Слышит ли ваш малыш?

Содержание
  1. Слышит ли Ваш ребенок?
  2. Когда младенцы начинают слышать – развитие слуха у новорождённых
  3. Каким образом ваш малыш будет реагировать на звуки?
  4. Как узнать, насколько хорошо слышит новорождённый?
  5. Когда младенцы начинают слышать после рождения?
  6. Развитие слуха у младенцев
  7. Как можно стимулировать развитие слуха у новорождённых?
  8. Как определить, что не слишком ли звуки громкие для вашего ребёнка?
  9. Факторы, влияющие на развитие слуха у новорождённого
  10. Обследование органов слуха у младенцев
  11. Когда стоит начинать волноваться о проблемах со слухом у новорождённых?
  12. Слышит ли малыш?
  13. Развитие слуха у детей
  14. Как слышат дети
  15. Как развивается слух
  16. Распознавание потери слуха у детей
  17. Проблемы со слухом у детей
  18. Что слышит ваш ребенок? Когда лучше проводить диагностику слуха?
  19. Как формируется слух у ребенка?
  20. Типичные отговорки родителей
  21. Как понять, что ребенку нужно проверить слух, и когда это лучше делать?
  22. Что делать, если ребенок плохо слышит?
  23. Записаться на бесплатный подбор слухового аппарата
  24. Если Ваш ребенок не слышит / Дети / Слух – Центр АВРОРА, Киев
  25. Речь – это зеркало слуха
  26. Центр АВРОРА – специалист и друг
  27. Взрослые, подарите ребенку радость слышать окружающий мир! Ваша любовь – это билет малышу в полноценную взрослую жизнь!

Слышит ли Ваш ребенок?

Слышит ли ваш малыш?

          Иногда, идя по улице, мы замечаем людей, которые жестикулируют, повернувшись, друг к другу. Мы проходим мимо, не задумываясь, как живется этим людям в стране глухих когда мир вокруг тебя лишен всех звуков, когда ты не можешь услышать плач новорожденного малыша, признание в любви, слова прощения, мольбы о помощи.

А как живется маленькому, только что родившемуся человечку в мире без колыбельной мамы, без смеха папы, без мяуканья кошки, пения птиц? Как жить и развиваться ему, лишенному слуха? И, если Вам кажется, что Вас и Ваших близких обойдет эта беда, то могу огорчить Вас, это может случиться с каждым.

Существуют факторы риска по тугоухости:

Неблагоприятный семейный анамнез:

            1.Нарушение слуха в молодом возрасте хотя бы у одного из членов семьи.

 Неблагоприятный материнский анамнез:

            1. Токсикозы первой половины беременности и гестозы.

            2. Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, корь, опоясывающий лишай, herpes zoster, цитомегаловирусная инфекция, грипп, эпидемический паротит, токсоплазмоз и др. вирусные инфекции).

            3. Применение матерью во время беременности ототоксических препаратов.

Неблагоприятный анамнез жизни ребенка:

            1. Недоношенность.

            2.Гестационный возраст более 40 недель.

            3.Оценка по шкале Апгар при рождении 0-3.

            4. Масса тела при рождении менее 1500 г.

            5. Асфиксия новорожденного

            6. Врожденные пороки челюстно-лицевого скелета

            7.Сочетанные с нарушением слуха пороки развития ребенка

            8. Внутричерепная родовая травма

            9.Тяжелое гипоксически-ишемическое поражение ЦНС

            10. Гемолитическая болезнь новорожденного.

            11. Гипербилирубинемия (более 20 мкрмоль/л).

            12. Менингит новорожденных.

            13.Лечение ототоксическими препаратами

            Главное, что должна знать каждая мама, что слух новорожденному проверяют в род. доме на 3-4 сутки. Проводится это ВСЕМ малышам. Результат обязательно записывают в выписку: это: “тест прошел” или “не прошел”.

На этом моменте, подробнее для тех, кто “тест не прошел”: дорогие мамочки, волноваться еще рано, это не означает, что ребенок не слышит, это означает, что Вы должны в 1 мес повторить этот тест в поликлинике по месту жительства.

Существуют причины, непрохождения этого теста:

•         Серные массы (родовая смазка) в наружном слуховом проходе

•         Миксоидная ткань или экссудат в среднем ухе

•         Поражение наружных волосковых клеток

•         Несоблюдение условий проведения теста (тест проводится в тишине, при этом ребенок должен спать!)

Если же, во второй раз ребенок не проходит аудиологический тест, его обязательно должны направить на углубленное аудиологическое обследование в сурдологический центр: детей Свердловской Области – в Областной детский сурдологический центр МКМЦ “Бонум”. Там опытные специалисты определят степень потери слуха, расскажут дальнейшие Ваши действия.

            Некоторым малышам необходимо надеть слуховые аппараты, и надеть их нужно в определенный срок: до 6 месяцев.

И, неправда, что все вокруг скажут, что рано, что нужно подождать, что слуховые аппараты портят слух и одевать их нужно только в крайних случаях! Нужно слушать ВРАЧА! Ведь промедление со слухопротезированием в первый год жизни, влечет за собой отставание в речевом развитии.  Если ребенок не слышит звуки, он не понимает речь, поэтому не начнет говорить или начнет говорить позже, со значительными нарушениями.

Помните, что современные слуховые аппараты, это не те устаревшие аппараты, которые Вы видели на бабушках. Современное слухопротезирование это:

  • Цифровая обработка звукового сигнала
  • Точность настройки
  • Многоканальность
  • Программируемость
  • Многопрограмность
  • Направленность микрофона
  • Управление акустическими параметрами
  • Подавление акустической обратной связи
  • Шумоподавление

            Но, есть потери слуха, при которых не сможет помочь никакой, даже самый мощный слуховой аппарат: это глухота! Это страшные слова, их страшно говорить врачу и страшно услышать маме: Ваш ребенок не слышит.

И Вы понимаете, что самый лучший, самый красивый в мире малыш никогда не станет музыкантом (или врачом, или актером). Потому, что он глухой. Разве можно передать все горе и отчаяние, которое охватывает родителей, бабушек и дедушек. Главное, чтобы Вы не остались одни в этот момент.

Врачи и педагоги Областного детского сурдологического центра МКМЦ “Бонум”, помогут  Вам справиться со всеми трудностями.

            На сегодняшний день – глухота это не приговор. Существует проверенный, эффективный и безопасный метод реабилитации детей  с тотальной глухотой. Это кохлеарная имплантация.

             КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ – это система мероприятий и технических средств,  направленная на восстановление отсутствующего физического слуха.

            Комплект кохлеарной имплантации состоит из двух частей: внутренней и наружной. Внутренняя (имплантируемая), хирургическим путем помещается под кожу головы и в улитку во время операции. Наружная часть – речевой процессор носится за ухом или пристегивается к одежде малыша.

Как работает система кохлеарной имплантации?

1. Микрофон воспринимает окружающие нас звуки и передает их в речевой процессор.

  2. Речевой процессор анализирует звуки и кодирует их в последовательность электрических импульсов.

  3. Эти импульсы антенна-передатчик посылает через неповрежденную кожу к кохлеарному импланту.

  4. Имплант передает электрические импульсы на электроды в улитке, где происходит стимуляция волокон слухового нерва.

 5. Слуховой нерв воспринимает электрические импульсы и посылает информацию в слуховые центры мозга. Мозг распознает переданные сигналы как звук.

Показания к кохлеарной имплантации

·         Двусторонняя глубокая сенсоневральная глухота (средний порог слухового восприятия на частотах 0,5, 1 и 2 кГц более 95 дБ)

·         Пороги слухового восприятия в свободном звуковом поле при использовании оптимально подобранных слуховых аппаратов превышающие 55 дБ на частотах 2-4 кГц

·         Отсутствие выраженного улучшения слухового восприятия речи от применения оптимально подобранных слуховых аппаратов (у детей, перенесших менингит, этот промежуток может быть сокращен)

·         Отсутствие когнитивных проблем

·         Отсутствие психологических проблем

·         Отсутствие серьезных сопутствующих соматических заболеваний

·         Готовность родителей к длительному послеоперационному   реабилитационному периоду занятий с аудиологами и сурдопедагогами

Противопоказания  к кохлеарной имплантации являются:

·         Полная или частичная, но значительная, облитерация улитки

·         Ретрокохлеарная патология (поражение слухового нерва, невринома слухового нерва и проч.)

·         Отрицательные результаты промонториального теста

·         Сопутствующие тяжелые соматические заболевания (хроническая почечная недостаточность, декомпенсированные пороки сердца и т.д.)

·         Интеллектуальная недостаточность

·         Наличие очаговой патологии в корковых или подкорковых структурах головного мозга

·         Отсутствие стремления к многолетней работе с сурдопедагогом после имплантации  или отсутствие поддержки членов семьи и их готовности к длительной реабилитационной работе

Отдельно хочется затронуть тему преимущества проведения кохлеарной имплантации в раннем возрасте.                    

            Чем раньше выявлена потеря слуха, тем раньше можно провести кохлеарную имплантацию. Если операцию провели рано, до того как малыш научился говорить, то речь ребенка может развиваться спонтанно, практически так же, как у их слышащих ровесников.

            Чем позже сделана операция, тем больше усилий родителей, занятий с педагогами Вам потребуется, тем сложнее ребенку понимать окружающих людей , и научиться говорить.

В настоящее время имплантацию у детей проводят уже на первом году их жизни.

            Я искренне верю, что пройдет несколько лет (для кого-то 2 года, для кого-то 3) и Ваш изумительный ребенок прибежит из детского сада и скажет Вам: ” Маасьа, ся, я дя атя” что означает: “Мамочка, садись скорей, я дам тебе конфетку”. И это будут самые приятные моменты Вашей жизни.

И пусть в первое время понимать его будете только Вы, наступит момент,  когда уже совсем взрослая и красивая дочка или умный и сильный сынок, закончив школу, поцелует Вас и совсем по-другому скажет: “Спасибо за все, милая мамочка”. И тогда Вы вспомните всех тех людей, кто поверил в Ваши силы, кто был с Вами в те трудные первые годы.

Так давайте вместе с вами станем этими добрыми людьми и поможем глухому ребенку выйти из мира глухонемоты. Пусть он услышит мир и заговорит.

Источник: http://www.bonum.info/stati/slyshit-li-vash-rebenok/

Когда младенцы начинают слышать – развитие слуха у новорождённых

Слышит ли ваш малыш?

Процесс развития слуха у вашего малыша очень важен, так как это одно из внешних чувств, позволяющих ребёнку общаться. Младенец начинает слышать звуки и подражать им, развивая, таким образом, способность разговаривать.

Кроме того, голоса родителей действуют на малышей успокаивающе. Формирование слуха на самом деле – один из ключевых моментов в развитии ребёнка.

Это не значит, что с неразвитым слухом ваш ребёнок не будет расти, но появление слуха определенно ускорит его развитие.

Каким образом ваш малыш будет реагировать на звуки?

Первым у младенцев развивается слуховое восприятие. Более того, развитие способности слышать начинается ещё до рождения ребёнка. Из-за этого многие родители включают музыку и разговаривают со своими малышами, когда они ещё находятся в утробе матери.

Способность реагировать на звуки у вашего ребёнка развивается в течение нескольких месяцев до его рождения, а полностью сформироваться может уже через месяц после. Однако ваш малыш, скорее всего, начнёт реагировать на звуки гораздо позже. Причём вы должны быть готовы к различным реакциям.

Например, если вы будете напевать, укладывая своего малыша спать, это может успокоить его и не дать расплакаться. Того же результата можно добиться, просто разговаривая с ним.

Как узнать, насколько хорошо слышит новорождённый?

Узнать, насколько хорошо слышит ваш малыш, можно с помощью обследования, которое проводится в больнице сразу после родов. Если у вас есть сомнения по поводу состояния слуха вашего ребёнка, обратитесь к лечащему врачу. Он даст вам ознакомиться с результатами обследования и при необходимости проведёт ещё одно, чтобы убедиться, что слух ребёнка развивается надлежащим образом.

Когда младенцы начинают слышать после рождения?

Сложно сказать, когда ваш малыш начинает слышать впервые, так как слух ребёнка, как уже отмечалось выше, формируется внутриутробно.

У каждого ребёнка слух появляется в разное время, но, когда это произойдёт, ваш малыш начнёт толкаться более активно, услышав знакомые звуки. Например, подобную реакцию может вызвать голос вашего партнера.

После рождения слух у ребёнка развивается крайне быстро и будет полностью сформирован уже через 4-7 недель.

Развитие слуха у младенцев

Очень важно наблюдать за развитием слуха вашего малыша в течение первого года жизни. Ниже представлен приблизительный график нормального развития слухового восприятия у детей:

  • 0-2 месяца. Орган слуха у ребёнка уже полностью сформирован. Малыш, вероятно, пока не будет реагировать на звуки, но вы можете контролировать его развитие с помощью медицинских обследований. Примерно в этом возрасте они начинают различать высокие звуки.
  • 3 месяца. Приблизительно в это время ребёнок начинает каким-то образом реагировать на звуки, как правило, подражая им. Малыш будет агукать в ответ на ваш голос или другие звуки, развивая тем самым свою способность разговаривать.
  • 6 месяцев. Это важный этап в развитии слуха, когда ваш малыш начинает реагировать на более мягкие звуки и пытаются повторить незнакомые.
  • 12 месяцев. Это заключительный этап формирования слуха. Ваш ребёнок теперь может распознавать и реагировать на большинство мягких и низких звуков. Не удивляйтесь, когда он начнёт узнавать свои любимые песни и голоса персонажей из мультиков.

Как можно стимулировать развитие слуха у новорождённых?

Существует немало методов, способствующих развитию слуха у ребёнка. При желании вы можете воспользоваться следующими советами:

  • Больше разговаривайте при ребёнке. Постарайтесь также беседовать с ним как можно чаще и попросите о том же вашего партнера.
  • Включайте спокойную, расслаблявшую музыку, желательно инструментальную. Известно, что мягкий джаз развивает музыкальный слух, успокаивает ребёнка и способствует формированию слухового восприятия. Западная классическая музыка оказывает аналогичное воздействие.
  • Нужно постоянно петь или читать ребёнку. Голоса родителей действуют на них успокаивающе.
  • Когда ваш малыш подрастёт, покупайте ему музыкальные игрушки.
  • Наблюдайте за ребёнком и заостряйте внимание на каждом звуке, привлекшем его внимание. Например, заметив реакцию на шум самолета, поднимите голову вверх, показывая, что вы тоже его слышите.

Как определить, что не слишком ли звуки громкие для вашего ребёнка?

На самом деле это очень непросто, так как ребёнок начинает реагировать на звуки лишь спустя примерно три месяца после рождения. Поэтому в течение первых трёх месяцев рекомендуется по возможности устранить все громкие звуки.

На четвёртом месяце на слишком громкие звуки ваш малыш будет реагировать плачем. По мере взросления реакция младенцев на чересчур громкие звуки становится все более своеобразной. Одни полугодовалые малыши начинают плакать, другие пугаются и затихают.

Дети, уже умеющие передвигаться, могут попытаться отползти подальше от источника звука.

Факторы, влияющие на развитие слуха у новорождённого

Существует множество факторов, влияющих на формирование слуха у вашего малыша, например:

  • постоянная подверженность громким звукам;
  • кислородное голодание во время родов;
  • преждевременные роды;
  • генетические отклонения;
  • перенесённые во время беременности инфекции, такие как краснуха;
  • серьёзная травма головы;
  • воспаление уха;
  • повреждение барабанных перепонок ватными палочками или наушниками;
  • нахождение в непосредственной близости от места запуска фейерверков;
  • высокая температура.

Подверженность данным факторам может привести к нарушению слуха у ребёнка на время или навсегда.

Обследование органов слуха у младенцев

В настоящее время в большинстве больниц вскоре после рождения ребёнка проводится плановое обследование органов слуха. Восстановившись в некоторой степени после родов, вы можете узнать результаты обследования у своего лечащего врача.

В случае, если его ещё не проводили, убедитесь, чтобы обследование состоялось до того, как вы покините больницу.

Вернувшись домой, вы можете использовать представленные ранее советы для контроля развития слуха ребёнка, наблюдая за реакцией малыша на звуки в течение определенного периода и сравнивая их с примерным графиком развития слуха, приведённым выше.

Когда стоит начинать волноваться о проблемах со слухом у новорождённых?

Самое главное, чтобы вы понимали, что слух у младенцев формируется ещё до рождения. Если обследование в больнице выявит какие-то нарушения, или развитие слуха у вашего малыша будет отставать от графика, это повод для обращения к медицинскому специалисту.

Слуховое восприятие у малышей полностью формируется в течении одного или двух месяцев после рождения. С помощью рекомендаций, приведённых выше, вы можете стимулировать процесс развития слуха у вашего малыша.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bc9c8c972614100aac43a0b/kogda-mladency-nachinaiut-slyshat-razvitie-sluha-u-novorojdennyh-5d93b846e6cb9b00b2586251

Слышит ли малыш?

Слышит ли ваш малыш?

Слышит ли ребенок?Такой вопрос возникает в семьях, гдеесть неслышащие, либо в тех случаях,когда малыш перенес тяжелое заболевание,сопряженное с использованием антибиотиков,пагуб­но воздействующих на слуховойнерв (об этом, как правило, пре­дупреждаютврачи). Обычно молодые родители следятза тем, как ребенок ест, спит, когда началдержать головку, садиться, вставать.

Внимательную маму может насторожить,что в 5—6 месяцев ребенок не реагируетна погремушку, не поворачи­вает голову,когда его зовут по имени, не просыпаетсяот звонка в дверь или телефона. Вбольшинстве же случаев ро­дителиначинают беспокоиться тогда, когда ихмалыш начинает отставать от сверстниковв развитии речи. Это происходит обычнок году – к полутора годам.

В этом возрастепоявляются первые слова, т. е. ребенокобозначает какими-либо звуками любимыеигрушки, близких, выражает просьбу. Этиые реакции могут быть похожи нате слова, которым они соответствуют(мама, баба,ай — дай), амо­гут и резко отличаться (ха-ха—ложка).

У ребенка даже с не­большим снижениемслуха к году – полутора годам безспециального обучения такие слова непоявляются.

Когда же следуетобратить внимание на слух малыша? Спер­вых же недель и месяцев жизни. Этоочень важно для своевре­менного началакоррекционной работы с ребенком. Чемраньше она начнется, тем меньше будетотставание в развитии от слышащихсверстников.

На что надо обратитьвнимание? Бесполезно ждать, чтоново­рожденный малыш отреагирует назвук так же, как взрослый или даже ребенок4—5 месяцев, т. е. повернет голову всторону звука. Механизм реагированияна звуки формируется постепенно, и длякаждого возраста он свой.

Еще в утробе материплод реагирует на звуки. Это выявляетсяс помощью специальных приборов, которыефиксируют изменение частоты сердцебиенияплода в ответ на звуковые сигналы извне.

В первые часы и дни жизни специальныеобследования позволяют определить,слышит ли ребенок.

К сожалению, в настоящеевремя такие обследования не получилиширокого распространения и но­сят восновном исследовательский,экспериментальный характер.

Видимые же безпомощи каких-либо приборов реакциимладен­ца на звуки можно наблюдатьсо второй-третьей недели жизни,когда у ребенкапоявляется слуховое сосредоточение.Слуховое со­средоточение — это реакцияребенка на внешний звуковой раздражитель,которая выражается в полном или частичномторможении движе­ний.

Наиболееотчетливо реакция проявляется приподаче дли­тельного, достаточногромкого сигнала на недалеком от ребенкарасстоянии во время крика. В этом случаечерез несколько секунд (иногда через15—20 с) можно наблюдать, как ребенокпосте­пенно замирает, перестаетдвигаться и замолкает, иногда на всевремя звучания сигнала.

Такое торможениевозникает на резкий звук, а позже наголос.

Огромную радостьприносит родителям улыбка малыша. Онапоявляется, как правило, на первой неделевторого месяца жизни, когда ребеноксмотрит на говорящего взрослого.Несколько позже, примерно к 2 месяцам 2неделям, отмечаются первые спокойныеые реакции, возникающие придлительном «разговоре» с ребенком илипроизнесении протяжных тихих звуковнад его ли­цом.

Ребенок как быразговаривает со взрослым. Этаочарователь­ная улыбка и включениемалыша в ое общение часто вво­дятродителей в заблуждение, так как онисчитают, что ребенок улыбается и гулитв ответ на слышимые звуки обращенной кнему речи. Но, как показывает практика,такие реакции нередко воз­никают и унеслышащего малыша.

Вызываются онивидом обра­щенного к нему лица, ласковымвыражением глаз, нежными погла­живаниями.

Наконец, к 3 месяцам(реже в 3,5—4 месяца у недоношенных иослабленных детей) у слышащих младенцеввозникает реакция на звук, выраженнаяв повороте головы и глаз в сторонуисточ­ника звука. Исследователиотмечают, что впервые эта реакцияпо­является на человеческий голос.

На другие звуки ребенок начинаетреагировать несколько позже. Имеютсябольшие индивидуальные различия вбыстроте проявления реакции.

Некоторыедети повора­чивают голову сразу, ещево время звучания, другие — после того,как звук прекращается, у некоторых детейреакция появляется через 0,5 мин.Первоначально младенцы определяютнаправление звука сбоку — справа илислева, позже — сзади.

Важно отметить,что очень маленький ребенок поворачиваетголову на звук с рас­стояния не более3 м, лишь дети старше полугода обращаютвнимание на звуки, производимые набольшом расстоянии — до 5—6 м.

В период с 3 до 6месяцев у многих детей появляетсяотрица­тельная реакция (крик) на резкиеили непривычные звуки.

При этом малышвесь вздрагивает, широко открываетглаза и стано­вится совершеннонеподвижным (полное двигательноеторможе­ние), затем морщится, краснеети иногда сразу, иногда через 10—15 сначинает кричать.

Реакция эта непостояннаи зависит от состояния ребенка, главнымобразом от его индивидуальныхосо­бенностей. Чаще она возникает упугливых детей, которые могут реагироватькриком и на менее резкие раздражители.

Таким образом,внимательно наблюдая за ребенком,доста­точно рано можно заметитьотклонения от нормального хода раз­витияслухового анализатора. Если ребенок нереагирует на резкие звуки, если вовремяне начинает поворачивать головку всторону источника звука, не следуетуспокаивать себя тем, что он милоулыбается при общении с близким, гулитв ответ на «разговор» с ним.

При появлениитревожных симптомов родителям следуетобращаться к специалистам —врачам-сурдологам по месту жи­тельстваили в специализированные научные центры.

Специалисты проведут дифференцированнуюдиагностику состояния слуховой функциималыша, назначат необходимое лечение,при необходи­мости подберутиндивидуальные слуховые аппараты,учителя-дефектологи познакомят сметодикой реабилитационных занятий смалышом.

Для получениянаиболее полных данных о состояниислуховой функции, достаточных длядиагностики и определения путейкоррекционной работы, необходимопроведение комплексногомедико-психолого-педагогическогообследования.

Медицинскоеобследование предполагает отиатрическийосмотр (осмотр врачом-отоларингологом)и аудиологическое исследо­вание.

Еслиотиатрический осмотр, как правило, невызывает каких-либо затруднений, тоаудиологическое исследование детейпервых трех лет жизни в силу их возрастныхособенностей сопря­жено с большимитрудностями. Исследование слуха младенцаме­тодами, используемыми для болеестарших детей, не представля­етсявозможным.

Однако существуют специальныеметодики исследования слуха, которыепозволяют установить факт его сниженияи оценить уровень и характер его нарушенияу детей, начиная с периода новорожденности.К ним относятся:

  • регистрация вызванной отоакустической эмиссии, позволяющей зафиксировать даже незначительное – на уровне 10-15 дБ – снижение слуха;
  • регистрация акустического рефлекса, позволяющего определить наличие снижения слуха и выявить порог неприятных ощущений на громкие звуки – порог дискомфорта; эти данные крайне важны при слухопротезировании;
  • проведение тимпанометрии, позволяющей оценить состояние среднего уха, что дает возможность определить форму тугоухости: кондуктивная, смешанная, сенсоневральная;
  • регистрация слуховых вызванных потенциалов, в результате которой определяются пороги снижения слуха (слуховой чувствительности).

Наряду с этимиметодами исследования слуховой функции,которые являются объективными,и не зависят от возраста и состоянияребенка, используются педагогическиеметоды исследования слуха. При обследованииизучаются субъективные,поведенческие реакции ребенка наразнообразные звуки.

Данные объективногои субъективного исследований сопоставляютсямежду собой, и только при их согласованииможно быть уверенным, что состояниеслуха малыша оценено верно.

Кроме того, данныепедагогического обследования позволяютоценить, насколько поведенческие реакциина звуковой стимул, доступный слуховомувосприятию ребенка, соответствуютвозрасту. Также выявляются и другиеиндивидуальные особенности реакций назвук.

Эти данные позволяют уточнитьструктуру нарушения развития малыша ивыстроить с их учетом индивидуальнуюпрограмму педагогической коррекциинарушенной слуховой функции (включаяуточнение режима работы индивидуальныхслуховых аппаратов, предложенноговрачом-сурдологом).

Специалистамипредлагаются разнообразные методикипедагогического обследования слуха.Одна из них разработана в Институтекоррекционной педагогики РАО дляпедагогической оценки состояния слухадетей младенческого и раннего возраста.

Состояние слуха детей от 1 до 1,5 летоценивается на основе безусловныхориентировочных (поведенческих) реакцийна комплекс звуковых стимулов.

Состояниеслуха детей старше 1-1,5 лет изучается наоснове предварительной выработкиусловной двигательной реакции на звук.

В качестве звуковыхстимулов используются звучащие игрушки(погремушка, шарманка, дудка, гармошка,свисток, кожаный барабан), тоны аудиометра,голос и шепот.

Интенсивностьзвучания игрушек составляет 75—100 дБ.Как видно, по интенсивности звучанияигрушки мало отличаются, хотя субъективнозвук, например шарманки, кажется заметноболее тихим, чем барабана. Это следствиетого, что в зву­чании каждой из игрушекпреобладает определенная частота.

Вданном наборе звучаний наиболее выраженычастоты 500—1000 Гц (барабан — 500 Гц, гармошка— 2000 Гц, свисток — 2500 Гц, дудка — 3000 Гц,шарманка — 4000 Гц, погремушка — 5000 Гц).Чем ниже частота звука, тем субъективногромче он воспринимается. Таким образом,с помощью звучащих игрушек можноопределить частотный диапазонвоспринимаемых звучаний.

Определеннуюроль играет и расстояние, с которогоподается звуковой сигнал.

В качестве ре­чевыхсигналов используются звукосочетаниятипа папапа,пупупу, сисисии имя ребенка.

Для исследованиятонального слуха используется клиническийаудиометр, при этом детям до 1,5 летпредъявляется модулированный тональныйсигнал в свободном звуковом поле (черезакустические колонки) со зрительнымподкреплением в виде светящейся картинкисо стороны подаваемого звука (рис. 4).

Источник: https://studfile.net/preview/6213523/page:2/

Развитие слуха у детей

Слышит ли ваш малыш?

С момента рождения и вплоть до наступления зрелости наш организм постоянно растет и развивается. Хотя скачки роста и пубертатный период наиболее заметны, наши уши тоже проходят процесс развития.

Как и большинство других наших органов чувств, слух начинает развиваться еще внутриутробно. Однако способность слышать проходит долгий путь, прежде чем превратиться в сложно организованный процесс.

Слух играет большую роль в формировании навыков общения, взаимодействия с окружающим миром и его познавании.

Ниже мы подробно рассмотрим особенности детского слуха, процесс его развития и проблемы, которые могут возникнуть на ранних этапах жизни ребенка.

Как слышат дети

Слух у детей появляется еще внутриутробно, и уши у плода начинают формироваться еще на 9-й неделе беременности. Вначале появляются маленькие отростки, из которых впоследствии формируются уши малыша. К 18-й неделе плод способен слышать звук.

Ребенок способен слышать звуки снаружи матки, но они наполовину приглушены. Это происходит потому, что плод окружен жидкостью и звук не отчетливый.

Однако плод также слышит разнообразные внутренние звуки, включая сердцебиение матери, звуки пищеварительного тракта и ее дыхание.

Примерно к 24-й неделе ребенок начинает откликаться на звуки и голоса. Материнский голос — важная часть ранних этапов развития ребенка. Это самый ясный звук, который он может слышать, и со временем дети действительно становятся способны его распознавать. Хотя большинство матерей разговаривают со своим будущим ребенком, многие из них не знают, что их дети действительно их слушают.

Широко распространено заблуждение, что можно повлиять на IQ детей, если ребенок, находясь еще в утробе матери, будет слышать классическую музыку, но это не значит, что проигрывание музыки вовсе бессмысленно.

Однако следует иметь в виду, что во время беременности важно избегать воздействия громких шумов. Хотя громкие звуки и редкие концерты не навредят плоду, чрезмерное воздействие шума может привести к потере слуха еще до его рождения.

Существует ряд исследований, выявляющих связь воздействия шума и нарушения слуха у новорожденных, поэтому лучше всего бережно относиться к слуху вашего ребенка.

Как развивается слух

Как только ребенок рождается, развитие слуха продолжается. Если некоторые дети уже рождаются с потерей слуха или теряют его непосредственно после родов, у других она может развиться через короткое время после рождения, зачастую вследствие болезни. Скрининг слуха обычно проводят в первые несколько дней после рождения, чтобы обеспечить раннее выявление любых нарушений.

Также важно вакцинировать детей в соответствии с графиком, рекомендованным вашим педиатром, и избегать ситуаций, которые могут спровоцировать серьезное заболевание ребенка. Наблюдение за слухом малыша также может помочь заметить любые проблемы, прежде чем они превратятся в серьезное нарушение.

Если вы полагаете, что ваш ребенок страдает от потери слуха, следует незамедлительно обратиться к педиатру и аудиологу.

Слух тесно связан с развитием детей и их способностью общаться. Они используют слух, чтобы определить местоположение и людей, получить утешение, приобрести знания и играть в игры. Все это можно наглядно наблюдать на различных этапах развития ребенка.

С самого рождения дети начнут реагировать на громкие звуки пробуждением или плачем. Они будут узнавать голос матери и научатся распознавать голоса других членов семьи или тех, кто с ними нянчится. Дети даже смогут адаптировать свой плач в зависимости от своих различных потребностей.

Плач — единственное, чем малыши могут помочь себе, и поэтому они рассчитывают, что их крики будут услышаны и поняты взрослыми. Также младенцы успокаиваются или улыбаются, когда с ними разговаривают, в особенности их матери. Многие дети находят утешение в звуке тех, кто с ними нянчится.

В возрасте примерно от четырех до шести месяцев у малышей начинает развиваться лучшее понимание звуков.

Теперь дети начинают откликаться на изменение тона голоса, по-разному реагируя на строгие голоса и нежное воркование.

Они начинают визуально соотносить шумы и источники звука и могут искать игрушки, издающие звук. Начинают проявляться реакции на музыку, смех, малыши даже могут начать лепетать, подражая речи.

К году у детей начинает формироваться словарный запас и совершенствуется понимание звуков. В этот период детское бормотание становится более связным, они пытаются копировать звуки окружающих их слов.

Многие малыши вскоре осваивают простые слова, такие как «мама» или «мяч», и начинают распознавать свое имя. Они начинают слушать, когда с ними разговаривают, и поворачиваться к источнику звука.

Возможно, малыши даже будут пытаться по-своему общаться, поднимая ручки, покачиваясь или что-то бормоча. Также дети используют звуки в играх, например в ладушках или ку-ку.

Если кажется, будто ребенок игнорирует звуки или не в состоянии проанализировать их, это может быть признаком ранней потери слуха. В таких случаях могут понадобиться скрининговое тестирование слуха и осмотр слухового канала.

Распознавание потери слуха у детей

Развитие ребенка в значительной степени зависит от его способности слышать. Слух необходим ему для общения, изучения речи и понимания мира вокруг него. Если слух затруднен или полностью отсутствует, вероятно, ребенку будет труднее научиться говорить и озвучивать свои нужды. 
 
Дети с нарушением слуха могут демонстрировать следующее поведение:

  • не откликаться на свое имя;
  • не поворачиваться к источнику звука;
  • прикасаться или хвататься за уши из-за боли или шума;
  • равнодушие к окружающим звукам или голосам.

Дети, научившиеся говорить, будут демонстрировать более явные признаки потери слуха, которые могут выражаться в следующем:

  • трудности в школе;
  • странная манера речи или модуляция голоса;
  • частые жалобы на боль в ушах или громкие шумы;
  • наблюдение за движением рта людей во время разговора (чтение по губам);
  • частое неправильное понимание слов, даже если их четко произносят или повторяют;
  • частое повторение «Что?» или «А?», даже если внимание сфокусировано на беседе;
  • сидение близко к телевизору, прибавление громкости или просьба включить субтитры;
  • отсутствие отклика на свое имя и осознания, что вы обращаетесь к ним.

Эти проблемы со слухом могут быть вызваны временными формами потери слуха, такими как ушные инфекции, или могут быть симптомом более серьезного заболевания. В число таких серьезных проблем входят такие состояния, как нарушение слухового восприятия или приобретенная потеря слуха.

Проблемы со слухом у детей

Проблемы со слухом у детей принимают три основные формы: врожденную, приобретенную и преходящую. Врожденные нарушения слуха проявляются с рождения и обычно выявляются рано.

Приобретенная потеря слуха возникает после рождения и может быть вызвана травмой или заболеванием. Временную потерю слуха чаще всего вызывают возникающие ушные инфекции и закупорки евстахиевой трубы.

 
 
Врожденная потеря слуха обусловлена следующими факторами: 

  • генетические нарушения, такие как аутосомно-рецессивная потеря слуха, которая является наиболее распространенной формой потери слуха генетического происхождения. Такое нарушение возникает, когда оба слышащих родителя имеют рецессивный ген потери слуха и передают его ребенку. Аутосомно-доминантная потеря слуха является второй по распространенности и возникает, когда родитель с доминантным геном передает его ребенку;
  • генетические синдромы, такие как синдром Тричера Коллинза, синдром Альпорта, синдром Дауна, синдром Ушера и другие;
  • недоношенность.
  • состояния, которые влияют на роды, включая краснуху, токсоплазмоз и герпес;
  • осложнения при родах, такие как кислородная недостаточность или необходимость переливания крови;
  • наркотическая или алкогольная зависимость матери;
  • применение ототоксических лекарственных препаратов, включая НПВП и некоторые антибиотики.

Приобретенная потеря слуха может быть вызвана:

  • травмой головы;
  • нарушением целостности барабанной перепонки;
  • серьезными инфекциями (корью, свинкой, менингитом и коклюшем);
  • продолжительным воздействием громких звуков;
  • болезнью Меньера;
  • отосклерозом;
  • частыми или невылеченными ушными инфекциями.

Временную потерю слуха часто вызывают ушные инфекции, которые лечатся лекарственными препаратами и обработкой. Однако без лечения временная потеря слуха может превратиться в приобретенную потерю слуха.

Все формы потери слуха могут негативно влиять на развитие и слух ребенка. По этой причине важно внимательно следить за тем, как ваш ребенок слышит и общается с остальными. Если вы начинаете замечать проблемы, отведите ребенка на скрининговое тестирование слуха. Даже если все в порядке, когда дело касается ушей вашего ребенка, лучше перестраховаться.

Была ли вам полезна эта статья? Если у вас остались вопросы о здоровье слуха или вы просто хотите больше узнать о том, как функционируют наши уши, вы можете ознакомится с архивом информационных материалов Signia Hearing.

Мы пополняем эту подборку каждую неделю, поэтому подписывайтесь на нашу новостную рассылку, чтобы всегда быть в курсе новых статей. Мы рассматриваем все темы, связанные со слухом, — от общих сведений до специфических материалов о слуховых аппаратах.

Наши уши и то, как они функционируют, — предмет, требующий изучения, и цель Signia Hearing — дать ответы на как можно большее количество вопросов.

Источник: https://www.signia-hearing.ru/blog/the-development-of-childrens-hearing/

Что слышит ваш ребенок? Когда лучше проводить диагностику слуха?

Слышит ли ваш малыш?

В наш центр слуха «Беттертон» ежедневно обращаются родители, подозревающие у своих детей нарушения слуха. К сожалению, зачастую они приводят их на той стадии, когда врожденные отклонения уже повлияли на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка.

Ведь заметить, что младенец плохо слышит, довольно непросто, но именно в первые месяцы жизни формируются основные речевые навыки. В итоге дети, которых приводят к нам уже с 3-4 степенью тугоухости и серьезной отсталостью в развитии, вынуждены годами проходить реабилитацию, чтобы восполнить эти пробелы.

Вот почему скрининг новорожденных необходимо сделать обязательной процедурой при профилактическом осмотре малыша.

Как формируется слух у ребенка?

Не секрет, что многие функции человеческого организма закладываются еще в утробе. И здесь огромное значение играет здоровье матери и ее эмоциональное состояние. Особый риск для слуха ребенка представляет краснуха и прочие вирусные заболевания, перенесенные при его вынашивании. Также негативно на нем отражается прием антибиотиков: гентамицина, стрептомицина и т д.

Если подобные случаи во время беременности имели места, после родов необходима обязательная диагностика слуха.

Не помешает она и тем младенцам, которых вынашивали абсолютно здоровые мамы, не принимавшие никаких лекарственных препаратов.

Ведь не исключены вероятности наследственных заболеваний и различных аномалий, вызванных случайными факторами. Максимально точную и развернутую картину в этом плане дает скрининг новорожденных.

И здесь мы сталкиваемся с двумя проблемами. Первая – недостаточный уровень развития нашей медицины. Оборудования для проведения такого обследования зачастую нет в большинстве родильных домов. А если даже и есть, то, как бы абсурдно это ни звучало, им не пользуются. Это связано с недостатком специалистов, способных работать с этой методикой.

Вторая причина – сами родители. Они не придают значения проблеме и обращаются к сурдологу слишком поздно, когда сензитивный период уже безнадежно упущен.

Типичные отговорки родителей

Когда к нам приводят детей с сильными нарушениями слуха, популярный вопрос: «почему не забеспокоились раньше»? Ведь на первых месяцах жизни, когда закладываются основы формирования речи, все можно легко компенсировать. При этом нашим специалистам доводится слышать практически однотипные ответы:

  • «Нам казалось, он просто молчун – весь в моего деда»
  • «У нас в роду все долго молчат, я сама года в 3 заговорила»
  • «Но ведь он реагирует на разные звуки, просто не слушается»
  • «Мы постоянно обращались к отоларингологу, но кроме чистки ушей, никакой помощи не получали»
  • «Нас он понимает нормально, а вот с детьми просто не любит общаться»

Отрицание – стадия, через которую проходят все родители в подобных случаях. Они просто не могут, отказываются поверить, что с их ребенком что-то не так. Другое дело, что длится она у всех по-разному. Ранняя диагностика слуха – гарантия полноценного развития малыша! И чем дольше вы «тянете время», тем больше возможностей у него забираете.

Как понять, что ребенку нужно проверить слух, и когда это лучше делать?

Благодаря современным методикам, проверка слуха доступна детям с первых месяцев жизни.

Новорожденным проводят скрининг – эта процедура не требуется визуальной реакции от обследуемого, к тому же дает максимально информативную справку о состоянии слуховой функции малыша.

Для детей постарше применяют игровую аудиометрию, тимпанометрию, КСВП и прочие процедуры. Иногда назначается комплексная диагностика, чтобы получить более точные результаты.

Как понять, что ребенку нужна диагностика слуха? Желательно делать ее в профилактических целях. Особенно она необходима в следующих ситуациях:

  • Малыш плохо или избирательно воспринимает речь
  • Чтобы он расслышал, приходится говорить громче
  • Ребенок отстает в формировании речевых навыков
  • Не может определить локализацию звука
  • Во время беременности вы перенесли инфекционные заболевания
  • Роды были тяжелыми
  • Ребенка в младенчестве лечили антибиотиками

Довольно часто при ОРВИ, гриппе и прочих вирусных заболеваниях малышам назначают сильнодействующие препараты, которые пагубно влияют на их слух. И после такого лечения важно пройти аудиометрию (проверка слуха).

Что делать, если ребенок плохо слышит?

Даже если у малыша обнаружили тугоухость, это не повод опускать руки. Современные слуховые аппараты способны полностью компенсировать отсутствующие функции и позволяют полноценно воспринимать мир.

Обратившись в один из наших филиалов в Киеве, Белой Церкви, Кременчуге, Львове или Кривом Роге, вы сможете обследовать ребенка и подобрать слуховой аппарат. Мы продаем приборы от именитых брендов с официальной гарантией.

Они миниатюрны, удобны в ношении и обеспечивают хорошее качество воспроизведения. Чтобы узнать больше, пройдите консультацию в нашем центре!

Записаться на бесплатный подбор слухового аппарата

Источник: https://bettertone.com.ua/chto-slyshit-vash-rebenok/

Если Ваш ребенок не слышит / Дети / Слух – Центр АВРОРА, Киев

Слышит ли ваш малыш?

Когда в семье пополнение, родители и бабушки с дедушками погружаются в счастливые хлопоты. Внимание взрослых сосредотачивается вокруг коликов в животе и первых зубиков. А вот то, что ребенок не реагирует на звуки – часто игнорируется.

Родители считают, что малыш еще просто маленький, «перерастет» – и теряют драгоценное время. Ведь нарушение слуха – один из физических недостатков человека, который может привести к задержке интеллектуального развития.

И тогда малыш, который родился даже умнее своих сверстников, начинает отставать от других детей.

Из-за отсутствия хорошего слуха следует задержка речи. В дальнейшем такой ребенок не успевает в школе, с трудом находит друзей.

Во взрослой жизни может появиться чувство неполноценности, проблемы с трудоустройством, куча комплексов и обид. Но этого печального сценария можно избежать, если вовремя помочь ребенку.

Необходимые составляющие для этого – квалифицированная медицинская помощь и готовность родных поддержать своего маленького гения.

Речь – это зеркало слуха

Выявить нарушение слуха у детей до трех лет родителям достаточно непросто. Часто мама или бабушка ощущают проблему интуитивно, но не знают, куда со своими тревогами и сомнениями бежать. «Добрые советы» знакомых или ведущего из телешоу воруют драгоценное время.

Не все знают, что в возрасте ребенок до 3-х месяцев должен просыпаться даже от тихих звуков.

В возрасте до шести месяцев малыш реагирует на игрушки, сам является источником различных звуков – улыбается, гулит. В полгода отзывается на свое имя.

В год ребенок повторяет за родными отдельные звуки. Малыш должен реагировать на тихую речь на расстоянии, как минимум, один метр.

В 2,5 года он активно «поддерживает беседу» – демонстрирует набор слов, показывает знакомые вещи по просьбе взрослых, «озвучивает», как говорят кошка или собачка. В возрасте от года до трех ребенок должен начинать говорить.

Дети старше 3 – х лет должны обеспокоить  родителей, если они неправильно произносят слова, или совсем не говорят.

Когда педагоги замечают, что школьник не реагирует на вопросы, не может сконцентрироваться, это  тоже сигнал о том, что нужно проверить слух у «молчуна».

Центр АВРОРА – специалист и друг

Вирусные заболевания, антибиотики, резус-конфликт, неблагоприятная экология , наследственность – причин нарушения слуха множество, и зачастую нельзя установить конкретную. Дети также могут потерять слух из-за перенесенных гриппа, отитов, и даже пагубной привычки не расставаться с наушниками.

К счастью, современных методов коррекции детской тугоухости сегодня немало. Центр слуховой реабилитации АВРОРА  – лучшее место, чтобы в этом убедиться. Ведь за 23 года существования Центра здесь помогли десяткам тысяч людей в возрасте от первых дней жизни и до самого преклонного возраста. Слух могут проверить ребенку с самого рождения – и составить, шаг за шагом, программу реабилитации.

Рекомендуемый возраст для слухопротезирования младенцев – от 3-х до 6-ти месяцев.

Главный врач Медицинского центра Елена Хоменко рекомендует обследовать детей независимо от возраста, как только заподозрили снижение слуха .

В идеале ребенку с нарушением слуха нужно подобрать слуховые аппараты в возрасте до 6 месяцев (в случае врожденной потери слуха), или в течение 6 месяцев после приобретенной потери слуха и в дальнейшем регулярно заниматься с сурдопедагогом.

Родительские усилия, как правило, дают хорошие результаты – в школу пойдет нормально развитый, коммуникабельный ребенок.

В Медицинском центре можно получить диагностику слуха на высокачественном оборудовании и, если необходимо, коррекцию слуха с помощью слуховых аппаратов мирового лидера – фирмы «Отикон» (Дания), а также и занятия с сурдопедагогом, и специальные компьютерные программы для развития слуха и речи, пройти подготовку к детскому саду или школе.

Для родителей и бабушек с дедушками в Центре АВРОРА проводятся родительские семинары «Учим ребенка жить в Стране Звуков».

А еще дети находят здесь новых друзей, Центр АВРОРА проводит для маленьких пациентов праздничные утренники.

Недаром стены этого медицинского заведения украшают наряду с наградами и дипломами, певчие птицы, звонкие пчелы и ревущие машинки – звуки окружающего мира, как их изобразили дети-пациенты на своих рисунках.

Взрослые, подарите ребенку радость слышать окружающий мир! Ваша любовь – это билет малышу в полноценную взрослую жизнь!

Источник: https://aurora.ua/ru/sluh/deti/esli-vash-rebenok-ne-slyshit.htm

Для родителей
Добавить комментарий