Самостоятельный ребенок: как создать условия?

Как «ленивая мама» может помочь ребёнку стать самостоятельным

Самостоятельный ребенок: как создать условия?

Мамам часто приходится делать выбор между «сделать самой» и «научить ребёнка».

Второй путь не самый лёгкий — но в этом случае во взрослой жизни ваш ребёнок будет способен принимать решения, научится удовлетворять свои потребности, сможет планировать и оценивать свои поступки. Наконец, самостоятельный человек всегда знает, чего хочет.

Психолог Анна Быкова написала книгу «Самостоятельный ребёнок, или Как стать „ленивой мамой“», в которой рассказывает, как создать условия для развития детской самостоятельности.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Картинка, которую рисует воображение, когда мы слышим «ленивая мама», совсем не совпадает с тем, что рекомендует Анна Быкова. Ведь для того, чтобы стать «ленивой», придётся сначала сделать ребёнка самостоятельным. А это нелёгкий труд на пути к возможности насладиться бездельем.

Книга написана живым языком, в ней множество полезных методик и интересных диалогов с сыновьями автора и её клиентами. Она подойдёт мамам маленьких детей и подростков. Автор признаётся, что «ленивая мама» — это философия и определённый образ жизни. Поэтому начать никогда не поздно.

Книга Анны Быковой «Самостоятельный ребёнок, или Как стать „ленивой мамой“»  выпущена издательством «Эксмо» в 2016 году

Самостоятельность развивается в три этапа. Поначалу вы делаете что-то вместе, потом ребёнок делает это сам под ваши одобрительные возгласы, и, наконец, он способен делать новое дело самостоятельно.

Нет единого ответа на вопрос, когда дать в руки ложку, а когда — шуруповёрт. Не надо ориентироваться на графики развития из поликлиники.

Просто замечайте, когда у ребёнка появляется импульс сделать что-то новое и поддерживайте его в этом.

Самостоятельность не должна быть опасной, поэтому придётся очертить рамки её проявления. Сначала «нельзя подходить к горячей духовке», потом «можно печь пирог в присутствии взрослого», чтобы в будущем можно было готовить его самому.

Каждая «ленивая мама» учит не только бытовым навыкам. Ребёнок осваивает ещё и умение общаться со сверстниками и другими людьми. Ваше дело научить его строить отношения, но не выбирать друзей за него.

Иллюстрация Екатерины Суворовой из книги «Самостоятельный ребёнок, или Как стать „ленивой мамой“»

«Он такой копуша», «Мне некогда ждать, пока она намылится», «Опять придётся напоминать и уговаривать» — каждая мама хотя бы раз думала так. Помимо нехватки времени, мам сбивает с толку стереотип о том, что они должны уберечь ребёнка от трудностей и неудач. Но хоть раз в жизни ошибается каждый из нас. Тем более вы не сможете всегда находиться рядом.

Бывает так, что ребёнок сам ничего не хочет. Желание самостоятельно одеться может появиться благодаря двум импульсам — «хочу» или «надо». Чем младше ребёнок, тем больше в каждом желании должно быть «хочу».

Поэтому увлеките его игрой «Кто быстрее соберётся». Или «снимите» боевик «Успеть за пять минут». Предложите компромисс «Ты надеваешь шапку, а я помогаю с курткой».

Или найдите личную потребность ребёнка, например, прийти в группу детского сада первым.

Иллюстрация Екатерины Суворовой из книги «Самостоятельный ребёнок, или Как стать „ленивой мамой“»

Самостоятельная игра начинается ещё до года, когда ребёнок способен отползти от мамы. Если мама тревожная, то ребёнок почувствует это и, скорее всего, не отважится пуститься в свободное ползание по полу. А когда мама несамостоятельна, а рядом ещё тревожная бабушка, — он не станет играть один и в более старшем возрасте.

Как научить ребёнка заботиться о себе

Если всё сказанное к вам не относится, то начинайте приучать ребёнка к самостоятельной игре очень постепенно — с пары минут. Учите его контролировать время. Двухлетнему вручите песочные часы со словами «Поиграй сам, пока песок пересыпется». Включите песню — когда она доиграет, то самостоятельная игра закончится. Хвалите за построенную самостоятельно башню, пока вы смогли наконец поесть.

И если мамы маленьких детей ценят возможность спокойно позавтракать или хотя бы дожевать бутерброд не на бегу, то дети могут думать иначе.

Есть суп с ложечки они готовы только под мультик, овощи требуют закусывать булочкой с «Нутеллой», без трёх машинок на столе на кашу даже не посмотрят.

Маме в этом случае придётся отложить свой бутерброд и проявить уверенность и твёрдость. Помните, что еда — это естественная потребность организма.

Чтобы ребёнок начал есть самостоятельно, просто поставьте перед ним тарелку и положите ложку

В более сложном случае предложите игру и кормите ребёнка по очереди — ложку он, ложку вы. Или согласитесь на такой вариант: «Хорошо, я покормлю тебя, но сначала ты съешь пять ложек сам». Предложите: «Давай ты будешь есть, а я громко и торжественно считать ложки». Это проверенный способ.

Иллюстрация Екатерины Суворовой из книги «Самостоятельный ребёнок, или Как стать „ленивой мамой“»

Даже самый хилый едок не сможет извести родителей так, как тот, кого с рождения приходится укладывать по четыре часа. Когда трёх-четырёхлетний ребёнок засыпает только после истерики со слезами — значит, у него уже закрепилась нежелательная модель поведения.

Он ассоциирует сон с плохим или даже мучительным занятием. Если вы загоняете ребёнка спать в восемь вечера, чтобы успеть провести ежедневный многочасовой ритуал укладывания, попробуйте обойтись без него.

Пропустите три часа мук всей семьи, уложите ребёнка спать позже, но сильно уставшего.

Если и в полночь он всё ещё готов стоять на ушах, подумайте о дневной нагрузке — возможно, она недостаточная. Не угрожайте, а лучше сделайте успокаивающий массаж или поговорите о тревогах прошедшего дня.

Если дошкольник обычно засыпает без истерик и достаточно быстро, но сегодня никак не хочет спать, предложите ему самому поиграть в комнате, но тихо и при свете ночника, а после лечь и уснуть.

Самостоятельное засыпание будет освоено, только если ребёнок воспринимает сон как естественный отдых, а не как наказание.

Как уложить ребёнка спать (если кажется, что он не уснёт вообще никогда)

Перед сном читайте сказку. Делайте это без выражения, очень медленно, даже монотонно. Пусть ваш голос будет тихим, постепенно замедляйте темп речи.

Произносите предложения протяжно, на выдохе, делайте паузу для плавного вдоха. У вашего слушателя дыхание тоже будет перестраиваться на дыхание спящего человека.

Коверкайте текст сказки, вставляйте в него свои фразы про сон и отдых (Сел медведь на пенёк и сказал: «Посплю, а потом съем пирожок»).

Беспокойному ребёнку делайте специальный массаж. Одной рукой мягко фиксируйте ноги малыша, положив руку на бедро, вторую руку положите на плечо и начинайте плавные покачивающие движения. Подстраивайте своё дыхание под дыхание ребёнка. Некоторое время дышите в его ритме, потом начинайте дышать глубоко и медленно. Дыхание ребёнка постепенно подстроится под ваше, и он уснет.

Иллюстрация Екатерины Суворовой из книги «Самостоятельный ребёнок, или Как стать „ленивой мамой“»

Приучать к самостоятельности в этом деликатном деле надо очень постепенно. Не принуждайте, но держите горшок всегда в одном и том же месте на виду у ребёнка. Нельзя удерживать на горшке силой, стыдить и ругать за мокрые колготки. Если теряете терпение, то поставьте себя на место ребёнка.

Ему хорошо жилось и в подгузниках, но мать принесла какую-то странную кастрюлю и заставляет писать туда, держит на ней силой и теперь ругает за то, что всегда было разрешено. Поменьше думайте о нормах развития и философски относитесь к рассказам других мам, дети которых с полугода сами просятся писать.

Или рассказывайте, что ваш тоже давно уже просится.

В очередной раз стягивая мокрые колготки (а такая авария может случиться даже с трёхлетним ребёнком), спокойно скажите: «Писать надо в горшок. Мокрые трусы — это неприятно. В следующий раз просись. Где у нас горшок?». В течение дня напоминайте о существовании этой странной посудины. Посадите на него плюшевую игрушку и разыграйте сказку, как мишка научился им пользоваться.

Если ваш ребёнок консерватор и приверженец ритуалов, купите вместе с ним «последнюю» пачку подгузников. Объясните, что совсем скоро он вырастет, а все взрослые пользуются туалетом. Совместная покупка только подтвердит ваши слова о скорой взрослости.

Предложите выбрать, чем ребёнок будет пользоваться после окончания этой пачки, — горшком или унитазом. Доверяйте пересчитывать оставшиеся подгузники.

Все эти действия убедят ребёнка в его самостоятельности, которой точно хватит, чтобы освоить пользование туалетом по-взрослому.

Иллюстрация Екатерины Суворовой из книги «Самостоятельный ребёнок, или Как стать „ленивой мамой“»

Для настоящей самостоятельности ребёнку надо знать, чего он хочет, чем хочет заниматься. И «ленивая мама» с пелёнок учит основам самодостаточности: ты имеешь право на свои желания, своё мнение и свою территорию, другие имеют право на свои желания, мнение и территорию. Нельзя воспитывать самостоятельность и не воспитывать при этом нравственность.

Когда ребёнок осваивает бытовые навыки — умеет сварить макароны, помыть пол, забить гвоздь или вытереть пыль, — это не значит, что он учится быть в семье золушкой.

Помимо удовольствия от обучения чему-то новому, польза от этого и такая: «Убирать/мыть не хочу, но если очень надо, то могу помочь маме». Безусловно, такими просьбами не стоит злоупотреблять.

Иначе стимул для освоения нового быстро потеряет для ребёнка привлекательность.

Иллюстрация Екатерины Суворовой из книги «Самостоятельный ребёнок, или Как стать „ленивой мамой“»

  • «Ленивая мама» не решает, чем будет заниматься её ребёнок. Она за быстрое и гармоничное развитие через то, что ребёнку нравится.
  • «Ленивая мама» признаёт в ребёнке личность. Поэтому он может выбирать дело себе по душе с ранних лет.
  • «Ленивая мама» не страдает перфекционизмом. Поэтому она предпочтёт завтрак в постель, приготовленный её самостоятельным ребёнком, пусть и с кучей крошек на простыне.
  • «Ленивая мама» не считает, что её жизнь должна проходить как-то отдельно от ребёнка. Например, когда он наконец засыпает. Поэтому она выстраивает её так, что ей хорошо с ребёнком, в то же время она самодостотаточна.
  • «Ленивая мама» заботится о себе, чтобы были силы заботиться о семье.
  • «Ленивая мама» не всегда даёт ребёнку ответы на вопрос, она даёт возможность найти решение самому. Но поддерживает и помогает при этом.

10 советов, как подружиться с собственным ребёнком

Почему невозможно общаться с ребёнком на равных

5 популярных советов психологов, которые лучше не слушать

Источник: https://mel.fm/otnosheniya_s_detmi/6709134-lazy_mother

Самостоятельный ребенок: зачем нужна самостоятельность и как ее развить

Самостоятельный ребенок: как создать условия?

Прежде чем говорить о воспитании у детей самостоятельности, стоит понять, что это за качество, зачем оно им нужно. Самостоятельность, как любое другое качество личности не существует само по себе, а должно служить определенным целям, стоящим перед малышом. Истоки самостоятельности проявляются у детей в самом раннем детстве.

Зачем детям нужна самостоятельность

Самостоятельность – это ведущее качество личности, выражающееся в умении человеком ставить цели и добиваться результата своими действиями, лично отвечать за свои поступки, в желании и умении самостоятельно мыслить, в способности действовать самостоятельно и инициативно не только в знакомой, но и в новой для себя обстановке. У человека с развитой самостоятельностью всегда адекватная самооценка, он всегда несет ответственность за то, что он делает.

При этом важно понимать, что самостоятельность – это внутренняя мотивированная деятельность. Не нужно путать понятие самостоятельной деятельности с тем, когда ребенок может сам быстро сделать то, что ему скажут взрослые. Между внутренней мотивацией на деятельность и умением действовать – огромная разница.

Важно понимать, что для развития самостоятельности важное значение приобретает именно внутренняя мотивация ребенка.

В этом случае самостоятельность проявляется в выборе ребенком какой-то определенной деятельности, постановке им же целей и задач и их осуществление, а не в послушном выполнении поставленных кем-то задач.

Самостоятельность и ответственность закладываются постепенно, и начинать это делать нужно как можно раньше.

В сегодняшнем мире мы остро ощущаем те негативные последствия, когда родитель берет на себя всю заботу о ребенке до самых зрелых лет. Хорошо это или плохо, решает каждый сам для себя. Понятно, что нет ничего плохого, когда родители полностью обеспечивают ребенка вплоть до окончания института, и у ребенка имеется прекрасная возможность получать знания в комфортных для себя условиях.

Очень часто в современном мире мы сталкиваемся с инфантильностью уже подросшего «ребенка» и его неумения нести ответственность не то что бы за жизнь окружающих его близких людей (семью, родителей), но и за свою собственную.

Очень часто встречается, когда парню уже 25 лет, а он еще не решил, кем работать, тянет средства с родителей, и они решают за него, когда ему спать, что кушать и на ком жениться. Такая картина является следствием того, что изменился образ жизни, и поменялось отношение к детям.

И если раньше наши бабушки и дедушки становились самостоятельными и несли ответственность за свои поступки уже в младшем школьном возрасте, то сегодня, выйдя из-за парты института, многие так и не приобрели это полезное качество – самостоятельность и ответственность.

В современной городской жизни воспитать самостоятельного ребенка можно не с помощью жизненных реалий, а вопреки им. И только так!

Например, в далекие времена, когда наши бабушки и мамы еще сами были детьми, их с малых лет приучали к самостоятельности, потому что не было другого выхода и способа выжить. Так, родитель приучал старшего ребенка заботиться и следить за младшим не по своей прихоти, а по необходимости.

Пока мать находилась на работе, кто-то в отсутствие ее должен был это делать. Родители были заняты тяжелым физическим трудом, и им необходима была помощь по дому, в огороде, с младшими детьми, со скотом. Волей неволей дети приобщались к труду, ответственности и самостоятельности.

По сути, эта «необходимость» и делала детей самостоятельными и раскрывала потенциал ребенка, формировала его личность.

Вывод: ребенка нужно создать условия, где эта самостоятельность необходима. Просто развивать самостоятельность без определения потребности в ней – бессмыслица и пустая трата времени.

Для того, чтобы родителей в будущем не пугал подход ребенка к жизни, когда он будет считать, что ему все должны и будет полностью лишен чувства ответственности и самостоятельности, важно создать малышу условия («необходимость») для развития этих качеств. Это должно быть ни как наказание для малыша, а как вариант необходимого для каждого члена семьи вклада в уклад семьи.

Дети, которые получают в детстве все и лишены возможности проявить самостоятельность, вырастают неуверенными в себе, но требовательными к окружающим, малейшие трудности в жизни вызывают у них депрессивное состояние.

От многих родителей можно слышать мнение: «Ну уж нет, пока у меня есть возможность, я дам своему сыночку все самое лучшее и огражу его от любых забот. Пусть его детство будет безоблачным, пускай растет оптимистом!» По-мнению психологов, между безоблачным детством, уверенностью в себе и оптимизмом нет ничего общего.

Представьте, как чувствует себя ребенок, которому все позволяли и от всего оберегали, когда он попадает в реалии школьной жизни и затем юношеской и взрослой. Оптимизм и уверенность будет связана только с опытом реального воздействия на мир, а не со словами, которые говорятся ребенку.

Не давая ребенку возможности осваивать этот мир самостоятельно, не побуждая его к действиям, а только обслуживая его, вы растите неуверенного в своих силах человека.

«Куй железо, пока горячо!»

Развивать самостоятельность у ребенка важно не тогда, когда это стало удобно родителям, а в то время, когда она начинает формироваться у детей.

Первые признаки самостоятельности малыш проявляет уже в возрасте 2 лет.

Когда родители слышат первые «Я сам!», «Я умею!», это говорит о желании малыша освободиться от опеки со стороны взрослых, реализовать самостоятельно свои идей и задачи.

И тут важно не пресечь инициативу к самостоятельности, а направить ее в правильное русло, закрепить навыки самостоятельности, которые он проявляет пока только в детской деятельности, например, в игре.

Так, в возрасте двух лет, когда малыш пытается сам кушать, берет самостоятельно игрушки и прочее, поддерживайте его в этих начинаниях.

В 2-3-х летнем возрасте малыши стараются всячески подражать родителям, пытаясь пока что еще неумело произвести те действия, которые делает мама, например, складывать вещи, самостоятельно одеваться, собирать рюкзачок и т.д. Родителям важно в этот период не «обломать» тягу ребенка к самостоятельным действиям, не сделать малыша лишь пассивным объектом.

Пресекая ребенка в его самостоятельных действиях (например, в надевании колготок, кофточки) вы делаете грубейшую ошибку и формируете у малыша чувство неуверенности в себе и своих возможностях, у него пропадает желание к активным действиям, желание что-то делать самостоятельно, понижается самооценка, ребенок ощущает свою беспомощность.

В процессе развития малыш сталкивается со многими трудностями. Задача родителей, всегда оценивать сложившуюся ситуацию. Если малыш в силах самостоятельно справиться с задачей, не спешите ему помогать.

Только его действия и влияния на этот мир разовьют в нем самостоятельность и желание к активным действиям в будущем, повысят его уверенность в своих силах.

При сложной для ребенка ситуации, когда ему действительно трудно справиться с задачей в одиночку, предложите ему свою помощь. Именно помощь, а не полное свое присутствие, устраняя его от действий.

Не пытайтесь сделать за ребенка то, что он может сделать самостоятельно!

При правильном отношении к детскому «Я сам!» к старшему дошкольному возрасту дети достигают высоких показателей инициативности и самостоятельности в решении поставленных ими или окружающими задач.

Этапы развития самостоятельности у детей дошкольного возраста

  1. На первом этапе ребенок действует самостоятельно без напоминания со стороны взрослых в привычных для себя условиях, например, убирает за собой игрушки, убирает со стола, моет руки перед едой.
  2. Ребенок дошкольного возраста начинает применять свои навыки в непривычной для себя обстановке, но близкой по своей сути к привычным обстоятельствам. Например, прибирает за собой в гостях.
  3. Малыш действует самостоятельно в абсолютно новых для него условиях, с которыми никогда ранее не сталкивался.

Преимущества развития самостоятельности у детей

Основная задача родителей в этом направлении, приучить малыша самостоятельно принимать решения, ставить цели и идти к ним, беря на себя ответственность за свои действия. Родители должны уделить этому этапу развития ребенка достаточно внимания. Основные плюсы, которые получает ребенок, наученный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность это:

  • Ребенок ощущает, что может контролировать ситуацию;
  • Повышается самооценка и уверенность в своих силах и в себе;
  • Малыш с адекватной самооценкой учится исправлять допущенные им же ошибки и не чувствует себя при этом неудачником;
  • Самомотивация, ответственность за выбор, который он сделал;
  • У ребенка развивается мышление, креативность. В ситуации выбора и принятия решения ребенку приходится генерировать новые идеи, искать возможности;
  • Ребенок учится нестандартному решению;
  • Лучшее понимание окружающих людей. Когда ребенок принимает самостоятельно решения и его решения ценятся, он начинает уважать идеи и решения других людей.

Почему родителям следует особенно внимательно отнестись к развитию у ребенка самостоятельной деятельности. Дело в том, что ребенок, который не развивает навыки самостоятельного принятия решений, склонен:

  • К инфантилизму и патологической зависимости от родителей даже став взрослым.
  • На такого ребенка легко влиять сверстникам и друзьям, он ведомый. Не всегда такое влияние является положительным.
  • Постоянно сомневается в себе, своих способностях, в принятых решениях.
  • Довольствуется в своей жизни малым, не склонен ставить цели и добиваться результатов.

Итак, как же воспитать у ребенка самостоятельность, которая во многом определяет его успешность в жизни?

Воспитание у детей самостоятельности

  • Развить в детях самостоятельность помогают просьбы рассказать, какие дальнейшие планы у ребенка (на ближайшее будущее).
  • Позволяйте малышу без вашей помощи делать то, что он хочет. Давайте ему право участвовать во взрослых делах. Понятно, что малыш сделает уборку по дому или приготовит салат не так, как это сделали бы вы. Но не одергивайте его и не порицайте, а наоборот, приободряйте и направляйте.
  • Никогда не ругайте малыша за ошибки, которые он совершил в процессе самостоятельной деятельности. Вы можете указать на ошибки и подсказать ребенку, как ее исправить. Например, если малыш поливал цветы и пролил на подоконник воду, спокойно предложите ему самостоятельно вытереть подоконник.
  • Возьмите за правило хвалить малыша за проявленную им инициативу. Ребенку нужно давать понимание, что он имеет право действовать самостоятельно.
  • Не менее важно с ранних лет поддерживать желания и интерес ребенка к какому-то делу. Например, если малыш хочет заниматься плаванием, не подавляйте в нем это желание, а запишите его на секцию.
  • Обязательно просите своих детей о помощи, спрашивайте у них совета. Это важно для понимания ребенком своей роли в семье и своей ценности.

  • Приучайте ребенка получать желаемое благодаря действиям. Рассказывайте, где вы работаете, и благодаря чему в семье появляются еда и вещи.
  • Развивайте у ребенка фантазию, воображение. Для этого можно предложить ребенку придумать самостоятельно игру или новые правила для игры. Таким образом, у малыша будут генерировать идеи, он будет учиться адаптироваться к любым обстоятельствам.
  • Помощь животным и другим людям учит детей состраданию и самостоятельности.
  • Позволяйте ребенку общаться со многими людьми, детьми. Нахождение общего языка, интересов, налаживание контактов – один из элементов самостоятельности. Разрешайте малышу дружить с тем, с кем он сам желает.
  • Формируйте у малыша адекватную самооценку. Для этого позволяйте ему испытывать эмоции, какими бы они ни были. Не нужно учить его скрывать слезы или смех, если так принято в обществе.
  • Создавайте условия для развития у малыша самостоятельности. Чем раньше вы начнете «отрываться» от ребенка, тем быстрее он поймет, что у родителей и других взрослых тоже есть личное пространство. Приучайте с ранних лет оставлять ребенка с бабушкой или няней.
  • Всегда разговаривайте с малышом. Давайте возможность ему высказывать свое мнение. Это тоже проявление самостоятельности. Дети, имеющие свое мнение, быстрее превращают идеи в решение и действие.
  • Учите ребенка принимать самостоятельные решения. Помните, что ребенок должен принимать решения и делать выбор в соответствии со своим возрастом. Поэтому, предлагая малышу варианты для выбора, придерживайтесь следующего правила: чем меньше ребенок, тем меньше вариантов для выбора, чем старше, тем вариантов выбора больше. Вы должны создать безопасные условия для принятия ребенком решения.

Самостоятельность – это не просто умение все делать самому, а необходимый навык для развития гармоничной личности. Наберитесь терпения и позвольте малышу расти свободной, смелой и целеустремленной личностью. 

Источник: https://detyah.ru/content/samostoyatelnyi-rebenok-zachem-nuzhna-samostoyatelnost-i-kak-ee-razvit/

Как вырастить самостоятельного ребенка

Самостоятельный ребенок: как создать условия?

Стремясь воспитать в ребенке самостоятельность, взрослые нередко забывают о том, что у каждого возраста есть своя мера ответственности.

То, что можно требовать от 12-летнего подростка, просто не под силу 7-летнему малышу.

Поэтому родителям необходимо научиться выстраивать систему требований, отталкиваясь от возможностей своего ребенка в конкретный период времени. То же самое касается и психологического развития детей.

Так что такое настоящая самостоятельность? Психологи определяют ее примерно так: самостоятельность — это сложносоставное свойство личности, включающее в себя адекватную самооценку, инициативность, восприимчивость к критике и ответственность «за содеянное».

Иными словами, для того чтобы вырастить ребенка действительно самостоятельным человеком, нужно воспитать в нем все эти качества одновременно. Это правило одинаково для всех — и для малышей, и для подростков, и для взрослых людей.

А вот действовать придется совершенно разными методами.

От 1 до 6 лет

К полутора годам ребенок начинает осознавать себя как отдельную от мамы и папы личность. В этом возрасте малыш уже может выражать свои желания, быстро передвигаться и, например, самостоятельно есть. Да, пока еще он с трудом доносит ложку с супом до рта, но, главное, уже пытается делать это сам.

Конечно, гораздо проще и быстрее накормить его, одеть, обуть и вывести на прогулку. Но, действуя подобным образом, мы, во‑первых, пресекаем инициативу малыша, во‑вторых, демонстрируем ему, что у мамы все получается лучше и быстрее, и, наконец, лишаем его возможности почувствовать себя ответственным за самого себя.

Мы действуем в интересах ребенка, но на самом деле оказываем ему медвежью услугу.

  • Вместо того чтобы ежесекундно контролировать малыша, постарайтесь создать для него максимально безопасную «среду обитания».
  • Наберитесь терпения. Постарайтесь не раздражаться, если у малыша что-то не получается ни с первого, ни со второго, ни даже с третьего раза. Не настаивайте на том, чтобы сделать это за него — лучше помогите найти ошибку, подбодрите и постарайтесь не подгонять.
  • Не вмешивайтесь без нужды. Когда ребенок станет постарше, не контролируйте его поведение на детской площадке. Пусть он сам строит отношения с другими детьми, сам ссорится и мирится. Ваше вмешательство нужно только тогда, когда возникает реальная угроза для здоровья или жизни малыша.
  • Не иронизируйте. Дошкольники очень болезненно воспринимают насмешки над собой. Уважайте это и старайтесь быть предельно корректными.
  • С 4−5 лет у малыша уже должны быть простейшие обязанности: помимо уборки игрушек это, например, может быть «мытье рук без напоминаний». Требуйте по возможностям, но строго следите за тем, чтобы ребенок выполнял возложенные на него обязанности.

Воспитание от 6 до 10 лет

В возрасте 6−7 лет дети уже вполне могут держать слово, внятно формулировать просьбы и, главное, отвечать за свои поступки.

Тем не менее, требовать от ребенка слишком много все-таки не стоит, ему и без того приходится очень непросто.

Первый школьный год уходит у детишек на адаптацию к новой жизни: одному удается приспособиться к школьным правилам за пару месяцев, а другому на это требуется гораздо больше времени.

В общем, не надо торопить детей: рано или поздно даже самый «ленивый» ребенок смирится с тем, что теперь ему каждый день нужно делать домашние задания, собирать портфель и не болтать на уроках. задача родителей в этот период — дать понять ребенку, что школа — это зона его (а не мамы с папой) ответственности. И это один из важнейших этапов на пути формирования самостоятельной личности.

  • Помогите ребенку выстроить относительно гибкое расписание, включающее ежедневные дела и удовольствия. Первоклашка еще не в состоянии учесть все нюансы, а вы вполне можете ему помочь и подстраховать.
  • Не контролируйте процесс приготовления уроков, не инспектируйте ежедневно тетрадки. Для того чтобы держать руку на пульсе, достаточно заглядывать туда пару раз в неделю. Не напоминайте ребенку о том, что надо собрать портфель на завтра, больше одного раза в день и не проверяйте, сделал ли он это. Школа — его дело, и чем раньше он это поймет, тем меньше проблем у вас будет потом.
  • Никогда не отказывайте в помощи. Ведь самостоятельность — это еще и умение признавать собственную неправоту или несовершенство. Если школьник обращается к вам с вопросом или просьбой помочь в решении задачи, не отмахивайтесь от него. Помогайте, но ни в коем случае не делайте уроки за него — так вы только снизите самооценку юного ученика.
  • Не угрожайте и не заставляйте. Не хочет делать уроки — не нужно. Но и ему придется считаться с тем, что подобное поведение приведет к тому, что он не сможет попасть на день рождения к другу, не пойдет с вами на прогулку и т. д.
  • Начинайте постепенно отделяться от ребенка. Вы имеете полное право развлекаться без него (театр, кино, гости), а он — без вас. Младшеклассник уже в состоянии занять себя самостоятельно — поощряйте это качество и не пытайтесь принимать участие во всех его делах.

Как вырастить самостоятельного подростка

От 11 до 15 лет

С одной стороны, дети уже гораздо самостоятельнее, но переходный возраст часто меняет их до неузнаваемости. Спокойный и доброжелательный ребенок буквально на глазах превращается в неуправляемое, эгоистичное и недовольное всем на свете существо. В этот период ни в коем случае нельзя впадать в панику: все происходящее нормально и естественно.

Именно поэтому «репрессии» в это время абсолютно бессмысленны: ни один запрет не поможет справиться с разбушевавшимися гормонами. Сейчас от вас требуются полное принятие и неусыпный, но при этом очень корректный контроль. И, конечно, терпение: трудное время пройдет, и к вам обязательно вернется ваш милый, добрый и абсолютно адекватный ребенок.

  • Дайте понять подростку, что вы понимаете и принимаете его состояние, но при этом никак не можете освободить его от всех на свете дел. Да, вы готовы быть максимально лояльными к его настроению, но выполнять свои обязанности он должен по‑прежнему.
  • Скорректируйте систему требований. Ребенок вырос и не обязан отправляться в постель в девять вечера. Если все уроки сделаны, можно продлить гуляние до 20.00 против прежних 19.00 и т. д.
  • Если словосочетание «уборка квартиры» вызывает у подростка ужас и негодование, освободите его от этой трудовой повинности в обмен на «поливку цветов», «покупку продуктов» или, скажем, «прогулки с собакой». Минимальный, но, главное, неожиданный компромисс способен разоружить даже самого воинственно настроенного подростка.
  • В этом возрасте некоторые дети начинают менее серьезно относиться к учебе, хватают тройки, а то и двойки. Все это, конечно, очень неприятно, но, если вы по-прежнему хотите воспитать самостоятельного ребенка, значит, придется сжать зубы и перетерпеть трудный период. Это по‑прежнему не ваша сфера ответственности. Не подстилайте соломку — не пишите за сына сочинения и не рисуйте контурные карты. Рано или поздно подросток поймет, что избавиться от школьных требований у него не получится, и сам возьмется за ум. И в это время ваша помощь, определенно, потребуется.
  • Постарайтесь не употреблять выражения: «я тебя предупреждала», «сам виноват» и «надо было слушать маму». Принимайте поражения ребенка с олимпийским спокойствием и помогайте ему исправлять ошибки. Без подобного опыта стать самостоятельным, увы, невозможно, а значит, ваш ребенок имеет на него полное право.
  • Дети очень восприимчивы к критике: сказанные вами в сердцах слова могут остаться с ними на всю оставшуюся жизнь. Будьте предельно внимательны и корректны, не давайте эмоциям полностью поглотить ваш разум. Да, критиковать ребенка можно, а иногда просто необходимо, но делать это нужно максимально уважительно. Не унижайте, не насмехайтесь, не стройте чудовищных прогнозов относительно будущего вашего нерадивого чада. И ни в коем случае не подчеркивайте во время конфликтов, что наследник полностью зависит от вас: да, это действительно так, но подростки воспринимают такой аргумент очень болезненно и чувствуют себя абсолютно беспомощными.

Если вашему ребенку от 16 до 18 лет

От 16 до 18 лет

Да, гормоны еще бушуют, но ребенок постепенно приходит в себя. Но он больше не воспринимает родителей как коварных и опасных врагов.

Он уже более или менее определился с планами на будущее, но пока еще не может заставить себя полностью сконцентрироваться на поставленной цели.

Тем не менее, в этом возрасте подросток уже вполне может адекватно оценивать результаты собственного труда и делать соответствующие выводы. В общем, ребенок вырос, а значит, должны вырасти и ваши к нему требования.

  • Взрослость ребенка автоматически накладывает ограничения на родителей. Да, финансово он еще зависит от вас, но это не дает вам права диктовать ему, как и что делать. Система жестких требований, увы, в прошлом, а вот мягкие советы вполне приветствуются. Их можно повторять множество раз, но требовать от ребенка тотального послушания уже бессмысленно.
  • Если что-то не получается, не нужно искать оправданий. Мягко, но честно объясняйте ему причины поражений, не обвиняя в неудаче «плохих людей» или «неудачные обстоятельства». Сейчас самое время наглядно объяснить ребенку, что за все в своей жизни он отвечает сам.
  • В этом возрасте у подростков обостряется конкурентность, и поэтому неудача воспринимается ими особенно болезненно. Будьте рядом: помогайте (вместе, но не вместо) исправить случившееся, подбадривайте и ни в коем случае не делайте трагедию из неудачи.
  • Будьте максимально гибкими. Да, может так случиться, что ребенок вернется позже обещанного времени, отправится на подготовительные курсы без домашнего задания или прогуляет урок. Спокойно обсудите ситуацию: ребенок вырос, и наказания, увы, больше не возымеют желанного эффекта.
  • Не вмешивайтесь в отношения подростка с противоположным полом: это его личная территория, и, как бы вам ни было страшно, молчите и принимайте выбор ребенка. Не врывайтесь в комнату без стука, не подслушивайте телефонные разговоры и не сообщайте, что для личной жизни сейчас неподходящее время. Только если вы будете уважать личную жизнь подростка, сумеете донести до него нехитрую мысль: его чувства ни в коем случае не должны развиваться в ущерб обязанностям, учебе и планам на будущее.

Главный секрет

И, наконец, общее для всех возрастов правило — без доверия вырастить самостоятельного ребенка невозможно. Верьте в своих детей, не мучайте их подозрениями и упреками. Гиперопека, тревожность и многочисленные родительские страхи — главные враги его будущей самостоятельности.

Да, возможно, с помощью постоянного контроля вы сможете уберечь его от множества ошибок, но вот бороться с инфантильностью ему потом придется всю жизнь.

Просто поверьте в то, что ребенок может очень и очень многое, а уж с вашей корректной помощью он и вовсе свернет горы.

И тогда к 18 годам вы получите взрослого, разумного и по-настоящему самостоятельного человека, на которого действительно можно положиться.

Источник: https://www.goodhouse.ru/family_and_children/vospitanije/kak-vyrastit-samostoyatelnogo-rebenka/

Помогаем ребенку стать самостоятельным

Самостоятельный ребенок: как создать условия?

  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • личность ребенка

Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей. Г. Гегель

Казалось бы, что может быть желаннее и удобнее для родителя, чем самостоятельный ребенок? Часто можно услышать: “мне бы хотелось, чтобы мой ребенок был более самостоятельным – сам одевался, сам ел, сам себя занимал”. Но на практике все не так просто. Мамы и папы сталкиваются с тем, что самостоятельность влечет за собой независимость и свободу принятия решений, а далеко не всегда взгляды детей и взрослых на необходимость или правильность каких-либо действий совпадают. Важно понимать, что, чем чаще ребенок получает право проявлять самостоятельность, тем меньше он готов следовать ограничивающим его рамкам. С точки зрения гармоничного развития личности в этом нет ничего плохо, просто родители не всегда оказываются готовыми принять данный факт.

Проблема заключается в том, что традиционная система воспитания рассматривает ребенка не как полноправного члена семьи или общества, а как зависимое, неразумное существо, из которого только предстоит воспитать человека.

Соответственно нет и речи о том, чтобы предоставить ему право самому решать, выбирать или выражать свое желание или нежелание делать что-либо.

Возникает некоторое противоречие, когда родители желают, чтобы ребенок уже повзрослел и взял на себя выполнение каких-либо функций, но в то же время они не готовы предоставить малышу нужную ему независимость в большинстве вопросов. Получается что-то вроде «делай это сам, но вот так и так, а то, как ты хочешь это делать – неправильно».

Это противоречие не приводит ни к чему иному, кроме как к развитию в ребенке еще большей инфантильности и неуверенности в своих силах. Желая воспитать свободную, самостоятельную и уверенную в себе личность, родителям следует отказаться от стратегии вырастить удобного для себя ребенка и с радостью принять все его попытки проявлять себя.

Создавая детям тепличные условия, отбирая у них право выбора и лишая их ответственности за собственные решения и поступки, мы оказываем медвежью услугу – мы не готовим их к самостоятельной жизни, не даем возможности прожить свой личный опыт, совершить собственные ошибки. Когда ребенок включен в повседневную деятельность, он начинает осознавать свою роль в семье, чувствует, что ему доверяют. Когда ребенку предоставляют выбор, он учится думать самостоятельно, анализировать, принимать решения. Если родители часто говорят ребенку: «Я верю, что ты сам сможешь это сделать», вместо того, чтобы бросаться к нему с помощью по первой просьбе, то он почувствует уверенность в своих силах и это отношение к себе сохранит на протяжении всей жизни. Чтобы помочь малышу стать самостоятельнее родители должны выполнять несколько условий:

1. Создать соответствующую его потребностям развивающую среду.

Важно, чтобы в своем доме ребенок чувствовал себя уверено, чтобы не слышал многочисленные «нельзя». Даже у самого маленького малыша в доме должно быть свое место, и свои вещи, которыми он сможет распоряжаться по собственному уразумению. На кухне, в ванной, в комнате должны быть предметы доступные ребенку, особенно в те моменты, когда он проявит желание принять участие в домашних делах.

2. Демонстрировать ребенку, как выполнять те или иные действия и постоянно мягко вовлекать его в процесс.

Только взрослый может научить малыша делать или не делать что-либо. Позволяйте ребенку участвовать в уборке дома, приготовлении пищи, дачных делах, постоянно просите ребенка помочь вам, и делите с ним работу.

3. Запастись терпением и давать ребенку столько времени, сколько ему требуется.

Конечно, дети в силу возраста и физического развития могут потратить на самое простое дело намного больше времени, чем взрослый. И вы не раз, наверное, поймаете себя на мысли, что было бы проще и быстрее все сделать самому. Но ведь ваша цель – вырастить самостоятельную личность, а для этого следует запастись терпением.

4. Признавать право ребенка на ошибку и ни в коем случае не осуждать за нее.

Когда человек берется за новое для себя дело и ошибается – это нормально. И ребенок будет часто проливать и просыпать, но если вы не будете осаждать его критикой за ошибки, то он довольно быстро сам осознает их и постарается исправить. Лучшим методом против ошибок является только ваш пример. Так это звучит в теории, а теперь рассмотрим, что можно сделать на практике, чтобы предоставить ребенку больше независимости. Лучше всего самостоятельность ребенка проявляется в быту. Простые действия, которые мы совершаем изо дня в день и порой даже не задумываемся о них, для ребенка являются важным делом, которое он с готовностью осваивает и гордится своими успехами. И все что нужно – это предоставить ребенку независимость в ряде домашних занятий, и в скором времени вы увидите, как ребенок изменится. Он станет увереннее, спокойнее и …. счастливее. Именно, счастливее, потому что он получит возможность удовлетворить свои внутренние потребности.

Независимость в самостоятельном одевании и выборе одежды:

  • организуйте удобное ребенку пространство для хранения одежды низкие полки или шкафчики, низкие вешалки и перекладины для плечиков. Чем доступнее будут вещи для ребенка, тем быстрее он проявит интерес к процессу выбора одежды, а уже это повлечет за собой стремление одеваться самостоятельно;
  • подбирайте одежду и обувь с простыми застежками кнопками, липучками; футболки с достаточно широкой горловиной; широкие штаны на резинке – все это будет способствовать тому, что ребенок быстро научится надевать и снимать вещи без вашей помощи;
  • храните в гардеробе ребенка одежду, соответствующую сезону. Так, если вы будете предоставлять малышу возможность самому выбрать одежду для прогулки, он не выберет футболку зимой, а теплый свитер летом;
  • организуйте в ванной или гардеробной корзину для грязного белья, объясните и покажите малышу, куда нужно бросать вещи для стирки;
  • повесьте в доступном ребенку месте безопасное зеркало, довольно большое, чтобы можно было видеть себя в полный рост. Рядом с зеркалом можно сделать полку, где будет лежать расческа, ну а если у вас девочка, то еще и различные аксессуары.

Независимость в гигиенических процедурах:

  • в ванной комнате вам понадобятся маленький стул или подставка для того, чтобы малыш мог становиться повыше и доставать до крана. Рядом с краном должно быть детское мыло с удобным дозатором, зубная паста и щетка в отдельном стаканчике. Позаботьтесь о том, чтобы низко висело полотенце;
  • горшок или насадка для унитаза тоже должны быть удобны и всегда доступны.

Независимость в еде:

  • организуйте на кухне небольшую полку или шкафчик, где будет храниться посуда для ребенка, стоять кувшин с питьевой водой, а также салфетки и тряпочки для уборки;
  • откажитесь от использования пластиковой посуды, используйте стекло и керамику. Так ребенок быстро научится понимать, что тарелки и стаканы – это хрупкие вещи и обращаться с ними следует осторожно. Просто покажите малышу, как аккуратно переносить предметы и ставить их на стол;
  • готовьте для ребенка еду, которую он сможет есть без особенных затруднений – не спагетти, а макароны, не пюре, а кусочки овощей и картофеля. Если ваш малыш уже орудует ложкой, то тогда готовьте вязкие каши, пюре, густые супы;
  • дети любят участвовать в приготовлении пищи. По мере взросления ребенка предлагайте ему помочь вам – чистить бананы, резать безопасным ножом хлеб или овощи, замешивать тесто, формочками вырезать печенье и многое другое.

Независимость во время сна:

  • низкая открытая кровать поможет вашему малышу сформировать правильное отношение ко сну – ведь детская кроватка – это не клетка, куда сажают ребенка родители, решив, что ему пора спать. Открытую постель ребенок может покидать самостоятельно, также он сможет и укладываться в нее по собственному желанию;
  • придумайте ежедневный вечерний ритуал, который будет подсказывать ребенку о том, что пришло время сна – вечерний чай, чтение книг при свете лампы, водные процедуры, прослушивание колыбельных. В таком случае вам не придется лишний раз напоминать ребенку о том, что пришло время ложиться спать, а процесс подготовки ко сну станет приятным времяпрепровождением для всей семьи.

Независимость в игре и занятиях:

  • в детской организуйте для малыша низкие полки или ящики для хранения игрушек. Старайтесь выработать простую схему расстановки игрушек, где у каждого предмета будет свое место, не загромождайте полки, убирайте те предметы, которыми ребенок давно не играет – тогда малышу будет легче наводить порядок;
  • подберите детскую мебель – низкие стол, стул, кресло;
  • книги, развивающие пособия, материалы для творчества должны быть в свободном доступе, тогда малыш сможет в любой момент заняться любимым делом;
  • если ваш ребенок любит слушать аудиосказки или музыку, то поставьте в детской простой в использовании CD-проигрыватель, а на полочку положите несколько дисков. Ребенок быстро освоит процесс и сам сможет прослушивать любимые диски;
  • пусть в доступе всегда будут щетка и совок, чтобы ребенок мог самостоятельно убрать мусор со стола или пола.

Итак, мы рассмотрели основные принципы организации домашней среды с целью помочь ребенку стать более самостоятельным. Конечно, не всем семьям доступно и приемлемо соблюсти весь список, но это не главное. Важнее всего принять тот факт, что ребенок – это отдельная личность, имеющая право на уважение и стремление быть независимым. А осознав это, родители без труда найдут способы помочь ребенку стать более самостоятельным.

Виктория Виноградова
фотография:Howwemontessori.com

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/pomogaem-rebenku-stat-samostoyatelnym/

Для родителей
Добавить комментарий