Почему скучать полезно?

Содержание
  1. Разрешите своим детям скучать – Телеканал «О!»
  2. Зачем нужна и чем полезна скука
  3. Энди Уорхол
  4. В то время как некоторые историки полагают, что скука — это отклик на промышленную революцию (когда европейцы стали менее религиозны, у них появилось больше свободного времени, в том числе на то, чтобы скучать), здравый смысл подсказывает: скука существует ровно столько, сколько существует человек.
  5. Нынешний век нейронауки, когда мы только-только начинаем по-настоящему постигать возможности человеческого мозга, пересматривает феномен скуки, открывая в нем удивительные положительные стороны.
  6. Очень краткая история скуки
  7. «Для меня всегда оставалось загадкой, почему древние греки, римляне и параллельные культуры ничего не говорят о скуке, — недоумевает Тухи. — Они считают это состояние в высшей степени обыденным, а потому и недостойным упоминания».
  8. Немецкий психолог Мартин Дольманн проводит различие между скукой ситуативной и скукой экзистенциальной.
  9. «Мы относимся к скуке как к лихорадке Эбола, которая подлежит полному уничтожению».
  10. Мозгу не до скуки
  11. «Скука заставляет людей заниматься делами, которые они находят более значимыми, чем те, что под рукой».
  12. В тесте Гилфорда «Альтернативное использование» участникам отводилось две минуты на то, чтобы придумать как можно больше нестандартных способов применения повседневных предметов: чашек, бумажных скрепок, стульев. Манн модифицировала этот тест, предварив его двадцатиминутной бессмысленной задачей — копированием телефонных номеров из справочника.
  13. Этими экспериментами Манн подтвердила свою точку зрения: скучающие люди мыслят более творчески, чем занятые делом.
  14. Интересно, что дальше? Только для вас, наш дорогой читатель, — скидка на покупку этой электронной книги по промокоду knife
  15. Позвольте разуму блуждать: почему полезна скука
  16. Что такое скука?
  17. Свободное блуждание разума
  18. Отказ от гаджетов
  19. Чем опасна привычка фотографировать
  20. «Мне скучно», или почему скучать — это нормально
  21. Скука — врождённая вещь
  22. В развлечениях нужна мера
  23. Скука — это потребность в близости
  24. Иногда скучать — это полезно
  25. Относитесь к своему ребёнку с вниманием
  26. Почему скучать полезно
  27. Тоска зеленая, или Почему человек скучает
  28. Чем опасна скука?
  29. Полезно ли скучать?
  30. Можно ли привыкнуть к скуке и полюбить ее?
  31. Лекарство от скуки

Разрешите своим детям скучать – Телеканал «О!»

Почему скучать полезно?

Современным детям скучать некогда — кружки, секции, учебные пособия, интерактивные приложения, даже игрушки — и те развивающие. Родители как будто боятся, что дети на секунду остановятся и какое-то время не будут (о, ужас!) совсем ничем заниматься. А эксперт «О!», психолог Анна Скавитина, считает, что скука — это невероятно полезное чувство, и вот почему.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Вхожу в кабинет. Меня уже ждут. Активная симпатичная мама и ее пятилетняя дочь, жмущаяся к маминому боку. Девочка из-под маминой руки украдкой меня рассматривает.

«Ей вечно скучно! Она вообще не может себя занять. Все время слышно „Мам, ма-а-ам!“ Говорю: „Иди поиграй, порисуй, мультики посмотри“. Пойдет на пять минут и опять: „Ску-у-у-учно!“ Полон дом игрушек, можно подружек позвать, но никак. Боюсь, так и вырастет безынициативная. Так всегда было. И в год, и в два, и сейчас. Уже ей пять, скоро школа, а она ничего не хочет».

Девочка пытается поймать мамин взгляд, но мама на нее не смотрит. Тогда она начинает отщипывать катышки с маминого свитера.

«Маш, тебе что, заняться больше нечем? Дай поговорить!» Маша отдергивает руку, но через минуту продолжает. Отрывание катышков ее явно успокаивает. Трудно слушать, когда тебя обвиняют, и молчать.

Хотя бы катышки, собирающиеся в ее руке, выражают ее злость на маму и всю ситуацию.

— Скажите, пожалуйста, а вы скучаете?

— Я? Когда мне скучать? То постирать, то приготовить, то по работе позвонить. У меня на скуку нет времени.

— А вы играете с Машей?

— Играю. Иногда. Но, если честно, то мне с ней играть неинтересно. Почитать могу. Я вообще играть не умею.

— То есть вам скучно с ней играть?

— Можно и так сказать.

Стоп. Ребенку скучно или нам скучно с ребенком?

У нас, взрослых, так много важных и полезных дел, полностью захватывающих наше внимание, что не всегда остается время для ребенка. А он чувствует, что его отвергают, им не заняты, вот и приходит со своим «ску-у-у-учно».

Замечали ли вы, что когда вы заняты чем-то «общественно-полезным», например, готовите еду, гладите белье и так далее, то ребенок может какое-то время заниматься своими делами.

Но стоит вам прилечь на диван, чтобы полистать журнал или сесть с чашкой кофе за стол, как именно в этот момент раздается топот детских ножек и требование обратить на них внимание. Дети как будто неосознанно возвращают нас в семью, не дают нам заниматься ничем для самих себя. И это нас раздражает.

Они словно говорят: «Мама, ты не имеешь права на свою отдельную жизнь! Твоя жизнь — это я!» Нам так хочется, чтобы ребенок был постоянно чем-то занят, оставил нас в покое, дал нам время для самих себя.

Что такое скука? Это ситуация, когда нет дела, которое захватывает тебя полностью. У взрослых этих дел так много, что мы «и не знаем, за что хвататься». А дети в поисках того, что их захватит, вынуждены обращаться к родителям.

Мы думаем, что они делают это только для того, чтобы мы открыли им что-то новое в этом мире, научили чему-нибудь, показали, рассказали. Но это не главное! Они обращаются к нам за помощью: подскажи, как мне определиться, чего я хочу.

Скука — это не когда ничего не хочется, а когда хочется, но непонятно что.

«А, я поняла! — сказала одна мама. — Скука похожа на состояние, когда хочется вкусненького, но ничего не подходит!»

Да, похожа! Когда «вкусненькое не подходит», дело не в том, что мы голодные, а в том, что мы хотим вообще не еды. А тепла, поддержки, проявлений любви.

Скука, как любое чувство, очень важна. Чувства — это инструмент оценивания внешнего и внутреннего состояния. Они отличают нас от машин. Очень трудно запрограммировать скучающего робота.

Что же нам показывает скука? Для чего она нужна? Скука помогаем нам запустить процесс оценивания своего состояния.

Что я могу? Что я хочу? Скука указывает, что сейчас мы занимаемся не самым интересным делом, а ведь это интересное где-то есть или его можно придумать! Можно сказать, что театр, музыка — все искусство, даже наука — появились в результате того, что кто-то скучал.

В момент скуки мы понимаем, чем нам точно не хочется заниматься. Именно в тишине, в состоянии скуки, если из нее не убегать, начинает работать воображение, рождаются фантазии, приходят разные оригинальные идеи, мы ищем и решаемся делать что-то новое.

Для некоторых родителей скука — это настолько невыносимое состояние, что они пытаются всеми силами занять себя и своих детей чем угодно, лишь бы не было пауз: все кружки и секции в городе, тысячи «делалок» и «развивалок» в виде книжек и наборов самоделкина дома. За всем этим стоит тревога: мы ничего не успеем, мы ничего не добьемся. Результат обычно парадоксальный: все бегают как белки в колесе, устают, но как только пауза — ску-у-у-учно. Потому что пауза позволяет почувствовать тревогу внутри.

Если не учить ребенка выдерживать состояние скуки, понимать, зачем она ему нужна, то мы получим человека, который берется за все, не доводя ни одного дела до конца — потому что скучно заниматься старым. Бросая одно, он сразу же начинает другое.

По кругу, раз за разом, перепрыгивая от одного занятия к другому, с одной работы на другую. Начатых дел много, доведенных до логического завершения — почти нет. Мы получим человека, который не знает, что именно — «дело его жизни», а что — точно нет.

Многие родители на жалобы ребенка о том, что ему скучно, предлагают включить мультфильмы, чтобы выторговать себе немного свободы. Если малыш каждый раз в такие моменты получает телевизор или гаджет, то у него закрепляется связь: от скуки есть прекрасный выход, с ним не сравнятся никакие другие дела.

Тем более что найти что-то, что захватит нас сильнее, чем Интернет, социальные сети и , практически невозможно. Здесь мы ничего не делаем, но испытываем целый спектр разнообразных эмоций.

Таким образом, мы подсаживаем детей на современный наркотик, но никак не решаем проблему с понимаем себя и, как следствие, со скукой.

Скучающему ребенку совсем не нужно, чтобы вы ему предложили порисовать, попеть, посмотреть мультики. Он просит помочь ему понять себя. Часто хватает того, что родитель оставит на минутку свои самые важные взрослые дела, посадит ребенка к себе на колени или обнимет за плечи и просто посидит рядом. «Скучно? Да, бывает. Посиди со мной рядом. Давай вместе немного поскучаем.

Хочешь поговорить?» Уже через несколько минут малыш, получив поддержку, убежит заниматься чем-то, что он за это короткое время придумал сам для себя. Мы разделяем чувства ребенка, учим, что скука — это переносимо и даже иногда полезно. Мы не указываем, что делать, но даем очень важную возможность — посидеть и разобраться в своем состоянии, понять себя и свои желания.

Другие тексты Анны Скавитиной на «О!»:

Делай с ребёнком что хочешь, лишь бы мама отдохнула: почему этот тренд не работает

5 главных отличий современного ребенка от детей прошлых лет

Лишить гаджетов в наказание: почему лучше так никогда так не делать

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/9245

Зачем нужна и чем полезна скука

Почему скучать полезно?

Мне нравятся скучные вещи.

Энди Уорхол

Подростки постоянно на нее жалуются. Коллеги по несколько раз на дню сбегают от нее в ближайший к офису Starbucks. Родители умирают от нее каждый вечер, укладывая своих малышей. Сегодня слово «скука» то и дело возникает в нашей речи, и даже не верится, что оно появилось относительно недавно, в 1853 году, когда Чарльз Диккенс впервые употребил его в романе «Холодный дом».

В то время как некоторые историки полагают, что скука — это отклик на промышленную революцию (когда европейцы стали менее религиозны, у них появилось больше свободного времени, в том числе на то, чтобы скучать), здравый смысл подсказывает: скука существует ровно столько, сколько существует человек.

(Ну, разве что пещерным людям, жившим в вечном страхе, скучать не приходилось.) Как поведал мне один из моих слушателей, дьякон Майкл Хакетт из епархии Луизианы, скука «известна со времен отцов-пустынников, которые жили отшельниками и зачастую очень скучали в своих пещерах».

Тот факт, что слово «скука» появилось в письменной форме лишь в эпоху промышленной революции, вовсе не означает, что на протяжении веков люди не «скучали»; просто для описания тех же ощущений они использовали другую терминологию. Депрессия. Экзистенциальный кризис. Тошнота (так же назывался роман 1938 года Жан-Поля Сартра о философской скуке, моя любимая книга в старших классах школы, — не знаю, что это говорит обо мне).

Нынешний век нейронауки, когда мы только-только начинаем по-настоящему постигать возможности человеческого мозга, пересматривает феномен скуки, открывая в нем удивительные положительные стороны.

Они и представляют особый интерес для нашего исследования. Но перед знакомством с современными концепциями этого загадочного и волшебного мира будет полезно совершить путешествие в прошлое.

Очень краткая история скуки

Как «роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет», так же и скука, как ее ни назови, останется скучной.

Какой бы терминологией ни пользовались лингвисты, писатели и мыслители, все они на протяжении веков сталкивались с этим явлением.

Моим гидом по истории скуки выступил Питер Тухи, профессор античной истории Университета Калгари, живо интересующийся этим феноменом, поскольку он якобы полностью отсутствует в Древнем мире.

«Для меня всегда оставалось загадкой, почему древние греки, римляне и параллельные культуры ничего не говорят о скуке, — недоумевает Тухи. — Они считают это состояние в высшей степени обыденным, а потому и недостойным упоминания».

Первоначальный интерес Тухи вырос в целую книгу Boredom: A Lively History («Живая история скуки»), которая убеждает в том, что и в древних обществах не обошлось без скуки.

Об этом свидетельствуют и высокие авторитеты (Сенека, описывающий скуку как болезнь), и низы (граффити на латыни, обнаруженное в Помпеях: «Стена! Как странно, что ты не рухнула под тяжестью скуки тех, кто исчеркал тебя»).

Латинское taedia со временем превратилось в христианское acedia (уныние), «полуденный демон» вялости и беспокойства, уже в эпоху Возрождения ставшее грехом melancholia (меланхолии), чтобы потом найти успокоение во французской идее ennui (тоски).

Немецкий философ Артур Шопенгауэр описывал скуку как «блеклую тоску по некоему неопределенному объекту», в то время как Сёрен Кьеркегор, предпочитая называть ее бездействием, полагал, что это важнейшее состояние бытия и что «тот, кому оно неведомо, тем самым демонстрирует, что он не возвысился до человеческого уровня».

Но обратимся к современности.

Немецкий психолог Мартин Дольманн проводит различие между скукой ситуативной и скукой экзистенциальной.

С ним соглашается норвежский историк и философ Ларс Свендсен в своей основополагающей книге «Философия скуки».

Оба мыслителя описывают ситуативную, или обыкновенную, скуку как слабое ощущение, вызванное временно неизбежными и предсказуемыми обстоятельствами вроде долгой поездки или унылой беседы на званом ужине.

Справиться с ней несложно, поскольку вы знаете, что этим обстоятельствам рано или поздно придет конец.

Другое дело — экзистенциальная, или душевная, скука: мощное, невыносимое чувство пустоты, изоляции и отчуждения. Подобное депрессии, но все-таки иное. Правда, Тухи отмечает, что философы вроде Мартина Хайдеггера приветствуют эту невыносимую разновидность скуки, считая ее необходимым процессом, который ведет к более глубокому пониманию мира и места индивида в нем.

Не берусь судить, но очевидный дискомфорт последней разновидности скуки определенно помогает объяснить ее дурную репутацию.

Когда я впервые поделилась с друзьями, родными и коллегами своим замыслом заново открыть миру скуку, они посмотрели на меня как на умалишенную.

Как сказала моя подруга Мария Попова, создательница сайта Brain Pickings — непрерывно обновляющегося сборника познавательных и оптимистичных материалов широкой тематики из самых разных источников:

«Мы относимся к скуке как к лихорадке Эбола, которая подлежит полному уничтожению».

Даже слушатели «Обращения к себе» слегка оторопели от моей идеи. Многие недоумевали: почему бы не назвать проект «грезами» или как-то еще, более обнадеживающе? Некоторые негодовали из-за того, что я выбрала объектом своих исследований банальную скуку.

Я пыталась объяснить, что ощущение, которое мне довелось испытать, на самом деле не так безобидно. Оно вызывает внутренний дискомфорт и даже легкое отвращение, как сформулировал это Питер Тухи. Но я хотела реабилитировать скуку во всей ее многогранности и запутанности… а заодно и внушить терпимость к ней.

Думаю, Кьеркегор и Хайдеггер одобрили бы мой порыв.

Мозгу не до скуки

«У каждого чувства есть цель с эволюционной точки зрения, — уверена доктор Сэнди Манн, психолог и автор книги The Upside of Downtime: Why Boredom Is Good („Плюсы бездействия. Почему скука — это хорошо“). — Я хотела выяснить, зачем нам нужна такая эмоция, как скука: ведь она кажется деструктивной и бессмысленной».

Так Манн открыла для себя неисчерпаемую тему. В девяностые годы, изучая эмоции человека на рабочем месте, она обнаружила, что вторым наиболее часто подавляемым переживанием после злости является — вы правильно угадали! — скука. «Про нее чего только не пишут, — посетовала она. — И винят ее почти во всех бедах».

Погрузившись в изучение скуки, Манн нашла этот феномен «чрезвычайно интересным». И уж конечно, не лишенным смысла. Доктор Вижнанд ван Тилбург из Саутгемптонского университета так объясняет важную эволюционную функцию этого тревожного, неприятного ощущения:

«Скука заставляет людей заниматься делами, которые они находят более значимыми, чем те, что под рукой».

«Представьте себе мир, в котором нам не пришлось бы скучать, — предлагает Манн. — Нас бы постоянно радовало что угодно: капли дождя, кукурузные хлопья за завтраком».

Разобравшись с эволюционным смыслом этого состояния, Манн заинтересовалась его возможными преимуществами, помимо вклада в выживание человечества.

«Я инстинктивно почувствовала, — признается она, — что каждому из нас надо немного поизнывать в этой жизни».

Манн поставила эксперимент, во время которого группе участников дали самую унылую задачу — вручную переписывать номера из телефонной книги. (Если вы никогда не видели эти увесистые бумажные «кирпичи», погуглите.)

Испытание основывалось на классическом тесте интеллекта и креативности, разработанном в 1967 году Джоем Полом Гилфордом, американским психологом, одним из первых исследователей творческих способностей.

В тесте Гилфорда «Альтернативное использование» участникам отводилось две минуты на то, чтобы придумать как можно больше нестандартных способов применения повседневных предметов: чашек, бумажных скрепок, стульев. Манн модифицировала этот тест, предварив его двадцатиминутной бессмысленной задачей — копированием телефонных номеров из справочника.

После ее выполнения испытуемых попросили придумать как можно больше способов использования двух бумажных стаканчиков (как те, биоразлагаемые, что поставляются для кулера). Участники выдали несколько слегка избитых идей про цветочные горшки и формочки для песочницы.

В следующем эксперименте Манн повысила «градус скуки» на предварительном этапе. Вместо двадцатиминутного переписывания номеров из телефонной книги испытуемым пришлось зачитывать эти номера вслух.

Хотя некоторые делали это с удовольствием (и такое бывает!), после чего их освободили от участия в эксперименте, подавляющее большинство участников посчитали чтение телефонной книги невыносимо скучным занятием.

Куда сложнее отвлечься, когда вы заняты какой-то скрупулезной работой вроде переписывания номеров, а не пассивным действием наподобие чтения.

В результате, как и предполагала Манн, испытуемые выдали более оригинальные идеи по применению бумажных стаканчиков: серьги, телефоны, самые разные музыкальные инструменты и даже лифчик в стиле Мадонны (любимая версия Манн). Эта группа мыслила шире, выйдя за пределы использования стаканчиков в качестве контейнеров.

Этими экспериментами Манн подтвердила свою точку зрения: скучающие люди мыслят более творчески, чем занятые делом.

Но что именно происходит во время скуки, как она запускает наше воображение? «Пребывая в унынии, мы ищем какой-то стимул, — объясняет Манн.

— Не находя его в непосредственном окружении, мы отправляемся в мысленное путешествие по разным уголкам сознания, которое запускает творческий процесс.

Начав фантазировать и позволив разуму блуждать, мы выходим за границы сознания и перемещаемся в подсознание. При этом в мозге возникают новые, неожиданные связи. Потрясающе!» По мне, так просто фантастика!

Скука открывает путь к блужданию ума, что помогает мозгу создавать связи, способные решить любую задачу: от составления меню на ужин до прорыва в борьбе с глобальным потеплением. Кстати, исследователи сравнительно недавно приступили к изучению феномена блуждания ума — поведения мозга в то время, когда мы заняты рутиной или вовсе ничего не делаем.

Большая часть научных изысканий в области когнитивной нейробиологии проводится лишь в последние десять лет. Современные технологии получения снимков мозга позволяют чуть ли не каждый день открывать новые области его активности не только в моменты нашей сильной занятости, но и в периоды расслабленности.

Интересно, что дальше? Только для вас, наш дорогой читатель, — скидка на покупку этой электронной книги по промокоду knife

Источник: https://knife.media/bored-and-brilliant/

Позвольте разуму блуждать: почему полезна скука

Почему скучать полезно?

Скука в нашем обществе – тема табуированная. Все мега-заняты, у всех работа, семья, друзья, хобби, а иногда и волонтерство. Скучать при таком жизненном темпе просто неприлично. Скучающий человек выглядит в глазах окружающих кем-то вроде ленивца.

Но оказывается, что скучать не стыдно и не вредно. Вредно – не скучать, и носится днями как белка в колесе. О пользе скуки рассказывает Мануш Зомороди в книге «Разреши себе скучать».

  Посмотрим, что получится, если мы действительно расслабимся и позволим себе немного поскучать.

Что такое скука?

Слово «скука» достаточно молодое. Впервые его употребил Чарльз Диккинс в романе «Холодный дом». Но, конечно, и до Диккенса людям было известно это состояние уныния и некоторой необъяснимой тоски. Автор предлагает различать скуку ситуативную и скуку экзистенциальную.

  • Ситуативная или обыкновенная скука возникает из-за обычных, неизбежных обстоятельств в нашей жизни. Это может быть долгая дорога, например, или декретный отпуск, наполненный скучными повторяющимися вещами.
  • Экзистенциальная или душевная скука – чувство пустоты и дискомфорта, одиночества и отчуждения. Желательно не путать с депрессией, так как последнее – это болезненное состояние, с которым необходимо обратиться за помощью к специалисту.

Но в целом, скука – это состояние, при котором наш ум, освобожденный от потока информации, начинает блуждать. И, как считают многие эксперты, такое состояние весьма полезно для нас. Разберемся, чем именно.

Свободное блуждание разума

Мануш Зомороди рассказывает о забавном научном эксперименте: участникам предложили около получаса заниматься до невозможности скучным делом: вручную переписывать телефонные номера справочника и зачитывать их вслух. После этого изнуряющего занятия их попросили придумать оригинальные идеи применения бумажных стаканчиков. Оказалось, стаканчики можно использовать не только по назначению:

испытуемые выдали более оригинальные идеи по применению бумажных стаканчиков: серьги, телефоны, самые разные музыкальные инструменты и даже лифчик в стиле Мадонны

Суть в том, что нашему разуму необходима разгрузка. Чтобы начать мыслить свежо и креативно, нужно отказаться от огромного количества информации, которую мы получаем. И от носителей этой информации: телефонов, планшетов, ноутбуков. Потому что практически у каждого из нас есть гаджетно-интернетная зависимость.

Пребывая в унынии, мы ищем какой-то стимул. Не находя его в непосредственном окружении, мы отправляемся в мысленное путешествие по разным уголкам сознания, которое запускает творческий процесс. Начав фантазировать и позволив разуму блуждать, мы выходим за границы сознания и перемещаемся в подсознание. При этом в мозге возникают новые, неожиданные связи. Потрясающе!

Отказ от гаджетов

Многие из нас не представляют себе жизнь без гаджетов. Начинаем наше утро с проверки телефона, почты, социальных сетей. Попробуйте спрятать телефон или выйти из сети на пару часов и посмотрите, что случится. Некоторые пользователи испытывают настоящую «ломку».

Более того, мы наделяем смартфоны чуть ли не одушевленными чертами: покупаем дорогие чехлы, всегда держим под рукой, даже разговариваем с ними. А может быть некоторые дают своим смартфонам имена? Никто не спорит, что за последние  десять лет технологии изменили нашу жизнь кардинально.

Но, несмотря на массу положительных моментов, они не оставили нам ни минуты одиночества. Ни минуты, чтобы побыть наедине с собой, расслабиться, закрыть глаза и подумать. Или просто позволить разуму блуждать в тишине. Со смартфоном в руке нам не до скуки. И это плохо.

Поэтому главное условие освобождения разума – отказ от гаджетов. Хотя бы на некоторое время. Советы от автора книги «Разреши себе скучать»:

  • Отключите второстепенные уведомления;
  • Убедитесь, что вы получаете только самые важные сообщения;
  • Боритесь с синдромом фантомного гаджета: некоторые пользователи чувствуют вибрацию телефона или думают, что слышат сигнал, даже когда телефона нет рядом.
  • Научитесь правильно дышать. Иногда при проверке сообщений на телефоне или почты мы задерживаем дыхание. Это перекрывает кислород и вызывает дополнительный стресс. Поэтому нужно научиться правильно дышать.
  • Держите телефон вне быстрой досягаемости. Если вы хотите разгрузить свой разум, уберите телефон подальше. Пусть он будет вне досягаемости руки.

Как сказала замечательная художница Марина Абрамович:

Вы паникуете, потому что вы отключены. Но вопрос в том, от чего отключены. На самом деле вы отключены от себя, когда вооружены всеми этими электронными штучками.

Чем опасна привычка фотографировать

Выхватив мгновение и заморозив его, каждая фотография свидетельствует, как неумолимо плавится время. Сьюзен Зонтаг.

Казалось бы, что плохого в фотографировании важных моментов? Однако с развитием технологий и гаджетов фотографирование перестало схватывать лишь важные моменты жизни и стало лишь средством передачи визуальной информации.

Когда мы смотрим на произведения искусства в музеи, расслабляемся, позволяем разуму блуждать и открываем в себе источники фантазии и творческого мышления. Но стоит лишь взять в руки смартфон, и все меняется.

Мы «пилим селфи» на фоне картины или скульптуры и несемся дальше по музейным залам, так и не позволив себе получить удовольствие от общения с искусством. По исследованиям экспертов, в среднем зритель проводит около музейного экспоната не больше 15 секунд.

Ровно столько, чтобы сделать фотографию на телефон.

Ученые уже дали этому феномену название: синдром навязчивого фотографирования. Мы щелкаем камерами смартфонов везде: в парке, в музее, в ресторане, на утреннике ребенка. Мы так озабочены очередной фотографией, что не замечаем истинной красоты, окружающей нас. Теперь степень красоты измеряется в лайках в Instagram.

Желание запомнить волнующие моменты в жизни вполне понятно. Но постоянным навязчивым фотографированием мы обесцениваем и драгоценные моменты, и идею фотографирования. Отложите на минуту смартфон с камерой, позвольте разуму расслабиться, отвлечься и запечатлеть в памяти все, что вам дорого.

Фотографии не помогут нам справиться с экзистенциальным кризисом. Наша цель — жить в настоящем моменте, а не без конца фиксировать его.

Если вы чувствуете, что ваш разум перегружен, смартфон приклеен к руке, а информационный поток несет вас, не давая передышки, попробуйте разрешить себе немного поскучать.

Откажитесь от гаджетов, выключите «автопилот», прислушайтесь к тишине и позвольте разуму просто поблуждать без дела. Вы почувствуете внезапный новый прилив творческих идей и сил.

Книга «Разреши себе скучать» — отличное руководство для такой перезагрузки.

Мануш Зомороди

Заказать книгу

Источник: https://blog.kniga.biz.ua/pozvolte-razumu-bluzhdat/

«Мне скучно», или почему скучать — это нормально

Почему скучать полезно?

«Мне скучно». Каждый родитель слышал эти слова, но редко какой воспринимал их как должное. Скучающий ребёнок вызывает какие угодно эмоции — от жалости до раздражения, — но только не те, какие в действительности должен вызывать. А дело в том, что скука — это нормально. Ребёнок должен скучать.

И в этой статье мы объясним вам, почему.

Скука — врождённая вещь

Маленькие дети скучают в одиночестве, потому что всё их естество направлено на познание окружающего мира. Они не могут быть сами по себе, им нечем заняться наедине с собой. По сути своей, скучать ребёнок начинает сразу же после рождения.

Ситуация: двухмесячный малютка покушал, но ещё не уснул. Сначала он просто лежит, глядя в потолок, а потом вдруг начинает хныкать — требовать маму. И хныкает он не потому что ему больно или страшно, а потому что ему скучно.

Но ребёнок растёт. Вот он учится переворачиваться, вот впервые ползёт из одного конца комнаты в другую. Он занят исследованием мира, ему интересно всё вокруг, он пытается забраться туда, куда ему лезть не положено. Его потребности растут, и если в 7 месяцев его занимала погремушка, то в 5 лет для поддержания интереса ему нужен сложный конструктор.

В развлечениях нужна мера

Ребёнку требуется постоянно обновление обстановки: смена игрушек, смена игр, смена мультфильмов. Причём если сначала спрятать игрушку, а потом — спустя пару месяцев — вручить её ребёнку, она вызовет у него почти столько же эмоций, сколько новая. Но это нормально и для взрослых: если «потерять» какой-нибудь гаджет, а потом «найти» его в горе хлама, он так или иначе вызовет наш интерес.

Итак, ребёнку нужно обновлять «арсенал» игрушек. Но и в этом требуется мера.

Если скупить ребёнку весь ассортимент «Детского мира», он всё равно будет скучать, только теперь — в окружении игрушек всех мастей.

Правильный подход — подарить ребёнку ощущение сладостного ожидания, не покупать игрушку по первому требованию, а отстрочить покупку: например, приурочить её к празднику или к дню рождения.

Тогда эта игрушка станет по-настоящему долгожданной и займёт малыша надолго.

А ещё ребёнка нужно учить играть. Знание о том, что делать с игрушками, не приходит само по себе. Многие дети черпают подобные умения из общения со сверстниками, многие — приносят из детского сада, но это не значит, что малыша нужно оставлять наедине с игрушками и рассчитывать, что он сам разберётся. Время от времени подавайте ему новые идеи — благо, ими кишит весь интернет.

И наконец, бывает так, что ребёнку действительно становится скучно. Он переиграл во все возможные игры, ему просто нечем больше заняться, и его пылкий юный ум мечется как зверь в клетке. В такой ситуации нужно помочь малышу разнообразить досуг — например, предложить ему кружок, поездку или прогулку.

Скука — это потребность в близости

Иногда ребёнку скучно, потому что на самом деле он хочет внимания, но не знает, как правильно его попросить. Будучи в гостях у бабушки, он может скучать по родителям или сиблингу, будучи дома у родителей — скучать по бабушке или друзьям из садика. А со стороны всё выглядит так, будто ребёнку скучно.

Что делать? Сызмальства приучать ребёнка правильно просить о внимании. Объясните малышу, что он может просто сказать: «Мама, мне грустно, я хочу, чтобы ты меня обняла», и его немедленно обнимут. В просьбах и проявлении чувств нет ничего постыдного или неправильного.

Иногда скучать — это полезно

Ребёнок должен уметь проводить время наедине с самим собой. Этот навык отрабатывается на практике. Если в вашей семье расписана каждая минута, и малыш постоянно занят «чем-нибудь полезным», то он просто не научится самостоятельно распоряжаться своим временем.

Оставьте ребёнку свободный часик. Сначала он будет скучать и ныть, а потом пустит те же усилия на саморазвитие — на умение проводить время в своей компании к своему же удовольствию. Он будет искать пути, как себя развлечь, что нередко приводит к весьма интересным результатам — например, к развитию творческой жилки.

Относитесь к своему ребёнку с вниманием

Скука — это не некая определённая и конкретная вещь. За скукой могут скрываться совершенно разные эмоции, от тоски по близости до усталости или депрессии. Услышав заветное «Мне скучно», попытайтесь разобраться, что же на самом деле хочет ваш ребёнок.

И при этом — не бросайтесь его развлекать, потому что это верный способ воспитать избалованного и капризного малыша.

Есть и ситуации, которые скучны по определению: то же сидение в очереди в поликлинике или в банке. К этому нужно готовиться заранее — взять с собой лакомства и игрушки, какой-нибудь «тетрис», придумать простенькие игры: к примеру, «города». Можно даже вручить малышу планшет — в малых количествах современные электронные девайсы очень даже полезны.

Источник: https://gnk-shop.ru/blog/statiy/mne-skuchno-ili-pochemu-skuchat-eto-normalno

Почему скучать полезно

Почему скучать полезно?

Меня часто спрашивают: «А им не скучно?» И я не знаю, что ответить, потому что детская скука для меня это симптом, с которым совершенно не нужно бороться, а наоборот, важно осознанно «проболеть». Вместе. Именно поэтому я редко переживаю, когда детям скучно, но при этом скучно им бывает редко, и некоторым нравится считать, что нам просто повезло.

Симптомом чего я считаю скуку? Многих разных внутренних факторов! Среди них переутомление, излишняя стимуляция, творческий «запой», за которым приходит душевное истощение, а еще перенасыщенность жизни, и вот об этой последней проблеме мне бы и хотелось поговорить.

Современные дети бомбардируемы физическим и ментальным шумом.

Они перегружены возбуждающими факторами и раздражителями с самого раннего детства, начиная со звуковых мигающих игрушек, продолжая слишком ранней открытостью современным технологиям, и заканчивая массовой культурой потребления.

Из родительских лучших побуждений дети слишком много видят, слишком много слышат, слишком много имеют, и начинает это происходить в их жизни слишком рано и со слишком высокой частотой.

Ёлки, спектакли, множество секций, загруженность, телеги подарков от бабушек, список этот можно продолжать до бесконечности. Дети привыкают к этому неиссякаемому потоку, и как в случае с диетой, в которой доминирует сахар, привыкают и начинают нуждаться в новой и новой стимуляции, причем в растущих дозах. Стоит потоку прекратиться, приходит скука, а за нею ломка.

Конечно, я утрирую, но даже мы, с нашей приверженностью к «медленному» родительству и минимализму, замечаем, как дети становятся капризней и требовательней, например, по завершении зимних праздников.

Без постоянной внешней подпитки подарками, развлечениями, угощениями, и шумными сборищами, обычно, им очень сложно сфокусироваться, почувствовать себя счастливыми, и снова найти свой внутренний стержень.

Поэтому самым большим спасением в это время для нашей семьи является особенно скрупулезно соблюдаемый ритм, особенно спокойные и медлительные вечера, и намеренная фильтрация всего материального, что появляется у нас дома. Надо сказать, что с каждым годом говорить «нет» параду возбуждающих факторов становится все проще, а жить в умеренности и простых радостях все естественней.

Как еще мы можем помочь детям расти в простоте и неспешности, чтобы перенасыщение не мешало им радоваться, удивляться, и быть собой?

Слишком много секций и кружков, явление в наши дни очень распространенное, причем начиная с очень юного возраста.

Однако многим детям тяжело справляться с плотным расписанием занятий, и еще тяжелее контролировать стресс от требований преподавателей и конкуренции между детьми.

Преуспевать во всем невозможно, и лучше пусть ребенок будет ходить с удовольствием в одну любимую секцию, чем бежать в пять, не успевая насладиться ни одной.

2. Выделите священное семейное время

Даже если у вас нет возможности провести полностью все выходные вместе, наметьте себе хотя бы одно дело, которое вы можете сделать всей семьей, несмотря ни на что. Это может быть прогулка по лесу, партия настольной игры, или даже семейный фильм. Главное, чтобы никакие внешние раздражители не мешали вашему священному «времени вместе,» и пусть весь мир подождет.

3. Сократите до минимума экранное время (ваше тоже)

Тут, наверное, можно без объяснений. Я реалист, и понимаю, что избавиться от всех гаджетов невозможно. Но если у детей будет четкое понимание правил в отношении экранного времени, то и споров тут никаких не должно быть. Чем меньше, тем лучше, и хорошо от этого будет всей семье.

4. Научитесь радоваться рутине

Если каждый день полон фейерверков, а мама это вечная фея или человек-оркестр, то и ожидания ребенка от жизни будут соответствующими, он разучится находиться в моменте и радоваться простому, такому, из чего соткана обычная жизнь.

Каждый день по-своему прекрасен, а настоящие радости — в мелочах.

Запах маминой выпечки или сказка прочитанная перед сном папой это якорьки любви, это то, за что цепляется память, это живое, человеческое, и гораздо более естественное, чем цирк на завтрак, и зоопарк на обед.

5. Сократите количество игрушек

Игрушек не должно быть много. Количество убивает качество игры, а в итоге дети и вовсе забывают, что у них имеется в игровом арсенале.

Просьбы о новом чаще всего приходят из интуитивных поисков каких-то сильных чувств и переживаний, и необходимости порадоваться, и, к сожалению, уже в очень юном возрасте дети ищут источник радости извне, даже не догадываясь поискать его в себе.

Именно в такой ситуации ребенку и бывает полезно поскучать. А еще лучше отправиться играть на улицу — природные «игрушки» научат довольствоваться малым и помогут задействовать фантазию, за неимением мигалок и сирен.

Научитесь сами и научите детей регулярно очищать детскую от лишнего — поломанным игрушкам или тем, к которым ребенок тянется в последнюю очередь, не место в детской, они занимают место и мешают игре.

Игрушки должны быть удобно доступны и, каждая, иметь свое место в корзинах, ящиках, и коробках. Сократить количество игрушек помогут игрушки открытого типа, например, кубики, простые куклы, конструкторы без определенной тематики.

Для этой же цели полезна ротация игрушек.

6. Дайте детям быть

Быть детьми. Быть собой. Быть хозяевами своего времени. Быть хозяевами своих идей. Не нужно ходить за ними по пятам и просить посчитать каштаны и обратить внимание на формацию облаков.

Дети имитируют взрослых, а потому будут больше слушать, если вы будете меньше говорить. Не нужно комментировать каждое действие ребенка, не нужно все время что-то подсказывать, рассказывать, показывать.

И не заставляйте говорить детей, просто будьте рядом, или просто будьте.

7. Ухаживайте за вашим жилищем вместе

Когда у ребенка нет зон ответственности, он легко может поверить, что вся жизнь это праздник и игра. А что если показать ребенку, что уход за собой и местом его обитания это тоже важно, интересно, и даже весело? Это станет еще одной защитой от перенасыщенности и очередным уроком о простых радостях.

8. Готовьте дома и трапезничайте вместе

Вместо того, чтобы опять куда-то бежать или опять что-то покупать, начните приобщать детей к приготовлению простых трапез. Попробуйте организовать трапезы так, чтобы определенные дни ассоциировались с определенным блюдом. Это придаст ритмичность неделе и поможет сделать жизнь ребенка более предсказуемой.

Например, несколько лет подряд я пекла хлеб в один и тот же день. Когда ожидания ясны, дети становятся спокойнее и счастливее, потому что не тратят энергию на неопределенность.

Совместные трапезы помогают научиться ценить простые радости, например, время проведенное в близости с родными людьми. Возьмите за правило не отвечать на телефон во время совместных трапез.

Игнорируя звонок вы сигналите детям, что это время здесь и сейчас священно.

9. Высыпайтесь

То, что детям важен сон, и так понятно. Жизнь легко может перейти в бурное русло, если в добавок к ее внешней перенасыщенности, ребенок еще и не высыпается.

Отсюда и идут часто поиски простых решений — сладенькое, новая игрушка — кажется, что счастье вот оно, совсем близко, но после удовлетворения этих желаний, наступает еще большее опустошение, ведь настоящая нужда (в отдыхе, покое, близости, любви) не была удовлетворена. Ожидать творческих идей, энергичности, и радости жизни от уставшего ребенка по меньшей мере наивно.

Нам всем не помешает немного замедлиться и принять в себя хотя бы часть той прозрачности, которую несут в себе идеи минимализма и добровольной простоты. Жизнь без шума, спешки, и суеты полезна не только детям, но и взрослым.

К сожалению, родители не всегда могут себе это позволить, так давайте хотя бы не превращать детей в маленьких взрослых, вечно занятых, хмурых, и куда-то спешащих! Совсем не обязательно делать все эти шаги сразу и одновременно, ведь жизнь это искусство маленьких шагов.

Но, постепенное внедрение ритма и рутины, подходящих семье, подарит близость, свободное время, уверенность, легкость бытия, и еще детей, которым редко бывает скучно.

Дана Бар

Источник: https://vk.com/@kroshkajaroshka-pochemu-skuchat-polezno

Тоска зеленая, или Почему человек скучает

Почему скучать полезно?

Во время рабочей недели многие из нас мечтают о выходных, представляя, как они будут валяться в кровати и ничего не делать. Когда долгожданные часы отдыха наступают, праздное времяпрепровождение может испортить скука. Чем опасно это состояние для человека и к чему оно может привести, читайте в нашей статье.

Согласно Большому энциклопедическому словарю, «скука — это вид отрицательно окрашенной эмоции; пассивное психическое состояние, характеризующееся снижением активности, нарастающим раздражением, отсутствием интереса к какой-либо деятельности, окружающему миру и другим людям».

Несмотря на то что люди начали скучать еще задолго до нашего появления, само слово «скука» появилось, например в английском лексиконе, сравнительно недавно — в 1852 г. Впервые его употребил известный писатель Чарлз Диккенс в романе «Холодный дом», в котором рассказал о жизни миледи Дедлок — женщине, «умирающей от скуки» в браке.

«Миледи Дедлок, завоевав свой мирок (выйдя замуж за богатого мужчину старше ее на 20 лет — прим. ред.), не только не изошла слезами, но как бы оледенела.

Утомленное самообладание, равнодушие пресыщения, такая невозмутимость усталости, что никаким интересам и удовольствиям ее не всколыхнуть, — вот победные трофеи этой женщины. Держится она безукоризненно.

Если бы завтра ее вознесли на небеса, она, вероятно, поднялась бы туда, не выразив ни малейшего восторга», — написал автор «Холодного дома».

Позже симптомы скуки, описанные Диккенсом, подтвердили научные исследования. Одним из первых ученых, кто проявил интерес к тоске, был Джон Иствуд — психолог из Йоркского университета в Торонто (Канада).

В 2012 г. он вместе со своими коллегами попытался дать научное определение скуке. Исследование опубликовано на сайте American Psychological Association (APA).

Специалисты изучили множество теорий и провели сотни интервью, чтобы выяснить, как именно люди чувствуют себя, когда им скучно. В итоге психологи сделали вывод, что скука тесно связана с нашим вниманием.

«Человеку становится скучно в тот момент, когда он не может сконцентрировать свое внимание на каком-нибудь деле. В результате ему просто нечем заняться», — считает Иствуд.

По мнению психолога, смертной тоске особенно подвержены два четко выраженных типа личности, причем две противоположности:

  1. Импульсивные по своей природе люди, которые постоянно ищут новых эмоций. Размеренное течение повседневной жизни кажется им слишком пресным. «Окружающий мир их недостаточно стимулирует», — отмечает Иствуд.
  2. Пытаясь отгородиться от опасности, мнительные люди могут запереться дома и ничем не заниматься. «Они отстраняются, потому что слишком чувствительны к боли», — говорит ученый.

Чем опасна скука?

Не трудно догадаться, что скука — это не самая приятная человеческая эмоция. Ученые добавляют, что она ведет людей к саморазрушению. К слову, в ходе одного из исследований, в котором принимала участие группа южноафриканских подростков, выяснилось, что скука — это главная причина злоупотребления спиртным, табаком и марихуаной.

Негативное влияние тоски на здоровье человека подтвердилось в результате другого эксперимента.

Ученые из университетского колледжа Лондона в течение 10 лет наблюдали за жизнью 18 тыс. чиновников в возрасте от 20 до 64 лет. Выяснилось, что у тех, кто скучал на работе, риск умереть в ближайшие три года повышался на 30 %.

Связано это с тем, что люди, которым нечем было заняться, часто уходили на перекур, постоянно что-то жевали, мало двигались.

Все это, как отмечают эксперты, напрямую влияет на повышение давления, возникновение сердечно-сосудистых заболеваний и появление ожирения.

Полезно ли скучать?

«Я встречал немало людей, способных вогнать в скуку, но Санди Манн практикует это ремесло профессионально», — написал в своей статье «Тоска зеленая… В чем вред и польза скуки» журналист BBC Дэвид Робсон.

Речь идет об исследованиях британского психолога, автора книги «Взлом психологии» Санди Манн из университета Центрального Ланкашира (Великобритания).

Всем добровольцам, которые приходили к ней в лабораторию, она давала монотонную работу, например просила переписать длинный список телефонных номеров.

Как правило, участники эксперимента хорошо справлялись с заданиями, однако делали они это с неохотой, постоянно ерзая на стуле, зевая и поглядывая на часы.

Есть ли польза от этих страданий?

Отметим, что участники эксперимента скучали не зря. В ходе многолетних исследований и наблюдений Манн выяснила, что скука может быть как опасным и вредным состоянием разума, плохо сказывающемся на здоровье человека, так и двигателем прогресса.

Перед тем как дать добровольцам задание, Манн просила их пройти тест, в котором содержались вопросы о нестандартном мышлении.

После выполнения работы добровольцам предлагалось еще раз ответить на те же вопросы. Как ни странно, показатели участников улучшились.

Психолог предполагает, что рутина помогла мыслям течь в произвольном направлении, что поспособствовало развитию ассоциативного и творческого мышления.

«Если внешние стимулы отсутствуют, мы ищем внутренние — начинаем думать о разных вещах, — поясняет результаты эксперимента Манн. — Это развивает воображение. Мы выходим за привычные рамки и мыслим нестандартно», — заключает она.

Исследования других ученых только подтверждают выводы Манн.

В частности, профессор психологии из Пенсильванского университета (США) Анджела Дакворт считает, что скука, как и другие эмоции, появилась в результате эволюционного развития человека с определенной целью.

Например, страх и взволнованность были необходимы для выживания, а скука — для развития ментального мышления. По мнению Дакворт, без нее мы бы повторяли одни и те же действия снова и снова.

А скука заставляет нас двигаться дальше, стремиться к чему-то интересному, изучать что-то новое.

Можно ли привыкнуть к скуке и полюбить ее?

Учитывая то, что скука может быть двигателем прогресса, Манн советует принимать ее с радостью.

«Вместо того чтобы в пробке страдать от скуки, я включаю музыку и думаю о чем-то отвлеченном. Я знаю, что для меня это полезно. Я позволяю скучать и своим детям: это способствует развитию творческих навыков», — считает она.

В свою очередь канадский психолог Джон Иствуд из Йоркского университета сильно сомневается в пользе скуки, но при этом признает, что все-таки не стоит прогонять ее любой ценой.

«Это чувство настолько неприятное, что люди стремятся тут же от него избавиться. Я не собираюсь присоединяться к этой войне со скукой и искать против нее какие-то рецепты, потому что нам стоит прислушаться к этой эмоции и понять, что организм пытается нам сказать», — говорит ученый.

Лекарство от скуки

По мнению ученых, скука связана с блужданием ума — когда людям скучно, они погружаются в свои размышления, из-за чего начинают скучать еще сильнее. По этой же причине мы начинаем тосковать, когда находимся одни, наедине с собственными мыслями. Специалисты считают, что занять себя чем-то — будет лучшим способом избавиться от скуки.

«Человеку по его природе важно чувствовать, что он оказывает влияние на мир, а окружающая обстановка его устраивает. Это столь же значимо, как свет, свежий воздух и еда», — уверен Иствуд.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://sciencepop.ru/pochemu-chelovek-skuchaet-nauchnyj-analiz-toski-zelenoj/

Для родителей
Добавить комментарий