Почему малыш не говорит? 6 ошибок родителей

Содержание
  1. Почему ребенок не говорит (и как его научить)
  2. От понимания — к речи
  3. Упражнения для развития речи
  4. Ребёнок плохо говорит. Что делать?
  5. Когда стоит начать беспокоиться и что-то предпринимать?
  6. Ошибки родителей в общении с детьми
  7. Как помочь ребёнку заговорить?
  8. Мой ребенок не говорит. Куда бежать и что делать?
  9. Как понять, есть ли у ребёнка трудности речевого развития?
  10. Какими бывают нарушения речевого развития?
  11. Можно ли предотвратить нарушение речевого развития ребёнка?
  12. Что делать, если у ребенка выявлено нарушение развития речи?
  13. Ваше здоровье. Скажи «мама», или Почему ребенок не говорит? Логопед советует, как помочь маленькому молчуну – Брестская газета
  14. Что делать, если ваш ребенок не говорит?
  15. Признаки благополучного развития речи у ребенка
  16. Признаки неблагополучного развития речи у ребенка
  17. Если вы обнаружили хотя бы 1-2 признака неблагополучного развития речи ребенка,значит вам необходимо обратится за консультацией к специалистам. 
  18. 10 фраз, которые нельзя говорить ребенку

Почему ребенок не говорит (и как его научить)

Почему малыш не говорит? 6 ошибок родителей

Начнем с того, что все «возрастные нормы» из серии «10 слов к году, 20 — к полутора» — относительны: далеко не каждый нормально развивающийся малыш сумеет справиться с поставленными нашими неврологами и логопедами задачами.

Тем не менее первые три года жизни ребенка действительно являются идеальным (сензитивным) периодом для развития речи.

Но вот будет ли этот процесс гладким или, наоборот, скачкообразным, зависит исключительно от конкретного малыша! Довольно часто бывает так, что накануне трехлетия молчавший до этого ребенок вдруг — к удивлению родителей — начинает вещать развернутыми предложениями.

Как будто «прорвало»! Но на самом деле это вовсе не неожиданность. Если малыш все понимает, участвует доступными ему способами — звуками, мимикой и жестами — в разговорах взрослых и спокойно выполняет ваши просьбы, волноваться не о чем. Сейчас ребенок просто копит словарный запас: ближе к намеченному сроку он еще удивит вас своей болтливостью!

Кстати: Желание общаться с ровесниками здорово ускоряет речевое развитие ребенка: нередки случаи, когда пошедший в детский сад молчун через неделю начинал бойко разговаривать.

От понимания — к речи

Перед тем как начать говорить свои первые «дай» или «мое», дети проходят важнейший этап пассивного овладения словом, т. е. учатся понимать, что именно говорят им взрослые.

Уже к году здоровый малыш должен без проблем уметь показывать игрушки или привычные для него предметы по просьбе взрослого, а также искренне стремиться к эмоциональному контакту и посильному диалогу с окружающими людьми.

Если годовалый карапуз не реагирует на обращенные к нему слова и не понимает просьбы «принеси мишутку» или «покажи, где твоя кроватка», значит, пора серьезно заниматься этим вопросом. Не стоит откладывать визит к логопеду, неврологу или психологу до того момента, когда малышу исполнится 3 года.

Для того чтобы ребенок научился воспринимать обращенную к нему речь, с ним нужно очень много разговаривать с первых же дней жизни. Обращайтесь к малышу по имени, комментируйте собственные действия и как можно больше читайте вслух. Чем насыщеннее будет вербальная среда вокруг ребенка, тем активнее он станет интересоваться родным языком.

1−2 мес. Интонирование криков: в них можно различить удовольствие и неудовольствие.

1,5−3 мес. Гуканье, гуление: ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги.

4−5 мес. Лепет: малыш повторяет за вами и сам произносит слова, состоящие из одного и того же слога.

8 мес.-1 год 2 мес. Лепетные слова: речь состоит из коротких слов и звукоподражаний.

1 год 6 мес.-2 года 2 мес. Двусловные предложения.

1 год 9 мес.-2 года 6 мес. Активный рост словарного запаса, ребенок интересуется, как называются окружающие его предметы.

2 года 4 мес.-3 года 6 мес. Появляются грамматически правильные формы слов, ребенок начинает употреблять слова с верными родовыми и падежными окончаниями. В это время пора учить малыша говорить букву «Р»

2 года 6 мес.-3 года 5 мес. Слово-творчество: малыш создает собственные слова, придерживаясь при этом правил родного языка.

2 года 6 мес.-3 года 6 мес. Во время игр и занятий ребенок комментирует собственные действия.

Упражнения для развития речи — что нужно делать?

Упражнения для развития речи

Несомненно, родители могут значительно ускорить процесс овладения речью и приблизить тот день, когда кроха наконец-то станет полноправным собеседником. Вот несколько способов разговорить молчуна.

  1. Не спешить понимать. Большинство родителей готовы и умеют угадывать желания своего чада по отдельным звукам или жестам. Такая чуткость, конечно, очень похвальна, но в этом случае она оказывает карапузу дурную службу. Попросите ребенка несколько раз повторить, что именно он хочет.

    Таким образом вы стимулируете его речевое развитие: ведь если бы малыш умел говорить, вы бы поняли его безо всяких проблем.

  2. Важно: Не стоит отказывать в понимании полностью. Если вы видите, что ребенок расстроен или волнуется, будет достаточно всего пары повторов.

  3. Говорить с выражением.

    Используйте два типа речи: интонируемую и обычную. Первая уместна во время игр: «Где же наш мячик? Куда он укатился? Воот он». А вот обычные — бытовые — комментарии нужно произносить совершенно обыденным тоном.

    Таким образом, малыш научится различать не только слова, но и интонации, что тоже отлично стимулирует речевые центры.

  • Ловкость рук. Еще наши бабушки и мамы знали, что, речевое развитие малыша напрямую зависит от… ловкости его пальцев. Игры с мелкими предметами стимулируют способность различать и правильно произносить звуки, иными словами, благотворно влияют на артикуляционный аппарат ребенка.

    Пусть малыш пересыпает крупы из стакана в стакан, перекладывает горошины из миски в миску, нанизывает сушки на шнурок, строит пирамиду из спичечных коробков, открывает и закрывает пластиковые бутылки и, например, учится застегивать пуговицы на ненужной бабушкиной кофте.

    В общем, чем плотнее вы задействуете пальчики ребенка, тем скорее и четче он заговорит.

  • Мяу-Гав. Детям, уже умеющим произносить отдельные слоги, будет очень полезна игра под условным названием «угадай животное». Взрослый берет несколько игрушечных зверей (собаку, кошку, корову) и вместе с ними прячется за импровизированную ширму.

    Задача малыша — по звукам догадаться, кто именно спрятался «за занавесом».

    Например, взрослый спрашивает: «Кто это у нас тут сидит? Подай голосок!» И сам же отвечает: «Гав-гав! Так это же собачка!» После нескольких повторов малыш наверняка захочет включиться в игру и с удовольствием начнет лаять, рычать или мяукать.

  • Лучший ученик. Родитель, выступающий в роли учителя, «просит» сидящих в кругу кукол произносить названия предметов и сам же отвечает разными голосами. Через некоторое время «ученики» сбиваются, и педагог обращается за помощью к ребенку. Задача малыша — исправить чужие ошибки.
  • Чтение вслух. Мама или папа выразительно читают стишок, но «забывают» произнести последнее слово и вопросительно смотрят на малыша, предлагая ему самому закончить строчку.
  • Важно: Совместные развивающие занятия должны приносить ребенку радость и ни в коем случае не превращаться в проверку способностей.

    Увидев разочарование на лице мамы, карапуз поймет, что «что-то делает не так» и замкнется еще сильнее.

    Источник: https://www.goodhouse.ru/family_and_children/vospitanije/pochemu-rebenok-ne-govorit-i-kak-ego-nauchit/

    Ребёнок плохо говорит. Что делать?

    Почему малыш не говорит? 6 ошибок родителей

    Причины отставания в речевом развитии могут быть самыми разными. Биологические – наследственность, родовая травма, проблемы зрительного или слухового восприятия и другие. Зачастую проблема носит чисто социальный характер, когда предпосылкой к отставанию в речи у ребёнка становится поведение родителей: это, как правило, нехватка общения и развивающих занятий.

    Когда стоит начать беспокоиться и что-то предпринимать?

    Существует ли какая-то норма слов, которую малыш должен знать и произносить в определённом возрасте? Можно отметить примерные этапы развития речи у ребёнка:

    • 3-6 месяцев – ребёнок «гулит», испытывая артикуляционный аппарат в действии.
    • 1 год – малыш произносит до 10 слов, первые из которых обычно «мама», «папа», «баба», «дай», «на».
    • 2 года – ребёнок строит простые фразы из 3-4 слов.
    • 3 года – ребёнок много и хорошо говорит, читает стихи наизусть.
    • 4 года – фраза строится с учётом грамматики, с использованием всех частей речи.
    • 4-5 лет – речь приобретает форму короткого рассказа, начинает развиваться фонематический слух – ребёнок различает все звуки речи.
    • 5 лет – речь сформирована, ребёнок произносит все звуки.
    • 6 лет – хорошо развитая связная речь.

    – К первому классу школы нормально развивающийся ребёнок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи ошибок,  а также владеет всеми формами устной речи:  диалогической и монологической,  контекстной и ситуативной, – говорит логопед Академии развития «Знайка School».

    – К началу обучения в школе речь малыша в норме сформирована полностью и развита настолько, что переходит на уровень формирования чтения и письма. Если на момент поступления ребёнка в школу речь по каким-то параметрам не соответствует средним нормативам, то, скорее всего, он будет испытывать трудности в овладении чтением и письмом.

    В данном случае необходима помощь специалиста – логопеда. Но лучше всего логопедическую помощь получить ещё до школы.

    Ошибки родителей в общении с детьми

    Прежде чем бить тревогу, обратите внимание на своё привычное общение с вашим ребёнком. Возможно, корень проблемы кроется именно в ваших ошибках, и бежать к специалисту нет смысла.

    1. Гиперопека. Разве плохо понимать своё чадо без слов и предупреждать все его желания? Для развития речевой функции, разумеется, ничего хорошего. Ведь малышу не нужно выражать свои потребности вербально. Избегайте и чрезмерной жестикуляции в общении с ребёнком, иначе он привыкнет реагировать на ваши жесты, а не на слова.
    2. «Шумовая завеса». Ошибочно мнение, что чем чаще ребёнок находится в информационной среде, тем быстрее он научится говорить. В доме, где постоянно включен телевизор, радио, или болтают взрослые, создаётся своего рода «шумовая завеса», и малыш перестаёт придавать значения словам и вникать в их суть. Дети в таких семьях часто имитируют полноценную речь бессмысленными фразами и звуками. Поэтому лучше разговаривать с детьми, а не при детях.
    3. Нет времени! Речевое развитие ребёнка задерживается и тогда, когда у родителей для общения с ним постоянно нет времени и желания. «Отстань», «Иди, поиграй» – дежурные фразы, тормозящие развитие малыша.

    Как помочь ребёнку заговорить?

    • Делайте с вашим малышом каждый день артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, делайте самомассаж рук и лица.
    • Стимулируйте любые проявления активности ребенка, радуйтесь каждому произнесенному звуку.
    • Используйте различные дидактические игры: разрезные картинки, паззлы, игрушки-собирайки, кубики с картинками, игрушки-вкладыши. «Умные» игрушки можно приобрести в «Учснаб».
    • Читайте, рассказывайте наизусть, пойте: потешки, колыбельные, считалочки, детские стишки и прозу. Сядьте так, чтобы ваши глаза были на одномуровне с глазами ребёнка, чтобы он хорошо видел вашу артикуляцию.
    • Показывайте, рассказывайте, фантазируйте, комментируйте в деталях всё, что хотите: чем занимается папа на работе, во что играют дети на площадках и другое.
    • Произносите с ребёнком голоса животных, проговаривайте места их обитания и пищу, которую они едят.

    Психологи и педагоги не устанавливают чёткие временные рамки, когда малыш должен активно разговаривать. Однако если речевое развитие ребёнка значительно задерживается, не стоит затягивать с обращением к специалистам.

    Нужно вовремя определить причины задержи развития речи, ведь самый активный период в развитии речи ребёнка выпадает на первые три года его жизни. В более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере бывает сложно.

    Источник: https://www.infpol.ru/91909-rebyenok-plokho-govorit-chto-delat/

    Мой ребенок не говорит. Куда бежать и что делать?

    Почему малыш не говорит? 6 ошибок родителей

    Развитие речи ребёнка — сфера, окруженная массой мифов и рекомендаций, нередко взаимоисключающих друг друга.

    Родителям, обеспокоенным тем, что двухлетний малыш так и не начал разговаривать, сначала наперебой рекомендуют «больше читать вслух», «петь песенки» и «не переживать — сам дорастёт».

    Но вот проходит год, полтора — и те же самые советчики заводят новую песню: «Ребёнок так и не заговорил? А где же вы раньше были?!».

    Есть много литературы, посвященной вопросам становления речи. Вместе с тем в интернете активно транслируются и псевдонаучные или искаженные факты — и разобраться, где информация правдива, а где нет, бывает нелегко. Для того, чтобы родителям было проще сориентироваться, мы попросили Наталью Ульянову, кандидата психологических наук и игротерапевта, выделить несколько ключевых моментов.

    Как понять, есть ли у ребёнка трудности речевого развития?

    Прежде всего, необходимо оценить, соответствуют ли освоенные им умения возрастным нормам:

    – в три месяца ребенок начинает гулить — многократно повторять одни и те же слоги («гугугу», «аляля» и т. п.);

    – в шесть месяцев у младенца появляется лепет — несколько слогов, соединенных друг с другом в подобие слов («пабада», «ляп-тяп-тяп» и т. д.);

    – к году появляются первые слова, которые малыш соотносит с определенными объектами или действиями («мама», «дай», «киса», «ам» и др.);

    – в полтора года ребенок уверенно пользуется десятью-пятнадцатью упрощенными словами и звукоподражаниями («ляля», «ав-ав», «каша», «би-би» и т. п.);

    – к двум годам активный словарный запас ребёнка составляет уже несколько десятков слов, появляются первые фразы из двух (реже трех) слов («машина поехала», «папа ушел на работу», «тётя, пока!» и др.)

    – в три года малыш разговаривает полными предложениями, способен развернуто ответить на вопрос, хотя и может допускать грамматические ошибки и неправильно произносить «трудные» звуки (заменять «ш» на «с», «р» на «л» и т. п.);

    – в пять лет речь ребёнка полностью соответствует языковой норме и с точки зрения грамматики, и в произношении звуков; словарный запас составляет несколько тысяч слов и постоянно пополняется.

    Индивидуальные темпы развития могут немного колебаться по сравнению с «табличными» нормами.

    Тем не менее, если задержка перехода речи ребёнка на новый этап составляет больше трёх месяцев — это повод обратиться к специалистам.

    Общая последовательность действий при этом такова: в первую очередь необходимо исключить соматические (телесные) заболевания, которые могут влиять на речь, затем — провести диагностику психологического развития.

    Для этого необходимо обследовать ребёнка у оториноларинголога, чтобы проверить, в порядке ли слух, и у невролога, чтобы понять, есть ли у ребёнка органические поражения центральной нервной системы. На этом этапе врач может рекомендовать дополнительную аппаратную диагностику: электроэнцефалографию, нейросонографию, магнитно-резонансную томографию и т. д.

    , чтобы получить более точное представление о состоянии пациента. Следующий шаг — обращение к дефектологу или клиническому психологу для выявления возможных причин задержки формирования речи.

    Параллельно родители могут получить консультацию логопеда — он подскажет методы и техники, которые можно использовать в процессе коррекции, или предложит записать ребёнка на специальные занятия.

    Вполне возможно, что тревога родителей окажется ложной, малыш — полностью здоровым, а его речь действительно запустится «сама собой» в чуть более поздний срок.

    Но всё-таки в этом вопросе лучше оказаться излишне бдительными, чем пропустить проблему и потерять драгоценное время.

    Дело в том, что чем меньше возраст ребенка, тем пластичнее его психика и тем больше шансов компенсировать нарушения с помощью специальной коррекционной работы.

    Какими бывают нарушения речевого развития?

    Существует достаточно много различных нарушений речи, и даже опытному специалисту не всегда удаётся сразу поставить ребёнку точный диагноз. Приведём самую общую классификацию таких нарушений.

    Прежде всего, проблемы развития речи могут быть первичными и вторичными. К первичным относится поражение органов, непосредственно отвечающих за речь: слухового или артикуляционного аппарата или определенных участков коры головного мозга. Вторичные нарушения возникают вследствие проблем социального развития (например, пребывания в условиях детского дома с раннего возраста).

    Среди первичных нарушений наиболее часто встречаются следующие:

    Алалия — недоразвитие или отсутствие речи вследствие поражения коры больших полушарий. Может быть моторной (ребенок понимает, что ему сказали, но говорить сам не может), сенсорной (с произношением трудностей нет, но смысл слов остается непонятым) или сенсомоторной, т. е. включающей в себя обе стороны проблемы.

    Афазия — утрата речи после трехлетнего возраста ребёнка в результате травм или болезней. Так же, как и алалия, может быть сенсорной, моторной или смешанной.

    Дизартрия — нарушение произношения звуков из-за проблем с иннервацией речевого аппарата. При дизартрии ребёнок понимает речь и может говорить сам, но окружающие не понимают его из-за того, что произносимые звуки смешиваются в «кашу».

    Общее недоразвитие речи — недостаточная сформированность всех систем, участвующих в освоении языка и общении.

    Большая часть этих проблем поддается коррекции, то есть может быть частично или полностью решена в результате специальных занятий. Рекомендации по медикаментозной или психолого-педагогической поддержке ребенка всегда носят индивидуальный характер. Родителям важно помнить, что давать их может только профильный специалист и только после личной встречи и проведения диагностики малыша.

    Можно ли предотвратить нарушение речевого развития ребёнка?

    И да, и нет. Да — потому что речь, как и другие высшие психические функции человека, формируется в процессе непосредственного общения ребёнка со взрослым. Поскольку закладывается она практически с самого рождения малыша, очень важно говорить с младенцем с первых дней жизни, соблюдая при этом несколько несложных рекомендаций:

    – активно общаться с ребёнком, обращаться к нему, называть по имени, комментировать его и свои действия и т. д.;

    – включать малыша в разговор, даже если тот ещё не может ответить «по-настоящему», можно реагировать на издаваемые им звуки или говорить реплики как бы «за него»;

    – не превращать свою речь в монолог, делать паузы и давать ребенку возможность ответить на обращения взрослых на доступном ему уровне;

    – задавать вопросы, постепенно переходя от простых к более сложным;

    – настаивать на использовании речи там, где малыш уже может это делать, «не понимая» жестов и восклицаний;

    – помогать ребёнку правильно сформулировать фразы, если самому это сделать ещё трудно;

    – вместе с малышом радоваться его успехам, отмечать новые слова, освоенные навыки, совершённые достижения, и т. д.

    Нет — потому что, к сожалению, не всё в жизни поддаётся нашему контролю.

    От проблем со здоровьем не застрахован никто, и речевые нарушения в этом смысле не исключение — они могут проявиться у детей даже самых заботливых родителей, подолгу и с удовольствием общающихся с ребёнком.

    В этом смысле речь, развивающаяся у малыша как бы «сама собой», без специальных усилий со стороны взрослых — это своеобразный выигрыш в «генетическую лотерею» — такой же, как, например, высокий интеллект или абсолютный музыкальный слух.

    Что делать, если у ребенка выявлено нарушение развития речи?

    Прежде всего — не отчаиваться и помнить, что чем скорее начнется психолого-педагогическая и, при необходимости, медикаментозная коррекция, тем больше вероятности «подтянуть» речь малыша к возрастной норме. Для этого родителям необходимо найти грамотных специалистов: невролога, психолога, логопеда-дефектолога, — готовых работать над решением проблемы единым фронтом.

    Вместе со специалистами нужно составить план занятий и согласовать последовательность применения разных видов терапии (в зависимости от ситуации, ребёнку могут быть рекомендованы, например, биоакустическая коррекция, томатис, логопедические упражнения и массаж и т. д.). И самое сложное, но и самое важное — последовательно и планомерно претворять план в жизнь, внимательно отслеживая реакции малыша и при необходимости корректируя программу.

    Вне зависимости от выбора способа коррекции, родителям ребёнка с речевыми нарушениями придётся много времени уделять занятиям дома.

    Их содержание и продолжительность обсуждаются со специалистами, «ведущими» малыша: психологом, дефектологом, логопедом — и время от времени пересматриваются.

    Для развития речи очень важна систематичность, поэтому лучше заниматься по пять-десять минут в день, но регулярно и с удовольствием, чем целый час, но раз в неделю «из-под палки».

    И, конечно же, нужно помнить, что все усилия прилагаются не зря. Иногда это бывает трудно, иногда — невыносимо и беспросветно, а в самые сложные моменты руки могут просто опускаться. Но всё-таки родительская любовь и готовность искать наилучший способ помочь собственному ребенку обязательно сделают любую проблему преодолимой!

    Источник: https://chips-journal.ru/reviews/moj-rebenok-ne-govorit-hota-ego-sverstniki-uze-boltaut-kuda-bezat-i-cto-delat

    Ваше здоровье. Скажи «мама», или Почему ребенок не говорит? Логопед советует, как помочь маленькому молчуну – Брестская газета

    Почему малыш не говорит? 6 ошибок родителей

    Что делать в этом случае? Как помочь ребенку заговорить? Стоит ли подождать и когда бить тревогу? На эти вопросы отвечает логопед-дефектолог I категории медицинского центра «ЛОДЭ» Наталья Курысь.

    Наталья Курысь, логопед-дефектолог I категории медицинского центра «ЛОДЭ».  Виктория ПОЛЯКОВА

    – Чтобы проследить развитие речи у ребенка, специалисты советуют ориентироваться на нормы, хотя при этом соглашаются с тем, что эти «стандарты» определены давно, не совсем подходят современным детям и не учитывают индивидуальные особенности каждого отдельного ребенка. Так ли это?

    Современные дети начинают говорить позже и имеют больше проблем с развитием речи, это факт. Конечно, нормы развития речи изменились, но не сильно. Основные какими были, такими и остались.

    Так, например, в 2-3 месяца у ребенка должно появиться гуление: это гласные звуки «о», «а», «у» в сочетании с согласной «г» (например, «агу», «гу»).

    Затем к 6-7 месяцам гуление переходит в лепет – неосознанное повторение слогов («бабаба», «папапа», «бум», «бам», «ам» и т. д.), но это еще не слова.

    К 6 месяцам малыш должен реагировать на свое имя и тон, с которым родители к нему обращаются, эмоционально показывать, что он чувствует. В некоторых источниках пишут, что до года малыш должен иметь в активном запасе несколько слов, однако, судя по моей практике, главное, чтобы первое слово появилось до года, а до полутора лет в активном словарном запасе насчитывалось до 20 слов.

    Также раньше, лет 15 назад, считалось, что словосочетания и простые предложения без предлогов и согласований («мама, дай», «мама, ам») должны появиться к полутора годам. Но сейчас эта норма отодвинулась – ребенку дается время до 1 года и 8 месяцев, чтобы он сформировал простое предложение.

    Важно не только то, что произносит ребенок, но и может ли он следовать простым инструкциям, понимает ли обращенную речь, реагирует ли на свое имя. На все это нужно обращать внимание.

    Как помочь ребенку заговорить?

    Говорить с ним как можно больше. Век современных технологий привел к тому, что люди в принципе меньше общаются, в том числе и с детьми. Нужно стараться все рассказывать и показывать малышу, почаще бывать на улице, озвучивать происходящее, даже если вам кажется, что ребенок еще вас не понимает.

    Родители должны стимулировать гуление и лепет, эмоционально поощрять любые попытки малыша произносить звуки. Пусть мама проследит за тем, чтобы при общении с ребенком у нее была хорошая артикуляционная подача: слова нужно произносить четко и при этом трогать губки малыша, чтобы он видел рот мамы и пытался повторять за ней.

    Некоторые советуют не сюсюкать с ребенком, однако в раннем возрасте это можно делать, чтобы поддержать лепетную речь. К полутора годам излишнее сюсюканье вредит, нужно стараться говорить с ребенком на более «взрослом» языке, не искажать названия предметов.

    Даже если ребенок еще не говорит, он все равно накапливает пассивный словарный запас. Советую мамам петь малышу песенки, читать стишки и потешки.

    Ведь «коза рогатая» и «гули-гули» пришли к нам от наших бабушек и предыдущих поколений не просто так, все это – простые, но очень важные упражнения развития речи. Читайте детям сказки, а потом задавайте вопросы (кто там был, что делал и т. д.

    ). Если ребенок не отвечает, ответьте сами. Не сомневайтесь, он все впитывает и запоминает.

    Логопед советует как можно больше общаться с ребенком: петь ему песенки, читать сказки и стишки. Виктория ПОЛЯКОВА

    – Если ребенок молчит, к кому нужно обратиться? Достаточно ли помощи логопеда?

    – Искать причину нужно в комплексе, так как зачастую задержка развития речи – проблема не только логопедическая. Во-первых, нужно смотреть, нет ли вопросов со стороны неврологии: вовремя ли ребенок начал сидеть, ползать, ходить.

    Если малыш «опаздывает», нужно обратиться к детскому неврологу и чем раньше, тем лучше. Затем посетить ЛОР-врача и сурдолога, чтобы проверить, хорошо ли ребенок слышит. К сожалению, все чаще бывает, что причина именно в этом: ребенок плохо слышит или не слышит совсем.

    Но если малыш в полгода не реагирует на имя, звуки и тон обращения, нужно проверить слух.

    Также стоит обратить внимание на слюноотделение: если оно обильное, это может быть нехорошим знаком и предпосылкой к дизартрии (нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы). Необходимо проверить ротовую полость ребенка: мешают заговорить короткая уздечка языка, расщелины неба, аденоиды и другие патологии.

    Существует и внутренний фактор задержки речевого развития – ребенок может не хотеть говорить. Нужно обратиться к детскому психологу, чтобы проверить задержку психических функций. Стоит учитывать и биологический анамнез (как проходила беременность, роды), не сбрасывать со счетов и наследственный фактор (в каком возрасте заговорили родители и другие дети в семье).

    Источник: https://www.b-g.by/news/vashe-zdorove-skazhi-mama-ili-pochemu-rebenok-ne-govorit-logoped-sovetuet-kak-pomoch-malenkomu-molchunu/

    Что делать, если ваш ребенок не говорит?

    Почему малыш не говорит? 6 ошибок родителей

    Что делать,

    если ваш ребенок не говорит?

    В семье родился малыш. Сколько радости доставляют родителям первая улыбка, первое агуканье, первые лепетные слова. Но вдруг родители начинают замечать, что-то неладное. Сверстники ребёнка начали говорить словами и фразами, а ваш малыш по-прежнему лепечет что-то непонятное. Вернее, вы его можете понять, но с трудом. Что делать?

    Необходимо своевременно обратится к специалисту.

    Информация, представленная в книгах, журналах, в сети Internet и советы мам, у которых малыши такого же возраста, что и ваш, не заменят консультаций специалистов: невропатолога, психоневролога, лора, сурдолога, окулиста, логопеда, психолога, дефектолога, а так же, при необходимости, специальных коррекционных занятий.

    Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше. Наиболее чувствительный период для развития речи — от 1 года до 5 лет. Чем раньше будет оказана помощь по преодолению нарушений речи у ребенка, тем более благополучно он будет развиваться в дальнейшем.

    Причины, вызывающие задержку темпов речевого развития, могут быть различны:

    • наследственность
    • неблагоприятное течение беременности и родов у матери (инфекционные и соматические заболевания матери, токсикозы, приём лекарств, бытовые и производственные отравления, действие радиации, излучений, стрессовые ситуации, алкоголь, курение, наркотики, асфиксия и родовая травма у ребенка, несовместимость по крови матери и плода по резус-фактору);
    • неврологические заболевания, психические травмы у ребенка,
    • окружающая речевая среда (слабослышащие, глухие родители, либо имеющие нарушения речи, недостаток внимания со стороны взрослых, гиперопека, отсутствие эмоционально положительного контакта со взрослыми и т.д.)
    • общая физическая ослабленность, незрелость (из-за недоношенности, патологии беременности, родов, нарушений обмена веществ)
    • нарушения в строении речевого аппарата (челюсти, язык, губы, зубы (прикус), нёбо) и его функционирования.

    Задержка темпов развития речи может проявляться как в раннем возрасте, так и после 3 лет.

    Дети могут использовать некоторый ограниченный набор средств общения: лепетные слова, звукоподражания, вокализации, мимику, жесты.

    Некоторые из них довольно активно вступают в контакт, другие замкнуты, стеснительны, стараются уходить от общения, третьи демонстрируют выраженный речевой и поведенческий негативизм с элементами агрессивного поведения, т.е.

    отказываются от речевого и неречевого общения, демонстрируя свое неприятие ситуации, выражая протест иногда даже с помощью кулаков.

    В любом случае эти дети, по словам родителей, характеризуются следующим образом: «Все понимает, но не говорит».

    Как развивается речь

    От 6-8 мес.-1 года до 3-4 лет. ребенок овладевает основными закономерностями, законами родного языка.

    К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и слов-фрагментов (слов, произнесенных не полностью).

    Он говорит предложениями, не допуская грамматических ошибок (например, правильно употребляет окончания в словах) Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.

    В таблице, разработанной специалистами в области детской речи, дана последовательность развития детской речи и обозначены возрастные нормативы их появления.

    Это время не является жестко обязательным, сроки и последовательность могут варьироваться в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребенка.

    Тем не менее, если в определенный период указанные формы не появляются, или вы видите единичные проявления, это должно насторожить вас.

    Динамика формирования речи

    Примерныйвозрастпоявления
    1Интонирует крики(Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия)1-2 мес.
    2Гуканье, гуление(Ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними)1,5-3 мес.
    3Лепет(Ребенок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов)4-5 мес.
    4.Лепетные слова(Ребенок использует в речи «нянькин язык» слова состоят из двух-трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др. ), много звукоподражаний (би би, гав гав, пи пи и проч. )8 мес. —1 год 2 мес.
    5Двусловные предложения(Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т.п.)1 год 6 мес. —2 года 2 мес.
    6Активный рост словаря(Ребенок спрашивает, как это называется)1 год 9 мес. —2 года 6 мес.
    7Появление грамматических форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др.)2 года 4 мес. —3 года 6 мес.
    8Словотворчество(Ребенок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка)2 года 6 мес. —3 года 5 мес.
    9Ребенок активно общается с хорошо знакомыми ему взрослыми1 мес. —1,5 мес
    10Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом2 года 6 мес. —3 года 6 мес.

    Речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы.

    Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые». Речь мальчиков характеризуется более поздним началом.

    У них, прежде всего, формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своем языке».

    Одна и та же ситуация оречевляется мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: «Дай!», а девочка тихо канючить: «Мячик!». Для родителей разница небольшая, а для специалиста значимая.

    Признаки благополучного развития речи у ребенка

    • Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.

    • У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.

    • Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется

      разговаривать с незнакомыми людьми.

    • Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.

    • Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.

    • Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

    Признаки неблагополучного развития речи у ребенка

    • Ребенок развивается с задержкой.

    • Ребенок перенес тяжелые заболевания.

    • У ребенка есть неврологические заболевания.

    • Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.

    • Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит или уходит, как будто Вас не слышал.

    • Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).

    • Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.

    • Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания: «Скажи еще раз лучше» не реагирует.

    • Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

    Если вы обнаружили хотя бы 1-2 признака неблагополучного развития речи ребенка, значит вам необходимо обратится за консультацией к специалистам. 

    (в статье использована информация из пособия О.Е. Грибовой «Что делать, если ваш ребенок не говорит?». –  М: Аркти, 2012. )

    Источник: http://madou44.ru/chto-delat-esli-vash-rebenok-ne-govorit

    10 фраз, которые нельзя говорить ребенку

    Почему малыш не говорит? 6 ошибок родителей

    Мамы, безусловно, любят своих детей, очень тревожатся за них и от всего сердца хотят, чтобы они выросли достойными и счастливыми людьми. Но иногда они произносят ребенку разрушительные фразы, не осознавая о последствиях для будущей жизни ребенка.

    Мама – это самый первый человек в жизни ребенка. От мамы он полностью зависит в первые годы жизни, от мамы получает представление о мире, в отношениях с мамой у него формируются модели отношений с окружающим миром.

    Маме малыш верит безоговорочно, поэтому все слова, которые она произносит, для ребенка очень важны, даже те, которые кажутся ей незначительными.

    И порой фразы, при помощи которых нас воспитывали наши мамы, а их – бабушки, и так далее, становятся для ребенка пророческими, формируя жизненный сценарий. Таких фраз много, но мы выделили 10 самых распространенных.

    Если бы не ты, я бы… Продолжениеэтой фразы может быть любым: сделала бы карьеру, стала бы балериной, вышла бы второй раз замуж, не развелась бы. Каким бы ни было продолжение, произнося эти слова, даже просто делясь своими мечтами, мы, сами не подозревая, вешаем на малыша очень большую ответственность.

    Отныне он будет жить с чувством вины за то, что у мамы не сложилась жизнь такой, какую она хотела. А чувство вины рождает повышенное чувство долга.

    Дети, которые несут ответственность за судьбы родителей, сознательно и несознательно не позволяют себе собственного счастья, и часто их жизнь сводится к тому, чтобы отдать долг своим родителям за то, что они родились.

    Я люблю только хорошего мальчика (девочку). Другая интерпретация этой фразы: “Я тебя такого не люблю”. Мама хочет показать этой фразой, что ей не нравится поведение ребенка, но ребенок слышит и воспринимает эти слова по-другому. На уровне подсознания у ребенка формируется неприятие себя таким, какой он есть.

    Ведь таким, какой он есть, его не любит самый значимый для него человек – мама. Если это так, то для ребенка из этого автоматически вытекает, что для такого, какой он есть, ему нет места в этом мире.

    И тогда ребенку во взрослом возрасте очень страшно быть собой, он старается скрыться за образом хорошего и правильного человека, зависит от оценки других людей. Но поскольку представления других о том, как хорошо и правильно, может быть разным, то человек мечется между авторитетами, не понимая, каким ему быть, чтобы мир его принял.

    Только любовь матери и безусловное принятие формирует в ребенке веру, что миру он нужен именно таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками.

    На тебя люди смотрят. Это еще один способ воспитать ребенка зависимым от чужих оценок. Повзрослев, такой человек будет оглядываться на мнение окружающих и ограничивать себя в свободном проявлении своей воли и спонтанности. Getty Images/Fotobank

    Будешь так себя вести – отдам тебя милиционеру (тете, дяде). Иногда тети, дяди и милиционеры также включаются в игру и вторят маме: “Да, пойдем со мной, раз ты маму не слушаешь”. И тогда у ребенка рождается и растет страх – страх перед миром, от которого даже мама не сможет защитить.

    Для формирования уверенной в себе, гармоничной личности необходимо, чтобы мама всегда была на его стороне. Поэтому в случае с дядями, тетями и милиционерами, мамина задача, напротив, дать поддержку ребенку и сказать: “Как бы ты себя ни вел, я тебя никому никогда не отдам”.

    А дяде или тете, предложившим его забрать, сказать: “Спасибо, мы сами разберемся”.

    Ты плохой (глупый, ленивый и т.д.). Помните, что ребенок безоговорочно верит своей маме. И если она говорит, что он плохой и глупый, он растет с глубокой уверенности в том, что он именно такой, как сказала мама. Есть еще один аргумент против таких фраз.

    Ребенок всегда стремится оправдать мамины ожидания, это свойственно абсолютно всем детям. Поэтому он будет становиться плохим и глупым, чтобы соответствовать тому, что мама говорит. На самом деле маме скорее не нравится, как ребенок себя ведет.

    Поэтому психологи рекомендуют давать оценку поступку, но не личности ребенка.

    У всех дети как дети, а ты… Часто ребенка сравнивают с другими детьми. “Вот Маша уже научилась читать, а ты до сих пор книгу в руки не взял”, “Петя такой вежливый и воспитанный, а ты дерешься”. У ребенка формируется неприятие себя таким, какой он есть. При этом он считает себя хуже других.

    У меня от тебя голова болит. Еще хуже звучат фразы: “Ты меня убиваешь!” или “Ты моей смерти хочешь!” Дети эгоцентричны, у них еще мистическое мышление, и они правда верят, что обладают способностью воздействовать на окружающий мир. И они верят, что своими поступками могут навредить маме – сделать ее больной или вовсе убить.

    И это рождает в ребенке большое напряжение, чувство тревоги и вины за то, что он сделал или сделает что-то “не так”. Из таких детей вырастают тревожные люди, невротики, созависимые – люди, которые верят в то, что состояние близких им людей напрямую зависит от их слов и поступков.

    Тогда они отказываются от своих собственных потребностей, потому что боятся задеть чувства другого человека.

    Мальчики (девочки) так себя не ведут. А именно: мальчики не плачут, а девочки не дерутся. Тогда мальчики вырастают в безэмоциональных мужчин, истинные чувства которых запрятаны так глубоко, что они и сами забыли об их существовании.

    Такие мужчины любые проявления чувств считают слабостью. Девочки, которым запрещали драться и выражать злость, вырастают с размытыми границами, неумением отстаивать свои интересы и постоять за себя.

    Не такого будущего хотят мамы своим детям, но они просто не придают значения словам.

    Нельзя! Это слово, наверное, чаще всех употребляется мамами в воспитательных целях. Тем не менее психологи рекомендуют придерживаться соотношения: на 9 “да” должно быть всего одно “нет”.

    И если “нет” и “нельзя”, то обязательно нужно объяснять, почему нельзя. Даже если ребенку всего год, и он, как вам кажется, не может еще понять.

    Ребенок, которому все нельзя, и во взрослой жизни себе все запрещает – уже от лица своей “внутренней мамы”.

    У тебя не получится, дай лучше я. Это касается всего: завязывания шнурков, мытья посуды, любой инициативы. Да, мамы очень заняты, у них всегда мало времени и им тяжело ждать, пока малыш сам завяжет свои шнурки.

    Но если его лишать инициативы и возможности самому довести дело до конца, как же он во взрослой жизни научится сам решать свои задачи? Поэтому наберитесь терпения и решите, что для вас важно: получить результат сию секунду либо гордиться успехами своего ребенка всю жизнь?

    Татьяна Корякина

    Источник: https://tsn.ua/ru/lady/dom_i_deti/deti/10-fraz-kotorye-nelzya-govorit-rebenku-323250.html

    Для родителей
    Добавить комментарий