Сказкотерапия: решаем проблемы с детьми с помощью сказки

Сказки и сказкотерапия. Вебинары Бариновой Натальи

Приглашаем Вас на вебинары по сказкотерапии для родителей и педагогов:

Вы узнаете в курсе:

  • Вы узнаете, как помочь ребенку решить проблему с помощью сказки.
  • Конкретные сказки про конкретные проблемы и получите их текст в виде бонуса.
  • Вы научитесь азам сочинения терапевтической сказки для собственного ребенка – ведь только ВЫ САМИ знаете, что именно ему поможет!
  • Научитесь рассказывать сказку так, чтобы она имела психотерапевтическую силу.

Курс в записи будет стоить дороже! 

Повторяться он-лайн больше он не будет!

Длительность каждого вебинара – 120 минут.

Можно оплатить только один вебинар ( или только первый, или только второй), а можно – оба. Вы можете выбрать наиболее удобный и полезный для Вас вариант.

Вебинар “Поможет сказка – 1”

Вебинар «Поможет сказка – 1»: 22 апреля во вторник в 21 час, запись вебинара будет.

Тема: Смелый ребенок

Преодолеваем страхи и вредные привычки, решаем проблемы трудностей в общении с помощью сказки.

Стоимость вебинара – 500 рублей.

Группа на этот вебинар уже набрана. Мест нет. Поэтому кнопка неактивная.

Вебинар “Поможет сказка – 2”

Вебинар  “Поможет сказка – 2”. 24 апреля, четверг в 21 час, запись вебинара будет.

Тема: Решаем проблемы малышей с помощью сказки

Сказка помогает решить проблемы раннего возраста (адаптация к детскому саду, приучение к горшку, не хочет мыть голову, стричь ногти, соска, очень часто просится на ручки)

Стоимость вебинара – 500 рублей.

Чтобы оплатить вебинар кликните по зеленой кнопке ниже или пройдите по ссылке

Места в группе на этот вебинар еще есть :-). Нажмите на кнопку “Оплатить вебинар”

Вебинар “Поможет сказка – 3”

Вебинар “Поможет сказка – 3”.

Продолжение вебинара на бесплатной Мастерской развивающих игр “Через игру – к успеху!” 2014 –

http://igra-detyam.ru/wppage/internet-masterskaya-igr2014

Тема: Сказка и гендерное поведение – пока только планируется.

  • Как с помощью трех поросят научить мальчика взвешивать свои силы в борьбе с врагом, а с помощью фасоли научить девочку быть разборчивой в женихах?
  • Какие сказки надо читать мальчикам, а какие девочкам?
  • Как подправить неадекватное своему полу поведение ребенка с помощью сказки?

Продолжение бесплатного вебинара на Мастерской игр – 2014. Чем отличается воспитание мальчика и девочки? Мужественность и женственность? Как избежать ошибок?

Стоимость вебинара – 500 рублей.

Если Вы бы хотите попасть на этот вебинар “Поможет сказка – 3” – запишитесь, пожалуйста, в рассылку – впишите ниже в форму подписки свои данные. Мы сообщим Вам информацию об этом вебинаре позже.

Ведущая вебинаров: Баринова Наталья

  • Лауреат премии «Грант Москвы» в сфере образования (2009)
  • Победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России» (2009) и конкурса “Профессиональное призвание”.
  • Практикующий детский психолог, специалист по детско-родительским отношениям, владеет сказкотерапевтическими, арт-терапевтическими техниками, автор психолого-педагогических развивающих программ для детей.
  • Имеет более 30 публикаций по теме психологического развития детей
  • Принимает участие как специалист – детский психолог в телепередачах “Мамина школа”  Первого образовательного телеканала.
  • Заведует психологическим отделением Центра Естественного Развития и Здоровья Ребенка.
  • Член экспертного совета Всероссийской экспертизы игрушек «Экспертиза для детей».
  • Мама двоих взрослых детей.
  • Редактор журнала – семейно-педагогический альманах “Детский вопрос” http://detskiyvopros.ru/ Концепция  журнала умещается в двух словах – компетентность и диалог. Семейно-педагогический альманах «Детский вопрос» – это диалог лучших специалистов – педагогов, психологов, врачей, а также мам и пап, бабушек и дедушек по важнейшим вопросам воспитания детей.

До встречи в волшебном мире сказок!

Если у Вас есть вопросы или проблемы с оплатой – пишите: masterskaya.igra-detyam@mail.ru

Источник: http://igra-detyam.ru/wppage/skazki-i-skazkoterapiya-vebinar-po-teme-1

Дом сказки | Как решать сложные проблемы простыми историями | Page 11

Сказкотерапия: решаем проблемы с детьми с помощью сказки

Когда-то, в отдаленные времена, в одной трехкомнатной пещере жила царевна Чуня. Да не одна – жила она со своим собственным драконом Карлушой.

Хоть и говорят, что царевны с драконами не уживаются, Чуня с Карлушей жили дружно и счастливо, потому что понимали друг друга буквально с полуслова. Дракон был мудрый, много повидал на свете, и Чуня любила слушать его интересные рассказы.

А дракон любил вкусно покушать, сладко поспать и знал, что только его царевна умеет печь такие обалденные пироги и старательно о нем заботится, ведь он был требовательный и любил поворчать.

Кроме того, они были знакомы уже очень давно, успели изучить характеры друг друга, и им было хорошо, даже когда они молча любовались звездами. Еще Карлуша строил дворец, чтобы переселиться туда из пещеры, а Чуня – интересные планы на отдых: она любила путешествовать.

Выпускница программ “Сказкосочинения для родителей”и “Книги счастья” Яна Алейникова

Continue reading

Ничто так не радует, как работы учеников.

Передавая людям навык невольно сомневаешься, полезны ли эти знания? В той ли форме я их передаю? Смогут ли они ими воспользоваться? Какова дальнейшая судьба моих начинающих сказочников? Очень даже ничего себе судьба.

Представлю вам с гордостью работу выпускниц сказочного семинара Юлии Лапиной и Юлии Никульцевой, не только написавших, но и оформивших свою сказку. Да так хорошо, что она была теперь участвует в конкурсе вот тут. А вот и сама сказка:

В одном городе жил маленький львенок, который любил раскидывать вещи и игрушки. Каждое утро, просыпаясь, он сбрасывал одеяло на пол, а снятую пижамку закидывал высоко на лампу. В ванной наш Львенок зубики не чистил, а зубной пастой рисовал себе усы.

На завтрак он не кушал кашу, а скармливал содержимое тарелки рыжему коту, по кличке Бармалей. Чтобы побыстрее выбраться из-за стола, наш находчивый малыш, просто складывал весь завтрак в карман и быстро, пока никто не заметит, выбегал с радостными воплями на улицу.

Целый день он весело бегал и игрался.

Continue reading

Вчера в Риге, в клубе Родителей ККМ состоялся тренинг “Книга счастья, или как переписать судьбу”. Для меня очень полезное мероприятие, поскольку я увидела для себя гигантское поле для работы и улучшения программы. Много работы проделали и его участники. Иногда кажется, что сказки – это что-то такое совершенно не серьезное.

Ну что там такого, сказочку написать? Однако, если начинаешь задумываться о символах, искать свой внутренний образ в раннем детстве и писать, вкладывая в историю свою самую серьезную и актуальную боль души, начинают происходить странные, удивительные и порой даже пугающие вещи.

Жизнь становится словно воск в умелых и сильных руках, ее сценарий плавится, привычный уклад теряет очертания. Я снимаю шляпу перед прекрасными девами, храбро шагнувшими так далеко на территорию неизведанного, в мир сказки. Вы провели огромную работу над собой и начали переписывать историю своей жизни.

Спасибо, что доверились мне и позволили увести за собой в тот мир, который открыт далеко не каждому.

И собрались на сказочный вечер прекрасные девы Самое главное, определить флософию сказки И тут куклу Машу, наконец-то заметили Жила была Красная шапочка

Анна Кашина учит родителей создавать полезные сказки для своих детей. Она разработала собственную методику сочинения сказок, которой активно делится с родителями во время тренингов в Риге, Москве и Петербурге.

Сегодня Анна Кашина, детский клинический психолог, сказкотерапевт и талантливая сказочница из Латвии, в гостях у нашего семейного портала.

 Она рассказала MyFamily о том, как правильно говорить с ребенком о его проблемах, о том, чем «терапевтическая» сказка отличается от «обычной», почему это важно как для детей, так и для родителей, и о том, как просто быть счастливым.

Автор интервью Вера Сирота, My Family. Оригиналы можно прочесть тут и вот тут.

– Анна, расскажите, что такое сказкотерапия?
– Это уникальный и, по-моему, самый древний метод врачевания души. Наши предки с самого детства с помощью сказки передавали малышам сакральные знания о природе и социуме, рассказывали о добре и зле, о Боге и о правде.

 Сегодня сказкотерапия учит создавать волшебные истории, которые при помощи хитрых психологических приемчиков попадают в сердце ребенка, помогают ему делать правильные выводы и самостоятельно принимать верные решения.

 С помощью правильно подобранной сказки взрослый может «достучаться» до ребенка в самые сложные моменты.

Обычно родительские наставления ребенок слушает всего 3-5 минут, затем концентрация его внимания падает, и все что ребенок испытывает потом, когда смотрит на читающего нотации родителя, – это тревогу, падения самооценки и жуткий страх.

Но стоит ту же самую идею преподнести в виде сказки, и малыш будет готов слушать вас внимательно и с интересом просто бесконечно. Особенно, если в главном герое ребенок увидит собственные черты. Сказка ненавязчиво в игривой форме предлагает ребенку новые варианты поведения, учит его, как действовать в разных ситуациях, помогает открыть свое сердце добру, радости и находить чудо во всем.

Continue reading

Он улетел, но обещал вернуться

Из детской раздается приглушенный разговор. Какое-то время ты не обращаешь на это внимание, однако прислушавшись обнаруживаешь, что малыш кому-то явно отвечает. «Солнышко, что это ты тут делаешь?» — удивленно спрашиваешь ты у ребенка. «Ничего», – смущенно объясняет он, – «Мы тут играем». Стоит ли беспокоится, если у малыша завелся воображаемый друг?

Когда беспокоиться не надо

«Мой мишка тоже хочет каши», — просит трехгодовалый малыш, усаживая своего плюшевого товарища на соседний стул. В младшем возрасте способность одушевлять свои игрушки, заботиться о них, кормить и укладывать спать – это хороший показатель.

Любимый друг может быть плюшевым зверем, маминым халатом или детским одеяльцем, в которое он будет заворачиваться в трудных ситуациях.

Дональд Вудс Винникот всемирно известный психолог назвал такой «талисманчик» переходным объектом, который помогает детям не только успокаиваться, но и превратиться из связанного с матерью младенца в самостоятельного человека.

Continue reading

Так начался международный фестиваль сказкотерапии

Является ли любимая сказка детства корректным диагностическим инструментом? Влияет ли она на личность в такой мере, чтобы оставить существенный вклад в я-концепцию? Насколько значительны те навыки совладающего поведения, которые прививает ребенку любимый герой в ходе повествования? Решаем ли мы свои проблемы так, как учит нас сказка? Специалисты Рижской школы сказкотерапии провели небольшое исследование среди взрослых людей, погрузив их в мир детства.

Сказка – это не только набор удачных рабочих метафор, которые могут разрешить основной запрос во время терапии.

Это уникальный феномен, отражающий ментальность народа и живой инструмент, который учит маленького человека отличать добро и зло, справляться со страхами, перенимать желательную модель поведения. Из всех сказок, как правило, наиболее любимой становится та, что вызывает у ребенка радость узнавания.

Героя такой сказки он всегда сравнивает с собой, стремится стать на него похожим, что может многое сказать о его формирующейся Я-концепции, проективных механизмах и механизмах совладающего поведения.

Однако, вырастая, человек обогащается огромным количеством культурных объектов – литература, живопись, театры, кино, музыка, обучение, общение со значимыми персонами и желание принадлежать к какой-то группе. Все это накладывает свой отпечаток на личность человека. Какое же место остается для сказки?

Статья для специалистов опубликована в сборнике  V международного сказкотерапевтического фестиваля «Психология сказки и Сказка психологии»

Continue reading

Кризис трех лет – это такое время, когда ребенок осознает себя настоящей личностью. Он понимает, что он не просто часть мамы, которая может только ждать и послушно выполнять все требования, но человек который имеет право отстаивать свои права и желания. И главное правило, чтобы совладать с маленьким бунтарем является в спокойствии и последовательном поведении.

Для журнала Top beauty

На крики и истерики надо реагировать без особого внимания – пожалеть, посочувствовать и снова указать на имеющуюся границу: например, «в магазине мы купим для тебя только одну игрушку!» или «мы смотрим мультики только до девяти, а потом идем спать». Главное – отсутствие исключений.

Если вы договорились, что правила в вашем доме таковы, следуйте им сами и будьте постоянны в своих решениях. Нет ничего хуже, чем приспосабливаться к миру, где полный хаос и нет ничего постоянного.

Вас ожидают такие «спецэффекты» как негативизм, упрямство, своеволие, протестный бунт, обесценивание и деспотизм в отношении родителей и бабушек.

Continue reading

– Сядь! Перестань! Ты как буря в пустыне! Ну, хоть отойди на два метра, ветер в эту сторону. – Мама смешно морщит нос и отряхивается, а я отбегаю к морю и с хохотом запускаю новую порцию песка в воздух. Ветер подхватывает его и на считанные секунды превращает в песчаного дракона.

Сколько не запускай – каждый раз новый. Рисунок ветра никогда не повторяется. Устав только к обеду, я прислоняюсь к маме, вдыхаю запах ее мягкой загорелой кожи. Щурюсь на солнце и засыпаю ноги горячим песком. Мое маленькое детское счастье. Моя радость. Мой песок.

Он скользит крупинками по коже, стелется змейкой и просачивается сквозь пальцы. С ним уходит и мое время. Я ищу его, стараюсь остановить, заточить под пыльными обложками своих книг и журналов, обрамить в золото смысла жизни, сделаться вечной в детях.

Но этот песок ускользает от меня, и вся жизнь превращается в его поиски. Continue reading

Версия для печати Код для вставки в блог

К психологам в эти дни огромные очереди. Некоторые из специалистов по душевным недугам пытаются втянуть клиентов в игру, в сказку. И в такой шутливой, казалось бы форме, решают очень серьёзные проблемы. Причём не только у детей, но и, с не меньшим эффектом, у взрослых.

 “Жила была кошка Машка и она очень хотела стать балериной. Но у нее не было юбочки”, – рассказывает сказку Арина. Сама Арина мечтает стать фигуристкой. И конечно же, эта история про нее.

Уверенности в себе девочке порой не хватает как кошке Машке волшебной юбки, чтоб научиться танцевать. В настольной игре, так называемом, конструкторе сказок, сюжетные повороты определяет кубик, но, какими они будут, фантазирует ребенок.

Так главным врагом становится боязнь выступлений перед зрителями. В конце помогают друзья и мама придумать мораль. Ведь без нее не бывает ни одной сказки.

Continue reading

Источник: http://www.skazki.lv/page/11/

Опыт работы «Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей детей посредством «Сказкотерапии»

Сказкотерапия: решаем проблемы с детьми с помощью сказки

Ольга Смолина
Опыт работы «Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей детей посредством «Сказкотерапии»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Петушок» с. Новые Горки

Опыт работы на тему : «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ «СКАЗКОТЕРАПИИ»».

Подготовила:

воспитатель Смолина Ольга Дамировна.

2017 год.

Опыт моей работы называется: «Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей детей посредством «сказкотерапии».

На рубеже XX-XI веков в России произошли перемены социально-экономического и политического характера повлекшие за собой изменения и в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. Специалисты стали говорить о проблемах в воспитании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения.

В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребёнка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью и нравственной чистотой.

А вот на совместное с детьми чтение книг и содержательное общение в диалоге «родители-ребёнок» времени не хватает.

А кто же даст ребёнку уроки нравственного воспитания? Кто научит его быть добрым, честным,справедливым? Наблюдения и анализ детской деятельности выявили, что есть необходимость создания и внедрения в образовательный процесс программы по формированию психологического здоровья дошкольников с помощью «сказкотерапии».

Сказкотерапия-это лечение сказками, то есть открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими; процесс активизации ресурсов, потенциала личности; процесс экологического образования и воспитания ребёнка.

Предметом сказкотерапии является процесс воспитания внутреннего мира ребёнка. Сказка учит детей слушать и слышать других людей. Но еще сказка помогает родителям найти общий язык с ребенком, подружиться с ним, помочь ему решить первые трудности.

Часто получается так, что напрямую выяснить, что конкретно тревожит ребенка, у родителей никак не выходит, так как многие дети стесняются тех страхов, которые их мучают.

В этом случае на помощь приходит сказкотерапия – ребенку гораздо легче рассказать о том, что беспокоит и тревожит не его самого, а далекого сказочного героя.

Следовательно, одной из важнейших задач сказкотерапии является выявление актуальных проблем ребенка и психологическая помощь. Сказкотерапия позволяет взглянуть на любую жизненную ситуацию с разных сторон и увидеть различные пути решения проблемы. Это дает возможность выработать эффективный план действий.

Самое главное, в результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку и неравнодушие взрослых.

Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

ЦЕЛЬ: Воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья дошкольников.

ЗАДАЧИ:

1. Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.

2. Развитие умения преодолевать трудности и страхи.

3. Выявление и поддержка творческих способностей детей. 4. Формирование навыков конструктивного выражения эмоций. 5. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Типология сказок различает несколько видов: 1.

Художественные сказки: народные; сказки о животных, бытовые сказки, страшные сказки, волшебные сказки, авторские сказки; 2.

Дидактические сказки; 3. Психокоррекционные сказки; 4. Медитативные сказки; 5. Психотерапевтические сказки.

Психотерапевтические сказки – особый вид сказок, которые раскрывают глубинный смысл происходящих событий. Они не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.

Эти сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и выбору столько же, сколько психологическая консультация для взрослого.

Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Психокоррекционные сказки – используются для мягкого влияния на поведение и мировоззрение ребенка, для преодоления его психологических проблем. Сказки этого типа используются для корректировки тех или иных черт характера ребенка, которые затрудняют его жизнь.

Это может быть излишняя стеснительность, неопрятность, капризность, хвастовство, склонность решать свои проблемы при помощи агрессии… Психокоррекционные сказки могут научить детей вежливости, доброжелательному отношению к окружающим, бережному отношению к природе… При этом, они еще и усиливают природный созидательный потенциал и творческие способности ребенка.

Влияние психокоррекционных сказок можно назвать «мягким намеком» – ребенку просто рассказывается сказка, в которой на примере главного героя показывается, как нужно поступать в той или иной ситуации или как нужно правильно себя вести.

Структура сказкотерапевтического занятия:

1. Ритуал «входа» в сказку.

2. Повторение.

3. Расширение.

4. Закрепление.

5. Интеграция.

6. Ритуал «выхода» из сказки.

Наблюдая за детьми в процессе игры, во время образовательной деятельности, в свободной деятельности, заметила, что там где надо мобилизовать своё внимание, память, дети не могут раскрепоститься -нет уверенности в своих силах.

Творческая активность снижена, с трудом перевоплощаются в любимых героев сказок, не могут образно выразить свою мысль.

Опираясь на свой опыт, заметила, что на развитие речи плохое влияние оказывают различные страхи у детей.

Страхи повышают тревожность, что ведёт к понижению самооценки и выражается в нежелании общаться, проявлять свои способности. Так же заметила, что у детей при ряде речевых нарушений отмечаются выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, отклонение в развитии движений пальцев рук.

Я познакомилась и изучила различную литературу и меня заинтересовали программы по методу сказкотерапии (Ольга Фёдоровна Васькова, Светлана Владимировна Крюкова). Программы включают в себя конспекты коррекционных занятий для детей 4-7 лет.

Сказки, игры и упражнения, входящие в программы воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, способствуют снижению уровня тревожности, оптимизируют формы общения детей со сверстниками, формируют более благоприятное отношение детей к себе.

Важное место в моей работе заняла исследовательская деятельность.

Целью данного исследования было выявление уровня самооценки детей и состояние тревожности по методике Дембо-Рубинштейна и теста американских психологов Р. Тэммла, М. Дорки.

В результате исследований были выявлены имеющиеся проблемы, выяснено представление о счастье и несчастье детей.

И поэтому я определила тему «Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей детей посредством «сказкотерапии».Работать над данной темой я начала в сентябре 2012 года.

Цель: ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций, открывая те знания, которые живут в душе и являются психотерапевтическими.

Задачи:

1. Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние.

2. Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации посредством – сказкотерапии.

3. Создавать условия для развития внутреннего потенциала и творческой активности ребенка.

Составила план свой дальнейшей работы. Все мы хорошо знаем, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – самым существенным образом влияют на познавательные процессы и поведение.

Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций»; поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

Формировать способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей помогает нам сказкотерапия.

Метод имеет многовековую историю, но своё название получил совсем недавно. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки.

Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграции личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.

Людям свойственно обмениваться историями. Для того, чтобы их рассказать и послушать мы собираемся вместе. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта.

Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности.

Исходя из вышесказанного, я построила свою работу с детьми по:

развитию речи

творческой активности

эмоциональной сферы

Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому все сказочные мини-тренинги строятся на основе игровых упражнений, этюдов.

Дети сидят в кругу – на стульчиках или на полу. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, позволяет ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание (т. е. глаза в глаза) .

Настроить детей на совместную работу помогают – приветствие, игры с именами, прощание. Например, игра «Эхо», «Паровозик с именем», песенка-приветствие «Я очень рада…», упражнение «Ладошки», «Свеча», «Я – лев».

Чтобы перевоплотиться в любимого героя сказки и войти в сказочную среду использую «волшебный огонь».

Обычно дети перевоплощаются в тех персонажей, которые им близки и хотели бы подражать. Это упражнение помогает педагогу составить четкое представление о ребенке.

Решаем сказочные задачи, где детям предлагается принять решение или предложить выход из создавшейся ситуации.

Для активизации речи детей использую: игрушки для настольного театра (объемные, плоскостные, пальчиковый театр, шапочки-маски, ширму для кукольного театра, диски для прослушивания сказок, музыку, направленную на релаксацию.

Большое внимание уделяю мелкой моторике пальцев рук. Дети находясь в сказке, изображают животных, играют в различные пальчиковые игры. Чтобы дети были включены в работу, не уставали, не отвлекались, включаю упражнения на релаксацию, саморегуляцию, что создает условие для формирования у них способности управлять эмоциональным состоянием.

В работе с психокоррекционными сказками особое внимание уделяю страхам детей. «Открыли» с детьми «Книгу страхов», где записываем высказывания детей на тему «Я боюсь…».Дети рисуют страхи, кладут в «волшебный сундучок» и он уносит все страхи детей.

Для закрепления положительных эмоций от работы, конечно, дети еще и рисуют сказки, в группе открыта «Творческая мастерская».

Где проявляют свое творчество и фантазию в рисунках на тему «Взлохмаченные человечки», «Веселые и грустные кляксы», «Сказочная страна», «Любимый сказочный герой», «Жил-был человечек» – диагностический рисунок.

Для ознакомления родителей с методом «сказкотерапии» было проведено родительское собрание, на котором была дана информация о том, что такое «сказкотерапия», какие проблемы решает, и что только в совместной деятельности ребенка, родителей и специалиста работа будет успешной. Провела практикум «Пальчиковый игротренинг».

Я считаю, что работа по сказкотерапии дает хорошие результаты. Детки научились думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, научились вставать на место другого, сопереживать.

Дети стали более раскованными, уверенными, они свободно вступают в контакт со взрослыми и сверстниками.

Научились фантазировать, сами организовывать игры по сказкам, их речь стала более образной, выразительной.

Пожелание: «Если Вам интересно с детьми, а им – с Вами, если Вы проявляете терпение и любовь к детям, результаты обязательно появятся! Желаю Вам удачи!»

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-na-temu-razvitie-yemocionalnoi-sfery-i-tvorcheskih-sposobnostei-detei-posredstvom-skazkoterapi.html

Сказкотерапия: решаем проблемы с детьми с помощью сказки

Сказкотерапия: решаем проблемы с детьми с помощью сказки

Сказка присутствует в жизни людей самых давних времен. Она является не только средством общения для разных поколений, но и способом передачи знаний: знакомит с понятиями добра и зла, повествует о социальных взаимоотношениях, затрагивает тему смысла жизни человека. Однако сам термин «сказкотерапия» относительно новый.

Многие известные психологи изучали влияние сказки на психологию человека, но именно как метод «комплексная сказкотерапия» зародилась только в 90-х годах прошлого столетия.

И не где-нибудь, а у нас в России! В те времена огромное количество самых разных «терапий» (психоанализ, психодрама, гештальт-терапия) захлестнули отечественную науку, и нашим ученым захотелось создать что-то свое, особенное. На помощь пришла русская народная сказка.

«Сказка ложь, да в ней намек!..»

Сказкотерапия – это воспитание и развитие (а порой и ювелирная работа с детской психикой) с помощью образов и метафор, которые бессознательно влияют на чувства, эмоции и поведение.

Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают или о которых стесняются рассказать взрослым (страх, одиночество, неуверенность в себе, грубое отношение со стороны воспитателей или близкого человека и т. п.).

Простые истории из жизни и родительские поучения о том, «как надо» и «как лучше», и уж тем более порицания и споры ребенку неинтересны и непонятны. А иногда малыши просто любят делать все наоборот, наперекор взрослым.

Слушая сказку – нужную сказку! – кроха автоматически идентифицирует себя с главным героем и, не осознавая этого в полной мере, проживает в своем воображении сюжет и учится на ошибках персонажа, словно на своих собственных. В то же время маленький слушатель, если сказка ему понравится, будет стремиться подражать сказочным героям не только мысленно, но и в реальной жизни. У ребят до 10‒12 лет преобладает образное мышление, поэтому они моментально переносятся в мир фантазий, дайте только пищу, то есть книгу!

Сказка знакомит «тепличного» ребенка с тем, что в окружающем мире много несправедливости, невзгод и зла. И даже если он пока с ними не столкнулся, то должен знать, что у каждого есть силы справиться с любой, самой сложной, самой неприятной ситуацией.

Чтение сказок – не просто приятное времяпрепровождение. Оно необходимо и очень полезно. Сказка всегда была и остается важным способом познания мира, социальных отношений и своей роли в них.

Сказка развивает фантазию и воображение ребенка, закладывает стремление к прекрасному, помогает воспитывать важные нравственные качества: доброту, стремление к справедливости, чувство ответственности. Сказка не оставляет малыша равнодушным: она учит его сопереживать, радоваться, огорчаться.

Вспомните, как вы сами в детстве любили сказки, какие яркие впечатления они оставляли! Поверьте, современному подрастающему поколению это не менее необходимо.

Правила чтения сказки ребенку:

* Делать это нужно не на бегу, не в машине и не в очереди к стоматологу, а в спокойной домашней обстановке, атмосфере тепла и любви. Сказка на ночь воздаст ребенку необходимое ему внимание и время. Будем откровенны, сегодня многие родители вечно заняты рабочими или домашними делами – «сказочный» вечерний ритуал покажет крохе, что его любят, о нем заботятся.

* Начинать читать сказки можно с любого возраста (как сейчас это принято обозначать – 0+). И все-таки лучше слушать, а тем более понимать литературные произведения в виде прозы детки начинают в 3‒4 года.

* При выборе сказки, как и при ее сочинении, помните о высокой чувствительности детской психики: она как губка впитывает в себя все, и хорошее, и плохое. Отличайте «полезные» авторские и народные сказки от страшных историй.

* Не заставляйте малыша терпеть, но слушать: сказка должна быть ему интересна или ее не должно быть вовсе (возможно, просто время еще не пришло).

* Начиная с 4‒5 лет старайтесь обсуждать сказки после прочтения, задавайте ребенку вопросы: «Как ты думаешь, правильно поступил этот герой? А почему?» Таким образом вы будете развивать у него творческое мышление, способность мыслить логически и делать выводы.

С помощью сказок можно и нужно воспитывать ребенка. Через теплые волшебные истории, обращенные к сердцу, он получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения, узнает, что такое смелость, отзывчивость, трудолюбие, уважение к старшим, чувство справедливости, и учится переносить их в реальную жизнь.

Основа сказкотерапии – это самостоятельное придумывание сказок с определенной целью. Каждый родитель в состоянии самостоятельно сочинить по-настоящему «эффективную» сказочную историю. Главное – соблюсти последовательность действий.

1. Для начала хорошенько подумайте над волнующей ребенка проблемой и постарайтесь посмотреть на неприятную ситуацию его глазами. Если вы внимательны к своему чаду, то должны понимать, чтó именно вызывает у него беспокойство. А возможно, у малыша есть любимая сказка, которую он просит почитать ему через день или даже каждый день? Значит, именно она затрагивает очень важные для него вопросы.

2. Начните сказку с подробного описания главного героя (или героини). Постарайтесь сделать так, чтобы он сразу стал близок и симпатичен ребенку. Возможен такой вариант: «Жила-была девочка, очень похожая на тебя.

И были у нее такие же голубые глазки и светлые пушистые волосики. Очень любила она (здесь важно попасть в самую точку!) рисовать и играть с куклами…».

Кстати, детям до 5 лет проще ассоциировать себя с животными или любимыми игрушками, мультгероями.

3. Затем главный герой вашей сказки должен попасть в ситуацию, схожую с той, что представляет проблему для ребенка, после чего необходимо по косточкам разобрать текущее положение вещей.

4. Следующий этап – самый сложный для нашей уже довольно ограниченной взрослой фантазии. Даже из самого жуткого приключения главный герой должен найти выход. «Хеппи-энд», то есть позитивный финал – главный инструмент сказкотерапии.

Главный герой должен выйти из ситуации победителем.

Подумайте, как будет решаться проблема – возможно, с добавлением волшебных действий? Например, прилетела фея и рассказала, что нужно делать, или что зубки по ночам плачут и переговариваются между собой, как им плохо, потому что их не чистят.

5. После поговорите с ребенком, объясните и дополните выводы из сказки. Обсуждение рассказанного должно быть ненавязчивым и свободным.

Важны не только и не столько события, сколько мысли и чувства персонажей. Впрочем, иногда удачная сказка производит на ребенка такое впечатление, что можно и помолчать какое-то время или лечь спать.

Не беда! Дайте ему время побыть наедине с собой и переварить услышанное.

6. Дополнительной тренировкой для лучшей проработки проблемной ситуации – особенно если ребенку сказка очень понравилась – может стать игра.

Проиграйте отдельные эпизоды повествования, например, рисуя персонажей, занимаясь с куклами, а иногда и переодеваясь самим. Это помогает ребенку перенестись в чудесный и захватывающий сказочный мир.

И, конечно, то, что он чувствует, как родителям с ним интересно и здорово, само по себе приносит огромную пользу.

Не забывайте, что язык изложения сказки должен быть простым и максимально понятным. Даже если вы выбрали для «терапии» готовую сказку, не читайте ее, а выучите наизусть и рассказывайте малышу выразительно, не торопясь. Живая речь обеспечит более тесный эмоциональный контакт.

Ребенок должен видеть ваше лицо, мимику и жесты рассказчика. Старайтесь заинтересовать его. Вы можете пробовать снова и снова, ведь ваших сказок может быть не одна и не две, а целый сборник.

Не забывайте, что сказкотерапия для малыша – это почти то же самое, что и консультация психолога для взрослого человека!

Волшебство экрана
Совместная игра и чтение любимых сказок – одни из лучших вариантов домашнего времяпрепровождения родителей с ребенком. Мультфильмы (как и аудиокниги) таким благотворным эффектом не обладают.

Вообще вряд ли найдется сознательный родитель, который считает мультики такими уж полезными и необходимыми. Конечно, не все мультфильмы плохие, но стоит помнить, что при просмотре мультфильма (и вообще телевизора) фантазия ребенка засыпает.

Более того, нарисованные и слишком яркие образы отпечатываются в памяти, создают в голове ненужные шаблоны, мешая творческому развитию. Впрочем, мультфильмы со смыслом, с хорошим концом, проверенные временем и родителями на себе, ребенку, конечно, смотреть нужно.

Но если вы хотите быть ближе к своему чаду, чтобы от просмотра была польза, смотрите их вместе, всей семьей, а потом обсуждайте, ищите логику и смысл!

  • Д. Родари «Грамматика фантазии» («Самокат»)
  • Т. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии» («Речь»)
  • Д. Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя…» («Класс»)

Психотерапия в песочнице или Песочная терапия‏
Многие родители слышали о песочной терапии, а кто-то даже задумывался о том, чтобы посетить подобное занятие со своим ребенком. Тема чудодейственных свойств песка для развития ребенка с каждым днем становится все более популярной. Что же это за вид терапии, и почему она может пригодиться малышу?‏ Читать далее

Как оживить сказку: кукольный театр на столе
Театр – искусство синтетическое.

Даже для того, чтобы показать самую простенькую сказку, ее нужно запомнить или придумать, а потом разыграть так, чтобы понравилось не только актеру, но и зрителям.

Сотворить искусство! Это возможно сделать с помощью самого обыкновенного домашнего кукольного театра из книжки-игрушки и при участии самых маленьких актеров. Читать далее

Сказка на ночь: лучшие книги и песни для засыпания
Трудности с засыпанием детей – одна из самых распространенных проблем.

Во-многих семьях существует ритуал отхода ко сну, в числе прочего включающий пение, затем рассказывание, а позже и чтение на ночь. Но не всякая современная мама может похвастать хоть небольшим набором колыбельных и сказок.

И не каждый папа легко и быстро сориентируется с выбором нужной книжки для своего ребенка в магазине. Читать далее

Источник: http://www.parents.ru/article/skazkoterapiya/

Для родителей
Добавить комментарий