о его общительности и жизнерадостности;
  • «закрытая» поза (руки прижаты к телу или спрятаны за спину, фигура вытянутая, угловатая) свидетельствует о замкнутости ребенка. Скорее всего, он стеснительный и у него есть проблемы в общении со сверстниками.
  • в рисунке ребенка также имеют большое значение детали и их прорисовка. Например, большое количество деталей на одежде нарисованных персонажей часто встречается на рисунках детей, желающих привлечь к себе внимание.

Изображение родственников

О сложной психоэмоциональной обстановке в семье свидетельствует повторяющийся на протяжении определенного времени сюжет детского рисунка.

Так, например, если ребенок регулярно «забывает» нарисовать кого-то из близких, это тревожный сигнал. То же самое можно сказать, если он не раскрашивает изображенных на рисунке членов семьи.

Таким образом ребенок «мстит» тем родственникам, которые регулярно унижают или подавляют его.

Символы агрессии

Символы агрессии в детских рисунках, например, большие кулаки, оружие, пожар, четко прорисованные зубы и ногти, могут свидетельствовать как о склонности ребенка к враждебности и жестокости, так и о защитной форме его поведения.

Если они встречаются в рисунках вашего чада, стоит поговорить с ним о том, что волнует его в данный момент.

Доброжелательно поинтересуйтесь, по отношению к чему или к кому его герой испытывает негативные чувства, или от кого он вынужден таким образом защищаться.

«Если ребенок знает, что его могут выслушать, не вынося вердиктов, то он может поделиться со взрослыми и подоплекой рисунков. Можно попросить ребенка рассказать о том, что изображено на рисунке.

Рассказывая о том или ином персонаже, ребенок, на самом деле, расскажет о собственных переживаниях.

Дело взрослых – быть внимательными и доброжелательными слушателями», – считает президент Ассоциации игровой психотерапии, практикующий психолог Елена Пиотровская.

Признаки неуверенности и страха

Рисунок ребенка может рассказать о внутреннем мире юного художника, о его чувствах и переживаниях, а иногда и страхах.

  1. Если на рисунках множество исправлений (например, ребенок часто стирал, а затем заново прорисовывал линии), скорее всего, в семье напряженная атмосфера, которая является причиной его тревоги и неуверенности.
  2. О том же свидетельствуют прерывистые линии, штрихи, отсутствие четких контуров.
  3. Чрезмерно большие глаза на детских портретах, особенно с сильно закрашенными зрачками, говорят о том, что ребенок часто испытывает тревогу или страх.
  4. Если линии рисунка слабые, едва заметные, скорее всего, малыш не уверен в родительской любви, боится допустить ошибку или страдает от чрезмерной критики.

«Я бы предостерегла родителей от однозначных и «лобовых» трактовок рисунков ребенка. Одно и то же изображение, один и тот же сюжет могут быть продиктованы самыми разными причинами и обстоятельствами. Один и тот же признак может иметь разные значения.

К примеру, фигура автора, изображенная намного более крупно, чем другие фигуры на рисунке, может означать как склонность к повышенной самооценке, так и компенсаторное желание чувствовать свою значимость при заниженной самооценке», – говорит Елена Пиотровская.

По ее мнению, однозначная трактовка того или иного признака, без учета всей картины нарисованного в целом, без учета контекста выполнения рисунка – недопустимы.

«Искусство «читать рисунки» вырабатывается в процессе обучения и практики. Если родителей смущает содержание рисунков ребенка, имеет смысл обратиться к специалисту», – считает эксперт.

Получить консультацию психолога по детским рисункам вы можете на портале «Я-родитель». Для этого попросите своего ребенка выполнить два простых задания и заполните анкету-заявку, размещенную на нашем сайте.

Виктория Котлярова

Узнайте, достаточно ли у вас знаний, чтобы правильно воспитывать ребенка.

Что я знаю о детстве?

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/o-chem-govoryat-detskie-risunki/

Как читать детские рисунки?

О чем говорят детские рисунки?

Традиционно считается, что в первую очередь необходимо оценить цветовую гамму рисунка.

Во многих источниках мне встречались более или менее вольные интерпретации главным образом исследований Люшера о связи «цвета и характера» — то есть состояния психики и цветовых предпочтений.

О значениях цветов написано чрезвычайно много и без меня, при желании в Интернете можно найти достаточное количество информации, поэтому я сделаю акцент на другом. pixabay.com

Безусловно, цвет — это важно. Однако важно помнить и то, что нельзя категорично заявлять нечто вроде

если рисунок сделан черным — ребенок находится в состоянии депрессии, а если красным — он чрезмерно агрессивен.

Оценивая цветовую гамму детских картинок, следует обращать внимание вот на что:

  • Есть ли у ребенка достаточный выбор цветов, которые можно использовать? (Известны случаи, когда ребенок рисовал «мрачный» рисунок только потому, что коробка карандашей была на всех одна и ему как раз достался черный или серый.)
  • Как часто использует какой-либо цвет ваш малыш? Всегда ли он выбирает преимущественно красный, к примеру, карандаш, или же это ситуационный выбор? С какими цветами он его комбинирует?

Так, согласно исследованиям А. Л. Венгера, темно-коричневые, серые и черные цвета в качестве преобладающих, постоянно выбираемых — признаки депрессивного состояния. Слишком много красного свидетельствует об актуальном (здесь и сейчас) состоянии тревоги, эмоциональной напряженности.

Но если красный — постоянно предпочитаемый цвет, это может говорить о невротизации или повышенной конфликтности. Обилие красного в сочетании с темными тонами — возможная тревожная депрессия. pixabay.

com

  • Какие тона вообще преобладают в рисунке — теплые или холодные? Избыток темно-голубых и фиолетовых цветов может говорить о сниженном настроении или просто о высокой чувствительности. Выполнение почти всех работ «в пастельных тонах» также говорит о чувствительности либо о тревожности как личностной особенности.
  • Использует ли ребенок всю палитру, либо его цветовая гамма обычно бедна и он ограничивается парой-тройкой цветов? Если это так, то можно говорить об астении, усталости, пассивности или даже о депрессии.
  • Каким цветом кто нарисован? Постоянно ли ребенок выбирает именно этот цвет для данного члена семьи, животного? Сравните серию рисунков, выполненных ребенком в разное время. Появился ли вызывающий вопросы цвет только как тенденция последних дней, или так было всегда?

pixabay.com

Следующий важный момент — нажим на карандаш. Это — показатель психомоторного тонуса ребенка.

Если нажим слабенький, легкий, неуверенный — это говорит о робости, пассивности, астении (истощенности психики) малыша.

Если линии постоянно стираются — это свидетельство неуверенности, эмоциональной неустойчивости, тревожности. А когда штрихи делаются как бы эскизными — сначала легонькими штришками, потом наводятся жирнее — это попытка контролировать свою тревогу, взять себя в руки.

Если контуры изображений жирные, сильно продавливают бумагу, это может быть свидетельством эмоциональной напряженности, импульсивности. Ну, а если карандаш рвет лист — это признак возможной конфликтности, агрессивности, либо просто возбужденного состояния или гиперактивности.

Размер рисунков также немаловажен. В норме самый крупный объект рисунка занимает примерно 2/3 листа формата А4.

Если рисунок человека или животного очень велик, занимает весь лист или даже выходит за его пределы (иногда ребенок переворачивает лист или приклеивает сбоку еще один, чтоб дорисовать то, что «не поместилось») — это может навести на мысль о тревожном или стрессовом состоянии малыша в данный момент (а еще такие рисунки характерны для импульсивных и гиперактивных деток). А вот малюсенький рисунок часто говорит о низкой самооценке или депрессии. Если же размер рисунков непостоянен — ребенок эмоционально нестабилен. pixabay.com

Задуматься заставит и расположение рисунка на листе.

Рисунок в верхней части листа свидетельствует о высокой самооценке (либо о склонности к «витанию в облаках»), а вот мелкий размер в сочетании с расположением «внизу» может говорить об эмоциональном неблагополучии. Помните рисунок «очень одинокого петуха», который нарисовал Карлсон? Крошечное нечто в нижнем уголочке листа — и больше ничего…

Обратите внимание также на то, насколько тщательно нарисовано изображение, насколько оно детализировано.

Если подробностей много — у ребенка, скорее всего, живое воображение, творческая направленность (хотя возможно, он просто демонстративен).

Однако всмотритесь, какого рода все эти детали: если они однотипны и количество их велико (к примеру, ребенок не поленился нарисовать 39 пуговиц на мундире солдата или 154 чешуйки на рыбе) — это может быть свидетельством тревожности, ригидности, перфекционизма.

Важен и темп работы ребенка: если малыш рисует медленно, но старательно — значит, таковы особенности его темперамента, а вот медленное и вялое, без интереса рисование — признак пассивности, истощенности нервной системы или депрессивного состояния. Высокий темп говорит о том, что перед нами активный живчик. Если же при этом рисунок размашист и неаккуратен — ребенок, скорее всего, гиперактивен (либо негативно настроен и стремится поскорей «отвязаться» от вас и сделать все побыстрее и кое-как). pixabay.com

Подсказкой будут реплики ребенка во время работы. Если малыш делится в процессе создания сюжета своими мыслями, рассказывает о том, что рисовать любит — он настроен положительно и, скорее всего, психологически благополучен.

Если малыш постоянно уточняет, что и как «правильно» надо делать — это маленький перфекционист, и/или он тревожен и не уверен в себе.

Ну, а если просьба нарисовать что-либо вообще воспринимается «в штыки» либо сопровождается нытьем вроде «скучно», «надоело» — это может объясняться и робостью, и усталостью, и негативизмом, и неумелостью в общении, и стремлением уйти от трудностей.

Еще раз хотелось бы предостеречь от скоропалительных выводов о состоянии ребенка на основе одного признака: только если вы видите «симптомы» тревожности или депрессии в нескольких элементах сразу, и тем более — в разных рисунках, можно делать какие-либо выводы.

Однако и в этом случае надо воспринимать ситуацию в общем контексте: к примеру, если нарисованное существо тщательно заштриховано — это, конечно, может быть признаком тревожности и неуверенности.

Но может быть также свидетельством того, что ребенок посещает художественную школу и его там уже научили, «как рисовать правильно», т. е. передавать штриховкой оттенок и объем. pixabay.com

Чрезвычайно важным в рисунке является сюжет и то общее впечатление, которое он производит. Конечно, впечатление — дело тонкое: маму, допустим, картинка чем-то расстроит, а папу — вполне устроит.

Однако есть такие рисунки, которые безусловно производят тягостное впечатление на любого зрителя: изображения сцен насилия, ран, крови, асоциальных сюжетов, агрессивных, «вооруженных изо всех сил» персонажей или же существ совершенно непропорциональных, с грубыми искажениям формы и пропорций (явно не по возрасту). Все это, по утверждениям признанных мастеров исследования детского рисунка Дж.

Дилео и А. Л. Венгера, — признаки неблагополучия. Однако повторюсь — лишь признаки, и об истинном положении вещей следует судить, только тщательно проанализировав множество факторов.

Для этого существуют специальные проективные тесты — так называемые «рисуночные методики», с помощью которых детские психологи вместе со специалистами по психоанализу могут составить представление о состоянии ребенка. Речь о них и пойдет в следующих статьях.

Источник: https://shkolazhizni.ru/psychology/articles/27746/

Для родителей
Добавить комментарий