Проверенный метод оценки внимания у малышей

Психология. Книга 3

Проверенный метод оценки внимания у малышей

Книги и учебники → Книги по психологии

СкачатьЕще скачатьСмотреть Купить бумажную книгуКупить электронную книгуНайти похожие материалы на других сайтахКак открыть файлКак скачатьПравообладателям (Abuse, DMСA)Психология. Книга 3 – Психодиагностика – Немов Р.С –  2001   Третья книга учебника состоит из двух частей. Первая часть содержит основы психодиагностики и включает описание более 120 стандартизированных и проверенных психодиагностических методик, предназначенных для исследования детей от 2-3 до 16-17 лет, а также учителей, родителей. Во второй части имеются сведения по организации и проведению научного психологического исследования, и дается описание методов математической статистики.
СОДЕРЖАНИЕ  Кн. 3. Психодиагностика.Предисловие

Часть I. Психологическая диагностика

Глава 1. Введение в психодиагностику Общее представление о психодиагностике Из истории психодиагностики Профессионально-этические аспекты психодиагностики

Глава 2. Общая характеристика методов психодиагностики и предъявляемые к ним требования

Общая характеристика методов психодиагностики Методы психодиагностики, их классификацияТребования, предъявляемые к психодиагностическим методикам и ситуациям Тесты и тестирование

Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста

Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста Методы диагностики познавательных процессов дошкольников Методы диагностики восприятия Методы диагностики внимания Методы диагностики воображения Методы диагностики памяти Методы диагностики мышления Методы диагностики речи Психодиагностика личностных качеств и межличностных отношений у дошкольников Методы изучения межличностных отношений Подведение итогов и представление результатов психодиагностического обследования детей-дошкольников Итоговая, интегральная характеристика уровня психологического развития ребенка-дошкольника

Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников

Особенности психодиагностики детей младшего школьного возраста Методы определения готовности ребенка к обучению в школе и диагностика уровня развития его познавательных процессов Методы оценки внимания младшего школьника и ребенка, поступающего в школу Методы диагностики памяти Методы изучения воображения Методы психодиагностики мышления младшего школьника Методы оценки уровня развития речи у младших школьников Методы изучения личности и межличностных отношений у младших школьниковПодготовка заключения об уровне психологического развития ребенка младшего школьного возраста

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

Особенности психодиагностики детей подросткового и юношеского возраста Методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте Методы оценки мышления у подростков и старших школьников Методы диагностики личности Методы изучения межличностных отношений

Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей

Психология и психодиагностика взрослых Изучение познавательных процессов у студентов, учителей и родителей Методы изучения личности взрослого человека Блок методик, связанных с решением человеком жизненных проблем Методы педагогического изучения межличностных отношений взрослых людей

Часть II. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики

Глава 1. Что такое экспериментальная педагогическая психология Понятие об экспериментальной педагогической психологии Проблемы экспериментальной педагогической психологии Способы и средства научного решения проблем экспериментальной педагогической психологии

Глава 2. Виды научных психолого-педагогических исследований

Типология научных психолого-педагогических исследований Психолого-педагогический эксперимент Логика доказательства в психолого-педагогическом эксперименте

Глава 3. Статистический анализ экспериментальных данных и способы наглядного представления результатов

Методы первичной статистической обработки результатов эксперимента Методы вторичной статистической обработки результатов эксперимента Способы табличного и графического представления результатов эксперимента

Глава 4. Подготовка и проведение экспериментального психолого-педагогического исследования

Подготовка экспериментального психолого-педагогического исследования Проведение эксперимента Анализ результатов эксперимента Практические рекомендации и программа их внедрения Словарь основных терминов
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психология. Книга 3 – Психодиагностика – Немов Р.С – 2001 – fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 – pdf

Скачать файл № 2 – doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать книгу  Психология. Книга 3 – Психодиагностика – Немов Р.С –  2001

Скачать книгу  Психология. Книга 3 – Психодиагностика – Немов Р.С –  2001 – depositfiles

09.08.2010 10:32 UTC

психология :: психодиагностика :: учебник :: книга :: скачать

 

Источник: https://nashol.com/201008093001/psihologiya-kniga-3-psihodiagnostika-nemov-r-s-2001.html

Развитие памяти и внимания

Проверенный метод оценки внимания у малышей

Мы, взрослые, все хотим, чтобы наши дети развивались. Так приятно, когда малыш делает успехи, готов к школе и с ним о многом можно поговорить. Хочется гордиться успехами ребенка, видеть, что он умен, талантлив и развит.

На сегодняшний день разработано очень много развивающих систем для детей. Наиболее известные из них: система Монтессори, Зайцева, Никитиных, Эльконина-Давыдова. Частные Центры Развития предлагают нам многое из этого спектра. В таком разнообразии легко потеряться, решая, что же выбрать для своего ребёнка.

Конечно, хочется, чтобы система была результативной, не переутомляла ребенка и положительно повлияла на его дальнейшее развитие. Важно, чтобы полученные навыки сохранились, не забылись и пригодились в школе, а в идеале – сделали сына или дочь более успешными и конкурентоспособными в жизни.

Достаточно многие родители хотят развивать ребенка сами. Дома можно тоже сделать многое.

Вопрос в том, что именно делать? Нужно ли, чтобы ребенок в пять лет умел умножать двухзначные числа друг на друга? Нужно ли, чтобы он в семь лет учился в пятом классе и потом быстрее всех закончил школу? Ответ на этот вопрос дал опыт семьи Никитиных.

Их дети «перепрыгивали» из класса в класс, родители старались сделать так, чтобы они опережали в развитии сверстников.

Отец, форсируя события и используя собственные пробивные качества, отдавал детей в школу сразу в старшие классы, или перебрасывал детей из класса в класс с опережением. Но, в итоге, ни выдающихся ученых, ни деятелей искусства в их семье не выросло. Дети вполне состоялись, однако детство у них выдалось сложным и физически, и психологически.

Руководствуясь данными различных исследований, можно сделать вывод, что особо нет смысла ставить перед ребенком задачи, нацеленные на опережающее развитие, не соответствующее его возрасту. Лучше сделать так, чтобы ребенок опережал сверстников по скорости решения задач и выполнения заданий.

Ребенок комфортно себя чувствует, когда он среди самых быстрых и успешных учеников в классе с легкостью выполняет задания учителей. Если ребенок средний в коллективе сверстников по скорости, он тратит больше сил и энергии, чтобы не отставать. У него гораздо больше стрессов и напряжения.

А если школьник по каким-либо причинам не справляется со своевременным усвоением материала, например, потому что много болеет и пропускает уроки или просто, потому что невнимателен, никто в общеобразовательной школе не будет с ним отдельно специально заниматься.

На нём быстро может оказаться ярлык троечника. Это снижает самооценку ребенка, он перестает верить в свои силы и способности, начинает считать себя глупым, не являясь таковым.

Эта школьная неуверенность может даже повлиять на человека и во взрослой жизни: сделать его менее настойчивым в достижении поставленных целей, заставить его меньше ценить свои таланты.

Развитие ребенка – сложный процесс, идущий по определенным законам. Малыш появляется на свет беспомощным, но каждый месяц жизни дает ему что-то новое.

К году он уже сам может ходить, понимает несложные высказывания взрослого, может говорить сам, хотя его словарный запас еще мал, включает всего 8-12 слов.

На втором году ребенок достаточно хорошо понимает речь взрослого, а активный словарный запас составляет уже 200-300 слов.

В разных странах проводились исследования детской речи. Их результаты показали, что в период от двух до трёх лет значительно увеличивается словарь ребёнка.

В два года он в среднем составляет 250 слов, в два с половиной – уже 450, а в три – 800, а у хорошо развитых детей – более 1000 слов. Однако для хороших успехов должны быть созданы соответствующие условия.

Нужно, чтобы малыш слышал разнообразную речь взрослых, чтобы он много и охотно разговаривал с ними сам.

С малых лет ребенок способен изучать иностранный язык, но делать это надо, не заставляя специально что-либо заучивать.

Он сам запомнит слово или коротенькую фразу, которые сильно привлекут его внимание. То, что неинтересно, запомнить трудно, а интерес у него возникает в игре.

За одно занятие, благодаря краткосрочной памяти ребенок двух-трех лет  запоминает 3 слова, в четыре-пять лет — 5 слов.

Пересказ – проверенный и надежный способ развития памяти и внимания ребенка. Читайте ребенку несколько раз подряд страничку текста, содержащую какую-либо занимательную для него сцену или историю. Хорошо, если это эмоционально захватывающий материал, удовлетворяющий любопытство ребенка. Наиболее подходящий возраст для начала занятиями пересказом – это 5-6 лет.

В наш век развитых технологий появилось много игр и развивающих программ для детей, которые можно включить на компьютере и предоставить ребенка самому себе. Но лучше, чтобы ребенок за компьютером или у телевизора проводил минимальное количество времени.

От компьютерных игр уменьшается потребность в общении со сверстниками, ребенку становится интересен виртуальный мир на экране компьютера. Это может неблагоприятно сказаться на ребенке: у него может развиться компьютерная зависимость, испортиться зрение и осанка, замедлится социализация, будет уставать нервная система.

В итоге больше пользы принесет живая энергия, потраченная на ребенка и отданные ему внимание и забота людей, чем холодное мерцание экрана.

Помимо словарного запаса, речи и памяти, следует развивать и внимание. Шахматы – древняя ига, которая отлично развивает ум и внимание.

Начать надо с малого, например, изучить, как ходят несколько шахматных фигур. Потом, со временем, перейти к простейшим шахматным задачкам для маленьких шахматистов.

Их можно найти в большом количестве в Интернете. Важно отмечать все успехи ребенка, хвалить его.

Шахматы позволяют развивать «мультизадачность» внимания и мышления, ведь во время игры ребенок должен отслеживать все свои фигуры на доске.

Если рано начать с ребенком занятия шахматами, то можно даже вырастить выдающегося шахматиста! Известно, что А.Карпов познакомился с шахматами в 4 года, а Г.Каспаров – в 5 лет. В шахматные секции принимают деток с 4-5 лет.

Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели…

Во взрослой жизни людям каждый день приходится удерживать внимание на большом количестве объектов, принимать решения при дефиците времени. Умение играть в шахматы в этом помогает. В.В.

Путин в послании участникам чемпионата мира по шахматам сказал: Шахматы это не просто спорт – они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько “ходов” вперёд”.

Про шахматистов всегда говорят, что они умные.

Для каждого ребенка важно, чтобы его развивали и важно общение со сверстниками. Хорошо, если у него есть общение с группой детей своего возраста, где он обучается коммуникациям и получает разные знания.

Возраст от 1 до 6 лет очень ценный для закладывания полезных в будущем навыков. Тогда дети очень обучаемы, они воспринимают и запоминают многое. Дошкольное детство – особый период в развитии личности.

Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи.

Изучение иностранных языков в раннем возрасте благоприятно действует на общее развитие навыков мышления и речи у детишек. То есть иностранный язык изучается не только ради владения языком, но и для развития мышления и речевых навыков в целом.

Когда ребенок начинает говорить; овладевает речью, он постепенно переходит на более высокую ступень отражения действительности — на ступень речевого мышления.

У дошкольников активно и интенсивно растет словарный состав речи.

Здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других – меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие и взрослые.

Ребенок 3 – 5 лет не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую действительность.

Он верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и при применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей и изменением его смысла.

Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно – оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством.

В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.

В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. Развивающееся мышление дает детям возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их.

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью.

Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы.

Дети приобретают возможность рассуждать и о таких явлениях, которые не связаны с их личным опытом, но о которых они знают из рассказов взрослых, прочитанных им книжек.

Конечно, далеко не всегда рассуждения детей бывают логичными. Для этого им не хватает знаний и опыта. Нередко дошкольники забавляют взрослых неожиданными сопоставлениями и выводами.

От выяснения более простых, лежащих на поверхности связей и отношений вещей дошкольники постепенно приходят к пониманию гораздо более сложных и скрытых зависимостей.

Так, трехлетние дети могут обнаружить только причины, состоящие в каком-либо внешнем воздействии на предмет (столик толкнули – он упал), в четыре года дошкольник начитает понимать, что причины явлений могут заключаться и в свойствах самих предметов (столик упал потому, что у него одна ножка), а уже в старшем дошкольном возрасте дети начинают указывать в качестве причин явлений не только сразу бросающиеся в глаза особенности предметов, но и менее заметные, но постоянные их свойства (столик упал, «потому что он был на одной ножке, потому что там еще много краев, потому что тяжелое и не подперто»). Путем рассуждений старший дошкольник может уточнять представления о причинах явлений и приходить к более правильному их пониманию.

Основная линия развития мышления – переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода – к словесному мышлению. Основным видом мышления в этом возрасте, тем не менее, является наглядно-образное.

В простейших формах оно проявляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий.

К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, в которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата, — перемещение предмета, его использование.

Младшие дошкольники способны решать более сложные задачи, где необходимо учесть связи между двумя или несколькими явлениями, происходящими одновременно или последовательно. Например, при конструировании: от величины основания постройки зависит ее устойчивость. Младшие дошкольники решают такие задачи при помощи ориентировочных действий, т.е. на уровне наглядно – действенного мышления.

В среднем дошкольном возрасте при решении более простых, а затем и сложных задач дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершенным в уме. Например, показав ребенку решение какой-либо задачи несколькими способами, ребенок может найти новый вариант ее решения в уме, не прибегая к внешним действиям с предметами.

В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речи осваиваются понятия.

Хотя они остаются на житейском уровне, содержание понятий начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывает большинство взрослых.

Пока мышление ребенка остается наглядно-образным, слова для него выражают представления о тех предметах, действиях, свойствах, отношениях, которые ими обозначаются.

Логическое мышление формируется на основе образного, и дает возможность решать более широкий круг задач, усваивать научные знания.

Развитое образное мышление подводит ребенка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщенные модельные представления, на которых в значительной мере строится затем процесс формирования понятий.

Образное мышление – основа всякого творчества, оно является составной частью интуиции, без которой не обходится ни одно научное открытие.

Образное мышление в максимальной степени соответствует условиям жизни и деятельности дошкольника, тем задачам, которые возникают перед ним в игре, в рисовании, конструировании, в общении с окружающими. Именно поэтому дошкольный возраст наиболее сензитивен к обучению, опирающемуся на образы.

Возможности формирования логического мышления следует использовать лишь в той степени, в какой это необходимо для ознакомления ребенка с некоторыми основами начальных научных знаний (например, для обеспечения полноценного овладения числом), не стремясь к тому, чтобы непременно сделать логическим весь строй его мышления.

Вы сами можете понаблюдать за своим малышом и определить, соответствует ли его уровень развития, его навыки и умения стандартам, которые предъявляются детям такого же возраста. Приводим табличку для определения соответствия развития мышления и речи ребёнка нормативным требованиям в возрасте от года и до 6 лет.

Каждый зеленый прямоугольник соответствует возрастному интервалу (например, самый нижний зеленый прямоугольник соответствует интервалу от нуля до одного года трех месяцев), в течение которого проявляется та или иная способность вашего ребенка – она указана справа от графика.

Проведите вертикальную линию, соответствующую возрасту вашего ребенка, и Вы поймете, какими способностями он должен обладать.

Если большая часть навыков усвоена, можно говорить о том, что развитие соответствует нормам и стандартам, если же усвоена примерно половина навыков – это говорит о негармоничном развитии ребенка и возможно отставании в развитии.

Если же Вашим ребенком усвоена часть навыков, соответствующих более старшему возрасту можно говорить об опережении сверстников в развитии мышления и речи.

Источник: https://www.poliglotiki.ru/razvitie_pamyati.html

Проверенный метод оценки внимания у малышей

Проверенный метод оценки внимания у малышей

Корректурные пробы для оценки внимательности французский психолог Бенджамин Бурдон придумал в конце XIX века. Уже в начале XX его методику применяли в сфере психологии труда для тестирования рабочих, которые управляли фабричной техникой.

Результаты позволяли судить, насколько они внимательны и надежны. Позже тесты Бурдона стали использовать в клинической психологии для работы с людьми, страдающими психическими расстройствами. Сегодня корректурные пробы применяются в том числе в педагогической практике.

Очень редко – в детских садах, чаще – в школах, обычно в частных или коррекционных. И хотя современные психологи предпочитают оценивать внимание малышей с помощью игровых методик, разработки Бурдона до сих пор в ходу.

А учитывая, что тест длится всего 10 минут, для экспресс-оценки в домашних условиях его тоже можно испробовать.

Способ применения

Суть методики простая. Ребенку выдаются карандаш (или ручка) и листок, на котором в несколько рядов друг под другом изображены простые фигуры или буквы. Найти образцы для проведения корректурных проб Бурдона можно в интернете. Экзаменатору нужен только секундомер.

Сначала ребенку дается инструкция: после сигнала начать вычеркивать две буквы – «К» и «Р», а когда экзаменатор произнесет слово «Черта!», поставить вертикальную черту после той буквы, на которой он остановился, и продолжать выполнять задание дальше.

Тест длится строго 10 минут, а слово «Черта!» нужно говорить в конце каждой минуты. Собственно, для этого экзаменатору и нужен секундомер.

Ключевые параметры

За это короткое время методика корректурных проб Бурдона позволяет оценить сразу несколько ключевых параметров. Первый – объем внимания. Это способность за определенный промежуток времени охватить и удержать в памяти от 5 единиц информации и больше. И у детей и у взрослых нижняя планка одинаковая.

Второй критерий – продуктивность внимания, то, насколько хорошо человек может использовать эти 5 единиц информации для решения поставленной задачи. Третий – устойчивость внимания. Этот параметр позволяет оценить, как работает память в целом на протяжении отведенных 10 минут.

Например, в начале теста ребенок может выполнять задание плохо, в середине – лучше, а в концу опять переутомляется и делает ошибки. Четвертый критерий – переключаемость (или гибкость) внимания. Это способность удерживать «фокус» на определенном объекте длительное время.

Иными словами, как ребенок может, удерживая в памяти одну задачу, по сигналу экзаменатора ее тормозить, и приниматься за выполнение следующей.

Существует отдельно корректурная проба для дошкольников и корректурная проба для младших школьников. Разница в материале, который выдается для проведения теста, и в исходном количестве символов. Малышам дают задания, где нужно оперировать легко узнаваемыми и простыми значками.

Это могут быть звездочки, кружочки, крестики, смайлики. Корректурная проба для дошкольников предполагает схожие манипуляции с буквами. И такого принципа желательно придерживаться. Буквенный вариант чаще всего используют для тестирования детей, заканчивающих первый класс.

К этому времени в их памяти обычно хорошо отпечатывается образ каждой буквы. А у малышей дошкольного возраста, даже если они прилежно выучили алфавит, как правило, образ самих букв еще недостаточно закреплен. Отсюда – высокая вероятность ошибок, потому что маленькие дети обычно сильно путают буквы.

Но, конечно, если ваш малыш еще не ходит в школу, но уже быстро и бегло читает, можно предложить ему и буквенный вариант корректурной пробы Бурдона.

10-15 ошибок – это норма. 16-18 ошибок – некритично. 30-40 и больше ошибок – можно говорить о том, что стоит обратиться за консультацией к специалисту.

Лучше проводить тест в первой половине дня до 12:00 – в это время суток наша работоспособность максимально высока. В домашних условиях принципиально важно создать правильный психологический настрой. Атмосфера должна быть дружелюбной, с этим в родных стенах проблем не будет.

Однако важно подчеркнуть, что никаких оценок в конце не будет и результаты теста ни на что не повлияют. Особенно это касается школьников, которые прекрасно знают, что такое оценки. Они могут переживать, что окажутся не на высоте, и тогда плохо справятся с тестом.

Но с другой стороны, не забывайте про мотивацию. Не понимая, для чего нужен тест, ребенок может неохотно приступить к выполнению задания, и результаты окажутся неинформативными.

Можно попробовать сказать так: «Сейчас проверим, насколько ты внимателен! Постарайся сделать задание как можно лучше!».

Оценка результатов

Методика корректурных проб Бурдона считается самой известной, но для оценки параметров памяти у детей она довольно сложна в использовании. трудность в том, что интерпретировать результаты теста неспециалисту очень непросто. Ведь трудности с обучением не всегда связаны с низким интеллектом или нарушением психических функций.

Плохие оценки могут быть связаны с причинами чисто психологического характера. Возможно, ребенку не понравился учитель или отношения между ними по какой-то причине испортились. Часто бывает и так, что придя в школу с огромным желанием учиться, ребенок, впервые столкнувшись с системой теряет весь энтузиазм.

За низкими результатами могут также скрываться и общее переутомление ребенка, и недостаточная мотивация, и несформированность (в силу возраста) волевых качеств. Существуют еще индивидуальные особенности, поэтому разобраться, где норма, а где отклонение, без опыта почти нереально.

Как бы там ни было, насторожиться всерьез стоит в том случае, если коммуникативные навыки у ребенка хорошие, а проблемы с запоминанием и концентрацией внимания существенные.

Источник: http://www.parents.ru/article/korrekturnye-proby-burdona-dlya-doshkolnikov/

Методы диагностики внимания

Проверенный метод оценки внимания у малышей

Следующий набор методик предназначаетсядля изучения внимания детей с оценкойтаких качеств внимания, как продук­тивность,устойчивость, переключаемость и объем.Каждая из этих характеристик можетрассматриваться отдельно и вместе стем, как частная оценка внимания в целом.

Для диагностики пе­речисленныххарактеристик внимания предлагаютсяразличные методические приемы. Взаключение обследования ребенка повсем четырем представленным здесьметодикам, относящимся к вниманию(методика 5, 6, 7 и 8), можно вывести общую,интег­ральную оценку уровня развитиявнимания дошкольника.

Все частные оценкивнимания, как в предыдущем случае,вносятся в Индивидуальную картупсихологического развития ребенка.

Методика 5. «Найди и вычеркни»

Задание, содержащееся вэтой методике, предназначено дляопределения продуктивности и устойчивостивнимания. Ребен­ку показывают рис.б1.На нем в случайном порядке даныизоб­ражения простых фигур: грибок,домик, ведерко, мяч, цветок, флажок.Ребенок перед началом исследованияполучает инст­рукцию следующегосодержания:

———————————————————————————————————————————

' Этот рисунок рекомендуется использоватьпри изучении внимания трех-четырёхлетнихдетей, а следующий далее рис. 7 — длядиагностики внимания детейчетырёх-пятилетнего возраста. Придиагностике внимания детей стар­шешести лет рекомендуется пользоватьсяматрицей с кольцами Ландольта,представленной на рис. 47.

——————————————————————————————————————————–

«Сейчас мы с тобой поиграем в такуюигру: я покажу тебе картинку, на которойнарисовано много разных, знакомых тебепредметов. Когда я скажу слово “начинай”,ты по строчкам этого рисунка начнешьискать и зачеркивать те предметы, которыея назову. Искать и зачеркивать названныепредметы необходимо до тех пор, пока яне скажу слово “стоп”.

В это времяты должен остановиться и показать мнето изображение предмета, которое тыувидел последним. После этого я отмечуна твоем рисунке место, где ты остановился,и снова скажу слово “начинай”.Пос­ле этого ты продолжишь делать тоже самое, т.е. искать и вычер­киватьиз рисунка заданные предметы. Так будетнесколько раз, пока я не скажу слово”конец”.

На этом выполнение заданияза­вершится».

В этой методике ребенок работает 2,5 мин,в течение кото­рых пять раз подряд(через каждые 30 сек) ему говорят слова«стоп» и «начинай».

Экспериментатор в этой методике даетребенку задание ис­кать и разнымиспособами зачеркивать какие-либо дваразных предмета, например: звездочкуперечеркивать вертикальной ли­нией,а домик — горизонтальной. Экспериментаторсам отмеча­ет на рисунке ребенка теместа, где даются соответствующиеко­манды.

Обработка и оценка результатов

При обработке и оценке результатовопределяется количест­во предметовна рисунке, просмотренных ребенком втечение 2,5 мин, т.е. за все время выполнениязадания, а также отдельно за каждый30-секундный интервал. Полученные данныевносятся в формулу, по которой определяетсяобщий показатель уровня развитости уребенка одновременно двух свойстввнимания: про­дуктивности и устойчивости:

S=(0,5x N – 2,8x n) : t

где S— показатель продуктивности и устойчивостивнимания обследованного ребенка;

N — количество изображений предметовна рис. 6 (7), про­смотренных ребенкомза время работы;

tвремя работы;

п — количество ошибок, допущенныхза время работы. Ошиб­ками считаютсяпропущенные нужные или зачеркнутыененуж­ные изображения.

В итоге количественнойобработки психодиагностических данныхопределяются по приведенной выше формулешесть по­казателей, один — для всеговремени работы над методикой (2,5 мин), аостальные — для каждого 30-секундногоинтервала. Со­ответственно, переменнаяIв методике будетпринимать значе­ние 150 и 30.

По всем показателям S,полученным в процессе выполнениязадания, строится график следующеговида (рис. 8), на основе анализа которогоможно судить о динамике изменения вовре­мени продуктивности и устойчивостивнимания ребенка. При построении графикапоказатели продуктивности и устойчиво­стипереводятся (каждый в отдельности) вбаллы по десятибал­льной системеследующим образом:

10 баллов — показатель Sу ребенка выше, чем 1,25 балла.

8-9 баллов — показатель Sнаходится в пределахот 1,00 до 1,25 балла.

6-7 баллов — показатель Sнаходится в интервале от 0,75 до 1,00балла

4-5 баллов — показатель Sнаходится в границах от 0,50 до 0,75балла.

2-3 балла — показатель Sнаходится в пределах от 0,24 до 0,50балла.

0-1 балл — показатель Sнаходится в интервале от 0,00 до 0,2балла.

Устойчивость внимания в свою очередьв баллах оценивает­ся так:

10 баллов — все точки графика на рисунке8 не выходят за пре­делы одной зоны, асам график своей формой на­поминаеткривую 1.

8-9 баллов — все точки графика расположеныв двух зонах на­подобие кривой 2.

Рис. 8. Варианты графиков, показывающихдинамику продуктивности и устойчивостивнимания по методике «Найди и вычеркни».

На графике представлены различные зоныпродуктивности и типичные кри­вые,которые могут быть получены в результатепсиходиагностики внимания ребёнка поданной методике. Интерпретируются этикривые следующим образом:

1. Кривая, изображённая с помощью линиитипа _ . _ . _ . Это график оченьвысокопродуктивного и устойчивоговнимания.

2. Кривая, представленная линией типа…… Это график низкопродук­тивного, ноустойчивого внимания.

3. Кривая, изображаемая посредствомлинии типа — — — — —. Представ­ляетсобой график среднепродуктивною исреднеустойчивого внимания.

4. Кривая, изображенная с помощью линии______. Является графиком среднепродуктивного,но неустойчивого внимания.

5. Кривая, изображенная линией——.Представляет график среднепродуктивногои крайне неустойчивого внимания.

6-7 баллов —все точки графика располагаются в трехзонах, а сама криваяпохожа на график 3.

4-5 баллов —все точки графика располагаются вчетырех разных зонах,а его кривая чем-то напоминает график4.

3 балла — все точки графикарасполагаются в пяти зонах, а егокривая похожа на график 5.

Выводы об уровне развития

10 баллов — продуктивность вниманияочень высокая, устой­чивость вниманияочень высокая.

8-9 баллов — продуктивность вниманиявысокая, устойчивость внимания высокая.

4-7 баллов — продуктивность вниманиясредняя, устойчивость внимания средняя.

2-3 балла — продуктивность вниманиянизкая, устойчивость внимания низкая.

0-1 балл — продуктивность вниманияочень низкая, устойчи­вость вниманияочень низкая.

Методика 6. «Проставь значки»

Тестовое задание в этой методикепредназначено для оценки переключенияи распределения внимания ребенка. Переднача­лом выполнения задания ребенкупоказывают рис. 9 и объясня­ют, как сним работать. Эта работа заключается втом, чтобы в каждом из квадратиков,треугольников, кружков и ромбиковпро­ставить тот знак, который заданвверху на образце, т.е., соответ­ственно,галочку, черту, плюс или точку.

Ребенок непрерывно работает, выполняяэто задание в тече­ние двух минут, аобщий показатель переключения ираспреде­ления его внимания определяетсяпо формуле:

S = (0,5x N – 2,8 x n) : 120

где S— показатель переключения и распределениявнимания;

N — количество геометрических фигур,просмотренных и по­меченныхсоответствующими знаками в течениедвух минут;

п — количество ошибок, допущенныхво время выполнения задания. Ошибкамисчитаются неправильно проставленныезна­ки или пропущенные, т.е. не помеченныесоответствующими зна­ками, геометрическиефигуры.

Оценка результатов

10 баллов —показатель Sбольше чем 1,00.

8-9 баллов— показатель Sнаходится в пределах от 0,75 до 1,00.

6-7 баллов—показатель Sрасполагается в пределах от 0,50 до 0,75.

4-5 баллов– показатель Sнаходится в интервале от 0,25 до 0,50.

0-3 балла – показатель Sнаходится в пределах от 0,00 до 0,25.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

6-7 баллов — средний.

4-5 баллов — низкий.

0-3 балла — очень низкий.

Методика 7. «Запомни и расставь точки»

С помощью данной методики оцениваетсяобъем внимания ребенка. Для этогоиспользуется стимульный материал,изобра­женный на рис. 10.

Лист с точкамипредварительно разрезается на 8 малыхквадратов, которые затем складываютсяв стопку та­ким образом, чтобы вверхуоказался квадрат с двумя точками, авнизу — квадрат с девятью точками (всеостальные идут сверху вниз по порядкус последовательно увеличивающимся наних числом точек).

Перед началом эксперимента ребенокполучает следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру навнимание. Я буду тебе одну за другойпоказывать карточки, на которыхнарисова­ны точки, а потом ты самбудешь рисовать эти точки в пустыхклеточках в тех местах, где ты видел этиточки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2сек, показывается каждая из восьмикарточек с точками сверху вниз в стопкепо очереди и после каждой очереднойкарточки предлагается вос­произвестиувиденные точки в пустой карточке (рис.11) за 15 сек. Это время дается ребенку длятого, чтобы он смог вспомнить, гденаходились увиденные точки, и отметитьих в пустой карточке.

Оценка результатов

Объемом внимания ребенка считаетсямаксимальное число точек, котороеребенок смог правильно воспроизвестина любой из карточек (выбирается та изкарточек, на которой было воспроизведенобезошибочно самое большое количествоточек). Ре­зультаты экспериментаоцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов — ребенок правильно заотведенное время воспро­извел накарточке 6 и более точек.

8-9 баллов — ребенок безошибочновоспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

6-7 баллов —ребенок правильно восстановил по памятиот 3 до 4 точек.

4-5 баллов —ребенок правильно воспроизвел от 2 до3 точек. 0-3 балла —ребенок смог правильно воспроизвестина одной карточке неболее одной точки.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

6-7 баллов – средний.

4-5 баллов — низкий.

0-3 балла — очень низкий.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВООБРАЖЕНИЯ

Методика 8. «Придумай рассказ»

Ребенку дается задание придумать рассказо ком-либо или о чем-либо, затратив наэто всего 1 мин, и затем пересказать егов течение двух минут. Это может быть нерассказ, а, например, какая-нибудь историяили сказка.

Оценка результатов

Воображение ребенка в данной методикеоценивается по сле­дующим признакам:

1. Скорость придумывания рассказа.

2. Необычность, оригинальность сюжетарассказа.

3. Разнообразие образов, используемыхв рассказе.

4. Проработанность и детализация образов,представленных в рассказе.

5. Впечатлительность, эмоциональностьобразов, имеющих­ся в рассказе.

По каждому из названныхпризнаков рассказ может полу­чить от0 до 2 баллов в зависимости от того,насколько в нем выражентот или иной признак из перечисленныхвыше. Для вы­водов об этом используютсяследующие критерии.

По первому признаку рассказ получает2 балла в том случае, если ребенку удалосьпридумать данный рассказ в течение неболее, чем 30 сек. 1 балл рассказу ставитсятогда, когда на при­думывание его ушлоот 30 сек до 1 мин. О баллов по данномупризнаку рассказ получает, если заминуту ребенок так и не смог ничегопридумать.

Необычность, оригинальность сюжетарассказа (второй при­знак) оцениваетсятак.

Если ребенок просто механическипере­сказывает то, что он когда-товидел или слышал, то его рассказ поданному признаку получает 0 баллов.

Еслиребенок привнес в виденное или слышанноеим что-либо новое от себя, то рассказполучает 1 балл. Наконец, если сюжетрассказа полностью при­думан самимребенком, необычен и оригинален, то онполучает 2 балла.

По критерию «разнообразие образов,используемых в расска­зе» (третийпризнак) рассказ получает 0 баллов, еслив нем с на­чала и до конца неизменноговорится об одном и том же, напри­мертолько о единственном персонаже (событии,вещи), причем с очень бедными характеристикамиэтого персонажа.

В 1 балл по разнообразиюиспользуемых образов рассказ оцениваетсяв том случае, если в нем встречаютсядва-три разных персонажа (вещи, события),и все они характеризуются с разныхсторон.

Наконец, оценку в 2 балла рассказможет получить лишь тогда, когда в немимеются четыре и более персонажа (вещи,события), которые, в свою очередь,характеризуются рассказчиком с разныхсторон.

Оценка проработанности и детализацииобразов в рассказе (четвертый признак)производится следующим способом. Еслиперсонажи (события, вещи и т.п.

) в рассказетолько называются ребенком и никакдополнительно не характеризуются, топо дан­ному признаку рассказ оцениваетсяв 0 баллов. Если, кроме на­звания,указываются еще один или два признака,то рассказу ста­вится оценка в 1 балл.

Если же объекты, упомянутые в рассказе,характеризуются тремя и более признаками,то он получает оцен­ку 2 балла.

Впечатлительность иэмоциональность образов в рассказе(пятый признак) оценивается так. Еслиобразы рассказа не производят никакоговпечатления на слушателя и несопровожда­ются никакими эмоциямисо стороны самого рассказчика, торас­сказ оценивается в 0баллов.

Если у самогорассказчика эмоции едва выражены, аслушатели также слабо эмоциональнореаги­руют на рассказ, то он получает1 балл.

Наконец,если и сам рас­сказ, и его передачирассказчиком достаточно эмоциональныи выразительны и, кроме того, слушательявно заряжается этими эмоциями, торассказ получает высшую оценку — 2балла.

Источник: https://studfile.net/preview/6023854/

Жестокое обращение с детьми

Проверенный метод оценки внимания у малышей

  • Одна четверть всех взрослых сообщают о том, что в детстве они подвергались физическому насилию.
  • Одна из 5 женщин и 1 из 13 мужчин сообщают о том, что в детстве они подвергались актам сексуального надругательства.
  • Последствия жестокого обращения с детьми включают пожизненные нарушения физического и психического здоровья, а его последствия в социальной и профессиональной области могут в конечном итоге замедлить экономическое и социальное развитие страны.
  • Жестокое обращение с детьми можно предотвращать — для этого необходим многосекторальный подход.
  • С помощью эффективных программ по предотвращению можно поддерживать родителей и прививать им позитивные навыки воспитания детей.
  • Непрерывная забота о детях и семьях может способствовать снижению риска повторного жестокого обращения и минимизации его последствий.

Жестокое обращение с детьми – это плохое обращение с детьми в возрасте до 18 лет и отсутствие заботы о них.

Оно охватывает все типы физического и/или эмоционального жестокого обращения, сексуального насилия, пренебрежения, невнимания и эксплуатации в коммерческих или иных целях, что приводит к нанесению реального или потенциального вреда здоровью, выживаемости, развитию или достоинству ребенка в контексте взаимосвязи ответственности, доверия или власти. Насилие со стороны сексуального партнера также иногда считается формой жестокого обращения с детьми.

Жестокое обращение с детьми является глобальной проблемой с серьезными пожизненными последствиями. Несмотря на то, что недавно были проведены исследования в некоторых странах с низким и средним уровнем дохода, многих данных до сих пор не хватает.

Жестокое обращение с детьми представляет собой сложную и трудную для изучения проблему. Имеющиеся оценки варьируются в широком диапазоне в зависимости от страны и используемого исследовательского метода. Оценки зависят от следующих аспектов:

  • применяемые определения жестокого обращения с детьми;
  • изучаемый тип жестокого обращения с детьми;
  • статистический охват и качество официальных статистических данных;
  • охват и качество обследований, при которых требуются отчеты самих жертв, родителей или воспитателей.

Тем не менее международные исследования показывают, что одна четверть всех взрослых подвергались в детстве физическому насилию, и что 1 из 5 женщин и 1 из 13 мужчин подвергались в детстве актам сексуального надругательства. Помимо этого, многие дети становятся жертвами эмоционального (психологического) насилия и пренебрежительного отношения.

По оценкам, ежегодно происходит 41 000 убийств детей в возрасте до 15 лет. Эта цифра недооценивает истинные масштабы проблемы, так как значительная доля случаев смерти в результате жестокого обращения с детьми неправильно приписывается к падениям, ожогам, утоплениям и другим причинам.

В условиях вооруженных конфликтов и в лагерях для беженцев девочки особенно подвержены сексуальному насилию, эксплуатации и жестокому обращению со стороны военных, представителей сил безопасности, других членов их сообществ, гуманитарных работников и других лиц.

Жестокое обращение с детьми причиняет страдания детям и семьям и может иметь долговременные последствия. Жестокое обращение приводит к стрессу, который связан с нарушением раннего развития мозга.

Экстремальный стресс может нарушать развитие нервной и иммунной систем.

Вследствие этого, в зрелом возрасте людям, подвергавшимся жестокому обращению в детстве, угрожает повышенный риск возникновения проблем в области поведения и физического и психического здоровья, таких как:

  • совершение насилия или становление жертвой насилия;
  • депрессия;
  • курение;
  • ожирение;
  • сексуальное поведение высокого риска;
  • незапланированная беременность;
  • вредное употребление алкоголя и наркотиков.

В результате таких последствий для поведения и психического здоровья жестокое обращение может приводить к развитию сердечных и онкологических заболеваний, самоубийствам и инфекциям, передаваемым половым путем.

Помимо последствий для здоровья и общества жестокое обращение с детьми оказывает также воздействие на экономику, включая расходы на госпитализацию, лечение нарушений психического здоровья, охрану детства и расходы в связи с долговременными нарушениями здоровья.

Определены факторы риска жестокого обращения с детьми. Эти факторы риска присутствуют не во всех социальных и культурных условиях, но они дают общее представление при попытках понять причины жестокого обращения с детьми.

Важно подчеркнуть, что дети являются жертвами и их никогда нельзя обвинять за жестокое обращение. Некоторые индивидуальные особенности ребенка могут усилить вероятность жестокого обращения с ним:

  • ребенок в возрасте до 4 лет или подросток;
  • нежеланный или не оправдывающий ожиданий родителей ребенок;
  • ребенок, имеющий особые потребности, постоянно плачущий или имеющий патологические физические особенности.

Некоторые особенности родителей или воспитателей могут повысить риск жестокого обращения с ребенком. Среди них можно перечислить следующие:

  • трудности, связанные с новорожденным;
  • оставление ребенка без внимания;
  • подвергание жестокому обращению в детстве;
  • неосведомленность в отношении развития ребенка или нереальные ожидания;
  • вредное употребление алкоголя или наркотиков, в том числе во время беременности;
  • вовлеченность в преступную деятельность;
  • испытываемые финансовые трудности.

Ряд факторов во взаимоотношениях в семьях или между сексуальными партнерами, друзьями и ровесниками может повышать риск жестокого обращения с детьми, например:

  • проблемы в области физического или психического здоровья или развития какого-либо члена семьи;
  • разлад в семье или насилие между другими членами семьи;
  • изолированность в сообществе или отсутствие круга поддержки;
  • отсутствие поддержки в воспитании ребенка со стороны других членов семьи.

Ряд характерных особенностей отдельных общин и сообществ может повысить риск жестокого обращения с детьми. Они включают:

  • гендерное и социальное неравенство;
  • отсутствие надлежащего жилья или услуг для поддержки семей, а также соответствующих институтов;
  • высокие уровни безработицы и нищеты;
  • легкий доступ к алкоголю и наркотикам;
  • ненадлежащие стратегии и программы по предотвращению жестокого обращения с детьми, детской порнографии, детской проституции и детского труда;
  • социальные и культурные нормы, поддерживающие или прославляющие насилие над другими, одобряющие применение телесных наказаний, требующие жестких гендерных ролей или принижающие статус ребенка во взаимоотношениях между родителями и детьми;
  • социальные, экономические, медико-санитарные и образовательные стратегии, которые приводят к плохим жизненным стандартам или социально-экономическому неравенству или нестабильности.

Для профилактики жестокого обращения с детьми необходим многосекторальный подход. Эффективными являются те программы, которые поддерживают родителей и прививают позитивные родительские навыки. Они включают:

  • посещения родителей и детей на дому медсестрами для поддержки, обучения и предоставления информации;
  • обучение родителей, обычно групповое, для улучшения навыков воспитания детей, расширения знаний о развитии ребенка и стимулирования стратегий позитивного обращения с детьми; и
  • многокомпонентные мероприятия, обычно включающие поддержку и обучение родителей, дошкольное образование и уход за ребенком.

Другие программы по предотвращению также перспективны в некоторых отношениях.

  • Программы по предотвращению травм головы в результате жестокого обращения (называемых также синдромом встряхнутого ребенка и нанесенным травматическим повреждением мозга). Обычно это программы на уровне больниц, ориентированные на молодых родителей до их выписки, которые информируют об опасностях синдрома встряхнутого ребенка и рекомендуют меры в отношении безутешно плачущих детей.
  • Программы по предотвращению сексуального насилия над детьми. Они обычно проводятся в школах и обучают детей в следующих областях:
    • право собственности на свое тело;
    • разница между хорошими и плохими прикосновениями;
    • как распознавать угрожающие ситуации;
    • как сказать “нет”;
    • как рассказать о неправильном обращении заслуживающему доверие взрослому человеку.

Такие программы эффективны в усилении защитных факторов от сексуального насилия над детьми (например, знания о сексуальном насилии и защитных формах поведения), но данные о том, способствуют ли такие программы уменьшению масштабов других видов насилия, отсутствуют.

Чем раньше в жизни ребенка проводятся такие мероприятия, тем более полезными они являются для ребенка (например, когнитивное развитие, поведенческая и социальная компетенция, образовательная подготовка) и для общества (например, уменьшение числа правонарушений и преступлений).

Кроме того, раннее распознавание случаев в сочетании с непрерывной заботой о детях, ставших жертвами насилия, и семьях может способствовать уменьшению масштабов повторного жестокого обращения и его последствий.

Для максимального воздействия мероприятий по предотвращению и проявлению заботы ВОЗ рекомендует проводить их в качестве составной части четырехэтапного подхода в области общественного здравоохранения:

  • определение проблемы;
  • определение причин и факторов риска;
  • разработка и тестирование мероприятий, направленных на минимизацию факторов риска;
  • распространение информации об эффективности мероприятий и расширение масштабов проведения проверенных эффективных мероприятий.

ВОЗ в сотрудничестве с рядом партнеров в следующих областях:

  • предоставляет техническое и нормативное руководство по предотвращению жестокого обращения с детьми на основе фактических данных;
  • призывает к усилению международной поддержки мероприятий по предотвращению жестокого обращения с детьми на основе фактических данных и к инвестициям в эту область;
  • обеспечивает техническую поддержку программ по предотвращению жестокого обращения с детьми на основе фактических данных в некоторых странах с низким и средним уровнем дохода.

Источник: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/child-maltreatment

Для родителей
Добавить комментарий