Переезд: как адаптировать к нему ребенка

Переезд – так ли это просто для ребенка

Переезд: как адаптировать к нему ребенка

Мотивов, чтобы поменять место жительства у взрослых, более чем достаточно: более интересная и выше оплачиваемая работа, стремление дать детям наилучшее образование, желание жить в привлекательном для себя городе и многие другие.

И, как правило, когда на переезд решаются семейные люди, дети неизбежно следуют за родителями.

Легко ли переживают смену места обитания юные переселенцы, с каким трудностями им приходится столкнуться, как им могут помочь в этой ситуации взрослые – будем обсуждать в этой статье.

Кто-то может возразить: «А что тут такого? Тем более, если родители все уже продумали: и комнату для своего чада подготовили и на счет садика или школы позаботились, а друзей можно и на новом месте найти?».

Но на деле все не так просто. Переезд может оказаться сильнейшим стрессом и сказаться самыми неожиданными последствиями.

При этом дошкольники, младшие школьники и подростки могут по-разному реагировать на жизненные изменения.

«Там было все мое!»

Привязанность к тем или иным вещам характерна не только для взрослых.

Для некоторых тревожных детей привычные игрушки, книжки, знакомое расположение предметов в квартире или доме, в которых они живут, символизируют на бессознательном уровне стабильность и безопасность мира.

Новое место, даже будучи лучше и просторнее, невольно нарушает внутреннее равновесие. И поэтому требует освоения и привыкания.

На одном из занятий с пятилетней девочкой, чьи родители недавно переехали в Санкт-Петербург из другого крупного города, психолог предложила нарисовать злость. Ребенок начал рисовать круги, по уточняющим вопросам стало понятно, что это камни от «разрушенного дома».

В ходе работы удалось перевести гнев в сожаление, на символическом уровне построить новое обиталище, при этом в общении с родителями девочка не показывала своих переживаний от смены места жительства и поводом обращения к детскому психологу послужили совсем другие трудности.

К слову сказать, большую часть детских вещей, дорогих сердцу малышки, пришлось оставить.

Даже если ваш ребенок совсем небольшой, посвятите его в свои планы заранее, дайте ему возможность выбрать те вещи, которые он хочет взять с собой. По возможности, сделайте новую комнату или уголок вашего чада похожим на то место, которое было у него раньше.

Дети постарше обращают внимание еще на одно обстоятельство, связанное с местом жительства. Переезжая в более крупный населенный пункт, они лишаются свободы передвижения. Речь, конечно, о школьниках.

Младших не отпускают родители на самостоятельную прогулку, в школу или на кружки, хотя на прежнем месте они ходили везде сами.

Происходит невольное снижение самостоятельности, что может привести к протестным реакциям.

Подростки же, особенно боязливые и мнительные, порой сами отказываются выходить на улицу. Новый город, большие пространства, плохое знание местности, страх потеряться приводят к тому, что дети сами не желают перемещаться самостоятельно, невольно сокращая свои возможности на адаптацию и поддержание той активности, которая им была присуща на прежнем месте.

«Там было все мое! Это была моя улица, моя школа, мой город, там я мог пойти в гости к однокласснику или гулять до темна, и никто мне этого не запрещал! А здесь: туда не ходи, сюда не смей, хоккей пришлось бросить, потому что возить некому. Что я, маленький что ли, чтоб везде с нянькой ходить!» – заявляет 12 летний мальчишка, которого привели на прием родители, уставшие от постоянных конфликтов.

«Хочу, чтобы как раньше…»

Смена места жительства неизбежно ведет за собой и смену детского учреждения, которое посещал ребенок. И это тоже является одной из составляющих стресса, который переживает ребенок при переезде.

Другой садик, другие воспитатели, которые совсем не знают вашего малыша.

Они будут присматриваться к вашему ребенку и, вполне возможно, иначе реагировать на его трудности, по-другому предъявлять требования, по-иному выстраивать с ним отношения.

Необходимость вливаться в новый коллектив детей и одновременно подстраиваться под новых взрослых, – стрессовая ситуация, даже без осложняющих факторов.

Кроме того, сильные эмоциональные переживания, которые испытывает ребенок при переезде, могут дать неожиданные реакции, как будто бы и не связанные с переменой места жительства.

Из письма. «Недавно мы переехали на новое место жительства, и сад пришлось сменить. Ребенка настраивали на то, что теперь у нее будет новый садик, в котором будут новые детки, которые станут ее друзьями (она у нас девочка достаточно общительная), и новые воспитатели.

Настраивала я ее на новый лад заблаговременно (за несколько месяцев), хотя она у меня достаточно адекватный ребенок, но я все-таки волновалась и переживала. Сначала все пошло хорошо, но на пятый день случился конфликт из-за забытого дома сарафана. Дочь очень расстроилась, долго не могла успокоиться и воспитатель строгим голосом сделала замечание.

Увидев вечером папу, ребенок бросился ему на шею, начал умолять забрать ее домой. С тех пор она не хочет ходить в сад. Каждое утро начинается с истерики…»

Чувства, которые испытывает ребенок при переезде, могут быть самыми разными: опасения, что у него не будет друзей, сожаления об оставленных «там» знакомых детях и взрослых, грусть от расставания с любимыми вещами, повышенная напряженность, тревожность, связанные с периодом адаптации.

Иногда это беспокойство, причин которого не может понять сам маленький человек, а если и понимает, не всегда находит того, кому можно выразить все те эмоции, которые его переполняют. И тогда происходит срыв в самом неожиданном месте и самым неожиданным образом.

Иногда это внезапные слезы, иногда – вспышка злости, иногда – просто подавленное состояние и пониженный фон настроения.

Школьникам порой приходится еще тяжелее, так как перемена образовательного учреждения может негативно сказаться на успеваемости.

На сложности подстроиться под требования новых взрослых (учителей) накладываются необходимость адаптироваться в уже сложившемся детском коллективе, разница в программах, а порой – и не оправдавшиеся ожидания от получаемых оценок или отношения новых одноклассников .

Еще одной трудностью может стать невозможность продолжить то увлечение, которое было у ребенка на предыдущем месте жительства. Дзюдо, кружок кройки и шитья, рок-н-рол – любое увлечение может быть очень важным, так как через него ребенок решает важные для него личностные задачи: реализовываться и раскрывать свои способности, чувствовать себя успешным, находить единомышленников.

«Я здесь чужой!»

Переезд неизбежно ведет за собой смену окружения. Очень часто на прежнем месте жительства остаются бабушки и дедушки, по которым сильно скучают малыши, и иногда и младшие школьники.

Часто встречается ситуация, когда именно старшее поколение в наибольшей степени окружало ребенка заботой и вниманием, организуя его досуг, оказывая помощь в подготовке уроков, наполняя положительными эмоциями время между уходом из детского учреждения до прихода родителей.

На новом месте может возникнуть ситуация, когда ребенок будет вынужден дольше находиться в школе или садике, больше предоставлен сам себе.

Иногда бывает и по-другому. Один из родителей начинает больше проводить времени со своим чадом, так как временно не работает, что также ведет к изменению всей системы взаимоотношений в семье, которое иногда бывает на пользу, а иногда – нет.

Кроме того, новый житель большого города вынужден по-новому выстраивать все социальные контакты, на этот факт мы уже обращали внимание выше. Особенно сильно по поводу отношений со сверстниками переживают подростки.

В силу психологических особенностей возраста они просто не способны успешно заниматься учебой, быть социально активными и эмоционально устойчивыми, если их отношения с ровесниками не складываются.

Эта проблема выходит на первый план внутренних переживаний детей, не позволяя им выполнять все те задачи, которые им ставят взрослые.

Гамма эмоций, которые стоят за трудностями адаптациями в новом коллективе, очень широка: от тревоги, что его не примут, ощущения собственной ненужности, неуместности на новом месте до неосознаваемого страха построения близких отношений.

Подросток с одной стороны уже достаточно сознательная личность, чтобы серьезно относиться к друзьям и их выбору, с другой – очень ранимый, болезненно реагирующий на то, что его забывают и постепенно вычеркивают из общения старые друзья.

Субъективно подросток может чувствовать себя очень одиноким, противопоставлять тех, кто остался там, тем, кто есть сейчас, не видеть реальных достоинств новых одноклассников, из-за высокой тревоги воспринимать нейтральное к себе отношение как враждебное, что, конечно, не только не помогает, а, напротив, осложняет создание новых социальных связей.

Ирина, 15 лет, чьи родители восемь месяцев назад переехали из небольшого южного городка в мегаполис, так и не смогла наладить отношения в новом классе.

С прежними друзьями она попыталась сохранить контакт, общаясь через социальные сети, но расстояние сделало свое дело, у них становилось все меньше тем для разговоров. Девушка чувствовала себя преданной. Новые одноклассники отнеслись к ней спокойно, но не спешили принимать ее в своей круг.

Сама Ирина оказалось не готова выстраивать все отношения с нуля, постепенно все ее попытки наладить общение со сверстниками прекратились, она замкнулась в себе, стала хуже учиться, большую часть времени проводила перед телевизором.

Понадобилось полгода работы с психологом, чтобы девушка вновь поверила в свои силы, научилась видеть позитивное в других людях, стала более активной. Личностные изменения повлекли за собой и повышение успеваемости.

Лишаясь возможности в прежнем объеме общаться с теми людьми, которые были очень значимыми «там», ребенок или подросток лишается значительной части поддержки, внимания, безусловного принятия, которые так нужны ему в непростой период адаптации. Поэтому очень важно родителям быть рядом со своим чадом и быть готовым не ругать и критиковать, а понять и прийти в нужный момент на помощь. В случае, когда ситуация выходит из под контроля, лучше обратиться к психологу за консультацией.

Когда стоит обратиться к психологу

Помнить обо всех вышеописанных трудностях необходимо, чтобы вовремя среагировать на то, что происходит с ребенком. Вместе с тем, есть ряд тревожных признаков, когда лучше сразу обратиться за консультацией к специалисту. В нашей практике мы сталкивались с тем, что в связи с переездом у детей возникали следующие сложности:

1. Изменение эмоционального состояния. Немотивированные эмоциональные всплески (слезы, истерики, приступы агрессии) без явных на то причин, когда сила чувств явно не пропорциональны причине их вызвавших. Либо, напротив, подавленное состояние, отсутствие интереса к тем делам и занятиям, которыми раньше ребенок увлекался.

2. Неожиданное ухудшение школьной успеваемости (или же повышенное количество жалоб на поведение) ребенка по сравнению с предыдущим детским учреждением.

3. В течение нескольких месяцев ребенок так и не завел новых друзей, при этом часто вспоминает старых. Сам говорит о том, что с ним не дружат, его обижают и т.п. Ведет себя нехарактерным для него образом. Например, постоянно жалуется или, напротив, сам очень недоброжелателен к другим детям, хотя раньше такого не было.

4. Резко ухудшились отношения дома. Выросло количество конфликтов, ребенок обижается, злиться, нарушает запреты, которые раньше соблюдал и т. п.

5. Появились неврологические расстройства. Например, заикание, тики, энурез и т.д.

6. Ребенка не оторвать от компьютера или телевизора, попытки повлиять на ситуацию, ограничить общение с техникой не ведут к улучшению ситуацию.

Любой из этих симптомов является достаточным поводом для возникновения беспокойства у родителей и обращения за помощью к детскому психологу. Конечно, они могут возникнуть из-за других причин, не только переезд может спровоцировать их появление. Однако, необходимо помнить, что смена места жительства – сильный стресс для ребенка, требующий от него активизации всех психологических ресурсов, который может привести к нежелательным изменениям в поведении и эмоциональном состоянии вашего чада.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.

Источник: https://fidem.spb.ru/detskiy-psyholog/pereezd-dlya-rebenka/

Переезд. Малыш и смена окружающего мира

Переезд: как адаптировать к нему ребенка

Администрация
01.09.2008
: 0 0 Комментариев: 2

Считалка.

Агирре Мирта       
Раз-два, раз-два, раз-два-три,                          
Вслед за мною говори:                                      
В понедельник, вторник, среду                         
В гости к бабушке поеду,                                  
А в четверг и пятницу                       
Дрожки к дому катятся,                     
За субботой воскресенье,                   
В этот день пекут печенье!               
Раз-два, раз-два, раз-два-три,                            
Всю считалку повтори.                                      
                                    

            Под переездом мы, взрослые, понимаем предстоящее изменение места жительства. Переезд – это всегда, что-то масштабное, связанное с оформлением документов и перевозом вещей.

            Для маленького ребенка любая длительная смена окружающей обстановки – это тоже переезд: поездка на неделю в деревню, на пару недель на дачу или на лето к бабушке.

Возвращаясь домой, ребенок как бы оказывается в новом мире, к которому ему снова надо привыкнуть, правда, благодаря любимым игрушкам и знакомым предметам интерьера, адаптация происходит значительно быстрее.

            Восприятие ребенком переезда зависит от ряда причин: возраста, характера, воспитания ребенка и отношения самих взрослых к переезду…

Например, для годовалого малыша недельная поездка – это длительная смена обстановки, иногда ребенку как раз требуется 5-7 дней для адаптации к новому окружающему миру. С другой стороны, в этом возрасте у ребенка тесная связь с мамой, поэтому если мама будет постоянно рядом с малышом, ребенок легко перенесет такую поездку.

            Сталкивалась я и с таким мнением о переезде с ребенком: «Все дети разные.

Может для какого-то ребенка смена места жительства – это просто приключение, а наш тяжело это переживет, он еще слишком маленький и мы пока не можем менять привычную для него обстановку». Я такую позицию не разделяю, т.к.

считаю, что все дети одинаково переживают смену обстановки, и нет детей, для которых переезд только «во благо», и детей для которых переезд только «во вред».

Во-первых. Даже самый «домашний» ребенок переживает за свое детство множество переездов: поездки на дачу и в гости к бабушке.

Во-вторых. Если ребенок замкнут и флегматичен, долго привыкает к новым людям, это не значит, что смена окружающей обстановке дастся ему тяжело. К тому же опыт таких перемен в детстве важен, во взрослой жизни таким детям будет легче привыкать к изменениям в жизни.

В-третьих. Любой переезд – это перемена в жизни: новые люди, новые знания и новые впечатления. За несколько дней переезда дети часто взрослеют и меняются на глазах.

            Иногда «домашние тихони, не любящие перемен» переживают переезд даже проще, чем любопытные непоседы, ищущие приключений. Общительные эмоциональные дети радуются переменам, но быстро перевозбуждаются, поэтому зачастую в первые дни они плохо засыпают и просыпаются среди ночи. У таких детей может проявляться агрессивность, плаксивость.

            Дети легче переживают переезд, если им есть с кем поиграть и с кем поговорить, если они не остаются одни и им достаточно уделяется внимания. Такая ситуация возможна, если:

– в семье несколько детей с небольшой разницей в возрасте;

– не меняется привычный образ жизни и у родителей достаточно времени, которое они могут уделить ребенку;

– на новом месте ребенок будет окружен вниманием родственников и друзей – знакомых ему взрослых, с которыми ребенок легко вступает в контакт.

            Важно, какой бы переезд не предстоял ребенку: поездка на отдых или изменение постоянного места жительства, чтобы ребенок видел положительный настрой взрослых, знал заранее о предстоящих изменениях и готовился к ним.

            Так, ребенок может решить, какие игрушки он возьмет с собой на море или помогать маме, упаковывать свои вещи и игрушки для перевозки на новую квартиру. Ребенку можно предложить самому нести рюкзачок с любимыми игрушками.

Родители должны заранее рассказывать о предстоящих изменениях и о положительных моментах, которые произойдут в жизни ребенка. Так, на море вся семья будет вместе, целыми днями можно будет загорать, купаться и играть.

В новой квартире у ребенка может появиться первая своя комната, или рядом будет бабушка, или парк, или малыша ждут другие приятные изменения.

            Для самых маленьких важно, чтобы мама была рядом и чтобы они тоже чувствовали себя полноправными участниками процесса. Даже годовалому – полуторагодовалому малышу хочется потормошить большие сумки и посуетиться рядом со взрослыми, складывая или наоборот вынимая собранные вещи.

            Если вам предстоит большой переезд, желаю, прежде всего, терпения и уравновешенности. Пережить спокойно большие изменения сложно даже взрослым, именно поэтому важен родительский настрой для легкого восприятия нового места жительства детьми. 

автор Агрова Анна

сентябрь 2008

« ПредыдущаяСледующая »

Источник: http://www.mamainfo.ru/kniga/rebenok/pereezd_malyish_i_smena_okrujayuschego_mira.html

Я переезжаю в другой город и меняю школу

Переезд: как адаптировать к нему ребенка

Переезд – это слово вызывает множество эмоций и переживаний как хороших, так и плохих. И это относится не только ко взрослым, но и к детям.

Многие считают, что в детстве и юности такие перемены не тревожат. Но к сожалению это не так. Не редко комплексы связанные с неудачной адаптацией в новом городе или школе глобально влияют на дальнейшую жизнь человека.

Каждый ребёнок является по своей сути консервативен. Известие о переезде для детей это новость из разряда «Как снег на голову». Ребёнок подвержен таким же страхам, как и взрослый человек. И чем старше ребёнок, тем больше страхов.

  • Страх перед неизведанным.
  • Боязнь нового не знакомого места и незнакомых людей.
  • Грустное расставание с родственниками и друзьями.
  • Дети могут злиться на взрослых из-за сложившейся ситуации.
  • Новый детский сад, новая школа, спортивная секция или так далее.

Всё это нужно учитывать и ни в коем случаи не пускать на самотёк. Иначе этот «снежный ком» будет преследовать вашего сына или дочь всю жизнь. То есть смена работы, места жительства будут повергать в шоковое состояние, и адаптация на новом месте проходить в сложной стрессовой ситуации.

Разговор с родителями

К этой беседе нужно подходить за некоторое время до переезда. В идеале за 1-3 месяца. И вот с чего начать.

Нужно объяснить необходимость и неизбежность смены места жительства. Мама или папа будет работать в другом месте, где будет получать больше денег. Или папа получает новое звание и поэтому им нужно переехать. Наша квартира маленькая, тебе мало место играть, а в новой квартире будет больше места для всех твоих игрушек и самых весёлых игр.

А можно начать издалека, например, на прогулке или другом удобном случаи заводить разговор о других городах, делая акцент, что там может быть лучше. И через некоторое время преподнести новость о переезде.

Расскажите ребёнку о новом городе, его парках, знаменательных местах и других достоинствах. Составьте план посещений и расскажите, как вам будет там весело.

Если вы видите, что вашего сына или дочь этот разговор тревожит, расспросите его об этом. И уже основываясь на полученной информации, продолжайте разговор.

Успокойте, дайте ему понять, что он не одинок в своих страхах, вы всегда рядом и прейдете ему на помощь.

Читать далее:  Когда нужно разводиться

И самое главное скажите, что он справится с этим, и вы сможете им гордиться.Если ваш ребёнок школьного возраста можно и нужно обратиться к школьному психологу. Он проведёт диагностику, расскажет о сильных и слабых чертах его характера. А так же посоветует как облегчить процесс адаптации в новой школе.

Новое место «детского обитания»

Очень важно создать ребёнку комфортное пространство. Это касается всех аспектов вашей жизни.

Режим дня для детей любого возраста нужно максимально оставить прежним. Так же не следует менять традиции, принятые на старом месте. Например, чтение перед сном, утреннее катание на папиной спите и так далее. Все семейные мероприятия не должны откладываться в связи с переездом на новое место. Они могут измениться, но не устраниться.

Обустройство новой комнаты или собственного уголка ребёнка должен согласоваться с ребёнком любого возраста. Не лишним будет внести в новый интерьер чего-либо из старой жизни. Например, мебель, обои и так далее. Это очень актуально для деток младшего возраста.

Не забывайте находить плюсы в вашем новом месте и обращать на них внимание ребёнка.

Новая жизнь новые знакомства

Эта фраза должна стать главной при смене места жительства. И как можно радужнее её нужно преподнести ребёнку.

Если в школе вашу дочь или сына кто-то обижал, или был нелюбимый учитель, акцентируйте, что на новом месте его не будет. А в новый школе, его ждут увлекательные знакомства.

А в новом детском саду во дворе живёт волшебная белка или бурундук, который весной собирает каштаны или листья в большую кучу. И выйдя во двор садика, на территории группы вашего ребёнка соберите каштаны или листья. Только воспитателя не забудьте предупредить. Так же во многих садах имеются психологи, к которым можно обратиться за помощью. Иногда дети не всё рассказывают своим родителям.

Новая школа

Смена школы в идеальном варианте должна происходить в начале учебного года. Это связанно с тем, что весь класс без исключения привыкает после летних каникул к новому течению жизни. И именно поэтому влиться в коллектив новичку будет значительно легче. Но предварительно нужно сделать следующее:

  • Познакомиться с директором и классным руководителем и психологом заранее. Рассказать о своём ребёнке, о его слабых и сильных чертах. Причём сделать это в радужном свете. Например, такую черту характера как медлительность описать как кропотливое и обстоятельное выполнение задания.
  • Узнать традиции школы, дресс-код, особенности будущего класса (сильный в учёбе, класс разгильдяев или спортсменов.)
  • Взять телефоны родителей, которые легко идут на дружелюбный контакт. Познакомиться с ними и договориться о совместной прогулке. Благодаря этому ваш ребёнок сможет сблизиться со своими одноклассниками до начала учебного года.
  • Да и просто вместе с ребёнком пройтись по коридорам новой школы с ознакомительной экскурсией будет очень хорошо.
  • Первый день он трудный самый.

Итак, настал тот самый важный первый день в новой школе. К этой знаменательной дате нужно подойти очень серьёзно.

  • Полное соответствие формы одежды.
  • Чистый, опрятный с хорошей причёской ребёнок произведёт хорошее впечатление.
  • Ничего не забывать дома, о то получишь «машу растеряю»» в след.
  • Положительный заряд эмоций и уверенность в себе.

Первое впечатление эта основа, на которой будут строиться дальнейшие отношения вашего сына или дочери со своими одноклассниками. И если что-то пойдёт ни так, исправить это конечно же можно, но только это будет сложный и долгий путь.

Тактика вливания в новый класс

Дальнейшая тактика поведения ребёнка зависит от возраста. Для детей в начальной школе можно посоветовать познакомиться и подружиться с соседом по парте. Или найти друга по интересам спорт, танцы, увлечение похожими мобильными играми.

Посоветуйте малышу не ждать в углу пока к нему подойдут, так как этого может не произойти, и в конце концов он всегда будет сидеть один погружённый в свои страдания. Но и сильно притягивать к себе внимание тоже не стоит.

Одноклассникам может не понравится бесконечно говорящий человек.

Надо настроить ребёнка на золотую середину разговора. То есть спрашивать слушать и делать выводы, поддерживая беседу.

Можно даже дома устроить ролевую игру большая перемена.

Читать далее:  Детские ссоры

Для ребёнка средних и старших классов подойдёт тактика подводной лодки. Диалог с одноклассниками вести приветливо, как можно чаще улыбаться (но в уместной ситуации), предлагать свою помощь в решении каких либо проблем.

Избегать резких и грубых слов, поступков. Не спешить критиковать сложившиеся устои в новом коллективе, и не сравнивать с прежней школой. Всё это может негативно повлиять на период адаптации в новом коллективе.

Источник: https://inha.ru/parents/drugoy-gorod/

Адаптация детей к жизни за границей: как минимизировать стресс ребенка при эмиграции

Переезд: как адаптировать к нему ребенка

+T –

Когда у специалистов спрашивают, а в каком возрасте лучше переезжать ребенку, те честно отвечают, что лучшее, если это будет в утробе матери. Но жизнь – штука непредсказуемая, и менять страну приходится с детьми разных возрастов. Как помочь адаптироваться своему чаду на новом месте, знают те, кто уже перенес это испытание.

От нуля до трех – едем с  любимым зайцем

Первые три года ребенка – это время, когда малыши формируют свои привычки, режим. В этом возрасте дети большие консерваторы. Они спокойны, когда все идет по привычному графику: проснулись, поели кашу, погуляли, пошли спать с любимой игрушкой, глядя на привычные стены. Переезжая с ребенком до трех лет, стоит учитывать это.

Захватить с собой и полюбившиеся игрушки, и привычные картинки, не менять резко меню. Если дома кормили кашей определенного бренда, а в новой стране ее нет, то нужно взять с собой пару упаковок. А новые вводить постепенно.

Первым делом после приезда оборудовать детскую комнату или уголок в квартире, который будет максимально похож на тот, старый, привычный для ребенка.

Если есть возможность нанимать няню, то брать ту, которая знает два языка. Если няня не входит в планы, то посещать детские клубы для малышей, постепенно погружая в мир нового языка.

До трех лет дети формируют словарный запас, и во время прогулок двухлетки, воспитанные в разных языковых культурах, легко поймут друг друга.

Именно переезд в возрасте до трех лет воспитывает билингва –  человека, для которого нет проблем с пониманием и общением на иностранном языке.

Мы переехали в Испанию, когда сыну было 2 года. На тот момент у него в словарном запасе было несколько слов: пить, есть, дай, уйди. Пояснили их значение няне, и уже через месяц он те же слова произносил на испанском. В этой стране в школу идут с трех лет, и для нас было очень важно, чтобы ребенок подготовился к этому событию. Все прошло довольно спокойно”, – рассказывает Ирина.

А вот чего не стоит делать, так это общаться исключительно с родной по языку диаспорой. Это только усложнит адаптационный период и создаст у ребенка проблемы с преодолением языкового барьера. 

От трех до семи – погружаемся в языковую среду

Дошкольники очень понятливы, и потому стоит пояснить малышу, что семье предстоит переезд, и у него появятся новые друзья, и новый садик, если он посещал такое заведение.

После переезда стоит записать ребенка не только в «гарден», но и в клубы для иностранцев, где проводят занятия для детей, переехавших в эту страну. Дошкольный возраст – прекрасное время для развития творческих и спортивных способностей.

На новом месте жительства наверняка есть секции и кружки для малышни. Занимаясь там, дети заводят новых друзей и, конечно, практикуются в языке.

Доброжелательность немецких детишек сотворила чудо. Моя застенчивая дочка в свои 5 лет боялась дома даже с горки съехать, если там есть чужой ребенок.

А здесь за несколько месяцев и язык освоила, и на площадку бежит с удовольствием, играет, щебечет.

Мы сначала думали не спешить отдавать ее в школу, боялись, что она не успеет подготовиться, но уже сейчас ее хвалят на подготовительных курсах, и рекомендуют не тянуть с первым классом”, – говорит Анна, семья которой переехала в Германию. 

У медали две стороны, и в этом возрасте велика вероятность «забыть свой язык». Учителя рекомендуют, погружаясь в новую языковую среду, находить время для занятий на родном языке. Например, читать ребенку перед сном, или говорить за ужином исключительно на родном языке, а в остальное время на языке новой страны. 

От 8 до 12 – учимся дружить, формируем новые привычки

К переезду в новую страну ребенка от 8 до 12 лет нужно готовить. В первую очередь психологически. Для этого стоит узнать, в какую школу он пойдет, какие там требования.

Иногда мелочи выбивают ребенка из колеи больше, чем глобальные проблемы.

Например, в американских школах запись деления многозначного числа на однозначное, в столбик производится совершенно иначе, чем в русских и украинских школах. 

Для того чтобы адаптация ученика прошла мягче, стоит отдать его в класс на год младше того, который он посещал в родной стране. Пересдать экзамены и доказать, что он может учиться со сверстниками можно в любой момент, но иногда ребенку нужен запас времени, чтобы привыкнуть к новым требованиям.

  А ведь нужно еще и по программе двигаться вперед. Дети боятся быть не успешными, им важно продемонстрировать те навыки, которые они освоили за 8-12 лет своей жизни, а здесь языковой барьер – анекдот не расскажешь, сам смысл всех шуток не понимаешь, в столбик по-американски считать не можешь.

И хотя в американских школах дразнить иностранцев за непонимание языка не принято, но все же стоит дать своему ребенку чуть больше времени на его изучение. Да, учить дома, на курсах, с родителями. Узнавать обо всех нюансах.

Просить учителей в американской школе присылать все задания на имейл, чтобы иметь возможность помочь своему ребенку.

Кстати, во многих школах идут на встречу, даже в маленьких городках находя возможность купить специальные программы, помогающие адаптировать детей иностранцев”, – рекомендует Юрий Моша, руководитель компании “Второй Паспорт”, помогающей с адаптацией эмигрантам из стран СНГ. 

Переучиваться, подстраиваться к новым требованиям тяжело. Стоит подготовить «шпаргалку», в которой будут написаны простейшие фразы, которые помогут ребенку в общении с классом. Например, просьба о помощи, если не усвоил материал, фраза о том, что нужно выйти в туалет, плохом самочувствии и другие.

Переезд подростка – онлайн обучение и терпение

Переезд подростка в новую страну может создать массу проблем для родителей. Отрыв от друзей, привычной школьной среды, социума  – в возрасте от 12 до 16 лет дети всё это переживают болезненно.

Если есть возможность, специалисты рекомендуют отправлять ребенка до основного переезда в короткие обучающие туры в новую страну. Тогда он сможет самостоятельно оценить те преимущества, которые там есть для обучения, развития.

Если переезд стремительный, и времени на привыкание мало, можно рассмотреть возможность обучения в онлайн-школах. Такие сейчас есть практически во всех странах бывшего СНГ. Два раза в год придется отпускать ребенка домой, для сдачи всех экзаменов и тестов.

Таким образом, не придется ломать систему обучения. Параллельно можно отправить его на языковые курсы в новой стране. Возможно, через год-два ребенок сам выразит желание поступить в школу рядом с новым домом.

Семья Михаила Вайвале переехала в Эстонию, когда парню было 14.  Тогда он решил не учить язык для поступления в эстонскую школу, а продолжить обучение в одной из онлайн-школ родной страны. Все это время парень старатель опознавал основы программирования в сети. 

После 9 класса я решил бросить школу, потому что это занимало много моего времени. На тот момент у меня был свой стартап, который я успешно развивал. Я учился и постигал азы IT в интернете.

Ездил на мероприятия, которые были связаны с программированием. В 16 меня пригласили на работу в стартап VitalFields. Там смотрели на мои практически навыки, а не на дипломы.

Сейчас у меня свое дело, стабильная работа плюс еще и родителям помогаю”, – рассказывает 17-летний подросток.

Его историю приводят как пример успешной адаптации взрослого ребенка. Хотя некоторые подростки сразу выбирают обучение в учебном заведении новой страны.

Особенно те, которые уже определились со специализацией, и знают, какие предметы в будущем им пригодятся для поступления в колледж. Иногда родители отказываются от эмиграции, потому что подросток ставит ультиматум – переезд без него.

В таких случаях стоит запастись терпением, и показать ребенку преимущества жизни в новой стране.

Часто юные бунтари осознают, что были не правы, уже привыкнув к укладу нового государства. Вернуться назад можно всегда, а вот понять хорошо или плохо жить в другом государстве, можно только попробовав это. Кстати, согласно статистике именно желание обеспечить детям хорошее будущее двигает большинством мигрантов. 

Источник: https://snob.ru/profile/31623/blog/151187

Смена жительства: помогаем ребенку адаптироваться

Переезд: как адаптировать к нему ребенка

28.05.2019

1

5425

Переезд для ребёнка – это огромный стресс. В период переезда подростку приходится оставить все то, к чему он привык, весь его сформировавшийся мир, и отправиться в абсолютную неизвестность.

Где гарантии, что ему там понравится, что он хорошо социализируется, найдет новых друзей. Эти вопросы появляются в голове у ребёнка.

И чем больше ему нравилось текущее место и чем сильнее были дружеские связи со сверстниками – тем сильней будет проявляться стресс. А он в зависимости от возраста различен.

Грудным детям важно эмоциональное состояние родителей. Если в процессе переезда отношения взрослых будут легки и непринужденны, то и ребёнок почувствует, что все хорошо и легко справится с путешествием.

Разумеется, с грудными детьми необходимо продумать возможные трудности, которые могут возникнуть при переезде. Нужно запастись памперсами, салфетками, дополнительной одеждой, а также грамотно собрать аптечку.

Для малышей постарше подготовка к переезду, как и само путешествие, пройдет легче, если все подготовительные этапы проводить в игровой форме. Тут тоже не обойтись без предварительной подготовки, хотя и не так сильно, как с более взрослыми детьми.

Самое сложное для подростка – это адаптация в другом городе. Ведь он теряет уже установившиеся доверительные и дружеские связи со сверстниками.

На новом месте, возможно, будет сложно организовать привычные хобби, например, заново начать заниматься спортом или музыкой. Родителям важно не дать ребёнку замкнуться. Нужно помочь и поддержать его на этом жизненном этапе.

Дружеские и доверительные отношения в семье – залог успешного переезда без стрессов.

Как пережить переезд в другой город подростку?

Для начала необходимо тщательно разузнать все самим о новом месте. Об инфраструктуре, условиях жизни, о садиках, школах, количестве других детей на районе, возможных кружках и секциях поблизости. Со сбором информации особых проблем возникнуть не должно, но после этого наступает очень важная часть.

Нужно позаботиться о подготовке ребенка к переезду и минимизировать стресс. Это значит, что заранее нужно разговаривать с ребенком о том, что скоро будут в жизни большие перемены.

Если для активных детей, которые легко находят общий язык с окружающими, переезд может пройти нормально, то для более замкнутых детей дополнительная эмоциональность обстановки может вылиться в плохой сон, агрессию, ребенок начнет еще более закрываться.

Расскажите заранее о всех преимуществах переезда, но не только для себя, а для самого ребёнка. Что он сможет там делать? Чем в выгодную сторону отличаются условия жизни? Заинтересуйте его, пусть он сам захочет увидеть своими глазами то, что будет на новом месте.

Посоветуйтесь с подростком, что бы он хотел взять с собой при переезде. Дети тяжело воспринимают смену обстановки, и чем больше важных для него вещей вы возьмете с собой, будь то книжки или игрушки, тем будет лучше для адаптации ребёнка к новым условиям.

Адаптация после переезда

Чувства, которые испытывает ребёнок после переезда, очень различны. Существуют опасения, что у него не будет друзей, что ему не понравится то, что будет дальше.

И сколько бы родители ни утешали ребёнка в том, что все будет хорошо, их слова не возымеют должного действия, если после переезда ребенок не убедится в том, что действительно все хорошо.

Если он ехал на новое место с четким пониманием того, что новый друг появится сразу, как рассказывали родители, но вот уже прошло несколько недель, а друга так и нет, ребёнок разочаруется в своих силах и начнет замыкаться.

Родителям следует проявить чуткость в такие моменты и поговорить с ним. Рассказать, что такое случается, и это абсолютно нормально. Важно поддержать его в этот сложный период и сделать все возможное, чтобы он вновь почувствовал в себе силы не становиться белой вороной.

Смена детского учреждения, которое посещал ребенок, неизбежно ведет к строительству новых социальных отношений, как внутри коллектива сверстников, так и с педагогами.

Учителя или воспитатели тоже присматриваются к «новенькому», обучают его новым правилам.

У ребёнка возникнет необходимость, помимо налаживания общения, еще и подстраиваться к новым, неожиданным для него законам. Это тоже сильный стресс.

Когда следует обратиться к специалисту?

Психолог – это не плохо. Это совсем не значит, что с вашим ребёнком что-то действительно не так. В процессе взросления каждый сталкивается с трудностями, но не каждый справляется с ними так, чтобы это не отразилось на личности ребенка. В те моменты, когда он или вы запутались, стоит спросить мнения у специалиста, чтобы разрешить эту ситуацию.

Сложности с переездом – не исключение. Зачастую у детей возникают такие трудности:

  • Внезапное ухудшение успеваемости в школе или же увеличение жалоб на агрессивное поведение ребёнка в стенах образовательного учреждения.
  • Увеличение конфликтов дома, крики, обиды, злость.
  • Замыкание на технике, при которой ребёнок не уходит от компьютера, телевизора или гаджетов.
  • Частые вспоминания о том, как было хорошо на старом месте. Отсутствие новых друзей за несколько месяцев.
  • Резкие эмоциональные изменения, либо апатичность к происходящему вокруг. Будьте уверены, при таком изменении поведения дети могут не говорить о том, что их тревожит, но они продолжат внутренне накапливать негативные эмоции.

Помните, что любой переезд – большой стресс для ребёнка. От родителей потребуются большая забота и внимание. Только тогда удастся справиться с этим непростым периодом адаптации.

Источник: https://smartum.com.ua/ru/about_us/blog/semya-i-otnosheniya/smena-zhitel-stva-pomogaem-rebenku-adaptirovat-sya/

Переезд: как адаптировать к нему ребенка

Переезд: как адаптировать к нему ребенка

В день отъезда обычно говорливый и веселый четырехлетний Ян с грустью смотрел на дома своего района.

Его мама поняла, что с ребенком происходит, после того как он произнес: «Когда мы переедем, я больше никогда сюда не вернусь!» Софья была встревожена серьезностью своего малыша: «Прошло несколько дней с тех пор, как мы сказали ему о переезде.

Я уже начинала злиться на себя за то, что мы заставили переживать его. Он молчал, но я все равно чувствовала, что ему нелегко расставаться с детским садом, друзьями, старыми привычками…»

Расстаться навсегда

Переезд – это значительное событие в жизни любого человека. Однажды, по собственному желанию или по необходимости, нам приходится покидать старый домашний очаг. Переезд – это как расставание, его всегда трудно пережить! С другой стороны, когда у вас есть дети, вас мучает вопрос, как они перенесут этот «маленький переворот» в их жизни.

Что касается Яна, то он недолго грустил по старому дому. «Он очень легко и быстро освоился в новом доме!» – удивляется его мама. Однако бывает, что привыкание занимает немного больше времени. «Дети не похожи друг на друга, – говорит психолог Наталья Федорова. – Один ребенок не обратит внимания, другой отреагирует очень болезненно.

Нельзя предугадать его реакцию! Поэтому очень важно быть внимательным к крохе, чтобы всегда быть готовым помочь ему. Универсального рецепта от тоски не существует». Следует отметить, что в большинстве случаев переезд происходит более или менее спокойно. Не надо забывать, что дети обладают феноменальной способностью быстро адаптироваться к необычным для них условиям.

Дети гораздо быстрее взрослых находят себе новые интересные занятия».

Никогда не выбрасывайте при переезде вещи, которые дороги малыш у: именно они помогут ему освоиться в новом доме.

Реакция ребенка на перемену места жительства в какой-то степени зависит от возраста: чем он младше, тем легче ему привыкнуть к новому дому.

В подтверждение этого факта можно привести случай Вероники, которой вместе с мужем и ребенком неожиданно из-за работы пришлось переехать в Лондон: «Когда мы приехали в Лондон, Алисе был год. Мы спешили с переездом.

Когда мы прилетели, нам пришлось провести две ночи в гостинице, условия жизни были далеки от идеальных. И все же у меня сложилось впечатление, что ее можно было взять с собой куда угодно. Я была рядом, поэтому дочь всегда была спокойна».

В новом доме должны остаться вещи, к которым малыш привык.

Переезд – хороший жизненный урок для наших детей. Жизнь состоит из потерь и трудностей. Пройдя через них, дети взрослеют. Так устроена жизнь: чтобы что-то обрести, нужно научиться терять.

Объясните ребенку замеченные им перемены с помощью простых и ободряющих слов: «Скоро мы переедем в другой дом. Не волнуйся, мама и папа всегда будут с тобой». С более взрослыми детьми необходимо быть внимательнее, чтобы предупредить возможные переживания.

«Лена (3 года) очень разволновалась, – говорит Жанна, – когда мы сказали ей о переезде. Оказывается, она подумала, что мы оставим все наши вещи в старой квартире. Перевозка вещей в новую квартиру – это настолько логично, что я не сочла нужным ей об этом сказать.

Только после того, как я заверила ее, что мы все возьмем с собой, она успокоилась».

Дети быстрее взрослых привыкают к новому.

Расставание со старым домом не будет болезненным, если в новом доме останутся вещи, к которым ребенок привык: его кровать, маленький ночник, игрушки и старый сломанный мишка, которого вы (признайтесь честно!) хотели потихоньку выкинуть… Даже если вы считаете, что так будет лучше для малыша, не перестраивайте слишком резко его жизнь. «Переехав в новый дом, мы были рады, что наши дети будут жить в отдельных комнатах. Лишь через несколько месяцев мы поняли, что Митя боится спать один и скучает по младшей сестре», – рассказывает Валя. Так что лучше спросите ваших детей, чего бы они хотели, и скажите им, что они могут видеться даже после переезда.

Если у вашего ребенка есть друзья, то, конечно, ему нелегко будет расставаться с ними. Вы облегчите его переживания, если поддержите его.

«Важно, чтобы ребенок смог сказать «до свидания» друзьям из яслей и школы, попрощаться со своей няней, – считает психолог Наталья Федорова. После того, как вы устроились на новом месте, вы можете предложить малышу навестить его старых друзей.

Этот визит даст ему понять, ч что они могут видеться даже после переезда. Для маленького ребенка это не всегда понятно.

Перемены – это здорово!

Для ребенка открывается новый мир: новые дела, новый сквер, новые друзья… Малыш так любопытен в этом возрасте. Кроме того, от старого дома останутся дорогие воспоминания.

Для Кости (4 года) воспоминания о переезде – единственный способ показать свое превосходство над младшей сестрой.

«Ты не знаешь, тебя тогда не было», – пренебрежительно говорит он сестре, когда речь заходит о старой квартире, где прошли его первые годы. Хотя бы воспоминаниями ему не надо делиться с сестрой!

7 правил успешного переезда

Проведите экскурсию

Если это возможно, вместе с малышом посетите ваш будущий дом, а также ясли или школу, куда он, возможно, будет ходить. Так ребенок будет иметь представление о том, что его ждет после переезда.

Расскажите о новом доме

Конкретно опишите ребенку его будущее окружение. Пусть он оценит преимущества нового дома. Например, он более просторный, там больше места, чтобы бегать.

Попросите о помощи

Например, дайте малышу коробку, чтобы он собрал туда свои любимые игрушки. Он быстрее найдет их по приезде на новое место. Ребенок лучше будет понимать происходящее и в какой-то степени почувствует себя хозяином ситуации.

День Х

Если возможно, отправьте малыша к друзьям или соседям, ведь у вас не будет на него времени, а окружающая обстановка может его нервировать.

Его мнение

Спросите ребенка, как бы ему хотелось украсить его комнату. Вместе сходите в магазин за новыми игрушками – это поможет ему быстрее освоиться на новом месте.

Поддерживайте связь

Пригласите старых друзей домой или же под диктовку ребенка напишите милое письмо, в котором он рассказывает о его новой жизни.

Будьте внимательны

Трудности со сном, приступы глубокой депрессии, частый гнев – если это не проходит, не откладывайте визит к психологу.

Источник: http://www.parents.ru/article/pereezd-kak-adaptirovat-knemu-rebenka/

Для родителей
Добавить комментарий