Ранняя социализация: а есть ли польза?

Ранняя социализация: а есть ли польза?

Ранняя социализация: а есть ли польза?

Благодаря техническому прогрессу и гигантским объемам информации мир ускорился, и кажется, планета теперь крутится гораздо быстрее, чем в прошлых веках. При этом наши защитные механизмы в виде религии, традиций и веры в ясность и упорядоченность социального мира рушатся.

Ориентиром в море неопределенности служит лишь индивидуальный успех. Сегодня все нацелены на личное благополучие, эффективность и видимые результаты. Недавно мне на глаза попалась реклама яслей-садика, в которой, кроме хорошего настроения малыша и новых друзей, обещают «достичь максимального результата».

Какого, хочется спросить, максимального результата можно достичь в яслях?

Мы неизбежно готовим детей к светлому будущему, адаптируем его, социализируем и проделываем еще кучу сомнительных вещей, а человек в это время лежит в колыбельке и притворяется кабачком.

У ответственных, готовых вкладываться родителей возникает иллюзия, что мы непременно должны что-то предпринять, причем поскорее: через полтора года ему придется пойти в садик, а он еще не научился отстаивать свою позицию в споре, цитировать Руссо и декламировать поэтов Серебряного века.

От того, что мы ставим грудничкам оркестровые увертюры и читаем Пушкина, вреда и правда не случится, одна лишь польза, а вот от того, что мы засунули его в ясли и обрадовались ранней социализации, могут возникнуть проблемы.

Привычка к рамкам

Социализацию не стоит понимать как общение исключительно со сверстниками, хотя здесь и вводят в заблуждения бесконечные фотографии неуверенно стоящих на ногах крох на детских площадках с мамиными подписями: «Социализируемся потихоньку». Социализация ‒ это погружение в культуру.

Мама, которая поет колыбельную, тоже осуществляет социализацию, и даже телевизор, о который ломается столько копей, служит той же культурной цели. Профессор психологии М. Чиксентмихайи в книге «Поток.

Психология оптимального переживания» объясняет: «Социализация, или превращение человека в личность, успешно функционирующую в рамках определенной социальной системы, есть необходимое условие существования любой культуры.

Сущность этого процесса заключается в том, чтобы сделать человека зависимым от общественного контроля, заставить его предсказуемо реагировать на вознаграждение и наказание. Социализация осуществляется наиболее эффективно в том случае, если люди настолько идентифицируются с обществом, что не могут даже помыслить о том, чтобы нарушить его законы».

Первой системой со своими законами являются дошкольные учреждения. Социализация там ‒ это не столько умение общаться и отстаивать свое «я», сколько привычка проводить время с конкретной воспитательницей, следовать местным правилам, вести себя за завтраком определенным образом, а на прогулке за линию не заступать. Но мы-то, конечно, знаем, что принуждение не имеет с развитием ничего общего.

Ориентация на ровесников

Маленькие дети обладают мощным инстинктом следования и подражания значимому взрослому.

Помещая детей в среду, где взрослого на 15 человек не хватает, мы получаем спорный результат: малыши привязываются друг к другу, копируют игры и манеры товарищей, которые еще сами не одержали победу в борьбе с горшком.

В книге «Не упускайте своих детей» канадский психолог-девелопменталист Гордон Ньюфелд пишет, что со времен Второй мировой войны словарный запас среднестатистического североамериканского ребенка уменьшился.

Как раз тогда, когда малышей стали массово отдавать в садики, а домохозяйки отправились на работу. Дети не учатся языку друг у друга, максимум, на что мы можем рассчитывать, ‒ что ребенок сможет ловко плеваться на дальность, работать локтями и быстро находить друга Васю, когда всем велят строиться по парам.

Общение детей неполноценно не только потому, что у них скудный лексикон. Другая причина состоит в том, что малыши лет до четырех-пяти не могут поставить себя на место другого, у них не сформировалась «модель психического». Этим термином (Theory of Mind) называют способность приписывать независимые психические состояния себе и другим.

У детей эгоцентрическое понимание: все, что чувствую я, чувствует и другой, то, что я вижу, видит другой. Пока не сформировалась модель психического, сложно отрефлексировать свои переживания, предсказать и объяснить поведение других людей, которые совершенно непостижимо тянут на себя твой любимый экскаватор. Профессор психологии Е.

Сергиенко пишет: «Большинство авторов признают началом становления модели психического возраст 4 года, когда дети способны понять задачи на неверные мнения». Вот пример такой задачи: «У Салли есть корзинка, а у Энн – коробочка. Салли положила в корзинку шарик (конфетку и т. п.) и вышла. Энн переложила шарик в коробку.

Ребенка спрашивают: «Когда вернется Салли, где она будет искать шарик?» Дети до 4 лет отвечают, что в коробке, после 4 лет, а чаще в 5 лет, – в корзинке».

В общем, погружение ребенка до 4 лет в бушующую детскую среду с благой целью ‒ понимать других, учитывать их чувства и ставить себя в коллективе ‒ бесполезная затея.

Сложности с эмоциональной регуляцией

Для чего нужна мама малышу, который довольно смутно выражает свои мысли и пока не решил, стоит ли устраивать бурную истерику или можно просто поныть? Близкий и внимательный взрослый помогает раскрыться, обозначить эмоцию, догадаться, какая муха укусила малыша, и утешить его, защитить в объятиях от всего мирового зла. В детском коллективе утешать детей принято не тогда, когда это им действительно необходимо, а когда у нянечки внезапно образовалась третья свободная рука.

В нашем обществе вообще принято недооценивать чувства, это касается и взрослых, а детей особенно. Подумаешь, поревет и перестанет. Здоровое детство подразумевает присутствие рядом такого родителя, который бы принимал весь комплект твоих переживаний: и грусть, и отчаяние, и фрустрацию, и радость.

В противном случае малыш учится подавлять чувства, чаще ‒ непозволительные: не реветь, не ныть, не возмущаться и быть паинькой. Выходит досадная штука: мы как раз отдаем ребенка пораньше социализироваться, учиться понимать других и себя, а получаем иной эффект.

Поскольку в детской компании вместо обозначения эмоций, принятия и понимания происходит драка за мячик, ребенку ничего не остается, как замыкаться в себе, замораживаться в маленьком эгоцентричном мире.

Оказывается, чтобы вырастить ребенка социально успешным, не так уж много нужно. Во всяком случае ясли с трех месяцев, которые гарантируют «максимальный результат», вам не пригодятся.

  1. Радоваться общению со своим ребенком (оно ведь как-то само получается, правда?). В умных книгах этот процесс, когда вы улыбаетесь малышу и читаете «Идет бычок, качается», называется «развитием способности к комплексным социальным взаимодействиям». Сегодня многие проводят время с ребенком, но при этом в телефоне. Чем меньше окажется телефона и чем больше живого разговора глаза в глаза, гримасничанья, боданья или даже беседы по душам («Знаешь, Маруся, какое лицо у моего начальника ‒ О-о!»), тем более высокий балл вы себе сможете поставить за его «социализацию».
  2. Проявлять внимание к эмоциям ребенка, проговаривать их, быть жилеткой и утешителем. Это хороший способ скомпенсировать то время, которое малыш проводит в саду или перед телевизором, испытывая неясные неназванные порывы и душевные движения. Так вы настраиваете базовую регуляцию чувственной сферы. Без умения с ней управляться ни в какое высшее общество не возьмут.
  3. Формировать «деревню привязанностей», то есть создать заинтересованную компанию бабушек, дедушек, друзей семьи разных возрастов, которых бы ребенок узнавал, мог с ними играть и дружить. В нашем детстве были дворовые компании: вышел из подъезда ‒ а там уже ждут товарищи по «казакам-разбойникам», за гаражом ‒ отличная футбольная сборная, в песочнице ‒ молодежная команда, на скамейке ‒ дружественные бабули с семечками. Сегодня мы с соседями по подъезду здороваемся редко, внутрисемейные связи ослабли, и если взрослые могут окунуться в интернет и пообщаться там с единомышленниками, то ребенок и этой радости лишен. Разновозрастная компания отличается от садовской группы более сложными иерархичными отношениями, в ней есть к кому тянуться и кого опекать. В общем, имеет смысл поискать такую среду для игр.

Оставляя ребенка в детской компании, нужно быть уверенным, что рядом есть внимательный взрослый, который заметит и наиболее безболезненно разрулит конфликт. Убедитесь, что к этому взрослому сам ребенок может без раздумий обратиться, если вдруг станет тоскливо, тревожно или понадобится помощь в революционной борьбе.

Источник: http://www.parents.ru/article/o-vrede-rannej-soczializaczii/

Ранняя социализация: казнить нельзя помиловать

Ранняя социализация: а есть ли польза?

Подумать только! 30 лет назад даже термина такого наширодители не знали! А теперь вокруг этого явления такие дебаты, что многиеполитики позавидовали бы количеству запросов в поисковиках на такиесловосочетания как «польза и вред ранней социализации», «когда можно начинатьвыходить с ребенком в свет/в ресторан/на развивающие занятия», «нужно лигрудничку общение» и т.д.

Пробуем разобраться вместе с Гордоном Ньюфелдом, доктором Лин Дэй, Сью Герхардт и другими специалистами.

Для наглядности

Этим летом я приехала с детьми к родителям в Новосибирск,звоню своей подружке детства и радостно говорю: «Слышала – ты недавно родила? Пойдемгулять с малышами! А потом в кафе на обед». В ответ получаю «Погулять –конечно, а вот в кафе … у меня еще совсем малыш, полугода не исполнилось еще….

»Начинаю просматривать профили в соцсетях моих одноклассниц, вижу, что многие изних в этом году стали мамами, и вижу, что посты про первые «гости» или выход «всвет» действительно случаются у них после отмечания полугодовасия.

А то и послегода – раньше редко кого встретишь в общественных местах, мамы не вытаскиваютсвоих грудничков из колясок, то ли боясь сглазов, то ли боясь вирусов, то лиеще чего… Мне так и не удалось понять.

Для сравнения

Как-то я гостила у подруги в Оксфорде – и она взяла нас с6-месячной Стешей на встречу «клуба оксфордских мам». Я ужасно волновалась ибыла на тысячу процентов уверена, что уж мы точно будем самыми маленькими.

Нет,нет и еще раз нет! Мы были не самые маленькие – раз, не были единственными неумеющими ползать и сидеть – два, ну а в чем мы взяли-таки «уникальность», такэто в том, что это были первые Стешины встречи со сверстниками, не считаягостей с детьми дома: в Англии принято с рождения посещать занятия, а к 3месяцам уже ходить на музыку для малышей.

А вот у обычной английской мамы грудничка 5 дней в неделюзаняты – то это развивающие классы Baby Sensory, то бассейн, то встречи в церковном приходе, топосиделки с подружками в кафе. С детьми, разумеется.

«Воронка экспертныхмнений»

Откуда эти полгода? Про «первый месяц никому не показывать»я слышала, про «до 40 дней» тоже, но полгода?… И почему так не говорят воФранции, например? Или в той же Англии? И чего боятся мамы в России?

У меня нет точного ответа на этот вопрос, могу толькопредположить, что это наша национальная традиция, культурная особенность. Имама, родив ребенка, сама не решает этот вопрос, а полагается на экспертов,коими выступают доктора, бабушки, общество, кто угодно – тот, кто являетсяавторитетом.

Педиатры в России в один голос говорят про санитарию,вирусы, бактерии и прививки, неврологи – про стресс, который малыш можетполучить от пребывания в незнакомой обстановке. (К сравнению: в Великобританииразвивающие занятия с рождения рекомендованы Королевским ПедиатрическимКолледжем и педиатры сами направляют мамочек на такие занятия.)

Общество косо смотрит: «Ты же мать же ж, куда ж тебя всенесет? Не нагулялась, что ли? Еще и ребенка тащит с собой…»

Государство говорит: «До 3 лет ребенку нужна только мама. ПОЭТОМУмы обеспечиваем вам декретный отпуск до 3 лет. А в 3 получите место в детскомсаду».

Переводя Ньюфелда, в России делают акцент на том, что когдамалыша разлучают с мамой, у него зашкаливает кортизол и малыш не можетправильно развиваться. И почему-то именно такие статьи выскакивают в русскихпоисковиках при запросе на раннюю социализацию. А как насчет социализациивместе с мамой?

Еще недавно наткнулась на мнение канадского специалиста,который считает, что если ребенка до года мама выводит в общество, то онперестает понимать, кто его «близкий взрослый», что в будущем чревато тем, чтородитель не будет являться авторитетом для собственного ребенка, в том числе, вподростковом возрасте. Опять же, то ли погрешности перевода, то ли попыткаперевернуть с ног на голову теорию важности «близкого взрослого» (в которую я,в том числе, искренне верю) и поставить знак равенства между «раннейсоциализацией» и «оставлением малыша чужим тетям».

Как говорится, котлеты отдельно, мухи – отдельно. О близкомвзрослом, теории привязанности и нюансах адаптации я обязательно еще напишу. Апока на повестке дня – социализация, это, как минимум, не исключает наличиеблизкого взрослого, а даже наоборот!

Мне вообще кажется, что все это воронка экспертных мнений, вкоторую попадает каждая недавно родившая мамочка. Могу, конечно, ошибаться, ноя точно в это «воронку» с первым ребенком угодила.

Никаких мнений.Только факты

Из всех факторов, которые оказывают влияние на общительностьи социальность человека, на то, насколько уверенно человек держится в обществе,насколько комфортно чувствует себя в разных социальных ситуациях, только 13%являются генетическими. 87% – этотак называемые средовые факторы. Это,кстати, подтверждается и отечественными исследованиями 1980-90-х гг.,обнародованных только недавно.

К средовым факторам относятся и модель семьи, и образ жизни мамыс малышом, и  весь тот опыт, которыйполучает ребенок в первые годы жизни. Чем больше малыш взаимодействует сдругими детьми, тем больше разного опыта он получает и тем лучше формируется иразвивается его «социальный мозг».

А вы знаете, что «социальный мозг» малыша начинаетформироваться с самого рождения и его пик приходится на возраст от 9 до 18 месяцев.

После этого егоразвитие уже в менее стремительном темпе продолжается до 3 лет, а дальше уже можно с уверенностью утверждать, чтофундамент для социальности человека заложен. Это данные исследований ….

И оченьдоступно описано у Сью Герхардт в книге «Как любовь формирует мозг ребенка».

Это моя Лиза в 2 месяца на очередном занятии Бейби Сенсори,рядом с ней – ее друг и ровесник Мика. Сейчас им обоим по 1,8 и они узнают другдруга при встречах и играют вместе. А мы дружим с мамой Мики Анечкой, с которойпознакомились на занятияхJ

Таким образом, основываясь исключительно на фактах, мывидим, что первые годы развития ребенка являются крайне важными, с точки зренияразвития навыков социализации у малыша, и эти навыки малыш получает отвзаимодействия с другими малышами.

Зачем это нужно?

Приведу 5 причин социализировать грудничка. 3 причины –универсальные для всех и еще 2 – дополнительныеJ

1.    Уверенностьв себе в любой ситуации.

Как отлично подметил доктор Ньюфелд,социализация – это нечто большее, чем просто умение хорошо ладить сосверстниками. Социализация включает в себя умение строить отношения сокружающими, оставаясь в то же время самим собой. Приходить в незнакомую компанию и чувствоватьсебя достойно и уверенно.

Общаться с людьми разных возрастов, культур и сразными особенностями. Вести “короткие беседы” (small talks).  Уметь поддержать разговор на любую тему влюбой ситуации с любым собеседником. Умение заводить друзей и знакомых иподдерживать отношения.

Уверена – мы все хотим этого для своих детей! И чтобыэто им легко давалось!

2.    Развитиемозга и потенциала ребенка. Тот опыт, который малыш получает отвзаимодействия с другими детьми, бесценен! Тернер выдвинул предположение о том,что наша рациональность и способность к речи выросли из «нашей способности бытьочень эмоциональными».

С развитием эмоционального мозга мы становились всеболее эмоционально сложно устроенными, все больше альтернатив возникало в ходевзаимодействия с другими людьми.

Что в свою очередь потребовало развитияспособности осознавать и обдумывать собственные эмоции, приведшей к развитиюкоры головного мозга, в частности ее префронтальной зоны.

Таким образом, обеспечиваягрудничку достаточно возможностей для общения с другими малышами, мы развиваемне только его навыки общения и взаимодействия с другими людьми, но и общееразвитие мозга.

3.    Признаниеразных людей вокруг. Это и о разных моделях поведения, и о особенностяхлюдей (физических, генетических, поведенческих – любых). Умение воспринимать мир таким, какой он есть, не шарахаться отлюдей с другим цветом кожи, не впадать в ступор от кажущегося неадекватнымповедения собеседника, быть в хорошем смысле «гражданином мира».

4.    Дополнительная причина для тех мам, которыеработают над обеспечением ребенку образования в лучших ВУЗах мира: возможностьоткрыть ребенку новые двери и возможностидля поступления в лучшие учебные заведения.

В 21 веке уже отнюдь не умениесчитать до 100 и не знание 3 языков определяют успешность и потенциал ребенка в3 года.

И в США и Европе детям уже не дают «логические тесты» на поступление вхорошие школы (из которых потом поступают в хорошие ВУЗы, в Йель, например), аполучает широкое распространение практика play dates – «игровых свиданий», где психологи и педагоги смотрят,как ребенок играет с другим ребенком, как коммуницирует с ним, общается,знакомится. И именно эти навыки – навыки первичной социальности – являютсярешающим фактором для принятия ребенка в хороший садик или школу. Эта практикахорошо описана в книге «Приматы Парк Авеню» (Primates of Park Avenue, Wednesday Martin)- у кого будет возможность –почитайте!    

5.     Дополнительная причина для мам, которым, как имне, нужен повод для того, чтобы нарядитьсяи почувствовать себя не только мамой: социализируя малыша, мысоциализируемся и сами!

Звучит убедительно? По-моему, каждой отдельно взятой причиныуже достаточно! Особенно – последнейJ

Что делать и кудабежать?

Готовы? Тогда надеваем платье, укладываем волосы и бежим накаблуках по всем кафе, ДК и паркам!! И не забываем ребенкаJ))

А если серьезно, то хочу предложить вам 5 способовсоциализации малыша с самого рождения.

1.    Имитация– первый инструмент социализации, один из ее первых этапов. Доказано, что младенцыпознают социальные навыки через взаимодействие с другими людьми.

Первыесоциальные сигналы включают визуальный контакт, улыбки, язык жестов. Поэтомуэксперты в раннем развитии советуют практиковать язык жестов, повторение звуковживотных в младенчестве и занятия музыкой.

Про язык жестов напишу отдельноскоро в блог.

2.    Первыеигры с малышом. Причинно-следственные механизмы социального поведенияформально начнут развиваться у детей намного позже, ближе к 3-4 годам. Однако,механизмы первичной социализации и понимания первичных социальных явленийразвиваются с рождения, чему активно способствуют такие игры, как:

·     «ку-ку» – набросьте на малыша прозрачныйшифоновый шарфик и спросите «Где малыш (назовите его/ее имя?), затем снимитешарфик со словами «Вот малыш!»,  затемнабросьте шарфик на себя и проделайте то же самое;

·     игры с зеркалом – играйте с малышом, топоявляясь, то исчезая в зеркале.

Такие игры позволяют малышу понять, что объекты могут периодическиисчезать из поля зрения, но это не повод для беспокойства – ведь они пропадаютне навсегда! И даже мама!

Эти первые два пункта относились к «домашней подготовке к социализации». А теперь настало время поделиться советами для выведения малыша в свет.

3.    Модель семьи. Модель семьи – самый важный пример для малыша! Ходите в гости и приглашайте гостей с детьми к себе, устраивайте детские праздники дома и в разных новых местах вместе с другими родителями.

Любопытным является мнение некоторых экспертов в сфере раннего развития, что если «главным взрослым» чаще всего является мама, то папа – это чаще «второй взрослый» в жизни малыша. И если роль «главного взрослого» – это обеспечение базовых потребностей и комфорта, то роль «второго взрослого» – это как раз знакомство с окружающим миром и обществом.

4.     Очень здорово водить ребенка в группы по раннему развитию.

Кто еще сомневается – есть ли такие  – советую присмотреться к Бейби Сенсори и послушать отзывы мам из самой первой группы (кстати, мы с Лизой там тоже естьJ) В последнее время развивается хорошая практика концертов живой музыки для малышей.

5.    Берите малыша в поездки, на пикники, в парки летом! Конечно, не стоит доходить дофанатизма – в бар с подружкой можно пойти и без ребенка, но вот пообедать ссестрой и племянниками – почему бы и нет?!

Если вы любите правила так, как люблю их я, то заведите себеправило: раз в неделю минимумвыходить куда-то, где ребенок может поиграть, пообщаться, провести время сдругими детьми, и лучше, чтобы каждую неделю это были разные дети. Часа будетвполне достаточно для начала, а потом вы втянетесь!:)

Может, все-таки подождать…. пока пойдет/пока заговорит/когда исполнится три года?

Для тех, у кого возник такой вопрос, у меня две новости.

Одна хорошая – подождать можно. Ничего катастрофического непроизойдет. Благо, наш мозг устроен так, что после трех еще не поздно инейронные связи все равно формируются.

Вторая новость не такая хорошая – после трех лет действительноначинается совершенно другой процесс в мозгу и для восприятия того же самого объемаинформации мозгу требуется больше усилий. Поэтому мое мнение – что  упускать время не стоит, к тому же – это такойкайф– везде ходить с малышами и наблюдать, как они общаются со сверстниками!

“,”author”:”Автор: Unknown”,”date_published”:”2020-01-16T09:35:00.000Z”,”lead_image_url”:”http://4.bp.blogspot.com/-jEWLcML1qn8/Vcok8q8oHQI/AAAAAAAAAsw/ufdOlmhcAr0/w1200-h630-p-k-no-nu/%25D0%2591%25D0%25A1.tiff”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”http://momcanmore.blogspot.com/2015/08/rannyaya-socializaciya-detej_11.html”,”domain”:”momcanmore.blogspot.com”,”excerpt”:”Подумать только! 30 лет назад даже термина такого наши родители не знали! А теперь вокруг этого явления такие дебаты, что многие поли…”,”word_count”:1968,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: http://momcanmore.blogspot.com/2015/08/rannyaya-socializaciya-detej_11.html

Социализация младших дошкольников в условиях группы ранней адаптации

Ранняя социализация: а есть ли польза?

Оксана Юрьевна Садреева
Социализация младших дошкольников в условиях группы ранней адаптации

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека.

Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности».

(слайд 2) Итак, социализация – это процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием воспитательной и обучающей деятельности.

В дошкольном образовательном учреждении «социализация» начинается с ясельной группы. Именно в этом возрасте ребенок в полной мере впервые знакомится с миром взрослых, учится общаться с другими детьми. Первой ступенью в этом процессе является адаптация детей младшего возраста к детскому саду.

С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе многого неизвестного, другой стиль общения.

Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.

(слайд 3) Сравнительный анализ адаптации в нашем ДОУ в течение нескольких лет показал, что лишь 20% детей имеют и лёгкую степень адаптации, 40% детей имеют среднею и тяжёлую степень адаптации.

Дети не имеют опыта общения с другими людьми, у детей не сформированы навыки предметно-игровой деятельности, родители не формируют у детей навыки самостоятельности.

По итогам анкетирования родителей 65% заявили о необходимости функционирования группы ранней адаптации.

Исходя из этих данных, в 2014году была организована группа ранней адаптации «Кроха» для детей с 2-х до 3-х лет, которая пользуется большим спросом у будущих воспитанников и их родителей. Выпускники данной группы в 2015году значительно легче влились в детский коллектив.

Так как в адаптационной группе время пребывания детей ограничено, это предъявляет особые требования к организации воспитательно-образовательного процесса.

Для детей, приходящих в группу по субботам на 3 часа (с 09:00 до 12:00) образовательный процесс организовывается максимально компактно, чтобы не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка.

Работа по социализации детей младшего возраста проходит исходя из поставленных перед собой целей: (слайд 4)

• усовершенствовать самостоятельность детей в предметно – игровой деятельности и самообслуживании;

• расширить ориентировку в ближайшем окружении;

• научить умению играть и действовать рядом.

Для реализации данных направлений необходимо решить следующие задачи: (слайд 5)

• сформировать представления о ближайшем окружении, о простейших связях между ними;

• научить представлениям, умениям и навыкам самообслуживания;

• сформировать представления о природном окружении (овощи и фрукты, животные, растения);

• сформировать представления о явлениях общественной жизни.

Чтобы решить эти задачи я использовала следующие приемы и методы, технологии:

1. Сказкотерапия. Суть сказкотерапии в том, что бы составлять сказку, которая отражала бы трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.

Виды сказок, которые я применяю в сказкотерапии:

• народная или художественная сказка – оказывает духовно-нравственное воспитание, формирует чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т. д. ;

• обучающая или развивающая сказка – расширяет знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях;

• диагностическая сказка – помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру;

психологическая сказка – вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.

Схема терапевтической сказки

• подбор героя (похожего на ребенка);

• описание жизни героя;

• помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка);

• герой ищет и находит выход.

Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.

Варианты работы со сказкой

• нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации;

• изготовить своими руками куклу по мотивам сказки;

• сделать постановку сказки в виде настольного театра.

(слайд 6) Например сказка репка. Там была маленькая мышка и без нее репку не вытянули. Надо дать понять ребенку, что мышка маленькая, но уже сильная как он, и что без нее не обойтись, что она нужна. Ребенок чувствует, что он нужен и что он тоже многое может хоть и маленький.

2. Чтение потешек в процессе режимных моментов.

(Слайд 7) Люлю – люлю, ой, люли

Прилетели голуби

Стали гули ворковать,

Нашу деточку качать.

Баю-бай, баю-бай

Поскорее засыпай

Баю-бай, баю-бай

Спи, малыш мой, засыпай.

(Слайд 8)

Мы вагоны прицепили

И по рельсам покатили.

Красный, желтый, голубой –

Все цвета везем с собой.

3. Песочная терапия.

(Слайд 9) – рисование на цветной соли очень занимательное увлечение.

4. Музыкотерапия, ритмопластика

(Слайд 10) Здесь у детей обогащается слуховой опыт, они учатся различать звуки по высоте, узнавать звучание различных музыкальных инструментов: колокольчики, ложки, барабаны, дудочка, металлофон, маракасы, бубен, треугольник, свистульки. Развивается слуховое восприятие, умение слушать высокий и низкий тембр в музыке.

(Слайд 11) А ритмопластика помогает развить у детей выразительность в движениях, эмоциональной отзывчивости на музыку; формируется умение исполнять простейшие плясовые движения.

5. Пальчиковые игры.

Самые простые это – ладушки, этот пальчик, мы капусту и т. д.

(слайд 12) Кораблик

По реке плывёт кораблик,

Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)

У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)

У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)

Но страшны им только кошки,

Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим).

С суджоками и мячиками.

6. Нетрадиционные методы рисования

(Слайд 13) Традиционное рисование предполагает использование карандашей, красок и в качестве носителей- бумаги и ткани. В нетрадиционном рисовании можно использовать всё – овощи, фрукты, чернила, сок, пальцы, ладони, макароны, крупы. …В качестве носителей – фактурированную, гофрированную, промокательную и прочую бумагу, обои, ткани и многое, многое другое.

7. Пальчиковый театр

(Слайд 14) Деревянный, вязанный, тканевый, бумажный и т. д.

8. Игры, направленные на развитие: восприятия, мелкой моторики, речи, мышления, памяти и воображения.

(Слайд 15, 16, 17)

Макароны на шнуровке

Клавиатура

Бигуди на резиночках

Прищепки

Баночки с геометрическими фигурками или с разными цветами

Проволока

Фасоль

Фигурки по коробочкам

Такие игры и упражнения в период адаптации способствуют снятию эмоционального и мышечного напряжения, созданию благоприятного положительного климата в группе, развитию внимания., восприятия, речи, воображения,

В развитии социализации детей младшего возраста немаловажную роль имеет сюжетно-ролевая игра. Дети желают и стремятся быть похожими на взрослых. Игра, как никто другой способствует этому.

В сюжетно-ролевой игре дети могут быть кем угодно и мамами, и папами, и дочками, и даже разными зверюшками.

Они осваивают новые предметы, понемногу начинают знакомиться с профессиями (продавец, парикмахер, повар, доктор) и действиями взрослых (готовить, лечить, ходить в магазин, кормить, укладывать спать, учатся общению друг с другом. (Слайд 18)

Уделяется внимание гендерному воспитанию.

Современные авторы (Л. В. Градусова, Е. А. Кудрявцева и другие) считают, что женщину в девочке, также как и мужчину в мальчике, следует формировать с дошкольного возраста.

Иначе при становлении личности девочки и мальчика неизбежны отклонения, приводящие к эмоциональному неблагополучию среди сверстников, а в дальнейшем – препятствующие выполнению семейной и общественной функции. Мы предлагаем детям игровые роли противоположного пола (мама, папа).

(Слайд 19) Мальчиков заинтересовываем различным игрушечным транспортом, строительством. (Слайд 20) Девочкам же больше предлагаем игры в «дочки – матери», с ряженьем. Уже с этого возраста мальчики учатся уступать девочкам. Это, конечно, задатки гендерного воспитания.

Но воспитывать из мальчика будущего мужчину, а из девочки будущую женщину нужно начинать уже в раннем возрасте.

Считаю что проблема адаптации у детей младшего дошкольного возраста важная и необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность, которой диктуется современными условиями.

И поэтому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей младшего возраста в детском саду.

У нас так же есть совместные утренники детей с родителями. Мы совместно готовимся к ним. Танцуем, играем и т. д. (слайд 21,22,23,24)

В заключении своего выступления хочу подчеркнуть, что для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром. Результатом ранней социализации является готовность в дальнейшем детей к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность. (слайд 25)

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/socializacija-mladshih-doshkolnikov-v-uslovijah-grupy-ranei-adaptaci.html

Ранняя социализация ребенка – польза или вред? – Центр Teddy Bear Day Care

Ранняя социализация: а есть ли польза?

Ранняя социализация ребенка — что это за зверь и с чем его едят? Давайте разбираться вместе!

Еще не так давно декретный отпуск до 3 лет, возможность взять отпуск по уходу за ребенком до 6 лет были нашей обычной реальностью.

Сейчас же все больше родителей продолжают после рождения малыша вести активную социальную жизнь, а опыт европейских коллег, где декретный отпуск длится в лучшем случае до 9 мес-1 года — наталкивает на мысль, что в вопросе того, что действительно необходимо ребенку — есть разные точки зрения. Давайте рассмотрим их.

Государство говорит: «До 3 лет ребенку нужна только мама. ПОЭТОМУ мы обеспечиваем вам декретный отпуск до 3 лет. А в 3 получите место в детском саду». У нас делают акцент на том, что когда малыша разлучают с мамой, у него зашкаливает кортизол и малыш не может правильно развиваться.

Ряд исследований, проведенных в 1980-90-х гг. говорят о том, что из всех факторов, которые оказывают влияние на общительность и социальность человека, на то, насколько уверенно человек держится в обществе, насколько комфортно чувствует себя в разных социальных ситуациях, только 13% являются генетическими. 87% — это так называемые средовые факторы.

К средовым факторам относятся и модель семьи, и образ жизни мамы с малышом, и весь тот опыт, который получает ребенок в первые годы жизни. Чем больше малыш взаимодействует с другими детьми, тем больше разного опыта он получает и тем лучше формируется и развивается его «социальный мозг».

«Социальный мозг» ребенка начинает формироваться с самого рождения и его пик приходится на столь юный (по нашему мнению) возраст от 9 до 18 месяцев.

После этого его развитие уже в менее стремительном темпе продолжается до 3 лет, а дальше уже можно с уверенностью утверждать, что фундамент для социальности человека заложен.

Более подробно можно почитать в книге Сью Герхардт «Как любовь формирует мозг ребенка».

Действительно и так полезна ранняя социализация и зачем она нужна? Приведем несколько аргументов:

  1. Уверенность в себе в любой ситуации.
    Социализация — это нечто большее, чем просто умение хорошо ладить со сверстниками. Она включает в себя умение строить отношения с окружающими, оставаясь в то же время самим собой. Приходить в незнакомую компанию и чувствовать себя достойно и уверенно. Общаться с людьми разных возрастов, культур и с разными особенностями. Уметь поддержать разговор на любую тему в любой ситуации с любым собеседником. Умение заводить друзей и знакомых и поддерживать отношения. Уверены – мы все хотим этого для своих детей! И чтобы это им легко давалось!
  2. Развитие мозга и потенциала ребенка. Тот опыт, который малыш получает от взаимодействия с другими детьми, бесценен! С развитием эмоционального мозга мы становились все более эмоционально сложно устроенными, все больше альтернатив возникало в ходе взаимодействия с другими людьми. Что в свою очередь потребовало развития способности осознавать и обдумывать собственные эмоции, приведшей к развитию коры головного мозга, в частности ее префронтальной зоны. Таким образом, обеспечивая грудничку достаточно возможностей для общения с другими малышами, мы развиваем не только его навыки общения и взаимодействия с другими людьми, но и общее развитие мозга.
  3. Признание разных людей вокруг. Это и о разных моделях поведения, и особенностях людей (физических, генетических, поведенческих — любых). Умение воспринимать мир таким, какой он есть, понимать, что в нем есть и другие детки (особенно это важно, если ребенок один в семье), взрослые, со своими желаниями, интересами; умение договариваться и делиться, поддерживать других и проявлять хитрость — что, в свою очередь, опять же — есть признаком развития интеллекта!
  4. Возможность родителям не выпадать на целых 3 года из социальной/профессиональной жизни. Мы знаем, что вокруг данной темы уже сказаны миллион аргументов «за» и «против». Но точно знаем одно — ребенок вырастет таким, каким он видит перед собой пример значимого взрослого. Потому наполненная жизнь родителя крайне важна не только для него самого — но и для любимого чада.
  5. Дополнительная причина для тех мам, которые работают над обеспечением ребенку образования в лучших ВУЗах мира: возможность открыть ребенку новые двери и возможности для поступления в лучшие учебные заведения. В 21 веке уже отнюдь не умение считать до 100 и не знание 3 языков определяют успешность и потенциал ребенка в 3 года (хотя и все это тоже «да!»). И в США и Европе детям уже не дают «логические тесты» на поступление в хорошие школы (из которых потом поступают в хорошие ВУЗы, в Йель, например), а получает широкое распространение практика play dates – «игровых свиданий», где психологи и педагоги смотрят, как ребенок играет с другим ребенком, как коммуницирует с ним, общается, знакомится.

Понимая важность ранней социализации мы и создавали детский центр Teddy Bear Day Care. Место, где малышам максимально комфортно — начиная с самого юного возраста, где профессиональный персонал уделяет достаточно времени развитию, общению, заботе; где детки в прямом смысле чувствуют себя как дома!

Приходите знакомиться 

Источник: https://teddybeardaycare.com.ua/rannyaya-socializaciya-rebenka-polza-ili-vred/

Социализация и позитивные девиации личности

Ранняя социализация: а есть ли польза?

УДК 316.614 С53

Снимщикова Эмилия Викторовна

аспирант кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России тел.: (928) 273-45-57

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ПОЗИТИВНЫЕ ДЕВИАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация:

В данной статье сделана попытка дать ответы вопросы: Что представляет собой процесс социализации личности? Что такое позитивные девиации и как они формируются в личности? Есть ли особенности в социализации такой личности? Процесс социализации рассмотрен с разных сторон. Обращено внимание на соотношение понятий «развитие», «воспитание» и «социализация личности». Сформулировано понятие «позитивные девиации». Описаны условия для их формирования. А также дана характеристика особенностей социализации позитивно-девиантной личности.

Ключевые слова: личность, социализация, общество, индивид, развитие, саморазвитие, самоактуализация, активность личности, позитивные девиации, деятельность, творчество, креативность.

Социализация – это процесс развития и становления личности, который включает в себя трансляцию социокультурного опыта от общества к личности, усвоение личностью требований общества, присвоение норм, правил поведения, в результате чего происходит адаптация; и собственную интерпретацию полученного опыта, то есть индивидуализацию. Процесс социализации – это одно из условий сохранения и развития социальной культуры; социализация дает возможность обществу воспроизводить самое себя, является условием сохранения и развития социальной культуры.

Это своеобразный способ предупреждения и преодоления неизбежных конфликтов между личностным и социальным: чтобы потребности личности удовлетворялись не во вред обществу, а интересы общества – не за счет подавления прав и свобод личности.

Таким образом, через механизм социализации происходит постоянное взаимодействие элементов системы «человек – социальная среда», которая на каждом новом этапе социализации порождает новое качество, новый результат, в свою очередь определяющий соотношение внутренних и внешних элементов системы.

Социализацию также можно рассматривать как процесс и результат включение индивида в социальные отношения.

Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, то есть способность общаться и взаимодействовать с другими людьми [1].

Социализация – не пассивное усвоение «культурной программы».

Присваивание личностью социального опыта порождает в ней собственные установки, ценностные ориентации, знания, умения и навыки. А личность в свою очередь воздействует на социальную среду.

То есть социализация – это двусторонний процесс трансляции.

Этот процесс включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, например воспитание или обучение, но и спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.

Таким образом мы приходим к выводу, что «социализация» многозначна, включает в себя такие социальные механизмы, как обучение, воспитание, освоение социальных ролей, взросление, адаптацию, то есть совокупность всех социальных процессов, благодаря которым человек осваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Следует обратить внимание, что понятие «социализация» нередко напрямую связывают, а иногда и отождествляют с понятиями «воспитание» и «развитие».

Социализация есть условие и основа развития социального развития личности. Социализация и развитие личности – процессы параллельные, особенно тесно связанные на ранних стадиях жизни человека.

В процессе социализации психофизиологические задатки человека, с одной стороны, реализуются, а с другой – превращаются в социально значимые свойства личности. Это очень важный методологический момент, так как в процессе социализации формируется личность человека как носителя общественных отношений.

Аналогично, в процессе духовного роста психофизиологические задатки человека, с одной стороны, реализуются, а с другой – превращаются в духовно и социально значимые свойства личности.

Человек выступает не только как объект, но и как субъект социализации, действуя независимо от ожиданий других, реализуя свои потребности и способности, себя как личность.

Процесс социализации включает в себя развитие и саморазвитие личности (можно даже сказать – самореализацию), а так же приспособление человека к жизни в обществе.

Отсюда можно предположить, что социализация охватывает и воспитание, и обучение, и «общее влияние среды», и просто взросление. Развитие человека во многом обуславливается и обеспечивается социализацией.

Верно и то, что в процессе саморазвития, самовоспитания человека также происходит его социализация. Социализация – необходимый этап в процессе развития человека, его становление как личности.

Процесс и результат социализации заключает в себе внутренний до конца неразрешимый конфликт между идентификацией личности с обществом и ее обособлением, то есть успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу, с одной стороны, и его саморазвитие, активное взаимодействие с обществом, с другой.

Это противоречие раскрывается в фазовой теории социализации, предполагающей фазу социальной адаптации, включающую приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным группам, организациям, институтам, и фазу интериоризации – как процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.

Уже говорилось о том, что в процессе социализации происходит взаимовлияние личности и социальной среды. Личность выступает в этой связи как активно преобразующаяся (и преобразующая) формация.

Происходит постоянное взаимодействие личности и общества, результатом которого является согласование обоюдных требований и ожиданий. Личность приспосабливается к существующим объективным условиям своего бытия.

Но процесс социализации представляет собой одновременно и выявление индивидуализированной формы общественной сущности, то есть процесс саморазвития личности, обладающей определенной самодостаточностью. Личность – это общее, общественное, развитое как индивидуальное.

Общество, как целое, где индивидуумы развились в обособленные творческие индивидуальности, становится системой разнообразных отношений между ними на базе самовыражения.

Социализация есть непрерывное изменение психики и формирование личности, хотя как развитие психики не исчерпывается социальными процессами, так и формирование личности не сводимо лишь к социализации. Такое развитие осуществляется, как минимум, посредством социализации и творческого саморазвития, самоактуализации.

Субъектно – деятельный подход дает возможность считать, что «не психическое и не бытие сами по себе, а субъект, находящийся внутри бытия и обладающий психикой, творит историю». Он считает, что своими изначально практическими действиями и поступками в ходе общения человек как субъект целенаправленно изменяет внешний мир (природу, и общество), а тем самым и себя.

Личность творит себя на протяжении всей человеческой жизни. В основе этого лежит активность личности – инициативное воздействие на окружающую среду, на других людей и себя.

Активность в среде, инвариантность различных проявлений создает особые условия для инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения, свободы социальной и творческой ориентации, оценок и предпочтений [2, с. 10].

Именно здесь нужно искать предпосылки формирования позитивных девиаций личности.

Активность как деятельное состояние субъекта детерминирована изнутри в сторону его отношения к миру, и реализуется во вне – в процессах его поведения. Важнейшую роль здесь играет потребность человека в приспособлении к окружающей среде.

Если окружающая жизнь не ставит перед человеком задачи, если привычные и наследственные его реакции вполне уравновешивают его с окружающим миром, тогда нет никакого основания для возникновения позитивных девиаций. Существо, которое является вполне приспособленным к окружающему миру, остается только адаптивным.

Поэтому в основе любого творчества лежит, с одной стороны, неприспособленность, из которой возникает потребности, желания, а с другой

– стремление изменить окружающую среду. Наличие потребностей или стремлений приводит, таким образом, в движение процесс воображения, побуждает к активным действиям.

Деятельность – основная форма бытия человека, но не всякая деятельность способствует актуализации сущностных качеств личности. Всеобщей характеристикой жизни является активность

– деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире, стремление изменить его, творить мир и выражать тем самым свою сущность.

Чем больше у человека возможностей изменять вещи и орудия, реализовать, таким образом, свои сущностные, то есть творческие задатки, тем в большей мере он может выразить себя, познать и самосовершенствоваться, а творчество в данном контексте – наиболее адекватный способ проявления активности и самовыражения личности.

Следовательно, только творческая деятельность обеспечивает самореализацию личности, а степень реализации ее сущностных свойств зависит от уровня активности личности.

Процесс самореализации личности осуществляется, как известно, в единстве условий и ее внутренних особенностей, возможностей. Условия – это внешние по отношению к человеку факторы, не зависящие или почти не зависящие от него в определенный конкретный момент, хотя личность начинает играть определенную роль на изменение реальных условий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо подчеркнуть, что позитивные девиации – это совокупность всех оригинальных (творческих, креативных) действий, приносящих нечто новое, продуктивное в реальность. Это выход за рамки требуемого.

Особый вид деятельности, актуализирующий потенциальные свойства и ресурсы личности. Это предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которой создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Позитивные девиации оказывают благотворное влияние не только на способность к принятию нестандартных решений, к самостоятельному поиску и переработке информации – оно затрагивает и духовную сферу личности, поскольку «всякий творческий акт имеет нравственное значение, будь то творчество познавательных или эстетических ценностей» [3, ч. 1, с. 24].

В связи с этим необходимо рассматривать позитивные девиации как характеристику личности, то есть ставить вопрос о позитивно-девиантной личности.

Такая личность не просто социализируется (и самоактуализируется), а идет по пути познания и творческого поиска, происходит активное утверждение личностью своих творческих потребностей, своеобразное личностное «самостояние». Происходит не просто взаимодействие (и трансляция) с социокультурной средой, но и преобразование окружающего пространства, создание чего-то нового, уникального, «своего», аутентичного природе личности.

По сути, такая личность способна выходить за пределы своего пространства, в котором она познает мир на основании интегрального живого мышления и интуиции.

Личность, реализуя свою сущность, «обречена» на постоянное самосовершенствование своих личностных качеств и новых видов творческой деятельности Она воссоздает и одновременно развивает и совершенствует себя.

Это процесс беспрерывного становления как условие ее полноценного бытия в социуме и культуре.

Но почему же не каждая личность обладает такими особенностями?

Сделаем предположение, что для формирования позитивных девиаций, необходимо как минимум три составляющих:

– способности и одаренность (изначальный, природный потенциал личности);

– способность увидеть свой потенциал, открытость новым идеям и опыту (самоактуализация);

– возможности реализовать себя (социальный аспект).

При наличии этих условий мы, очевидно, получим личность инновационного типа. И социализация позитивно-девиантной личности в связи с этим представляется как качественно новое социальное явление.

Позитивно-девиантная личность определяется совокупностью таких характеристик, как владение информационной культурой, гибкостью мышления, его интегрирующего характера, высокой работоспособностью, творческим подходом к деятельности, готовностью к риску в условиях нестабильности и непредсказуемости, готовностью к непрерывному саморазвитию, самовоспитанию, переосмыслению собственного «Я» на качественно новом уровне.

В условиях современной действительности именно такие характеристики чрезвычайно необходимы для продуктивного функционирования человека.

Ведь если не раскрывать и не использовать все возможности человека в жизни общества, пострадает вся социальная система. Очевидно, такая задача потребует существенной реорганизации многих социальных институтов и политических структур.

Ссылки:

1. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: учеб. пособие. М., 1995. Ч. 1: Концептуальные и прикладные основы социальной психологии.

2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995.

3. Бердяев Н. О русской философии. Свердловск, 1992.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-i-pozitivnye-deviatsii-lichnosti

Для родителей
Добавить комментарий