Слово за слово: практическое руководство по развитию речи у малыша

Пение как средство развития речи детей

Слово за слово: практическое руководство по развитию речи у малыша

В канун праздников дети осваивают различные песни: традиционные народные, песни-поздравления, инсценировки — составляющие  праздничные представления.

При этом они не только получают эмоциональное удовольствие от мелодий, музыкального сопровождения, но и развитие речи, памяти и внимания.

Пение — важный инструмент развития речи и познавательных процессов, поэтому сейчас — самое время совместить приятное с полезным!

Пение и слуховое восприятие

И музыка, и пение способствуют развитию слухового внимания и восприятия, что важно для совершенствования понимания обращенной речи, фразы. Слушая ритм и такт мелодии, малыш учится своевременно «вступать» со словами, петь согласованно с темпом музыки.

Различение ритмического «рисунка» песни является основой для ритмико-интонационного развития речи ребенка.  Поэтому начинать пение рекомендуется с простых песенок: с небольшим количеством слов и простой, но ярко выраженной динамичной мелодией.

Чем младше ребенок, тем меньше элементов должна включать песня.

Пение и развитие речеслуховой памяти

Песни для малышей предполагают повтор слов и действий за взрослым / ведущим. Хороводы, пение под веселые мелодии с незамысловатыми притопами и хлопками мотивируют детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме, являются развлечением для них. При этом дети не осознают того, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова.

Заучивание слов песен способствует расширению объема памяти, что крайне важно для дальнейшего обучения. При этом увеличивать количество слов для запоминания следует постепенно. Вот почему большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов.

В то же время, заученные образцы предложений служат основой для фразовой повседневной речи. Особенно ценными в этом контексте являются песни-диалоги, которые предполагают вопрос  и ответ.

Пение и развитие речи

Пение способствует закреплению правильного звукопроизношения, поскольку требует более четкой артикуляции звуков и слов в целом. Иначе слушатели ничего не поймут.

Поэтому дети вынуждены стараться произносить все звуки правильно, пропевать окончания слов, гласные. Песни поются увлекательней и из-за рифмы, присутствующей в текстах.

 Умение чувствовать рифму – важный навык для детей с речевыми проблемами.

Рифма является основой устной речи, а косвенно -влияет на усвоение навыка чтения, т.к. помогает понять ритмический строй языка, ведь дети неосознанно рифмуют определенные слоги. Они могут определить, какие слоги / слова рифмуются, выделять их голосом и интонацией слова.

В процессе разучивания новых песен расширяется словарный запас ребенка, он знакомится со значением новых слов. Это может происходить в домашних условиях, индивидуально или в небольших группах, на занятиях в школе.

Модуляции голоса, изменение его громкости позволяют разнообразить интонационное оформление речи ребенка, она становится выразительнее.

Песни также стимулируют развитие образного мышления, что важно для словесного творчества.

Пение в системе логопедической коррекции

Современные ученые доказали, что нарушения речи часто сопровождаются диспраксиями у детей: им трудно выполнять последовательность и переключение движений, удерживать позу, сопровождать движения словами.

В связи с этим, песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют развитию координации движений, преодолению диспраксии, например:

ходьба-хоровод и движения-наследования (например, животных)

Пение активизирует речевое дыхание. В процессе обучения  детей учат диафрагмальному дыханию, делать полный вдох, экономно расходовать его, чтобы хватило на всю фразу.

В работе с заикающимися именно пение позволяет отвлечься от говорения, снизить судороги, плавно излагать мысль без запинок. Многие программы преодоления заикания основаны на поэтапном использовании пения.

Психологи заявляют о психотерапевтической влиянии пения: снижается тревожность, происходит расслабление, повышается концентрированность.

Кроме всего, пение в группах развивает коммуникативные способности детей, особенно когда они делятся друг с другом своими идеями, договариваются, учатся компромиссам и групповой деятельности.

Стоит помнить, что ребенок с речевыми нарушениями может не сразу понять суть текста, запомнить последовательность движений и выполнять все наоборот. Таким детям нужна дополнительная помощь, повторение, показ действий, визуальные подсказки.

Какие песни использовать для развития вашего малыша?

Поощряйте детей к участию, это позволит преодолевать коммуникативные барьеры!

Для развитя речи полезно  включать колыбельные, песни-считалочки, песни-рассказы с последовательностью событий,песни-танцы или сопровождаемые движениями, ритмические песни, смешные песенки или частушки, эмоционально окрашенные песни. Интегрируйте их в повседневную жизнь.

Песни и стихи вы можете найти в соответствующем отделе eKidz.eu

Пойте вместе с детьми не только по праздникам, независимо от ваших вокальных данных! Помните, что для окружающих ваше пение настолько хорошо, насколько вы верите в это:)

Источник: https://ekidz.eu/ru/penie-kak-sredstvo-razvitiya-rechi/

Преодолеем вместе

Слово за слово: практическое руководство по развитию речи у малыша

У слепых детей при нормальном развитии интел­лекта и отсутствии органических поражений речевых центров речь развивается примерно в те же сроки, что и у зрячих, так как глубокое нарушение или отсутствие зрения не препятствует появлению у ре­бенка речи.

И если к трем годам у слепого ребенка отсутствует фразовая речь, это должно насторожить родителей, и ребенка следует показать специалисту.

В то же время в развитии разговорной речи слепо­го ребенка имеются специфические особенности.

Первой особенностью являются трудности в овла­дении правильным произношением и артикуляцией звуков речи. Это связано с тем, что ребенок лишен возможности наблюдать за движениями губ говоря­щего взрослого, за его мимикой, соответствующей оп­ределенной интонации, с которой произносится каж­дая фраза.

Поэтому речь слепого ребенка обычно бывает мало выразительной, невнятной, мало разборчивой. Артикуляционный аппарат (губы, язык) его бывает недостаточно подвижен. Встречаются трудности в произношении отдельных звуков, особенно шипящих, свистящих, а также звуков «р» и «л».

Второй и наиболее важной особенностью развития слепого ребенка является несоответствие между словом, употребляемым ребенком в активной речи, и пониманием его значения. Эта особенность непосредственно связана с развитием познавательной деятельности ребенка.

Малыш лишен зрительной информации об окружающих предметах и явлениях, а информация, получаемая им с помощью осязания, слуха и, если оно имеется, остаточного зрения, очень скудна. Он еще не научился в достаточной мере использовать свои сохранные органы чувств.

Работа родителей по развитию речи ребенка

раннего возраста с нарушением зрения

Трудности, связанные с овла­дением правильным произношением и артикуляцией звуков речи слепых детей, постепенно устраняются или не являются существенными, если в воспитании ребенка использовать следующие приемы.

Обучая малыша произношению того или иного слова, произносите его четко. При этом можно про­вести его руками по своему лицу, губам. Незрячим детям свойственно с усилием нажимать на предмет, с которым они знакомятся или действуют. Поэтому специальное внимание следует уделять обучению ре­бенка прикасаться к лицу легкими движениями. Объясните и покажите ему, что грубые движения приносят боль.

Обучению правильной артикуляции, произноше­нию и мимике способствует игра, в процессе которой взрослый просит ребенка показать, как он спит, пла­чет, радуется.

Развитию разговорной речи детей также способст­вуют специальные дыхательные упражнения, в про­цессе которых формируется правильная постановка дыхания. С этой целью можно провести с малышом такие игры, как «Подуем на кашку», «Подуем, как ветер». Чтобы ощутить «ветер», ребенок дует на руку.

Второй важной особенностью развития слепого ребенка является несоответствие между словом, употребляемым ребенком в активной речи, и пониманием его значения.

Чем лучше у ребенка развиты осязание, слух и другие сохранные анализаторы (включая и остаточ­ное зрение), чем больше он знакомится с окружаю­щей действительностью, тем богаче его чувственный опыт и тем меньше разрыв между запасом его слов и пониманием их значения.

Поэтому родители должны уделять особенно большое внимание ознакомлению ребенка с окружающим его миром, обучению осяза­тельному обследованию предметов, развитию слухо­вого восприятия.

В отношении слепого ребенка важно развитие тонких движений пальцев рук еще и потому, что без этого невозможно формирование правильных приемов осязательного обследования предметов, поскольку чуткие пальцы рук для слепого так же значимы, как глаза для зрячего.

Учитывая это, к развитию тонких движений паль­цев рук ребенка следует приступать с раннего возраста. Большую помощь в этом могут оказать игры-потешки, такие, как «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик». Взрослый произносит текст, а малыш по одному загибает или разгибает пальчики:

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!

До знакомства ребенка третьего года с этой потеш­кой следует объяснить ему, показывая на его пальцы: «Это большой палец, а эти поменьше, а вот совсем маленький — мизинчик. Все они живут рядышком, как родные братья».

Можно использовать и другую потешку о паль­чиках:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Остается один большой палец. Взрослый, обраща­ясь к нему (взяв его в руку), говорит:

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Затем, разгибая все пальцы ребенка, весело закан­чивает:

Встали пальчики.

Ура!

Нам вставать уже пора.

Знакомя ребенка второго-третьего года жизни с различными предметами, необходимо отчетливо на­зывать их и просить ребенка повторять сказанное слово. Однако, давая предмет ребенку, не следует на­зывать его сразу.

Сначала надо спросить: «Что это?» — и дать одну-две минуты поманипулировать с ним. Это очень важно, так как впоследствии ребенок обязательно должен будет научиться самостоятельно задавать этот вопрос как взрослому, так и самому се­бе.

Только в этом случае будет активно осуществлять­ся познание им окружающего мира.

Выполняя действия, в которых так или иначе уча­ствует ребенок (одевание, кормление и др.), нужно называть и комментировать каждую операцию, вы­полняемую родителями, и каждый предмет, с кото­рым совершается действие. Говорить надо четко, быть немногословным, так, чтобы ребенок понял, что дан­ное слово служит для обозначения определенного предмета.

Поскольку незрячий ребенок не может наблюдать за действиями взрослого, слово приобретает особенно важное значение в овладении действиями и приобре­тении навыков. Оно, насколько это возможно, долж­но быть неразрывно с действием, с обследованием предметов.

Так, посадив ребенка третьего года за стол, взрослый говорит: «Сейчас мы будем кушать. Тарелка пустая, попробуй (следует обследование та­релки). Надо налить суп. Я сейчас возьму боль­шую ложку и налью его. Слышишь, как льется суп? Он горячий.

Потрогай тарелку (при­касается рукой ребенка к теплой тарелке)…».

Со временем ребенку будет достаточно лишь назвать действие, чтобы он понял, о чем идет речь, и это от­разится как в его высказываниях, так и в действиях (будет показывать дно пустой тарелки, называть действия, которые предстоит выполнить взрослому и т.д.).

Нужно учить ребенка подражать различным зву­кам (как лает собачка, как мяукает кошка, как капа­ет вода, как едет машина и т.д.).

Наряду с тем, что речь становится для ребенка средством общения, она постепенно начинает выпол­нять и регулирующую функцию. Это значит, что слово взрослого начинает регулировать поведение ре­бенка. Первыми словами-регуляторами поведения ребенка становятся слова «можно», «нельзя», глаго­лы в форме повелительного наклонения типа «ешь», «иди» и т.д.

https://www.youtube.com/watch?v=Z1GLLoHcM-8

На втором году жизни с появлением первых слов в активной жизни ребенка нужно начинать учить его выполнять простейшие движения по просьбе взросло­го: протягивать предмет, который он держит в руках, при слове «дай» и, что труднее, учить протягивать руки к взрослому при словах «на», «возьми». При словах «иди ко мне на ручки» ребенок начинает про­тягивать руки к взрослому, ориентируясь на звук его голоса.

На третьем году жизни, с развитием фразовой ре­чи, ребенок начинает выполнять простей­шие поручения: «Подойди ко мне», «Положи кук­лу…». К этому времени он уже ходит и способен на элементарные практические действия.

Для развития речи и мышления ребенка полезны поручения, выполнение которых требует понимания предлогов. Например: положить игрушку на диван, на стол, в коробочку, в корзинку, в ящик; вынуть игрушку из коробки и т.д. Вначале, если необходимо, надо направлять руки ребенка или даже брать его ру­ки в свои.

Ребенка надо учить прятать игрушку или небольшой предмет под перевернутую коробочку и искать спрятанное.

Для того чтобы ребенок убедился, что предмет пропал, его руками надо провести по сто­лу и коробочке, произнося: «Где игрушка? Спрята­лась!» Затем его можно научить приподнимать коро­бочку и доставать игрушку из-под нее.

Важную роль в развитии речи ребенка играют по­тешки, стихи, сказки.

Слушая и повторяя за взрослым слова потешки или простого по структуре стихотворе­ния, предназначенного для маленьких слушателей, ре­бенок учится правильному произношению слов, учится подчинять свою речь ритму стихотворения, усваивает новые слова.

Кроме того, развиваются внимание и па­мять ребенка, необходимые при прослушивании и са­мостоятельном повторении произведения. Вначале ре­бенок повторяет за взрослым лишь отдельные слова, и здесь еще рано говорить о понимании им содержания всего произведения и даже отдельных слов. Это пони­мание придет позже.

При выборе произведений необходимо обратить особое внимание на те из них, которые требуют вы­полнения определенных действий при произнесении тех или иных слов. Например, читая ребенку стихо­творение А. Барто «Идет бычок, качается», взрослый учит ребенка показывать, как качается бычок, как он кивает головой.

Действия, сопровождающие слова, способствуют лучшему пониманию их смысла, усвоению отдельных слов. А как следствие — ребенок повторяет отдельные слова или все стихотворение с выражением.

При этом не обязательно, чтобы он понимал значение каждого слова произведения. Так, слушая сказку «Курочка Ряба», ребенок стучит кулачком по столу, изображая, как дед и баба били яичко, показывает, как они пла­кали, когда яичко разбилось.

Речь взрослого должна быть предельно выразительной и эмоциональной.

Для объяснения ребенку третьего года жизни со­держания прочитанного могут служить игрушки. На­пример, читая потешку:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись;

Наша Катенька пойдет –

Через киску упадет,

ребенку дают хорошо знакомую ему куклу и показы­вают, как может упасть Катя.

Читая стихотворение А. Барто «Уронили Мишку на пол», можно дать ребенку в руки мишку и в конце стихотворения пожалеть мишку вместе с ним.

После того, как ребенок заговорил, с ним можно общаться с помощью речи, воздействовать словом на его поведение. Пройдет немного времени, и постепен­но слово станет одним из важнейших средств позна­ния ребенком тех предметов и явлений окружающего мира, которые он не может познать из-за отсутствия зрения.

При подготовке статьи использованы материалы интернет-ресурсов.

Источник: https://xn--35-jlcdbauwtgbin.xn--p1ai/osobennosti-razvitiya-rechi-slepyx-detej/

9 правил развития речи у ребенка, которые многие не знают или игнорируют

Слово за слово: практическое руководство по развитию речи у малыша

Любая семья мечтает, чтобы их малыш заговорил как можно раньше.

О том, как помочь ребенку овладеть навыком речи и что можно сделать дома, чтобы ускорить этот процесс, «Летидору» рассказала логопед, специалист по проблемам обучения в Exupery International School Алина Малошик.

О развитии речи можно и нужно говорить уже начиная с раннего младенчества. Ведь система речи формируется задолго до того, как ребенок начинает произносить первые осмысленные слова.

В развитии речи важны интонация, жесты, контакт глаз, прикосновения, улыбка.

Все это формирует невербальную речь, невербальное общение, что впоследствии даст толчок развитию вербальной речи.

Поэтому заниматься развитием речи можно и нужно уже с пеленок. Речь каждого ребенка должна проходить через такие этапы, как гуление (с 2 месяцев), лепет (около 6 месяцев), так называемая экспрессивная речь ребёнка.

Вялость или отсутствие этих этапов должны насторожить и послужить поводом обратиться к педиатру.

Если вышеуказанные этапы были своевременными, то формирование речи постепенно переходит к слогам, словам и предложениям.

Когда малыш пробует свои силы в слогах, стоит начать обучение с простых, односложных слов, привязанных к ситуациям и интонациям: «бах!» (если что-то упало), «ах!» (выражение удивления) и прочих.

Наравне с этим можно переходить к звукоподражанию, озвучивать животных. К году ребенок вполне может освоить, что кошка говорит «мяу», корова — «му-у», поезд — «ту-ту», а машина — «би-би».

Когда ребенок начинает осваивать речь, родителю или тому взрослому, который проводит с ним больше всего времени, стоит использовать правило: обращаясь к ребёнку, говорить на одно слово больше, чем говорит ребенок, чтобы не перегрузить его избыточным красноречием.

Если ребенок говорит одно слово (например, «пить!», «дай!», «мама!»), то родитель, обращаясь к ребёнку, использует словосочетание из 2 слов.

Например: «мама спит», «пойдём гулять», «брат отдыхает», «ужин готов».

Соответственно, если ребёнок уже научился складывать слова в словосочетания, то родитель в своём обращении использует уже предложения из трёх слов.

Разговаривая с ребёнком таким образом, мы доступным ему способом помогаем быстрее освоить речь и начать говорить.

Конечно, маме в декрете порой очень хочется пообщаться, и она часто изливает свой поток красноречия именно на ребенка, описывая ему окружающий мир. Это не плохо. Однако с длинными и красочными описаниями, сложными словами и выражениями в этот период времени лучше быть осторожнее.

Избыточная, перенасыщенная материнская речь, обращенная к ребенку, может затормаживать развитие речи, поскольку детская психика не справляется с таким объемом информации.

Поэтому упрощение речи необходимо для того, чтобы ребенок мог понять и повторить. При этом взрослые в присутствии ребенка могут говорить, как они хотят, но обращение к ребенку лучше подстраивать под язык, понятный и доступный ему.

Покажите ребёнку практическое применение речи. Например, как при помощи слов мы можем влиять на людей.

Для этого слова нужно научить малыша привязывать слова к действиям.

Например, если ребенок подходит к сидящей маме, чтобы она пошла за ним, ему достаточно потянуть ее за руку, чтобы мама встала и послушно пошла вслед.

Лучше в такой ситуации побудить ребенка сначала озвучить свое желание, сказать «иди!» или «пойдем!», а только потом уже сразу же встать и пойти за ним. Такая мгновенная реакция мамы покажет ребенку магию слова, а также связь слова и действия.

О важности занятий мелкой моторикой для развития речи сегодня знает практически каждый: шнуровка и лепка, сенсорные коробки и мозаика, — этих занятий и развивающих игр, стимулирующих речевые зоны мозга, у ребенке в избытке.

Но помимо этого речь стимулируют занятия спортом, прогулки, музыка и танцы. Последние, кстати, влияют на развитие моторного планирования — понимания человеком того, что говорить дальше, умение связывать между собой части речи и предложения.

Так что занятия танцами нужны для развития логики речи.

Да и в целом для психического и когнитивного развития ребенка спорт, балет, танцы полезны. Каждый новый навык запускает и формирует новые нейронные связи в мозгу у ребенка, а результат этого положительно сказывается на речи.

И, конечно, помним про занятия сенсорной интеграцией, занятия на развитие психических функций мозга (памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия) и пальчиковую гимнастику, когда весёлый ритмичный стишок накладывается на движения пальчиков.

Если кажется, что ребенок недостаточно быстро осваивает речь, подключите упражнения на мелодику речи. Чаще пойте, обращаясь к ребенку, выпевайте слова. Пойте частушки, играйте в ладушки.

Музыкальное образование, слух и голос тут не важны — важна напевность и плавность речи.

Читайте стихи — короткие и понятные, они полезны тем, что развивают память и ритм, формируют фонематический слух. Так что простые и хорошо рифмованные детские стихи и потешки тоже помогут наладить процесс развития речи.

Всем ли детям в тот или иной момент нужен логопед? Для коррекции речи логопед нужен не всем, но логопед занимается не только коррекцией нарушений, но и развитием лексико-грамматических конструкций, развитием связной речи, профилактикой нарушений письма и чтения, развитием фонематического слуха, развитием когнитивных функций мозга и многими другими полезными вещами.

Когда идти к специалисту? Если у мамы есть сомнения в том, насколько правильно развивается речь ребенка (даже если никто, кроме нее, эти сомнения не разделяет), лучше сходить на консультацию к логопеду.

Поощряйте детей рассказывать и сочинять разные истории: озвучивайте игрушки, придумывайте вместе с ребенком тайную жизнь личных вещей (рюкзачка, домашних тапочек, зубной щетки, кухонной утвари).

Чаще играйте в игры «а что если», предлагая ситуации, которые можно развить в истории: а если бы люди умели летать? А если бы животные могли говорить? А что было дальше в этой сказке после того, как мы ее дочитали?

Все это позволяет эффективно развивать речь.

Разговаривайте с ребенком, задавайте ему больше вопросов, уберите подальше смартфон, планшет и выключите телевизор.

Общайтесь без посредников, не отвлекаясь на чаты и мессенджеры.

Даже если мама работает, то лучше провести с ребенком один качественный час перед сном, поговорив, расспросив друг друга, почитав сказку, чем быть рядом весь день, не выпуская из рук телефон.

Как и в любых других занятиях, ключ успеха к развитию речи — это регулярность. Заброшенная на дальнюю полку сенсорная коробка и одна полузабытая потешка вряд ли принесут существенную пользу.

Поэтому важно заниматься немного, но ежедневно: можно варьировать между собой разные занятия, держать на видном месте инструменты для развития мелкой моторики, чаще разговаривать друг с другом.

Если на каком-то этапе понадобилась коррекция специалиста, нужно помнить о том, что разовый визит — не панацея и, чтобы добиться результата, придется регулярно выполнять домашние задания логопеда.

Помните, что если вас что-то беспокоит, не стоит думать, что это когда-то «пройдет само». Вместо того, чтобы искать правильный ответ на форумах и в блогах, имеет смысл сразу обратиться к профессионалу.

VOSTOCK

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/9-pravil-razvitiya-rechi-u-rebenka-kotorye-mnogie-ne-znayut-ili-ignoriruyut.htm

Для родителей
Добавить комментарий