О детях и хороших манерах

«Мудрые родители воспитывают в детях нравственность, ведь обладающие знанием этикета приносят славу всей семье».

Чанакья Пандит

Манеры и этикет детей в доме

Семья – это такое место, где дети учатся не только хорошим манерам, но и основным ценностям и этике. Это убежище, где Ваши дети учатся делиться и уважать пространство всех других членов семьи. Это место, где дети на практике осваивают основы этикета, а затем должны будут нести их по жизни.

Давайте начнем с уважения. Уважение к частной жизни человека – это очень важно. В семье – это одно из самых важных правил. Родители, подростки и даже самые маленькие дети – все заслуживают определенной доли конфиденциальности, уважения личной жизни.

Большинство этих «хороших манер и этикета для детей», которые указаны ниже, применимы как для родителей, так и для детей. И запомните, что Вы должны на практике осуществлять то, что вы проповедуете!

1. Возьмите за правило, начинать день с приветствия, а заканчивать его с прощания.

2. Если дверь закрыта, то уважительным и хорошим тоном является постучать и дождаться разрешения войти.

3. Если  хотите что-то взять, всегда спрашивайте разрешение и убедитесь, что  возвращаете то, что позаимствовали.

4. Объясните, что читать дневники и письма (сестры/брата, например) не прилично.

5. Дела Вашей семьи являются частными делами Вашей семьи, и посторонним не всегда обязательно об этом знать. Однако, если кто-то из членов семьи проявляет насилие в любой его форме, то необходимо уведомить об этом специалистов или органы власти.

6. Научите ребенка убирать за собой. Ванна, туалет, посуда на кухне – все должно оставаться в чистоте и в порядке.

7. Хорошие манеры за столом и этикет для детей должны стать образом  жизни.

8. Родители в любое время должны контролировать свое собственное поведение, показывать примеры хороших манер и этикетного поведения, и, конечно, хорошего социального поведения.

Правила поведения за столом

Этикет для детей за столом не особо отличается от правил для взрослых. Ребенку необходимо знать элементарные правила, для того, чтобы он ничего не разлил, не испачкал себя и другого, а также не поперхнулся и доставлял меньше работы по уборке стола, за которым он ел.

Очень большое значение в детском этикете отводится поведению ребенка за столом:

  • садиться за стол и приступать к еде нужно вместе со всеми;
  • перед едой нужно постелить салфетку на колени, чтобы не испачкать одежду;
  • садясь за обеденный стол, нельзя раскладывать на нем локти, также не допускается раскачивание на стуле;
  • из общей посуды набирать пищу можно только теми столовыми приборами, которые специально для этого предназначены (вилка на блюде с мясом, ложка в салатнике);
  • с едой во рту нельзя разговаривать, а пищу жевать – с закрытым ртом;
  • руки и губы нужно вытирать салфетками, а не скатертью или одеждой;
  • пирожные и куски торта едят ложечкой с тарелки, а не берут в руку
  • встать из-за стола можно после разрешения взрослых или вместе со всеми.
  • после еды обязательно нужно сказать «спасибо» тому, кто готовил или подавал блюда.

Родители не только должны пояснять ребенку эти правила, но и показывать их выполнение собственным примером. Лучше всего, если обеды и ужины будут совместными.

Речевой этикет для детей

Вопрос этики общения для детей не менее актуален, чем все остальные правила поведения. Ребенку необходимо прививать уважение к старшим и научить его выражать уважение вербально.

Например, первым здороваться с взрослыми, не влезать в разговоры старших, обязательно прощаться с ними.

Впрочем, уважение в рамках общения он обязан проявлять не только к старшим, но и к ровесникам, и к детям младше себя.

Ребенок должен знать такие слова благодарности, как спасибо и пожалуйста. Если он в чем-то провинился, он должен извиниться перед теми, кого обидел.

Расскажите, как необходимо вести себя в общении со сверстниками:

  • нельзя давать прозвища другим детям, обзывать их, это обидно;
  • если кто-то поступил нечестно или неправильно, не нужно его оскорблять, достаточно указать ему на его поступок;
  • с чужой вещью необходимо обращаться аккуратно, после чего вернуть владельцу;
  • при встрече и расставании с друзьями всегда следует здороваться и прощаться;
  • обидев кого-то нечаянно либо намеренно, нужно сразу же извиниться и помириться с ним (кстати, есть очень много считалок для примирения);
  • недопустимо дразнить более слабого ребенка или высмеивать чужие неудачи – лучше помочь;
  • не стоит ябедничать по пустякам, но о серьезных проделках необходимо рассказать взрослым.

Гостевой этикет для детей

В рамках гостевого этикета родителям следует пояснить своему чаду, как необходимо вести себя в гостях и принимать гостей у себя. В зависимости от возраста и пола ребенка могут применяться следующие правила манер и этикета для детей:

1.  Открывая дверь и приглашая гостей, нужно улыбаться и быть приветливым.

2.  Если ребенок – мальчик, то хорошим тоном мужского приветствия является пожатие руки взрослого мужчины.

3.  Если пришли бабушка и дедушка, было бы хорошо обнять и поцеловать их.

4.  Если взрослые задают вопросы ребенку, то ему необходимо вежливо ответить на них или уклониться от ответа, если ребенок застенчив или не хочет больше разговаривать.

В гостях

Не менее важно проявлять хорошие манеры и знать, что такое правильный этикет, когда ваше чадо гостит в чужом доме. Вот несколько правил поведения в гостях:

1.      Не ходите в гости, если вас не приглашали или Вы не позвонили, чтобы оговорить удобное время встречи.

2.      Разрешение от обоих родителей является обязательным, особенно если ваш ребенок  желаете остаться на ночь.

3.      Никогда не думайте, что ваш ребенок можете оставаться в гостях столько, сколько того будет угодно. Родители друга должны точно знать, когда Вы их покинете и как Вы доберетесь до дома.

4.      Помогайте, если Вас об этом просят; не ждите, что Вас будут опекать и прислуживать вам.

5.      Обязательно скажите «спасибо», когда покидаете дом. Ответным жестом пригласите друга в ваш дом когда-нибудь в будущем.

Общие правила хорошего тона и этикета в общественных местах

  1. Уступайте место пожилому человеку, инвалиду и беременной женщине. Потому что это не только хорошие манеры, но и память о том, что в один прекрасный день Вы тоже будете старым и хрупким.
  2. Не сидите, закинув ноги вверх, это отвратительная привычка. Люди не должны смотреть на грязные подошвы Ваших ботинок.
  3. Не ешьте в общественном транспорте – это неприятно и запах гамбургеров, торта, чипсов и пр., вполне может вызвать тошноту у других пассажиров.
  4. Выключите свой мобильный телефон, поскольку остальные пассажиры не заинтересованы в ваших личных делах.
  5. Выключите свой портативный музыкальный проигрыватель, часто очень раздражает слушать непрерывные ударные звуки.
  6. Бросайте мусор в мусорную корзину, представьте себе, если бы все разбрасывали мусор по улицам.
  7. Когда находитесь в обществе, старайтесь делать голос потише и поведение менее шумным, у кого-то из людей вокруг вас может быть плохой день.
  8. Запугивать других детей – это трусость. Ведь Вам бы не хотелось, чтобы кто-то сделал такое с вами!
  9. Не задирайтесь и не хулиганьте. Будьте вежливы – ваши манеры говорят сами за себя. Даже если это взрослый пытается запугать вас, у вас есть право защищать себя.
  10. Старых людей легко обидеть, будьте добрыми, вежливыми, уважительными и почтительными.
  11. Откройте дверь для других. Позвольте взрослым пройти в первую очередь, а Вы держите дверь открытой для них. Если же Вы входите первыми, не позволяйте, чтобы дверь хлопнула перед лицом тех, кто идет за вами.
  12. Прежде чем войти в лифт, позвольте людям из лифта выйти первыми. Это правило этикета также относится к зданиям, или даже комнатам, где человек изнутри выходит первым.

Игры для детей по этикету

Для маленьких детей, еще не умеющих читать, лучшим способом привить нормы поведения являются игры и сказки. Читая им про героев, которые совершают неправильные поступки и страдают от этого, родители помогают ребенку усвоить основные нормы этикета. Хорошим подспорьем в этом вопросе являются правила, предложенные в стихотворной форме.

Для игр также можно выбрать игрушки и куклы, для которых ребенок и сам может выступать в роли учителя. Такие игры детям приятны тем, что им не нужно находиться в роли послушного ученика.

Обучение детей этикету в старшем возрасте также возможно посредством игры. Например, детям можно предложить часть правил, написанных на листке бумаги, а продолжение каждого правила детям нужно будет найти самостоятельно.

Источник: http://cdutt-kirov.ucoz.ru/publ/ugolok_dlja_roditelej/dlja_roditelej/rasskazhite_detjam_o_khoroshikh_manerakh_i_o_pravilakh_ehtiketa/4-1-0-33

Хорошие манеры, которым нужно научить ребенка – Развитие ребенка

О детях и хороших манерах

Мы часто видим детей, которые устраивают истерики в людных местах или выкрикивают грубые слова. В таких случаях мы думаем: «Почему родители не научили ребенка хорошим манерам?» Но многие из нас и сами не знают, каким именно манерам нужно учить ребенка в детстве.

Основные правила поведения, которым нужно научить детей, не так уж сложны. Однако если этого не сделать, ребенок вырастет невоспитанным взрослым. И такое положение вещей изменить будет гораздо сложнее.

Прививать ребенку хорошие манеры важно потому, что это учит его быть внимательным к окружающим. Манеры помогают переключить фокус внимания ребенка с собственных желаний и потребностей на желания и потребности окружающих. Иными словами, манеры помогают детям стать лучше.

Привить ребенку хорошие манеры в короткий срок невозможно. Это длительный процесс, и начинать его нужно с раннего детства. Например, когда дети обмениваются игрушками, они учатся заботиться о близких людях. Также они учатся дружбе. Иными словами, хорошие манеры – это не признак высших слоев общества, а навык, необходимый каждому.

Рассмотрим основные правила поведения, которым необходимо научить ребенка.

Говорить «пожалуйста», «спасибо», «извините»

Если ребенок хочет что-то, он должен сказать об этом вежливо, например: «Дайте мне, пожалуйста, стакан воды». Это и есть хорошие манеры. Выражение благодарности, когда ребенок получает желаемое, также важно.

Если ребенок толкнул кого-то или что-то пролил, он должен сказать: «Мне очень жаль». Дети часто проявляют неуважительные реакции в таких случаях.

Если ребенок не расслышал, что ему сказали, он должен сказать: «Извините, я не расслышал».

Эти фразы – не просто вычурные слова. Они помогают ребенку понять, как важно относиться к окружающим уважительно.

Никогда не говорить плохого о внешности людей

Дети должны знать, что невежливо высказывать комментарии о внешности людей. Нельзя также высмеивать своих сверстников. Объясните ребенку, что цвет кожи, рост, внешняя красота и т.д.

дается человеку от природы и это нельзя обсуждать. Нельзя также смеяться над именами или фамилиями людей или говорить фразы типа «ты скучный».

В общении с людьми справедливо всем известное правило: если тебе нечего сказать – промолчи.

Приветствовать гостей улыбкой или словами «привет» или «здравствуйте»

Для взрослых это правило может показаться банальностью, потому что уже крепко вошло в привычку. Но дети иногда не обращают внимания а такие детали. Не обращать внимания на появление гостя – это невежливо. Необходимо научить ребенка приветствовать гостей, даже незнакомых, улыбкой и приветственным словом.

 Рукопожатие и зрительный контакт также являются элементами этикета при приветствии. Если ребенок не обращает внимания на кого-то из пришедших домой родителей, – это невежливо. Более того, когда кто-то уходит, также необходимо улыбнуться и попрощаться. Такое поведение – не лицемерие. Вы даете понять ребенку, что каждый человек заслуживает уважения и любезного обращения.

Стучать, прежде чем входить

Приучите ребенка стучать, прежде чем входить в комнату. Дети не хотят вторгаться в чью-то частную жизнь, однако их следует научить этому простому действию. И научить этому ребенка следует дома.

Родители могут не уделять такой привычке должного внимания, считая ее банальной. Но ситуация выглядит иначе, когда ребенок входит к вам в спальню, когда вы спите.

Поэтому научите ребенка стучать, прежде чем входить.

Не перебивать окружающих

Прерывать другого человека, когда он говорит, невежливо, независимо от того, ребенок это или взрослый. Научите его, что он может начать говорить только тогда, когда закончит его собеседник. Перебивать собеседника – неуважительно. Кроме того, во время разговора важно уделять полное внимание собеседнику и поддерживать зрительный контакт.

Не шептать на ухо

Ребенок не должен подходить к маме и шептать ей что-то на ухо, когда она разговаривает с гостями. Объясните ребенку, что это невежливо и он должен говорить вслух. Если он стесняется или не может сказать что-либо вслух, он должен сказать: «Извини, можно тебя на минуточку? Это важно».

Прикрывать рот, когда он чихает или кашляет

Ребенок может забыть прикрыть рот, кашляя или чихая. Поэтому родители должны приучить его к этому. Объясните ему, что важно прикрывать рот рукой или платком, иначе микробы попадут на тех, кто находится рядом. Также неприлично высмаркивать нос в присутствии других людей. При необходимости это можно сделать в ванной.

Всегда делиться своими сладостями и игрушками

Научите ребенка предлагать угощение людям, которые находятся рядом, если он собирается что-то есть. Например, если у него есть коробка конфет, он должен предложить конфеты другим людям, и только после этого есть самому. Кроме того, следует делиться своими игрушками со сверстниками. Если в гости пришел другой ребенок, невежливо говорить ему: «Не трогай мои игрушки».

Представляться во время звонка по телефону

Важно также научить ребенка правилам телефонного этикета, хотя часто им уделяется недостаточно внимания. Объясните ребенку, что он должен всегда представляться, когда звонит кому-либо по телефону, и только после этого переходить к сути разговора. Это основное правило телефонного этикета. Его выполнение принесет ребенку большую пользу в старшем возрасте.

Не брать чужие вещи

Дети не должны брать вещи, которые им не принадлежат, даже если они испытывают любопытство. Они с раннего возраста должны уважать личные границы других людей. Чужие вещи трогать нельзя даже в своем доме, если только вам не разрешили это. Кроме того, если ребенку разрешили в гостях поиграть какой-либо игрушкой, он не должен просить забрать ее домой или устраивать по этому поводу истерику.

Возвращать то, что вы взяли

Если ребенок взял стакан воды или еду в свою комнату, он должен вернуть пустой стакан или тарелку обратно на кухню.

Если ребенок переоделся, старую одежду он должен отнести в корзину для грязной одежды. Если он играл своими игрушками, после этого он должен сложить их в коробку, а не бросать на пол.

Дети, которые учатся организованности, в будущем становятся ответственными и воспитанными взрослыми.

Благодаритьзаподарки

Все родители должны научить этому своих детей. Это важно, ведь дети получают много подарков от бабушек, дедушек, других родственников и знакомых в течение года. Следует выражать благодарность за каждый подарок.

Возможно, ребенок хотел получить что-то другое, но он должен поблагодарить человека за то, что он уделил время на то, чтобы выбрать и подарить подарок.

Если подарок ребенку не понравился, можно поблагодарить просто за внимательность и любезность.

Правила поведения за столом

Особенно важно научить ребенка правилам поведения за столом. Многие семьи собираются за столом, и семейные ужины становятся хорошим поводом научить ребенка правилам поведения. Рассмотрим основные правила поведения за столом.

Необходимо:

  • мыть руки перед едой;
  • использовать вилку во время еды;
  • извиниться, если вам нужно выйти из-за стола;
  • накладывать в тарелку столько еды, сколько вы сможете съесть;
  • благодарить человека, который приготовил обед или ужин.

Нельзя:

  • жевать с открытым ртом;
  • разговаривать с набитым ртом;
  • играть с едой или столовыми приборами;
  • открыто показывать, что вам не нравится блюдо;
  • наклоняться над столом;
  • ставить локти на стол во время еды;
  • ковыряться в зубах за столом.

Хотя прививать ребенку хорошие манеры важно, следует также понимать, что нельзя игнорировать их мнение. Неправильно было бы заставлять ребенка благодарить за блюдо, которое ему не понравилось, но вместо этого можно предложить ему выделить то, что ему понравилось или просто поблагодарить за заботу и приложенные усилия.

Дети многое повторяют за своими родителями, поэтому вам стоит показать ребенку хороший пример. Можно также научить ребенка правилам поведения в игровой форме, например, подготовив ему вопросы о том, как вести себя в тех или иных ситуациях. Например: «Ты пошел в магазин за молоком и не смог найти его на прилавках. Продавец разговаривает с другим клиентом. Как ты поступишь?».

Уча ребенка манерам, рассказывайте ему, почему это важно. Логическое объяснение приведет к тому, что ребенок быстрее согласится с вами. Не забывайте хвалить ребенка за хорошие манеры. Ему необходимо ваше одобрение.

Оцените публикацию

статьи: 5.00 из 5 на основе 8 оценок.

Вконтакт

Развитие ребенка
02.07.2018

Источник: https://childdevelop.ru/articles/upbring/6085/

Хорошие манеры, которым следует научить своих детей | Дети в городе Украина

О детях и хороших манерах

03 Май 2019 в 10:57

Блог Дети в городе >  Воспитание и уход >  Хорошие манеры, которым следует научить своих детей

Все родители хотят видеть своих детей воспитанными и вежливыми, но не всегда уделяют должное внимание привитию норм этикета. Научить детей хорошим манерам — это непростая, но очень необходимая и ответственная работа.

Вежливость и хорошие манеры делают нашу жизнь легче и комфортнее. Согласитесь, жить в мире, где даже незнакомцы вежливы друг с другом, гораздо приятнее. К тому же, хорошие манеры, приобретенные с детства, помогают детям чувствовать себя увереннее, ведь они точно знают, что говорить, как действовать и чего от них ждут в конкретных ситуациях.

Основные правила поведения, которым следует научить ребёнка

Дети разные — одни более общительны, и уже в трехлетнем возрасте любезно жмут руку при встрече, другие застенчивы, и им трудно идти на контакт с малознакомыми людьми. И это нормально. Однако, дети уже с дошкольного возраста должны уметь вежливо здороваться. К тому же, дети обычно приветствуются первыми — такое поведение является признаком дружелюбия и уважения к собеседнику.

Говорить «спасибо» и «пожалуйста»

Именно с этими словами обычно ассоциируют воспитанного ребёнка. Благодарить и вежливо просить детей учат с пеленок, и это правильно. Но кроме заучивания стоит уделить внимание и объяснению, ведь иногда дети просто «на автомате» говорят эти слова, не понимая их значимость.

Быть пунктуальным

Заставлять людей ждать себя невежливо. Ведь опоздание без уважительной причины — это проявление неуважения, которое будто говорит: «Мое время важнее, чем твоё. Жди меня, пока я занимаюсь более интересными делами».

Конечно, дети не договариваются о важных встречах, для чего им пунктуальность? Давайте рассмотрим ситуацию, когда четырехлетка пообещал убрать игрушки после просмотра мультика. Но время вышло, а обещание не выполнено.

О том, как помочь детям ориентироваться во времени мы рассматривали в статье: «Забудьте об истериках: как научить ребёнка терпению?»

Или же другая ситуация — школьник отпросился погулять с друзьями, или задержаться после школы на часок. Вы бы хотели, чтобы он пришел вовремя, а не после десяти пропущенных и нескольких гневных смс?

Учите детей быть пунктуальными, ведь им обязательно пригодится уважение к чужому времени.

Извиняться

Извинения — это социальная договоренность между двумя людьми, когда один признает свою ошибку и обещает исправиться. По крайней мере это мы, взрослые, так понимаем.

Но у детей нет такого восприятия ситуации. Без правильного объяснения ребёнок просто скажет «извини», оскорбив кого-то, без необходимых выводов и корректировки поведения.

Если проще, то — делай что хочешь, просто потом скажи «прости».

Кроме извинений, ребёнок должен поинтересоваться, может ли он как-то помочь, исправить последствия своего поступка. Это — социальная ответственность за свои поступки.

Не перебивать

Дети по своей природе нетерпеливы, но с возрастом им всё же придется осваивать мастерство терпения. Объясните крохе, что мешать человеку закончить его мысль — невежливо и грубо. Если ребёнок делает это автоматически, скажите ему: «Пожалуйста, не перебивай. Дай мне договорить».

Не брать чужие вещи

Дети не должны брать чужие вещи без разрешения. Нужно сначала спросить, и только если позволили, взять. Это касается не только вещей чужих людей. Личные вещи есть у каждого члена семьи, в том числе и ребёнка, и всегда необходимо спрашивать разрешения, прежде чем что-то брать.

Возвращать всё на места

Стакан с водой, который ребёнок взял в свою комнату, чужие или свои игрушки после игры — всё должно быть возвращено на свои места. Вы же не из тех мам, которые любят всегда всё и за всеми убирать? Поверьте, организованность обязательно пригодится вашему ребёнку.

Делиться сладостями и игрушками

Прежде всего, следует заметить — никто не обязан ничем делиться. Только по собственному желанию. Нельзя заставлять ребёнка разделять шоколадку между всеми членами семьи, но стоит подчеркивать, что в вашей семье принято делиться и угощать друг друга.

Что касается игрушек — ребёнок может отказаться отдать новую куклу незнакомой девочке на детской площадке. Но если же в гости пришел другой ребёнок, невежливо говорить ему: «Не трогай мои игрушки».

Уважать личные границы

Стучать, прежде чем зайти в чужую комнату, спрашивать разрешения, чтобы взять чужую вещь, уважать чужое мнение — это уважение к личным границам. Одинаково важно как научить ребёнка уважать границы других людей, так и уважать его собственные.

Больше на эту тему вы найдете в статье: «Личные границы: как научить ребёнка их определять и защищать»

Предлагать помощь

Когда твой четырехлетний сын предлагает тебе помочь нести сумку с продуктами из магазина, или дочь пылесосит комнату, пока ты гладишь белье — охватывает ощущение настоящего счастья материнства.

Заботу о близких людях нужно прививать. Часто дети предлагают свою помощь ещё тогда, когда они не способны это сделать. В возрасте 3–4 лет детям хочется быть как взрослые, делать взрослые дела, и чтобы потом, в будущем, дети не потеряли интерес — не отказывайтесь от их помощи сейчас.

Вести себя в общественных местах

Кафе, ресторан, магазин, кинотеатр — это места, где родители и дети под наблюдением окружающих. И хотя сейчас растет уровень терпимости к мамам и детским капризам на публике, всё же хочется уберечься от такого опыта. Или по крайней мере минимизировать его.

«Мама, вы что, не видите, что ваш ребёнок руками с тарелки ест?», «Зачем вы пришли в кино, если ваш ребёнок вести себя не умеет?». Какой маме будет приятно такое слышать?

Чтобы избежать неловких ситуаций, научите ребёнка правилам поведения в общественных местах.

Соблюдать телефонный этикет

Последний пункт касается и взрослых. В современном мире мы проводим почти 70 % времени с телефоном в руках. А остальные 30 % — спим. Так откуда дети должны узнать о телефонном этикете?

Главное правило — не отвлекайтесь на телефон, если рядом с вами есть человек, с которым вы можете общаться. Имеется в виду друг, знакомый, член семьи. Иначе вы демонстрируете, что ничто, кроме этого гаджета, для вас не имеет значения. Что человек, который рядом с вами, менее важен, чем любая мелочь, которой вы занимаетесь, глядя на экран смартфона.

Действенные методы, как легко научить ребёнка хорошим манерам

«Какой воспитанный ребёнок! Какие хорошие у него манеры» — все родители хотели бы услышать это в адрес своих сына или дочери. Знание этикета, вежливость, доброжелательность, умение думать о других и учитывать их интересы, всё, что имеется в виду под воспитанностью, — это то, что закладывается с самого детства и остается на всю жизнь.

Но привить хорошие манеры не так просто, как может показаться на первый взгляд. Мы предлагаем вам 5 эффективных способов, как научить ребёнка хорошим манерам.

Собственный пример

Воспитание начинается с собственного примера. Вы можете 24/7 говорить ребёнку о важности хороших манер и их значимости, но ваш малыш смотрит на вас и поступает как вы. Поэтому перечитайте основные правила поведения выше, добавьте к ним те, которым хотите научить ребёнка, и начните им следовать.

Но этого недостаточно. Обычно маленькие дети не ведут себя вежливо, а кричат ​​или даже проявляют агрессию, когда чего-то хотят. Нужно аргументированно пресекать такое поведение, например, «Не надо кричать. Извини, но я не дам тебе эту игрушку, потому что ты не просишь вежливо», «Какие волшебные слова надо сказать, когда просишь о чем-то?»

Сюжетно-ролевые игры

Смоделируйте несколько ситуаций, в которых ваш ребёнок сможет продемонстрировать хорошие манеры. Представьте, что вы не знакомы: протяните ребёнку руку и спросите, как его зовут, и как у него дела.

Будьте ребёнком на детской площадке, и стойте в очереди на горку, чтобы показать своему чаду, что не нужно толкаться на ступеньках.

Также, поиграйте с крохой в супермаркет: пусть он будет управлять тележкой, и каждый раз извиняться, когда ему нужно будет проехать мимо других покупателей.

Отыгрывайте подобные ситуации с куклами и игрушками.

Метод пряника

Некоторые родители, уставшие от плохого поведения своих детей, часто прибегают к манипуляциям и угрозам. «Если ты не поделишься игрушками, то с тобой никто не будет дружить», «Не надо мне твоих извинений, я вижу, что на самом деле ты не жалеешь». Какой результат будет от таких манипуляций — страх, чувство вины? Может лучше акцентировать внимание на положительных моментах?

Не стоит угрожать наказанием или прививать чувство вины за тот или иной проступок — просто расскажите ребёнку, что перед воспитанными и вежливыми людьми открываются новые двери, благодаря хорошим манерам с ним будут хотеть подружиться. И договориться со взрослыми будет значительно проще, а значит, и получить желаемое.

Беседы

Обсуждайте с ребёнком все ситуации. Часто дети замечают плохое поведение других детей. Расспросите, как, по их мнению, нужно было бы поступить, какие слова использовать и как закончилась бы ситуация, если бы ребёнок вел себя вежливо и сдержанно. Позволяйте ребёнку моделировать сценарии, и разбирайте с ним различные ситуации и их возможные последствия.

Практика

Все теоретические знания нужно закреплять на практике. Устраивайте семейные ужины, ведь это хорошая возможность закрепить правила поведения за столом. Ходите вместе в детское кафе, и пусть ваше чадо самостоятельно сделает заказ. Мягко поправляйте ребёнка, если он делает что-то не так. Не нужно нервничать, сердиться или кричать на свое чадо, ведь он только учится.

То же касается и поведения в супермаркете: вы сможете достичь хорошего поведения только после практических занятий.

Иногда добрые и вежливые люди в любом возрасте рискуют стать жертвами наглых и настойчивых личностей, потому что их учили быть вежливыми и заботливыми, но не учили отказывать.

Например, малыш всем отдает свои игрушки и вкусности, ведь его учили делиться, или школьник не может сказать твердое «нет», когда одноклассники просят дать списать. Дети, которые не знакомы с хамством, не знают как ему противостоять.

Навык умения говорить «нет» должен воспитываться и тренироваться, так же, как знание этикета и норм поведения.

Научить ребёнка хорошим манерам иногда бывает непросто. Это потребует много вашего времени и терпения. Но если ребёнок усвоит правила хорошего поведения с раннего возраста, это значительно облегчит ему жизнь в будущем.

Источник: https://detivgorode.ua/blog/5248-khoroshie-manery-kotorym-sleduet-nauchit-svoikh-detei/

Как прививать ребенку хорошие манеры – Телеканал «О!»

О детях и хороших манерах

«Какой воспитанный ребенок! Какие хорошие у него манеры!» — каждый родитель хотел бы услышать это в адрес сына или дочери.

Знание этикета, вежливость, доброжелательность, умение подумать о других и учитывать их интересы, все то, что подразумевают под воспитанностью, — это то, что закладывается с самого детства и остается на всю жизнь.

Как и когда прививать ребенку хорошие манеры? На эту тему рассуждает детский психолог Павел Тарунтаев.

Павел Тарунтаев, детский психолог сети частных детских садов «Интересный детский сад»

Родительский пример

Когда нужно задуматься о прививании хороших манер ребенку? Я бы сказал, с момента его рождения.

С первых дней жизни ребенок наблюдает, пусть и неосознанно, за взрослыми, а взрослея — перенимает их модели поведения, определенные шаблоны, которые видит в семье.

Когда ребенку два-три года, уже можно ожидать от него простых «спасибо», «пожалуйста», «пока». Конечно, речь идет о тех детях, которые к такому возрасту умеют говорить.

В этом вопросе самое главное — личный пример. Если родители в своей повседневной жизни используют вежливые слова, если они думают не только о себе, но и других, то их дети учатся хорошим манерам довольно быстро. Когда в семье подобное поведение принято, ребенок его просто перенимает.

Сложности возникают тогда, когда родители сами забывают о вежливости и корректности, но при этом от ребенка требуют хороших манер и следования установленным в семье правилам. Например, мама и папа ждут, что ребенок будет говорить «спасибо» и «пожалуйста», предложит поделиться чем-то, но сами так делают не всегда.

Вежливость и уважительное поведение по отношению к другим людям — это нормы, соблюдения которых нужно требовать. Вы предупредительны и тактичны ко всем, в том числе и к ребенку, но ничего не делаете, когда он грубит и проявляет агрессию? Не ждите, что эта проблема уйдет сама собой, и он однажды станет похож на вас (хотя такое, конечно, возможно).

Как и любой вопрос, связанный с воспитанием, прививание хороших манер включает в себя контроль, поощрение и определенные санкции в случае нарушения правил. «Я не дам тебе игрушку, потому что ты не попросил об этом вежливо», — это уже определенная санкция.

Важно работать над тем, чтобы вежливость стала для ребенка естественным способом взаимодействия с другими.

У детей раннего возраста часто бывает такая проблема: они не умеют просить, а требуют, причем в агрессивной форме, с криками и даже физическим воздействием на другого человека. Очень важно вовремя это пресечь: «Не надо бить. Попроси, скажи: „Дай игрушку, пожалуйста“».

Важно не просто пресекать негативное поведение, но и давать альтернативный, более конструктивный путь. Если оставить все как есть в надежде, что ребенок «перерастет», ничего хорошего из этого не выйдет.

Ребенок привыкнет так себя вести, и какими бы вежливыми ни были родители, очень маловероятно, что это пройдет.

Осознание чужих границ

Ребенок может не осознавать границ других людей и вести себя в отношениях с другими людьми — в саду, в школе — так же панибратски, как с родителями.

Я работал с мальчиком, который привык шутить над мамой, выражаться какими-то сленговыми словечками, которые не все родители рады слышать, и точно так же он вел себя с воспитателями.

Таким детям важно объяснять, что другие люди — это не его близкие, которые могут многое ему позволить и на какие-то вещи закрыть глаза. То, к чему относятся терпимо в семье, может быть неприемлемо в обычной жизни. Это нужно проговаривать, демонстрировать в играх и сказках.

Другая ситуация: ребенок сознательно невежлив с теми, кто ему не нравится. Например, школьник, получивший двойку по математике, может начать игнорировать преподавателя по этому предмету, не здороваться с ним или даже хамить.

Он знает, что так делать некрасиво, ему известны нормы поведения, но считает, что у него есть право так себя вести. Здесь важно поговорить о том, что есть определенные правила, их нужно соблюдать, и на них не могут влиять личные отношения.

Учитель может не нравиться и даже раздражать, но у него есть определенный статус, и ребенку стоит с этим считаться. «Ты тоже можешь кому-то не нравиться, но это не значит, что другие имеют право тебя обижать, так делать нельзя».

Чем старше ребенок, тем проще объяснить ему эту ситуацию определенными социальными нормами. А также выгодами, которыми это может сулить, и, разумеется, негативными последствиями.

Целенаправленное воспитание хороших манер

Манеры можно прививать при помощи игр и правильных книг, то есть вести целенаправленную работу. Но она будет иметь смысл только в том случае, если сами родители могут служить примером. В доме, где кричат друг на друга и даже дерутся, бесполезно говорить с ребенком о том, что нужно здороваться, прощаться, не повышать голос и быть очень корректным.

Можно почитать с ребенком сказки о доброте и о том, как воспитанные и добрые люди получают за это награду, в отличие от злых и грубых. Таких сюжетов немало в русских народных сказках.

Книжные полки пестрят энциклопедиями маленьких джентльменов, пособиями по этикету — все это тоже может стать хорошим подспорьем. Например, лично мне нравятся следующие книги: «Хорошие манеры.

Веселые советы для детей» Филиппа Жальбера и «Настоящие рыцари не обзываются. Хорошие манеры для мальчиков от 5 до 8 лет».

Можно устроить сюжетно-ролевые игры и проиграть различные бытовые ситуации, в которых ребенку нужно о чем-то попросить, о чем-то договориться, принять гостей, быть гостем. В этих играх нужно показать, каким разным будет итог в зависимости от поведения ребенка: что случится, если он станет вести себя вежливо, и что будет, если проявит агрессию.

Вежливость и безотказность

Некоторые добрые и вежливые люди в любом возрасте рискуют стать жертвами более напористых и наглых личностей, потому что их учили быть предупредительными и заботливыми, но не учили отказывать.

Возможно такое и с воспитанным ребенком, который, например, не может сказать твердое «нет» одноклассникам, просящим списать, и вообще не умеет за себя постоять. Он не умеет противостоять хамству, потому что благодаря своей семье и окружению никогда не знал, что это такое.

Навык умения говорить «нет» должен воспитываться и тренироваться, так же, как знание этикета и норм поведения. Вежливость и мягкость — во многом пересекающиеся понятия, но это не одно и то же.

https://www.youtube.com/watch?v=8uUP9kPYqLY

Очень важно, как родители справляются с подобными ситуациями в своей жизни, знают ли они, как нужно себя вести. Их задача — «вооружить» ребенка навыком отказывать, но делать это так, чтобы он не чувствовал себя виноватым, неудобным. Малышу будет проще жить, если он узнает, что у него есть право выбирать и не уступать, когда не хочется.

Злоупотреблять этим, естественно, не стоит. Если другой человек был уважителен, вежлив по отношению к ребенку, то логично поступать с ним так же. Если же этот человек был груб и вел себя нагло, ребенок вовсе не обязан ему уступать и быть «хорошим». Конечно, не стоит грубить в ответ или даже лезть в драку.

Но важно уметь настойчиво обозначить свою позицию, заявить «Мне это не нравится» — этому должны научить родители. Как и тому, что все хорошо в меру. Если человек продолжает делать добро для тех, кто его ни во что не ставит, стремится быть «хорошим» для тех, кто поступает с ним плохо, то он ведет себя неразумно.

Вежливость, уважительное отношение к другим людям, хорошие манеры — очень важные качества для человека в любом возрасте. Помогите ребенку их приобрести и сами будьте для него главным примером.

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/10170

Для родителей
Добавить комментарий