Осторожно: клоун!

Осторожно – клоуны!

Осторожно: клоун!

Мы используем cookie, чтобы улучшить ваше восприятие нашего сайта. Вы можете увидеть, сохраненные cookie-файлы с помощью настроек cookie в вашем браузере. Просматривая наш сайт, вы соглашаетесь с использованием нами cookie-файлов.

Обувь у этих артистов «Росгосцирка» дефицитная, миноги под заваркой, а времени для рождения очередной репризы требуется ой как много! Знакомьтесь: Юрий Аветисян и Иван Сургучев. В дуэте 22 года. А если по-цирковому, по-афишному, музыкальные клоуны Пончик и Ванечка, участники программы «Кабаре зверей – кабаре чудес», которая идет сейчас на арене Владивостокского цирка.

Обувь у этих артистов

«Росгосцирка» дефицитная, миноги под заваркой, а времени для рождения очередной репризы требуется ой как много! Знакомьтесь: Юрий Аветисян и Иван Сургучев. В дуэте 22 года. А если по-цирковому, по-афишному, музыкальные клоуны Пончик и Ванечка, участники программы «Кабаре зверей – кабаре чудес», которая идет сейчас на арене Владивостокского цирка.

О ТАИНСТВА ИМЕН, ИЛИ ПОНЧИК С КРЕМОМ УДРУЖИЛ

На дверях гримерной шутливая надпись

«Осторожно: клоуны!», за столом Пончик с баночкой вазелина в руках.

– Лучшего средства для снятия грима не найти. Мой напарник

– Ванечка для этой цели крем использует, а я попробовал – гадость. Другое дело – кондитерский. С детства обожаю пончики с кремом! Не такие, как в студенческих столовых, дохлые и с дыркой – нет. Большие, поджаристые, с густым сливочным кремом внутри. Мама такие по выходным пекла. Она, кулинар по специальности, всегда замес делала солидный – штук на 40-50. Так что хватало и домашним, и друзьям-мальчишкам. Вот и закрепилась за мной во дворе кличка Пончик. В армии мамина выпечка опять удружила. А в цирке, когда Юриком стало неудобно называться (Никулина так звали) да жирок начал появляться, сомнений не оставалось… Я стал Пончиком.

Помимо пышек с кремом есть у Юрия Айковича и другие

«съестные слабости». Грузинские корни не спрячешь: отличные борщи варит жена, но суп-харчо все же Аветисяну больше по нраву. Ванечка же, как истинный одессит, рыбу фаршированную любит. И быть бы, наверное, ему Окуньком или Пескариком, если бы не такое колоритное имя. (Ванечка, объясняет Пончик, псевдоним Иванушки-дурачка. Ведь не секрет, клоун для публики – всего лишь шут…).

– Если уж о еде говорить, – включается в беседу любитель рыбы Иван Сургучев, – спешу вас заверить: артист цирка, неважно, мужчина или женщина, у плиты получше многих домохозяек себя покажет. Ведь мы знакомы с кухней всех государств, где выступали.

В Средней Азии плов с шурпой учимся готовить, англичане нам секрет приготовления миног раскрывают. Оказывается, перед тем как запустить рыбины в духовку, их нужно потереть солью и полить заваркой. (За последствия редакция не ручается. – А. К.).

Иначе вони будет на всю квартиру.

«Как вы стали клоуном?» -вопрос, конечно, не очень-то оригинальный, но зато ответы – маленькие шедевры. Складная речь и отличная фактура. В результате просто захватывающие автобиографии.

ИСТОРИЯ 1: ЮРА ГАЛСТУКА НЕ ГРЫЗ

– Появился на свет, – говорит Юрий Аветисян (Пончик), – в стольном граде Тбилиси в 1948 году. Мне 54. Возраста не скрываю. Грим, правда, накладываю так, чтобы морщины в глаза не бросались. Но дети все равно дедушкой-клоуном зовут. Отец, старший брат

– военные. Карьера, казалось бы, предначертана: в 10 лет поступил в Московскую военно-музыкальную школу, стал кадетом, суворовцем. О чем, кстати, не жалею. Разве только чуть-чуть: красного галстука не довелось поносить, под партой его погрызть. На последнем курсе умудрился поругаться с тремя генералами: отцом, братом… и директором училища. И решил: не буду военным, и так проживу. В 17 многим кажется, что море по колено… Музыкальное образование мне все же пригодилось: могу сыграть – на трубе, гитаре, аккордеоне, пианино да практически на любом инструменте. Я ведь не просто клоун, а музыкальный эксцентрик. Вообще в цирк меня привела большая любовь. Не к цирку, к девушке. После армии устроился в государственный эстрадный оркестр Грузии “Реро”, мечтал поступить в Тбилисскую консерваторию… Но тут в город на гастроли приехала очаровательная соло-жонглер Людмила Щербакова. Через два месяца она уехала, через три мы встретились снова. С тех пор и не расставались – 33 года вместе. Ровно столько, сколько я клоуном работаю. Сначала с известным клоуном Шурупчиком выступал, потом Ваня отслужил. Сразу мы с ним как-то сработались. С 36-летним стажем жена ушла на пенсию. Сейчас у меня в ассистентах: инструменты к работе готовит, костюмы гладит. Сам на заслуженный отдых не собираюсь. Но как только почувствую: устаю, не справляюсь – тотчас же напишу заявление.

ИСТОРИЯ 2:

БИЗНЕС НА СПИЧКАХ

– Родился на гастролях – в опилках, на конюшне, – рассказывает Иван Сургучев (Ванечка). – Про таких говорят

«потомственный артист». Отец – талантливый дрессировщик, сначала лошадей дрессировал, потом львов, тигров, медведей. Мама тоже в цирке работала. Не секрет, что большинство цирковых детей мечтают быть клоунами. Я же еще мальчишкой стоял «на подпевках» у самого Никулина да еще и вкус денег ощутил. А что вы смеетесь? К примеру, сижу я на лесенке с очень красивым коробком спичек (была такая реприза), дети с мест кричат: «Мальчик, дай спичку». Не реагирую, тут один смышленый нашелся – 10 копеек протягивает. И бизнес пошел. На мороженое хватало. Так что поступление в Московское цирковое училище было более чем оправдано. Правда, перед этим пришлось сменить несметное количество школ. Вранье это все, что частые переезды мешают учебе. Наоборот, учителя оценивают реальные знания ученика. Ведь в советские времена как было: ага, у тебя папа на базе работает – давай дневник – «5», в ЖЭКе – ну, ладно, «4», а если инженером – «пара» тебе. Ко мне же отношение не было предвзятым, оценивали по заслугам. Возникали, конечно, некоторые трудности: приезжаешь, к примеру, из Ашхабада в Москву, смотришь, а ты на пол-учебника отстал, приходится догонять. Зато когда опять в Среднюю Азию попадаешь, целых полгода балду гоняешь и чувствуешь себя академиком. Вообще аттестат у меня неплохой – всего парочка «четверок», остальные «пятерки». Стаж работы в цирке – 22 года.

МУКИ ТВОРЧЕСТВА И АФГАНСКИЙ ОРДЕН

– Даже если бы мы стали крутыми бизнесменами, – утверждают мои собеседники, – клоунадой все равно бы занимались и на публику выходили бы. Бесплатно!

Цирк для этих двоих

– одновременно работа и хобби, энергия и второе дыхание. Без него, утверждают клоуны, никакой жизни…

– Не могу видеть в зале постные лица, – признается Пончик. – Для меня дело чести сделать так, чтобы их не было. Как-то после выступления подошел к нам с Ванечкой парень и орден подарил. «В Афгане, – говорит, – получил. Как вернулся с войны – хмурый ходил. Первый раз, глядя на вас, улыбнулся. Клоунам ведь медалей не дают. А зря! Будем бороться с несправедливостью».

Клоуны мифа о непыльной работе не создают. Правильно говориь – это целая наука. Обращаться нужно не к первому, а к последнему ряду. Орать нельзя. Нужно уметь кричать шепотом и шептать громко (Ванечка показывает, как это делается).

Реприза, заверяют артисты, в тяжких муках рождается. Придумали, вроде бы смешно. Показывают – зритель сидит с дубовыми глазами. Все: надо ломать! Чтобы создать хорошую репризу, нужна пара-тройка месяцев, чтобы ее обкатать, отшлифовать – год как минимум. А в репертуаре веселого дуэта – почти две дюжины реприз.

– Иногда зрители подсказывают новые решения, прямо-таки шедевры выдают, – рассказывает Юрий Аветисян.

– Вот был у нас с Ванечкой один шикарный случай. Выступаем: я с сигаретой, напарник отнимает у меня носовой платок, боится, что прожгу. И вдруг девочка с третьего ряда: «Пончик, возьми мой!». Я не растерялся, подхожу к ней, она резко платок в сторону и ехидно так говорит: «А дулечку с маком не хочешь!». Рыжая такая, противная, с торчащими косичками. Пять минут в зале – хохот, еще столько же стон… А я стоял как дурак. Через два дня цирковой ребенок проделал то же самое. Безрезультатно. Та девочка оказалась талантливей.

В гардеробе клоуна должно быть не менее трех костюмов: пиджаки, майки, фраки. Заказать костюм

– не проблема (можно нарисовать макет, на словах объяснить швее, что хочешь). Другое дело – обувь. Она шьется на заказ, и мастеров в России считанные единицы.

КОМПЛИМЕНТ НА КОМПЛИМЕНТ

https://www.youtube.com/watch?v=xuop-vWSydU

Спортсменами их назвать сложно, хотя если с натяжкой

… Пончик увлекается подводным плаванием, одно время занимался штангой. А у Ванечки сын хоккеист. Книг читают много. Старший преклоняется перед талантом Валентина Пикуля и О Генри, поэзию Пушкина считает непревзойденной. Любимый роман младшего – «Сто лет одиночества» Маркеса, часами может цитировать Есенина. К тому же Ванечка сам сочиняет стихи, прекрасно поет и очень любит Владивосток.

– Люди у вас добрые, – говорит, – дети во время антракта сувениры не воруют, бабушки в очередях честные. Одна повернулась ко мне на днях и говорит:

«Мужчина, вы раньше пришли, становитесь впереди меня». Ну, просто сказка, а не город!»

И не клоуны, а самородки!

Анастасия КРЕСТЬЕВА, «Владивосток», Фото из архива клоунов

Источник: https://vladnews.ru/ev/vl/1355/53107/ostorozhno_klouny

Клоун

Осторожно: клоун!

Клоун

Однажды, проходя коридором цирка, я заглянул в открытую дверь уборной клоуна и остановился, заинтересованный им; в длинном сюртуке, в цилиндре и перчатках, с тростью под мышкой, он стоял перед зеркалом и, ловкою рукой красиво приподнимая цилиндр, раскланивался со своим отражением на стекле.

Заметив в зеркале мое удивленное лицо, он быстро обернулся ко мне и сказал, улыбаясь, указывая пальцем на свое лицо и в зеркало:

– Я-я! Да?

Потом отодвинулся в сторону, его отражение в зеркале исчезло, он медленно провел рукою по воздуху и снова сказал:

– Ньэт я! Понимайт?

Я не понял этой игры, смутился и ушел, сопровождаемый его тихим смехом, но с этого момента клоун стал необычно и тревожно интересен для меня.

Был он англичанин, средних лет, с темными глазами, очень ловкий и забавный на арене, посреди черной воронки цирка. Его гладкое сухое лицо казалось мне значительным и умным, а звонкий голос всегда звучал для меня насмешливо, почти неприятно, когда клоун, играя на опилках арены, точно большой кот, выкрикивал искаженные русские слова.

После поклонов перед зеркалом я начал следить за ним, вертелся в антрактах перед узенькой дверью его уборной, наблюдая, как он мажет белилами свое лицо или стирает краски с него, сидя перед зеркалом. Что бы он ни делал – он всегда разговаривал сам с собою или напевал, присвистывая, какую-то песню, всегда одну и ту же.

Я видел, как он в буфете пил водку маленькими глотками, и слышал, как спрашивает буфетчика:

– Кторри шас?

– Двенадцатого десять.

– О, этот трудни. Ньэт трудни – оддин, дува, тири, чертири! Сами лёкки – чертири!

Он бросил на цинк стойки серебряную монету и пошел на улицу, напевая:

– Тири – чертири, тири – чертири…

Гулял он всегда один, а я ходил за ним, как сыщик, и мне казалось, что этот человек живет особенной, таинственной жизнью и смотрит на всё так, как я никогда не сумею.

Иногда я пробовал представить себя в Англии; никем не понимаемый, страшно чужой всему, оглушенный могучим шумом незнакомой жизни,- сумел бы я жить, так же спокойно улыбаясь, в дружбе только с самим собою, как живет этот крепкий, стройный щеголь?

Я выдумывал разные истории, в которых англичанин играл роль благородного героя, уснащал его всеми известными мне достоинствами и любовался им. Он напоминал мне людей Диккенса, упрямых в злом и добром.

Как-то днем, проходя по мосту через Оку, я увидал, что он, сидя на краю одного из плашкоутов, удит рыбу; я остановился и смотрел на него до поры, пока он не кончил ловлю.

Вытаскивая на крючке ерша или окуня, он брал его в руку, подносил к своему лицу и свистел тихонько в нос рыбе, а потом, осторожно сняв ее с крючка, бросал в воду.

Надевая червяка, он что-то говорил ему, а когда из-под моста выплывала лодка, клоун снимал шапочку без козырька и любезно кланялся незнакомым людям, а когда ему отвечали – делал страшно удивленное лицо, раскрыв рот, высоко приподнимая брови. Вообще он умел и, видимо, любил забавлять себя.

Другой раз я видел его на горе, в садике около церкви Успенья; он смотрел на ярмарку, клином врезанную между Волгой и Окой, держал в руках трость и, перебирая по ней пальцами, как по флейте, тихонько насвистывал.

С ярмарки и с Волги всплывал в жаркое небо глухой, спутанный шум чужой жизни.

По грязной воде, по радужным пятнам нефти тяжко ползали пароходы, баржи, лодки, доносился свист и скрежет железа, чьи-то широкие ладони мощно и часто хлопали но воде, а вдали, за лугами, горели леса и в дымном небе неподвижно стояло тускло-красное солнце, лишенное лучей, плешивое.

Постукивая палкой по стволу дерева, клоун запел, тихонько и молитвенно:

– Оун, доун, лоун, дир…

Лицо его было грустно и серьезно, брови сдвинулись; странные звуки песни вызвали у меня какое-то боязливое настроение,- мне захотелось проводить этого человека домой, на ярмарку.

Вдруг откуда-то явилась сердитая шершавая собака. Она прошла мимо клоуна, села в двух шагах от него на пыльной траве и, протяжно зевнув, покосилась на него, – клоун выпрямился и, приложив трость к плечу, прицелился в собаку, как из ружья.

– Урр,- тихонько зарычала собака.

– Рр – гау! – ответил клоун на хорошем собачьем языке. Собака встала и обиженно ушла, а он оглянулся и, заметив меня под деревом, дружески подмигнул мне.

Он был одет щегольски, как всегда,- в длинный серый сюртук и такие же брюки, на голове блестящий цилиндр, на ногах красивые ботинки. Я подумал, что только клоун, одевшись по-барски, может вести себя на улице, как мальчишка. И вообще мне казалось, что этот человек, чужой всем, лишенный языка, чувствует себя так свободно в суете города и ярмарки лишь потому, что он – клоун.

Он ходил по панелям, как важная персона, никому не уступая дороги, сторонясь только перед женщинами. И я видел, что, когда кто-либо в толпе касался его локтем или плечом, он всегда, спокойно и брезгливо, что-то смахивал рукою в перчатке с того места, которого коснулся чужой.

Серьезные русские и иные люди толкались беззаботно и, даже наскакивая на нос друг другу,- не извинялись, не приподнимали картузов и шляп вежливым жестом.

В походке серьезных людей было нечто слепое, обреченное,- всякий ясно видел, что люди торопятся и у них нет времени уступить дорогу другим.

А клоун гуляет беззаботно, как сытый ворон на поле битвы, и мне кажется, что он своей вежливостью хочет смутить и уничтожить всех на своем пути. Это – или, может быть, нечто другое в нем – неприятно задевало меня.

Разумеется, он видел, что люди грубы, понимал, что они походя оскорбляют друг друга грязной бранью,- не мог он не видеть и не понимать этого. Но он проходил сквозь потоки людей на панелях, как будто ничего ке видя, не понимая, и я сердито думал:

“Притворяешься, не верю я тебе…”

Но я счел себя положительно обиженным, заметив однажды, как этот щеголь помог встать пьяному, которого опрокинула лошадь, поставил его на ноги и тотчас, сняв осторожными движениями пальцев свои желтые перчатки, бросил их в грязь.

Парадное представление в цирке кончилось позднее полуночи. Был конец августа; из черной пустоты над однообразными рядами зданий ярмарки сыпался мелкой стеклянной пылью осенний дождь. Мутные пятна фонарей таяли в сыром воздухе. По избитой мостовой гремели колеса пролеток, орала толпа дешевой публики, вытекая из боковых дверей цирка.

Клоун вышел на улицу одетый в длинное мохнатое пальто, в такой же мохнатой фуражке на голове, с тростью под мышкой. Взглянув вверх, в темноту, он вынул руки из карманов, поднял воротник пальто и, как всегда, не торопясь, но спорыми шагами пошел через площадь.

Я знал, что он живет в номерах недалеко от цирка, но он шел в сторону от своей квартиры.

Я шагал за ним, слушая, как он насвистывает.

В лужах, среди камней мостовой, тонули отблески огня, нас обгоняли черные лошади, хлюпала вода под шинами колес, из окон трактиров буйными потоками лилась музыка, во тьме визжали женщины. Начиналась беспутная ночь ярмарки.

По панелям уточками плыли девицы, заговаривая с мужчинами,- голоса хриплые, отсыревшие.

Вот одна из них остановила клоуна; басом, точно дьякон, позвала его с собой,- он отступил, выдернул трость из-под мышки и, держа ее, как шпагу, молча направил в лицо женщины.

Ругаясь, она отскочила в сторону, а он, не ускоряя походки, свернул за угол, в пустынную улицу, прямую, как струна.

Где-то далеко впереди нас хохотали, шаркали ногами по кирпичу тротуара, болезненно взвизгивал женский голос.

Два десятка шагов – и я увидал при тусклом свете фонаря, что на панели возятся, играя с женщиной, трое рядских сторожей,- обнимают ее, мнут и тискают, передавая с рук на руки друг другу. Женщина взвизгивает, точно маленькая собачка, спотыкается, качаясь под толчками здоровых лап, и панель во всю ширину занята возней этих темных, сырых людей.

Когда клоун подошел вплоть к ним, он снова вынул трость из-под мышки и снова стал действовать ею, как шпагой, быстро и ловко направляя в лица сторожей.

Они – зарычали, тяжко топая ногами по кирпичу, но не давая дороги клоуну, потом один из них бросился ему под ноги, глухо крикнув:

– Хватай!

Клоун упал; мимо меня стремглав пронеслась растрепанная женщина, одергивая на бегу юбки и хрипя:

– Псы… Сво-очь…

– Вяжи,- командовал кто-то свирепым голосом.- Аг-га, ты палкой?

Клоун звонко крикнул какое-то чужое слово,- он лежал на панели вниз лицом и бил каблуками по спине человека, который сидел верхом на его пояснице, скручивая ему руки.

– О-о, дьявол! Поднимай его! Веди!

Прислонясь к чугунной колонне, поддерживавшей крышу галереи, я видел, как три фигуры, плотно сомкнувшись во тьме, уходят в сырую тьму улицы, уходят медленно и покачиваясь, точно ветер толкал их.

Оставшийся сторож, присев на. корточки, зажег спичку и осматривал панель.

– Тиша! – сказал он, когда я подошел,- не наступи на свисток, свисток я потерял… Я спросил:

– Кого это повели?

– Так, какого-то…

– А за что?

– Стало быть – надо…

Мне было неприятно, обидно, а все-таки, помню, я подумал, торжествуя:

“Ага?”

Через неделю я снова увидал клоуна,- он катался по арене пестрым котом, кричал, прыгал.

Но мне показалось, что он “представляет” хуже, скучнее, чем раньше.

И, глядя на него, я чувствовал себя в чем-то виноватым.

ПРИМЕЧАНИЯ
КЛОУН
р а с с к а з

Впервые напечатано в газете «Киевская мысль», 1916, номер 33 от 2 февраля.

Источник: http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/proza/rasskaz/kloun.htm

Меж клоуном и чертежом

Осторожно: клоун!

***

Человек — плечо картины.

Так Иешуа сказал.

Но навек неукротимы

и газета, и подвал.

Человек идет на финиш,

человек идет навзрыд.

Ты кольцо в вино не кинешь —

а не то заговорит.

Я пишу в проклятый год.

Дай мне ложечку варенья,

а не то стихотворенье

сгинет, сгинет, пропадет!

***

Григориадзе — фамилия этого лося,

и Иванов — фамилия этого дня.

Лось осторожно выходит из леса,

для

осторожность свою до известных пределов,

отражая людское жилище величьем зрачка.

И ФИО его, жилища, — Горелов

А.К. — запечатлена на века

в извилинах лося, в жестоком спинном мозгу,

в его полоумной сетчатке.

Лось, как Авель, идет в голубую тайгу

опечатки.

Он учится трудной жизненной простоте,

привычке первому встречному говорить «ты»,

лось идет к пустоте

из пустоты.

***

Я обрастаю желтым плачем,

я с детства рисовал овал.

Мне гарпии вонзились в плечи,

зернистые, словно вокзал.

И черноногая богиня

в слепых испуганных шелках

мне, словно мячик, имя пишет,

вдали растаявши впотьмах.

И будет илистый анапест

мерцать на улицах под ночь,

и поплывут сквозь снег трамваи

в сутулом свете фонарей.

Рот вечера — словно платочек.

У снегопада нет спины.

Я двери камушком открою

и вниду в царство тишины,

как нож — в батон, и пыль я вытру,

скопившуюся по углам.

И буду слушать с видом хитрым

боль с снегопадом пополам.

Положи платок пловца

в поле, в поле, дорогая!

Мир на травы разлагая,

бродит черная овца.

Без конца, без конца!

Бродит звездная овца,

как мирянин в ожерелье,

и пространство ожирело,

и забилися сердца.

Ласточка кричит «Цивить!»

Снега белого белее,

входят трое Бармалеев,

чтобы деву удавить.

Эка прыть!

***

Меж клоуном и чертежом

созвездий грузовик гремучий

ватиновые режет тучи

сырым ножом.

А дальше — все, как на подбор:

семья, машина, латы, сажа,

щипцы для сахара и даже —

карманный вор.

Не забирайтесь под диван,

но низ исследуйте дивана:

там — коренастая нирвана,

там — царь Иван,

он там заначил полстакана,

но он не пьян.

А дальше — дыры в антимир,

прет холодом из антимира.

Разит общественным сортиром

из этих дыр.

В село, в село! Изба, корова

там кратны трем,

там буду жизнью жить здоровой

меж клоуном и чертежом.

***

Из лета — в кровь, из пули — в слизь,

из перманента — в решето.

Зачем Аттилы вознеслись

из бесконечности в ничто?

Зачем рождается дебил

в соитье рыбы и гвоздя?

Зачем ты дуру полюбил,

по жизни пасмурной идя?

Под паутиной арматур

непостижимый муравей

играет 25-й тур

на зрячем холоде ветвей.

Он друга детства потерял,

воруя стройматериал,

он топит ветер на юру

в медвежью пыльную жару.

Из мозга — в ствол, из тьмы — в Христа,

из голубятни — в распредвал.

Иду всей массою листа

в холодный каменный подвал.

Там спит бумажный Святогор,

официозный звук — «Сергей»

и ужас имени «Егор».

Непостижимый муравей…

***

Спокойно молоко, отважно серебро

и щурится огонь, — сеньор свобод сыпучих.

Разрушь плечо огня на узловатых кручах,

войди в неандертальское метро!

Там на стенах висят собачьи черепа

на зеркалах гвоздей, и в их глазницах свечи.

В рассыпанном метро древесный вечный вечер,

и у костров безмолвствует толпа.

Она чего-то ждет, она молчит всегда, —

когда, давя ее, сорвется эскалатор,

когда сгорит перрон, похожий на палату

психиатрички, и когда вода

на плиты просочится из намокших стен,

прорвется с потолков, с отвисшей штукатурки,

захлюпает и мутью, всосанной в придурке,

затопит память солнечных Микен.

И грязью захлестнет могучие угли,

и на поверхности закрутится воронка,

отняв у матери ревущего ребенка.

И не останется Земли.

***

И у ветвистого виска вискозы

дымится конь,

и держит черные искусственные розы

моя ладонь.

И бледный день похож на онаниста,

и вечер — как «бычок».

О тихая извилистая пристань!

Молчок, молчок!

И розу черную держу в ладони,

даю немой обет.

И накрывают, ложками долдоня,

длиннобородый маленький обед.

Источник: https://nosorog.media/poetry/mezh_klounom_i_chertezhom

Все мы – клоуны

Осторожно: клоун!

Любопытно, отождествляют ли себя наряженные клоунами демонстранты на бейрутских улицах с киношным прообразом, подпитываемым обществом, или же они видят вокруг себя лишь тот отвратительный мир, в котором он действовал? Томер Михельзон считает, что создатели фильма “Джокер” сумели ухватить нечто очень важное из духа нашей эпохи хаоса, преисполненной отчаяньем и изобилующей опасными клоунами. Осторожно, спойлеры 🙂

«Все мы – джокеры», — было написано на плакатах, которые несли демонстранты в одной из сцен одного из самых обсуждаемых фильмов этого года, «Джокере».

Этот плакат был ответом на слова Томаса Уэйна (отца Бэтмэна, в фильме – Брюс Уэйн младший), денежного мешка, который захотел баллотироваться на пост мэра города Готэм-Сити для того, чтобы очистить его улицы от грязи и преступности.

В своей предвыборной речи Уэйн сказал, что тот, кто убил его работников, брокеров в пиджаках, тот на самом деле неудачник. Ещё он сказал, что те, кто не трудятся изо всех сил, добиваясь, подобно ему, успеха в капиталистическом мире, те – всего лишь жалкие клоуны.

https://www.youtube.com/watch?v=jgPTFxWz0S0

Эта предвыборная речь вызвала в фильме нечто вроде классового противостояния, вдохновлённого Джокером, который об этом даже не догадывался.

Противостояние происходит на фоне города Готэм-Сити, напоминающего Нью-Йорк в начале 80-х годов – грязного, хаотичного, тёмного и опасного.

Правящая в городе капиталистическая система превозносит «сильных» людей, подобных Уэйну, и исторгает на задворки «клоунов», подобных Джокеру.

Ощущение опасности и близящегося хаоса – это то, что держит зрителей «Джокера» в напряжении на протяжении всех 123 минут. Каждое мгновение кажется, что на экране может произойти нечто ужасное или ещё хуже.

Персонаж, которого играет Хоакин Феникс, постоянно идёт по краю. Он опасен для себя и окружающих. Напряжение снимают только лёгкие и прекрасные танцевальные сцены.

Большую часть времени Джокер представляет собой социальную бомбу замедленного действия. Им не занимаются социальные службы с их постоянно урезаемым бюджетом. Он не принимает необходимых ему лекарств.

Местом его обитания являются полунищие городские кварталы, которые состоятельные люди, вроде Уэйна оскорбляют или не замечают.

Взрыв этой бомбы к концу фильма стал началом анархии, намекающей, хоть и довольно плоско, на хаотичные времена, в которые мы живём.

«Это происходит только со мной, или весь мир снаружи спятил?» – спрашивает Артур («Джокер») социальную работницу на одной из встреч. «Вы вообще когда-нибудь слышали, что я говорю?» – сказал он на последней встрече. И он прав.

Мир действительно стал безумным и гораздо менее внимательным к таким людям и из такого класса, как Артур.

Униженные и оскорбленные в Бейруте

По этой причине, наверное, никого не удивило, что многие демонстранты в ходе массовых протестов в Бейруте на прошлой неделе вышли на улицы в масках Джокера или с нанесённым на лица клоунским гримом.

Видимо, и граждане Ливана уже осознали, что они длительное время живут «на грани», что правительство не прислушивается к их чаяньям, весь мир стал более жестоким, расходы на прожиточный минимум непрерывно растут и уровень безработицы превышает 20 процентов.

Когда в Ливане был издан указ о введении возмутительного налога – 6 долларов в месяц за пользование бесплатным сервисом WhatsApp – сотни тысяч людей не выдержали и устроили беспрецедентную в этой стране акцию протеста.

Это было воистину всенародное возмущение, охватившее все общины, религиозные направления и политические партии Ливана. Людям надоело быть клоунами.

Среди демонстрантов были и такие, кто надели маски Сальвадора Дали из популярного испанского сериала «Бумажный дом», намекая на грабителей государственных учреждений или, возможно, демонстрантов из сериала, которые сами изображали налётчиков. Усы и красные плащи снова обостряют ощущение хаоса, скрытого кипения, ищущего выход наружу.

Казалось бы, изображённые в фильме «джокеры» – униженные и обездоленные элементы – не могут вдохновлять движение широкого общественного протеста. Да и Джокер из фильма вовсе не собирался начинать революцию, он убивал не по заранее подготовленному плану и не по идеологическим мотивам.

В большинстве случаев он действовал по обстоятельствам.  Единственный раз, когда он сознательно и с улыбкой на лице нажал на спусковой крючок был тогда, когда он разгадал совершаемую с ним манипуляцию – попытку представить всё дешёвой клоунадой, вроде современных телевизионных реалити-шоу.

Так же и налётчики из сериала «Бумажный дом», во главе с безобидным на первый взгляд Профессором, сознательно и цинично используют сложившийся в народе образ благородных разбойников, чтобы продолжить своё преступное дело.

Маски, которые они надевали, из средства самообороны стали инструментом обмана, будто происходит борьба «честных граждан» с «плохой властью». С подачи сериала, маски Сальвадора Дали стали предметом международного поп-арта, весьма популярным в Израиле на прошлый Пурим.

И такими же популярными на следующий Пурим обязательно станут маски «Джокера».

А пока фильм «Джокер» выводит из дома тысячи людей. Правда, в основном, массы выстраиваются в очереди к кассам кинотеатров по всему миру и в нашей стране. Но образ Джокера уже стал символом классового протеста в наши бездушные и беспощадные времена.

Слоган «Мы все – клоуны»- родственник выражения «пипл схавает» и ему подобных, относящихся к странному и пугающему миру, в котором общественные установки, мораль, демократия каждый день меняют смыслы, и на их место приходит разнузданный популизм, не имеющий никакой логики.

Но, как и с масками из «Бумажного дома», речь идёт об обманном мире. Те, кого в этом мире считают клоуном, может ещё сам в конце посмеяться над зубоскалами.

Ведь, кто они, настоящие клоуны? Это презираемые народные массы, с которыми не считаются? Или, может быть, это правители современных стран, которые всё больше напоминают страшные карикатуры? Кто над кем смеётся? И, кто будет смеяться последним?

Самый смешной клоун

И, коль скоро мировые лидеры вызывают смех, то трудно найти более смешного клоуна на мировой арене, чем президент Соединённых Штатов Америки мистер Дональд Трамп.  (На втором месте я бы поставил его горячего британского поклонника Бориса Джонсона). Трамп олицетворяет образ клоуна в самой полной мере: своим внешним видом, стилем и поведением.

Если бы он не был шутом гороховым, он не осмелился бы написать президенту Турции Раджепу Эрдогану письмо на уровне учащегося третьего класса школы. И это лишь один из примеров его политического шутовства. Но Трамп – опасный клоун.

Это герой реалити-шоу, который методом популизма, расизма, коррупции и с небольшой помощью со стороны России превратился в «Джокера», наводящего ужас на самую большую в мире демократию.

И это тот самый Трамп, сформировавшийся в Нью-Йорке 80-х годов, который стал прообразом города Готэм-Сити из фильма «Джокер». В том Нью-Йорке процветала преступность, насилие, улицы не убирали.  Это была полная противоположность нынешнему «стерильному» мегаполису с аквариумами витрин магазинов Apple и новейших гаджетов.

Ответственным за случившиеся перемены, среди прочих, считается Руди Джулиани, о котором говорят, что в начале 90-х годов, на посту мэра, он «сильной рукой почистил Нью-Йорк». Тот же самый Джулиани является наиболее преданным советником и защитником Трампа в истории «Раша-гейт», и он же подозревается в сговоре с целью опорочить Джо Байдена на Украине.

Получилось смешно: Томас Уэйн города Нью-Йорка стал верным сподвижником Джокера.

Образ паяца в мировой культуре всегда был овеян неким ореолом тайны, двойственности.

От грустного клоуна Пьеро в «Дон Жуане» Мольера и до «Песни о клоуне» Мордехая Леванона (где он и после наступления ночи «продолжает хохотать»), смеющееся лицо и показное веселье скрывают тоску и невыносимое одиночество, готовые взорваться.

На этот раз кинематограф использовал образ клоуна для социального манифеста, столь же двойственного, как и он сам.

Мгновение назад он был с угнетёнными, послушными механическими куклами, чья жизнь – это лишь шутка, и вот он превращается в злого клоуна, вселяющего ужас, ломающего систему и порождающего анархию. «Будьте обходительными с детьми бедняков потому, что из них выйдет Тора», — сказано в Вавилонском Талмуде. Остерегайтесь также и детей клоунов. Ибо из них выйдет социальный протест.

“כולנו ליצנים”: כך התגלגל הג’וקר לרחובות של ביירות

Источник: https://relevantinfo.co.il/we-all-jokers/

Осторожно! Дерьмовые клоуны под маской психотерапевта

Осторожно: клоун!
?

Левитас о партизанском маркетинге (alex_levitas) wrote,
2015-03-17 12:13:00 Левитас о партизанском маркетинге
alex_levitas
2015-03-17 12:13:00  

На российском рынке много людей, которые называют себя психологами или психотерапевтами, являясь по сути своей всего лишь дерьмовыми клоунами.

Как их отличить от настоящих профессионалов? Признаков много, из их перечисления можно было бы составить отдельный пост…Но есть один верный признак, который точно указывает на человека, от чьих «профессиональных» услуг надо держаться подальше.

Что это за признак?Приписывание всех бед человека его «подсознательному намерению» или «истинной цели» (название может меняться, но суть остаётся прежней) – дескать, если у Вас что-то в жизни не так, то всё дело в том, что у Вас на самом деле есть намерение, есть цель сделать именно так, чтобы Вам было плохо.

Вас уволили – значит, у Вас была подсознательная цель быть уволенным. Вас бросил муж – значит, у Вас была подсознательная цель быть брошенной. Вы заболели – значит, у Вас была подсознательная цель заболеть.

  • Доказательств не требуется, потому что доказательством эти «психологи» считают сам результат. Если Вы попали в аварию, это значит, что Вы хотели попасть в аварию – иначе не попали бы

«А если Вы с этим не согласны», – говорит Вам дерьмовый клоун в маске психолога – «то это как раз и доказывает мою правоту! Это означает, что желание было подсознательным, что Вы его не осознавали! Внутри Вас сидит невидимый суслик-саботажник. Он пускает Вашу жизнь под откос, а Вы ничего не можете с этим поделать, потому что Вы его даже не видите. И только я могу избавить Вас от него! Ха-ха-ха!»

Почему это чушь, «развод лошков» и верный признак профнепригодности для «психотерапевта»? Почему от такого клоуна надо держаться подальше?

Всё очень просто. Версия про «подсознательное намерение» или «истинную цель» выдаёт в человеке трёхгрошового «эзотерика для домохозяек», который пытается изменить Вашу картину мира с реальной на бредово-сказочную, в которой миром управляют магические законы, и только шаман (в лице дерьмового клоуна) может что-то с этим поделать.

  • А Вас, соответственно, пытаются из человека, принимающего решения и отвечающего за свою жизнь, превратить в беспомощную жертву «невидимого суслика», справиться с которым Вы самостоятельно не можете и должны обратиться к шаману

Но, может быть, версия про «истинную цель» имеет право на жизнь? Давайте проверим.Вася болен, это наследственное заболевание, которое проявляется в его семье почти у каждого, потому что предопределено генетически. Но если верить сказке про «истинную цель», то нам придётся убедить себя, что Вася так хотел заболеть, что переделал свои гены, а заодно и гены своих родных.Петя тоже заболел – как описывает Булгаков в «Записках юного врача», пришёл к нему крестьянин Пётр, больной сифилисом, и после диагноза долго удивлялся, что это за неслыханная болезнь такая. Если верить сказке про «истинную цель», то получается, что этот Пётр волшебным образом узнал из мирового эфира про сифилис и зачем-то поставил себе цель им заразиться.

Более того, продолжая пересказ Булгакова – пока Пётр не знал о своей болезни, он успел заразить нескольких членов своей семьи, причём у детей и стариков заражение бытовое, через посуду.

Получается, что пятилетний ребёнок тоже подсознательно захотел заразиться неизвестной ему болезнью, и каким-то магическим образом сделал так, чтобы сифилисом сперва заразился его отец, чтобы подцепить болезнь уже от него.

  • Кстати, обратили ли Вы внимание, что эти две версии противоречат друг другу? Либо это была «подсознательная цель» самого Петра, либо это была «подсознательная цель» его ребёнка, а Пётр выступил лишь орудием для её достижения

Гриша попал в аварию. В его машину въехали сзади, когда он стоял на светофоре. Если предположить, что в сказке про «подсознательное намерение» есть зерно истины, то придётся предположить, что это Гриша телепатически заставил другого водителя врезаться в стоящую машину.Дашу уволили. Компания «ГазМясПромСнаб», в которой работала Даша, в кризис испытывала финансовые трудности и сократило одно из подразделений целиком, уволив сразу 500 человек. Кто из них работал хорошо, кто плохо, значения не имело – закрыли весь отдел. Если верить сказке про «истинную цель», то у нас получится, что это Даша подсознательным усилием воли вызвала кризис, чтобы компания вынуждена была её уволить.Наконец, Маше выбило окна при падении метеорита в Челябинске, и ей пришлось потратить на новые окна те деньги, которые она откладывала на платье. Если верить сказке про «истинную цель», то получается, что Маша притянула метеорит силой мысли, чтобы ей побило окна.Если Вы готовы поверить в изменение генов и вызов метеоритов силой мысли – пожалуйста, прекратите читать мой блог прямо сейчас и переключайтесь на сайты наподобие «Лучшая молитва домовому» или «Как защититься от пси-лучей с Марса с помощью шапочки из фольги».Если же Вы вменяемы, то придётся признать пару простых вещей.

Во-первых, ни один из нас не управляет миром.

Иногда происходят события, на которые мы не можем повлиять и которые мы не можем предсказать: падения метеоритов, землетрясения, извержение вулкана Эйяфьятлайокудль, цунами, скачки курсов валют и законопроекты Госдумы.

Порой эти события влияют на нашу жизнь, и тогда нам остаётся только разгребать последствия. Некоторых вещей можно избежать (боишься цунами – живи на горе или далеко от моря), а от некоторых и спрятаться нельзя.

  • А тот, кто говорит Вам, что за 100% событий в Вашей жизни отвечаете Вы сами – либо дурак, либо обманщик

И это просто надо принять, и это не умаляет нас – а всего лишь помогает помнить о том, что наши возможности граничны.

А во-вторых, часто наши проблемы вызваны не «внутренним невидимым сусликом», а недостатком планирования, небрежностью, отсутствием информации, неверной приоретизацией и т.п.

  • Пётр заразился сифилисом не потому, что у него было «истинное намерение» заразиться, а потому, что он хотел заняться сексом с дояркой Манькой, и при этом он не знал, как правильно предохраняться от ЗППП

Поэтому и бороться с такими проблемами надо не через найм шамана для переговоров с «невидимым сусликом», а через грамотную организацию своей жизни и работы. Это как раз та сфера, где ответственность за свою жизнь не надо передавать кому-то, а надо взять на себя.

  • И это то, чему будет учить Вас любой вменяемый психотерапевт

Но если рассказывать людям, что на часть событий в жизни они повлиять вообще не могут, а остальные события зависят от их вдумчивости, сознательности и вложения сил и времени в работу – то продажи будут так себе.А вот если запугать их «внутренним сусликом», с которым можно договориться только через шамана – тогда большой процент аудитории зрителей «Дома-2» и читателей журнала «Лиза» будет твоим. Ведь многие из этих людей только того и хотят, чтобы переложить ответственность за свою жизнь на кого-то другого, будь то жена/муж, Путин или психотерапевт. И можно будет продать им долгосрочную терапию, и брать по $100 за час «переговоров с невидимым сусликом» раз или два в неделю.

Для многих искушение слишком велико и они ему поддаются, забыв, что тем самым делают себя профнепригодными. И вот уже мировой эфир Интернет постепенно наполняется страшилками про «невидимого суслика», который делает тебя бедным, больным и одиноким – и от которого нельзя спастись, если не принести жертву шаману не нанять психотерапевта.

https://www.youtube.com/watch?v=kif4OaVF7Wc

Но если Вы хотите по-настоящему добиться успеха, то помните, что отвечаете за свою жизнь всё-таки Вы сами. И что психотерапевт может Вам в этом помочь (правда может), и квалифицированный коуч тоже может (правда может) – но именно помочь Вам, как взрослому ответственному человеку. А не взять ответственность на себя, превращая Вас из лица, принимающего решения – в объект для обработки.

Поэтому если в разговоре, в выступлении, в блоге или в журнальной статье Вы обнаружите рассуждения вроде «вы бедны, потому что имеете истинное намерение быть бедными» или «вы заболели потому, что подсзонательно хотели стать больной» – сразу ставьте на этот человеке жирный крест как на специалисте.

Это просто очередной дерьмовый клоун, нацепивший маску специалиста.

Специально для тех, кто знает умные слова: да, бывает так, что люди предпочитают оставаться больными, чтобы их жалели и любили, или боятся поменять работу на более высокооплачиваемую, потому что боятся не справиться.

Конечно, есть такие вещи, как бёрновские сценарии, вторичная выгода и зона дискомфорта.

Но если Вы знаете эти слова, то Вы должны знать и то, что во всех этих случаях намерение у человека всё равно положительное: получить удовольствие или избежать боли (всех тех, кто к боли стремился, давно отсеял дарвиновский отбор).

Даже крайняя степень саморазрушающего поведения – самоубийство – вызвано желанием избежать невыносимой боли, а не желанием сделать себе плохо. Это азы психологии.

Поэтому любые рассуждения о «цели быть больным» или «намерении быть нищим» тут же выдают человека, не дочитавшего до конца даже учебник за 1 курс.

P.S. Если Вы ещё не читали мою книгу  – самое время это сделать. Вас ждут 53 секрета рекламы, 29 приёмов продаж, 54 способа увеличения суммы чека, 41 хитрость работы с ценой, 43 пути укрепления лояльности и 14 способов сокращения издержек – под одной обложкой.

P.P.S. Взгляните на расписание моих ближайших семинаров

Личная эффективность, Психология, Размышления

Источник: https://alex-levitas.livejournal.com/711479.html

Для родителей
Добавить комментарий