Ребенок дерется: ищем и устраняем причины детской агрессии

Ребенок дерется: ищем и устраняем причины детской агрессии

Ребенок дерется: ищем и устраняем причины детской агрессии

Odessa Daily

10 августа 2015 в 18:30

Ваш малыш очарователен, приветлив и улыбчив. И вдруг… Он без видимой причины начинает кусаться, толкать коллег по песочнице и лупить лучшего друга совков по голове. Боже, оказывается, ваш ребенок – драчун?! Без паники! Это просто наступил новый этап взросления.

Любая мама помнит, как ее милый, всегда благодушно настроенный малыш в один прекрасный день обнаружил умение драться и швырять игрушки, да не просто так, а – целенаправленно.

И кричать, и сердиться, и даже яростно сопротивляться, когда что-то не соответствует его планам. Все это – формы детской агрессии, с которой, увы, мы сталкиваемся гораздо чаще, чем нам хотелось бы.

«Да откуда она взялась, – недоумевают иные родители, – и что с ней (а точнее, с малышом) теперь делать?»

Для начала не паниковать! Агрессия – своеобразное проявление инстинкта самосохранения. Это не только сила вредности и разрушения, а еще и энергия, которая выплескивается из ребенка. Наша задача – не перекрыть ее, а всего лишь направить в нужное русло.

Когда мы в гневе кричим и ругаем свое кусачее и дерущееся чадо, мы делаем сразу две неправильные вещи:

1. перекрываем стремительное движение детской энергии;

2. показываем ему, как на удар отвечать ударом, а на зло отвечать злом.

В результате вполне может выйти и так: резко «помудревший» и наученный горьким опытом ребенок кусать и бить вас не будет, а вот на других (особенно тех, с кем легче справиться) начнет нападать с удовольствием. Так что, если выяснится, что в детском саду малыш станет зачинщиком всех драк или начнет щипать и царапать исподтишка товарищей, не удивляйтесь. Это тот самый случай, когда проблему создали мы сами.

Обида и гнев – нормальные человеческие эмоции (и не всегда, кстати, вредные), и нет ничего плохого, что время от времени они охватывают и вашего ребенка. Бояться этого не надо,но нелишним будет задать себе два вопроса:

1. почему малыш испытывает подобные отрицательные эмоции (какая именно причина вызывает их)?

2. как помочь своему ребенку научиться их контролировать?

Ищем причину: почему ваш ребенок дерется

Вот типичные поводы, побуждающие малыша прибегать к агрессивным средствам нападения или защиты. Какая из них ваша – определите сами. И принимайте меры.

1. Любопытство. А что из этого выйдет? Ведь это так интересно: мама взвизгивает, папа поругивается! Малыш отыскал средство, которое действует с ходу и безотказно.

2. Обилие запретов. Он не может удовлетворить свое естественное любопытство. Объяснить «нормальным русским языком», как это для него важно, – не может, вот и объясняет доступными для него средствами: стучит, швыряет, колотит и яростно сопротивляется.

3. Страх.По принципу: лучшая защита – нападение. Если в обстановке, в которой живет малыш, чувствуется постоянное напряжение (например, ссорятся мама – папа – бабушки – дедушки), малыш не чувствует себя в безопасности и заранее готовится к обороне.

4. Ревность.Он просто кого-то «не поделил». Или вас, или няню, или воспитательницу в саду (вспомните, к кому он еще искренне привязан?). Вот и нападает на братьев/сестричек или других мальчиков/девочек, видя в них соперников.

5. Усталость. Мы часто забываем, что эмоционально маленький ребенок устает быстрее, чем физически. Возбуждение идет по нарастающей, а «затормозить» малыш не может. Считайте, что кнопочка «выключено» не срабатывает. В этом случае буйное поведение – это естественная разрядка организма.

6. Протест.Возникает в основном от чувства собственного бессилия. Ребенок не может объяснить вам так, чтоб вы его поняли. От отчаяния и бессилия ребенок кидается в такие крайности.

7. Привлечь внимание. Ваше, родительское, или тех, кто находится рядом с ним. Дети любят быть в центре внимания, а это так просто: затей драку, стукни – и все на тебя посмотрят. Пусть с осуждением. Для малыша главное, что его наконец-то заметили.

8. Скука.Ребенок не знает, чем себя занять, и таким своеобразным способом развлекается. Возможно, он просто привык постоянно находиться в центре внимания. А если вы отвлеклись от своих обязанностей, надо срочно принимать меры. Другая причина (она проистекает из первой) – ребенок просто-напросто не умеет сам найти себе занятие.

9. Регрессия. Возвращение старой привычки. Это говорит о том, что у ребенка тяжелые времена.

Такое бывает, например, когда что-то резко меняется в его жизни (переезд, начало посещения садика) или вокруг складывается неблагоприятная обстановка.

Ребенок словно пытается вернуться в те времена, когда ему жилось хорошо и спокойно. Кто-то начинает сосать палец, грызть ногти, а кто-то – драться, чтобы защитить себя.

10. Привычка.У ребенка сформировалась стойкая привычка плохо вести себя. Случается такое всегда и только при поддержке взрослых людей. И стимулирует впрямую ее развитие пример и советы взрослых. «Не давай себя в обиду», «дай сдачи», «не будь слабаком». Или, наоборот, взрослые слишком снисходительно относятся к мелкому хулигану и оправдывают и прощают боевые подвиги.

 Что делать родителям ребенка-драчуна: стратегия, тактика и профилактика

Если я слышу от родителей: «… дерется… ничего не помогает…», – задаю вопрос: а что вы делали? Как правило, отвечают: наказывали, ставили в угол, ругали…

Это как раз то, что мало помогает. Вы не сделали самого главного. Можно, конечно, и отругать, и поставить в угол, но сначала непременно скажите: «Я тебя очень люблю и поэтому не позволю стать плохим человеком, а значит не разрешу так себя вести».

Задача родителей – спокойно и толково объяснить ребенку, как надо вести себя. Не все объясняется словами. Жесты, поступки, действия – тоже самая доступная и понятная ребенку форма объяснения. И самая, кстати, действенная.

Стратегия

1. Избавьте своего ребенка от излишней опеки и бесконечных запретов. Понаблюдайте сами за собой. Вспомните, что вы сделали и сказали перед тем, как малыш начал сердиться, злиться, сопротивляться. Пересмотрите свою тактику: агрессия сразу пойдет на убыль.

2. Не допускайте никаких компромиссов. Терпеть хулиганство нельзя, иначе ребенок будет считать, что ему все дозволено. И вам же самим в сто раз труднее будет объяснить, почему сегодня нельзя делать то, что вчера было можно.

3. Реагируйте немедленно. Делая замечание, останавливая боевые действия малыша, говорите негромко, но уверенно: «Прекрати!» «Мне это не нравится», «Нельзя драться!» Надо сказать так веско, чтобы ребенок понял: подобных боевых действий вы не допустите никогда.

 Тактика и профилактика

1. Оградите от негативных эмоций. И снова речь о том, что дети слышат и видят. О телевизоре и мультфильмах. Смотрите отечественные, из прошлого века: агрессии в них фактически нет. Сравните те же «Ну, погоди!» и «Том и Джерри», про кота Леопольда с его знаменитым: «Ребята, давайте жить дружно!». Обсуждайте и осуждайте агрессивные действия.

2. Будьте снисходительны. Если малыш устал, ему действительно трудно удержаться от того, чтобы не показывать свое настроение. Посочувствуйте и успокойте. Возьмите на руки, скажите, что вы понимаете его и хотите помочь…

3. Помогите ему выразить свои чувства иначе. Дети часто не понимают, что их беспокоит, оттого так странно ведут себя. Скажите за ребенка то, что он чувствует.

Например, «Ты обиделась, что я с тобою не играю?», «Ты сердишься, потому что машинка застряла в песке».

Малыш вскоре поймет, что, вместо того чтобы драться, он может выразить словами гнев и недовольство – и вы при этом не рассердитесь на него.

4. Не покупайтесь на истерики. Тот самый случай, когда надо проявить твердость характера. Если вы сказали: «Нет, нельзя», – никакие истерики и попытки манипулировать родителями не должны превратить это в «да».

5. Покажите свое отношение. Вы недовольны, сердиты? Пусть он знает об этом.

6. Постарайтесь не кричать, опускаясь тем самым до детского уровня. Главное, чтоб ребенок понял: тактики вы не измените, дурным поведением от вас не добиться ничего.

7. Отказывайтесь играть с малышом, если игру он путает с дракой.

8. Будьте понятны. Малыш укусил вас или ударил? Громко вскрикните.

9. Если малыш дерется, твердо скажите «нельзя» и оставьте его одного. Если мал – просто прекратите с ним играть: пусть ребенку станет скучно без вас. Оставьте на время в одиночестве: дети устают от общества взрослых, но, когда побудут без него недолгое время, снова начинают ценить родительское внимание.

10. Мы должны проявить благоразумие и на детское поведение реагировать по-взрослому: мудро, спокойно, выдержанно. Окрики, подначивания и шлепки – это детская реакция. Родителей, которые часто к ней прибегают, можно только пожалеть: они не успели вырасти. Не можете сдержаться? Растите. И с высоты своего роста по-доброму, с надеждой и верой смотрите на своих детей.

11. При общении с малышом выбирайте слова. Обзывать ребенка «драчун», «злой мальчик», «нехорошая девочка» не стоит (малыши верят нам на слово).

12. Обсуждайте плохое поведение. Но не грозитесь отдать малыша «вон той тете или дяде милиционеру…»

13.Делайте выговоры и замечания без свидетелей. Так, чтоб не страдало детское самолюбие, иначе эффект может оказаться обратным: малыш еще больше озлобится.

14. Обязательно отмечайте хорошее. Хвалите всякий раз, когда ребенок сумел обойтись без рукоприкладства. Замахнулся – но удержался и не ударил, молодец!

 А что делать жертве драчунов?

Агрессия агрессией, но бывает частенько и наоборот: ребенок никого не обижает, а вот ему от других достается регулярно.

Пока малыш под родительским надзором – все в порядке, вы всегда защитите его. Но вот отправляется ребенок в детский садик… Нет, с синяками и шишками он не приходит, но жалуется регулярно.

Или вообще категорически отказывается заходить в группу. А раньше ходил без проблем. Что это? Возможно, он становится жертвой чьей-то агрессии.

Так что пресекать рукоприкладство у сына или дочки надо, но надо и учить самообороне.

Многие мамы, и тем более папы говорят, когда ребенок жалуется, что его обижают, на него нападают: «Давай сдачи». Пожалуй, это неподходящий совет для ребенка, который сам не дерется.

Во-первых, сдачи он давать не может (хотя бы потому, что гуманист), во-вторых, «нападательные» дети имеют прекрасный опыт сражений и драк, а у вашего ребенка такого опыта нет, так что пока он будет решать дилемму «можно – нельзя, а если можно, то каким образом», ему уже здорово достанется. На нападение надо реагировать немедленно.

В каждой группе есть агрессивные дети. Учите своего ребенка обороняться.

Родителям необходимо научить ребенка правильно вести себя в такой ситуации:

Терпеть нельзя! Ни в коем случае! Ты должен обороняться. Как? Громко сказать: «Не дерись!» Ребенок может начать плакать, но, так как маленькие дети плачут частенько, взрослые могут не сразу обратить на это внимание.

Поэтому позвать надо так, чтоб тебя услышали, а сам мелкий агрессор испугался (хотя бы того, что его накажут. Крикнуть и позвать надо очень-очень громко. Неплохо будет, если вы с ребенком заранее (на всякий случай) прорепетируете.

Тогда в случае необходимости сработает этот опыт, и малыш будет реагировать автоматически и немедленно.

А этот способ действует еще лучше. Детский визг, сами знаете, имеет сокрушительную силу, да и дети визжать любят. Так почему бы этим не воспользоваться? Надо завизжать. Завизжать изо всех сил и визжать, пока или драчун не ретируется, или помощь не подоспеет.

Драка плоха даже не тем, что ребенка обидят, стукнут, толкнут. Самое плохое, что его унижают как личность. И если он не научится поставить хулиганствующего ровесника на место, если не научится оборонять себя, это скажется и на его характере, и на самооценке. Учите ребенка обороняться. Но первой заповедью всех этих уроков должно стать: это не для нападения, это для защиты.

На тех, кто умеет постоять за себя, другие дети, даже агрессивные и очень вредные, нападать опасаются. 

Источник: www.parents.ru

ребенок; агрессия; драчун

Источник: http://odessa-daily.com.ua/news/rebenok-deretsya-icshem-i-ustranyaem-prichiny-detskoj-agressii-id78852.html

Почему он такой злой?

Ребенок дерется: ищем и устраняем причины детской агрессии

Во дворе он частенько норовит кого-то ударить, отнять игрушку. Дома замахивается на маму палкой. В гневе швыряет детали от конструктора. В садике родители других детей встречают с претензиями: уймите своего сына, ведь у вас бандит растет!…

Во дворе он частенько норовит кого-то ударить, отнять игрушку. Дома замахивается на маму палкой. В гневе швыряет детали от конструктора. В садике родители других детей встречают с претензиями: уймите своего сына, ведь у вас бандит растет! Став постарше, обижает младшую сестру. Рассерженная мама юного агрессора то и дело принимается за жесткое воспитание. Но ничего не помогает!

На самом деле ситуация требует совсем других мер. Каких? Об этом рассказывает детский психолог, педагог детского Монтессори-центра «Вершина» Ирэна ПАХОМОВА.

Откуда агрессия родом?

Психологи убеждены: уровень агрессивности ребенка всегда напрямую связан с агрессивностью родителей. И вообще со стилем домашнего воспитания и общения.

Для начала стоит задуматься: а не бьет ли через край агрессия у самих мамы с папой? Не провоцируют ли они ее своим поведением вольно или невольно?

Если ребенка часто наказывают, ругают, критикуют, унижают человеческое достоинство, могут отшлепать, он учится скрывать гнев в присутствии родителей, но, скорее всего, проявит агрессию в другой ситуации. Словом, вернет всю свою обиду этому миру…

Жестокие мультики, сцены насилия по телевизору тоже способствуют повышению агрессивности.

Но вот парадокс: если ребенку постоянно угождают, потакают, слишком снисходительны к отрицательным поступкам, будто не замечают их, – все это тоже ведет к росту агрессивности! Что вполне объяснимо с точки зрения психологии: порядок, четкие оценки того, что есть хорошо и что плохо, создает ощущение безопасности. Если такого ощущения нет, на подсознательном уровне возникает страх, который всегда становится основой агрессивности.

~~Кстати
Психологи утверждают: не бывает плохих чувств! Агрессия тоже нужна человеку. Только необходимо научиться ею грамотно управлять.~~

Еще среди причин агрессивности ребенка психологи выделяют такую: нарушение исследовательской активности ребенка. Вот ситуация: малыш растет, начинает ползать, всюду залезать, щупать, пробовать, изучать – ему все в этом мире интересно! Мудрая мама поддержит маленького исследователя, оградив лишь только от откровенно опасных для здоровья вещей.

Но есть мамы, которые запрещают ребенку изучать всю полноту мира, сажают бедолагу в манеж, огораживают «ареал исследований» детской комнатой с игрушками, то и дело останавливают и возвращают на коврик или в песочницу: туда не ходи, и сюда тоже! Ребенок подрастает, природная потребность в исследовании у него не удовлетворена – он не ощупал мир и не попробовал его на вкус, цвет или звук. И тогда делает это позже назначенного времени: ткнет собаку ногой в бок и отбежит, ударит лопаткой сверстника и смотрит не зло, а с любопытством – что будет. Такой род исследования часто встречается у детей с нарушением эмоциональной сферы, они просто не в состоянии оценить последствия своих поступков – и все из-за тех самых излишних запретов на исследование мира.

Впрочем, в жизни есть тысячи ситуаций, когда сильные эмоции, в том числе агрессия, возникают совершенно естественно! Тем более агрессия тоже нужна человеку в палитре эмоций: здоровый ее уровень позволяет не быть мягкотелым, пассивным.

Какая она бывает?

Ну понятно, что если у малыша забрали игрушку, а он в ответ толкает обидчика, бросает в него песком, громко кричит – это самое частое выражение агрессии.

Но бывает так: в магазине ваше чадо вдруг ни с того ни с сего устраивает истерику. Или вот ситуация: вы спешите в театр или в гости, а дочка начинает капризничать, медленно надевает колготки, всячески тянет резину и мамины нервы.

Вполне вероятно, это тоже проявление агрессии! То есть выражение гнева в косвенной форме, когда проявить эмоции уже не так опасно. Стоит поразмыслить: утром вы накричали на ребенка, отругали за разлитое молоко.

Ребенок, зная ваш крутой нрав, не смог ответить тем же – силы неравные, попробуй-ка ответь – получишь! Обида затаилась, эмоции задержались – и вдруг спустя время вылились невольным протестом, местью – назло, назло обидчику!

Такой же косвенный вариант проявления агрессии: старшая сестра обидела младшего братишку, тот опять же не в силах ответить тем же. Агрессия выйдет на другого, более слабого: на малыша во дворе или на собачку в доме. А у подростков разве не так? Нередко мальчишки – жертвы жестокого семейного воспитания – собираются в стаи и идут громить лавки в парке, бить людей в темном переулке…

Словом, вот так по-разному может проявляться агрессия.

Есть третий тип: когда эмоции сдерживаются, остаются внутри. Психологи говорят: не отреагированные, не выплеснутые, загнанные внутрь, отрицательные чувства обязательно проявятся болезнью.

Но высшая форма – научиться задерживать негативные эмоции еще до наступления агрессии, самому для себя сформулировать ее причину и постараться устранить. Даже не всякий взрослый умеет это делать, ну а уж если умеет – сможет научить этому и ребенка.

~~Кстати
Если малыш до трех лет тискает кошку так, что она верещит, не спешите обвинять свое чадо в садизме: до определенного возраста это всего лишь природное любопытство.

Ребенок изучает мир, в том числе и так: хватает кошку, а она – о радость – реагирует! Это ж вам не пластмассовый ежик. Важно просто научить малыша понимать других живых существ, сострадать.

Агрессия и жестокость могут проявиться позже – и провоцируют ее чаще всего сами родители.~~

Как управлять эмоциями?

В любом случае с самого детства человека нужно учить грамотно справляться с эмоциями. И выражать их в приемлемой форме. Как?

Первый шаг: научиться осознавать свои чувства. Для этого взрослые ВСЕГДА выражают разные свои чувства словами: да, я огорчен, обижен, подавлен. Даже рассержен! Разгневан! Или наоборот: счастлив, горд. И ребенок постепенно учится тому же.

Параллельно учимся осознавать причину эмоций. Вот почему взрослые говорят так: «Ты рассержен, ведь Маша забрала у тебя игрушку». Или: «Ты сердишься, тебе хочется покататься на велосипеде, но он чужой, и Витя не хочет тебе его давать».

Кстати, когда ребенок научится проговаривать свои чувства, немалая доля негатива будет выплескиваться уже в этот момент.

Второй шаг: поиск конструктивного пути решения. Сколько ситуаций – столько и вопросов, как разрешить их правильно.

«Нельзя отнимать велосипед, он чужой. А может, мы попросим его на несколько минут?». Или вот ситуация: ребенка ударили.

Научить давать сдачи? Психологи признают: иметь силу и уверенность дать отпор – дело правильное, порой приходится идти и на такой шаг, но по каждому поводу обязательно метить кулаком в лицо – ни к чему. Ведь взрослые не дерутся из-за каждого конфликта.

Конструктивно разрешить ситуацию можно и так: «Не смей меня больше трогать, иначе получишь!». А когда острота конфликта прошла, строить отношения сотрудничества.

Стаканчик гнева

А еще нам всем – и детям тоже! – позволительно порой выплескивать свой гнев, ведь мы уже договорились, что эмоции естественны… Только делать это правильно, чтоб отрицательная энергия не разрушала хрупкий мир.

Позвольте малышам швыряться игрушками – только пусть вокруг будут разложены мягкие зайцы, надувные или каучуковые мячики, легкие пластмассовые фигурки.

Научите, что кидать все это лучше в стену – да посильнее размах! Кстати, можно в сердцах грохнуть об пол металлическую посудку – шуму будет! А с грохотом, как пар из чайника, выйдет и лишняя агрессивность.

Заведите «стаканчик гнева»: приспособьте любой нарядный стакан, туда при случае можно орать во всю глотку! В минуту, когда эмоции захлестывают, можно отвернуться к стенке и кричать всякую тарабарщину, что на язык взбредет.

Еще мама с ребенком может взять в зубы полотенце и перетягивать его – так хорошо снимать мышечный спазм, который часто сопровождает гнев, и выпустить отрицательные эмоции. Агрессию хорошо снимает вода: можно побросать мячик в воду, чтоб брызги летели. Главное, соседей не залить.

Все это нужно для того, чтобы ребенок направлял свой гнев не на людей, а переносил его на неодушевленные предметы, выплескивал в игровой форме.

А вот чтоб приступы гнева не стали слишком частыми и характер у ребенка формировался уравновешенный, помогут рисование, лепка из глины или пластилина.

Кстати

Проверьте уровень агрессивности своих близких. Попросите мужа (или жену), бабушку (или дедушку) нарисовать кактус. Если колючек много и они часто сидят – ваши близкие и сами не блещут спокойствием. Отсутствие иголок говорит о низкой агрессивности, что тоже плохо. Штриховка выдает тревожность.

Наличие цветка у кактуса – доброта и общительность. Кактус в горшке – стремление к домашнему уюту, растение без горшка будто плавает в воздухе – усталость от быта и домашней заданности. Одинокий кактус выдает эгоцентризм, кактус с детками или кактусовая поляна – стремление к общению.

Впрочем, не принимайте результаты такого теста слишком всерьез – это лишь повод задуматься!

Марина Ивлева Сергеевна

Источник: https://vladnews.ru/ev/vl/2082/2774/pochemu_takoy

Как ребенок дерется. Ребенок дерется: ищем и устраняем причины детской агрессии

Ребенок дерется: ищем и устраняем причины детской агрессии

Екатерина Морозова — многодетная мама, редактор рубрики «Дети» в журнале Colady

АА

3 года – это возраст, в котором активность карапуза начинает стремительно усиливаться.

Нередко малыши начинают «странно» себя вести, и многие мамы с папами жалуются на внезапно проявляющуюся агрессивность детей, которые так и норовят кого-нибудь укусить, толкнуть или ударить.

Учитывая, что 3 года — это еще и возраст, когда малышей впервые ведут в детский сад, «головной боли» у родителей существенно прибавляется.

Почему маленькие забияки становятся кусачими, и как от этой «кусачести» избавиться?

Разбираемся вместе!

Почему ребенок 3 лет всех бьет и кусает дома или в садике – все причины агрессии трехлетки

Негативные эмоции знакомы каждому человеку. И общепринято считать, что они являются проявлением «зла» и отрицательного начала в человеке.

Однако, стоит вспомнить, что эмоции – это ответ на действия/слова окружающих людей.

К сожалению, эмоции способны управлять нами, а уж маленьким человечком они завладевают полностью. Отсюда и «растут ноги» странного детского поведения.

Откуда берется кусачесть у малышей – основные причины:

  • Неадекватная реакция родителей на кусачесть и драчливость. Пожалуй, можно назвать эту причину самой популярной (причем, не только относительно агрессивности). Когда карапуз впервые кусается или предпринимает попытку подраться, родители воспринимают данный факт, как «этап взросления», и ограничиваются хохотом, шутками или «он еще маленький, не страшно». Но ребенок, не встретив негативной оценки своим действиям, начинает считать такое поведение нормой. Ведь мама с папой улыбаются – значит, можно! Со временем это входит в привычку, и ребенок начинает кусаться и драться уже осознанно.
  • Эффект «мейнстрима».Когда в детском саду те или иные детки позволяют себе кусачесть и драчливость и не встречают отпора воспитателя, «зараза» переходит и к другим детям. Спустя время, выяснение отношений между детьми таким способом становится «нормой», потому что другому их просто не научили.
  • Ответ на обиду. Толкнули, отобрали игрушку, обидели грубостью и проч. Не в силах совладать с чувствами, кроха пускает в ход зубы и кулаки.
  • Малыш не понимает, что причиняет другому человеку боль(не объяснили).
  • Обстановка в доме неблагоприятная (конфликты, ссоры, неблагополучные семьи и проч.) для душевного равновесия карапуза.
  • Дефицит активности (не хватает возможностей для выплескивания своих эмоций).
  • Дефицит внимания. Его может не хватать дома или в детском саду. «Брошенное» дитя обращает на себя внимание любыми способами — и, как правило, способы ребенок выбирает самые негативные.

Конечно, бить тревогу и паниковать не следует, если карапуз пару раз тихонько «прикусил» папу или ребенка в группе детского сада — но, если это входит в привычку, и малыш начинает причинять реальную боль детям или родителям, то пора кардинально что-то менять и .

Что делать, если ребенок кусает, бьет других детей или дерется с родителями – инструкция, как успокоить драчуна

Пассивность родителей в борьбе с детской кусачестью со временем может аукнуться полноценной болезнью, лечить которую придется не терпением и родительской смекалкой, а с помощью психиатра. Поэтому важно своевременно отреагировать и пресечь кусачесть на корню.

Если вы впервые столкнулись (ощутили на себе) с кусачестью чада, реагируйте правильно: спокойно и строго (но без криков, шлепков и ругани) объясните малышу, что так делать нельзя.

Обязательно поясните – почему нельзя. Ребенок должен понять и почувствовать, что вам такое поведение совершенно не понравилось, и впредь его лучше не повторять.

Что делать дальше?

Запоминаем основные правила борьбы с кусачестью и не отходим от них ни на шаг:

  • Строго и справедливо реагируем на все «фортели» карапуза. Любые негативные действия и попытки кусить, толкнуть, пнуть и проч., следует пресекать мгновенно.
  • Изучаем причины поведения малыша.Этот пункт, наверное, даже можно поставить первым. Анализируйте ситуацию! Если вы поймете, в чем причина кусачести чада, то вам будет проще исправить ситуацию.
  • Если ребенок демонстративно игнорирует родительское «это нехорошо», ищите компромисс. Не опускайте руки.
  • Если вы что-то запретили чаду, доводите воспитательный процесс до его логического завершения в обязательном порядке.Слово «нет» должно быть железным. Запретить и сказать «ай-яй-яй», а потом махнуть рукой, потому что некогда или «ничего страшного» — это ваш проигрыш.
  • Проводите беседы с ребенком.Чаще объясняйте про «хорошо и плохо», искореняйте вредные привычки в зачатке, тогда не придется их выкорчевывать потом.
  • Будьте строгими, но любящими. Ребенок не должен вас испугаться, ребенок должен вас понять.
  • Если кусачесть – это реакция чада на обиду, нанесенную сверстниками, то научите малыша не давать себя в обиду и отвечать обидчиками иными способами. Используйте ролевые игры, разыгрывайте сценки, с помощью которых малыш научится реагировать правильно.
  • Присмотритесь к группе, которую посещает карапуз, а также к его сверстникам. Возможно, его учит кусаться кто-то из окружения. Понаблюдайте и за самим малышом – как именно он общается с другими детьми в детском саду, не обижают ли его, не задирает ли он сам всех.
  • Обязательно попросите малыша пожалеть того, кого он укусил, и попросить прощения.
  • Если кусачесть наиболее активна в детском саду, а воспитатель не в силах усмотреть за вашим чадом по причине большого количества детей, рассмотрите вариант перевода крохи в другой сад. Возможно, частный, где практикуют индивидуальный подход.
  • Дайте малышу больше свободного места: личного пространства должно быть много. У вашего чада должна быть возможность выразить себя, сбросить негативные эмоции, остудить чувства.
  • Чередуйте активные занятия с ребенком со спокойными. А перед сном не перегружайте нервную систему малыша: за 2 часа до сна – только спокойные игры, за час до сна – купание с лавандой, потом теплое молоко, сказка и спать.
  • Всегда поощряйте хорошее поведение малыша.

Важно понимать, что кусачесть – это только в первый раз шалость. А потом она может обернуться не только слезами покусанного товарища вашего чада, но и серьезной травмой с наложением швов.

Ну, а там недалеко и до судебного иска, поданного родителями пострадавшего.

Когда обращаться за помощью?

Большинство родителей стараются справляться с детской кусачестью самостоятельно — и это правильно! Но есть ситуации, в которых без помощи детского психолога не обойтись.

  1. Вы не справляетесь с малышом, а кусачесть уже входит в привычку.
  2. Если в семье сложная атмосфера (развод, конфликты и проч.), при наличии фактора тяжелых жизненных обстоятельств.
  3. Если кусачему малышу уже более 3-х лет.

Ошибки, которые недопустимы, или что не нужно делать, когда ребенок кусается или дерется

Прежде чем отучать карапуза от вредной привычки, внимательно приглядитесь к себе – все ли вы делаете правильно, нет ли у малыша по вашей вине дискомфорта.

Помните, что дитя в первые несколько лет жизни активно впитывает в себя все, что видят вокруг. Поэтому важно более критично относиться к своим действиям и словам.

Чего нельзя делать категорически при «лечении» кусачести?

  • Наказывать за укусы, повышать голос, запирать кусаку в комнате и проч. Любое наказание будет воспринято в штыки, и чадо назло всем только повысит интенсивность своей кусачести.
  • Смеяться над подобными выходками малыша, умиляться хулиганству и шалостям и потакать его вредной привычке (а также любым другим видам агрессии и жестокости). Помните: пресекаем вредные привычки сразу!
  • Поддаваться на шантаж (иногда дети используют кусачесть и буйство, чтобы вынудить маму что-то купить, остаться подольше в гостях и проч.). Никаких криков и шлепков – просто берете кроху подмышку и молча уходите из магазина (гостей).
  • Отвечать тем же. Даже, если вам больно от укуса, категорически запрещено ответно кусать или шлепать чадо. Агрессия только умножит агрессию. А для ребенка, который не понимает, что кусачесть – это плохо, такой ваш поступок будет еще и обидным.
  • Игнорировать вредные агрессивные привычки малыша.Это приведет к их укреплению.
  • Обижаться на малыша. Даже не все взрослые способны себя контролировать, что уж говорить о трехлетних карапузах.
  • Читать серьезные лекции о нравственности.В этом возрасте ребенку они ни к чему. Объяснять разницу между «хорошо и плохо» нужно, но доступным языком и, желательно, с примерами.

Выбранная вами тактика поведения должна быть неизменной. Независимо ни от чего.

Наберитесь терпения, и при правильном вашем поведении этот кризис быстро минует вас!

Источник: https://georgiynn.ru/semya/kak-rebenok-deretsya-rebenok-deretsya-ishchem-i-ustranyaem-prichiny-detskoi.html

Нужно ли учить ребенка давать сдачи?

Ребенок дерется: ищем и устраняем причины детской агрессии
Подробности Категория: Родителям Дата публикации Vale 769

ВОПРОС, ДАВАТЬ СДАЧИ ИЛИ НЕТ, ПЕРЕД СОВРЕМЕННЫМИ РОДИТЕЛЯМИ УЖЕ НЕ СТОИТ. ПРИЧЕМ ОТВЕЧАТЬ УДАРОМ НА УДАР УЧАТ СЕГОДНЯ И МАЛЬЧИКОВ, И ДЕВОЧЕК. ОДНАКО ПЕДАГОГОВ ТАКАЯ АГРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ НЕ УСТРАИВАЕТ. МЫ РЕШИЛИ ПОСОВЕТОВАТЬСЯ С ПСИХОЛОГАМИ, НО ИХ МНЕНИЯ ТОЖЕ РАЗДЕЛИЛИСЬ.

МИРНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ
Мария Вишнякова, детский психолог, .com/family.harmony:
«Вопрос достаточно серьезный, ведь в зависимости от ответа последствия будут диаметрально противоположными. Начнем с того, что реакция ребенка на конфликтные ситуации во многом определяет уровень его социальной адаптации. Наше общество в целом весьма агрессивно.

Н все дети и не все взрослые отличаются добродушием и демократичностью, и рано или поздно ребенку придется с этим столкнуться. Только вот как он будет действовать в не самых приятных обстоятельствах? «Дать сдачи», то есть оказать физический или словесный отпор обидчику, по сути, означает ответить агрессией на агрессию.

Но если взрослые в большинстве случаев отдают предпочтение словесной перепалке, то дошколята спешат тут же затеять драку. Все потому, что у них слабо развита такая черта, как произвольность психики – способность сознательно менять и контролировать свои реакции на окружающую действительность.

Это и есть одна из главных причин, по которой лучше не поощрять ребенка давать физический отпор, к тому же он вряд ли сумеет рассчитать свою силу и может сильно поранить задиру.
Что же делать, если вашего ребенка обижают? Все зависит от того, каковы исходные обстоятельства и кто агрессор.

Если мы имеем дело с детской площадкой, где вашего двухлетку бьет лопаткой по голове его ровесник, то лучше обходить драчуна стороной. Объяснить малышам, почему обидчик не прав и почему драться нехорошо, не получится. Причинно-следственные связи пока не поддаются их пониманию.

Если же вашего ребенка систематически обижают в детском саду, то в первую очередь стоит выяснить, кто это делает, почему и куда в эти моменты смотрит воспитатель. Вы должны помнить, что, пока вас нет рядом, за безопас-ность¬¬ ребенка отвечают педагоги. Они и должны разрешать конфликтные ситуации непосредственно на месте.

А ребенку отдельно стоит объяснить, что люди вокруг разные: кто-то умеет объяснять свои желания и чувства словами, а кто-то нет, поэтому он вынужден драться и толкаться. Последних лучше обходить стороной, не играть с ними, а если они сами подходят, то нужно сообщить им твердым голосом: «Я не хочу с тобой играть.

Ты дерешься (или обзываешься)!» Если это не помогает, то стоит попросить помощи у воспитателя. Обратите внимание, что такую стратегию нельзя назвать ябедничеством, о чем часто тревожатся многие папы. Ведь сначала мы настаиваем на разговоре с обидчиком напрямую, а не поощряем ребенка действовать у того за спиной. Но если задира его не услышал, выбора не остается: нужно обращаться к старшим.
ЕСЛИ НИ ПОПЫТКИ ВОСПИТАТЕЛЯ, НИ БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДРАЧУНА СИТУАЦИЮ НЕ УЛУЧШАЮТ, СТОИТ ЗАДУМАТЬСЯ О СМЕНЕ ДЕТСКОГО САДА, КАКИМИ БЫ СЛОЖНОСТЯМИ ЭТО НИ ГРОЗИЛО, ВЕДЬ НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ – ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ВАШЕГО РЕБЕНКА.

Параллельно важно привить дошколенку самую выигрышную стратегию поведения: всегда говорить другим людям, включая детей, о своих чувствах. Обидчику можно и нужно обозначить вслух: «Мне больно! Прекрати меня бить!», «Мне обидно, ты разрушил моего снеговика!», «Я злюсь на тебя, ты сломал мою игрушку!». Защищать свои границы означает в первую очередь уметь о них сообщать.

Ребенок учится этому в семье. Если вы дома общаетесь по такому принципу, он автоматически усвоит полезный урок. Также очень полезно проигрывать с малышом сложные ситуации в игре или рассказывать терапевтические сказки, где описываются всевозможные конфликты и даются мирные способы их разрешения.

Такие сюжеты можно сочинять самим, максимально приблизив их к ситуации, с которой столкнулся ваш ребенок. Все, что кроха проигрывает вместе с вами, он словно проживает сам, получая таким образом новый опыт. Когда в запасе у него будут разные варианты поведения в конфликтной ситуации, драка окажется последним пунктом в этом списке.

А со временем он начнет понимать, что далеко не всегда проблема в нем или в его поведении.
Если вашего сына или дочь обижают в начальной школе, то ваша линия поведения должна быть такой же, как и в детском саду, но есть и некоторые нюансы. Ребенок уже достаточно взрослый, чтобы провести с ним мягкий разговор по душам.

Ваша цель – вместе выяснить в ходе беседы, когда это началось и по какой причине ему дали обидное прозвище. И обязательно предложите своему чаду вспомнить, какой поступок он совершил накануне. Сделать так необходимо, чтобы дать ему возможность осознать: дразнилки редко рождаются на пустом месте. Однако при этом вы должны всегда оставаться на стороне ребенка.

И будет хорошо, если именно вы научите его разным «отвечалкам», которые существуют в любой детской субкультуре. Например: «Кто обзывается, сам так и называется», «От такого же слышу». Совсем иначе придется действовать в том случае, если вашего ребенка обижают ребята из старших классов. Лучше вмешаться сразу.

Сначала необходимо поговорить с учителями, потом с родителями обидчиков, если потребуется. Дома папа может показать сыну эффективные приемы самозащиты. Это мальчика только закалит и придаст ему мужественности. Если у вас дочь, вы должны незамедлительно дать понять обидчикам, что девочка находится под вашей защитой и что с ней так вести себя нельзя».

АДЕКВАТНАЯ РЕАКЦИЯ ¬
Евгений Идзиковский, семейный психолог:
«Ребенка целесообразно все-таки обучать так, чтобы его представления о мире совпадали с реальностью, какой бы она ни была. Собственно, именно поэтому дочерей и сыновей мы учим разным вещам. «Дай сдачи!» – формулировка правильная, но только для мальчика. Она приучает парня защищать свои границы.

Знаю, многие воспитатели и учителя со мной не согласятся, ведь они часто просят родителей не учить ребенка давать сдачи. Но это глупо. Любое поведение, которое в принципе соответствует сложившимся обстоятельствам, нормально. Ненормально другое: продавать ему идею, что он должен терпеть и сдерживаться в те моменты, когда другие этого не делают.

Честный бой
Всех детей, независимо от пола, с самого начала важно учить не бить никого по лицу и по голове. Но нужно также понимать, что оценивать силу собственного удара и его последствия мальчики и девочки начинают ближе к 14–16 Всех детей, независимо от пола, с самого начала важно учить не бить никого по лицу и по голове.

Но нужно также понимать, что оценивать силу собственного удара и его последствия мальчики и девочки начинают ближе к 14–16 годам. В этом возрасте полезно объяснять подростку, какие точки на человеческом теле наиболее уязвимы, какие приемы разрешены, а какие должны остаться под запретом, если угрозы для жизни нет.

А сыновьям примерно с 12 лет стоит объяснить, почему разъяренных девушек нужно «блокировать» и «удерживать», а не бить в ответ.
В этом возрасте пКогда вы учите чему-то ребенка, полезно не забывать, что это ваш ребенок, и его здоровье и психика для вас важнее, чем здоровье и психика других детей.

Решите для себя, чего вы хотите: чтобы ваш сын в опасной ситуации растерялся и не знал, что делать? А так может случиться, если вы последуете советам педагога и будете учить его сдерживать свою агрессию и не вступать в драку.

Или будет лучше, если он подерется с кем-то, его попросят так не делать больше, а он ответит: «Ну, не знаю, не знаю»? Самое социально адекватное поведение какое только возможно, если его емко писать в одной фразе: действуй по ситуации. Подразумевается, что пока конфликт словесный, защищай себя словесно, а если тебя ударили – не стой сложа руки, ведь это просто опасно.

Безусловно, важно учить детей не оскорблять людей без причины и не бить никого первым просто так. Но жестких ограничений ребенку давать не нужно. В жизни вполне может возникнуть ситуация, когда физическая агрессия будет адекватным ответом на нефизическую агрессию. Ребенок, конечно, сам идеальный путь не выберет, но пока он этого делать не умеет, не стоит загонять его в жесткие рамки.

Иначе он усвоит однобокую модель поведения и не научится гибкости, которая важна для принятия единственно верного решения в экстремальной ситуации. Некоторые психологи советуют учить детей так: «Первым не бей!», но это как раз ограничивающая фраза, я бы не стал ее употреблять. Ставить рамки не следует сразу по нескольким причинам. Во-первых, подавлять эмоции вредно.

Мы биологически так устроены, чтобы свои эмоции проявлять, особенно гнев, злость и агрессию. В ситуации, когда ребенок не может дать сдачи, когда его заставляют прогибаться, он чувствует себя униженным и оскорб¬ленным. Но сделать ничего не может. Как бы он ни поступил, он все равно проиграет: если сдержится, будет чувствовать себя паршиво, если ударит – его отчитают.

Такую ситуацию безвыходности каждый мальчик переживает очень тяжело. Возможно, именно поэтому современные папы, которые сами в детстве прошли через похожие испытания, учат своих детей давать сдачи. То есть учат их вести себя адекватно.

Во-вторых, если некоторым детям постоянно запрещать драться, может случиться так, что в какой-то момент они взорвутся, схватят стул и проломят сверстнику голову. Кстати, такие случаи далеко не редки. Лучше, когда конфликт все-таки не доходит до точки кипения. Просто не нагнетайте обстановку. В обычной детской драке до перелома дойти очень тяжело.

Дошколята и даже школьники начальных и средних классов сильно ударить не могут, у них масса тела слишком маленькая. Так что если ваш ребенок даст кому-то сдачи, ничего страшного не произойдет. Плохо будет тому, кто напал. И в этом случае у меня нет большой жалости к обидчику. Абсолютно естественно, когда человек ощущает на себе последствия собственного поведения.

В следующий раз, может быть, больше так делать не будет. Кстати, если по заслугам получит девочка, для нее это будет еще полезнее. В тот момент, когда девочка начинает драться, она перестает быть девочкой и становится агрессором. И ее надо ударить. Это просто нормально. Еще не стоит забывать, что, если мальчика будут постоянно атаковать задиристые девочки, а его будут принуждать терпеть эти издевательства, это может негативно повлиять на его сексуальную ориентацию. Вам это надо?
С РАННИХ ЛЕТ ДЕВОЧЕК НЕОБХОДИМО УЧИТЬ УВАЖАТЬ ЧУЖУЮ ФИЗИЧЕСКУЮ СИЛУ. ПУСТЬ РИСК ОКАЗАТЬСЯ В НОКАУТЕ ЗА СЛОВЕСНЫЕ ОСКОРБЛЕНИЯ У ДЕВУШКИ И НЕВЕЛИК, ДАМЫ ВСЕХ ВОЗРАСТОВ ДОЛЖНЫ ЧЕТКО ПОНИМАТЬ: ДЖЕНТЛЬМЕНОВ ПРОВОЦИРОВАТЬ НЕ СТОИТ. ВСЕ ЖЕ, ВЕРОЯТНОСТЬ ВСТРЕТИТЬСЯ С МУЖЧИНОЙ, КОТОРОГО СОЦИАЛЬНЫЕ РАМКИ НЕ СМУЩАЮТ, СУЩЕСТВУЕТ ВСЕГДА.

Разница между мальчиками и девочками существует, но в другой плоскости. Если девочки дерутся между собой, это одно дело. Здесь работают те же установки, что и для мальчиков: дать сдачу подружке – это правильно, потому что так ты защищаешь свои границы. А вот с мальчиками лучше не связываться.

По той причине, что девочка физический конфликт не выиграет. И бессмысленно обучать ее тому, в чем она не преуспеет. Да, пока дети маленькие, теоретически силы равны, но если вы приучите дочь драться с мальчиками, рано или поздно для нее это закончится плохо.

Если же конфликт затянулся и девочку систематически обижают сверстники, лучше приучить ее не бить в ответ, а решать вопрос социальным способом: рассказать о проблеме взрослым. Кстати, мальчику о такой тактике поведения тоже нужно поведать.

Конечно, нужно учить детей договариваться и решать конфликты самостоятельно, но если не получается, они должны обратиться за помощью к старшим».
Ребенок дерется: ищем и устраняем причины детской агрессии

http://www.parents.ru

Источник: http://psihologn.org/index.php/roditelam-main/824-nuzhno-li-uchit-rebenka-davat-sdachi

Для родителей
Добавить комментарий