Он и она: испытание ребенком

Он и она: испытание ребенком

Он и она: испытание ребенком

Обычно женщины предпочитают молчать о том, в чем открыто признается Наталья. «Всего год назад я была безумно влюблена в мужа, – говорит она. – Сейчас я безумно на него злюсь.

В отличие от моей мамы, которая воспитывала четверых детей одна, у меня есть любящий муж, который полностью обеспечивает семью, есть няня, подгузники, машина, горячая вода, наконец! Вести домашнее хозяйство стало намного легче.

Но когда муж приходит с работы и ложится на диван с бутылкой пива, я вскипаю, словно чайник!»

Похожие чувства обуревают почти всех мам с маленькими детьми. «Когда в семье появляется ребенок, в жизни пары происходят кардинальные изменения, в том числе перераспределение денег, ролей и свобод.

И если раньше супруги уделяли время только друг другу, то сейчас все внимание переключается на малыша», – объясняет Светлана Климова, семейный терапевт, член Общества семейных консультантов и психотерапевтов и Европейской ассоциации психотерапевтов.

Нехватка времени друг на друга, новые заботы, усталость могут пробить брешь даже в самых крепких отношениях. А от любви до ненависти, как известно, один шаг.

Когда женщина становится мамой, на ее плечи ложится огромная ответственность. Она тревожится за своего малыша, переживает за его здоровье, беспокоится за его будущее. «Есть вещи, которые от нас не зависят. Зато порядок в доме мы контролировать можем.

Именно поэтому многие женщины становятся маниакальными чистюлями, когда в семье появляется ребенок.

Уборка – это самый простой способ навести порядок в душе», – объясняет семейный психолог, сотрудница Института практической психологии и психоанализа Люси Микаэлян.

Чаще всего женщины жалуются, что мужья ничего не делают по хозяйству. Им кажется, что, если муж наденет передник и возьмет в руки швабру, проблема решится. Но это не так.

На самом деле им нужна эмоциональная поддержка. В этот период на женщину сваливается масса хлопот и тревог.

Порой кажется, что весь мир рассыплется на кусочки, если она забудет купить подгузники или оттереть пятно в ванной.

«Женщине необходимо чувствовать, что она в этом хаосе не одна, что муж придет на помощь, если она позовет. Это базовая человеческая потребность, и брак для того и существует. Задача мужчины в том, чтобы транслировать эту уверенность – иногда помочь, иногда пожалеть, иногда напомнить, что чашки и игрушки могут подождать», – говорит Люси Микаэлян.

Некоторых женщин злит равнодушие супругов. «Каждый вечер, вернувшись с работы, муж играет с детьми. Уложив их спать, он идет смотреть телевизор. Со мной он даже говорить не хочет, и это сводит меня с ума. Я весь день занимаюсь детьми и домом. Разве я не заслужила, чтобы обо мне тоже кто-нибудь позаботился?» – жалуется Елена.

Но мужчинам тоже есть на что обижаться. Михаил удивляется: «Я часто думаю про себя: куда делась та женщина, которая смеялась вместе со мной, готовила мне ужин, гладила рубашки? Сейчас жена думает только о дочке. Такое ощущение, что я для нее просто не существую!»

«Приступы гнева – это крик о помощи. Но мужчины слышат его очень редко, потому что женщины кричат с обвинениями», – констатирует Люси Микаэлян.На бурные сцены мужчины реагируют двумя способами.

Одни в целях самозащиты начинают обвинять в ответ. Упреки ранят в больное место, потому что муж и жена знают друг друга хорошо. Другие замыкаются в себе, а иногда и вовсе перестают общаться с женой.

Ни скандалы, ни замалчивание проблемы не помогают выйти из тупика.

«Если вы ссоритесь при детях, миритесь при детях. Они должны знать, что связи между людьми могут рваться и восстанавливаться», – советует Люси Микаэлян. Если сдержаться не удалось и вы сорвались на ребенка, скажите малышу: «Я была не права. Ты не виноват». Если оба партнера готовы над собой работать, отношения обязательно наладятся.

Нужна ли вам помощь специалиста?

Иногда супруги не хотят или не могут избавиться от чувства гнева. В этом случае имеет смысл обратиться к семейному психологу.

Вот несколько тревожных сигналов, на которые следует обратить внимание: ● Вы постоянно прокручиваете в голове нанесенные мужем обиды. ● Вы не решаетесь сказать ему, чем вы недовольны.

● Вы «с ходу» не можете назвать ни одного его положительного качества. ● Вы избегаете друг друга, особенно в постели. ● Рядом с мужем вы чувствуете себя еще более одинокой, чем без него.

● Вы перестали мириться.

Читайте советы наших экспертов, которые, надеемся, помогут восстановить эмоциональную близость и избавиться от чувства злости, далее…>>>

1.Если у супругов нет времени и сил обсуждать возникшие трудности, гнев и чувство обиды будут накапливаться. Рано или поздно недовольство обязательно выплеснется наружу. Вместо того чтобы занимать выжидательную позицию и строить догадки, спросите прямо: «Что ты имел в виду? Объясни». Может оказаться, что причин обижаться не было и нет.

Многие женщины говорят: «Мой муж ничего не делает», «Он всегда об этом забывает», «Он все делает не так». Откажитесь от ярлыков. Они искажают правду и только подливают масла в огонь. «Не бывает так, чтобы мужчина ничего не делал или все делал неправильно. Просто мы склонны интерпретировать поведение окружающих на свой лад», – говорит Светлана Климова.

Когда мы смотрим на человека сквозь негативные очки, ему становится трудно нам угодить. «Задумайтесь, как любимый мужчина успел так быстро превратиться в негодяя? – советует Люси Микаэлян. – А потом вспомните вместе, как до рождения ребенка вам удавалось находить общий язык».

2.Проанализируйте, в каких ситуациях вы заводитесь сильнее всего.

Если муж категорически не гладит белье и вы об этом прекрасно знаете, почему вы разозлились на него, когда он в сотый раз отказался браться за утюг? Может быть, в этот день вам пришлось отменить занятия в спортклубе или вы поругались с мамой? «Если вы поймете, что дело не в супруге, попросите у него прощения», – советует Светлана Климова.
Потом определите, какие поступки мужа вас огорчают, и задумайтесь, нет ли в этом вашей вины. Если все важные решения в доме принимаете вы, стоит ли ждать, что муж сам вызовется подобрать школу для подросшей дочурки?

3.Если вам нужна помощь по дому, так и скажите. Составьте список рутинных обязанностей. Чтобы добиться максимальных результатов, лучше поручите мужу то, что он умеет делать хорошо. В то же время научить его чистить сковородки и правильно выжимать тряпку вам ничто не мешает.

Женщины часто недооценивают мужчин и нещадно их критикуют. «Когда нами восхищаются, за спиной словно вырастают крылья, – рассказывает Светлана Климова. – На этой эмоциональной подпитке можно сделать друг для друга гораздо больше».

Если муж приготовил вам пасту с морепродуктами, не набрасывайтесь на него с упреками: «Лучше бы ты пропылесосил!» Вместо этого похвалите его: «Это было волшебно! Вкуснее, чем в нашем любимом итальянском ресторане!» Шансы, что на следующий день он удивит вас снова, заметно увеличатся.

4.«Критика не бывает конструктивной, – предупреждает Светлана Климова. – Она неприятна любому человеку любого возраста». Говорите только о своих чувствах, не обвиняйте и не повышайте голос.

Вы договорились, что муж поможет вам собрать ребенка в летний лагерь, но его внезапно пригласили на день рождения? Когда он вернется домой, скажите, как вам было тяжело: «Когда ты сказал, что задержишься, я почувствовала себя брошенной, ведь я так рассчитывала на твою помощь!» В следующий раз муж будет вести себя осмотрительнее.

Заводить серьезный разговор в машине или по телефону не стоит. «Предупредите мужа заранее, что вы хотите обсудить с ним волнующий вас вопрос. Час и время назначайте вместе», – советует психолог.

5.Не нужно погребать себя в рутине заживо. Если вы не успеете помыть посуду, мир от этого не рухнет. У женщины должно быть время – на бассейн, йогу, любимую книгу или общение с подругами.

«Когда у женщины есть личная жизнь, она чувствует себя уверенее и остается интересна мужчине», – объясняет Светлана Климова.

Многие мамы посвящают отдыху утренние часы, проводив детей в школу, а мужа – на работу.

6. «Супруги и родители – это разные люди. Родители – это папа и мама, супруги – это мужчина и женщина», – напоминает Светлана Климова.

Дети должны отчетливо понимать, что у родителей есть отдельная, «супружеская» жизнь. Это знание формирует у ребенка здоровую модель отношений между мужчиной и женщиной.

Отсюда золотое правило: проводите вне дома сутки без детей, в идеале − раз в месяц.

«Когда живешь с человеком в одной квартире и видишь его каждый день в халате и тапочках, это неэротично. Причем сам человек при этом не меняется, меняется наш угол зрения, – говорит Люси Микаэлян. – Привычка – мощный антиафродизиак, она порождает скуку». Чтобы оживить сексуальные отношения, надо взглянуть на супруга новыми глазами. «Свидания» лучше устраивать за пределами семейного гнезда.

И, наконец, молодые родители должны почаще напоминать друг другу, что сейчас в их семье наступил трудный период. Размолвки и ссоры на этом этапе – нормальное явление. Главное – научиться мириться, слышать друг друга и не забывать, что большинство союзов все равно выдерживают такие «перегрузки».

Источник: http://www.parents.ru/article/on-iona-ispytanie-rebenkom/

10 книг для мам и пап про воспитание, психологию и уход за детьми

Он и она: испытание ребенком

«Мама на нуле», «Тайная опора», «Любить нельзя воспитывать» и другие

Как купать ребенка? Что делать, если сын истерит? Почему дочь делает все наперекор? С чего начать восстановление отношений после рождения ребенка? В новом обзоре The Village собрал разные книги, которые помогут разобраться в сложных вопросах родительства.

«Манн, Иванов и Фербер», 2018

Информация, которую будущая мама выуживает из интернета частями, здесь изложена максимально полно и доходчиво. Найдется все, чем интересуется женщина: размеры ребенка на разных сроках, мифы о беременности, рацион питания, скрининги, секс и спорт во время вынашивания ребенка. Родами все не заканчивается — большая часть книги посвящена новорожденному и состоянию молодой мамы.

Зачем читать: Помимо основной информации, в книге есть очень нужные (особенно тем, кто ждет первого ребенка) списки: что должно быть в аптечке новорожденного, какую одежду приобрести на первое время, что взять в роддом.

«АСТ», 2016

Одна из лучших книг об отношениях родителей и детей. Петрановская сразу поясняет, что не развивающие методики, а отношения с родителями дают детям лучший старт в жизни.

И продолжает эту мысль: рассказывает, как формировать привязанность, как ее не нарушить и вырастить уверенного в себе, развитого ребенка.

Книга удачно структурирована: каждая глава соответствует определенному возрасту детей — чтобы ничего не упустить. Поэтому к тексту можно возвращаться в разные периоды жизни ребенка.

Зачем читать: После прочтения возникает понимание, как выглядит ниточка привязанности и, главное, как превратить эту ниточку в канат.

Corpus при поддержке фонда «Эволюция», 2017

Посыл книги считывается уже в названии: эта работа подталкивает еще раз хорошо подумать о том, чем грозит обществу отказ от вакцинации.

Оффит обстоятельно рассказывает историю антипрививочного движения: о первых вакцинах от натуральной оспы и возникновении группы их противников, о фильмах и книгах, которые заставили людей усомниться в необходимости вакцин.

Автор рассматривает судебные процессы антипрививочников, теории заговора — в общем, разматывает клубок страхов любого родителя, подводя к выводу о необходимости прививок и коллективного иммунитета (при этом надо отдать должное Оффиту: он говорит и о проколах вакцинации в прошлом).

Зачем читать: Книга поможет разобраться, как зародилось антипрививочное движение и обоснованы ли доводы его представителей.

Clever, 2017

Педагог и создатель петербургской школы неформального образования «Апельсин» Дима Зицер написал книгу, которая по оформлению напоминает страницу в социальной сети: каждая глава выглядит как пост в фейсбуке, номера страниц — как количество комментариев, в конце поста-главы стоят теги. Единой темы, объединяющей посты, нет, но главные герои, конечно, дети.

Зачем читать: Основная задача книги — подтолкнуть читателя к обсуждению серьезных тем с близкими людьми.

«Самокат», 2017

В «Маме на нуле» собраны 15 честных рассказов женщин, которые находились на грани своих возможностей, справляясь с нелегким материнством. К этим историям даны развернутые комментарии психологов об эмоциональном выгорании, послеродовой депрессии и психологической готовности к родительству. Там же есть разные упражнения, советы и практики самопомощи.

Зачем читать: Главное в этой книге — монологи матерей, показывающие читательницам, что в похожих ситуациях они не одиноки.

«АСТ», 2017

Популярная книга Юлии Борисовны Гиппенрейтер поможет разобраться, как общаться с ребенком: понимать чувства дочери или сына, слушать и слышать, о чем они говорят, конструктивно разрешать конфликты. Главы книги написаны в виде уроков по определенной теме, внутри которых есть правила, вопросы для родителей и домашние задания — отработка полученного урока в диалогах с детьми.

Зачем читать: Если в общении с ребенком есть сложности, книга, вероятно, поможет выйти на новый уровень отношений, если трудностей пока нет — запастись стратегией на будущее.

«Эксмо», 2017

«Ленивая мама» в этом случае — яркое выражение, которое вовсе не означает, что женщина постоянно лежит на диване и не обращает внимания на ребенка.

«Ленивая мама» Анна Быкова — родительница, которая хочет создать условия для развития детской самостоятельности: в книге она пишет, как приучить малыша к горшку, укладывать его спать, научить убирать свои игрушки.

Не все в «Ленивой маме» бесспорно, но ведь и в родительстве не на все вопросы существуют однозначные ответы.

Зачем читать: Книга позволит обдумать, как надо себя вести, чтобы дочь или сын учились принимать собственные решения.

«Манн, Иванов и Фербер», 2016

Ухудшение отношений между супругами после рождения ребенка — нередкий случай: находясь в стрессе, очень сложно контролировать свои поступки и слова.

Напряжение накапливается, и еще недавно родные люди проваливаются в дыру непонимания.

В «Испытании ребенком» психологи, основатели и руководители центра исследования семейных отношений в Сиэтле дают пошаговые инструкции, которые могут восстановить дородовой контакт между молодыми матерью и отцом.

Зачем читать: Чтобы узнать, как вести себя во время ссоры, убрать агрессию и вернуть секс.

«Самокат», 2017

Журналисты знают: если в статье или интервью будет много маленьких историй, примеров, то читатель с интересом прочтет такой материал.

«Ваш непонятный ребенок», хоть и не является журналистским текстом, это правило подтверждает: психолог Екатерина Мурашова наполнила эту книгу таким количеством рассказов о семьях с детьми, что ее увлекательно читать.

Она рассматривает случай с конкретным ребенком и на его примере говорит о проблемах (страхах, агрессии, гиперактивности и другом) и способах их решения.

Зачем читать: Книга объясняет, откуда растут ноги той или иной проблемы и когда необходимо обращаться к специалистам.

«Поляндрия», 2013

И в заключение — книга, созданная не для советов и инструкций, а скорее для приятного времяпрепровождения родителя. Аксель Хаке, который называет себя «руководителем-воспитателем», — папа троих детей.

Он описывает разные сюжеты из жизни своих отпрысков: фактически это журналистские колонки, которые печатались в газете, а потом попали в книгу. Но это не сухие газетные тексты, а забавные, смешные и местами трогательные заметки.

Никаких поучений от автора вы не услышите: только истории, каково это — жить с тремя кричащими, требующими, порой наглыми, но бесконечно любимыми детьми.

Зачем читать: Чтобы с иронией отнестись к проблемам, которые вам кажутся сложными.

Обложка: «АСТ»

Источник: https://www.the-village.ru/village/children/children-guide/303349-knigi-dlya-roditeley

Статьи

Он и она: испытание ребенком

  —   Психология

Надежда Алексеенко, фото: freepik.com

Вы отвели ребенка в детский сад. Вот он ходит день, второй, неделю… Только почему-то вы не рады, а скорее озабочены. Малыш сильно изменился, с ним что-то происходит. Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ решила разобраться с этим вопросом.

Ребенок не хочет ходить в детский сад. Упирается. Расстается с плачем, причитая, что его никто не любит, что он обещает быть хорошим, лишь бы рядом была его мама. Причитает так, что щемит сердце. Да еще хватается за юбку и, умоляя, заглядывает в глаза.

Ваш малыш еще недавно мучил вас своими бесконечными «я сам», вмешиваясь во все взрослые дела и не давая вам покоя. Теперь он вновь мечтает об опеке и, моля о ней, все время просит вас о помощи. О помощи… вы не ошиблись. Только для чего ему она? Ведь другие дети тоже ходят в садик.

Может быть, он просто заболел? Подхватил какую-то инфекцию, повлиявшую на него так сильно? У него и в самом деле насморк. А вчера была температура…

Успокойтесь! Ребенок такой, каким и должен быть. Ваш ребенок просто приспосабливается к саду. Адаптация бывает легкой и тяжелой. И вы наблюдаете у малыша проявление его протеста в виде разных реакций, говорящих о довольно сильном напряжении,которое он испытывает.

К тому же вспомните еще о кризисе трех лет, который может наслоиться на период адаптации к детскому садику. Малыш впервые ощутил себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. Он не баловень и не упрямец, и ничего не хочет сделать вам назло.

Реакции ребенка, часто встречающиеся при адаптации к новому коллективу:

– Уход в себя и сверхактивность

Встречаются почти у каждого ребенка, адаптирующегося к детскому саду. Сидит как будто окаменелый, весь погруженный сам в себя, похожий на глухонемого или на пришельца с неизвестной нам планеты. Не ест, не пьет, не отвечает на вопросы.

И вдруг исчезает вся окаменелость, и он мечется по группе, напоминая «белку в колесе». Как вихрь вырывается из рук нянь или воспитателей и мчится к выходу, на ходу со всеми конфликтуя. Опять замирает, а потом плачет и зовет маму.

Потом замолкает, вновь превращаясь в манекен. И так – по нескольку раз в день.

– Плач

Часто дети выражают свои негативные эмоции плачем: от периодического хныканья до постоянного рева. Наиболее характерен приступообразный плач, свидетельствующий о том, что у малыша все негативные эмоции отступают на время, пока он осваивается с чем-то новым.

Бывает и «плач за компанию», которым уже почти адаптированный к саду ребенок поддерживает «новичков», пришедших в группу. Обычно дольше всего у ребенка держится хныканье, которым он стремится выразить протест при расставании с родителями, убегающими на работу.

– Страх

Обычный спутник малышей, которые боятся остаться без родителей в чужом пока для них месте. Вряд ли вам удастся встретиться с ребенком, который не испытывал его хотя бы раз во время адаптации к детсаду. Ведь малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем видит скрытую угрозу для своего существования.

Он боится, что вы не придете за ним вечером, чтобы забрать домой. Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу. В такой момент он, словно маленький агрессор, пантерой готов прыгнуть на любого, отстаивая свою правоту. Гнев и порождаемая им агрессия способны разгореться, даже если нет искры.

Как будто в самом ребенке заложена пороховая бочка.

– Сон

Вначале в тихий час сон отсутствует совсем, малыш как «ванька-встанька». Его не успевают уложить, как он уже сидит, рыдая, на кровати. По мере привыкания ребенок начинает засыпать. Но сон беспокойный, прерывается всхлипыванием или внезапными пробуждениями.

– Аппетит

Чем тяжелее адаптируется ребенок, тем хуже его аппетит. Гораздо реже малыши впадают в другую крайность и едят как Гаргантюа, пытаясь «заесть» стресс. Нормализация пониженного или повышенного аппетита, как правило, сигнализирует о том, что ребенок стал привыкать к детскому саду.

– Положительные эмоции

Сначала они лишь изредка проявляются в те моменты, когда малыш как будто опьянен «прелестью новизны».

– Коммуникабельность

В первые дни у некоторых малышей словно утрачивается это свойство. Они становятся замкнутыми и нелюдимыми. Все время проводят в гордом одиночестве. Сначала на смену нелюдимости приходит «компромиссная контактность». Ребенок вдруг сам начинает проявлять инициативу для вступления в контакт со взрослыми.

Однако пока она не направлена на улучшение общения, особенно со сверстниками. В такой момент малыш обычно с плачем подбегает к воспитательнице, хватает ее за руку, пытается тянуть к входной двери и просит, чтобы она отвела его домой. Молит, чтобы его увели из группы, чтоб забрали поскорей от этих враждебных детей.

Но вскоре малыш сумеет наладить отношения в группе, проблемы пойдут на убыль –это будет важным шагом к завершению процесса адаптации.

Типичные ситуации:

– Не хочу

Ребенок плачет, капризничает каждый раз, когда приходит время идти в садик. Это (как ни странно) самый благоприятный вариант: он позволяет малышу открыто говорить о том, что ему не нравится.

Родители могут ему сочувствовать, говорить, что им действительно жалко, когда он грустит, расставаясь с ними, но «так уж устроен мир – мамы и папы работают, а дети ходят в садики и школы». Малыш, который открыто протестует против садика, чаще всего довольно хорошо адаптируется.

Особенно если родители не ругают его, не стыдят, а выражают сочувствие, оставаясь уверенными в том, что садик – хорошее безопасное место.

– Частые болезни

Ребенок начинает болеть буквально с первых дней: «неделя в садике – неделя дома». Многие родители сетуют на воспитателей: мол, недосмотрели, сквозняки, детей заболевших принимают, инфекция.

Считая, что дело в конкретном садике, пытаются перевести его в другой, третий, но ситуация радикально не меняется.

Почему? Просто виноват, чаще всего, не конкретный садик, а ситуация перехода ребенка к самостоятельному пребыванию где-то без родителей.

https://www.youtube.com/watch?v=onK9wEwiVEI

Как известно, физическое и психическое развитие взаимосвязаны, и детский организм иногда именно так помогает ему справляться с тревогами и переживаниями. Чаще всего болеют именно те ребята, которые не очень сильно капризничают и плачут, не выражая явно, словами и слезами нежелание идти в садик.

Они хотят, чтобы мамы и папы были довольны их самостоятельностью, и стараются их не расстраивать. Но если адаптация для такого ребенка происходит сложно, организм дает эмоциям передышку: малыш болеет, остается дома.

Спустя несколько месяцев он болеет все реже, становится активнее, разговорчивее, взрослее.

– Дома капризы – в садике успехи

«Удивительно, но мой сын в садике совершенно не такой, как дома. Мне даже обидно, ведь я дома так стараюсь, а он там гораздо лучше себя ведет, чем со мной. Во-первых, он там ест.

Причем воспитательница говорит, что старается съесть первый и поднимает тарелку похвастаться! А дома я за ним бегаю с ложкой! Во-вторых, сам одевается! Дома может часами ходить в одном носке! Такое впечатление, что всеми плодами моего воспитания и моих усилий пользуются воспитатели в садике: я с ним дома борюсь, а там – «Какой у вас самостоятельный, развитый ребенок!».

Дело в том, что малыш часто считает садик тем местом, где его готовы воспринять таким, каким он себя покажет. Он пока не может постоянно быть таким самостоятельным, целеустремленным и взрослым.

Он набирается сил и выражает все свои тревоги и сомнения дома, маме, в виде капризов и непослушания. А в садик он приносит ту форму поведения, которая, как он считает, больше всего ценится в обществе.

Он хочет уважения!

Скорее всего, скоро он сможет так же достойно вести себя и в других местах. А дома так и будет иногда безобразничать, отдыхая от тяжелой социальной роли «хорошего ребенка».

Конечно, родителям, особенно мамам, бывает обидно, что ее дитя хорошо себя ведет с другими, а с ними капризничает! Однако важно понимать, что непослушание именно с близкими людьми означает, что ребенок старается приспособиться к обществу и тратит на это много сил.

Понимая теперь, как велик мир и как много в нем разных людей, только самым близким он может полностью и безоглядно доверить свои тревоги, эмоции и переживания.

– Дома – «хороший», в садике – «ужасный»

«По-моему, воспитательница предвзято относится к моему сыну. Каждый день она рассказывает мне, как он безобразно себя ведет, дерется, забирает у детей игрушки..

Но этого не может быть: он очень послушный, вежливый мальчик! Я всегда объясняла ему, что можно и что нельзя.

Он всегда спрашивает у меня разрешения, если хочет что-то взять! Просто не понимаю, разве может так быть, что я вижу одно, а без меня происходит совсем другое?..» Да, такое вполне может быть. И воспитательница, скорее всего, не преувеличивает.

Дело в том, что если родители много внимания уделяют правильному воспитанию, слишком контролируют, оберегают от принятия неверных решений, то ребенок трех-четырех лет, оставшись без них, просто теряется. Он как бы остается без своей совести, как говорит пословица – «без царя в голове», ведь его способность к самоконтролю еще не развилась, а дома его совестью и контролем были мама и папа.

Оставшись один, ребенок пытается найти взрослого, который смог бы, как мама, помогать ему быть «правильным».

Именно для этого он ведет себя вызывающе, этот вызов говорит: «Пожалуйста, обуздайте меня, укажите мне мои границы!» Чаще всего доброжелательность окружающих взрослых помогает ребенку поверить, что для того чтобы быть достаточно хорошим, вовсе не обязателен постоянный контроль взрослых.

«Я могу сам себя контролировать!» – вдруг говорит он себе, если видит, что его проделки – вовсе не катастрофа для окружающего мира, а взрослые, в общем-то, любят совершенно разных малышей – и тихих, и шустрых. Успокоившись по поводу отсутствия постоянного контроля за собой, ребенок начинает чувствовать себя увереннее и лучше общаться как со взрослыми, так и со сверстниками.

Сборы домой

Первая ситуация: «Дочь меня удивляет: утром устраивает сцены, не хочет идти в садик, а вечером, когда я прихожу забирать ее домой, она меня просто не замечает. Продолжая играть, болтает с девочками! Я ее зову, жду, разговариваю с воспитателем – в общем, минут сорок проходит, пока мы выйдем на улицу. А утром опять: «Не хочу!»

Вторая ситуация: «Мне кажется, что моего сына в садике обижают. Нет, он об этом не говорит. Даже идет утром в садик с удовольствием, игрушки какие-то собирает, меня торопит, чтобы не опоздать, а то «Лена Николаевна ругается» – в общем, все как бы хорошо.

Но когда я прихожу за ним вечером, он сразу за меня хватается, тянет уходить, не дает ни с кем поговорить, иногда даже плачет, если я хочу задержаться, о чем-то спросить воспитателя. Я его спрашиваю: «Тебя кто-то обидел?» – он говорит «Нет».

У воспитательницы спрашиваю, что случилось, она говорит, что все нормально… Но ведь что-то происходит?!»

Встреча ребенка с мамой после разлуки о многом может рассказать. Действительно, и родители, и воспитатели, и психологи давно заметили, что дети условно делятся на три группы. Встреча одних с мамой очень похожа на первую ситуацию, встреча других на вторую.

А вот третьи, увидев, что за ними пришла мама, подбегают к ней, здороваются, потом бегут попрощаться со всеми или положить на место игрушки, возвращаются к маме, одеваются и т. д.

Конечно, третья ситуация гораздо удобнее и приятнее для родителей. Такое развитие событий говорит о том, что ребенок уже вполне адаптировался к садику, новым друзьям и порядкам.

Еще это показывает, что ребенок уверен в том, что мама тоже неплохо проводит свой день и за нее не нужно волноваться.

https://www.youtube.com/watch?v=93-M4aXIIvM

А еще это говорит о том, что режим дня в семье устоялся, что малыш достаточно хорошо ориентируется во времени, примерно знает, когда нужно заканчивать игру и идти домой, когда мама закончит работу, в каком настроении придет и какие дела предстоят ей и ему потом.

Как правило, все дети приходят к такому пониманию расставания с родителями на целый день. Но не сразу.

Годовалый ребенок перед тем, как что-то взять, бросает быстрый взгляд на маму, как бы спрашивая: «Можно? Все в порядке?» Трехлетний уже не всегда смотрит на маму, но всегда старается свериться в своих мыслях: «А мама не заругает? А маме это понравится?» Такая сверка легче дается ребенку, мама которого достаточно предсказуемый и постоянный человек.

И малыш хорошо знает, за что она ругает, за что хвалит, когда какое настроение у нее может быть. Если же он не очень хорошо понимает маму, нужно ее присутствие, чтобы изучить ее и понять, в каком она настроении, как у нее дела, и вообще «все ли в порядке в мире».

Если у мамы очень импульсивная натура и у нее часто меняется настроение, или она слишком часто и непредсказуемо уходит и приходит с разными непонятными впечатлениями и эмоциями, ребенок может встречать ее так, как описано в первой ситуации.

Он не «не замечает» маму, он видит, что она пришла.

Но не знает, какое у нее настроение, как прошел ее день, рада она ему или чем-то озабочена… Вот чем занимается малыш, когда «не хочет» уходить из садика! Ему просто нужно время, чтобы с ней встретиться, почувствовать ее.

Если мама много работает, устает, волнуется из-за работы или других дел, и эту озабоченность и переживания видит малыш, он может встречать ее так, как описывается во второй ситуации. Его никто не обидел! Просто он очень переживает, не обидел ли кто-то маму, пока его не было рядом с ней! Именно поэтому, увидев маму, он крепко-крепко держит ее, как бы говоря: «Никому тебя не отдам!»

В такой ситуации ребенок действительно может спокойно утром собираться в садик (ведь он хочет помочь маме!), но к вечеру его волнение за нее становится слишком сильным, и маленький защитник (или защитница) просто не справляется со своими эмоциями.

Разные ситуации случаются между взрослыми и детьми в садике. И не все в них так однозначно, как иногда кажется. Главное, что должны знать взрослые, это то, что своим поведением ребенок всегда что-то говорит. Он не все может сказать словами, но присмотревшись к тому, как он себя ведет, можно многое понять о его мыслях, чувствах и переживаниях.

Источник: http://xn--b1addmfe5aaikeid.xn--p1ai/article/273-kak_proyti_ispyitanie_detskim_sadom

Климова Светлана Владимировна

Он и она: испытание ребенком

1997 г. – МГИ им. Е.Р.Дашковой, специальность «Психология», бакалавр психологии

2000 г. – Институт практической психологии и психоанализа, специальность «Психология», психолог-консультант

2010 г. – Институт практической психологии и психоанализа, специальность «Клиническая психология», клинический психолог

Дополнительное образование:

2000-2003 гг. – профессиональная переподготовка по специальности «Системная семейная психотерапия»,  Институт практической психологии и психоанализа2000 г. – Институт психотерапии и консультирования «Гармония» (СПб) по курсу «Принципы игровой терапии с детьми»2000 г.

– Центр психологической помощи женщинам «Ярославна» по курсу «Психологическое консультирование на телефоне доверия»2004 г. – практический семинар «Игровая семейная психотерапия. Культурные аспекты». Тренер Ариель Шломо, Израиль.2004 г. – «Время лечит раны» – особенности работы с травмой в ориентированной на решение краткосрочной терапии.

Тренер Арилд Аамбо, Норвегия.2005 г. – «Нарративная супружеская терапия», тренер Джилл Фридман, США2005 г. – практический семинар «Возможности семейной психотерапии в работе с жертвами террора». Тренеры  Кэтрин Бэйкер, Питер Тайтельман.2006 г.

– практический семинар «Террор и Травма: Семейная терапия с тем, что невозможно предсказать, принять и простить». Тренер Ханна Вайнер, Израиль.2006 г. – тренинг “Техники работы в медиации развода и расставания”. Тренеры Г. Похмелкина, О. Кетова, Россия2008 г. – Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова.

Международная научно-практическая конференция «Организация и содержание образования детей с нарушениями развития».2011 г. – Тренинг «Психотерапия травмы и посттравматического синдрома с использованием метафорических карт». Тренер Ханох Дина, Израиль.2012 г. – тренинг «Нарративный подход в работе с горюющими и умирающими».

Тренер Екатерина Дайчик, Россия.2012 г. – тренинг «Работа в нарративном подходе с людьми, пережившими или переживающими травмирующий опыт». Тренер Екатерина Дайчик, Россия2013 г. – тренинг «Эмоционально-фокусированная терапия». Тренер Зоя Симаходская, США.2014 г. – базовый курс по эмоционально-фокусированной терапии.

Тренеры Karin Wagenaar, Нидерланды и Зоя Симаходская, США.2014 г. – воркшоп “Техники краткосрочной стратегической терапии в работе с депрессией”. Тренер Джорджио Нардоне, Италия2014 г.

– двухгодичная программа «Мастер» Центра краткосрочной стратегической терапии, Ареццо, Италия  Strategic Therapy Center – Change Strategies, Clinical High Level Master in Brief Strategic Psychotherapy, by Prof. Giorgio Nardone’s Model

2015 г. – продвинутый курс по эмоционально-фокусированной терапии. Core Skills Advanced Training in EFT (Стандарт ICEEFT, Канада).  Тренер Karin Wagenaar, Нидерланды

2017 г. – воркшоп “Стратегический подход в решении проблем”. Тренер Стефано Бартолли, Италия2018 г. – воркшоп «Прагматика стратегической коммуникации: искусство и технология, которые вызывают изменения». Тренер Джорджио Нардоне, Италия

2000 – н/в – индивидуальное, семейное, супружеское консультирование; проведение супервизий.2014 – н.в. – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», магистерская программа «Системная семейная терапия», преподаватель.2013–2017 гг. – Институт практической психологии НИУ ВШЭ, преподаватель.

2012 – н/в – Центр системной семейной терапии, преподаватель.2009–2011 гг. – Институт «Высшая школа психологии», преподаватель.2003–2013 гг. – Институт практической психологии и психоанализа, преподаватель, супервизор практики студентов в НИИ Детской онкологии и гематологии РОНЦ РАМН им. Н.Н.

Блохина, супервизор практики в социальном учреждении, заведующая практикой института.2003–2008 гг.  – педагог-психолог, Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения ЮАО. Работа с семьями, имеющими детей с особенностями развития. Индивидуальная работа с детьми (в рамках игровой терапии) и родителями.2002–2003 гг.

– педагог-психолог, Центр Лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Возрождение» при НИИ ДОГ РОНЦ им.  Н.Н.Блохина РАМН. Работа с родителями и детьми, находящимися на лечении в стационаре НИИ ДОГ.2000–2003 гг. –  психолог- консультант, Центр Психологической Помощи Женщинам «Ярославна».

Работа на телефоне доверия, очное консультирование.

1998–2006 гг.  – педагог-психолог, Центр образования № 1804 «Кожухово»

Членство в обществах:

Член Общества семейных консультантов и психотерапевтов (ОСКиП).Член Европейской ассоциации психотерапевтов (European Association of  Psychotherapists)Член Международного центра Эмоционально Фокусированной Терапии (ICEEFT)

Член РОО «Ассоциация специалистов по игровой психотерапии»

2014 год –  Второй международный конгресс по краткосрочной стратегической и системной терапии «Магия слов и жестов», Флоренция, Италия. Участник.2015 год – Х научно – практическая конференция студентов, молодых специалистов и преподавателей «Многоликий контрперенос в работе практикующего психолога». Председатель программного комитета.

2015 год – Всероссийский конгресс «Интегративные процессы в большой психотерапии. Психотерапия здоровых. Духовно-ориентированная психотерапия», Москва, ОППЛ. Участник. Участник дискуссии секции «Семья как экологическая среда и ресурс в условиях кризиса».

2016 год –  Международный конгресс «Вызовы эпохи – психотерапевтическая помощь человеку, группе, обществу», конференция «Семья в зеркале психотерапии», Москва, ОППЛ, СРО Национальная ассоциация развития психотерапевтической и психологической науки и практики «Союз психотерапевтов и психологов», ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Министерства Здравоохранения Российской Федерации. Руководитель секции «Психотерапия поколений».2017 год – Международная конференция «Современное поле семейной психотерапии», Москва. Участник.

2018 год – Международная научно-практическая конференция по улучшению качества жизни детей и молодежи с тяжелыми и множественными нарушениями развития «Ценность каждого». Доклад «Семья, имеющая ребенка с особенностями развития. Системный подход.», секция «Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития».

Публикации:

1999-2000 гг. – ведущая рубрики «Психологический практикум» в журнале для молодежи «Студенческий меридиан».2002 г. – Вьюнкова Ю.Н., Климова С.В. «Детские ощущения не совпадают с официальным анализом», газета «Управление школой» (№ 48  23-31 декабря 2002г.).2004 г. – Вьюнкова Ю.Н., Климова С.В.

«Социальная культура школы», журнал «Социальная педагогика», № 1- 2004г.2006 г. – Климова С.В. «Практика милосердия», журнал «Популярная психология», № 2 (12) – 2006г.2007 г. – Климова С.В. «Особенности и структура семьи, имеющей ребенка с особенностями развития. Системный подход». Южное Окружное Управление Образования Департамента  образования г.

Москвы. Сборник «Коррекционная педагогика», часть VII.2008 г. – Климова С.В. «Испытание виной», журнал «Женское здоровье», № 3 – 2008 г.2008 г. – Тезисы. Международная научно-практическая конференция «Организация и содержание образования детей с нарушениями развития».

Доклад на тему «Особенности и структура семьи, имеющей ребенка с особенностями развития. Системный подход». Москва, 2008 г.2009 г. – Журнал практического психолога, № 2 – 2009 г.  Климова С.В., Микаэлян Л.Л., Фарих Е.Н., Фисун Е.В.

«Основные направления психологической помощи семьям с детьми, страдающими онкологическими заболеваниями в условиях стационара».2009 г. – Алиса Кобозева  «Он и Она: испытание ребенком».  Интервью. Журнал «Счастливые родители», №128, октябрь 2009   доступно по адресу  http://wday.

ru/parents-online/pshychology/semja/_article/on-iona-ispytanie-rebenkom/ 

2010 г. – Статья. Алиса Кобозева «Укрощение строптивых». Журнал «Счастливые родители», №131, март 2010      доступно по адресу http://www.wday.ru/parents-online/pshychology/vospitanie-rebenka/_article/detskie-isteriki-ukroshhenie-stroptivogo/
2010 г. –Климова С.В.

, Микаэлян Л.Л., Спиркина Е.А., Фарих Е.Н., Фисун Е.В. «Психологическая помощь в условиях стационара семьям с детьми, страдающими онкологическими заболеваниями». Сборник статей «Какого цвета надежда?.. Из опыта работы психолога в отделении детской онкологии и гематологии». – М.: Ваш полиграфический партнер, 2010 – 158 с.

2012 г. – Тезисы. V съезд детских онкологов России с международным участием «Достижения и перспективы детской онкологии».  Доклад Фисун Е.В., Мирошкин Р.Б., Фарих Е.Н., Климова С.В., Микаэлян Л.Л.  «Социально-психологическая адаптация детей с онкологическими заболеваниями и их семей после периода стационарного лечения ребенка».  Теоретический и научно-практический журнал доказательной медицины «Детская онкология» № 3 2012 (дополнение).2012 г. – Климова С.В., Микаэлян Л.Л., Фарих Е.Н., Фисун Е.В. «Основные направления психологической помощи семьям с детьми, страдающими онкологическими заболеваниями, в условиях стационара». Ежегодник по психотерапии и психоанализу 2012, ответственный редактор К.В.Ягнюк. библиотека Института Практической Психологии и Психоанализа, выпуск 6, М., Когито-Центр, 2012.2013 г. –  Фисун Е.В., Поляков В.Г., Климова С.В.  « Проблема эмоционального выгорания у родителей детей, находящихся на стационарном лечении онкозаболевания». Журнал «Детская онкология» № 1-3 2013 год.2013 г. – “How we teach “what” and “how” of Systemic Family therapy: the practice of psychological counseling in children's hospital in Russia”, Luci Mikaelyan, Elena Fisun, Svetlana Klimova, Inna Khamitova, 8 Congress European Family Therapy Association ” Opportunities in a Time of Crisis: The Role of the Family”, 24-26€ Oct,2013, Istanbul – Turkey, p.1032014 г. – Микаэлян Л.Л., Хамитова И.Ю., Климова С.В., Фисун Е.В. “О важном значении практики в медицинских учреждениях, в процессе обучения системной семейной терапии”. Ж-л Семейная психология и семейная терапия, №4 2014 год2014 г. – Фисун Е.В., Поляков В.Г., Климова С.В.  « Проблема эмоционального выгорания у родителей детей, находящихся на стационарном лечении онкозаболевания». Ежегодник по психотерапии и психоанализу 2014, ответственный редактор К.В.Ягнюк. библиотека Института Практической Психологии и Психоанализа, выпуск 11, М., Когито-Центр, 2015.2014 г. – Микаэлян Л.Л., Хамитова И.Ю., Климова С.В., Фисун Е.В. «О значении практики в медицинских учреждениях в процессе обучения системной семейной терапии». Ежегодник по психотерапии и психоанализу 2014, ответственный редактор К.В.Ягнюк. библиотека Института Практической Психологии и Психоанализа, выпуск 11, М., Когито-Центр, 2015.

2018 г. – Климова С.В. «Семья, имеющая ребенка с особенностями развития. Системный подход.»  сборник материалов конференции Ценность каждого. Улучшение качества жизни детей и взрослых с тя­ желыми и множественными нарушениями развития (ТМНР). М., Теревинф, 2018 г. -429 http://www.ccp.org.ru/wp-content/uploads/2018/03/tsennost_2018.09.11_final.pdf

Источник: https://www.hse.ru/ma/family/klimova

Для родителей
Добавить комментарий