Подражает, значит, растет

Корейская волна: как кей-поп и дорамы захватывают Кыргызстан

Подражает, значит, растет

Наргиза Рыскулова Би-би-си, Бишкек

Image caption Кей-поперов выдает стиль: часто это футболка с названием группы или черная маска на лице

Несмотря на тесные культурные связи с Россией, постсоветские страны ищут собственную идентичность, нередко за пределами бывшего Союза. В Кыргызстане русский язык имеет статус официального, кыргызстанцы смотрят российские каналы и многие болели за Россию на чемпионате мира по футболу. Но у молодежи появились новые кумиры – и все больше молодых киргизов смотрят на Южную Корею.

На улицах Бишкека все чаще можно увидеть одетых в черное юношей и девушек с экстравагантной прической и идеально выровненным тоном лица – так выглядят киргизские поклонники так называемой корейской волны, или халлю.

“Вычислить кореемана довольно легко: это в основном подростки и молодые люди 14-25 лет в дорогих кроссовках, узких джинсах, в футболках с названиями корейских поп-групп и цветными волосами”, – говорит сотрудница корейского посольства в Кыргызстане Адинай Ерматова.

Адинай сама была дорамщицей – то есть поклонницей корейских сериалов, дорамов. Так она увлеклась корейским языком, а потом поступила в магистратуру в Сеуле. Приезжая домой на каникулы, она замечала, что в Бишкеке становится все больше как корейских магазинов, так и молодежи, которая следуют корейским модным трендам.

Корейская культура – не новинка для кыргызстанцев: в стране проживают так называемые советские корейцы, депортированные из приграничных районов Дальнего Востока в 1930-х годах. Благодаря им кыргызстанцы, например, давно знакомы с корейской кухней, которая отличается от современной южнокорейской как продуктами, так и специями.

Есть и новая волна влияния из Сеула: за последние три года, по данным южнокорейского посольства, число въезжающих в Кыргызстан южнокорейцев выросло на 30%.

Выйти замуж за корейца

Растет и число кыргызстанцев, уезжающих в Корею работать или учиться. Корейский образовательный центр в Кыргызстане предоставляет бесплатные курсы языка, тхэквондо и обучает игре на корейских барабанах, знакомя все больше кыргызстанцев с корейской культурой.

Сейчас в центре обучается более тысячи человек. Одна из них – 23-летняя Сезим Жумабекова. Ее увлечение корейской культурой тоже началось с сериалов – около десяти лет назад.

Сезим вспоминает, как она фанатела от своих кумиров, собирала их постеры и фотографии. Уже позже увлечение сериалами переросло в интерес к Южной Корее, ее географии, истории и культуре.

После окончания колледжа Сезим решила изучать корейский язык.

“Родители были против корейского языка, считали, что английский перспективнее. Остальные родственники расспрашивали, зачем мне это нужно, а я отшучивалась, что хочу замуж за корейца”, – вспоминает Сезим.

Image caption Репетиция перед началом кей-поп вечеринки в Бишкеке

И хотя Сезим только шутит о таком замужестве, популярность в Кыргызстане корейской теледрамы “Мальчики краше цветов” в 2008-2009 годах вдохновила многих девушек поехать за лучшей жизнью в Корею. Имя главного героя сериала Ку Джун Пхё (или Гу Джун Пё) стало настолько знаменитым, что киргизские режиссеры сняли фильм под названием “Как выйти замуж за Гу Джун Пё?”.

Режиссер фильма Данияр Абдыкеримов рассказывает, что идея возникла после шуточного разговора с его сестрами, которые обожали корейские сериалы и поражались тому, что в Кыргызстане не могут повторить такой успех.

“В тот вечер мы обзвонили всех друзей, спрашивая, пришли бы они смотреть такой фильм, и многие ответили положительно. Так и начали снимать. На первую же неделю кастинга пришли пробоваться более 300 человек. Тогда я понял, что кореемания набирает обороты”, – говорит Абдыкеримов.

Image caption Кей-поп популярен в Кыргызстане и среди молодых людей, подражающих своим кумирам в стиле одежды

“Как выйти замуж за Гу Джун Пё?” побил рекорд по кассовым сборам среди отечественных фильмов – за месяц его посмотрели более 25 тысяч зрителей.

Авторов, однако, критиковали за пропаганду браков с корейцами. В 2012 году два депутата Жогорку Кенеша (парламента) Кыргызстана предложили законопроект, запрещающий деятельность брачных агентств, которые организуют такие союзы, и их рекламу на телевидении и в интернете.

Бывший депутат Абдылакап Кутушев утверждал, что 30% процентов браков кыргызстанок с корейцами распадаются, и женщины обращаются за помощью в кыргызстанское посольство в Южной Корее с просьбами вернуть их на родину. Законопроект, впрочем, не приняли.

Айжан Акматалиева переехала в Южную Корею, выйдя замуж. Ее семья не выступала против брака; привыкла к корейской культуре она быстро, однако неодобрительные взгляды соотечественников девушка ловила на себе как в Кыргызстане, так и в Корее.

“В определенных слоях населения нашей страны тебя много осуждают, если выходишь замуж за иностранца. Мы пробыли в Кыргызстане недолго и на публике были особо осторожными. Не хотелось сталкиваться с неадекватностью и ксенофобией. В Корее по этой же причине среди наших мигрантов я стараюсь не выдавать, что я из Центральной Азии, и говорить только на корейском”, – говорит Айжан.

Жанара (имя изменено по просьбе героини) корейскими сериалами не увлекалась, а о брачном агентстве для корейских женихов услышала от подруги. Заполнила анкету и удивилась наплыву запросов. Через неделю после знакомства с будущим мужем она согласилась на переезд в Южную Корею. Ее жениху знакомство с Жанарой и ее переезд обошлись в 20 тысяч долларов. Невесты агентству за услуги не платят.

Жанара смеется, “что миниатюрные девушки в Корее популярны”. Родители были против, боялись за безопасность дочери, но отговорить ее от замужества не смогли.

“Многие мои знакомые удивились и считали, что я опрометчиво поступаю, выбирая в мужья корейца. За глаза говорили, что киргизке подобает выходить замуж за киргиза. Я же изначально не хотела замуж за киргиза, у нас же невестки больше как прислуга, поэтому, когда встретила жениха, быстро решилась на замужество и переезд”, – объясняет Жанара.

Культура на экспорт

В отличие от мигрантов и невест, кей-поперы (поклонники и исполнители корейских хитов поп-музыки) не стесняются показывать любовь к корейским кумирам. В Кыргызстане поклонники кей-попа не только пристально следят за их творчеством, но и сами исполняют кей-поп хиты, подражая артистам во всем.

Кей-поп в самой Южной Корее – многомиллиардная индустрия и один из основных экспортных товаров страны. Продвижение корейской культуры для Сеула – дело государственного значения. Все началось с реформы на южнокорейском телевидении в 1996 году и решения экс-президента страны Ким Дэ Чжун сфокусировать ресурсы на развитии технологий и поп-культуры страны.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Международный фестиваль кей-попа организует министерство иностранных дел Южной Кореи

В 2012 году песня Gangnam Style музыканта PSY стала первым корейским хитом, который захватил мировые музыкальные чарты. Клип на посмотрели более 3 миллиардов человек – рекорд для этой платформы, побитый лишь в прошлом году.

цель каждого кей-попера – перебраться в Южную Корею и покорить местный шоу-бизнес, как это сделали их кумиры. Уже несколько лет в Бишкеке проходит ежегодный кей-поп фестиваль; победитель может поехать на международный фестиваль в Корее.

Корейская субкультура в Кыргызстане не ограничивается музыкой и сериалами: многочисленные поклонники халлю создают рынок для импорта корейской одежды, косметики и даже корейской кухни. Правительства двух стран ведут переговоры о запуске прямого авиарейса Бишкек-Сеул.

Южная Корея также оказывает Кыргызстану помощь в переводе системы государственных услуг в интернет и предоставляет кредит Бишкеку на модернизацию государственной больницы. Однако корейские инвесторы вкладываются в Кыргызстан пока осторожно – на рынок приходит в основном малый и средний бизнес.

Чихун Джеонг переехал в Бишкек открывать кафе, специализирующееся на блюдах из курицы. Соус Чихун готовит по особым корейским рецептам. Его кафе популярно среди экспатов, а также местных художников и музыкантов.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Хит южнокорейца PSY имел невероятный успех во всем мире. На фото – флешмоб Gangnam Style на Пьяцца-дель-Пополо в Риме

“Изначально экспорт корейских товаров был ориентирован на дальневосточные страны, а сейчас Южная Корея нацелена на страны СНГ, в том числе и Россию”, – говорит Адинай Ерматова из южнокорейского посольства в Кыргызстане.

Растет популярность корейских товаров и кухни – практически во всех гипермаркетах Бишкека есть магазины товаров корейского производства – от ушных палочек до верхней одежды. И хотя критики считают, что увлечение кей-попом размывает киргизскую культуру, есть и те, кто называет это патриотизмом.

Руслан Жолоев, основатель кей-поп группы Ninjas, еще в детстве увлекся корейскими историческими фильмами. Сейчас он организовывает кей-поп вечеринки в Бишкеке и приглашает на них кей-поп звезд из соседнего Казахстана.

“Мне обидно, что наши девушки фанатеют от корейских кей-поперов и не смотрят на киргизских парней, – говорит Руслан. – Я хочу доказать, что мы можем быть такими же стильными и крутыми”.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-44712665

Я мусульманин, и у меня не растет борода. что делать?*

Подражает, значит, растет

Мало кто разбирается в бородах лучше, чем сотрудники барбер-шопов. На волне моды на бороду, в Бишкеке в последние три года открылось как минимум пять заведений по уходу за волосами на лице.

Акмарал работает в одном из них (название она попросила не указывать) и говорит, что, помимо ультрасовременных хипстеров, к ним приходят и ультраконсервативные мусульмане.

«Они к девушкам вообще не садятся, им нельзя — их должен стричь и брить только мужчина. Мы просто торчащие волосы убираем и смазываем бороду. По религии нужно, чтобы борода выглядела аккуратно», — объясняет Акмарал.

Обращаются к ним, разумеется, те, у кого борода уже есть. В целом же в Кыргызстане, по наблюдениям Акмарал, у многих мужчин действительно проблемы с ростом волос на лице.

«Растут у всех усы и в зоне подбородка. На щеках проблематичнее. Если хотят отрастить [бороду], то она растет тонкой линией под нижней челюстью», — делится Акмарал своим опытом наблюдений за клиентами.

В барбер-шопе, в котором работает Акмарал, впервые звучит слово «миноксидил» — средство, которое должно стимулировать рост бороды.

Барбер-шоп продаёт его клиентам, но никто из сотрудников не может объяснить, как он действует и что содержит. Может быть всё-таки кто-то разбирается в росте бороды ещё лучше?

Бишкекчанин Азамат (имя изменено) — мужчина, которому при рождении определили пол как женский. Четыре года назад он начал так называемый «переход» — так называется процесс изменения тела человека при помощи гормональной терапии и/или операций.

До перехода у Азамата не было вообще никакой растительности на лице, сегодня же его подбородок и скулы украшает роскошная тёмная борода.

Она не всегда была такой — в первое время после перехода волосы на лице росли клочками. «На подбородке чуть-чуть росла, на баках, и усы. Мне нужно было соединить там, где щеки», — вспоминает он.

Азамат тоже использовал миноксидил — как раз для того, чтобы соединить бакенбарды и подбородок. Однако одновременно с этим Азамат начал гормональную терапию, чтобы повысить уровень тестостерона в организме.

«Не у всех транс-мужчин растет борода — это очень индивидуально. Зависит от того, как гормональные препараты влияют индивидуально на организм каждого человека. Я сделал самый первый укол [тестостерона] и через две недели у меня уже вылезли волосы на подбородке», — вспоминает Азамат и добавляет: «Я точно не знаю, был ли эффект от [миноксидила] или от гормональных препаратов».

Но можно ли сделать укол тестостерона цисгендерному* мужчине? И к чему это приведёт?

Эндокринолог Жыпаргуль Аманалиева говорит, что ни один уважающий себя врач не пропишет гормональную терапию ради роста бороды у цисгендерного мужчины.

«Надо понимать, что это очень серьезные препараты. Не только тестостерон, но и другие андрогенные (мужские) гормональные. Перед назначением нужно провести очень глубокий анализ. Изучается гормональный фон, кровь и так далее», — объясняет врач.

Она настаивает, что вкалывать и принимать самостоятельно гормоны для усиления роста бороды — крайне безответственно и может вызвать побочные эффекты.

«Это может отразиться не только на гормональном фоне пациента, но и на его крови, на поведении. Повышенный уровень тестостерона в крови может отражаться на нервной системе. Человек может стать агрессивным и вспыльчивым», — говорит Аманалиева.

Единственным безрецептурным и относительно безопасным средством для отращивания бороды остаётся уже упомянутый миноксидил.

Миноксидил, в основном, используется для борьбы с облысением. Это сосудорасширяющее средство, которое приводит к поступлению кислорода, крови и питательных веществ к волосяным фолликулам.

Как следствие, фолликулы вырастают и начинают производить более толстые и длинные волосы.

Но следует внимательно изучить побочные эффекты миноксидила (они варьируются от зуда и раздражения до затрудненного дыхания и отёков) и в любом случае обязательно проконсультироваться с врачом.

Надо также иметь в виду, что миноксидил может и не помочь росту бороды. Если так вышло, то единственным способом нарастить бороду остаётся пересадка волосяных луковиц.

Дерматовенеролог Марина Шин говорит, что стоимость пересадки одной волосяной луковицы стоит 1 доллар США, а для наращивания полноценной бороды придётся пересаживать около 1000-1500 луковиц. К тому же, в Бишкеке таких операций не делают.

«Такую операцию делают в Алматы. В Турции часто делают пересадку бороды, а у нас это не так распространено», — говорит она.

Источник: https://kloop.kg/blog/2018/07/06/ya-musulmanin-i-u-menya-ne-rastet-boroda-chto-delat/

Почему не всегда стоит подражать успешным людям

Подражает, значит, растет

У многих животных существует иерархия власти: сильные доминируют над более слабыми. Среди людей это тоже распространено, но у нас есть ещё одна отдельная иерархия — престиж.

Она поддерживается за счёт уважения, а не силы.

Антропологи, изучающие поведение людей в разных культурах, заметили , что мы подражаем тем, кто занимает в этой иерархии более высокое место, то есть обладает престижем.

Сейчас это знаменитости, творческие люди, учёные, успешные предприниматели. Причём мы часто копируем какие‑то привычки, не задумываясь, чем они лучше наших прежних, — только потому, что заметили их у успешного человека.

Антрополог из Гарварда Джозеф Генрих (Joseph Henrich) считает , что эта простая стратегия — подражание престижным людям или группам — была одним из главных механизмов, лежащих в основе становления культуры. Возможно, именно благодаря ей люди превзошли своих предков‑обезьян.

Этот механизм похож на естественный отбор. Только здесь вместо наследования генов — копирование действий успешных индивидов.

Обычно стратегия успеха копировалась вплоть до мелочей. Благодаря этому сложные модели поведения культурно эволюционировали и распространялись, даже если люди не понимали, почему они оказываются действенными.

В итоге в культуру оказалось встроено бессчётное количество выгодных стратегий поведения, которые мы не всегда можем рационально объяснить. Можно сказать, что мы подобны кошке, которая способна охотиться, не сознавая, как устроена её пищеварительная система.

Однако в некоторых случаях подражание оказывается бесполезным и даже опасным. Успешные люди часто делают что‑то затратное, просто чтобы продемонстрировать свою способность нести эти траты. Подобное встречается и у животных.

Например, антилопа, которая подпрыгивает высоко вверх, заметив притаившегося леопарда, могла бы потратить эту энергию на бегство.

Но она как будто говорит: «Я настолько здоровая и быстрая, что тебе даже не стоит пытаться меня преследовать». В мире людей же для демонстрации превосходства покупают дорогие автомобили и бриллианты.

Понятно, что, подражая таким ложным сигналам успеха, сам успешным не станешь.

Нет смысла копировать затратное поведение, если вы не можете его себе позволить.

Ложные сигналы успеха окружают нас повсюду. Вкупе с привычкой подражать они объясняют, почему некоторые неработающие системы так долго не меняются. Так, в здравоохранении, образовании, политике есть вопиющие ошибки, решение которых вполне очевидно. Но сигнальная функция пересиливает полезные, и перемен не происходит.

Например, учебные заведения не реформируются. Дело в том, что из‑за изменений, которые сделали бы процесс образования более удобным, им стало бы труднее выдавать документы о квалификации.

В теории неэффективные вещи должны устраняться за счёт конкуренции. Учебное заведение, в котором лучше налажены образовательные процессы, по идее вытеснило бы остальные. Но так как нам важен престиж, этого не происходит.

Не забывайте о ложных сигналах. Скопировав действия, которые успешному человеку ничего не стоят, можно навредить себе.

Понять, где ложный сигнал, а где настоящая причина успеха, довольно сложно. Вот несколько примеров, когда подражать другим очевидно не стоит:

  • Расточительное отношение к деньгам. Вы наверняка согласитесь, что само по себе владение автомобилем Ferrari не сделает богатым. Но почему‑то многие мотивируются странными инвестициями богачей, которым некуда девать деньги, и пытаются следовать их примеру.
  • Излишняя привередливость. Некоторые люди, добившиеся успеха, хвастаются, что они отказываются от предложений или избегают трудной работы. Однако не стоит забрасывать что‑то, только потому что так делает какой‑то успешный человек. Помните, что у него совсем другая жизненная ситуация. Он может позволить себе не делать то, что для начинающего, наоборот, необходимо.
  • Странные и, скорее всего, бесполезные привычки. Если вас интересуют причины успеха какого‑то человека, неважно, как он питается или во сколько встаёт по утрам. У богатых есть возможность экспериментировать со странными трендами (и своим здоровьем), но это не значит, что им нужно слепо подражать.

Старайтесь соблюдать баланс. Скептически оценивайте привычки успешных людей, прежде чем их копировать. Но всё же не отмахивайтесь от советов только потому, что не знаете, на чём они основаны. Учитывайте собственную ситуацию и свои сильные стороны. И тогда чей‑то пример действительно принесёт вам пользу, а не вред.

Источник: https://lifehacker.ru/podrazhanie-uspeshnym/

Подражает, значит, растет

Подражает, значит, растет

Психологи подчеркивают, что такие игры для развития малышей необычайно важны, так как они учат ребенка переводить визуальную информацию на ментальный уровень, то есть осмысливать ее, что впоследствии очень понадобится для выработки навыков речи и письма.

В нашей ежедневной жизни мы не слишком обращаем на это внимание, но факт остается фактом: малыши с очевидным удовольствием повторяют малейшие наши жесты. Подражание − одно из самых первых умений любого младенца, так как оно необходимо ему, чтобы адаптироваться в совершенно новой для него среде.

Он имитирует окружающих (вспомните, как Тарзан карабкался по лианам и подражал обезьяньим крикам, чтобы остаться в живых).

Уже в роддоме, отвечая на взгляд матери, младенец учится вступать с нею в отношения… Если привычка повторять за взрослыми укореняется в детском поведении уже в колыбели, то золотая пора для игр-подражалок по-настоящему наступает в возрасте двух лет.

Именно в это время, как объясняют психологи, ребенок приобретает способность превращать свои впечатления в символы, то есть представлять себе отсутствующий предмет, а также воображать ситуации, в которых он на самом деле еще не участвовал. Отныне, если мама отсутствует, он может самостоятельно развлекаться, воспроизводя игры, в которые обычно играла с ним она.

ПОДРАЖАЮ – ЗНАЧИТ СУЩЕСТВУЮ!

«Когда дочка возвращается из сада, она сразу бежит к братишке, − рассказывает мама 3-летней Маши. − Она закрывается с ним в детской и начинает играть в маму, то есть в меня.

Поразительно, но я узнаю свой собственный голос и интонации, как будто кто-то записал меня на магнитофон!» Психологи подчеркивают, что такие игры для развития малышей необычайно важны, так как они учат ребенка переводить визуальную информацию на ментальный уровень, то есть осмысливать ее, что впоследствии очень понадобится для выработки навыков речи и письма. Что имитаторство, так забавляющее малышей, является одним из важных результатов их психологического созревания. Ребенок в возрасте от 2 до 4 лет способен подражать маме и папе только благодаря тому, что он уже понял, что не составляет с ними единого целого. И эти на первый взгляд легкомысленные игры помогут детям определить контуры их собственной личности, подобно тому как мы на ощупь исследуем пространство, передвигаясь по темной комнате.

ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПОДРАЖАНИЯ ВЗРОСЛЫМ СОДЕРЖАТ В СЕБЕ И ДРУГИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. НАПРИМЕР, ГОТОВЯ ОБЕД ДЛЯ СОБСТВЕННЫХ КУКОЛ, ДЕВОЧКИ НЕВОЛЬНО УСВАИВАЮТ ПРАВИЛА ПИЩЕВОЙ ГИГИЕНЫ.

Примерно в возрасте трех лет начинается пора эдипова комплекса: ребенок осознает свою принадлежность к определенному полу, и для него наступает период гиперженственных или супермужественных игр. Маленькие леди бесконечно вертятся перед зеркалом, а маленькие джентльмены читают газеты (пусть иной раз и вверх ногами) и норовят отправиться в детский сад в папином галстуке.

Впрочем, стереотипы мужского и женского поведения не всегда так четки: многое зависит от примеров, которые дети ежедневно наблюдают у себя дома. «Наш папа уникален тем, что очень любит готовить, − рассказывает Вероника. − Поэтому двое наших сыновей обожают вымешивать что-нибудь в кастрюле». Встречаются и другие ситуации.

«Мне часто приходится работать дома, − рассказывает Рената, художник по костюмам. − Мой сын часто видит меня за шитьем. И самая заветная его мечта − это научиться шить! Естественно, я ему объяснила, что многие известные кутюрье – мужчины». В социальном плане многим из нас кажется не совсем нормальным, если мальчик копирует собственную маму. Но беспокоиться тут совершенно не о чем.

Если ваш малыш в один прекрасный день решил поиграть в девочку, влез в ваши лодочки и размалевал лицо губной помадой, это нормально. «Это всего лишь небольшие экскурсии в женский мир. Как правило, мальчики подражают мамам лишь для того, чтобы выяснить, что такое другой пол.

Когда они более или менее точно определили для себя все его выгоды и недостатки, они спокойно возвращаются к своим обычным «мужским» занятиям. И, кстати, часто принимаются высмеивать девчоночьи игры.

ЛЕКАРСТВО ОТ СТРАХОВ

Наблюдение за играющими детьми порой приносит сюрпризы. Взять, к примеру, бедняжек кукол, которые ежедневно терпят от собственных владелиц грандиозные выволочки! Это нормально: девочки всего лишь проигрывают на максимальной эмоциональной мощности уже знакомые им ситуации.

Всякий раз, когда их самих отчитывают за неподходящее поведение, они устраивают разнос куклам. В возрасте 2−3 лет ребенку довольно сложно смириться с ограничениями, научиться слушаться старших. Необходимость подчиняться порождает в них некоторые агрессивные импульсы, от которых дети освобождаются, играя в злых родителей.

Такие утрированные сценки помогают малышам усваивать родительские запреты. То же относится и к популярным играм в воспитательницу детского сада. «Дочки 3 и 5 лет, − рассказывает одна мама.

− очень любят играть в детский сад: рассаживают кукол на полу, а потом кричат: «Эй, ты! Вон отсюда! Иди в угол!» И мне становится не по себе: неужели с ними так ужасно обращаются?» Совсем необязательно, утешают психоаналитики.

Ведь игры подобны снам наяву: приглядевшись, в них можно обнаружить частички детских страхов, комплексов и конфликтов, пережитых малышами в течение дня.

Воспитательница перенервничала и обошлась с детьми не совсем справедливо? Они вновь проиграют эту сцену с необычайной жестокостью, чтобы возместить собственные потери от испытанного чувства несправедливости. Стыдить детей, которые проявляют жестокость в подобных играх, бессмысленно. Вместо того чтобы одергивать ребенка: «Ты злюка, немедленно прекрати это!», лучше заметить с улыбкой: «Вот это да! Ну и досталось же сегодня твоей кукле!»

Искусству подражания младенцы начинают учиться буквально с первых дней жизни.

  • 36 часов: исследователи установили, что даже в таком незначительном возрасте ребенок может имитировать выражение радости, грусти или удивления.
  • 3 недели: если ребенку показать язык, он в ответ покажет свой (подтверждено научным экспериментом).
  • К 3 месяцам: малыш способен воспроизвести всю мимику человеческого лица, а также движения головы.
  • После 3 месяцев: он временно отвлекается от людей, чтобы открыть для себя мир предметов.
  • С 9 месяцев: ребенок желает завладеть некоторыми атрибутами «взрослой» жизни (телефон, расческа, зубная щетка…) и пытается ими пользоваться.
  • Примерно в 2 года: он участвует в жизни семьи, копирует родителей и при этом утверждает, что все делает «по-взаправдашнему».
  • После 3 лет: ребенок осознает, что может что-то делать «понарошку». Наступает «эра подражания».

Источник

Источник: https://www.vospitaj.com/blog/podrazhaet-znachit-rastet/

Лиана подражает соседям, мимоза помнит информацию 40 дней: у растений находят все больше неожиданных способностей (Helsingin Sanomat, Финляндия)

Подражает, значит, растет

Растения чувствуют, учатся, передают сообщения и даже ведут биологическую войну. Они обеспечивают нас кислородом и кормят нас. Однако мы не способны это увидеть и понять, говорит итальянский нейробиолог растений Стефано Манкузо.

Античный философ Аристотель относил растения к классу примитивных существ. Поскольку они способны к размножению, этот мыслитель не мог ставить их в один ряд с неживыми предметами, однако не считал, что они представляют нечто особое.

Аристотель был дальтоником. Людям с этим недугом растения представляются безжизненными, и они не понимают их значимости. 

Так утверждает Стефано Манкузо (Stefano Mancuso), который возглавляет международную лабораторию нейробиологии растений при Флорентийском университете.

Нейробиология растений? Это еще что за наука! У растений же нет нервной системы! Да, у растений действительно нет мозга, глаз, ушей или легких.

Это значит, что важные функции распределены по всему растению. Каждая его часть важна, но не является незаменимой. Травоядное может сжевать 95% надземной части растения и не убить его.

Искалеченное растение пообижается и через некоторое время восстановится.

Недостатком растений считается то, что они привязаны к одному месту. Поэтому, поскольку растения не могут в случае опасности сбежать, им приходится чутко реагировать на окружающую среду. Они используют те же пять чувств, что и люди, и даже несколько таких, которых у нас нет, считает Манкузо.

Растения могут ощущать влажность, силу гравитации и электромагнитные поля.

В этом году на финском языке появилась книга Манкузо «Революция растений: как растения изобрели наше будущее», а в прошлом году — перевод его совместного труда с Алессандрой Виолой (Alessandra Viola) «О чем думают растения: тайная жизнь, скрытая от посторонних глаз».

Как следует из названий, в книгах рассматриваются необычные способности растений. Растения могут видеть, ощущать вкусы и запахи.

Фитохромы, чувствительные к свету, больше всего представлены в листьях, а также в усиках, молодых побегах и даже древесине. Они реагируют на мощность света и длину световых волн. Они регулируют рост и цветение растения.

Даже в подземной части растений есть светочувствительные клетки. С их помощью корни тянутся дальше во тьму.

The Guardian24.03.2018Publico03.04.2016Nature19.01.2006The Conversation30.10.2013

Корни также могут чувствовать по вкусу, где находятся важные минеральные вещества. В этом направлении начинает расти большее количество корней. Растения могут почувствовать запах органических соединений. Скорее всего, аромат поступает через устьица в листьях. Что там происходит, пока неясно.

Существует теория, что в листьях могут быть транспортные белки, которые переносят молекулы аромата к клеткам, говорит профессор прикладной экологии Ярмо Холопайнен (Jarmo Holopainen) из Университета Восточной Финляндии.

Транспортные белки также переносят молекулы запаха из клеток, которые их произвели, и это уже зафиксировано в исследовании. «Ну ты и мимоза», — говорят финны, если собеседник обиделся на ерунду.

Это нежное растение сворачивает листья в ответ на прикосновения.

При помощи Мимозы стыдливой (Mimosa pudica) исследователям удалось доказать, что растения способны к обучению.

Это обнаружил еще двести лет назад известный биолог Жан-Батист Ламарк (Jean-Baptiste Lamarck) в ходе необычного эксперимента. Он поручил своему молодому коллеге перевезти горшки с мимозой по мостовым Парижа.

Сначала все растения закрыли свои листья в трясущейся повозке, но ненадолго. Они поняли, что тряска не была опасной.

В 2013 году Манкузо повторил вместе с коллегами современную версию эксперимента Ламарка. Группа поместила горшки с мимозой в специальные устройства, которые быстро опускали растения на десять сантиметров вниз. Примерно после восьмого «небольшого полета» растения прекратили сворачивать листья.

Когда позже горшки повернули в горизонтальное положение и потрясли, они вновь закрыли листья. Причина крылась не в усталости растений. Группа повторяла эксперимент через разные промежутки времени.

Выяснилось, что мимоза способна помнить информацию больше 40 дней.

А вы сами сможете вспомнить, что произошло с вами 40 дней назад? Как работает процесс запоминания, если у растений нет мозга — большая загадка.

А слух? Уж слуха у растений точно нет!

А вот и есть, считает Карло Чиньоцци (Carlo Cignozzi) из итальянской коммуны Монтальчино. Он давал виноградной лозе слушать произведения Моцарта в течение нескольких лет. Приятные мелодии ускорили рост лозы, виноград созревал быстрее, чем на лозе, которая находилась в полной тишине. Виноград был более сочным, ярким, и полифенолов было больше, чем в других образцах.

И это еще не все: музыка отпугивала насекомых, из-за чего средств для борьбы с ними требовалось меньше.

Эффект был бы тем же, если бы из колонок грохотал тяжелый металл, утверждает Манкузо, лаборатория которого тоже принимала участие в эксперименте.

Вероятно, растения воспринимали звуковые волны через вибрацию клеточных мембран. Корни тоже чувствовали вибрацию и росли по направлению к ней или от нее.

В лаборатории Манкузо также было зафиксировано, что корни могут издавать звуки.

Исследователь считает, что похожие на щелчки звуки появляются, когда клетки растут, и стенки клеток, состоящие из целлюлозы, начинают трескаться.

«Если корни могут распознавать и производить звук, могут ли они общаться? Может, под землей ведутся жаркие споры? Используют ли растения звуковые сигналы для определения, где находится вода?» — рассуждает Манкузо.

BuzzFeed11.02.2014

Неудивительно, что многие ботаники относятся к его исследованиям с недоверием. Однако группа смогла опубликовать свои статьи в ботанических изданиях — правда, не в таких ведущих научных журналах, как «Сайенс» (Science) и «Нейче» (Nature).

Долгое время считалось, что растения взаимодействуют разными способами. Отражающийся от цветов свет, а также их цвет и аромат привлекают опыляющих насекомых и птиц.

Растения также передают сообщения, используя различные соединения. Благодаря этому они даже могут вести биологическую войну. Они защищаются при помощи веществ, которые плохо пахнут, кажутся травоядным неприятными на вкус или даже оказываются смертельными.

Растение, которое стало объектом нападения насекомых, может позвать на помощь, выделяя так называемые информационные химические соединения. Эти испаряющиеся «сигнальные ракеты» привлекают врагов уничтожителей растения — например, хищных клещей, которые охотятся за овощными клещами, или божьих коровок, которые питаются тлей.

Те же вещества могут стать своеобразным «сигналом тревоги» и призвать соседние растения усилить свою химическую оборону.

Как же растения передают внутренние сигналы? Этот вопрос долгое время не давал покоя ботаникам. Недавно газета «Сайенс» (Science) представила свой вариант ответа.

Японец Масацугу Тойота (Masatsugu Toyota) вместе с коллегами модифицировал резуховидки, считающиеся модельным организмом для проведения экспериментов, таким образом, чтобы изменение уровня кальция было наглядным. Тойота заставил резуховидки производить белок, который флуоресцирует лишь в присутствии кальция.

Когда у резуховидки отсекали лист, повреждение начинало светиться. Вспышка распространялась волной, пока не достигала других листов. Скорость передачи сигнала у растений составляла миллиметр в секунду. Листья, получавшие сигналы об опасности, начинали вырабатывать защитные гормоны.

Исследователи заметили, что для работы сигналу нужна глутаминовая кислота. Механизм точно такой же, как у животных, попавших в опасность: глутаминовая кислота ускоряет передачу сообщений по нервам. У растений нет нервов, но, по мнению Холопайнена, их роль могут выполнять каналы, по которым поступает вода и полезные вещества.

Манкузо считает растения разумными, поскольку они могут находить решение проблем. Один вид оказался настоящим умником, поскольку он смог выработать поразительное решение для привычной растениям проблемы — нападения травоядных.

Бокила трехлистная (Boquila trifoliola) произрастает в умеренных лесах Чили и Аргентины и делает то, что обычно делает лиана: извивается на земле или поднимается вверх по растениям, стоящим рядом.

Поразительно, что она всегда имитирует листья растения, которое растет рядом.

Если поблизости находятся три различных растения, то Бокила трехлистная изменит форму, размер и цвет своих листов и даже расположение жилок, подражая разным растениям вокруг себя.

Эта лиана может имитировать по меньшей мере десять различных видов. Она даже может отрастить шип на листе, если у соседнего растения он есть. Она не может повторить только зубцы, пишут исследователи из Чили Эрнесто Джаноли (Ernesto Gianoli) и Фернандо Карраско-Урра в издании «Карент Байолоджи» (Current Biology).

Как же хамелеон растительного мира определяет, что ему нужно повторять? Возможно, какие-нибудь микроорганизмы при помощи определенных методов передают гены растения-образца подражателю.

Или же лиана берет за образец летучие вещества, которые вырабатывает растение? Однако Бокила трехлистная копирует именно ближайшие по расположению растения, хотя и произрастает в настоящем облаке секреции разных видов растений.

Дальтонизм все еще является распространенной болезнью, хотя мы полностью зависим от растений. Растения составляют почти 99,5% биомассы, то есть всего живого. Растения замедляют процесс глобального потепления, забирая из воздуха углекислый газ. Они дают нам кислород, еду, лекарства, волокна, строительные материалы, энергию — и много света.

Если растения исчезнут с лица Земли, наш вид прекратит существовать в течение недели. Если человека не станет, все наши лучшие достижения вскоре порастут кипреем.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник: https://inosmi.ru/science/20190103/244021840.html

О педагогике – дошкольный вальдорфский центр

Подражает, значит, растет

О ПЕДАГОГИКЕ.
Основы вальдорфского детского сада.

Вальдорфская педагогика возникла как часть духовной науки – антропософии, созданной Рудольфом Штайнером (1861-1925).

Антропософия рассматривает мир и человека в их материальном и духовном единообразно, используя научный метод познания. Так, в результате деятельности Р.

Штайнера и его соратников, появляется не только духовная наука как таковая, но и многочисленные духовно-практические инициативы:

• Вальдорфская педагогика; • Антропософская медицина; • Биодинамическое экологическое сельское хозяйство; • Формы социального самоуправления;

• Новые стили в архитектуре, живописи, музыке, поэзии, театре, искусстве движения (эвритмия).

Вальдорфская педагогика родилась в 1919 году, когда в местечке Вальдорф (Германия) начала работать первая школа. Так появилось и наиболее распространенное наименование педагогики – по месту рождения; другое распространенное название: педагогика Штейнера.

В 1925 году в Штутгарте Элизабет фон Грюнелиус открыла первый вальдорфский детский сад.

В двадцатых годах в Европе появились лечебно-педагогические учреждения для проблемных детей.

На сегодняшний день в мире на всех континентах работают примерно 900 вальдорфских школ, 2000 вальдорфских детских садов, 500 лечебно-педагогических учреждений.

В России вальдорфская педагогика развивается с конца 80 годов ХХ века. В 1989 году открылся первый вальдорфский детский сад. В 1992 году – первые вальдорфские школы. На сегодня в России 70 вальдорфских групп и инициатив и 25 школ.

Вальдорфская педагогика содержит ряд принципов:

• все дети имеют право на воспитание и обучение; • каждый ребенок является личностью; • воспитание и обучение строятся сообразно возрасту и индивидуальным особенностям детей; • воспитание дошкольников опирается на пример и подражание, обучение в младшей школе – на авторитет учителя, обучение в старшей школе вырабатывает внутреннюю самостоятельность;

• воспитание и обучение создают здоровую телесную и душевную основу для развития личности в течение всей жизни.

  • Что нужно детям
  • Разновозрастная группа – живой социальный организм

Основы вальдорфского детского сада

Регина Хёкк
Руководитель дошкольного вальдорфского центра.

Чем отличается вальдорфский детский сад от обычного детского сада? Этот вопрос задают очень часто, и мы попробуем рассмотреть некоторые основные мысли, на которые опирается педагогическая деятельность в вальдорфском саду.

Всякое воспитание имеет целью ввести ребенка в окружающий его мир. Исходя из этого, мы можем сформулировать первую важную цель вальдорфской педагогики: мы хотим помочь ребенку уверенно войти в жизнь, в общество и в наше время здоровым и гармоничным образом.

При этом усилия родителей, детских садовниц и всех остальных взрослых, участвующих в воспитании, должны соединиться. Все должны быть едины в стремлении познать и понять индивидуальность ребенка. Ребенок не является “чистым листом”, на котором можно написать что вздумается. Ребенок – индивидуальность.

Он уже приносит с собой определенные свойства, склонности и предрасположенности.

Мы, как воспитатели, должны помочь этой индивидуальности раскрыть свои способности и переработать свои слабости и проблемы.

Каждый ребенок – единственный! Воспитатель должен иметь это в виду и сообразно этому мыслить.

Он должен основательно изучить законы развития ребенка и быть хорошо подготовленным в области методики и дидактики, чтобы приблизиться к пониманию детской индивидуальности.

Можно сказать, что главным практическим навыком вальдорфской воспитательницы является точное наблюдение и действие, соответствующее обстоятельствам и натуре ребенка. Это требует пробужденности, внимания и творческого поведения в любой педагогической ситуации.

Когда ребенок приходит в мир, он полностью зависит от взрослых; или можно сказать: он приходит с доверием, надеясь встретить помощь, любовь и заботу. И мы видим, как это необходимо для его здорового развития!

Всякое развитие требует времени, созревание требует времени. Вначале ребенок учится важнейшим, фундаментальным человеческим свойствам: прямостоянию и ходьбе, речи и мышлению.

И нет у ребенка в его первые годы задачи большей, чем расти! В этом возрасте не только растет все тело в целом, но особенно интенсивно формируются и настраиваются отдельные его органы. Первостепенным является:

  • формирование органов чувств, мозга и нервной системы;
  • выстраивание правильного ритма сердца и дыхания;
  • организация  взаимодействия внутренних органов.

При рождении эти области находятся как бы в зачаточном состоянии и нуждаются в дальнейшем развитии. Во все моменты жизни ребенка до семи лет здоровое формирование тела стоит на первом месте, и завершается этот период сменой зубов.

В этом возрасте закладывается основа здоровья на всю жизнь!

И самым существенным, определяющим оказываются те впечатления, которые окружают ребенка, и те возможности для его собственной деятельности, которые мы ему предоставляем.

Хотя ребенок после рождения беспомощен  и нуждается в нашей заботе, он приносит с собой в мир при рождении две способности, благодаря которым он осваивает мир: способность к подражанию и огромную силу воли. Ребенок полностью предан впечатлениям окружающего мира.

Все внешние воздействия: цвет, звук, тепло, запах – оказываются для него очень важными. Взрослый точно воспроизводит на сетчатке глаза образ внешнего мира. Ребенок же не только зрением, но и всей своей телесностью принимает и воспроизводит в себе воздействие окружающего мира.

Поэтому Рудольф Штейнер говорит, что ребенок весь является органом чувств с интенсивной возможностью восприятия.

Все происходящее в окружении ребенка производит на него глубокое впечатление, но одновременно побуждает его повторить усвоенное, воспроизвести самостоятельно. Самым основным человеческим умениям – ходьбе, речи и мышлению – ребенок научается в первые три года благодаря подражанию.

Люди ходят и стоят – и ребенок начинает ходить. Люди говорят друг с другом – и ребенок учится речи. Люди живут осмысленно – и ребенок начинает думать. Подражание живет в нем как внутренний импульс. В первые семь лет он по-настоящему учится только через подражание.

Но в условиях правильного ученья всегда будет то, чему ребенок может подражать. Это значит, что люди, окружающие ребенка, все время служат ему примером – и в движении, и в речи, и в понимании, и в действии.

И если люди хотят добра ребенку, все их действия должны быть осмысленными, красивыми, добрыми – то есть заслуживающими повторения.

Мы видим маленького ребенка как волевое существо. Воля – это не желания и не хотения, но глубокая склонность к действию, стремление перевести свои желания в поступки. Поэтому ребенок гораздо лучше учится не через объяснения, а через действия.

Все, что он видит, он хочет повторить, а если не удается, он готов попробовать еще и еще. Ребенок не склонен сидеть и выслушивать объяснения. Он расположен действовать и, действуя, узнавать. Ему хочется все потрогать, проверить, рассмотреть, испытать.

И в нашей педагогической деятельности мы должны предоставить ребенку широкие возможности для собственных опытов. И в то же время не лишать его нашей заботы.

Нам надо благожелательно и разумно вести ребенка, давая ему возможность через подражание и совместное действие правильно развиваться и осваивать мир.

Прежде всего в детском саду мы стремимся ввести течение дня в правильный ритм, поскольку важнейший педагогический принцип примера и подражания получит свое развитие только благодаря ритму и повторению. Ритм и повторение должны быть практически реализованы.

Самое важное в дневном ритме – свободная игра, то время, когда дети свободно играют маленькими группами, используя подходящие игровые материалы, а взрослые заняты деятельностью, необходимой для жизни группы. Взрослые занимаются одним делом в течение нескольких дней.

Это могут быть хозяйственные работы или рукоделие. Главное – чтобы дети видели взрослых работающими, могли поработать вместе с ними и перенести в свою игру элементы взрослой трудовой жизни.

Через действие, через собственный опыт дети, как уже упоминалось выше, прежде всего учатся.

За свободной игрой следует уборка, после – подвижная музыкально-ритмическая игра с определенным сюжетом, затем мы идем гулять. По возвращении детям рассказывается сказка, и они садятся обедать. Пообедав, идут спать. Вторая половина дня в детских садах сада проходит по-разному, в зависимости от того, когда родители забирают детей.

Этот выработанный ритм повторяется каждый день, немного изменяясь в зависимости от дня недели: в один из дней дети лепят из воска, в другой пекут печенье или рисуют.

Ритмичность года выражается в том, как естественно следуют одна за другой повторяющиеся из года в год природные эпохи.

Их содержание определяется временем  года и основными праздниками и включает в себя различные виды деятельности воспитательниц и детей, характерный набор игр, песен, сказок.

Рудольф Штейнер (1861-1925)

 

Источник: http://www.waldorfcentr.ru/pedagogika.html

Для родителей
Добавить комментарий