Слово за слово: методики обучения чтению

Методы обучения чтению

Слово за слово: методики обучения чтению

В этой статье освящается тема “Методы обучения чтению”.

Способы обучения чтению
Предки, начиная за­ниматься с малышом, учить и развивать его, сначала, стремятся обучить ре­бенка читать. Как сделать это занятие радостным и увлекательным? По какой из имеющихся ме­тодик заниматься? Об этом – наш материал.

Говорящие книги
(компьютер показывает пиктограмму слога и проговаривает его вслух)

Обучение детей чтению слоговым способом online:

Главное – заинтриговать! Приступая к обучению, не спешите ставить сроки, за которые ребенок должен научиться читать. Стараясь при­влечь внимание малыша к гра­моте, наблюдайте за ним, отме­чайте, что ему нравится, а что нет. Если он не проявляет ни­какого интереса, не стоит настаивать. Означает, еще не время.

Продолжайте игры, раз в день читайте ему вслух, сами же подковывайтесь в тео­рии обучения. Методики Выделяют два главных, обратных в собственной базе способа обучения чтению: фонетический и лингвистичес­кий.

В процессе тестов, проводимых с целью опреде­лить необходимость исследования фонетики, ученые сделали вывод: для того чтоб сво­бодно читать, нужно лег­ко и стремительно распознавать бук­вы и соотносить их со звуками, а означает, большинству малень­ких читателей фонетика нужна.

Анна Шевякова, создатель статьи «Читают все!», выдели­ла последующие способы обуче­ния чтению: Фонетический способ Основан на алфавитном принципе. Сначала ребенок обучается произношению букв и звуков (фонетике), а потом перебегает к слогам и к целым словам. В фонетическом под­ходе есть два направления. * Способ периодической фонетики.

Перед тем, как читать целые слова, малышей поочередно учят звукам, подходящим буковкам, и тренируют на со­единение этих звуков. Ино­гда программка содержит в себе и фонетический ана­лиз – умение манипулиро­вать фонемами. * Способ внутренней фонети­ки уделяет основное внима­ние зрительному и смысло­вому чтению.

Другими словами малышей учат узнавать либо идентифи­цировать слова не с помо­щью букв, а средством рисунка либо контекста. И уже позже, анализируя знакомые слова, изучаются звуки, обозначаемые бук­вами. Лингвистический способ Лингвистика – это наука о природе и о строении языка. Часть ее применяется при обу­чении чтению.

Этот способ предлагает начинать обучение на тех словах, которые нередко употребляются, также на тех, которые читаются так, как пи­шутся. Конкретно на примере по­следних ребенок усваивает соответствия меж знаками и звуками. * Способ целых слов. Малышей учят распознавать слова как целые единицы, не раз­бивая на составляющие. В этом способе не учат ни заглавий букв, ни звуков.

Ребенку демонстрируют слово и произносят его. После то­го, как выучено 50-100 слов, ему дают текст, в каком эти слова нередко встреча­ются. * Способ целого текста. Больше апеллирует к языко­вому опыту малыша. Напри­мер, дается книжка с увлека­тельным сюжетом. Ребенок читает, встречает незнако­мые слова, о смысле которых ему необходимо додуматься при помощи контекста либо иллюстраций.

При всем этом по­ощряется не только лишь чтение, да и написание собственных рассказов. Цель – сделать процесс чтения приятным. Если ребенок читает слово некорректно, его не исправ­ляют. Согласно этому мето­ду, чтение, как и освоение разговорного языка – есте­ственный процесс, и малыши способны освоить все его тонкости без помощи других. * Складовой способ.

Складом считается слияние соглас­ной с гласной, раздельно гласная в качестве слога, раздельно согласная (в за­крытом слоге), согласная со знаком. К примеру, КО-РО-ВА, КА-ПИ-ТА-Н, А-И-С-Т. Малыш начинает гово­рить МА-МА по складам, а не по буковкам либо целым словом. По складам же лег­че и естественней обучить его читать. Основополож­ником складового принци­па в обучении чтению стал Н.

А. Зайцев, придумавший свои именитые кубики. На их гранях он написал скла­ды, сами же кубики сделал разными по цвету, раз­меру и звуку, который они издают. Это помогает детям ощутить разницу меж гласными и согласными, гулкими и мягенькими. P.S. Какой бы способ обучения чтению Вы не избрали, не запамятовывайте о главном: поддерживайте энтузиазм малыша к учебе. А малышу любопытно, пока его способности совпадают с поставленными задачками. Необходимо сделать так, чтоб у малыша выходило, чтоб его успехи были явны. Лишь на фоне положительных чувств предстоящее обучение будет действенным.

Запустить онлайн упражнение по обучению чтению по складам

Предметом изучения на уроках по обучению чтению является слово как единица языка, объединяющая звучание и значение.

большой опыт практической работы показывает, что для детей важна последовательность изучения основных понятий, таких, как «слог».

Такая последовательность изучения даст избежать смешивания детьми таких понятий и терминов как «слово» и «слог», что встречается довольно часто, а так же позволит детям установить взаимосвязь и взаимозависимость между перечисленными понятиями.

Уроки по обучению грамотре необходимо проводить в русле общего речевого развития ребенка. В содержании занятий должны находить отражение такие языковые особенности, как многозначность слова, родственные слова, синонимия и антонимия,ритм и рифма, интонация и т.д..

При планировании занятий необходимо осуществлять тесную связь между различными видами занятий.

Например: на занятии по формированию звуковой стороны речи уточняется артикуляция звука С, проговариваются слова с этим звуком, детей знакомят с буквой С, на уроках по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи дети обогащают словарный запас словами в рамках лексической темы, содержащими данный звук, постигают процессы словообразования и словоизменения, а на занятиях по чтению – осуществляют звуковой анализ этих слов.

На занятиях по обучению грамотре необходимо использовать определенные упражнения по профилактике дислексии и диграфии. Следует не забывать, что у детей, имеющих нарушения устной речи, возможны трудности в овладении чтением и письмом.

Наш подход в вопросе обучения чтению опирается на методику формирования грамоты, но наряду с этим требует уточнения некоторых позиций.

Наиболее типичными пробламами у детей являются:

  • замедленный темп чтения;
  • исключение согласных звуков (букв) в стечениях;
  • нарушение понимания прочитанного;
  • регулярные орфографические ошибки.
  • искажение слоговой структуры слова;
  • слияние двух или нескольких слов в одно слово;
  • замены букв при письме;
  • трудности соединения звуков в слоги и слова;
  • побуквенное чтение;
  • взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков (свистящих – шипящих, мягких – твердых, звонких – глухих);

Из сказанного выше заметна огромная роль занятий по обучению чтению в дошкольном возрасте в предупреждении дислексии и дисграфии при изучении ребенком письменной речью.

Детям с нарушениями речи для успешного усвоения грамоты необходимы эффективные вспомогательные средства. Такими главными средствами, на наш взгляд, являются зрительные символы гласных и согласных звуков (Т.А. Ткаченко, 2000) и традиционные звуковые схемы слов, сделанные из цветных квадратов-фишек.

В отличие от буквы,символы ассоциируется дошкольниками со звуками родного языка. Они дают многоаспектное воззрение – сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений в процессе работы над звуками.

Схемы слов помогают собирать процесс чтения, осуществляя его в облегченном, занимательном, игровом варианте.

Статья была посвящена теме “Методы обучения чтению”.

Другие статьи с сайта “Обучение чтению дошкольников”

Чтение по складам;  Буквы; Пропись;  Книжки; Английский;   Статьи; Логопедия;  Память; Музыка;  Рисование;  Счет; Внимание;  Воображение; Обучение дошкольников чтению; Подготовка детей к школе;

Источник: http://poskladam.ru/k/key_metodiy_obucheniia_chteniu.html

Безбуквенное чтение

Слово за слово: методики обучения чтению

Сколько проблем, трудностей, стрессов возникает у детей, родителей, учителей при обучении чтению, знает каждый второй.

В этой публикации рассказывается о методике обучения чтению 6-7 летних детей с нуля и без домашних заданий!

Проблема

Данная проблема хорошо обозначена в книге «Как преодолеть трудности в обучении чтению». Авторы: С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева, Москва, 1999 г.

Вот выдержки из этой работы.

«Анализ школьных учебников показал, что программный материал выбран таким образом, что не обеспечивает научение ребёнка быстрому чтению с нуля…

В нём недостаточно тренировочного текстового материала, и темп прохождения программы слишком высок, чтобы автоматизировать навык синтетического способа чтения у слабо читающего ребёнка…

Вывод: Ребёнок может успешно учиться, если до школы он владеет послоговым чтением со скоростью 20 – 25 слов в минуту».

Как на сегодняшний день решается данная проблема? Очень просто. В элитных школах делают отбор и не берут нечитающих детей. В других — организуют дошкольную подготовку по чтению. И самый распространённый вариант – решить проблему с помощью родителей, репетиторов и домашних заданий.

Каковы результаты данных решений?

— Нелюбовь к чтению.

— Слабое понимание прочитанного.

— Большой процент детей с низкой скоростью чтения. Это, как правило, те, кому не повезло с учителем, или те, у которых есть логопедические отклонения.

Почему это происходит? В основном из-за того, что школьные методики обучения чтению просто переносят на более младший возраст, растягивая для детей этот процесс. А если преподаватель не адаптирует методику для дошкольников, то это становится мучением для ребёнка.

Из всего вышесказанного ставим задачу.

Разработать методику обучения чтению 6-7 летних детей за период первой четверти (приблизительно 50 занятий) с нуля до скорости 20 слов в минуту с пониманием прочитанного. При этом сохранить познавательный интерес к чтению.

И добавим ограничение: Без домашних заданий!!!

Анализ проблемы

Рассмотрим процесс чтения по шагам, то есть выясним, какие действия должен выполнить ребёнок, чтобы прочитать слова и предложения.

1. Зафиксировать первую букву слова (слева – направо).

2. Превратить букву в звук.

3. Соединить буквы – звуки в слоги.

4. Выделить слоги в словах.

5. Соединить слоги в слово.

6. Выделить ударный слог.

7. Понять смысл слова, то есть соотнести полученную звуковую комбинацию с его словарным запасом и звуковым произношением.

https://www.youtube.com/watch?v=6Lw6arx1tWc

Хорошо читающим считается тот, кто может выполнять эти действия почти одновременно.

В освоении ребёнком каждого действия есть свои сложности, но можно выделить наиболее трудные:

— Запоминание букв и их произношение,

— Слияние звуков.

В традиционной школьной методике обучение производится в порядке выполнения перечисленных операций. Сначала учат буквы и их звуковое произношение, потом соединяют их в слоги, затем слоги в слова и т.д. То есть начинают с самых трудных действий. Это примерно то же самое, как если бы обучать ребёнка раздеваться мы начинали с развязывания шнурков.

Поэтому так много сил и времени уходит у детей на преодоление этих двух барьеров, а вместе с ними теряется интерес к чтению. Ребёнок получает удовольствие, когда он понимает прочитанное, а ему приходится заниматься, на его взгляд, бестолковым делом — выучиванием букв и произношением слогов.

Есть ли другие способы, методики обучения?

Система Г. Домана. Обучение чтению в самом раннем возрасте

аксиома педагогических представлений Г. Домана: отрицание возможности научить ребенка читать по буквам до 6 — 7 лет. Поэтому в его системе нет первых шести этапов, а идёт обучение сразу с запоминания готовых конкретных слов по разнообразным картинкам.

Плюсы данной системы:

— Чтение целыми словами.

— Развитие речи и приобретение словарного запаса идёт совместно с запоминанием буквенного обозначения слов, что даёт возможность познавать мир через буквенные модели слова.

— Чтение слов со зрительным и слуховым восприятием картинок, по утверждению специалистов группы Домана, приводит к восстановлению нарушенных функций мозга.

Минусы данной системы:

— Очень большое количество картинок. В образы переводятся существительные, прилагательные и глаголы. На их запоминание уходит год и более. Это допустимо, если начинать с раннего возраста, а не с 6 – 7 лет.

— Обучение требует постоянного присутствия взрослого в течение длительного периода. Это не подходит для работающих родителей, а также не вписывается в урочную систему занятий.

— Особенности английского языка позволяют строить предложения с малым изменением формы слова. В русском же языке смысл предложения сильно зависит от падежей и окончаний слов. Поэтому выучивание целых слов приводит к непониманию этих же слов в разных склонениях и падежах.

— Трудности прочтения незнакомых слов.

Методика Н. А. Зайцева. “Кубики Зайцева”.

В данной методике автор также отказывается от запоминания букв и их слияния, а начинает с запоминания слогов. Количество слогов меньше, чем количество слов, и это её преимущество перед системой Домана. «Кубики Зайцева» лучше подходят для русского языка, так как в нашем языке структура слова – слоговая.

Недостатки аналогичны системе Домана: длительность обучения, трудности в понимании незнакомых комбинаций букв.

Система Эльконина – Давыдова

Это школьная система обучения чтению, в которой первый этап не буквенный, а звуковой, то есть обучение начинается с исследования звуков, а уже потом звуки обозначаются  буквами. Это даёт  преимущества перед традиционной методикой в плане мотивации детей для запоминания букв. Ведь здесь надо найти графическое обозначение найденному звуку, а не просто выучить буквы.

Еще один плюс букваря Эльконина – в нем предусмотрены возможности для рисования и записи ответов.

Минусы данной системы в том, что звуковой анализ слова сложен, что приводит к большим затратам времени и сил педагога. Этот этап очень труден для детей с логопедическими нарушениями.

Для отработки скоростных навыков чтения также требуется групповая работа с учителем и домашние задания. Чаще всего это выглядит так – один читает (отвечает), а все слушают. Такая схема малоэффективна для получения хорошего навыка.

Задачи

Из анализа проблемы вытекают три главные задачи

1. Начинать обучение с 1-й, 4-й и 5-й позиций:

— нахождение начала слова;

— выделение слогов;

— слияние слогов,

т.к. русский язык имеет слоговую структуру.

Условие. Этот навык надо отрабатывать без букв.

2. Заинтересовать детей в изучении букв и проводить их запоминание параллельно с тренировкой первых трех навыков.

Условие. Произношение букв запоминать не в алфавитной, а в звуковой форме. Например, буквы Б, К, М, Л и др. называть не «бэ», «ка», «эм», «эль», а «б, бь», «к, кь», «м, мь», «л, ль».

3. Создать учебные тексты, позволяющие отрабатывать навыки слияния букв и слогов каждому ребёнку индивидуально в требуемом объёме и без домашних заданий.

Условие. Ребёнок работает самостоятельно, но учитель должен узнать, правильно ли он понял прочитанное без опроса ученика.

Решения

Задача №1. Слияние слогов без букв

Она решается с помощью звуковых ребусов (опубликованных в сборнике «Педагогика + ТРИЗ» № 5—2000).

Звуковые ребусы — это упражнения-загадки, позволяющие отрабатывать навык слияния слогов до изучения букв.

Пример.

Вот картинки. Здесь мы видим изображения, которые обозначаются словами «РАКИ» и «МАМА».

Под ними стоят цифры «1» и «1» в коробочках. Это значит, что надо соединить 1-й слог из первой картинки и 1-й слог из второй картинки. Получится слово «РАМА». Вторые слоги в кружочках – запретные. Они не произносятся.

Отгадка – на обратной стороне листа, также в виде картинки.

Чтобы дети не подсматривали отгадку раньше, чем прочитают загадку, на первой странице размещают несколько загадок. Отгадки на обратной стороне. Их количество больше, чем загадок.

Например. Страница загадок.

Страница отгадок.

Для определения самостоятельности чтения, развития внимания, организации самостоятельной работы используются цветовые коды.

Цветовой код – это закрашивание разным цветом слоговых коробочек в загадках и раскрашивание тем же цветом квадратиков под отгадкой.

Например. Ребёнок выбрал зелёный и жёлтый цвета для загадки «РАКИ» — «МАМА» и закрасил коробочки этих слогов. Он должен на обратной стороне под рисунком «РАМА» закрасить её квадратики в те же цвета.

Порядок чтения (слева – направо) фиксируется цифровым обозначением слога.

Задача №2. Запоминание букв и их произношение.

Заинтересованность детей в изучении букв достигается превращением их в награду. Буквы становятся оценкой учебной работы. Чтобы заслужить и получить буквы, надо правильно их называть, а также разгадывать ребусы.

Оценочный лист или лист успеха выполнен в виде домиков с пустыми квартирами, в которые надо поселить все буквы.

Количество домиков – 7.

Количество букв – 48, а не 33.

1-й домик для несмягчающих гласных (а, о, у, ы, э).

2-й — для смягчающих гласных (и, я, е, ё, ю).

3-й и 5-й — для твёрдых согласных.

4-й и 6-й — для тех же мягких согласных,

7-й – для неизменяемых согласных (ш, ц, ж, й, ч, щ).

Например, виды 3-го и 4-го домиков.

Различия в произношении определяется мягким знаком и цветом. Домики размещены на одном листе. Месторасположение букв — напротив друг друга.

Дети получают дома без букв и вклеивают их по мере успешности своей работы.

В этих же домах происходит слияние букв, когда они ходят друг к другу в гости.

Задача №3. Учебные тексты

Самостоятельность прочтения текста определяется по выполнению ребёнком простых графических действий, связанных с пониманием текста. Например, с раскрашиванием коробочек и квадратов при разгадывании ребусов (см. задачу №1).

Виды текстов

— Словесно-номерные

Текст в виде слов. Отдельно – картинки к этим словам. Картинки пронумерованы. Нужно поставить около прочитанных слов номера их картинок. Например.

— «Рисовательные»

Текст в виде пары слов или короткого предложения. Отдельно картинки к этим предложениям. В предложении указывается, что надо сделать с этими картинками. Нужно что-то дорисовать или раскрасить. Например.

Здесь требуется раскрасить только то, что написано: одну косу, ноги рака и т.д.

— Познавательно-логические

Текст в виде предложений, набора слов и набора картинок. В предложении описывается маленькое событие, связанное со словами и картинками.

Нужно найти эту связь между словами и соединить их линией. Например.

Набор слов и предложений.

Набор картинок

Слова из второго столбика не входят в предложения. Нужно догадаться, какое слово подходит по смыслу или сюжету события.

Связи могут быть различные. Информационные: дом для пчёл – улей, обобщающие: насекомое – муравей, функциональные: прибить – молоток, смешанные: счёт – домино.

На основе каждого предложения можно организовать познавательную беседу. Например: Почему улитка боится зимы? Ест ли дятел муравьёв? Когда и сколько верблюд пьёт воды? Зачем снеговику заниматься спортом? Обитают ли совместно кенгуру и крокодил? Ракушка не умеет считать, а вы умеете? И др.

Все три вида текстов дают возможность для самостоятельной, индивидуальной работы, что позволяет одновременно проводить обучение со слабыми и сильными детьми. Согласно уровню их навыка чтения.

Результаты

Автор работал по данной методике с 2000 года. Обучение велось, как индивидуально, так и группой от 10 до 20 детей 5-7 лет. Занятия проводились на базе Рязанского Свободного Лицея (РСЛ) и детских садов Рязани.

На основании полученных результатов можно сказать, что обучить детей (даже тех, у кого есть логопедические нарушения) чтению с нуля за 50 занятий и без домашних заданий возможно.. При этом сохраняется интерес к чтению, а книги превращаются в друзей, у которых можно узнать что-то новое.

Источник: https://gazeta-licey.ru/flight-scientific-and-pedagogical-gazette/approachs-systems-technologies/30531-bezbukvennoe-chtenie

Самые популярные методики обучения чтению

Слово за слово: методики обучения чтению

«Многие педагоги отмечают, что навык чтения нужен современному ребенку с самых первых дней в школе. Чтобы выполнять задания по другим предметам, например. Иначе вам придется сильно помогать.

В любом случае, на освоение азбуки у всех детей уходит разное время, а учитель ждать не может. К тому же, если ребенок будет осваивать чтение в школе, это будет для него дополнительной нагрузкой.

Знания по другим предметам ему будет сложнее усваивать, потому что энергии и концентрации от него потребуется больше. Уверенности в себе и мотивации учиться это вряд ли добавит.

Умение читать понадобится и для того, чтобы готовить мини-презентации и устные доклады, а их сейчас просят делать в первом классе. Читающий ребенок найдет информацию быстро, и только подогреет свой интерес.

Это важный плюс. Но навык должен быть отработан действительно хорошо. После того как первые успехи сделаны, нужно время, чтобы научиться понимать смысл прочитанного.

Добиться такого эффекта проще всего в спокойной домашней обстановке. 

Когда научить ребенка читать, мама решает сама. Если ждать до школы не хотите, предстоит определиться с методикой. А их сейчас много и у каждой есть как достоинства, так и недостатки.

Карточки

Самый популярный наглядный метод — карточки Домана. На первый взгляд кажется, что этот способ наиболее простой. Примерно с 4-6 месяцев мама начинает показывать малышу на несколько секунд карточки.

На них печатными буквами написаны слова, которые она произносит их вслух. Зрительная память у ребенка развита хорошо, поэтому он достаточно быстро схватывает связь между тем, что он слышит, и тем, что видит.

А в какой-то момент начинает понимать, что написано на карточках. 

С возрастом количество слов и букв в словах увеличивается. Для ребенка это не проблема, а вот мама может сломаться. Карточек приходится готовить не просто много, а безумно много. Но главный минус в другом: ребенок при таком подходе механически запоминает слова, как робот.

Никакого интерактива ведь не предполагается. Игровая составляющая отсутствует. И потом, малыш привыкает к начальным формам: к именительному падежу, к инфинитивам.

Когда он сталкивается с реальными текстами, то знакомые слова либо не узнает совсем, либо читает их с ошибкой, потому что окончания другие.

Звуки

Звуко-буквенные методики — это классика жанра. По ним малышей сейчас учат читать в большинстве государственных детских садов и школ. Обычно все начинается с букваря Жуковой.

В первую очередь детей знакомят с графическим образом букв. Потом объясняют, как они называются («бэ», «ша», «эф») и какие звуки могут обозначать. На этом этапе процесс нередко замедляется, потому что возникает путаница.

Понять, что буква «эр» на самом деле читается как «р», тоже нужно время. 

Дальше звуки учат сливать воедино. Это – «а», это – «м», вместе «а-м», а если наоборот, получится «м-а». Ребенок читает буквы, глядя на доску или в букварь.

Много раз тренируется произносить разные сочетания звуков, в том числе абстрактные, несуществующие в русском языке.

Затем из букв малыш учится составлять слоги, потом слова и плавно переходит к чтению словосочетаний, коротких предложений и текстов.

Творчества в этом процессе мало. Дети часто скучают на занятиях, потому что на буквы они только смотрят. Поиграть с ними возможности нет. Кроме того, такое поэтапное и «медленное» обучение отнимает много времени и энергии. Хотя некоторым ребятам звуко-буквенная методика подходит, потому что каждому ребенку свое. 

Склады 

В советской школе мы осваивали чтение по слогам, а сегодня им на смену приходят склады. И эта альтернатива завоевывает все больше поклонников. Склад – это единица чтения, которая состоит из одной буквы или из сочетания двух букв.

При таком подходе заучивать названия букв ребенка не просят. Эти знания ему при обучении чтению не нужны. Они потребуются позже, и их он спокойно получит в школе. А пока малышам просто говорят: «У каждой буквы есть звук.

У этой буквы звук «м».

Ребенку не нужно запоминать, как читаются две рядом стоящие буквы, потому что он запоминает целый склад как картинку.  Благодаря этому обучение идет быстрее.

Есть и другой плюс. Чтобы прочитать слово, ребенок должен сначала чисто визуально разложить его на части. А разбивать на склады проще, чем на слоги.

Например, ребенок сразу видит, что «ко-ш-ка» распадается на три склада, потому что их все по отдельности он видел на кубиках. Со слогами и правилами переноса он обязательно познакомиться, но уже в школе.

Для обучения чтению ему эта информация не нужна.

Самые известные складовые методики на сегодняшний день это кубики Зайцева и кубики Чаплыгина. Они разные, но при этом у них много общего. Методика Зайцева самая популярная. В комплект входят кубики, на каждой грани которых написаны склады, и специальные таблицы для тренировки, тоже со складами. 

Начинать играть с такими кубиками малыш может хоть с года. Они ведь непростые. Кубики различаются по размеру, цвету и звучанию.

Благодаря двум разным наполнителям коричневые издают глухие звуки, серые – звонкие (на самом деле так иллюстрируется разница между глухими и звонкими согласными). Кубиками можно играть: греметь ими или использовать как конструктор, чтобы построить любой объект от башни до океана.

Это главное их преимущество. Ребенок запоминает склады во время игры: он построил поезд, мама прочитала склад на каждом вагончике, а он за ней все повторил.

Но чтобы начать читать по методике Зайцева, ребенок должен запомнить очень много складов. Чисто визуально, как картинки.

Например, ему нужно будет запомнить по отдельности все сочетания согласных с буквой «а» («ба», «ва», «га» и так далее), потом с «о» и остальными гласными.

Это большая нагрузка на память, поэтому, если был перерыв в занятиях, многие дети что-то забывают и приходится учить склады по кубикам заново.

Методика Чаплыгина устроена иначе. Во-первых, кубиков тут меньше, на каждом написана только одна буква и они соединяются между собой с помощью магнитов.

Во-вторых, ребенок точно так же учит склады, как в методике Зайцева, но при этом на каждом занятии ему показывают, что «ма» легко поменять на «па», «са», «ха». Причем ребенок может провернуть этот фокус собственными руками, заменяя один кубик на другой.

Так он быстрее улавливает закономерность и понимает сам принцип образования складов. И забыть его он уже не сможет.

Делу время

Когда начинать, вопрос хороший. Буквам ребенка можно обучить в год, а чтобы научиться читать склады, лучше подождать до 3,5-4 лет. Тогда уже можно сформировать и мотивацию.

Любой навык, если он оказывается невостребованным, быстро забывается. Четырехлетку заинтересовать уже получится.

Он может читать вывески, названия мультфильмов, надписи на продуктах, чтобы отличить молоко от кефира в магазине. Тогда будет интерес.

Еще важна готовность к обучению чтению. Считается, что, если малыш способен на слух вычленить первый звук в слове, он созрел.

Самое оптимальное время для занятий – с 10 до 11 часов утра. В этот час наш мозг работает наиболее активно, поэтому способен усвоить максимальный объем информации. Занятия должны быть регулярными, идеальный график – 3-4 раза в неделю. Внезапные всплески интереса к чтению у ребенка или у родителей не приведут к должному результату. 

Лайфхаки

  • Материал важно закреплять. Если на первом занятии вы знакомитесь с новой буквой или складом, то на втором уроке вы с ними играете. Чем больше предложите вариантов, тем лучше. Буквы можно лепить из теста, выписывать палкой на песке, прорисовывать пальцем на подносе с разноцветными конфетками, вылавливать ложкой из тазика с водой.
  • Когда все буквы будут освоены, стоит попробовать карточки с отдельными словами. Многим малышам они нравятся. Шрифт должен быть крупным, иллюстрация – понятной. 
  • Будет хорошо, если первая книга, кроме крупного текста, будет содержать многократно повторяющиеся кусочки текста, как в сказке про Колобка. Многократно прочитывая один и тот же отрывок, малыш начинает многие слова узнавать, и это очень облегчает чтение. 
  • Не заставляйте ребенка читать насильно. Пусть он добывает информацию разными способами. Можно смотреть видеоконтент в интернете, слушать аудиосказки и иногда читать книжки.
  • Читайте сами на виду у малыша. Не книги, так журналы или статьи в интернете. Ребенок будет видеть, что навык чтения доставляет вам удовольствие. В возрасте с 4 до 7 лет дети склонны копировать поведение и привычки родителей, поэтому ловите момент. В противном случае малыш вряд ли пристрастится к чтению. Просто этот вид деятельности будет ему чужд.
  • Даже когда ребенок научится читать, не переставайте читать ему вслух сами. Эта традиция очень сближает с родителями и на всю жизнь оставляет теплые воспоминания. Став взрослым, такой ребенок, скорее всего, воскресит традицию, чтобы воссоздать приятные ощущения внутри себя.

______________________________________________________________________________________________________________

  • В дошкольном возрасте освоение азбуки не воспринимается как учеба. Ребенок просто играет в буквы, слоги или склады, но так информация усваивается легче.
  • Многочисленные исследования показывают, что заучивать с детьми названия букв не стоит. Лучше сразу преподносить только одни звуки. Тогда не будет путаницы, которая сильно тормозит обучение.Нарисуйте на ногте указательного пальца рожицу или крохотную букашку. Вы будете водить пальцем под словами, которые читаете, а малыш станет с интересом следить за вашим паучком, невольно знакомясь с сутью самого процесса.
  • Нарисуйте на ногте указательного пальца рожицу или крохотную букашку. Вы будете водить пальцем под словами, которые читаете, а малыш станет с интересом следить за вашим паучком, невольно знакомясь с сутью самого процесса.

_______________________________________________________________________________________________________________Источник: журнал “Счастливые родители” (октябрь 2019 г)

Источник: https://baby-club.ru/babylibrary/edublog/samye-populiarnye-metodiki-obucheniia-chteniiu/

10 лучших советов как научить ребенка читать

Слово за слово: методики обучения чтению

По новым педагогическим стандартам ребёнок, идя в школу в первый класс, уже должен уметь читать. Во многих образовательных учреждениях скорость и техника чтения являются основным пунктом прохождения конкурса. Поэтому родители стараются как можно раньше подружить ребёнка с книгой.

Сегодня существует огромное количество различных методик и обучающего материала. С одной стороны, они позволяют родителям научить дошкольника читать самостоятельно без помощи педагогов, но с другой — затрудняют выбор.

Многие мамы и папы не знают, когда и с чего начать первые уроки, как обучать легко и эффективно, какие методики подойдут их чаду. Специалисты Coral Family совместно с педагогами клуба Sun Family Club — https://sunfamilyclub.net/ru — подробно разобрались во всех вопросах.

При грамотном и правильном подходе научить кроху читать можно легко и быстро.

Когда начинать обучение?

В последнее время наблюдается настоящий бум на раннее развитие детей. Только крохе исполнился год, как в погоне за новомодными тенденциями родители усаживают его за книги.

Но педагоги и педиатры рекомендуют не спешить с ранним обучением чтению. Мозговые центры, которые отвечают за восприятие текста, формируются ближе к 5–6 годам. Это оптимальный возраст для обучения.

Поэтому не стоит волноваться, если малыш в 4 года ещё не читает 100 слов в минуту.

Педиатры также против раннего чтения. Исследования показали, что у детей до 5–6 лет ещё не до конца сформирована зрительная система. Чрезмерное напряжение глаз неизбежно ведёт к близорукости.

Но как же быть, ведь ребёнок в школу должен прийти подготовленный? Ответ простой: приобщать ребёнка к книгам нужно постепенно. Психологи и педагоги выделяют для этого 3 этапа:

  1. 2–3 года — развитие интереса к книге, формирование образного мышления. В это время родители должны читать ребёнку сказки, вместе рассматривать картинки. Подойдут музыкальные книги с яркими большими рисунками, тканевые развивающие книжки.
  2. 4–5 лет — знакомство с азбукой, звуко-буквенное обучение, изучение простых слогов и слов.

5–6 лет — уроки чтения полных слов, самостоятельное чтение предложений, пересказ прочитанного.

Физиологическая готовность ребёнка к чтению

Не стоит забывать, что все дети разные и развиваются тоже по-разному. Если один ребёнок в 3–4 года уже хорошо запоминает звуки и буквы, то другому обучение может даваться тяжело. Педагоги и психологи рекомендуют обращать внимание на физиологическую готовность малыша к чтению.

Признаки физиологической готовности ребёнка к самостоятельному чтению:

  • ребёнок свободно изъясняет мысли, легко строит связный рассказ;
  • хорошо развит фонематический слух — ребёнок чётко различает звуки в словах;
  • отсутствие логопедических проблем;
  • хорошо развито пространственное мышление — ребёнок понимает направления вправо/влево, вверх/вниз.

10 главных советов родителям

  1. Книга у ребёнка должна вызывать интерес и удовольствие. Для этого важно с раннего возраста читать детям сказки, рассматривать и показывать яркие, красочные книжки. Это отличный способ развития мышления.
  2. Соблюдайте правило «от простого к сложному»: первые уроки начинайте с изучения звуков и букв, затем можно переходить на слоги, слова и словосочетания.
  3. Пусть обучение для малыша будет как интересная игра: кубики, карточки, угадайки, читайки. Придумывайте вместе героев из буковок, сказки о словах и буквах.

    Очень помогают современные развивающие мультфильмы.

  4. Во время изучения букв подключайте все органы чувств. Например, очень хорошо, если есть объёмные буковки, которые можно потрогать.

    Также их можно лепить из пластилина, рисовать на асфальте или на песке, обводить в тетрадке, зарисовывать цветными карандашами, пробовать писать самостоятельно (методика Монтессори).

  5. Тренируйтесь везде и всегда. Покажите ребёнку, что слова есть везде: на улице, в магазине, в парке.

    Когда выучите буквы и первые слоги, находите их на вывесках, плакатах, в названиях.

  6. Учите правильно. Этот совет очень важен, так как переучить ребёнка гораздо сложнее, чем научить новому. Поэтому следует изучить методики, пообщаться с педагогами о том, как правильно начинать уроки.

  7. Соблюдайте регулярность — проводите короткие уроки каждый день. Перед изучением новой информации всегда повторяйте пройденный материал.
  8. Не перенапрягайте ребёнка. Первые уроки должны длиться не более 5–10 минут. Для малышей выбирайте качественный материал с большими буквами и картинками, чтобы не напрягать зрение.

    Уроки чтения для деток 5–6 лет не должны превышать 30 минут в день.

  9. Подайте личный пример. Если в семье существует культура чтения, то и дети будут тянуться к книгам.
  10. Обсуждайте прочитанное, учите детей пересказывать. Очень важно, чтобы ребёнок научился воспринимать текст на слух и зрительно, мог повторить смысл. 

Другие полезные советы о подготовке ребёнка к школе представлены в статье — https://sunfamilyclub.net/ru/blog/kak-podgotovit-rebenka-k-shkole-sovety-roditelyam.

Звуки, буквы, слоги или слова: с чего начать первые уроки?

Первые уроки чтения педагоги Coral Family рекомендуют начинать с изучения звуков. Уже в 2,5–3 года можно подключать звуковое сопровождение при разглядывании картинок. Например, повторение звуков животных и природы: му-у-у, ш-ш-ш, жу-жу, мяу-мяу, гав-гав и т. д. Когда ребёнок хорошо научится произносить звуки и разделять их, можно переходить к изучению букв.

Некоторые современные методики подразумевают сразу изучение слогов или цельных слов (метод Гленна Домана). Однако подходят они далеко не всем деткам.

Часто при слоговом и словесном обучении ребёнок трудно воспринимает текст в целом и его смысл. Грубо говоря, дети заучивают слово и слог, а потом лишь воспроизводят их звуковое обозначение.

При звуко-буквенной методике ребёнок воспринимает отдельные звуки и учится соотносить их с буквами. 

Первый этап — изучение гласных и согласных букв

Традиционная методика обучения чтению рекомендует начинать с гласных букв. Сначала за буквой закрепляется ассоциативный ряд в виде знакомых картинок и звуков. Например, буква «а» – с неё начинаются слова аист, азбука, акула. Но привязываться к конкретному образу не стоит: чем шире ассоциации, тем лучше.

Советы:

  • изучать гласные лучше всего посредством пения. Это поможет также развивать речевой аппарат;
  • учить согласные буквы нужно не по названию в алфавите, а запоминать, какие звуки они дают: не «бэ», а «б», не «эн», а «н»;
  • лучше всего начинать изучение букв «м», «н», «л», «к». Затем переходить к более сложным: шипящим и свистящим («с», «ш», «ж»), а также «р».

Второй этап — слоги

  • Начинаем изучение самых простых слогов из сочетания гласная + гласная: ау, уа, иа, оу.
  • Переходим к изучению простых открытых слогов из сочетания согласная + гласная: ма, ми, му, мо, ме.
  • На этом этапе важно подключать первые осмысленные слова из двух звуков, например, читать стишки, петь песенки с их участием: ах, ох, он.

Совет: сделайте карточки или купите специальные книжечки, где можно подставлять согласные и гласные звуки.

Как они выглядят и как с ними заниматься, смотрите на видео от канала Светланы Орочко.

Третий этап — слова

  • Самое эффективное упражнение — составлять слова из набора одинаковых слогов: ма-ма, па-па, ба-ба.
  • Усложняем задачу — составляем слова из разных слогов: пу-ма, ры-ба, ка-ша.
  • Составляем цельные короткие слова: кит, кот, сом, рот.

Четвёртый этап — словосочетания

  • Как только ребёнок научится читать короткие слова, начинайте составлять с ними простые словосочетания: там ель, где кот, вот мак. Сначала строим из двух слов, затем из трёх и постепенно усложняем задачу.
  • Потом переходим к двухсложным словам: ры-ба в мо-ре, он си-дит.
  • Первые предложения составляем из хорошо знакомых слов, например, из того, что видит ребёнок: стоит стол — в комнате, — где мама — и я — читаем.
  • Обязательно просим ребёнка повторить предложение целиком от начала и до конца.

    В этот период очень полезно читать и заучивать короткие стишки.

Азбуки и буквари

Азбука и букварь — это традиционный и проверенный способ, чтобы научить ребёнка азам чтения. Азбука знакомит малышей с буквами посредством картинок. Букварь — это уже целое пособие, чтобы запомнить буквы и звуки и научиться складывать их в слоги.

Раньше было проще, так как почти все учились по одному и тому же букварю — с большой буквой «А» на обложке. Теперь же в каждом книжном магазине найдётся несколько букварей и азбук.

Особых отличий в них нет, поэтому педагоги советуют выбирать для малышей яркие и красочные книжки.

Для дошкольников подойдёт букварь логопеда-практика Малярчук Антонины Яковлевны и педагога Вавиной Людмилы Сергеевны.

Кубики Зайцева

Кубики, по мнению педагогов и психологов, — одна из самых эффективных методик развития детей. Её плюс в том, что во время игры задействовано сразу несколько органов восприятия и логическое мышление. Ребёнок не только видит буквы, но сам складывает их в слова. Дополнительно развивается мелкая моторика рук. К этой методике можно переходить после того, как ребёнок выучит буквы.

Кубики Зайцева — это уникальная методика, которая подразумевает складовой метод обучения. На стороны кубиков нанесены не отдельные буквы, а склады. Использовать эту методику можно с 3–4 лет. На более ранних сроках кубики Зайцева применяют для развития речевого аппарата. 

В наборе даётся 67 кубиков разного цвета и с разным наполнением, а также методичка. На кубиках с железным наполнением нанесены звонкие слияния, с деревянным — глухие.

В комплекте также прилагаются специальные таблицы, по которым рекомендуется последовательность пропевания складов. По методике Зайцева звуки не проговариваются, а именно пропеваются.

Более подробно о методике можно узнать из видео канала «Семья ТВ».

«Теремки» и «Складушки»

«Складушки» — это комплект из 21 карточки со складами и тематическими картинками. К каждому рисунку прилагается песенка. Заниматься по этой методике можно с 3 лет.

«Теремки» — набор из 12 деревянных кубиков-теремков с согласными буквами и 12 кубиков-сундучков с гласными. Сочетать буквы очень просто: если в теремок поместить сундучок, то ребёнок увидит слог. Из нескольких теремков уже можно складывать слова.

Карточки Домана

Американский учёный Гленн Доман разработал методику обучения детей чтению цельными словами. Впервые она была применена в Институте развития ребёнка в Филадельфии ещё в 1990-е годы и получила невероятный успех.

Преимущество методики в том, что ребёнок быстро накапливает словарный запас. Но не все дети одинаково способны к такому методу обучения.

Как показывает практика, многие ребята потом не узнают заученные слова, если они написаны другим шрифтом или даже цветом. 

Сегодня карточки Домана используются лишь как дополнение к остальным методикам для дошкольников. Методика больше направлена на усовершенствование памяти и скорочтения.

Метод Марии Монтессори

Методика итальянского педагога и учёного Марии Монтессори подходит для первого знакомства с буквами и общего развития малышей. Она не ставит конкретных и узких задач обучения чтению или письму, но даёт возможность ребёнку полноценно развиваться.

Суть в том, что малыш сразу запоминает, как выглядят буквы и их очертания, пробует их повторить. Таким образом, обучение происходит от обратного: сначала пишем, потом читаем. Дети воспринимают буквы, когда их рисуют, обводят, лепят.

Основная ценность методики в непринуждённости и вовлеченности ребёнка в игру. Поэтому её можно применять с детьми от 3 лет. 

Некоторые родители отмечают сложность методики в необходимости большого количества раздаточного материала. Однако сегодня практические уроки доступны в виде приложений для смартфонов и планшетов. Подробный обзор такого приложения подготовил канал аppsministry.

По новым педагогическим стандартам ребёнок, идя в школу в первый класс, уже должен уметь читать. Во многих образовательных учреждениях скорость и техника чтения являются основным пунктом прохождения конкурса. Поэтом…

Источник: https://sunfamilyclub.net/ru/blog/kak-nauchit-rebenka-chitat-sovety-roditelyam-i-effektivnye-metodiki-dlya-raznyh-vozrastov

Для родителей
Добавить комментарий