О пользе сказок для детей

Польза сказок для детей

О пользе сказок для детей

Сказки для детей – это не только приятное времяпрепровождение со своим малышом за чтением книжки, но и развитие у крохи фантазии, а также понятия добра и зла. Сказок великое множество. Они могут быть народные.

Притом у каждого народа одна и та же сказка может быть рассказана на свой лад. Животные или персонажи заменены на аналогичных, которые свойственны для этого региона. Однако смысл и мораль у них та же.

Все те же понятия хорошего и плохого.

Кроме того, сказки могут быть написаны каким-то определенным автором. Многие авторы-сказочники выпускают огромные тома со своими сказками. И все они хоть и разные, но имеют примерно один и тот же стиль письма. Вспомните Пушкина. Его сказки трудно спутать с чьими-либо еще.

Полезно читать малышу не только русские сказки (народные или принадлежащие конкретному автору), но и произведения других стран. Так кроха сможет изучать традиции другого народа. Узнает много нового. Для сказок нет возраста. Конечно, можно разграничить по возрастам «до 3 лет», «от 3 до 7» и т.д.

Ведь некоторые сказки слишком сложны для понимания совсем маленькими детьми. Это в 2 года малышу будет послушать про курочку Рябу, а вот дослушать до конца сказку Снежную королеву или Русалочку у него не хватит усидчивости. Да и не поймет он их еще.

Таким малышам лучше читать коротенькие и рифмованные произведения.

Кроме того, книги сейчас отлично проиллюстрированы. Яркие картинки помогают малышу нарисовать в своей голове происходящее действие во всех красках. А это помогает развивать фантазию.

Да и сейчас практически не осталось сказок, на которые не был создан мультик. Безусловно, чтение лучше.

Но иногда просмотр сказки в мультике помогает малышу лучше понять, что же на самом деле произошло с главными героями.

Чему учат сказки

О том, что они развивают фантазию, мы уже говорили. Но неужели эта вся польза от них? На самом деле, это далеко не так. Кроме фантазии, у детишек развивается чувство сострадания. Им жаль пострадавшую зверушку, потерявшегося мальчика или девочку. Все это помогает развивать в ребенке человечность.

К тому же ребенок начинает различать, где же зло, а где добро. Что делать нельзя или плохо, а что можно. Он извлекает урок, что если не послушать родителей или старших братьев или сестер, то может произойти беда.

Практически в любой сказке, где ребенок терялся или попадал в лапы к тому же медведю, есть слова родителей или бабушек с дедушками, которые запрещают уходить далеко или вовсе ходить в лес.

Отлично учат сказки для детей верности своим друзьям. А также вере им, что они придут, помогут, выручат. И таким образом, малыши дорожат дружбой. Потому что верят, что однажды выручив товарища, он не бросит тебя в беде. Следовательно, кроме верности ребенок учится доверять близким и, наоборот, держаться подальше от посторонних людей.

Выбирая правильные сказки, вы можете научить своего кроху уважать старших, не обижать тех, кто слабее (а не только девочек), защищать тех, кто в этом нуждается. Чужой труд становится более ценным. К нему также стоит относиться уважительно.

И неважно, кто это делал. У малыша появляется целеустремленность. Он на примере главных героев сказок видит, что если стараться, стремиться к цели, прилагать усилия, а не лежать на печи, то результаты положительные обязательно будут.

Однако тот же Емеля может внести некую дезинформацию. Помните, как за него все делала щука, а он даже с печки не вставал. Вот, что значит, что сказки выбирать нужно правильно.

Именно ими можно корректировать восприятие мира ребенком. Только от вас, родителей, зависит, какой ребенок будет.

Если вы будете выбирать сказки про ленивых людей, которым все с неба сваливается, то не удивляйтесь, что ваш кроха не хочет ничего делать, но постоянно ждет результата.

Отдавайте предпочтение тем сказкам, у которых есть мораль. Чтобы ребенок мог извлечь урок. Если малыш еще совсем маленький, то сами разъясняйте ему в конце каждой прочитанной сказки, о чем шла речь, что хотел сказать автор.

Когда читать сказки

Если вы хотите узнать об идеальном времени, то сказка уместна в любое время дня. Утром, днем, перед сном – все это идеальный выбор. Перед сном выбирайте спокойные сказки, не слишком длинные.

Иначе ребенку будет тяжело засыпать, ведь он будет стараться дослушать до конца или на следующий день не вспомнит, на чем закончилось произведение. Днем можно читать перед тихим часом.

Можно вместо игр, когда хотите успокоить кроху.

Если же вы о возрасте, то нет никаких ограничений. Вы можете начинать хоть с самого рождения. Таким малышам главное слышать голос родителей, спокойный и ласковый. Это существенно ускоряет развитие речи.

Чем старше ребеночек, тем больше ассортимент произведений. Постепенно расширяйте свою библиотеку. Даже школьникам нравится, когда им читают сказки. Взрослым также будет полезно. Это не только позволит вернуться в детство, но и отдохнуть от тяжелого дня.

Читайте ежедневно. Сделайте это ритуалом. И вы увидите, как ребенок сам с радостью бежит к вам с книжкой. Когда малыш научился читать, можно просить его читать вам. Со временем у ребенка появится любовь к книгам. А в нынешнее время современных технологий это огромная редкость.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/devchuliru/polza-skazok-dlia-detei-5bd69105ad476400aa7a07b1

Польза детских сказок

О пользе сказок для детей

Детский ум, детское сознание – чисты, как белый лист бумаги. Ребенок познает этот мир с нуля. И только от взрослых зависит, сможет ли малыш принять и понять ту информацию об окружающем мире, которую ему пытаются дать.

Сказки играют огромную роль в этом, ведь они были придуманы не только для развлечения. Они являются маленькой моделью мироздания, которую может увидеть и понять любой ребенок.Выдуманные детские истории несут в себе обучающий характер.

Они, в первую очередь, выполняют воспитательную функцию, дают представление о том, что окружает человека.

Ребенок воспринимает намного лучше информацию, преподнесенную в форме сказки, нежели на языке взрослого человека.

Детские сказки о животных или с выдуманными персонажами намного интереснее для малыша. И при этом они позволяют сделать выводы, выявить мораль, объяснить то, что же такое хорошо в жизни, а что плохо.

Зачем нужны сказки разных народов мира?

Известно, что детские истории не были придуманы в одно время. Они сочинялись народами и передавались из поколения в поколение на протяжении многих лет. До наших дней дошли те истории, которые действительно могут научить чему-то ребенка.В воспитательном процессе важно многое.

Нужно не только рассказать ребенку о мире, в котором он живет, но и сформировать в его сознании некую модель отношения к этому самому миру. У каждого народа есть своя особенность, своя культура. И сказки разных народов помогают ребенку узнать это.

https://www.youtube.com/watch?v=P1R3gQbExBs

Погружаясь в мир сказочных персонажей таких историй, малыш обретает знания о том, что люди, независимо от своей национальности и культуры, одинаковы в правах и в отношении к ним.

Например, теперь можно задуматься, те ли детские истории рассказывали родители людям, которые во взрослой жизни делят других на расы, ставя свою культуру превыше всего, унижая и ненавидя других?Это, между прочим, воспитательный момент, которому необходимо уделять внимание с самых ранних лет ребенка. И вот почему так важны сказки разных народов, ведь сюжет их не менее интересен, а смысл просто огромен.

Смысл русских народных сказок

Знакомство ребенка со своей культурой – важный пункт в обучении малыша. Но стоит признать, что русские народные сказки выполняют не только эту функцию. Они учат ребенка не быть жадным и злым, не обманывать и не хитрить.

В каждой такой истории есть четкие примеры того, что будет с плохим персонажем и почему так важно быть честным, добрым и искренним.

На это опираются не только сказки, но и всевозможные потешки, стишки для детей. Кстати, заучивание стихов для ребенка очень полезно.

Таким образом, малыш не только сможет понять какой-то определенный смысл, открыв для себя что-то новое, но и прекрасно потренирует свою память.

Независимо от названия в любой истории есть положительные и отрицательные персонажи. И, кстати, русские народные сказки отличаются от многих тем, что в конце отрицательного героя пытаются чему-то научить и сделать его добрым в глазах ребенка.

Некоторые истории пытаются сказать о том ребенку, что, если ты оступился в жизни, то исправив все, можно вернуть друзей и честное имя. Но сделать это нужно искренне.

Конечно, вопрос «что такое хорошо, а что такое плохо?» – основная функция любой сказки.

Имея различные названия, русские сказки имеют практически один и тот же смысл – обман, упрямство и глупость может обернуться для тебя тем же. Сказки про животных – любимая тема каждой детской истории. И на это есть свое логическое объяснение.

Почему так любят сказки про животных?

Многочисленные истории и потешки для детей сопровождаются какими-то персонажами, в частности – животными. На самом деле, такие истории могут многому научить. Если речь идет о сказках про домашних животных, то здесь все достаточно просто. Они знакомят ребенка с тем, какие домашние питомцы бывают.

И самое главное – дают понять то, как важно хорошо относится к животным, ухаживать за ними и не обижать. Ребенок должен осознавать, что звери – беззащитны и беспомощны, только человек может уберечь его, подарить ласку и любовь.

Такие истории помогают взрастить положительные чувства.

Сказки про домашних животных способствуют правильному управлению этих самых чувств, что очень важно. Такую же функцию выполняют и стихи для заучивания ребенку. Выучив всего 4 строки, малыш, как закон будет воспринимать ту информацию, которую он получил.

Именно поэтому очень важно правильно подбирать стихи и потешки детям, ведь от этого зависит тот вывод, который сделает для себя ребенок в дальнейшем.

Подводя итоги, стоит сказать, что сказки способны погрузить в необычный мир любого ребенка. Но то, с какими знаниями он выйдет из этого мира, зависит от взрослых. Сказки нужно читать добрые, полезные, умные и тогда ваш малыш станет таким же.

Если вам понравилась статья о Польза детских сказок, вы можете поделиться ей в соц. сетях:

Источник: http://detyam-knigi.ru/razvitie-detei/2115-polza-detskih-skazok.html

Польза детских сказок для дошкольников

О пользе сказок для детей

Даже повзрослев, многие помнят сюжеты любимых сказок, которые читали им родители. Сказки нравятся всем без исключения детям. Однако, они являются не просто увлекательными историями, позволяющими приятно провести время. По мнению психологов, сказки еще и очень полезны для детей.

Для чего нужно читать сказки

Взрослые рассказывали сказки детям еще в древние времена, рассказывают или читают их и в наши дни. С тех пор изменились места действий, герои, сюжеты, однако, суть самого процесса осталась неизменной.

Зачем нужны сказки, какую роль они играют в жизни ребенка и почему принято их читать детям с самых малых лет? Для многих ответ очевиден – это занятие хорошее развлечение для ребенка. Но в действительности, необходимость сказок куда больше. Такие фантастические рассказы позволяют преподнести малышам представление о том, как создан мир.

Они начинают знакомство деток с человеческими отношениями, дают начальные понятия о добре и зле, подлости и благородстве, дружбе и предательстве. Учат, как вести себя в разнообразных ситуациях – когда на пути возникают препятствия, когда тебя обидели, когда кто-то просит помочь.

Серьезные нравоучения родителей малышей утомляют очень быстро и редко достигают своей цели. В то же время воспитание дошкольников сказкой позволяет преподнести нужную информацию в наиболее доступной, легкой для детского понимания форме. Именно поэтому познавательные, фантастические интересные деткам рассказы, можно считать мощнейшим инструментом их обучения.

Польза сказок для детей

Заключается польза сказок для детей не только в возможности для малыша разобраться в тонкостях взаимоотношений. Влияние сказок намного больше, они:

Учат добру, позволяют понять, чем оно лучше зла.

Дают понимание, что просто так в жизни ничего не дается, достигается все только усилием и трудолюбием.

Развивают речь, фантазию, воображение, нестандартное мышление.

Компенсируют недостаток эмоций, помогают расслабиться.

Развивают внимание, учат размышлять.

Учат преодолевать трудности.

Расширяют словарный запас.

Прививают любовь к книгам и чтению.

Помогают адаптироваться к реальной жизни.

Учат навыкам общения.

Всем детям нравится, когда папа и мама уделяют им внимание, а не постоянно занимаются своими делами. Сказка, польза которой для развития ребенка просто огромна, помогает еще и сблизится взрослому и малышу, она является прекрасным вариантом совместного досуга.

Лучшее время для чтения сказок

Читать деткам можно в любое время, четких ограничений и рекомендаций для этого попросту не существует. Будут актуальны сказки на утро, днем и вечером, главное, чтобы ребенок был настроен слушать взрослых.

Не стоит отвлекать кроху от других интересных занятий, прерывать его игры или общение с друзьями. В то же время старайтесь читать сказки ребенку всегда, когда он об этом попросит. Возможно, для вас это занятие и скучновато, но для вашего малыша, точно нет.

Особенно полезны сказки для сна ребенка. Слушая истории, он забывается, начинает утопать в своих фантазиях. Зная, что рядом с ним близкий человек, сознание малыша успокаивается его сон становится крепким и спокойным.

Какие сказки лучше читать

Психологи утверждают, что развитие детей сказками можно начинать еще в роддоме, ведь общение мамы с малышом лишним никогда не бывает. В этот период совершенно не имеет значения, какие именно сказки вы будете читать, главное, чтобы кроха слышал спокойную речь близкого человека.

Когда малыш начнет интересоваться миром вокруг себя, как правило, происходит это в месяца три, можно к кроватке прикрепить специальные книжки, и при его пробуждении показывать картинки и читать про изображенных персонажей коротенькие стишки.

Зачем сказки детям, мы уже разобрались, теперь стоит выяснить, что стоит читать детям разных возрастов:

Малышам до года лучше всего подойдут разнообразные потешки, пестушки, стихи, которые будут призывать к разным действиям, играм с разными предметами, осознанию им собственного тела.

Деткам, которым уже исполнился годик, лучше всего подойдут простые сказки о животных, например, «Курочка ряба» или «Колобок».

Малышам 3 лет можно начинать читать сказки, в которых взаимодействуют люди и животные. Но только их сюжет обязательно должен быть простым предсказуемым и позитивным. Например, «Маша и медведи», «Соломенный бычок», «Гуси-лебеди».

В 4 года дети уже начинают хорошо воспринимать сказки. Для этого возраста подойдут простые «волшебные» сказки, например, «Морозко», «Принцесса на горошине».

После 5 лет, деткам можно начинать читать более сложные произведения, в которых присутствуют колдуны и волшебники. Хорошим выбором станут сказки «Двенадцать месяцев», «Дюймовочка», «Русалочка», «Щелкунчик».

Источник: Перейти

Источник: http://mamsik.kz/publ/skazki/polza_detskikh_skazok_dlja_doshkolnikov/7-1-0-122

О пользе сказок для разного возраста

О пользе сказок для детей

Александра Николаева автор блога Мама Мамі Сказала, человек, которого изменило материнство.

До рождения сына она работала менеджером по турам в Украину, но, только став мамой, поняла, что путешествия вглубь себя могут быть намного увлекательнее путешествий внешних.

Александра много изучает психологию, посещает школы, семинары и тренинги и делится своими новыми знаниями и открытиями с читателями блога. Сегодня она рассказывает о сказкотерапии.

Эта статья для вас, если вы, как и я, задумываетесь:

  • в каком возрасте читать детям те или иные сказки
  • для чего нужна сказка
  • как быть, если ребенок двух лет не слушает народные сказки

В конце  прошлого года  удалось выкроить время на курс из шести занятий по юнгианской сказкотерапии.

Его авторам – аналитическим психологам Валентине Самусь и Юлии Донец,  удалось создать по-настоящему камерную и волшебную атмосферу, передать участникам курса то настроение, в которое погружаются дети, когда слушают сказки.

Мы писали свою сказку, вспоминали детство, слушали о структуре сказки в юнгианском подходе, изучали функции сказок для разных возрастов. О последнем и пойдет речь в этой статье.

0-3 года

В первые два года для развития речи ребенка важно читать ритмичные стихи, потешки и пестушки. Замечательно действуют на ребенка колыбельные. После года можно начинать читать самые простые сказки такие как Курочка Ряба. Хорошо сочинять собственные сказки ребенку.

Оказывается, то, что мой Егор в свои два года хочет больше слушать мамины сказки, чем сказки из книжек – даже очень неплохо. Сочинять собственные истории с более реалистичным сюжетом и героями, которые понятны малышам – это  отличный способ развития их воображения.

Высший пилотаж, если в собственной сказке использовать структуру настоящей сказки: завязку с проблемой-загадкой, волшебным приключением-решением и развязкой с моралью. Ну и конечно народные и авторские сказки никто не отменял.

Ближе к трем годам дети вполне способны воспринимать традиционные сказки с простым сюжетом.

Памятка: если мы создаем сказку своему ребенку сами, то важно помнить, что в ней не должно быть 

  • Безысходности – когда у сказки плохой конец без возможности хоть как-то изменить ситуацию или оставить след за собой
  • Стыда – когда высмеиваются действия героя без изменения последующего статуса, например: пошел мальчик на улицу, не оделся, и его высмеяли другие. Важно, чтобы целью сказки не было пристыдить ребенка.
  • Вины – не съела девочка каши, и умерла ее бабушка от горя
  • Отчуждения – не делал мальчик то и то, и ушла от него мама

Важно, даже если все эти моменты: безысходность, стыд, вина, отчуждение — появились в сказке, оставить их как процесс, а закончить сказку тем, как герой находит выход из трудного положения.

С 3 до 6

Сюжеты сказок усложняются, и главная функция, которую несет сказка в этом возрасте – это урок.

Сказка учит, что в мире есть зло и добро, что добро зачастую побеждает, что ради друзей и любви можно совершать смелые поступки, не бояться трудностей, находить решение проблем. Сказка расширяет знания о мире.

Ценна сказка именно формой подачи – она учит не напрямую, а через поступки героя. Ну и сказка – это намного интереснее нравоучений родителей.

Я вспоминала, как в детстве обожала сказки народов мира, авторские сказки (Андерсена, братьев Гримм), перечитывала их по сто раз.

Говорили на курсе также о том, что в этом же возрасте дети обожают сюрпризы и учатся врать – и этот навык очень важный и полезный.

Очень хорошо в этом возрасте работает сказкотерапия – сочиняется терапевтическая сказка для преодоления ребенком какого-то страха (например, страха темноты),  побуждения ребенка к какому-то действию (например, чистить зубы) или для что-то еще.  Мои два недавних блога-открытия со сказками: http://bamka.ru/ – сказки о здоровом питании и не только и https://mamafairytales.com/  с примерами терапевтических сказок.

Можно пробовать сочинять сказку вместе. Но тут будет скорее не терапевтический эффект — дети еще малы для этого — а развитие творческих способностей и воображения. Сегодняшний мир переполнен готовыми продуктами и решениями, поэтому такой способ, как сочинительство собственных историй – хороший задел на будущее, в котором, как уже доказано, будут востребованы люди, умеющие мыслить вне рамок.

С 7 до 12 лет

В этом возрасте дети уже готовы «примерять» сюжеты книг на себя, в отличие от детей младшего школьного возраста, которые сохраняют конкретность мышления. А главное, этот возраст – время приключений.

Детям интересно читать книги-приключения, где герои проходят различные испытания или попадают в необычные ситуации. С первыми  серьёзными трудностями они встречаются зачастую как раз в этом возрасте. Например переход в школу – чем не первое испытание, а с ним и инициация – переход в новый статус школьника.

И первые детские лагеря, первые путешествия без родителей – как раз об этом, о первых настоящих приключениях.

Детям старше шести лет также можно предлагать создавать свою сказку. Родитель начинает, а ребенок продолжает. Таким образом, с помощью языка сказки мы можем поговорить с ребенком о его истинных желаниях, страхах, тревогах, мечтах.

Играя в сказку, ребенок перевоплощается в своего героя и может проявить качества, которые почему-то не могут проявиться в реальной жизни. Можно стать сильным, жадным, храбрым, слабым.

И тогда можно задать ребенку вопрос – а как это для тебя, быть жадным? У тебя случалось такое со своими друзьями? Вот такой терапевтический эффект можно получить от сочинительства сказки.

На курсе этот возраст я вспоминала активнее всего.

Побег из дома с подружкой во втором классе, первая банка Нутеллы на карманные деньги, покупка на бабушкины деньги, вопреки маминому запрету, книги «Черепашки-ниндзя против тренидатов».

 Помню свои любимые книги в этом возрасте – «Приключения Алисы Селезневой» К.Булычева, «Королевство  Кривых Зеркал», «Полианну», первые детские детективы про пятерых юных сыщиков и собаку, «Пятнадцатилетнего Капитана» Жюля Верна.

С 12 лет

В юном возрасте дети уже сами выбирают, что почитать, ориентируются на свои интересы.

Я помню, как школьная литература навевала на меня скуку, а для своего удовольствия я залпом поглощала романы и детективы с книжной полки родителей.

Десятки раз перечитаны «Поющие в терновнике» Маккалоу,  «Мираж» Чейза, «Крестный Отец» Марио Пьюзо, ужасы «Кошмары на улице Вязов», романы Сидни Шелдона, Джудит Макнот, Даниэллы Стилл.

Возраст после 12 лет – это вступление в подростковый период, тут тоже можно говорить об инициации – символическом переходе из детства в юность. В это время может быть важна литература, в которой герой идет наперекор другим, следует зову сердца. Когда я думаю о  своем подростковом возрасте, во мне крепнет убеждение, что я тогда не до конца прошла свою инициацию.

Мало экспериментировала, не следовала своим желаниям, слушалась во многом родителей. Помню только свое героическое первое полугодие девятого класса, когда у меня появились два табеля – один для родителей и один настоящий, прогулы школы, как я нарочно смешила весь класс своими ответами учителям, чудила что-то.

А потом, под давлением родителей и учителей, взяла себя в руки и успешно окончила выпускной девятый класс.

https://www.youtube.com/watch?v=_vqwD_1mSo4

Я даже задумалась, ведь я иногда пишу о поиске внутреннего ребенка. Но, возможно, есть и другая проблема, и она именно в том, что я не до конца смогла повзрослеть. В этом мне еще предстоит разобраться 

Источник: https://promum.com.ua/vazhno-znat/o-polze-skazok-dlya-raznogo-vozrasta/

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида» пос. Усть-Омчуг

«Польза сказок для детей»

(полезные советы и рекомендации для воспитателей)

Информацию подготовила:

воспитатель

Ядонист Эльмира Фаизовна

2018 год

Сказкотерапия относится к универсальным методам, выполняющим множество функций и помогающим специалистам решать множественные проблемы своих подопечных.  Используя прием сказочной истории можно избавить ребенка от навязчивых фобий и отрицательных черт характера. Сказка помогает ценить любовь и дружбу, понимать жизненные ценности и прощать других людей.

Ученые много лет исследовали влияние сказочного повествования на растущую личность и выявили. 3 способа ее использования.

1. Инструмент воспитания детей. Происходит формирование понимания о существовании в социуме, развиваются знания о нормах и правилах поведения, происходит привитие моральных принципов.

2. Инструмент развития, который можно применять, к детям разных возрастных категорий.

Например, дети в 3 года учатся различать понятия добра и зла, понимать окружающий мир и события в нем. Здесь рекомендуется останавливать свой выбор на историях про игрушки, маленьких человечков и животных.

Дети старше 10 лет учатся противостоять жизненным обстоятельствам, принимают то, что в реальной жизни нужно брать ответственность за свои слова и поступки.

3. Психотерапия. Групповая и индивидуальная работа со сказкой позволяет решать жизненные проблемы, избавляться от страхов и принимать правильные решения.

В 4 года правильно будет использовать произведения про фей и волшебников. Виды сказок для метода сказкотерапии.

Дидактические сказки – главное предназначение дидактических сказок – это занимательная подача учебного материала.

Даже сложные абстрактные символы (буквы, арифметические действия, цифры, звуки) подаются в игровой форме, одушевляются. Сказочные образы раскрывают смысл и качественно передают определенные знания.

Характерный признак данной коррекции – это использование предметной информации. Наряду с этим происходит развитие творческих способностей детей, совершенствуется мыслительная деятельность, формируются речевые навыки.

Методическая составляющая включает в себя определенные этапы работы со сказкой: прослушивание, обсуждение, анализ, оценку сказочному действию.

Систематическое и мотивированное применение данного приема позволяет избегать типичных ошибок по изучаемой теме и добиваться высоких результатов даже у отстающих в учебе учащихся.

В подростковом возрасте эффективен прием сочинения дидактических сказок. Посредством такого приема происходит полная реализация творческих и интеллектуальных ресурсов.

В таких историях к решению учебной задачи ребенок подходит через восприятие достижения успеха посредством сложных испытаний.

В учебной работе с младшими школьниками дидактическая сказка является основным направлением. Замечено, что самые трудновоспитуемые и трудно обучаемые дети проявляют всплеск внимания к материалу, подаваемому посредством сказочной истории.

Психокоррекционные и психотерапевтические сказки. Особенность психокоррекционных сказок состоит в том, что сюжет должен быть идентичен проблеме ребенка, но без прямого сходства. Сюжет повествования должен предлагать замещающее решение реальной проблемы.

Терапевтические истории помогают раскрыть глубинный смысл происходящих событий. Их еще называют «Сказками врачующими душу». Подобные истории отлично работают в развитии положительных нравственных качеств, как детей дошкольного возраста, так и подростков.

Виды психотерапевтических сказок.

Принято выделять их несколько видов. Терапевтические сказки о ребенке, который похож на вашего малыша.

Рассказывая ребенку такую сказку важно сделать его другом главного героя.

 События в истории должны быть аналогичны жизненной ситуации. На таком примере он учится решать проблемы и приходит к самостоятельным выводам.

Например, если ребенок не хочет заниматься гимнастикой, то здесь будет уместна история, где герой подслушал разговор об ее пользе, какую силу и энергию она может дать, чтобы добиваться желаемого. Психотерапевтические сказки о вашем ребенке. С помощью таких историй ребенок напрямую отождествляет себя с главным героем.

Обязательно включение элементов перенесенных из реальной жизни. Подойдут имена друзей, названия игрушек или любимых мультигероев. Важный нюанс такой сказки это наделение героя истории теми качествами, которые нужно привить самому ребенку. Невежливость можно корректировать поступками героя, который со всеми здоровался и всем помогал.

Для детей, которые боятся темноты полезно слушать сказки о том, как маленький персонаж помогает другому выбраться из темного и страшного подземелья. Психологи утверждают, что таким образом происходит эмоциональное восприятие. По истечении времени начинается соотнесение сказки с реалиями.

Модель поведения может измениться в положительную сторону уже через нескольких часов.

Ребенок примеряет роль героя сказки на себя. Влияние психотерапевтических сказок на детей.

Сказки выполняют следующие функции: воспитывают лучшие человеческие качества, а именно порядочность, доброту, смелость, искренность, отзывчивость, честность; обучают правилам поведения мягко, ненавязчиво и без насилия; позволяют проживать эмоции радости, грусти, сопереживания героям и переносить их в реальную жизнь; прививают извечные ценности; обучают понимание окружающего мира и отношений между людьми; расслабляют, позволяют воспринимать положительный опыт и показывают модели идеальных взаимоотношений.

Положительные качества сказочных героев играют вспомогательную роль, помогая тем самым формированию необходимых черт характера. Можно сюжет истории завуалировать и сделать несколько запутаннее, чем реальные события. В решении

проблемной ситуации рекомендуется разговаривать с малышом, как с взрослым. Так духовная работа будет иметь большую эффективность, ведь гармонизуется состояние самого взрослого.

Для детей младшего школьного возраста важно при выборе повествования опираться на соответствие сюжетов их личностным интересам.

В 6 лет на детей предпочтительно воздействовать через забавные сказки с увлекательными приключениями.

В 7 лет оптимальный вариант — волшебные сказки. Рекомендуется начинать знакомство с произведениями других стран и различных авторов.

В 8-9 лет — время, когда детям будет интересно чтение историй притчей и бытовых сказок. Подойдут сложные истории с разветвленным сюжетом, где к описаниям чувств и переживаний героев добавляются авторские размышления.

Медиативные сказки позволяют накопить положительный образный опыт, способствуют снятию эмоционального напряжения. Кроме того, они помогают даже детям с умственной отсталостью развивать свои личностные ресурсы и проецировать правильный опыт взаимоотношений на поведение с близкими людьми.

Главное назначение медиативных повествований полное отсутствие конфликтов и злых героев. Формирование идеальных отношений и только положительная направленность сказок, делает их популярными к коррекции поведенческих навыков детей с отклонениями в психическом и физическом развитии.

Разделяют 3 вида медиативных сюжетов.

1. Сказки, направленные на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас». Они позволяют развивать зрительные, слуховые, обонятельные, кинетические, вкусовые и тактильные ощущения. Сюжетная линия повествований создана в форме путешествий.

2. Сказки, отражающие образы идеальных взаимоотношений между родителями и детьми. Духовные ориентиры направлены на формирование качественных отношений между друзьями, учителем и учеником, между мужчиной и женщиной.

Сказкотерапия данной направленности показана детям и подросткам с негативным социальным опытом. Нужно читать такие сказки в периоды адаптации к новым условиям жизни (при поступлении в детский сад, школу).

3. Сказки, направленные на поддержку потенциала личности и раскрытие самореализации.

Посредством данного вида терапии важно, чтобы ребенок почувствовал себя нужным и хорошим, научился осознавать свое место и предназначение в жизни.

Подобные истории позволяют представить, как изменится человек, если постоянно будет прислушиваться к своему внутреннему миру. Медиативные сказки позволяют воздействовать мягко и ненавязчиво.

             Примеры сказок для детей.

Важно помнить, что сказки для самых маленьких должны быть простые по сюжету, с яркими картинками и несложными предложениями. Лучшие произведения «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».

 Начиная с 2-3 лет можно уже включать дополнительные элементы и усложнять сюжеты. Малыш уже может сам называть героев, описывать, считать количество предметов.

 По достижении 3-4 лет детей психологи рекомендуют вовлекать в создание новых сюжетов и дополнительных образов. На первой ступени сложности сказок используют русские народные, произведения Корнея Чуковского, Агнии Барто.

 Для дошкольников старшего возраста, около 4-5 лет, подойдут сказки со второй ступенью сложности. Где взаимоотношения героев не такие однозначные, а несколько сюжетов объединены в одну линию. У героев словарный запас должен соответствовать возрастному развитию.

 Примеры сказок для детей 5-6 лет: «Маша и медведь», «Зимовье», «Сказка про ерша», «Лиса и козел» и др. Можно использовать в терапии истории С. Маршака, Н. Носова, В. Сутеева.

 Практически для всех детей 5 лет и старше показано чтение литературы приключенческой направленности. Важные моменты: для достижения максимального результата сказку необходимо рассказать не один раз.

С целью коррекции одних и тех же качеств личности младшего школьника или, например ребенка с задержкой психического развития, придумать несколько историй на аналогичную тематику.

В том случае, если ребенку понравилась определенная сказка, то не стоит ему отказывать. Терапевтические сказки не надо использовать постоянно.

Сказкотерапия как лекарство, нужно соблюдать дозировку. Растолковывать мораль сказки не нужно. Психологи акцентируют внимание на том, что малыш должен сам делать соответствующие выводы.

Юмор и шутки сближают родителей и детей. Поэтому использование такого инструмента в историях поможет их оптимальному восприятию. Мама или папа самые лучшие сказкотерапевты. Придумывание своих домашних сказок сближает близких и позволяет выявить все проблемы и недостатки в воспитании.

Дети в возрасте 10-12 лет уже сами могут сочинять рассказы и презентовать их родным. Сказкотерапия — это уникальный способ познать своего ребенка, приблизиться к нему и помочь в решении тех или иных проблем. Сказка как ничто другое помогает воспитать воспитанную, самостоятельную и здоровую личность.

Источник: http://ust-omchug.caduk.ru/vis_p103aa1.html

О пользе сказок…

О пользе сказок для детей

Интереснейшая статья Натальи Михайловой о сказках и о том, какую роль они играют в воспитании человека

Нет на свете ребенка, который не знал бы в своей жизни ни одной сказки. В детстве перед сном нам читали книжки о тридесятых королевствах, рыцарских подвигах и волшебных цветах.

С яслей вплоть до окончания школы мы ставили спектакли по известным мотивам: про мудрого Кота в сапогах, смелую Красную Шапочку или трудолюбивую Золушку.

А в лагерях, собравшись у костра по вечерам, — с удовольствием слушали лесные легенды.

Многие ли знают, что и жизнь нашу мы строим по сюжету любимой сказки? Так что если ребенок в очередной раз просит Вас рассказать ему понравившуюся сказку, не отказывайтесь. Может быть, она много значит для него. Или что-то в этой истории тревожит ребенка, и он старается с помощью сказки ответить на свои вопросы.

Конечно, не стоит забывать и о новых сказках: всегда интересно послушать историю о необычных приключениях, где незнакомые герои решают совершенно новые задачи! Но, рано или поздно, дети узнают все лучшие сказки, и, например, читать перед сном будет уже нечего. На такой случай было бы замечательно иметь в мире хоть одну Фабрику Сказок…

Как ни странно, такая нашлась! Несколько лет назад вся Европа раз и навсегда влюбилась в игру с названием «Rory’s Story cubes», что в переводе означает «Кубики историй».

Представьте себе знаменитые кости, так вот тут таких кубиков — целых 9 штук, и на каждой их грани вместо черных точек — самые разные картинки: пирамиды, черепахи, фонтаны и многое другое.

Теперь, чтобы порадовать неповторимой историей, стоит просто бросить кубики на поверхность и рассказать, что видишь. В России «Rory’s Story Сubes» появились недавно, но уже успели завоевать сердца не только детей и родителей, но и молодежи.

«Расскажи мне сказку!»

В древние времена детей не спешили ругать за проступки. В первую очередь взрослые вспоминали подходящие сказания, наставляя провинившихся на верный путь. После этого дети могли сами осмыслить свое поведение и больше не повторять ошибок. Из этого следует, что сказка — не просто наш вечный спутник, но и лучший педагог.

Ребенок усваивает нормы поведения и нравственности совсем не из строгих замечаний или сводов правил. Наиболее точно объяснить, что такое — хорошо, а что такое — плохо, получится на примере сказочных героев.

Сказка никогда не дает наставлений, она разговаривает с детьми на их языке. Там добро показано в виде храбрых принцев и фей, которые спешат на помощь и поступают справедливо.

А злодеи всегда получают свое наказание.

К каждой ситуации следует найти или сочинить подходящую сказку. К счастью, сейчас для каждого есть возможность вдохновиться идеями, например, от кубиков «Rory’s Story Сubes».

Ведь дети особенно ценят истории, придуманные лично родителями.

Можно бросить только два — три кубика, чтобы выбрать начало своей истории, или все девять — и останется только вообразить и придать готовой сказке нужный оттенок.

Чтобы ребенок лучше усвоил урок сказки, подарите главному герою цвет его глаз, волос, его имя и прошлое, а истории, конечно, положительный конец. Дети часто сравнивают себя с положительными героями, сопереживают им и вместе находят выходы из трудных ситуаций. Эти яркие образы, их поступки запоминаются и незаметно формируют у детей правильное отношение к окружающей действительности.

Сочиняем мечты

Сказка является также отличным способом узнать детские проблемы и найти им решение. Часто детям тяжело озвучивать свои чувства и страхи. Иногда они даже не могут понять, что их мучает. В таком случае полезно сочинять с детьми сказки.

Ребенок переносит свои переживания на персонажей истории и с помощью родителя находит корень проблемы. Безусловно, все это должно проходить в форме игры, где ведущим, то есть направляющим ход истории, будете не Вы.

Только в атмосфере непосредственности ребенок полностью раскроется.

Кстати, такая сказкотерапия подходит не только детям, ведь зачастую взрослые сами не могут понять то сплетение чувств, которое их настигает в определенных обстоятельствах.

Идеальным поводом для решения личных проблем могут стать «Rory’s Story Сubes».

Кроме того, в больших компаниях игра учит побеждать свой страх перед публикой, который нам мешает как в личной жизни, так и в учебе, работе и карьере.

Детям полезно рассказывать истории. Через свой рассказ ребенок учится правильно выражать свои мысли и выстраивать логические цепи событий. А при использовании картинок в процессе воображения также развивается ассоциативное и логическое мышление.

Однако нередко родители сталкиваются с нежеланием ребенка воображать. Скорее всего, ему не хватает стимула и интереса к предложенному занятию. «Rory’s Story Сubes» поможет и в этой творческой задаче.

В кубиках историй ребенок видит просто интересную игру и с удовольствием становится ее участником.

Сочинение сказок не только воспитывает, но и развивает многие способности. Ребенок учится мыслить творчески и оригинально, находить нестандартные решения задачам и продумывать действия на несколько шагов вперед.

Сочиняя истории, ребенок приобретает способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, что является основой любой творческой профессии: как артиста, так и бизнесмена. Таким образом, через игру ребенок строит фундамент для успешного будущего.

Более того, именно юные выдумщики создают себе необычные мечты и, повзрослев, становятся «генераторами идей» и новаторами.

«Занятая» компания

Как игра, «Rory’s Story Сubes» — это отличный способ семейного времяпровождения. Кубики прекрасно подойдут для больших семей, где дети часто не могут поделить игрушки и ссорятся. В компании из нескольких человек со «Rory’s Story Сubes» все выступают равноправными авторами истории. Такая игра поможет сплотить коллектив и установить в нем доверительные отношения.

Настольные игры, включая кубики историй, популярны не только среди детей. Молодежь сейчас старается отдыхать не просто весело, а оригинально и с пользой. Частые посещения кафе и гостей оканчиваются однообразным просмотром телевизора и обсуждением скучных новостей.

Поэтому самые креативные личности каждый раз спешат порадовать друзей новым способом времяпровождения. Прекрасным дополнением к любой компании могут послужить «Rory’s Story Cubes». Игра, способная подарить участникам полную свободу воображения, отличное настроение и даже новые идеи для творчества и работы, безусловно, приведет всех в восторг.

А если полет фантазии совместить с чувством юмора, то получится отличный повод весь вечер смеяться от души!

Примечание!

Не всегда есть возможность играть в настольные игры из-за больших размеров коробки, игрального поля или установленного числа игроков. А кубики историй такие компактные, что поместятся даже в кармане!

Михайлова Наталья

Источник: https://ekagam.ru/text-blog/o-polze-skazok/

Для родителей
Добавить комментарий