Смущение как норма

Нормы психического развития детей: что необходимо знать родителям

Смущение как норма

Родителям необходимо знать нормальные этапы психического развития своих детей. Эти нормы подтверждены международными научными исследованиями последних лет. 

Считается, что, если ребенок отстает в своем развитии или, наоборот, опережает сверстников в чем-то, это может послужить поводом обращения к специалисту для выяснения причины.

Такие данные могут быть полезны не только родителям, но и всем, кто работает с детьми-дошкольниками (педиатрам, детским неврологам, детским психологам, логопедам, воспитателям и т.д.).

О том, как развиваются дети-дошкольники в разном возрасте, мы поговорили с детским психиатром высшей категории, вице-президентом Всеукраинской Ассоциации детских психиатров, специалиста по эмоциональному воспитанию и нарушениям развития у детей Юрием Стратовичем.

Периоды нормального развития

От рождения до 6 месяцев. К 6 неделям у ребенка появляется реакция на знакомые лица и эмоции: разочарование, гнев, печаль, улыбка.

В этом возрасте ребенок уже может уметь распознавать выражение лица другого человека, начинает реагировать на внешние стимулы.

Появляется так называемое “совместное внимание”, когда ребенок и родитель поочередно подражают выражению лица друг друга, обмениваются звуками.

У детей в этот период улучшается различение звуков и цветов. Они используют плач для выражения своих базовых потребностей: голода, жажды и т.д. Циклы сна становятся более предсказуемыми к 8 неделям.

В это время появляются начальные проявления речи: гуление в 2 месяца и лепет в 4 месяца.

В этом возрасте также появляются индивидуальные различия темперамента детей: один может быть более спокойным, другой – более энергичным, возбудимым. 

Полгода-год. Дети в этом возрасте начинают реагировать на собственное имя. В год уже могут указывать на объект, например, на игрушку.

У них появляются языковые навыки, а у большинства детей к году появляются первые слова. Начинают формироваться отношения привязанности между ребенком и родителями.

В этот период у ребенка также может возникать тревога отделения – он демонстрирует беспокойство, когда родитель уходит. 

Происходит улучшение навыков запоминания и концентрации внимания. К 8 месяцам дети начинают понимать, что люди и объекты продолжают существовать несмотря на то, что их не видно и не слышно.

От года до полутора лет. В этом периоде жизни дети начинают демонстрировать первые проявления эмпатии – способности понимать, отражать эмоции, демонстрируемые другим людям.

Например, если ребенок видит негативное состояние или выражение лица своей мамы, то он демонстрирует то же самое, и уже в этом возрасте у него появляются попытки ее успокоить. К полутора годам словарный запас у ребенка увеличивается до 200 слов.

Если что-то спрятать, дети будут искать это уже не в одном месте, а в нескольких. 

Полтора-два года. В речи детей начинают появляться первые фразы. И если ребенок не говорит, надо начинать искать причины этого.

Начинается комбинирование двух и более слов, увеличение словарного запаса, разработка и выполнение какого-то плана действий, к примеру, строительство из кубиков какой-то фигуры. Появляются сложные эмоции, такие как смущение, вина, стыд, улучшается понимание других людей.

Ребенок начинает демонстрировать первые признаки самоконтроля: способность откладывать увлечения и неприятные занятия, а не делать все моментально. В игре появляется имитация, подражание другим людям. Выбор игр делается на основе гендерных признаков.

Например, мальчики выбирают одни игры, более мужские (машинки, войны), а девочки – другие, более женские (куклы, семья). Дети играют в игры, в которых воображают себя кем-то.

Ребенок начинает использовать язык и другие поведенческие навыки (может побегать, обнять маму) для регулирования своих эмоциональных переживаний. 

В этот период снижается выраженность тревоги отделения от родителей.

От двух до пяти лет. У большинства детей в этом возрасте начинается формирование первых дружеских взаимоотношений. Нормальные вспышки раздражения появляются у них в период от года до трех, бывает, к четырем годам. В норме эти вспышки ослабевают к четырем-пяти. Ребенок может громко разговаривать сам с собой, объяснять себе что-то и лучше контролирует себя. 

К трем годам игры детей становятся социально-драматическими, также считается нормой, если у ребенка появляется “воображаемый” друг.

В этом возрастном промежутке у детей появляются нравственные убеждения, правила демонстрации эмоций, культурные нормы. Фотография для них является одновременно объектом и символом чего-то, что существует отдельно от него.

Объем памяти у детей увеличивается до 4 единиц. К примеру, если ребенку несколько раз назвать 4 слова “дом, стул, стол, окно”, то он их запомнит. Словарный запас к 5 годам составляет 2 тысячи слов. К 4-5 годам ребенок уже использует грамматически сложные предложения и разные времена глаголов. Появляются ранние навыки письма, счета и чтения. 

В этом возрасте у ребенка также наступает период вопросов “Почему?”, на которые взрослым всегда нужно отвечать. 

К 4-5 годам дети начинают осознавать, что пол нельзя изменить, понимают половые или гендерные стереотипы поведения, чем отличаются мальчики и девочки.

В возрасте от двух до пяти лет у детей также появляются навыки опрятности и самообслуживания (самостоятельный прием пищи, одевание, пользование туалетом). Существенных различий в поведении и нормах для мальчиков и девочек нет, но в этом периоде развития, от двух до пяти лет, сексуальный интерес и исследование самих себя до определенной степени – это нормальное поведение.

Марина Фролова

Источник: https://tsn.ua/ru/lady/dom_i_deti/deti/normy-psihicheskogo-razvitiya-detey-850830.html

Кнопка, кнопка. Ричард Матесон

Смущение как норма

Пакет лежал прямо у двери — картонная коробка, на которой от руки были написаны их фамилия и адрес: «Мистеру и миссис Льюис, 217Е, Тридцать седьмая улица, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, 10016».

Внутри оказалась маленькая деревянная коробка с единственной кнопкой, закрытой стеклянным колпачком. Норма попыталась снять колпачок, но он не поддавался. К днищу коробочки липкой лентой был прикреплён сложенный листок бумаги: «Мистер Стюарт зайдёт к вам в 20.00».

Норма перечитала записку, отложила ее в сторону и, улыбаясь, пошла на кухню готовить салат.

Звонок в дверь раздался ровно в восемь.

— Я открою! — крикнула Норма из кухни. Артур читал в гостиной.

В коридоре стоял невысокий мужчина.

— Миссис Льюис? — вежливо осведомился он. — Я мистер Стюарт.

— Ах, да… — Норма с трудом подавила улыбку. Теперь она была уверена, что это рекламный трюк торговца.

— Разрешите войти? — спросил мистер Стюарт.

— Я сейчас занята. Так что, извините, просто вынесу вам вашу…

— Вы не хотите узнать, что это?

Норма молча повернулась.

— Это может оказаться выгодным…

— В денежном отношении? — вызывающе спросила она. Мистер Стюарт кивнул.

— Именно.

Норма нахмурилась.

— Что вы продаете?

— Я ничего не продаю, — ответил он.

Из гостиной вышел Артур.

— Какое-то недоразумение?

Мистер Стюарт представился.

— А-а, эта штуковина… — Артур кивнул в сторону гостиной и улыбнулся. — Что это вообще такое?

— Я постараюсь объяснить, — сказал мистер Стюарт. — Разрешите войти?

Артур взглянул на Норму.

— Как знаешь, — сказала она.

Он заколебался.

— Ну что ж, заходите.

Они прошли в гостиную. Мистер Стюарт сел в кресло и вытащил из внутреннего кармана пиджака маленький запечатанный конверт.

— Внутри находится ключ к колпачку, закрывающему кнопку, — пояснил он и положил конверт на журнальный столик. — Кнопка соединена со звонком в нашей конторе.

— Зачем? — спросил Артур.

— Если вы нажмете кнопку, — сказал мистер Стюарт, — где-то в мире умрёт незнакомый вам человек, и вы получите пятьдесят тысяч долларов.

Норма уставилась на посетителя широко раскрытыми глазами.

Тот улыбался.

— О чем вы говорите? — недоуменно спросил Артур.

Мистер Стюарт был удивлён.

— Но я только что объяснил.

— Это что, шутка?

— При чем тут шутка? Совершенно серьёзное предложение…

— Кого вы представляете? — перебила Норма.

Мистер Стюарт смутился.

— Боюсь, что я не могу ответить на этот вопрос. Тем не менее заверяю вас, что наша организация очень сильна.

— По-моему, вам лучше уйти, — заявил Артур, поднимаясь.

Мистер Стюарт встал с кресла.

— Пожалуйста.

— И захватите вашу кнопку.

— А может, подумаете день-другой?

Артур взял коробку и конверт и вложил их в руки мистера Стюарта. Потом вышел в прихожую и распахнул дверь.

— Я оставлю свою карточку. — Мистер Стюарт положил на столик возле двери визитную карточку и ушел.

Артур порвал ее пополам и бросил на стол.

— Как по-твоему, что все это значит? — спросила с дивана Норма.

— Мне плевать.

Она попыталась улыбнуться, но не смогла.

— И ни капельки не любопытно?..

Потом Артур стал читать, а Норма вернулась на кухню и закончила мыть посуду.

— Почему ты отказываешься говорить об этом? — спросила Норма.

Не прекращая чистить зубы, Артур поднял глаза и посмотрел на ее отражение в зеркале ванной.

— Разве тебя это не интригует?

— Меня это оскорбляет, — сказал Артур.

— Я понимаю, но… — Норма продолжала накручивать волосы на бигуди, — но ведь и интригует?..

— Ты думаешь, это шутка? — спросила она уже в спальне.

— Если шутка, то дурная.

Норма села на кровать и сбросила тапочки.

— Может быть, это психологи проводят какие-то исследования.

Артур пожал плечами.

— Может быть.

— Ты не хотел бы узнать?

Он покачал головой.

— Но почему?

— Потому что это аморально.

Норма забралась под одеяло. Артур выключил свет и наклонился поцеловать её.

— Спокойной ночи…

Норма сомкнула веки. Пятьдесят тысяч долларов, подумала она.

Утром, выходя из квартиры, Норма заметила на столе кусочки разорванной карточки. Повинуясь внезапному порыву, она кинула их в свою сумочку.

Во время перерыва она склеила карточку скотчем. Там были напечатаны только имя мистера Стюарта и номер телефона.

Ровно в пять она набрала номер.

— Слушаю, — раздался голос мистера Стюарта.

Норма едва не повесила трубку, но сдержала себя.

— Это миссис Льюис.

— Да, миссис Льюис? — Мистер Стюарт, казалось, был доволен.

— Мне любопытно.

— Естественно.

— Разумеется, я не верю ни одному слову.

— О, это чистая правда, — сказал мистер Стюарт.

— Как бы там ни было… — Норма сглотнула. — Когда вы говорили, что кто-то в мире умрёт, что вы имели в виду?

— Именно то, что говорил. Это может оказаться кто угодно. Мы гарантируем лишь, что вы не знаете этого человека. И, безусловно, что вам не придется наблюдать его смерть.

— За пятьдесят тысяч долларов?

— Совершенно верно.

Она насмешливо хмыкнула.

— Чертовщина какая-то…

— Тем не менее таково наше предложение, — сказал мистер Стюарт. — Занести вам прибор?

— Конечно, нет! — Норма с возмущением бросила трубку.

Пакет лежал у двери. Норма увидела его, как только вышла из лифта. Какая наглость! — подумала она. Я просто не возьму его. Она вошла в квартиру и стала готовить обед. Потом вышла за дверь, подхватила пакет и отнесла его на кухню, оставив на столе.

Норма сидела в гостиной, потягивая коктейль и глядя в окно. Немного погодя она пошла па кухню переворачивать котлеты и положила пакет в нижний ящик шкафа. Утром она его выбросит.

— Может быть, забавляется какой-то эксцентричный миллионер, — сказала она.

Артур оторвался от обеда.

— Я тебя не понимаю.

Они ели в молчании. Неожиданно Норма отложила вилку.

— А что, если это всерьёз?

— Ну и что тогда? — Он недоверчиво пожал плечами. — Что бы ты хотела — вернуть это устройство и нажать кнопку? Убить кого-то?

На лице Нормы появилось отвращение.

— Так уж и убить…

— А что же это, по-твоему?

— Но ведь мы даже не знаем этого человека.

Артур был потрясён.

— Ты говоришь серьёзно?

— Ну, а если это какой-нибудь старый китайский крестьянин за десять тысяч миль отсюда? Какой-нибудь больной туземец в Конго?

— А если это какая-нибудь малютка из Пенсильвании? — возразил Артур. — Прелестная девушка с соседней улицы?

— Ты нарочно все усложняешь.

— Какая разница, кто умрёт? — продолжал Артур. — Все равно это убийство.

— Значит, даже если это кто то, кого ты никогда в жизни не видел и не увидишь, — настаивала Норма, — кто то, о чьей смерти ты даже не узнаешь, ты все равно не нажмешь кнопку?

Артур поражённо уставился на нее.

— Ты хочешь сказать, что ты нажмешь?

— Пятьдесят тысяч долларов.

— При чем тут…

— Пятьдесят тысяч долларов, Артур, — перебила Норма. — Мы могли бы позволить себе путешествие в Европу, о котором всегда мечтали.

— Норма, нет.

— Мы могли бы купить тот коттедж…

— Норма, нет. — Его лицо побелело. — Ради бога, перестань.

Норма пожала плечами.

— Как угодно.

Она поднялась раньше, чем обычно, чтобы приготовить на завтрак Артуру блины, яйца и бекон.

— По какому поводу? — с улыбкой спросил Артур.

— Без всякого повода. — Норма обиделась. — Просто так.

— Отлично. Мне очень приятно.

Она наполнила его чашку.

— Хотела показать тебе, что я не эгоистка.

— А я разве говорил это?

— Ну, — она неопределённо махнула рукой, — вчера вечером…

Артур молчал.

— Наш разговор о кнопке, — напомнила Норма. — Я думаю, что ты неправильно меня понял.

— В каком отношении? — спросил он настороженным голосом.

— Ты решил, — она снова сделала жест рукой, — что я думаю только о себе…

— А-а…

— Так вот, нет. Когда я говорила о Европе, о коттедже…

— Норма, почему это тебя так волнует?

— Я всего лишь пытаюсь объяснить, — она судорожно вздохнула, — что думала о нас. Чтобы мы поездили по Европе. Чтобы мы купили коттедж. Чтобы у нас была лучше квартира, лучше мебель, лучше одежда. Чтобы мы, наконец, позволили себе ребёнка, между прочим.

— У нас будет ребёнок.

— Когда?

Он посмотрел на нее с тревогой.

— Норма…

— Когда?

— Ты что, серьёзно? — Он опешил. — Серьезно утверждаешь…

— Я утверждаю, что это какие-то исследования! — оборвала она. — Что они хотят выяснить, как поступит средний человек при таких обстоятельствах! Что они просто говорят, что кто-то умрёт, чтобы изучить нашу реакцию! Ты ведь не считаешь, что они действительно кого-нибудь убьют?!

Артур не ответил; его руки дрожали. Через некоторое время он поднялся и ушел.

Норма осталась за столом, отрешённо глядя в кофе. Мелькнула мысль: «Я опоздаю на работу…» Она пожала плечами. Ну и что? Она вообще должна быть дома, а не торчать в конторе…

Убирая посуду, она вдруг остановилась, вытерла руки и достала из нижнего ящика пакет. Норма положила коробочку на стол, вынула из конверта ключ и удалила колпачок. Долгое время она сидела, глядя на кнопку. Как странно… ну что в ней особенного?

Норма вытянула руку и нажала на кнопку. Ради нас, раздражённо подумала она.

Что теперь происходит? На миг ее захлестнула волна ужаса.

Волна быстро схлынула. Норма презрительно усмехнулась. Нелепо — так много уделять внимания ерунде.

Она швырнула коробочку, колпачок и ключ в мусорную корзину и пошла одеваться.

Она жарила на ужин отбивные, когда зазвонил телефон. Она поставила стакан с водкой-мартини и взяла трубку.

— Алло?

— Миссис Льюис?

— Да.

— Вас беспокоят из больницы «Легокс хилл».

Норма слушала будто в полусне. В толкучке Артур упал с платформы прямо под поезд метро. Несчастный случай.

Повесив трубку, она вспомнила, что Артур застраховал свою жизнь на двадцать пять тысяч долларов, с двойной компенсацией при…

Нет. С трудом поднявшись на ноги, Норма побрела на кухню и достала из корзины коробочку с кнопкой. Никаких гвоздей или шурупов… Вообще непонятно, как она была собрана.

Внезапно Норма стала колотить ею о край раковины, ударяя все сильнее и сильнее, пока дерево не треснуло. Внутри ничего не оказалось — ни транзисторов, ни проводов… Коробка была пуста.

Норма вздрогнула, когда зазвонил телефон. На подкашивающихся ногах она прошла в гостиную и взяла трубку.

Раздался голос мистера Стюарта.

— Вы говорили, что я не буду знать того, кто умрёт!

— Моя дорогая миссис Льюис, — сказал мистер Стюарт. — Неужели вы в самом деле думаете, что знали своего мужа?

Источник: http://smartfiction.ru/prose/button_button/

Смущение, застенчивость, смятение, стыд и вина

Смущение как норма
О смущенииМы все ощущаем смущение в ситуациях осознания своей неудачи и ограничения нашей свободы. Смущение связанно с утратой самообладания, потерей внутреннего равновесия. Е.П.Ильин в книге “Эмоции и Чувства” пишет: 

“Смущение (состояние застенчивости) определяют как замешательство, ощущение неловкости.

У маленьких детей смущение возникает без видимой причины, при обращении к ним незнакомых людей. Дети отворачиваются, прячутся в юбке матери. При этом некоторые из них украдкой посматривают на смутившего их человека. Характерным для смущения считается наличие легкой улыбки, пробегающей по лицу человека. В обыденной речи говорят «человек сконфузился».

У взрослых смущение может вызываться как неудачей в каком-нибудь деле, так и удачей. Смущение стало предметом систематических исследований сравнительно недавно. Например, показано, что самая большая степень смущения наблюдается в том случае, если человек терпит неудачу в группе.

При неуспехе в одиночной ситуации смущение бывает выражено слабо вследствие предполагаемого отсутствия других (Modigliani, 1971). Хотя смущение является эмоцией общения, связи между застенчивостью и общительностью либо не существует, либо она очень слабая (Crozier, 1986). Правда, В.

Крозьер отмечает, что у таких людей есть проблемы в общении с незнакомыми людьми, что делает вышеприведенный вывод этого автора сомнительным. Переживание смущения часто протекает на фоне, с одной стороны, интереса к людям, а с другой стороны, страха перед социальным взаимодействием. Поэтому Э.

Шостром называет стеснительность странной эмоцией, которая обозначает одновременно тенденцию к созданию контакта и избеганию его. В результате она мешает человеку, ограничивая его свободу.

Причины смущения. П. Пилконис и П. Зимбардо (Pilkonis, Zimbardo, 1979) опросили молодых людей о причинах, вызывающих застенчивость, неловкость. 

Типы смущения. Из того факта, что исследователи смущения выявили разные его проявления, К. Изард выделяет два типа смущения – социальное и личностное. Первое связано с обеспокоенностью человека тем, какое впечатление он производит на людей, насколько он сможет соответствовать их ожиданиям. При втором типе основной проблемой является субъективное чувство дискомфорта, само переживание смущения. Мне представляется такое деление несколько искусственным: ведь первое не исключает второе.Легкость возникновения смущения характеризует эмоциональное свойство личности, называемое застенчивостью.

Смятение

Тревога может выражаться в смятении, в панической растерянности. Вспомним, в каком смятении оказалась Татьяна при появлении Онегина на балу в ее доме: И утренней луны бледней И трепетней гонимой лани, Она темнеющих очей Не подымает: пышет бурно В ней страстный жар; ей душно, дурно; Она – приветствий двух друзей Не слышит, слезы из очей Хотят уж капать; уж готова Бедняжка в обморок упасть; Но воля и рассудка власть Превозмогли. Она два слова Сквозь зубы молвила тишком” (1,с. 192-195).

Застенчивость

Иногда человек испытывает эмоциональный дискомфорт, который проявляется в робости, неуверенности, напряжении, выражении тревоги или страха. При этом застенчивый человек почти всегда стыдливо-робкий в обращении и поведении с другими.Е.П.Ильин в книге “Эмоции и Чувства” пишет:”Как отмечает Ф.

Зимбардо (1991), застенчивость – понятие расплывчатое: чем больше мы в него вглядываемся, тем больше видов застенчивости обнаруживаем. Он отмечает, что первое письменное употребление данного слова отмечено в написанном около 1000 года н. э. англосаксонском стихотворении в значении «легкий испуг».

В Оксфордском словаре застенчивость определяется как состояние стеснения в присутствии других людей. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова застенчивость характеризуется склонностью человека к робкому или стыдливому поведению в общении, в поведении. По данным В. Джонса и Б.

Карпентера Oones> Carpenter, 1986), застенчивые люди описывают себя как неуклюжих, боящихся злых языков, не умеющих настаивать на своем, говорят, что они обречены на одиночество.

Застенчивость – распространенное явление. По данным Ф. Зимбардо, 80 % опрошенных им американцев ответили, что в некоторый период своей жизни они были застенчивыми.

Примерно четверть опрошенных отнесли себя к хронически застенчивым. По данным В. Н. Куницыной (1995), значительная часть взрослого населения нашей страны попадают в категорию застенчивых (30 % женщин и 23 % мужчин). У школьников распространенность застенчивости колеблется от 25 до 35 %.

По данным Ф. Зимбардо, степень застенчивости различается у представителей разных культур. У японцев и на Тайване, например, она выше. У них же гораздо больше застенчивых мужчин, чем женщин. В Израиле, Мексике, Индии, наоборот, более застенчивы женщины, а в США эти различия отсутствуют [Грузинские романтики. – М.: Советский писатель, 1978. – С. 65].

Генезис застенчивости. О врожденности застенчивости в конце XIX века писал лондонский врач Г. Кэмпбелл (Campbell, 1896). Однако и в наше время Р. Кэттелл (Cattell, 1946) рассматривает застенчивость как биологически обусловленную черту, связанную с возбудимостью нервной системы.

Он утверждает, что застенчивые люди обладают высокой возбудимостью нервной системы и чувствительностью и вследствие этого особенно уязвимы для социального стресса. Дж. Чик (1984) также полагает, что около 40 % людей застенчивы от природы.

У робких людей имеется определенная биологическая предрасположенность симпатической нервной системы, которая заключается в излишней чувствительности к конфликтам и угрозе.

Д. Дэниеле и Р. Пломин (Daniels, Plomin, 1985) считают, что застенчивость определяется как наследственностью, так и условиями воспитания. Они сравнивали приемных детей в возрасте от года до двух лет с их родными родителями и приемными родителями, а также детей этого же возраста в обычных семьях с их родителями. В обычных семьях застенчивость ребенка оказалась в прямой связи с низкой общительностью и интровертированностью матери. То же наблюдалось и в семьях с приемными детьми, только в меньшей степени. Эта разница говорит в пользу социального фактора. Но, с другой стороны, у приемных детей обнаружилась тесная связь их застенчивости с интровертированностью их родных матерей, что свидетельствует о роли наследственности. В работах психоаналитической ориентации застенчивость связывается с отклонениями в развитии личности, когда нарушается гармония Ид, Эго и Суперэго. Д. Каплан (Kaplan, 1972), например, расценивает застенчивости как результат ориентации Эго на самое себя (проявление нарциссизма). Он полагает, что глубоко застенчивые люди склонны к фантазиям, доставляющим им большое удовольствие (т. е. к ярким и продолжительным мечтаниям – «снам наяву»). Но, как справедливо отмечает Ф. Зимбардо, все рассуждения психоаналитиков касаются патологической застенчивости. Поэтому вряд ли они могут объяснить возникновение нормальной застенчивости. Трудности изучения генеза застенчивости связаны с тем, что эта особенность личности близка к боязливости, а смущение – к страху. Поэтому некоторые авторы стараются не пользоваться термином «застенчивость», а говорят о феномене поведенческого торможения (Kagan, Reznick, Snidmann, 1984). Показано, что этот феномен устойчиво проявляется на протяжении многих лет детства – с 21 месяца до пяти с половиной лет.

Особенности личности застенчивых. У застенчивых людей часто встречается самосознание, центрированное на производимом впечатлении и на социальных оценках. П. Пилконис и Ф.

Зимбардо (Pilkonis, Zimbardo, 1979) нашли, что застенчивые обладают меньшей экстравертированностью, меньшим контролем над своим поведением в ситуациях социального взаимодействия и более озабочены взаимоотношениями с окружающими, чем не застенчивые люди.

У мужчин застенчивость, по данным этих авторов, коррелирует с нейротизмом. У женщин эта связь была только у тех застенчивых, которые склонны к «самокопанию». И. С.

Кон (1989) полагает, что застенчивость обусловлена интроверсией, пониженным самоуважением и неудачным опытом межличностных контактов. Но стоит подумать, не являются ли интроверсия и пониженное самоуважение сами следствием застенчивости?

По данным Нгуен Ки Тыонга (2000), у субъектов с выраженной застенчивостью значительно чаще встречаются типологические особенности проявления свойств нервной системы, присущие трусливым: слабая нервная система (в 66 % случаев), подвижность торможения (в 77 % случаев) и преобладание торможения по «внешнему» балансу. Поэтому нет ничего удивительного, что, по данным Нгуен Ки Тыонга, застенчивость больше всего была выражена у лиц, склонных к демократическому стилю руководства: чаще всего этот стиль присущ лицам с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы, указанными выше. Н. В. Шингаева (1998) выявила целый комплекс личностных особенностей застенчивых подростков. Различия между застенчивыми и «свободными в общении» выявились по параметрам (р

Источник: https://www.chitalnya.ru/work/1013256/

Смущение как норма

Смущение как норма
?

После четырёх лет ребёнка начинает беспокоить не выглядит ли он смешным? Не отличается ли чем-то заметным от других детей? Даже самые простые вопросы окружающих заставляют малыша, который ещё недавно вёл себя непринужденно, неожиданно краснеть. Как помочь справиться с ситуациями, в которых ему неловко?

Как бы ни вел себя сейчас ребёнок, родителям важно помнить: изменившееся поведение не связано с низкой самооценкой.

«Смущение – важная стадия развития ребёнка, которая показывает, что его что-то в себе не устраивает и он готов совершенствоваться», ‒ утверждает Эрик Фишер, детский психолог и автор бестселлера «Искусство быть уверенным родителем» (The Art of Empowered Parenting).

Важно помочь малышу конструктивно справляться с новыми для него чувствами и научить тому, что такие качества, как уверенность, умение общаться и отвечать на вопросы, признавать свои ошибки и двигаться дальше, важно в себе развивать. У каждого могут быть особенности внешности или характера, которые необходимо принять как часть своей индивидуальности.

«Я НЕ МАЛЕНЬКИЙ!»

Ещё год назад ваша дочка спокойно играла на пляже без купального верха, а сын, не стесняясь, переодевал шорты для плавания. И хотя физиологически малыши не сильно изменились, они стали более внимательно относиться к своему личному пространству. Дети замечают, что в мире взрослых неприемлемо оголять определённые части тела, и уже не готовы к тому, чтобы их принимали за бесполых маленьких ангелочков. Их также смущает, если малознакомые им люди обращаются с ними как с малышами – гладят по голове или целуют.

Как реагировать?

Важно дать ребёнку понять, что он имеет право на свою приватную зону. Позвольте ему переодеваться за закрытой дверью, если он на этом настаивает. И не принуждайте обнимать дальнюю родственницу, желающую потрепать его за щёчку.

«ЧТО СО МНОЙ НЕ ТАК?»

К пяти годам дети хорошо осведомлены о физиологической несхожести мальчиков и девочек, однако теперь они больше внимания обращают на то, что даже представители одного пола могут отличаться друг от друга. У детей могут быть разный рост, вес, разрез глаз. Из-за проблем со здоровьем кто-то может хромать, заикаться или носить очки. В этом возрасте ребёнку особенно важно быть принятым в среде сверстников, и внезапное ощущение своей непохожести на других вызывает дискомфорт.

Как реагировать?

«Объясните ребёнку, что быть разными – не только не предосудительно, но и прекрасно, ‒ говорит семейный психолог Марина Маркина. ‒ В природе нас окружают непохожие друг на друга деревья и цветы, а кошки с собаками отличаются размерами и окрасом шёрстки.

Гораздо интереснее жить в мире, наблюдая эту несхожесть. Подчеркните, что настоящие друзья будут ценить его за то, что с ним интересно вместе проводить время.

Если же малыш услышит в свой адрес обидное замечания, то это означает: мальчик или девочка просто недостойны его дружбы».

«ВСЕ НА МЕНЯ СМОТРЯТ!»

Когда вы представляете малыша своим друзьям или коллегам по работе, он неожиданно отказывается говорить и лишь упорно изучает взглядом пол. Как же так, ведь ещё недавно он был таким контактным, недоумевают родители. Теперь ребёнок в общении с незнакомыми не знает, как себя лучше вести, и испытывает дискомфорт.

Как реагировать

Подготовьте вашего малыша к встрече с незнакомым ему человеком. «Вы можете отрепетировать ситуацию, разыграв сценку, в которой участвуете вы (в качестве незнакомца) и ваш малыш, ‒ предлагает Марина Маркина.

‒ Обсудите, о чём он может поговорить: покажет ли он свою любимую игрушку или рисунок, который недавно принёс из детского сада. Это поможет ребёнку чувствовать себя более уверенно. Проиграйте и те ситуации, в которых вы с малышом случайно встречаете знакомого человека на улице.

Объясните ребёнку, что он может просто ответить на возможный вопрос, как его зовут, не забывая смотреть человеку в глаза, и после этого терпеливо подождать, пока взрослые говорят».

Скажите, что, перебивая разговор требованиями поскорее заняться чем-то более интересным, он становится похож на несмышленого малыша и тем самым выглядит смешно и нелепо. Дайте ребёнку понять, что уважаете его способность общаться со взрослыми наравне и ожидаете от него понимания и деликатности.

«НАДО МНОЙ СМЕЮТСЯ»

Малыш опрокинул на себя тарелку с супом, в самый неподходящий момент его подвёл урчащий животик или, играя в футбол, он случайно забил гол в ворота своей команды. В таких ситуациях ребёнок теряется и ожидает насмешек. Опасения его небезосновательны: дети в этом возрасте ещё недостаточно хорошо освоили нормы этикета, и не все готовы деликатно промолчать. И вовсе не потому, что намеренно пытаются обидеть друг друга. Просто на смешную, как им видится, ситуацию они реагируют самым непосредственным образом – смеются. Столкнувшись с такой реакцией, ребёнок может отказаться посещать детский сад или возвращаться в спортивную секцию, даже если прежде это приносило ему радость.

Как реагировать

Объясните малышу, что совсем нестрашно, если детей ситуация веселит, ведь со стороны она и правда смотрится забавно. И ему стоит не обижаться, а примкнуть к их компании и тоже посмеяться над случившимся.

Разыграйте эту ситуацию и покажите ребёнку, что он может улыбнуться и сказать (вам или мишке, ставшему свидетелем происшествия): «Это было очень смешно». Скажите и о том, что человеческое тело нас иногда подводит.

Животик, например, может издавать звуки, но не заостряйте на этом излишнего внимания, чтобы малыш понимал: даже из неловкой ситуации можно легко выйти. Главное, не придавать ей большого значения, а просто извиниться и продолжить свои занятия.

«ОН/ОНА ДЕЛАЕТ ЭТО ЛУЧШЕ»

Дети не только сравнивают особенности внешности, но и начинают ревниво относиться к тому, что друг/подруга умеет делать нечто лучше них. Подружка из детского сада знает свой адрес наизусть? Ваша дочка начинает переживать, что не может похвастаться тем же. Друга записали в секцию по хоккею? Ваш сын настаивает, что и ему надо научиться кататься на коньках, хотя прежде он не проявлял к этому спорту никакого интереса. Ощущение, что он в чём-то отстаёт от сверстников, заставляет ребёнка стесняться и думать, что с ним что-то не так, раз он не может продемонстрировать аналогичные знания и умения.

Как реагировать

Дайте ребёнку почувствовать, насколько приятнее заниматься тем, что ему действительно интересно, без оглядки на друзей. Скажите: «Совсем необязательно всё с подругой делать вместе. Если она будет учиться кататься на коньках, а ты продолжишь заниматься любимыми танцами, вы сможете приглашать друг друга на выступления.

«Важно укрепить уверенность ребёнка в себе, собственных силах и желаниях, ‒ говорит Эрик Фишер. – Напомните о его успехах в занятиях, которые ему по душе, и о том, как радостно ему бывает в те дни, когда он их посещает.

Поговорите о том, что у людей не могут во всём совпадать таланты и интересы и друг вашего малыша не сможет делать то, что так хорошо получается у него. Однако соревновательность даёт также стимул к развитию ребёнка.

Например, если он раньше отказывался сам зашнуровывать ботинки, но неожиданно обнаружил, что друг справляется с этим легко, это отличный пример, побуждающий к большей самостоятельности. Предложите вместе потренироваться и зашнуровывать не хуже. Это поможет малышу почувствовать, что с неприятными эмоциями можно действенно справляться».

«ДАВАЙ ДРУЖИТЬ»

Ваш малыш с радостью играет с соседской девочкой во дворе и даже приглашает в гости, но игнорирует её, когда окружен друзьями-мальчиками в детском саду. В этом возрасте дети начинают более глубоко сознавать свою сексуальность и принадлежность к определённому полу. Им кажется, нормы поведения предписывают мальчикам играть с мальчиками, а девочкам с девочками. Детям вдруг становится неловко перед друзьями, если они демонстрируют излишне пристальный интерес к ребёнку противоположного пола.

Как реагировать

«Ситуация, при которой малышу нравится играть с девочкой один на один, но он стесняется этого при других детях, может иметь двойное значение, ‒ объясняет Марина Маркина. ‒ Ему может казаться, что игры с подружкой не поощряются в мальчиковой субкультуре и он рискует стать объектом насмешек.

Вместе с тем малыш может испытывать к девочке и чувство первой влюбленности. В любом случае стоит развеять его опасения относительно дружбы с противоположным полом, рассказав ему о своих друзьях.

Говорите об этом максимально спокойно и естественно ‒ и ребёнку передастся ваша уверенность в том, что общение с девочками не умаляет его, просыпающейся в этом возрасте мужественности». Если малыш испытывает к девочке более сложное, романтическое чувство, поговорите об этом отдельно.

Однако проявляйте деликатность, не обрушивайте на него сразу с вопросами и начните разговор, только когда ребёнок будет к этому расположен.

Сабина Сафарова

Источник: http://www.parents.ru/article/smushhenie-kak-norma/

Источник: https://montessoriblog.livejournal.com/138404.html

Нижегородская Митрополия

Смущение как норма

После многолетнего периода безбожия в СССР было утеряно то, что для наших прадедушек и прабабушек было естественным, впитывалось с детства, — правила поведения в обществе, учтивос­ти, дозволенности.

Восприятие священника среди людей было нормальным и естественным, в общении с ним соблюдались нормы поведения, которые не вызывали вопросов. Сегодня утраченное по крупицам восстанавливается. Уже три десятилетия люди безбоязненно приходят в храмы.

Однако отношения «священник — мирянин» по-прежнему вызывают недоумение из-за незнания правил поведения между членами Церкви.

Нередко при встрече со священником людисмущаются, не зная, как к нему обратиться. Кто-то по привычке протягивает руку,чтобы поздороваться или попрощаться, и священник «по-мирски» жмет эту руку, а еееще и потряхивают, видимо, в знак особого расположения к батюшке.

Особенно труднотем, кто видит в церковнослужителе еще недавно мирского человека, возможно, того,с кем учился в школе или служил в армии.

Смущение при встрече могут испытать нетолько миряне, не знающие правил церковного этикета, но и само духовенство, не уверенноев том, знают ли эти правила миряне.

Уйти от лицемерия

Начнем с того, что лежит в основе любойвежливости — с нравственных принципов.

В курсе «Православного нравственного богословия»архимандрита Платона говорится, что «основной принцип отношения человека к собственномубытию — честь (указывающая, что есть человек), при этом нормой является целомудрие(индивидуальная неприкосновенность и внутренняя целостность) и благородство (высокаястепень нравственной и интеллектуальной сформированности.) Основной принцип отношениячеловека к ближнему — честность. При этом нормой являются правдивость и искренность».

Может, кому-то и было бы достаточно этойискренности, «безо всяких реверансов», но именно миряне интересуются тем, как жеправильно вести себя при встрече и расставании с батюшкой, как поступить, если онне один, а в кругу других священников, если священники стоят рядом с епископом?И с чего бы это целовать им руки? Еще вчера, мол, на одном потоке учились. Или он«пацан зеленый», а я, ветеран труда, кланяться ему должен? Много разных вопросовбеспокоит людей.

Во взаимоотношениях членов Церкви можнонаметить два вектора: вертикальный и горизонтальный. Вертикальный означает устремлениеот земли к небу, благочестие, отношения человека и Бога. Апостол Павел призывает:«упражняй себя в благочестии» (1 Тим 4:7).

Горизонтальный вектор указываетнепосредственно на отношения между людьми, к которым относится и церковный этикет.Так вот в основе последнего лежит мысль о том, что если ты не любишь человека, тоневозможно и возвыситься к Богу.

Равно как и отсутствие любви к Богу не воспламенитсердце человека в любви к ближнему.

Следовательно, говорить о церковном этикетеможно в том случае, если отношения между верующими людьми регулируются духовнымиоснованиями. В противном случае это будет только манерничанье.

Такая система координат:человек и Бог, человек и человек — позволяет уйти от лицемерия и ханжества, которыемогут проявиться в отношениях с людьми, не вызывающими у нас расположения, и перевестинас в плоскость истинного смирения и терпения. Приобретая опыт, человеку легче исполнятьвнешнее послушание любви без соответствующих чувств любви.

Опытные люди говорят,что тогда и приходит, по благодати, истинная любовь. При этом, считая всех одинакововыше себя, приходится молчаливо переносить немало трудных для личной гордости минут.

В отличие от этикета светского, правилаповедения в общении между церковными людьми, базирующиеся на благочестии, то естьчеловеко-Божеских отношениях, могут способствовать очищению души и преобразованиюсердца силой Божией благодати. Исходя из этого понятно, что церковный этикет — этоне только свод поведенческих правил, но и путь восхождения на пути покаяния, в итогеприводящего нас ко Христу.

Все ли церковно-служители— «отцы»

Входя в общение друг с другом в Церкви,мы соблюдаем правила с условием учета трех степеней священства: диакон, священник,епископ. При изобилии  разно­образных правилцерковного этикета обозначим, для примера, некоторые из них.

Итак, по установившемуся обычаю в ПравославнойЦеркви принята следующая форма обращения к духовенству: к Патриарху — Ваше Святейшество(Святейший Владыко); ко всем архиереям — Владыко; к митрополиту и архи­епископу— Ваше Высокопреосвященство (Высокопреосвященнейший Владыко); к епископу — ВашеПреосвященство (Преосвященнейший Владыко); ко всем священникам — батюшка, отец (имярек),отче; в письменном обращении к иерею — Ваше преподобие, к прото­иерею — Ваше высокопреподобие.К архимандриту, игумену принято обращаться — отец наместник или отец настоятель,к диаконам — отец диакон (протодиакон), просто — отец (имярек). Привычно и естественнозвучит обращение к священнику или диакону «отец». Но если к диакону допустимо обратиться«отец диакон», то обращение к священнику «отец» без упоминания имени будет звучатьфамильярно. Независимо от формы общения со священнослужителем (очно или по телефону)сначала стоит взять благословение словами: «Батюшка, благословите» или «Отец (имярек),благословите» — и потом уже начинать разговор.

Если встреча со священником произошла наулице, в транспорте, в общественном месте, магазине и т.п., даже если он в гражданскойодежде, можно подойти к нему и взять у него благословение, видя, конечно, что этоне помешает его делу.

А что если у самого заняты ношей руки и взять благословениекак должно не получится? Тогда достаточно ограничиться легким поклоном.

При прощании,как и при встрече, после разговора вновь испрашивают благословение: «Простите, батюшка,и благословите».

Приглашая знакомого священника для исполнениятреб, можно сделать это по телефону и после благословения лаконично сообщить цельзвонка. Не станем подробно рассматривать все возможные ситуации. Для этого лучшеприобрести литературу по церковному этикету и изучить ее.

Легко запомнить, что священника вместо привычного«Здрасте» принято приветствовать словами «Батюшка, благословите».

Можно ловко иправильно научиться складывать руки лодочкой, правую на левую, и прикладыватьсяс лобзанием к деснице, но если мы не будем чувствовать в окружающих нас ближних,не только в священниках, родных во Христе и располагаться к ним с благожелательностью,то правила этикета так и останутся просто исполненными правилами.

ПротоиерейСергий Муратов

Прицитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Источник: http://nne.ru/k-svyashhennosluzhitelyu-bez-smushheniya/

Обрезание Господне: день торжества Закона

Смущение как норма

15 января 2020 | Время чтения 5 мин

Аннотация

Принято считать, что 14 января – лишь дата празднования старого Нового года. Православные христиане в России в этот день празднуют Обрезание Господне.

Незнакомое многим современникам, вводящее в удивление и смущение название относится к древнейшему христианскому празднику и, более того, одному из числа особо почитаемых в Православии.

Как связаны обряд крещения и обрезания, зачем его совершили над Иисусом Христом и в чем заключен смысл события?

Владимир Басенков, 15 января 2020, 11:21 — REGNUM

Фридрих Герлин. Обрезание Господне (фрагмент). 1466

На восьмой день после рождения Иисус Христос был обрезан согласно ветхозаветной традиции, что символизировало посвящение ребенка Богу и принадлежность к избранному Создателем народа. Во время обряда обрезания Спаситель также получил имя, которое во время своего явления архангел Гавриил сообщил Святой Марии.

Традиция обрезания у мужчин, характерная в наши дни преимущественно для ислама и иудаизма, берет свое начало в далеком прошлом всей человеческой цивилизации. Операция, значение которой в современном мире с ходу объяснит не каждый, имела глубокий религиозный смысл.

Согласно текстам Ветхого Завета, Бог заключил договор с Авраамом как представителем богоизбранного народа. «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт. 17:1) — емко звучала заповедь, данная Создателем Аврааму. А обряд обрезания стал символом посвящения себя Богу.

С тех пор все иудеи должны были проходить эту хирургическую инициацию в знак верности Всевышнему и, одновременно, принадлежности еврейскому народу.

Как известно, в христианстве традиции обрезания нет, хотя Иисус Христос был ей причастен.

Тем не менее, чем же совершение этого обряда-рудимента так значимо для православных христиан? В своих толкованиях святые отцы часто ссылаются на слова уже взрослого Христа о важности исполнения Божественных установлений: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Заповеди, данные Богом Моисею и сложившиеся вокруг них традиции, регламентировавшие жизнь иудейского общества, не отменялись Спасителем как не обязательные, а, наоборот, усиливались и преобразовывались. И обрезание в данном случае было… прообразом и предтечей таинства крещения, посредством принятия которого человек становится, буквально, членом Церкви. Христос не отменил обряд посвящения в ряды Божьего народа, а исполнил его и в будущем преобразовал.

Джованни Беллини. Обрезание Христа

События праздника Обрезания также свидетельствуют и о человеческой природе Иисуса. Когда люди рассуждают о Христе, Его жизни и учении, невольно появляется соблазн рассматривать Спасителя исключительно как Бога. В этом кроется опасность потерять всю смысловую нить христианства.

Еще в первые века после Вознесения Христа среди Его последователей появилась ересь докетизма. Последователи этого учения были убеждены, что Иисус пришел в мир людей не как Человек, а как визуальная иллюзия. Следовательно, и все, что в будущем пережил учитель христиан — всего лишь мираж.

Праздник Обрезания по всей своей логике был одним из неопровержимых доказательств того, что Христос — это и реальность, и живой Человек из плоти и крови.

И в этом разрезе день памяти посвящения восьмидневного Младенца Иисуса Богу раскрывается как символ важности религиозных правил и регламентов.

Христос во время земной жизни обличал фарисеев и законников за их внешне идеальное соответствие букве иудейского закона при полном внутреннем противоречии ему.

Действительно, обряд и норма поведения сходят на нет в сакральном смысле, если их носитель в погоне за правильностью исполнения уходит от культивации в своем сердце добродетелей, например, любви и доброты по отношению к окружающему миру.

В таком случае «законничество», то есть внешнее исполнение предписаний, превращается в тягостную обязанность и для самого исполнителя, и для его окружения. Зацикленный лишь на обрядовой стороне адепт культа уходил от смыслового наполнения своих ритуалов.

Христос пришел для того, чтобы сказать всему человечеству: ребята, Бог — это любовь. Любите Бога, любите друг друга, и будет вам счастье. И христианство вообще можно выразить вот в этой короткой словесной формуле, за которой разворачивается необъятная вечность.

Иисус вел проповедь о наполнении всех сфер жизни людей любовью и призывал руководствоваться во всем именно этой наивысшей добродетелью. Обряд Богу, в общем-то, не нужен. Но внешнее выражение веры, в котором зашифрованы символы и смыслы религиозного учения, нужно людям.

Люди состоят из плоти и крови, живут в трехмерном пространстве, и вообще, существуют во Вселенной, которая живет по своим законам. Закон упорядочивает жизнь любой системы, стремясь выстроить внутри нее гармонию.

Гармония достигается за счет подчиненности всех элементов системы существующему внутри нее закону.

Именно поэтому христианство имеет регламентированный свод предписаний, регулирующих внутреннюю и внешнюю жизнь как всей Церкви, так и отдельного человека.

Естественно, что отказ полностью или частично стремиться к исполнению тех или иных сторон религиозной жизни чреват сбоями.

И в этом смысле праздник Обрезания Господня свидетельствует о жизнеспособности закона (то есть свода правил) для Церкви в противовес нарастающим модернистским веяниям об отмене и упразднении тех или иных сторон церковной жизни под предлогом их несовершенства.

Обрезание Христа, Преображенский монастырь, Болгария

Иисус Христос, будучи Богом, не избегал исполнения «устаревших» правил жизни иудейского общества. Он пришел в мир людей с новым законом, не отрицая старого. Особенностью Церкви же как института можно считать ее вневременность и надмирность. Церковь не может устареть по определению.

И в этом смысле логика сохранения преданий понятна: полученные людьми от Бога знания и правила не подлежат пересмотру через 10, 100 или 1000 лет, пока Создатель Сам не внесет эти изменения путем сверхъестественного вмешательства в жизнь человеческого общества, как это было в Ветхом и Новом Завете.

Разговоры об «отсталости» Церкви не учитывают главного: общество верующих во Иисуса Христа подчиняется не веяниям времени и законам моды, а правилам, которые позволяют добиться счастья не в сиюминутном моменте, а в вечном существовании человека. И в этом смысле праздник Обрезания Господня лишь подтверждает: у счастья свои законы, которые работают, несмотря на эпоху и временной промежуток истории.

Источник: https://regnum.ru/news/2829630.html

Для родителей
Добавить комментарий