Почему ребенок завидует и как ему помочь?

Содержание
  1. Что такое зависть, как она проявляется у детей и что делать, если ребёнок завидует
  2. Плохих эмоций не бывает
  3. Как помочь ребёнку справиться с завистью
  4. 5 техник, которые помогут справиться с детской завистью – Телеканал «О!»
  5. Как распознать зависть
  6. 5 способов работы с завистью
  7. Что такое зависть: определение. Как ребенку побороть зависть
  8. Отчего появляется зависть
  9. Что делать, если малыш завидует чужим вещам
  10. Что делать, если ребёнок завидует другим детям и их достижениям
  11. Как побороть чувство зависти: первая помощь
  12. Как помочь ребёнку побороть зависть
  13. Отчего появляется зависть
  14. Что делать, если малыш завидует чужим вещам
  15. Что делать, если ребёнок завидует другим детям и их достижениям
  16. Как побороть чувство зависти: первая помощь
  17. О детской зависти
  18. Зависть у детей и как с этим бороться. Советы психолога
  19. Зависть как переживание.
  20. Что же делать, как бороться с завистью у детей? Продолжаем советы.
  21. Что делать, если ребенок постоянно завидует другим?
  22. Как понять, что ребенок завидует?
  23. Откуда берется зависть?
  24. Как помочь ребенку справиться с завистью?

Что такое зависть, как она проявляется у детей и что делать, если ребёнок завидует

Почему ребенок завидует и как ему помочь?

Трудно оставаться спокойным, когда ребёнка одолевает зависть. В эти минуты мы сами испытываем разные чувства и не всегда умеем правильно ответить на поступки детей. Психолог Мария Арсентьева и онлайн-школа «Фоксфорд» рассказывают о правильном отношении к детской зависти.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Плохих эмоций не бывает

Психологи различают десять эмоций, в числе которых радость, гнев, страх, удивление. Из эмоций, знаний и желаний получаются коктейли чувств. Зависть — чувство, в основе которого эмоция гнева.

Неверно думать, что одни эмоции нужны, а другие нет. Как не делим мы части тела на полезные и вредные, так не стоит разделять и переживания на хорошие и плохие.

Все чувства имеют биологическую основу. А в природе всё целесообразно. Если чувство возникает, значит, оно необходимо, потому что даёт сигнал: « Всё прекрасно» или «Хьюстон, у нас проблемы».

Зависть говорит о желании получить что-то очень значимое. Заметьте, ни взрослые, ни дети не завидуют всему подряд. Кто-то не чувствует себя благополучным без шубы или айфона. Другим для полного счастья не хватает статуса подружки невесты.

У маленьких детей зависть принимает форму ревности. Если ребёнок видит рядом проявление любви, которой он не имеет в достатке, он старается привлечь внимание к себе.

Дошкольники ищут признания со стороны родителей. Ребёнку становится важно, чтобы его помощь, поступки и таланты заметили. Мы сами подпитываем зависть, если сравниваем детей с другими: «Вот видишь, Макар всего год занимается в секции, а уже в соревнованиях участвует. Катя уже полы сама моет, а ты даже пыль не протрёшь».

Ребёнок понимает, что хорошее отношение нужно заслужить. Поощрять дела полезно, но когда мы одобряем детей только за труд, они перестают ценить себя. Зависимый от чужих внешних оценок ребёнок чувствует себя хорошим, потому что так считают другие, а не потому что уверен в себе. Без внутренней опоры ему будет трудно пережить неизбежные неудачи во взрослой жизни.

Школьники завидуют популярности сверстников и стараются им подражать: так же одеваться, покупать такие же гаджеты и отдыхать. Если зависть терзает ребёнка в подростковом возрасте, вероятно, он недополучил вашей любви в более ранний период. Чтобы не «потерять» ребёнка, лучше обратиться за помощью к психологу.

У каждого возраста свои нужды. Новая зависть наслаивается на старую и искажает личность. У ребёнка растёт тревога, недовольство и жалость к себе.

Раз у меня этого нет — я хуже того, кто этим обладает

Ребёнок, который постоянно чувствует себя обделённым, вырастает озлобленным и жадным. Взрослые хотят помочь ему «исправиться» и пресекают нежелательные проявления чувств. Вместо того, чтобы снять напряжение, родители забивают энергию зависти. Но любая энергия ищет выхода и находит. Ребёнок становится непослушным и грубым, не понимает, что с ним творится или начинает болеть.

От слов и поступков родителей зависит судьба детской зависти. Мы можем отвергнуть, запретить чувство, а можем показать, как использовать его энергию.

Как помочь ребёнку справиться с завистью

Если вы заметили, что ребёнок завидует, прислушайтесь к себе. Что вы чувствуете: стыд за ребёнка перед обществом; вину за то, что чего-то недодали ему; злость, что он не соответствует вашим идеалам или страх, что он вырастет завистливым; возможно, раздражение и смятение.

Отделите ваши эмоции от чувств ребёнка. Признайтесь себе в своих страхах и ожиданиях. Подумайте, откуда они взялись и к чему может привести их внезапное проявление. Не ищите виноватых. Поймите, чего вы хотите и как этого достичь.

Когда вы назвали свои чувства, отнеситесь к зависти ребёнка со спокойным интересом. Покажите, что вы его слышите, повторите в ответ:«ты злишься на Кирилла, потому что он спит с мамой и папой, а ты в своей кроватке», «ты тоже хочешь пойти в парк аттракционов», «ты сердишься, потому что я не дала денег на новый телефон».

Признайте право ребёнка злиться и хотеть — это важный шаг к выходу из противоречия. Не торопитесь. Некоторым нужно время, чтобы поупиваться своим горем, пострадать и поплакать. Рыдания принесут облегчение. Когда ребёнок успокоится, договориться будет проще. Обнимите его, скажите, что вы сочувствуете, и постараетесь помочь, когда он будет готов разговаривать.

Когда буря утихнет, поговорите с ребёнком. Часто из-за расстройства мы видим всё в чёрном цвете. Некоторым нужна помощь, чтобы увидеть полную картину. Расскажите, как вы цените помощь ребёнка и радуетесь его успехам.

Напомните, что на свой день рождения он получил всё, о чём мечтал. Намекните, что новые покупки можно приурочить к ближайшему празднику или накопить денег и приобрести без повода. А пока пусть составит список желанных вещей.

Старшему ребёнку предложите поиграть вдвоём, когда младенец уснёт. С дошкольником обсудите, на каких аттракционах он хочет покататься и договоритесь, когда это можно устроить. Чтобы снять эмоциональный накал, попросите ребёнка нарисовать для вас напоминалку — картинки, где вы вместе едите мороженое на колесе обозрения.

Не критикуйте желание подростка купить нелепую, на ваш взгляд, вещь. Лучше подскажите, как ему осуществить свой замысел. Деньги можно накопить или заработать. Привилегии и права можно заслужить, если взять на себя новые обязанности по дому.

И самое главное — имейте терпение. Вы не сможете ускорить процесс, но мудрое отношение к детским переживаниям принесёт свои плоды, только дайте время.

iStockphoto (EvgeniiAnd)

Источник: https://mel.fm/blog/foksford-foksford/31896-chto-takoye-zavist-kak-ona-proyavlyayetsya-u-detey-i-chto-delat-esli-rebenok-zaviduyet

5 техник, которые помогут справиться с детской завистью – Телеканал «О!»

Почему ребенок завидует и как ему помочь?

Зависть — это чувство, которое хоть раз в жизни испытывал каждый из нас. Для одних это энергия движения вперед, для других — всепоглощающая грусть и обида.

Но если взрослый человек более-менее умеет управлять завистью, то у детей способность к самоконтролю еще недостаточно развита, поэтому родителям стоит научить ребенка «дружить» с этим чувством.

Как это сделать, рассказывает Виктория Шиманская, психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта и социальных навыков детей «Академия Монсиков».

Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта

Зависть — это чувство досады, которое возникает из-за благополучия другого человека, когда он владеет каким-либо вожделенным для завистника предметом, либо в его жизни случилось какое-то хорошее событие. В норме ребенок радуется за своего товарища и одновременно желает повторить его достижения.

В таком случае зависть может стать волшебной мотивирующей кнопкой, нажав на которую, малыш начинает хорошо учиться, заниматься спортом, помогать по дому и т. д. Негативный смысл зависть обретает тогда, когда кроме нее перестают существовать другие интересы ребенка.

Причины такой крайности — это и зацикленность на материальных благах, и проблемы с самооценкой, и ощущение обделенности из-за недостатка родительского внимания и любви.

Как распознать зависть

К сожалению, не так просто распознать зависть у своего ребенка. Малыш зачастую сам не осознает либо не понимает свои эмоции и на расспросы близких отвечает отрицанием. Однако, есть типичные способы поведения, которые помогут обнаружить маленького завистника.

Агрессия: в игре ребенок может как бы невзначай нанести ущерб товарищу — сломать или испортить чужую вещь;

Принижение: малыш пытается понизить ценность предмета или события: «подумаешь он получил первое место в соревновании, я тоже так умею»;

Подражание: завистник неистово просит купить ему игрушку или даже такую же одежду, как у его друга;

Избегание: ребенок сознательно избегает игры или общения с другом, которому он в чем-то завидует или отказывается от игры с конкретной игрушкой.

5 способов работы с завистью

Как известно, лучше предупредить «болезнь», чем заниматься ее лечением. Поэтому стоит потратить силы на профилактику зависти, вместо того, чтобы в дальнейшем отдать гораздо больше ресурсов на работу с последствиями.

Воспитывайте себя

Дети копируют наше поведение, поэтому самый верный способ профилактики зависти — это работа над собой! Подумайте, позволяете ли вы себе завистливо высказываться при ребенке в сторону своих друзей и знакомых, критикуете ли в беседе успехи близких? Даже если вы не говорите это вслух, ребенок улавливает малейшие интонации и делает выводы о том, что подобное поведение нормально.

Не сравнивайте

Как часто вы сравниваете своего малыша с детьми друзей? «Смотри, а Машенька уже читать научилась! А ты и букв даже не знаешь!» или «Миша так хорошо себя вел, мама ему вон какую машинку купила. А ты подарков не заслужил».

Именно такие высказывания становятся причиной низкой самооценки ребенка и формируют привычку сравнивать себя с окружающими, что рано или поздно приведет к зависти.

Сравнивать допустимо только прошлые и настоящие достижения одного и того же малыша, чтобы понять, над чем надо работать и в какую сторону развиваться.

Полюбите себя

Любовь начинается с любви к себе, поэтому важную роль играет формирование у ребенка высокой самооценки. Это происходит тогда, когда малыш осознает свои сильные стороны, указать на которые может именно родитель.

Для этого недостаточно просто сказать «молодец», необходимо объяснить ребенку, почему он заслужил похвалы.

Почувствуйте разницу: «О, Миша, молодец! Наконец в комнате убрался» и «Миша, я горжусь твоей силой воли и ценю твое умение нести ответственность за свои обещания».

Развивайте эмоциональный интеллект

Это позволит малышу вовремя понять и осознать свою зависть. Есть две самые простые техники, которые способствуют развитию эмоционального интеллекта и повышению уверенности в себе:

«Дерево достижений». Смастерите вместе с ребенком дерево из плотного картона и повесьте на видное место. Объясняйте, за какие сильные стороны характера вы его хвалите. За каждое достижение прикрепляйте на дерево заранее подготовленный бумажный листик.

«Коробочка Эмоций». Это коробочка с разными предметами по определенной тематике. Например, коробочка «Летний день»: положите в нее камни, засохшие листочки, одуванчик и т. п. Обсуждайте наполнение с ребенком — какие эмоции у него вызывает тот или иной предмет, из каких эмоций «состоит его лето».

Не ругайте

Если вы пришли к выводу, что ваш ребенок все-таки испытывает зависть, предлагаем вам действовать по следующему алгоритму:

Ни в коем случае не ругайте его за испытываемые эмоции! Малыш может замкнуться и начать подавлять свои чувства. Расскажите ему, что завидовать время от времени могут все люди — и взрослые и дети, что зависть не говорит о человеке то, что он плохой, она дает ему выбор — подчиниться этому чувству или или работать над собой.

Примите сам факт зависти и помогите ребенку осознать и принять то, что с ним происходит. Обсудите с ним все ощущения, которые он испытывает в данный момент, пусть выговорится о своей душевной боли.

Обратите зависть во благо. Составьте конкретный план работы. Например, сын завидует другу, который выиграл олимпиаду. Обсудите, что помешало достигнуть победы вашему ребенку, над чем стоит поработать, чтобы улучшить свой учебный результат.

Или, например, если дочь завидует подруге, обладательнице новой куклы. Постарайтесь выяснить, что именно нравится вашей дочке в этой игрушке: цвет волос, наряд, обувь? Предложите вместе смастерить самодельную похожую игрушку, нарисовать ее или сшить новый гардероб для старой куклы.

В процессе работы обязательно отмечайте успехи ребенка!

Будьте союзником своего малыша — не обесценивайте детские тревоги и волнения. Для нас они кажутся пустяками, а у ребенка в момент проживания такой эмоции останавливается весь мир. Учите принимать детей все, что происходит вокруг них — осознанность позволит вовремя обратиться за помощью к родителям и максимально мягко прожить тревожное состояние.

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/9232

Что такое зависть: определение. Как ребенку побороть зависть

Почему ребенок завидует и как ему помочь?

Каждый родитель иногда замечает признаки зависти у малыша. Некоторые взрослые говорят, что их дети не очень завистливы и не беспокоятся по этому поводу. Но если малыш завидует всему и мы постоянно слышим: «У Вани красная машинка, у меня нет!», «Маша умеет танцевать, я нет», как помочь ему бороться с завистью?

Отчего появляется зависть

Это чувство выражает внутренний страх быть менее значимым в глазах других — он возникает и у детей, и у взрослых. Можно завидовать вещам других или их успехам.

Почему некоторые малыши более завистливы? Всё просто: чем увереннее ребёнок в себе, тем меньше зависти он испытывает. И наоборот: дети с низкой самооценкой завидуют постоянно. Поэтому нельзя стыдить завидующего. Такой подход ещё больше снизит самооценку, усугубит проблему.

Объяснять четырёх- или шестилетнему человеку, что завидовать плохо — пустая трата времени. Он просто перестанет говорить о своих чувствах, продолжая их испытывать. Как же побороть зависть, если нельзя прямо сказать, что завидовать плохо?

Что делать, если малыш завидует чужим вещам

В 2–3 года дети начинают понимать, что существуют «свои» и «чужие» вещи. Все мы встречали кроху, вцепившегося мёртвой хваткой в игрушку и голосящего на весь двор: «Моё!». При этом вещь необязательно принадлежит ему. В этом возрасте родителям необходимо научить маленького человека уважать чужие вещи. Но уважение чужого рождается из уважения к собственности.

Сначала ребёнок должен осознать, что существуют его вещи. Любые увещевания двухлетки: «Не будь жадиной, дай машинку мальчику, надо делиться!» приведут к негативному результату. Наоборот, обозначайте, что новая игрушка — собственность малыша и никто не имеет права покушаться на неё без разрешения.

Когда первый этап пройден и ребёнок знает, что существуют его личные вещи, гораздо проще объяснить, что у других могут быть их вещи, к которым надо проявлять уважение и не брать без спросу.

Если у малыша возникло желание поиграть с чужой вещью, научите, как договариваться с владельцем:

  • вежливо попросить;
  • предложить временный обмен на свою игрушку;
  • предложить играть вместе всеми игрушками;
  • играть по очереди.

Применение такой схемы с раннего возраста снижает вероятность возникновения зависти к чужим вещам. Ведь малыш знает, что у него самого есть прекрасные игрушки, а если хочется поиграть чужой, можно договориться.

Дети постарше могут завидовать тем, у кого есть какая-то особенная вещь. Предложите одолжить её ненадолго. Возможно, интерес сойдёт на нет. Если же ребёнок продолжает мечтать о ней, подумайте, когда сможете приобрести вещь. Может, это станет подарком на день рождения или на Новый год. Малыш должен знать: особые мечты осуществимы.

Если покупка желанной вещи недопустима, объясните причину.

Посочувствуйте, что не можете осуществить мечту: «Ты хочешь мобильный телефон как у Максима, но мы с папой считаем, что шестилетние дети не могут пользоваться гаджетами.

Мне очень жаль, что решение тебе неприятно. Когда ты станешь старше, мобильник появится и у тебя! Подумай, какой другой подарок на день рождения доставит тебе радость?»

Что делать, если ребёнок завидует другим детям и их достижениям

Чувство зависти к достижениям других обычно появляется после четырёх лет. Дети начинают осознавать, что кто-то более успешен в определённых сферах, и остро воспринимать поражения в играх, неуспешность в чём-либо.

Как уже говорилось, завидуют из-за неуверенности в своих силах. Если вы заметили, что дети остро завидуют успехам других, в повседневной жизни обратите внимание на следующее:

  • Постоянно говорите и показывайте малышу, что ваша любовь безусловна и не зависит от успехов.

Вместо «Ты не хочешь ходить в бассейн! Ты никогда не научишься плавать, мы с папой расстроились!» скажите: «Тебе не нравится бассейн? Расскажи почему. Даже если я расстроюсь, попробую понять, ведь я тебя очень люблю».

  • Избегайте сравнений. Чем больше вы указываете на успехи других детей, тем больше зависти вызываете.

Вместо «Ваня плавает лучше тебя!» скажите: «Ты плаваешь лучше, чем в прошлом месяце».

  • Спортивные соревнования и игры с проигравшими и победителями лучше предлагать детям с 4–5 лет. Не стоит поддаваться ребёнку, но в случае проигрыша посочувствуйте. Помните: нормально, если в 4–5 лет дети плачут проигрывая.
  • Избегайте постоянной деструктивной критики. Старайтесь критиковать конструктивно, объясняя, как добиться лучшего результата.

Вместо: «Что за закорючки вместо букв?!» скажите: «Попробуй написать буквы, не выходя за строчку».

  • Подчёркивайте положительные качества детей. Чтобы быть уверенным в себе, маленький человек должен знать свои сильные стороны! Поэтому не забывайте говорить о них. Старайтесь использовать конкретные фразы.

Вместо «Ты у меня вообще молодец» скажите: «Ты уже так хорошо считаешь».

  • Показывайте пример, признавая успехи других людей. Не стоит восхищаться друзьями сына или дочери (это может быть воспринято как сравнение). Лучше обращать внимание на успехи других взрослых, членов семьи или друзей. Видя ваше восхищение, малыш поймёт, что у каждого человека свои таланты.

Вместо того чтобы говорить мужу: «Наконец ты починил утюг!», скажите: «Как здорово, что ты починил утюг! Папа замечательно чинит любые вещи, я так не могу!»

Как побороть чувство зависти: первая помощь

Советы выше — общие, их нужно применять изо дня в день. Но как помочь малышу, который испытывает зависть прямо сейчас? Родителям пригодятся следующие рекомендации:

  • Не стыдите. Восклицание «Как ни стыдно завидовать!» точно не поможет справиться с ситуацией.
  • Проговорите чувства. «Да, у Кати красивая кукла. Тебе хочется, чтобы у тебя была такая же. Понимаю!»
  • Вспомните, какие игрушки или ценные вещи есть у завидующего. «У тебя есть похожая кукла, с косичками».
  • Попробуйте превратить конфликтную ситуацию в дружескую, учитывая успехи каждого. «Максим отлично играет на пианино, а ты здорово поёшь. Устроим совместный концерт?»

Даже следуя всем советам, приготовьтесь к тому, что дети временами будут завидовать. Ведь и взрослые часто испытывают подобное. Помните, родители должны свести к минимуму именно негативные проявления зависти, а не исключить чувство полностью. Пытайтесь научить детей испытывать «белую зависть» — смесь радости за другого человека и здорового желания добиться самостоятельно подобных успехов.

Читать по теме:

Как помочь ребёнку справиться с волнением

Как помочь ребёнку преодолеть страх

Как помочь ребёнку справиться с грустью

Как помочь ребёнку справиться со злостью

Добавить в избранное Распечатать

Источник: https://mchildren.ru/kak-pomoch-rebyonku-poborot-zavist/

Как помочь ребёнку побороть зависть

Почему ребенок завидует и как ему помочь?

Продолжаем публиковать цикл о развитии эмоционального интеллекта. Сегодняшний материал посвящён зависти.

Каждый родитель иногда замечает признаки зависти у малыша. Некоторые взрослые говорят, что их дети не очень завистливы и не беспокоятся по этому поводу. Но если малыш завидует всему и мы постоянно слышим: «У Вани красная машинка, у меня нет!», «Маша умеет танцевать, я нет», как помочь ему бороться с завистью?

Отчего появляется зависть

Это чувство выражает внутренний страх быть менее значимым в глазах других — он возникает и у детей, и у взрослых. Можно завидовать вещам других или их успехам.

Почему некоторые малыши более завистливы? Всё просто: чем увереннее ребёнок в себе, тем меньше зависти он испытывает. И наоборот: дети с низкой самооценкой завидуют постоянно. Поэтому нельзя стыдить завидующего. Такой подход ещё больше снизит самооценку, усугубит проблему.

Объяснять четырёх- или шестилетнему человеку, что завидовать плохо — пустая трата времени. Он просто перестанет говорить о своих чувствах, продолжая их испытывать. Как же побороть зависть, если нельзя прямо сказать, что завидовать плохо?

Что делать, если малыш завидует чужим вещам

В 2–3 года дети начинают понимать, что существуют «свои» и «чужие» вещи. Все мы встречали кроху, вцепившегося мёртвой хваткой в игрушку и голосящего на весь двор: «Моё!». При этом вещь необязательно принадлежит ему. В этом возрасте родителям необходимо научить маленького человека уважать чужие вещи. Но уважение чужого рождается из уважения к собственности.

Сначала ребёнок должен осознать, что существуют его вещи. Любые увещевания двухлетки: «Не будь жадиной, дай машинку мальчику, надо делиться!» приведут к негативному результату. Наоборот, обозначайте, что новая игрушка — собственность малыша и никто не имеет права покушаться на неё без разрешения.

Когда первый этап пройден и ребёнок знает, что существуют его личные вещи, гораздо проще объяснить, что у других могут быть их вещи, к которым надо проявлять уважение и не брать без спросу.

Если у малыша возникло желание поиграть с чужой вещью, научите, как договариваться с владельцем:

  • вежливо попросить;
  • предложить временный обмен на свою игрушку;
  • предложить играть вместе всеми игрушками;
  • играть по очереди.

Применение такой схемы с раннего возраста снижает вероятность возникновения зависти к чужим вещам. Ведь малыш знает, что у него самого есть прекрасные игрушки, а если хочется поиграть чужой, можно договориться.

Дети постарше могут завидовать тем, у кого есть какая-то особенная вещь. Предложите одолжить её ненадолго. Возможно, интерес сойдёт на нет. Если же ребёнок продолжает мечтать о ней, подумайте, когда сможете приобрести вещь. Может, это станет подарком на день рождения или на Новый год. Малыш должен знать: особые мечты осуществимы.

Если покупка желанной вещи недопустима, объясните причину.

Посочувствуйте, что не можете осуществить мечту: «Ты хочешь мобильный телефон как у Максима, но мы с папой считаем, что шестилетние дети не могут пользоваться гаджетами.

Мне очень жаль, что решение тебе неприятно. Когда ты станешь старше, мобильник появится и у тебя! Подумай, какой другой подарок на день рождения доставит тебе радость?»

Что делать, если ребёнок завидует другим детям и их достижениям

Чувство зависти к достижениям других обычно появляется после четырёх лет. Дети начинают осознавать, что кто-то более успешен в определённых сферах, и остро воспринимать поражения в играх, неуспешность в чём-либо.

Как уже говорилось, завидуют из-за неуверенности в своих силах. Если вы заметили, что дети остро завидуют успехам других, в повседневной жизни обратите внимание на следующее:

  • Постоянно говорите и показывайте малышу, что ваша любовь безусловна и не зависит от успехов.

Вместо «Ты не хочешь ходить в бассейн! Ты никогда не научишься плавать, мы с папой расстроились!» скажите: «Тебе не нравится бассейн? Расскажи почему. Даже если я расстроюсь, попробую понять, ведь я тебя очень люблю».

  • Избегайте сравнений. Чем больше вы указываете на успехи других детей, тем больше зависти вызываете.

Вместо «Ваня плавает лучше тебя!» скажите: «Ты плаваешь лучше, чем в прошлом месяце».

  • Спортивные соревнования и игры с проигравшими и победителями лучше предлагать детям с 4–5 лет. Не стоит поддаваться ребёнку, но в случае проигрыша посочувствуйте. Помните: нормально, если в 4–5 лет дети плачут проигрывая.
  • Избегайте постоянной деструктивной критики. Старайтесь критиковать конструктивно, объясняя, как добиться лучшего результата.

Вместо: «Что за закорючки вместо букв?!» скажите: «Попробуй написать буквы, не выходя за строчку».

  • Подчёркивайте положительные качества детей. Чтобы быть уверенным в себе, маленький человек должен знать свои сильные стороны! Поэтому не забывайте говорить о них. Старайтесь использовать конкретные фразы.

Вместо «Ты у меня вообще молодец» скажите: «Ты уже так хорошо считаешь».

  • Показывайте пример, признавая успехи других людей. Не стоит восхищаться друзьями сына или дочери (это может быть воспринято как сравнение). Лучше обращать внимание на успехи других взрослых, членов семьи или друзей. Видя ваше восхищение, малыш поймёт, что у каждого человека свои таланты.

Вместо того чтобы говорить мужу: «Наконец ты починил утюг!», скажите: «Как здорово, что ты починил утюг! Папа замечательно чинит любые вещи, я так не могу!»

Как побороть чувство зависти: первая помощь

Советы выше — общие, их нужно применять изо дня в день. Но как помочь малышу, который испытывает зависть прямо сейчас? Родителям пригодятся следующие рекомендации:

  • Не стыдите. Восклицание «Как ни стыдно завидовать!» точно не поможет справиться с ситуацией.
  • Проговорите чувства. «Да, у Кати красивая кукла. Тебе хочется, чтобы у тебя была такая же. Понимаю!»
  • Вспомните, какие игрушки или ценные вещи есть у завидующего. «У тебя есть похожая кукла, с косичками».
  • Попробуйте превратить конфликтную ситуацию в дружескую, учитывая успехи каждого. «Максим отлично играет на пианино, а ты здорово поёшь. Устроим совместный концерт?»

Даже следуя всем советам, приготовьтесь к тому, что дети временами будут завидовать. Ведь и взрослые часто испытывают подобное. Помните, родители должны свести к минимуму именно негативные проявления зависти, а не исключить чувство полностью. Пытайтесь научить детей испытывать «белую зависть» — смесь радости за другого человека и здорового желания добиться самостоятельно подобных успехов.

Подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии и читайте Как помочь ребёнку справиться с волнением и тревогой

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c17aceac94cab00aadbd080/kak-pomoch-rebenku-poborot-zavist-5c21ec8ca652fa00aaaa95ff

О детской зависти

Почему ребенок завидует и как ему помочь?

Детская зависть… Она возникает совершенно непроизвольно. Ребенок бывает застигнут ею врасплох, совершенно перед нею беспомощен. Переживает зависть как острую боль, которая может длиться и долго, производить, как заноза, воспаление, а то и заражение крови, заражение души я имею в виду. Ищутся сразу же защиты, способы облегчения, компенсации.

Если ты меньше, слабее других, неуклюжее, толще, некрасивее, тупее, медлительнее, да еще тебя в это ткнут и не раз, что тебе делать? Что думать? Как жить? Можно уйти в мечты, можно стать злым или повышенно хитрым, можно стать хорошим, очень хорошим, слишком хорошим, можно стать толстокожим и почти перестать вообще что-либо чувствовать.

Можно отрыть и развить в себе какой-нибудь дар. Можно постараться стать сильным вопреки всему и вся, вопреки своей слабости.. Нужно только поверить, что это возможно… А лучше всего узнать, как можно раньше и яснее узнать, что завидуют все и всем и что  зависть – нормальное человеческое чувство, такое как любовь, радость, злость, обида.

Оно возникает не потому, хотим мы этого или нет. И не с избранными. Зависть испытывают все, в той или иной мере, по тому или иному поводу, но не многие могут в этом сознаться, даже самим себе.

А все почему? Да потому, что ее большинство людей определяет как негативное чувство и пытается с ней бороться, подавлять ее или же делать вид, что ее в их жизни никогда не было и не будет. Но это всего лишь чувство, которое возникает в том случае, когда человек сравнивает себя с другим и этот другой оказывается лучше, чем он сам.

А дальше все зависит от того, куда и как человек направляет энергию этого чувства – на созидание или на разрушение, на радость себе и окружающим или на огорчения.  Про зависть в народе так и говорят – бывает «черная», бывает  «белая».

 Черная зависть – это  очень болезненное чувство, которое приводит к озлоблению и самоуничтожению,  в конечном счете, переходит в разрушительную ненависть, которая обращается против других и самого себя. В противоположность этому белая зависть действует подобно допингу. Она окрыляет. Такой человек не мучается из-за успехов другого, а восхищается им, и это побуждает его к активности.

Но почему же один человек может свое чувство зависти, возникшее у него направить на свершение добрых и великих дел, а другой будет мучаться сам, испытывая это чувство, и мучить других. Попробуем разобраться. И начнем с самого начала – с рождения человека. Вот он маленький, новорожденный.

Мучается ли он от зависти что у другого новорожденного кроватка новая, а у него от братика осталась? Испытывает ли он муки зависти от того, что его везут в отечественной коляске, а соседского малыша в импортной, с кучей разных приспособлений… А от того, что у него 5 погремушек, а у другого крохи 33 штуки?  Конечно же, нет.

Пока только родители могут завидовать и «черной» и «белой» завистью, и это не пройдет потом бесследно, так как дети учатся на подражании.

Пойдем дальше. Подрастает ребенок. Вот ему уже год. Завидует ли он, что у Пети есть машинка грузовая, а у него нет, что у Маши есть уточка-каталочка, а у него нет. Еще нет. Но он же расстраивается, плачет, когда ему объясняют, что эти игрушки принадлежат другому ребенку.

Да, он действительно плачет, но не от зависти, а от непонимания и обиды, почему он не может играть с тем, чем хочет в данный момент. Так уж устроены дети, что в этом в возрасте их мироощущение по своей сути эгоцентрично. Не обладая достаточным социальным опытом, развитыми моральными чувствами и волей, ребенок распространяет свои желания на все, что попадает в поле его зрения.

Малышу кажется, что мир существует ради него. Это не недостаток, а естественная возрастная особенность.

А вот во что она перерастет, многое зависит от родителей. «Ох, завидущие глаза», — говорит мама в сердцах, обращаясь к малышу и одновременно как бы оправдываясь перед другими присутствующими здесь родителями.

И своей, казалось бы, безобидной фразой, навешивая ярлык «завистливого» своему ребенку. А ведь постепенно дети начинают соответствовать этим ярлыкам. И муки зависти этому ребенку, а в будущем взрослому обеспечены.

Дальше, чем больше подрастает ребенок, тем больше возникает ситуаций, где можно научиться завидовать либо по-черному, либо по-белому.

Иногда родители пытаются приобрести ту игрушку, которую увидев у другого, малыш очень захотел, чтобы  их ребенок не чувствовал себя обделенным. Это нормально. Сложнее, когда это превращается в жизненный принцип.  И рано или поздно  растущие запросы сына или дочери наткнутся на предел материальных возможностей родителей. И снова закрутится механизм недовольства. Что делать?

Можно пойти другим путем и научить ребенка ценить то, что ему доступно.

Но как? Если пытаться растолковать ребенку ценность его собственных книжек, игрушек и т. п., то он может и не принять такого объяснения, возбужденный новым впечатлением. А вот если не пожалеть времени и привлечь малыша к игре со своими собственными игрушками, их ценность станет для него явной и ощутимой.

Но чаще можно наблюдать другую картину. Малыш примерно лет двух, выходя на улицу собирает пакет игрушек, с которыми он хотел бы играть, но в силу возрастных особенностей не собирался делить с другими.

Для него, то что лежит в пакете – самое ценное на данный момент, хотя по-мнению взрослых, там может быть только сплошной мусор(старая-престарая лопатка, пустая бутылка от шампуни, коробка из-под чая ит.д.

) Когда они подходят к песочнице свой пакетик он дает подержать маме, вынимая только лопатку. Тут подходит еще ребенок и «добрая мама» высыпает пакетик в песочницу со словами «Играйте дети, такого хлама у нас много».

В итоге ее ребенок горько плачет… В этой ситуации и для мамы и для ребенка много уроков, но один из них – это то, что игрушки ее ребенка не имеют ценности, они просто хлам. Вот у других…

Другие лучше кушают, спят по часам, лучше рисуют и лепят, другие лучше учатся и т. д. Отсюда ребенок делает вывод –  другие лучше. Все что есть у меня – это хлам. Я родился завистливым. Почему мир так несправедлив ко мне? И чувство зависти, возникающее, становится все болезненней. От этого ненависть к другим и отвращение к себе и к собственной жизни все больше… Но ведь бывает же по-другому?

Да. Если ты уверен, что тебя любят и принимают таким, какой ты есть. Если никто не навешивает тебе ярлык «завистливого», а зная твои возрастные особенности, с пониманием помогают выйти из трудных ситуаций.

Хотя бы иногда покупают те игрушки о которых ты мечтаешь, чтобы уверенность в том, что если ты что-то очень захочешь у тебя может появиться. Если ты уверен, что обладаешь множеством талантов (ими обладает каждый ребенок, но не каждый родитель верит в это, видит это и поддерживает), и можешь достичь многого. Ты знаешь себе цену.

  Ты нужен этому миру, значим для него. И вот тогда, возникшая в какой-то момент зависть, расправляет крылья и помогает достичь небывалых высот.

Напоследок хочется добавить. Очень часто в ситуации, когда кто-то завидует, мы осуждаем именно его. И совсем не замечаем того, кто вынес эту дорогую и яркую игрушку во двор, где живут те, кто не может позволить себе ее купить.

 Часто родители даже  не замечают как ребенок говорит: « Завтра покажу свой новый телефон в школе, пусть все завидуют, ведь такого ни у кого нет». А ведь хочется чтобы завидовали, когда жаждешь, чтобы тебя наконец заметили, чтобы с тобой дружили, чтобы ценили. Ребенок не дополучает это дома и пытается компенсировать чужой завистью.

А она как ни странно в этом деле плохой союзник, дающий только временный результат, и не всегда положительный результат.

Наталья Таран, журнал “Мэри Поппинс”, март 2008, semya.by

Источник: http://www.topsecret.ru/secret/o-detskoj-zavisti

Зависть у детей и как с этим бороться. Советы психолога

Почему ребенок завидует и как ему помочь?
Зависть у детей и как с этим бороться. Советы психолога.

Определений что такое зависть очень много, и Вы можете убедиться в этом, заглянув на любой психологический сайт, поэтому мы воздержимся от каких-либо определений в сторону зависти. Психологи с сайта Vashe-Soznanie.ru утверждают, что зависть есть почти у всех! А как думаете Вы?

Людей, совершенно не подверженных этому неприятному чувству, на свете очень немного, а у кого ее нет, те, скорее всего не обращаются за психологической помощью. И все же, зависть это чувство универсальное и присущее в равной степени и взрослым, и детям.

Со взрослыми все более или менее понятно, а вот с детьми нет. Ведь зависть мы «получаем» в детстве. Поэтому и статья об этом, о том как дети «учатся» завидовать и что вообще переживают, когда завидуют.

Зависть у детей может проявляться в очень раннем возрасте и иногда сами родители способствуют ее появлению. Первое, что происходит: родители сравнивают детей с кем-то еще. Что чаще слышат дети при сравнении: «Вот Кате удается и учиться лучше, и родителям помогать, а ты как всегда ни то ни сё, без нашей помощи ты ничего не делаешь…». А ведь говориться это все из самых «лучших» побуждений!

И конечно при таком раскладе, детская зависть часто возникает именно из-за пониженной самооценки или недостатка внимания со стороны родителей, с чем собственно и сталкиваются психологи, работающие на сайте Vashe-Soznanie.ru.

Поэтому совет первый: не сравнивайте своего ребенка с другими детьми! У японцев на этот счет есть хорошая воспитательная практика: они сравнивают поступки только своего ребенка и выносят им оценку. Тогда-то ты сделал плохо, а сейчас хорошо.

Совет второй: если ребенок завидует каким-то дорогим вещам, которые Вы себе позволить не можете, то здесь Вы можете приучить ребенка относиться к «недоступным» ему вещам с позиции «не очень то и хочется» и «зато у меня есть то-то» или «зато я умею лучше делать то-то».

Совет третий:уделяйте ребенку больше внимания. Если он чувствует вашу любовь и заботу, его гораздо лучше переключить с предмета зависти на что-нибудь другое.

Зависть как переживание.

Vashe-Soznanie.ru предлагает Вам рассмотреть зависть в качестве внутреннего переживания, которое может даже мучить Вашего ребенка.

Не нужно думать, что зависть это грех и его нужно просто искоренить ремнем или другими способами. Нет, зависть это чувство в первую очередь, а раз это так, то это переживание.

Так, интенсивное чувство зависти, содержащее в себе скрытое желание испортить или повредить «хороший объект», может вызвать еще большее переживание собственной плохости и неполноценности в ребенке, усиливая аутоагрессии.

Если аутоагрессия принимает более выраженные формы, то обходимо записаться на консультацию с психологом онлайн, чтобы не усугублять ситуацию.

Переживая одновременно зависимость от того, что «я не такой» или « у менять чего-то нет» и острое чувство зависти к более успешным детям, дети превращают эти переживания в череду непрерывных упреков и мысленных «пинков» в свой адрес. Вот и представьте, какого малышу? Вам бы точно не хотелось, чтобы ребенок мучился от этого.

Важную роль в фиксации жизненных трудностей и не успехов детей играют такие пагубные родительские стратегии как:

пренебрежительно отмахнуться от детских переживаний или, напротив, броситься покупать вожделенные игрушки и наряды, руководствуясь лозунгом «Мой ребенок ничем не хуже, у него тоже должно все быть!». Таким образом, Вы загоняете проблему вглубь и провоцируете появление у ребенка комплекса неполноценности, во втором рискуете вырастить капризного, не терпящего отказов эгоиста.

Что же делать, как бороться с завистью у детей? Продолжаем советы.

Совет четвертый: осознать, что пришло время поговорить с ребенком об устройстве нашего мира. Постараться на доступных для него примерах объяснить, что все люди разные, причем отличаются не только ростом, цветом глаз или языком, на котором говорят, но и уровнем материальных возможностей. Однако это вовсе не повод для того, чтобы чувствовать себя обделенным или ущербным:

отсутствие брендовых вещей или игрушек вполне можно компенсировать общительностью, веселым нравом, изобретательностью, умением хорошо петь, танцевать, рисовать…

Совет пятый:зависть хоть и слабая черта характера, но это повод не для страданий, а для поиска новых возможностей и развития своих способностей. Попробуйте донести до своего ребенка именно эту идею и важно, чтобы он подхватил ее и думал в этом ключе.

Источник: https://vashe-soznanie.ru/detskaya-psihologiya/zavist-u-detej-i-kak-s-etim-borotsya-sovety-psixologa.html

Что делать, если ребенок постоянно завидует другим?

Почему ребенок завидует и как ему помочь?

  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • подросток

Зависть свойственна всем людям вне зависимости от их возраста.

Однако, надо различать зависть как чувство, которое может возникать редко, в периоды сомнений и неуверенности, и зависть как устойчивое чувство, сопровождающее человека на протяжении всей жизни.

Чтобы кратковременная зависть вашего ребенка не превратилась в настоящую проблему, «Я Родитель» делится советами, как этого избежать.

Как понять, что ребенок завидует?

Выражение детской зависти обычно очень предсказуемо.

Объектом зависти выступают либо какие-то вещи (одежда, игрушки), либо жизненные обстоятельства (когда ровесник ребенка выигрывает в конкурсе, получает похвалу за свои действия от воспитателя или учителя и т.

д.) Чувство зависти у ребенка можно распознать по следующим проявлениям: практические действия, имитация, критика, игнорирование или маскировка.

Практические действия – это порча, уничтожение или изъятие предмета зависти.

Например, когда один ребенок с гневом ломает игрушку другого только потому, что у него такой нет или пачкает рисунок, нарисованный другим ребенком, за которую тот получил похвалу воспитателя.

Имитация – это попытка воссоздать объект зависти. Если малышу очень нравится новая машинка, которую подарили его другу, он начинает требовать у родителей купить ему точно такую же. Или же фантазирует, что у него она уже есть – рассказывает маме и папе, как он с ней играет.

Критика проявляется в показательном обесценивании объекта зависти. Например, ребенок может сказать: «Ничего особенного», «У тебя игрушка некрасивая, у меня дома лучше есть».

Игнорирование – это своего рода попытка защитить самого себя. Если ребенок завидует новому конструктору, который принес в садик кто-то из малышей, он специально пытается оказаться как можно дальше от желаемой вещи: отказывается вместе с владельцем собирать конструктор, демонстративно не разговаривает с ним, убегает, чтобы поиграть с другими детьми и т.д.

Маскировкой зависти часто пользуются дети постарше (7-16 лет). Совсем малыши на это просто не способны. Такую зависть сложнее всего распознать. Завистливый ребенок не будет радоваться за своего друга или подругу, которым родители купили новую игрушку или модный гаджет, но если владелец игрушки потеряет или сломает ее, то завистник с огромным удовольствием посочувствует его горю.

Иногда детская зависть может вообще не иметь внешних проявлений, но все равно она при этом портит жизнь и настроение ребенка. В такой ситуации сам ребенок может даже не подозревать, что причиной его негативных эмоций на самом деле является зависть. Помочь ему разобраться в своих чувствах и их причинах в таких случаях способен лишь детский психолог.

Откуда берется зависть?

В корне детской зависти лежит обычная неудовлетворенность. Ребенок живет спокойно, всем доволен и вдруг обнаруживает у другого нечто, что ему так понравилось, что немедленно захотелось это иметь. И вот здесь появляется зависть – у него есть, а у меня нет.

Примерно то же самое происходит и тогда, когда ребенок начинает завидовать чужому успеху. Его ровесник победил на соревнованиях, получил приз и всеобщее признание, а на него самого никто не обращает внимания. Естественно, он начинает завидовать: ему тоже хочется, чтобы его заметили и оценили по достоинству.

В некоторых случаях именно низкая самооценка является первопричиной для проявления этого негативного чувства. Детям с низкой самооценкой кажется, что они во всем хуже других, и ничего не остается, как завидовать.

Неуверенность в себе мешает им предпринять какие-то действия, чтобы стать лучше, или добиться тех результатов, которые вызывают зависть.

В таких случаях родителям предстоит поработать, в первую очередь, с формированием адекватной самооценки.

Как помочь ребенку справиться с завистью?

Лучший пример – личный.

Дети практически всегда копируют поведение родителей, поэтому если вы сами часто в негативном ключе обсуждаете приобретения своих знакомых, критикуете окружающих и постоянно сравниваете их, не удивляйтесь, что ваше чадо превращается в завистника. Сколько бы вы ни говорили ему о том, что это негативное и разрушающее чувство, пока вы сами не перестанете завидовать другим – не перестанет этого делать и ваш ребенок.

Научите малыша осознавать свои чувства. Объясните ему, что здесь нечего стыдиться, так как всем свойственно время от времени злиться, сердиться и, конечно же, завидовать. Важно не поддаться этому чувству, а понять и признать, что ты завидуешь – уже полдела по избавлению от этого нехорошего чувства.

Помогите ребенку раскрыть его личный потенциал. Если ребенок будет занят каким-либо делом, то времени для зависти просто не останется.

На примере отрицательных персонажей из книг или мультфильмов покажите малышу, к чему приводит зависть. Такие герои обычно лезут в чужую жизнь, разрушают чье-то счастье только из-за этого чувства, с которым непросто справиться.

Развивайте в ребенке ощущение уверенности в себе, хвалите его, называйте все его положительные стороны, тогда и он позитивно будет относиться к окружающим. А отсутствие каких-то вещей для него не будет тяжелым испытанием, он будет счастлив от того, что его любят.

Чтобы не развить в ребенке чувство зависти, ознакомьтесь с тем, что никогда не стоит делать:

  1. Сравнивать ребенка с другими детьми. Такое сравнение приводит лишь к тому, что малыш начинает жить с постоянной оглядкой на других, а иногда и шантажировать родителей.

  2. Создавать культ вещей. Многие родители, видя, что у другого ребенка появилась новая машинка, сразу же стремятся купить своему малышу такую же, надеясь, что в таком случае зависть им не овладеет. Однако, со временем детские запросы все растут и растут, а мама с папой попадают в порочный круг.

  3. Учить ребенка хвастаться. Некоторые мамы и папы пытаются повысить самооценку своего ребенка, покупая ему все самое-самое, чтобы он чувствовал себя среди сверстников особенным.

    Как только такой ребенок появляется в детском саду с дорогой игрушкой или приходит в школу в новой эксклюзивной одежде, за ним тут же устремляется толпа ребятишек, которые хотят пообщаться с «крутым» парнем или девчонкой.

    Естественно, самому «крутому» нравится его привилегированное положение, он привыкает к нему, и в итоге вырастает заносчивым и хвастливым человеком. Помните, что настоящую любовь и уважение можно заполучить только делами и поведением, а никак не дорогими вещами.

Виктория Котлярова

Вы всегда покупаете ребенку игрушки и сладости, которые он просит? Все проделки сходят ему с рук или ваши отношения строятся на строжайшей дисциплине? Пройдите наш небольшой тест и узнайте, балуете ли вы своего ребенка.

Пройти тест

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/chto-delat-esli-rebenok-postoyanno-zaviduet-drugim/

Для родителей
Добавить комментарий