Обучаем ребенка основам математики: когда и как

Развитие математических способностей у ребёнка

Обучаем ребенка основам математики: когда и как

Обучение ребенка основам математики и математическому мышлению в дошкольный период важная задача любого родителя. Знание и умение использовать эти навыки играет большую роль в качественном образовании и становлении ребенка как личности.

Развитие математических способностей включает в себя не только умение считать, но и выработку особого типа мышления, которое позволяет решать различные задачи не связанные с арифметическими действиями.

Усилия родителей по обучению ребенка математике в возрасте до 7 лет окупаются успехами малыша в школе не только по математике, но и по другим дисциплинам.

Зачем обучать ребенка математике в дошкольный период?

Некоторые родители считают, что обучением математике и другим сложным навыкам должны заниматься учителя в школе, но в реальности дело обстоит по-другому.

На сегодняшний день программа по математике в школе достаточно сложная и для того, что бы ребенок с ней справился нужно проводить подготовительную работу.

Чтобы избежать сложностей с освоением математических основ и позволить ребенку с интересом заниматься, нужно прививать любовь к математическим действиям с раннего возраста.

Но важно отметить, что подготовительная работа по обучению ребенка математическим основам не заключается в научении ребенка считать. Это комплексное развитие, которое позволяет ребенку привить умение математически мыслить.

Если ребенок в 7 лет умеет считать до 100, но при этом не умеет логически рассуждать, сравнивать и анализировать, то обучение в школе может стать для него сложным и не интересным.

Ребенок должен освоить ряд простых и важных умений.

Развитие математических способностей в дошкольном возрасте подразумевает под собою:

Формирование математического мышления;

  • Развитие логического понимания;
  • Расширение познавательных способностей;
  • Работа по улучшению восприятия, внимания, памяти;
  • Побуждения ребенка к решению повседневных задач при помощи логики и знаний, а не интуиции;
  • Формирование начальных математических представлений;
  • Развитие основ математических операций;
  • Формирование интереса к предмету – математика;

Обучение ребенка математическому мышлению с использованием особых умений, позволяет решать не только задачи по усвоению курса математики. Развитие этих умений позволяет преодолевать сложности при обучении другим сложным навыкам, таким как чтение и письмо. Немалую роль математическое восприятие мира играет и на развитие творческого потенциала и способностей к гуманитарным дисциплинам.

В каком возрасте начинать обучать ребенка?

Обучение математическим основам начинается с раннего возраста. Играя с ребенком в «Ку-ку» родители формируют пространственное воображение. Делая массаж со стишками и прибаутками  закладывается понимание счета.

Показывая то или иное действие с игрушками  происходит начальное формирование логического и математического мышления. Задача родителей просто помогать ребенку в простой и понятной для него форме сделать шаги по достижению успеха.

Целенаправленное обучение математическим основам начинается в возрасте 2 лет.

Обучение детей математике до 7 лет можно условно разделить на 2 периода:

  1. Младший возраст, 2-4 года, когда в игровой форме малышу прививаются азы математических понятий и логики.
  2. Старший возраст, 5-7 лет. В этот период родители ведут целенаправленное развитие математических способностей и подготовку к обучению в школе.

Для каждого из выделенных периодов есть определенная программа, которая включает в себя набор знаний и представлений, необходимых ребенку определенного возраста.

Младшая группа изучает

  1. Простейшие логические операции: выделения признаков предметов, сериацию, классификацию, обобщение и сравнение. Эти операции изучаются в игровой форме с использованием подручных материалов.

    Родители разъясняют и показывают, как проводить логические операции и возможности использования их в самостоятельной игре ребенка;

  2. Закладываются основы анализа и синтеза, как основы математического мышления;
  3. Ознакомление с простыми геометрическими фигурами и их присутствием в окружающем мире;
  4. Посредством дидактических игр прививается устойчивый интерес к познанию математики и ее использование в обыденных делах;
  5. Счет, сначала до 5, после до 10;
  6. Счет предметов на одной картинке или в определенном месте (коробке, не столе или на полу);
  7. Соотношение количества и цифры.

Старшие дошкольники

  1. Работа по закреплению и развитию полученных знаний;
  2. Пространственное мышление и развитие способностей к моделированию;
  3. Простейшие арифметические операции. Счет единицами, начало сложения и вычитания.

    Деление на доли;

  4. Изучение и применение первоначальной математической терминологии;
  5. Обучение принципам измерений длины, ширины, времени;
  6. Развитие логического и математического мышления. На основе этих знаний первоначальное понимание информатики.

Постижение указанных знаний и навыков в соответствии с возрастом позволяет к 7 летнем возрасту обучить ребенка всем необходимым знаниям для похода в школу.

Также, если вы решите отдать ребенка в специализированную школу, то обучение ребенка перечисленным навыкам и знаниям позволит ему без проблем пройти собеседование и тестирование.

Чему нужно научить ребенка до школы?

  •  Умение считать до 10.
  • Соотносить количество и цифру.
  • Проводить подсчет по возрастанию и убыванию чисел;
  • Ориентироваться в цифрах, называть по порядку и в разнобой;
  •  Различать и правильно использовать количественные и порядковые числительные;
  • Знать основные геометрические фигуры, уметь выделять их из группы фигур. Уметь нарисовать заданную фигуру;
  • Уметь понимание о долях. Понимать, каким образом делить предмет на 2 и 4 части;
  • Уметь мерить ширину, длину и высоту при помощи вспомогательных предметов;
  • Производить сравнение, обобщение и классификацию предметов по заданному признаку;
  • Ориентироваться в пространстве и времени;
  •  Понимать основные математические термины.

Нужно ли ребенку изучать основы информатики

Развитие техники в современном мире ставит вопрос о том, что обучение основам информатики должно проходить раньше, чем установлено общеобразовательной программой.

Казус заключается в том, что базовые знания ребенку начинают преподноситься в школе в тот момент, когда большинство детей уже прекрасно владеют различными гаджетами и устройствами.

Что бы избежать не рационального использования вычислительной техники важно объяснить ребенку основы использования и практическое предназначение компьютерной техники в раннем возрасте.

https://www.youtube.com/watch?v=hB_geJ-Hu-Y

Изучение базовых основ информатики в дошкольном возрасте на сегодняшний день не входит в базу необходимых знаний, но так как компьютеры играют большую роль в жизни современного человека, то некоторые базовые понятия возможно преподнести ребенку в возрасте 5-6 лет. К такой информации относятся:

  •  Понимание алгоритма действий;
  •  Рассказать о вычислительных машинах и принципах работы;
  •  Важность программы для работы компьютера;
  •  Пояснить, чем отличаются базовые команды алгоритмов «И», «Или», «Нет».

Преподнесение этой информации нужно увязывать с рассказом ребенку о важности вычислений и практической пользы от знания математики.

Нужно ли ярко выраженным гуманитариям развивать в детях математические способности?

Некоторые родители думают, что если они не обладают ярко выраженной склонностью к математике, то и у их детей математические способности невозможно развить до высокого уровня. Это не так.

Способности, не зависимо от того, развиты они у родителей или нет, поддаются развитию. Даже у не склонных к математическому виденью мира родителей через занятия вырастает ребенок с прекрасным математическим умом. Важно начать обучать ребенка и проводить занятия регулярно.

Важность развития математических способностей у детей обуславливается влиянием, которое оказывают эти навыки на развитие ребенка. Взаимосвязанность между умением мыслить математическими структурами и успехами в других дисциплинах очевидна.

Включите в занятия с ребенком элементы, которые позволят ему овладеть основами математики, полюбить этот предмет. Дайте ребенку возможность избежать возможных сложностей в школе. Развить математическое мышление в раннем возрасте не сложно. Ваше желание и игровой подход, позволят ребенку быстро понять предмет и сблизят вашу семью.

Интересным вариантом для развития математического склада ума у ребенка является вид образовательной деятельности — занимательные задачи. Они позволяют преподносить материал ребенку в легкой…

Необходимые навыки, которые нужно усвоить ребенку до школы — умение считать до 10 в прямом и обратном порядке, количественное соотношение предметов с цифрой…

Родители, которые хотят обучить ребенка математике сталкиваются с вопросом — чему именно нужно научить ребенка. Какие способности можно и нужно развивать в…

Когда возникает необходимость обучить ребенка математике и развить его математическое мышление, закрепить сложный для понимания материал на помощь родителям приходит игра. Она…

Первые шаги на пути к познанию цифр вы с малышом предпринимаете уже в возрасте года. Наверняка, вы учили свое чадо на вопрос…

Источник: https://kukuriku.ru/obuchenie/matematika/

Как учить детей математике, чтобы они ее не возненавидели

Обучаем ребенка основам математики: когда и как

Технические специальности сейчас очень популярны. В связи с этим многие родители задаются вопросом о том, как заинтересовать детей математикой. Свой вариант ответа предлагает журналист Дженнифер Доверспайк. Предлагаем адаптированный перевод ее статьи.

Моя маленькая дочь сидит за кухонным столом перед задачником, карандаш зажат в левой руке, чуть высунут язык от раздумий. Она глядит на меня и говорит: «Мама, это так круто!». И возвращается к учебе. Строчка за строчкой. Задача за задачей. 9+1=_. 7+1=_. Она останавливается, пищит от восторга. Зловеще шепчет: «Сейчас сделаю 13 + 1!».

Я уже читала о том, как мы в Америке преподаем математику. И видела мемы, вышучивающие программу Common Core (единый комплекс государственных образовательных стандартов в США — ред.). Но я никогда не думала собрать воедино все мысли по этому поводу, пока не увидела дочь, которая радостно и добровольно решает задачки из учебника Kumon.

Я смотрела, как она с восторгом решает страницу за страницей, и думала: «Солнышко, однажды ты все это возненавидишь». Это меня испугало. Конечно, до формального изучения математики в школе ей еще несколько лет.

И какая разница, по какой программе они учатся или какие им попадутся учителя, если ей настолько нравится математика, чтобы искать дополнительные задачки. Очевидно же, у нее математический склад ума.

Ведь так?

Пару лет назад я писала об основах грамотности. Один из ключевых постулатов в том, что обучение грамоте — это не только звуковое и письменное заучивание слов, хотя и это важно.

Свою роль выполняет игра с задействованием воображения, ведь она увеличивает ситуационный словарь, а также учит ребенка тому, что у историй есть начало, середина и конец.

Последнее, чего я желала бы своей дочке — чтобы любовь к чтению и книгам из нее выбили бесчисленными зубрежками и тестами на правописание.

В школе моя дочка также изучает математику в игровой манере. Их преподаватели вдохновляются подходом Реджо Эмилия, к примеру, они учат сложение, играя в настольные игры, где нужно посчитать, на сколько клеточек вперед пройти. Но я читаю статью за статьей об образовании в США и начинаю опасаться, что в старших классах все опять сведется к формулам и бесчисленным рядам задач в учебнике.

Это бьет меня прямо по больному. Я лично ненавижу математику. Когда-то в школе она мне удавалась, я даже брала себе математические предметы на первом курсе.

Но там приемов, которым меня обучил преподаватель, хватало только, чтобы сдать экзамен и благополучно забыть обо всем на следующий же день. Предметы, связанные с алгеброй в вузе, дали мне понять, что по-настоящему я не понимаю математики.

Я умела посчитать производную или интеграл, знала все основные определения, но я просто не «видела» математику так, как мои коллеги по группе.

Так что, если дочка хочет учиться, я хотела бы обучать ее. Дать ей основы математических знаний на тот случай, если программа с этим не справится.

Я хочу, чтобы она помнила, что математика — это о решении задач и воображении, и о бесконечном обещании большего. Не просто цифры на бумаге. На ее текущем уровне, я не хочу, чтобы она просто запомнила, что 5+3=8.

Я хочу, чтобы она знала, что 25+3=28 и 45+3=48, и почему все так аккуратно и совершенно устроено в нашей десятеричной системе исчисления. Как же это сделать?

1. Подчеркивайте красоту математики

Музыкант просыпается от жуткого кошмара. В нем он оказывается в обществе, где музыкальное образование — обязательно. «Мы помогаем ученикам становиться более конкурентными в мире, заполненном звуками». Учителя, школы и государство — отвечают за этот жизненно важный проект. Образовательные программы, комиссии, решения — все это без участия единого музыканта.

… Просыпаясь в холодном поту, музыкант осознает, что это был всего лишь безумный сон. «Конечно», — бормочет он. — Ни одно общество не свело бы такое прекрасное, значительное искусство к чему-то настолько выхолощенному и банальному.

Ни одна культура не может быть настолько жестокой к своим детям, чтобы отобрать у них такое прекрасное, дарящее радость средство выражения. Как нелепо!».

На другом конце города от подобного сна проснулся художник… (выдержка из книги Пола Локхарда «Плач математика»).

Когда я думаю о математике, на ум приходят бесчисленные правила, лабиринтообразные конструкции, которые приходится вытягивать из пыльных закоулков мозга, чтобы решить задачу перед глазами. Начальная математика не так уж плоха.

Даже с цифрами, символами и условными обозначениями мы можем демонстрировать закономерности и зависимости.

Но затем то, что происходит в большинстве школ, как пишет Тара Хольм в Boston Globe, — это нисхождение в математический Гадес, марш смерти, который идет к Calculus (математика в программе американской школы).

Как только начались формулы, перед учителями встает большой соблазн маршировать по этому пути. Избегать всеобъемлющих объяснений о том, как работает десятеричная система, большие числа или умножение, или же откладывать это далеко на потом.

Как пишет Энди Кьерш в Business Insider, «формулы и алгоритмы подаются без контекста или мотивации, учеников заставляют просто запоминать и применять их… Это все противоречит тому, о чем на самом деле наука математика. Математика — одно из самых творческих, поэтических предприятий человека.

И то, что ее так преподают в школах — катастрофа».

Наглядные материалы (вроде бусин или желудей) часто используются в начальной школе, к примеру, чтобы показать наглядно сложение. Так я учила детей делать первые шаги. Но некоторые программы, вроде системы Монтессори, — на шаг вперед в таком подходе.

В этой системе используются самокорректирующиеся наглядные материалы, которые знакомят детей с основами математики задолго до символов и уравнений.

С помощью «золотых бусин» Монтессори детей учат основам десятеричной системы (это обучающая игрушка, где бусинки собраны по десять в сегменте — ред.).

Пока ты ребенок, ты, возможно, не можешь оценить красоту абстракции, так же, как и понять абстрактные понятия математики. Но в системе Монтессори делают все наоборот. Наглядные обучающие игрушки сами по себе красивы и просты. Как математика.

И мы возвращаемся к «Плачу математика». Я, может, и немного помню о квинтовых кругах, но если посадить меня за пианино, я сыграю.

2. Разбирайтесь в фундаментальных основах

Когда у Шерил день рождения? (популярная в интернете логическая задача — ред). Когда задачка из старшей школы стала вирусной, пользователи выдавали противоречивые ответы, а кто-то из взрослых даже ударился в панику или смятение. Учитывая, что условия ее — довольно таинственны, многие удивлялись, как можно в принципе прийти здесь к верному ответу? 

Не думаю, что большинство взрослых американцев способны решить эту задачу. На самом деле, ведь эта задача не была написана для 11-летних детей в сингапурских школах, как рассказывал нам интернет. Это задача из школьной математической олимпиады. Но меня все еще смущает, что многие взрослые даже не знали, как приступить к решению.

Между подсчитыванием бусин, чтобы обучиться сложению, и изучением символов, которые представляют сложение — небольшая пропасть. Для моей дочки она была заполнена числовым рядом 1 2 3 4 5 6.

Если спросить ее, что идет через два деления от 4, она бы ответила 6. Затем, используя те же числа, я показываю ей, что 4+2=6. В школах Сингапура есть эта «показательная» фаза, которой заполняется эта пропасть.

Простенькие арифметические уравнения иллюстрируются простыми же графиками.

Те же золотые бусины Монтессори на простом и понятном примере показывают ключевые фундаментальные принципы умножения.

Сингапурский метод преподавания, так же, как и золотые бусины, позволяет ученику в конце-концов понять, как моделировать ответ на сложную проблему, вроде «дня рождения Шерил», не полагаясь чрезмерно на запоминание формул. В таком процессе обучения каждый новый урок надстраивается над предыдущим, как детальки LEGO.

Но проблема в том, что учителя и родители сами часто путаются в математике, не говоря уже о методах «изобразительного обучения» математике. Ставить ребенку плохую оценку за написание 15=5+5+5 вместо 15=3+3+3+3+3 — это проблема учителя, а не стандартов образовательной системы.

Еще одна проблема нашей образовательной системы — «спиральный подход», вместо принятой в сингапурских школах манеры оттачивать знание каждого математического концепта.

На учеников взваливают все больше и больше идей, перескакивают от темы к теме, не разобравшись детально, отделываясь обещанием вернуться к теме еще раз в следующем году… Многие рекомендуют программы, где от студентов не требуется немедленно найти ответ к задаче.

Сначала нужно выстроить базу для решения, а уж потом — найти максимально эффективный путь.

Иначе обучение по эффективности сравняется с тем, что мы посадим, к примеру, третьеклассников, разобьем их на группы и заставим деконструировать аллегории «Скотного двора» Оруэлла, на следующий день заставлять их же заучивать речь Мартина Лютера Кинга, а знания оценивать в результате по сочинениям по шекспировским комедиям.

 3. Рассказывайте истории

Он рассказал историю о Карле Фридрихе Гауссе, известном немецком математике, который родился в 1777 году. Когда Гаусс был еще школьником, учитель приказал сложить все числа от 1 до 100. Задание должно было занять час, но Гаусс нашел ответ почти мгновенно. «Кто-то знает, как ему это удалось?», — спросил Хуарес Корреа (известный мексиканский педагог — ред.).

Несколько учеников попытались складывать числа и скоро поняли, что это займет много времени. Палома, работая со своей группой, аккуратно записала несколько последовательностей, а затем подняла руку: «Ответ — 5050. Это 50 пар по 101»

Хуарес Корреа почувствовал небольшой озноб. Он никогда не сталкивался с учеником с такими врожденными способностями. Он присел рядом с ученицей и спросил, почему она никогда не интересовалась математикой, ведь очевидно ей математика удается. 

«Потому что никто не делал математику интересной». (история из Wired). 

Лучшие математические программы подчеркивают «понимание концепций как инструмент к предсказанию, изучению и объяснению мира вокруг».

Ричард Ружик, создатель школы «Искусство решения задач (Art of Problem Solving) и ее младшего эквивалента — Beast Academy, говорит, что это требует «творчества, дарования и энергичной умственной гимнастики».

Его программа сначала представляет ученикам задачи и вопросы, и только после того, как ученики самостоятельно над ними поработают, они получают правильный алгоритм решения.

«Искусство решения задач» разработано для талантливых студентов, но ребенку не нужно быть одаренным, чтобы получать удовольствие от учебника Kitchen Table Math — введения в математику для очень маленьких детей. Вырастая, они также могут учиться по серии учебников «Жизнь Фреда» (Life of Fred).

Ее создатель, Стенли Шмидт считает, что дети должны учиться, читая и погружаясь в историю, самообучаясь по пути.

Вместо того, чтобы заставлять детей размышлять на тему «Где нам все это может пригодиться», такие книжки показывают детям, что они и так занимаются математикой каждый день, просто не осознают этого.

(На этом месте редакция скромно добавляет восторженный пассаж о детских впечатлениях от серии «Магистр рассеянных наук», где главные герои, попадая в передряги и приключения, знакомятся с фундаментальными основами математики и логики).

Заключение

Я далека от эксперта в математике (помните, я ее ненавижу), так что со своими детьми я постараюсь применять подход «то, что кажется мне верным» совместно с тем, что им предложит школьная программа. Мы с детьми много играем со счетами, вычитая и складывая. Для них — это просто еще одна игрушка.

Одно из самых ярких впечатлений моего детства: я вернулась домой и обнаружила там огромную вручную раскрашенную карту умножения. Маме она настолько нравилась, что ее эмоции передались и мне, я часами рассматривала зависимости. До сего дня я, человек, ненавидящий зубрежку, умножаю как босс.

В процессе написания статьи, я попыталась найти способ визуализировать сложение. Так что я прилепила парочку таблиц на ближайшую стену, и забыла о них. Два дня спустя дочка прибежала ко мне, заинтригованная. «Что это за цифры там вверху?», — спросила она. Я усмехнулась и объяснила. «Покажи мне, как это делается», — потребовала дочка.

В конце-концов, никто из моих детей не должен быть лучшим в своей области, или же обучаться раньше своих одногодок, либо же становиться супергениями в математике и науке. Но если обучение способно их волновать и удивлять на протяжении всей жизни, значит, я сделала что-то правильно.

Источник: https://ain.ua/2016/08/26/kak-uchit-detej-matematike-chtoby-oni-ee-ne-voznenavideli/

Обучаем ребенка основам математики: когда и как

Обучаем ребенка основам математики: когда и как

2392

С самого нежного возраста малыша окружает мир цифр – это номера домов, этажей, квартир, автомобилей и автобусов, кнопки на мамином телефоне, номера страниц в книгах, ценники в магазине.

Поэтому знакомство с цифрами можно начинать очень рано, практически с 6–8 месяцев: сначала вместе с ребенком повсюду искать их, потом учиться соотносить с соответствующим количеством, затем переходить к понятию числа.

Однако нужно помнить, что главная задача – не научить кроху считать как можно скорее, а привить ему любовь к знаниям.

Все взрослые умеют считать, но не все любят математику! Независимо от вашего личного отношения к этому предмету постарайтесь обеспечить положительный настрой малышу.

«Математика – мой школьный кошмар», «В этих цифрах сам черт ногу сломит», «Кому нужно – все это считать» – подобные замечания недопустимы. Негативное и тревожное настроение, связанное с изучением цифр и счета, быстро может стать «заразным».

Начинать занятия на пересчет предметов можно с 8–9 месяцев, когда ребенок уже хорошо сидит и способен фокусировать внимание на предмете 2–3 минуты.

Пересчитывать можно все, что угодно: игрушки, мамины пальчики, колечки в пирамидке и т. д. Самое главное в работе с малышом – это использование наглядного материала.

В ход пойдет все: игрушки, карандаши, мамины пальчики, шишки, конфетки, фишки от мозаики, колечки в пирамидке и т. д.

Ни для кого не секрет, что многим деткам в школе математика дается сложно.

Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать и обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью часто вызывают трудности в процессе его освоения.

Однако, если регулярно и, что особенно важно, интересно заниматься с ребенком дома, то результат не заставит себя долго ждать. Чтобы самостоятельно изучать математику с малышом, от вас потребуется немного свободного времени, фантазии и терпения.

* Место проведения занятий значения не имеет. Можно с успехом заниматься в детской комнате, пересчитывая игрушки и детали конструктора, в ванной – считать резиновых утят, принимающих ванну вместе с малышом, на кухне – считать ложки каши в тарелке и т. п.

Но лучше, чтобы это была комфортная для ребенка зона, например коврик на полу или целая «секретная лаборатория» где-нибудь под столом.

Не стоит сажать малыша за стол: в дошкольном возрасте у детей еще не до конца окреп позвоночник, а неправильная высота стула (или стола) также может привести к ухудшению зрения.

* Время занятий определить достаточно сложно. Здесь важно учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка. Оптимальным будет вариант «в несколько заходов».

Как только вы видите, что малыш потерял интерес к заданию, необходима «перезагрузка» – смена деятельности.

Побегайте с ним в догонялки или потанцуйте под любимую музыку, после чего можно дальше играть в математические игры.

* Интерес и мотивация – главное.

Увлечь кроху можно чем угодно: например, необычным сюжетом с героями, которым нужна наша помощь, ярким изображением, «математическим» мультфильмом (например, российско-украинским анимационным проектом «Уроки тетушки Совы. Арифметика» или его британским аналогом «Забавная математика для малышей»). Если вы видите, что ребенок не настроен на игру, не стоит настаивать.

* Есть много разных методик по обучению детей счету: с помощью пальцев («пальцематематика»), счетного материала (игрушки, палочки, цифры), линейки, шкалы или числовой ленты, карточек с множеством точек или предметов. Каждая из них по-своему полезна.

Счет с помощью пальцев и счетного материала хорош в самом начале знакомства с числами. Счет по шкале и по числовой ленте позволяет малышам легко ориентироваться на числовом отрезке и помогает запомнить числовую закономерность.

Карточки с множеством точек или с изображением предметов тренируют ребенка в умении соотносить число и цифру.

Обращайте внимание ребенка на цифры везде, где это только возможно: позволяйте ему набирать код домофона, переключать каналы телевизора, нажимать кнопку этажа в лифте и т. д.

Основу математики составляет понятие числа. Но числа представляют собой абстрактную категорию, и у родителей часто возникают вопросы: как объяснить ребенку, что же это такое? Начинать знакомство малыша с миром чисел и цифр лучше всего с пересчета предметов.

Пересчитывать можно все, что угодно: например, с годовалым малышом – колечки пирамидки, пальчики, носы и глаза плюшевых зверей и т. д. На заметку: чем интереснее объект, тем с большим удовольствием ребенок присоединится к счету! Пересчитывая предметы, обращайте внимание, что считать нужно каждый предмет, не пропуская ни одного.

Очень часто родители начинают счет со слова «раз». Но педагоги рекомендуют говорить «один»: так малышу будет легче в дальнейшем соотнести цифру и число.

До 2 лет

Активному развитию умственных способностей способствует устный счет. Главное – не путать понятия «считать» и «перечислять цифры от одного до десяти». Запомнить цифры – все равно что выучить стихотворение: математических способностей тут не нужно. Учить ребенка считать нужно на конкретных примерах: яблоках, мячиках, машинках и т. п.

  • С годовалым малышом считайте ручки, ножки, глазки, нос (один), пальцы (много). Важно привить ему навык правильного пересчета предметов: дотрагиваемся пальчиком до каждого предмета, не пропуская и не повторяя один предмет дважды. Одно касание – одно число.
  • Покажите ребенку любимую мягкую игрушку, посчитайте пальчиком глазки, ушки, лапки и т. д. Посчитали до 2 – покажите изображение цифры 2, «пропишите» его пальчиком – обведите по контуру и скажите: «Два глазика у мишки – это цифра «два». Когда читаете с малышом книжку, рассмотрите картинку и посчитайте на ней, например, цветы или зверушек.
  • Считать ступеньки – один из самых простых способов обучения счету. Когда малыш научился преодолевать ступеньки хотя бы в одну сторону (например, научился спускаться), можно начинать эти ступеньки считать. Сначала считаете вы, а кроха спускается и слушает, через некоторое время он сам начнет считать вместе с вами.

2–3 года

К двум годам кроха начнет понимать, где один, два, а где – много. Тогда уже можно учиться считать дальше, для чего замечательно подходят пальцы.

Начните считать пальчики одной ручки, постепенно прибавляя пальчики другой. Это упражнение одновременно прекрасно развивает мелкую моторику.

По мере взросления ребенка считать можно не только его пальчики, но и пальцы мамы, папы и других членов семьи.

Пересчитывайте все, что окружает малыша: тарелки и чашки, ступеньки, книжки, игрушки, голубей или машины во время прогулки.

  • Читайте детские стихи, а некоторые из них заучивайте наизусть. Особенно полезны считалочки как база для освоения впоследствии понятия числа. Например: «Один и два – пошли по дрова» или «Один, два, три – на маму посмотри». Таким образом ребенок учится произносить названия чисел до того, как столкнется с истинным их значением.
  • Умение узнавать написанные цифры тоже очень важно. Повесьте на стену плакат с цифрами (желательно, чтобы возле каждой цифры было нарисовано количество предметов, которое ей соответствует). Положите один предмет и покажите ребенку цифру 1. Продолжите обучение сначала до цифры 3, потом – до 5; когда ребенок это хорошо усвоит, переходите к счету до 10. С помощью такого упражнения малыш постепенно зрительно научится соотносить количество предметов и цифру. Отлично подойдут для этой цели магнитные цифры, которые прикрепляются к холодильнику или специальной доске.

3–4 года

В этом возрасте пора знакомить малыша с соотношением «число – количество». Поиграйте с ним в прием гостей. Соберите рядом все любимые игрушки и подарите каждому карточку с цифрой. Затем предложите малышу угостить гостей «вкусняшками» (деталями конструктора, пуговицами, фишками, настоящими конфетами и т. д.

), подарив при этом каждому столько угощений, сколько указано на его карточке. Например, у слона число 4 – значит, он получит 4 печенья. Когда все гости получили угощение, можно разыграть следующую ситуацию: два гостя поспорили между собой, у кого угощений больше, а у кого меньше.

Выбираем две игрушки и сравниваем количество печений.

  • Счет до пяти обычно малыш запоминает быстро и считает легко и без ошибок. А вот после пяти часто начинаются перескакивания через цифру или перестановка цифр. Если такое случилось, можно скорректировать проблему следующим способом: добавляйте к правильному счету только одну цифру, пока ребенок ее не усвоит. Например, малыш считает 1-2-3-4-5-7-8-9-10, т.е. пропускает цифру 6. Обратите на это его внимание и несколько раз просчитайте самостоятельно 4-5-6. При счете до 10 каждый раз просчитывайте с ребенком «трудное» место вместе, интонационно выделяя голосом нужную цифру.
  • Когда цифры от 1 до 10 ребенок усвоит, начинайте знакомить его с цифрой «ноль». Объясните, что ноль – это когда нет ничего. К примеру, когда он съест всю кашу, скажите, что теперь в тарелке «ноль ложек каши».
  • Считайте с ребенком на кухне: виноградинки в тарелке, количество кастрюль в кухонном шкафу, тарелки или кусочки сахара в вазочке (обязательно с «важной» миссией – например, для составления «отчета»).
  • Во время пребывания на открытом воздухе соревнуйтесь: кто быстрее найдет 2 скамейки, 3 дерева и 1 собаку? Можно захватить карточки, чтобы ребенок мог сразу выбрать нужную цифру для обозначения соответствующего количества предметов и показать ее вам.

4–5 лет

Ребенку постарше уже можно рассказать о понятиях четности и нечетности числа, а также попрактиковаться с ним в простейших арифметических действиях.

Предложите ему разделить между собой и бабушкой (папой, сестренкой, братом, котом, любимой игрушкой) яблочки или сушки. Скажите: «Давай посчитаем яблочки! Сколько их у тебя? Шесть! А давай разделим их пополам между нами.

Получилось поровну (одинаковое количество)? Значит, 6 – четное число». Аналогичные упражнения делаются с нечетными числами.

  • Познакомьте ребенка со знаками «+» и «–». Расскажите сказку: «Жил был Плюс, он был очень добрый и всегда любил дарить, приносить, делать больше». Предложите малышу взять два предмета, а один тайком спрячьте за спину. У малыша есть две игрушки, но вот пришел знак Плюс и принес еще один! Предметов стало больше или меньше? Больше! Вот такой добрый знак Плюс – он сделал так, что предметов стало больше! А Минус всегда недовольный, поэтому когда он приходит, то что-то забирает, и предметов становится меньше.
  • Поиграйте с малышом в магазин. Выложите на полочке или на столе товары, рядом с каждым положите карточку с ценником (числа от 1 до 9) и предложите ему отправиться за покупками. Дайте 10 монет (пуговиц, фишек, орешков, ракушек): ребенок должен определиться с покупкой и отсчитать нужное количество монет. Рядом на доске или на большом листе бумаги запишите схему ___–___=___ и предложите крохе стать бухгалтером: записать пример и посчитать свои монетки: 10 – 4 = 6.

В возрасте 2,5–3 лет кроха может знать цифры и числа в пределах 10 (но даже если не знает – это не повод паниковать, ведь каждый ребенок развивается в своем ритме). Дальше усвоение чисел обычно развивается стремительно: если малыш понял закономерность, то счет до ста не составляет большой трудности.

К моменту поступления в 1 класс дети обычно:

  • владеют счетом от 1 до 10 (и обратно);
  • могут восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;
  • называют предыдущее и последующее число от заданного;
  • знают и могут работать с понятиями «больше», «меньше», «поровну/равно/одинаково»;
  • оперируют числами в пределах 100;
  • могут сравнивать трехзначные числа;
  • умеют пользоваться арифметическими знаками действий («+», «–», «=»);
  • выполняют счетные операции в пределах десяти;
  • увеличивают/уменьшают количество предметов на несколько единиц;
  • решают простые арифметические примеры в уме;
  • решают примеры с цифрами второго десятка, ориентируясь на зрительную опору.

Источник: http://www.parents.ru/article/obuchaem-rebenka-osnovam-matematiki-kogda-ikak/

Обучение математике и счету

Обучаем ребенка основам математики: когда и как

Математические игры Обучать детей дошкольного возраста счету, развивать логико-математические способности лучше всего в игровой форме. Для этого не обязательно покупать специальные дорогие пособия, дидактические игры или книги по математике. Реквизит для математических игр можно найти дома.

В этой статье мы расскажем вам о том, как можно использовать кубики лего дупло в обучении детей счету и основам математики. Для маленьких детей можно нарисовать несложные постройки из кубиков лего на бумаге. Ребенок должен будет по предложенной схеме собрать конструкцию. В Подобной математической игре дети развивают внимание, пространственное мышление, самоконтроль.

Вот еще интересный вариант этой игры … перейти в раздел

Учим цифры. Существует большое разнообразие детских игр для обучения счету и изучения цифр. В этом разделе мы приводим некоторые из них, к примеру, детское цифровое лото. Учить цифры с помощью игры в лото для ребенка и полезно и интересно. Распечатайте два экземпляра игрового поля и карточек — фишек. Вырежьте фишки.

Играют двое, каждый берет себе по одному игровому полю и по одному комплекту карточек-фишек. Фишки переворачиваются цифрами вниз. Ходят по очереди. Игрок открывает одну из фишек своего комплекта и ставит ее на свое игровое поле в соответствии с числом на фишке. Выигрывает тот, кто первым заполнит любой из столбцов.

перейти в раздел

Занимательная математика для дошкольников. Раздел содержит 120 разнообразных математических игр для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Игры разбиты по урокам (20 уроков, по 6 игр в каждом уроке).

Игры по математике для дошкольников, представленные здесь, включают в себя: логические задачи для дошкольников, задания для обучения счету дошкольников, математические раскраски. Наши математические игры помогут родителям и специалистам в игровой форме обучить счету и математике детей-дошкольников.

Игры по математике представлены в порядке возрастания их сложности и снабжены подробными инструкциями для родителей и специалистов. перейти в раздел

Обучение счету. В этом разделе мы представляем большое количество упражнений и игр для обучения счету детей.

Вы можете скачать и распечатать готвые карточки для счета, счетные таблицы, детское домино для счета, игры – раскраски, математические рисовалки, игры – ходилки, задания с счетным материалом.

Представленный в этом разделе материал для обучения счету дошкольников содержит подробные инструкции как для родителей, так и для детей. Все задания носят игровой характер что облегчает проведение занятий и игр с детьми. перейти в раздел

Учимся считать. Игры этого раздела помогут заинтересовать ребенка обучением умению считать. Вот, к примеру, одна из игр. Для этой игры вам понадобятся любые мелкие предметы. Например, орешки, желуди, ракушки, конфетки и т.п.

Ребенок должен на ощупь определить количество предметов в мешочке, после чего достать их и проверить себя, пересчитав их еще раз. Вместо мешочка можно использовать чистый носочек. Другие игры позволяют найти замену счетным палочкам.

Чем, к примеру, бусы хуже счетных палочек? Можно придумать несколько игр с бусами для обучения счету. перейти в раздел

Занимательная геометрия. В этой статье мы хотим рассказать вам об оригинальном пособии для изучения геометрии, которое любой родитель или педагог может сделать своими руками. Речь пойдет о т.н. “геометрической доске”.

Геометрическая доска – замечательное приспособление для веселого и занимательного изучения c ребенком основ геометрии, а также для овладения им школьными навыками, такими как действие по образцу. Отдельно сделайте бумажные или картонные карточки, разметив на них квадраты 5*5 точек.

Нарисуйте на них цветными карандашами (фломастерами) фигуры разной формы и цвета. Ребенок должен будет скопировать рисунок, изображенный на карточке, на доску при помощи резинок. перейти в раздел

Математика для дошкольников Почти в каждом доме, наверно, есть такой предмет как прищепки. Но не все мамы знают, что, манипулируя с прищепками, дошкольник прекрасно тренирует пальчики рук. Игры с прищепками развивают мелкую моторику у детей. Малышам можно предложить дополнить картонные картинки с помощью прищепок.

Например, приделать солнышку лучики, осьминогу – щупальца, морковке – хвостик, человечку ручки и ножки, ежику – иголки. А если вы проводите занятия математикой с дошкольниками, то прищепки могут помочь и здесь. Как маленьким девочкам, так и мальчикам будет интересно поиграть в “Большую стирку”. Сначала понарошку …

перейти в раздел

Устный счет. Устным счетом называется выполнение ребенком арифметических действий без применения дополнительных приспособлений (счетные палочки, карандаши, бумага …) и устройств (счеты, калькулятор, арифмометр …). Овладение ребенком навыками устного счета одна из главных задач начального этапа обучения математике.

Для детей старшего дошкольного возраста вполне достижимо умение устного счета в пределах десяти. Предлагаем вам готовые материалы для организации занятий с детьми по обучению навыкам устного счета. Кроме отличных оценок по математике, умение считать в уме даёт массу преимуществ на протяжении всей жизни.

Устный счет развивает память, концентрацию внимания, повышает способность к обучению. перейти в раздел

Логические игры. Хотим предложить вам сыграть с детьми в логическую игру под названием “Пуговицы”. Для этой игры вам потребуется распечатать на цветном принтере бланк, после чего вырезать карточки с пуговицами, изображенные на нем. Начнем логическую игру со знакомства с карточками. Рассмотрите вместе с ребенком пуговички.

Расспросите его, какой они формы, размера, цвета, сколько в них дырочек. После этого по вашей просьбе ребенок должен будет отыскивать пуговички с заданным характеристиками. Например: найди красную, большую, круглую пуговицу с двумя дырочками. Затем приступаем к сортировке.

Попросите ребенка разложить пуговицы на группы по цвету, потом по форме, размеру, количеству отверстий … перейти в раздел

Занимательная математика для дошкольников

– Букварь на

Математика для дошкольников

Источник: http://games-for-kids.ru/obuchenie-matematike/obuchenie-matematike.php

Для родителей
Добавить комментарий