Особенности национального воспитания

Основы национального воспитания

Особенности национального воспитания

Национальное воспитание – это созданная в течение веков самим народом система взглядов, убеждений, идей, идеалов, традиций, обычаев и др.

, Призванных формировать мировоззренческую сознание и ценностные ориентации молодежи, передавать ей социальный опыт, достижения предыдущих поколений.

Научно обосновано, правильно организованное национальное воспитание отражает историческую ходу народа, перспективы его развития.

Актуальность создания системы национального воспитания в условиях создания украинской государственности определяется потребностями общества в всесторонней активизации интеллектуального и духовно-творческого потенциала национальных и общечеловеческих ценностей, противоречивыми процессами вхождения личности в социальную жизнь, необходимости обеспечения единства, преемственности и последовательности воспитательных воздействий различных социальных институтов, постоянной корректировки воспитательного процесса.

Главной целью национального воспитания на современном этапе является передача молодому поколению социального опыта, богатой духовной культуры народа, его национальной ментальности, родства мировоззрения и на этой основе формирование личностных черт гражданина Украины, предусматривающих национальное самосознание, развитую духовность, моральную, художественно-эстетическую, правовую , трудовую, физическую, экологическую культуру, развитие индивидуальных способностей и талантов.

Важнейшей общественной чертой является сформированность национального самосознания, любви к родной земле, своему народу, готовности к труду во имя Украины.

Воспитание национального самосознания предполагает осознание молодежью своей этнической общности, национальных ценностей (языка, территории, культуры), ощущение своей причастности к развитию национальной государственности, патриотизм, что способствует утверждению собственного национального достоинства, внутренней свободы, гордости за свою землю.

Национальная идея должна быть не просто атрибутом национального сознания, чисто духовным феноменом, а толчком к практическим делам, как было в лучших сынов и дочерей нашего народа испокон веков.

Национальная система воспитания основывается на принципах национального мировоззрения, научной философии и идеологии, семейного воспитания, народной педагогики, научной педагогической мысли, впитавшая в себя достижения национальной воспитательной мудрости.

Она охватывает идейное богатство народа, его морально-этические ценности трансформированы в средствах народной педагогики, народоведения, принципах, формах и методах организации воспитательного воздействия на молодежь (теоретический аспект), а также постоянную и систематическую воспитательную деятельность семьи, государственных и общественных учебно воспитательных учреждений (практический аспект).

В поисках новой системы воспитания на первый план выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, основанные на уважении к личности ребенка, заботе о ее развитии.

Такой подход предполагает признание каждого воспитанника как уникальной личности, его прав, отношение к нему как к субъекту собственного развития, сопротивления в его воспитании на совокупность знаний о человеке и высокий профессионализм.

Национальное воспитание наиболее соответствует потребностям возрождения Украины. Оно одинаково касается как украинского, так и представителей других народов, проживающих в Украине.

Именно принцип етнизации воспитательного процесса и предусматривает предоставление широких возможностей представителям всех этносов для познания истории, традиций, обычаев, языка, культуры, формирование собственного национального достоинства.

И через познание собственной историко-культурного наследия помогает познать глубинность взаимосвязей каждого из них с украинской нацией, ее государством, убедиться, что именно украинская независимая, суверенное государство охраняет национальные права всех ее граждан.

Важнейшими принципами национального воспитания являются: гуманизм, демократизм, народность, природно-соответствие, культур-соответствие, непрерывность, этнизация воспитательного процесса, дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса, последовательность, систематичность и вариативность форм и методов воспитания, интегративности.

Обеспечение принципа гуманизации воспитания – значит восприятия личности воспитанника как высшей социальной ценности, признание Его права на свободу, развитие способностей и проявления индивидуальности, создание условий для формирования лучших качеств и способностей ребенка, источников ее жизненных сил (в центре внимания находится ребенок с его потребностями, запросами, возможностями и способностями) уважение к личности ребенка, понимание ее запросов, интересов, достоинства, доверия к ней; воспитание гуманной личности, искренней, человечной, доброжелательной, милосердной.

Принцип демократизации воспитания предусматривает устранение авторитарного стиля воспитания, гуманизацию отношений между воспитателями и воспитанниками, сотрудничество воспитателей и воспитанников; формирование глубокого осознания взаимосвязи между идеями свободы, прав человека, ее общественной ответственностью.

Принцип народности воспитания предусматривает обеспечение воспитания в духе своей нации, своего народа, его истории, культуры, языка, обычаев, быта и т.д.

; овладения родным языком, формирование национального сознания, привитие любви к родной земле и своему народу; уважительного отношения к культуре, наследию, народным традициям и обычаям, национально-этнической обрядности украинского народа и всех народов, населяющих Украину.

Принцип природно-соответствия воспитания означает учет многогранной и целостной природы человека, возрастных и индивидуальных особенностей детей, учащейся и студенческой молодежи, их анатомических, физиологических, психологических, национальных и региональных особенностей.

Принцип культуро- соответствия воспитания означает обеспечение духовного единства и преемственности поколений; органическая связь с историей народа, его языком, культурными и бытовыми традициями, с народным искусством, ремеслами и промыслами.

Принцип непрерывности воспитания означает обеспечение целостности и преемственности в воспитании, превращение его в процесс, продолжающийся в течение всей жизни человека. Нераздельность обучения и воспитания, заключающийся в их органическом сочетании, подчинении содержания обучения и воспитания формирование целостной и всесторонне развитой личности.

Принцип етнизации воспитательного процесса означает наполнение воспитания национальным содержанием, направленным на формирование самосознания гражданина. Принцип етнизации одинаково касается представителей всех народов Украины.

Создание возможности всем детям учиться в родной школе, воспитывать национальное достоинство, национальное сознание, чувство этнической причастности к своему народу.

Воспроизведение в детях менталитета своего народа, увековечения в подрастающих поколениях специфического, что есть в каждой нации, воспитание детей как типичных носителей национальной культуры, продолжателей дела отцов. Принцип етнизации – неотъемлемая составляющая социализации детей.

Принцип дифференциации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса означает учет в воспитательной работе уровней физического, психического, социального, духовного, интеллектуального развития воспитанников, стимулирование активности, раскрытие творческой индивидуальности каждого.

Принцип последовательности, систематичности, вариативности форм и методов воспитания предусматривает: сознание, самодеятельность и творческую инициативу ученической молодежи, сочетание педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью; связь воспитания с жизнью, трудовой деятельностью народа и производительным трудом; привитие любви к труду и к людям труда; ознакомление с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; развитие у детей и молодежи трудовых навыков и умений, готовности к жизненной адаптации в условиях рыночных отношений.

Принцип интегративности предполагает единство педагогических требований школы, семьи и общественности.

Организация семейного воспитания и образования как важного звена воспитательного процесса и обеспечения педагогического всеобучення родителей.

Осуществление гуманных, устойчивых и единых требований к детям со стороны различных социальных институтов, усиление педагогического воздействия на них, повышение совместными усилиями эффективности воспитательного процесса.

Источник: https://studbooks.net/9611/pedagogika/osnovy_natsionalnogo_vospitaniya

Особенности межнационального воспитания детей в отечественной педагогике

Особенности национального воспитания

В условиях общинного строя у древних славян основой воспитания была народная педагогика, фундаментом которой явлились любовь к Родине, матери, труду, а также забота о нравственном и физическом здоровье детей.

Древние славяне, как и все народы, жившие в условиях общинного строя, воспитывали подрастающее поколение, готовя детей к жизни в общине. Постепенно создавались памятники народного творчества, в которых отражались идеи народной педагогики (поговорки, пословицы, сказания, легенды).

В этих памятниках рассказывалось о героях, богатырях, защитниках народных интересов, которым следует подражать.

С самого начала вырабатывались общечеловеческие требования, необходимые для сохранения и продолжения рода человеческого, формировались общечеловеческие нормы поведения людей, налаживались внутренние и внешние контакты, дружественные отношения между людьми.

В народной мудрости нет поговорок и пословиц, унижающих какой-либо другой народ. Нет в мире такого народа, в языке которого не было бы пословиц и поговорок о дружбе. Многовековой, тысячелетний опыт нашел отражение в народной мудрости. На определенном этапе развития человеческого общества возникло новое понятие — дружба народов.

В период разложения родового строя и формирования феодальных отношений происходило объединение племен в единое древнерусское государство — Киевскую Русь (вторая половина IX—XII в).

Огромную роль в утверждении феодального строя играет принятие государством христианства, которое своеобразно сочеталось с прежними языческими верованиями, обычаями, традициями.

Большое влияние на патриотическое воспитание как княжеских детей, так и детей простого народа, оказывало богатое устное народное творчество, которое дополнялось новыми авторскими произведениями, воспевающими храбрость богатырей — защитников родной земли.

Таким образом, уже в Древней Руси патриотическое воспитание находилось в центре внимания, о чем свидетельствуют памятники тех времен («Поучение Владимира Мономаха детям», произведения устного народного творчества). Князь Владимир Мономах — мудрый государственный деятель, борющийся за единство страны, за общность интересов Родины, дает советы своим детям, как им жить.

Поучение пронизано патриотическими мыслями. В нем Владимир призывает детей защищать Родину, быть деятельными и трудолюбивыми, храбрыми. Он указывает на необходимость воспитывать в детях мужество и отвагу, они не должны бояться смерти за правое дело. Князь хочет видеть в своих детях таких же, как он, государственных деятелей, отстаивающих интересы всей земли русской.

В этом произведении воспитание патриотических чувств тесно связывается с воспитанием гуманных чувств, нравственных качеств, защитников родной земли.

О высоком уровне культуры Киевской Руси свидетельствует замечательный поэтический памятник XII в. — «Слово о полку Игореве», а также «Повесть временных лет, откуда есть пошла русская земля». Красной нитью проходит через эти книги идея патриотизма, защиты отечества.

Таблица 1

Структура и содержание патриотического воспитания в IX-XIV вв.

КомпонентыпатриотическоговоспитанияСредства патриотического воспитания
Средства народной педагогикиДругиесредства
Воспитание защитника родной землиВоспитание гуманностиРел игиозно-нравственное восп итан иеТрудовое воспитаниеПесниСказкиСказанияБылиныПреданияЛегендыПословицы и поговоркиЛетописиАвторские произведения

Понятия «интернациональное воспитание» как такового в то время не существовало. Оно, вероятно, обозначалось другими словами. Поэтому не случайно, что для развития и укрепления международных отношений большое внимание уделялось изучению иностранных языков и наук.

Особой популярностью пользовалось написанное в начале XIV в. на основе устного народного творчества замечательное по силе патриотического чувства «Житие Александра Невского», где прославлялась героическая борьба русского народа. На устном народном творчестве, на летописях и книгах воспитывались подрастающие поколения.

В конце XV в. в результате объединения отдельных княжеств вокруг Москвы Русь преобразовалась в централизованное многонациональное феодальное Российское государство, быстрое развитие и укрепление которого сопровождалось развитием науки, искусств, просвещения.

В это время воспитание полностью подчинялось религиозной идеологии. Об этом говорит и содержание популярного на Руси в XVI в. сборника наставлений «Домострой», посвященного правилам общественной и семейной жизни.

Главной целью, по «Домострою», было воспитание ответственности перед государством, церковью, патриархально-религиозной семьей.

В этом и заключалось воспитание граждан-патриотов, которое подразумевало решение триединой задачи: воспитания почтительного, уважительного отношения к государству, церкви и семье, принятия и выполнения существующих законов.

В XVII в. тенденции патриотического воспитания получили дальнейшее развитие, закладываются основы национального воспитания, через учебники и учебные книги дается информация о жизни народов других стран.

Первые отечественные учебные книги, в том числе буквари, служили источником национального и межнационального воспитания детей. В то время был впервые издан букварь Василия Бурцева, который впоследствии неоднократно переиздавался.

В нем, помимо азбуки и грамматических правил, содержались нравоучительные изречения, заповеди, притчи религиозного характера, а также поговорки, пословицы, вопросы и ответы, формы деловых бумаг.

Кроме букварей и азбук для домашнего детского чтения, печатались так называемые потешные листы и книги. Там были картинки из географии, изображения природных явлений, сюжеты бытовой жизни и занятий жителей различных стран.

После воссоединения в 1654 г. Украины с Россией просвещение поднялось на более высокий уровень, были открыты греческие и греко-латинские школы. В них обучение велось на греческом, латинском, русском и церковнославянском языках.

В связи с этим широкое распространение получили учебные «азбуковники», в которых, помимо азбуки и религиознонравственных поучений, приводились краткие сведения по русской и греческой грамматике, а также статьи по всеобщей истории (например, о Юлии Цезаре), по русской (об Иване Грозном), о родной природе и общественной жизни.

Ко второй половине XVII в. относится появление в Москве ряда педагогических сочинений, которые стали достижением развивающейся национальной культуры и отмечены высоким уровнем педагогической мысли. В первых русских оригинальных педагогических работах поднимаются и теоретически обосновываются важные вопросы воспитания и обучения детей.

Так, Симеон Полоцкии (1629—1680) ряд мыслей о воспитании развивает в своих сочинениях «Обед душевный» (1681) и «Вечеря душевная» (1683). В этих книгах он касается следующих важных в национальном воспитании вопросов:

  • 1) значение детства и важность воспитания;
  • 2) основные средства и приемы воспитания;
  • 3) план воспитания при развертывании его во времени;
  • 4) содержание образования;
  • 5) об учителе и приемах его воспитательной работы.

Симеон Полоцкий предпринял первую попытку определения специальных задач и путей воспитания малолетних детей. В одной из проповедей он указывал на существенную роль раннего воспитания в нравственно-религиозном формировании личности и выделял первые семь лет жизни детей из всего периода развития человека.

Таблица 2

Первоначальные основы национального и межнационального воспитания детей в России в XV—XVII вв.

Национальное воспитаниеМногоязычиеМежнациональноевоспитание
Средства воспитанияУчебники и учебные книги, буквариНравственные изреченияЗаповедиПритчи религиозного характераПословицы и поговоркиВопросы и ответыФормы деловых бумагСредства народной педагогикиСтатьи по русской истории (об Иване Грозном)Родная природаОзнакомление с явлениями общественной жизниОбучение на греческом языкеОбучение на латинском языкеОбучение на церковнославянском языкеОбучение на русском языкеПотешные листы и книгиКартинки из географииСюжеты бытовой жизни и занятий жителей разных странОбучение на разных неродных языкахИнформация о жизни жителей других странСтатьи по всеобщей истории (о Юлии Цезаре)

В этот же период русские мореходы и землепроходцы открывают ряд новых земель; русский народ обогащает науку крупными географическими открытиями. Вместе с тем формировалось и национальное самосознание, желание служить отечеству, сохранять его богатства.

Таким образом, в централизованном феодальном государстве формируются основы национального воспитания, при этом большое внимание уделялось воспитанию уважения к религиозно-патриархальной семье, церкви и ответственности перед государством. В этот период начинают уделять внимание изучению европейских языков, для чего открывались греко- латинские школы и академии, издавались грамматические учебники, причем некоторые с историческими и географическими сведениями.

Позднее, в период формирования Московского государства увеличивается взаимопроникновение, взаимовлияние разных национальных культур, происходит усиление этнической ассимиляции.

В XVI—XVII вв. увеличивается количество произведений, в которых освещались вопросы воспитания, в отдельных сочинениях была определена цель — к чему надо готовить детей и какие качества необходимо воспитывать у них.

В это время в обиходном словаре еще не употребляется слово «патриотический», но можно ли утверждать, что не было такого воспитания? Например, в «Домострое» четко говорилось, с чего необходимо начинать такое воспитание — это воспитание бережливого хозяина, ответственности перед семьей, государством и церковью. Все это не исключало необходимости подготовки защитника отечества.

В педагогических сочинениях авторов XVII в. Епифания Славинецкого, Симеона Полоцкого и др. говорилось о содержании и направлениях воспитания полезного государству человека. Изложенные в сочинениях того времени рекомендации оказывали помощь в воспитании детей зажиточных слоев общества.

Что касается воспитания детей простого народа, то здесь были свои нормы воспитания.

Основы общечеловеческого воспитания находили свое отражение в требованиях народной педагогики и первых педагогических сочинениях, где прославлялись патриотизм, любовь к родине, своему народу, но вместе с тем утверждалась мысль о важности налаживания дружественных контактов с другими государствами и народами, приобщения к национальной культуре этих народов.

Источник: https://ozlib.com/816501/psihologiya/osobennosti_mezhnatsionalnogo_vospitaniya_detey_otechestvennoy_pedagogike

Особенности национального воспитания: стратегии для родителей со всего света

Особенности национального воспитания

Национальное воспитание – это созданная на протяжении веков система взглядов, убеждений, традиций, обычаев, присущих отдельному народу.

Они с детского возраста формируют определенные мировоззрение и систему ценностей.

  В чем заключаются особенности современного подхода к воспитанию детей у разных народов? Насколько они отличаются друг от друга, и есть ли у них что-то общее?

НЕМЦЫ: ГРАНИЦЫ ДОЗВОЛЕННОГО
Немецким детям с детства прививают толерантность, идею свободы и равенства. Обучение до школы в Германии не приветствуется. Общаться со сверстниками немецкие дети начинают в детских садах, в которые попадают с трех лет.

Однако немецкие детские сады (kindergarten) отличаются от украинских. В них дети находятся до двух часов дня. Их не кормят и не укладывают спать в «тихий час». Чаще всего такие сады имеют определенное направление: музыкальное, художественное, спортивное. То есть немного напоминают наши кружки и секции.

В них дети учатся в игровой форме.

Согласно немецким традициям, детей приучают к порядку и пунктуальности. Немецкий ребенок должен делать все сам: упал – вставай, рассыпал – заметай, испортил – исправляй. В семьях, в которых родители работают, обычно нанимают няню.

В Германии никто не осудит маму, предлагающую ребенку съесть хот-дог или бургер, или родителей, чей ребенок осенью гуляет на улице без шапки. Однако любое телесное наказание, даже шлепок по «мягкому месту», может повлечь за собой административную ответственность родителей.

ЕВРЕИ: КУЛЬТ РЕБЕНКА
Главный девиз еврейских родителей: «Мой ребенок – самый лучший!».

Еврейские дети редко страдают от чувства неполноценности или заниженной самооценки, потому что растут с полной уверенностью в том, что достойны лучшего. К этой мысли их приучают с детства.

Еврейская мама никогда не сравнит своего ребенка с более талантливым одноклассником или более послушным соседом, поэтому еврейские дети чаще всего лишены комплексов.

В Израиле мамы нередко оставляют сложившуюся карьеру для того, чтобы полностью посвятить себя воспитанию детей. К слову, в процессе воспитания еврейских детей часто участвуют и другие родственники женского пола: тети и бабушки. В еврейских семьях детей учат беречь себя, сторониться конфликтных ситуаций и не упускать удачных возможностей.

https://www.youtube.com/watch?v=T1V_k61HPWo

Еврейские дети чаще посещают секции, связанные с развитием, обучением или искусством. Скорее всего, вы не увидите еврейского мальчика на занятиях по боксу или карате. В еврейских семьях придерживаются принципа: деньги нужно вкладывать в образование и здоровье. Первое – способно обеспечить достойную жизнь, а отсутствие второго – дорого обходится.

ЯПОНЦЫ: МЯГКАЯ СТРОГОСТЬ
Принято считать, что японцы до определенного возраста превозносят ребенка, закрывая глаза на все его шалости. Однако это не более чем миф. На самом деле японская система воспитания – икудзи – очень строга. Тем не менее японцы редко приучают своих детей к дисциплине силой, матери не принуждают ребенка к выполнению задания, если он сопротивляется.

В детских садах в Японии используются методики, направленные на развитие у детей самообладания, дисциплины и умение владеть своими чувствами. В садах дети делятся на маленькие группы, внутри которых они выполняют различные задания. При этом задачей ребенка является не только выполнить задание, но и следить, чтобы другие выполнили своё.

Как правило, японская женщина активно работает до замужества, а после – полностью посвящает себя семье. В Японии даже существует традиция, по которой после рождения ребенка женщина спит отдельно от мужа, с ребенком. Малыш проводит с матерью все время. Даже если мать работает и рано выходит из декрета, она может брать ребенка с собой на работу.

Несмотря на строгие правила, с детьми мамы ведут себя мягко. Детей не ругают и не бьют. задача японской мамы – вызвать у ребенка желание вести себя хорошо.

АРМЯНЕ: СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
В армянских семьях преобладают принципы ролевого воспитания. То есть с самого раннего возраста детям помогают приобрести те навыки, которые понадобятся им во взрослой жизни: мальчиков учат одному, девочек – другому.

Любая работа, которая предполагает физические нагрузки, ложится на плечи мужчин: поход за продуктами, домашнее хозяйство, ремонт. К женской работе относятся уборка, приготовление пищи, уход за детьми и забота о муже. С детства мальчиков приучают к ответственности и за все проступки наказывают довольно строго. Много внимание уделяется развитию физической силы.

В армянских семьях детей учат вести себя сдержанно, уважать старших и помогать им. В армянской традиции воспитания отец – непререкаемый авторитет, а семейные и родственные связи – священны. Поэтому среди армян низкий процент разводов, а между братьями и сестрами – крепкие отношения даже во взрослой жизни.

Источник: https://etcetera.media/osobennosti-natsionalnogo-vospitaniya-strategii-dlya-roditeley-so-vsego-sveta.html

Особенности национального воспитания в Узбекистане

Особенности национального воспитания

В постсоветском Узбекистане, как и в других регионах Центральной Азии, на протяжении уже более двадцати пяти лет идёт процесс осмысления и обоснования отдельных направлений государственного строительства, включая процесс национальной идентификации.

В этом процессе огромное место занимает программа, направленная на образование и духовное воспитание будущего поколения.

Нужно отметить, что национальная программа подготовки кадров взявший свой путь с 1997 года до сегодняшних дней в определённой степени выполняет свою миссию путём государственного управления и социальных институтов, и она является национально-политической программой, интегрированный в глобальный мир посредством подготовки кадров. Кроме этого, в Узбекистане существует давно уже сложившаяся система воспитания основанное на традиционных взглядах и менталитете, апробировавшив течение многих веков.

Цель этой статьи – раскрыть специфику традиционного общества Узбекистана, как часть Востока, отличавшаяся специфической средой ментальности и стереотипов от Западного мира.

Конечно, история системы национального воспитания и аспекты, касающиеся этой проблемы, охватывает большой объём, не позволяющий рассмотрение проблемы в рамке одной статьи. Поэтому мы ссылаемся на два между собой связанных аспекта, в качестве инструментария в изложении научного объекта. Эта – традиционная система махалля и существующий в ней этический опыт воспитания.

Особенности системы махалля

Махалля как научный объект нашёл своё пристальное изучение в трудах многих исследователей. В то же время материалы, касающиеся специфики национальной узбекской среды тоже являются не малочисленными.

Узбекская махалля – традиционная социальная микросреда, основанная на самоуправлении, коллективизме и субординации. Члены махалли подчинены строго регламентированным и ритуализированным нормам и принципам существования, нарушение которых ведёт к общественным санкциям.

Значительная часть этих правил и регламентаций относится к женщинам, их положению в семье, поведению в общественных местах, правам и обязанностям по отношению к детям и мужчинам.

Именно эта социальная микросреда является в современном Узбекистане одним из основных институтов воспроизводства массовых представлений об этике, воспитание молодёжи.

По имеющимся данным, в Узбекистане существует 9750 махалли. И численность проживающих в каждой махалле жителей составляет от 2,5 тыс. до 10 тыс. человек. По материалам Государственного статистического центра Узбекистана, в настоящее время число проживающих жителей в Узбекистане составляет 31 млн. населения. Из них 55% населения составляет женщины.

Свыше 62% населения составляет молодежь в возрасте от 16 до 29 лет. После приобретения Узбекистаном независимости, даже из современных городских кварталов, в которых не очень действовали традиционные порядки и обычаи, стали образовываться махаллинские комитеты. Таким образом, основная часть нынешнего населения Узбекистана живёт в системе махалли.

Эрик Сиверс в своей знаменитой статье – «Узбекская махалля» называет махаллю национальным государством. В этом есть большая доля правды. Каждая махалля – социальный организм, в котором комплексно сосуществует разные типы социализации.

В современном понимании в Узбекистане под махаллей, как правило, понимается традиционный социальный институт общинного типа или квартальная форма организации общественной жизни.

То есть это квартал или микрорайон, жители которого осуществляют местное самоуправление путём выбора комитета махалли и его председателя, решающих вопросы организации быта и досуга жителей своей махалли, а также несущих ответственность перед вышестоящими органами городского управления за обеспечение правопорядка в своей махалле.

Являясь соседской общиной, махалля представляет из себя и территориальное, и социальное понятие. Размер ее может быть самый разный, есть махалля, которая охватывает 2000-3000 жителей, есть махалля, количество жителей которая достигает 10000 жителей. Если взять средние размеры семьи, то в махалле в 500 семьях живет от 2000 до 3000 тысяч человек.

История формирования

Происхождение махалли теряется в глубине веков. Во многих источниках, вышедших в Узбекистане, историю махалли связывают с зороастризмом. Это связано с тем, что этические правила каждой семьи и махалли уходят в глубь доисламских времён.

Почтение воды, бережное отношение к зерновым культурам, уважение к природе, привязанность к родной земле, чистота помыслов – неотъемлемая черта менталитета каждого узбека, и эти специфические черты менталитета тесно связаны с моральными ценностями зороастрийского периода.

Махалля является традиционной средой, в котором социальные взаимоотношения устанавливается на основе ментальной идентификации. И через эту систему формируется процесс национальной идентичности. Ни один житель этого пространства не может представить себя без её внимания и контроля.

В то же время форма мышления и восприятия индивида, живущего в традиционной махалле, тоже имеют определённые стереотипы, которые формируются через призму махалли.

Это можно объяснить определенными установившимися нормами, пришедших из древних времён. В махалле каждый знает друг о друге достаточно подробные и достоверные сведения.

Именно в махалле возник и существовал в течение многих веков самобытный институт общения людей, прежде всего соблюдение добрососедских отношений, уважение старших по возрасту, забота о пожилых людях, детях, больных.

Также, вся махалля помогает своим жителям в организации свадеб, похорон и других событий, при строительстве или ремонте дома. Вся жизнь в махалле держится на определенных неписаных законах.

Роль махалля в обществе

По всем выше указанным пояснениям в системе национальных ценностей узбекского народа махалля занимает особое место. Узбеки говорят: «Махалля – и мать, и отец». Махалля не может быть безучастной в судьбах своих жителей.

Решению махалли подчинялись все безоговорочно. В махалле нет не чинов и рангов. В махалле все равны. Поэтому сильные мира сего всегда с опаской смотрели в сторону махалли. В махалле решение принимается на основе единственного принципа – справедливости.

Поэтому и общественный статус махалли высок.

Сегодня система махалли во многих случаях является национальным, исторически сложившимся общественным институтом, сохраняющим систему ценностей узбекской семьи от различных моральных, этических и общественных кризисов. Воспитательная роль и значение махалли в данном смысле является очень необходимой и эффективной.

С этой точки зрения, махалля является социальным институтом, в котором формировались принципы национальной педагогики.

И в этой системе всегда господствовал живой опыт воспитания, который включал в себя процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей.

Существует много народных узбекских пословиц, отражающих сильное влияние махалли на воспитание детей, живущие в этой среде: «Семь соседей являются родителями одного ребёнка».

Это означает того, что в махалле нет чужого ребёнка и после родителей, и каждый сосед обязан быть бдительным к поведению живущего рядом подростка или ребёнка, чтобы сохранить честь и достоинство имя этой махалли. Любой аксакал («белая борода») может сделать замечание неправильно ведущему себя молодому человеку, а также указать на это его родителям. И родители должны быть ему за это благодарны.

Кроме того, есть в махалле и специальная должность воспитателя: этот человек помогает в воспитании «трудных подростков», он же организует спортивные состязания, конкурсы и прочее, чтобы занять их с полезными увлечениями. Семейные скандалы, если они вырываются за пределы дома, что случается крайне редко, также могут обсуждаться в махаллинском комитете.

Семья является святым союзом в традиционной среде, и распад семьи оценивается как серьёзная травма и пропавшее будущее для детей этих семей. В связи с этим в каждой махалле организована примирительная комиссия, изучающая процессы, приводившие к разводу. Если и там конфликт не был разрешен, только тогда наступает очередь суда.

Комитет несет на себе и некоторые судейские функции в улаживании мелких бытовых конфликтов.

Таким образом, получается, что махалля выступает в роли поддержки и как единый организм. В таких ситуациях проявляется воспитательная роль махалли в формировании человеческого характера, любовь к окружающим людям, сострадание к беспомощным, благородность, сохранение чести и достоинства, умение ценить и благодарить людей.

Во многих интервью респонденты, во время повествования, употребляют народные поговорки «одному ребёнку вся махалля является мать и отцом», «сосед спокоен, ты спокоен», «больше пользы от соседа живущего рядом, чем от родственника живущего в далеке», «будь птицей, будь собакой, главное, будь общиной (будь много)» (Куш бўл, ит бўл, кўп бўл).

Человек, родившийся или воспитанный в узбекской среде, не считается ребёнком одной семьи, он считается ребёнком всей махалли по той простой причине, что в воспитании этого человека и махалля сыграла большую роль. Поэтому свадьбы в узбекских семьях проводится с участием большинства членов махалли.

Такая специфика национальных узбекских свадеб отмечаются в заметках зарубежных экспертов: «Не пригласить всю свою махаллю на свадьбу — это страшный позор, не знаю, бывает ли такое вообще. Более того, если человек переехал в другую махаллю, он должен пригласить и предыдущую, и нынешнюю.

Для большинства из нас, живущих в Москве, где на свадьбу могут прийти два человека, считая брачующихся, все это может показаться утопией, но в Узбекистане — это повседневная, обычная жизнь, где традиции неукоснительно соблюдаются. Там говорят: «Человек рождается и живет в махалле.

И махалля провожает его в последней путь».

Роль религии

Если один из факторов сильного влияния традиционной системы на идентификацию, является коллективизм, ещё один немало важный фактор – это синкретизация ислама в этом обществе. Ислам в Узбекистане имеет особое значение по сравнению с другими регионами Центральной Азии.

В своем развитии здесь, он стал неотъемлемой частью национальных ценностей.

Из-за того что, ислам, как и другие религии мира имеет дело с формированием веры, традиции, синтезируя в себя и национальные и религиозно – духовные ценности, имеет возможность влиять на уровне веры.

Ещё одной причиной тесных отношений между государством и махаллинскими комитетами является и тот факт, что власть пытается через махаллю контролировать религиозные настроения в обществе и предотвращать возникновение экстремистских оппозиционных групп.

В годы независимости в Узбекистане были переоценены вопросы роли религиозного верования, религиозной истории и религии в развитии общества и в мировоззрении человека. В данном процессе вопросы толерантности снискали себе особый смысл и положение.

В осознании толерантности, религиозной терпимости и культурного разнообразия, привитие в мышление сегодняшнего поколения идей толерантности приобрели огромное значение.

Поэтому были включены в учебные программы различных этапов образовательной системы новые направления, разработаны новые учебники и учебные часы по истории религий, религиоведению, культурологии, основам исламской религии, отношениям секулярного государства и религии, религии и гражданского общества.

В данном аспекте воспитательная роль семьи и махалли дополняют друг друга, и создают непрерывность и целостность системы воспитания. Махалля выступает институтом общественного заказа на толерантности.

Толерантность семейного воспитания поощряется, одобряется, высоко оценивается со стороны махалли, поэтому она становится необходимым условием характеристики личности.

В условиях роста религиозного экстремизма, отхода от широкого взгляда на многонациональное обустройство общества, его разноликость, вопросы воспитания подрастающего поколения в условиях толерантности приобретает всё большую актуальность.

В постсоветское время махалля, как и раньше, обогащаясь современными идеологическими императивами, помогает людям жить в мире и согласии, играя немаловажную роль в организации культуры и быта ее жителей.

На сегодняшний день органы самоуправления содействуют гражданам в реализации их конституционных прав на участие в общественном и государственном управлении, способствуют решению социальных и экономических задач на своей территории, проводят культурно-оздоровительные мероприятия, участвуют в реализации государственных программ и выполняют множество других функций. Важна роль махалли и в воспитании таких качеств, как добрососедство, взаимное уважение, гуманизм. Возможно, поэтому махалля привлекла особое внимание зарубежных специалистов как демократический институт самоуправления: «европейские города могли бы узнать что-то ценное из Узбекистана и других развивающихся переходных государств на примере махалли в то время, когда на Западе в настоящее время теряется много возможностей, которые могли бы обогащать стратегию по внутренним реформам.

Поэтапная передача ряда полномочий и функций органов государственной власти и управления махаллям укрепляет в широких слоях населения доверие к данному институту.

Махалля, сохраняя в себе народную мудрость, отраженную в древних учениях, сказках, притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е.

весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности продолжает быть носителем педагогической культуры народа.

 Справка:

Махалля (узбекский квартал) – хранительница узбекских традиций. Это целая система отношений между жителями одного квартала, которая существовала в Узбекистане на протяжении многих веков и значительно повлияла на развитие узбекских традиций, быта. В некотором роде, это форма общины, объединенной на небольшой территории.

 Материал подготовлен на основе статьи профессора Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека, доктор философ. наук Шахнозы Мадаевой

Источник: http://press-unity.com/analitika-stati/8782.html

Особенности национального воспитания детей и подростков в условиях эмиграции «первой волны»

Особенности национального воспитания
в рамках: Выходные данные сборника:

Кудряшова Светлана Константиновна

канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики, МордГПИ, г. Саранск

E-mail: svetakudrjschova@yandex.ru

THE PECULIARITIES OF CHILDREN AND ADOLESCENTS NATIONAL UPBRINGING UNDER THE CONDITIONS OF THE “FIRST WAVE” EMIGRATION

Svetlana Kudryashova

Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev , Associate Professor the Department (Chair) of Pedagogics, Candidate of Pedagogics Sciences

Статья публикуется при финансовой поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда (проект № 110600344а «Система русского образования и воспитания детей и подростков эмиграции «первой волны» как фактор развития национального самосознания молодежи»)

АННОТАЦИЯ

В 1920—1930-е годы за границей сформировалось уникальное культурно-образовательное пространство — Российское Зарубежье. Оторванные от родины, русские эмигранты стремились воспитать в своих детях любовь и преданность России. Этому способствовала и созданная в эмиграции система национального образования и воспитания.

ABSTRACT

The article is devoted to the experience of creation of the unique cultural and educational space abroad in 20—30s of the XX century — Russian Foreignness. Far from their native land Russian emigrants tried to inculcate patriotism in their children. The system of national education and upbringing created in emigration promoted it.

Ключевые слова:Российское Зарубежье; национальное воспитание; «русскость».

Key words:Russian Foreignness; national upbringing; “Russianness”.

После революции 1917 года (в силу ряда причин объективного и субъективного характера) за границей оказалось огромное количество русских людей. Были созданы анклавы их пребывания, которые получили название – Российское Зарубежье.

Это была целая страна вне времени и пространства, но имевшая четкую цель — сохранить «русскость» эмигрантов: знание языка, традиций и культуры России, поскольку свое пребывание вне родины они считали временным.

Безусловно, особые опасения вызывали дети и подростки, поскольку многие из них были вывезены за границу либо в очень юном возрасте, либо рождены там.

«В детях наше будущее, — отмечали педагоги, — и, если мы хотим видеть будущее поколение, идущее нам на смену, религиозным, преданным родине и умеющим работать, мы должны приложить все усилия, чтобы сделать их таковыми» [4, с. 23]. В данной связи, все силы педагогической общественности были направлены на создание системы национального воспитания и образования.

В эмиграции особое значение в воспитательной работе с детьми приобретало лето. Детские летние лагеря были одной из форм этой работы. «Дети своим стремлением в лагерь создают благоприятные условия для воспитательной работы.

Спросите мальчика, хочет ли он ехать в лагерь, и вы сразу почувствуете, как ребенок всем своим существом тянется к природе, к ее благотворительным и живительным силам» [3, с. 29]. Лагерь являлся наиболее благоприятной средой для национальной социализации детей и подростков эмиграции, так как общение происходило только на русском языке.

Программа лагерной смены состояла из элементов религиозного, физического, социального воспитания, воспитания характера и общего образования, но особое место отводилось национальному воспитанию подрастающего поколения. При реализации программы педагоги четко соблюдали три принципа: разнообразие, последовательность и неперегруженность.

Особое значение в реализации воспитательных целей лагеря имели следующие моменты: 1. Беседа у костра. Костер — это очаг лагерной семьи и у его огня, утомленные после проведенного дня, собирались мальчики и обменивались впечатлениями. Это своего рода собрания, на которых воспитатели общались с воспитанниками. Именно здесь велись беседы о России, ее истории и культуре. 2.

Во время индивидуальных прогулок воспитатели постигали внутренний мир ребенка. 3. В игре проявляется и устанавливается характер детей, поэтому руководители подбирали игры, влияющие на воспитание характера. 4. В деле религиозного воспитания особое место отводилось говению.

Таким образом, педагоги лагеря выполняли как воспитательную (воспитание характера, воли воспитанников), так и образовательную (знакомство с историей, географией, культурой России) функции. В каждом лагере был священник, который изучал с детьми Старый и Новый Завет, молитвы и так далее и устраивалась церковная палатка, в которой проводились ежедневные богослужения. В течение одного-двух месяцев устраивались походы, экскурсии и спектакли.

Лагерь был одним из главных путей влияния на детей, поскольку они устраивались везде, где для этого были хотя бы небольшие возможности. Большинство из них были маленькие, так как в них легче было осуществлять индивидуальный подход к детям.

Лагеря охватывали значительное количество детей и подростков, которых не могли охватить русские школы. Например, во Франции в эмигрантских школах обучалось несколько сот учеников, тогда как в лагерях бывали тысячи русских детей.

Таким образом, летние детские лагеря создавали благоприятную базу для национального воспитания подрастающего поколения.

Также заметный вклад в национально-воспитательную работу с детьми и подростками внесли летние площадки. Они устраивались в городах и собирали тех эмигрантских детей, которые не смогли выехать летом за город. Хорошее питание и пребывание на свежем воздухе — это было лишь одной из целей летних площадок.

Помимо забот о физическом благополучии детей (многие получили одежду, обувь), имелись и педагогические задачи, как и у других просветительных организаций. В воспитательном отношении разница между детскими площадками и школой была не качественной, а количественной. Педагоги стремились дать за короткое время максимум культурных и социальных навыков.

Мальчиков здесь обучали различным ремеслам (столярному, плотницкому), а девочек — шитью, вязанию, что помогало в дальнейшей жизни. Кроме того, все, посещавшие летние площадки, обязаны были общаться по-русски, а также воспитатели проводили беседы по истории, географии, культуре России.

Таким образом, пребывание в русской культурной среде способствовало национальному воспитанию детей и подростков.

Огромную роль в сохранении русской молодежи своего национального облика и развитии национальной культуры сыграли русские детские и юношеские организации.

Несмотря на многообразие задач, решаемых ими, — развитие физических, интеллектуальных способностей, — особое внимание обращалось на национально-просветительную работу с подростками (знакомство с историей и географией России, религиозно-нравственные беседы, участие в богослужениях) [2, с. 21].

Наибольшее распространение в Российском Зарубежье получили организации: скаутов, юношеский и детский отделы Русского студенческого христианского движения (РСХД), «Витязи» и Соколы.

Национальная организация витязей была организована во Франции в 1934 году Н.Ф. Федоровым. Дружины существовали в Болгарии, Германии, Латвии, Чехословакии, Эстонии. Основная цель организации — «воспитание национально мыслящих, православных русских людей, здоровых физически и духовно сильных» [1, с. 29].

«Витязи» регулярно устраивали спектакли и сборы, создали струнный оркестр, спортивный и гимнастический отделы, библиотеку. Организацию посещали ребята в возрасте 10—17 лет, которые были разделены на два отделения — старшее (15—17 лет) и младшее (10—14 лет). Отделения состояли из кружков (по 15 человек).

Ограниченное количество людей давало возможность руководителям осуществлять индивидуальный подход. Каждый, вступающий в дружину, проходил подготовительный период, за который должен был выучить несколько молитв, русский гимн, русский флаг и прочее.

Воспитательная программа «Витязей» состояла из четырех, неразрывно связанных частей: физической, умственной, общественной и религиозно-нравственной. В программу умственного развития входило родиноведение: русская география, история и литература России.

Эти предметы проходились по комплексному методу, прохождение географии и истории русской литературы иллюстрировались образами русского искусства, русской литературы, народного творчества и, по возможности, музыкой.

Мальчики рисовали картинки из русской истории, посещали русские спектакли и концерты, участвовали в театральных постановках, литературных чтениях и концертах. Так как Закон Божий преподавался не во всех школах, то на долю нравственного воспитания выпадала задача изучения Ветхого и Нового Заветов, участие в церковной жизни.

Кроме того, мальчики устраивали дома уголок с образами и содержали его в порядке. Сюда же входило знакомство с житиями святых и биографиями выдающихся людей России. Следует отметить, что данная программа полностью осуществлялась лишь в младшем отделении. Программа, главная цель которой была выражена в девизе: «За Русь, за Веру», способствовала национальной социализации молодого поколения.

Таким образом, проводимая в эмиграции работа по национальному воспитанию молодого поколения в течение определенного периода препятствовала процессам ассимиляции, денационализации и адаптации в «чужом» пространстве.

Список литературы:

  1. Бахрушин Г. Религиозно-национальная программа для работы с русскими мальчиками // Вестник Русского студенческого христианского движения, 1929. N 4. С. 28—31; 1929. N 5. С. 29—31; 1929. N 6. С. 27—28.
  2. Кирдяшова Е.В., Зеньковский В. В. о сохранении «русскости» детей и молодежи русской эмиграции // «Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития»: материалы международной заочной научно-практической конференции. (26 сентября 2011 г.) — Новосибирск: Изд. «Априори», 2011. — 148 с.
  3. Н.Ф. Лагерь // Вестник РСХД. Париж, 1928. N 7. С. 29.
  4. Шумкина А. Воскресная школа // Вестник РСХД. Париж, 1927. N 6. С. 22—23.

Источник: https://sibac.info/conf/innovation/xi/28811

Для родителей
Добавить комментарий