Психосоматика у детей: откуда берутся болезни?

Психосоматика. Откуда берутся заболевания?

Психосоматика у детей: откуда берутся болезни?
! По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), от 38 до 42% всех пациентов, посещающих кабинеты соматических врачей, относятся к группе психосоматических больных. Что это значит?

Психосоматика – сложная наука.

Многие люди не понимают, что такое психосоматика и не знают такого термина, врачи же скептически к этому настроены, а иногда и осыпают проклятьями многих специалистов в этой области.

И несмотря на то, что основы психосоматики отсылают нас к Аристотелю и Гиппократу, психологизм 70-х годов, когда пациентов обвиняли в их боли и страдании, говоря, что они виноваты в своем заболевании, окончательно нарушил и без того хрупкие связи между врачами и психологами.

В итоге, врачи и психологи вошли в «холодную» стадию войны относительно аспектов здоровья, а люди остались раздираемыми внутренними противоречиями и со своими заболеваниями в неизменном виде. Более того, пациенты вынуждены разбирать себя на куски, представляя разные части своего измученного тела разным специалистам, что, разумеется, не работает на здоровье человека и на решение его проблем.

«Любое психосоматическое заболевание является свойством человеческого организма как системы. Оно не выводится по отдельности ни из психических, ни из физиологических (включая наследственные) свойств индивида, его невозможно объяснить путем исследования свойств какой-то одной подсистемы — психической или соматической.

Только взаимодействие между этими подсистемами и окружающей средой может привести к новому состоянию организма, определяемому как психосоматическое заболевание. И только понимание этих связей может дать возможность эффективно воздействовать на возникшее заболевание, в том числе и методами психотерапии» – Малкина-Пых.

Итак, в 1818 г. немецкий врач из Лейпцига Хайнрот ввел термин «психосоматический». Ему принадлежали слова: «Причины бессонницы обычно психически-соматические, однако каждая жизненная сфера может сама по себе быть достаточным ей основанием».

Окончательно данный термин прижился в 50-е, благодаря психоаналитикам и рассматривался как «прикладной психоанализ в медицине». В России же наиболее близко к этому направлению подошли ученые школы И. П.

Павлова при разработке метода экспериментального невроза.

Таким образом, «психосоматика» – это наука об изучении влияния психических факторов на соматическое здоровье пациента, а если сказать еще более точно, то это изучение взаимосвязей тела и психики. Строго говоря, психосоматическое направление не является самостоятельной медицинской дисциплиной — это подход, учитывающий многообразие причин, приведших к болезни.

Официально признанные психосоматические заболевания:

Первоначально выделяли семь заболеваний:

  • бронхиальная астма,
  • эссенциальная гипертония,
  • язвенная болезнь желудка и 12 перстной кишки,
  • язвенный колит,
  • нейродермит,
  • гипертиреоз,
  • ревматоидный артрит.

Позже к ним добавили инфекционные заболевания, нарушения пищевого поведения, онкологию и весь спектр кожных болезней.

После экспериментов и теорий наших отечественных ученых, таких как Павлов и Анохин, мы можем с уверенностью говорить, что все заболевания имеют свой отпечаток в психике. «Различие между разумом и телом – это искусственная дихотомия, факт дискриминации, основанный больше на особенностях интеллектуального познания, нежели на природе вещей» – К.Г. Юнг.

Самое важно, что мы должны понимать, что любое заболевание имеет несколько аспектов развития и всегда его корни уходят в детство человека. Уже к 5-ти годам по ребенку можно сказать, будет ли он болеть гипертонической болезнью сердца в будущем или ему будут свойственны аутоиммунные заболевания, такие как ревматоидный артрит или рассеянный склероз.

Существуют типы личности, которые ответственны за определенные заболевания, например, тип личности А или гипертонический тип, который характеризуется ощущением цейтнота, повышенной ответственностью, склонностью к контролю и запрету на выражение эмоций (особенно гнева), либо излишнее его выражение в виде хронической раздражительности, также наличие хронической усталости, перфекционизма, пунктуальности.Но если мы посмотрим целиком, то развитие ЛЮБОГО заболевания проходит несколько стадий до того момента, когда у Вас появятся первые симптомы (Схема 1). Все начинается с биологии и того генетического материала, который передается Вам от родителей через яйцеклетку и сперматозоида. После этого за ваше будущее здоровье ответственен период в 9 месяцев, когда происходит закладывание ВСЕХ органов и систем, и современные исследования в области перинатальной психологии указывают на большое влияние психики матери и ее окружения на плод еще внутриутробно. Если мать переживала стресс в момент закладки пищеварительной системы, то у ребенка может сформироваться грубая патология органов пищеварительной системы, но мало кто знает, что даже переживание матери в виде: «Страшно поправиться во время беременности» или переживание матерью длительного голода или нехватки еды может привести к проблемам с пищеводом или желудком ребенка.

Схема 1

Предрасположенность — это врожденная (например, генетически обусловленная), а при определенных условиях и приобретенная готовность какого-то органа принять на себя последствия дальнейших проблем. То есть история зачатия и внутриутробного развития создает нам некий фундамент для формирования «слабости органа или системы», которую и будет постоянно «выбивать» в ходе дальнейшей жизни. Но предрасположенность так может никогда и не проявиться, и что же это тогда?

Дело в том, что основополагающим для всего развития ребенка является 1-ый год жизни и его отношения с матерью в этот период. И если этот период прошел спокойно, контакт матери и младенца установился, мама хорошо понимает своего малыша и правильно удовлетворяет его потребности, то она может этим даже сгладить негрубые последствия внутриутробного развития и рождения. Самыми опасными в этот период являются:

  • долгие отлучения матери: мама работает, мама болеет;
  • мама не понимает своего ребенка и по каким причинам он плачет;
  • мама сама находится в послеродовой депрессии;
  • наличие затяжных супружеских конфликтов в семье с младенцем;
  • все формы дисфункциональности (наркотики, алкоголь, избиение ребенка или матери).

У некоторых детей уже в возрасте до 5 лет развивается психосоматический стиль реагирования, т.е. ребенок на проблемные ситуации реагирует температурой, болями в животе, частными ОРВИ и ОРЗ. Если у вас часто болеющий ребенок, то уже сейчас стоит задуматься, что в ваших отношениях с малышом нарушилось и на каком этапе, чтобы предотвратить дальнейшее патологическое развитие.Со всем этим набором, который зафиксирован в нашем головном мозге, в нашем типе личности и стиле реагирования на жизненные трудности, человек выходит во взрослую жизнь. Многие спрашивают: «Хорошо, я понял что и откуда, но почему я начал болеть именно в 30, а не в 18, в 45, в 33?!». Люди абсолютно правы, задавая этот вопрос. Ответ такой: очень важно какое здание строится на фундаменте, и если вы на неустойчивом фундаменте выстроили маленькую комнату, то дом может и не рухнуть, и вы будете спокойно жить; если же вы выстроили высотное здание в 100 этажей, нагрузив свою психику до предела, то он рухнет, так как фундамент не позволяет Вам такого масштаба без его реконструкции (психотерапии). У каждого человека есть свой уникальный предел развития и критическая точка, после которой все рушится, ее тоже важно понимать.

Толчком к развитию заболеваний являются трудные жизненные ситуации. В любом случае, для диагностики психосоматического заболевания необходимо понимание ситуационного характера его происхождения.

Если сегодня говорят о психосоматическом, биопсихосоциальном заболевании, то это лишь указывает на связь «предрасположенность — личность — ситуация».

Человек, находящийся в гармоничных отношениях со своей средой, может перенести экстремальные соматические и психические нагрузки, избегнув болезни. Но если стрессовый фактор накладывается на актуальный конфликт, то личность может не выдержать и заболеть.

Приведем пример: возьмем ребенка – мальчика, мама которого хотела сделать аборт, но потом передумала. У ребенка зафиксировалось ощущение, что его не хотят, не ждут и ему необходимо выживать самому. С этой установкой он родился, но мама после родов, увидев малыша, почувствовала вину и стала его сильно опекать, закармливать и оберегать от всего на свете, сильно тревожившись за него.

Это не позволило ей спокойно разобраться, что за ребёнок у нее, как он себя чувствует и, самое главное, чего же он хочет: кушать, спать или ему просто скучно… Тем самым, она его кормила в любой момент его крика, когда он даже не успел почувствовать что-либо.

К 1-ому году жизни мы получаем установку, что сначала ты никому не нужен и должен выживать самостоятельно, после этого мама все-равно тебя не поймет, и если ты будешь хотеть есть, тебя будут развлекать, а если тебе страшно, то тебя будут кормить. В итоге, контакт с другими людьми – это что-то непонятное, тревожное и ограничивающее.

Следовательно, ребенок будет развиваться с акцентом на себя, а не на отношения с другими, и в случае со своими проблемами не будет никому о них рассказывать. На телесном уровне уже могут начинать проявляться или проблемы с дыханием (как задавленный крик), когда мама суетится, или проблемы с кожей, чтобы мама не трогала и отстала.

Если при этом мама еще периодически может ударить ребенка или долго обнимать без его желания, то проблемы с кожей могут зафиксироваться как замечательный способ, чтобы его не трогали. Такой человек немного пострадает в детстве экземой или дерматитом и выйдет из семьи с явным облегчением состояния здоровья, считая, что его вылечили гомеопатией, мазями и т.д.

На самом же деле, теперь он просто взрослый и ему не надо использовать симптом, чтобы контролировать дистанцию до мамы, он может просто встать и уйти. А теперь подумайте, когда заболевание разгорится вновь и еще сильнее?Тогда, когда такой человек попадет в условия близости, контроля, гиперопеки, без возможности уйти: мужчина, скорее всего, когда женится, а женщина – когда родит ребенка.

Каждый конкретный человек уникален и его заболевание – это способ коммуникации, который необходимо правильно распознавать, понимать причины, чтобы помочь человеку измениться, чтобы стать здоровым человеком как психически, так и физически.

Мы часто в своих кабинетах видим, как совместная работа «врач – психолог – пациент» приводит к пониманию, излечиванию или значительному облегчению при сложных и запущенных ситуациях в случаях ревматоидного артрита, гипертонической болезни, стенокардии, онкологии, экземы, бронхиальной астмы, язвенного колита и т.д. Перестают болеть дети, при изменении поведения матери.

Да – это путь сложный, требующий много сил от самого пациента и большой подготовки психолога, чтобы понимать и владеть всей разносторонней информацией. Но вы имеете право на информацию, на понимание причин ваших болезней и имеете право быть здоровыми и жить полноценно!

Записывайтесь на семинар по психосоматике >>>

Центр психологического консультирования и психотерапии «Психология74»

Адрес: г. Челябинск, ул. Курчатова, д 5В, оф. 308 (Основной офис)

Телефон:

Источник: https://www.med74.ru/articlesitem1205.html

Психосоматика у детей: откуда берутся болезни?

Психосоматика у детей: откуда берутся болезни?

На самом деле опасения родителей, которые втайне беспокоятся о своей «репутации», не так далеки от истины. Психосоматические заболевания провоцируются психогенными факторами. По сути, не что иное, как стереотипная телесная реакция на стресс. Например, после крупной ссоры родителей малыш может плохо проспать всю ночь. Или перед контрольной у школьника может разболеться живот.

Когда речь заходит о детях, только мы, родители, можем помочь ребенку справиться с травмирующей ситуацией, негативными эмоциями или внутренними переживаниями. Если мы этого не делаем в тот момент, когда телесный симптом появляется впервые, он может закрепиться.

Тогда он начнет проявляться во всех схожих обстоятельствах, с каждым разом все усиливаясь, а потом из временного превратится в постоянный. Это, в конечном итоге, и может привести к формированию «полноценного», конкретного и реального заболевания, которое врачи уже смогут ясно диагностировать. Отсюда важный вывод: психосоматические расстройства никогда не бывают блажью или притворством.

Ребенок (или взрослый) всегда болеет и страдает по-настоящему, даже если болезнь вызвана не инфекцией, а психологическим фактором.

Палитра симптомов

Сегодня считается, что около 60–80% всех болезней имеют психогенную природу. Но и это очень скромная оценка. Ведь список «обычных» заболеваний на деле получается слишком коротким.

К недугам, не имеющим под собой психологической подоплеки, относятся поражения органов в результате травмы, инфекционные заболевания (в том числе бронхиальная астма инфекционного характера), пороки развития, пищевые расстройства, вызванные неправильными привычками в еде (например, гастрит на фоне семейной традиции есть острые, жирные и жареные блюда), ожирение, связанное с объективным перекармливанием ребенка, а не с психологическим «заеданием» стресса. Все остальные заболевания входят в группу психосоматических хворей.

Однако начинаются эти психогенные болезни не сразу, а с легких телесных симптомов, которые называются психосоматическими реакциями. К самым распространенным из них относят диспепсические явления (тошнота, снижение аппетита, метеоризм, диарея), кожные высыпания (похожие на крапивницу), головные боли разной локализации.

На уровне нервной системы психосоматика может проявляться невротическими симптомами.

В эту группу попадают нарушения сна (трудности с засыпанием, беспокойный сон с тягостными сновидениями, частые пробуждения), вегетососудистая дистония, мимические и респираторные тики, плаксивость, пугливость, страхи (темноты, одиночества, сказочных персонажей), вредные привычки (раскачивание, сосание пальца и другие).

И психосоматические реакции, и невротические симптомы еще не болезнь. Не всегда эти преходящие нарушения закрепляются и приводят к стойкому изменению в органах. Бывает, что психическое состояние ребенка нормализуется и симптоматика уходит. Скорее, все это можно обозначить как симптомы пред-заболевания.

Однако при этом пограничном состоянии риск возникновения постоянных изменений и закрепление определенного способа реагирования на стресс, тревогу, негативные эмоции и переживания очень высок.

К счастью, если вовремя заметить патологические реакции ребенка и их зависимость от определенных факторов, то на этапе предболезни с ними можно легко справиться.

Распознать психосоматические проявления у ребенка легче всего родителям. Бояться этих симптомов не стоит. Гораздо важнее осознать, что часто это сигнал, что что-то идет не так и старые способы решать проблему работать перестали. И знак родителям, что для них тоже пришло время меняться, причем ради их же блага.

  • Заметить. На стадии первых звоночков важно разобраться, какое событие в жизни ребенка вызвало эту специфическую телесную реакцию. А потом важно помочь ему назвать и выразить подавленную эмоцию. Так мы не дадим сформироваться болезненной стереотипной реакции на стресс.
  • Описать. Если тревожный симптом уже появлялся 2–3 раза, со временем он стал усиливаться или начал проходить медленнее, заведите дневник. Записывайте максимально подробно место и время возникновения телесной реакции, обстоятельства, при которых она проявилась, как на это отреагировали члены семьи, что вы все делали и как себя вели (каждый по отдельности), сколько по времени длилось недомогание и в результате чего, по вашему мнению, прошло. Хорошо бы записать и ваши переживания и чувства. Этот метод поможет максимально объективно проанализировать ситуацию и выявить причину, «запустившую» болезнь.
  • Проанализировать. Попробуйте мысленно или письменно ответить на вопрос: «Как меняется жизнь ребенка и жизнь семьи, когда он заболевает?». Эта картина позволит вам увидеть скрытую выгоду, которую малыш может извлекать из своей болезни. Или подскажет, какую роль он играет в ваших отношениях с супругом (роль «спасателя» семьи, роль «переключателя внимания»).
  • Замотивировать. Заботиться о больном ребенке естественно и нормально. Но важно не перегибать палку. У ребенка должен быть сильный стимул вернуться к обычной жизни. Отмените все «бонусы» домашнего карантина. Попробуйте внушить, что болеть – это нездорово, постарайтесь заинтересовать плюсами хорошего самочувствия: «Когда ты болеешь, твой друг Петя не может приходить к тебе в гости / тебе нельзя гулять»; «Когда ты поправишься, мы обязательно сходим с тобой в зоопарк!
  • Проиграть. Можно сочинить сказку, где главный герой, попавший в схожую ситуацию, был бы одного пола и возраста с вашим ребенком. Важно, чтобы малыш активно помогал вам развивать сюжет. Ваша задача – задавать наводящие вопросы: «Как ты думаешь, что у этого мальчика случилось? Он пришел грустный из садика, почему?»; «А что девочка чувствовала? О чем мечтала?». В конце необходимо помочь главному герою справиться с проблемой или дать разные варианты ее решения (попросить у кого-то помощи, научиться по-другому выражать свои эмоции и т. п.). Чтобы ребенок увидел, что можно поссориться навсегда, а можно в итоге стать лучшими друзьями; можно молчать и дуться – и тогда никто не догадается, что случилось, а можно поделиться своими переживаниями и вместе найти выход. До 7 лет по такому сюжету можно разыграть и спектакль с участием любимых игрушек малыша – этот метод хорошо работает.

Дети сталкиваются со страхами, негативными эмоциями и чувством тревоги с самого раннего возраста, но не у каждого малыша развиваются психосоматические расстройства. Проявятся они или нет, зависит от многих факторов.

Помимо прочего, важна и индивидуальная способность ребенка преодолевать трудности, ведь есть дети, которые прекрасно адаптируются даже к частым семейным скандалам и суровым воспитательницам.

Но есть и другие причины, и почти все они так или иначе связаны с родителями.

  • Сильные потрясенияЕсть ситуации, когда риск возникновения психосоматических реакций максимально высок. Например, развод, рождение брата или сестры, переезд, смерть близкого человека, расставание с любимой няней, начало детского сада и т. д. Это не значит, что болезнь всенепременно разовьется, но, если вы знаете, что у вас чувствительный ребенок, обратите внимание, как он реагирует на волнительную ситуацию.
  • Отношение мамы к ребенку: гиперопека. Если мама ребенка чрезмерно опекает, она буквально «душит его своей заботой» и ему становится «трудно дышать». Так возникают заболевания дыхательной системы: частые и затяжные бронхиты и бронхиальная астма.

В некоторых семьях не любят делиться личными переживаниями, а в других, наоборот, принято сильно обо всем беспокоиться. В первом случае ребенок часто тревожится, потому что не может самостоятельно справляться со своими проблемами. И у него не формируется ощущение базовой безопасности этого мира, которое можно получить лишь в надежных близких отношениях.

Во втором случае ребенок учится у родных сильно тревожиться обо всем. Ведь он постоянно наблюдает, как любое, даже незначительное изменение в планах или внутрисемейном распорядке буквально выбивает маму (или бабушку) из колеи, нарушает нормальное течение жизни и вызывает серьезные опасения. Оба сценария чреваты развитием неврологической симптоматики.

  • Отношение мамы к ребенку: гипоопека. Когда малышу, наоборот, не хватает маминой заботы и любви, он предоставлен сам себе и со своими эмоциями вынужден справляться сам. Но задача эта для любого ребенка непосильная, поэтому он будет испытывать чувство постоянной тревоги и расти неуверенным в себе. Ему будет трудно «переварить ситуацию» и преодолеть страх перед внешним небезопасным миром. В этом случае психосоматика обычно проявляется сбоями в работе пищеварительной системы: тошнотой, диареей, снижением аппетита, колитами, гастритом, дуоденитом. У некоторых детей развивается депрессия или неврологическая симптоматика.
  • Отношение мамы к ребенку: если мама зациклена на ребенке. Если маме трудно реализовать себя как личность за пределами домашнего очага, если все ее страхи и радости вертятся вокруг семьи, тогда болезнь ребенка будет помогать ей чувствовать себя «нужной». Постоянно думая и проговаривая вслух свои тревоги, она не даст ребенку научиться воспринимать болезнь как преходящее явление. В этих случаях велик риск быстрого закрепления симптомов и переход от единичных психосоматических реакций (предболезненных явлений) к часто повторяющемуся заболеванию.
  • Много запретов и требований. Когда родители слишком строги с ребенком, практикуют неадекватные наказания, редко хвалят его, он может остро ощущать свою несостоятельность и чувствовать себя недостаточно хорошим или ни на что не способным. Страх совершить ошибку или не взять высоту у него будет очень велик. Все это ведет к неуверенности в себе и проявлению протеста, явного или скрытого. Проявляется он в виде головных болей, тошноты, болей в животе. Может сопровождаться бессонницей, головокружениями. Если ребенок не может выразить свой протест открыто, это путь к частым ангинам, ведь речь (а с ней и вербальный протест) рождается в горле. Нарушение личных границ или непринятие ситуации иногда проявляется в виде аллергических реакций, потому что кожа – это тонкий щит между внешним и внутренним миром.

Когда родители не дают ребенку возможность открыто проявлять свои негативные эмоции, они накапливаются, а потом прорываются наружу в виде телесной хвори. В нашей культуре принято стыдить за проявление здоровой агрессии в моменты явного нарушения личных границ.

«Отняли игрушку, и ты из-за этого хнычешь? Ты просто жадина и плакса! Как не стыдно! Немедленно успокойся!» Не стоит потом удивляться, что ребенок не умеет отстаивать свое мнение, растет застенчивым и неуверенным в себе.

К такому же результату приводят и реплики вроде: «Иди к себе в комнату! Когда успокоишься, выйдешь!» Если родители принимают и любят ребенка только в те моменты, когда он ведет себя идеально, а если ему плохо, грустно, обидно, его отправляют с глаз долой, по сути, самые близкие люди не принимают его таким, какой он есть, со всеми его эмоциями и переживаниями, радостными и не очень. Да, чем старше становятся дети, тем лучше у них получается сдерживать себя. Но выключить эмоции по щелчку невозможно. Мы можем их не проговаривать или игнорировать, но они все равно останутся внутри, а в какой-то момент просто возьмут и отыграются на самом уязвимом органе. Например, комом в горле застревает обида и злость, отсюда берутся ангина или тонзиллит.

  • Отношения родителей: частые ссоры. Когда родители постоянно конфликтуют, ребенок часто оказывается вовлечен в их войну и начинает либо спасать семью, либо отвлекать их от главных проблем. Он бессознательно воспринимает ситуацию так: «Если я не буду болеть, мама с папой расстанутся». Ведь он прекрасно видит: стоит ему слечь в постель, родители заключают перемирие или по крайней мере начинают общаться продуктивнее. Увы, так появляются часто болеющие дети, которые нередко имеют заболевания носоглотки (ангины, тонзиллиты, аденоиды) или органов слуха (отиты). От невозможности защитить себя, высказать свое мнение, обиду, позлиться на происходящее (проглоченный гнев как бы концентрируется в горле) или нежелания слышать постоянную ругань (проблемы с ушами, когда слух временно снижается).
  • Отношения родителей: вместе ради малыша. Ситуация, когда родители вместе только ради ребенка, и он просто вынужден оправдывать возложенные на него ожидания. Когда все в порядке, мама с папой друг другом не интересуются и не общаются, но стоит малышу заболеть, как между ними начинается активное взаимодействие. Все оказываются при деле. Мама впадает в панику, папа бросает все дела и мчится в аптеку. При таком сценарии велик риск быстрого закрепления симптомов и переход от единичных психосоматических реакций к формированию хронического или часто повторяющегося заболевания.
  • Реакция родителей Если мама с папой раздувают проблему и слишком трясутся над ребенком, он очень скоро замечает скрытую выгоду от своей болезни. Разумеется, на бессознательном уровне. Например: «Когда я болею, я не иду в ненавистный детский сад, ко мне приходит бабушка, и мы с ней весь день веселимся». Или: «Когда у меня поднимается температура, мама с папой разрешают смотреть мультики целый день, задаривают подарками, балуют сладостями». Бывает и так, что заботу и внимание со стороны родителей ребенок получает только во время болезни. И в этом случае стимул болеть как можно чаще тоже будет сильным.

Источник: http://www.parents.ru/article/psixosomatika-u-detej-otkuda-berutsya-bolezni/

Чикагская семерка: 7 основных психосоматических болезней

Психосоматика у детей: откуда берутся болезни?

Психосоматическими называются те болезни тела, причины которых кроются в психике. Если говорить об истории развития психосоматики в западной медицине, то ещё в 30-е годы ХХ века в Америке появилась концепция, в соответствии с которой психосоматических болезней всего семь.

Это знаменитая «чикагская семёрка»: язва желудка и двенадцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит, нейродермит с псориазом, бронхиальная астма, гипертония, гиперфункция щитовидной железы (тиреотоксикоз), ревматоидный артрит (теперь этот список пополнили и другие болезни).

О тесной связи нашей психики и наших болезней очень хорошо знали наши прадеды, от которых до нас дошла известная фраза «все болезни от нервов». Люди были наблюдательны и видели, что если у человека существуют определённые психологические проблемы или он переживает критические моменты в своей жизни, то и на уровне тела будут происходить изменения.

Бей или беги

 Чтобы мы выжили как вид, в нас встроены наборы базовых инстинктов. Простой пример: когда человек сталкивается с реальной опасностью, включается набор реакций, известных под названием «Бей или беги».

Когда возникает ситуация, которую сознание считывает как опасность, немедленно запускается целый ряд реакций.

Если опасности можно противостоять, мы начинаем обороняться, если опасность превышает наши возможности защитить себя — бежим.

Это происходит автоматически, на уровне вегетативной нервной системы. Если на центральную нервную систему еще можно воздействовать (установками, дыханием), то вегетативная «срабатывает» самостоятельно, на нее не повлиять. В кровь молниеносно «впрыскиваются» гормоны стресса, которые немедленно «включают» весь организм.

В ситуации «Бей или беги» что нужно? Нужна сила, чтобы оборонятся, поэтому к рукам, ногам, скелету, голове будет активно поступать кровь, а к тем органам, которые в данный момент не важны, поступление крови ограничивается.

Пищеварительная система в такой момент не просто затормаживается, а останавливается, при этом выделительная система, чтобы было легче убегать, «сбрасывает балласт», может быть активное потоотделение, например.

Кровь приливает к голове, чтобы мозг получал кровообращение в полном объеме, появляется туннельное зрение (то есть «наводится резкость», а периферическое зрение отключается, но оно включится, если опасность переместится).

Повторение ненужного

Что мы расцениваем как опасность? Злой начальник — это опасность? Да, особенно, если мы его боимся и он нас подавляет, причем даже не важно, кричит он или нет, — уже само его присутствие вызывает дискомфорт.

Это может быть и какая-то виртуальная опасность на уровне того, что мы боимся змей и реагируем на любой шорох, когда идем по лесу. Нигде поблизости нет змеи, но у человека возникает реакция, что рядом опасность.

Здесь природа сыграла с нами злую шутку: у нас очень хорошо развился головной мозг, мы стали цивилизованными, но все инстинкты, заложенные в нас для выживания, по-прежнему работают точно так же.

Стресс возникает независимо от того, реальная опасность возникает или «виртуальная».

Вспомним еще одно устойчивое словосочетание — «не перевариваю». Так человек говорит о ситуации, с которой он плохо справляется, и это наблюдение напрямую связано с физиологией. Мы уже говорили о том, что в ситуации, которая расценивается нами как опасная, пищеварительная система блокируется.

Чтобы остановить пищеварительную систему, организму нужен спазм. Спазм — это сокращение в какой-то отдельной области нашего тела, напряжение, сжатие. Если опасность прошла и мы правильно восстанавливаемся, за спазмом и сжатием должно прийти расслабление.

Если мы регулярно переживаем одни и те же ситуации (тот же пример с начальником), этот спазм возникает вновь и вновь в том же самом месте. Мы, вроде, восстановились, но переживаем свой страх снова и снова.

Спазмируясь, наши мышцы пережимают сосуды, которые снабжают нерв, и в этой части тела нарушаются кровоснабжение и обратный отток, то есть кровь и лимфа неправильно циркулируют в этой области.

Соответствующий орган становится слабым и уязвимым, поскольку снижается местный иммунитет.

Учимся читать тело

Замечали ли вы, что люди с одинаковыми заболеваниями чем-то похожи? Каждая часть тела является отражениям какой-то функции нашего сознания. На уровне совершенно разных структур возникают поражения, по которым можно косвенно судить, что происходит.

Чтобы лучше понять это, имеет смысл хотя бы в базисном варианте читать тело человека, знать, что за что отвечает. Если мы возьмем опорно-двигательный аппарат, с чем бы вы его проассоциировали? Держать, создавать поддержку.

Если говорить на языке психики, то с какими психическими функциями, характеристиками можно было бы это связать? Психологи установили, что костная система связана с набором базовых ценностей человека.

Это то, от чего отталкивается человек, на чем строит свое мировоззрение, это каркас его жизни, некий фундамент.

Если у человека происходит крах жизненных ценностей, рушится то, на чем все основывалось, если возникает понимание, переживание того, что жизнь в корне отличается от того, что он себе представлял, у человека неизбежно возникнет какая-то слабость в костной системе, какая-то патология, связанная с ней.

Суставы отвечают за способность к изменениям. Если я оказываюсь в ситуации, когда происходят или нужны изменения, но они меня не устраивают по какой-то причине, я пытаюсь зафиксировать старое.

Тут и возникают проблемы с суставами, какие-то воспалительные процессы. Именно поэтому психосоматическая причина остеохондрозов, артритов — это попытка (в глобальном смысле) оставить все том в состоянии, в каком оно было раньше.

Это распространённая проблема людей в пожилом возрасте.

Если мы понимаем, как это работает, мы можем этому эффективно противостоять.

Левое и правое

Левая и правая половины тела тоже имеют свое значение. Левая сторона показывает, насколько человек в ладу сам с собой, правая — на сколько он в ладу со своим ощущением себя в социальной реализации.

Можно сказать и по-другому: правая сторона показывает, насколько человек дружит с самим собой, а левая — с другими.

Если я ощущаю, что Я-социальный проявлен хуже, у меня будет постепенно формироваться перекос, будет развиваться сколиоз, я буду ходить по докторам, массажистам, но пока первичный конфликт не уйдет, глобально эта проблема никуда не денется.

Еще одна пара полярностей: левая сторона связана с женским началом, правая — с мужским.

Если у женщины возникает ситуация в жизни, когда она начинает растить ребенка одна и ей приходится выполнять в своей семье функции мужчины тоже, то у нее правая сторона начинает доминировать, преобладать.

Появляется повышенный тонус тканей справа, возникает напряжение в позвоночнике, внутренних органах, начинается остеохондроз, грыжи, проблемы с суставами.

Детальнее о взаимосвязи болезней и психологических факторов можете прочитать в статье: 

Точно так же, если в семье папы было мало, если он был всегда на работе, а мамы было много, либо если папа не был проявлен, как лидер, а лидером была мама, у ребенка автоматически будет доминировать левая сторона, а правая будет завалена, тонус тканей, мышц будет несимметричный.

Когда такой ребенок вырастет, эту же парадигму воспитания он будет передавать своим детям, и это именно тот механизм, когда склонность к психосоматическим расстройствам передается по наследству.

Мы можем серьезно заниматься спортом, можем долго ходить по врачам, но пока мы не обнаружим несимметричности в своем реагировании, пока наше поведение не будет сбалансировано, проблемы не исчезнут.

Здоровье можно наработать

Глобальный вывод должен быть не такой, что «если у меня болит печень, то я ищу причину, почему она у меня болит, и лечу именно печень». Вопрос не в том даже, чтобы поставить себе какой-то диагноз, — с этим проще разобраться, если найдешь первопричину.

Но глобальный вывод должен быть в четком понимании: наши мысли, эмоции, наши представления о себе, какие-то установки — все это прямо и непосредственно влияет на наше здоровье. Главный вывод — нельзя здоровьем заниматься отдельно и точечно, только тогда, когда что-то заболело, лечить это место. Главный вывод именно в том, что ты можешь наработать здоровье, только работая с собой целостно.

Способность к саморегуляции реально можно натренировать. Это не какая-то данность, что один от рождения более здоров, а другой менее. Это конкретно те способности человека, которые он может нарабатывать.

Если человек уже заболел, он ведет себя в зависимости от своих воззрений на то, как более правильно лечиться. Но более важны периоды между болезнями, когда, собственно, и можно заниматься наработкой ресурса.

Источник: https://kolesogizni.com/zdorove/proishozhdenie-bolezney

Психосоматика, или откуда берутся наши болезни

Психосоматика у детей: откуда берутся болезни?

Мы часто слышим фразу «Все болезни от нервов». Большинство людей не воспринимают ее всерьез. Но стоит ли так легкомысленно и скептически относиться к ее смыслу? Возможно, именно этот постулат и является ключевым в понимании причин возникновения различных заболеваний? Попробуем разобраться, где же истина, а где ложь.

Что такое психосоматика

Сам перевод термина «психосоматика» уже может многое рассказать о его значении, ведь первая часть «психо» – с греческого языка переводится как «душа», а «сома» – тело. С медицинской и психологической точки зрения это понятие олицетворяет направление, изучающее влияние психологических факторов и эмоций человека на развитие различных болезней.

Тело человека – это сложный механизм, его иногда тяжело понять, но и оно имеет свой особый язык. В нашем организме ничто не возникает просто так.

Как это работает? Объясню на легком примере. Обычная простуда имеет не только внешние, но и внутренние, подсознательные причины. Человек не всегда может контролировать свои эмоциональные реакции на различные жизненные ситуации и очень зря.

Испытывая те или иные эмоции, по команде центральной нервной системы, в кровь выделяются определенные гормоны, которые могут как усиливать защитные силы организма, так и вредить иммунитету.

В результате сопротивляемость организма к болезням снижается и может развиться заболевание.

Нельзя утверждать, что как только Вы немного позлитесь, то сразу заболеете. Нет, это не так, все зависит от конкретной ситуации, ее анализа и правильных способов решения проблемы.

На сегодня сформирована целая категория для обозначения психосоматических болезней. К ней относятся болезни, причинами которых являются нарушения работы психологических процессов человека, а не физиологических.

История возникновения психосоматической теории

Чтобы лучше понять суть психосоматических явлений, обратимся к истории. Первыми о связи души и заболеваний тела догадались древние египтяне, еще в XVI веке до н.э. Они связывали возникновение болезней с «нездоровой душой».

В Древней Греции, Гиппократ исследовал склонность к болезням у разных типов темперамента. Также, его мнение о болезни, как реакции на обстоятельства жизни человека, актуально и по сей день.

Позже, средневековый врач Авиценна, стал первооткрывателем экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний. Он проводил опыты на определение влияния конкретных эмоций на продолжительность жизни.

Если бы органы брюшной полости могли рассказать историю своих страданий, то мы с удивление узнали бы, с какой силой душа может разрушать принадлежащее ей тело Иоганн Хайнрот

Именно немецкий психиатр Иоганн Хайнрот в 1818 году ввел термин «Психосоматика» в оборот. Но в то время данное направление медицины не было распространенным, его всячески опровергали и прекращали исследования в этой сфере.

Дело сдвинулось с мертвой точки, когда австрийский психиатр Зигмунд Фрейд сумел вылечить соматическое заболевание методом психотерапии. Это дало толчок к развитию концепции конверсионных нарушений и активного развития психосоматической науки.

В дальнейшем огромное количество ученых разрабатывали много теорий и исследовали психогенные причины возникновения болезней человека.

Методика использования таблицы причин болезней Луизы Хей

Сегодня существует множество классификаций психосоматических болезней. Одну из них, по моему субъективному мнению наиболее удобную для использования, мы сегодня рассмотрим.

Ее создала Луиза Хэй, на основе многих исследований ученых из разных стран мира. В этой таблице представлены большинство распространенных заболеваний человечества, психологические причины их возникновения, а также один из методов лечения болезней – аффирмации.

Аффирмации – это короткое словосочетание или фраза, которая включает в себя вербальную формулу, при многократном повторении которой, происходит закрепление нужного установки в подсознании человека. Используется для улучшения общего психоэмоционального состояния и настройки на правильное позитивное мышление.

Любовь – великое чудодейственное лекарство. Любовь к себе творит в нашей жизни чудеса Луиза Хей

Пользоваться таблицей Луизы Хэй, можно следующим образом:

  • Найдите Вашу болезнь в списке, проанализируйте события Вашей жизни за последнее время, сопоставьте их с указанными причинами.
  • Настройтесь на изменения, повторите громко несколько раз фразу-установку: «Я прощаюсь с теми мыслями, которые привели меня к болезни»
  • Несколько раз повторите аффирмацию, которая указана в способе лечения.
  • Как можно ярче прочувствуйте смысл целебной фразы, внедрите ее в подсознание, а также подкрепите слова беспрекословной верой в выздоровление.
  • Для закрепления эффекта и профилактики заболеваний, дополните лечение ежедневной медитацией.

Выполняя эти простые правила, Вы довольно быстро освоите суть самолечения с помощью аффирмаций.

Таблица Луизы Хэй не является универсальным лечебным средством, но ее использование многими людьми в мире дает уникальные результаты. Стоит понимать и действительно верить в то, что человек сам способен изменить свое состояние, просто поменяв свое стереотипное мышление.

Если Вы никогда не работали с положительными установками, следует выполнять несколько правил:

  • Сделайте утверждение истинно собственным, в нем обязательно должно быть слово «Я».
  • Только позитив! Без использования фраз «не хочу», «не буду» да и вообще без частицы «НЕ».
  • Фразы произносятся в настоящем времени.
  • Не просто говорите, но как бы проживайте аффирмацию, сделайте ее как можно правдоподобнее.
  • Используйте простые формулировки, они должны быть как можно короче и вместе с тем – содержательные.
  • Как и для любого начинания в жизни, для применения метода аффирмаций необходимые тренировки и вера в результат. Только в таком случае Вы добьетесь успеха.

Болезни и причины их возникновения

На создание таблицы Луизу Хэй подтолкнул собственный недуг. Впервые она была опубликована в книге «Исцели себя сам». Для удобства, все болезни разделены на категории:

1. Психологические отклонения и болезни головы – в зависимости от конкретного случая, основными причинами являются страхи, отсутствие желания решать проблему, самокритика, агрессия, гнев, недоверие к жизни, чувство незащищенности, сдерживания слез, стресс, напряжение.

2. Болезни глаз – разочарование жизнью, страх не выполнить жизненную миссию, неверие в светлое будущее, нежелание видеть семейные проблемы, злобный взгляд на жизнь.

3. ЛОР-заболевания – возникают в результате подавления эмоций, не реализации творческого потенциала, гнев, раздражение, нежелание слышать, не прислушивания к внутреннему голосу, упрямство, невысказанная обида, сдерживание гневных слов, страх высказаться.

4. Расстройства питания – страх, потребность в защите, тревожность, самозащитные реакции разрушающего типа, аутоагрессия, чрезмерная чувствительность.

5.

Болезни пищеварительной системы – гнев, нерешительность, страх перед новизной, навязчивая идея контроля всех аспектов жизни, разочарование, сопротивление изменениям, ненависть, злоба, создание препятствий для всего хорошего в жизни, попытки побега от реальности, фрустрация, проблемы, негативные ожидания, влияние прошлого на настоящее, отторжение, чувство вины, неспособность принять решение.

6. Болезни дыхательной системы – отказ брать ответственность за свою жизнь, споры, крик, игнорирование, мстительность, страх жить, сопротивление изменениям, депрессивные проявления, отчаяние.

7.

Болезни опорно-двигательного аппарата – недостаточность поддержки, длительное психическое перенапряжение, страх перед будущим, чувство отсутствия поддержки в жизни, отсутствие целостности, упрямство, неспособность вынести тяготы судьбы, отсутствие эмоциональной поддержки, чувство вины, финансовые трудности, лицемерие, застойное мышление, непреклонность, жесткость, чувство вины, ощущение обременения жизнью, беспокойство, страх перед авторитетом, эгоизм, чувство ненужности, чувство недостаточно хорошего внешнего вида, недостаток любви, страх идти вперед, гордыня, подавленный гнев, сильное желание удержать.

8. Болезни мочеполовой системы – страх отпустить человека или событие, критика, разочарование, обозленность, стыдливость, гнев, страх ошибок, тревожность.

9. «Женские» болезни – отстранение от внутренней женской сущности, нарушение отношений между мамой и ребенком, чувство отсутствия любви, гиперопека, самонаказание, ссоры со второй половинкой, страх быть нежелательной, отказ от женственности, ощущения себя недостойной любви.

10. «Мужские проблемы» – ментальные страхи, чувство вины, злость на предыдущего партнера, неприятие мужских принципов, ослабление мужественности.

11. Кожные заболевания – недовольство жизнью, нелюбовь к себе, подверженность к воздействию окружающими людьми, скрытые страхи, тревога, страх боли, сопротивление, гнев, отстраненность.

12. Болезни эндокринной системы – психический дисбаланс, беспокойство, отсутствие заботы о себе, бедность эмоций, ощущения, что все счастливые моменты жизни уже прошли, унижения.

13. Болезни кровеносной системы – ограничение в радостях жизни ради денег, отсутствие радости, сомнения, гнев разочарование, чувство одиночества и страха, застой в мыслях, нерешенные эмоциональные проблемы, недолюбленность в детстве, одержимость.

14. Нарушения роботы иммунной системы, инфекционные заболевания, – раздражение, неприятие себя, вспыльчивость, зависть, чувство незащищенности, злобные мысли, эгоизм.

15. Другие болезни:

  • Рак – горе, глубокая боль, разрушительное чувство обиды.
  • Опухоли – тотальный акцент внимания на старые обиды, нежелание их отпускать.
  • Хронические болезни – страх перед будущим, страх перемен.

Это далеко не полный перечень проблем и причин возникновения. Каждая из конкретных болезней имеет свою аффирмацию, важно четко определить какая именно Вам нужна, отталкиваясь от узкого индивидуального диагноза.

Чудеса происходят каждый день, стоит только приложить немного усилий и добавить веры. Здоровья Вам и благополучия!

Источник: https://kolesogizni.com/zdorove/psihosomatika-otkuda-berutsya-bolezni

Для родителей
Добавить комментарий