Смех и юмор в развитии ребенка

Развитие чувства юмора у детей – ЕлицыМедиа

Смех и юмор в развитии ребенка

Источник: Мамы г. Королева

Смеяться вместе – это способ общения. Кроме того, хорошее чувство юмора поможет сделать детей умнее, здоровее и научит лучше справляться с проблемами.

Мы склонны считать, что юмор – часть наших генетических данных, подобно цвету глаз или большому размеру ноги. Однако, в действительности, чувство юмора – приобретаемый навык, который может быть развит с детства, и не есть что-то, с чем человек рождается.

И что смешного?

Юмор – это то, что делает вещи смешными. Чувство юмора – способность человека распознавать юмор. Человек с хорошо развитым чувством юмора умеет определять, что является смешным, и может развеселить других.

Хорошее чувство юмора –  это инструмент, на помощь которого ребенок сможет полагаться всю свою жизнь:

  • смотреть на вещи с разных сторон, а не только с самой очевидной
  • быть спонтанным
  • схватывать оригинальные идеи и мыслить нешаблонно
  • видеть не только то, что лежит на поверхности
  • наслаждаться смешными сторонами жизни и участвовать в них
  • не воспринимать себя слишком серьезно

Дети с хорошо развитым чувством юмора счастливее и оптимистичнее, они имеют более высокую самооценку и могут хорошо справляться со своей непохожестью на других. Дети, которые умеют оценить юмор и поделиться смешным, лучше принимаются сверстниками и лучше справляются с детскими сложностями – от переезда в новый город, до поддразнивания и досаждающих действий задир на детской площадке.

Благотворный для сердца смех

Смех приносит пользу вашему сердцу. Было доказано, что он  ускоряет кровоток на более чем 20%, и этот эффект от смеха длится до 45 минут.

Хорошее чувство юмора не только помогает ребенку в эмоциональной и социальной сферах. Исследования показывают, что люди, которые смеются, обладают лучшим здоровьем.

Они менее подвержены депрессии и могут даже обладать повышенной сопротивляемостью заболеваниям и травмам. Они испытывают меньший стресс, имеют меньшую частоту пульса, кровяное давление и даже лучший метаболизм.

Смех может даже помогать людям проще переносить боль, и, как показали исследования, он улучшает работу нашей иммунной системы.

Но, что важнее всего, чувство юмора – это то, что делает нашу жизнь праздником. Нет больше удовольствия, чем хохотать со своими детьми!

Разный возраст – разный юмор

Дети начинают развивать чувство юмора с самого малого возраста. Но то, что будет смешным для ребенка, начинающего ходить, не будет смешным для тинейджера. Чтобы помочь своим детям на каждой стадии развития, важно знать, что и когда может их рассмешить.

Младенцы

Младенцы, вообще говоря, не понимают юмора, но они знают, когда вы улыбаетесь и счастливы. Когда вы издаете забавные звуки или строите рожицы, а затем смеетесь или улыбаетесь, ваш ребенок чувствует, что вы рады, и повторяет за вами. Он или она также сильно восприимчивы к физической стимуляции, например, щекотанию и необычным звукам.

Где-то между 9 и 15 месяцами, дети познают мир достаточно, чтобы понимать, что когда мама надевает памперс на голову или крякает как утка, она делает что-то неожиданное  – и это забавно.

Дети, начинающие ходить

Детям в возрасте около года нравится физический юмор, особенно с элементами неожиданности (игра «ку-ку» или неожиданная щекотка). Поскольку дети развивают языковые навыки, они будут находить забавными рифмы и абракадабру – и это будет продолжаться вплоть до дошкольного возраста.

Приблизительно в этом возрасте многие дети начинают заставлять смеяться родителей. Ваш ребенок может умышленно неправильно показывать части лица, когда у него будут спрашивать «Где твой нос?», или надевать ваши туфли и громко топать по дому.

Дошкольники

Дошкольники скорее увидят смешное в картинке с чем-то выходящим из ряда вон (машина с кубическими колесами, свинка в солнечных очках), чем порадуются шутке или игре слов.

Несоответствие картинки и звука (лошадь, говорящая «му») также будет смешным для этой возрастной группы.

А когда дошкольники ближе знакомятся с функциями органов тела и узнают, что выводит из себя родителей, они часто начинают получать удовольствие от юмора «ниже пояса».

Школьники

Когда дети идут в сад и позже, примитивная игра слов, преувеличение и грубые шутки – все это будет для них уморительно смешным. Они могут открыть для себя удовольствие рассказывать простые анекдоты (и считают, что здорово быть тем, кто знает их окончание!). Приготовьтесь, что они будут повторять одни и те же шутки снова и снова.

Старшие школьники лучше понимают значение слов, поэтому могут играть ими – они любят каламбуры, загадки и другие формы словесной игры. Они также начнут находить смешным всякие отклонения от того, что они считают «нормой» поведения или внешнего вида. Отвратительные шутки, относящиеся к функциям органов тела, будут тоже популярны.

Однако, дети этого возраста также развивают более утонченное понимание юмора, включая способность использовать остроты и сарказм, справляться с неприятными ситуациями, используя юмор.

Основы юмора

Никогда не рано начать развивать у ребенка чувство юмора. Смех и улыбки новорожденных настолько восхитительны, что мы часто интуитивно делаем это – улыбаемся, произносим фыркающие звуки или щекочем их много раз за день, только чтобы услышать их милый смешок.

Важно поддерживать это поощрение во время взросления ребенка. Когда вы игривы и юморите с ребенком, радуетесь глупостям и хохочете, вы помогаете ему или ей учиться относиться к жизни с юмором.

Лучший способ делать это  – с возраста, когда ребенок начинает ходить, ежедневно быть восприимчивым ко множеству случаев, когда ребенок дает вам шанс улыбнуться или рассмеяться. Будьте спонтанны, игривы и осведомлены о том, что ваш ребенок находит смешным в разном возрасте. Будьте полны желания смеяться, чтобы его шутки не остались без внимания.

Что еще вы можете сделать, чтобы развить у ребенка чувство юмора?

Будьтеобразцомдляподражания. Лучшее, что вы можете сделать, чтобы развить у ребенка чувство юмора – использовать свое собственное. Шутите. Рассказывайте смешные истории. Громко смейтесь. Со смехом справляйтесь с маленькими катастрофами, например, разлитым молоком.

Принимайте серьезно юмор детей. Побуждайте своих детей шутить, будут ли это шутки (потенциально несмешные) из книги или рисование «смешных» портретов вашей собаки. Хвалите своего ребенка за попытки быть смешным и будьте готовы к сюрпризу: первый раз, когда ваш ребенок действительно заставит вас смеяться, станет одним из главных удовольствий в жизни.

Учите детей, что взрослые понимают юмор, и что они тоже могут шутить. Сделайте юмор частью вашего ежедневного общения со своими детьми и побуждайте их делиться с вами смешными наблюдениями или реакциями, даже когда вы окружены другими взрослыми.

Создайте окружение, богатое юмором.

Окружите ваших детей забавными книгами – для годовалых детей и дошкольников это должны быть книжки с картинками или рифмованной абракадаброй, дети старшего возраста полюбят книги с анекдотами и комиксы.

Также найдите смешные телешоу, фильмы и интернет-сайты для всех возрастных групп. Помогите своему ребенку сделать хороший выбор и получайте удовольствие вместе с ним.

Где провести черту

Вы не хотите портить им праздник жизни, но, когда дело касается юмора, детей, как и в других сферах, нужно ограничивать. Вы не хотите побуждать низкие или безвкусные шутки, поэтому будьте хорошим примером и избегайте шуток такого типа. Если кто-то зло или неподобающим образом шутит, не улыбайтесь. Найдите время объяснить своему ребенку, почему эта шутка не смешна.

Вы также можете мягко неодобрять юмор «ниже пояса» или, по крайней мере, не будете активно участвовать в нем. Это не затронет чьих-либо чувств, но дети, возможно, научатся определять, когда можно шутить таким образом (дома, с семьей), а когда – нет (в классе, в церкви).

Семья, которая смеется

Кроме всего прочего, юмор – социальное явление. Поэтому вы смеетесь над шуткой громче, когда сидите в театре, окруженный другими смеющимися людьми, нежели в одиночестве на домашнем диване.

Лучший способ развития чувства юмора вашего ребенка – весело проводить время всей семьей. Делитесь шутками, играйте в игры и смотрите смешные фильмы вместе.

Вы даже, возможно, создадите собственные оригинальные семейные обычаи, будь то навешивание ложек на нос или ношение пижам одного цвета. Это будет смешно сегодня и еще смешнее в будущем, когда вы и ваши дети станете вспоминать эти глупые семейные традиции.

Источник: Мамы г. Королева

Источник: https://media.elitsy.ru/multimedia/razvitie-chuvstva-jumora-u-detej/

Как развивать чувство юмора у детей – Телеканал «О!»

Смех и юмор в развитии ребенка

Как развивать чувство юмора у детей

Чувство юмора помогает нам спокойнее воспринимать жизненные неурядицы и смотреть на мир проще. Вот почему тренировать его лучше всего с самого детства! Эксперт «О!», психолог Анна Скавитина, объясняет, над чем и в каком возрасте смеются дети и как развивать чувство юмора у всей семьи.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Моя бабушка всегда говорила: «Смех — лучшее лекарство для мозга!». Маленькой мне это было не очень понятно, но повеселиться я любила, да и сейчас пошутить могу.

Но оказывается, бабушка была права — и это научно доказано! Умеющие шутить и понимать юмор люди легче находят друзей, имеют более адекватную самооценку, спокойнее воспринимают жизненные невзгоды, проще справляются с творческими задачами, меньше болеют и быстрее выздоравливают.

Лучшее определение юмора принадлежит, на мой взгляд, автору словаря русского языка В.И. Далю: «Юмор (слово английское) — веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко выставлять странность обычаев, порядков и нравов».

А главное: «Это свойство психики человека, состоящее в умении „подметить странности“».

Чувство юмора — это такой своеобразный навык решения мыслительной задачи: быстро найти какое-нибудь несоответствие, понять, что делать с этим ничего не надо, и получить от этого удовольствие, а еще — создавать такие задачки для других людей.

Одна мама спросила меня: «Скажите, пожалуйста, мой шестилетний ребёнок не понимает шуток. Это навсегда или можно с этим что-то сделать?». Чувство юмора — это не врожденный, а приобретённый навык, и развивать его можно и нужно не только у ребёнка, но и у себя.

Правда, дети разного возраста ценят и понимают не все шутки, например, юмор, не соответствующий их развитию, может казаться вовсе не смешным. А многие взрослые шутки могут даже вызывать интенсивную обиду и плач.

Давайте рассмотрим, как и с помощью кого-чего развивается чувство юмора у детей в разном возрасте.

Чувство юмора у младенцев

Между первым и вторым месяцем жизни у ребёнка появляется улыбка в ответ на разговор, так называемая социальная улыбка. Обычно родители от нее приходят в полный восторг и начинают стараться почаще делать что-нибудь, чтобы эту улыбку вызвать.

Таким образом она закрепляется как типичная реакция на ситуации общения, от которых ребёнок получает удовольствие. Около 4 месяцев малыш начинает смеяться — это показатель достаточного развития высшей нервной деятельности, но не наличия чувства юмора.

То, насколько часто ребенок будет улыбаться и смеяться, зависит от взрослых, находящихся рядом, ведь малыш развивается по принципу подражания другому. Если вы смеётесь, он понимает, что вы довольны, и тоже смеётся. В этом возрасте ребёнок также начинает реагировать и на физические раздражители, например, щекотку.

Некоторые родители получают такое удовольствие от детского смеха, что могут щекотать малыша довольно долго. Часто это заканчивается плачем от перевозбуждения. Младенцы совсем не умеют контролировать свое настроение, поэтому важно, чтобы мамы и бабушки не увлекались желанием развеселить ребёнка во что бы то ни стало.

Примерно к 9 месяцам малыш уже настолько хорошо усваивает ваше обычное поведение, что если вы корчите рожицы или издаёте нетипичные для вас звуки, то младенец может начать улыбаться и даже смеяться. Это первые проявления чувства юмора и показатель развития мышления у ребёнка.

Чувство юмора у детей от 1 до 3 лет

В этом возрасте дети реагируют на элементы неожиданности: «ку-ку», внезапный жест, появление и исчезновение в поле зрения предмета. Появляются первые попытки самим рассмешить родителей. Например, хорошо выучив ответ на вопрос «Где носик?», начать специально показывать неправильно, ожидая реакции родителей в виде улыбки.

Если родители оценили шутку, то юные юмористы продолжают свои эксперименты и стараются смешить маму и папу чаще, придумывая, что бы ещё такого забавного сделать. А вот если родители сурово отчитали ребёнка за незнание носика или ушек, то попытки рассмешить их быстро прекращаются, ребёнок понимает, что шутить — это опасно.

Иногда мамы и папы невольно смеются в ситуации, когда случилось не то, что они обычно одобряют: ребёнок пролил суп, нарисовал шедевр на мебели, порвал книжку.

Ребёнок воспринимает этот смех как подкрепление своего поведения и обязательно попытается развеселить вас таким действием снова. И, поверьте, он будет очень разочарован, если вы будете его за это ругать.

Как же так? Ведь первый раз мама радовалась! Может быть, я упустил какую-то деталь? Попробую пролить суп ещё раз.

Дети в этом возрасте часто, как и младенцы, смеются не потому, что смешно, а подражая другому, например, героям мультфильма.

Родители считают, что это происходит потому, что их дети уже все понимают, ведь смеются они в нужных местах, но это не так.

К тому же при долгом просмотре развеселых передач в духе «детских аниматоров» ребёнок, перевозбудившись от постоянного веселья и смеха, может стать капризным.

Чувство юмора у дошкольников

Дети в возрасте 3−6 лет часто видят несоответствие в картинках в духе «Что напутал художник?» и веселятся. Но ведь для того, чтобы это заметить и засмеяться над ошибкой, надо точно знать, что так не бывает, то есть иметь довольно высокий уровень мышления.

Например, ребёнок смеётся, глядя на картинку с красными яблоками, висящими на дереве, покрытом снегом, и недоуменно смотрящим на них снеговиком. Это подразумевает, что малыш имеет точное представление о временах года.

Дошкольник увидит несоответствие и развеселится, если свинка начнёт лаять, а корова мяукать, мама говорить басом, а папа — тоненьким голоском. В этом возрасте появляется и первый туалетный юмор.

Также малыши прекрасно осведомлены, что некоторые слова запрещены в кругу взрослых людей, хотя и не всегда знают их значение, поэтому любое запрещённое слово будет вызывать смех. Очень важно аккуратно корректировать поведение ребёнка, не запрещая шутить на туалетные темы, но и не особо поддерживая их, поясняя, что не во всех компаниях такие шутки воспринимаются как норма.

Дошкольников смешит все, что не соответствует их сложившимся представлениям о правильном, логичном, последовательном.

Вот почему в мультфильмах и книжках им больше всего нравятся тексты-бессмыслицы, стихи, которые оканчиваются не рифмой, а каким-нибудь неожиданным словом, каламбуром или выдуманным словом.

А еще дети в этом возрасте будут смеяться над тем, что взрослые категорически не принимают, например, над жестокостью в мультфильмах. Это такой способ освободиться от своих реальных тревог, страхов, сбросить напряжение.

Другое дело, когда ребята начинают смеяться над физическими увечьями, особенностями других людей. Да, этим они снижают свой страх выглядеть не так, как все, но в этой ситуации обязательно должны вмешаться родители и объяснить ребёнку, что здесь нет повода для веселья. Так вместе с чувством юмора мы воспитываем человека.

Часто слишком нарушающее логику действие, внешний вид персонажа могут скорее испугать ребёнка, чем развеселить его. Например, дети этого возраста часто боятся клоунов, ростовых кукол, Деда Мороза.

Они пока не убеждены, что-то, что выглядит как монстр, может монстром и не быть, и не всегда могут узнать папу, переодетого в Деда Мороза, даже если у дедушки тапочки и пижамные штаны такие же, как у отца.

В этой ситуации ребёнок скорее сделает вывод, что жуткий монстр украл у папы вещи.

Чувство юмора у школьников

В возрасте 7−10 лет ребёнок попадает в оценивающую среду и начинает больше обращать внимание на учителей и друзей. Он становится реалистом и логиком, меньше фантазирует. Отсюда у детей с более развитой речью появляется стремление к интеллектуальным, логическим шуткам.

Они начинают играть словами, придумывать загадки и каламбурить, например: «Эта учительница такая наблюдательная: всё время за мной наблюдает!» Девочки в этом возрасте часто более уверенно используют словарный запас, чем мальчики, и начинают дразниться, придумывать обзывательства.

Такой юмор помогает детям справиться с проблемами и тревогами от пребывания в мире взрослых, о которых они не всегда могут рассказать взрослым. Дети с менее развитой речью используют для снятия тревог физические шутки, которые не все вокруг готовы воспринимать именно как проявление юмора — это легкие тычки и удары окружающих для поднятия собственного настроения.

На этом этапе развития чувства юмора адекватная помощь учителей и родителей обязательно нужна, чтобы такие шуточки не закрепились у ребёнка как приемлемый для него способ сброса напряжения и не переросли в антисоциальное поведение.

В этом же возрасте возникает и более тонкое понимание смешных ситуаций, которое помогает ребёнку с помощью остроумия обыгрывать непростые для себя ситуации и выходить из них, не проваливаясь в слишком интенсивные переживания, поддерживая оптимистичный взгляд на жизнь.

Как развивать чувство юмора у ребёнка

  • Создайте развивающую мозг среду: общайтесь с ребёнком как можно больше, улыбайтесь ему, но не увлекайтесь. Ориентируйтесь на состояние малыша, чтобы не перевозбудить его.
  • Шутите сами. Рассказывайте смешные истории из своей жизни и сегодняшнего дня, читайте смешные книжки, находите забавное в происходящем вокруг вас.
  • Поддерживайте попытки ребёнка рассмешить вас и окружающих.
  • Объясняйте, в каких случаях то, что может казаться смешным, таковым не является.
  • Поймите сами и объясните ребёнку разницу между шутками и подшучиванием, которое содержит дозу скрытой агрессии. Так можно обидеть, а не развеселить. И это не значит, что у собеседника неразвитое чувство юмора, это признак того, что он не знает, как защититься от агрессии. Дети у таких вечно подшучивающих над ними родителей часто имеют низкую самооценку. Если вы шутите в такой манере, то шутите над собой, а не над ребёнком.
  • Играйте в игры на развитие ассоциативного мышления и воображения, например: придумай пять слов, на которые похож этот предмет (для детей постарше — пять слов, на которые похоже это слово); придумай, как можно использовать этот предмет не по назначению (что можно делать ложкой, кроме как есть?). Разговаривайте на придуманном языке, ищите несоответствия между стихотворением в книге и иллюстрацией художника.
  • А еще всегда ищите поводы порадоваться вместе с ребёнком тому, что происходит вокруг вас.

FamVeld/Studio Romantic/Evgeny Atamanenko/Yuganov Konstantin/Shutterstock.com

психологияразвитиевоспитаниеполезные советыАнна Скавитина

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/10129

Дети и чувство юмора

Смех и юмор в развитии ребенка

Как развивается чувство юмора у детей, и почему ребенок смеется в ситуации, когда родителям хочется плакать?
Недавно двухлетний сын моей подруги заливался от смеха, делая вид, что отрывает мой палец и выкидывает его в мусорное ведро. Странное чувство юмора у этого малыша? Нет, абсолютно нормальное для его возраста. Считается, что чувство комического зарождается у детей в возрасте двух-трех лет, но создавать свои первые шутки они начинают еще раньше. 

Язык

Семимесячный малыш уже может, веселясь, гримасничать и играть в «ку-ку» – так он впервые начинает демонстрировать свои положительные эмоции. С возрастом в ход идут когнитивные навыки – маленький человек учится мыслить и обрабатывать информацию. 

Мы смеемся, когда удивляемся тому, что вещи находятся не на своих местах. Юмор почти всегда строится на несоответствии привычного образа и создаваемой ситуации.

Вспомним нехитрый анекдот: «Заходят в бар протон и электрон, просят налить им пива. Бармен отвечает: «Вам уже хватит, вы и так заряжены».

Во-первых, частицы не могут зайти в бар и это становится основой комической ситуации, а ключевой становится игра слов, построенная на несоответствии. 

Малыши, которые еще не умеют говорить или еще не владеют языком в полной мере, начинают шутить с тем, что можно потрогать или сделать, рассказывает Пейдж Дэвис из Университета Хаддерсфилд.

Оторванный палец, который отправляется в мусорное ведро, — это вещь не на своем месте плюс элемент неожиданности. С чего бы вдруг ты стал выкидывать свой палец? А вот я могу, раз – и его нет.

Такие простые юмористические ситуации, в которых задействовано меньше когнитивных навыков, чем в шутках на основе языка, имеют ту же природу. 

Воображение 

В способности находить комические несоответствия ключевая роль достается воображению. Оно помогает ребенку взглянуть на ситуацию под другим углом и поставить себя на место другого. Считается, что, в среднем, воображение начинает развиваться в возрасте 12-18 месяцев, и примерно к двум годам дети начинают воображать ситуации вокруг вещей и объектов. 

Всегда надо помнить о том, напоминают специалисты, что воображаемые ситуации ребенок создает в своей собственной системе координат, поэтому они могут казаться взрослым странными.

Надевая на голову колготки или отвечая, что собака говорит «мяу», он намеренно дает неверные ответы на хорошо известные ему вопросы, тем самым проверяя, какой будет реакция взрослого, если сделать не так, как принято.

Улыбка и смех со стороны взрослого в ответ помогают ему убедиться, что все в порядке, и закрепить привычные нам нормы и правила.

Общение

По мере развития воображения и других когнитивных навыков, дети начинают черпать вдохновение в своем окружении. Часто они копируют шутки родителей или берут их за основу.

Связи бывают неочевидны, но подтверждаются исследованием специалистов, и это тоже помогает им обрабатывать социальные нормы.

Например, в тот период, когда малыша приучают ходить на горшок, он может прибежать и сказать, что сделал свое грязное дело прямо на пол, а когда родители обнаруживают, что это неправда, очень радуется.

Нет, он не растет обманщиком: для ребенка создать комическую ситуацию вокруг правила означает привыкать к нему и сопровождающим его эмоциям.
Социализация становится ключевым фактором для правильного развития ребенка, а, общение, в котором есть место юмору, как считал психолог Лев Выготский, ускоряет интеллектуальное развитие ребенка.

Обман

Способность понимать сложные комические ситуации, с элементами сарказма и иронии, зависит от когнитивных навыков. Это применимо и к зрелым людям, а уж в детстве процессы обработки информации крайне индивидуальны, поэтому возрастных рамок ученые не ставят. Однако в современной науке считается, что в возрасте пяти, а иногда и трех лет дети уже могут реагировать на некоторые формы иронии.

Так, в рамках одного из исследований группе детей трех-пяти лет показывали кукольное представление и задавали вопросы о происходящем.

Когда одна из кукол разбила тарелку, и другие сказали: «Твоя мама будет счастлива», некоторые дети в ответ на это посмеялись — поняли, что фраза использована в переносном значении, и что мама на самом деле радоваться от разбитой посуды не будет, а, наоборот, расстроится. 

Когда у ребенка начинает активно формироваться мнение об окружающем его мире и развиваться воображение, он может использовать юмор для исследования допустимых границ и эмоций.

Например, ребенок знает, что родители ругаются, когда он устраивает беспорядок. Для того чтобы «обработать» эту норму, можно увидеть, что малыш, играя, раскидывает по столу воображаемую еду и причитает: какой беспорядок вокруг.

Шутка позволяет ему разобраться с этими эмоциями, понять их применение.

Все знают, как трудно бывает заставить ребенка улыбнуться, а потом он смеется в совершенно непонятной нам ситуации. Всегда будьте терпеливыми в отношении ситуаций, которые дети находят комическими, даже если вам они таковыми не кажутся, напоминают специалисты. Вместо того чтобы ругать его, улыбнитесь. 
 

Ксения Сарычева

Источник: https://mir24.tv/news/16260512

Почему смеются малыши?

Смех и юмор в развитии ребенка

Том Стаффорд BBC Future

Копирайт изображения Thinkstock Image caption Разве он и в самом деле не понял шутку?

Ответ на этот вопрос может открыть много нового о нашем разуме, говорит Том Стаффорд.

Почему дети смеются? Кажется, эта тема – развлечение для исследователей, но для ее изучения есть серьезное научное основание. Так считает Каспар Эддимен, исследователь из колледжа Бербек Лондонского университета.

Он не первый, кто начал заниматься этим вопросом. Чарльз Дарвин изучал детский смех на примере своего маленького сына. Зигмунд Фрейд выдвинул свою теории смеха.

Отец психоанализа считал, что мы смеемся, когда чувствуем преимущество. Вид страданий другого человека приносит нам удовольствие. Вот почему грубые шутки и неудачные падения так нас смешат, ведь неудача случилась не с нами.

Большой детский психолог Жан Пиаже считал, что исследование смеха младенцев поможет понять, что у них на уме. Если мы смеемся, значит, мы поняли шутку. Хорошая шутка балансирует между чем-то неожиданным и непонятным, а также предсказуемым и скучным.

Понимание причин и особенностей детского смеха позволит выяснить, как дети понимают мир, считал швейцарский ученый. Хотя Пиаже и высказывал эти мысли еще в сороковые годы прошлого века, должного внимания в современной психологии эта тема так и не получила.

Копирайт изображения Getty Image caption Верный способ рассмешить карапуза – это пощекотать его

Каспар Эддимен решил исправить ситуацию. Недавно он завершил самое большое и детальное в мире исследование причин детского смеха.

В прошлом году на Международной конференции по вопросам детства в Берлине он представил первые результаты своего масштабного исследования.

Малыши рассмеются скорее когда упадут сами, чем когда увидят, что кто-то упал

Сбор данных осуществлялся с помощью веб-сайта, на котором более 1000 родителей со всего мира отвечали на вопросы, когда, где и почему их дети смеются.

Результаты, как и тема исследования, невероятно трогательны. Малыши впервые улыбаются в шесть недель, а громко смеются – в возрасте трех или трех с половиной месяцев. Это может варьироваться. Если ваш малыш еще не начал хохотать – не волнуйтесь.

Надежный способ рассмешить карапуза – закрыть свое лицо руками, а потом со словами “ку-ку” появиться перед ним. Но единственная причина смеха, которую назвали почти все родители – это щекотка.

Важным первым выводом исследования является то, что с самого начала младенцы смеются вместе с другими людьми, и от того, что они делают. Одного физического ощущения щекотки мало. Так же, как и просто увидеть, что какой-то предмет внезапно исчезает или потом появляется.

Это все смешно только тогда, когда взрослый намеренно делает эти вещи для малыша. Это показывает прежде всего то, что социализация ребенка (и его смеха) происходит задолго до того, как она начинает ходить или говорить. Когда вы щекочете своего малыша – он смеется, вероятно, потому, что это именно вы его щекочете.

Кроме того, кажется, дети не склонны смеяться над незадачливым падением других. Малыши рассмеются скорее, когда упадут сами, чем когда увидят, что кто-то упал. Им весело, когда другие радуются, и они не будут насмехаться над кем-то, кому грустно или больно.

Копирайт изображения Thinkstock Image caption Мама и папа могут одинаково рассмешить ребенка

Эти результаты вполне опровергают теорию Фрейда, которая в любом случае была разработана на основе клинических интервью со взрослыми, а не детьми.

Доктор Эддимен продолжает собирать данные и надеется, что более подробный анализ поможет узнать, как смех малышей отражает развитие их восприятие мира. Как, например, неожиданные вещи учат предвидеть события, когда они учатся запоминать предметы.

Хотя детский смех имеет огромный научный потенциал, исследователи почему-то пренебрегали этой темой, говорит доктор Эддимен. Одна из причин – сложность эксперимента. Детей невозможно заставить смеяться в искусственных условиях лаборатории. Однако ученый собирается решить этот вопрос на следующем этапе проекта.

Но детский смех оставался без внимания еще и потому, что этот вопрос не считали достаточно серьезным для науки. Именно это предубеждение ученый надеется опровергнуть. Исследование смеха – это, конечно, не шутка.

Если у вас есть малыш, вы можете сделать свой вклад в исследование развития ребенка на сайтах доктора Эддимена – babylaughter.net (посвященном смеху) и babylovesscience.com (посвященном юмору и другим вопросам).

Прочитать оригинал этой статьи на английском вы можете на сайте BBC Future

Источник: https://www.bbc.com/ukrainian/vert_fut_russian/2015/07/150731_ru_s_vert_fut_why_do_babies_laugh

Смех и юмор в развитии ребенка

Смех и юмор в развитии ребенка

Выяснить природу смеха пытались и физиологи, и психологи, и философы. Но детский смех так беззаботен и чист, что никому и в голову не приходит задуматься о его причинах. А ведь в нем можно найти немало ценных «подсказок» о том, что может сделать малыша счастливым.

ПРАЗДНИК ЧУВСТВ

Малыши начинают улыбаться приблизительно в двухмесячном возрасте. Они скорее копируют выражение маминого лица, но очень скоро их улыбки начинают выражать собственное удовольствие. Все потребности крохи удовлетворены: он покушал, штанишки сухие и чистые, его держат надежные руки.

Пережив приключение, каким стало для него появление на свет, малыш ищет в новом для него мире собственную систему координат.

Ощущение полной безопасности ребенку совершенно необходимо: только в умиротворенной обстановке напряжение понемногу оставит его, и он сможет начать выражать свои эмоции, в том числе и удовольствие.

Ну а дальше количество приятных ощущений, а с ними и поводов для смеха будет расти до бесконечности. Ведь тело малыша, подобно сверхчувствительному музыкальному инструменту, отзывается даже на самый легкий контакт.

Ребенка радуют не только ощущения собственного тела, за которым ухаживают нежные руки, но и забавные открытия, которые он делает самостоятельно. «Когда я переодеваю сына, − рассказывает одна мама, − то даю ему поиграть с обычной зубной щеткой.

Он ужасно любит щекотать ею свои пятки или ушки. Ему уже год и месяц, но эта игра по-прежнему вызывает восторг».

Многие родители рассказывают, что при виде ванночки их маленькие купальщики начинают радоваться еще до того, как на них попадет первая капля воды. Кстати, то удовольствие, которое и взрослые, и самые маленькие получают от водных процедур, психологи напрямую связывают с воспоминаниями нашего тела об амниотической жидкости.

ПООБЩАЕМСЯ?

Желание общаться появляется у ребенка гораздо раньше, чем он начинает говорить. И первыми улыбками он отвечает на то, что происходит вокруг.

ДЕТСКИЙ СМЕХ – НЕ ТОЛЬКО ГРАНДИОЗНЫЙ ПОДАРОК ДЛЯ ТЕХ, КОМУ ОН АДРЕСОВАН, НО И ПРЕКРАСНЫЙ СТИМУЛЯТОР РАЗВИТИЯ ДЛЯ САМОГО МАЛЫША.

Известно, что во время сна на губах новорожденных часто появляется «ангельская улыбка». И хотя эта мимика обусловлена чисто физиологическими причинами, мамами она всегда воспринимается как искреннее проявление счастья.

Но эти первые, почти бессознательные улыбки не идут ни в какое сравнение с активным смехом, которым чуть позже радует нас уже на несколько недель повзрослевший ребенок.

Этот смех − не только грандиозный подарок для тех, кому он адресован, но и прекрасный стимулятор развития самого малыша.

Смех рождается от смеха. Веселью обязательно нужен отклик. Ребенок как губка впитывает наши эмоции: то, как он будет смеяться (и будет ли вообще), очень зависит от состояния матери − спокойного или тревожного.

Детский смех рождается из потребности общения с близкими людьми, а впоследствии помогает ребенку приобщиться к группе его сверстников. Трехлетние дети прекрасно понимают друг друга. Это их способ отделить себя от мира взрослых.

Их общий смех − знак принадлежности к группе сверстников, первый выход за пределы треугольника «папа, мама, я».

РОЖДЕНИЕ ЮМОРА

С чувством удовольствия от нарушения запретов дети знакомятся довольно рано, еще до того, как пойдут в детский сад.

Так, шутник, который в годовалом возрасте верещит на все голоса, чтобы развеселить окружающих, в два года наберет из ванны в рот мыльной воды, чтобы обрызгать брата, в пять станет изобретать смешные, но не «политкорректные» слова, а еще через год будет заходиться от смеха, обнаружив в облаке сходство, скажем, со слоновьей попой…

И совсем не случайно «глупые» шуточки на тему «пи-пи» и «ка-ка» появляются в детских разговорах именно после того, как были выброшены последние подгузники и перестали пачкаться штанишки. Все эти хихиканья ясно говорят: «Мы уже взрослые и способны посмеяться над несмышленым и неопрятным существом, которым были когда-то!»

НУ ЧТО, ПОИГРАЕМ?

ЮМОР ПРИГОДИТСЯ, КОГДА РЕБЕНОК ВПАДАЕТ В КРИЗИС ТОТАЛЬНОГО ПЕРЕЧЕНЬЯ. НЕ ПРИБЕГАЯ К ИРОНИИ, КОТОРАЯ МОЖЕТ РАНИТЬ, ЛУЧШЕ РАЗБЛОКИРОВАТЬ ЗАШЕДШИЙ В ТУПИК КОНФЛИКТ ПРИ ПОМОЩИ СМЕХА. В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ НЕ НУЖНО ДРАМАТИЗИРОВАТЬ СИТУАЦИЮ. МАЛЫШ ЗАБУДЕТ О СЛЕЗАХ, ОБНАРУЖИВ, ЧТО МОЖНО ПОСМЕЯТЬСЯ!

В ГОД

Все не так В год вы можете повеселить ребенка, демонстрируя ему необычное поведение. Покажите, что собираетесь есть, поднеся ложку к уху, или наденьте детскую шапочку себе на голову или ботинки на руки.

Сделайте вид, что испугались, например, прыгающего мяча − смешно, игриво, измененным голосом восклицая: «Ой, боюсь, боюсь!»

Сделайте вид, что хотите выпить кашу из бутылочки малыша.

Можно положить яблоки или мягкие игрушки на животик малыша и так перенести их в другую комнату.

Проявляйте фантазию: любое действие, непривычное для годовалого малыша, способно его рассмешить.

Другой голос. Изменяйте голос и говорите за разные игрушки. Покажите крохе маленький спектакль со зверюшками, которые, например, играют в догонялки.

Дайте одну игрушку малышу, пусть он пытается убежать ею от вашего персонажа, прятать ее и поднимать вверх. Изменять голос можно во время практически любой игры.

Можно попробовать говорить в трубу (свернутую газету) или какой-то сосуд. Предложите и малышу погудеть в трубу.

Щекотка. Беспроигрышный вариант. Важно, что малыш ожидает щекотания еще до того, как вы коснетесь его тела. Он уже хохочет и просто падает от смеха. Предложите крохе щекотать плюшевую игрушку.

Скажите малышу: «Пощекочи мишке ножку!» − и покажите ножку медведя; «Пощекочи мишке животик!» − и т. д. Когда ребенок начинает щекотать мишку, трясите игрушку, как будто ей очень смешно, и громко смейтесь.

После каждого игрушечного щекотания легонько пощекочите ребенку то же место – восторг гарантирован.

ПОСЛЕ ТРЕХ ЛЕТ

Веселая мордашка. Эта игра формирует координацию движений и является логопедическим упражнением, но это не самое главное ее предназначение. Это игра-шутка, игра-фокус. Дети быстро разбираются с ее правилами и сами демонстрируют эту шутку другим.

Легонько стукните себя по голове и одновременно высуньте язык. Теперь потяните себя за левое ухо и тут же отведите язык влево, потом повторите движение вправо. В завершении фокуса потяните себя за шею и сразу же уберите язык.

ЮМОР – ВЕСЬМА ЦЕННОЕ ПОДСПОРЬЕ В ВОСПИТАНИИ. СМЕХОМ МОЖНО РЕШИТЬ МНОГИЕ ЗАШЕДШИЕ В ТУПИК КОНФЛИКТЫ.

Вам показалось, что взрослому человеку несерьезно заниматься такими вещами? Вы не правы: рассмешить − это очень серьезное и важное дело.

Вы можете, прикрывая лицо руками, каждый раз очень серьезно менять выражение радости на грусть и обратно. Теперь пусть попробует кроха.

Смеяться запрещено! Играющие дети (хорошо, если вы организуете три-четыре человека − это могут быть друзья ребенка, его старшие братья и сестры) по очереди должны повторять одно слово «Я» и не засмеяться.

Кто из детей не выдержит запрета первым, должен добавить к слову «Я» какое-то название или просто свое имя. Остальные дети продолжают повторять по очереди только «Я». Следующая ошибка − прибавление нового слова.

В общем, не рассмеяться в этой игре невозможно! Смешинка так и попадает в рот каждому играющему по очереди.

Игра с тенями. Играть нужно в солнечный день. Задача − запрыгнуть на тень противника. Можно стараться спрятать свою тень в кустах, но при этом все же пытаться одержать победу первому.

После игры тени можно обвести мелом. Пусть ребенок встанет в забавную позу, а вы постарайтесь придумать еще более веселое положение тела. Дорисуйте теням на асфальте глаза и носы, а главное − улыбки!

ВСЕ ПО ПОРЯДКУ!

Первый год: вопрос физиологии

Собственное тело доставляет малышу массу приятных ощущений, вызывающих сначала улыбку (в возрасте примерно восьми недель) и смех (месяца в три). Его радуют ласки, нежная щекотка, приятные звуки, знакомые голоса и взгляды…

Второй год: веселое приключение

В годовалом возрасте жажда приключений растет, равно как и тяга к освоению новых пространств. Количество приятных впечатлений умножается по мере того, как расширяется свобода передвижений: вспомним победный смех, знаменующий первый шаг малыша! Его веселит все, что движется, будь то летящий самолет или спуск с детской горки. А как приятно сломать собственноручно построенный из кубиков домик!

Третий год: волшебные смешинки

На этом этапе все описанные выше виды смеха сливаются воедино. Догонялки, прятки, щекотка, игра в самолет – все это очень здорово. По мере развития речи смех выходит за рамки физиологических ощущений и становится более «интеллектуальным». Смех в компании ровесников часто позволяет им завязать дружеские отношения – чего малыши пока не способны сделать, завязав разговор.

Четвертый год и старше: преодоление запретов

Искаженные слова и «сальности» имеют большой успех в детской аудитории – при условии, что их произносят сами дети. Если «плохие слова» говорят взрослые, детей это шокирует. Ведь нарушать приятно только те правила, которые соблюдаются всеми остальными… Начиная чувствовать смешное в словах и мыслях, дети одновременно учатся видеть комическое в книжках, мультфильмах.

Источник: https://vk.com/@infamily_online-smeh-i-umor-v-razvitii-rebenka

Как развить в ребенке чувство юмора – Развитие ребенка

Смех и юмор в развитии ребенка

Чувство юмора украшает семейную жизнь. Например, вы можете, прижавшись губами, подуть в животик младенца, надеть смешной колпак и побегать за трехлетним малышом или, чтобы повеселить своего первоклассника, сделать вид, будто падаете в кучу листьев.

А когда дети становятся десятилетними ребятами и подростками, вы можете поделиться с ними шутками и каламбурами с более сложным смыслом.

Смеяться вместе – это прекрасный способ сблизиться, к тому же хорошее чувство юмора может сделать детей умнее, здоровее и помочь им эффективнее справляться с различными трудностями.Мы привыкли воспринимать юмор как часть нашей генетики, как голубые глаза или большой размер ноги.

Но, на самом деле, чувство юмора – усвоенное качество, которое можно прививать детям уже с раннего детства.

Что в этом смехе такого ценного?

Юмор – то, что делает что-то смешным; чувство юмора – это способность признать это. Люди с хорошо развитым чувством юмора обладают способностью распознавать, что есть смешного в других, и веселить их.

Хорошее чувство юмора – это инструмент, на который дети могут полагаться в течение всей жизни и который способен помочь им в таких моментах, как умение:

  • смотреть на вещи с самых разных точек зрения – других, нежели самые очевидные;
  • быть спонтанным;
  • уловить неординарные идеи или способы мышления;
  • видеть глубже поверхности вещей;
  • наслаждаться и участвовать в игривых аспектах жизни;
  • не относиться к себе слишком серьезно.

Дети с хорошо развитым чувством юмора более счастливы и оптимистичны, имеют более высокую самооценку и хорошо оперируют различиями (своими и других людей).

Детей, которые умеют ценить и делиться своим юмором, любят их сверстники и эти дети намного лучше справляются со всевозможными невзгодами детства – от переезда в другой город до разных дразнилок в свой адрес и насмешек маленьких хулиганов на детской площадке.Причем хорошее чувство юмора не только помогает им в эмоциональном или социальном отношении.

Исследования показали, что люди, которые чаще смеются, более здоровы – они менее подвержены депрессиям и имеют высокую сопротивляемость организма к различным болезням и физическим недугам. Они испытывают меньший стресс, имеют более низкую частоту сердечных сокращений и пульс, нормальное артериальное давление и хорошее пищеварение.

Смех даже способен уменьшить силу боли и помогает легче переносить ее. Исследования показали, что смех улучшает состояние нашей иммунной системы.Но в большей степени, конечно, чувство юмора – это то, что делает жизнь веселее. Ведь сколько радости нам приносят минуты дружного смеха с нашими малышами.

Разный возраст – разный юмор

Дети восприимчивы к развитию чувства юмора уже в очень юном возрасте. Однако что забавно для малыша, будет не смешно для подростка. Чтобы помочь вашим детям на каждом из их возрастных этапов развития, важно знать, что именно способно их развеселить.

Младенцы.

Младенцы действительно не понимают юмора, но зато они точно знают, если вы улыбаетесь, вы счастливы. Когда вы издаете странные звуки или принимаете смешное выражение лица, а затем смеетесь или улыбаетесь, ваш ребенок, скорее всего, почувствует вашу радость и начнет подражать вам в ответ.

Также он или она отлично реагирует на физические раздражители, такие как щекотка или когда вы дуете ему в животик, прижавшись губами.

Где-то между 9 и 15-м месяцами младенцы уже достаточно осведомлены о мире, чтобы понять, что когда мама кладет пеленку на голову или мяукает, как кошка, она делает что-то неожиданное – и это смешно.

Малыши.

Малыши ценят физический юмор, особенно элементы неожиданности (типа «ку-ку» или внезапную щекотку).

Поскольку дети активно развивают языковые навыки, они сочтут смешными веселые рифмы и нелепые слова – и такое реагирование будет присутствовать и в их дошкольном возрасте.

Примерно в это время многие дети начинают делать попытки рассмешить своих родителей. Например, ваш ребенок может намеренно указать на неправильную черту лица, когда вы попросите его показать, где у него носик, или надеть вашу обувь и озорно протопать в ней вокруг дома.

Дошкольники. Дошкольник, вероятнее всего, усмотрит юмор на картинке с какими-то «неправильностями» (автомобиль с квадратными колесами, свинка в солнцезащитных очках), чем воспримет шутку или каламбур (игру слов).

Несоответствие между картинками и звуками (лошадь, которая говорит «му») тоже выглядит смешно для этой возрастной группы.

И поскольку они уже более осведомлены о некоторых выделительных функциях организма, как и о том, что «живет» в носу у родителей, дошкольники часто смеются над так называемым «туалетным юмором» (юмором «ниже пояса»).

Дети младшего школьного возраста.

Когда дети устремляются к выпуску из детского сада и приобщаются затем к младшей школе, игра слов, преувеличение и фарс становятся для них все смешнее и смешнее.

Они могут испытывать огромное удовольствие, рассказывая простые шутки или анекдоты (ведь весело и забавно быть тем, кто знает кульминацию истории!) и будут повторять те же шутки снова и снова.

Ученики младших классов, но уже чуть старше, лучше понимают, что означают те или иные слова и способны играть с ними – они любят каламбуры, загадки и другие виды игры слов.

Они также начинают высмеивать любое отклонение от того, что воспринимают как «нормальные» формы поведения или одежды; грубые шутки, связанные с выделительными функциями организма все еще пользуются у них успехом.

Однако у детей в этом возрасте развивается и более тонкое понимание юмора, включая способность использовать остроумие или сарказм и обрабатывать неблагоприятные ситуации с их помощью.

Основы юмора

Никогда не бывает рано приступить к развитию чувства юмора у ребенка. Младенцы улыбаются и смеются столь восхитительно, что мы интуитивно делаем некоторые вещи – улыбаясь, дуем им в животик, прижавшись губами, или щекочем их много раз в день – просто для того, чтобы снова и снова услышать их невероятно милый смех.

Важно в течение всего времени роста и взросления детей всячески поддерживать у них проявления юмора. Когда вы игривы и юмористичны в общении с ребенком, радующимся всяким нелепостям и смеющимся над ними, вы помогаете ему или ей развивать игривое и шутливое отношение к жизни.

Один из лучших способов сделать это уже в ранние годы вашего малыша – это ежедневно проводить время вместе, будучи чутко восприимчивым ко многим возможностям улыбнуться или посмеяться, предоставленным вам вашим малышом. Будьте спонтанны, игривы и помните о его возрастных «предпочтениях» в юморе.

Также будьте настолько тонко юмористичны, чтобы не поддаваться на плоские и грубые шутки.

Что еще вы можете сделать, чтобы поощрить чувство юмора вашего ребенка?

  • Будьте примером юмора. Один из лучших приемов, с помощью которого вы можете развить у своего ребенка чувство юмора, это использовать свое собственное. Шутите. Рассказывайте смешные истории. Смейтесь вслух. С легкостью справляйтесь с маленькими домашними «катастрофами», такими как, например, пролитое молоко.
  • Относитесь к юмору ребенка серьезно. Поощряйте попытки ребенка поюморить, будь то чтение (потенциально несмешных) шуток из сборника анекдотов или рисование смешных картинок про вашу собаку. Хвалите ребенка за то, что он пытался быть смешным, и будьте открыты для искреннего удивления, когда ваш ребенок заставит вас рассмеяться в первый раз – это ли не одно из самых приятных удовольствий в жизни?
  • Учите детей, что взрослые забавны и что они тоже могут быть такими. Сделайте юмор частью вашего повседневного взаимодействия с детьми и поощряйте их попытки делиться забавными наблюдениями или своими реакциями, даже когда вокруг вас другие взрослые.
  • Создайте богатую юмором окружающую среду. Окружите ваших детей книгами. Для малышей и дошкольников подойдут иллюстрированные книги с веселыми рассказами или смешные и милые детские стишки; старшие дети будут любить сборники анекдотов и комиксов. Кроме того, поинтересуйтесь хорошими юмористическими сериалами, фильмами и веб-сайтами для всех возрастных групп, помогите ребенку сделать правильный выбор и непременно сами наслаждайтесь им.

Где провести чертуКогда дело доходит до юмора, детям нужны определенные границы так же, как и для других сфер жизни. Вы, конечно, не станете поощрять подлые или непристойные шутки, так что будьте хорошим примером для подражания и избегайте использовать подобный некорректный юмор. Если кто-то высказывает оскорбительные или неуместные шутки, не смейтесь.

Выделите время, чтобы объяснить своему ребенку, почему эта шутка не смешная.Вы также можете аккуратно пресекать «туалетный юмор» или, по крайней мере, не участвовать в нем слишком рьяно. Дети могут испытывать трудности при определении того, когда допустимо пошутить подобным образом (дома, с семьей), а когда это абсолютно неуместно и неприемлемо (в классе, в церкви).

Семья, которая вместе смеется…

Прежде всего юмор – это явление социальное. Вот почему, когда вы смотрите смешной фильм в кинотеатре с другими людьми, смеющимися вокруг вас, вы смеетесь над ним намного сильнее, чем в полном одиночестве дома, лежа на диване.Ключевым аспектом для развития чувства юмора вашего ребенка является весело проведенное время со всей своей семьей.

Обменивайтесь шутками, играйте в игры и смотрите комедии вместе.

Вы можете придумать свои собственные смешные семейные традиции, будь то дружное «вешание» ложки на нос перед тем как приступить к обеду или одевание в одинаковые пижамы перед просмотром фильма.

Это будет смешно сейчас и даже еще смешнее спустя годы, когда вы и ваши дети будете вспоминать эти веселые, в чем-то нелепые и очень забавные времена.

Оцените публикацию

статьи: 5.00 из 5 на основе 3 оценок.

Вконтакт

Развитие ребенка
09.08.2015

Источник: https://childdevelop.ru/articles/develop/232/

Для родителей
Добавить комментарий