Развитие интеллекта с помощью музыка

Как музыка влияет на интеллект: популярные мифы и научные гипотезы

Развитие интеллекта с помощью музыка
Вокруг влияния музыки на обучаемость и интеллект появляется много мифов. Самый распространенный из них слышал, пожалуй, каждый: если ребенка с рождения заставлять слушать Моцарта, он вырастет талантливым.

Так ли это? Когда и как появились устойчивые представления о том, что музыка влияет на ум? Разбираемся в устройстве популярных мифов: ищем доказательства или развенчиваем их.

Фото A Health Blog CC BY-SA
В 2007 году книги нейробиолога и психолога Дэниэла Левитина «This Is Your Brain on Music» и невролога и нейропсихолога Оливера Сакса «Musicophilia: Tales of Music and the Brain» попали в список бестселлеров New York Times. Тема влияния музыки на мозг стала популярной, как никогда.

Но так называемый «эффект Моцарта» впервые описали ещё в 1991 году — французский исследователь Альфред Томатис (Alfred Tomatis) в своей книге «Почему Моцарт?» рассказывал, что с помощью музыки Моцарта можно «тренировать» мозг: якобы звуки определенной высоты помогают его восстановлению и развитию.

Тема получила продолжение в 1993 году — трое ученых, Фрэнсис Раушэр, Гордон Шоу и Кэтрин Кай (Frances Rauscher, Gordon Shaw и Catherine Ky), изучили эффект воздействия музыки Моцарта на пространственное мышление. Респонденты проходили стандартные тесты на проверку абстрактного пространственно-временного мышления в трех состояниях: после того, как они в течение десяти минут слушали сначала «Сонату для двух фортепиано ре-мажор, К.448» Моцарта, после инструкции по релаксации, и, наконец, когда сидели в тишине.

Исследование показало недолговременное улучшение пространственного мышления — в качестве инструмента для замера использовались некоторые задания из теста на уровень IQ Стэнфорд-Бине, где испытуемым нужно было искать недостающие детали или представлять себе, как взаимодействуют между собой фигуры различной формы. Ученые смотрели только на один из множества блоков теста на IQ — оказалось, что пространственное мышление действительно улучшается, причем значительно: на 8-9 баллов. Правда, ненадолго: так называемый «эффект Моцарта» длился всего 10 минут. Поэтому ученые не делали вывода о том, что под воздействием музыки развивается интеллект человека. Они лишь отметили временное улучшение одного из типов мышления. Более того, никаким исследовательским группам после не удалось повторить результаты Раушэр и ее коллег.

Но идея оказалась на редкость живучей и плотно закрепилась в общественном сознании — настолько, что к «эффекту Моцарта», приводящему к росту IQ (о чем в первоначальном исследовании не было сказано ни слова), стали относиться, как ко всем известному факту. Важные оговорки из первоначального исследования (непродолжительность эффекта, невозможность повторить результаты без точного воспроизведения всех первоначальных условий эксперимента) благополучно забылись.

Более того, эксперименты, проводившиеся «по следам» исследования Раушэр показали, что дело, возможно, вовсе не в Моцарте и даже не в музыке.

Людям, которым нравится Шуберт, предлагали послушать Шуберта, а потом выполнить пространственно-временные задания. Людям, которые любят Стивена Кинга, предлагали послушать его произведения, а потом решить те же задачи.

И в том, и в другом случае ученые обнаружили улучшение способностей к решению заданий.

Так появилась ещё одна гипотеза — возможно, слушая то, что ему нравится, человек приободряется, у него улучшается настроение, он входит в «состояние ресурса», и поэтому лучше справляется с заданиями. А Моцарт тут, вполне может быть, и ни при чем.
Итак, твердых научных доказательств того, что пассивное музыкальное потребление может улучшить когнитивные способности, нет. Но есть и другое расхожее представление о музыке и её связи с интеллектом — игра на каком-либо музыкальном инструменте делает человека умнее. Такие гипотезы начали появляться ещё в первой половине XX века — например, в работе «Relationships Between Intelligence, Scholastic Achievement, and Musical Talent» («Взаимосвязь между интеллектом, достижениями в учебе и способностями к музыке»,1937 год) её автор, Верне Росс (Verne Ralph Ross), предположил, что уровень IQ и музыкальные способности связаны, и что изучение музыки положительно влияет на развитие интеллекта.

Современные исследования показывают, что игра на музыкальном инструменте вряд ли влияет на общий IQ, но может улучшить отдельные функции мозга — память, вербальный интеллект, грамотность, чувствительность к звукам и речи.

Игра на музыкальных инструментах создает новые нейронные связи в мозгу и, как следствие, может положительно повлиять на уровень IQ. Почему это происходит, до конца неизвестно. Одно из возможных объяснений — музицирование затрагивает сразу несколько систем в организме: визуальные, аудиальные, тактильные, моторные, эмоциональные, когнитивные. Причем все они должны синхронизироваться и работать в абсолютной гармонии друг с другом — только тогда человек сможет хорошо играть.
Фото Tristan Loper CC
В 2015 году в американском журнале Proceedings of the National Academy of Sciences были опубликованы результаты исследования развития мозга у двух групп подростков из одной школы в Чикаго: первые учились музыке, а вторые проходили подготовку на юниорскую военную программу (Junior Reserve Officer Training Corps program). Ученые использовали методы нейропсихологии и замеряли то, как мозг подростков, участвующих в эксперименте, воспринимал и реагировал на речь после трех лет обучения по выбранному направлению. Ученые предположили, что подростки — самая интересная фокус-группа для такого эксперимента, так как в подростковом возрасте мозг продолжает активно развиваться. Поэтому к концу эксперимента, когда ученые делали контрольные замеры, все респонденты так или иначе улучшили свои показатели, но именно в разнице и заключалось самое интересное: студенты из «музыкальной» группы развивались быстрее и интенсивнее, чем те, кто проходил военную подготовку. Раушэр, описавшая «эффект Моцарта», провела и другое исследование. Группа дошкольников в возрасте от 3 до 4 лет шесть месяцев училась играть на пианино. Спустя это время оказалось, что те ученики, которые обучались игре на музыкальном инструменте, на 30% лучше справляются с тестами на пространственное мышление, чем дети без музыкального образования. Замер был сделан спустя 24 часа после окончания музыкальных уроков, и дальнейшие тесты не проводились. Поэтому информации о том, сохраняется ли этот эффект, нет. Раушэр, однако, предположила, что игра на музыкальном инструменте помогает разобраться в таких естественных науках и математике.

Есть много объяснений для этого эффекта: например, теория нейронных связей и теория ритмов. Первую предложили Гордон Шоу (Gordon Shaw) и группа исследователей из Калифорнийского Университета: по их предположениям, за «музыкальное» и пространственное мышление отвечают одни и те же участки мозга, и поэтому их развитие тоже связано.

https://www.youtube.com/watch?v=M-rmKq0xuSk

Вторую теорию выдвинул британский ученый Лоуренс Парсонс (Lawrence Parsons) и его коллеги: в основе теории лежит понятие «мысленного вращения» (mental rotation), то есть возможности человека представить себе двух- и трехмерные объекты и мысленно вращать их.

Мысленное вращение и чувство ритма, считает Парсонс, возможно благодаря мозжечку — части мозга, отвечающей за точную, мелкую моторику. Соответственно человек, занимающийся музыкой и развивающий своё чувство ритма, параллельно развивает и способность решать задачи с «мысленным вращением», которое, в свою очередь, связано с пространственно-временным мышлением.

Изучение связи музыки и интеллектуального развития — интересное исследовательское поле, где пока нет четких ответов, но уже есть много мифов. Параллельно с нейропсихологическими, когнитивными, физическими и другими разработками идут и социокультурные исследования. Они, в свою очередь, выдвигают предположение, что связь музыки и интеллекта — не биологическая, а социальная.

Дополнительное чтение из нашего «Мира Hi-Fi»:

Источник: https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/411525/

Развитие эмоционального интеллекта с помощью музыки

Развитие интеллекта с помощью музыка

Давайте поговорим об эмоциональном интеллекте. Что это такое?

«Эмоциональный интеллект (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) – способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Относится к гибким навыкам».

Эмоциональный интеллект – это soft skill, с помощью которого люди взаимодействуют. Как музыка поможет его развить?

Прослушивание

Это должен быть, прежде всего, психоэмоциональный акт сопереживания, проекция эмоций автора на себя. Требование к этому акту – музыка не должна идти фоном, быть прикладной и второстепенной.

Надо полностью сосредоточиться только на прослушивании, пытаться как можно больше пропустить через себя эмоциональной информации.

Научитесь этому! Таким образом мы сможем лучше понимать других людей, коллекционируя их опыт переживаний из различных музыкальных произведений.

Эмоции в музыке соответствуют эмоциям в голосе. Поэтому мы лучше научимся «слышать» людей, тренируясь дополнительно и на музыкальных паттернах.

Справедливым будет установить требование не только к самому процессу прослушивания, но и к потребляемому контенту. Вы и сами, наверное, понимаете какая музыка вас продвинет в изучении эмоционального состояния других людей, а какая – нет. Некоторые необязательные, но помогающие нам требования к контенту:

  • Хорошо, если музыка будет от первоисточника. Лучше всего, если автор её и исполняет (или автор текста – сам и поёт). Возможны, конечно, хорошие прочтения композиций, но так или иначе, любая интерпретация может изменить первичный замысел. Добавляя в цепочку ещё один анализ-синтез, мы размываем чистоту первоначальных эмоций.
  • Крик души против прикладной коммерции. Тут логика простая — чем эмоционально богаче произведение, тем оно для нас полезнее. Если текст (смысл) и музыка (эмоция) почти не содержат в себе эмоционального переживания, то что же тогда присоединять к нашему совокупному опыту? При выборе музыки ориентируйтесь на внутренний измеритель качества, он предустановлен в нас по умолчанию. Мы его точность, чувствительность, как раз прослушиванием и улучшаем. Качественно разницу можно заметить на примере некоторых авторов, превращение музыки которых из крика души в прикладную коммерцию усугубляется с каждым альбомом и заработанным банковским билетом.

Исполнение

Научиться более качественно интерпретировать чувства других способствует прослушивание. А донести свои эмоции правильно – исполнение.

Опыт игры на любом музыкальном инструменте укрепляет паттерны в нашей нейронной гирлянде.

Большим плюсом будет пение, это поможет и руководителю и докладчику и любому разработчику во взаимоотношениях с коллегами. Межведомственные коммуникации уже не будут как прежде!

Если хотите не только лучше понимать других, но и чтобы вас тоже лучше понимали — играйте музыку. Вырази свою эмоцию правильно – и уменьшишь риск быть непонятым. Во взаимодействии две стороны, так что даже караоке может тебе помочь лучше донести свою эмоциональную информацию до собеседника или широкой аудитории.

Сочинение

Здесь я выдвину свою гипотезу насчёт того, что сочинение музыки есть не только процесс самовыражения, но и проверка систем анализа-синтеза, сопоставление интеллектуального дебета с кредитом. Мы здесь судья правильности и честности. Сами смотрим, что отдаём, и пытаемся усилить эмоцию.

Здесь цель – настроить эмоциональный фокус так чётко, чтобы создать бесконечную серию анализа и синтеза. Как это работает? При сочинении мы проецируем желаемый переживаемый нами опыт в музыку, т.е. находим наиболее подходящий паттерн передачи этой эмоции.

И если анализ полученного паттерна не соответствует нашему ожиданию – он нам не нравится.

Получается замкнутая на себе система синтеза с внутренней проверкой на соответствие выполненной работы техническому заданию. Мы чувствуем как эмоция усиливается под воздействием музыки, это же её прямое натуральное назначение.

В итоге получается, что ты испытываешь эмоцию, и если попал паттерном в её алгоритмическое музыкальное представление – значит усилил.

Конечно, есть порог возможности усиления степени наших переживаемых эмоций от нашей же музыки, эндокринная система не позволит тут сильно баловаться, но вы однозначно поймёте, что не ошиблись.

Сочинение музыки можно даже представить себе как «домашнюю работу» по сверке приобретённого опыта. Можно и обойтись, но наверняка это поможет вам в развитии эмоционального интеллекта.

Эпилог

Эмоциональная составляющая во взаимодействии между людьми настолько важна, что от неё может зависеть результат этого самого взаимодействия. Ведь смысл текста меняется, если мы добавим ту или иную эмоцию.

В бытовом опыте мы учимся правильно воспринимать и генерировать эту вербальную информацию. Познаём нюансы эмоциональных контекстов, которые способны в значительной степени влиять на интерпретацию сказанного.

Мы же знаем — реакция слушающего может измениться, если произнести эмоционально по-разному одну и ту же фразу. И чем меньше ошибок при передаче этой информации – тем качественнее связь.

А значит, улучшая soft skill, можно повысить и взаимопонимание, важнейшее качество социального взаимодействия. Так развивайте же свой навык эмоционального универсального языка с помощью прослушивания, исполнения и сочинения музыки! Это и приятно и полезно одновременно.

Сергей Фомин — звукорежиссёр и композитор (Аллоды Онлайн, HoMM V: Tribes of the East, Калибр и множество других), аудио-директор (World of Tanks), создатель библиотеки звуков Phonophilist.com. Более 15 лет опыта в разработке интерактивного аудио.

Источник: https://griaudio.ru/developing-ei-with-music

Сила искусства: как музыка влияет на наш интеллект, память и благополучие

Развитие интеллекта с помощью музыка

Музыкальные способности новорожденных не ограничиваются выявлением ритма и включают различение звуков по таким их свойствам, как громкость, длительность и высота.

Более того, младенцы способны различать высотные контуры, что равносильно распознаванию двух мелодий, и они используют эту информацию, слушая речь.

Тьери Наззи и коллеги исследовали умение французских новорожденных различать два списка японских слов, которые отличались только по высотному контуру — восходящему или нисходящему.

В этих целях они использовали естественное умение новорожденных сосать: младенцам дали специальную соску, которая измеряла каждое посасывание, отмечая его силу и время.

В начале эксперимента малышей было 121, но, как часто бывает при изучении подобных крох, часть из них «выбыли»: 34 заснули (как трогательно!), 15 отказались от специальной соски, 17 совершили проступок в виде «нерегулярного или недостаточного сосания», а 15 не освоились в условиях исследования. Итак, осталось 40 младенцев, готовых и способных участвовать.

Для этих 40 крох в течение нескольких минут воспроизводился один из двух списков слов; в одном списке тон произношения повышался, в другом — понижался. Во время ознакомления ребенок привыкал к звуку, и его темп сосания становился равномерным.

Затем половине младенцев — экспериментальной — воспроизводили второй список, а другая половина — контрольная группа — продолжала слышать тот же список, что и раньше. Предполагалось, что если младенцы способны различать изменения высотного контура, то они будут сосать интенсивнее, восприняв новый звук и заинтересовавшись им.

 Ожидалось, что малыши из контрольной группы, которые слышали один и тот же звук, будут продолжать сосать в постоянном темпе. Именно это и произошло. Младенцы в экспериментальной группе явно заметили изменение в высотном контуре японской речи, в мелодическом рисунке слов, прежде чем вернулись к знакомому темпу сосания.

Что важно, все дети были из франкоязычных семей; это почти исключило возможность реакций, вызванных предыдущими контактами с японским языком. Исследование показало способность новорожденных не только замечать различия в высотном контуре, но и делать это в незнакомой речи; это наводит на мысли о гибкой системе усвоения звуков, способной потенциально сформировать важное основание для развития речи ребенка.

Умнеют ли дети благодаря Моцарту

Вопрос связи музыки и интеллекта также важен в практическом смысле, поскольку ребенок начинает проявлять активный интерес к взаимодействию с мелодиями: танцам, пению и игре на инструментах. На этом этапе родители, наверное, начинают размышлять — записать чадо в музыкальный кружок, на занятия музыкой или проще потратиться на аудио плеер.

Может, купить несколько CD с произведениями Моцарта? Давайте задержимся на этой мысли и рассмотрим имеющиеся данные. Один из друзей недавно рассказал, что начал включать CD с записью Моцарта маленькой дочке, чтобы она засыпала под эту музыку, — ради эффекта Моцарта.

Он надеется, что прослушивание подобной музыки повысит уровень интеллекта ребенка; эта идея уверенно завоевала себе место среди легенд популярной психологии. Когда я представляюсь музыкальным психологом, часто в первую очередь спрашивают именно об эффекте Моцарта.

У этого термина есть «своя» страница в «Википедии», а вокруг самой гипотезы — что определенный вид музыки полезен для IQ — возникла целая отрасль. Однако взвешенное изучение литературы показывает, что картина не такая радужная.

Профессиональные пианисты способны извлекать до 1800 нот в минуту, при этом регулируя мельчайшие изменения в громкости и давлении

Все это началось в 1993 году, причем довольно невинно, когда в журнале Nature была опубликована одностраничная работа авторства Фрэнсис Раушер и др.

Они провели эксперимент, в ходе которого американские студенты университета либо 10 минут слушали сонату Моцарта ре мажор для двух фортепиано (K 448), либо слушали инструкции по расслаблению, либо сидели в тишине.

Затем исследователи попросили студентов выполнить тест на пространственно-временное мышление.

Задания такого типа (анализ определенных фигур из бумаги, поиск недостающих деталей или анализ конфигураций) требуют, чтобы испытуемый мысленно представлял различные фигуры и их возможное взаимодействие. Ученые обнаружили, что показанные в тесте результаты были значительно выше только после прослушивания произведения Моцарта: IQ участников повышался на восемь-девять баллов.

Затем исследователи провели еще один эксперимент, получив аналогичные результаты, но не обнаружили повышения IQ после того, как участники 10 минут слушали произведения Филипа Гласса, британскую музыку в стиле транс, инструкции по расслаблению или аудиокнигу.

Эффект Моцарта казался очень увлекательной и важной находкой, наводившей на мысль, что определенный тип мелодий, возможно, оказывает благотворный эффект на наши мыслительные способности.

В чем может заключаться его механизм? Раушер и коллеги предположили, что прослушивание музыки Моцарта усиливает возбуждение нейронов в той области мозга, которая также способствует выполнению пространственно-временных задач.

Все это казалось настолько здорово, что даже не верилось: найдено простое решение (слушать музыку) сложной проблемы (улучшать умственные способности). И конечно, на самом деле все оказалось не так. […]

Движения

Если вы играете на музыкальном инструменте или поете, для оптимального исполнения приходится вырабатывать и оттачивать сложные навыки управления движениями.

Лучшие профессиональные пианисты способны извлекать до 1800 нот в минуту, при этом регулируя мельчайшие изменения в громкости и давлении; это изумительное достижение для пальцев.

Наличие таких невероятных способностей не проходит бесследно для строения мозга.

У людей, выработавших улучшенные двигательные навыки, обычно есть измеримые различия в части мозга, представляющей тело и движения. Она расположена примерно между макушкой и стволом мозга, включает в себя соматосенсорную кору и двигательную кору, находящиеся рядом и тесно сотрудничающие.

Двигательная зона отвечает за планирование и совершение движений, а соматосенсорная реагирует на информацию об осязательных ощущениях, включая боль, а также на проприоцепцию — наше представление о расположении тела в пространстве.

В соматосенсорной и двигательной зонах отражена логическая, вытянутая карта тела: каждая часть тела представлена в разной степени, в зависимости от важности точного управления и регулярности использования.

Визуальное воплощение карты выглядит странно: так называемый кортикальный гомункул; представьте человека с массивными кистями рук, стопами, губами и языком, но крошечными животом, спиной, ушами и шеей.

Большинству ваших знакомых, якобы не имеющих музыкального слуха, пошли бы на пользу несколько уроков пения

Конечно, эта карта тела у всех отличается, мы по-разному используем свое тело; к тому же на протяжении жизни в карте происходят значительные изменения в ответ на инсульт или травму мозга или тела.

Но, несмотря на это разнообразие, все равно заметны общие различия между картами тела у музыкантов и всех остальных.

У музыкантов-клавишников проявляется повышенная тактильная чувствительность кистей рук; они также лучше выполняют задачи, требующие приобретения новых двигательных навыков, особенно если начали учиться музыке в детстве. Этим качествам соответствуют отличия на мозговой карте их тела.

Кэтрин Эмантс и коллеги с помощью МРТ измерили ту часть двигательной коры, где представлены кисти. В ее структуре у немузыкантов оказалось больше асимметрии: слева она заметнее. Такого соотношения стоило ожидать у праворуких, так как тело представлено в мозгу перевернутым: правая рука — с левой стороны мозга, и наоборот.

А у клавишников структура была намного симметричнее, что отражает гораздо большее представительство обеих рук в мозгу. Это особенно относилось к людям, с детства начавшим заниматься музыкой. В более свежих исследованиях также был обнаружен четко выраженный рисунок в виде греческой буквы омега (ω) на моторной коре музыкантов.

Поразительно, что аналогичные результаты выявили невооруженным глазом — настолько явными были различия.

Типы фальшивого пения

Амузию часто называют отсутствием музыкального слуха, но давай-те разберемся в этом понятии. У каждого из нас есть друг, коллега или родственник, ярко воплощающий поговорку «медведь на ухо наступил»; его пение вызывает искреннюю тревогу, и чтобы сберечь здоровье окружающих, его нельзя подпускать к караоке. Но у большинства таких людей нет амузии; в основном они просто не умеют петь.

Лучшей иллюстрацией этого стало исследование канадки Лолы Кадди, проведенное в Университете Квинс. Кадди и ее коллеги спросили у студентов, кто считает себя лишенным музыкального слуха; подняли руки 17 процентов из 2000 человек. Затем исследователи протестировали 200 из этих студентов на амузию (см.

 описание ниже): лишь у небольшой группы из этих якобы «не имеющих музыкального слуха» людей были настоящие трудности с обработкой музыки. У преобладающего большинства тех, кто считал себя «немузыкальным», на самом деле был нормальный музыкальный слух, просто они не очень интересовались музыкой и считали, что не умеют петь.

Почти каждый мой знакомый, уверенный в отсутствии у себя музыкального слуха, упорно думает, что не умеет петь, — обычно из-за суровых оценок школьного учителя, руководителя хора или друзей и родных.

Карен Уайз и Джон Слобода изучили взрослых британцев, считавших, что им медведь на ухо наступил, и обнаружили: хотя участникам действительно было трудновато петь, главной их проблемой была недостаточная уверенность в себе. Они лучше пели под аккомпанемент, и в результате авторы предположили, что их трудности нельзя назвать непреодолимыми.

Им и большинству ваших знакомых, якобы не имеющих музыкального слуха, пошли бы на пользу несколько уроков пения. Для сравнения, обучение пению людей с амузией привело к сравнительно меньшим улучшениям, а в большинстве случаев тяжелой амузии почти не повлияло на трудность в обработке музыки.

В общем, если человек говорит: «Мое пение звучит ужасно», вряд ли он лишен музыкального слуха; если он так говорит — значит слышит свои ошибки. А человек с амузией скажет: «Друзья и родные думают, что я пою ужасно, но я не знаю, правда ли это».

Музыка и психическое благополучие взрослых

Учитывая положительное воздействие музыкотерапии и музыкальной медицины на организм, неудивительно, что они также обладают потенциалом влияния на психическое здоровье и благополучие.

В недавнем обзоре последних 20 лет исследований в этой области сообщается, что музыкотерапия, в особенности активное музицирование, может использоваться как дополнительный метод при лечении депрессии, шизофрении и слабоумия, а также проблем возбуждения, тревоги, бессонницы и злоупотребления психоактивными веществами.

Всего нескольких сеансов может оказаться достаточно, чтобы увидеть небольшое измеримое воздействие на симптомы, хотя результаты лучше при большем количестве сеансов (16–51); эти данные предполагают, что, возможно, чем больше лечебных сеансов, тем лучше.

Завершая обзор этой обширной темы, я коснусь трех определенных областей музыки и психического благополучия.

Музыка всю жизнь будет вашим другом и спутником, отражением и тенью

Музыке приписываются многие виды влияния, причем часто они за-висят от личных особенностей человека. Когда принимается решение, какая музыка для благополучия эффективнее, персонализация тоже крайне важна; не существует одного жанра или стиля музыки, который идеально подходил бы всем.

Это напоминает об использовании музыки в качестве витамина, против чего так мудро предостерегал Джон Слобода. Хорошая реакция и положительные результаты от музыкотерапии или музыкальной медицины у любого человека зависят от того, какую музыку он любит.

Это становится еще яснее, если увидеть результаты отсутствия персонального подхода, когда исследователи с благими намерениями выбирают музыку некоего общего характера: оказывается, что такая «уравниловка» только ухудшает ситуацию.

В одном случае классическую музыку включали в помещении общего пользования дома-интерната для страдающих слабоумием.

Было обнаружено, что расстройства поведения существенно ухудшались во время этих музыкальных пауз, а многие пациенты требовали, чтобы музыку убрали.

С какими бы благими намерениями ни проводились подобные исследования, они свидетельствуют, что выбор музыки должен определяться потребностями, симпатиями, антипатиями и желаниями пациента.

Исследования музыкальной психологии позволяют лучше понять, как мозг и тело реагируют на музыку во время лечения и ухода, и дают возможность врачам и другому медперсоналу оптимизировать ее использование. Музыка не волшебная таблетка и не безотказный способ избавления от невзгод.

Но она способна стать важным и гибким средством, с помощью которого можно общаться, получать поддержку, находить утешение и вдохновение. Вы приобрели множество музыкальных навыков, интерпретаций и воспоминаний, которые есть только у вас; второй такой музыкальной личности никогда не будет, сколько бы ни существовало человечество.

Музыка всю жизнь будет вашим другом и спутником, вашим отражением и тенью. Действительно, вы на самом деле и есть музыка.

Иконки: 1) Aha-Soft, 2) -, 3) Raz Cohen, 4) Cenk ÇAKMAK, 5) Daouna Jeong — from the Noun Project.

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/11939-muzika-eto-mi

Почему музыка важна для развития ребёнка?

Развитие интеллекта с помощью музыка

Музыка – это неотъемлемая часть нашей культуры. Она не только воплощает в себе образы, которые создаёт человеческий ум, но и рассказывает об истории народа и его нравственных ценностях.

Будучи универсальным по своей природе средством, музыка легко справляется с любой задачей. Она управляет нашим настроением, восстанавливает силы после болезни, помогает справиться с депрессией и последствиями горя.

Но особую роль музыка играет в развитии детей, поскольку именно тогда она может поучаствовать в закладке фундамента будущей личности.

Слух, речь, способность к эмпатии, внимание, интеллект – вот только несколько компонентов, на которые музыка оказывает самое прямое воздействие.

Сила музыки известна на протяжении уже многих столетий. По всем свету с древних времён мамы пели своим малышам колыбельные. Песни скрашивали народу долгие вечера за работой, а боевые гимны настраивали на победу воинов.

Исследования первобытных обществ показывают, что именно способность издавать и слушать музыку привела к бурному развитию тех участков головного мозга, которые отвечают за абстрактное мышление, способность к сопереживанию и чувство прекрасного.

Влияние музыки на внутриутробное развитие ребёнка

Музыка начинает своё благотворное воздействие ещё до нашего рождения. Многие беременные знают, что спокойные релаксирующие композиции помогают избавиться от повышенной тревожности и быстрее заснуть.

А последние данные неонатологов свидетельствуют, что прослушивание музыки оказывает своё влияние и на внутриутробное развитие.

Так, результаты американских учёных показывают, что музыка положительно влияет на развитие интеллекта (например, способностей к математике), пространственного мышления, а также физической способности уха различать малейшие нюансы звука.

Плод может воспринимать звуки, идущие снаружи, уже с 17-й недели беременности. Услышав мамин голос, ребёнок старается повернуться таким образом, чтобы оказаться поближе к источнику звука или даже может начать двигаться в такт мелодии.

Кроме того, от маминого пения малыш быстро успокаивается, а его сердцебиение выравнивается, что благотворно влияет на общее самочувствие.

Именно поэтому с 2012 года в большинстве венгерских отделений для женщин с осложнённой беременностью введено регулярное прослушивание классической музыки и звуков медленной текущей воды, а также поощряется пение колыбельных песен ещё нерождённым детям.

Влияние музыки на развитие ребёнка младшего возраста

Новорождённые дети различают звуки гораздо точнее и разнообразнее, чем взрослые. Например, они более полно способны услышать весь диапазон звучания струнных инструментов, а также малейшие оттенки тембра человеческого голоса.

Напевая песни, наигрывая простые мелодии на музыкальных инструментах, либо включая диски с хорошими записями классических композиций или колыбельных песен (как, например, диск «Колыбельные для всей семьи» Натальи Фаустовой), родители помогают сохранить эту удивительную способность.

Поэтому дети, которые в раннем детстве часто слышали музыку, обычно имеют хороший слух и обладают способностями к иностранным языкам.

Музыка является отличным средством для умственного развития ребёнка, особенно, если она исполняется на нескольких инструментах сразу. Она даёт возможность вольного толкования своих образов, что развивает фантазию, способность к пространственному мышлению и логике.

Одним из неотъемлемых компонентов естественного материнства также считается музыка: игра на акустических инструментах, особенно народных, пение вслух, «мурлыканье» и напевание колыбельных.

Наиболее эффективными для развития коры головного мозга учёные считают инструментальные композиции и звуки природы (воды, ветра, деревьев). Короткие озорные полустишки-полупесенки и колыбельные помогут малышу быстрее заговорить и научиться выговаривать звуки правильно. А классические колыбельные песни оказывают целебное и успокаивающее воздействие.

Развитие личности и музыка

Такие качества личности, как открытость общению, умение понимать других людей и сопереживать им развиваются более полно и гармонично, если ребёнок регулярно слушает и – особенно! – исполняет музыку.

Это одна из причин, почему музыка была частью обязательного образования для детей из среднего и высшего класса по всему миру.

Однако даже самое простое исполнение песен и мелодий уже принесёт дошкольнику огромную пользу!

Прослушивание и исполнение классической музыки способствует развитию такого полезного навыка, как умение заниматься несколькими различными делами одновременно.

Вы видели когда-нибудь юных дарований в музыкальной школе? Они успевают играть двумя руками, рассказывать друзьям о просмотренном вчера новом мультфильме, отвечать родителям на вопросы и при этом ещё выстукивать ногами об пол какой-то ритм!

Раннее эстетическое развитие личности ребёнка дошкольного возраста также невозможно представить себе без музыки.

Под художественно эстетическим развитием детей обычно понимается культурный кругозор, чувство прекрасного, способность понимать творения искусства и самим их создавать. Музыка даёт ребёнку удивительную возможность для самопознания и самовыражения.

Те дети, которые по какой-то причине не могут рассказать о своём внутреннем мире, всегда могут выразить его через музыку. Специалисты называют это одной из разновидностей арт-терапии.

Народные песни, звуки традиционных музыкальных инструментов и колыбельные песни имеют значение для формирования детского мировоззрения. Подробнее мы рассказывали об этом в статье Роль фольклора и колыбельных песен в создании и развитии детской картины мира.

Музыка – это уникальное средство интеллектуального и духовного развития человека. Ее влияние на личность огромно: она не только развивает, но и вдохновляет, стимулирует, оберегает, исцеляет, помогает обрести свой собственный путь.

Будучи доступной, она даёт любому человеку возможность приобщиться к свой удивительной силе и сделать жизнь немного прекраснее.

Дети, которые регулярно слушают музыку, развиваются более гармоничными личностями, способными как на научные свершения, так и на душевные подвиги.

Источник: https://dreamsong.ru/muzykalnye-sposobnosti-rasvit

Музыка интеллекта

Развитие интеллекта с помощью музыка

Алиса Анатольевна Самбурская, кандидат педагогических наук, педагог-психолог, автор методики обучения детей чтению, письму и математике на основе музыкальной деятельности.

Любая деятельность, в частности, интеллектуальная, обеспечивается функциональной работой мозга, связанной с восприятием и переработкой информации. Одним из парадоксов нашего времени является то, что функциональные возможности человеческого организма остаются неизменными с древних времен, а знать и уметь надо несоизмеримо больше, чем раньше.

Этим объясняется наметившаяся в современной педагогике тенденция к более раннему интенсивному обучению – в педагогической практике широко применяются методики раннего развития; в более раннем возрасте, чем прежде начинается и школьное обучение.

Вследствие увеличения учебных нагрузок возникают проблемы валеологического характера – стрессы, повышенное состояние тревожности, утомление, ухудшение детского здоровья в целом.

По данным психофизиологов в период формирования мозга (до 7-9 лет) вклад правого полушария в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария, познавательная деятельность детей в возрасте до 7 лет имеет непосредственный, целостный и образный характер.

Но, к сожалению, методы преподавания, которые превалируют в школьной системе и зачастую переносятся в процесс обучения дошкольников и детей раннего возраста, в основном ориентированы на левополушарное восприятие. Это влечет за собой проблему мотивации – дети теряют природный интерес к учению уже в раннем возрасте и не приобретают его в школе.

Все эти проблемы не только неизбежно снижают эффективность учебных процессов, но и пагубно сказываются на физическом и психическом здоровье детей.

Таким образом, современная жизнь требует таких педагогических технологий, которые должны, во-первых, быть нацелены на более ранее обучение, во-вторых, обеспечить детям качественные глубокие знания, создавая интеллектуальную базу для последующего обучения, и в-третьих, ориентироваться на физическое, психическое, духовное здоровье ребенка и учитывать психофизиологические особенности возраста. В связи с этим особый интерес представляют возможности использования музыкального искусства в обучении детей базовым предметам: в особенности чтению и математике.

Еще в дpевности выделяли три напpавления влияния мyзыки на человеческий оpганизм: 1) на дyховнyю сyщность человека; 2) на интеллект; 3) на физическое тело. Современная наука преподносит нам неопровержимые доказательства этих влияний.

Как музыка влияет на духовную сущность человека? Думаю, что этот вопрос не требует подробного разъяснения, так как на него сегодня может дать ответ практически любой мало-мальски образованный человек, и этому вопросу посвящено огромное количество психологических и искусствоведческих трудов, начиная с самых древних времен.

Как музыка влияет на физическое тело? Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты:

  • музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;
  • повышает и понижает мышечный тонус;
  • стимулирует появление эмоций;
  • улучшает вербальные и арифметические способности;
  • стимулирует процессы восприятия и памяти;
  • активизирует творческое мышление; и др.

Для античности показательна глубокая связь музыки с медициной. Уже в те времена хорошо были известны лечебные свойства музыки.

Великий Аристотель подчеркивал не только педагогическое, но и терапевтическое значение музыки, считая, что музыка через катарсис снимает тяжелые психические переживания. Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие музыкой на больных.

Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения (наряду с диетой, запахами и смехом) и сильнейшим средством профилактики нервно-психических расстройств.

В XVI веке музыка впервые стала применяться во время хирургических операций. В XIX веке ученый И.

Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как y животных, так и y человека. Согласно наблюдениям известного русского хирурга академика Б.

Петровского, под воздействием музыки человеческий организм начинает работать более гармонично, и поэтому он обязательно использовал музыку во время сложных операций.

Можно с уверенностью сказать, что специально подобранная музыка способна вцелом оптимизировать деятельность мозга. Когда же речь идет о формирующемся мозге маленького ребенка, то музыкальные воздействия могут выступать как конструирующие мозг. Поэтому очень важно, чтобы ребенок с рождения (и даже раньше) имел возможность слышать красивую и “богатую” музыку.

Восприятие музыки можно смело считать ведущим видом музыкальной деятельности, поскольку оно доступно человеку еще до его рождения, а также и потому, что сопутствует всем остальным: поем ли мы, музицируем на инструменте, танцуем или пишем музыкальный диктант – мы слышим музыку.

Учеными доказано, что даже бессознательное восприятие специально подобранной музыки улучшает показатели интеллекта.

И все же так называемый “Моцарт-эффект” (эффект в результате кратковременного прослушивания музыкальных фрагментов Моцарта), получивший большое распространение в 90-е годы, большее значение имеет для исследователей, чем для практических приложений.

Долговременные “интеллектуальные выгоды” оптимальнее получать интенсивным изучением музыки и практической музыкальной деятельностью. Вот почему наряду с музыкальным восприятием важное значение имеют и другие виды музыкальной деятельности: игра на музыкальных инструментах, пение, импровизация, любое музицирование, движение под музыку, музыкально-теоретическая деятельность, сольфеджирование, анализ музыкальных произведений и т.д.

Как музыка влияет на интеллектуальную деятельность?

Головной мозг человека является самым сложным образованием Вселенной. Он содержит около триллиона клеток, из которых 100 миллиардов – нейроны, каждый из которых связан с тысячами других. Формирующиеся в процессе развития мозга межнейрональные комплексы и межцентральные связи лежат в основе его интеграции. По мере созревания мозга степень устойчивости его интеграции нарастает.

Лишь при этом условии он способен к обучению и формированию высших психических функций. Деятельность полушарий является взаимодополнительной, отражая неравномерность распределения функций между двумя различными системами мозгового кодирования. Правое полушарие в большей степени обладает континуальными функциями, т.е. кодирует «целостность», а левое – дискретными функциями, т.е.

кодирует существенные признаки целого. Поскольку восприятие музыки обеспечивается обоими полушариями, каждое из которых регулирует различные функции, цельное впечатление от музыки обеспечивается интеграцией специализированных когнитивных и эмоциональных процессов, протекающих в обоих полушариях. Музыкальная деятельность вызывает усиление межцентрального и межполушарного взаимодействия, т.е.

интеграцию мозга.

Профессор Чеффилдского Университета Кэйти Овери сформулировала аспекты так называемых «интеллектуальных выгод» от музыки. Как сообщается в журнале «NORDIC JOURNAL OF MUSIC THERAPY» (выпуск 1, Зима 2000г.), ею были определены побочные интеллектуальные эффекты, возникающие в результате музыкальных влияний, такие как:

  1. повышение уровня читательских навыков
  2. повышение уровня речевых навыков
  3. улучшение навыков, необходимых для решения пространственных и временных задач
  4. улучшение вербальных и счетно-арифметических способностей
  5. улучшение концентрации внимания
  6. улучшение памяти
  7. улучшение моторной координации.

Мария Спайхигер из Университета Фрайбоург (Швейцария) представила ряд положений относительно музыкального эффекта перемещения.

Следует уточнить, что “эффектом перемещения” или «перемещением обученности» называют усовершенствование одной познавательной способности или моторного навыка за счет предшествующего изучения или практики в другой области.

Обычный пример перемещения моторного навыка – то, что умение ездить на велосипеде значительно облегчает процесс обучения катанию на коньках или другое действие, которое требует умения поддерживать равновесие при движении.

Спайхигер указала, что эффекты перемещения между музыкой и учебными предметами наиболее вероятны, поскольку, как и множество других известных эффектов перемещения, основаны на подобиях между умственными и эмоциональными действиями.

Эти эффекты были подтверждены и нашими исследованиями. В эксперименте (1998-2004) принимали участие разновозрастные группы детей с разным уровнем музыкальных способностей – учащиеся дошкольных студий и детских центров, ученики подготовительного отделения ДМШ №1 им.С.

Прокофьева, ученики 1-х классов московской школы №324 с углубленным изучением музыки. Обучаясь по интегрированной методике на музыкальной основе все дети (в возрасте от 2 до 7 лет) показывали более высокие показатели обученности, чем контрольные группы.

Эти результаты сохранялись на протяжении последующих лет обучения детей в следующих классах. Справедливости ради нужно заметить, что н

Эти эффекты были подтверждены и нашими исследованиями. В эксперименте (1998-2004) принимали участие разновозрастные группы детей с разным уровнем музыкальных способностей – учащиеся дошкольных студий и детских центров, ученики подготовительного отделения ДМШ №1 им.С.

Прокофьева, ученики 1-х классов московской школы №324 с углубленным изучением музыки. Обучаясь по интегрированной методике на музыкальной основе все дети (в возрасте от 2 до 7 лет) показывали более высокие показатели обученности, чем контрольные группы.

Эти результаты сохранялись на протяжении последующих лет обучения детей в следующих классах. Справедливости ради нужно заметить, что нами также использовались технологии “глобального чтения” и “количественной математики”, что также сыграло свою положительную роль и благотворно сказалось на всем учебном процессе. И все же без музыки достичь такого эффекта вряд ли было возможным.

Положительные эмоции, вызванные музыкой, увеличивают мотивацию детей, активизируют деятельность не только обучающихся, но и преподавателей, стимулируют познавательный процесс. Музыкальная деятельность неизменно пробуждает интерес к излагаемому материалу, развлекает, успокаивает, придает силы.

“Музыкальные дети” выгодно отличаются от своих сверстников: у них более развиты процессы восприятия, памяти; речевые, орфографические и вычислительные навыки; такие дети более дисциплинированны и эмоциональны. Мыслительные процессы “музыкальных” людей отличают более высокая скорость мышления и полифоничность – способность одновременно обрабатывать большое количество разнообразной информации.

Мы считаем, что в обучении всех детей без исключения, независимо от их природных способностей, использование музыки – пусть с разной степенью “углубления” – должно быть обязательным.

В помощь педагогам и родителям нами разрабатываются различные учебно-методические пособия: прописи, книги для чтения, аудио-подборки музыки, плакаты, музыкальные компьютерные презентации.

На сайте “Музыка интеллекта” можно ознакомиться с педагогическими технологиями автора, а также скачать музыкальные обучающие презентации для детей, музыкальные произведения в исполнении великих музыкантов и другие полезные материалы.

Алиса Анатольевна Самбурская “Музыка интеллекта” – www.alicepush.ucoz.ru

Методика Никитиных

Источник: http://www.razumniki.ru/muzika_intellekta.html

Для родителей
Добавить комментарий