Стресс у ребенка: почему он возникает и как с ним бороться?

Содержание
  1. Что такое детский стресс?
  2. Что такое детский стресс и чем он отличается от взрослого? Как вообще понять, что у ребенка стресс?
  3. То есть, если родители заметили, что с их чадом что-то происходит, то им стоит обратиться к психологу вместе с ребёнком?
  4. Когда ребенка отправляют в сад —  это стресс и для детей, и для родителей. Как с ним справляться? Надо ли готовить ребенка к детскому садику?
  5. Если ребенок гиперактивен, какими методами с этим справляться?
  6. Если ребенка отдали в садик, а он там держится один, сам по себе, плохо контактирует с детьми — это проблема?
  7. А если наоборот, ребенок агрессивный, это опять-таки проблема в семье?
  8. Сейчас многие спорят по поводу компьютерных игр, по поводу современных мультиков: кто-то ограничивает своих детей, кто-то нет. Как вообще стоит себя вести, допускать ли к этим игрушкам и мультикам?
  9. Частая смена настроений: нормально ли это, и как с этим справляться?
  10. Дети постарше часто скупают журналы со знаменитостями и пытаются внешне им подражать. Стоит ли ограничивать ихот этого?
  11. Детские страхи, как с ними бороться? Надо ли обращаться к специалисту?
  12. В детстве многие родители запугивали своих детей: «Если ты сейчас не уснёшь, то придёт Баба Яга и заберёт тебя!»
  13. То есть не стоит таким образом усмирять ребёнка?
  14. К сожалению, бывают такие случаи, когда родители слишком любят своего ребенка и потакают ему.
  15. Что такое детский стресс и как с ним бороться? – Телеканал «О!»
  16. Причины возникновения стресса
  17. Стресс, связанный со школой
  18. Как помочь ребёнку пережить стресс?
  19. Что такое детский стресс и как с ним бороться
  20. 13 техник помощи при детском стрессе – для родителя и ребенка

Что такое детский стресс?

Стресс у ребенка: почему он возникает и как с ним бороться?

Сегодня от стресса не защищен никто, особенно дети. Они испытывают стресс по различным причинам: одни связаны с их собственными вопросами, событиями, возрастными периодами, другие с отношениями в семье.

Первостепенная роль родителей —  научить детей справляться со стрессом. Взрослые не должны оставлять детей один на один с их проблемами.

Так что же это такое — детский стресс? Как родители могут помочь своим детям? Как родителям вести себя?

За ответами и разъяснениями «Kinder Grad» обратился к психологу Елене Дубовик.

Что такое детский стресс и чем он отличается от взрослого? Как вообще понять, что у ребенка стресс?

К сожалению, детский стресс – это достаточно распространенное явление. От зачатия и до трех лет для ребенка любовь родителей – это насущная потребность. Он должен чувствовать полное принятие и спокойствие родителей. Если с этим есть сложности, проблемы во взаимоотношениях родителей, если ребенок чувствует себя нежеланным – это отражается на ребенке, и это самый большой стресс для него.

Напротив, если родители сами умеют справляться со своими сложностями, любят ребенка, уделяют ему внимание, то он легко учиться справиться с любыми трудностями.

От родителей зависит многое. Если родители неспокойны, сами испытывают стресс либо недостаточно зрелые – они не смогут уберечь своего ребенка от детского стресса.

То есть, если родители заметили, что с их чадом что-то происходит, то им стоит обратиться к психологу вместе с ребёнком?

Конечно. Дети часто отражают то, что является проблемой родителей, что в семье что-то не так и демонстрируют это своим поведением. Бывает, что семья приходит к психологу якобы с проблемами ребенка, так им бывает проще признать, что нужна помощь, а оказывается, что работать надо всем.

Ребенок может также транслировать то, что родители не решают свои личные проблемы, проблемы взаимоотношений в семье, а он чувствует это на бессознательном уровне, и его сложность – это «лакмусовая бумажка», которая показывает родителям, что надо взять на себя ответственность за атмосферу в семье и свое личное благополучие.

Когда ребенка отправляют в сад —  это стресс и для детей, и для родителей. Как с ним справляться? Надо ли готовить ребенка к детскому садику?

Обязательно. Детский сад – это момент отделения от родителей. Чрезвычайно важно начинать подготовку заранее – и даже не с двух лет, а с момента зачатия и рождения.

Если для вас ребенок — много тревоги и способ быть нужным, или слишком много хлопот и обязанностей, ему будет сложно доверять миру и стать самостоятельным. Все чувства матери отражаются на психике ребенка.

Нужно испытывать полное принятие и любовь, быть готовым стать родителем. Иначе процесс отделения будет сложным.

Токсикозы, выкидыши, сложности с беременностью – это свидетельства противоречивых чувств, которые испытывает будущая мама.

С одной стороны, женщина хочет ребенка, с другой – у нее может быть тысяча причин для волнений: «я не готова», «я пока не знаю, что с ним делать», «мне тревожно и страшно», «я сама еще не выросла», – и т.д.

Это отражается на формирующейся психике ребенка. Ребенок должен пройти через стадию зависимости и испытать чувство базового доверия к миру. Тогда отделяться проще.

Во время беременности мама должна быть спокойной, мудрой, должна осознавать свои внутренние конфликты, поскольку это лишает их бесконтрольности. Доказано, что во время рождения обязаны присутствовать оба родителя.

Также должен быть телесный контакт –  кожа к коже, лицо к лицу, глаза в глаза – первые 24 часа.

Если это упущено, то для ребенка – это травма (потом это нужно наверстывать годами, а то и десятилетиями) и процесс отделения будет сложным.

Существует несколько стадий развития ребенка.

Первая стадия – сенсорная: это все ощущения через органы чувств (вижу, слышу, чувствую через кожу), она развивается через контакт с родителями. Само рождение – это потрясение: ребенок из состояния нирваны, спокойного, тёмного места полного защищенности приходит в этот незнакомый мир.

Если роды проходят хорошо и присутствуют оба родителя, а ребенок обращается то к одному, то ко второму, то для ребенка это становится первым успешным опытом того, как можно контактировать с другими людьми и как справляться с трудностями.

Если ребенок отделен от родителей, или они не берут его на руки или холодны и не проявляют любовь  — это ведет к сенсорной депривации и задержке развития. Если, например, папы не было при рождении, то обратиться кроме мамы больше не к кому – и, как следствие, формируется зависимое отношение к матери.

Если родители не умеют справляться с трудностями, то научить этому ребенка некому. Любая сложность превращается в травму.

Следующий этап – «Я иду изучать мир, потому что мне интересно» следует около 2,5- 3 лет. Это как раз тот возраст, когда дети идут в сад. Ребенок должен быть полностью насыщен «сенсорно», должен доверять миру.

Если родители испытывают тревогу, боятся отдать ребёнка в детский сад,  то дитя видит – мама нервничает, значит, там что-то страшное. И здесь может проявиться вторая сторона проблемы —  родителям не хочется или не можется отпускать ребенка от себя.

  Обе стороны не полезны и ведут к стрессу.

Естественно, к детскому саду ребенка нужно готовить. Родители должны излучать спокойствие и доверие к миру.

Можно сочинять сказки о том, какие плюсы и какие вопросы могут возникать в детском коллективе, рассказывать истории.

Если ребенок тревожный, или гиперактивный, надо вернуться на сенсорный этап: уделить внимание телесным контактам и всему что связано с телом  (брать на руки, играть в игру «ты мой младенец», массаж, поглаживания, спорт).

Если ребенок гиперактивен, какими методами с этим справляться?

Это чаще признаки сенсорной депривации, поскольку, таким образом ребенок пытается насытить и компенсировать предыдущий этап.

Если это так, нужно вернуться на а телесный уровень: массажи, поглаживания, физическая активность, спорт, физические проявления родительской любви.

Рациональные беседы и обращения к чувствам не помогут, поскольку эти функции следуют после сенсорной и если она пострадала, последующие тоже страдают.

Если ребенка отдали в садик, а он там держится один, сам по себе, плохо контактирует с детьми — это проблема?

Безесловно. Он не доверяет другим, замыкается, либо не умеет общаться. Если дело в неумении общаться, то учить его можно с помощью игр или игрушек.

Если он испытывает тревогу, то это тоже решается через игру, через сказки, метафоры.

Родителям стоит обратить внимание на себя – может, они сами замкнутые, или они транслируют ребенку или сами находятся под действием следующих установок: «Не связывайся», «Ты уникален», «Ты идеален», «Ты другой».

А если наоборот, ребенок агрессивный, это опять-таки проблема в семье?

Может быть, не напрямую, может быть – это чувство уязвимости, небезопасности, чувство угрозы.

Опять вернемся к истории рождения: если родители испытывали двойственные чувства и сомневались – рожать или нет, ребенок чувствовал это и испытывал угрозу своему существованию, и это его базовый внутренний конфликт, который он непрерывно проживает на внутреннем плане.

Ребенок во многом, даже незначительном с точки зрения других людей, чувствует угрозу своем интересам и существованию. Такие дети строит на сеансах песочной терапии миры «вселенская война», «война миров», «противостояние», «кто победит».

Они предпочитают сюжеты мультиков и сказок с подобными воинственными сюжетами где сталкиваются противоборствующие силы. Либо другая сторона агрессивности проявляется в том, что родители не умеют соблюдать баланс своих и детских интересов и таким образом учат детей, что проявляя силу и гнев можно всегда иметь все что хочется. Такие родители испытывают чувство беспомощности или вины перед ребенком и отдают себя в плен своему чаду.

Сейчас многие спорят по поводу компьютерных игр, по поводу современных мультиков: кто-то ограничивает своих детей, кто-то нет. Как вообще стоит себя вести, допускать ли к этим игрушкам и мультикам?

Я вижу две стороны этой медали: мы члены общества и во многом и зависим от внешнего мира, получаем информацию извне, другое  – то, что мы видим в мультиках – это проявление тенденций коллективного бессознательного – того, что есть в глубине всех нас, именно поэтому они так и популярны.

В каждом из нас и в обществе в целом очень много неосознаваемой невысказанной агрессии, которая проявляется в конкуренции,  противопоставлении, неуверенности, желании найти виновного и наказать, тенденции искать причину проблем в других.

К этому приводит неумение осознавать и выражать свои чувства, заботиться о своих потребностях и уважать чужие. Дети наиболее чувствительны к подобным процессам и своим выбором показывают, что актуально для них самих и для общества в целом.

Они отдают предпочтение тому, что отзывается в их  внутреннем мире: ребенок выбирает тот сюжет, мультик, игру или сказку, которые похожи на его внутренний конфликт, который отражает и коллективные процессы в том числе. А смотрят много раз потому, что там есть выход – в итоге кто-то побеждает. Это несколько снижает напряжение.

Если вы видите, что ребенок много смотрит телевизор или играет в игры, и его не оторвать, сюжеты очень похожи и разрушительны – обратите на это внимание и возможно вы сами или с помощью психолога сможете помочь ему справиться с этим конфликтом.

Частая смена настроений: нормально ли это, и как с этим справляться?

Ребенку более свойственна, чем взрослым смена настроений, так как его психика более пластична. Ребенок, который научился справляться с трудностями, более спокоен, в нем преобладают радостные и веселые настроения.

Если колебания настроения выходят за рамки обоснованного, истощают его и мешают, обратите внимание на это как на признак неблагополучия.

Консультация психолога будет полезна, если вы готовы помочь ребенку справляться с трудностями.

Дети постарше часто скупают журналы со знаменитостями и пытаются внешне им подражать. Стоит ли ограничивать их от этого?

Это еще одна попытка отделения от родителей. В младенческом возрасте, конечно, главную роль играют родители, но уже в возрасте 6-7 лет и чуть постарше – авторитетом, как правило, становится учитель. Позже дети выбирают себе объект для подражания.

Это уже признак подросткового отделения и если были сложности первого отделения около 3 лет, то в этом возрасте закономерны протестные реакции: «вы плохие, поэтому я хочу быть похож на …, я ухожу от вас изучать мир».

Возможна также конфронтация с родителями, протест против их требований, критика прямая или молчаливая. В любом случае это поиск: на кого быть похожим, если родители утратили для теня авторитет.

Помните, если вы были мудрыми и зрелыми родителями до этого, вовремя были рядом готовые дарить любовь и вовремя отпустили, то вы останетесь для ребенка авторитетом и другом навсегда. Родительская установка «будь собой и будь счастлив» самая здоровая и благополучная.

Детские страхи, как с ними бороться? Надо ли обращаться к специалисту?

Обязательно, потому что это тоже проявление детских травм и семейных трудностей. Это показатель, что есть проблема, и решать ее надо непременно.

В детстве многие родители запугивали своих детей: «Если ты сейчас не уснёшь, то придёт Баба Яга и заберёт тебя!»

Это показатель беспомощности родителей, их неуверенности в себе и нарушения  детско — родительских границ. Получив результат таким образом вы дискредитируете себя и учите ребенка быть беспомощным. Вы эксплуатируете архитипические страхи, хотя должны научить ребенка с ними справляться.

То есть не стоит таким образом усмирять ребёнка?

Если Вам захочется себя так вести, обратите внимание на свою состоятельность как родителя. У всех есть страх чего-то темного, мощного, непознанного и это в нашей природе.

И вместо того, чтобы давать ребенку любовь и прививать полезные жизненные правила  вы спекулируете «природным страхом».

Правила в семье могут быть простыми и понятными, тогда их уважение и исполнение не составит труда для ребенка, если вы их устанавливаете спокойно и уверенны в том, что это полезно. Ваше спокойствие и настойчивость помогут вам.

К сожалению, бывают такие случаи, когда родители слишком любят своего ребенка и потакают ему.

Это не любовь, это беспомощность родителей. Ведь предназначение родителей не только удовлетворять все потребности  своего чада – они должны учить ребенка, что не только его потребности должны исполняться, но чувства и потребности родителей достойны уважения.

Взрослые устанавливают правила, уважают чувства и индивидуальность малыша, учат его, что возможно, а что невозможно, что опасно, а что полезно. Иначе  — «я властелин мамы, папы и мира» —  слишком большая и непосильная ответственность для ребенка,  для него искажается картина мира, он становиться слишком большим, непонятным и слишком размытым.

Это чревато для него перенапряжением, срывами, истериками и постоянными потрясениями – когда он будет раз за разом узнавать, что у мира свои правила.

Помните и о том, что дети на инстинктивном уровне нуждаются в любви родителей и боятся остаться без нее, так заложено природой. А потому не заставляйте малыша испытывать естественные страхи: темноты, одиночества, высоты. Поддерживайте ребенка, как можно чаще говорите о своей любви, и пусть стресс обойдет стороной вашего малыша.

                                                                             С Еленой Дубовик беседовала

                                                           Анна Ивахненко.

( в журнале Kindergrad)

Источник: https://psycenter.by/articles/detskii_stress

Что такое детский стресс и как с ним бороться? – Телеканал «О!»

Стресс у ребенка: почему он возникает и как с ним бороться?

Стресс уже давно стал привычным спутником для многих взрослых, но, к несчастью, его аудитория в последнее время сильно помолодела. Что делать, если у вашего ребёнка стресс, и как с ним может помочь справиться творчество «О!» рассказала арт-терапевт Юлия Горбулина.

Юлия Горбулина, арт-терапевт и мама, создатель проекта «СуперДЕТКИ»

Недавно мой почти семилетний сын пожаловался мне, что у него стресс.

И откуда только ребёнок узнал это слово, которое взрослыми в нашей семье произносится крайне редко? Попросив сына рассказать, что он понимает под этим словом, я узнала, что для него стресс — это когда тебе плохо, что-то не получается сделать, нужно что-то предпринять для того, чтобы перестать волноваться.

То есть ребёнка что-то сильно тревожит и он волнуется. Выяснив, как мы можем решить эту проблему по мнению ребёнка, я отправила сына рисовать. А сама задумалась над тем, что такое детский стресс? И как помочь ребёнку с ним справиться?

Причины возникновения стресса

Стресс — это защитная реакция организма. Обычная причина его возникновения у ребёнка — смена привычного образа жизни, какие-то значительные перемены.

В этом случае основная задача родителей — помочь малышу приспособиться к изменившимся обстоятельствам, так как в большинстве случаев изменить саму ситуацию ребёнок не в силах. Классический пример — поступление в первый класс.

И хотя нам кажется, что к семи годам дети уже достаточно сформировались и готовы к чему-то новому, это не так.

Даже если вам не кажется, что ваш ребёнок испытывает что-то подобное, не теряйте бдительность. Особое внимание следует обратить на изменение в поведении малыша. Например, тихоня начинает вести себя агрессивно, а «болтушка» становится замкнутой. Таких выраженных поведенческих контрастов может и не быть, однако чаще всего родители сами чувствуют, что с ребёнком происходит что-то не то.

Пускать все на самотёк, надеясь, что малыш сам разберётся, глупо и недальновидно.

Даже если ребёнок справится в этот раз, вполне может быть, что стресс, возникший, например, на фоне проблем в семье, приведёт к конфликтам в отношении со сверстниками в школе.

Не следует решать все проблемы ребёнка за него, однако быть рядом, помогать, подсказывать, направлять — это прямая родительская обязанность.

Стресс, связанный со школой

Один из самых стрессовых периодов в жизни ребёнка — первый год в школе и несколько подготовительных месяцев до неё.

Родители первоклашек, попробуйте провести эксперимент: посчитайте, сколько «надо» и «должен» слышит ваш ребёнок ежедневно? При этом абсолютно искренне не понимая, кому это надо и почему он должен.

Ему ли надо учиться лучше всех? Должен ли он дописать строчку закорючек так, чтобы победить в каллиграфическом конкурсе?

Уже к 1 сентября дети так напуганы предстоящей учёбой, что любой вопрос на тему: «Ты рад, что пойдешь в школу?» — часто вызывает панический страх. Традиционные линейки никак не понижают градус страстей. Вместе со сменой привычного уклада ребёнок получает томительное ожидание неизвестности и испереживавшихся за него родителей.

Как помочь ребёнку пережить стресс?

Из арт-терапевтических техник чаще всего в случаях стрессовых ситуаций я использую краски, глину и пластилин.

В случае возникновения стресса из-за страха, например, перед учителем, оценками и прочим, мне нравится метод «Рисунок в рамке». С помощью красок ребёнок выносит на лист бумаги образы, связанные с его страхами и переживаниями.

Это могут быть фигуры, изображения, просто мазки тех цветов, которые ребёнок связывает со своим страхом. Затем по контуру этого изображения рисуется рамка, которая не дает страхам воздействовать на малыша и его поведение в жизни.

Этот метод подходит для работы как с детьми, так и со взрослыми.

Если ребёнок не может или не хочет говорить, чем конкретно вызваны его переживания, я предлагаю просто поработать с глиной. Этот материал сам по себе способен убрать лишние волнения.

Иногда они формируются в конечный образ, который потом можно обсудить.

Во время работы приходит понимание не только того, над чем мы работаем, но и понимание, что делать с этой ситуацией, чтобы благополучно её разрешить.

Если же у ребёнка что-то не получается, и из-за этого возникают стрессовые ситуации, мы берёмся за пластилин и начинаем лепить что-то простое, постепенно усложняя задачу.

Так малыш начинает осознавать, что для того, чтобы что-то получилось, необходимо проделать это несколько раз, начав с простых вещей.

Обычно в процессе работы дети сами понимают, что они делали неправильно и что можно исправить, не только на примере пластилина, но и в той ситуации, из-за которой родители обратились к психологу.

В конечном итоге следует помнить, что детский стресс — это явление достаточно естественное и распространённое, возникающее как защитная реакция на значимые изменения. А вот пережить его благополучно, без затяжных переживаний и глубоких душевных ран помогут любовь, понимание и участие всей семьи.

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/11588

Что такое детский стресс и как с ним бороться

Стресс у ребенка: почему он возникает и как с ним бороться?

Взрослые обычно считают, что быть ребенком радостно и приятно. И все же иногда даже дети испытывают стресс, который нам, взрослым, может быть не всегда понятен.

Но детям тяжелее, ведь они не знают причин своей раздражительности или апатичности, не знают, как бороться со своим плохим настроением. И в этом им призваны помочь мы, врослые. Что такое детский стресс и как с ним бороться, разбирает Passion.ru.

Взрослые обычно считают, что быть ребенком радостно и приятно. И все же иногда даже дети испытывают стресс, который нам, взрослым, может быть не всегда понятен.

Но детям тяжелее, ведь они не знают причин своей раздражительности или апатичности, не знают, как бороться со своим плохим настроением. И в этом им призваны помочь мы, врослые. Что такое детский стресс и как с ним бороться, разбирает Passion.ru.

Больше узнать о детской психологии нам сегодня помогает педагог-психолог Ирина Долгая.

Детский стресс – это нарушение привычного уклада жизни для малыша. У ребенка сформировалась привычка жить определенным образом, он находится в комфорте. Нарушая или задевая этот комфорт, мы вызываем защитную реакцию организма в виде стресса, так как модели поведения у ребенка нет (приспособиться, изменить ситуацию и т.д.).

Увлеченным своей жизнью и взрослыми проблемами родителям иногда тяжело бывает определить, что ребенок испытывает стресс. Кроме того, иногда имеют место некоторые стереотипы, которые скорее применимы к нам, взрослым.

Например, если ребенок сидит и играет, то значит, у него все хорошо. Или увлеченный футболом хулиган вдруг стал приносить домой одни пятерки. Радуясь и нахваливая ребенка за то поведение, которое нравится им, родители могут и не подозревать, что на самом деле малыш может очень сильно переживать.

Как точно определить, происходит ли с ребенком что-то тревожное, советует Ирина Долгая: «Во-первых, все мамы знают, как ребенок ведет себя, если у него все хорошо. Вдруг вы замечаете обратное поведение.

Например, егоза, которого обычно невозможно уложить в постель целый час, сам лег, затаился и лежит не шелохнувшись.

Или обычно спокойный и медлительный ребенок начинает суетиться и бесцельно метаться.

Во-вторых, обращайте внимание на физиологические проявления: ухудшение аппетита, нарушения сна, энурез, покраснение или побледнение кожи, ребенок молчит или кричит, или плачет, испуганный взгляд, начал заикаться, невнятно бормотать и т.п.».

В любом случае – сохраняйте спокойствие: возможно, изменение поведения было вызвано совсем другими причинами.

Ребенок, например, просто повзрослел и начал хорошо учиться (или влюбился в отличницу и хочет ей понравиться) или, напротив, изменение поведения было вызвано тем, что стресс у ребенка прекратился, а вы и начала его не заметили. Словом, тревогу бить не нужно, но перестраховаться и поговорить с ребенком все же стоит.

Обращайте внимание также на то, как именно проявляются симптомы, которые вас тревожат. Например, разлука с мамой или папой вполне может вызвать слезы у дошкольника, но если такое поведение наблюдается и позже, то есть повод задуматься.

Смотрите на то, что ребенок рисует или как играет: нарисованные «войнушки» могут быть не только признаком того, что ребенок переиграл в компьютерные игры, но и знаком чего-то более серьезного. Например, признаком того, что ребенок сильно переживает, что родители постоянно ругаются.

Причины детского стресса меняются вместе с ребенком. Так, дошкольник больше всего привязан к семье и связан с детским садом, школьник же больше связан со школой, поэтому причины детского стресса нужно искать там, где больше всего эмоциональной и физической привязанности ребенка.

Обратите внимание на то, что мы расположили причины, предложенные нашим экспертом, по степени важности для ребенка. Если вы постоянно ругаетесь с мужем (даже если не в присутствии ребенка), не нужно думать, что малыш стал молчаливым и потухшим из-за боязни врачей или частого просмотра телевизора:

  • семейные – рождение второго ребенка, разлука с близкими, ссоры, развод родителей, тревожные родители, истеричный тип родителя (то ласка, то агрессия);
  • катастрофы, беды, несчастья – смерть члена семьи, резкое и сильное изменение условий жизни;
  • социальные – страх других людей, детей, конфликты с ними, ссоры, конкуренция с другими детьми;
  • страхи – внушенные родителями, возрастные, осознанные и неосознанные;
  • телевизор, компьютер – повышенная эмоциональная нагрузка;
  • медицинские – травмы, боли, боязнь врачей, уколов и т.д.;
  • другое (приучение малыша к горшку, смена обстановки в его комнате и т.д..

Кроме того, стресс на одном уровне (например, развод родителей) сильно влияет на чувствительность ребенка в других «опасных» сферах. Например, делает его более агрессивным к другим людям, поэтому у него могут возникнуть проблемы в школе.

Часто также бывает, что стресс проявляется в виде заболеваний, и чем больше этот стресс не разрешается, тем больше вероятность, что заболевание станет хроническим. Поэтому не пытайтесь вылечить ребенка без решения проблем в его или вашей жизни (ведь дети сильно переживают, если у родителей что-то не так, даже не понимая, что именно).

Если у вашего малыша наблюдаются такие признаки, не спешите бежать к детскому психологу. Лучше разберитесь, в чем действительно причина детских переживаний и стоит ли начинать активные действия по помощи ребенку.

Комментирует Ирина Долгая: «Стресс – нарушение привычного уклада жизни. В малых количествах он просто необходим для того, чтобы помогать ребенку справляться с трудностями. Но в больших количествах все же вреден для здоровья физического и психологического. При постоянном стрессе у человека вырабатываются устойчивые психологические защиты, которые впоследствии становятся чертами личности».

То есть, вам необходимо определить, насколько сильно страдает ваш ребенок, и только после этого помогать ему. Не спешите решать все проблемы за него, этим вы можете ребенку даже навредить, в некоторых случаях обычного разговора может быть вполне достаточно.

Если же причина стресса серьезная, и он не проходит в течение долгого времени несмотря ни на что, то самое время взяться за решение этой проблемы активнее, вплоть до обращения к специалисту.

Иногда бывает, что родители идут по пути наименьшего сопротивления и реагируют на детский стресс так, как удобно им самим. Последствия этого могут быть самые разные – от вредных привычек до эмоциональной инвалидности и хронических болезней во взрослом возрасте.

Чаще всего родители совершают 3 ошибки:

1. Оставление ребенка один на один со стрессом

Если ребенок постоянно испытывает стрессы, с которыми не в состоянии справиться, и родитель не пытается помочь ему, а оставляет один на один с переживаниями, повышается риск возникновения тревожности, страхов, раздражительности, в крайнем случае – депрессии, неврозов и других психических заболеваний.

Отметим также, что оставляете вы ребенка один на один со стрессом не только в том случае, когда молча игнорируете то, что происходит, но и также когда недооцениваете переживания ребенка. Такое возможно, когда вы говорите, что все пустяки, ерунда, глупости.

2. Отвлечение малыша

Если родители отвлекают ребенка едой, телевизором и компьютерными играми, очень быстро возникает зависимость.

3. Нечестность, обман по отношению к ребенку

При стрессе внушаемость ребенка возрастает (логика подавлена), его легко обмануть. Если позже ребенок поймет, что вы с ним были нечестны, он потеряет к вам доверие. И вернуть его будет уже очень сложно.

Задача родителя заключается в том, чтобы помочь ребенку сформировать такую модель поведения, чтобы снова вернуться в состояние комфорта, или же снова вернуть комфорт для ребенка. В любом случае, важно расширить картину мира малыша и показать ему, что «так бывает», ведь все происходящее может быть для него страшно, так как незнакомо.

1. Разделите переживания малыша

Ни в коем случае не говорите ему, что все, что он испытывает – глупости.

Избавьтесь от таких фраз, как: «Да все это ерунда, забудь», «Нашел, о чем переживать…», «Тебя это вообще не касается, иди, поиграй…».

Даже если ребенок вас послушался, это совершенно не означает, что ему стало легче. Лучше говорить так: «Я понимаю, что ты боишься…», «Я вижу, что ты грустишь, я тебя понимаю», «Тебе обидно, я знаю».

2. Определите, почему малыш переживает

Лучше всего, конечно, поговорив с ним. Но иногда, конечно, требуется помощь воспитателя, школьного учителя или вам самим следует подумать, что в вашей жизни могло задеть малыша. Если ребенок молчит, предложите ему варианты: «Ты переживаешь потому что…?», «Тебе обидно, что…?».

3. Объясните малышу честно, что происходит

Часто стресс вызван (или усугубляется) тем, что у ребенка нет информации, почему все изменилось или почему определенные люди ведут себя определенным образом.

Объяснить непонятное можно, например, так:

  • «Папа перестал играть с тобой по вечерам, потому что он заболел и ему тяжело, а не потому, что он тебя меньше любит»;
  • «В новую школу мы тебя перевели потому, что папа получил новую работу, а теперь мы сможем купить новую машину и будем вместе ездить в лес. И это нормально, что дети с тобой пока не разговаривают, так всегда происходит, ведь они пока опасаются, так как ты – новичок. Они привыкнут, и все пройдет, у меня тоже так было»;
  • «Собака лает, потому что она так разговаривает. Она тебя не знает, поэтому боится, что ты сделаешь ей больно, и старается тебя напугать. На самом деле, она не собирается тебя кусать».

На таком объяснении малышу будет проще построить новую систему поведения. Теперь, проходя мимо собаки, сначала он будет бояться, но объяснять себе, что бояться не нужно, ведь она не хочет его кусать. А потом он привыкнет, и новое объяснение заместит его страх, и стресс будет переборот.

4. Помогите ребенку сформировать новое поведение

Например, подойти в школе к детям и спросить, почему они с ним не играют (и от этого вы уже вместе будете отталкиваться), или вместе (!) несколько раз покормите собаку, предложите ребенку подойти к папе и почитать книжку, сидя у него на коленях.

При стрессе также желательно минимизировать текущие переживания ребенка, так как на освоение нового поведения уйдет время, а переживания какое-то время все равно останутся.

Вместе с ребенком (дошкольного возраста) хорошо проиграть стрессовую ситуацию с хорошим концом. Таким образом вы учите ребенка модели поведения в подобной ситуации. Очень хороший эффект снятия стресса достигается через различные творческие занятия. Создавая новый образ, ребенок чувствует себя творцом, это повышает уверенность в себе.

Обратите внимание также на физические нагрузки. При них снимается напряжение и выделяется так называемый «гормон радости». А если еще учесть, что у ребенка мозговые структуры постоянно формируются и дозревают, и для этого нужно гораздо больше кислорода, чем взрослым, то без прогулок и спорта вообще не обойтись.

Наш эксперт для избавления от негативных эмоций предлагает завести дома мешочек для крика, устроить битву подушками или пускать мыльные пузыри. А может, включить любимую музыку и танцевать всей семьей? Это будет полезно и взрослым, и малышам.

Прокомментировать тему мы предложили Екатерине Островской – профессиональному журналисту, литератору и кинодраматургу. Екатерина закончила факультет журналистики СПбГУ. В издательстве «Эксмо» выходит новая книга автора «Охотник желает знать». Ниже приводим ее мнение:

«Я не являюсь специалистом в области детской психологии. Но мне кажется, что стрессы у детей, в первую очередь, связаны с мелкими разочарованиями от каких-то неудач, неудовлетворенных желаний, непонимания детей родителями.

Способствует этому во многом зависимость ребенка от Интернета и телевизионных передач, где показывают счастливых детей, у которых веселая и беззаботная жизнь. Страшная вещь – зависимость от компьютерных игр, уводящих в иную реальность, которую неокрепшее сознание очень скоро принимает как единственно существующую.

Для каждого возраста ребенка – свой рецепт борьбы со стрессами. В нашей семье есть свои способы. Стрессам подвержен и мой сын. Не получилось что-то в школе: давай научимся это делать дома вместе.

Плохое настроение? Тогда давай-ка отправляйся вместе с папой на футбольное поле рядом со школой.

Они часто носятся там и возвращаются домой измученные, грязные и счастливые: рассказывают взахлеб о забитых голах и упущенных моментах.

Ребенок с увлечением читает книги о стрелковом вооружении: мы едем в музей, он рассматривает экспонаты, а потом мы с папой просим провести нас в запасники, где хранятся и ремонтируют другие экспонаты. Там ему дают подержать настоящий автомат Томпсона. Неделя хороших воспоминаний ему обеспечена.

Конечно, у него бывают и слезы, и обиды на нас с мужем, но главное – вытерпеть и узнать причину плохого настроения, а потом мы уже выбираем конкретное действие. Можно никуда и не ездить, а просто поиграть вечером с ребенком в подкидного дурачка, например. Самое важное – ребенок всегда должен чувствовать, что родители рядом и любят его».

***

Детский стресс – явление достаточно распространенное и с какой-то стороны даже естественное: в мире много нового, что ребенку приходится изучать, не имея никакого жизненного опыта.

Но есть одна вещь, которая может помочь ребенку перенести любые тяготы – врачей, собак, переезд, конфликты со сверстниками: мир в семье и любовь родителей (к ребенку и между собой).

Это рождает у малыша чувство защищенности, что не позволяет глубоко развиваться никакому стрессу.

Любовь ЩЕГОЛЬКОВА

Источник: https://www.passion.ru/psy/vospitanie-detey/chto-takoe-detskiy-stress-i-kak-s-nim-borotsya-62297.htm

13 техник помощи при детском стрессе – для родителя и ребенка

Стресс у ребенка: почему он возникает и как с ним бороться?

Стресс – словно паразит, который пожирает наши силы и ресурсы для дальнейшего развития. Его негативная составляющая настолько велика, что не ограничивается одними психологическими проблемами, а уверенно переходит в физическое недомогание и даже хронические болезни.

Но есть во всем этом еще и неприятная моральная сторона – очень часто именно любящие родители окружают детей атмосферой страха, нестабильности и, как следствие, стресса.

Мы зачастую не готовы себе признаться в неспособности принять своих детей такими, какие они есть. Ведь даже если у ребенка во внешнем социуме возникают причины для стресса, именно семья должна служить для него неким антидепрессантом, но это возможно только при полном принятии своего ребенка, при бесконечной любви к нему, настоящему.

К сожалению, мало кто из нас способен на такой “подвиг”. Неосознанно мы бесконечно стараемся переделать маленькую личность для более удобного сосуществования. Мы уравниваем возможности, уравниваем характеры, уравниваем стремления.

Нами часто не воспринимается определенный талант в ребенке, и мы стремимся погасить его за счет возрождения новых увлечений, новых целей. Эта невозможность быть самим собой неизбежно приводит к внутреннему одиночеству, к вынужденному существованию один на один со своими неудачами, к глубокой грусти и разочарованию.

Этот момент непринятия своего ребенка особенно ярко выражен в “идеальных” родителях, которые слишком требовательны к себе и не менее требовательны ко всем окружающим. Какие они, эти безупречные мамы и папы? Конечно, успешные, конечно, уверенные в себе и, конечно, всезнающие. А еще часто недовольные, укоряющие, подавляющие.

Быть ребенком безупречного родителя – невыносимая ноша. Каждая оплошность, неудача, несоответствие вызывают непременную критику, укоризненный взгляд, неприятное удивление. И еще много чего колкого и запоминающегося. Ребенку невероятно сложно соответствовать таким требованиям.

Более того, постоянный страх вновь оказаться неудачником в родительских глазах сводит на нет все усилия и старания еще в самом зачатке. Такие дети никогда не отбросят попытки угодить своим родителям. И такие дети всегда будут чувствовать свою несостоятельность настолько явно, что избавиться от этого ощущения будет очень сложно.

Все это выдавливает позитивные ресурсы для гармоничного роста.

Перманентный стресс, в котором ребенок вынужден существовать, на физиологическом уровне не позволяет раскрепостить его умственные, творческие и когнитивные возможности.

И тут получается замкнутый круг – мы требуем от ребенка лучшего и большего, но при этом создаем атмосферу, при которой это лучшее и большее просто не может существовать.

Но, несмотря на все негативные стороны, стресс можно назвать и неким двигателем внутреннего прогресса, однако при условии, что это незначительные стрессовые ситуации, не носящие постоянный характер.

Именно стресс, как ничто иное, может закалить организм и активировать внутренние ресурсы самосохранения. Не стоит забывать о том, что мы окружены раздражающими импульсами, и оградить от них детей мы никак не сможем.

Поэтому важно научить ребенка справляться с ними самостоятельно. Например, можно научить его знакомиться и представлять себя незнакомым людям. Так он будет увереннее себя чувствовать в новом обществе. Таким образом можно проработать различные распространенные ситуации, которые вызывают переживания у ребенка, создавая тем самым у него иммунитет и уверенность в своих силах.

Всего несколько вопросов помогут родителю сориентироваться в потоке детских переживаний и определить правильный план действий:

 Первое и самое важное – это всегда быть готовым принять ребенка с его неудачей, проговорить с ним пережитые эмоции: как в случае успеха, так и неуспеха.

 Постараться вместе с ребенком понять, какой следующий шаг он хочет сделать? Какие действия предпримет, если постигнет неудача? Будет он готов попробовать снова или нет? Если он выберет второй вариант ответа, то что ему мешает быть готовым?

 Предложить обыграть с папой, сестрой, братом болезненную ситуацию. Например, на тему знакомства с ребятами из новой школы.

 Любая спорная ситуация, которую мы проговорили, обыграли, обсудили с ребенком заранее, создает в его сознании важный опыт преодоления препятствий, позволяет ему ощущать свою готовность и уверенность в себе.

Как и большинство других психологических проблем, возникающих у детей, проблема детского стресса не возникает сама по себе. Она неразрывно связана с родителями, их восприятием своего ребенка, их отношением к нему. Именно поэтому работать над устранением перманентного стресса и его последствиями необходимо и родителям, и детям.

Игры на “заземление”

Техники, направленные на “заземление”, помогают ощутить собственные границы, повышают осознанность присутствия здесь и сейчас. Этот навык необходим для понимания своих чувств и эмоций, управления ими.

 Рисуем. Обрисовываем на бумаге ладошки и ступни ребенка, вместе вырисовываем из сложившихся фигур забавных животных или интересные картинки.

 Почаще обнимаемся. Это помогает ребенку осознать свои границы. Вообще, понимание своих границ начинается с ощущения границ своего тела.

 Описываем свое состояние. Рисуем на бумаге облака, под которыми пишем: “Я чувствую себя плохо, когда…” и заполняем облако ситуациями, которые заставляют ребенка испытывать переживания. Даже если ребенок еще не умеет писать, можно заполнить облака самим, главное – научить малыша распознавать и проговаривать свои чувства и ситуации, которые эти чувства вызывают.

 Сердце. Упражнение на чередование расслабленности и напряжения во всем теле. Повторяем работу сердца – полностью напрягаемся на несколько секунд, затем стараемся полностью расслабиться.

 Дыхание. С самого раннего возраста учим ребенка работать с дыханием. Малышам это упражнение особенно понравится: кладем на животик маленькую игрушку и обращаем его внимание на то, как с каждым вдохом и выдохом игрушка поднимается и опускается. Со временем ребенок сам научится контролировать этот процесс.

 Тактильные сказки. Невероятно увлекательная техника сказкотерапии. Рассказываем сказки, используя все возможные подручные средства. Например, передаем ароматы из сказки с помощью аромамасел, героев изображаем реальными игрушками, совершаем действия, описанные в сказке. Это помогает ребенку увлечься сюжетом и полностью осознать все описанные события с эмоциональной точки зрения.

Избавляем себя от самого частого синдрома “соответствия”

Мы всю свою жизнь строим исходя из желания снова и снова переживать один и тот же опыт, словно матрешки в плену соответствия, не желая что-либо менять из поколения в поколение. Нами движет стремление соответствовать своему личному прошлому, опыту нашего детства, нашей юности.

Мы бесконечно требуем от своих детей так же старательно выводить буквы в первом классе, так же увлеченно читать историческую литературу или заниматься спортом, музыкой, рисованием… Только такое отношение к жизни нам кажется понятным и правильным, только такого отношения мы ждем и от своих детей.

Причем опыт, полученный через сильные эмоции – как положительные, так и отрицательные, лучше всего усваивается. При этом очень часто мы даже не осознаем, что именно в этом опыте принесло нам пользу, а что принесло трудности.

Для этого выполняем 3 техники освобождения:

 Работа с прошлым. Находим в себе “ресурс счастья”

Найдите в себе свой образ, соответствующий состоянию счастливого родителя. Осознайте его на уровне положения тела, выражения лица, внутреннего состояния.

И скажите себе: “Я счастливая мама! Я принимаю своих детей! Я вижу их таланты и помогаю им развиваться!”. Произносите эту фразу до тех пор, пока вы не почувствуете ее всем своим существом.

Запомните это состояние, попросите сфотографировать себя. И возвращайтесь к этому образу-состоянию каждый день не менее 3-5 раз.

Это упражнение позволит разорвать цепочку нейронной реакции, которая закрепилась годами.

И в следующий раз, когда захочется сказать ребенку или себе “должен”, вновь войдите в это состояние, вы увидите, как сама формулировка, а может быть даже суть послания своему ребенку, кардинальным образом поменяется.

 Работа с настоящим. Правило ближнего круга

Все мы знаем женщин, которые, как говорится, “мусор выносят накрашенные и на каблуках”, а дома ходят в старых халатах. Они милы и обаятельны по телефону с подругами, желая показать идеальную картинку, но при этом готовы сорваться на ребенке, если тот что-то сделает не так. Как избавиться от этого желания всегда казаться идеальной в глазах других, но часто в ущерб своим близким людям?

Практикуем технику “Правило ближнего круга”:

рисуем круги: один внутри другого, при этом центральный круг – это вы и ваша семья. Он и есть самый ближний;

следующий круг символизирует родителей;

потом близкие друзья, знакомые с работы;

последний круг – это просто люди вокруг.

Каждый раз, когда мы намереваемся совершить какой-то поступок, хотим что-то потребовать от себя или ребенка, задаем себе вопрос: “Что это даст моему ближнему кругу? А что думает и чувствует по этому поводу мой ребенок? Мой муж? Я сама?” И только если это решение может принести радость нашему ближнему кругу, идем дальше.

Детям часто бывает очень сложно соответствовать ожиданиям своих родителей. Ведь мы всегда себе рисуем картинку будущего, в которой они уже успешные, хорошо окончили вуз, создали семью с идеальным/ой мужем/женой. Мы стараемся запрограммировать своих детей на это счастливое будущее, но при этом только развиваем в них комплекс неполноценности.

Что делать?

Учим детей учиться!

Очень важно просто признать тот факт, что через 15 лет сменятся 50% профессий и что наше представление о будущем совсем не отражает того, что в действительности нас может ожидать.

Самое верное, что мы можем сделать сейчас, – это научить ребенка учиться, осваивать важные навыки чтения, письма, счета, помочь ему самому расширять свои модели познания. Здесь отлично подойдет техника пяти видов контента.

Выбираем новую тему, которая может быть интересна ребенку, и начинаем ее изучать с пяти различных сторон. Например, при изучении подводного мира можно прочитать интересную тематическую литературу, посмотреть документальный фильм, сделать собственный плакат с выдающимися обителями подводного мира, устроить домашнюю сценку на эту тему и, конечно, посетить океанариум для “личного знакомства”.

Важно не забывать о том, что мы не сможем везде подстелить соломку, но мы точно можем передать ребенку важные навыки “выживания” в любых условиях – навык поисков и познания, умение переживать неудачи и снова пробовать, способность опираться на успехи и не переставать быть счастливым!

И напоследок хотелось рассказать одну маленькую историю из своей жизни. Когда родился мой первенец, я спросила у своей хорошей подруги, психолога, матери уже довольно взрослых детей: “Сейчас с твоим 25-летним опытом материнства, что бы ты сделала по-другому в воспитании своих детей?”.

Ее ответ стал для меня откровением, она сказала: “Я растила их так, чтобы в первую очередь с ними было комфортно миру, потом мне и только в последнюю очередь им самим.

А сейчас я бы сделала в точности наоборот – чтобы в первую очередь им было хорошо и комфортно с самими собой, затем со мной и только потом миру”.

Изначально этот тест был опубликован на сайте проекта Мамсила. Мы публикуем его с разрешения редакции.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Источник: https://chips-journal.ru/reviews/9-tehnik-pomosi-pri-detskom-stresse-dla-roditela-i-rebenka

Для родителей
Добавить комментарий