Правильная основа: тренируем диафрагму

Основы экспозиции: диафрагма, выдержка, ISO

Правильная основа: тренируем диафрагму

Если вы только начинаете свой творческий путь в мире фотографии, то наверняка многие вещи вызывают вопросы. Одни из основных параметров экспозиции – выдержка, диафрагма и чувствительность (ISO). В данной статье я расскажу, что это такое и как с этим работать.

Предисловие

Несмотря на то, что данная статья написана про аналоговую фотографию (пленочную) и все примеры построены на ней, это не значит, что все это не подходит для цифровых фотографов – данные параметры фундаментальны в фотографии и эта статья подойдет всем, кто хочет разобраться.

Диафрагма

Диафрагма – она же “перегородка”(с греческого), она же “aperture” на английском.

Это устройство, располагающееся в объективе фотокамеры и отвечающее за размер отверстия, через которое будет проходить свет на пленку.

Чтобы было понятнее, проведем аналогию со шторами: если мы сильнее раздвинем шторы, то света из окна будет больше проникать в комнату, если задвинем, то, соответственно, меньше.

  • f2 (полностью открытая)
  • f4
  • f16(полностью закрытая)

Диафрагма регулируется кольцами на самом объективе и обозначается буквой “f”. Вот типичный пример шага (или стопа) диафрагмы (каждый раз идет увеличение ±1,4 раза):

f/1.4 – f/2 – f/2.8 – f/4 – f/5.6 – f/8 – f/11 – f/16 – f/22

С каждым новым стопом количество света уменьшается ровно в два раза. То есть количество проникаемого света при диафрагме f/1.4 будет в два раза больше, чем при f/2.

Помимо количества проникаемого света, диафрагма также отвечает за еще один важный параметр – глубина резкости. Тут все довольно просто – чем меньше значение диафрагмы, тем меньше глубина резкости (значит задний фон сильнее размывается, оставляя в фокусе меньше пространства). При низких значениях диафрагмы обычно снимают портреты. А при больших – пейзажи, городскую съемку.

Тут важно запомнить:

  1. Чем ВЫШЕ значение диафрагмы, тем МЕНЬШЕ света проникает на пленку и глубина резкости ВЫШЕ.
  2. Чем НИЖЕ значение диафрагмы, тем БОЛЬШЕ света проникает на пленку и глубина резкости МЕНЬШЕ.
  3. Один стоп у диафрагмы уменьшает количество света в 2 раза, а само значение диафрагмы меняется в 1,4 раза.

Ниже оставляю небольшую шпаргалку по значениям диафрагмы:

Выдержка

Еще один важный элемент, отвечающий за экспозицию. Выдержка – это количество времени, в течение которого свет будет проникать через объектив на пленку.

Также можем провести аналогию со шторами – если мы просто одернем шторы, то свет из окна буквально промелькнет в комнату, но если мы их распахнем и будем держать, то он заполнит все помещение. Соответственно, чем длиннее выдержка, тем дольше и больше света проникает на пленку, т.е. кадр получается светлее.

Данная настройка измеряется в секундах или миллисекундах – чем больше число в знаменателе, тем короче выдержка (то есть 1/2=0,5 сек, а 1/500=0,002 сек).

Настройка выдержки работает примерно также, как и настройка диафрагмы – каждый стоп уменьшает количество получаемого света ровно в два раза. Вот как выглядит типичный ряд стопов выдержки:

1/2 – 1/4 – 1/8 – 1/15 – 1/30 – 1/60 – 1/125 – 1/250 – 1/500

То есть количество света при выдержке 1/4 будет в два раза меньше, чем при выдержке 1/2. Следует отметить, что на некоторых камерах на кольце выдержек числитель опускается и остается только знаменатель. Например, как на “Зенит-122к”:

Короткая выдержка помогает нам “заморозить” наш кадр, остановить мгновение, тогда как длинная выдержка наоборот, растягивает, размазывает наш кадр.

  • Короткая выдержка
  • Коротка выдержка
  • Короткая выдержка

При этом следует помнить, что при использовании длинной выдержки лучше использовать штатив, ибо велика вероятность смазывания кадра. При спуске затвора тоже следует быть осторожным, ибо зачастую на пленочных камерах он механический и при спуске создает лишнюю вибрацию.

Когда какая выдержка лучше подойдет? Если вы хотите запечатлеть какой-то движущийся объект (например, падающую каплю воды), то используйте минимальную выдержку.

А если, например, хотите размыть движущиеся объекты (или фон вокруг движущегося объекта, например, автомобиля), то можно использовать длинную. Длинная выдержка также подойдет при съемке в условиях низкой освещенности.

Но еще один из важных параметров поможет нам в экспонировании нашего кадра…

Небольшая шпаргалка по значениям выдержки:

ISO. Чувствительность пленки

Чувствительность пленки (она же ISO) – данный параметр отвечает за то, насколько чувствительная наша пленка к свету. Чем меньше значение – тем менее чувствительна, чем выше – наоборот.

Поскольку мы с вами говорим про аналоговую фотографию, то должны понимать, что в отличие от цифровых современных решений, мы выбирать ISO можем только один раз – при покупке пленки и установке ее в фотоаппарат.

Цифровые решения более гибкие в этом плане и позволяют менять  ISO как заблагорассудится и диапазон значений у них достаточно разнообразен. Обычно значение ISO для пленок выглядит следующим образом:

100 – 200 – 400 – 800 – и т.д.

Как вы могли заметить, каждый стоп ISO увеличивает чувствительность в два раза. Также, как и в случае с диафрагмой и выдержкой. Чувствительность пленки необходимо выставить после ее загрузки в лоток специальным кольцом. Ниже пример:

  • Кольцо ISO на “Зенит-122к”
  • Кольцо ISO на “ФЭД-5В”

На некоторых более современных пленочных фотоаппаратах ISO пленки может определяться автоматически при помощи DX-кодировки на пленке. Например, на том же Nikon F80.

Мы рассмотрели три основных параметра экспозиции – диафрагму, выдержку и ISO. Но как же все это использовать при съемке?

Как все это взаимодействует?

Итак, мы хотим сделать снимок какого-нибудь объекта. Нам хочется посильнее размыть фон вокруг снимаемого элемента и мы, соответственно, открываем диафрагму (уменьшаем ее значение), чтобы больше света проникло на пленку и фон стал более размытым.

Но в этот момент мы понимаем, что на улице светит солнце и что открытая диафрагма, пропустив больше света, рискует подпортить наш кадр пересветом. Для этого мы прибегаем к укорачиванию нашей выдержки – уменьшаем время в течение которого свет будет попадать на пленку и тем самым правильно экспонируем кадр.

В такие моменты необходимо понимать в приоритете какой настройки будем вести съемку – в приоритете выдержки или диафрагмы.

Приоритет диафрагмы (или же A/Av)

Как мы с вами уже выяснили ранее, диафрагма отвечает за количество света, которое проникает на нашу пленку и за глубину резкости нашего кадра. С помощью данного режима мы можем контролировать размытие нашего фона или наоборот.

Приоритет диафрагмы отлично подходит для съемки портретов или при съемке в условиях недостаточной освещенности. На более современных пленочных фотоаппаратах данный режим есть по умолчанию и автоматика сама определяет выдержку после установки необходимого нам диафрагменного значения.

В остальных же случаях, все это необходимо делать вручную. Ниже можно наблюдать наглядную разницу при съемке на прикрытой диафрагме и открытой:

  • Закрытая диафрагма
  • Открытая диафрагма

Приоритет выдержки (или же S/Tv)

При съемке в приоритете выдержки мы выставляем необходимо количество времени в течение которого будет свет проникать на нашу пленку и подгоняем диафрагму под это значение.

Данный режим подойдет для съемки быстродвижущихся объектов (автомобили, спортивные мероприятия и т.д.), когда поступиться выдержкой просто не получится.

При этом ощутимо увеличивать длину выдержки при недостатке освещенности не самая лучшая идея, особенно если вы не используете штатив – кадр получится размытым.

Пример неудачного кадра при использовании приоритета выдержки

Аналогично предыдущему примеру с диафрагмой – на определенных моделях пленочных фотоаппаратов данный режим также присутствует и автоматически определяет значение диафрагмы под нашу выдержку.

Естественно, сначала будет сложно во всем этом разобраться, но спустя пару пленок вы начнете понимать закономерности и научитесь определять необходимые параметры даже без помощи экспонометра.

Для меня в начале пути это казалось невозможным – слишком много надо держать в голове, настраивать, но на самом деле все это довольно легко. Одна из прелестей пленочной фотографии в том, что вы сами строите свой кадр и отвечаете за все настройки.

Это открывает больше возможностей, вы лучше начинаете чувствовать кадр и безусловно, это огромный простор для творчества: мультиэкспозиция, экспокоррекция и прочие параметры, которые тоже очень интересны и важны при съемке.

Безусловно, одна из будущих статей будет посвящена этим параметрам, а также поговорим про то, что такое фокусное расстояние и как оно влияет на наш кадр. Желаю удачи!

Источник: https://kruch.in/osnovyi-ekspozitsii-diafragma-vyiderzhka-iso/

Основы экспозиции

Правильная основа: тренируем диафрагму

В фотографии есть основы, без знания которых, невозможно научиться делать качественные и красивые снимки. Одна из таких вещей — понимание экспозиции кадра.

В нашей статье мы расскажем о выдержке, диафрагме и чувствительности. Именно эти вещи формируют экспозицию и понимание их работы необходимо для получения хороших кадров.

Мы расскажем, что такое выдержка, диафрагма и чувствительность и как с ними эффективно работать.

Введение

Прежде чем написать, что такое выдержка и диафрагма, небольшое отступление. Для каждого кадра требуется определённое количество света (экспозиция). В фотоаппарате есть три возможности дозировать световой поток: диафрагма, выдержка и чувствительность.

Чувствительность используется лишь в тех случаях, когда ситуация не позволяет изменять выдержку и диафрагму. Кроме контроля поступления света на матрицу, выдержка и диафрагма — это эффективные художественные инструменты. Сперва их надо понять, а со временем и опытом придёт лёгкость применения.

Опытный фотограф использует эти инструменты на уровне подсознания.

Чувствительность ISO

Чувствительность — это чисто техническое понятие, обозначающее чувствительность матрицы (или плёнки) к свету. Представьте загорающих людей на пляже. Тот у кого кожа более чувствительная загорит быстрее, т.е. ему надо меньше света для этого. Другому же наоборот, надо больше света, чтобы загореть, потому, что у него низкая чувствительность.

Чувствительность напрямую связана с количеством шумов. Чем больше ISO тем больше шумов, а у плёнки размер зерна. Почему? Чисто технически, вообще это тема расширенной статьи.

При ISO 100 сигнал снимается с матрицы без усиления, при 200 – усиливается в 2 раза и так далее. При любом усилении появляются помехи и искажения и чем больше усиление, тем больше побочных эффектов. Они и называются шумами.

Интенсивность шумов разная на разных камерах. При минимальном ISO шумы не видны и так же менее проявляются при обработке фотографии. Начиная с ISO 600 почти все камеры достаточно сильно шумят и для получения качественного кадра надо использовать программы для шумоподавления.

Итог

Вместе значения выдержки и диафрагмы — образуют экспозиционную пару (оптимальное, правильное для данных условий освещения сочетание выдержки и диафрагмы). Экспопара определяет экспозицию кадра.

Раньше для определения использовали экспонометры, которые определяли выдержку исходя из количества света и диафрагмы.

Раньше использовался экспонометр как отдельное устройство, сегодня он встроен практически в каждую камеру.

В каждом зеркальном фотоаппарате присутствуют режимы приоритета выдержки и диафрагмы. В режиме приоритета диафрагмы, выбирается диафрагма, а камера анализируя уровень света, подбирает выдержку.

Все наоборот в режиме приоритета выдержки. Почти всегда я использую приоритет диафрагмы, он даёт возможность работы с глубиной резкости.

Если же есть необходимость снимать движение, я использую режим приоритета выдержки.

В следующих наших статьях, мы продолжим рассказывать о основах фотографии. Ведь именно в этих вещах и кроется понимание искусства фотографии. Зная их, вы сможете создавать те кадры, которые вы хотите.

Больше спасибо блогу ФотоДилер за предоставленную статью.

Источник: https://fototips.ru/praktika/osnovy-ekspozicii/

Выдержка и диафрагма: как понимание взаимосвязи между ними помогает раскрыть возможности камеры

Правильная основа: тренируем диафрагму

Вы знаете какая связь между диафрагмой и выдержкой поможет раскрыть потенциал камеры и получить всевозможное удовольствие от процесса съемки и предсказуемости результата.

Диафрагма и выдержка – понятия, безусловно, основы основ, но когда вы в последний раз вспоминали, что такое апертура и что она характеризует? Напомним – это размер отверстия диафрагмы объектива (а, кроме этого, его способность собирать свет, характеристика светового пучка на входе, но это сейчас не главное).

Апертуру можно увидеть, если посмотреть прямо на камеру. Диаметр отверстия (то, что подразумевается под размером) обозначают рядом последовательно изменяющихся значений F-числа. Параметр отображается на цифровом экране DSLR-камеры, предоставляя фотографу информацию о размере диафрагмы. Чем меньше диафрагменное число, тем больше она сама, то есть отверстие.

И наоборот. Каждый раз, когда фотограф увеличивает значение на шаг, к примеру, от F/5.6 до F/4, – на чувствительный элемент камеры попадает в два раза больше света. “Спускаясь” на одно значение мы вполовину уменьшаем его количество.

Иллюстрациями процесса, а также своими размышлениями на классическую тему взаимодействия выдержки и диафрагмы делится фотограф Джо Уотсон (Joe Watson) из lrcamera dot com.

Искусство съемки для него – любимое хобби, возможность научиться новому и рассказать об этом интересующимся.

Джо составил небольшой гид, надеясь, что это поможет очередному новичку со свежеприобретенной цифровой камерой понять, легко освоить и успешно применять на практике техническую основу основ фотографии.

photo by Giuseppe Milo

Эквивалентная экспозиция

Итак, известно, что апертура – это размер отверстия, на которое открывается диафрагма.

Как же это знание может помочь в съемке? Фотография – это в большой степени наука о получении оптимального количества света для изображения в конкретных условиях.

При маленьком отверстии (например, F/22) на сенсоры попадает очень мало света по сравнению с очень большим открытием на F/1.4. Следует иметь в виду, что затвор в обоих случаях открывается на одинаковое количество времени.

При этом можно получить совершенно одинаковую экспозицию как на F/22, так и на F/1.4 – просто удлиняя выдержку. Когда затвор открыт дольше, камера получает больше света.

Сочетание настроек диафрагмы и выдержки дают возможность точно определить нужное количество света, которое будет на изображении, а используя различные комбинации параметров, фотограф сохранит одинаковые результаты экспозиции.

Например, при скорости срабатывания затвора 1/30 на F/8 (то есть диафрагма открывается на 1/30 секунды) экспозиция будет идентичной той, которая получается при раскрытии диафрагмы на F/16 (меньшее отверстие) при скорости срабатывания затвора 1/8 секунды. Это соотношение известно, как эквивалентная экспозиция.

Думайте о художественной стороне

Фотограф, зная, что ему доступно единое значение экспозиции, может по-разному комбинировать F-значения и выдержку. Однако, знать в теории, как что-то делать, и уметь делать – это разные вещи. Тот факт, что настройки будут приближены к идентичному значению, не означает, что результат всегда будет одинаковым. Именно в этот момент фотография начинается как искусство.

Хотите, чтобы изображение было резким или стремитесь к эффектному размытию? Хотите, чтобы в фокусе был весь кадр или центральный объект? Сначала нужно решить художественные вопросы, а затем уже “подгонять” под цели настройки для диафрагмы и выдержки.

photo by Hiro _R

Глубина резкости

Связь между настройками скорости срабатывания затвора и эффектами, которые они “вызывают”, несложна для понимания. Освоив азы, вы сможете ясно представлять, какой результат увидите на изображении.

Чем дольше открыт затвор (медленнее скорость срабатывания), тем большим будет размытие движущихся в кадре объектов. При этом нужно помнить, что получить размытое изображение можно и без движущихся объектов в кадре.

Если на длительной выдержке фотограф пошевелится, или у него дрогнет рука, снимок станет смазанным, поэтому использование штатива – практически всегда хорошая идея, а иногда и обязательное условие.

Диафрагма также влияет на глубину резкости (ГРИП). ГРИП уменьшается при снижении значений F, то есть расширении отверстия объектива.

Следовательно, чем больше число диафрагмы, тем сильнее сокращается диаметр отверстия и тем больше глубина резкости – это значит, что объекты в поле зрения будут четче на большей площади.

С уменьшением глубины – задний план и фон будут размываться. Резким останется только объект в фокусе.

photo by Giuseppe Milo

Как использовать взаимосвязь между параметрами

Даже начиная экспериментировать с выдержкой и диафрагмой, совсем не трудно сразу получить качественный результат. И в зеркальных камерах из бюджетной категории есть все необходимые инструменты. Например, актуальная для начинающих фотографов автонастройка. С ней можно определить, какой тип изображений вам нравится больше всего.

photo by Alex Hesu

Простой пример: вы хотите получить яркий, эффектный портрет, лицо крупным планом. Оно, по задумке, будет заполнять кадр целиком и станет основной точкой фокусировки в изображении. Для достижения хорошего результата нужно выставить в камере режим приоритета диафрагмы.

Этот параметр даст вам контроль над диаметром отверстия, в то время как фотоаппарат сам позаботится о значении выдержки. Теперь, когда вы контролируете апертуру, продолжайте эксперимент и откройте максимально.

Сосредоточьтесь на лице модели и сделайте снимок – вы увидите, что глубина резкости уменьшается, и в фокусе остается только оно, а фон размывается.

Следующий пример – пейзаж. Для этих фотографий требуется максимальная глубина резкости. На камере также нужно выставить режим приоритета диафрагмы, при этом закрыть ее, сузить, насколько это возможно.

Теперь, когда отверстие стало минимальным, камера сама начнет компенсировать этот эффект, “заставляя” затвор оставаться открытым как можно дольше, чтобы получить правильную экспозицию.

Используя длинные выдержки легко смазать изображение, поэтому штатив будет совсем нелишним.

photo by Tyuncher Eminov

Последний пример – спортивное событие. Выставляйте на камере приоритет затвора (выдержки). Он позволяет установить его скорость самостоятельно, в то время как камера “позаботится” о корректной экспозиции и самостоятельно определит размер диафрагмы. Съемка с проводкой – отличный способ снимать бег или прыжки.

Хитрость состоит в том, чтобы следить за объектом камерой, снимая на медленной скорости затвора. Отработав прием, вы получите фотографию, где основная “цель” в центре внимания резкая, а фоновые предметы размыты. Снимок станет динамичным, при взгляде на него зрительская аудитория практически ощутит скорость.

Прием непростой, и чтобы все получилось, потребуются тренировки, но результат стоит усилий.

Экспериментируйте как можно больше, и вы сможете безболезненно перейти от съемки в авторежиме к другим настройкам.

Как только вы освоитесь с основными возможностями своего фотоинструмента, поймете, как соотносятся между собой диафрагма и выдержка, вы откроете дверь в мир потрясающих возможностей, например, практически не задумываясь сможете сделать фото гладкой, шелковистой текущей воды или бегущей реки, распадающейся на мириады мелких брызг. Весь потенциал техники будет к вашим услугам. Удачной съемки!

Источник: https://fotogora.ru/vyderzhka-i-diafragma-ponimanie-vzaimosvyazi/

Тренируем диафрагму

Правильная основа: тренируем диафрагму

Попробуйте поднять очень тяжелый предмет, не напрягая мышц спины и брюшного пресса. Думается, что результат будет весьма и весьма плачевный. Мышцы брюшного пресса активно участвуют в тяжелой физической работе, поэтому, например, штангисты различными способами усиленно работают над “накачкой” этих мышц.

Однако, при этом диафрагма главная дыхательная мышца – как правило, не тренируется по той простой причине, что в упражнения по укреплению мышц брюшного пресса, не включается речевой аппарат. Как только человек подключает к тренировке брюшного пресса – речь, так сразу же происходит активизация работы диафрагмы.

Именно поэтому в дальнейшем будет говориться о сознательном контроле за диафрагмальным дыханием, об осознанном управлении диафрагмой. В свою очередь активизация диафрагмы, в процессе тяжелой физической работы позволяет организму осуществлять оптимальный режим дыхания.

Вспомните знаменитую песню “Эй ухнем” в исполнении Шаляпина. Почему при выполнении тяжелой работы в моменты наибольшего физического напряжения очень часто люди неосознанно помогают себе звуками типа “ЭЙ”, “Эх”, “Ух”, “Еще раз ” и т.п.

? Возможно, что это просто неосознанный способ активного подключения диафрагмы к процессу тяжелой физической работы. Причем, выдох на этих звуках непроизвольно оказывается не криком, а плотным, упругим выдохом, именно таким, который способствует в максимальной степени активизации работы диафрагмы.

Кроме того, думается, что выбор звуков “Э” и “У” , которые и произносятся преимущественно в этих случаях, – также не случаен.

Эти звуки, даже у нетренированных ( по системе трехфазного дыхания ) людей, способствуют высокому поднятию небной занавески и низкому опусканию гортани, шире открывая “пути” для “входа” и “выхода” воздуха и обеспечивая, тем самым большую эффективность дыхательного процесса.

Таким образом, включение всего дыхательного аппарата, и по преимуществу, активизация работы диафрагмы, оптимизирует процесс дыхания, повышая тем самым физическую выносливость организма.

Диафрагмальное дыхание обладает также целым рядом существенных преимуществ по сравнению с обычным дыханием.

Оно благотворно действует на функционирование органов пищеварительной системы, активизируя двигательную и всасывающую функции желудочно-кишечного тракта, стимулируя деятельность желудка, кишечника, улучшая кровообращение в органах брюшной полости, усиливая отток венозной крови.

Активные движения диафрагмы, оказывают массирующее воздействие на печень и изменяют внутрибрюшное давление. ( В.Д.Овсянников. Дыхательная гимнастика М.Знание. 1986 г.с. 44 ).

“Наиболее целесообразным для речи является нижнереберный тип дыхания с активным участием диафрагмы, поскольку при этом создаются самые благоприятные условия для работы ого аппарата.

Во время речи необходимо не только обеспечить организм достаточным количеством воздуха, но и экономно его расходовать и поддерживать необходимое подскладочное давление. Искусство дыхания состоит в том, чтобы во время речи не расходовать воздух без надобности.

Отсутствие достаточного для речи количества воздуха в дыхательных путях вредно отражается на работе мышц ых складок.

Слабость струи выдыхаемого воздуха компенсируется повышением напряжения этих мышц, что в дальнейшем приводит к их утомлению и слабости, в результате чего ухудшается качество голоса” ( Л.Б.Дмитриев и др. Фониатрия и фонопедия. М.Медицина. 1990 с. 54-55 ).

Выше много раз говорилось о том, что диафрагма – это главная дыхательная мышца. Существенное преимущество трехфазной системы дыхания по сравнению с большинством дыхательных систем, заключается в том, что эта система целенаправленно тренирует диафрагму, чему посвящено большое количество специальных упражнений. В этой книге будут приведены только некоторые, наиболее важные из них.

Упражнение “Очищающее дыхание

Одно из наиболее простых упражнений, с которого, лучше всего начать тренировку диафрагмы почти аналогично “очищающему дыханию” йогов.

Думается, читателю будет интересно сравнить тексты инструкций так, как они приводятся в йоговской гимнастике и в системе трехфазного дыхания.

Вначале дадим йоговскую характеристику этого упражнения: “Очищающее дыхание вентилирует и прочищает легкие, возбуждает деятельность клеточек, сообщает силу всем дыхательным органам, способствуя сохранению их здорового состояния. Кроме того, оно замечательно освежает весь организм.” ( Йог Рамачарака Хатха-Йога М. Т.3. Издательско-библиографическое агентство “Моя библиотека” 1991 г. с. 101-102 ).

Итак йоговская инструкция:

“1. Вберите воздух полным вздохом.

2. Удержите его в себе в течение нескольких секунд.

3. Сложите губы, как бы собираясь свистеть ( но не надувайте при этом щек). Затем выдыхайте с силой немного воздуха через отверстие в губах. Остановитесь на мгновение, задержав воздух и опять выдыхайте понемногу. Повторяйте это, пока весь воздух не выйдет из легких. Помните, что выдыхать воздух через отверстие в губах нужно с порядочной силой”.

Это же очистительное упражнение в системе трехфазного дыхания можно делать двумя способами: без движений и с движениями.

Вначале дадим инструкцию при выполнения упражнения без движений:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_127418_treniruem-diafragmu.html

Упражнения – Школа Красноречия Александры Казакевич

Правильная основа: тренируем диафрагму

 Сильный, красивый голос  зависит, в первую очередь, от правильного дыхания. Вы, наверное, удивитесь, но дыхание тоже нужно ставить. Так как мы говорим на выдохе, именно его организация имеет  наибольшее значение для развития голоса. Другими словами, нам необходимо научиться правильно использовать выдыхаемый воздух.

В зависимости от того, какие мышцы участвуют в дыхательном процессе, можно говорить о следующих типах дыхания:
 

  • Ключично–грудное. Это слабое поверхностное дыхание. При таком дыхании  поднимаются плечи, двигаются ключицы и раздвигается грудь. Активно рабо­тают только верхушки легких, а диафрагма – главная дыхательная мышца –  практически не задействуется, соответственно, у звука нет опоры.
     
  • Диафрагмальное – дыхание, при котором вдох и выдох совершается вследствие сокращения диафрагмы. Диафрагма – самая длинная мышца, разделяющая грудную и брюшную полости. Такое дыхание является правильным, и служит хорошей основой для постановки голоса.

Я предлагаю Вашему вниманию упражнения на постановку правильного речевого дыхания и развитие диафрагмы
 

Главные цели данного тренинга:
а) перестроиться на диафрагмальный тип дыхания;
б) выработать умение делать короткий вдох и длинный выдох;

в) научиться распределять этот выдох на нужное количество текста.
 

Ну, что? Начнем?
Для начала проанализируйте, как дышите Вы. Что у Вас наполняется воздухом при вдохе: грудь или живот? Задействуете ли Вы диафрагму  в процессе дыхания? 

Как я уже отметила выше, постановка речевого дыхания сводится к тому, чтобы перестроиться на диафрагмальный тип дыхания и развить его. Для этого необходимо натренировать мышцы «речевого пояса» – диафрагму и брюшные мышцы. Это поможет регулировать процесс выдоха и создаст необходимую опору звуку. Регулировать процесс выдоха, значит уметь распределять его на равные порции.

При физиологическом дыхании соотношение вдоха и выдоха составляет пропорцию 1:1, при речевом дыхании – это пропорция 1:20. 
Опору дыхания обеспечивают правильная осанка, напряженные мышцы брюшного пресса и ощущение свободы в области грудной клетки (при вдохе плечи должны быть опущены, а грудь неподвижна).

 Не следует заниматься дыхательными упражнениями после еды, желательно выполнять их в полуголодном состоянии. 

Упражнение 1. Исходное положение – лежа на твердой поверхности, на спине. Положите одну руку на живот, чтобы контролировать движение диафрагмы.  Сосредоточьте свое внимание на солнечном сплетении (это и есть центр дыхания).

Сделайте плавный бесшумный вдох носом, словно нюхаете воздух. Следите за тем, чтобы при вдохе не поднималась грудь, только живот. Задержите дыхание на несколько секунд, затем очень медленно выдыхайте со звуком «ССССС».

Повторите 5 раз.   

Упражнение 2.  Исходное положение – стоя, спина прямая, плечи опущены.  Зажгите свечу, поместите ее на уровне рта. Сделайте глубокий вдох носом (в живот!).

Затем начинайте медленно выдыхать со звуком «СССС», при этом свеча должна находиться достаточно близко от ваших губ, а пламя во время выдоха не должно колыхаться. Ваша задача – растянуть выдох на как можно большее время.

Следите за тем, чтобы во время выдоха диафрагма оставалась в одном и том же положении, живот не должен втягиваться. Повторите 5 раз.  

Упражнение 3. Исходное положение – стоя, спина прямая, плечи опущены. Возьмите зажженную свечу, поместите ее на уровне рта. Сделайте активный, глубокий вдох носом.

Задержите на секунду дыхание, сконцентрируйтесь, и резко выдохните на свечу со звуком «ХХАА!». Ваша задача – задуть свечу. Это сложно, но таким образом вы научитесь контролировать силу воздушной струи.

Это хорошее упражнение для тренировки интенсивного сильного выдоха. 

Упражнение 4.  Исходное положение – стоя, спина прямая, плечи опущены. Рот открыт. Представьте, что у вас во рту горячая картошка. Вдыхайте и выдыхайте ртом, стараясь «охладить» картошку дыханием. Следите за тем, чтобы вдох шел в живот! 

Упражнение 5.  Исходное положение – стоя, спина прямая, плечи опущены. Вспомните, как дышит собака в жаркую погоду. Попробуйте воспроизвести это дыхание: откройте рот, вывалите язык и начинайте очень быстро вдыхать и выдыхать ртом.  

Упражнение 6. «Теплый воздух». Исходное положение – стоя, спина прямая. Представьте себе, что у вас замерзли руки. Сделайте глубокий вдох носом (плечи не двигаются, воздух идет в живот), затем «отогрейте» руки дыханием. Выдох должен быть ровным, медленным. Можете держать одну руку на животе, чтобы контролировать движения диафрагмы. Повторите 5-7 раз.  

Упражнение 7. «Ракета». Исходное положение – стоя, спина прямая, руки опущены вдоль тела. Сделайте вдох, одновременно поднимая руки вверх, и, задержав на одну-две секунды дыхание, начинайте опускать руки через стороны на выдохе со звуком «ШШШШ». Повторите 5-7 раз.  

Упражнение 8. «Насос». Исходное положение – стоя, спина прямая. Сделайте вдох носом. Затем, наклоняясь вперед, как будто накачиваете насосом автомобильную шину, выдыхайте со звуком «СССС». Возвращаясь в исходное положение – вдох, наклон – выдох. Повторите 10 раз.  

Упражнение 9. Исходное положение – стоя, спина прямая, руки на поясе. Сделайте вдох, одновременно поворачивая корпус вправо, на выдохе вернитесь в исходное положение. Затем то же самое влево. Повторите по 8 раз в каждую сторону.  

Упражнение 10. Каждую строфу приведенного ниже стихотворения “Дом, который построил Джек” в переводе С.Я.Маршака произнесите на одном выдохе, не добирая воздух.

Вот дом, который построил Джек.  

А это пшеница, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.  

А это веселая птица синица, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.  

Вот кот, который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.  

Вот пес без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.  

А это корова безрогая, Боднувшая старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.  

А это старушка седая и строгая, Которая доит корову безрогую, Боднувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.  

А это ленивый и толстый пастух, Который бранится с коровницей строгою, Которая доит корову безрогую, Боднувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.

Получилось? Вы молодцы! Продолжайте в том же духе!
Если не получилось с первого раза, не отчаивайтесь. Выполняйте данные упражнения снова и снова. Самое главное – это регулярность. Тренируясь всего лишь 5-7 минут в день, Вы увидите, насколько это окажется полезным для Вашего голоса и здоровья в целом. 

Если же что-то осталось для Вас непонятным или очень сложным, я приглашаю Вас в группу.
Занимайтесь вместе с нами!

Источник: http://www.alexandrakazakevich.com/uprazhneniya

Для родителей
Добавить комментарий