Ребенку трудно влиться в коллектив?

Содержание
  1. Как помочь ребенку влиться в коллектив и не стать там изгоем – Детская психология
  2. Как помочь ребенку найти друзей?
  3. Как найти друзей в новом городе
  4. Что делать, если перевод ребенка в другую школу неизбежен?
  5. Как влиться в новый класс?
  6. Как помочь ребенку не стать изгоем в новом коллективе?
  7. Как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе при переводе в другую школу?
  8. Совет первый. Определите лучшее время в году для перевода ребенка в новую школу
  9. Совет второй. Осуществляйте перевод в другую школу в соответствии с особенностями возрастного развития ребенка
  10. Совет третий. Настраивайте ребенка правильно
  11. Совет четвертый. Разговаривайте с ребенком, чтобы исключить конфликты внутри класса
  12. 6 советов, как помочь ребёнку адаптироваться в новом классе
  13. Почему ребёнку нужна помощь
  14. Новенький в классе – как помочь ребенку влиться в коллектив
  15. Средние классы
  16. Старшие классы
  17. В новом коллективе: как помочь ребенку найти друзей

Как помочь ребенку влиться в коллектив и не стать там изгоем – Детская психология

Ребенку трудно влиться в коллектив?

Как помочь ребенку влиться в коллектив? Вопрос, который волнует родителей, отдающих малыша в детский сад, школу или тех, кто готовится к переводу из одного образовательного учреждения в другое.

Как воспримет других детей малыш? Как они отнесутся к нему, сможет ли он найти друзей? Многие мамы настолько сильно переживают по этому поводу, что готовы сами идти к детям и рассказывать, какой их ребенок замечательный, чтобы его приняли в коллектив. 

А некоторые родители стараются принципиально не вмешиваться в отношения детей. Можно ли найти золотую середину и помочь ребенку? Насколько этот вопрос серьезен и как стоит к нему отнестись – расскажем в статье.

Как помочь ребенку найти друзей?

Родители, которые замечают, что их чадо постоянно гуляет в одиночестве, задумываются о том, как помочь ребенку найти друзей. Чтобы действительно помочь, а не навредить, следует поинтересоваться у самого ребенка, почему он не играет с другими детьми.

Ответ может быть конкретным, а может расплывчатым. Не все дети готовы разговаривать на эту тему откровенно. Возможно, они что-то хотят скрыть или решить самостоятельно. В любом случае, если разговор не удался, не мучайте ребенка ежедневными расспросами, а лучше начните просто наблюдать за ним  и его поведением.

Если он приходит из школы в хорошем настроении, а с прогулки в плохом, значит, дело в тех, с кем он гуляет. Возможно, он хочет дружить с детьми, которые отказываются принимать его в свой круг.

Причин может быть много – от социальных до интеллектуальных:

  • Слишком плохо/хорошо одет. Детский коллектив, состоящий из представителей одной социальной прослойки, примерно одинакового материального положения, плохо принимают представителей других слоёв. 

Например, если ваш ребенок хуже одет, имеет примитивный телефон или дешевые игрушки, детская компания, оснащенная современными и дорогими гаджетами, играми, одетая в фирменную одежду, будет считать его ниже себя по уровню, поэтому не примет. 

И наоборот, если вы принадлежите к более обеспеченному кругу, а потенциальные друзья бедны, они также станут его сторониться, называть мажором и т.д.

  • Слишком умный/глупый. Если ваши дети умнее тех, с кем хотят дружить, из могут не понять. Уровень интеллекта других детей ниже, а значит, им не о чем будет говорить. Стороны не смогут понять друг друга, поэтому дружбы не состоится. 

Ваши сын или дочь  тянутся к таким детям, по-видимому, из-за дефицита общения, им важно, чтобы кто-то обратил на них свое внимание, принял к себе в друзья. И наоборот. 

Если ваш ребенок учится на тройки, но пытается установить дружбу со «сверх-умными» ребятами, победителями олимпиад, это хорошо, но вряд ли это получится сделать сразу. 

Причина та же: разные уровни развития. В таких случаях дружба возможна только тогда, когда дети найдут общие темы для разговоров и игр, а совместное времяпрепровождение будет им действительно интересно. 

Тогда есть шансы кому-то подтянуться в знаниях, а кому-то стать проще в общении.

Как найти друзей в новом городе

Когда семья переезжает в другой город, у детей возникает проблема: как найти друзей в новом городе? Вопрос непростой, особенно если на прежнем месте жительства у детей были верные и любимые друзья. Разрыв может быть болезненным и тяжелым. 

Нередко с такой проблемой сталкиваются семьи, в которых по долгу службы родители переезжают с места на место (военные, например). Детям приходится постоянно привыкать к новому месту жительства, искать новых друзей.

Главный совет родителям ребенка в таких случаях один: воспринимать переезд не как трагедию, а как возможность увидеть новые места, обзавестись новыми знакомствами.

Возможно, простое знакомство позже перерастет в крепкую дружбу, а возможно останется просто приятельством. Но это тоже имеет значение. Ведь настоящих друзей действительно много не бывает.   

Как родители могут помочь ребенку найти друзей в новом городе?

  • Выйти с ним на детскую площадку. Не стесняясь, подойти к мамам, бабушкам, гуляющим с детьми, познакомиться, представить сына или дочь. Когда малыш увидит, что мама легко находит общий язык с незнакомыми людьми, он станет брать с нее пример — начнет знакомиться с детьми сам. 
  • Если мам нет на площадке, но есть дети, подойдите к ним, познакомьтесь вместе с ребенком. Спросите, во что играют,  предложите поиграть в общую игру. Не стесняйтесь стать ведущим, объяснять правила, начинать игру, вести счет. 

Дети любят играть со взрослыми, особенно когда эти взрослые веселые и позитивные. Можно поиграть с мячом в «съедобное-несъедобное», вышибалы, «я знаю пять имен». Можно организовать «выше-ноги-от-земли» или «море волнуется раз». Можно усадить ребят на лавку, провести «колечко-колечко, выйди на крылечко». 

Правила  этих игр понятны и просты, дети любят подобные развлечения, поэтому с удовольствием откликнутся на ваше приглашение.

  • Когда отношения наладятся, пригласите ребят со двора к себе домой. Подготовьте игру, мультфильмы, чай со сладостями. Покажите семейный альбом, расскажите, где вы жили раньше, почему переехали. Все дети без исключения любят, когда с ними разговаривают и рассказывают интересные истории.
  • Если в доме есть домашнее животное, выходите гулять с ним. Игры с собакой или кошкой всегда притягивают детей. Если животное не выходит из дома (рыбки, кошки, птицы, черепахи), пригласите детей домой познакомиться с ним, устройте вечеринку знакомств. Попросите малышей рассказать о тех питомцах, которые живут с ними, поделитесь интересными фактами о своих. 
  • Позовите в гости детей вместе с их мамами. Пока малыши играют, вы тоже подружитесь, проводить досуг уже будет проще и интереснее. 

При таком подходе нужды в друзьях у вашего ребенка точно не останется.

Что делать, если перевод ребенка в другую школу неизбежен?

Как настроиться на перевод ребенка в другую школу? Психологи считают, что если перевод необходим, лучше запланировать его на сентябрь.

Это время начала учебного года, когда все дети собираются вместе в классе, вспоминают друг друга, начинают заново общаться.

Все дети пока еще не хотят учиться (лето не отпускает), больше хотят найти друзей, поэтому это время можно использовать для установления взаимоотношений в классе. 

Легче всего перевод в другую школу переносят младшие школьники. Процесс обучения не так сложен, в жизни детей пока еще есть игры, гормональная перестройка не наступила. Общение налаживается быстрее, как и устанавливаются дружеские взаимоотношения.

Учащимся среднего звена приходится труднее всего. Наступающий переходный возраст меняет психику, миропонимание, восприятие, нарушает привычный ритм жизни. 

Подросток во всем видит негатив, выражает протест родителям, усиленно ищет свое место в этом мире. Новичок с трудом устанавливает взаимоотношения с новыми одноклассниками, учителями, нередко начинает хуже учиться, становится нелюдим с родителями.

Старшекласснику перейти в другую школу легче в том смысле, что он в состоянии понять причину перевода. Переходный возраст постепенно отступает, человек начинает взрослеть, прислушивается к родителям и себе. 

Как влиться в новый класс?

Как ребенку помочь влиться в новый класс? Это зависит от многих факторов: от самого школьника, от других учеников, от учителей и классного руководителя. Значительную роль в этом процессе играют и родители.

Родителям ученика стоит познакомиться с новыми учителями, заглядывать в школу время от времени, чтобы посмотреть, как он одевается, с кем выходит, как установлены взаимоотношения. Если не хотите стеснять сына или дочь, делайте это так, чтобы вас не видели. 

Спросите, какие классы по профильной направленности имеются в данной школе. Учитывайте это и делайте выбор, исходя из способностей сына или дочери. Если школьник отличается математическими способностями, ему нечего делать в гуманитарном классе, и наоборот. 

Дети, увлекающиеся историей и литературой, вряд ли быстро подружатся с математиком или физиком по призванию. Им просто не о чем будет говорить.

Всегда посещайте родительские собрания, задавайте вопросы по успеваемости, поведению, пытайтесь понять, чем живет ребенок в школе, что может пойти не так.

Если есть необходимость, найдите новые кружки или используйте возможность дополнительных занятий в школе и вне учебного процесса.

В любом случае, какой бы не был возраст ребенка, ему всегда нужна поддержка родителей и близких. Когда дома его понимают, ждут, трудности переносятся легче. Старайтесь всегда быть на стороне ребенка, будьте с ним откровенны. Только так сможете добиться взаимности.

Не рассуждайте при ребенке о сложностях перевода, не обсуждайте учителей и других учеников. Говорите или положительно или нейтрально. Пусть ученик сделает выводы сам. В конце концов, вам тоже неизвестно все про всех. Не навязывайте детям свое мнение, не формируйте у них негатив заранее.

Если ребенок не любит говорить о школе, не приставайте к нему с ежедневными расспросами: «Как дела? Что получил?». Ведите непринужденную беседу, рассказывайте, как прошел ваш день. То, что захочет рассказать ребенок, он расскажет сам.

Учитывайте темперамент ребенка. Предупредите об этом классного руководителя, школьного психолога. Ведь если кто-то из учителей будет давить на чувствительную натуру, ничего хорошего не выйдет. Ребенок будет унижен, класс начнет смеяться, ученик станет изгоем.

Как помочь ребенку не стать изгоем в новом коллективе?

Как же родители могу помочь ребенку не стать изгоем?

  • Разговаривайте обо всем, что вызывает его интерес. Не прогоняйте его словами: «Мне некогда, не морочь мне голову». Запомните, что дети говорят не обо всем. Многие вещи они умалчивают. Поэтому, коли уж ребенок заговорил – выслушайте его. Если разговор поставил вас в тупик, не гоните его. Скажите, что вы находитесь в затруднительном положении после его рассказа. Что вам надо подумать и дать ответ. Обязательно сдержите слово и дайте ответ. Иначе ребенок может решить, что он вам безразличен.
  • Не говорите детям обидных слов. Не снижайте их самооценку. Наоборот, хвалите чаще, поддерживайте в начинаниях, выражайте гордость достижениями. Правильная самооценка – залог успеха. Человек, который знает себе цену, вряд ли позволит другим сделать себя изгоем.
  • Разрешайте приглашать домой друзей. Определите заранее время и день, когда девочки и мальчики могут собираться у вас дома. Приготовьте вкусную еду, купите сладости к чаю, освободите комнату, чтобы дети чувствовали себя спокойно и расслаблено, чтобы могли пообщаться, поиграть, посмотреть фильм. 

Встречайте гостей с улыбкой, познакомьтесь с ними, поговорите, но не досаждайте своим присутствием. Если что-то нужно, позовите сына или дочь для разговора, но тоже не стоит делать этого часто. 

Если всем ребятам будет хорошо, они постоянно будут заглядывать на огонек в дом к хорошему другу.

  • Будьте организатором каких-то школьных мероприятий. Предложите всем сходить в кино или на прогулку в парк, пригласите в класс какого-то интересного человека с лекцией. 

Покажите, что вам не безразлична школьная жизнь, привлеките к подготовке и организации своего ребенка и попросите его привлечь других детей. Совместная деятельность всегда идет на пользу и помогает выстроить здоровые отношения внутри коллектива.

  • Будьте на связи с классным руководителем и учителями. Так вы быстрее сможете уловить негативные тенденции в отношениях детей и поправить их.  

Нередко в жизни бывают ситуации, которые вынуждают людей сменить место жительства, поменять работу, перейти в новое учебное заведение. Взрослые понимают, ради чего они это делают: карьера, зарплата, служебная необходимость, долг.

Дети не понимают, почему нельзя жить там, где родной дом, друзья, одноклассники. Правильное объяснение ситуации – залог успешного, легкого переезда и смены школы. Позитивный настрой – залог того, что у детей появятся новые друзья, они будут довольны новой жизнью.

Будьте другом своим детям, участвуйте в их жизни, интересуйтесь друзьями и увлечениями. Тогда любая смена обстановки не будет пугать ребенка, а в новый коллектив он будет идти с воодушевлением, что там его ждут друзья.

Источник: https://kidspsychology.ru/povedenie/kak-pomoch-rebenku-vlitsya-v-kollektiv/

Как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе при переводе в другую школу?

Ребенку трудно влиться в коллектив?

К нам в редакцию часто пишут обеспокоенные родители, которые замечают, что ребенок не может привыкнуть к коллективу после перехода в другую школу. Некоторые дети и вовсе отказываются ходить в новое учебное заведение и умоляют перевести их обратно.

Неважно, по какой причине пришлось сменить школу — конфликт с учителями, переезд, желание обучаться по углубленной программе — ученик может в любом случае столкнуться с проблемами адаптации.

«Я — Родитель» решил дать несколько советов родителям, которые либо планируют перевод ребенка в другую школу, либо уже сделали это.

Совет первый. Определите лучшее время в году для перевода ребенка в новую школу

Если обстоятельства не противоречат, то самым благоприятным временем для перевода является сентябрь. Месяц, когда все дети находятся в равных условиях адаптации к школьному ритму, вхождению в рабочий режим после летних каникул. Благодаря одинаковому старту и «притирке» детей друг к другу после летних каникул, новичку будет гораздо легче войти в коллектив.

Совет второй. Осуществляйте перевод в другую школу в соответствии с особенностями возрастного развития ребенка

Наименее болезненный с эмоциональной точки зрения возраст для перехода — это начальная школа. Чтобы свести стресс к минимуму, родители должны поддерживать ребенка во всех его начинаниях, хвалить за каждую победу. Сравнивать малыша с другими одноклассниками не стоит.

Это только усугубит сложности адаптации школьника в новом коллективе. В младшем школьном возрасте проблему сближения со сверстниками можно решить достаточно легко — например, устроить дома шумную вечеринку для всего класса.

Общение вне стен школы должно раскрепостить одноклассников, каждый сможет рассказать о своих интересах, которые не относятся к учебному процессу.

В среднем звене перевод в другую школу нежелателен, ведь именно в это время начинается период протеста, становления личности. Но если смены учебного заведения не избежать, не давите на подростка и не требуйте, чтобы он сразу влился в учебный процесс и начал приносить хорошие оценки.

Попробуйте объяснить все плюсы перевода, найдите фактор, который сможет мотивировать школьника в учебе. К примеру — приобретение новых качественных знаний, которые в ближайшее время позволят быстрее стать самостоятельным и независимым.

В новой школе также можно будет найти новых друзей — напоминайте об этом ребенку как можно чаще.

В старших классах необходимо разговаривать с ребенком на равных. Обсудить вместе плюсы и минусы перехода, понять, что может дать новая школа, какие перспективы возможны и продумать дальнейшие действия.

Будьте готовы честно ответить на вопросы о том, почему смена учебного заведения необходима. Преодолеть подростку стресс, связанный с переходом в новый класс, поможет ваша поддержка, а также дополнительные занятия во внешкольное время.

Если режим дня старшеклассника расписан по минутам, на переживания, связанные с адаптацией, просто не останется времени.

Совет третий. Настраивайте ребенка правильно

На эмоциональное состояние ребенка при переводе в новый класс во многом влияют родители. Если взрослые позволяют себе рассуждать при ребенке о том, как сложно и неправильно переводить его в новую школу, ученик начнет еще сильнее бояться этого перевода.

Вполне возможно, что он будет воспринимать новое учебное заведение как враждебный лагерь.

Обсуждать переход в другую школу в семье необходимо, но при этом очень важно показать ребенку спокойствие с вашей стороны, причем он должен понимать, что вы спокойны не потому, что вам все равно, а потому, что уверены в успехе.

Совет четвертый. Разговаривайте с ребенком, чтобы исключить конфликты внутри класса

Приходя в новый класс, ребенок сталкивается с уже сложившейся системой отношений внутри коллектива. При этом новичок зачастую находится на «нижней ступени иерархии».

Для того чтобы избежать конфликтов и критических ситуаций, необходимо объяснить ему нормы и правила, которые существуют в новом коллективе.

Чтобы понять, как на самом деле обстоят дела в классе, есть ли в нем лидеры и случаются ли эпизоды травли, необходимо ходить на родительские собрания, общаться с учителем и другими родителями, и, конечно, чаще разговаривать со своим ребенком.

Будьте ему другом, потому что других друзей у него в школе пока нет, и помогайте разбираться в том, кто есть кто в новом коллективе. Стоит объяснить ребенку, что отношения не строятся на физическом превосходстве, поэтому нельзя решать конфликты кулаками, только взаимное уважение способно перерасти в крепкую и долгую дружбу.

При этом необязательно наседать на детей с вопросами о том, как идут дела в школе. Можно делать это непринужденно, проводя аналогии с сюжетами книг и фильмов. Беседуйте, поощряйте вопросы, давайте развернутые ответы — просто будьте.

Если ребенок после 2,5–3 месяцев адаптации все еще недоволен новой школой, необходимо обратиться за помощью к специалисту.

Ребенок становится замкнутым

Снижается успеваемость

Снижается аппетит и пропадает сон

На вопросы о школе ребенок отвечает односложно, отмалчивается или переводит тему

В дневнике отсутствуют записи

Владлена Ворона

Хорошо ли ребенку в школе

Часто родители не знают, что происходит с ребенком, пока он в школе, нравится ли ему в классе. Пройдя этот тест, вы узнаете какие отношения у вашего ребенка с одноклассниками и нравится ли ему школьная жизнь.

Пройти тест

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-pomoch-rebenku-adaptirovatsya-v-novom-kollektive-pri-perevode-v-druguyu-shkolu/

6 советов, как помочь ребёнку адаптироваться в новом классе

Ребенку трудно влиться в коллектив?

Ребёнок идёт в новый класс и ему нужно помочь сориентироваться. Фразы «Третий „Г“ по коридору налево» здесь будет недостаточно.

В ответственный для семьи момент постарайтесь изолировать от семьи двоюродного дядю из дальнего пригорода, который всё время рассказывает, как он в детстве бил новичков и отличников, и перестаньте напевать песню: «Кто на новенького? Уноси готовенького!». Более ценными советами Инна Прибора вместе с психологом Инной Беляевой делятся ниже.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Почему ребёнку нужна помощь

Оказаться в незнакомом коллективе и работать в нём — сильный стресс для любого человека, а особенно маленького.

Основные причины для тревог: как тебя примут, как оценят и что подумают про портфель с пришитым портретом плюшевого министра образования. родительская роль сейчас — поддержать ученика, а не гудеть про испачканный воротничок рубашки.

Незаменимой может стать поддержка учителя, особенно если он испытывает симпатию к ребёнку и к вам, но на это не всегда приходится рассчитывать.

Чтобы вписаться в любой коллектив, нужно пристально взглянуть на него и оценить, чем тут живут эти ребята в майках «Служу сатане»

Выясните, какие здесь нормы, правила, ценности. Нужно ли приседать и кланяться старосте, бросаться мокрой губкой или покачивать головой в такт речитативу биологички. Прикиньте, каковы опасности, с которыми может столкнуться ребёнок в этой компании и выработайте способ интеграции.

Что такое «социализация» и почему мы неправильно понимаем этот термин

В интеграции ребёнку должны помочь его навыки, сильные стороны и ваша поддержка.

Задача родителя состоит именно в том, чтобы мягко в беседах о детях, о классной рутине, об отношениях в классе помочь ребёнку разобраться в новой среде и выработать подходящую стратегию.

При этом беседы о классной рутине не должны быть посвящены урокам и оценкам («Как? Тройбан по лит-ре?» — не самое выгодное начало для ободряющего разговора). Конечно, и эти волнующие вопросы можно обсуждать, но заход про оценки не поспособствует адаптации.

1. Нужно помнить, что отношения с ребёнком у учителей начинается с отношения «учитель — родитель».

С точки зрения авторитетного психолога Гордона Ньюфелда, это называется «передача привязанности». Суть приёма в том, что родитель должен пойти и подружиться с учителем.

Наверное, не стоит заявляться с ящиком пива в дом к Елене Альбертовне, но вы всегда можете прийти в школу, рассказать о том, что вас очень интересуют проблемы школы, Елены Альбертовны и всех детей мира, что вы пишете научную монографию, статью об ответственных учителях, изучаете условия зимовки завучей, рисуете портреты женщин в очках или даже хотите предложить свою помощь, в основном моральную. Но можете передвинуть и вот этот аквариум.

2. Второй пункт по меткому выражению того же Ньюфелда называется «сватовство».

Процесс двухсторонний: учителю вы сватаете ребёнка, а ребёнку, уже потом, дома, учителя. Учительнице будет нелишним узнать, как ваш школьник волнуется, задаёт вопросы про учительницу, ждёт торжественного дня, выбирая ромашки.

Расскажите ей, что вы чувствительная мать, а ваш ребёнок — ранимый человек, и не вынесет обычной для их школы традиции катания новеньких в тазу с лестницы. Ребёнка тоже успокойте: «Я рассказала Елене Альбертовне о твоём интересе к тритонам и лягушкам. Она с трепетом ждёт тебя и даже приготовила лучшее место в задних рядах».

3.

Попробуйте договориться с учительницей о том, чтобы она дала вам возможность представить ребёнка классу.

Иногда учителя и сами просят рассказать новенького о себе или пытаются сообщить классу о человеке что-то ещё кроме фамилии и инициалов. Но у вас это точно получится лучше.

Во время сватовства скажите, что вы и сами как раз замечательный профессионал, почётный рекламщик, и если вам удаётся продавать простакам электрические ватные палочки, то уж ребёнка вы сумеете представить в самом выгодном свете.

Родителям экстравертного склада будет просто выступить перед классом с рассказом о семье, общих интересах и увлечениях ребёнка

Интроверты и те, кто до сих пор боится отвечать у доски, могут собрать несколько предметов, которые расскажут о ребёнке (теннисный мяч, магнитик с гербом Серпухова и кусок шкуры буйвола), или сделать презентацию в «Пауэр Пойнт».

4. Новенький пошёл учиться. Уделите время совместным обсуждениям школьной жизни.

Не устраивайте допрос, а искренне интересуйтесь всеми важными мелочами: что ел? смеялся ли в школе? а над чем? было ли что-то огорчительное? Есть такая игра: взять список одноклассников и пройтись с ребёнком по фамилиям: как ты думаешь, кто из них кто? Кто отличник? Кто забияка? Кто шут? Кто с кем дружит? Предположи, с кем подружишься ты? Не забудьте, естественно, сообщить, что это первое впечатление, и все потом изменится. Интересно будет посмотреть, как ситуация сложится на самом деле.

Не забудьте и правда потом посмотреть и обратить внимание на то, что мальчик с фамилией Шкуродёров окажется застенчивым скрипачом и лучшим приятелем вашей дочери

Если у вас есть фото одноклассников (в сети, например) попробуйте вместе совместить имена с фотографиями.

Это поможет вашему ребёнку лучше запомнить других детей, создаст у него ощущение, что они знакомы, а ещё и заставит его обращать внимание на одноклассников, подмечать черты характера, думать, а какие они? В общем, отвлечёт от тягостных размышлений «видно ли со стороны, что у меня одно ухо оттопыривается».

Почему отдохнуть от детей — плохая идея

Пока вы каждый день болтаете о школе, расскажите свои истории, или вспомните сюжеты книжек и кино. Обратите внимание на актуальных для ребёнка героев.

5. На время школьной адаптации создайте дома атмосферу сплошного принятия.

Отмените давление, строгие нравоучительные беседы и критический подход к порядку в детской комнате. Пусть во всех комнатах квартиры пока царят исключительно любовь и восхищение ребёнком.

Проявляйте больше участия в ребёнке, проводите мероприятия по снятию стресса

Ходите в долгие семейные прогулки, катайтесь на каруселях, ловите в обнимку покемонов, медленно читайте вслух, завернувшись всей семьёй в плед, и каким-то образом держите при этом чашку с ароматным чаем, ешьте мороженое, зарывшись в кучу жёлтых листьев.

В общем, имеет смысл вести себя так же глупо, как улыбающиеся люди из мотиваторов в ленте фейсбука. Хвалите ребёнка, давайте ему позитивную обратную связь, даже когда мороженое упало в чай, а чай в плед, вы лишь улыбаетесь, а не орете.

6.

Когда ребёнок идёт в школу, не забудьте дать ему какой-то артефакт, дающий силу.

Маленький сувенир, который напоминает о вас, о семейном путешествии, о чем-то важном для ребёнка.

Положите ему в рюкзак записку с ободряющими словами, музыкальную шкатулку, статуэтку двуглавого орла, наклейку «спасибо деду за победу», сушёную голову змеи. Кроме стратегии поведения, у человека должен быть ресурс, на который можно опереться.

Дом, семья, культура, прочитанные книги, любимые истории, стихи и песни — это хорошая опора, которую ребёнок носит с собой в любой непонятной ситуации.

8 советов родителям, если ребёнок не хочет в школу

Как проходят уроки физкультуры в разных странах

5 популярных советов психологов, которые лучше не слушать

Источник: https://mel.fm/otnosheniya_s_detmi/9084637-adaptation

Новенький в классе – как помочь ребенку влиться в коллектив

Ребенку трудно влиться в коллектив?

Прошла первая неделя учебного года, но не все дети 1 сентября вернулись в свои классы и школы, многих из них родители перевели в новые коллективы.

И если вы увидели, что поведение ребенка изменилось, и почувствовали, что ему некомфортно в новом классе, не стоит сразу паниковать и задумываться над тем, чтобы вернуть его в привычную атмосферу. Психологи говорят, что адаптация в новом классе может занимать до двух месяцев.

«Ребенок будет искать свое место в новом коллективе не менее трех-четырех недель. А вот за поведением ребенка в средних классах, с пятого по восьмой, стоит наблюдать особенно пристально, — предупреждает детский психолог Марта Юдина. — В этом возрасте среди подростков самая высокая вероятность появления травли.

Такое поведение вызвано особенностью формирования личности: дети пытаются найти свое место под солнцем, а их самоутверждение происходит за счет более слабых, коими становятся новенькие в классе».

Тревожными признаками того, что ребенку сложно адаптироваться в новом коллективе, будут не только разговоры вроде «Зачем я вообще перешел в эту школу?», но и проявление агрессии в семье на младших братиках-сестричках и домашних животных. Также ваш ребенок может стать скрытным или вы увидите в его комнате обрывки бумаг, услышите депрессивную музыку и заметите повышенную утомляемость. 

Снова в школу. Как обезопасить ребенка дома и по дороге на учебу

В начальной школе адаптация в новом коллективе проходит легче всего. Во-первых, дети еще не сгруппировались по кучкам и у них не появился явный лидер.

Во-вторых, они еще побаиваются учителя, потому будут лояльно относиться к новенькому, опасаясь замечаний.

В-третьих, у ребенка в этом возрасте еще не так сильно развиты комплексы, потому новенькие идут на контакт с классом и быстрее его налаживают.

Но если все-таки вы заметили у ребенка нежелание идти в школу, отсутствие ярких воспоминаний от учебного дня, снижение аппетита и несвойственную ему сонливость — помогите. Но ваша помощь должна быть «невидимой».

Не стоит сразу бросаться на выяснение отношений с обидчиками, их родителями или учителем.

Рассказывайте ребенку, как вы переходили в новый класс, как вам удалось сдружиться с одноклассниками, о сложностях и о том, как вы из них выходили.

Принимайте участие в жизни класса. В начале осени в школах проходят различные выставки и ярмарки. Помогите ребенку сделать необычную поделку или вызовитесь провести школьную ярмарку.

Так вы окажете незаметную поддержку своему ребенку, и он будет чувствовать, что не один на чужой территории, а это даст ему силы активнее проявлять себя. Также вы станете авторитетом в глазах его одноклассников, а значит, и ваш ребенок перестанет казаться чужим.

Ко всему прочему, положительное отношение учителя к вам как к активному помощнику передастся на ребенка.

Купите ребенку интересную канцелярию. Для успешной адаптации новенького в коллективе очень важно вызвать к себе интерес. И если ваш ребенок стеснителен и не слишком разговорчив, ему будет сложно в первые дни знакомства рассказывать о том, как он провел лето, чем увлекается, что любит и т. д.

И чтобы побудить к нему интерес одноклассников, положите ему с собой необычные фломастеры, не такой, как у всех, пенал или блокноты «с секретиком». А вот игрушки или дорогие гаджеты с собой давать не стоит. Они станут отвлекать ребенка от учебы, и, как следствие, он получит замечание учителя.

А как уже говорилось, отношение педагога играет важную роль в отношении всего класса в целом.

Не требуйте сразу хороших оценок. Ситуация, когда ребенок, перейдя в новый класс, «скатывается» в учебе — закономерное явление. Причина не только в стеснении, но и в стрессе, который он получил, оказавшись в новом коллективе.

Вспомните себя на новом месте работы. Всегда ли вы могли раскрыться с первых дней? Кроме того, учитель еще не знает потенциал ребенка и если часто «своим» ученикам может поставить оценку авансом, то новенького оценивает критично.

Заметив нехорошие оценки, поговорите с ребенком и расскажите, что в этом нет ничего страшного, и если он будет стараться, то баллы изменятся. А в школу следует ходить не за оценками, а за знаниями, которые иногда на этапе обучения окружающими остаются незамеченными.

Буллинг в школе: как остановить детские войны

Средние классы

В 11–15 лет самый большой риск проявления буллинга. В этом возрасте подростки наиболее жестоки и зачастую ищут себе жертву из слабых и неуверенных в себе детей. А новенькие — легкая добыча.

Кроме того, в отличие от младших и старших классов, в средних — дети наиболее осторожные и в первые дни учебы не станут сами подходить к новенькому, чтобы знакомиться. Причина — за время совместной учебы в классе организовались уже свои компании.

Дети подружились и, соскучившись, будут скорее узнавать у своих друзей, как они провели лето и что у них в жизни случилось. После школы они теми же кучками будут идти домой, не оставаясь, чтобы пообщаться с новеньким.

Чтобы понизить уровень стресса из-за смены школьного коллектива, не затевайте по возможности больше никаких изменений в жизни ребенка.

Не отдавайте его в новую секцию, не устраивайте ремонт и не сообщайте месяц-другой, пока идет адаптация, например, о том, что у него скоро появится братик или сестричка. Напротив, постарайтесь, чтобы в жизни школьника осталось как можно больше прежнего.

Приглашайте почаще друзей из бывшего класса, ходите в места, где привыкли бывать семьей, и исключите дома все разговоры с переживательными нотками о том, как сложно быть новеньким.

Придумайте вместе историю жизни. Дети любят все новое. И если новичок не может о себе толком ничего рассказать, то и интерес к нему автоматически падает, еще не успев зародиться.

Если вы заметили, что ребенок, придя домой, не рассказывал ничего об общении с одноклассниками, составьте вместе с ним интересную историю его жизни. Определитесь вместе в том, чем больше всего гордится ребенок. Выделите в увлечениях ребенка какую-то изюминку.

Например, если ваш сын увлекается компьютером, пусть расскажет, как был на слете геймеров. Или при удобном случае пусть заговорит о путешествии, где завел новых друзей.

Ученики любят истории о других школах. Воспользуйтесь этим интересом и составьте дома рассказ с ребенком о том, как ему жилось в прошлой школе. Но посоветуйте не включать в рассказ негативные моменты. В противном случае они могут наложить отпечаток на ребенка в новой школе.

Не стоит также строить рассказ по типу «А вот в моей школе мы «забивали» на физику!» или «Почему у вас нужно ходить в форме, в моей школе мы надевали эти пиджаки только на линейку!».

Во-первых, такой рассказ на подсознательном уровне отделит ребенка от нового коллектива, ведь из-за фразы «А у нас!» или «В моей школе» он будет позиционировать себя как чужак.

Во-вторых, если даже правила в прошлой школе ему нравились больше, то теперь он обязан подстраиваться под те, которые имеются. Ведь, как известно, со своим уставом в чужой монастырь не лезут.

Научите улыбаться. Из-за смущения и стресса часто новенькие пытаются быть в классе незаметными. Они ссутулившись заходят в класс, садятся на заднюю парту, а если кто-то пытается с ними заговорить, бурчат себе что-то под нос. Расскажите ребенку о секрете улыбки и научите его улыбаться.

Потренируйтесь перед зеркалом. Чтобы расслабить мышцы лица, пусть он слегка прикоснется кончиком языка к задней стороне передних зубов и ладонью прикроет губы, подумав о чем-то хорошем. Выражение глаз должно измениться.

После этого следует убрать ладонь и «растянуться в улыбке», приоткрывая только верхние зубы.

Как правильно выбрать рюкзак для школьника

Подключите соцсети. Многие родители, напуганные страшилками про «группы смерти» и извращенцев, категорически запрещают детям регистрироваться в соцсетях. Но на сегодняшний день это неотъемлемая часть жизни любого современного человека.

Поэтому если ваш ребенок не зарегистрирован еще в популярной в его коллективе соцсети, подскажите ему, что это надо сделать. Пусть он вступит в группу школы или класса и пригласит к себе в друзья одноклассников.

Не забудьте рассказать ему об элементарных правилах безопасности в соцсетях.

Соцсети на первых этапах знакомства в новом коллективе облегчают адаптацию в нем в разы. Дело в том, что общаться, не видя лично собеседника, гораздо проще.

Потому часто ребенок, который не решается подойти к одноклассникам в школе, может наладить контакт с ними через соцсети.

Кроме того, так ребенок сможет увидеть, чем живут и интересуются его новые одноклассники, а оставив пару приятных комментариев или лайков под постами новых друзей, он быстрее найдет общую тему для разговора и расположит к себе новый коллектив.

Предложите классу полезное веселье. Помочь поднять авторитет ребенка в глазах одноклассников можно своей активностью. Если вы трудоустроены на какой-то интересной работе или занимаете хорошую должность в престижной компании, предложите учителю провести классу экскурсию к вам на работу.

Во-первых, такая инициатива будет позитивно воспринята педагогом, а значит, у вас повысятся шансы более глубоко и детально разобраться в причинах неприятия новым коллективом вашего ребенка.

Во-вторых, несмотря на то что в этом возрасте авторитет взрослых постепенно обесценивается, возможность интересного времяпрепровождения при помощи вас снизит разрыв в возрасте между вами и новыми одноклассниками и автоматически сделает новенького героем.

Не запрещайте приходить «поздно». Переживая за свое чадо и говоря «чтобы в 18:00 был дома», вы отсекаете от него часть потенциальных знакомых, которые могут быть полезны ему в школе. Если в школе намечаются спортивные соревнования или какое-то позднее внеклассное мероприятие, не забирайте ребенка домой раньше, чем уйдут его одноклассники.

Договоритесь, что когда мероприятие будет подходить к концу, ребенок вам позвонит и вы его встретите. Несколько минут, потраченные на встречу, окупятся новыми знакомствами и общими интересами с новым классом. Ничего страшного, если ребенок побудет с новыми знакомыми на час дольше обычного.

Общение в неформальной обстановке гораздо быстрее поможет заполучить место в новом коллективе.

Какие секции выбрать для школьника и не перегрузить его

Старшие классы

В 10–11-х классах уже есть явные лидеры и аутсайдеры подросткового коллектива. Поэтому первым делом помогите ребенку определить их и присмотреться, кто есть кто в этом классе, на какие группы он делится, у кого какие роли и т. д.

Учтите: в этом возрасте уже видны четкие расслоения по социальному и материальному признакам. Узнайте у ребенка, почему он чувствует себя неуверенно или, может быть, даже ущербно. Если это происходит из-за отличия в одежде, не заставляйте его ходить «в том, что есть».

Лучше приобрести один комплект, но той одежды, которая принята в этом классе или нравится самому ребенку. Психологические исследования подтверждают, что наличие «необходимых и правильных» вещей, по мнению ребенка, намного важнее указок взрослых и личных достижений.

Они нужны детям для самоутверждения и повышения собственной самооценки и значительно облегчают процесс адаптации в новом коллективе.

То же самое касается новых гаджетов. Если ребенок будет белой вороной из-за отсутствия сенсорного телефона, то его неприятие классом обойдется вам дороже, чем покупка устройства, требуемого для его социализации.

Учите «не нравиться всем». Часто дети, оказавшись в новом классе, не знают, к какой группе прильнуть, потому пытаются быть хорошими для всех. Если вы заметили такое поведение, объясните ребенку, что понравиться всем у него не получится, ведь в классе всегда есть противостояния между группами.

Чтобы помочь ему определиться, выясните, на какие группы делится класс и какие взгляды поддерживает. А главное — объясните, что выбор нужно делать исходя из собственных взглядов и интересов, а не пытаться прильнуть к «крутым».

В противном случае, не владея в нужной степени интересами такой группы, ребенок просто окажется в статусе «подхалима».

Учите не быть выскочкой. Неприятие ребенка в старших классах часто бывает из-за того, что он «умный». Объясните ребенку, как правильно показывать свои знания. Конечно же, ни в коем случае нельзя притворяться двоечником ради того, чтобы не вызвать ревность отличников нового класса.

Но и выпрыгивать из штанов, дабы показаться умнее всех и заработать расположение учителя, не стоит. Объясните главное правило — никогда нельзя перебивать одноклассника, который отвечает. Это не только элементарные правила вежливости, но и способ не вызвать на себя агрессию одноклассников.

Так ваш ребенок может прослыть «заучкой» и подлизой. Не следует дополнять ответ одноклассника, если этого не просит учитель. Чтобы показать свои знания и при этом не настроить против себя класс, надо просто вызываться к доске.

Наверняка очередь «на ответить», особенно в начале года, стоять не будет.

Расскажите о трюке «помоги». Людям нравится чувствовать себя нужными. Особенно остро это проявляется в подростковом возрасте, когда важность и значимость среди сверстников входят в число первых приоритетов. Расскажите ребенку о трюке «Помоги, пожалуйста». При помощи него можно завести первый разговор.

Например, можно попросить одноклассника рассказать ему об учителе, о том, как проходят уроки или как обстоят дела в классе. Просьба об элементарной помощи поможет завязать отношения и сдвинуть разговор с мертвой точки. К примеру, новичок может попросить соседа по парте помочь сделать ему домашку или дать ручку, которая у него якобы потерялась.

Но напомните ребенку, что он должен не забыть отблагодарить, и на следующий день сам предложить помогавшему, например, угоститься яблоком.

Источник: https://vesti.ua/poleznoe/302389-novyj-klass-kak-uprostit-adaptatsiju-rebenka

В новом коллективе: как помочь ребенку найти друзей

Ребенку трудно влиться в коллектив?

Как бы современные родители ни старались уберечь свое чадо от стрессов, в жизни случаются разные ситуации, в которых ему приходится испытывать трудности адаптации к новой обстановке.

Знакомство с новым коллективом, будь то связано с переездом либо со сменой школы по каким-то причинам, для некоторых детей происходит непросто.

И роль родителей – поддержать ребенка, чтобы он поскорее влился в новый коллектив.

О том, какие факторы влияют на адаптацию ребенка к новому коллективу и как помочь ему найти друзей среди сверстников в новой школе, мы поговорили с детским и подростковым психологом гармоничного центра развития “Сузір’я” Евгенией Гайдай.

Что влияет на адаптацию к новому коллективу?

Когда ребенок переходит в другую школу, то, насколько он быстро вольется в новый коллектив, зависит и от коллектива, и от особенностей самого ребенка, и от того, насколько его поддерживают родители и учителя.

Бывает так, что родители из-за своих амбиций переводят ребенка, например, в математический класс, в то время как он является абсолютным гуманитарием.

Естественно, ему в этом классе будет некомфортно, он будет чувствовать себя не в своей тарелке среди детей, которые действительно любят математику и делают успехи в этом предмете. 

Некоторые дети очень коммуникабельны, в любом коллективе они становятся любимчиками и лидерами. Таким детям не сложно будет адаптироваться к новому коллективу.

Но бывают дети сами по себе замкнутые и необщительные, которым нужно больше времени, чтобы влиться в коллектив. Большую роль в этом играет воспитание.

Если родители сами с трудом сходятся с другими людьми, то они и ребенку не смогут привить навыки коммуникабельности. 

Важную роль для ребенка играют учителя. К сожалению, многие преподаватели не умеют разделять некоторые особенности или поступки ребенка и его личность. Они могут стыдить ребенка перед всем классом за “двойку”, за то, что у него татуировка, или то, что его застали с сигаретой. Учитель сам может настраивать весь класс против одного ученика. 

Как понять, что у ребенка сложности с адаптацией?

Бывает, что у очень общительной мамы, которая любит бывать среди людей, ребенок тихоня-интроверт, который не нуждается в большом круге друзей. Он может быть очень талантливым, увлеченным, при этом не нуждаться в общении.

И, если такой ребенок не находит друзей в классе, это необязательно говорит о том, что с ним что-то не так и ему от этого плохо. Да, он может казаться немного странным, но это его особенность. Скорее, некомфортно коммуникабельной маме, поскольку для нее такая ситуация была бы тяжелой.

Поэтому всегда важно быть внимательным к ребенку. Если он не жалуется на отсутствие общения, его не унижают, не бьют одноклассники, а общаются с ним доброжелательно, скорее всего, у него такой характер. Он спокойно обходится без общения.

У некоторых детей может круг друзей складываться по общности интересов. Тогда в классе у такого ребенка может не быть друзей, но он находит их в кружках и секциях, во дворе. 

Если вас беспокоит круг общения вашего ребенка и вы не знаете, страдает ли ваш ребенок от недостатка общения, трудно ли ему дается адаптация к новому коллективу, имеет смысл обратиться к психологу. Он с помощью диагностики выяснит эмоциональное состояние ребенка и то, насколько оно зависит от общения в классе.

Как помочь ребенку быстрее адаптироваться и найти друзей?

Проведите анализ. Переходя в другую школу, часто кажется, что теперь начнется новая жизнь и все будет по-другому. Однако без аналитической работы чаще всего те же трудности с коммуникацией, что были в старом коллективе, перейдут и в новый.

И, если в каждом коллективе у ребенка не получается найти друзей, его игнорируют и ученики, и учителя, то, вероятнее всего, виной какие-то его личностные особенности.

Поговорите с ребенком о том, что у него было в прошлой школе, какие были трудности в общении, что получалось и что не нравилось: “Как можно было бы в новой школе избежать того плохого, что было в старой? Как бы ты хотел, чтобы тебя воспринимали? Как ты думаешь, как к тебе относились одноклассники в старой школе? Тебе это нравится или нет? А учителя? Как ты думаешь, как было бы по-другому? Как бы ты хотел себя зарекомендовать?”

Приглашайте ребят в гости. Это хорошо, если родители ненавязчиво помогают ребенку сблизиться с одноклассниками и пытаются повлиять на выбор друзей. Мама может сказать дочери: “Мне так нравится эта девочка, как она себя ведет”. Нет необходимости указывать, с кем дружить.

Но можно просто обращать внимание на поведение тех детей, которые вам симпатичны. Очень хорошо, когда родители разрешают ребенку приглашать одноклассников в гости, общаться c родителями, пить чай.

Можно договориться с ребенком о том, как часто у вас дома могут быть в гостях его друзья. 

Учите ребенка общаться. Сейчас существуют различные тренинги по коммуникациям для подростков, в которых дети учатся общаться, приобретают навыки лидерства и т.д. 

Не впадайте в чувство вины. Если вам по какой-либо причине пришлось перевести ребенка в другую школу и ему трудно влиться в новый коллектив, не стоит себя корить за это и беспокоиться о том, что ребенок получит психологическую травму.

Для ребенка такая ситуация – это новый уровень взросления и становления его личности. Без испытаний нет и развития. Имеет смысл беспокоиться и бить во все колокола, если ребенка в новом классе обижают, бьют, издеваются над ним, отбирают деньги.

В этом случае нельзя оставлять ситуацию на самотек, ожидая, когда ребенок сам решит свои проблемы, а нужно вмешаться и родителям, и учителям.

Татьяна Корякина

Источник: https://tsn.ua/ru/lady/dom_i_deti/deti/v-novom-kollektive-kak-pomoch-rebenku-nayti-druzey-1011480.html

Для родителей
Добавить комментарий