Откуда берутся застенчивые дети и как им помочь

Содержание
  1. Развитие уверенности в себе у детей и подростков
  2. Причины развития неуверенности
  3. 4 вещи, которые запрещено использовать в воспитании
  4. Застенчивость у детей 5-8 лет – особенности, диагностика и решение проблемы
  5. Подростковый возраст: неуверенность, комплексы и застенчивость
  6. Неуверенный подросток:
  7. Как вернуть уверенность в себе подростку? Советы для родителей и подростков
  8. Комплексы у подростков
  9. Подростковая застенчивость
  10. Как помочь подростку преодолеть застенчивость?
  11. Застенчивый ребенок – хорошо это или плохо?
  12. Откуда берется застенчивость
  13. Как помочь застенчивому ребенку
  14. Логопедический центр «Людмила» :: Застенчивость
  15. Презентация для родителей: «Застенчивый ребёнок»
  16. Уважаемые родители!
  17. 1. Жесткий контроль со стороны семьи.
  18. 2. Наследственность:
  19. 3. Родители-активисты.
  20. 4. Интеллигентная среда.
  21. 5. Пережитый стресс.
  22. Повышайте самооценку ребёнка
  23. Все новое и непривычное –  постепенно.
  24. Чтобы ребенок не вырос застенчивым, родителям необходимо:
  25. Игра «путаница»
  26. “Мяч в кругу”
  27. Пять советов, как помочь детям преодолеть застенчивость:
  28. Застенчивый ребенок: что делать родителям? Как помочь ребенку справиться с застенчивостью?

Развитие уверенности в себе у детей и подростков

Откуда берутся застенчивые дети и как им помочь

Наталья Визер

Развитие уверенности в себе у детей и подростков

Проблема развития уверенности в себе очень актуальна сегодня. Дети и подростки часто не верят в свои силы.

А это значит, что они не могут добиваться целей, уверенно заявлять о себе, комфортно чувствовать себя в обществе.

В нашей статье Вы узнаете о том, откуда берется неуверенность, как с ней правильно работать, чтобы помочь ребёнку, и получите практические рекомендации по развитию уверенности в себе у подростков.

Причины развития неуверенности

Уверенность – чувство защищенности, веры в собственные силы.

Это возможность опираться на себя.

Уверенный в себе человек уважает других людей, проявляет творчество, готов пробовать новое, легко заводит друзей, несёт ответственность за свои поступки.

Согласитесь, в жизни любого человека бывают победы и поражения. Не всегда получается всё сделать правильно. И это нормально.

Когда инициатива ребёнка пресекается, ему не дают возможность совершать ошибку, постоянно исправляют, или любой промах представляется катастрофой ребёнку становится просто страшно что-то пробовать.

Также неуверенность в себе формирует принцип жизни жизнь строится по принципу ”мама лучше знает” – то есть не надо пробовать, я тебе скажу как правилно.

Появляются вопросы – а я смогу? Получится? А что если нет …Я же не знаю как это делать… Да нет, не буду пробовать …

И вот она – неуверенность в своих силах, страх совершить ошибку, боязнь пробовать новое.

Как понять, что ребенок не уверен в себе?

  1. Он не заканчивает свои дела до конца
  2. Он постоянно жалуется и винит во всех своих ошибках других людей
  3. Он становится агрессивным, грубым или, наоборот, замкнутым в себе
  4. Он проявляет раздражение к мелким деталям
  5. Он подражает другим детям
  6. Он тяжело находит общий язык со сверстниками
  7. Ему сложно начинать новые дела
  8. Он очень боится совершить ошибку

Важно вовремя увидеть, что в присутствует проблема неуверенности в себе. Этот вопрос можно решить. А если не обратить внимания на это – ребёнок может лишается многих возможностей, таких как раскрытие творческого потенциала, способность принимать собственные решения и в принципе стать счастливым человеком.

Как вселить уверенность в ребенка?

Давать задания, с которыми он в состоянии справиться. Следует разговаривать с ним, задавать вопросы, как простые (“Как дела?”, “Как прошел твой день?”), так и серьезные (“Что ты думаешь об…”, “Как ты считаешь, что лучше приготовить на ужин?”). Причем ответы на них стоит слушать и слышать.

Не стоит считать любую попытку Вашего ребенка поспорить с Вами – недостатком воспитания или его неуважением к Вам. Постарайтесь интересоваться его мнением, уважайте и принимайте его. Занимайте ребенка. Давайте возможность пробовать силы в разных областях. Он будет чувствовать себя более уверенным в себе, если у него найдется дело, в котором он преуспеет. Важно дать почувствовать успех.

Разрешите ошибаться, научите проигрывать. Помогите понять что это нормально , что нет идеальных людей.

4 вещи, которые запрещено использовать в воспитании

  1. Сравнивать его с другими детьми – запрещенный прием. Он начинает чувствовать себя неполноценным, недостаточно хорошим.
  2. Подавлять инициативу – распространенная привычка. На успешность своего подрастающего человечка теперь даже не рассчитывайте.

    Если не верите в его силы, то как он сам сможет в них поверить?

  3. Частые наказания – ещё один неверный подход к воспитанию. Нужно уметь объяснить и доказать. Наказать и оставить в недоумении – звучит ужасно.
  4. Осуждение в выборе друзей, подарков и т.п.

    , что бы Вы не пытались этим сказать, будет воспринято как неуважение личного выбора ребенка.

Застенчивость у детей 5-8 лет – особенности, диагностика и решение проблемы

Замкнутый ребенок в 5 лет – частое явление в наши дни. Вопрос почему ребенок замкнутый часто задают себе заботливые родители. Скромность вполне может быть наследственной чертой.

Воспитание – важно, но врожденные особенности характера всё же есть. И они влияют на поведение. Но это не значит, что в этом случае нельзя помочь.

Просто стоит ещё более внимательно отнестись к вопросу воспитания.

Застенчивость у детей дошкольного возраста – явление распространенное. Полагать, что замкнутые дети болезнь , которую нужно лечить не совсем верно.

Застенчивость – это черта характера, особенность , к которой нужно отнестись внимательно и приложить максимум усилий, чтобы помочь вашему чаду адаптироваться в мире и стать более уверенным в своих силах.

Анализируя вопрос отчего ребенок вырастает замкнутым причины этого можно увидеть как в особенностях характера так и в воспитании. Каждый случай отличается друг от друга.

Диагностика застенчивости у детей младшего школьного возраста
Конечно , этот вопрос должен решать специалист. Но если Вам кажется, что Ваш ребенок замкнутый, но не знаете, следует ли Вам волноваться пройдите небольшой тест. Поставьте галочки возле тех пунктов, которые совпадают с поведением вашего чада:

  1. Он не проявляет инициативу
  2. Он скрытный и самокритичный
  3. Он боится контакта с чужими людьми
  4. Он нерешителен
  5. Он тихо говорит

Если, как минимум, три пункта про Вас, значит следует побеспокоиться. Не стоит бояться психологов, во время выявить проблему и решить её важно. Уверенность это – огромная часть будущего ребёнка, это возможность жить полной жизнью.

С одной стороны кажется, что нет ничего плохого в застенчивости. Тихий, вежливый. Сидит себе в сторонке, занимается своими делами, никому не мешает. Обычно такие дети не считаются проблемными, однако, представьте, как тяжело им жить со своей застенчивостью!

Проблемой для Вашего ребенка может стать обыкновенный телефонный разговор, просьба о чем-то. Ему тяжело задать вопрос на уроке в школе или, когда его просят о чем-то взрослые, из-за чего он выполняет задания, которые ему дают, не так хорошо, как если бы он что-то уточнил.

Только представьте себе, сколько открытий могло бы сделать человечество, если бы замкнутые люди не были таковыми.

Что делать, если ребенок замкнутый?

Решать проблему. Нужно научиться поощрять детей, в меру их хвалить, выслушивать их и поддерживать, при необходимости.

Учите улыбаться, разговаривать, помогайте находить увлечения, пользоваться чужой помощью. Лучший способ для этого – собственный пример и поддержка.

Если у вас замкнутый ребенок советы психолога будут вам полезны. Основное, что нужно делать – поддерживать его спонтанность. Помогать ему быть самим собой, совершать выбор.

Повысить самооценку уверенность в себе Вам помогут программы по развитию уверенности в себе для детей 6-8 лет.

Вы хотите научить Ваше чадо уметь справляться с любой ситуацией и быть уверенным в себе? Справляться со страхом? Придать ребенку уверенности в себе помогут занятия с психологом.

В небольшой группе опытный специалист сможет определить причины возникновения проблемы, найдёт индивидуальный подход и поможет решить вопрос. А родители получат грамотные советы.

В тренинговом центре К.О.Т. разработана программа, которая учитывает возрастные особенности младших школьников. Вы можете узнать подробнее на странице курса по развитию уверенности и работе со страхами у детей.

Подростковый возраст: неуверенность, комплексы и застенчивость

Подростковый возраст, как и все кризисы перехода из одного этапа жизни в другой, – тяжёлый период. Становится непонятно: с кем общаться, кем стать, каким быть? Ещё не взрослый, но уже не ребенок, запутавшийся и, чаще всего, неуверенный в себе.

Неуверенность у детей чаще всего связана с психологическими факторами. Неуверенность у подростков – с социальными. На подростка давит общество, телевидение, сверстники и, в конце-концов, он не понимает, достаточно ли хорош.

Неуверенный подросток:

  • Боится пробовать новое – его будут преследовать вопросы по типу: “А смогу ли я? А вдруг я все сделаю плохо, у меня ничего не получится?”. Ему кажется, что лучше не пробовать, чтобы не опозориться.
  • Стремится не отличаться от других – ему кажется, что если он будет отличаться, то покажется странным, выбьется из толпы, перестанет быть уважаемым.
  • Приукрашает без этого он не кажется интересным самому себе, и считает, что в глазах своих друзей он будет выглядеть круче.
  • Говорит о себе с пренебрежением в ответ на комплименты – “Эта кофта красивая? Ничего подобного, купила ее сто лет назад, старье.”, “Я получил хорошую оценку? Да нет, просто списал.”

Как вернуть уверенность в себе подростку? Советы для родителей и подростков

Для родителей: разговаривайте с подростком. Не осуждайте, не ругайте. Вы можете дать совет, если Вас о нем просят, но ни в коем случае не лезьте в чужие дела. Подросток хочет справиться со всем самостоятельно.

Позволяйте подростку высказать свою точку зрения, уважайте его мнения и взгляды. Если у него что-то получилось хорошо – обязательно похвалите его. Следует внушить уверенность Вашему ребенку. Скажите, что не сомневаетесь в нем, что у него все получится. Подростку, как никому другому, нужна Ваша поддержка.

Для подростков: если, читая список выше, ты узнал себя, значит у тебя проблемы с уверенностью в себе. Постарайся найти в себе что-то положительное, и, если будет трудно, отталкивайся от этого.

Не заводи фальшивых друзей, чтобы казаться более популярным. Такие друзья – только до окончания школы. Настоящие друзья – навсегда.

Если ты сейчас в возрасте 9-17 лет и не можешь самостоятельно бороться с неуверенностью в себе, ты можешь пройти тренинг по абонементу на 3 месяца или пройти курс на месяц для подростков по развитию уверенности.

Здесь ты научишься адекватно оценивать себя, воспитывать в себе уверенность и понимать себя.

Комплексы у подростков

Вместе с неуверенностью в себе всегда приходят комплексы, связанные с телом, внешностью. А в подростковом возрасте тело меняется , становится другим. И часто возникает чувство что “что-то не так”, желание спрятаться, убежать. Недовольство внешностью – очень частая проблема у подростков.

Комплекс – установка в бессознательном. Человеку не нравится какая-либо вещь в себе, он постоянно переживает по этому поводу, боится быть осмеянным. Но чаще всего этой вещи никто не замечает.

Комплексы есть у всех: и у подростков, и у взрослых людей. Надо учиться от них избавляться, но при этом все ещё трезво оценивать себя.

Бывает страшно не оправдать чужие ожидания, и часто кажется, что ты хуже всех. Есть много примеров, и Вы, скорее всего, сталкивались с ними в реальной жизни.

“Мои родители хотят, чтобы я стала врачом, как моя сестра. По биологии у меня плохие оценки, зато я прекрасно рисую и хотела бы заниматься этим в будущем.”

“Мама говорит, что я очень талантливая, и обязана поступить на бюджет в университет и выучиться на юриста. Но я не собираюсь поступать в университет, мне хочется заниматься музыкой.”

“Моя старшая сестра – стоматолог. У нее есть муж и скоро будет ребенок. Мама с папой говорят, что я должна быть такой же, как она, но, если честно, это так скучно.”

Подростку приходится пытаться соответствовать чужим ожиданиям. Иногда, люди действительно начинают занимаются тем, чем их родители хотели, чтобы они занимались. Итак, всю жизнь они чувствуют себя несчастливыми.

Тяжело бывает девочкам, которые, насмотревшись сериалов про девушек с “эталонной” внешностью, начитавшись журналов про поп-див, пытаются им подражать, но сталкиваются с тем, что их внешность недостаточно идеальна.

Несладко приходится и мальчикам, от которых ожидают, что они будут сильными при любом раскладе, не будут плакать, всегда помогут девушке, даже если она с минуту назад нахамила ему. Им прописывают быть рыцарями, которые неизвестно где и когда существовали.

На этой почве подростки перестают любить себя и верить в себя. И никакой родитель здесь не поможет, тут нужно учиться бороться с этим самому.

Подростковая застенчивость

Есть два периода застенчивости у детей:

  1. 4-8 лет – мы уже обсудили выше
  2. 12-17 лет – в этом возрасте проблема может проявиться вновь.

Подростковая застенчивость, наверное, самая тяжёлая. Если младший дошкольный-школьный возраст – ещё бессознательный, то подростки очень остро чувствуют, когда ими начинают пользоваться ввиду их застенчивости, но сделать с этим ничего не могут.

Причиной этому бывает то, что подросток начинает углубляться в свои проблемы, пытается проанализировать и понять самого себя. Он закрывается от окружающего мира и, иногда, так даже удобнее.

Позже, когда застенчивость проходит, подросток старается “наверстать”, начинает грубить людям просто без повода. Так что застенчивость плавно перетекает в девиантное поведение, часто агрессию.

Как помочь подростку преодолеть застенчивость?

  • Принимайте подростка таким, какой он есть;
  • Уважайте его желания и цели;
  • Развивайте его независимость и уверенность в себе;
  • Помогите подростку избавиться от кумиров;
  • Напомните ему, что идеальных людей не бывает.

Самое важное в общении с ребенком – быть внимательным.

Нужно следить за изменениями в поведении, за тем, чем занимается Ваше чадо, что он думает о себе. Главное, не привлекать к себе внимания, не нарушать его планы, прививать ему уважение к другим людям и к самому себе.

Неуверенность в себе – вечная история, но если Вы знаете, что делать, как распознать, то это не доставит Вам никаких проблем.

А если вы хотите решить вопрос уверенности под руководисвом опытных ведущих, получить совет и поддержку – запишитесь на наши курсы или позвоните. Всегда рады помочь вам.

Источник: https://tren-kot.ru/stati-po-detskoy-psihologii/razvitiye-uverennosti-v-sebe-u-detey-i-podrostkov/

Застенчивый ребенок – хорошо это или плохо?

Откуда берутся застенчивые дети и как им помочь

13.10.2017  619

Наверное, многие согласятся, что тихий, спокойный и скромный ребенок, который не шумит и не подбивает сверстников на шалости, – мечта всех родителей, а заодно воспитателей в садике и учителей в школе. И действительно, в застенчивости имеется ряд положительных моментов.

· Избирательность в контактах. Это свойство дает возможность ребенку не доверять всем подряд, а позволяет проявить настороженность там, где она необходима. Такой ребенок, скорее всего, не пойдет с чужим «посмотреть на котенка», а друзей будет выбирать очень тщательно.

· Испытывая сложности в общении, ребенок часто находится в стороне от шумных игр – он просто следит за сверстниками, находясь на расстоянии. Это, в свою очередь, развивает наблюдательность.

· Многие дети компенсируют отсутствие полноценного общения самообразованием и саморазвитием. В друзья ребенок выбирает книги, что нередко приводит к успехам в учебе.

· Застенчивые дети к решению какой-либо проблемы подходят обстоятельно, тщательно взвесив, продумав все возможные варианты и выбрав самый подходящий.

Но такое поведение, комфортное для взрослых и иногда весьма полезное для самого ребенка, далеко не всегда является подходящим для малыша: в непривычных ситуациях он испытывает сильный эмоциональный дискомфорт.

Это выражается в неуверенности, тревоге, а порой и в страхе. Застенчивые дети избегают публичных выступлений, их пугает необходимость отвечать на занятиях, а выражать собственное мнение не хватает духу.

Так что же такое застенчивость? Это неловкость, робость и осторожность, которые проявляются у ребенка в присутствии чужих или малознакомых людей.

Эта черта, точнее, состояние психики, часто появляется у детей, имеющих комплексы, неуверенных в себе и своих возможностях.

Такое поведение развивает в ребенке замкнутость, нерешительность и социофобию, которая впоследствии может сильно помешать полноценной жизни.

Откуда берется застенчивость

Известно, что застенчивость не имеет никакой связи с умственными способностями. Однако некоторые ученые предполагают, что важную роль в появлении такого состояния может играть наследственность.

Развитие ребенка с самого рождения находится под управлением взрослых. Именно родители помогают своим детям войти во взрослую жизнь, формируя в них ключевые ценности и установки, черты характера. Зачастую родители, стремясь к собственному комфорту, формируют в детях первые комплексы, приводящие к застенчивости.

Чрезмерный контроль ребенка. Этот стиль воспитания, конечно же, убережет ваш любимый сервиз или шкаф с аккуратно сложенным бельем от чрезмерно любопытного малыша, однако ваш грозный рык «Не прикасайся!» или «Не лезь!» не только отпугнет малыша, но и отобьет у него желание к познанию мира.

Невнимание и отсутствие поддержки со стороны родителей в непростых ситуациях для ребенка, таких как переезд, смена сада/школы, развод родителей и т. д.

Родительские насмешки, а также критика ребенка, особенно при посторонних людях, часто провоцируют в ребенке развитие страха и застенчивости.

Особенности воспитания. Здесь многое зависит от семейных устоев и значимого взрослого, который больше всех уделяет внимание ребенку.

К примеру, бабушка, воспитанная «в лучших традициях» советского времени, когда скромность и застенчивость считались эталоном поведения девочки, будет переносить элементы такого воспитания и на внуков, особенно если родители заняты на работе и не могут полноценно заниматься детьми.

Как помочь застенчивому ребенку

По данным современных исследователей, около 40% детей до семи лет имеют высокий уровень стеснительности.

1. Такие дети больше всего нуждаются в одобрении – чаще хвалите малыша, развивайте в нем уверенность в себе.

2. Не давите на своего сына или дочь, заставляя его или ее играть и знакомиться со сверстниками, если они этого не хочет. Ваша задача – мягко подвести ребенка к решению найти себе друзей. Расскажите о преимуществах дружбы, осторожно познакомьте с другими детьми и побудьте рядом, пока малыш не успокоится и сам не проявит интерес. Круг общения расширяйте постепенно.

3. Позвольте ребенку выворачивать шкафы, предварительно убрав опасные тяжелые предметы, и в целях познания разрешите разбить хотя бы одну чашку. Или, по крайней мере, реагируйте на детские шалости спокойно. Это нормальный этап развития ребенка, и подавлять его не нужно.

4. Придерживайтесь правила «Меньше авторитарности, больше компромиссов». Учитесь договариваться с малышом, а он, в свою очередь, будет учиться у вас дипломатии. Не ломайте ребенка и не подавляйте его.

5. Постарайтесь уделять ребенку больше времени, даже если вы сильно заняты на работе. Помните, что ответственность за детей в первую очередь несут родители.

6. Спортивная секция или кружок по интересам – самое подходящее место для застенчивого ребенка. Занимаясь спортом или любимым делом, ребенок раскрепощается, а в кругу единомышленников становится более уверенным.

7. Не лишайте детей возможности принимать решения самостоятельно. Гиперопека – не самое лучшее средство воспитания, которое могут предложить родители. Особенно этим грешат бабушки. Помните о том, что ребенок будет жить в мире, где ему пригодятся хотя бы базовые навыки самостоятельности.

Для полноценного развития гармоничной личности важно доверие к окружающему миру. Чувство уверенности и защищенности ведет к ощущению личной свободы, помогает возникновению желания экспериментировать и решать нетипичные и творческие задачи.

Светлана Совела

Источник: http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/zastenchivyy-rebenok-khorosho-eto-ili-plokho/

Источник: https://admmegion.ru/news/328850/

Логопедический центр «Людмила» :: Застенчивость

Откуда берутся застенчивые дети и как им помочь

 » Полезные советы» Коррекционные методики» Тревожность» Застенчивость

Застенчивость

К детской застенчивости у родителей часто двойственное отношение. С одной стороны, эта черта в ребенке умиляет. К тому же можно быть уверенным, что застенчивый ребенок не выкинет неожиданно какую-нибудь штуку. Стало быть, и краснеть за него не приходится.

И все же нередко родители сокрушаются: каково будет такому стеснительному во взрослой жизни, где умение расталкивать других локтями — чуть ли не гарантия успеха.

Как относиться к этой черте и чем помочь застенчивому сыну или дочке?
Все застенчивые люди похожи друг на друга (и дети в том числе). Они испытывают одни и те же чувства в общении с другими людьми: скованность, неловкость, боязнь начать или поддержать разговор.

Эти чувства особенно усиливаются, если они попадают в неожиданную ситуацию общения, в незнакомое общество или в большую компанию.

Застенчивый человек убежден, что все внимание окружающих направлено только на него. И что это внимание обязательно негативное.

Что окружающие критически оценивают его внешность и поведение, видят все его недостатки и т. д.

Стеснительные люди гораздо чаще других испытывают отрицательные эмоции — и когда находятся в реальной ситуации общения, и когда думают о ней. Им свойственно постоянное ожидание неудач, неуверенность в себе.

И все же у разных людей застенчивость может проявляться в разной степени. От легкого замешательства при встрече с незнакомыми людьми до полного отказа от контактов. Кроме того, стеснительность свойственна многим детям в определенные периоды их жизни. Впрочем, как и взрослым. Но не у всех детей она становится устойчивой чертой личности.

Откуда берется застенчивость?

Кажется вполне правдоподобным мнение, что эта черта личности наследуется. Никого не удивляет, если у стеснительных и малообщительных родителей и ребенок ведет себя примерно так же.

Но ведь в семье может быть и несколько детей. И не все они ведут себя одинаково. Нередко младший ребенок гораздо более раскован и уверен в общении с незнакомцами. Объяснение довольно логичное: с первым ребенком родители постоянно напряжены и озабочены.

С появлением второго они чувствуют себя намного увереннее, меньше ограничивают и контролируют его поведение. Вдобавок младший ребенок практически постоянно находится в ситуации соревнования со старшим. Тот и знает, и умеет больше, и сильнее его (до поры до времени).

Вот и приходится приспосабливаться: обращаться за поддержкой и сочувствием к взрослым, иногда хитрить и т. д.

Психоаналитики полагают, что застенчивость формируется в результате психической травмы, полученной ребенком в какой-то ситуации общения.

Скорее всего, эта черта может определяться всеми тремя факторами (и наследственностью, и старшинством, и психической травмой). Но у конкретного ребенка какая-то из причин все-таки преобладает.

Застенчивый или нет?

Поведение некоторых детей внешне напоминает поведение застенчивых, но сами они таковыми не являются.

 — Есть дети малообщительные, но не испытывающие при этом дискомфорта. Они вполне самодостаточны, им не требуется помощь окружающих.

 — Бывает, что за застенчивым поведением скрывается стремление занять лидерскую позицию среди других детей. А подходящих качеств для этого пока и не хватает. Встретившись с проблемами, такой ребенок может отказаться от контактов («Мне это не нужно, неинтересно»).

 — У некоторых детей отказ от общения — это средство самоутверждения, стремления показать свою власть над другими. «Хочу — разговариваю, не захочу — не буду!» Понятно, что в таком случае нужно не помогать ребенку вступать в контакт, а избавлять его от высокомерия и капризности.

 — Трудности в общении могут быть вызваны недостаточным развитием у ребенка речи, мышления; ему трудно познакомиться, поддерживать разговор и т. п.

Помогут специальные занятия, направленные и на развитие речи, и на обучение навыкам общения.

Что могут сделать родители для профилактики застенчивости?

 — Меньше тревожиться по поводу возможных неприятностей и несчастий. Нередко беспокойство за ребенка заставляет родителей контролировать каждый его шаг. Он постоянно находится в окружении взрослых, не имеет опыта выбора и самостоятельного налаживания контактов.

 — Стараться настраивать ребенка на успех в больших и малых делах. Не подчеркивать постоянно его слабость или неумение («Ты еще мал», «У тебя это не получится»).

 — У него должна быть возможность свободно выражать свои чувства и потребности. Родители постоянно стыдят, слишком озабочены тем, что скажут о поведении ребенка окружающие. Не удивительно, что он и во взрослой жизни будет излишне зависеть от этих оценок.

 — Конечно, ребенку нужно видеть, что его близкие получают удовольствие от общения и с ним самим, и с другими людьми. Больше контактов с детьми и взрослыми разного возраста, в разных ситуациях — лучшая профилактика застенчивости. Это могут быть общие праздники, спорт, туризм, театральная студия и многое другое.

Если все же ребенок растет застенчивым, как ему помочь?

 — Не высказывайте ему свою тревогу по поводу этой черты и тем более не упрекайте ребенка. Не ставьте в пример других детей. Не обещайте ему всевозможные затруднения из-за застенчивости в будущем.

 — Не выделяйте застенчивость как главную черту своего ребенка. Лучше подчеркивайте в разговорах с ним и с другими людьми его сильные стороны. Например, деликатность, способность понимать чувства других, сдержанность, осторожность и т.д.

 — В ситуации явного отказа от общего разговора или игры не стыдите и не принуждайте. Попробуйте просто описать его чувства в данный момент: «Похоже, что тебе сейчас не хочется играть (разговаривать, бегать и т. д.)».

 — Старайтесь сами проявлять активность в общении. Побуждайте ребенка дома больше разговаривать.

 — Будьте рядом, когда вокруг много незнакомых людей. Не заставляйте сына или дочь попадать в неприятные для них ситуации. Но понятно, что не следует и излишне опекать ребенка.

 — Предоставляйте на выбор разнообразные занятия. Заметив успешность ребенка в каком-то деле, подскажите, как он может использовать свои новые знания или умения в общении с другими ребятами. Ведь нередко застенчивый ребенок считает себя неинтересным для других людей.

 — Расскажите учителям или воспитателям об особенностях ребенка в контактах с другими детьми и о его сильных сторонах. Попросите дать ему возможность проявить свои способности и умения.

 — Если в жизни ребенка предстоят большие изменения, помогите ему с наименьшими потерями приспособиться к новой обстановке и людям. Например, побывайте с ним заранее в новой школе или классе, познакомьте с учителями и ребятами. Проиграйте с ним возможные ситуации — что он может увидеть, услышать, что ответить.

 — Поделитесь с сыном или дочерью собственным опытом. Многие люди в своей жизни попадали в затруднительные ситуации общения и, тем не менее, находили выход. Убедите, что окружающие вовсе не заняты исключительно его персоной, а гораздо больше озабочены собственными делами.

 — Лучшее средство меньше думать о своих проблемах и трудностях — помочь другому. Важно изменить знак постоянных переживаний застенчивого ребенка с отрицательного на положительный. Поможет общение с четвероногими друзьями. Не исключено, что ежедневные прогулки со своим питомцем расширят круг приятных знакомств — например, с другими владельцами собак.

Источник: http://www.log-center.ru/hints/korrekcionnie_metodiki/trevoznost/zasten/

Презентация для родителей: «Застенчивый ребёнок»

Откуда берутся застенчивые дети и как им помочь

Ольга Куправа
Презентация для родителей: «Застенчивый ребёнок».

Уважаемые родители!

[/b]

Это пособие поможет Вам получить полезную информацию о застенчивости ребёнка.

Согласно исследования учёных около 42% детей от 3до7 лет являются застенчивыми. Как же раскрепостить ребёнка, не нанося при этом удар по его несформировавшейся детской психике?

Для начала выясним, откуда берется застенчивость в детях.

Кто-то из деток более застенчив из-за мягкости своего характера, стеснительности, чувствительности. Кому-то повезло меньше, и причина застенчивости в психологической травме, стрессе — например, конфликтов в семье, которые ребёнок постоянно наблюдает.

С большой долей вероятности  ребёнок станет застенчивым, если в семье царят принципы строгого воспитания, и жёсткой критики за малейшую оплошность.

Родители, учитесь терпению, будьте заботливы, проявляйте любовь к ребёнку! Слишком чопорные, суровые родители в детстве – это огромный стресс для психики ребёнка, и как следствие испорченные нервы у повзрослевшего человека.

1. Жесткий контроль со стороны семьи.

[/b]

Если в семье ребенок является объектом постоянного контроля – обычно из него вырастает забитый, беспомощный «тихоня». Если любое проявление его активности и любознательности одергивается фразами: «Не трогай», «Не ходи туда», «Не делай так», «Сиди смирно» – то, конечно, все зачатки самостоятельности в нем стремительно тают.

В такой ситуации необходимо усмирить свои «командирские наклонности» и начать следовать принципу: «Если нельзя, но очень хочется – то можно!» Ребенок хочет рисовать на обоях? Пусть рисует, но не на наклеенных, а на старом рулоне.

Дитятко желает бегать по лужам? Пусть наденет резиновые сапоги и непромокаемую одежду – и вперед! Подумайте сами: если требовать от ребенка идеального послушания – разве можно его потом упрекать в безынициативности, застенчивости и робости?

2. Наследственность:

[/b]

Если родители малообщительны, а в семье принято «бояться людей» и стремиться ограждать себя и малыша от всех мировых неприятностей – неудивительно, что ребенок вырастет таким же замкнутым. Кроме того, такие родители склонны обвинять весь мир в том, что он настроен недоброжелательно к их ребенку. Конечно, в итоге у малыша будет боязнь всех и вся! 

3. Родители-активисты.

[/b]

Другая крайность родительского воспитания – это излишне активные и коммуникабельные родители, у которых в доме всегда много гостей и которые легко заводят новые знакомства.

Конечно же, они просто не могут понять, как их ребенок может быть не таким, как они.

И раскрепощают такие родители свое чадо весьма прямолинейно: записывают на курсы актерского мастерства, в балетную школу, заставляют на каждой встрече друзей (коих может быть до 5 в неделю) рассказывать стихи, петь и плясать.

В этом случае родителям стоит поумерить свои амбиции и признать право ребенка на индивидуальные черты характера. А вместо курсов актерского мастерства лучше записать его в кружок по кройке и шитью, вязанию, спортивную секцию и т. д.  

В этом случае родители должны пересилить себя и свой страх за «дитятко» – и позволить ему кататься на велосипеде, ходить на представления, общаться с детьми, приводить их в гости. Если будет совсем тяжело – валерьянка всегда придет на помощь!

4. Интеллигентная среда.

[/b]

Если Ваш ребенок – стандартная иллюстрация «ботаника-очкарика с книжкой под мышкой» в курточке «из натуральных материалов», а воспитанием его занимается в основном бабушка – то неудивительно, что он застенчив. Наверняка, дома ему прививают утонченную культуру, привычку носить все «натуральное и качественное немаркого цвета», а не синтетические «попугайские наряды».

Чтобы сделать Вашего малыша счастливым, Вам необходимо изменить некоторым своим установкам.

Например, нужно внушить ребенку, что есть много мнений, а не единственное правильное мнение мамы или бабушки: «Да, Петя ходит в яркой китайской синтетической футболке, а ты надеваешь серую хлопчатобумажную. И то, и другое хорошо и красиво».

Но все-таки, желательно сделать так, чтобы ребенок не сильно выбивался из общества сверстников. Поэтому, может быть, покупка чего-то вредного, но такого заманчивого, не будет трагедией?

5. Пережитый стресс.

[/b]

Бывает и так, что застенчивость ребенка является естественной реакцией на пережитый в жизни стресс: переезд и переход в другой детский сад или школу, где малыша начали публично унижать, неудачи во взаимоотношениях со сверстниками, развод родителей или травля в школе.

Помочь такому ребенку можно только разговорами и постепенным выведением из него последствий стресса. Возможно, что появится необходимость обратиться к психологу.

Повышайте самооценку ребёнка

Дайте понять вашему малышу, что люди вокруг него получают огромное удовольствие при общении с ним. Ведь застенчивость идёт и от неуверенности в себе. Старайтесь вовлечь ребёнка в различные семейные празднования, но незаметно для него.

 Толь не надо делать акцент на его участии: «Ох, Петечка сейчас будет петь нам песенку!» — ведь тогда Петя испугается, и краснея побежит прятаться от вас и всех собравшихся на празднике.

Вместо этого похвалите вашего ребёнка после выступления (пусть даже в сторонке и шёпотом): «Ты у меня такой умничка! Так хорошо спел!» Желательно, чтобы его так похвалили остальные взрослые.

Обыгрывайте ситуацию так, чтобы ребёнок чувствовал себя нужным, важным.

«Какие же эти пуговицы вредины, не хотят застёгиваться и все тут! Но ничего страшного, со временем они станут дрессированными, и будут послушными!»

«Ты у меня такая умница, помогла маме вытирать пыль! Такая хозяйственная! Я бы без тебя не справилась!».

Все новое и непривычное –  постепенно.

[/b]

Застенчивые дети с трудом и болезненно переносят перемены в жизни.  

Будет просто замечательно, если к вам в гости смогут приходить знакомые детки. У себя дома ваш малыш будет более уверен в себе,  а общение совместно с вами будет даваться легче.

Обязательно приучайте ребёнка к насыщенной общественной жизни, главное постепенно! Посещайте с ним театр (детские спектакли, выставки.  

Не ругайте, не критикуйте – лучше аккуратно, мягко объясните, что не так и как должно быть, почему он сделал неправильно и как надо делать.

Не делайте все за ребёнка – учите его самостоятельности.

Расширяйте постепенно его круг общения. Учите ребёнка выходить в общество с удовольствием, и чувствовать себя комфортно.

И, поверьте, у вас все получиться! Успехов вам!

Чтобы ребенок не вырос застенчивым, родителям необходимо:

[/b]

Меньше тревожиться по поводу всевозможных неприятностей и несчастий. Нередко беспокойство за ребенка

заставляет родителей контролировать каждый его шаг. Такой ребенок постоянно находится в окружении взрослых,

не имеет опыта выбора и самостоятельного налаживания контактов.

Стараться настраивать ребенка на успех в больших и малых делах. Ни в коем случае не подчеркивать его слабостей

или отсутствие умений и навыков: «ты еще маленький», «ты сам не справишься», «у тебя все равно ничего не

получится».

Хвалить ребёнка за достижения, укреплять его уверенность в себе.

Не оставлять без внимания любые усилия ребёнка по преодолению

неуверенности в себе.

Быть рядом с ребенком, если он в этом нуждается.

Давать ребенку возможность свободно выражать свои чувства.

Высказывать ребенку удовлетворение от общения с ним и поощрять его

контакты с другими людьми. Общение с детьми и взрослыми разного возраста

и в разных ситуациях способствует развитию навыков общения и служит

профилактикой застенчивости. Необходимо использовать любые возможности

для создания условий, в которых ребенок может получить новый опыт

общения: праздники, спорт, туризм, кружки и т. п.

Игры на коррекцию застенчивости :

Игра «путаница»

[/b]

Все участники встают со своих мест и, закрыв глаза, идут навстречу друг другу до тех пор, пока все не собьются в

плотную группу. Затем каждый участник на ощупь берет руку другого (не соседа) и все оказываются держащими друг

друга за руки (свободных рук, естественно, не должно остаться). Теперь, не отпуская рук, нужно распутаться и

образовать большой круг.

Дополнение: можно назначить одного из участников «руководителем распутывания». Он будет давать указания. Имеет

смысл выбрать малоактивного ребенка для того, чтобы дать ему возможность проявить себя.

“Мяч в кругу”

[/b]

Участники игры – взрослые и дети – встают в круг и бросают друг другу мяч.

Условие: прежде, чем бросить мяч, тот, кто держит его в руках, должен посмотреть в глаза тому, кому он собирается его бросить, и сказать любое слово, пришедшее в голову, например, “держи”, “поймай”, “на”, “зайчик”. Для старших детей можно усложнить игру, попросив называть только цвета или предметы одежды, мебель, посуду.

Пять советов, как помочь детям преодолеть застенчивость:

[/b]

u000b1. Поощряйте контакт взглядом. Разговаривая с ребенком, повторяйте: “Посмотри на меня”, “Посмотри мне в глаза” или “Я хочу увидеть твои глаза”. В результате сознательного закрепления этого навыка и регулярного построения соответствующих моделей поведения ваш ребенок вскоре станет смотреть в глаза собеседнику.

u000b2. Научите ребенка начинать и заканчивать разговор. Составьте вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными группами людей, например, что он мог бы сказать знакомому человеку; взрослому, с которым он раньше не встречался; приятелю, с которым он не виделся некоторое время; новому ученику в классе; ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке.

3. Отрабатывайте поведение в тех или иных социальных ситуациях. Подготавливайте ребенка к предстоящему событию – рассказывайте о предстоящей встрече гостей и подготовке к празднику. Затем помогите ему потренироваться, как поздороваться с гостями, как вести себя за столом, о чем говорить и даже как элегантно попрощаться

4. Тренировка навыков общения с младшими детьми.   Сводить застенчивых детей старшего возраста с младшими – братом или сестрой, двоюродными родственниками, соседским ребенком или ребенком ваших друзей – для непродолжительных игр.

5. Создавайте условия для игр в паре. В этом случае ваш ребенок приглашает одного из своих приятелей провести с ним вдвоем пару часов, чтобы лучше узнать друг друга и попрактиковаться в навыках завязывать дружбу. Предложите детям легкую закуску и постарайтесь свести вмешательство к минимуму; присутствие братьев и сестер должно быть исключено, телевизор не должен входить в перечень игр.

https://www.youtube.com/watch?v=Pz2yVLxOFVg

Вы должны помнить, что родители играют главную роль в жизни своих детей. И вы реально можете помочь малышу преодолеть застенчивость или хотя бы сгладить её проявления, хотя это долгий процесс.  u000bЖелаю Вам удачи!

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-dlja-roditelei-zastenchivyi-reb-nok.html

Застенчивый ребенок: что делать родителям? Как помочь ребенку справиться с застенчивостью?

Откуда берутся застенчивые дети и как им помочь
Чрезмерная застенчивость говорит о том, что у ребенка занижена самооценка. И хотя он этого не осознает, зато прекрасно чувствует. Помощь такому малышу состоит в том, чтобы повысить уверенность в собственных действиях и поступках. И здесь главным принципом будет — не навреди! Неправильно подобранные слова и методы лишь усугубят ситуацию.

Стоит ли обращать внимание?

С одной стороны, скромность придает девочке очарования. Застенчивого парнишку не назовешь надоедливым, настырным или наглым. Это отзывчивые и доброжелательные люди, всегда выслушают, придут на помощь. Из скромных девчушек и парней выходят верные друзья.

С другой стороны, это может быть бедой, когда ребенок не способен нормально общаться с детьми, играть с ними, заводить друзей. Его пугают новые люди и обстановка. Малыш переживает, но ничего поделать с собой не может. Эти небольшие проблемы в будущем перерастают в огромные.

Застенчивые люди часто остаются одинокими, им трудно найти вторую половину и создать семью. Из-за своей робости и скованности они незаметны и неуспешны. Человек социальное существо. Он не может жить вне общества. И обязанность взрослых — помочь такому ребенку.

То есть научить взаимодействовать с людьми. И лучше начать это делать в раннем детстве.

Психология: Застенчивые дети

Застенчивость, нерешительность в современной жизни, если не недостаток, то уж точно свойство характера, которое мешает во многом. Откуда в детях берётся излишняя застенчивость, и чем мы можем ребёнку помочь?

Признаки застенчивости

Застенчивого ребенка легко выделить из толпы. В гостях он не отходит от мамы, прячется за ее спину, молчалив. Там где все дети играют, этот малыш тихонько сидит в сторонке и грустно наблюдает.

  • Общие признаки. Учащенный пульс, напряжение в мышцах, обильное потоотделение, яркий румянец — первые симптомы. Они сковывают малыша, не дают ему расслабиться. В результате ребенок чувствует сильный дискомфорт. К этому присоединяется тихий голос, чрезмерное волнение, если на него обратили внимание. Малыш осторожничает в действиях. Ему проще вообще не делать, чтобы оставаться незаметным.
  • Самокритичность. Такие дети излишне требовательны к собственной персоне. Считают себя хуже других, неполноценными. Это касается как внешности, так и поведения. В результате комплексов еще больше отдаляются от людей.
  • Замкнутость. Закрытые дети в любом коллективе. Вытянуть на разговор или вовлечь в общественную деятельность их тяжело. На вопросы они стараются отмалчиваться, веселым играм предпочитают одиночество.
  • Стеснительность. Любой ребенок будет рад, когда его хвалят, но только не этот малыш. Ему легче оставаться в тени, чем получить порцию небольшого внимания. Публичная похвала для него — это стресс.
  • Пугливость. Страх новизны и публики. Новые люди, места, любая незнакомая ситуация. Малыш старается уйти от нее, спрятаться. Он чувствует себя спокойно только в привычной обстановке.
  • Нерешительность. Такому ребенку тяжело принимать решения. Он чувствует неуверенность в собственных поступках и мыслях. Его терзают сомнения: правильно он делает или нет. Даже небольшие задачи вызывают огромные затруднения.
  • Нарушение речи. Эти дети в обычной жизни малообщительны, с незнакомыми людьми не разговаривают — стесняются. Выступление на публике им противопоказаны. Страх и тревога могут привести к заиканию, запинанию в речи.

Откуда появляется застенчивость?

Чтобы помочь ребенку побороть излишнюю скромность и неуверенность, нужно знать причину ее происхождения. Порой, устранив источник, исчезает и сама проблема.

  • Наследственность. Если в роду близкие родственники, включая и родителей, страдали застенчивостью, кроха мог унаследовать это качество.
  • В силу темперамента. Флегматики и меланхолики от природы склонны к застенчивости. Этим типам темперамента также свойственно интровертность. То есть они ориентированы не на внешнее общение с окружающими людьми, а на свой внутренний мир.
  • Пример родителей. Дети учатся взаимодействовать с социумом, повторяя поведение взрослых. Если в семье кто-либо из родных обладает данным качеством, ребенок мог скопировать его.
  • Воспитание. Порой родители сами того не подозревая, воспитывают в малыше застенчивость. Критика, частые наказания, запреты без объяснения формируют определенное поведение ребенка. Он старается соответствовать ожиданиям взрослых.
  • Жестокость. Когда в семье неблагополучная ситуация, присутствует психологическое давление, тирания или рукоприкладство, малыш закрывается, растет пугливым и зажатым.
  • Длительная изоляция. Другими словами, отсутствие опыта. Такое встречается, когда ребенок часто болеет и сидит на домашнем режиме. Причиной может быть закрытая внутрисемейная политика семьи. Родители мало уделяли времени на общение малыша с другими детками.
  • Гиперопека. Как вид особой (намеренной) изоляции. Это чрезмерная опека родными и близкими над ребенком. Встречается у излишне тревожных и мнительных родителей. Опасаясь за здоровье малыша, или, что его могут обидеть, взрослые намеренно не допускают контакта с посторонними. Для родителей страдающих гиперопекой характерно держать детей в «домашнем заточении».

Как помочь ребенку?

Самостоятельно малыш с этой задачей не справится. И в будущем маленькая проблема может перерасти в большую трагедию. Что делать родителям?

  • Хвалите. Подбадривайте и поощряйте ребенка словесно: «У тебя все получится!», «Ты у меня такой умница!», «Я горжусь тобой!». Делайте это как можно чаще. Когда малыш чувствует поддержку любящих родителей, это придает уверенности.
  • Демонстрируйте, насколько он важен. Спрашивайте мнение ребенка по тому или иному вопросу. При выборе одежды, каких-либо покупок для дома, сюрприза для папы, бабушки. Пусть малыш чувствует, что с ним считаются, что его мнение важно. Таким образом растет детская самооценка.
  • Покажите, что взрослые тоже ошибаются. И в этом нет ничего страшного. Родительский авторитет имеет большое значение для малыша. Видя, что даже взрослые совершают промахи, ребенок будет иначе относиться к собственным неудачам. Учите его не зацикливаться на ошибках, а стараться их исправлять.
  • Тренируйтесь играючи. Дети примеряют социальные роли через игру. Оттачивайте навыки взаимодействия с социумом в сюжетных играх: «В гости», «В поликлинике», «Автобус», «Игрушки идут в детский сад». Ребенок без страха и тревоги может попробовать себя в любом образе. Здесь можно порепетировать употребление вежливых слов, как правильно знакомиться, правилам поведения в общественных местах и другое.
  • Давайте поручения. Несложные задания, которые малыш может выполнить самостоятельно. Начните с самых простых: дать денежку продавцу на кассе, передать вещь взрослому, помочь собрать необходимые продукты в магазине. И обязательно похвалите.
  • Посещайте людные места. Находясь в местах скопления детей, ребенок привыкает находиться в обществе. К тому же он видит образцы поведения других малышей: как общаются, знакомятся, взаимодействуют. Не нужно настаивать играть с детьми, пусть наблюдает. Со временем ему самому станет интересно попробовать. Но бывать в таких местах нужно часто.
  • Приглашайте детей в гости. Ребенок увереннее себя чувствует на своей территории. Тут он хозяин, здесь ему все знакомо. Малышу легче решиться на контакт с людьми в окружении знакомой обстановки и игрушек.

Ошибки родителей

Робкого, скромного ребенка легко ранить. Он закрывается от окружающих, но все слышит и понимает. Иногда близкие и родные сами того не осознавая провоцируют застенчивое его поведение.

  • Стремление переделать ребенка. Взрослые специально создают ситуации, которой малыш боится больше всего. Акцентируют внимание на проблеме, обсуждают вслух, просят рассказать стишок на публику. Для застенчивого крохи это стресс. Эффект будет противоположный ожидаемому. Ребенок еще больше закроется и перестанет доверять родителям.
  • Не обращают внимание. «Он у нас такой!» или «Подрастет, сам изменится!». Игнорировать — тоже ошибка. Ситуация сама не поменяется. Это перерастет в комплекс, с которым он самостоятельно справиться не сможет. Малыш может на всю жизнь остаться застенчивым, одиноким и несчастным.
  • Ожидание быстрого эффекта. Даже соблюдая все правила и предосторожности, не ждите быстрого результата. Ребенку нужно время. В каждом конкретном случае индивидуально. Не стоит форсировать события. Создавайте условия, поощряйте малейшие достижения и его первые самостоятельные попытки. Будьте ребенку другом!

Чего делать нельзя категорически

  • Критиковать.
  • Сравнивать с другими детьми.
  • Стыдить прилюдно.
  • Зацикливать внимание на проблеме.

Многие комплексы людей уходят корнями в детство. Поэтому на плечи родителей ложится ответственность за своевременную помощь маленькому близкому человеку. Чем раньше взрослый обратит внимание и поможет малышу, тем легче и быстрее ребенок перешагнет «застенчивый» этап развития.

Источник: https://vk.com/@mamstudia-zastenchivyi-rebenok-chto-delat-roditelyam-kak-pomoch-rebenk

Для родителей
Добавить комментарий