Советские мультфильмы: и польза, и вред

Развивающие мультфильмы для детей: польза или вред

Советские мультфильмы: и польза, и вред

Довольно часто на детских площадках можно услышать разговор мамочек о развивающих мультфильмах. Каждая делится предпочтениями своего малыша, а на тех мам, которые до трех лет ограждают своих детей от просмотра мультиков, смотрят криво.

Одни родители считают такое детское времяпровождение огромной пользой как для детей – с точки зрения развития, так и для мам и пап – с точки зрения появления свободной минуты для срочного дела.

Даже самый активный ребенок может длительное время просидеть за просмотром любимого мультика. Другие же наслышаны об огромном вреде мультфильмов для детской психики и развития ребенка в общем.

Где же находится “золотая середина”? С этим вопросом и многими другими мы обратились к детскому психологу Наталье Компанец.

Возрастные рекомендации для просмотра развивающих мультфильмов

Прежде всего, все качественные современные мультфильмы создаются исключительно с участием психологов. К примеру, развивающий мультфильм “Беби Эйнштейн” рекомендован детям, начиная с 6 месяцев. Это яркий красочный мультик, который учит ребенка первым движениям, словам, цветам, формам и т.д.

Именно с 6 месяцев он начинает следить за мелькающими, сверкающими, движущимися предметами. Еще в этом возрасте дети любят повторение и предсказуемость. Осознав, что после появления слоника совершается какое-то действие — малыш желает это увидеть снова. Психологи советуют ребенку в таком возрасте показывать все вживую.

Ему гораздо интереснее будет увидеть сюжет, который создаст мама или бабушка с помощью перчаточных кукол.

Ребенку с 6 месяцев можно показывать развивающие мультфильмы, но не более 5 минут и только с целью развития (исключением является “Беби Эйнштейн” — его можно смотреть 10 минут).

Просто так усаживать его просматривать сюжет в таком возрасте — это сознательный шаг родителей на разрушение детской психики и зрения. Дети очень быстро привыкают к пассивным удовольствиям.

Нельзя нагружать только один канал восприятия информации — зрительный, необходимо формировать еще и движения, речь, слуховое восприятие.

Начиная с 6-летнего возраста, ребенок может смотреть мультфильмы небольшими сюжетами, по 15 минут каждый. Да, мультфильмы, продолжительность которых свыше часа, смотреть можно, но это исключительно под ответственность взрослых. Глаза ребенка должны отдыхать от отсутствия движения и мигания, поэтому лучше всего дать малышу просмотреть небольшой фрагмент, а потом вместе все это обсудить.

Полезные мультфильмы

Хорошими и полезными мультиками психологи считают интерактивные — это те, в которых ребенок должен ответить на какой-то вопрос. Здесь у родителей есть шанс остановить мультфильм и дать крохе подумать.

В таком случае упражняется мигание, глаза отдыхают и увлажняются слезной жидкостью, отрабатывается логика и развивается речь. Старшим детям эффективен будет просмотр так называемых “проблемных мультиков”.

Здесь дети учатся, как поступить в той или иной ситуации.

Мультфильмы без слов и музыкальные

Есть немалое число мультфильмов, где вместо диалогов героев, звучат какие-то звуки. К примеру, “Баранчик Шон”, Timmy Time. Детям, которые уже хорошо разговаривают, такие мультики будут полезны, они предоставляют возможность поупражняться в понимании контекста ситуации. “Неговорящим” детям лучше всего показывать мультфильмы с понятной простой речью.

Что же касается музыкальных мультфильмов, то детям зачастую бывает весьма тяжело объединить два канала: звук музыки и речевую информацию. Многим вообще не ясен смысл песен, они попросту не понимают слова. Маленьким детям следует объяснять, что происходит на экране.

Хорошим музыкальный мультфильм является в том случае, если ребенок сам может рассказать, что он понял после просмотра.

Нынешние мультфильмы очень яркие и красочные, поэтому многие родители задаются вопросом, а не влияет ли на ребенка такое мелькание. Психологи утверждают, что ничего страшного нет, если в течение 5 минут малыш будет видеть такие краски. После просмотра желательно посмотреть вдаль, порисовать карандашами или красками пастельных оттенков, поиграть с кинетическим песком.

Не у всех родителей в нашем скоротечном ритме жизни есть возможность уделить ребенку должное внимание, иногда приходится усаживать его за просмотр мультиков, а самим бежать заниматься домашними делами. Главное — не переусердствовать.

В центре по работе с детьми с аутизмом психологами было проведено такое исследование. Все дети, которым переставали показывать мультфильмы по 2-3 часа в день, становились со временем более спокойными, лучше воспринимающими действительность. И еще у них улучшался социальный контакт.

Вывод напрашивается сам: мультфильмы полезны, но в разумных количествах.

Наталья Старцева

Благодарим за помощь в подготовке материала практического детского психолога, кандидата психологических наук Наталью Компанец, центр “Сонячна сова”, mir-detej.kiev.ua.

Источник: https://tsn.ua/ru/lady/dom_i_deti/deti/razvivayuschie-multfilmy-dlya-detey-polza-ili-vred-438801.html

Советские мультфильмы VS современные: плюсы и минусы

Советские мультфильмы: и польза, и вред

Какой ребенок не любит смотреть мультики? Помимо развлечения и обучения ребенка мультфильмы, откровенно говоря, «развязывают» руки вечно занятым взрослым. Малыш занят и доволен, мама может смело посвятить пол часика своим делам. Скажете, что время нынче такое, приходится чем-то жертвовать. Давайте тогда разбираться в масштабах жертвы.

Если усаживать ребенка перед телевизором, то пусть он смотрит качественную продукцию анимации. Засилье Запада отражается и на развлекательном контенте, который предлагается нашим детям.

Не будем консерваторами. Попробуем максимально объективно оценить плюсы и минусы мультиков, которые предлагает индустрия развлечений. На ринге два соперника.

Встречаем, советские мультфильмы против современных.

Советская анимация: плюсы и минусы

Мультики прошлых лет у людей моего поколения ассоциируются с добрым и красивым. В советское время строгие цензоры очень тщательно изучали каждый кадр, который претендовал на внимание детской аудитории. Воспитательная направленность отражалась в каждом мультипликационном произведении.

 Речь сказочных героев внятная и правильная, негромкая, музыка соответствующая сюжету. Мультфильм выпускался с маниакальной точностью, аналогичной пуску ракеты в открытый космос.

И, тем не менее, современные критики нашли, что Волк из «Ну, погоди!» просто злостный разрушитель детской психики — курит, подлец, ведет себя неприлично. Но отрицательный герой и должен обладать не самыми правильными чертами характера.

К сожалению, дети ежедневно видят курящих взрослых. Не думаю, что запрет на старинный мультфильм как-то поможет в борьбе с курением среди подрастающего поколения.

Винни-Пух, который так нравился мамам, совершенно не интересен их отпрыскам. Случай распространенный. Почему? Потому что нет ярких красок, юмор не совсем детский, и уж тем более не современный. Не нравится? Не смотрите.

Да, в Польше диснеевский вариант этого мультика запретили по очень серьезной причине: Винни, как выяснилось, существо без определенных половых признаков. Мне казалось что он, скорее мальчик, чем девочка. И не только я так думала. Интересно было бы посмотреть на медвежонка с ярко выраженными этими самыми признаками.

Сомневаюсь, что в «улучшенном» виде рейтинг персонажа поднялся бы в глазах цензоров.

Чебурашка. Ну чем не прелесть? Очаровательный «пушистик», может, несколько глуповат, но сюжет у Успенского замечательный.

Есть уже история Чебурашки на новый лад, с упоминанием модных гаджетов и с учетом тенденций развития нашего общества.

Не читали еще о том, как друзья Чебурашки требуют у мэра Дружкова отдельное жилье для своего бездомного приятеля? Про пионеров, которые мелькают в кадре, придется долго рассказывать, но это элемент истории. Ничего страшного, даже познавательно.

Наши дети привыкли к динамичной и яркой картинке. Старые советские мультики этим параметрам не всегда соответствуют.

Казалось бы, это минус. А готова ли неокрепшая психика на стадии формирования к часто мелькающим кадрам? Холериков со слабой нервной системой, возможно, не стоит нагружать подобным развлечением часто. Может таким деткам и стоит «дружить» с Чебурашкой?

Современные мультфильмы: польза и вред

Зачастую, когда смотришь современный мультфильм, не всегда можно определить воспитательное значение творения аниматоров. Согласна, детка должна просто развлечься и отдохнуть от нагрузки, которую получает в образовательных заведениях. Но хотелось бы без негатива.

Современные мультики иногда демонстрируют откровенную агрессию, жестокие драки, истерики, встречаются даже элементы шантажа, обмана, эротики…

Например, «Алеша Попович и Тугарин Змей». История закручена лихо и интересно. Но не для детей. Азартные игры, карточные долги. Актуально, но к чему пропаганда подобных развлечений среди детей?

Эстетическая сторона тоже иногда хромает: Шрека красавцем назвать сложно, хотя миленький, у Монстров Хай тоже не совсем естественная внешность, а глядя на Черепашек Ниндзя у многих происходит ломка представлений о классической красоте.

Жаргонные словечки, откровенные «обзывалки» — все это часто встречается в современных мультфильмах. 

И, поверьте, ничем хорошим это не «аукивается». Малыши легко называют друг друга «какашками», «дураками» и «зелеными сосисками». И после этого мы запрещаем им ковыряться в носу? Дети стремятся подражать героям, которые им симпатичны. Подражать истеричной Забаве, например.

Не стоит недооценивать воспитательное значение анимации. Мультфильмы можно использовать аналогично сказкотерапии. Не будете же вы рассказывать своей крошке ужастики? А почему показывать можно?

Признаюсь, сама смотрю некоторые анимационные шедевры с удовольствием. Весело, даже смешно. Но мне, как человеку довольно взрослому, серьезная трансформация не грозит. А вот нашим детям сложнее: что мы пишем на белом листе, когда предлагаем не совсем подходящие по возрасту мультяшки?

Выход один — фильтровать с учетом возраста и особенностей характера ребенка. Но не будьте слишком строги, старайтесь мыслить в современном формате.

Не стоит надевать на своего ребенка бабушкины панталоны. Вы же не хотите растить «белую ворону»? Ребенок должен развиваться в соответствующем информационном пространстве. Не забывайте: ему жить в двадцатых годах уже двадцать первого века.

Но не все так плохо.

Есть добрые и красивые мультики, например, «Мой маленький пони», «Пчелка Майя» или про Микки Мауса (последние в силу популярности пополняются новыми сериями, хотя любимы были еще предыдущим поколением). Очаровательные милые герои учат детей настоящей крепкой дружбе. Анимация качественная, сюжет достойный с точки зрения воспитания и эстетики. Отчего же против? Только «за».

Обиженный нами выше Шрек, умеет ценить друзей и семью.

Ребенок воспринимает информацию, используя множественные анализаторы, поэтому яркая динамичная картинка скорее дойдет до сознания ребенка, чем относительно вялая анимация отдельных советских мультфильмов.

Например, флегматичный «Ежик в тумане» навряд ли «зацепит» ребенка из поколения nеxt. Это нам с вами здорово поностальгировать, а они, шумные и звонкие, хотят в жизни побольше динамики, побольше драйва.

Самый популярный мультипликационный сериал среди детей любого возраста — «Маша и медведь». Критики в адрес маленькой взбалмошной героини высказано много. Если честно, мне мультфильм нравится, но доче своей не показываю – провоцирует на шалости, а моя малышка сама может подкинуть сценаристам парочку неплохих идей для следующей серии.

Если вы против Маши, которая ничему хорошему не научит, давайте поговорим о Карлсоне. Он тоже показал тихому скромному Малышу, как можно кататься на люстре и обманывать родителей. Один — один. Если ваш ребенок готов конкурировать с известными героями, смотрите мультик всей семьей и дружно комментируйте поступки малолетней злоумышленницы.

Хотите «развивалки»? Покажите малышу «Приключения Даши путешественницы». Анимация средняя, но сюжет неплохой. Миловидная девочка в компании друзей преодолевает препятствия и параллельно учит детей цифрам, цветам, выполняет совместно со зрителями задания на развитие памяти, внимания, логического мышления.

«Фиксики», «Барбоскины» — просто мультипликационная энциклопедия для малышей. Познавательно и современно.

Касательно мультфильмов про вампиров, трупы и монстров сказано достаточно, чтобы оценить пагубное влияние на детскую психику. «Монстры Хай», «Франкенвини», «Ад Данте» – список длинный.

На все маленькие плюсы один жирный минус – много агрессии и жутких картинок, которые провоцируют негативные реакции у детей. Язык не поворачивается защищать даже самые дружелюбные говорящие трупы.

И назовите меня застарелым консерватором, но нет и нет! Подростки могут претендовать на подобное искусство. В защиту скажу, что на «ужастиках» чаще всего указано возрастное ограничение.

Прежде, чем предлагать своему ноющему чаду мультфильмы, оцените последствия, пользу и возможный вред для психики. Внимательно слушайте, о чем говорит ребенок после просмотра, какие фантазии возникают в его головке, как меняется игра, как он спит, как меняется его настроение.

Источник: http://rastishka.by/articles/sovetskie-multfilmy-vs-sovremennye-plyusy-i-minusy/

Советские мультфильмы: и польза, и вред

Советские мультфильмы: и польза, и вред

Сегодня многие родители не задумываясь делают выбор в пользу советских мультфильмов. Наше поколение на них выросло, их мораль нас умудряла. И сама идея поделиться с ребенком частичкой собственного детства нам очень импонирует. Но времена меняются.

Ритм жизни, декорации, нравы, герои, сюжеты ‒ все трансформировалось до неузнаваемости.

Такая кардинальная перестройка заставила нас задуматься, насколько органично советские мультфильмы вписываются в современный век? Ответить на этот вопрос нам помог детский психолог.

Счастливые родители: Чему учат советские мультфильмы?Татьяна Бедник: В советских мультфильмах совершенно четко проводится грань между злом и добром, в них всегда предельно ясно, что хорошо, а что плохо. Беда, когда с этими основополагающими категориями возникает путаница.

Например, персонаж положительный, и зрители ему явно импонируют, а он гадости такие вытворяет, что диву даешься. В некоторых современных мультфильмах есть такие герои. Взять хотя бы своенравную и вечно недовольную девочку из российского мультсериала «Маша и Медведь». Она же капризничает постоянно и «взрослых» ничуть не уважает.

Конечно, нам забавно на нее смотреть, и мы можем даже умилиться ее проказам, но маленький ребенок не способен отделять частности от общих правил.

С.Р.: Значит ли это, что современные мультфильмы лучше ребенку не включать?Т.Б.: Нет, просто среди них нужно искать «правильные». Исключать их полностью – не самая удачная идея, ведь это часть современной детской субкультуры.

Ребенок должен ее знать, потому что он в ней живет и растет. К тому же дети любят играть в игрушки, сделанные по мотивам современных мультсериалов, им нравится примерять на себя роли этих персонажей.

Если ваш ребенок будет смотреть исключительно советские мультфильмы, в детском коллективе он будет часто исключен из общих игр.

С.Р.: А по какому принципу следует отфильтровывать советские мультфильмы?Т.Б.: Для малышей в возрасте до 5 лет больше подходят мультфильмы 1950‒1960-х годов. Они пропитаны вечными ценностями, проповедуют понятную мораль. И все старые мультики, где героями выступают животные.

С ними малышу легче себя идентифицировать, ему проще вживаться в их образ, а ведь именно этим дети и занимаются, когда мы показываем им мультфильмы или читаем сказки. После 5 лет можно показывать ребенку мультики с человеческими персонажами и наши советские сказки.

К слову, современные полнометражные западные мультфильмы наподобие «Шрэка» или «В поисках Немо» детям младше 7‒8 лет не подходят. Во-первых, они длятся дольше часа, и такое «испытание» сложно выдержать маленькому ребенку. Во-вторых, в них часто затрагиваются «взрослые» темы и используется совсем недетский юмор.

Не зря же эти мультэпопеи очень популярны среди взрослых. И смотрят их, чтобы расслабиться или переключиться, а не одухотвориться.

Диафильмы – чудесная замена телевизору или планшету. У проектора ребенка не оставишь одного, это будет непременно совместный просмотр.

И всегда можно воспользоваться возможностью остановить кадр, подробно обсудить сценку, поразмышлять вместе с малышом над поведением и характером персонажей.

Для ребенка самое главное – чтобы мама и папа были рядом, а диафильмы это условие выполняют в полной мере.

С.Р.: Как лучше организовывать просмотр?Т.Б.: В идеале мультфильмы ребенок должен смотреть вместе со взрослым. Тогда есть возможность любые неоднозначные, пугающие или непонятные места пояснить ему на ходу. Только в этом случае мультфильм принесет пользу.

А если усаживать детей перед экраном в полном одиночестве, то мы никогда не узнаем, что они оттуда извлекут, даже если вы заранее старательно выбирали контент и ничего крамольного в сюжете не обнаружили. Ребенка может напугать или озадачить что угодно, и без помощи мамы или папы он будет интерпретировать увиденное или услышанное на свой лад.

А комментарии взрослых («Смотри, как дядюшка Ау разозлился! Слышал, что он сказал?!») позволят ему разобраться в происходящем.

С.Р.: Почему многие дети предпочитают советским мультфильмам западные?Т.Б.: Ничего удивительного в этом нет. Западные мультики ярче, сюжет в них развивается очень динамично, картинки быстро сменяют одна другую. Такой ритм завораживает любого ребенка, как калейдоскоп.

Но в результате возникает настоящая зависимость. К тому же если советские мультфильмы были очень короткими, то западные заметно длиннее. И, как правило, их показывают сразу по несколько серий, так что втянуться можно очень быстро.

Если ваш ребенок не может оторваться от мультфильмов, важно честно себе сказать: это не он сам садится их смотреть, это вы его усаживаете перед экраном. Чтобы не мешал, чтобы самим отдохнуть. А теперь вы хватаетесь за голову.

Чтобы зависимость не сформировалась, должно быть так: посмотрели мультик, обсудили его вместе ‒ и пошли заниматься другими интересными делами.

С.Р.: Что делать, если ребенок остро отреагировал на какой-то мультфильм: стал бояться одного из персонажей или копировать агрессивное поведение героя?Т.Б.: Лучше такие моменты проигрывать. Любой человек, неважно, ребенок это или взрослый, реагирует на то, что скрыто у него внутри.

Если малыш испугался какой-то сцены из мультфильма или остро на нее отреагировал, значит, определенное событие из его жизни в видоизмененном виде на эту сцену наслоилось. Чтобы малыш пережил сильные эмоции и справился с возникшими впечатлениями, ему необходимо помочь. Как? Включить эту сцену в его игру. Приведу наглядный пример из своей практики.

Одного мальчика напугало действительно страшное дерево из мультика про дядюшку Ау. По сюжету вместо воды его поливали рыбным супом, а когда оно выросло, то оказалось таким прожорливым, что начало есть все подряд. В какой-то момент стало ясно, что скоро это дерево проглотит и своего создателя, и его друзей.

Сначала мальчик с удовольствием смотрел этот мультик, а потом вдруг отказался его включать категорически. И перестал есть суп. Любой, не только рыбный.

Чтобы исправить ситуацию, мама выбрала подходящий момент, когда ребенок был занят игрой в машинки, присела рядом и предположила вслух: «Смотри, у нас на дороге выросло дерево! Интересно, почему? Как думаешь, отчего оно стало есть всех подряд? Может быть, ему воды не хватило?». Так, максимально ненавязчиво, она несколько раз проигрывала сцену с деревом до тех пор, пока у мальчика не пропал к этой теме интерес. И да, суп он с тех пор уплетает за обе щеки!

Источник: http://www.parents.ru/article/sovetskie-multfilmy-luchshe-zapadnyx/

Исследовательская работа «Детство под угрозой? Польза и вред детских мультфильмов»

Советские мультфильмы: и польза, и вред

МБОУ «Краснопольская основная общеобразовательная школа»

Яшалтинский район Республика Калмыкия

«Детство под угрозой? Польза и вред детских мультфильмов»

Исследовательская работа

Алиева Абида

Руководитель: Фартушина Н.В.

Введение…………………………………………………………..…..………..…3

1.История создания мультфильма.………………………………….……….….4

2. Виды мультфильмов……………………………….……………………..……5

3. Эксперимент: наблюдение за поведением детей при просмотре мультфильма………….………………………………………………………………….6

4. Анализ детских каналов Дисней и Карусель …..…………………………….7

Заключение………………………………………………………………………11

Список использованной литературы……………………………………………12

Приложение 1……………………………………………………….……………13

Приложение 2………………………………………………………………….…13

Приложение 3…………………………….………….………………………..….13

Приложение 4…………………………….………….………………………..….15

Приложение 5…………………………….………….………………………..….15

Приложение 6…………………………….………….………………………..….15

Введение

Актуальность. Детство – это золотая пора в жизни человека. Неотъемлемой частью его являются мультфильмы. Вот и я очень люблю смотреть мультфильмы, готова часами сидеться у телевизора. Но мои родители очень сильно ограничивают просмотр мультфильмов и со словами: «Все детство пройдет у телевизора», выключают его.

Это меня очень огорчает. Моя мама не разрешает мне смотреть все мультфильмы подряд. Она утверждает, что не все мультфильмы можно смотреть, есть мультфильмы, которые отрицательно влияют на наше развитие и здоровье.

Эта тема актуальна, так как проведенное анкетирование показало: 83% детей и 66% взрослых любят смотреть мультфильмы (Приложение 1).

Гипотеза. Предположим, что не все детские мультфильмы способствуют гармоничному развитию ребенка, помогают в общении, положительно влияют на его поведение в кругу сверстников.

Цель исследовательской работы: узнать пользу и вред мультфильмов.

Задачи:

  1. Изучить историю появления мультфильмов.

  2. Рассмотреть виды мультфильмов.

  3. Провести анкетирование детей дошкольного возраста, учеников начальной школы, опрос среди пожилых людей, интернет опрос среди родителей.

  4. Провести наблюдение за поведением детей при просмотре мультфильмов.

  5. Проанализировать программу двух детских телевизионных каналов.

Объект исследования: мультфильмы.

Предмет исследования: польза и вред мультфильмов

Методы исследования: сбор и анализ литературы по данной теме, анкетирование, наблюдение, опрос, обобщение полученных данных, консультация со специалистами Новодвинской детской поликлиники: психологом, логопедом, офтальмологом.

Практическая значимость работы: собранный материал был использован для проведения консультации родителей по теме «Польза и вред мультфильмов».

  1. История создания мультфильма.

Работая с литературой, мы узнали, что такое мультфильм. В Википедеи сказано, что мультфильм – это фильм, выполненный при помощи средств покадровой отрисовки и предназначенный для демонстрации в кинотеатре, трансляции по телевидению, просмотре на экране компьютера и других электронных устройствах.[10]

  • Мультипликация старше натурального кино. 30августа 1877 года считается днем рождения рисованного мультфильма. Талантливый изобретатель, инженер-самоучка Эмиль Рейно во Франции продемонстрировал сконструированный им аппарат праксиноскоп. [4]
  • Молодой мультипликатор из Лос-Анджелеса У.Дисней поставил первый мультфильм с синхронным звуком “Пароход Вилли” (1928г.). Это одновременно был и первый мультфильм о Микки Маусе.
  • 1911 год считается годом рождения русской анимации. В России Владислав Старевич начинает работу над первым мультипликационным фильмом “Развитие головастика”, осуществляя в воде покадровую съемку живых головастиков.[3]
  • В 1936 году в Москве была создана специальная студия «Союзмультфильм». Основной задачей студии – это обслуживание детского и юношеского зрителя.[3]

2.Виды мультфильмов

Изучая историю мультфильма, мы узнали, какие бывают мультфильмы.[10]

По технологическому процессу:

– рисованные

-кукольные

-песочные

-пластилиновые

– компьютерные

По цели создания:

-развивающие

-воспитательные

-обучающие

-познавательные

-развлекательные

По продолжительности:

– короткометражные (до 45 мин)

-полнометражные (более 45 мин)

По возрастным интересам:

-для детей

-для подростков

-для взрослых

3.Эксперимент: наблюдение за поведением детей при просмотре мультфильма.

Для проведения исследования мы разработали анкету для детей дошкольного возраста, учеников начальной школы, родителей и пожилых людей. В анкетирование принимали участие дети – 23 человека, ученики 2 и 3 классов – 60 человек, родители – 73 человека.

Из проведенного анкетирования мы выяснили, какие же мультфильмы смотрят современные дети? 61% дошкольников из предложенных вариантов выбрали иностранные мультфильмы. 55% учеников начальной школы предпочитают смотреть российские мультфильмы. (Приложение 2)

Среди любимых иностранных мультфильмов ребята называют: «ГравитиФолз», «Том и Джери», «Финес и Ферб», «Свинка пеппа», «Монстр хай», «Губка Боб», «Винкс», «Черепашки ниндзя», «Барби». Российские мультфильмы: «Фиксики», «Смешарики»,«Барбоскины», «Маша и медведь», «Лунтик». Советские мультфильмы: «Крошка Енот», «Простоквашино», «Карлсон».

Самыми популярными мультфильмами оказались: советский – «Крошка Енот», российский – «Фиксики», американский – «Гравити Фолз». Нам стало интересно, как поведут себя ребята при просмотре этих мультфильмов.

Мы предложили им снова посмотреть эти мультфильмы и провели наблюдения за поведением детей при просмотре. В процессе наблюдения мы выяснили, мультфильмы «Крошка Енот» и «Фиксики» вызвали положительные эмоции: дети смеялись, улыбались, подпевали, наизусть произносили слова вместе с героем.

Мультфильм «Гравити Фолз» вызвал негативные эмоции, некоторые дети испугались, закрывали лицо руками.

На вопрос: « Какой мультфильм понравился больше?» все в один голос ответили: «Гравити Фолз». На вопрос: «Почему?», дети внятно ответить не смогли, но один ребенок сказал, что в нем есть события, которых нет в обычной жизни.

Изучив литературу и узнав мнение психологов, мы выяснили, почему «Гравити Фолз» несет вред детям и взрослым: отсутствие положительных персонажей среди главных героев; неуважение к образу взрослых; одобрение зла; присутствие зомби, демонов, крови; герои искажают представление детей о строение человеческого тела, его пропорциях; можно видеть выпуклые глаза, огромные зубы, большую голову. У этого мультсериала есть возрастное ограничение 12+. Но его смотрят дети, начиная с дошкольного возраста. Не смотря на все отрицательные стороны мультсериала, детям нравится его смотреть, хотя он оказывает негативное влияние на детей. «Гравити Фолз» показывают по каналу Дисней. [5]

4. Анализ детских каналов Дисней и Карусель.

Мы провели анализ программ телепередач детских каналов Дисней и Карусель за 7 апреля 2017 года. (Приложение 3)

  • Дисней: 84% программ это мультсериалы и мультфильмы, 14% – фильмы, 2% -передачи. Из предлагаемых мультсериалов и мультфильмов:

40 % это «правильные» мультфильмы, 60% – негативные.

  • Карусель: 57% программ это мультсериалы и мультфильмы, 33% передачи, 10% фильмы. Из предлагаемых мультсериалов и мультфильмов: 62% это «правильные» мультфильмы, 38%- негативные.

Мультфильмы, предложенные на этих каналах за 7 апреля 2017 года, были российского и иностранного происхождения, советских мультфильмов на эту дату не оказалось. Мы пришли к выводу, что для просмотра мультфильмов лучше выбирать канал «Карусель», потому что большая часть мультфильмов этого канала положительно влияют на развитие детей.

Из интернет опроса оказалось, что71% родителей не ограничивают своих детей в выборе мультфильмов. Это очень тревожный знак. (Приложение 4)

Из беседы со школьным психологом мы выяснили, что многие современные мультфильмы оказывают негативное влияние на поведение, эмоциональное состояние ребенка.

Например, ребенок может становиться агрессивным, копируя поведение героев; его может что-то напугать, от чего могут появиться страхи.

Также они формируют жестокость, черствость, холодность, притупляется чувство опасности, страха, смерти, неуважительное отношение к родителям, друзьям, к животным, что принимается ребенком как модель поведения в реальной жизни.

Таким образом, очень важно родителям следить за тем, что смотрят их дети. Хорошо бы если родители смотрели вместе с детьми мультфильмы и обсуждали, что хорошо, а что плохо. Потому что только 73% родителей, иногда смотря с детьми мультфильмы, но большинство (54%) не обсуждают мультфильмы с детьми (Приложение 5).

Также обратили внимание на то, что в «правильных» мультфильмах есть целый ряд положительных моментов: ребенок имеет возможность отдохнуть, отвлечься и помечтать; ребенок учится воспринимать сюжет и логически мыслить; познавательно-образовательное влияние (объясняют явления природы, развивают речь, расширяют кругозор и т.д.

); совместный просмотр мультфильмов с родителями помогает найти новые интересные темы для обсуждения, что развивает речь ребенка. В отличие от зарубежных, в советских мультфильмах всегда есть сюжет, ясно и четко показано добро и зло, они учат уважительному отношению ко всем, сочувствию.

Изучив литературу, мы выяснили, чему нас учат герои советских мультфильмов [8,9]

По мнению специалистов, мультфильмы можно смотреть с 3 лет. Начинать показ лучше с советских мультфильмов, такие как «Винни-Пух», «Чебурашка», «Трое из Простоквашино», они идеально подходят для знакомства с анимацией. Иностранные мультфильмы рекомендуется смотреть не раньше 7 лет. Все они хоть и красочные, но похожи по сюжету, много драк, монстров, агрессии.

В нашей анкете мы спросили, сколько времени дети смотрят мультфильмы. В будние дни, большинство детей смотрят менее 30 минут. И это правильно. В выходные дни 51% детей смотрят мультфильмы более 2 часов. Это совершенно недопустимо (Приложение 6).

Заключение.

В нашей работе мы рассмотрели историю возникновения мультфильма. Узнали, какие существуют виды мультфильмов.

Выяснили пользу и вред мультфильмов. Выяснили мнение специалистов по данному вопросу.

Таким образом, роль мультфильмов в процессе формирования человека колоссальна.

А значит мультфильмы российского и иностранного производства, в которых больше добра, а не насилия, будут способствовать гармоничному развитию ребенка, а мультфильмы, в сюжете которых присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, т.е.

элементы агрессивного поведения и насилия, развивают у ребенка тревожность, страхи, неуверенность в себе. Между тем в последние годы очень редко увидишь на экране «Крошку Енота» или «Винни-Пуха», зато агрессивными мультсериалами заполнены все каналы.

Конечно, нельзя однозначно делить мультфильмы, на плохие и на хорошие. Мультфильмы не только можно смотреть, но и нужно, только важно понимать, что к просмотру мультфильмов нужно относиться избирательно, они должны быть по возрасту, давать возможность размышлять, сочувствовать и сопереживать горю, радоваться победам, соблюдать временной режим просмотра мультфильмов.

Наша гипотеза, что не все детские мультфильмы способствуют гармоничному развитию ребенка, подтвердилась.

Но самое главное, никакой мультфильм не заменит живого общения ребёнка со взрослым, в котором он так нуждается. Уважаемые родители! Отложите дела, и уделите нам, вашим детям, немного внимания!

Список используемой литературы

1. Брошюра «Детство под угрозой: Вредные мультфильмы»

2. Интернет статья «Влияние мультфильма на детей: что можно смотреть ребенку»

3. Капов С.А. «Энциклопедия отечественной мультипликации»- М.: Алгоритм, 2009 г.

4. Интернет статья «Как делают мультики. История создания мультфильмов»

5. Интернет статья «Мультфильм “Гравити Фолз”: Психоделика для детей»

6.«Научные ведомости» 2014 №13(184). Выпуск 22, статья «Программная политика детских каналов в России: Особенности распределения телевизионного контента» М.С. Мыгаль

7.Я познаю мир (Кино). Издательство АСТ, 2000.

8. https://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebenka/1429/chemu-uchat-multfilmy

Источник: https://compedu.ru/publication/issledovatelskaia-rabota-detstvo-pod-ugrozoi-polza-i-vred-detskikh-multfilmov.html

Детский проект «Мультфильмы! Польза или вред?»

Советские мультфильмы: и польза, и вред

Елена Козырева
Детский проект «Мультфильмы! Польза или вред?»

Вид проекта: исследовательский, краткосрочный

Участники: дети старшей группы

Козырева Е. Г. -воспитатель

Актуальность: мультфильмы занимают в последнее время огромное место в жизни ребенка дошкольного возраста. И это занятие является для детей одним из самых любимых. Однако не всегда мультфильмы оказывают положительное воздействие на ребенка и многие приносят откровенный вред.

Большое количество мультфильмов создается в наше время не для детской аудитории, со скрытыми вещами. Под яркой упаковкой с красивой рекламой транслируются часто вещи, которые разумный человек своему ребенку никогда не покажет.

Но жизнь так стремительна, что взрослым часто просто некогда разбираться в том, какой мультик они показывают ребенку

Предмет исследования: мультфильмы

Гипотеза работы: мультфильмы российского и иностранного производства, в которых больше добра будут способствовать гармоничному развитию ребенка, а те, в которых много насилия, развивают у ребенка агрессию, тревожность и страх.

Цель: выяснить какое значение имеют мультфильмы в жизни детей; сравнить мультфильмы, разработать рекомендации

Задачи:

• выяснить, какие опасности скрывает в себе фантастический мир мультипликации;

• провести беседу среди детей с целью выявления наиболее предпочтительных мультфильмов и их героев;

• создать модель мультфильмов, которые приносят пользу

• создать модель мультфильмов, которые приносят вред

• проанализировать результаты исследований, сделать выводы;

Во время выполнения работы использовались методы:

• Проведение анкетирования

• Викторина

• Беседа

• Просмотр мультфильмов.

• Анализ полученных результатов.

1 этап

Мониторинг знаний детей и родителей

Обследовалось 25 детей, которым задавались вопросы:

1. Что тебе нравится больше всего из того, что я тебе назову?

• Смотреть или читать книги с мамой или папой- 10 детей

• Смотреть телевизор- 6 детей

• Играть в компьютер- 13 детей.

• Играть с друзьями, подругами- 7детей

• Играть с конструктором в одиночестве- 3 детей

2. Назови твои любимые мультфильмы. Дети любят смотреть такие мультфильмы как «Барбоскины», «Лунтик», «Фиксики», «Винкс», «Кот Леопольд», «Снежная королева», «Золушка», «Аленький цветочек», «Маша и медведь», «Бернард», «Бен и Холли», «Бемби»

3. Назови любимых героев. С кем из них ты хотел бы подружиться? (Кузя, Лунтик, Пупсель, Папус, Симка, Мася, Стела, Мила, Искорка, Буон, Халк, кот в сапогах, Кай, Золушка, Настенька, Маша, медведь, Дим Димыч)

4. Тебе разрешают долго смотреть телевизор? (15 нет, 10-да)

5. А сколько времени ты проводишь за компьютером? (пол часа -12 детей; 5 минут-1 ребёнок; один часик- 1 ребёнок; маленько-1 ребёнок; 3 часа -1 ребёнок; 27 минут-1 ребёнок, «мне вообще не дают компьютер» – 1 ребёнок; остальные сказали «сколько хочу»)

6. Мама или папа подсказывают тебе какие мультики нужно смотреть? (11-нет,14-да)

7. А после того как ты посмотрел (а) передачу или мультфильм Вы с мамой и папой обсуждаете его (разговариваете про него)(12-нет, 13-да)

Анкетирование родителей (см. приложение №1) показало, что большинство родителей знают любимые мультфильмы своего ребёнка, но не могут пересказать сюжет и объяснить смысл просмотра этих мультфильмов.

Все родители считают, что они должны контролировать просмотр детьми мультфильмов, но не все это выполняют.

Родители с удовольствием посмотрели бы такие мультфильмы как «Аленький цветочек», «Три богатыря», «Сказка о царе Султане», «Ну погоди», «Карлсон», «Двенадцать месяцев», «Снежная королева» и другие советские мультфильмы. Небольшая часть родителей предпочитает современные анимационные познавательные мультсериалы, такие как «Лунтик», «Фиксики».

2 этап

Работа с детьми

• Викторина «Знатоки мультфильмов» показала, что все дети любят и знают много мультфильмов. На все вопросы отвечали с лёгкостью и интересом, показав хорошие результаты при подсчёте выигранных фишек. Все дети получили призы

• Изобразительная деятельность «Мой любимый герой» какой он (добрый (ая, красивый, милый, хороший, весёлый, смелый, хитрый, храбрый, справедливый, дружелюбный, трудолюбивый, спортивный, смешной); чему учит? (делать хорошие дела, дружить с маленькими, играть с друзьями, помогать друзьям, быть храбрым, быть красивой в немятом платье с аккуратной причёской, дружить)

• Беседа «Мультфильм от которого тебе становится страшно, и ты боишься уснуть».

Дети назвали такие мультфильмы как «Зомби», «Майнкрафт», «Монстры», «Пришельцы», «Ниндзяго», «Баба яга и приведения», «Валтер», «Электронный человек человек паук», «Хижина чудес»; некоторые не могли вспомнить название, а рассказали только сюжет; 5 детей сказали, что они вообще такие мультфильмы не видели! На вопрос почему тебе было страшно дети отвечали, что в этих мультфильмах страшные (один глаз, огромные зубы, на локтях острые когти) и злые герои, которые убивают, захватывают землю, атакуют мир, похищают мам (мне страшно за мам и я волнуюсь, разрушают дома и людям негде жить, всегда сражаются, лопаются, съедают мозги, нападают на тех, кого видят, убивают детей, бьют, закапывают в яму и там все задыхаются.

«Дети рождаются не из живота, а как картошка вылезают сами. Мне страшно, и я очень боюсь» – сказала одна девочка…

• Просмотр мультфильмов советских и зарубежных. Обсуждение просмотренных мультфильмов. Чему они учат, какие главные герои и самое главное пользу или вред приносят эти мультфильмы

• Сравнение образов главных героев зарубежного мультфильма «Шрек» и советского мультфильма «Золушка» -презентация

• Создать картотеку мультфильмов, которые нельзя смотреть, так как они развивают у детей жестокость, агрессию, эгоизм, глупость, усиливают страхи (см. приложение №2)

Работа с родителями

• Каждый родитель оформил страничку в альбоме «Любимые мультфильмы моих родителей», где они писали почему любят эти мультфильмы, чему они учат…

• Просмотр этих мультфильмов дома вместе с детьми с обязательным обсуждением просмотренного сюжета

3 этап

Новыми продуктами нашей работы стали

1. Альбом «Любимые мультфильмы моих родителей» – работы родителей

2. Альбом «Мой любимый герой…какой он, чему учит?» –рисунки детей

3. графическая модель мультфильмов, которые приносят пользу

4. графическая модель мультфильмов, которые приносят вред

5. презентация «Сравнение образов главных героев зарубежного мультфильма «Шрек» и советского мультфильма «Золушка»

Оценка результатов

Защита детского проекта перед воспитателями, родителями, и детьми подготовительной группы.

Это мероприятие показало детям значимость их усилий для окружающих, что оказывает благотворное влияние на социальный статус ребёнка, а, следовательно, и на развитие его личности, формирует коммуникативные навыки. Дети поняли, что идея представляет ценность не только для них, но и для других.

Подведение итогов

В результате работы дети осознали, что мультфильмы могут приносить не только пользу, но и вред; что через мультфильмы они узнают много нового, полезного и это помогает им развиваться и обучаться. Но это приносит пользу тогда, когда мультфильмы выбирают совместно с родителями и смотрят 20-30 минут в день

Список запрещённых мультфильмов

«Губка Боб», «Симпсоны», «Шрек», Покемоны», «Ронал – варвар», «Футурама», «Бивис и Баттхед», «Южный парк», «Счастливые лесные друзья», «Франкенвини», «Карролина в стране кошмаров», «Нидзяго», «Трансформеры», «Бен тен», японские «Анимэ», «Дорога на Эльдорадо».

Только со взрослыми и обязательно комментировать поступки героев:

«Маша и медведь» (мультфильм для взрослых, «Том и Джерри», «Черепашки ниндзя», «Мадагаскар», «Ледниковый период», «Человек – паук», «Клуб Винкс», «Смурфики»

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/detskii-proekt-multfilmy-polza-ili-vred.html

Для родителей
Добавить комментарий