Семейные традиции: как приобщить малыша?

Роль семейных традиций в воспитании ребёнка . Роль семейных традиций . Страница психолога . Школа 69 город Тюмень

Семейные традиции: как приобщить малыша?

Роль семейных традиций в воспитании ребёнка

Мало кто любит, когда ему навязывают что-то новое, но при этом, уважает и принимает традиции. Если Вы хотите, чтобы в семье был порядок, устанавливайте традиции для своей семьи.

Известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. Но октября 1917 года многие традиции были упразднены, как народные, так и семейные. Часть осталась, трансформировавшись, часть канула в небытие, и появились новые.

Перемены коснулись и изначальных ролей мужчины и женщины. Женщины захотели равноправия: получения такого же образования, как у мужчин, возможности решать за кого она бы хотела проать, даже заработки стали примерно равными.

Всё это способствовало тому, что основные природные роли, отошли на задний план. Женщина перестала быть хранительницей, а мужчина основным добытчиком и защитником.

Древнее предназначение женщины, хранительницы семейных традиций отошло на вторые роли.

Также изменились и взгляды на понятие «семьи», верность в семье, воспитание детей. Многие традиции, которые делали семью семьёй, были потеряны. А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта.

Поэтому традиции – это основа уклада семьи, семьи дружной и крепкой, у которой есть будущее. Именно традиции выступают фактором регуляции жизнедеятельности людей, это основа воспитания детей. Семейные традиции способны сближать, укреплять любовь, взаимоуважение и взаимопонимание в семье.

Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей с малого возраста откладываются привычки, вкусы, пристрастия, предпочтения (построение поведения детей идёт по примеру копирования).

Дети воспитываются не только родителями но и той семейной жизнью, которая складывается. Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей.

Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы.

Семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. Семья, обеспечив стабильность, раскрывает способности, силы у каждого члена семьи. Именно семье принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.

Развитию и сохранению семейных традиций способствуют народные праздники.

Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей. Неплохой традицией является обсуждение вопросов семейной жизни.

За вечернем чаем, когда все члены семьи рассказывают о том, что сегодня с ними произошло интересного, обсуждают планы на будущие выходные. Главное, чтобы и дети также высказывали свои мнения.

Полезный обычай разбирать собственные ошибки вслух, это даёт возможность проводить беспристрастный анализ поступков и делать правильные выводы на будущее.

Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными. Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни.

К примеру, традиция читать на ночь. Даже если малыш пока ещё слишком мал, и не всё понимает из того, что Вы ему читаете. Ему полезен будет звук Вашего голоса.

Роль семейных традиций в жизни детей:

Дают возможность оптимистично смотреть на жизнь, ведь каждый день – праздник;

Дети гордятся своей семьёй;

Ребенок ощущает стабильность. Традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи, так принято;

Детские воспоминания передаются в следующее поколение

Правила, которых нужно придерживаться, если Вы решили создать новые традиции:

Традиция повторяется всегда, ведь она традиция;

Событие должно быть ярким, интересным для родных, позитивным;

Она может задействовать запахи, звуки, зрительные образы, что-то, влияющее на чувства и восприятие

Хорошей традицией является празднование дней рождений, причём семейные праздники должны сводиться не только к поеданию чего-то вкусного, а именно проделыванию чего-то особенного и весёлого. Для детей все праздники необычны и сказочны, поэтому задача взрослых сделать так, чтобы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще потом, когда вырастит и будет воспитывать своего малыша.

Вместе с ребёнком можно начать составлять древо генеалогии, на котором будут присутствовать все предки семьи. Главное, чтобы Ваши традиции, приносили счастье и интерес всей семье и не были ей в тягость.

При воспитании ребенка не допускайте с одной стороны излишней строгости, а с другой – вольности. Ведь и то, и другое, приводит к перенапряжению детской психики. Неустойчивость домашнего уклада приводит к тому, что в душе ребёнка формируется ощущение незащищенности дома и шаткости всего окружающего мира.

Источник: http://www.cheldeti

Источник: http://school69tmn.ru/188/152

Семейные традиции: как приобщить к ним малыша

Семейные традиции: как приобщить малыша?
sh: 1: –format=html: not found

Мы обожаем предпраздничную лихорадку: выбор подарков, украшение дома, продумывание специального меню “для особых случаев”. А еще мы очень хотим, чтобы наши дети тоже умели и любили отмечать праздники. Дело за малым – Научить их этому, пишет журнал “Счастливые родители”.

Итак, что дают нам семейные традиции:

  • Формируют понятие “мой дом”. Ребенок ощущает себя частью семьи, знакомится с родственниками и нюансами их отношений (бабушка — мамина или папина мама, двоюродный брат — сын тети и т.д.). Кроха усваивает семейные ценности и нормы поведения без каких-то особых воспитательных мероприятий.
  • Развивают эмоциональный интеллект и образное мышление. Участие в семейных праздниках помогает ему раскрыть творческие способности (вокальные данные, актерский талант), проявить фантазию и смекалку, выразить собственное “я”.
  • Дают уверенность в себе. Ритуалы и традиции закрепляют доверие к миру и, вне зависимости от возраста, дарят человеку ощущение стабильности — несмотря на все перемены и внешние воздействия, он чувствует опору и поддержку семьи.

Праздник к нам приходит!

Семейная праздничная традиция — “вещь” пластичная. Она может родиться спонтанно, а найдя отклик и одобрение, закрепиться надолго. Что бы вы не решили отмечать (календарный праздник или ваш собственный, только что придуманный), на первых порах потребуется тщательная подготовка, продумывание всех шагов и этапов, распределение функций.

Со временем роли закрепятся за определенными членами семьи, и приготовления будут отнимать времени меньше, а дарить радости и приятного волнения — больше. Эмоции — вообще суть любого праздника.

Праздничное настроение порождается атмосферой, которую мы улавливаем извне (видим блеск елочных игрушек в витринах магазинов, чувствуем призывный запах мандаринов) или создаем сами (продумываем праздничный наряд, покупаем подарки, пишем письмо Деду Морозу).

Кроха с рождения восприимчив к эмоциональному состоянию близких людей, поэтому приобщение малыша к праздничной атмосфере можно начинать с самого раннего возраста.

  • Малышам с 1,5-2 лет рассказывайте, какой праздник скоро наступит (Новый Год, Пасха, День матери или дедушкин юбилей), и как вы будете к нему готовиться. Показывайте картинки из книжки, отрывайте листки календаря. В сам знаменательный день напоминайте ребенку, что праздник наконец-то наступил, что всем радостно и весело, что все празднуют, танцуют, поют и т.д.
  • С 3-х лет начинайте привлекать детей к подготовке торжества: поручайте повесить игрушки на елку, украсить снежинками окошко, украсить свечками праздничный торт и т.п. Помогите крохе узнать больше о грядущем событии: учите тематические стишки и песенки, смотрите мультфильмы.
  • Дети 4-5 лет уже довольно хорошо ориентируются в праздниках, с удовольствием готовы помогать вам в приготовлениях. Предлагайте им нарисовать и вырезать украшения для комнаты, развесить гирлянды, подписать открытки, накрыть на стол и т.п. По мере приближения даты вместе выбирайте подарки для членов семьи и друзей, готовьте сюрпризы, секретничайте, а после — проговаривайте с ребенком свои чувства и эмоции (как хорошо было, какое удовольствие все получили от праздника, чем он особенно запомнился).

Готовясь к важному событию, обязательно учитывайте возрастные особенности восприятия детьми времени.

Так, трехлетке сложно представить вечер, который наступит через 8-10 недель, а вот 6-летние дети могут вполне осознано ждать праздник в течение полугода.

Ваша задача — постепенно развивать у ребенка способность получать удовольствие от ожидания праздника. Она связана с эмоциональным предвосхищением, т.е. способностью представить свое состояние в будущем.

У дошкольников эта способность начинает “работать” примерно к пяти годам.

Что можно делать для формирования навыков эмоционального предвосхищения? Обращать внимание ребенка на свое настроение в разных ситуациях (например, получение подарка, встреча с друзьями, веселая игра), разбирать эпизоды из мультфильмов и сказок, определяя настроение персонажей, проговаривать ожидания и пытаться представлять свои эмоции.

Годовалый малыш не оценит внешней атрибутики и “мишуры”, которая порой так значима для нас, взрослых.

Для него важна теплая и чувственная атмосфера дома: папа и мама рядом, возможность вместе поиграть и погулять, ласковые прикосновения и улыбки.

Поэтому пламя свечей, запах праздничного домашнего пирога и веселый смех вполне могут запомниться даже годовасику и стать для него настоящими символами праздника на долгие годы.

Источник: https://rus.delfi.lv/woman/semja-otnoshenija/semja-deti/semejnye-tradicii-kak-priobschit-k-nim-malysha?id=48306421&all=true

Статья

Семейные традиции: как приобщить малыша?

Роль семьи в приобщении ребенка к национальной культуре

Т.А. Куликова считает, что идеалом воспитания является разностороннее воспитание детей, которое осуществляется как в семье, так и в общественных образовательных учреждениях.

Семья, будучи первой воспитательной средой в жизни ребенка, принимает на себя основной труд, обеспечивая тот или иной уровень развития.

Исследования свидетельствуют, что в семье создаются наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре в самом широком понимании этого слова1.

Между тем именно семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребенка, благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окрашенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления.

Общеизвестна роль и значение в семейном воспитании народных традиций, обычаев. Несомненно, это один из стабильных каналов приобщения семьи к духовным ценностям.

В то же время еще не на должном уровне находятся такие общепринятые семейные традиции, как празднование важных семейных событий.

По мнению Ф.Ф.Харисова семья всегда выступала главным хранителем традиций общества, основывалась на эмоциональных связях, чувствах ее членов друг к другу и являлась посредником между обществом и ребенком2.

Издавна семья считалась хранителем культурных и нравственных ценностей, которые передавались из поколения в поколение. В последнее время в семьях появились разобщенность, отчужденность детей от своих родных и близких, утрата традиций рода.

Народный опыт семейной жизни – это целый комплекс разных форм и видов хозяйственного труда, нераздельно связанного с рукотворным и нерукотворным искусством, традиционной кухни, жилища, домашней утвари

и убранства, костюма, песни, пляски, сказки…

Семье принадлежит немаловажная роль в приобщении детей к национальной культуре.

Ведь именно семья является для ребенка первым и ближайшим к его практическому и духовному опыту человеческим сообществом, в котором все его члены связаны кровным родством и где самым глубинным образом, непосредственно в постоянном семейном общении традиционные ценности народа передаются от одного поколения к другому.

Ребенок, едва появившись на свет, слышит колыбельные песни. Подрастая, он знакомится со сказками, былинами, которые рассказывают или читают ему родители.

Это первый опыт приобщения ребенка к народной культуре, обычаям своего народа. Но вот ребенок немного подрос и родители должны задуматься о том, как же приобщить ребенка к национальной культуре и обычаям.

Какие же существуют методы и средства приобщения ребенка к культуре и обычаям своего народа?

Приезжая в деревню к бабушке и дедушке, можно познакомить ребенка со старинной утварью, орудиями труда и быта, костюмами, игрушками. Имеет смысл вместе с ребенком изготовить игрушки: сшить тряпичную куклу, сделать кукольную мебель, выстрогать саблю, лошадку, свистульку и т.д.

Если никто не живет в деревне, и нет возможности познакомить ребенка с народным бытом там, можно посетить музей краеведения, где он почерпнет необходимые знания.

Именно в семье эффективнее всего приобщать ребенка к народным праздникам, обрядам, обычаям. Можно посетить вместе с ребенком мечеть, где он прикоснется к народной культуре.

Наверняка, в доме имеются предметы народных промыслов: расписные доски, деревянная посуда, народные вышивки, обувь. Можно рассказать детям о них, рассмотреть вместе с ними, выделить характерные особенности каждой, постоянно напоминать, как они называются.

Во время чтения книг необходимо обращать внимание детей на иллюстрации к ним, не упускать возможности еще раз приобщить их к миру прекрасного. Читая и рассказывая детям о прошлом своего народа, обращать их внимание на национальные черты характера, героизм, любовь к родине.

Возможности по приобщению ребенка к народной культуре и быту огромны и родители, если они понимают и оценивают ее роль в нравственном воспитании подрастающего человека, могут найти еще много средств и возможностей.

Таким образом, семья играет большую роль в приобщении ребенка к лучшим образцам национальной культуры, составной частью которой является народное декоративно-прикладное искусство. Немаловажная роль в этом принадлежит и тесному взаимодействию детского сада и семьи, которые должны воспитывать у детей любовь к Родине, гордость за свой народ, создавший лучшие образцы народного искусства.

Список литературы

  1. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., Академия, 2000.

  2. Харисов Ф. Ф. Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания личности в системе образования. – Казань, Школа, 2002

Источник: https://infourok.ru/statya-rol-semi-v-priobschenii-rebenka-k-nacionalnoy-kulture-843429.html

Памятка для родителей «Семейные традиции»

Семейные традиции: как приобщить малыша?

Оксана Ильюшенко
Памятка для родителей «Семейные традиции»

Памятка для родителей Семейные традиции

Какие бывают семейные традиции? Это небольшие действия, которые создают ощущение единства в семье, чувство, что родные рядом и всегда поддержат друг друга. Сейчас очень сложно приобщить детей и подростков проводить время в домашнем кругу, когда есть интернет, компьютер, смартфон.

Повседневные действия этой категории призваны собирать членов семьи вместе на короткий момент, обновляя родственные связи ежедневно.

Создание чувства единства, теплоты и близости – бесценно. Нет универсальных правил, которые говорят, как соблюдать семейные традиции. Пробуйте, творите жизнь, которую любите!

Прежде чем начать воплощать идеи, прочтите несколько советов, которые помогут вам успешно создать новые семейные традиции:

• Пройдясь по списку идей, не пугайтесь, что должны воплотить их все. В этом деле качество важнее количества, и если вам удастся завести по одной традиции из каждой категории, считайте, что вы достигли цели;

• Не спешите отбрасывать некоторые идеи под тем предлогом, что «это глупо» или «это не сработает». Некоторые идеи, которые не слишком привлекательны для взрослых, понравятся детям, делайте скидку на возраст и детские интересы.

• Подберите примеры, которые хотите использовать, в соответствии со своими предпочтениями — составом семьи, бытовыми условиями, верованиями и пр.

И помните: чтобы какое-то действие стало традицией, его нужно повторять регулярно. Очень легко позабыть о принятом решении из-за стресса на работе ил усталости. Прилагайте все усилия, тогда традиция окрепнет и сможет поддерживать вас долгие годы.

«СЕМЕЙНЫЕ ФОТО С РЕЦЕПТАМИ»

Когда вы с детьми или близкими готовите любимые блюда, фотографируйте процесс. Когда фото и блюд наберется много, составьте фото-книгу с рецептами и включите в нее сделанные снимки. Такая вещь станет настоящей семейной реликвией, которую можно передавать из поколения в поколение.

«ЦИТАТА НЕДЕЛИ»

Каждую неделю вы с семьей можете выбирать мотивирующие слова, которые будут задавать тон и настроение на следующие 7 дней. Цитату можно записывать на листочке и магнитить на холодильник или повесить для этой цели меловую доску.

«КАПСУЛА ВРЕМЕНИ»

Каждый год можно анализировать, как вы его провели, что важного произошло, чего достигли. Все это можно погрузить в небольшую баночку, добавить туда детские рисунки и какие-то мелочи и закопать «будущим поколениям».

Это помогает детям учиться анализировать, подводить итоги и строить планы. А если удастся раскопать такую капсулу времени через несколько лет – будет очень весело вспоминать и сравнивать жизнь и интересы семьи тогда и сейчас.

«СЕКРЕТНОЕ РУКОПОЖАТИЕ»

Семейное рукопожатие гораздо важнее, чем просто знак того, что вы, например, «из семьи Петровых». Это ощутимое доказательство поддержки и тепла близких людей. Сложить по-особому пальцы, тряхнуть руками три раза, прихлопнуть ладонями…

Такое секретное рукопожатие придаст уверенность, во время ответственного шага, когда близость родителей особенно важна — на 1Сентября, получения диплома и даже в трудные минуты жизни.

«ВЕЧЕРНЯЯ ПРОГУЛКА»

В некоторых семьях есть возможность спокойно прогуляться перед сном, чтобы выбросить из головы все проблемы, накопившиеся за день, и приготовиться к ночному отдыху. Это очень здоровая привычка, которую можно воспитывать с детства. Удобная одежда и обувь, пять минут на сборы — и вы уже ведёте неторопливую беседу на свежем воздухе.

«ПОХОД ЗА ПОКУПКАМИ»

Всем известно, что делать закупки на неделю непросто, поэтому мама может подключить к этому процессу всех домашних.

Это и помощь, и возможность принять участие в выборе меню на следующую неделю, и отличная практика для детей, которым нужно понемногу учиться вести хозяйство и рассчитывать бюджет.

Если у ребёнка есть собственные наличные деньги, помогите им выбрать покупку, но не давите психологически — свободный выбор всё же за ним.

«ДЕНЬ ФУТБОЛА»

Или другого вида спорта. Детям легче будет определиться с выбором спортивных увлечений, если они с детства занимались с родителями на регулярной основе. Ожидание выходных и обязательного похода на футбольное поле, беговую дорожку или теннисный корт заставляет малышей и подростков сосредоточиться на семье вместо сомнительных занятий на улице в подворотне.

Простые спортивные костюмы, кроссовки и инвентарь (мяч, секундомер, ракетки и т. п.) — это всё, что нужно для семейного мероприятия.

«КУХНИ НАРОДОВ МИРА»

Если в вашей семье любят готовить, это отличный способ проявить свои кулинарные способности. Просто два раза в месяц, или чаще, выбирайте страну и устраивайте вечера национальной кухни. Один ужин может быть мексиканским, другой — итальянским или индийским. Можно привлечь к этой традиции других родственников или друзей и устраивать такие вечера по очереди.

«ПРИЯТНЫЕ СЛОВА»

Можно писать короткие записки, с приятными словами, и класть их близким в контейнер, или пакет с обедом. Это могут быть признания, напоминания или комплименты. Вашим родным будет приятно находить такие заметки во время перекуса на работе или в школе.

«ШАР ЖЕЛАНИЙ»

Интересной семейной традицией может стать запуск в небо воздушного шара с желанием в День рождения. Дети могут запускать шарик с цифрой, обозначающей, сколько лет им исполнилось.

«УКРАШЕНИЯ НА ЕЛКУ»

Можно каждый год делать игрушки на елку из пластики, фоамирана, или других современных материалов, например, с отпечатком ладошки. Такие новогодние украшения останутся в семье навсегда, их приятно будет доставать каждый год, сравнивать, вспоминать и умиляться.

«ТАИНСТВЕННЫЕ ПОЕЗДКИ»

1 вариант. Раз в год можно выбирать тайный пункт назначения и везти туда всю семью. Это может быть пикник у реки или близлежащий город. Самое приятное – смотреть, как домочадцы выглядывают из окна, пытаясь угадать, куда вы отправляетесь.

2 вариант. Вся семья пишет на небольших бумажках идеи того, как они хотели бы провести выходные. Каждую субботу достается одна бумажка с идеей, которую нужно непременно реализовать.

«БАНОЧКА ДОСТИЖЕНИЙ»

Идея этой семейной традиции заключается в том, чтобы записывать и складывать в баночку свои достижения. Это очень мотивирует и помогает справиться с трудностями. А в конце года можно легко подвести итоги. Такую баночку можно завести как для каждого, так и для достижений семьи в целом.

Рекомендации подготовлены воспитателем высшей категории

Ильюшенко О. В

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/pamjatka-dlja-roditelei-semeinye-tradici.html

Семейные традиции. Их роль в воспитании ребёнка

Семейные традиции: как приобщить малыша?

Что такое семейные традиции? Даже немного подумав трудно будет сформировать полный и правильный ответ на этот вопрос.

Вот что говорят толковые словари по поводу семейных традиций: «Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение».

Мало кто любит, когда ему навязывают что-то новое, но при этом, уважает и принимает традиции. Если Вы хотите что бы в семье был порядок, устанавливайте свои традиции для своей семьи.

Всем известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. Но сейчас многое изменилось.

Изменились и взгляды на понятие “семьи”, на верность в семье, на воспитание детей. Многие традиции, которые делали семью – семьёй, были потеряны. Многие семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крыше, при этом, не имея ничего общего, даже порою, не зная друг друга.

Традиции необходимы, ведь в основе традиций всегда лежит ценность семьи, которая определяет смысл традиционного поведения. Если ребёнка воспитывают в традициях гуманного отношения к окружающим, то он не только проявляет сострадание, уважение, доброжелательность в общении с членами семьи, но и чувствует беду других людей.

А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта.

Поэтому, традиции – это основа уклада семьи, семьи- дружной крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать традиции, семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.

«Традиция» переводится как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, и соответствующие им обычаи, правила, ценности.

Именно традиции выступают фактором регуляции жизнедеятельности людей, это основа воспитания детей.

Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования.

Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается. Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей.

Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы.

Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. Семья, обеспечив стабильность, раскрывает способности, силы в члене семьи. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.

Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.

Роль семейных традиций в жизни малышей дают возможность оптимистично смотреть на жизнь, ведь “каждый день – праздник”. Дети гордятся своей семьёй.

Малыш ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи. Главное чтобы семейные традиции способствовали упрочнению взаимоотношений родителей и детей.

Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными.

Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни.

Неплохой традицией является обсуждение вопросов семейной жизни.

К примеру, когда за вечернем чаем, все члены семьи рассказывают о том, что сегодня с ними произошло интересного, помимо этого, обсуждают планы на будущие выходные, главное, что бы и дети также высказывали свои мнения.

Полезный обычай- разбирать собственные ошибки вслух, это даёт возможность проводить беспристрастный анализ поступков и делать правильные выводы на будущее.

Как Вам, к примеру, традиция читать на ночь. Даже если малыш пока ещё слишком мал, и не всё понимает из того, что Вы ему читаете, даже звук Вашего голоса будет ему полезен.

Роль семейных традиций в жизни малышей.

-Дают возможность оптимистично смотреть на жизнь, ведь «каждый день – праздник».

-Дети гордятся своей семьёй.

-Малыш ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи, так принято.

-Детские воспоминания, которые передаются в следующее поколение.

Правила, которых нужно придерживаться, если Вы решили создать новые традиции.

-Традиция повторяется всегда, ведь она- традиция

-Событие должно быть ярким, интересным для родных, позитивным

-Она может задействовать запахи, звуки, зрительные образы, что-то, влияющее на чувства и восприятие.

Хорошей традицией является празднование дней рождений, причём отмечание должно сводиться не только к поеданию чего- то вкусного, а именно проделыванию чего- то особенного и весёлого. Для детей все праздники- необычны и сказочны, поэтому задача взрослых сделать так, что бы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще потом, когда вырастит и будет воспитывать своего малыша.

Вместе с ребёнком можно начать составлять древо генеалогии, на котором будут присутствовать все предки семьи. Главное, что бы Ваши традиции, приносили счастье и интерес всей семье, и не были ей в тягость.

Хорошая традиция-совместное украшение новогодней ёлки.

Но традиции -это не только праздники. Это образ и стиль жизни. Это то, что принято в семье: уважать старших, помогать друг другу, выполнять работу вместе, устраивать воскресные обеды.

Чтение сказки на ночь и поцелуй перед сном- очень хорошая традиция!

Традиций не обязательно должно быть много. Они просто должны быть. Это- детство ваших детей, то, чем они его особенно запомнят.

Поэтому берегите свои хорошие семейные традиции и передавайте их своим детям, что бы они могли передать их своим.

В рамках нашего проекта «Моя семья» мы близко сотрудничаем с семьями наших детей. Мы проводили опрос и изучали традиции каждой семьи. В результате работы мы наглядно можем представить отчет о нашей работе.

Сделана стенгазета и фотоотчёт о традициях в семьях наших детей. Из опыта работы я сделала вывод, что семьи в которых есть традиции, крепкие и сплочённые.

Дети которые растут в таких семьях дружные, добрые готовые всегда прийти на помощь другому и более раскрепощенные.

Атор

Воспитатель Морозова И.А.

Источник: http://ess-sad8.ru/stati/semejnye-traditsii-ikh-rol-v-vospitanii-rebjonka.html

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Семейные традиции: как приобщить малыша?

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

УДК 372

С. Н.Юревич

К.пед.н., доцент

Кафедра дошкольного образования, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Магнитогорск, РФ

Е.П.Москвитина Студентка 5 курса

Кафедра дошкольного образования, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова Магнитогорск, РФ

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Традиционно семья – главный институт воспитания. Семья оказывает широкое воздействие на ребенка, формируя человека во всех без исключения сферах его жизни, в том числе и духовно-нравственной сфере. Громадное влияние на духовное становление личности дошкольника оказывает культура семьи (Н.И.

Костомаров, Ю.В. Бромлей, В.И. Брудный, Г.Н. Волков и др.).

Важнейшим элементом культуры семьи выступают семейные традиции (от латинского слова «traditio» – передача), под которыми понимаются обычаи, духовные ценности, правила поведения, принятые в данной семье и передающиеся от поколения к поколению.

Ключевые слова

Духовно-нравственное воспитание дошкольников, семья, ценности семьи, семейные традиции.

Семья является главным носителем и хранителем национальных традиций и стереотипов поведения, а также выступает главным элементом в механизме передачи социального опыта.

Семейные традиции можно отнести к совокупности семейных функций, которые определяют уклад семьи, ее психологическую атмосферу. Они отличают одну семью от другой, придают ей индивидуальность и своеобразие.

Специалисты отмечают, что семейные традиции и обычаи вносят свой вклад в психологическую атмосферу, определяя тем самым условия развития и воспитания ребенка [2, с. 48].

В современной литературе существует множество трактовок понятия традиция, которое определяют как:

– «.. .это обычные, принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение» (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой);

– способ накопления жизненно важного общественно значимого опыта (С.К. Бондырева и Д.В. Колесов);

– законы, принципы жизни, устойчивые образцы, эталоны и нормы поведения, по которым люди сознательно оценивают свои поступки, деятельность (Е.С. Бабунова).

По мнению Н.А. Гущиной, традицию как социальный институт отличают некоторые принципиальные особенности:

– во-первых, избирательность. Традиция всегда связана с отбором, селекцией культурного материала. Сохраняется и передается только то, что представляется наиболее важным и ценным для той или иной общности, что способствует лучшей адаптации к определенной социальной среде;

– во-вторых, повторяемость. Для закрепления традиции нужна историческая дистанция, проверка временем;

– в-третьих, действенность. Традиция выражается в ее практическом характере [1, с. 55].

Главным критерием (признаком) традиции в приведенных определениях выступает то, что традиция -это сохранение и наследование некоторой социальной практики поведения и даже мышления для укрепления жизнестойкости. Определенные традиции функционируют во всех социальных системах (общественных, политических, производственных, образовательных, семейных и пр.) В образовательной сфере традиция

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

рассматривается как закон, фиксирующий устойчивые связи между педагогикой, психологией, социумом и культурой.

Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя и порождая традиции.

Разные сферы жизнедеятельности семьи строятся в соответствии с различными типами образцов, которые воспроизводятся каждым новым поколением семьи и регламентируют создание новой семьи: супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга и т.д.

А поскольку и сама семья, и ее ценности представляют собой порождение культуры, то практически любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье.

Сколь многофункциональны нормы, ценности каждой конкретной семьи, столь и разнообразны традиции по своей воспитательной сущности, и важны для детей даже более, чем для взрослых. Взрослые же (в данном случае, родители, и значимые для детей родственники) выступают транслятором культурных смыслов.

В каждой семье существуют определенные праздники, события (Новый Год, Дни Рождения и др.), празднование которых является семейной традицией. Семейные традиции, как духовная атмосфера дома, проявляются в распорядке дня, укладе жизни, обычаях, привычках членов семьи.

Почему бы не сделать традицией – каждое воскресенье печь вкусные пироги совместно с ребенком? Повзрослевший ребенок обязательно будет помнить эти счастливые моменты, будучи уже родителем своих собственных детей, и возможно прививая эту традицию новому поколению.

Традицией может быть готовность решать любой вопрос (кроме откровенно взрослых, не детских вопросов) на семейном совете с неизменным участием детей и обязательным учетом их мнения.

И тогда, спустя годы, при решении своих проблем, дети будут обращаться к родительским советам, прислушиваться к их мнению, обсуждать последние события в своей жизни. Традиционно к семейным традициям относят воспитание мальчиков и девочек, общинно-семейный характер воспитания, дух семьи, быт семьи.

Вместе с тем, исследователи констатируют: идет снижение уровня знаний родителей о народной культуре, особенно уменьшается частотность обращения к такому культурному наследию, как продукты фольклора (колыбельные, потешки, прибаутки), отдается большее предпочтение приобщению детей к экранным средствам. Одной из причин является незнание молодыми родителями фольклорных текстов, забвение традиции семейного чтения.

Семейное чтение является поистине уникальным способом интеллектуального и речевого развития ребенка, формирования позитивного отношения к миру, воспитания любви и интереса к книге. В содержании литературных произведений заложены большие возможности духовно-нравственного воспитания ребенка.

Ученые рассматривают семейное чтение как самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, обогащающий детей и их родителей знаниями о традиционных отношениях в семье, послушании, совести, добре и зле, побуждающий сопереживать, любить, жалеть, прощать, что и составляет опыт духовной жизни.

Поэтому так важно показать родителям роль семейного чтения в воспитании детей, а также помочь им возродить данную традицию.

Исследователи отмечают, что семейное чтение:

– сближает всех членов семьи (кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта), создает теплую семейную атмосферу, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения;

– способствует не только пополнению «жизненной копилки знаний» и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание ребенка;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

– является предметом для разговора, побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, вступать в диалог с взрослыми, формулировать вопросы, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребенка с народными обычаями, традициями, семейными историями и пр.;

– дает возможность, почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное, позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом и т.д.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

Традиций в семье не обязательно должно быть много. Важно поддерживать, развивать имеющиеся традиции, а иногда создавать новые.

Появление новой традиции должно опираться на ряд принципов: традиция должна быть приятна и приносить удовольствие всем членам семьи; традиция должна выполняться регулярно, а не от случая к случаю; традиция должна быть эффектной и эффективной (удивлять, радовать, запоминаться); традиция должна быть естественной, формируемой с любовью для блага, а не для установления жестких воспитательных рамок [3, с. 263].

При соблюдении названных условий семейные традиции выступают основным средством трансляции от поколения к поколению социально-культурных ценностей, Список использованной литературы:

1. Гущина, Н.А. Традиции семьи как фактор социализации ребенка в дошкольном детстве / Н. А. Гущина // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2013. – № 3-2. С. 53 – 60.

2. Юревич, С.Н. Методологические основания духовно-нравственного воспитания дошкольников /С.Н. Юревич // Психолого-педагогические аспекты исследования проблем дошкольного и общего образования: монография / под ред. О.В. Гневэк. – Уфа: РИО АЭТЕРНА, 2015. – С. 46-69.

3. Юревич, С.Н., Мазурина, М.А. Проектная деятельность во взаимодействии детского сада и семьи / С.Н. Юревич, М.А. Мазурина // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире: Сборник статей Международной научно-практической конференции 30.06. 2015. – Уфа, АЭТЕРНА, 2015. – с.260-265.

© Юревич С.Н., Москвитина Е.П., 2015

УДК.37

Р.М. Яковлева, А.Е. Тарасов

магистрант гр. СОТ, к.пед. н., доцент ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет

им. М. К. Аммосова», Якутск, Россия

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА НА ФОРМИРОВАНИЕ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

Статья раскрывает содержание понятия и роль культурно-познавательного туризма в сферы деятельности общества, культуры, экономики, социальной жизни, а также формированию гармонично развитой личности через культурно-познавательный туризм

Ключевые слова

Культурно-познавательный туризм, экскурсия, ценность, гармония, личность

Культурно-познавательный туризм на сегодняшний день является одним из самых распространенных типов туризма. Интересующиеся культурой, достопримечательностями, историей тех или иных регионов люди делают данный вид туризма все популярней.

Во время экскурсий человек получает более точную и развёрнутую информацию о том, что его интересует. В наше время люди всё больше и больше путешествуют, пытаясь познать наш мир, понять законы его существования и разобраться в том, как же всё начиналось.

В этих вопросах нам и помогает разобраться культурно-познавательный туризм, ведь желание людей обогащаться духовно даёт возможность дальнейшего развития.

Культурно-познавательный туризм – это путешествие с познавательными целями, которое знакомит туриста с культурными ценностями, расширяет его кругозор [1]. Культурно-познавательный туризм еще называют экскурсионным. По закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynye-traditsii-kak-sredstvo-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-doshkolnikov

Для родителей
Добавить комментарий