Почему дети боятся врачей

Дентофобия: почему дети боятся стоматолога?

Почему дети боятся врачей

ДЕНТОФОБИЯ: ПОЧЕМУ ДЕТИ БОЯТСЯ СТОМАТОЛОГА?

В современном обществе страх перед посещением стоматолога испытывает почти треть всего населения. В данной статье особенно хочется поговорить о «маленьких пациентах», о детях.

Итак, что же такое дентофобия? Дентофобия

– это боязнь посещения стоматолога, страх перед стоматологическими манипуляциями. Страх, в общем смысле этого слова, является нормальной реакцией организма на опасность и выражением инстинкта самосохранения. Страх помогает нам идентифицировать опасность и в соответствии с этим фокусировать свое внимание.

Чувство страха появляется у нас как в ответ на определенный фактор опасности, так и в качестве общей реакции на явления окружающего мира. На различных этапах своего развития ребенок испытывает разные страхи. Основная причина страха стоматолога кроется в нежелании испытывать боль.

Наиболее «легкий» способ справиться со страхами и фобиями, выбираемый ребенком, – стремление избежать источника страха [1, 3, 5].

Причины страха посещения стоматолога

Непосредственный опыт – негативный стоматологический опыт встречается, как правило, у детей более старшего возраста от предыдущих посещений стоматолога. Рассказы сверстников и родителей о своем отрицательном опыте лечения зубов.

Страх боли. Зубной боли присущи особая острота и сила. Близость жизненно важных органов – головного мозга, органов зрения – делают головную и зубную боль особенно значимыми для инстинкта самосохранения человека.

Страх неизвестности. Когда ребенок впервые попадает в стоматологическую клинику и испытывает страх или тревогу, это объясняется в боль-

WWW.DENTAL-PRESS.COM

Молофеева В .А.

ООО «Клиника доктора Кравченко», г. Самара, lera.molofeeva@mail.ru

Резюме

В современном обществе страх перед посещением стоматолога испытывает почти треть всего населения. В данной статье речь пойдет о детской дентофобии. На различных этапах своего развития ребенок испытывает разные страхи. Основная причина страха стоматолога кроется в нежелании испытывать боль.

Наиболее «легкий» способ справиться со страхами и фобиями, выбираемый ребенком, – стремление избежать источника страха. В данной статье обработаны и проанализированы данные по обращаемости детей в детское отделение стоматологической клиники с разными степенями страха перед посещением стоматолога, освещены основные причины появления страха, пути его преодоления.

Особо отмечена роль родителей перед первым посещением ребенком стоматолога.

Ключевые слова: боязнь стоматолога, дентофобия, причины страха.

DENTOPHOBIA: WHY CHILDREN ARE AFRAID OF DENTIST?

Molofeeva V.A.

The summary

In modern society almost the third of total population is afraid of visiting dentist. We will focus on children's dentophobia in the article. Child experiences different fears at various stages of development. The main cause of dentophobia is an unwilling to experience pain.

The-most «simple» way to pull through fears and phobias, chosen by child is a desire to avoid the source of fear. The data of visiting of children to the pediatric department of Dental Clinics are processed and analyzed in the article, the main causes of fear occurrence and the ways of its overcome are presented.

The role of parents before the children's first visit to dentist is searchlighted.

Keywords: fear of dentist, dentophobia, causes of fear.

шинстве случаев страхом неизвестности, а иногда и особенностями поведения родителей, которые ребенок воспринимает как скрытые проявления страха.

К примеру, такие простые фразы, как «Не бойся» или «Не волнуйся, это не больно», произносимые тогда, когда ребенок и не подозревает, что есть причина для тревоги, могут вызвать у ребенка обратную реакцию, он поймет, что существует опасность боли или чего-то страшного, и начнет испытывать страх.

Недоверие. Доверие – это понятие, характеризующее уверенность человека в ком-то, готовность положиться на другого человека. Обман доверия по вине одного врача, в том числе стоматолога, может привести к устойчивому чувству недоверия ко всем остальным врачам.

Доверие формируется также и благодаря поведению родителей и других родственников, когда ребенок улавливает высказывания, касающиеся доверия по отношению к стоматологу.

Доверительные отношения с зубным врачом играют важную роль для преодоления ден-тофобии как у взрослых, так и у детей [5].

Клинически, по степени поведенческой реакции, можно выделить четыре уровня страха: легкий, умеренный, сильный и очень сильный.

Легкий страх проявляется пассивным отказом от лечения с мотивировкой типа «у меня больше не болит», «я лучше приду завтра». Выражение лица напряженное, на окружающих смотрит с опаской, просит разъяснения по поводу каждого движения врача, в кресло садится сам, хотя и настороженно.

Умеренный страх характеризуется уже активным отказом от лечения. В кресло садиться не хочет, скован, плаксив. Определяются тремор, учащение пульса и дыхания.

Сильный страх проявляется решительным отказом от лечения. Ребенок начинает проявлять агрессивность, отталкивает врача, отворачивается, может ударить, укусить. Насильственное удерживание в кресле сопровождается выраженным двигательным возбуждением. Определяются значительное учащение пульса, дыхания, выраженная потливость, расширение зрачков.

Очень сильный страх не позволяет даже спокойно ввести ребенка в стоматологический кабинет. Он судорожно цепляется за родителей, его пребывание в кабинете сопровождается криками, бурным плачем. Могут отмечаться приступообразный невротический кашель, рвота, непроизвольное мочеиспускание. Посадить ребенка в кресло практически невозможно [4, 5].

Для установления психологического контакта с пациентом необходимо учитывать и стадию интеллектуального развития ребенка:

1. Сенсорно-моторный период (до 2 лет) – дети приобретают первичные ощущения вкуса, прикосновения, сигналов, звуков и манипуляций.

2. Префункциональный период (от 2 до 7 лет)

– дети обладают способностью к интуитивному мышлению, но в большинстве случаев ощущения строятся на восприятии. Дети верят во все, что видят и слышат.

3. Конкретный операционный период (7-11 лет)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

– дети обретают способность реверсировать свои мысли и ощущения логически.

4. Формальный функциональный период (11-14 лет) – наступает подростковый период, начинается более высокий и богатый уровень интеллектуального развития: способность мыслить абстрактно [2, 3].

Эффективное общение с ребенком или подростком требует понимания его интеллектуального развития. Дети от 2 до 5 лет – самые сложные пациенты. Они отказываются сотрудничать, так как еще не умеют адекватно реагировать на действия врача, не могут точно характеризовать тревожащие их ощущения и не в состоянии управлять своим поведением.

Дети этого возраста ведут себя совершенно непредсказуемо, что очень часто делает стоматологическое лечение неэффективным. В кресле стоматолога нередко оказываются дети, чье поведение отличается от общепринятых норм: агрессивные, гиперактивные, тревожные, встречаются аутичные пациенты.

И к ним нужно относиться особо, учитывая специфику личности каждого [4, 5].

Согласно реестрам детского отделения нашей клиники, мною были собраны и обработаны данные за период 2012 года по обращаемости детей на лечение в первый раз. За 2012 год докторами детского отделения клиники на терапевтическом приеме было принято 3780 детей, из них первичных пациентов было 653 человека.

Детей от от 0 до 6 лет 501 человек, от 7 до13 лет – 117, от 14 до 18 лет – 35 человек (рис. 1). Самая многочисленная группа – это дети до 6 лет. Дети, для которых, как правило, это первый визит к стоматологу. Без преувеличения можно сказать, что это одна из самых сложных возрастных категорий для доктора.

95% всех детей боялись стоматологических манипуляций. Выраженность страха зависела почти всегда от возраста пациента. Так, в группе пациентов до 6 лет преобладал умеренный, а в некоторых случаях сильный и очень сильный виды страха (рис. 2).

В последнее время в этой группе все чаще встречаются аутичные пациенты.

В группе пациентов от 7 до 13 лет чаще встречаются легкий и умеренный виды страха, все реже сильный и очень сильный (рис. 3).

10 -6 лет 17-13 леї 114 18 лет

Рис . 1 . Возрастные группы первичных пациентов за2012год

?0(4%)

■ легкий страх

■ умеренный страх Ы сильный страх

■ очень сильный страх

Рис . 2. Изменения уровня страха у детей до 6-ти лет

■ легкий страд

■ умеренный страх у сильный страх

■ очень сильный страх

Рис . 3 . Изменения страха у детей 7-13 лет

1(34)

■ легкий страх

■ умеренный страх

■ сильный страх

■ очень сильный прах

Самой «бесстрашной группой» пациентов оказалась возрастная группа от 14 до 18 лет, где полностью отсутствовала очень сильная разновидность страха и преобладал ее легкий вид (рис. 4).

Проанализировав эти данные, можно сказать, что сила страха пред приемом у стоматолога зависит в первую очередь от возраста ребенка (рис. 5).

Пути преодоления дентофобии

Дети, у которых первое посещение стоматолога в раннем возрасте прошло удачно и без психологической травмы, сохраняют это впечатление на всю жизнь. Этот первый визит имеет большое влияние на формирование отношения ребенка к стоматологии.

Целью врача, кроме улучшения стоматологического здоровья общества, должно быть формирование у пациента позитивного отношения к стоматологии вообще. В связи с чем первое посещение стоматолога проводится, как правило, с «ознакомительной целью».

Ребенок знакомится с доктором, с кабинетом и оборудованием, во время чего врач оценивает готовность ребенка к лечению. С родителями обговариваются этапы и способы лечения, а также возможные осложнения и нюансы лечения [1, 4, 5].

Особо хочется отметить роль родителей и их настроя на желание ребенка посещать стоматолога. Основная специфическая разница в лечении взрослых и детей – это взаимоотношения врача и пациента. При лечении взрослого пациента врач один на один общается с ним.

Лечение же детей предполагает общение врача не только с ребенком, но и с его родителями. Влияние беспокойства матери на ребенка в стоматологическом кабинете негативно сказывается на его поведении. Этому подвержены дети любых возрастов, но особенно – малыши до 4-летнего возраста.

Это объясняется очень близкими взаимоотношениями ребенкаи родителей, начинающимися с периода

■ легкий страх

■ умеренный страх

■ сильный страх

■ очень сильный страх

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис . 4. Изменения уровня страха у детей 14-18 лет

Рис . 5 . Взаимосвязь возраста и уровня страха у детей

новорожденности и постепенно ослабевающими с возрастом. Одна из полезных вещей, которую родители могли бы сделать, – это вести себя как можно естественнее и проще, сообщая ребенку о предстоящем визите к врачу.

Такой подход позволяет детям относиться к этому визиту как к возможности познакомиться с новыми людьми, которые помогут ему оставаться здоровым. Страх и беспокойство влияют на поведение ребенка и, по большому счету, определяют успех стоматологического вмешательства.

Очень важно хвалить и отмечать героизм ребенка на приеме у стоматолога. Не лишним будет и последующее поощрение ребенка «за хорошее поведение» [1, 4, 5].

Адекватное обезболивание. Многие родители очень боятся проведения анестезии своему ребенку, ссылаясь на свой негативный опыт, связывая его, прежде всего, с болью. Современная стоматология располагает широким спектром обезболивающих препаратов, которые возможно применять с самого маленького возраста [2].

Способность врача управлять поведением ребенка во время стоматологического вмешательства помогает врачу выполнить неотложные мероприятия. Более длительного эффекта можно достичь тогда, когда такие попытки делаются еще в раннем возрасте [3, 5].

Задачей врача-стоматолога, кроме улучшения стоматологического здоровья, у членов общества является формирование у пациента позитивного отношения к лечебным мероприятиям – когда шаг за шагом ребенку прививается позитивное отношение к ним. К счастью, большинство детей легко и быстро адаптируются к проведению стоматологического лечения без особых усилий со стороны врача [5].

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойко В.В. Распознавание и преодоление страха на стоматологическом приеме // Институт стоматологии, 2002.

– № 1, 4. – С. 15-23.

2. Виноградова Т.Ф. , Снагина Н.Т. Руководство по стоматологии детского возраста // Медицина, 1995. – С. 75-83.

3. Гашимов Р.Г., Аракелова М.Н. Психологические особенности детей со стоматологическими заболеваниями // Стоматология, 1988. – С. 58-60.

4. Иванов Г. Г. , Иванова М.А. Оценка психоэмоционального состояния детей // Стоматология детского возраста и профилактика, 2001. – № 1. – С. 23-26.

5. Лепелин А. В., Сутенков Д.Я., Казакова Л.Н. Психоэмоциональное напряжение как основа дентофобии и причина развития страха // Стоматология детского возраста и профилактика, 2004. – №3. – С. 18-25.

(

Що!>шми Редакция журнала «ПРОБЛЕМЫ СТОМАТОЛОГИИ» томшпогии и издательский дом «Тираж»

Приглашает к сотрудничеству: авторов рекламодателей подписчиков

поробности на сайте www.dentaL-press.com т.: (343) 253-58-02

/ |Инпгрн*Е-.*|п

4- С? А ! №№1-р№&.Ю|П– > -тэддил

*■-. II п№»»** к– й| ШаВл-м*-мшпн |.. “V Сигасмм па-гчр*.Рйжк лю>рсг* « а… Д 0 Дим** «уиоксчлм.ы

* =

С

«*№■*+ Ирабл&чы

ТО МАТОВО ГНИ

и ■ п.л те шла! Дйй 1НПШ

Редакция журнала 'Проблемы (гонатслогни”

и (343) 253-58-02. 311 -51 -04

И|№*пийн* цтгч к!(Л|1№Л| ми Пдм« п* н* cjj.it к™и.

Интернет-магазин

ИЗДйтеЛьСкйЛ ТИРАЖ -СйГруДНИчМТ С пЖ ТныМи рМ* ИЙ*.н*ЫМ ИЩйТйЛьС ТЫМИ И №ЫТНЫМ и И1ЧИНа4Щ]ЯМ СТЩЫ*тдр0г*М Судет ЮТПерССнЯ СпеигПМЧЯ «ЫГСрГГЛ?! чгтвдч пр«жтм?тет наш партер — ндательстн «АЗ&УйА»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПР0£Л«М41 стомлтологнн / Л(ТШ моыш о; нотлтоики

2011 НоЭ

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/dentofobiya-pochemu-deti-boyatsya-stomatologa

Как научить ребёнка не бояться врача | КУРСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДЕТСКАЯ БОЛЬНИЦА №2

Почему дети боятся врачей

С самого рождения в жизнь вашего ребенка приходят не только любящие мама, папа и другие родственники, но и врачи. Педиатр осматривает малыша с первых дней жизни, следит за его здоровьем и развитием пока он растет.

Обычно грудные дети до 3-4 месяцев нейтрально относятся к визитам врача, позволяют себя осматривать, трогать, переворачивать. Но примерно с 4-5 месяцев, малыши уже начинают различать где мама, а где незнакомый человек в белом халате.

В это время ребенок смотрит на реакцию мамы и папы при появлении врача и решает, как себя вести с ним: плакать, или лежать спокойно.

Если мама нервничает при появлении детского врача, то малыш тоже начнет нервничать, плакать и кричать, и наоборот, если мама спокойна и приветлива, то такое её поведение поможет научить ребенка ничего не бояться. Тут мы видим, что реакция ребенка на врача непосредственно зависит от реакции родителей.

Напрашивается вывод: страх ребёнка перед врачом – это собственные страхи родителей, которые передались ему. Также страх перед врачом может возникнуть, если родители пугают ребёнка: «Не будешь слушаться, отведу тебя к врачу». Такого делать ни в коем случае нельзя.

Примерно с годовалого возраста малыши, слушая разговоры родителей, могут понять, что им предстоит поход к врачу.

И, если в этих разговорах малыш уловил негативные высказывания о врачах, то у него тоже возникают страхи.

Страх перед врачом может возникнуть, например, если ребёнку делали какую-нибудь прививку, и ему было больно. Тогда он будет ассоциировать врача с болью – и этот страх может остаться на всю жизнь.

Итак, мы разобрались, отчего могут возникнуть страхи перед врачом. Теперь нам следует разобраться, как научить ребенка не бояться врача. Действовать нужно аккуратно и методично, а как, мы сейчас расскажем:
            1. Приобретите детскую книжку «Айболит» К.И.

Чуковского и почитайте её вместе. Эффектнее будет, если при чтении Вы станете внимательно объяснять картинки малышу.

Так Вы, что называется, «убьете двух зайцев»: заинтересуете ребенка книжками, и на примере зверушек покажете, что врача не надо бояться, что он помогает больным.

2. Вы можете показать, что во врачах нет ничего страшного, если будете играть с малышом в доктора, где роль врача будет исполнять сам ребёнок. В детских магазинах можно купить «набор доктора», где есть и игрушечные стетоскоп, градусник, пузырьки и шприц.

Вы можете показать ребенку на примере кукол или других игрушек, как надо с этим обращаться. Например, можно сказать, что у игрушки болит голова, и нужно вылечить её. Играя в такую игру, ребёнок на себя примеряет роль врача, не отказывайтесь поиграть с малышом, если он захочет «вылечить» Вас.

Так он поймет, что врача бояться не нужно, ведь он сам играет роль врача.

3.

Если у вас есть домашние животные, которым нужна помощь ветеринара, то при визите к нему возьмите с собой ребёнка, пусть посмотрит, как делаются некоторые процедуры и приговаривайте: «Вот видишь, собачка не боится осмотра, ведь доктор хочет помочь ей, и ты не должен бояться». Если животных у вас нет или они здоровы, посмотрите передачи о животных, в них иногда показывают, как ветеринары помогают животным. Это будет и полезно, и интересно для ребенка.

 4. Также научить ребенка не бояться врача – это говорить ему правду, что вы идете к врачу, а не в гости. И напомните, что врачей бояться не надо, ведь он сам был врачом для своих игрушек, и они его не боялись. Пусть он перенесет свои игры в реальность.

5. Если вам предстоит поход в поликлинику, то возьмите с собой любимую игрушку ребенка, или же книжку для чтения, чтобы время ожидание прошло для малыша незаметно и приятно.

Играйте с ним во время ожидания, чтобы он не заскучал, от скуки детки устают быстрее, чем от игр. А усталый ребенок, это капризный ребенок, не желающий ничего слышать.

Да и игра поможет ему расслабиться и поможет научить ребенка не бояться похода поликлинику.

6. Также в том, как научить ребенка не бояться осмотра, Вам поможет Ваше присутствие во время визита к врачу. Не оставляйте ребенка одного, чтобы он не боялся, ведь Вы – его защита и опора. Рядом с Вами он будет чувствовать себя увереннее и перестанет бояться.

Также вы можете объяснять своему малышу, что врач будет делать: мерять температуру, слушать, как он дышит, посмотрит горлышко и т.д. Вы также можете дома потренироваться и показать малышу, что это не страшно.

Возьмите чайную ложку и покажите ребенку, как доктор будет осматривать его горлышко, опишите, что он почувствует при этом. Таким образом, вы можете показать ребенку, как врач будет его слушать и т.д.

Если нет возможности находиться с ребенком в кабинете во время манипуляции, объясните ему, что Вы его не бросаете и не уходите, а будете ожидать в коридоре или палате.

7. Если малышу предстоит укол, то скажите ему об этом, не обманывайте его и не говорите, что не будет больно. Так он может перестать доверять Вам, но все также будет бояться врачей. Лучше скажите, что он почувствует небольшой укольчик, например, как укус комара, но скоро все пройдет, ведь мама рядом и защитит его, если ему будет сильно страшно.

8. Научить ребенка не бояться врачей, Вам поможет избавление от собственных страхов перед ними. Ваш страх передается и Вашему малышу. При посещении доктора, ведите себя спокойно и уверенно, и тогда Ваш ребенок будет вести себя также.

Было замечено, что у беспокойной и нервничающей мамы, ребенок будет капризничать и вырываться из её рук, лишь бы не идти к врачу. И наоборот, у спокойной мамы и малыш спокоен.

Маленькие дети берут пример с родителей практически во всем, и поход к врачу – не исключение.

9. Если ребенку предстоит госпитализация и нахождение в стационаре, объясните ребенку, что это необходимость, и так он быстрее выздоровеет. В стационаре находятся и другие дети разных возрастов, и ребенку не будет там скучно или страшно.

Итак, мы привели несколько способов как избавить ребенка от страха перед врачами или свести негативные моменты от посещения доктора к минимуму. Надеемся, что наши советы помогут родителям найти правильный путь решения этой задачи.

Источник: http://odb2-kursk.ru/kak-nauchit-rebyonka-ne-boyatsya-vracha.html

Визит к врачу: как научить ребенка не бояться медицинских процедур

Почему дети боятся врачей

    Страх перед медицинскими процедурами — совсем не редкое явление. Многие дети, услышав о визите к врачу, начинают паниковать еще дома или в очереди у двери манипуляционного кабинета.

    Родители, к сожалению, часто не знают, как действовать в подобных ситуациях и также не демонстрируют взвешенности. Поэтому не могут помочь ребенку, поддержать его.

    Что же делать, если у ребенка появился страх перед визитом к врачу? Как преодолеть этот страх и сделать так, чтобы малыш не боялся врачей?

    Давайте выясним вместе.

    Почему ребенок сопротивляется медицинским процедурам?

    Основная причина, почему дети боятся врачей, это страх перед внезапной болью, которую им пришлось однажды пережить во время визита к врачу.

Это могло произойти во время проведения инъекций, прививки или иного воздействия на кожу или внутренние органы. Почувствовав боль однажды, ребенок запоминает ситуацию в мельчайших деталях.

Поэтому, когда он попадет в подобные обстоятельства в следующий раз, то почувствует страх, в частности, перед новой угрозой боли.

    Важно также и отношение самой мамы к врачам и мамин страх. Дети хорошо чувствуют эмоции людей вокруг: волнение матери легко передается маленькому пациенту и он начинает также бояться и капризничать.

    Иногда страхи внушают сами родители или близкие родственники. Часто медработники становятся инструментом манипуляций или устрашающим фактором. Мама или папа говорит: «Не будешь слушаться, отведу тебя в больницу.

Пусть тебе там сделают укол!». После таких угроз, совсем не удивительно, что малыш будет подсознательно бояться «страшных» врачей, которые причиняют детям боль.

И каждый визит в больницу у него будет приравниваться к наказанию родителей за непослушание.

    Еще одна причина страха — неизвестность, ведь многие родители, которые отправляются с детьми на прививку или другие связанные с болью или неприятными ощущениями процедуры, не рассказывают, с чем придется столкнуться ребенку.

Заботливые папа и мама всячески успокаивают малыша, уверяя, что больно не будет. И когда ребенок чувствует боль, он понимает, что был обманут, и такое может повториться снова.

Причем после этого своеобразного предательства могут появиться не только страхи, но и недоверие к родителям.

    Иногда страхи вызывает именно медицинское учреждение, особенно государственное. Это может быть обусловлено отсутствием ремонта, гнетущей атмосферой, большим количеством людей, характерными запахами и т. п. Некоторых детей пугает медицинская одежда (белые халаты, головные уборы, маски).

    Но специалисты утверждают, что справиться с подобными страхами ребенка вполне возможно, и начинать борьбу с ними лучше с раннего возраста.

    Что может помочь в преодолении страхов ребенка?

    Ирина Тюрютикова, психолог-консультант, рекомендует родителям такие инструменты для преодоления детского страха перед медицинскими процедурами:

    1) Игра.

    Чтобы избежать первого негативного впечатления, которое является частой причиной страхов перед визитом к врачу стоит познакомить ребенка с медицинскими процедурами с помощью игры. Откройте свою домашнюю больницу, где в роли пациентов будут игрушки, а вы с ребенком будете врачами.

  • Подсказывайте, что необходимо делать, как врач осматривает пациента (ощупывает живот, смотрит в горло, слушает стетоскопом). Пусть ребенок все повторяет за вами.

    Специалисты советуют периодически обмениваться ролями, чтобы ребенок смог побывать не только в роли пациента, но и мамы или папы, врача или медицинской сестры. Переживание положительного опыта в игровой форме — отличный путь к повышению уровня стрессоустойчивости ребенка.

    2) Экспрессивная речь

    Ребенок быстро привыкает к тону голоса и поведенческим реакциям родителей, особенно матери, поэтому рано или поздно он перестает всерьез воспринимать некоторые слова и замечания. Именно поэтому экспрессивная речь является довольно важной при взаимодействии с дошкольником.

Даже о посещении учреждения здравоохранения ребенку нужно рассказывать, используя различную мимику, жесты, интонации: говорить то увлекательно, то таинственно, то радостно, то серьезно. Безусловно, не стоит гиперболизировать.

Рассказ родителей должен быть максимально приближен к правде.

    3) Осведомленность

    Почти каждой маме и папе в детстве объясняли, что укол — это лечение (то болело, а теперь не болеть), прививки — профилактика (чтобы не заболел животик), а кровь берут на анализ, чтобы исследовать организм и узнать, как его лечить . Поэтому прежде чем психологически подготовить ребенка к медицинским процедурам, родители сами должны разбираться в этих вопросах.

  • Если у ребенка возникают дополнительные вопросы, отвечать на них нужно спокойно, ни в коем случае не делать акцент на неприятных моментах медицинских процедур. Наоборот, можно сказать, что благодаря действиям врача носику или животику станет легче, и они поблагодарят их маленького хозяина.

    4) Книги

    Попробуйте читать книги о врачах, чтобы ребенок воспринимал их как исключительно положительных и добрых героев и перестал бояться.

  • Специалисты рекомендуют произведение «Айболит» К.Чуковского. Добрый доктор, который нравится большинству детей, сможет заинтересовать ребенка и сформировать положительный образ врача.
  • Издательство Артбукс подготовило также интересную книжечку о врачах и медицинских учреждениях — «У врача. Моя первая энциклопедия» (С.Леду). Эта книга объяснит ребенку, кто такой педиатр, зачем чистить зубы, когда нужно обращаться в скорую помощь и как проходит операция. А еще она показывает ребенку, что люди в белых халатах помогают нам выздоравливать и заботиться о здоровье.

    5) Награда за отвагу

    В частных лабораториях за мужественно сдан анализ часто одаривают конфетами, медалями и грамотами, поэтому дети идут туда охотно. Однако, если возможности сдать анализ в частной клинике нет, можно придумать награду ребенку «от мамы», которую он получит после того, как дело будет сделано.

  • Чтобы не делать сверхважным такой простой процесс, как сдача анализов или осмотр доктора, лучше не обещать малышу велосипед или планшет — придумайте какой-то небольшой подарок. Можно также сходить с ребенком в кино, в парк или в кукольный театр.

    Каких советов стоит придерживаться, планируя визит к врачу?

    Специалисты советуют родителям придерживаться таких рекомендаций:

    1. Воспитывать базовое доверие к врачу

    Чтобы избежать возможных трудностей во время визита к врачу, у ребенка с раннего возраста необходимо формировать положительный образ «человека в белом халате». Приведем некоторые игровые варианты формирования положительного образа медицинской помощи:

  • Разбитое колено. Помазали раствором йода или зеленки; если больно, вместе подули; все зажило, поэтому можно побегать и попрыгать вместе от радости.
  • Боль в животе. Приняли микстуру; погладили животик; уже не болит.
  • Боль в горле. Пополоскали; сделали ингаляцию; побрызгали «волшебной» жидкостью с «волшебного» флакончика; уже не болит.
  • Кашель. Приняли лекарственные препараты; идем на процедуры в учреждение здравоохранения; сидим в кабинете физиопроцедур, делаем ингаляции, слушаем, сочиняем вместе сказки (ребенок, увлекшись сказкой, сможет отвлечься от процедуры или даже попытается продлить ее, чтобы дослушать сказку до конца); кашель прошел.

    2. Предупреждать о посещении врача

    Неожиданные визиты в больницу могут насторожить ребенка. Поэтому расскажите заранее, что вы собираетесь к врачу, и сообщите, с какой целью. Планировать визит к врачу желательно на время, когда малыш бодрый, сытый и веселый.

    3. Использовать положительные стимулы

    Например, пообещайте, что после процедур вы сделаете вместе что-то приятное. Вместо упреков или угроз используйте слова ободрения и поддержки. Если ребенок переживает, можно взять с собой ее любимую игрушку или книгу. Помните: положительные эмоции способствуют выздоровлению.

    4. Объяснять все, что происходит

    Дети должны понимать, где они находятся и что происходит. Объясняйте им, что делает врач, по возможности, расскажите что-то приятное, чтобы отвлечь от процедур. Но делать это нужно, учитывая возраст ребенка. Так, годовалому малышу бесполезно объяснять важность прививок — он просто не сможет этого понять.

    5. Говорить правду

    Не менее важной в разговоре с ребенком является правдивость ваших слов. Описывайте события простым, понятным языком. Поскольку ложь может привести к еще большему сопротивлению в следующий раз.

Убеждая ребенка, что «будет совсем не больно» или «ты даже не почувствуешь», вы сознательно загоняете ребенка в ловушку будущего разочарования и недоверия.

Утраченное доверие очень сложно восстановить и в следующий раз вам будет очень сложно уговорить малыша на очередной визит к врачу.

  • Лучше объясните ребенку спокойным доброжелательным тоном: «Укол сделают быстро, ты почувствуешь легкое прикосновение».

    6. Поддерживать и сочувствовать

    Моральная поддержка и сострадание — то, в чем в первую очередь нуждается ребенок при любой медицинской манипуляции. Даже взрослому легче переносить боль, как физическую, так и психическую, если кто-то эту боль с ним разделяет. Несколько теплых слов помогут ребенку немного расслабиться.

  • Например: «Я понимаю, что тебе не хочется, чтобы врач сейчас что-то делал. Мне также не нравится, когда мне делают уколы (смазывают горло)». Важно помнить, что дети очень чувствительны к неискренности и лжи, поэтому желательно быть максимально честными, стараться не употреблять медицинской терминологии и неизвестных для ребенка слов.

​   Не стоит требовать от ребенка идеального поведения, примите его эмоции и помогите их пережить. Не запрещайте ребенку плакать — это естественная реакция на боль и страх, в этом нет ничего постыдного Если малыш заплакал, успокойте его, поддержите, внушите уверенность в себе. А за хорошее поведение обязательно похвалите.

     7. Позаботиться о себе

    Пребывание в больнице — не всегда спокойный опыт и для родителей через переживания и избыточное количество эмоций. Ваша усталость и плохое настроение могут передаваться ребенку.

Поэтому не забывайте заботиться и о себе, ведь если вы покажете страх или другие негативные эмоции — дети могут чувствовать себя так же.

Спокойные и положительно настроены родители передают такое настроение и своим детям.

  • Если перед кабинетом врача длинная очередь, постарайтесь заняться с малышом чем-то интересным и отвлечь его от страшных мыслей. Неплохо заранее взять с собой любимую или купленную специально для данного случая книжку. Вместе с малышом рассматривайте картинки, читайте, говорите об увиденном в форме шутки. Пусть ребенок почувствует, что нет ничего страшного или удивительного в том, что должно произойти и ничего катастрофического не намечается. Ребенок подхватит ваше хорошее настроение и успокоится сам.

    8. Подавать собственный положительный пример

    Регулярно посещайте врачей и никогда не отзывайтесь о них негативно, даже если ваше мнение будет оправданным. Делайте акцент на том, что врачи помогают людям быть здоровыми, и обойтись без них никак нельзя.

  • Если малыша пугает сама больница, попробуйте ее изменить. Некоторые детские клиники и кабинеты оформлены ярко и оставляют только положительные впечатления. Если же ребенок наотрез отказывается идти в поликлинику, попробуйте вызвать платного врача на дом, причем несколько раз. Возможно, со временем вид медработников и их манипуляции перестанут пугать ребенка.
  • В том случае, если у ребенка есть старший братик или сестричка, можно вместе съездить к врачу тогда, когда обзора будет подвергаться старший ребенок. Пусть маленький посмотрит, что ничего страшного врач не делает, и его страх постепенно может сойти на нет.
  • Если ребенок не дает себя осмотреть, договоритесь с врачом, пусть он сначала осмотрит вас. Конечно, этот метод подходит не для всех процедур, но иногда он очень спасает ситуацию.

    Как и в любой ситуации со страхами к малышу нужно найти подход, а родителям запастись терпением. А если вы во время первых посещений больницы правильно построите разговор с ребенком, будете верить сами в то, что ничего страшного не произойдет, то у вас может и не возникнуть поводов преодолевать страхи малыша.

    Приятных вам визитов к врачу и крепкого здоровья!

Источник: https://learning.ua/blog/201904/vizyt-do-likaria-iak-navchyty-dytynu-ne-boiatysia-medychnykh-protsedur/ru/

Почему дети боятся своих фантазий и как им помочь

Почему дети боятся врачей

Однажды ваш ребенок говорит: «Мама, я боюсь».

Не высоты, не упасть или обжечься, не грозы и грома, а декоративной руки на стене, котенка Финдуса, мужчину с большими усами за соседним столом — в общем, совсем неожиданных объектов.

Точнее того, что за ними, того, что скрыто, собственных фантазий. С тех пор, как дети научаются воображать и придумывать, их фантазия, как выясняется, то и дело подсовывает им что-то такое, чего нужно обязательно бояться.

ВРЕДЯТ ЛИ ДЕТЯМ СТРАШНЫЕ ИГРУШКИ?

Страх — базовая эмоция. Он нужен человеку, чтобы вовремя оценить опасность, чтобы «спрятаться или убежать».

Эта эмоция запускает в организме мобилизующие процессы, готовит его к сверхсильным нагрузкам, к возможностям повреждений, активирует периферическое зрение, сердце начинает биться быстрее — словом, спасайся, малыш.

Но нам уже давно не приходится убегать от диких зверей, поэтому наши цивилизованные страхи обросли специфическими особенностями и поделились на три типа:

  • навязчивые — возникают в определенных жизненных ситуациях (страх высоты, замкнутого пространства, врачей, быстрой езды);
  • бредовые — те, которые объяснить невозможно, самые тяжелые страхи, которые могут указывать на расстройства психики;
  • сверхценные — это экзистенциальные страхи смерти, темноты, одиночества, сюда же относят страхи-фантазии, те самые, которые появляются в воображении ребенка, особенно ярко «живут» в его сне.

Страх собственных фантазий среди этого списка — самый «детский»: рассудительные взрослые все еще могут бояться смерти или темноты, но редко боятся сказочных или выдуманных персонажей (а если это так, то это, несомненно, клинический случай).

Происходит так потому, что маленький ребенок в определенном возрасте (примерно в два года) знакомится с более сильными, чем прежде, эмоциями, встречает их в окружающем мире, в близком круге и, наконец, в себе самом.

Он оценивает эти эмоции, и для того, чтобы ему научиться с ними правильно взаимодействовать (правильно — в данном случае значит без дальнейших травм), ему нужна постоянная тренировка, то есть столкновение с ними. В конечном итоге, как и миллионы лет назад, — для выживания, только теперь на более сложном уровне.

Именно поэтому страхи часто появляются как будто из ниоткуда — в маленькой голове все время происходят сложные процессы создания пугающих персонажей или ситуаций, о которых взрослые узнают, только когда они вербализуются.

Когда и как нужно спасать ребенка от страхов

Психологи говорят, что делать это нужно совсем не всегда. В первую очередь, нужно внимательно слушать. Дети по-разному говорят о том, чего они боятся.

Одни страхи пугают их в прямом смысле — до дрожи, о других они спокойно сообщают как о чем-то обыденном.

Такой страх скоро уйдет сам, с ним не нужно бороться, это обычная пугающая фантазия, которую создало богатое воображение вашего малыша.

ФИЛЬМЫ И МУЛЬТИКИ, ПУШАЮЩИЕ ДАЖЕ ВЗРОСЛЫХ

Но если вы видите, что страх парализует ребенка и не дает двигаться дальше в прямом или переносном смысле, если ребенок прячется в вас, залезает на руки и даже плачет — то, конечно, стоит помочь ему это все преодолеть и победить.

1. Ни в коем случае не смейтесь над ребенком и не говорите: да ты что, это же совсем не страшно. Это вам кажется, что это «всего лишь» маленькая волна.

Он же видит, что эта волна только что смыла и уничтожила построенный им дом из камней, а это означает только одно: что она так же может уничтожить и его самого. Все детские страхи (тем более фантазии) — чрезвычайно важны.

Важны не столько своим первоначальным смыслом, сколько родительской реакцией на них. Именно от вас они ждут поддержки, и обесценивание — не совсем то, ради чего они прячутся у вас под мышкой.

2. Защитите, примите, а потом говорите. Лучше всего, если у вас есть возможность, обнимите ребенка и согласитесь с ним: я вижу, что тебя очень испугал этот кит — расскажешь мне, почему? Скорее всего, сразу он не расскажет.

Тогда вам придется признаться, что и вас тоже что-то пугало, когда вы были ребенком, и о том, как ваша мама вас защитила. Пообещать, что и вы обязательно его защитите. Аккуратно выяснить, почему же именно этот персонаж такой страшный.

А потом использовать простые техники, которыми пользуются психологи всего мира.

КАК ПЕРЕСТАТЬ БОЯТЬСЯ ТЕМНОЙ КОМНАТЫ?

3. Нарисуйте этот страх. Если ребенку нравится рисовать, попросите его нарисовать то, что его напугало, а затем разберите рисунок подробно.

Выясните, где у этого персонажа глаза, руки, может быть, зубы, обратите внимание, как нарисованы части тела, — ребенок в рисунке всегда выделяет наиболее важное, потому, изображая страх, он наверняка нарисует крупнее то, что пугает его больше всего. После подробного разбора вам станет яснее, с чем именно нужно бороться.

Сочините вместе историю этого персонажа — почему он такой? Почему у него такие большие зубы? Чтобы съесть кого-то? А что он любит есть? Маленьких мальчиков? Кто это сказал? А может быть такими большими зубами удобно грызть яблоки или морковку? Давай нарисуем ему яблоко! Слишком большие руки? Давай подарим ему гитару — пусть он на ней играет! Не нивелируйте страх — очеловечьте его и задобрите. Если в следующий раз ребенок снова скажет, что боится того же персонажа, напомните ему, что вы уже сделали, повторите историю.

4. Сказка про страх. Рисунки не участвуют, зато придется разговаривать. Расскажите ребенку историю, в которой он — главный герой, где он отправляется на встречу со Страхом, но обязательно вместе с Помощником (мамой, папой).

Предлагайте ему самому продолжать рассказ о том, как он победил то, что его пугает, — или, еще лучше, пожалел или подружился с ним. Методы, как в рисунке. Выясните, что больше всего пугает, предлагайте разные варианты причин, почему так случилось, что этот персонаж стал именно таким.

Сказка обязательно закончится добром, и довольно скоро (если не сразу) страх сойдет на нет.

5. Если вы показываете ребенку мультфильмы — обратите на них внимание. Может быть, раздражитель где-то в них. Пересмотрите, найдите и устраните причину.

Читайте книги внимательно, может быть, кто-то из любимых персонажей сделал что-то неожиданное и пугающее, вы не заметили, а ваш ребенок впечатлился.

Обратите внимание на современную детскую литературу, в ней очень много прекрасных книг о проживании детьми страхов, с маленькими персонажами в главной роли — специально для таких случаев.

8 НЕСТРАШНЫХ ХЭЛЛОУИНСКИХ МУЛЬТИКОВ

6. Обратите внимание на себя. Иногда детские фантазии — метафоры ситуаций в семье или близком окружении. Выслушайте ребенка и подумайте, может быть, таким образом он переживает какую-то внешнюю историю. В этом случае самой лучшей помощью будет налаживание микроклимата в доме.

А если это по каким-то причинам невозможно, поговорите с ребенком, осторожно и деликатно объясните ему, почему сейчас все обстоит именно так. Опять же, не нивелируйте страх, но пообещайте, что будете всегда делать все возможное, чтобы его защищать в любом самом темном лесу.

И конечно постарайтесь сдержать обещание.

В норме детские страхи-фантазии появляются и проходят за три-четыре недели. Если стадия задерживается, перерождается или усиливается, не бойтесь обратиться к детскому психологу.

В раннем возрасте и на ранних этапах детские навязчивые страхи снимаются просто и быстро. Самое главное — не позволяйте детскому страху вызвать в вас, взрослом, страх того, что «с ним что-то не так», не накручивайте себя.

Этот период проходят все дети. Волноваться нужно тогда, когда ребенок не боится ничего.

Что почитать на тему?

Александр Захаров «Дневные и ночные страхи у детей».

Книга московского профессора психологии о причинах возникновения у маленьких детей страхов и возможных способах их устранения.

Марина Осорина «Секретный мир детей в пространстве взрослых».

Доцент факультета психологии СПбГУ рассказывает о детской субкультуре «тайных мест» и восприятии ребенком мира взрослых, взаимоотношениях с окружающим пространством — с рождения и до взросления.

Эда ле Шан «Когда ваш ребенок сводит вас с ума».

Американский педагог рассказывает о конфликтных ситуациях между взрослыми и детьми, возникающих, как правило, от недопонимания. Детским страхам посвящена отдельная глава.

Леви Пинфолд «Черный пес».

Детская книга о появлении страха (метафора страха — черный пес) и его преодолении.

Интересное по теме:
Как вырастить трусишку?
Ложимся спать без капризов

Источник: https://tlum.ru/news/pocemu-deti-boatsa-svoih-fantazij-i-kak-im-pomoc/

Для родителей
Добавить комментарий