Первый возрастной: кризис 2-3 лет

Кризис трех лет: понять и помочь – Телеканал «О!»

Первый возрастной: кризис 2-3 лет

Ваш трехлетний малыш еще недавно слушался старших и не шалил, но вдруг его как подменили? Покладистый ребенок игнорирует ваши просьбы, капризничает и упрямится по любому поводу? Не спешите признавать собственное педагогическое фиаско: скорее всего, это просто кризис трехлетнего возраста. Как с этим справиться с минимальными потерями для обеих сторон, рассказывает психолог развития Наталья Горлова.

Наталья Горлова, психолог-консультант, экзистенциальный терапевт, преподаватель кафедры психологии развития и консультирования Сибирского федерального университета

Что такое возрастной кризис

Почему психологи выделяют кризисы отдельно? В так называемые стабильные возрастные периоды развитие ребенка происходит гладко, постепенно.

Критический же возраст связан с переходом из одного возраста в другой и характеризуется бурным, интенсивным течением, а также яркими и быстрыми изменениями в поведении и психике ребенка.

Любой возрастной кризис у детей сопровождается значительными трудностями в отношениях со взрослыми, возрастанием самостоятельности ребенка и отстаиванием им своих прав. Всего выделяется 4 детских кризиса: первого года, трех и семи лет, кризис подросткового возраста.

Кризис 3 лет: как распознать и помочь преодолеть

Сразу же отметим, что такое название кризиса условно. Ведь возрастные психологи говорят сегодня о кризисе 2−3 лет, так как симптомы критического возраста иногда появляются и до трехлетия.

В раннем возрасте, до кризиса, между желаниями ребенка и взрослых не было особых расхождений: если ребенок хотел чего-то недозволенного, его внимание было легко переключить на другой привлекательный предмет.

Но примерно к 3 годам у ребенка появляются свои собственные желания, более определенные и устойчивые, которые могут не совпадать с намерениями взрослых. Именно настойчивое требование «Я хочу» характеризует это явление.

Стремление к самостоятельности и независимости от взрослого как в желаниях, так и в действиях ребенка приводит к существенным сложностям в отношениях со старшими.

Симптомы кризиса 3 лет

Негативизм. Это не просто непослушание и нежелание выполнить просьбы взрослых, а стремление все делать наоборот, вопреки их просьбам.

Практическая рекомендация: не уговаривайте ребенка сделать то, что вы от него сейчас хотите, скажем, идти на прогулку. Вместо этого предложите ему что-то другое. Возможно, когда вы перестанете его уговаривать, он снова захочет пойти гулять.

Упрямство. Если ребенок хочет какой-то предмет и упорно его добивается, это не упрямство, а настойчивость. Но даже если эта вещь ему не очень-то нужна, малыш может ее требовать из чистого упрямства. Ребенок еще связан своим первоначальным решением и не может от него отступить.

Практическая рекомендация: если это не угрожает жизни и здоровью ребенка, попробуйте дать ему этот предмет. Тогда его требование будет удовлетворено, а противоречие снято.

Строптивость. Это центральный симптом кризиса 3 лет. Если негативизм направлен на конкретного взрослого, то строптивость безлична, протест направлен против образа жизни. Раньше ребенок чистил зубы, умывался, спокойно одевался и совершал другие привычные действия, а сейчас отказывается это делать. Это своего рода бунт против всего того, с чем он имел дело раньше.

Практическая рекомендация: уважая новое явление внутренней жизни своего ребенка, понимая его, родитель может постараться недирективно, мягко предлагать разный выбор действий.

Например, так: «Хорошо, пока мы не будем одеваться, сделаем это позже», «Хорошо, я не буду тебя одевать.

Может быть, ты попробуешь сделать это самостоятельно?», «Ты не хочешь платье? Давай наденем сегодня штаны с футболкой».

Замечено, что при относительно демократичной системе отношений взрослого и ребенка кризис протекает более спокойно.

Но даже в этом случае дети иногда сами ищут повод противопоставить себя взрослому, так как это становится им внутренне необходимо. Конечно, ситуации, в которых необходимо настоять на запрете, существуют.

И родители, несмотря на негативные реакции и провокации ребенка, должны в таких случаях стоять на своем.

Чтобы ребенок успешно преодолел этот кризис, необходимо правильное отношение и поведение старшего поколения.

Понимая причины кризиса, смысл действий сына или дочери, родитель может более терпимо относиться к ситуации и осознавать, что это не злой умысел малыша, что он не стремится разозлить или расстроить старших.

Важно принимать тот факт, что это нормальное течение возрастного развития: через отстаивание своей самостоятельности ваш ребенок действительно становится взрослее.

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/9422

Кризис трех лет: право на свое

Первый возрастной: кризис 2-3 лет

Возраст 2-3 лет, когда ребенок начинает открыто отстаивать свои желания, очень важен для формирования воли ребенка, его права отстаивать свой выбор, даже если окружающий мир этот выбор не принимает и критикует. В период этого возрастного кризиса важно, с одной стороны, давать ребенку понятие ограничений, с другой – развивать его самостоятельность в принятии решений.

Примерно с двух лет (у некоторых детей это может быть позже) ребенок начинает осознавать, что он – отдельная личность. В этот период развиваются его волевые качества, он начинает отстаивать свое право на свои желания. И зачастую те формы поведения, при помощи которых ребенок это делает, родителям не нравятся.

У детей в этот период, как правило, начинаются истерики, они могут впадать в гнев, быть деспотичными, говорить родителям: “Ты плохая (плохой), я тебя ненавижу!” Если ругать ребенка, запрещать ему самостоятельность, не признавать его право на негативные чувства, пресекать его попытки заявить о своих желаниях, потом будут сложности с осознаванием, чего он хочет и как хочет.

Он будет расти не самостоятельным, зависимым от чужого мнения и чужих желаний, подстраиваться под других.

Чтобы кризис прошел гладко и у вашего ребенка развивались те волевые качества, которые ему необходимы для самостоятельной жизни, прислушайтесь к рекомендациям детского и семейного психолога, гештальт-терапевта Натальи Омельченко.

Будьте родителем своему ребенку. У эмоционально стабильных родителей дети переживают кризис более гладко. Он даже может пройти совсем без детских истерик. Но для этого важно, как бы ребенок себя ни вел, сохранять позицию родителя. Вы взрослый, а он – маленький.

Часто мамы впадают в детские состояния (стыд, вину, растерянность), когда сталкиваются с каким-то нежелательным поведением ребенка, особенно при истериках в людном месте. Важно осознавать, что с вами происходит в этот момент, и находить способы возвращать себе устойчивость и “взрослость”.

Перед родителем в период кризиса стоит задача позаботиться не только о своих чувствах, но и о чувствах ребенка, чтобы впоследствии он мог справляться со своими чувствами самостоятельно.

У мамы и папы должны быть единые требования. Если мама разрешает, а папа запрещает, и наоборот, у ребенка не формируется понимание четких границ, он будет учиться манипулировать.

Не идите на поводу у ребенка. Важно, чтобы для ребенка были сформулированы правила, которые нарушать нельзя. Например, не лезть пальцами в розетку, не выходить на дорогу и т.д. Нужно учитывать, что дети очень чувствительны к “слабым местам” у родителей и могут манипулировать ими.

В таком случае важно сохранять устойчивость, и ни при каких обстоятельствах не позволять нарушать правила. Для этого нужно сохранять устойчивую родительскую позицию: “Я мама, у меня есть власть и мое родительское право, и у меня такие правила.

Нарушать их нельзя не потому, что я не люблю своего ребенка, а потому что эти правила помогут ему сохранить свою жизнь и безопасность”.

Даже если ребенок будет говорить, что вы плохая и он вас не любит, потому что вы не позволяете ему делать то, что он хочет, вы должны сохранять уверенность в том, что являетесь достаточно хорошей матерью для вашего ребенка и действуете в его интересах.

Проявляйте гибкость. Если дело не касается жестких запретов, важно позволять ребенку отстоять свое решение получить то, что он хочет, и сделать так, как он хочет. Иногда это решение противоположно тому, что хотите вы. Например, он хочет сам завязать шнурки, а вам нужно спешить. Дайте ему время.

Даже если он хочет надеть на улицу несуразную одежду, в которой он будет выглядеть смешно, лучше и в этом случае дать ему право на свой выбор. В этот момент он понимает, что может сам принимать решения в своей жизни, опираться на себя.

Если позволять ребенку делать выбор, у него появляется устойчивость к тому, что, даже если мир его будет критиковать, у него все равно есть это право.

Контейнируйте чувства ребенка. Быть “контейнером” для чувств ребенка означает принимать его, быть с ним рядом и поддерживать в момент, когда он переживает чувства, с которыми не может справиться самостоятельно.

Это может быть гнев, разочарование, печаль, боль. Озвучивая те чувства, которые переживает ребенок, вы формируете его эмоциональный интеллект: “Я вижу, что ты сейчас разозлился, потому что мы должны уходить с площадки”.

В этот момент ребенок учится осознавать свои чувства и переживать их самостоятельно.

Соблюдайте режим и ритуалы. Важно, чтобы у ребенка был стабильный режим. Полезно вводить дома ритуалы. Например, вечером, когда время чистить зубы и ложиться спать, вместо “Иди чистить зубы”, говорите: “Сейчас мы вместе пойдем чистить зубы”. И вместе с ребенком идите в ванную. Либо: “Сейчас мы будем вместе убирать игрушки”.

Учите ребенка договариваться. Если вам необходимо настоять на своем, когда ребенок требует обратное, важно не просто сказать нет, а объяснить, почему: “Я понимаю, что тебе хочется еще поиграть, но мы должны сейчас идти обедать”.

Используйте я-сообщения: “Я недовольна, когда ты так себя ведешь”, “Мне не нравится, что в твоей комнате такой беспорядок”, “Когда ты кричишь, я расстраиваюсь”. Учите ребенка проявлять свои чувства не криками и истерикой, а озвучивая их: “Не кричи, а скажи: “Я злой!”.

Хорошим подспорьем в том, чтобы научить ребенка договариваться и правильно проявлять свои чувства, может быть игра. Проигрывайте разные ситуации, используя игрушки. Так вы будете обучать ребенка моделям поведения при разных обстоятельствах.

Учите выражать агрессию. В период кризиса ребенок сталкивается с неконтролируемым гневом. Учите его правильно проявлять гнев и злость. Вместо того чтобы драться, кричать, бросать предметы на пол, можно бить подушку, рвать бумагу, комкать бумагу и бросать ее на пол, топать ногами, говорить о своей злости.

Татьяна Корякина

Благодарим за рекомендации детского и семейного психолога, гештальт-терапевта Наталью Омельченко (066) 727-33-16).

Источник: https://tsn.ua/ru/lady/dom_i_deti/deti/krizis-treh-let-pravo-na-svoe-ya-799198.html

“КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ”

        Знаете ли, какой самый верный способ

  сделать вашего ребенка несчастным —

приучить его не встречать

                    ни в чем отказа.

                         Ж-Ж. Руссо

Тема сегодняшнего разговора посвящена одной из важных проблем маленького ребенка, проблеме кризиса трех лет.

Давайте обсудим следующую ситуацию:

Ребенок изменился, стал совсем другим. Все время спорит, упрямится, не выполняет требований взрослых, все делает наоборот. При одевании не может застегнуть пуговицы на рубашке, от помощи взрослых отказывается, ужасно сердится и кричит: “Я сам! Я сам!”

• Какому возрастному периоду жизни ребенка это характерно? (Три года)                        

• Что происходит с ребенком? (Кризис трехлеток)

• Как бы Вы поступили в данной ситуации?

 Мы,  взрослые должны быть  терпимее к стремлению ребенка

к самостоятельности. Важно поощрять и хвалить ребенка,но при этом

следует умело отвлечь его внимание и незаметно застегнуть пуговицы.

Мини-анкета для родителей

        Пожалуйста, ответьте на вопросы мини-анкеты:

• Знакомо ли Вам понятие “кризис трех лет”. Что это такое?

• Какого рода трудности Вы испытываете в общении

с ребенком данного возраста?

• Знаете ли Вы, как следует общаться с малышом в данный

период?

• Нужна ли Вам помощь детского сада по данной проблеме?

В жизни каждого ребенка бывает момент, когда он вдруг из очаровательного карапуза превращается в самостоятельного и независимого человека. Как правило, эти изменения происходят примерно в три года. Психологи называют этот сложный период кризисом трех лет.

В три года дети сравнивают себя с взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Они хотят от родителей признания своей независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы с ним советовались и учитывали его мнение.Он уже сегодня, сейчас хочет быть взрослым: “Я сам!”…

Послушайте, какое стихотворение написала психолог

Л.А. Булгакова, описав ребенка в период кризиса трех лет:

Кризис трех лет, “Я сам”

Я негативен и упрям,

Строптив и своеволен,

Средою социальной я

Ужасно недоволен.

Вы не даете мне шагнуть,

Всегда помочь готовы.

О, боже! Как же тяжелы

Сердечные оковы.

Система “Я” кипит во мне,

Хочу кричать повсюду:

Я — самость, братцы, я живу,

. Хочу! Могу! И буду!

Возросшие потребности ребенка не могут быть удовлетворены прежним стилем общения и прежним образом жизни. Возникают противоречия между возможностями и желаниями ребенка.

Кризис сопровождается массой позитивных и негативных изменений в детском организме. Однако следует помнить, что все трудности носят временный и преходящий характер.

В этот период происходит физиологическая и биологическая перестройка организма,  в результате чего у детей наблюдается:

  • Повышенная чувствительность мозга к воздействию окружающей среды.
  • Ранимость центральной нервной системы всвязи с отклонениями в перестройке эндокринной системы.
  • Снижение адаптационно-компенсаторных возможностей детского организма (подверженность заболеваниям, особенно нервно-психическим).

Взрослым важно вовремя заметить это и понять, что необходимо менять свои отношения с ребенком, тогда этот переходный период может пройти более гладко и безболезненно.

Но если родители не осознают, что ребенок находится на новом возрастном этапе и прежние методы общения с ним уже не актуальны, то ребенок может превратиться в совершенно неуправляемого упрямца, главной задачей которого будет противоречие окружающим и капризы.

Что же такое кризис и как реагировать на него взрослым?

(вопрос к родителям)

КРИЗИС — важный этап в психологическом развитии ребенка, который обозначает переход на новую возрастную ступень.

С одной стороны, кризисы являются движущей силой развития, этапом смены ведущей деятельности ребенка; с другой — это сложный период для малыша, его родных и персонала дошкольного учреждения.

Немалую ответственность за правильный выход из кризиса несут родители ребенка. Им необходимо изменить стиль общения с ребенком и образ жизни — все то, что замедляет и мешает его адекватному развитию.

Основные симптомы поведения ребенка

“КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ”

1. ЯРКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ НЕГАТИВИЗМА – это немотивированное поведение, которое проявляется в действиях и словах, которые намеренно противоположны требованиям и ожиданиям взрослых.

Ребенок противопоставляет себя взрослым и перестает выполнять их требования, стремясь делать все наоборот, не только наперекор взрослым, но часто и в ущерб своим интересам. Например, мама приглашает малыша на прогулку, он соглашается, но вдруг категорически отказывается. Бывает и так, что взрослые сами провоцируют вспышки негативизма.

Это происходит тогда, когда используется авторитарная модель взаимодействия с ребенком, когда ребенку постоянно приказывают, не считаются с его интересами.   Ешь быстро, не ори  и другие.

2. РЕБЕНОК ПРОТИВИТСЯ ПРЕЖНИМ ОТНОШЕНИЯМ

 В поведении ребенка наблюдается строптивость — постоянное недовольство всем. Это как “бунт против норм воспитания, установленных ранее для ребенка, против всего прежнего образа жизни”     (Л.С. Выгодский).

 Авторитарное воспитание в семье, когда родители часто используют приказы и запреты, способствует яркому проявлению строптивости.

Однако если ребенку давать полную свободу и не ограничивать его ни в чем – то взрослые будут испытывать затруднения в тех ситуациях, когда действия ребенка все же приходится ограничивать.

Например, в магазине, где он требует купить понравившуюся ему игрушку. Необходимо помнить, что вседозволенность до хорошего не доводит.

Реже в поведении детей наблюдаются и такие симптомы:

• Обесценивание ребенком личности близких — ребенок часто ссорится со всеми дома, находясь как бы в состоянии “войны”.

• Деспотизм — ребенок во что бы то ни стало,  хочет добиться, чтобы исполнялось любое его желание, он хочет стать “господином положения”.

• Ревность — когда в семье есть еще дети, то ребенок вынужден делить власть над окружающими с братом или сестрой. Такое положение его не устраивает, он изо всех сил начинает бороться за власть. Ревность может проявляться открыто: дети часто дерутся, ссорятся.

Но бывает и гак, что на глазах у родителей ребенок стремится показать себя с хорошей стороны и заявляет, что обожает брата. Родители совершенно уверены в этом. Однако на самом деле ребенка раздирают внутренние противоречия. Чтобы не произошло подобное, родители должны чуткоотноситься к потребностям каждого ребенка.

Находить время и обязательно уделять внимание каждому ребенку.

Ребенок в этот период любой ценой пытается завоевать самостоятельность и самоутвердиться, настаивает на равноправии, разными путями выражает протест против зависимости от родителей.

Взрослый не должен стоять на пути детской самостоятельности. Ребенок растет, отстаивает “свою самостоятельность”, свое право на действия по собственным решениям.

Нравственное воспитание начинается с усвоения ключевых слов:

“НАДО” и “НЕЛЬЗЯ”.

Это развивает ориентировку малыша в окружающем мире и обязывает его. Запретов должно быть мало, но они должны быть ТВЕРДЫМИ.

Каждому “нельзя” противопоставляйте альтернативное “можно”.

Например, малыш тянется к очкам бабушки — нельзя! Не послушался. Опустите на пол или предложите ласково: “Поправь бабушке очки, погладь ее”.

3. УПРЯМСТВО и КАПРИЗЫ

 Ребенок проявляет упрямство, которое выражается в стремлении поступать по-своему вопреки разумным доводам. Пик упрямство приходится на 2,5—3 года. Мальчики упрямее девочек. Девочки капризничают чаще. Упрямство следует отличать от настойчивости, когда ребенок добивается своего, потому, что он так решил. НАСТОЙЧИВЫЙ — стойкий в своих намерениях, твердый, упорный; неотступный в требованиях.

В этот момент взрослые должны научить малыша, как можно поступить в таком случае, а не загонять его в угол своими требованиями. Конечно можно “выиграть битву”, заставив ребенка сделать то, что Вы требуете. Но это приведет только к усилению напряжения и, возможно, к истерике ребенка, который может усвоить манеру поведения взрослого, и в дальнейшем будет действовать подобным образом.

Наша задача – не искоренять упрямство, а переводить его в настойчивость. Направлять активность ребенка в нужное русло. В кризисный период приступы упрямства и капризности наблюдаются у детей по пять раз в день, а у некоторых до 19 раз.

Период упрямства и капризности заканчивается к 3,5-4 годам. Если и позже дети проявляют упрямство и капризы, то есть опасность фиксации упрямства и истеричности как удобных способов манипулирования родителями. Не следует поддаваться нажиму ради своего спокойствия.

Кризис трех лет разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности. Если желания малыша намного превосходят его возможности, необходимо искать выход в ролевой игре.

Научите  ребенка играть “во взрослых”, беря на себя роль мамы, папы, врача, продавца и т.д. Покажите ему несложные действия, которыеон может воспроизвести.

Поиграйте рядом с ребенком, он с удовольствием будет Вам подражать.

Игра с мячом:  « Как бы Вы поступили?»

Если ребенок не желает есть?

  • Будете его упрашивать;
  •  создадите игровую ситуацию и предложите покормить “котенка,  мишку”.)

 Если ребенок капризничает?

  • Будете переживать о том, что подумают окружающие;
  • вы проявите внимание к ребенку, возьмете за руку и отведете в сторону, где обстановка спокойнее и постараетесь переключить его внимание: “Смотри, что у меня есть!

 Если ребенок упрямится?                                            

  • Вы его будете ругать,  и стыдить за плохое поведение;
  • Подождете немного и отвлечете: “Посмотри, что у меня есть?

Посмотри, кто там идет?

Общение с ребенком в период кризиса (будь то кризис одного года, трех лет или подростковый) — это особое искусство.

Главное — вовремя понять и помочь ребенку, потому, что мы нужны ему, как никогда.

И даже если он в этот момент не совсем такой, как нам бы хотелось, а колючий и ершистый, лучшее, что мы можем сделать, — принять его таким, какой он есть, и любить его.

Решение:

• Создавать в семейном кругу атмосферу любви, понимания

и доброжелательности.

• Побольше играйте и разговаривайте с малышом — подобные маневры отвлекут его от капризов.

• Относитесь к ребенку, как к взрослому члену семьи, проявляйте к нему терпимость.                

Памятка для родителей по теме:

“КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ”

  • Капризы и истерика требуют зрителей. Не становитесь ими и не прибегайте к помощи посторонних: “Посмотрите, какая непослушная девочка!” Ребенок только и ждет этого.
  •  В любой ситуации проявляйте терпимость к ребенку.Непозволяйте выходить из себя.
  • Не подчеркивайте перед ребенком свое превосходство и силу. Будьте с ним “рядом”.

              Если ребенок впадает в истерику:

Не отменяйте немедленно своих решений. Будьте настойчивы в поведении с ребенком. Если вы сказали “Нет”, оставайтесь и дальше при этом мнении.

  • Не сдавайтесь, даже если приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще помогает одно — взять его за  руку и увести
  • Не берите ребенка на руки, если он этого не хочет.
  • Не старайтесь поднять ребенка с пола.
  • Не оставляйте ребенка одного.
  • Не пытайтесь во время приступа что-то внушать ребенку.  Это бесполезно. Ругать нет смысла, шлепки еще больше будоражат.
  • Переключите внимание ребенка: “Ой, какая интересна игрушка у меня!”,

 “А что там делает ворона?” – Подобные  приемы заинтригуют и отвлекут     

    ребенка.

  • Следите за своим эмоциональным состоянием.

ЛЮБИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА ТАКИМ,

КАКОЙ ОН  ЕСТЬ!

Источник: http://dsad-39.ru/ranniy-vozrast/news324.html

§ 4.1.3. Кризис 1 года

Первый возрастной: кризис 2-3 лет

Младенец интенсивно растет.Ростздорового ребенка за первый год егожизни увеличивается примерно в 1,5 раза,а вес – почти в 2 раза.

Восприятие. Зрительное сосредоточение,появившееся еще на этапе новорожденности,совершенствуется. В 4 месяца ребенок непросто видит, но уже смотрит: активнореагирует на увиденное, двигается иповизгивает.

Ребенок в младенческом возрастевоспринимает форму предметов, выделяетконтур и другие их элементы. В младенческомвозрасте дети уже способны ориентироватьсяво многих параметрах объектов, Ихпривлекают контрасты, движение наблюдаемыхпредметов и другие их свойства.

Ребенок различает зрительно воспринимаемыеобъекты по форме, сложности и цвету. Нацвет он может реагировать уже в 3 – 4месяца. Развивается также пространственноевосприятие, в частности, восприятиеглубины.

Младенец имеет целостную картину мира,а не прозаичный набор цветовых пятен,линий и разрозненных элементов.Воспринимая не отдельные свойстваобъектов, а объекты в целом, он создаетобобщенные образы предметов.

Движение и действия.Движениямладенца очень сложны и связаны сцелостным восприятием, объединяющимощущения разных модальностей.

Движения рук младенца, направленные кпредмету, ощупывание предмета появляютсяпримерно на четвертом месяце жизни.

В5 – 6 месяцев ребенок уже может схватитьпредмет, что требует сложныхзрительно-двигательных координаций.

Значение этого момента для дальнейшегоразвития велико: хватание – первоецеленаправленное действие ребенка, оноявляется обязательным условием, основойосвоения манипуляций с предметами.

После 7 месяцев встречаются «соотносящие»действия: ребенок вкладывает маленькиепредметы в большие, открывает и закрываеткрышки коробочек. После 10 месяцевпоявляются первые функциональныедействия, позволяющие относительноверно использовать предметы, подражаядействиям взрослых..

Кконцу года ребенок начинает познаватьмир человеческих предметов и осваиватьправила действий с ними. Разнообразныедействия приводят его к открытию всеновых и новых свойств окружающих егообъектов. Ориентируясь в окружающейдействительности, он интересуется нетолько тем, «что это такое», но и тем,«что с этим можно делать».

Восприятие и действие – та основа,которая позволяет судить о первоначальныхформах наглядно-действенного мышлениемв младенческом возрасте. В течение годаусложняются познавательные задачи,которые способен решить ребенок, сначалатолько в плане восприятия, затем используядвигательную активность. К концу 1 годаребенок включается в достаточно сложныедействия-игры.

Память. Познавательное развитиемладенца предполагает включениемеханизмов памяти, естественно, простейшихее видов. Первым появляется узнавание.Уже в раннем младенчестве дети способнысоотносить новые впечатления с имеющимисяу них образами. Таким образом, после 8месяцев появляется воспроизведение -восстановление в памяти образа, когдаперед ребенком нет сходного объекта.

Эмоциональное развитие непосредственнозависит от общения с близкими взрослыми.В первые 3 – 4 месяца у детей проявляютсяразнообразные эмоциональные состояния:удивление в ответ на неожиданность(торможение движений, снижение сердечногоритма), тревожность при физическомдискомфорте (усиление движений, повышениесердечного ритма, зажмуривание глаз,плач), расслабление при удовлетворениипотребности.

После 3 – 4 месяцев он улыбается знакомым,но несколько теряется при виде незнакомомвзрослого человека. В 7 – 8 месяцевбеспокойство при появлении незнакомыхрезко усиливается, Особенно боятся детиостаться наедине с незнакомым человеком.В таких ситуациях одни отползаютподальше, отворачиваются, стараются необращать внимания на нового человека,другие – громко плачут.

Между 7 и 11 месяцами, появляется такназываемый «страх расставания» – грустьили острый испуг при исчезновении мамы(когда ее долго нет или она просто накакое-то время вышла).

Общаясь с мамой или другим близкимчеловеком, младенец к концу 1 годастремится не только к чисто эмоциональнымконтактам, но и к совместным действиям.Он пытается с маминой помощью получитькакой-нибудь привлекающий его предмет

Начинается в младенческом возрасте иречевое развитие. В первом полугодииформируется речевой слух, а сам ребенокпри радостном оживлении издает звуки,называемые обычно гулением.

Во второмполугодии возникает лепет, в которомможно различить некоторые повторяющиесязвуковые сочетания, связанные чащевсего с действиями ребенка. Лепет обычносочетается с выразительной жестикуляцией.

К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов,произносимых взрослыми, и сам произноситодно или несколько своих первых слов,сходных по звучанию со словами взрослойречи. С появлением первых слов начинаетсяновый этап в психическом развитииребенка.

Кризис 1 года.Переходный периодмежду младенчеством и ранним детствомобычно называют кризисом 1 года. Каквсякий кризис, он связан со всплескомсамостоятельности, появлением аффективныхреакций. Аффективные вспышки у ребенкаобычно возникают, когда взрослые непонимают его желаний, его слов, егожестов и мимики, или понимают, но невыполняют то, что он хочет.

Аффективные реакции при очередном«нельзя» или «нет» могут достигатьзначительной силы: некоторые детипронзительно кричат, падают на пол, бьютпо нему руками и ногами. Чаще всегопоявление сильных аффектов у ребенкасвязано с определенным стилем воспитанияв семье.

Установление новых отношенийс ребенком, предоставление ему некоторойсамостоятельности, т.е. большей свободыдействий в допустимых пределах, наконец,терпение и выдержка близких взрослыхсмягчают кризис, помогают ребенкуизбавиться от острых эмоциональныхреакций.

Главное приобретение переходногопериода – своеобразная детская речь,называемая Л.С.Выготским автономной.Она значительно отличается от взрослойречи и по звуковой форме (фонетическомустроению), и по смыслу (семантическойстороне).

Еще более интересны семантическиеразличия. Маленький ребенок вкладываетв слово совсем другой смысл, чем взрослыйчеловек, поскольку у него еще не сложилисьнаши «взрослые» понятия. У него своялогика, и его слова становятся многозначнымии ситуативными.

Еще одна особенность автономной речи- своеобразие связей между словами. Языкмаленького ребенка аграмматичен. Словане объединяются в предложения, а переходятдруг в друга как междометия, напоминаяряд бессвязных восклицаний.

Детская речь понятна только самымблизким людям, постоянно находящимсярядом с ребенком и понимающим значенияего слов.

Общение с другими взрослымис помощью такой речи почти невозможно,хотя здесь могут помочь неязыковыесредства – жесты и выразительная мимикаребенка, сопровождавшие непонятныеслова.

Следовательно, автономная речьдопускает общение, но в других формахи другого характера, чем то общение,которое станет возможным для ребенкапозднее.

Итак, годовалый ребенок, вступая в новыйпериод – раннее детство, – уже многоеможет: он ходит или хотя бы пытаетсяходить; выполняет различные действияс предметами; его действия и восприятиеможно организовать с помощью речи, таккак он понимает обращенные к нему словавзрослых.

Он начинает говорить и, хотяего речь ситуативна и многозначна,непонятна большинству окружающих, еговозможности общения с близкими людьмизначительно расширяется.

Познавательноеи эмоциональное развитие ребенкаосновывается в первую очередь напотребности в общении с взрослым -центральном новообразовании данноговозрастного периода.

Как указывал Д.Б.Эльконин, в процессеразвития у ребенка появляется нечто,взрывающее под влиянием общения из­нутрисамое общение. Ребенок становится наноги. В резуль­тате расширяется егопространство, он может передвигатьсяв нем, сам подползти и взять какой-либопредмет.

Потреб­ность внепосредственно-эмоциональном общениисо взрос­лыми должна уменьшаться.Рождается жест, который озна­чает:«Дай!», затем он начинает сопровождатьсясловом, по­том остается только слово.Наконец, возникает ходьба. Си­туацияслитности ребенка и взрослого разрываетсяизнутри. Появляются двое.

В этомзаключается сутькризиса первого года(13).

Этот кризис характеризуется разрушениемпрежней соци­альной ситуации развитияребенка и образованием иных форм общения,которые приводят к появлению и новойсоци­альной ситуации. Особенноститакого кризиса и его новооб­разованиязаключаются в следующем.

Это прежде всего «автономная речь»ребенка, которую по­нимает только егомама. Слова возникают у ребенка вэмо­циональных ситуациях, которыевоспринимаются им как не­что целое.

Такие слова ситуативны и многозначны;налицо, уже общение, обращение, но ещелишенное постоянства зна­чений. Поформе – это общение, а по содержанию -эмоцио­нально-непосредственная связьребенка со взрослым и с си­туацией.

Ребенок и взрослый еще связаны общностьюситуа­ций, в которых возникают слова.

Затем ходьба, афферентация которой ещене налажена. Она состоит пока в медленноми неуверенном перемещении, полностьюзанимающем ребенка. Ребенок ходит, авзрослый, следя за ним, охраняет каждоеего движение (10).

Л.И.Божович указывала, что центральнымличностным новообразованием, возникающимв период кризиса одного года, являетсявозникновение эмоционально насыщенныхпредставлений, которые могут побуждатьповедение ребенка вопреки конкретнойситуации (2). До этого периода поведе­ниеребенка определяется лишь конкретнымивоздействия­ми.

Однако наступаетмомент – примерно в возрасте 1 года 2-3месяцев, когда ребенок перестаетподчиняться диктату внешних обстоятельств.Он часто начинает сопротивляться тому,к чему его принуждает в этот моментвзрослый, пыта­ясь осуществить своисобственные стремления.

Это может бытьсвязано с желанием получить игрушку,которую ребе­нок оставил в другойкомнате, или со стремлением продол­жатьделать то, от чего его оторвали. Иначеговоря, ребенок становится способнымхотеть то, что отсутствует в даннойситуации, но что продолжает жить в еговоспоминании.

В этих случаях стараниявзрослых отвлечь внимание малыша припомощи внешних воздействий частооказываются безус­пешными.

Внутренняя мотивация, возникающая подвлиянием тех образов и представлений,которые сохранились у него от толькочто пережитой ситуации, преодолеваетвнешние воз­действия, и ребенококазывается способным противостоятьим. Это в корне меняет взаимоотношенияребенка с окру­жающей действительностьюи людьми (2).

Таким образом, сущность кризиса одногогода заключает­ся в разрыве полнойслитности ребенка со взрослым. Всоци­альной ситуации появляются двое:ребенок и взрослый, из­меняетсясодержание их общения, изменяетсяведущий тип деятельности ребенка.

Источник: https://studfile.net/preview/4189394/page:20/

Первый возрастной: кризис 2-3 лет

Первый возрастной: кризис 2-3 лет

Караул! Ребенка словно подменили! Он стал упрям, требователен, строптив и капризен. Именно в возрасте двух лет наступает время особенно частых истерик, публичных сцен в общественных местах, катаний по полу, швыряний предметами, неповиновения с криками «Нет!», «Не хочу, не буду!» и «Я сам».

Многие родители недоумевают и ищут причину в собственном воспитании, полагая, что где-то допустили ошибку. Однако перемены в поведении малыша в возрасте 2–3-х лет связаны с переходом на новый уровень развития. По сути, это его второе рождение. Рождение нового себя как части окружающего мира.

Со стороны родителей здесь также необходима определенная перестройка: теперь малыш желает, чтобы удовле-творялись не только его потребности, но и учитывались его права, а также были определены его обязанности как нового члена общества. Появление обязанностей подразумевает подчинение определенным правилам. И их надо четко обозначить.

А вот права – это то, чем маленький гражданин может воспользоваться, а может и не воспользоваться. И отныне юный член общества намерен сам определять это для себя! Теперь перед вами не просто веселый карапуз, пускающий пузыри, которого можно перенести на другое место, помыть, покормить и красиво одеть.

Это независимая персона с собственным «я», что подразумевает рождение личного пространства и личного мнения. Настоящий юный подросток в подгузниках! Этап этот сложный, но важный для установления здорового эмоционального общения ребенка с миром. Выделим несколько основных характеристик этого кризисного периода.

Кризис двухлетнего возраста – этап перехода ребенка на новый уровень развития. теперь малыш желает, чтобы не только удовлетворялись его потребности, но и учитывались его права.отныне перед вами независимая персона с собственным «Я».

1) Негативизм. Малыш негативно реагирует на ваши просьбы. Главный мотив – сделать наоборот, прямо противоположное тому, что говорят.

Это реакция не на содержание вашей фразы, а на тот факт, что она собственно исходит от вас. Единственная цель ребенка – дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения, которую нужно учитывать.

А все, что исходит от взрослых, прежде чем принять, жизненно важно сначала подвергнуть сомнению.

2) Упрямство. Оно отличается от настойчивости, ведь зачастую кроха настаивает на том, чего не так уж и сильно хочет или уже давно расхотел.

Но вся беда в том, что он уже этого потребовал и связан своим первоначальным решением. Сказав «нет», он не может разделиться сам в себе и потом сказать «да».

Ведь его первостепенная задача – заявить о своем желании и добиться, чтобы с ним считались!

3) Своеволие. Малыш стремится все делать сам, и в основе этого лежит личное намерение: «Я сам решил!». Это трудно, ведь делать что-то самостоятельно всегда нелегко, особенно когда твои собственные руки и ноги тебя не слушаются. Но еще хуже, если при этом мама и папа раздражаются, отбирают экспонат в самый разгар учебного процесса.

4) Строптивость, обесценивание. Привычный, подчиненный порядку мир рушится; обесценивается многое из того, что было дорого и интересно раньше. Теперь малыш ведет себя иначе: он борется со старыми правилами, с принятыми ранее нормами поведения. Это трудно, ведь малыши так консервативны, и перемены обескураживают их, но теперь жизненно необходимо многое поменять.

5) Деспотизм, протест-бунт. Малыш заставляет родителей делать все, что он требует, диктуя всем свою волю и находясь в состоянии войны и конфликта с окружающими. Это трудно, потому что малыш не чувствует себя защищенным, он не получает четких границ, к тому же, вследствие его плохого поведения он испытывает дефицит любви. Поэтому нам, родителям…

Жесткий и негибкий родитель может добиться только двух результатов – сломать ребенка, сделав его безвольным и закомплексованным, или усилить и без того имеющийся протест, встав на дорогу нескончаемой перманентной войны с неуправляемым ребенком.

Да, родители могут невольно в ответ на демонстративное неповиновение и протест малыша усиленно навязывать ему свое мнение и свои правила. Например, прикрикивать, постоянно тормошить, исправлять.

Проследите за собой: не свойственно ли вам контролировать каждую мелочь, поучать без перерыва? Иногда даже во время совместных игр, которые должны доставлять малышу удовольствие, продолжаются назидания и исправления: малышу не позволяется играть по своим правилам, следовать собственной логике, вести и придумывать собственный сюжет. Итог – очередной скандал, протест ребенка.

Не стоит поддаваться гневу

Наверное, нет ни одного человека, который бы не гневался, не возбуждался и не ругал своего ребенка. Всегда можно найти причину быть недовольным малышом, и при этом очень часто хочется, не вникая в суть ситуации, просто выпустить пар. Сбросив адреналин, мы обычно чувствуем внутреннее облегчение и даже иногда добиваемся послушания. Но это только в первые минуты.

Дальше мы начинаем мучиться и переживать, что не сдержались и выплеснули свое недовольство на ребенка. Чтобы избавиться от этого неприятного ощущения, мы начинаем заискивать перед малышом, становимся в чем-то снисходительными, пока не накопится очередная чаша гнева. При этом малыш теряется, и все его внутренние ориентиры ломаются. Ему трудно предугадать, что будет в следующую минуту.

Физическое наказание или крик не приносят пользы, так как снимают с «наказанного» чувство вины и препятствуют ее осознанию. Одновременно закрепляется искаженная информация о том, как нужно вести себя, если ты раздражен. Постепенно дети привыкают к таким формам поведения и воспринимают их как допустимые.

Поэтому у «взрывных» родителей дети часто имеют невыдержанный характер и склонность к ругани друг с другом.

Не стоит идти на поводу у юного бунтаря

Бывает так, что родители двухлетки могут быть чуткими, но не слишком строго соблюдают ими же установленные правила. Такому родителю кажется, что если он будет «хорошим» – заботливым, понимающим, спокойным, отзывчивым, то и жизнь с непростым карапузом станет легче. Они постоянно идут на уступки малышу, быстро сдаются под натиском детских капризов.

К сожалению, такое воспитание приводит к одному: дети растут беспомощными и зависимыми, а в результате более настырными и требовательными.

Иногда родительское терпение заканчивается, и те начинают сердиться: они исчерпали все возможности, шли на бесконечные уступки, чтобы он стал «лучше», а он не стал. И родители начинают кричать: что бы он ни делал – все вызывает раздражение.

Некоторые родители замыкаются и отдаляются от ребенка, стараясь держать определенную эмоциональную дистанцию.

Но результат все тот же: малыш чувствует отверженность и одиночество, еще больше укрепляясь в своих страхах и страданиях, поэтому он становится еще более «липким», капризным и назойливым.

Источник: http://www.parents.ru/article/pervyj-vozrastnoj-krizis-2-3let/

Возрастные кризисы ребенка. Кризис 3 лет. Часть 2

Первый возрастной: кризис 2-3 лет

Продолжим просвещаться по теме возрастных кризисов у детей. Сегодня мы рассмотрим кризис 3 лет и в последней, третьей части, кризис 7 лет. Эти кризисы особенные, потому что в этот период как раз наблюдается полный спектр нелогичности поведения ребенка, который нужно помочь пережить ему.

Кризис 3 лет

Самый внезапный. Еще вчера ваше солнышко было послушным, а через пару дней бегает по дому с паром из ушей и истериками. Всё и правда настолько серьезно. К данному кризисному возрасту заранее подготовиться нельзя.

Этот период наступает не ровно в 3 года, у кого-то немного раньше – 2 года 8 месяцев – у кого-то позже 3 года 4 месяца, например. Но вы его узнаете. Так же возникает много вопросов по длительности кризисного периода.

Она связана с другими факторами развития ребёнка.

  • Темперамент ребёнка – например, у холериков обычно проходит очень бурно, с агрессией, истериками, все негативные проявления можно умножать на 2.
  • Стиль воспитания – самый неверный стиль воспитания для кризиса – диктаторский (авторитарный). При таком стиле интенсивность агрессивного поведения и истерик тоже умножается, т.к. подавляя истерики ребенка психологически и физически родители закладывают фундамент для более серьёзных психологических проблем у ребенка в будущем.

Длительность кризиса 3-х лет может варьироваться от нескольких месяцев до нескольких лет, у некоторых детей этот возрастной кризис заканчивается только в 4-4,5 года. Но чем более гибки родители в данной ситуации, тем быстрее и безболезненно пройдет этот жизненный этап как для ребенка, так и для всей семьи.

В 3 года ребёнок уже осознаёт себя как личность, считает себя взрослым. Вся опека и забота родителей кажутся ребёнку недоверием с их стороны, что его считают беспомощным. Поэтому, самое главное проявление кризиса 3-х лет – это желание делать все самостоятельно, даже вопреки своим желаниям!

Внешним проявлением можно считать фразы: «Я сам!», «Не хочу», «Не буду».

Кстати, интересный факт:

«Мальчики намного более упрямые, чем девочки. Зато девочки чаще капризничают. В активный период кризиса приступы упрямства, капризности происходят от 5 до 19 раз в день»

Проявления кризиса 3 лет

У данного кризиса есть свои проявления, которые были названы «семизвездие кризиса трёх лет» — потому что у ребенка наблюдается 7 «симптомов».

  • Своеволие. Ребёнок стремится всё делать сам. При этом проявлении можно наблюдать капризы в выборе одежды, одевании, делает попытки убежать от родителей на прогулке.
  • Упрямство. Ребёнок настаивает на том или ином действии не потому, что этого хочет, а потому, что он потребовал. Например, сказал, что не хочет есть – значит, он не пойдет есть, а все попытки уговорить его съесть суп могут закончиться истерикой.
  • Деспотизм. Ребёнок заставляет родителей делать то, что он хочет (манипулирует ими) с помощью криков, плача, ударов, топанья ногами. Например, мама не хочет покупать своему сыну 15 машинку, она предлагает взять солдатика, но мальчик хочет машинку и начинает плачем и ударами по маминым ногам просить эту машинку. Если есть младшие брат/сестра – то это проявляется как ревность.
  • Негативизм. Стремление сделать всё наоборот, даже если ребенок сам хочет этого. Игнорируются все предложения, которые исходят от взрослых. Мама или папа предлагают ребёнку пойти погулять – но ребёнок тут же отказывается, хотя сам очень хочет выйти на прогулку – цепочка продолжается ситуацией с деспотизмом – ребёнок начинает манипулировать родителями, чтобы его как-то развлекли дома, раз на улицу не получилось выйти.
  • Протест-бунт. Ребёнок уже находится в состоянии «войны» с родителями, ему кажется, что своей заботой родители ограничивают его свободу, ведь он уже взрослый, отсюда родители все чаще слышат «не хочу, не буду, отстаньте». Здесь всё чаще начинает проявляться агрессия.
  • Строптивость. Направлена против норм воспитания, которые сложились до трёх лет, на предметы, образ жизни, который был у ребёнка раньше.
  • Обесценивание. Ребёнок доказывает свою взрослость и значимость через обесценивание всего, что когда-то любил. Например, начинает употреблять грубые слова, специально сломать любимую игрушку, топтать свою одежду.

Советы для родителей

Кризис 3 лет очень серьёзный и нервный этап – заранее – не подготовишься, но можно попытаться прожить это время более спокойно.

Психологи дают некоторые советы для родителей:

  • Не выяснять в присутствии ребенка – «что это за поведение?».
  • Соблюдайте золотую середину – не ограничивайте совсем активность ребенка, но и не позволяйте делать все, что душа захочет.
  • Позвольте ребенку быть самостоятельным. Говорите с ним серьёзно, просите его помощь (чтобы для него это звучало серьёзно, но вы-то знаете, что в 3 года ребёнок не помоет посуду, дайте ему просто попробовать что-то сделать самому). Составьте вместе список его обязанностей, повесьте на видное место, чтобы он видел его. Всегда принимайте помощь, если ребёнок проявил инициативу, хвалите за хорошие и полезные поступки.
  • Уважайте мнение ребёнка. Дайте ему шанс самому выбрать себе костюмчик на прогулку, помочь вам выбрать фрукты в магазине.
  • Не устраивать трагедий из-за мелочей. Ничего страшного, если ребёнок сначала съест десерт, а потом основное блюдо. Делайте порции меньше, чтобы не заставлять доедать все с тарелки.
  • Нет приказам. Не приказывайте ребенку, а договаривайтесь «на берегу» обо всём. Всегда держите своё слово, т.к. дети всё очень хорошо запоминают.
  • Если у ребенка началась истерика не стоит распыляться и кричать на него, особенно в присутствии посторонних людей. Будьте спокойны. Обнимите кроху.

Помните, что вашему ребенку тяжело и он не справится без вашей поддержки. Чаще говорите ему о том, как любите его, говорите о поступках, хвалите за «хорошее», не акцентируйте внимание на плохое и «страшный кризис 3 лет» будет не таким страшным.

Источник: https://micrusha.ru/krizis-3-let

Для родителей
Добавить комментарий