Ребенок боится незнакомых людей: что делать?

Ребенок и незнакомые люди

Ребенок боится незнакомых людей: что делать?

Маленький человек приходит в этот мир с абсолютно чистым сознанием и позитивным восприятием всего окружающего. Он не знает, что огромный мир часто таит в себе различные опасности, которые могут исходить от посторонних людей.

Родители своевременно пытаются объяснить малышу тонкости общения, разделение на «своих» и «чужих», а также привить ему правила безопасности, которые нужно соблюдать в то время, когда он находится не рядом с мамой и папой.

Однако умение правильно общаться с незнакомыми людьми — это большое искусство, которое, к сожалению, не дается от природы, поэтому родители никогда не могут быть полностью спокойны, когда их чадо начинает проявлять самостоятельность.

Как же правильно воспитывать малыша, чтобы он не забивался в угол при появлении незнакомого человека в доме, но в то же время не поддавался на уговоры незнакомца, подошедшего к нему на улице? Как объяснить ребенку, что взрослые бывают разными, но при этом не напугать его и не лишить доверия к людям?

Знакомство ребенка с незнакомыми людьми

Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда в первые полгода жизни малыш реагирует одинаково на всех родственников и легко засыпает не только на руках мамы или папы, но и любого человека, находящегося рядом.

Но с семи-восьми месяцев его словно подменяют: стоит подойти к кроватке кому-то кроме родителей, как кроха сразу начинает испуганно плакать.

Мама с папой в недоумении: как же так, ведь еще совсем недавно он сладко спал на руках у бабушки и встречал дедушку радостной улыбкой?

Такое поведение легко объяснить. Дело в том, что первые шесть месяцев жизни малыша называются психологами зоной чистого доверия. В это время ребенок не делает различий между близкими и посторонними и одинаково радуется абсолютно любому вниманию.

А вот с пяти-шести месяцев у него постепенно начинает формироваться представление о знакомых и незнакомых лицах. Маму с папой он видит постоянно, поэтому у него в памяти сохраняется своеобразный «фоторобот», с которым он сравнивает лицо приблизившегося к нему человека.

Когда перед малышом появляется незнакомый человек, он не находит в памяти подходящей «картинки», которую может наложить на это лицо, и естественной реакцией становится плач и испуг.

Удивительный факт: кроха может не узнать даже собственных родителей, если в их внешности что-то изменилось: например, отец склонился над коляской в шапке или мама изменила цвет волос и подстриглась.

Что же делать? До того момента, как возраст малыша достигнет двух лет, предугадывайте его реакцию на окружающих, ориентируясь не по степени родства, а по тому, насколько часто и плотно эти люди общаются с малышом.

Если бабушка живет вместе с вами, и постоянно нянчится с крохой с первых месяцев жизни, скорее всего, малыш не будет ее пугаться, а вот если родные приезжают к вам лишь время от времени, придется их заново знакомить с малышом.

Лучше всего, если знакомство будет проводить мама, поскольку малыш обычно наблюдает за эмоциональной реакцией близких людей на «постороннего» человека, и главным авторитетом для него всегда остается мать.

Если мама улыбается незнакомцу, разговаривает с ним ласково и мягко, то и кроха смелее будет воспринимать нового человека. Не стоит оставлять малыша одного в обществе незнакомца, будет лучше, если он первые часы посидит в его присутствии на руках у мамы или папы.

Чрезмерная доверчивость ребенка

Часто родители подрастающего ребенка сталкиваются с проблемой чрезмерной доверчивости малыша к окружающим. Дети 3-5 лет иногда обращаются ко всем без исключения взрослым на «ты», легко вступают в разговоры с незнакомцами в транспорте или на улице, могут попроситься на руки к чужому дяде или тете и искренне не понимают, почему мама с папой на них за это сердятся.

Что делать в такой ситуации? Можно это понять, лишь разобравшись в причинах такой чрезмерной доверчивости. Подобное поведение ребенка в некоторых случаях может быть вызвано нарушениями нервной системы. Дети, которым поставлен диагноз «гиперактивность», постоянно испытывают потребность в общении (дома, на улице). В таких случаях необходимо обратиться к детскому психологу.

Однако чаще всего дети видят во взрослых людях средство для удовлетворения своей любознательности. Взрослый человек больше знает, а значит, может рассказать столько всего интересного! Малыш воспринимает незнакомых людей со своей собственной точки зрения.

Если для мамы мужчины, пьющие пиво на скамейке детской площадки — бессовестные хулиганы и пьяницы, для ребенка дошкольного возраста — это просто дяди, у которых можно спросить, что они пьют и почему так громко смеются. Именно стремление малыша постоянно узнавать что-то новое подбивает его обращаться к незнакомцам с различными вопросами.

Кроха может спросить у незнакомой женщины в транспорте: «Куда ты едешь?» — подойти к проходящему мимо мужчине с собакой и поинтересоваться, как называется порода животного, как его зовут, а в магазине беззастенчиво рассмотреть покупки семейной пары и задать вопрос, зачем они накупили столько всего.

Если вас пугает излишняя доверчивость малыша, стоит постоянно быть начеку, но при этом не пугать кроху страшными историями из криминальной хроники, а просто требовать, чтобы он каждый раз перед тем, как подойти к незнакомому человеку, спрашивал у вас разрешения.

Однако порой причины чрезмерной доверчивости ребенка могут скрываться в родной семье. Психологи утверждают, что стремление к контакту с незнакомыми людьми намного сильнее у тех малышей, которые испытывают дефицит внимания и ласки со стороны собственных родителей.

Подумайте над тем, как часто вы говорите своему малышу, что он для вас самый-самый, как много времени вы проводите вместе с ним, наполнена ли жизнь вашего малыша интересными делами, задушевными разговорами и новыми открытиями, или же ему постоянно приходится слышать от родных упреки и запреты?

Кстати, не лишним будет понаблюдать и за собственным поведением. Малыши часто копируют поведение мамы с папой, и если кто-то из родителей (или оба) охотно вступают в разговоры с незнакомыми людьми в магазине или транспорте, дети начинают верить в то, что от чужаков не может исходить никакой опасности.

Обратите внимание и на то, какие фразы о взрослых вы говорите своему ребенку.

Если в вашем лексиконе постоянно слышится, что взрослые всегда правы, или то, что взрослых нужно всегда слушаться, малыш будет думать, что просьбам и приказам старших (даже незнакомых) всегда нужно подчиняться, а значит, вы окажетесь не застрахованы от того, что ваш малыш с легкостью согласится пойти куда-то с незнакомцем, который его позовет.

Ребенок боится незнакомых людей

Чрезмерная доверчивость имеет и обратную сторону: многие малыши боятся всех незнакомых людей кроме мамы с папой, при приходе в гости кого-то из друзей или родственников, прячутся в своей комнате и не идут с ними на контакт. Что же делать в таком случае?

Чаще всего причина кроется в каком-либо неприятном случае, который напугал кроху. Например, вы ходили с ним в поликлинику, и незнакомый врач сделал ему укол или причинил боль при осмотре.

Быть может, доктор приходил к вам домой без форменного белого халата, и теперь все незнакомцы, приходящие в гости, ассоциируются у малыша с неприятными ощущениями.

В таком случае важно постепенно знакомить ребенка с новыми для него людьми в спокойной обстановке, чтобы он мог убедиться, что никто не причинит ему никакого дискомфорта.

Иногда пугливыми становятся дети, которые постоянно слышат от взрослых страшные истории из криминальных новостей, или фразы типа: «Вот будешь себя плохо вести — отдам тому дядьке!» Такое запугивание ведет к развитию у малыша настоящего невроза, и кроха начинает бояться абсолютно всех окружающих. Чтобы такого не произошло, внимательно следите за всем, что вы говорите своему ребенку.

Виктория Грицук

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/rebenok-i-neznakomye-lyudi/

Ребенок боится незнакомых людей: что делать?

Ребенок боится незнакомых людей: что делать?

Эта разновидность страха возникает гораздо раньше боязни Бабы-яги или грома. Страх чужого – один из первых страхов, которые испытывает ребенок. К возрасту 8–9 месяцев малыш начинает осознавать, что мама – совершенно отдельный от него человек. Когда мама уходит, малыш боится потерять ее навсегда.

Одновременно с этим он начинает понимать разницу между чужими и знакомыми лицами, и с каждой неделей делает это все лучше и лучше. У некоторых детей чувство тревоги может вызвать не только незнакомое лицо, но даже мамино, если она радикально изменит прическу или цвет волос.

А уж если вместо знакомого и любимого лица возникнет незнакомое, да еще мужское, да еще бородатое, чему удивляться, если ребенок внезапно огласит окрестности громким плачем.

Он стал умнее

При этом следует понимать, что страх чужих не связан с тем, что его чересчур опекают и от этого он привязан к матери гораздо больше, чем должен. Ребенок, проявляющий настороженность по отношению к незнакомым или малознакомым людям и демонстрирующий сильную привязанность к родным, которые о нем заботятся, ведет себя абсолютно нормально.

Страх – проявление инстинкта самосохранения, его можно рассматривать как полезный механизм самозащиты, позволяющий выявлять опасность и искать возможность обойти ее. Для самых маленьких детей демонстрация страха – это способ обеспечить себе надежную защиту со стороны мамы и папы.

То есть речь идет о совершенно естественном этапе развития для детей. Но при этом все реагируют по-разному. Кто-то начинает бурно рыдать при виде незнакомца, а кто-то лишь выражает едва заметное неудовольствие. Многое зависит от ощущения защищенности, которое с первых дней жизни дает ребенку мама.

Часто наша тревожность транслируется детям и формирует у них подсознательное чувство «ненадежности» положения. У тревожных родителей беспокойные дети – часто норма.

Ведь на подсознательном уровне у ребенка формируется убеждение, что если большие и сильные взрослые так часто испытывают чувство тревоги, то, значит, мир полон опасностей. И это незнакомое лицо, внезапно возникшее перед ним, – скорее всего, одна из них.

Период «нелюдимости» не стоит считать негативным – дети растут и формируются, только преодолевая свои страхи.

Боязнь чужих проходит, как правило, к полутора годам, на смену придут другие страхи, которые тоже придется преодолевать. Особо чувствительные дети могут «дичиться» и дольше.

Но все равно малыш станет милым и приветливым ребенком, пусть и позже, чем сверстники. А в ваших силах помочь ему преодолеть этот этап.

Все малыши испытывают временные страхи, которые в конечном итоге приносят пользу: дети таким образом познают мир.

Малышу нужно чувствовать себя защищенным. Обязательно обеспечьте ему это. Определите, чего именно он боится, и выстроите план действий.

Если ребенок впадает в панику от приближения к нему незнакомого лица, старайтесь держать посторонних людей на расстоянии.

В течение нескольких месяцев нее приглашайте в дом новых людей; если малышу не нравится «чужая тетя», которая на улице пытается с ним пообщаться, не настаивайте, не говорите «ну же, не будь букой», вежливо попрощайтесь с собеседником и уведите ребенка.

Если представляете малыша незнакомому человеку – держите его на руках. Не требуйте, чтобы ребенок шел к кому-то на руки (даже если это лучшая школьная подруга вашей свекрови, которая ехала к вам через всю страну, чтобы взглянуть на него), и уж тем более не давайте трогать и целовать его.

Не делайте замечаний типа «Не веди себя как маленький» (он маленький!) или «Ты ведешь себя невежливо» (до двух лет правила вежливости не действуют). Да и в более старшем возрасте дети могут пугаться слишком явных проявлений любви со стороны малознакомых людей. Трехлетний ребенок имеет полное право не протягивать ручку и не отвечать на вопросы людей, которых он видит в первый раз.

Здесь важно стоять на его стороне – стыдить и пытаться заставить против воли пообщаться с собеседником нельзя.

Важно дать понять ребенку, что новый для него человек – личность в высшей степени позитивная. Расскажите о нем малышу, даже если он не понимает слов, ваша речь «через улыбку» даст ему сигнал, что опасаться нечего.

Улыбайтесь, обращаясь к незнакомым для вас людям на улице, в магазине, в поликлинике – так вы дадите ребенку понять, что новое лицо – источник положительных эмоций и вы рады с ним познакомиться.

Правила этикета

  1. Какими бы непонятными были для вас страхи ребенка, задача родителей – поддержать его: малыш больше всего нуждается в вашем понимании и любви.
  2. Попросите друзей и знакомых вести себя соответствующим образом.

    Случается, что дети начинают реагировать слезами на приближение человека, которого они до этого видели более или менее регулярно. Объясните, что это естественный и самое главное, временный этап и попросите быть тактичнее.

    Чем меньше настойчивости они будут проявлять, тем больше шансов, что период настороженности или вовсе неприятия незнакомцев надолго не затянется.

  3. В это период не стоит менять установившийся порядок в семье. «Предсказуемость» – ключевое слово для понимания того, что нужно малышу в этом возрасте.

    Повремените несколько месяцев, если вы планируете нанять или сменить няню, уехать с мужем на какое-то время, оставив ребенка с родственниками, которые живут отдельно от вас.

Источник: http://www.parents.ru/article/svoi-i-chuzhie/

Анатомия страха: чего боятся наши дети? (часть первая)

Ребенок боится незнакомых людей: что делать?
6 июня 2016 14:45 Редакция Пожалуй, нет на свете человека, которому неведомо чувство страха. Понятно, что и взрослые, и дети хотели бы испытывать его как можно реже.

А уж как последние мечтают быть смелыми: «Хочу быть самым храбрым храбрецом!», «Вот вырасту – ничегошеньки не побоюсь!» Слышали такое от своих малышей?

Из пяти базовых эмоций человека (радость, печаль, тревога, страх и гнев) самые «противные» страх и тревога.

Страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Каждому здоровому человеку свойственно чувство страха, поскольку эта способность имеет большое значение для самосохранения. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей, опасностью.

В отличие от страха, тревога – это переживание отдаленной и неясной опасности. И если страх в норме присущ всем, то тревога проявляется у разных людей по-разному и превышение определенного уровня тревожности нормой уже не является.

Первое, с чем сталкивается новорожденный – это страх. Вы только представьте, что испытывает рождающийся ребенок: его что-то сжимает и выталкивает, он куда-то проваливается, не чувствует границ своего тела, не понимает что с ним происходит; затем громкие и новые звуки, яркий свет, чужие прикосновения и т.д. Поневоле испугаешься и заплачешь.

Психоаналитическая литература подробно, умно, а часто и слишком заумно (но это между нами) рассматривает детские страхи, и влияние их на жизнь взрослого человека.

Но внимательным и любящим родителям нужна не научная информация, свидетельствующая об эрудиции автора, а конкретные рекомендации: что делать, если «ребенок боится пылесоса» или «ребенок плачет, когда мы едем в машине, и машина останавливается»; или «первоклассник на продленке начинает плакать, что его забудут забрать домой, а на папу могут напасть бандиты». Это все реальные случаи из практики детского психотерапевта.

Итак, как же родители могут сами помочь своим деткам справиться со страхами, и какие они, детские страхи, «страшные- престрашные».

Возрастные страхи детей

На каждом из этапов развития дети испытывают разнообразные страхи, которые различны для разных возрастов:

• От рождения до 6 месяцев: страх громких резких звуков и шумов, малыши могут бояться неожиданных быстрых движений со стороны другого человека, боятся падения и потери поддержки. Это связано с памятью о страхе, пережитом при рождении.

• От 7 месяцев до 1 года малыша пугают уже определенные громкие звуки, например, шум пылесоса. В 7 месяцев многие детки проявляют явное беспокойство в отсутствие мамы, а с 8 боятся чужих людей. Раздевание, одевание и смена обстановки, высота – для детей этого возраста тоже повод для страха. Для многих малышей источником страха является отверстие стока в ванной и душ.

Подсказка для родителей: Если малыш нервничает при контакте с чужими, постарайтесь обеспечить ему эмоциональную защиту: возьмите на руки, обнимите, погладьте.

Шумные взрослые компании – это не то, в чем нуждается сейчас Ваш малыш. А если не удалось избежать шума-гама, не забудьте умыть малыша, смыть с него лишний негатив.

Сделайте массаж пальчиков, погладьте – расслабьте спинку и животик.

• Дети от 1 до 2 лет могут бояться разлуки с родителями, незнакомых людей, травм, засыпания и сна (ночные кошмары). Основной страх – это темноты и ночные страхи.

• Величайший страх дети испытывают, когда им кажется, что родители их не любят. Никогда нельзя угрожать ребенку, что родители бросят его. Ни понарошку, ни всерьез нельзя говорить, что его оставят.

На улице или в магазине часто можно услышать, как, вконец отчаявшись, мама зовет своего непослушного сына: «Иди быстрей, или оставлю тебя здесь!» А еще «добрые» бабушки помогают: «Вот я тебя заберу у мамы». Такие слова заставляют ярко вспыхнуть чувство страха, что тебя бросят.

А ведь для ребенка, особенно маленького, остаться без родителей означает оказаться совсем одному во всем мире.

• До 3 лет появляются страхи отвержения со стороны родителей («меня не любят»), страх незнакомых ровесников, смены обстановки, изменения порядка жизни, ребенок может начать бояться животных.

Кроме того, детей этого возраста пугают угрожающие и непонятные объекты большого размера – краны, машины. Велик страх разлуки с близкими людьми.

Если жизненные трудности надолго разлучают нас с детьми, эта разлука должна быть тщательно подготовлена.

Подсказка для родителей: Иногда родителям трудно сообщить ребенку, что они ложатся на операцию, уезжают в отпуск (не говоря о разводе родителей) и т. д. Как отреагируют дети на отсутствие родителей? Боясь последствий, взрослые уходят из дома ночью, когда дети спят, или днем, когда они в школе, оставив бабушку (няню) объяснять, в чем дело.

А ответственность надо бы взять на себя. Рассказать малышу о предстоящей разлуке. Подчеркнуть, что Вы любите и помните его. Придумать, как сможете общаться, не видя друг друга: звонить по телефону, думать друг о друге, глядя на фотографию. Можно нарисовать календарик, чтоб видеть, когда наступит день встречи.

Или написать ребенку маленькие сказки и сделать рисунки, а взрослого, которому Вы доверили свое дитя, просить читать каждый день новую сказку от мамы или от папы. Ваше любящее сердце, я уверена, подскажет вам еще варианты домашней психотерапии и не даст возможность страху разлуки укрепиться в сердце ребенка.

Источник: https://tv.ua/psychology/933177-anatomiya-straha-chego-boyatsya-nashi-det

Детские страхи: как с ними справиться?

Ребенок боится незнакомых людей: что делать?

Каждому здоровому человек присуще состояние страха и это очень важное чувство для самосохранения. Наибольшее количество страхов человек испытывает именно в детские годы. Детские страхи – особые: есть страхи, которые характерны для детей в определенном возрасте.

Такие страхи называются возрастные и проходят сами собой по мере взросления ребенка. Есть страхи невротические. Они более интенсивные, болезненные, длительные и требуют особого внимания родителей и помощи специалистов (психологов, психоневрологов).

Что делать, если у ребенка возник страх или целый комплекс страхов?  И как родители могут помочь ему преодолеть страхи?

Возрастные страхи детей

Первый страх ребенок испытывает уже при рождении. Процесс рождения для младенца сам по себе очень болезненный. До 1 года младенцы могут бояться резких звуков, чужих людей. Дети становятся беспокойными и плачут, когда не видят маму, не любят одеваться и раздеваться, бояться струи воды из душа.

Рекомендации родителям: Если ребенок боится чужих людей или болезненно напрягается в определенных ситуациях, обеспечьте ему эмоциональную защиту – возьмите на руки, обнимите, прижмите к себе, погладьте. Сделайте малышу массаж пальчиков, погладьте, расслабьте спинку и животик.

Дети от 1 до 2 лет могут бояться разлуки с родителями, незнакомых людей, засыпания. Страх темноты и ночные страхи характерны для детей этого возраста. Самый глобальный страх дети переживают, когда им кажется, что родители их не любят или оставят где-то.

Рекомендации родителям: Нельзя ни в шутку, ни в порыве раздражения, говорить, что вы малыша бросите, оставите, отдадите чужой тёте и пр. Для маленького ребеночка оказаться без родителей означает остаться одному в целом свете.

Если ребенок не отпускает вас, цепляется за вас,  не раздражайтесь, а  обнимите и глядя в глаза спокойно скажите ему, что вы его любите и всегда будете с ним, уходите ненадолго и скоро вернетесь.

 По возвращении сделайте ребенку сюрприз – принесите сладенькое или игрушку.

До 3 лет у детей обостряются страхи незнакомых ровесников, разных животных, насекомых. Ребенок может болезненно реагировать на смену обстановки или распорядка жизни.

Детей могут пугать объекты большого угрожающего размера (машины, краны) или издающие резкие звуки (пылесос, болгарка, газонокосилка).  Самый большой страх остается  – быть брошенным, оставленным.

В этом возрасте дети могут очень болезненно переживать разлуку с матерью.

Рекомендации родителям: Если жизненные обстоятельства заставляют вас надолго разлучиться с ребенком (лечь в больницу, уехать в командировку, в отпуск), то такая разлука должна быть тщательно подготовлена. Ребенку нужно рассказать про будущую разлуку возможно несколько раз. Рассказывайте,  как вы будете с ним общаться по телефону или разговаривать, глядя на фотографию.

Принимая решение отдать ребенка в детсад, учитывайте, что специалисты советуют отдавать в садик или до 1,5 лет или после 3-х, т. к. период с 2-х до 3-х лет критический и тяжелый для ребенка.

Дети 3 – 4 лет боятся темноты, одиночества, замкнутого пространства, а еще сказочных героев (Бабы –Яги Дракона, Волка). «Страшилки» из мультиков и компьютерных игр приходят в сны наших детей.

Рекомендации родителям: Если вы решили, что в этом возрасте пора ребенка отправлять спать самого в детскую комнату, то делайте это постепенно и мягко. Оставляйте ребенку включенный ночничок, расскажите сказку, поговорите о прожитом дне. Помните, что время перед сном очень важное для физического и психического здоровья ребенка.

Не высмеивайте ребенка, если он вам рассказывает  про свои страхи, какими бы нелепыми они небыли. Так вы только закрепляете страх, и он становится неразрешимым для ребенка. Спокойно и с интересом выслушайте фантазии ребенка по поводу его страхов, придумайте сказку, изменяя сюжет страха. Предложите нарисовать страх, а потом сделать его добрым или смешным.

В 5 -6 лет появляется страх смерти. Ребенок начинает понимать, что жизнь не бесконечна, что люди умирают и это может касаться и его семьи. У ребенка появляется страх, что умрет мама или папа или же он сам.

Рекомендации родителям: Не замалчивайте тему смерти, не оставляйте ребенка наедине с таким страхом. Говорите о смерти с ребенком согласно вашим убеждениям и православному учению на языке ребенка.

Не  скрывайте от ребенка потерю близкого человека, родственника. Если сочтете возможным, можете взять его на похороны и на кладбище. При этом обязательно рассказывайте и комментируйте все, что там происходит.

Не давайте ребенку додумывать и фантазировать по этому поводу.

7 – 8-летние дети боятся неодобрения родителей, боятся не соответствовать их ожиданиям и требованием. Если в семье успехи ребенка в школе являются сверхценными, то у ребенка появляется страх сделать что-то неправильно, испортить, получить плохую оценку. Такой страх может привести к школьному неврозу.

Рекомендации родителям:  Поддерживайте и одобряйте своего ребенка в его успехах и реально помогайте преодолевать трудности в учебе. Не ругайте за ошибки, а помогайте их исправлять. Если вы видите, что страх школы и не проходит, а усугубляется, появляются признаки невроза, то очень рекомендуем обратиться к психологу или психоневрологу.

Невротические страхи

Все вышеперечисленные возрастные страхи  в идеале проходят через определенное время – через 3-4 недели. У эмоционально чувствительных детей страхи могут трансформироваться и закрепляться.

Если у ребенка со временем интенсивность страха возрастает, сказывается на поведении и характере, то это уже невротичный страх. С ним бороться и справиться гораздо сложнее, поэтому лучше не откладывать обращение к специалистам.

На фоне невротического страха развиваются другие неврозы (подергивание, моргание), нарушение сна, повышенная утомляемость. Невротические страхи часто возникают и «поддерживаются» в результате родительских ошибок в воспитании, общении и взаимодействии с ребенком.

Маленькие дети чувствительны к страхам и тревогам родителей. Очень часто тревожная мама своей излишней опекой «заражает» ребенка страхами. «Не ходи, там опасно!», «Не беги, упадешь!», «Не бери, порежешься!», «…заболеешь, …останешься сам, …попадешь под машину» – так  называемый негативный родительский «гипноз».

Устойчивые страхи присутствуют у детей, родители которых проявляют эмоциональную сдержанность, холодность и излишнюю строгость. Еще одна причина невротических страхов – угрозы и суровые наказания детей. Ссоры, крики, разборки между родителями способствуют возникновению страхов у детей.

Мультфильмы, страшные фильмы, разговоры взрослых про маньяков, террористов и пр. также являются источником страхов.

Как родители могут помочь ребенку в преодолении страхов

Татьяна Гончаренко, детский и семейный психолог, консультант Правосланого центра развития семьи «Семья в радость»

В первую очередь внимательно понаблюдайте за ребенком, особенностями его поведения, к его чувствам. Критично посмотрите на свой стиль общения с ребенком, свои реакции в разных ситуациях. Обратите внимание на общую атмосферу в семье.

Пересмотрите свои требования, не превышают ли они реальные возможности ребенка. Проследите, как часто он попадает в ситуацию «тотального неуспеха».

Находите повод похвалить и поддержать  ребенка, не скупитесь проявлять к нему свои нежные чувства и родительскую любовь.

Задача родителей – исключить основные причины повышенной тревожности  у ребенка, создать позитивный фон в семье и в отношениях с ребенком. Очень полезно пересмотреть свои методы поощрения и наказания. Необходимо всячески укреплять в ребенке уверенность в себе, своих силах.

Для победы над детскими страхами нужно прилагать усилия и изменяться не только ребенку, но в первую очередь и родителям. Помочь ребенку преодолеть его страхи – значит пережить общую радость от победы над самим собой.

“Детский психолог не является врачом психиатром, поэтому не ставит диагнозов и не выдает рецептов на лекарства.

Психолог работает с психически здоровыми детьми и помогает справиться с внутренними проблемами, которые возникают в процессе развития и взросления у ребенка и его родителей.

”-Татьяна Гончаренко,детский и семейный психолог, консультант Правосланого центра развития семьи «Семья в радость»

Запись на консультацию: (044)529 03 59


(В статье использованы материалы Елены Науменко)

Источник: https://soborna.church.ua/2015/07/24/detskie-straxi-kak-s-nimi-spravitsya/

Детские страхи: кого может бояться ребенок и что с этим можно сделать?

Ребенок боится незнакомых людей: что делать?

Анастасия Болдырева (детский психолог).

Страх – это естественный способ для организма, которым он реагирует на что-то потенциально или даже заведомо опасное. Страх помогал человечеству выживать в диких условиях, помогает выживать и сейчас, не только всему нашему виду, но и каждому человеку отдельно.

Новорожденный ребенок ничего не боится, месячного уже пугают громкие резкие звуки, а полугодовалый громким плачем выказывает свой страх перед посторонними людьми, желающими взять его на руки.

Страх, как и любая другая психическая функция, развивается в русле общего развития ребенка – и чем взрослее становится малыш, тем больше у него появляется всяких страхов. Конечно, каждый ребенок индивидуален, да и воспитывается каждый в своей среде, поэтому и страхи у всех разные.

Со временем, какие-то из них сходят на нет сами, другие сопровождают человека всю его взрослую жизнь.

Так чего же боится ребенок, и как взрослый может помочь ему в преодолении страха?

Ребенок боится чужих: хорошо это или плохо?

Страх чужого, непонятного и неизведанного – в чистом виде защитный механизм. Если ваш ребенок боится взрослых, которые ему незнакомы, то это не так уж и плохо. Большее беспокойство у родителей должен вызывать факт, что ребенок чужих не боится: может пойти с любым посторонним взрослым, который его позовет.

Другое дело, если малыш начинает плакать от страха и прятаться за маму с папой, даже если чужой человек не предпринимает попыток взаимодействовать с ним, а просто идет мимо по своим делам или обращается к родителям с каким-то вопросом. В этом случае страх будет уже деструктивным, вредным – он неадекватен по силе, поскольку посторонний в такой ситуации не представляет опасности, а малыш нервничает, переживает.

Внимательные родители смогут найти в прошлом ситуацию, когда чужой человек напугал ребенка, вольно или невольно, и с пониманием отнесутся к такой реакции. Стыдить малыша, переубеждать его – бесполезное занятие.

Гораздо полезнее собственным примером, уверенностью и спокойствием, дать ему понять, что не всякий незнакомый человек опасен, и научить ребенка отличать действительно угрожающие ситуации от рядовых.

Это необязательно делать в форме долгих и скучных объяснений – используйте дидактические материалы, предназначенные специально для такой цели, например карточки “Правила личной безопасности”, в которых описываются 16 различных ситуаций и правила поведения в них.

Что делать, если ребенок боится врачей?

Некоторые дети, особенно те, которым часто приходилось иметь дело с медициной, начинают выражать страх, как только видят человека в белом халате. Это и неудивительно – большинство медицинских манипуляций неприятны и болезненны.

Однако врачебные осмотры или лечение бывают жизненно необходимыми, как в таком случае вести себя взрослым?

Добрый доктор…

Для начала стоит отметить, что грамотный детский врач и сам заинтересован в спокойствии маленького пациента, поэтому постарается сделать все, чтобы малыш реагировал на него без страха.

Для этого используются разные отвлекающие моменты во время приема: экран, на котором показывают мультфильмы, яркие игрушки, с которыми можно поиграть, общая обстановка кабинета и его оформление.

Детские врачи часто носят халаты других цветов: голубые, розовые, светло-зеленые, но не белые, с которыми у большинства маленьких пациентов возникает неприятная ассоциация.

Родители со своей стороны должны четко рассказать ребенку, что с ним будут делать на приеме, исчерпывающе ответить на все вопросы малыша, чтобы у того в голове уже сформировался план посещения врача – это добавит спокойствия.

Ни в коем случае нельзя давать ребенку заведомо ложную информацию, например, говорить, что ему только посмотрят горло, если в действительности предстоит делать укол или сдавать кровь на анализ.

Мало того, что ребенок будет напуган происходящим, он еще и перестанет доверять вам, родителям, самым значимым для него взрослым. Как после этого он сможет доверять кому-либо вообще?

Это что за инструменты?

Врачебные манипуляции часто пугают детей даже не сами по себе, а видом непонятных предметов и инструментов, с помощью которых они производятся. Даже безобидный стетоскоп может вызвать приступ паники у ребенка, который никогда его раньше не видел.

В таком случае подарите малышу игрушечный набор доктора и поиграйте с ним дома в больницу, выступая в качестве пациента (или предоставив эту роль его любимому мишке).

Также можно почитать книжки о профессиях, например «Я читаю и узнаю про профессии», где, в частности, описывается и работа врача, и предметы, которые он использует, и их предназначение.

Учение-мучение или что делать, если ребенок боится учителя

Страх перед учителем – частый спутник учеников младших классов, особенно если с первым педагогом вам не повезло.

Учитель по призванию вряд ли допустит ситуацию, в которой ученики начали бы его бояться; запугиванием чаще занимаются те, кто является в педагогике человеком случайным.

Но вашему-то ребенку от этого не легче! Ему приходится каждый день сталкиваться с грозным голосом учителя и угрозами поставить двойку или пожаловаться родителям.

Если учитель ведет себя неподобающе – в первую очередь обсудите это именно с ним. Возможно, его поведение изменится.

Если этого не происходит, а поменять учителя нет возможности, то дайте своему школьнику понять, что в его противостоянии с учителем – вы всегда на стороне ребенка.

Таким образом вы снизите напряженность от учительских угроз: ребенок больше не будет панически бояться двойки или замечания, поскольку будет знать, что особых репрессий за этим не последует.

Возможно, кому-то это покажется чересчур демократичным, однако если разобраться, то все на благо процессу обучения. Ведь до паники запуганный ребенок вообще не в состоянии воспринимать информацию – он может научиться лишь обманывать и выкручиваться, но это не добавит ему знаний по предмету.

Страх получить двойку можно победить уверенностью в своих знаниях. Ведь если ты досконально знаешь предмет, то никакая двойка тебе уже не грозит! А чтобы учиться было интереснее, кроме стандартной программы можно пользоваться дополнительными сведениями из энциклопедий на нужную тему.

Ребенок боится других детей: как быть?

Это зависит от возраста ребенка. Такой страх не берется ниоткуда: возможно, малыша ударили или обидели в детском саду, его дразнят и угрожают в школе. Ситуация требует детального анализа и поиска причин, а уж потом – и их устранения.

Часто боятся других детей малыши, родители которых слишком уж оберегают их от любых контактов. Тревожная мама и сама боится, как бы ее кроху не обидели, не ударили и не уронили. Тревожность передается и ребенку – это закономерно.

Здесь надо начинать с мамы, которой стоит осознать свои страхи и то, что большая часть из них беспочвенна. В конце концов, не сможет же она до старости ходить за своим подрастающим отпрыском и отгонять от него посторонних.

А чем раньше ребенок научится общаться – тем лучше для него.

Поиграйте с малышом в кукольный театр: пусть он общается хотя бы от лица своего персонажа, пусть поймет, что вместе с другими совсем не страшно и даже весело. Этот игровой опыт ребенок потом сможет перенести и на свою реальную жизнь.

И еще…

Чего бы ни боялся ваш ребенок, главное – понять его, найти истоки страхов и попытаться выровнять ситуацию. Не высмеивайте страхи ребенка, они от этого не уменьшатся – он просто перестанет делиться с вами своими переживаниями и замкнется в себе.

И тем более никогда не угрожайте, заставляя малыша переломить себя. Например, некоторые папы считают, что сделают сына «мужчиной» таким образом: «Если ты сейчас же не войдешь в эту темную комнату сам, я запру тебя там одного на всю ночь!».

Такой ребенок, кроме темноты, будет бояться еще и папу.

А ведь это самое плохое, когда ребенок боится родителей, людей, которые должны быть опорой для него, ориентиром по жизни и причалом в бурном житейском море. Воспитывая ребенка на страхе, наивно думать, что став взрослым, он проявит к вам милосердие и любовь. Так что вкладывайте то, что рассчитываете получить впоследствии.

условия перепечатки

Другие статьи по теме:

Еще статьи…

Источник: https://www.happy-kids.ru/page.php?id=1042

Как научить ребенка не бояться?«Умница» – правильное развитие детей с рождения

Ребенок боится незнакомых людей: что делать?
Чего боится ваш малыш? Спать в темной комнате? Отвечать на вопросы воспитателя? Сесть на новый велосипед? Каких только страхов не может быть у ребенка в раннем возрасте! И это нормально. Бояться нужно.

Но человеку необходимо и преодолевать свои страхи, реально оценивать ситуацию, знать, что страх чаще всего мешает достигать своих целей.

Бороться со страхом малышу тоже … страшно. И непросто.

Только мудрые взрослые могут помочь ему в этом, раскрывая все особенности окружающего мира и подготавливая к неожиданным поворотам судьбы.

Нужно ли бояться, или что такое страх

Страх имеет две стороны. Во-первых, это эмоциональный отклик детской психики на влияние внешних факторов. Чаще всего такие страхи не имеют серьезного повода. Угроза придумана самим ребенком. И так происходит, по статистике, у 50% детей возрастом от 2 до 7 лет, страдающих страхами разного вида.

Во-вторых, страх является одной из сторон чувства самосохранения. Он ограждает ребенка от многих неправильных поступков, а в итоге – учит продуманно строить свое поведение, тренирует психику.

Тем не менее, от многих детских страхов необходимо избавляться. Одно дело, если страх посещает малыша время от времени. Но если это чувство присутствует в его жизни всегда, лишь видоизменяясь в разных ситуациях, пора бить тревогу.

Есть опасность, что у малыша станет развиваться повышенная тревожность, мнительность, недоверчивое отношение ко всем окружающим.

В результате – формирование массы комплексов, снижение самооценки, сложности в общении со сверстниками и взрослыми, развитие невроза – то есть, негармоничное формирование личности и невозможность самореализации.

Чтобы этого не произошло, родители должны быть начеку.

Когда пора бить тревогу? Когда регулярно в одних и тех же ситуациях ребенок проявляет явные признаки страха: не желает выполнять какое-то действие, становится молчаливым, угрюмым, впадет в депрессию, плачет.

Чего чаще всего боятся дети? Незнакомой обстановки и незнакомых людей, темноты, одиночества, разлуки с родителями, врачей, сверстников, коллектива, потери любви близких людей, физической боли и т. д.

Запускать состояние страха у малыша нельзя, но как научить ребёнка не бояться?

В такой нелегкой ситуации поможет консультация психолога, а также современные методы коррекции поведения и характера детей дошкольного возраста: к примеру, методика сказкотерапии под названием «Система Воспитания Характера».

Яркой её частью является комплект «Антикапризин», некоторые сказки которого способны избавить ребенка с двух лет от страхов и воспитать в нем уверенность в своих силах, самоуважение, смелость, силу воли, умение принимать решения и брать ответственность за свои поступки.

Что такое «Антикапризин»?

Это набор из 50 сказок, призванных повлиять на поведение ребенка в лучшую сторону. Главным героем таких сказок является мальчик или девочка.

Но это персонаж не носит имя ребенка-«слушателя» истории, эти сказки не персонализированы, как это происходит в других комплектах данной методики.

Зачем малышу соотносить себя с героем, совершающим некрасивые поступки? Он просто узнает о его приключениях и сделает для себя выводы о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». В нашем случае – узнает, как мешают жить некоторые необоснованные страхи.

Среди сказок, помогающих не бояться, есть истории о страхе боли и темноты, о стеснительности, желании всегда быть рядом с родителями, опасении потерять любовь родителей при разводе или рождении братика или сестрички и т. д.

Во время прослушивания сказок у малыша развивается мышление, память, внимание, фантазия и речь. Если читать эти поучительные волшебные истории ребенку перед сном, большая вероятность, что все страхи улетучатся, как не бывало.

Что «лечит» страхи?

Эффективным инструментом против детских страхов служит целый комплект «Антикапризина»: книга-помощник для родителей с советами и текстами сказок, 50 красочных книжек-малышек для куклы-рукавички «Пес-сказочник».

Именно этот персонаж может «приносить» малышу сказку-книжку и рассказывать ее маминым или папиным голосом. А при желании можно поставить DVD-диск для прослушивания сказки в исполнении актера.

Дети обожают разнообразие!

Одна сказка – минус один страх ребенка. Отличный результат! Главное: «Антикапризин» эффективен только при комплексном подходе к борьбе со страхами, только при условии, что взрослые задумаются о своем поведении. Ведь психологи утверждают, что в 90% случаев виной в страхах детей являются именно они. О чем нужно помнить взрослым?

    Беременность мамы должна проходить в спокойной позитивной атмосфере.

  • Главный принцип поведения мамы – любовь, нежность и доброта, а не строгость и авторитарность.
  • Не забывайте о внимании к ребенку, его интересам и желаниям, тесном общении с ним.
  • Помните о стимуляции общения с ровесниками без сравнения с ними.
  • Не запугивайте малыша сказочными персонажами, страшными историями и последствиями ошибочных действий.
  • Хвалите малыша, восхищайтесь его успехами в присутствии других. И никогда не смейтесь над его неудачами!
  • Сохраняйте мир и взаимопонимание в семье, не вмешивайте ребенка в конфликтные ситуации.

И самое главное, чтобы научить ребёнка не бояться, не нужно ставить цель уберечь его от всех опасностей и трудностей. Незначительные страхи, преодоленные ребенком в детстве, только закалят его характер и помогут оценить жизненные реалии.

Итак, общими усилиями родителей, всех членов семьи, психологов, педагогов и авторов комплекта «Антикапризин» можно скорректировать характер ребенка с самого раннего возраста, предупредив потенциальные проблемы развития личности в будущем. Смело вступайте в борьбу за смелость своего ребенка и ничего не бойтесь!

Источник: https://umnitsa.ru/articles/kak-nauchit-rebenka-ne-boyatsya/

Ребенок боится новых мест. Как быть?

Ребенок боится незнакомых людей: что делать?

Бывает, любознательный и общительный прежде малыш вдруг начинает бояться чужих людей или новых мест. А некоторые дети с рождения боязливы и осторожны, тяжело переносят новые впечатления и не хотят общаться ни с кем, кроме родных. Это очень неудобно родителям.

Особенно, когда в семье есть старшие дети и дела, требующие походов в разные места, а няни, с которой можно оставить малыша, нет. Почему так бывает, когда пройдет и как с этим жить? То, что ребенок начинает опасаться нового и незнакомого – вполне закономерный и нормальный этап развития.

Научившись ходить, малыш обретает самостоятельность и больше подвержен различным опасностям. Вместе с растущими физическими возможностями возникают сдерживающие психические факторы, помогающие использовать умения безопасно.

Умение быстро бегать в норме уравновешивается осторожностью, а стремление к общению сдерживается пониманием, что в мире есть чужие люди и не все они могут быть настроены доброжелательно. Именно в этом возрасте дети часто болезненно переживают разлуку с мамой и не хотят ее отпускать даже ненадолго. Часто именно тревогой и боязнью разлуки обусловлена боязнь новых людей и мест.

Есть и другие причины неудобного поведения и нежелания посещать определенные места: различные страхи (например, ребенок чего-то сильно испугался когда-то и теперь его страх распространяется на все похожие места), протест, желание пойти в другое место. Прежде всего, стоит узнать причину – тогда будет понятнее, что делать.

Но даже если причины не ясна, есть несколько общих рекомендаций. Самое главное – уважительно относиться к потребностям ребенка. В нашей культуре есть мнение, что нужно вышибать клин клином и заставлять делать то, что страшно или не хочется. Но если ребенок плачет или сопротивляется – значит, у него есть реальная потребность, и наша задача – понять ее и удовлетворить.

1. Наблюдайте за ребенком

Внимательно следите, что именно его пугает, что не нравится, доставляет неудобства. Часто бывает, что мы сами усугубляем или игнорируем проблему, которая решается минимальными усилиями. У меня в практике был случай, когда у ребенка начиналась истерика на прогулке при попытке войти в парк. Это стало для мамы большой сложностью, потому что больше гулять было негде. Мама стала наблюдать, и вскоре выяснила, что ребенок боялся одной конкретной афиши, которая висела рядом со входом. Почему боялся – это уже другой вопрос. Но проблема была решена легко и быстро – всего-то заходить через другой вход.

2. Знайте, что это не навсегда

Постепенно страхи и тревожность сгладятся. Конечно, останутся особенности темперамента, но такую патологическую боязливость дети обычно перерастают, набравшись жизненного опыта и сил. Родители могут помочь им, оставаясь спокойными, надежными и устойчивыми.

3. Старайтесь учитывать особенности ребенка

И беречь его, когда есть возможность. Если получается остаться дома, когда он не хочет куда-то идти – пусть останется. Довольно часто это вопрос грамотного планирования и распределения задач. Не стоит тащить ребенка туда, где ему плохо, из воспитательных соображений, «чтобы привыкал». Обычно это имеет как раз обратный эффект. Надо понимать, что лишний стресс развивает не характер, а беспокойство. Развитие лучше всего происходит в спокойной и комфортной обстановке – когда ребенку не нужно защищаться и тратить силы на сопротивление, их можно пустить на рост. Нужно дать ему время и возможность мягко адаптироваться к некомфортным условиям.

Но иногда бывают ситуации, когда ребенку приходится столкнуться со стрессовой ситуацией. Например, оставить его не с кем, а пойти в страшное место обязательно нужно. Вот несколько рекомендация для такого случая:

– Постарайтесь не нервничать и не прогнозировать ужасов. Чем спокойнее вы – тем спокойнее ребенок, он чувствует и перенимает ваше состояние.

– Сообщайте ребенку заранее, куда вы пойдете и зачем. Подробно рассказывайте, что там будет происходить. Даже те дети, которые еще не говорят, способны понять основную мысль. Неопределенность тревожит больше всего, а когда ребенок знает, чего ждать, он чувствует себя увереннее.

– В процессе комментируйте то, что видите, спокойно рассказывайте, что к чему. Это поможет и вам самим не нервничать, и для ребенка будет показателем вашего спокойствия, возбудит его интерес.

– Если есть возможность – дайте ребенку постепенно привыкнуть к месту. Не кидайтесь в гущу толпы сразу, сначала посмотрите издали и подходите медленно. Не тащите его сразу в кабинет стоматолога, а дайте время поиграть в фойе и рассмотреть картинки на стенах.

– Нужно понимать, что ребенку требуется гораздо больше времени, чтобы освоиться в новой ситуации. Попробуйте посмотреть на все глазами ребенка, как будто в первый раз. Возможно, вы увидите что-то, чего раньше не замечали и сумеете лучше его понять.

– Ищите вокруг что-то интересное для ребенка. Обращайте внимание на забавные детали.

– Подготовьтесь к выходу – возьмите с собой необходимый набор на все случаи жизни, чтобы не испытывать дискомфорта, если вдруг что-то понадобится. Небольшой перекус, вода, влажные салфетки, подгузники или немного сменной одежды сохранят нервы в случае неожиданностей.

– Обязательно возьмите с собой несколько любимых игрушек и книг. Если ему станет страшно, будет на что переключить внимание.

– Хорошо работают всякие интересные мелочи – мыльные пузыри, маленькие воздушные шарики, наклейки и пр. Наблюдая за пузырями (и занимаясь любым другим веселым и интересным делом), ребенку проще будет адаптироваться к месту.

В освоении новых территорий для ребенка самое главное – ваша поддержка, любовь и спокойствие. Помните об этом и будьте, пожалуйста, терпимы и терпеливы.

Источник: https://ponaroshku.ru/blog/rebenok-boitsya-novykh-mest-i-chuzhikh-lyudey-kak-byt/

Для родителей
Добавить комментарий