С чего начинается общительность

Психологическая характеристика профессиональной деятельности успешных и менее успешных продавцов

С чего начинается общительность

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСПЕШНЫХ И МЕНЕЕ УСПЕШНЫХ ПРОДАВЦОВ

Бабаев Тосиф Музаффар Оглы

Кафедра психологии и педагогики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются результаты исследования психологической характеристики общительности продавцов.

Проведенный качественный анализ различий в психологических проявлениях общительности успешных и менее успешных продавцов показал, что они проявляются, во-первых, в своеобразии набора, т.е.

качественного состава различных переменных общительности; во-вторых, в степени предпочтения тех или иных признаков в реализации общительности.

Ключевые слова: общительность, качественный анализ, успешные и неуспешные продавцы, профессиональная деятельность.

Проведенное нами психологическое исследование (И = 84) позволило разделить испытуемых на две группы — успешных и менее успешных продавцов. Основанием такого деления стала результативность их деятельности, т.е. объемы продаж и выручка. Использовались методы наблюдения, беседы и методика измерения общительности (А.И. Крупнов).

Успешное выполнение профессиональных обязанностей окажется невозможным, если не будут учтены его особенности и пожелания, не будет установлен контакт.

Для успешного выполнения работы продавец должен обладать хорошо развитыми коммуникативными качествами, умением легко вступать в контакт, выявлять пожелания покупателя, доходчиво объяснять, наглядно демонстрировать товар в действии.

Необходимы высокая эмоциональная устойчивость, работоспособность, развитая оперативная память, высокая степень распределения и переключения внимания.

Многие исследователи отмечают, что общительность — основное профессиональное качество продавца. Однако она не должна переходить в навязчивость или угодливость. Хороший продавец не только умеет легко и непринужденно вступать в разговор с покупателем, но и способен активно управлять своими отрицательными эмоциями, т.е.

подавлять раздражение, преодолевать смущение. Кроме этого, хороший продавец должен обладать знаниями основ юриспруденции, психологии, товароведения, рекламы.

Ни один род деятельности не имеет для экономики более важного значения, чем продажа; ни один род занятий не зависит столь сильно от степени личной инициативы продавца, как реализация товаров.

Успешные продавцы знают предмет своей профессиональной деятельности. Как показали проведенные нами исследования, к основным компонентам деятельности продавцов относятся следующие:

— проверка наличия товара в отделе до начала рабочего дня;

— подготовка товара к продаже (расположение, оформление продукции, расположение ценников);

— подготовка в подсобном помещении тележек и контейнеров с товаром для предотвращения перебоя в торговле;

— предложение товара и обслуживание покупателей;

— ознакомление покупателя с ассортиментом и помощь в выборе покупки;

— информирование покупателей о назначении, свойствах и качестве товара;

— предоставление покупателю кратких сведений о технологии производства товара;

— информирование покупателей о ценах, выписка чеков и подсчет стоимости товара;

— выдача товаров по оплаченным чекам или непосредственный прием денег за товар, обмен товара (при предъявлении чека);

— поддержание чистоты и порядка на витрине, рабочем месте в течение рабочего дня и оформление оконных и внутри магазинных витрин.

Успешные продавцы предоставляют полезную для покупателя информацию, повышая тем самым образовательный уровень своего покупателя. Кроме того, они очень внимательно выслушивают клиента, чтобы точно понять, чего тот желает, и таким образом определяют для себя, как они могут помочь потенциальному покупателю приобрести желаемое, и знают, что слушать надо в два раза больше, чем говорить самому.

Успешные продавцы радостно и восторженно встречают и провожают покупателя, а процесс общения с покупателем начинается с приветствия, что во многом определяет первое впечатление клиента о магазине и создает приятную атмосферу, способствующую возникновению доверия. Как правило, они внимательны к интересам покупателя, могут организовать доброжелательную встречу и проявляют искренний интерес к проблеме покупателя.

Успешные продавцы умеют ясно и убедительно говорить, а также отличаются живостью и конкретностью речи, всегда могут расположить к себе покупателя, и в результате последний всегда приобретает какую-то вещь.

Они умеют давать полезную для клиента информацию и вызывают клиента на разговор, четко понимая поставленные перед собой цели. Их личные цели совпадают с целями той фирмы, где они работают.

Такое совпадение в итоге приводит к успеху и продавца, и фирмы в целом.

Эти продавцы обладают контактностью, умением работать с людьми и приносят прибыль фирме благодаря своему трудолюбию, общительности и настойчивости.

Они ведут клиента целенаправленно, полностью владеют всеми вопросами о деятельности фирмы и ни на шаг не отклоняются от выбранной тактики. Успешные продавцы наделены определенным «упрямством» и всегда доводят дело до положительного результата.

Свои обязанности они выполняют даже в случае усталости и не проявляют никакой агрессии, не пытаются любой ценой навязать товар клиенту, не тянут клиента за рукав. Им присущи ум, маневренность, умение вести беседу и глубокое понимание направленной работы.

Успешные продавцы способны к быстродействию в условиях дефицита времени, уравновешенны, проявляют самообладание при конфликтах. Они отличаются от многих своей актив-

ной позицией на рынке и не ждут, пока клиент «забредет» к ним, а сами прикладывают усилия к тому, чтобы найти его и помочь решить значимые проблемы. Для них процесс продажи — это творчество.

Они превращают работу в игру, гордятся своими способностями, улыбаются, даже когда на них оказывают давление, заставляют свои страхи и беспокойство работать на себя, учатся превращать отрицательные эмоции в положительные. Когда работает успешный продавец, в дело включается интересный феномен оценки ценности товара.

Также продавцы понимают, что люди будут рады заплатить, если будут уверены, что покупают лучшее в данном классе изделие. Некоторые покупатели гонятся за низкой ценой, но успешные продавцы доказывают, что они покупают некачественный товар, и убеждают их сделать покупку товара более высокого класса.

Успешные продавцы знают, что чем больше продают, тем большую услугу оказывают другим, своим клиентам, собственной семье, экономике страны в целом.

Успешные продавцы легки на подъем, способны долго работать с неподда-ющимся клиентом и в конце концов добиться желаемого. Они способны анализировать и прогнозировать ход событий, не только четко выполняют свою работу, но и контролируют дальнейшее развитие событий, просчитывая наперед возможные ошибки.

Успешные продавцы тяжело переживают провалы и полосу невезения, поэтому весь свой ум и талант подключают заранее, чтобы предотвратить неудачи. Благодаря этим талантам обычно рождаются новые способы и методы работы с клиентами. Успешные продавцы заранее знают, какой товар предложить, а это требует своеобразного искусства.

Как правило, они учитывают возраст, внешность покупателя, возможную профессию и знают, что правильно и эффективно показать — все равно что наполовину продать. Они учитывают индивидуальный характер каждого покупателя.

Успешные продавцы способны передавать другим людям свое настроение и эмоциональный заряд, развивают в себе большое самоуважение и всегда гордятся работой, умеют быстро вызывать к себе доверие и сразу устанавливают атмосферу взаимопонимания между собой и потенциальными покупателями.

Успешные продавцы делают так, что клиент сам продает себе товар.

Они также используют сильные эмоции в процессе продажи, убеждают с помощью эффективного использования языка тела, увеличивают силу воздействия на клиента, овладевая различными средствами, которые применяются в процессе продажи, никогда не тратя свое время зря; «превращают лимоны в лимонад», оборачивая себе на пользу каждую неудачу, отказ и застой в делах и, наконец, умеют вовремя преподнести товар, провести покупателя через все этапы продажи — в этом заключается профессионализм успешных продавцов.

В результате всего этого они всегда имеют большой объем продаж и выручку.

Менее успешные продавцы встречают и провожают покупателя без радости, что, как правило, во многом определяет первое впечатление покупателя о магазине и не создает приятную атмосферу, способствующую возникновению доверия. Продавцы данной группы предлагают свою помощь без должной вежливости, как правило, невнимательны к интересам покупателей и не могут организовать

доброжелательную встречу и радушное приветствие. Они не отличаются активной позицией на рынке и ждут, пока клиент сам «забредет» к ним; не прикладывают усилий к тому, чтобы найти клиента и помочь решить его значимые проблемы.

Менее успешные продавцы не отличаются ясной и убедительной речью, не всегда могут расположить к себе покупателя, и в результате последний не всегда делает покупку. Они не могут обеспечить предоставление полезной для клиента информации. Продавцы этой группы не очень четко понимают поставленную перед ними цель.

В этом случае личные цели продавца не совпадают с целями той фирмы, где они работают, поэтому они долго не работают на одном месте и при первой возможности их увольняют с работы. Менее успешные продавцы не обладают контактностью, не умеют работать с людьми, не общительны, не настойчивы.

Они не могут «вести» клиента целенаправленно, полностью не владеют многими аспектами деятельности фирмы. Менее успешные продавцы не наделены «упрямством» и не всегда доводят дело до положительного результата. Если они устали, то не могут выполнять свои обязанности и проявляют агрессию.

Они не умеют вести беседу и не проявляют глубокого понимания своей работы. Они медлительны, нерасторопны, им присущи плохая память, нечеткая речь.

Менее успешные продавцы не способны долго работать с неподдающимся клиентом и не могут добиться желаемого, не способны анализировать и прогнозировать ход событий. Они нечетко выполняют свою работу и не контролируют дальнейшее развитие событий, не могут просчитывать наперед возможные ошибки.

Менее успешные продавцы не могут стойко переносить провалы и полосы невезения, поэтому не могут заранее предотвратить неудачи. Они часто теряются и не знают, какой товар предложить. Как правило, они не умеют учитывать возраст, внешность покупателя и возможную профессию; не могут учитывать индивидуальный характер покупателя.

Менее успешные продавцы не предлагают посетить магазин еще раз, забывают подчеркнуть достоинства приобретенной вещи. Они не проявляют снисходительности, эмоционально неустойчивы при принятии ответственных решений, не доброжелательны, не наблюдательны, не умеют управлять собой, своими эмоциями, поступками, поведением и не умеют убеждать.

Менее успешные продавцы не расположены к быстродействию в условиях дефицита времени, неуравновешенны, при конфликтах теряют самообладание. Продавцы, относящиеся к этой группе, не способны передавать другим людям позитивное настроение и эмоциональный заряд.

Они также не способны на сильные эмоции в процессе продажи, не могут убеждать с помощью эффективного использования мимики и жестов; не обращают себе на пользу каждую неудачу, отказ и застой в делах и, наконец, не умеют вовремя преподнести товар, «провести» покупателя через все этапы продажи.

В результате всего этого менее успешные продавцы не всегда имеют большой объем продаж и хорошую выручку и не могут долго работать на одном месте.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бабаев Тосиф Музаффар оглы. Общительность как базовое свойство личности в коммерческой деятельности (На примере профессии продавца): Дисс. … канд. психол. наук. — М., 2005. [2] Глушач Н.Н. Индивидуальные психологические особенности предпринимателей: Дисс. … канд. психол. наук. — М., 1998. [3] Каргина Н.В. Сравнительное исследование любознательности, настойчивости и общительности студентов: Дисс. … канд. психол. наук. — М., 2005. [4] Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. [5] Рыбкин И.В. Психологическая подготовка продавца. — М., 2005.

THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTIC OF PROFESSIONAL WORK OF SUCCESSFUL AND LESS SUCCESSFUL SELLERS

T.M. Babaev

Department of Psychology and Pedagogy|

Faculty of Philology Peoples’ Friendship University of Russia Mikluho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The results of researching psychological characteristic of sellers’ sociability are considered in this article.

The qualitative analysis of distinctions in psychological displays of sociability of successful and less successful sellers has proved, that in the first place they are appeared in originality of a set of various variables of sociability, and secondly — in a degree of preference of those or other attributes of sociability realization.

Key words: community (sociability), qualitative analysis, successful and unsuccessful sellers, professional work.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-harakteristika-professionalnoy-deyatelnosti-uspeshnyh-i-menee-uspeshnyh-prodavtsov

dar29.html

С чего начинается общительность
ДАР СЛОВА
#29
Проективный лексикон Михаила Эпштейна
14 мая 2001
Корень -общ-

общун, общунья

общать,  пообщать

общнуть

общнуться

общатель, общательница
дискутант
речевод
собеседчик
собеседователь
разговорщик

общала

В этом выпуске, которым начинается второй год “Дара слова”, мы 
вводим более четкое обозначение ПРОБЛЕМЫ. Прежде чем познакомить читателей
с новым словом или группой слов, я постараюсь отмечать ту “языковую дыру”,
нехватку, пробел в лексической или грамматической системе,  которую
восполняет данное слово или модель.

Приведу отрывок из письма Ильи Шальнова (полностью см. Читательский
выпуск #3):  “Основные понятия, на которые должно было бы опираться
мышление, не обозначены в языке. Вот, например, человек, для которого жизнь
– это игра, называется “игроком”.

“Игрок” –  слово, с которого начинается
исследование особого способа жизни. Слово “играющий” не подходит – оно
слабее.

А как назвать человека, для которого жизнь – это общение? Общающийся?
Коммуникатор? Собеседник? – все эти слова  смотрятся как типичное
не то”.

Вообще-то в русском языке существует немало слов, обозначающих склонность 
человека к общению:

Существительные:

 душа общества, заводила,  гуляка, общественник, тусовщик, 
рубаха-парень.

Прилагательные:

oбщительный, разговорчивый, сходчивый, компанейский,

контактный, свойский,  свой в доску.

Тем не менее Илья Шальнов прав: нет существительного, которое прямо
обозначало бы  любителя общения и относилось бы к “общающийся”, как
“игрок” – к “играющий”, а следовательно, могло бы служить как название
определенного социально-психологического типа.

В русском языке для обозначения лиц, имеющих особое пристрастие к тем
или иным действиям, особенно речевым, используется суффикс “-ун”:

говорун, болтун, ворчун, хвастун, хохотун, брехун, вещун, шептун, крикун,
колдун, пискун, молчун,  врун, лгун.

(Ср.  названия лиц, склонных к другим типам действий: плясун, шалун,
бегун, прыгун, игрун, трясун, несун).

Этот же суффикс “ун”, в сочетании с корнем “общ”, – общУн – может
обозначать  заядлого любителя  всяческого общения.

общУн – любитель общения, общительный человек,
завсегдатай всяких компаний, сборищ, тусовок; тот, кого хлебом не корми,
но дай ему  поговорить, провести время в обществе, среди слушателей
или собеседников.

общУнья –  существительное женского
рода с тем же значением.

Слово “тусовщик” имеет близкий смысл, но принадлежит к просторечно-разговорному
пласту языка, тогда как “общун” находится в более нейтральной, разговорно-литературной,
общеупотребительной стилевой зоне, как  и  другие слова с этим
суффиксом (“говорун”, “лгун”, “молчун”, “крикун”).

При этом суффикс “ун”
указывает на высокую степень и даже чрезмерность качества и близок по смыслу
таким прилагательным, как “заядлый”, “завзятый”. “Говорун” – тот, кто слишком
много говорит; “молчун” – слишком много молчит; “крикун” – слишком много
кричит.

  Поэтому слова на “-ун” часто имеют слегка осудительный или
иронический оттенок.

Примеры:

В русской литературе известен тип общуна – человека, который 
ни на мгновение не может остаться наедине с  собой. Он должен постоянно
с кем-то быть в пересудах, распрях, дружбах, схождениях-расхождениях…  
Таковы грибоедовский Репетилов и гоголевский Ноздрев.

Может быть, посидишь сегодня дома? Вчера в театр, завтра на вечеринку…
Никогда не думала, что ты такой общун.

Мелентьев на старости лет сделался общуном и переносчиком
самых заразных слухов. Знакомые боялись с ним заговаривать, чтобыне подать
повода к очередной сплетне.

Вероника Павловна – неугомонная общунья. Гости у нее бывают
семь дней в неделю.

Если ты у нас такая общунья, давай заведем салон. Будем принимать
по средам. А то каждый день у нас толчея.

Антоним слову “общун”  – “нелюдим”, тот, кто сторонится
людей, избегает общения.

А ты заметила, что общуны легко сходятся с нелюдимами? Прекрасно
их дополняют.

В Чаадаеве совмещались противоположные черты: презрение к общественному
мнению – и зависимость от него. Он был нелюдим, подолгу живал в своем поместье
– но когда приезжал в Петербург,  приобретал  повадки общуна
и перелетал с одного светского приема на другой с такой же легкостью, как
его литературный двойник Чацкий – с корабля на бал.

———————————————

Еще более заметный  пробел в лексической системе – отсутствие
глагола со значением “запускать и направлять процесс общения”.

  Если
участие в общении обозначается глаголом “общаться”, т.е. “общать себя”,
– то столь же важным для общественного этикета является  умение “общать
других”, т.е.

быть не просто участником, но инициатором, ведущим, творцом,
мастером этого процесса.

общАть (кого) (без частицы “ся” употребляется
как переходный глагол) – направлять и поддерживать процесс общения, 
вовлекать людей в общение и разговор, посредничать, предлагать темы, подбадривать
собеседников, вызывать их интерес друг к другу.

В сходных значениях используются глаголы: “знакомить”, “сводить”, “развлекать”,
“занимать”, “веселить”, “разговорить” (в значении “вовлечь в разговор,
вызвать желание говорить, побудить к высказыванию”). Однако это не то же
самое, что общать, т.е.

побуждать других людей к общению друг с
другом.

  Ни одно из приведенных слов не может заменить более широкого
по значению “общать“, которое, в отличие от “знакомить” и “сводить”, 
относится не только к началу, а ко всему процессу общения и разным его
эмоционально-психологическим и социальным составляющим.

Анна Павловна Шерер у Толстого – мастерица общать светских
людей, прясть из воздуха нить разговора.

Ну хорошо, соберем с бору по сосенке, сойдутся малознакомые люди
– а кто их будет общать?

Очень гостеприимная пара. У них дом всегда полон. Умеют общать
людей.

Куда делась хозяйка? Пора общать гостей, а то они приуныли.

А где Леня? –  Да он там на кухне общает друзей. Один
по армии, а другой по институту –  интересы не совпадают.

Я сегодня намучилась на работе – общала двух клиентов, которые 
оказались представителями соперничающих фирм.

пообщАть – глагол совершенного вида от
общать“.

Как жаль, что Толстой и Достоевский никогда не встретились. А ведь
был по крайней мере один человек, который мог бы их пообщать 
на темы,  интересные для потомков,  – Страхов.

Ну и буки! Сидят в разных углах, как будто никогда не видели друг
друга… Надо их пообщать.

Давайте соберемся в среду у Панина. Он пообщает нас со своей
командой.

Недостаточно их познакомить – их тут же растащат в разные стороны.
Нужно их активно пообщать. Попробуй поговорить с ними о чем-то высоком,
например, о поэзии.

—————————————————-

Разговорно-просторечной параллелью словам “(по)общаться” и “(по)общать”
являются глаголы совершенного вида “общнУться” и “общнУть”. Суффикс “-ну-” 
сообщает этим глаголам  дополнительное значение моментальности или
однократности действия.

Как отмечает академическая “Грамматика русского
языка”

(М., 1960), “в просторечии образования совершенного вида “-ну-” более
употребительны, чем в литературном языке, напр.: “крутнуть” от крутить,
“рубнуть” (чаще “рубануть”) от рубить”  (т.

1, с. 429).

общнУться – кратковременно, быстро, мимолетно
пообщаться.

Мы общнулись на ходу,  в очереди в столовой, и с тех
пор я его не видел.

Заходи, общнемся хоть на пару минут.

Я ему “привет”, а он проходит мимо, как будто не узнает. Общнулись,
называется.

общнУть – быстро, кратко пообщать
кого-то.

Симпатичные ребята, давай их общнем, может, из этого что-нибудь
выйдет.

У меня на днях был в гостях Гриша, я попытался общнуть его
с Никой, но он, как всегда, застеснялся и убежал в другую комнату.

Не мог бы ты общнуть меня с Петуховым? Мы знакомы, но шапочно,
а сейчас он как раз занимается моим проектом. Тебе ведь ничего не стоит
нас пообщать, а мне позарез нужно.

—————————————————–

общАтель, общАтельница – лицо, ведущее или
облегчающее процесс общения; настройщик бесед; профессиональный посредник
в обсуждениях, дебатах, общественных дискуссиях.

Существительное “общатель” образовано от  глагола 
общать” по той же модели, что “учитель” – от “учить”, “смотритель”
– от “смотреть”, “писатель” – от “писать”.

В английском языке есть несколько слов для обозначения этой роли, особенно
важной в открытом, демократическом обществе:  “moderator” (буквально
– “тот, кто умеряет, сдерживает”), “facilitator” (“тот, кто облегчает”),
“communicator”;  а в русском только “ведущий дискуссии” (при этом
слово “ведущий” имеет нежелательный оттенок  “господства”, “превосходства”).

Недавно стало употребляться и заимствованное из английского слово “модератор”,
особенно по отношению- к посредникам
или ведущим в сетевых форумах и чатах.

Общатели у нас перевелись по той простой причине, что исчезла
культура аристократических салонов, светских бесед. Помните Анну Павловну
Шерер у Толстого. Вот была общательница по призванию. “…Одним
словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную
машину”.

Можно предложить еще ряд  слов для обозначения этой ненавязчивой
роли посредника,  помощника в установлении и поддержании разговорного
процесса:

 “дискутант”,  “речевод”, “беседчик”, “собеседователь”, 
“собеседчик”,  “разговорщик” и просторечное “общала”. Каждое из этих
слов имеет свои смысловые и стилевые оттенки; их выбор зависит от контекста.

дискутАнт (от глагола “дискутировать”; ср.
“манифестант”, “диссертант”) – тот, кто дискутирует, обсуждает ранее произнесенные
доклады,  сообщения и вовлекает докладчиков и слушателей в общую дискуссию.

Трефилин – отличный дискутант. Он умеет расшевелить слушателей,и
даже официальные докладчики, уже отбарабанившие свое, заново вовлекаются
в разговор.

речевОд  (ср. “полевод”, “садовод”)
– тот, кто возделывает речевое поле, профессионально ведет речевое взаимодействие,
разводит полезные виды и образцы речевой культуры.

Речи мы все умеем говорить. А вот речеводов, которые могли
бы вовремя вмешаться, подправить тон беседы, тактично направить в нужное
русло, унять говорунов  – таких мастеров словесных церемоний у нас
не осталось.

собесЕдчик, собесЕдователь– тот,
кто вовлекает людей в беседу и направляет ее ход,  опосредует разные
взгляды и позиции (в отличие от  “собеседника” как участника беседы).

Суффикс “чик” более разговорный, “тель” – более книжный.

Участники дебатов уже определились: Переверзев и Сорокина. 
А кого возьмем на роль собеседчика? Здесь важно умение не столько
говорить, сколько слушать.

Собеседователем должен выступить человек, известный в политике,
но не  принадлежащийни к одной из партий. Тогда и тон разговора будет
задан аналитический, беспристрастный.

РазговОрщик – тот, чья задача разговорить
людей, побудить их к  общению, вызвать желание говорить.

Беда в том, что люди, разговорившись, уже не могут закрыть рта. А
разговорщик
– это человек, который сначала говорит много, а потом, запустив разговор
на полную катушку, замолкает – слушает, как говорят другие.

общАла – человек, мастерски умеющий общать
людей; разговорно-просторечный вариант  того же значения, которое
литературно выражено в словах “общатель, общательница”.

Существительные общего рода на “ла”, как правило, имеют разговорно-сниженный
стилевой оттенок: “задавала, приставала, вышибала, подпевала…”

Серега – классный общала.С ним рыба заговорит, не то что твоя
застенчивая красавица. Ему бы работать массовиком-затейником.


Дар слова. Заглавная страница

Источник: http://www.emory.edu/INTELNET/dar29.html

Индивидуально-психологическая детерминация развития общительности у подростков: на примере воспитанников детского дома

С чего начинается общительность

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология Текст. / Г.С. Абрамова. -Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 624 с.

2. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов Текст. / А. Адлер. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 448 с.

3. Александровский, Ю.А. Пограничные психические расстройства Текст. / Ю.А. Александровский. М.: Медицина, 1993. — 400с.

4. Алиева, М.А. Я сам строю свою жизнь Текст.: учебное пособие / М.А. Алиева, Т.В. Гришанович. СПб.: Реальный путь, 2000. – 201с.

5. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Текст. / Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бодалёва, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой. М.: Педагогика, 1980. С. 65.

6. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б.Г. Ананьев. -Л.: Ленингр. ун-т, 1969.-С. 315.

7. Андреева, Г.М. Психология социального познания Текст. / Г.М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2000. — 288 с.

8. Андреева, Г.М. Социальная психология Текст. / Г.М. Андреева. М.: Асток-Пресс, 1998. – С. 89.

9. Анохин, П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. Избр. труды Текст. / П.К. Анохин. М.: Наука, 1978. – 400 с.

10. Анохин, П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы Текст. / П.К. Анохин. -М.: Наука, 1980. 196 с.

11. Анохин, П.К. Очерки о физиологии функциональных систем Текст. / П.К. Анохин. -М.: Медицина, 1975. 448 с.

12. Афанасьев, В.Г. Проблема целостности в философии и биологии Текст. / В.Г. Афанасьев. -М.: Мысль, 1964. С. 8-11-153.

13. Афанасьев, В.Г. Общество: системность, познание и управление Текст. / В.Г. Афанасьев. — М.: Политиздат, 1981. 153 с.

14. Батаршев, А.В. Психология личности и общения Текст. / А.В. Батаршев. М.: ВЛАДОС, 2003. – 248 с.

15. Базылевич, Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности Текст. / Т.Ф. Базылевич. М.: Институт психологии РАН, 1998.-248 с.

16. Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание Текст. / Р. Берне; пер. с англ. М.Б. Гнедовский. — М.: Прогресс, 1986. — 422 с.

17. Бехтерев, В.М. Проблемы развития и воспитания человека. Избранные психологические труды Текст. / В.М. Бехтерев; под ред. А.В. Брушлинского, В.А. Кольцовой. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК – 1997. – 416 с.

18. Блауберг, И.В. Проблема целостности и системный подход Текст. / И.В. Блауберг. М.: Эдиторика УРСС, 1997. – 448 с.

19. Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода Текст. / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. М.: Наука, 1973. – 270 с.

20. Большой психологический словарь Текст. / Сост. А. Роббер — М.: Вече, 2001.т. 1-458 с.

21. Большой психологический словарь Текст. / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко — СПб.: прайм-ЕВРО знак, 2003. 672 с.

22. Бодалёв, А.А. Психология общения Текст. / А.А. Бодалёв. М.: Институт практической психологии, 1996. – 256 с.

23. Бодалёв, А.А. О взаимосвязи общения и отношения Текст. / А.А. Бодалёв //Вопр. психологии. 1994. – №1. – С. 122-127.

24. Бородин, В.И. Психоэнергетика мышления Текст. / В.И. Бородин. — М.: Фаир, 1997.-272 с.

25. Божович, Л.И. Проблемы формирования психики Текст. / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Институт практической психологии, 1995. С. 17-19.

26. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте Текст. / Л.И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.

27. Брудный, А.А. О проблеме коммуникации Текст. / А.А. Брудный // Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1975.-165 с.

28. Брушлинский, А.В. Диалог в процессе познания Текст. / А.В. Брушлинский, В.А. Поликарпов // Познание и общение. М.: Наука, 1988.-64с.

29. Бубер, М. Два образа веры Текст. / М. Бубер; под ред. П.С. Гуревича. М.: Республика, 1995. – 464 с.

30. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике Текст. / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с.

31. Вагин, И.О. Психология жизни и смерти Текст. / И.О. Вагин. СПб.: Питер, 2001.- 160 с.

32. Валлон, А. Психическое развитие ребёнка Текст. / А. Валлон. — М.: Просвещение, 1967.-196 с.

33. Винникотт, Д. Разговор с родителями Текст. / Д. Винникотт; пер. с англ. М.Н. Почукаевой. -М.: Класс, 1994. 112 с.

34. Виноградова, Е.В. Особенности межличностных отношений в детских домах и школах-интернатах Текст.: автореф. дис. . канд. психол. наук: 19.00.07 / Е.В. Виноградова; Московский гос. пед. ун-т. — Москва, 1992. 22 с.

Источник: https://www.dissercat.com/content/individualno-psikhologicheskaya-determinatsiya-razvitiya-obshchitelnosti-u-podrostkov-na-pri

Общительность – хорошо или плохо? Перечитывая Шопенгауэра

С чего начинается общительность

Общительность – хорошо или плохо? Перечитывая Шопенгауэра.

Делая уборку в домашней библиотеке, натыкаешься иногда на книги, которые последний раз читал то ли в школьные, то ли в студенческие годы. Бывает, приоткроешь книжку, глянешь, улыбнешься – и спрячешь в самый дальний ряд.

Но случается, что прочтешь абзац, затем еще один, потом и всю страницу, да так и застынешь на полдня с томиком в руках, среди книжных развалов. В этот раз уборка прервалась «Афоризмами житейской мудрости» Шопенгауэра.

***

«Людей делает общительными их неспособность переносить одиночество, — т. е. самих себя» – пишет немецкий философ. Здорово сказано. Пожалуй, в данном случае христианину можно согласиться с совсем не христианским мыслителем. Действительно, есть общение – и есть общение.

Об одном пишет Иоанн Богослов: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2Ин.12). Таково общение от полноты сердца, как и сказано: «от избытка сердца говорят уста» (Мф.12,34).

Но бывает желание общения и от пустоты сердца. «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» – говорил Богу блаженный Августин. Бездна человеческой души жаждет бесконечности Божества. Не об этом ли пел Давид: «Бездна бездну призывает»? (Пс.

41,8) Если глубина сердца не заполняется водами богопознания, бедный человек пытается заменить их тем или иным суррогатом духовности. В лучшем случае место богообщения займет искусство – театр, музыка, литература. В худшем варианте в жизнь человека войдет бессмысленное времяпровождение вместе с подобными ему, заблудившимися душами.

Там будет много «словесной руды», глупого смеха, поверхностных эмоций, жадного внимания к «новостям». Впрочем, о худшем пишет далее Шопенгауэр.

«Внутренняя пустота и отвращение к самим себе гонят их в общество, на чужбину или в путешествия. Их дух не имеет силы привести себя в движение и сил этих они ищут в вине, причем нередко становятся пьяницами».

Да, все верно. Особенно для русского человека. Феномен отечественного пьянства – непростое явление. Да, понятно, что страсть и грех. Но наш человек пьет не так, как другой. Природа русского запоя происходит от той же широты русской души, не принявшей в себя безмерности Бога.

Потому и пьянство страшное и масштабное, что тоска потери Христа есть самая страшная боль во вселенной. Ее не залить и тонной сивухи. Причем, русский человек никогда не поменяет Христа на евроремонт, страховку и отдых в Абу-Даби. А на стакан водки – поменяет. Кто сомневается, читайте «Москва-Петушки». Уж Веничка в русском пьянстве разбирался.

«Отчаянно пили! Все честные люди России! И отчего они пили? – с отчаяния пили! Пили оттого, что честны…»

 А насчет путешествий и «движения» Розанов чудно писал: «Двигаться хорошо с запасом большой тишины в душе, например, путешествовать. Тогда все кажется ярко, осмысленно, все укладывается в хороший результат. Но и «сидеть на месте» хорошо, только с запасом большого движения в душе. Кант всю жизнь сидел: но у него было в душе столько движения, что от «сиденья» его двинулись миры». 

Кстати, Розанов уверял, что за всю жизнь прочел из Шопенгауэра только «первую половину первой страницы». Причем (о едкий Василий Васильевич!) заметил, что заплатил за книжку аж три рубля. А Иван Константинович Айвазовский так и вообще не читал книг. «Зачем, – говорил, – если у меня есть свои мнения?» Очевидно, и он имел в душе «большую тишину» и не менее большое «движение».

***

Читаем следующий абзац из книжки известного немецкого мыслителя. «Поэтому же они постоянно нуждаются во внешних возбуждениях, притом в возбуждениях сильных, доставить которые могут однородные с ними существа. Без этого их дух поникает под собственною тяжестью и впадает в тяжелую летаргию».

О да, «внешние возбуждения». Об этом приходится часто говорить на занятиях в реабилитационных центрах для наркоманов и алкоголиков. Для имитации жизненного драйва современному человеку вообще нужны серьезные допинги: от прыжков с парашютом до сильных наркотиков. И конечно же, все то же общество «однородных существ». Без них – летаргия.

Сюда же включим «ящик», радио, фоновую музыку. Смешные попытки наполнить себя и сымитировать внутреннее движение. Но в том-то и дело, что такое движение зависит от внешних двигателей. Убрать тусовку, выключить TV – и гомосапиенса двадцать первого века начнет разрывать изнутри. И не только потому, что нет молитвы (при отсутствии Литургии начинается летаргия).

И не потому даже, что современный обыватель далеко не Шопенгауэр и даже не Розанов. Просто пустота имеет свойство всасывать в себя. Твоя пустота способна тебя сожрать – слышишь ли, человек? Или в нее войдет некто, кого ты уже не сможешь выгнать без Того, Кого ты уже выгнал. Не понимаешь? Открой Евангелие от Матфея, глава 12, с 43 по 45 стихи.

«Когда нечистый дух выйдет из человека…» – и дальше по тексту.

***

Следующий фрагмент – и, наверное, последний (уборка ждет). «Надо добавить, что каждый из них — лишь малая дробь человечества и потому требуется дополнить его другими, чтобы могло получиться целое человеческое сознание. Напротив, цельный человек, человек par excellence, является уже не дробью, а единицей и может довольствоваться самим собою».

Здесь уже можно полемизировать с великим мыслителем. Для Шопенгауэра самодостаточность (она же, в его пределении, есть «духовность») состоит в разговоре с самим собой, в интеллектуальном наслаждении размышления.

В его мире нет Бога, но при этом он фактически обожествляет Божьи дары – бездонность человеческой души и красоту главной ее силы – разумной.

Однако здесь уже завязывается серьезный философский разговор, на который у меня нет ни знаний, ни времени. Уборка ждет.

***

Пожалуй, «Афоризмы» поставлю в первый книжный ряд, и буду открывать время от времени. Вредно для христианина, скажет кто-то? Буду спорить. Зависит от читающего, и от величины дозы. Самый опасный яд в малых дозах не вредит. Особенно, если растворен в воде. А благодатную воду богопознания мы все попросим у Бога в храме, в ближайшее воскресение.

Источник: https://radonezh.ru/analytics/obschitelnost-khorosho-ili-plokho-perechityvaya-shopengauera-161518.html

Психологи выводят склонность к общительности из раннего жизненного опыта малыша

С чего начинается общительность

Настоящая дружба – это счастье. Но оно не приходит без умения дружить, которому ребенка должны научить в семье.

Лето для многих родителей – опасное время года. Сами подумайте: за год у ребенка все вроде устоялось, все связи наладились, все сверстники на глазах. И вот – юг, деревня, лагерь, и всюду у сына-дочки новые знакомства, новые друзья, от которых непонятно чего ждать… Так и хочется подсказать своему чаду: “С этим дружи, с тем не дружи…”

Есть контакт!

Все, как обычно, начинается с раннего детства. Большинство психологов выводят склонность к общительности из раннего жизненного опыта малыша: первые месяцы жизни в искреннем тепле, заботе и любви прививают ребенку чувство “доверия к миру”, помогают прорасти в его душе зернам активности, смелости, доброжелательности – тем самым качествам, что помогут ему не остаться одному, пов зрослев.

Но вот вы вынимаете своего малыша из колыбели и за ручку выводите его во двор, к сверстникам. Ему с ними интересно, но вступить в непосредственный контакт с соседями по песочнице у малыша получается не всегда.

Ведь он только-только покинул дом, место, где все место для игры было его.

Поэтому, если вдруг на улице возникает “угроза” его привычной обособленности, малыш быстро сворачивает все игры, ни в какую не желает делиться игрушками, а при попытке другого ребенка завладеть ими поднимает на обидчика руку или пускается в плач.

Стоит иметь в виду, что маленькие дети очень эгоцентричны, они живут с ощущением, что их маленькая вселенная вращается вокруг них, и, конечно, им трудновато признать, что существуют и другие “миры”. Помочь двум цивилизациям установить контакт должны, конечно же, родители.

Гуляя во дворе, присмотритесь к тем детям, к которым ваш малыш тянется. Застенчивым, конечно же, легче общаться с такими же тихими, а активным – с более энергичными и деятельными. Начинайте с умения завязывать разговор.

Для этого лучше выбрать самого общительного и дружелюбного ребенка во дворе. И начать с улыбки, с которой, как известно, начинается всякая дружба. Потом можно представить другому ребенку своего: “Здравствуй, это Настя.

А тебя как зовут? А можно поиграть с тобой?” Если все получилось и контакт установлен, в следующий раз ваша Настя уже сама подойдет к новой подруге, а потом и к другим детям.

А если нет – опять и опять выступайте посредником в переговорах, и ребенку рано или поздно надоест ваше постоянное присутствие и он сам отправит вас на лавочку почитать газету. Без вас ему будет спокойнее.

Годам к трем у ребенка вырисовывается круг общения и в друзьях остаются те, с кем интереснее играть, кто не обидит лишний раз, кто в ответ тоже угостит конфетой. Ребенок может уже вполне осознанно ответить на вопросы, с кем и почему он дружит. И эти вопросы очень важны.

Например, мама спрашивает: “Почему ты с ней дружишь?” – “А потому, что она со мной делится”.

“А скажи, это ведь приятно – делиться с другом?” Такие беседы могут строиться по-разному, но важно, чтобы они происходили, и мы бы помогали ребенку уловить, что ценность тут не в конфетах, а в чувстве партнерства, которое несет в себе дружба.

Неподходящие?

В середине дошкольного возраста происходит решительный перелом в отношении к сверстнику. Картина взаимодействия детей активно меняется. Игры со сверстниками становятся гораздо интереснее общения со взрослым (который зачастую становится нужным лишь для того, чтобы в лифте спустить дочь во двор), и занимают все большее место в жизни ребенка.

У него становится больше знакомых, отношения с ними становятся все более сложными, и тут родители должны быть очень внимательны.

Это время, когда вы начинаете разбираться, кто “достоин”, а кто “недостоин” общаться с вашим неискушенным чадом. Однако неправильно полностью ограждать ребенка от общения со сверстниками, которые кажутся вам недостойными.

Особенно если ваш ребенок растет личностью самостоятельной, жаждущей принимать самостоятельные решения.

Для начала запретите себе любые негативные высказывания о его друзьях. Слыша о них дурное, ребенок, скорее всего, начнет скрывать от вас, с кем он действительно дружит, а такая тенденция может потом завести ваши отношения в совсем уж нежелательную сторону.

Лучше попытайтесь посмотреть на “неподходящих” друзей его глазами. Что ребенка привлекает в них? Что дает ему это общение? Может быть, как раз то, чего не хватает в ваших с ним отношениях? Не исключено, что диагноз “неподходящий друг” может оказаться поспешным.

Как часто ребенок умудряется из источников “сомнительной”, на ваш взгляд, чистоты черпать добро и пользу для себя.

Странный близорукий тихоня может научить его любви к книгам, соседская модница и кривляка незаметно преподает вашей дочери уроки женского обаяния, а неопрятная, казалось бы, девчонка из многодетной восточной семьи учит умелому и уверенному обращению с малышами.

Взрослея, ваши дети начинают приглядываться и к вам. И лучший способ показать ребенку важность живых и бескорыстных человеческих отношений – самим строить именно такие отношения с окружающими.

Дети слышат, как вы с друзьями по телефону обсуждаете проблемы оказавшегося без работы общего знакомого, видят, как вы помогаете молодой маме поднять коляску с ребенком, как одалживаете соседке пару картофелин для супа.

Так ребенок начинает понимать: друг – тот, кто рядом в трудную минуту, кто готов многим пожертвовать для тебя, и он рассчитывает, что ты сделаешь для него то же, когда будет нужно.

Дорога к миру

Нередко дети, особенно старшего возраста, неохотно рассказывают вам о своих проблемах с друзьями.Но ваше сочувствие и помощь в критические моменты им необходимы, как воздух. Если ребенок заявляет: “Меня никто не любит!”, не надо утешать его проходными фразами типа “Мы же с папой тебя любим” или “А ну его, найдешь себе новых друзей”.

Он может решить, что вы не принимаете всерьез его проблемы. Лучше постарайтесь, чтобы ребенок вышел с вами на откровенность, рассказал вам о том, что у него произошло, поссорился ли он с лучшим другом или, скажем, чувствует себя в классе “белой вороной”.

Вместе обсудите возможные причины неурядиц (может быть, все дело в сущей ерунде, у друга просто было плохое настроение!) и постарайтесь найти пути к миру.

В старшем дошкольном возрасте отношение к сверстникам становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств, между детьми возникают прочные привязанности, появляются первые ростки настоящей дружбы.

Дети собираются в небольшие компании, в игре отдают предпочтение друзьям, ходят друг к другу в гости, обсуждают между собой, где они были и что видели, делятся планами, обсуждают поступки других.

Вопрос “С кем ты дружишь?” становится обычным и почти обязательным, так же как и фразы: “Я с тобой больше не дружу”, “Мы с Надей дружим, а с Таней нет” и т. д.

Чем старше становится ребенок, тем больше его успех в коллективе сверстников, и мнение о нем других детей влияет на его самооценку. И если у ребенка нет друзей, ему не звонят по телефону и не приглашают на дни рождения, он начинает чувствовать себя изгоем.

Это тяжело не только для самого маленького человека – его родители тоже чувствуют обиду на других детей, их родителей и, кроме того, свою вину в происходящем. Но ваше вмешательство в возникшую ситуацию должно быть очень осторожным.

Поддержите ребенка советом, подскажите ему что-то из собственного опыта, но, если вы желаете его взросления, настройте его на то, что разрешить проблему он должен все-таки сам.

мнение

О единстве противоположностей

Теоретически мы хотим, чтобы наши дети сами выбирали себе друзей, и не стремимся оказывать на них какое бы то ни было давление. Однако нередко ребенок приводит в дом друзей, которые нам кажутся отвратительными.

Да, может быть, задиры и хвастуны, трусы и хлюпики, но, пока их поведение задевает нас, взрослых, лучше всего спокойно изучить склонности и привязанности нашего ребенка, прежде чем открыто противостоять его выбору.

С какой меркой стоит подходить к выбору друзей нашими детьми?

Друзья должны оказывать благотворное влияние друг на друга. Ребенку нужно общаться с человеком, противоположным (и как бы дополняющим его самого) по характеру, уму, интересам.

Таким образом, замкнутому ребенку нужны более самостоятельные друзья, “маминому сыночку” – более независимые приятели, инфантильному – более зрелый товарищ, трусишке – кто похрабрее. Если ребенок живет в мире фантазий, ему полезно общаться с детьми, имеющими более прозаический взгляд на жизнь.

Агрессивный ребенок будет сдерживать себя, оказавшись в кругу более спокойных товарищей. Наша задача – ориентировать ребенка на дружбу с теми, кто не похож на него самого.

Необходимо очень деликатно корректировать взгляды ребенка на друзей, которых он выбирает: он несет ответственность за свой выбор, а мы – ответственность за то, что поддерживаем его в этом.

Из книги Х.Д. Джайнотта “Родители и дети”

Источник: https://rg.ru/2010/07/01/babies.html

Для родителей
Добавить комментарий