Почему дети за нами все повторяют?

Содержание
  1. Что такое эхолалия, и почему она важна? | Фонд Выход, аутизм в России
  2. “Что такое эхолалия?”
  3. Почему эхолалия встречается у детей намного старше? Каковы функции эхолалии?
  4. Немедленная эхолалия
  5. Потенциальный риск истерики
  6. Потребность в разговоре
  7. Отсроченная эхолалия
  8. 1. Самостимулирующее поведение
  9. 2. Коммуникация настроения
  10. 3. Подведение итогов дня
  11. 13 почти непреодолимых проблем, с которыми я столкнулся, когда стал отцом
  12. 13. Личная жизнь встала на паузу
  13. 12. Ребенок постоянно за тобой повторяет, расслабиться невозможно
  14. 11. Пришлось забыть о хобби
  15. 10. Невозможно заработать все деньги мира, а жаль
  16. 9. В доме нигде невозможно уединиться
  17. 8. Папа — это не человек, это приспособление для переноса грузов
  18. 7. Жизнь превращается в битву с ребенком за внимание жены
  19. 6. Приходится одеваться не так, чтобы было красиво, а так, чтобы было удобно, даже дома
  20. 5. В комнату матери и ребенка в торговых центрах, больницах и аэропортах не пускают мужчин
  21. 4. Если ты пришел с дочкой один на детскую площадку или в садик — все смотрят на тебя так, будто ты украл ребенка и собираешься украсть еще одного прямо сейчас
  22. 3. Папами часто запугивают детей: «Вот папа придет и накажет»
  23. Быть лучше: почему в большом городе люди повторяют друг за другом
  24. «Дело не в генах»: что на самом деле делает детей похожими на родителей
  25. Обучение
  26. Подражание
  27. Идентификация
  28. Почему дети за нами все повторяют?
  29. хочу как мама (папа)!
  30. Привлечь внимание

Что такое эхолалия, и почему она важна? | Фонд Выход, аутизм в России

Почему дети за нами все повторяют?

11.01.13

Причины и значение одного из самых распространенных симптомов аутизма

Карен Ванг / Karen Wang
Перевод: Елизавета Морозова
Источник: Friendship Circle

Однажды я тусовалась с друзьями, и мы начали обмениваться байками про аутизм. Я рассказала свою историю, закончив фразой: «И вот почему отсроченная эхолалия – лучший мамин друг!» Одна из присутствующих не рассмеялась. Она выглядела растерянной и спросила:

“Что такое эхолалия?”

Эхолалия – это повторение чужих фраз, слов или частей слов. Очень часто эхолалия – это симптом аутизма или другого неврологического расстройства, задержки развития или нарушений зрения.

Практически все маленькие дети в возрасте трех лет проходят стадию, когда они повторяют услышанные слова и фразы «как попугаи». Подобная имитация – это нормальный способ поэкспериментировать с произнесением различных звуков и попрактиковаться в навыках социальной речи, которые только начали появляться у ребенка. Это нормальная, и даже критически важная стадия развития речи.

Почему эхолалия встречается у детей намного старше? Каковы функции эхолалии?

В своей книге «Помогая детям с аутизмом учиться», автор Брина Сигель пишет: «Существуют две базовые формы эхолалии: немедленная эхолалия и отсроченная эхолалия. Появление этих двум форм показывает нам, как ребенок пытается воспринимать язык».

Немедленная эхолалия

Немедленная эхолалия означает, что человек повторяет то, что он только что услышал. Например, родители говорят: «Пора мыться в ванной», ребенок может повторить: «Мыться в ванной».

Сигель отмечает, что когда ребенок повторяет чужие слова, он демонстрирует, что правильно вас услышал, что у него есть физическая способность воспроизводить речь, и что он может запомнить достаточно звуков для воспроизводства речи.

Следующий шаг – понимание речи, и он может занять от нескольких месяцев до нескольких лет.

Тимоти Арчибальд (Timothy Archibald). Проект «Эхолалия». На фото сын автора, у которого диагностирован аутизм.

Некоторые взрослые люди с аутизмом объясняют, что немедленная эхолалия – это способ коммуникации. По сути это способ сказать: «Я услышал тебя, но я до сих пор пытаюсь осознать то, что услышал». Немедленная эхолалия – это попытка поддержать разговор и дать ответ, соответствующий чужой фразе, еще до понимания сказанного.

Существуют методы, позволяющие улучшить понимание чужой речи на слух. Например, это можно сделать с помощью визуальной и тактильной поддержки – подключение как можно большего числа чувств улучшает понимание.

Например, мои дети очень любят историю о «Любопытном Джордже», которого обрызгал скунс-вонючка, но как бы я им не объясняла это словами, они не понимали, что это был за запах… пока однажды я не остановила машину, не опустила окна и не сказала: «Мальчики, вот так пахнет, когда скунс брызгается». Мои дети были просто в восторге, потому что они наконец-то поняли!

Потенциальный риск истерики

В сообществе аутизма довольно часто встречается сценарий, когда причина истерики – недоразумение из-за немедленной эхолалии. Взрослый спрашивает ребенка: «Хочешь виноград или яблоки?» Ответ почти всегда является последним словом: «Яблоки». Взрослый решает, что ребенок действительно хочет яблоки.

Затем ребенок начинает дико кричать, когда ему дают яблоко, потому что ребенок ответил еще до того, как осознал два предложенных варианта, а на самом деле он хотел виноград.

Карточки с картинками или PECS – это прекрасный способ предлагать ребенку что-то на выбор или готовить его к переменам, что позволяет предотвратить истерики.

Потребность в разговоре

Сигель приходит к следующему заключению: «Для большинства детей немедленная эхолалия – это стадия развития, которая начинается, когда они начинают понимать функцию слов, но не всегда способны достаточно быстро декодировать значение слова, чтобы дать конкретный и соответствующий ситуации ответ». Очень важно понимать, что немедленная эхолалия – это выражение потребности принять участие в разговоре. Еще важнее то, что немедленная эхолалия выражает желание понимать и изучать язык.

Отсроченная эхолалия

Многим людям нравится запоминать и повторять «интересные фразы» или даже целые параграфы, может быть стихи, речи знаменитостей или забавные сцены из фильмов.

Пока заученные фразы повторяются в соответствующем социальном контексте, это считается приемлемым социальным поведением.

Отсроченная эхолалия – это повторение чужих фраз через продолжительный период времени, например, могло пройти несколько минут или целый год с того момента, как фраза была услышана. Эти фразы могут повторяться в любое время и в любом месте.

Эхолалия – автоматическое повторение слов и фраз другого человека. Эхолалия является нормальной стадией психического развития человека, когда ребенок пытается повторять чужие слова. Как правило, эта стадия приходится на период с 6 до 9 месяцев жизни, хотя часто она проходит незамеченной.

В более старшем возрасте эхолалия часто является симптомом различных нарушений развития, связанных с задержкой развития речи, в том числе расстройств аутистического спектра, а также некоторых заболеваний или повреждений мозга.

Эхолалия так часто встречается у детей и взрослых с аутизмом, что иногда ее принимают за специфический симптом именно этого спектра расстройств.

Существует три возможных причины для отсроченной эхолалии.

1. Самостимулирующее поведение

Отсроченная эхолалия иногда является самостимулирующим поведением, чья единственная цель – удовольствие говорящего. Моему старшему сыну всегда нравится повторять предложения, которые он прочитал в книгах.

Я поняла, что он видит книгу у себя в голове, и просто развлекает себя «перечитыванием» своих любимых отрывков снова и снова.

Строка «Джордж, что это за запах?» явно заимствована из книги про скунса «Любопытный Джордж», что неизменно вызывает гомерический хохот.

Ему также нравится повторять отрывки из любимых видео, как будто он смотрит их у себя в голове. Когда отсроченная эхолалия используется в качестве персонального развлечения, она может мешать реальному общению. Взрослый может использовать такую эхолалию как подсказку, что нужно мягко переключить ребенка на более конструктивное занятие.

2. Коммуникация настроения

Мой опыт родителя говорит о том, что отсроченная эхолалия часто является импрессионистским способом сообщить о своем настроении. Если мой сын произносит фразу: «Сегодня бассейн закрыт», это значит, что он разочарован, и эта фраза является его способом передать чувство разочарования.

Его радость и душевный подъем связаны с фразой: «Наша комната в отеле на семнадцатом этаже», он повторяет ее каждый раз, когда радуется. Если он не совсем понимает содержание разговора, но хочет принять в нем участие, то он произносит предложения, которые ассоциируются у него с общим тоном разговора.

Моя стратегия в таких случаях – признать его эмоции («Я помню, как ты был счастлив в отеле на Ниагаре, я вижу, что сейчас ты тоже счастлив») и перенаправить его на настоящие события.

3. Подведение итогов дня

Отсроченная эхолалия также может быть способом обработать воспоминания, которые не дают покоя. Мой сын раньше приходил из детского сада и повторял фразы и предложения, которые он услышал в течение дня: хорошее, плохое и ужасное.

Ему особенно нравилось повторять слова учительницы, обращенные к детям, которые плохо себя вели, он даже идеально передовал интонации учительницы: «Кевин, в школе мы не ходим босиком», «Джоуи, мы прикасаемся нежно», «Томми, мы не суем руки в унитаз. Это не водопад».

У меня было чувство, что я получаю ежедневную радиосводку новостей детского сада. Мой сын общался со мной, сообщая, что в школе была любящая и поддерживающая его атмосфера, и что ему нравятся его учителя и одноклассники. И вот почему, как я уже говорила ранее, отсроченная эхолалия – это лучший мамин друг.

Источник: https://outfund.ru/eholaliya-i-autizm/

13 почти непреодолимых проблем, с которыми я столкнулся, когда стал отцом

Почему дети за нами все повторяют?

Почти 2 года назад моя жизнь изменилась круто и навсегда: у меня родилась дочь. И хотя это она начала познавать мир с нуля, именно мне пришлось учиться жить заново.

Спортзал, гитара, видеоигры по ночам, коллекционные фигурки супергероев, все привычки, которые еще вчера не казались мне вредными, увлечения и даже повседневные заботы — я знал, что придется чем-то пожертвовать ради ребенка, но оказался не готов к масштабу этих жертв.

Не уверен, что к такому вообще можно подготовиться (если это первый ребенок, конечно), но все же напишу о главных проблемах, которые ждут современных молодых отцов, и о том, как с ними справиться.

13. Личная жизнь встала на паузу

Я и представить не мог, что после рождения ребенка моя жизнь настолько изменится. Я теперь редко вижусь с друзьями, потому что свободное время предпочитаю проводить с семьей.

К тому же у большинства товарищей еще нет детей, и мои новые интересы и заботы для них пока что непонятны. А ведь так хочется услышать еще хоть от кого-нибудь жалостливую фразу: «Я с женой на свидание уже лет сто не ходил».

Привычная раньше близость в нашей семье теперь нечто мифическое, живущее по непонятным даже для нас самих законам.

Решение: как можно раньше приучить ребенка спать отдельно (хотя тут, конечно, есть и плюсы, и минусы), купить кроватку с надежными бортиками, видеоняню — и в вашем распоряжении будет практически каждый вечер. А пока ребенок не привык засыпать сам — поддерживать романтику с помощью мессенджеров и свиданий у детской кроватки с просмотром на телефоне арендованных киноновинок. В наушниках, конечно.

12. Ребенок постоянно за тобой повторяет, расслабиться невозможно

С одной стороны, видеть, что ребенок на лету схватывает, как пользоваться посудомойкой или делать яичницу, — круто. Но все это держит в постоянном тонусе: за нами наблюдают и берут пример. Так что в носу уже не поковырять, ногти на руках не обгрызть, а с пола даже самую вкусную еду уже в рот не потянешь.

Чуток расслабился — и дочь повторяет все те ругательства, которые вырвались у тебя в адрес соседа, решившего с самого утра поиграть с перфоратором, разбивает вареное яйцо о лоб и радостно приносит тебе бутылку шампанского, спрятанную вчера вечером в шкафчике под раковиной. А не надо было открывать его при ребенке.

Решение: смириться. Повторение за родителями — один из главнейших способов познать мир. Ребенок в буквальном смысле следит за каждым вашим движением и все запоминает.

Фраза «вот это да» стала самой жесткой в моем лексиконе. Так я теперь реагирую на все плохое, что случается в моей жизни. Хотя нет, есть еще «японский мармелад» и «жеваный кот».

Советую найти собственные эвфемизмы или пользоваться этими.

11. Пришлось забыть о хобби

Я занимался аналоговой фотографией. Днем снимал, ночью проявлял и печатал. В доме кругом висели и сохли негативы и фотобумага, на полу стояла фотохимия. Конечно, пришлось все спрятать в самый дальний угол, чтобы дочь не добралась до опасных веществ и острых предметов.

У нас дома есть 2 гитары, укулеле, флейта и кларнет. Угадайте, на чем за последние 2 года я играл? Правильно, ни на чем.

Счастьем для меня оказалась возможность изредка греметь в такт песне детской погремушкой, да и то лишь в тех случаях, когда пою не колыбельную.

И дело даже не в том, что игра требует времени, которое теперь целиком и полностью принадлежит дочери, а не мне, просто большие непонятные предметы маленького ребенка пугают.

Решение: чтобы не одуреть от скуки, лучше всего сменить круг интересов и выбрать что-то безопасное для малышей и не отнимающее много времени, хотя бы пока ребенок не подрастет.

Я, к примеру, взял в руки цифровой фотоаппарат. А из музыкальных инструментов оставил лишь укулеле. И вот спустя 2 года в моем инстаграме по-прежнему полно фотографий, а дочь уже сама берет в руки гитарку.

Еще немного — и, надеюсь, настанет очередь кларнета.

10. Невозможно заработать все деньги мира, а жаль

Денег все время не хватает, сколько бы их ни было. С появлением ребенка траты мгновенно увеличиваются. Памперсы, пеленки, детское питание, пеленальные шкафы, детские комоды, кроватки, коляски — перечислить все, что пытается уничтожить семейный бюджет, просто невозможно.

Решение: взяться за управление бюджетом. Время бездумных трат прошло, теперь только необходимые покупки и строгий учет финансов. И держите себя в руках, когда заходите в детский магазин.

Понимаю, это практически невозможно, но ребенку не нужны 5 одинаковых футболок с шикарными принтами, и рубашка, и вот эти клевые шорты. Малыш вырастет из них, даже не успев надеть 2-й раз.

Не буду лукавить, рождение ребенка — отличная мотивация работать больше и лучше, но можно заранее накопить немного, чтобы была подушка безопасности.

9. В доме нигде невозможно уединиться

Поесть в одиночестве? Разве что ночью. Почитать любимую книгу? Стоит открыть том, как дочь с радостным криком приносит сборник детских стихов — конечно, я выбираю чтение ребенку.

И главная боль: туалет перестал быть моим личным кабинетом. Прощайте, социальные сети и ролики на . Привет, напарник на горшке и игра «кошечка говорит „мяу“, а собачка говорит „гав“».

Ребенок — как и кошки, кстати — не терпит, когда кто-то скрывается в уборной.

Решение: закрывать за собой дверь туалета, конечно же, нельзя, это небезопасно. Острые предметы, отрава и прочая гадость как по волшебству оказываются в детских руках именно тогда, когда ты решил отвернуться. Так что придется сократить время на соцсети и слушать аудиокниги.

8. Папа — это не человек, это приспособление для переноса грузов

Это случилось в первое же наше лето. Каждый день мы выходили на улицу, и через минуту прогулки я уже был уставший, мокрый и злой. Так повторялось, пока я не понял, какую ошибку совершал. Оказалось, что я готовился отдыхать и совсем не ожидал, что на прогулке мне придется работать.

Запомните: если идете всей семьей, даже и не думайте, что отправитесь налегке — на вас будут ваши вещи, вещи жены, вещи ребенка, еда, вода, коляска, игрушки и набор памперсов на неделю.

А не дай бог ребенок захочет взять с собой лопатку или игрушечный грузовик — все это уже через несколько минут окажется у вас в руках. То же с беговелами и самокатами. Не знаю, какой злой гений придумал эти приспособления и решил, что детям обязательно нужно выходить с ними на улицу.

5 минут — и ребенок спихивает надоевший агрегат вам, а сам отправляется пешком навстречу опасностям, пока вы пытаетесь получше пристроить новый груз под мышкой.

Решение: понять, что маленькой поясной сумкой теперь не отделаться. На прогулки, если они пешие, лучше брать с собой средних размеров рюкзак с удобными широкими лямками или крепкую спортивную сумку. Тогда большая часть вещей поместится там, а в руках у вас будет только габаритный груз вроде велосипеда.

7. Жизнь превращается в битву с ребенком за внимание жены

И мы прекрасно знаем, кто всегда оказывается проигравшим. Больше не обсудить новости и сплетни, не подискутировать о новом законе или решении какого-нибудь суда — разговоры длиной больше минуты обязательно прерываются чтением детских книг, считалочками и пением.

А уж попросить помассировать плечи после работы — преступление. Как только пытаюсь обнять супругу, поднять на руки или, не дай бог, поцеловать — тут же подбегает дочь и хоть и с улыбкой, но очень твердо отталкивает меня в сторону.

Следующие полчаса она не слезает с рук жены.

Решение: обычно такое поведение в жизни ребенка бывает периодичным. Сначала дочь ревнует мать к отцу, потом наоборот. Иногда ребенку просто не хватает внимания и он добивается его таким образом.

Тут можно следовать простому правилу: как только приходите домой с работы или встречаете ребенка из садика — первые 5 минут бурно реагируете (желательно с восторгом и не отвлекаясь) на все, что говорит и показывает вам ваше чадо.

Ребенку хватит этого внимания, и он позволит вам переключиться на другого человека.

6. Приходится одеваться не так, чтобы было красиво, а так, чтобы было удобно, даже дома

Набор шелковых рубашек и несколько пиджаков вот уже второй год пылятся в моем шкафу рядом с галстуками и блестящими туфлями. Раньше я любил надеть что-нибудь этакое, когда выбирался вечером из дома. А уж нацепить на голову шапку, когда на улице всего-то —15 °С, или огромный бесформенный пуховик ранней осенью — ни за что.

Решение: ребенку не объяснить, что вы не можете прыгнуть с ним в лужу. Да и его самого ведь как-то надо будет из нее выудить.

Валяться в брюках в сугробе — тоже провальная идея, так что одежда нужна теплая, влагостойкая и быстросохнущая. Рубашка — нет, 5 похожих серых футболок — да.

Никогда не думал, что в моем гардеробе будет любимый дождевик или термобелье для повседневной носки. Но они теперь там есть.

5. В комнату матери и ребенка в торговых центрах, больницах и аэропортах не пускают мужчин

Работает все тот же стереотип: за ребенком ухаживает мать, не отец, поэтому и комнаты только для матерей. И хоть они, как правило, находятся не в женских туалетах, а в совершенно отдельных помещениях, мужчинам туда вход заказан.

Внутри ведь может находиться женщина, которая в данный момент кормит грудью. Хотя мне кажется странным тот факт, что место для смены подгузника и место для еды, пусть и маленького человека, — одно помещение.

Логичнее было бы сделать комнату для кормления и рядом с ней комнату родителя и ребенка, куда может зайти и отец.

Решение: попросить какую-нибудь из проходящих мимо женщин заглянуть внутрь и проверить, нет ли там кого.

Если в помещении пусто — смело врываться внутрь и быстренько менять ребенку подгузники или переодевать в чистое и сухое, пока не набежали дамы и не выгнали вас наружу.

Также можно попробовать договориться с посетительницами таких помещений — сообщить, что вы смотреть ни на кого не будете и вообще одна нога здесь, а другая уже там. У меня срабатывали оба варианта.

4. Если ты пришел с дочкой один на детскую площадку или в садик — все смотрят на тебя так, будто ты украл ребенка и собираешься украсть еще одного прямо сейчас

На приеме у педиатра, куда пришел один с 4-месячной дочкой, столкнулся с первым таким недоверием: действительно ли я в курсе примерного режима ребенка, динамики прибавки веса и всех этих мелочей, которые по определению знают матери, но почему-то не могут знать отцы. С одной стороны, вокруг уже звучат тезисы о том, что отцы — полноценные родители, с другой, в массовом сознании папа — это такой неумеха и незнайка. Да и какой мужик, если он не извращенец, станет околачиваться на детской площадке?

Решение: если речь идет о прогулках и вашем спокойствии, лучше всего гулять у себя во дворе. Там, где вас знают и регулярно видят с ребенком. Если же вы отправились в новое место, предпочтительнее не заговаривать с чужими детьми, пусть их родители не переживают и не вспоминают номера экстренных служб.

3. Папами часто запугивают детей: «Вот папа придет и накажет»

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-avtorskie-kolonki/13-pochti-nepreodolimyh-problem-s-kotorymi-ya-stolknulsya-kogda-stal-otcom-2238065/

Быть лучше: почему в большом городе люди повторяют друг за другом

Почему дети за нами все повторяют?

Жизнь в большом городе – это всегда гонка. Мы постоянно на кого-то ровняемся, пытаемся выйти вперед. Анна Лебедева рассуждает о том, стоит ли повторять за другими и как использовать эту гонку, чтобы стать лучше.

depositphotos/ arkusha

Жизнь в большом городе насыщена и разнообразна. Мы постоянно делимся в социальных сетях своими интересами, выставляем фотографии, пытаемся рассказать друзьям, как нам было хорошо на выставке или в отпуске. Порой даже вызываем у других странное желание – быть похожими на нас.

Например, известные блогерши, которые получают деньги за рекламу и выставляют в своих инстаграмах дорогие косметические средства, даже не представляют, что некоторые их подписчики отказывают себе во всем, чтобы купить пару таких же красивых баночек с кремом. Хотя в этом нет ничего плохого.

Возможно, кто-то из них научится экономить и откладывать деньги на более серьезные развлечения, например, на поездку к морю.

Конечно же, некоторые доводят дело до абсурда, выбирая что-то дорогое (такое же, как видели недавно у кого-то), вместо покупки еды. Или вдруг кто-то решает резко похудеть, чтобы стать такой же стройной, как подруга.

Некоторые садятся на строгие диеты, голодают, а возможно по медицинским показаниям им этого делать нельзя. Не каждый человек может купить дом за границей или участок на Рублевке.

Все-таки необходимо понимать: надо ли вам это, и трезво оценивать свои возможности.

В целом, стремиться к тому, чего нет, а хочется, очень полезно. Иногда друзья своими успехами стимулируют, заставляют двигаться вперед, совершать поступки. Но тут важно придерживаться какой-то грани, чтобы стремление сделать так же, как у других, было во благо.

Например, подруга Света поменяла в комнате всю мебель, хоть и не планировала в этом году крупных покупок. Ее соседка на днях закончила ремонт и пригласила Светочку посмотреть.

Та пришла, увидела спальню мечты и подумала: а чем я хуже? Тут же и деньги нашлись, и силы, и время, и желание. Уж больно захотелось ей такую же кровать и такой же шкаф, как у соседки.

А ведь она 15 лет ничего не меняла в квартире…

depositphotos/arkusha

Одноклассница Таня постоянно листает инстаграм известной блогерши. Она уже и на маникюр сходила в тот же салон, который любит ее виртуальная подруга, и такое же платье себе купила, и косметику тон в тон.

Еще чуть-чуть, и я перестану ее узнавать, потому что передо мной будет не Танька Сидорова, с которой мы когда-то сидели за одной партой, а что-то среднее между той девушкой и одноклассницей. А ведь она никогда не следила за своей внешностью, как сейчас, не придавала особого значения вещам.

После всех этих изменений Таня встретила наконец-то вторую половинку. Ну не чудо ли?

Еще один мой знакомый вдруг увлекся рыбалкой. Все потому, что его начальник – заядлый рыбак. А ему так хочется быть похожим на начальника и самому когда-нибудь стать руководителем, что он решил погнаться за ним. В итоге однажды поймал “крупную рыбу”. Познакомился в компании рыбаков с человеком, который предложил ему высокую должность.

Это всего лишь несколько примеров, которые говорят о том, что гнаться за другими не так уж и плохо. Можно даже перепрыгнуть, если есть такая возможность, и в этом тоже нет ничего страшного.

На днях муж рассказал историю, как он долго не мог пойти учиться в автошколу. Ему папа и машину дал, и деньги, но как-то все откладывалось на потом, слишком много было других дел. Но стоило однажды пойти на курсы вождения его лучшему другу, как он тут же вскочил и побежал учиться. Вот она – великая сила солидарности!

“Я тоже могу! Я тоже крутой и буду водить машину, как и ты!” – звучал внутренний голос мальчишки, который захотел точно такую же игрушку, как у товарища из детского сада.

Когда еще не было интернета, многие девочки сочиняли анкеты и давали их друг другу почитать. Мы там подглядывали интересы модниц, которых чаще всего дергали за косички мальчишки, и переписывали их к себе, чтобы хоть как-то быть похожими на них.

В итоге почти все девочки в классе любили верховую езду и большой теннис, но на самом деле никто из них даже близко к лошади не подходил и ракетку в руках не держал.

Тем не менее, прошло много лет, и несколько моих одноклассниц, с которыми мы пытались угнаться за крутыми девочками, водят в элитные спортивные секции своих детей.

depositphotos/arkusha

“Меня удивляет, что у нас так много общего”, – сказала мне как-то знакомая. Она очень ревностно относится к каждому своему мероприятию, к каждой купленной вещице.

Словно у нее в руках патент, какой-то особенный билетик, который не может достаться никому, только ей.

И если кто-то из друзей выставил в инстаграм фотографию выставки, на которой Маша была на прошлой неделе, она считает, что за ней повторяют, что на эту выставку пошли только потому, что она про нее написала.

Мы ходим на одни и те же мероприятия, читаем одних и тех же авторов, выставляем похожие фотографии в социальные сети.

Все очень просто. Мы похожи, потому что живем в большом городе. Нет ничего плохого, что кто-то за вами гонится и пытается что-то перенять, особенно по мелочам. Если ваш друг захотел сделать то, что сделали вы, это хороший знак.

Значит вы умеете передать настроение и вызываете у других желание жить и развиваться. Нет ничего плохого в том, что кто-то купит роман, про который вы недавно написали в своем блоге, посмотрит кино, которое вы смотрели пару дней назад или купит такую же чашку как у вас.

Возможно, кто-то даже поменяет профессию, и она станет для него смыслом жизни.

Продолжайте делиться друг с другом своими интересами и позитивным настроем, даже несмотря на то, что это заразно!

Источник: https://www.m24.ru/articles/obshchestvo/26082018/153573

«Дело не в генах»: что на самом деле делает детей похожими на родителей

Почему дети за нами все повторяют?

Даже если нам не хочется повторять родителей, порой этого невозможно избежать. И дело здесь не только в наследственности. Британский психолог Оливер Джеймс в своей книге «Дело не в генах. Почему (на самом деле) мы похожи на родителей» объясняет, как люди в реальности становятся похожими на матерей и отцов. «Мел» публикует отрывок из первой главы книги.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

У людей выживание отдельной особи дольше, чем у других видов, зависит от родителей.

В то время как большинство млекопитающих становятся физически независимыми через несколько недель или месяцев после рождения, людям требуется пять лет.

Поэтому мы с первого дня жизни настраиваемся на тех, кто заботится о нас, в надежде привлечь их любовь и материальные ресурсы. Мы можем умереть, эмоционально и буквально, если не сделаем этого.

Выглядит как неблагоприятный фактор, и это только один из аспектов отношений между родителями и ребенком. Я называю нормальную тенденцию привлекать ресурсы родителей «детским стокгольмским синдромом».

Понятие «стокгольмский синдром» было впервые введено, когда выяснилось, что заложники, захваченные в одном из банков столицы Швеции, начали сочувствовать своим мучителям и переняли многие из их взглядов. Это рациональная стратегия выживания в сложившейся ситуации.

Преступники с меньшей долей вероятности пойдут на убийство, если привяжутся к своим жертвам и начнут им сочувствовать, видя в заложниках себе подобных. Один из наиболее известных примеров — случай Патти Херст, наследницы американского медиамагната, которая присоединилась к террористической группировке, похитившей её. Поддерживая их, ей удалось выжить.

Патти не хитрила, а действительно идентифицировала себя с террористами, как дети отождествляют себя с родителями.

Поскольку маленькие дети находятся в полной власти мам и пап, с их стороны разумно делать всё возможное, чтобы снискать расположение старших. Подобно заложникам, они перенимают взгляды своих «захватчиков», потому что, хотя мы и предпочитаем не думать об этом, дети на самом деле рискуют умереть по вине родителей.

Большинство матерей и отцов стремятся сделать все для своих детей и поэтому готовы забыть о своих интересах или, по крайней мере, разрываются между попытками удовлетворить нужды ребёнка и собственные потребности. Но маленькие дети — невероятная обуза.

Абсолютная зависимость младенцев, когда они не могут перемещаться, есть и успокаиваться самостоятельно, вызывает у родителей мощное чувство вины и постоянное ощущение своей необходимости.

Временами большинству матерей (почти всегда в первые месяцы жизни о ребенке заботится прежде всего мать) становится невыносимо.

Учитывая стресс, в котором они живут, неудивительно, что половина женщин, имеющих детей в возрасте младше одного года, сообщают, что серьезно представляли себе, как убивают собственных чад (на самом деле, вероятно, почти у всех родителей хотя бы на мгновение возникала эта мысль).

Большинство матерей круглосуточная потребность в них настолько изматывает, что иногда они думают: «Один из нас должен умереть, так не может продолжаться»

Любой, кто заботился о маленьком ребенке, знает, насколько это тяжело физически и эмоционально из-за нехватки сна, ощущения полной зависимости и чувства, что вы ничего не успеваете и превратились в дикаря.

В нашем разрозненном мире, где многие матери изолированы от внешней среды большую часть дня и не чувствуют себя частью какого-либо сообщества, естественно, что многие женщины впадают в депрессию и приходят в ярость, испытывая смесь отчаяния и раздражительности, которая периодически взрывается и трансформируется в тоску или срыв или, в крайних случаях, психическое расстройство. Странно ли, что в Англии и Уэльсе матери еженедельно убивают примерно двух детей и что больше всего рискуют быть убитыми малыши в возрасте до года?

Как бы странно и мрачно это ни звучало, но основная причина того, что дети становятся похожими на родителей, — сочетание полной зависимости маленьких детей и связанной с ней угрозы эмоциональному выживанию родителей, иногда заставляющей мам и пап идти на убийство. Дети должны найти способ привлечь родительские ресурсы и снискать их расположение, иначе они могут умереть. Самый простой способ добиться одобрения матерей и отцов — это копировать их.

Обучение

Родители явно и скрыто учат детей вести себя «правильно». В самом начале жизни дети вообще ни на что не способны без родителей. Как только они чуть-чуть подрастают, им говорят, как и когда есть, идти в туалет, играть и реагировать на взрослых.

Когда они становятся старше, родители активно поощряют одни виды деятельности и препятствуют другим. Узнав, что нравится родителям, а что нет, мальчики и девочки соответствующим образом приспосабливаются.

Например, когда я не кричу, чтобы дети оставили меня в покое и дали поработать над книгой, я стимулирую их к играм и творчеству. Впоследствии, стараясь добиться одобрения родителей, они придают большое значение этим занятиям (надеюсь, еще и потому, что им нравится играть и творить).

Аналогично мы с женой можем демонстрировать свою амбициозность и тем самым воспитывать это качество в детях детей. Я поощряю и контролирую тренировки сына в беге на короткие дистанции, потому что он хочет быть в футболе лучше других (да, и потому, что этого хочу я).

Явный урок здесь — «Обойди других мальчишек!» Соотношение формирующихся у детей положительных и отрицательных качеств — прямое последствие обучения таким вещам, как здоровые привычки, упорядоченное мышление и оптимистичный взгляд на жизнь, или их противоположностям.

Подражание

Кроме того что детей активно учат, мальчики и девочки сами тщательно изучают, как ведут себя родители, и с раннего возраста досконально копируют их поведение. Когда нашей дочери было около шести месяцев, она видела, как я по утрам занимаюсь йогой и во время этих занятий часто вдыхаю и выдыхаю носом, довольно шумно.

К нашему удивлению и веселью она имитировала этот шмыгающий звук. Взрослея, дети перенимают мельчайшие детали поведения и слова-паразиты. В диалоге между мной и сыном в начале этой книги сын спрашивает «Как так?» — такой вопрос иногда задаю я.

Они повторяют и более сложные модели поведения, от пунктуальности до агрессии и пассивности.

Хотя я и учу своих детей быть веселыми и креативными, я также подаю им и не очень хороший пример. Скажем, как водитель я небрежно отношусь к правилам: не пристегиваюсь, превышаю скорость и даже говорю по телефону за рулём.

В этом я повторяю своего отца: у меня перед глазами до сих пор стоит сцена: мне семь лет, и наша машина сломалась на лондонской частной дороге, по которой мы незаконно срезали путь до школы. Подобные копируемые привычки передаются из поколения в поколение.

Увы, боюсь, когда мои дети сядут за руль, они будут копировать мое поведение на дороге.

Интересно отметить, что, видя мои нарушения, они могут поступать с точностью до наоборот и стараться изо всех сил придерживаться правил, возможно, внутренне поддерживая диаметрально противоположное отношение моей жены, исключительно законопослушного водителя. Как мы увидим, динамика семьи — взаимоотношения между всеми ее членами — оказывает огромное влияние на выбор модели для подражания.

Почти у всех родителей имеется разрыв между тем, чему они учат, и тем, какой пример подают: «Делай, как я говорю, а не как я делаю». Например, большинство родителей говорят детям, что врать нехорошо, однако, если звонит человек, с кем мы не хотим разговаривать, и трубку снимает сын или дочь, мы машем руками, чтобы ребенок сказал, будто нас нет дома.

Наблюдая за нами, дети узнают, что у правил бывают исключения, что мы не всегда говорим то, что думаем, и наши утверждения не всегда однозначны

Когда ребенка воспитывают двое родителей, у них неизбежно не совпадают взгляды на некоторые вопросы, скажем, на то, что значит здоровое питание, сколько времени следует позволять проводить у телевизора и, в случае нашей семьи, как относиться к правилам дорожного движения.

Родители подают разный пример, и дети просеивают информацию и выбирают ту, что привлечет родительские ресурсы. Когда дети точно копируют поведение мам и пап, часто считается, что оно у них в генах, но это не так. Мой сын не унаследовал ген, заставляющий его говорить «Как так?» Они пристально следят за манерой речи, характером и поведением взрослых в семье.

Как прилежные ученики они копируют их пугающе тонко. Я лучше всего вижу свои недостатки, когда смотрю на своих детей.

Идентификация

Если подражание является простым копированием, то идентификация — это когда ребёнок поступает подобно одному из родителей, чтобы почувствовать себя «таким же, как папа или мама». Ребёнок присваивает характер матери или отца и считает его своим.

Идентификация — следствие любви или страха. Если причиной служит любовь, ребёнок старается быть похожим на родителя, чтобы тот был доволен, или не хочет расстраивать его тем, что не похож на него. Когда моему сыну было восемь лет, он спросил меня о моей книге, посвященной офисным интригам.

В конце концов он начал пытаться использовать высказанные в этой книге идеи в своей школьной жизни. Его заинтересовала тактика заискивания, и он опробовал ее на одном из учителей.

Он похвалил галстук преподавателя, что того явно порадовало (хотя я предупредил сына, чтобы он не слишком усердствовал, так как лесть, если ее заметят, может иметь серьезный нежелательный эффект).

Сын идентифицировал себя с интересами любимого отца, используя их в собственной жизни и делая своими. Поскольку я всячески демонстрирую ему свою любовь, он любит меня и хочет быть похожим на человека, которого любит.

Рискуя утонуть в отеческой любви, я могу сказать то же самое об отношениях со своим отцом. Я был его единственным сыном, третьим из четверых детей.

Папе всегда было легче общаться с мужчинами, и просто потому, что я родился мальчиком, на меня обрушилась масса любви — а также множество несбывшихся надежд, что кроме преимуществ принесло и некоторые сложности. Он относился ко мне совсем не так, как к моим.

Мой отец никогда не сдавался, пытаясь вырастить из меня приличного человека, и я положительно реагировал на его мольбы стать серьёзнее, потому что мы любили друг друга. Любовь может быть основой для идентификации.

Сам факт того, что я излагаю эти мысли в своей книге, является тому доказательством: мой отец был психоаналитиком, так же как и мать (которая также значительно повлияла на мой образ мыслей), он убедительно защищал роль воспитания в том, какими мы становимся.

Я не унаследовал на генетическом уровне свой давний интерес к вопросу, что важнее: природа или воспитание, я идентифицировал себя с интересами родителей. Но отождествление возникает не только на почве любви. Очень часто оно случается из страха.

Ребёнок идентифицирует себя с родителем, чтобы избежать неприятного опыта — критики, наказания или в худшем случае рукоприкладства. Такая идентификация себя с агрессором — способ умиротворить его. Ребёнок как бы говорит: «Не обижай меня, я тот, кем ты хочешь, чтобы я был, я — это ты».

Ещё больше о детских (и не только) книгах — на «Книжной полке „Мела“» в телеграме. Там самые интересные конспекты, книжные подборки и отрывки из новинок.

Источник: https://mel.fm/chto-pochitat/3954028-not_gene

Почему дети за нами все повторяют?

Почему дети за нами все повторяют?

Весь процесс обучения у ребенка происходит через подражание. Так он учится улыбаться, ходить, говорить. Но в возрасте двух лет ситуация меняется: подражание становится осознанным.

С крайне заинтересованным видом ребенок становится рядом с вами и повторяет ваши жесты, когда вы чистите зубы или загружаете посуду в посудомоечную машину. Для него это игра, из которой вполне можно извлечь пользу, скажем, обучив ребенка основным правилам личной гигиены.

Даже если вам не нравится видеть себя в ребенке как в зеркале, не прерывайте его. Один из основоположников отечественной психологии Лев Выготский говорил, что обучение существует там, где есть возможность интеллектуального подражания.

Чаще всего действия, которые имитирует ребенок, сложны и новы для него.

Всего несколько месяцев назад он еще не был способен планировать свои действия. Сейчас он сначала думает, а потом принимается за дело.

Он умеет ставить цель («Папа моет машину, а я вымою свой трактор…») и способен представить необходимые для достижения своей цели этапы («Мне нужно взять ведро, губку, мыло, налить воды…»).

Его долговременная память также очень далеко продвинулась: например, он стал способен повторить сценку, свидетелем которой был несколько дней назад.

хочу как мама (папа)!

Все маленькие девочки и даже мальчики когда-нибудь перемазывают лицо маминой косметикой, примеряют ее колье или играют с куклой. В этом нет ничего плохого.

Однако через некоторое время у ребенка появляются действия, повторяющие родителя своего пола. Мальчики карикатурно изображают из себя «маленьких мужчин».

Что касается девочек, они играют в «мам», становятся кокетливы, то есть явно демонстрируют образцы женственности. За счет такого копирования ребенок идентифицируется со своим полом.

После трех лет подражание проявляется в сюжетно-ролевой игре. Дети начинают проигрывать человеческие отношения взрослых: конфликты, любовь, поведение… Таким образом они постигают смысл общения людей.

Понимание того, кто же я – мужчина или женщина, помогает малышу в формировании личности. Кроме того, по мнению Зигмунда Фрейда, копируя родителя одного с собой пола, ребенок стремится превзойти его в глазах родителя противоположного пола, завоевать его.

Основатель вальдорфской педагогики Рудольф Штейнер говорил, что ребенок является «органом чувств». Все, что происходит в его окружении, производит на малыша глубокое впечатление и побуждает его повторять, воспроизводить то, что он видит и чувствует.

Именно за счет подражания могут сформироваться у ребенка положительные или дурные привычки. Так что будьте осторожны, если у вас есть привычка ругаться за рулем или обсуждать новую прическу соседки. Однажды ваш ребенок все это повторит в самый неподходящий момент.

Именно поэтому хотя бы в первые несколько лет жизни, когда подражание – основной способ обучения для ребенка, действия близких малышу людей должны быть красивыми, добрыми – заслуживающими повторения.

Кроме того, в дошкольном возрасте у ребенка появляется стремление войти в ту или иную группу, приняв нормы поведения, характерные для ее членов. Поэтому, например, во время просмотра мультфильма ребенок смеется в те моменты, когда смешно вам.

Он просто упражняется в изображении поведения, которого мы можем от него ждать в данной ситуации. По той же причине дети часто перенимают способы действий не только у взрослых, но и у сверстников. Достаточно, скажем, одному из детей начать бегать, играя в индейцев, как остальные дети один за другим присоединяются к нему. Так что подражание можно считать очень важным факторам социализации.

Привлечь внимание

Растроганный взгляд и улыбка отца, когда он увидел своего сына на диване, с очками на носу, углубившегося в чтение газеты, не ускользнут от маленького. Поэтому он снова и снова с удовольствием разыгрывает эту сцену.

Подражая вам, ребенок хочет развеселить вас (это начальная форма юмора), а также завоевать ваше расположение и устранить непонимание, которое может возникать между вами. Даже если ваш малыш выглядит нелепо, не иронизируйте – вы можете задеть его чувства.

Иногда даже своими негативными действиями ребенок старается обратить на себя внимание: он как будто проверяет родителей, изучает их реакцию.

Вспомните, например, как все мы когда-то приносили из детского сада «нехорошие» слова, которые по страшному секрету сказал кто-нибудь из сверстников, и, громко произнося их вслух, ждали, что же на это ответит мама.

Источник: http://www.parents.ru/article/pochemu-deti-za-nami-vse-povtoryayut/

Для родителей
Добавить комментарий