Своя cистема: детские группы Монтессори

Содержание
  1. Тест: стили воспитания и Монтессори-группа
  2. Авторитетный стиль
  3. Авторитарный стиль
  4.  Либеральный стиль
  5.  Индифферентный стиль воспитания
  6. Вопросы и ответы для родителей — Частный детский сад в Киеве, центр развития и обучения ребенка Планета Монтессори
  7. Монтессори детский сад
  8. Отличаются ли дети, посещающие детские сады Монтессори, от своих сверстников?
  9. Как же организовано пространство в детских садах Монтессори?
  10. Как проходят занятия в Монтессори детских садах?
  11. Что такое свобода в Монтессори детском саду?
  12. Ребенок не хочет ходить в детский садик, потому что ему не интересно. А как этот вопрос решается в Монтессори детских садиках?
  13. В Монтессори детском садике дети много занимаются, не случится ли у ребенка перегруза?
  14. Сочетается ли Монтессори педагогика с существующими программами?
  15. Есть мнение, что Монтессори детей нельзя назвать творческими?
  16. Как в Монтессори детском саду могут в одной группе ужиться дети разного возраста?
  17. Дети в детских садах Монтессори не играют, хотя известно, что игра является основным видом деятельности дошкольников. Так ли это?
  18. Данная компиляция является собственностью Монтессори Школы «УМИ». Использование без согласия Монтессори Школы «УМИ» запрещается.
  19. Монтессори дом для детей и родителей

Тест: стили воспитания и Монтессори-группа

Своя cистема: детские группы Монтессори

Система Монтессори подходит всем детям, но не всем родителям.

Она подходит тем, кто готов развиваться вместе с ребенком как родитель, готов изменять по необходимости свой подход в воспитании, готов принять ребенка, даже совсем маленького как личность, со своими потребностями, причем разными на разных этапах взросления, которые необходимо изучать, чтобы вовремя увидеть и помочь.

Если родитель готов осознать, что ребенок – не его собственность, не его продолжение, и не тот, кто должен реализовывать родительские планы и мечты, то система Монтессори станет для него прекрасным инструментом.

Пройдя тест, вы сможете получить новую информацию о стилях воспитания в семье и их влиянии на адаптацию ребенка в группе детского сада.

Авторитетный стиль

Родители, придерживающиеся авторитетного стиля воспитания, признают и поощряют растущую автономию своих детей.

Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, допускают изменение своих требований в разумных пределах, учитывают мнение ребенка при обсуждении семейных проблем.

Авторитетные родители характеризуются готовностью прийти на помощь, если это потребуется, одновременно веря в успех самостоятельной деятельности ребенка.

 Родители оказывают эмоциональную поддержку ребенку, выражают сочувствие, любовь и теплое отношение.

Их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.

 В идеале ни родители, ни дети не занимают в доме доминирующего положения, они взаимодействуют, сотрудничают. Таким образом, в семье создается гармоничная атмосфера, позволяющая находить решения без борьбы за власть.

Члены семьи, в которой достигнуто оптимальное сочетание свободы и контроля, обычно очень привязаны друг к другу, отношения между ними стабильные, удовлетворяющие всех.

Родители стараются учить ребенка своим примером, а дети в такой семье уважают родителей, признают их авторитет.

По мере взросления дети приобретают чувство ответственности за свое поведение, навыки самоконтроля. Дети авторитетных родителей хорошо адаптированы, они уверены в себе, у них развиты самоконтроль и социальные навыки. В таких семьях проблемы воспитания решаются мирным путем.

Этот стиль воспитания наиболее близок философии Марии Монтессори, ведь в монтессори группах сочетается свобода выбора и немногочисленные четкие правила.

Педагоги здесь всегда готовы помочь в случае необходимости, но не вмешиваются в самостоятельную конструктивную деятельность ребенка.

Дети в таких группах растут инициативными, целеустремленными, всесторонне развитыми.

Ребенок авторитетных родителей гармонично вписывается в монтессори группу, чувствуя привычный для себя стиль общения, дополненный развивающей средой.

Авторитарный стиль

Родитель, придерживающийся авторитарного стиля воспитания, тщательно контролирует ребенка, устанавливает жесткие ограничения и правила, обсуждение которых не допускается («Я так сказал!»). Он отдает приказания, указывает и ждет, что они будут в точности выполнены. Обычно существует и система наказаний, которые применяются даже за самый мелкий проступок.

Такие родители обычно закрыты для постоянного общения с детьми, соблюдают дистанцию. Позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них.

Из этого и исходят основные проблемы воспитания детей.

Сначала ребенок может отвечать на излишний контроль вспышками грубости, обманами, но когда внешнее сопротивление сломлено (что случается довольно быстро), дети становятся замкнутыми, боязливыми и угрюмыми, непритязательными и раздражительными. Нереализованная самостоятельность, низкая вера в себя накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка. Ребенок не получает возможности и не научается принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Безусловно, сказывается это и на близости отношений между родителем и ребенком. В некоторых случаях отношения могут быть конфликтными, в других ребенок смиряется с контролем со стороны родителей, но в этих отношениях так или иначе отсутствует теплота, близость, доверие.

Авторитарным родителям ближе традиционная педагогика. Они не доверяют ребенку делать самостоятельный выбор, считают его неспособным принимать обдуманные решения и руководить собственным развитием.

Таким родителям может быть непонятна и некомфортна атмосфера свободы, царящая в монтессори-группах. Они предпочитают заранее известную программу занятий, жесткую дисциплину и дома и в учебном заведении. Лучше всего авторитарные родители находят общий язык с воспитателями (учителями) старой закалки.

Дети из авторитарной семьи будут также комфортнее себя чувствовать в обстановке, приближенной к домашней. В монтессори группе такой ребенок может теряться, бездействовать или баловаться, получив непривычную свободу. А оказавшись вечером дома, особенно остро и болезненно ощущать родительскую строгость.

Тем не менее, детям авторитарных родителей может быть очень полезна монтессори группа. При условии, что родители проявят внимание к методике, изучат непривычный для себя подход к воспитанию и скорректируют домашние условия и требования к ребенку с учетом полученной информации.

 Либеральный стиль

Родитель, придерживающийся либерального стиля воспитания, слабо или совсем не регламентирует поведение ребенка, в семье практически нет запретов, четких правил. Мало того, либеральные родители обычно не отказывают своему чаду ни в чем, любые его требования тут же выполняются.

Либеральные родители открыты для общения с детьми, однако главное направление коммуникации — от ребенка к родителям.

Детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей, родители не устанавливают каких-либо жестких ограничений.

Если поступки детей выводят из равновесия, сердят родителей, они, как правило, стараются подавить свои чувства, винят себя за них («Ведь он просто ребенок!»).

 В чем проблемы воспитания детей, воспитывающихся в либеральном стиле? Они часто склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. Также зачастую реагируют тревожностью, нервозностью, поскольку им не хватает ощущения определенности мира, четких границ и норм.

 Неприспособленность к жизни, детская привычка «все должны меня любить и обожать» часто оборачиваются серьезными нервными срывами и депрессиями во взрослой жизни.

Часто такие дети сталкиваются с реальными проблемами во взаимоотношениях с другими людьми, так как они ожидают от них такого же отношения, как и от родителей.

Нередко возникают проблемы в детском саду и в школе, когда ребенок сталкивается с довольно жесткой системой правил и ограничений.

Либеральные родители часто интересуются Монтессори педагогикой. Их привлекает свободный выбор занятий в группе, отсутствие жестких требований.

Однако, познакомившись с работой педагогов и действующими правилами, родители нередко чувствуют разочарование. Правила в группе есть, и они достаточно четкие.

Это нужно для комфортной и безопасной работы большого количества детей разного возраста.

Правила необходимы любому ребенку, они позволяют ему чувствовать себя защищенным от вторжения в его деятельность, нарушения границ. Благодаря правилам группы, малыш может сам выбирать продолжительность и время занятий, партнера для игр, или место уединения.

Ребенок из либеральной семьи, попав в группу Монтессори, может почувствовать себя неуютно. Ведь не ему одному будет принадлежать все внимание окружающих. Но в такой группе его социализация будет происходить мягче, чем в традиционной группе детского сада, или школьном классе.

Постепенно малыш станет более взрослым, уверенным, самостоятельным. Полученные в Монтессори-группе качества, помогут ему установить позитивные отношения с окружающими его детьми и взрослыми.

 Индифферентный стиль воспитания

Родители, склонные к этому стилю воспитания, не устанавливают для детей никаких ограничений, правил, зачастую безразличны к проблемам ребенка, закрыты для общения.

Такое бывает из-за того, что у родителей не остается сил на воспитание детей, в семье — сосуществование с позиций «у тебя свои дела и проблемы, у меня свои» (родители работают, ребенок учится, у каждого своя деятельность).

Жизнь родителей переполнена собственными проблемами и стрессами, и у них нет ни времени, ни желания делиться и «вмешиваться» в чувства и переживания ребенка, они предпочитают комфортную отстраненность.

Иногда взрослые аргументируют такой подход так: пусть ребенок растет самостоятельным и независимым.

Чем же это может обернуться на деле? Ребенок достаточно остро чувствует отсутствие родительской поддержки, помощи, защиты, у него не формируется доверия к миру.

Если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к асоциальному поведению.

При таком стиле воспитания страдает потребность ребенка в эмоциональном контакте с родителями, понятия «семья», «семейный очаг» у него просто не сформированы, что в будущем может помешать и при создании собственной семьи.

Попав в питательную развивающую среду Монтессори группы, такой ребенок будет стремиться получить то, чего ему не хватило дома, обрести внимание и поддержку близких людей.

В какой-то мере Монтессори педагоги помогут удовлетворить эмоциональные потребности малыша, но успешность его дальнейшего развития во многом будет зависеть  от участия родителей.

Источник: http://montessorinki.ru/stili-vospitaniya/

Вопросы и ответы для родителей — Частный детский сад в Киеве, центр развития и обучения ребенка Планета Монтессори

Своя cистема: детские группы Монтессори

Как соотносится Монтессори-система с религией? Мария Монтессори относится к религии, как к внутреннему переживанию (одной из психических особенностей ребенка), отделяя это переживание от церкви как “внешнего общественного учреждения”.

Она признает религию естественным продуктом человеческого развития, так же как язык, но отсутствие религиозных переживаний в конкретной культуре, так же как отсутствие языка (пример Маугли), ведет к потере этой функции детской психики.

Отсюда терпимость педагогики Монтессори как к различным религиозным конфессиям, так и к атеизму.

Каково отношение Монтессори-педагогики к традиционным детским играм? М.Монтессори не отрицала важной роли игры в процессе развития детей, но она настойчиво подчеркивала необходимость не ограничивать деятельность ребенка исключительно с игрушками.

Монтессори была противницей ролевых игр, игр-подражаний и игр-замещений, потому что малыши одинаково “впитывают” и плохое и хорошее и могут воспроизводить это в спонтанной ролевой игре. Основное место в Монтессоре-методе занимают игры-упражения, в ходе которых ребенок взаимодействует один на один с предметами подготовленной среды.

Вполне применимы игры по правилам, а также подвижные игры, если из них исключен элемент соревнования и сравнение малышей друг с другом.

Какие характеристики “нормализованного” ребенкаподразумевает система Монтессори? Любовь к порядку и к работе, способность к спонтанной концентрации, адаптированность к реальности, любовь к тишине и индивидуальной работе, способность действовать по своему выбору, самодисциплина и послушание, независимость и инициатива, радость, как базисная эмоция, подтверждающая верное использование наших способностей.

Какое время обычно требуется для “нормализации” ребенка и есть ли случаи отклонения от нормы, для которых Монтессори-метод бессилен? Любые отклонения от нормы — это реакция ребенка на внешнюю среду. Первой такой средой является семья.

В Монессори-группу дети приходят с разной степенью отклонения, поэтому для “нормализации” одному ребенку требуется несколько недель, а кому-то и полгода. Наиболее серьезной проблемой является агрессивное и деструктивное поведение ребенка.

В этом случае положительный результат можно ожидать лишь при соблюдении двух условий:

  • ребенок приходит в группу с правильной разновозрастной структурой, где давно создана спокойная, упорядоченная, рабочая атмосфера;
  • родители поддерживают линию отношений, установленных в классе.

Какую роль играет педагог/взрослый? В своей педагогической концепции М.Монтессори отводила учителю особое место.

Само собой, Монтессори-учитель должен быть компетентным во всех областях знаний – в математике и родном языке (желательно знать один или два иностранных языков), в естественных науках, играть на каком-либо музыкальном инструменте, уметь петь и красиво двигаться, быть талантливым артистом и уметь придумывать интересные познавательные игры, страстно любить природу и уметь мастерить. Помимо основного базового высшего педагогического образования, Монтессори-учитель должен закончить Монессори-курс. В отличие от других педагогических систем в Монтессори-педагогике учитель отступает на второй план, предоставляя ребенку развивать свои способности в согласии со своим внутренним темпом и потребностям. Видя активность ребенка, он принимает на себя роль пассивного наблюдателя, что дает ему право помочь ребенку “это сделать самому”. Если же ребенок пассивен, учитель предлагает ему нечто, что он готов и в состоянии понять и принять. Ребенок ведет своего учителя вперед, а учитель готов помочь малышу не оступиться на пути освоения мира. Взаимоотношения строятся по принципу “учитель для ученика”.

Не возникают ли трудности при поступлении в начальную школу у детей, занимавшихся в группе-Монтессори? Дети из групп Монтессори без особого труда поступают в самые престижные школы и учатся в них достаточно успешно.

Это объясняется тем, что они обладают широким кругозором, имеют сформировавшуюся внутреннюю мотивацию к познанию нового, умеют концентрироваться на работе, могут аргументированно отстаивать свое мнение и рассуждать о проблеме, они внимательны, наблюдательны, самостоятельны и, наконец, они более дисциплинированы.

Как относится Монтессори-педагогика к оснащению классов современными техническими средствами? Новые технологии развиваются стремительно и мы не в силах игнорировать применение компьютеров в нашей жизни и образовательном процессе. Поэтому компьютер можно рассматривать как часть подготовленной среды Монтессори-класса. Обычно учителя ограничивают время работы ребенка с компьютерам в зависимости от возраста.

Существуют ли правила поведения детей в группах-Монтессори? Да, такие правила есть. Они разрабатываются Монтессори-педагогом совместно с детьми, и поэтому в каждой конкретной группе могут немного отличаться по форме и содержанию. цель правил – защита интересов коллектива и каждого отдельного ребенка.

Как пример можно привести следующие: “Хочешь работать вместе – договорись об этом”, “Можно наблюдать за работой других, не мешая им”, “После работы приводим материал и рабочее место в порядок”, “Когда трудно – просят о помощи и благодарят” и т.п. Правила обязательны для всех, в т.ч.

и для взрослых, что создает предпосылки для формирования прочной внутренней дисциплины, основанной на признании прав другого человека, на уважение к нему и его работе.

Правда ли что в Монтессори-группу выбирают маму? Отчасти это верно. Монтессори-педагогика подразумевает равные отношения между родителями и детьми.

Если семья принимает позиции данной системы либо готова пересмотреть свои взаимоотношения, то ребенок быстро адаптируется к системе, чувствует себя комфортно. Родители должны помогать или, по крайней мере, не мешать.

При стабильном противодействии семьи (о чем сами родители могут и не догадываться) усилия педагогов окажутся напрасными, а ребенок будет испытывать психологический дискомфорт.

Существуют ли Монтессори-группы для 2-х леток, чем там занимаются, ведь обычный возраст для занятий в такой группе -3-6 лет? Классический вариант системы Монтессори предполагает занятия с 3-х лет.

Но ведь у каждого ребенка своя индивидуальная скорость развития и некоторые двухлетки (хотя это редкие случаи) управляются с предложенным им материалом не хуже более старших воспитанников. Это зависит и от характера ребенка (насколько он усидчив, любопытен, общителен и т.д.

), но не менее важно учитывать физическую и психологическую готовность ребенка работать в коллективе. Желательно, чтобы он умел элементарно обслуживать себя и мог объясняться с учителем и другими детьми в группе.

В любом случае опытный Монтессори-учитель, проведя тестовое занятие с ребенком, должен определить насколько эффективными будут для Вашего малыша занятия в Монтессори-группе в этом возрасте. На самом деле существует мировая практика по созданию Монтессори групп для детей в возрасте от 0 до 3 лет. Но в России сегодня нет обученных специалистов по работе с этой возрастной категорией.

Где можно купить книги, материалы по методике Монтессори? Список книг, а также фирм занятых их распространением Вы найдете на нашем сайте в рубрике «Литература». В рубрике «Производители» указаны фирмы занятые распространением Монтессори-материала. Будьте осторожны при покупке материалов и игр в других местах (часто они не имеют с Монтессори ничего общего кроме названия).

Ищу педагога системы Монтессори для занятий с годовалыми близнецами. Несколько слов о ситуации с Монтессори педагогами в России. Должны вас огорчить. Сегодня в России есть несколько сотен педагогов, подготовленных для работы по системе М.

Монтессори для детей от 3 до 6 лет. Подготовка этих педагогов проводиться Центром Монтессори в Москве с разрешения и под эгидой AMI (Международной Ассоциации Монтессори), руководимой Ренильдой Монтессори.

В качестве преподавателей курс ведут специалисты, имеющие диплом AMI. Центр имеет соответствующую государственную лицензию.

К сожалению, практика показывает, что все остальные курсы, даже открытые при институтах повышения квалификации выпускают плохо подготовленных специалистов и этот брак иногда приглашают исправлять специалистов Центра Монтессори.

На Западе существует курс специально готовящий специалистов, способных работать с детьми от 0 до 3 лет (так как это особая возрастная категория, для которой необходим специальный материал).

В нашей стране нет ни одного специалиста подготовленного на Западе, следовательно, доверять своих детей тем, кто берется работать с этой возрастной категорией «по Монтессори» как минимум рисковано.

Как правило, такие «специалисты» применяют в своей работе материал, используемый для детей с ограниченными возможностями или самостоятельно разработанный. Если Вы считаете допустимым для себя подобный риск, то продолжайте поиск.

Кроме того, метод Монтессори, как педагогическая система наиболее эффективен, когда есть возможность работать с группой детей в специально подготовленной среде P.S. В настоящее время наш Центр начинает подготовку гувернеров, способных использовать в своей работе элементы системы Монтессори, но мы ориентируем их на работу с детьми с 3 до 6 лет.

Ребенок в 2 года занимался с преподавателем из Монтессори садика. Сейчас ему 4 года. Хочу продолжить заниматься с педагогом дома. Если у Вашего ребенка нет медицинских противопоказаний лучше найти для него Монтессори-группу, а не продолжать занятия дома.

Монтессори-педагогика предполагает наличие специльно подготовленной среды, которую трудно создать дома.

Дома возможна только Монтессори-терапия, но она требует от Вас дополнительных занятий, так как задачей терапевта является тлько поиск точек роста, то есть тех упражнений, которые расширяют возможности ребенкак (правда для этого надо создать мини среду, чтобы ребенок имел хотя бы ограниченный выбор).

Где найти Монтессори группу для ребенка, которому 1,2 года? В мире группы Монтессори для детей 0-3 не слишком распространены. Например опыт работы с детьми в Московских Монтессори-центрах, в большей мере отрицателен. Объясняется это тем, что люди, взявшиеся за открытие этих групп, плохо понимают что и как надо делать.

Это понятно и связано с тем, что зачастую они организуют эти группы не имея никакой подготовки и никакого представления о возрастных потребностях и особенностях детей этого возраста. Зачастую в этих группах создается среда, состоящая из принципиально не подходящего дидактического материала.

К работе с этим материалом привлекаются сами родители, которые не являются профессионалами. Кроме того, давая презентацию собственным детям родители зачастую не увеличивают степень их независимости, что является принципиальным положением для метода Монтессори, а упрочают зависимость от себя своего малыша.

Все это сказывается, когда дети приходят в группу 3-6 и дает негативный фон, с которым достаточно трудно справиться, так как ему предан системный характер. Именно поэтому мы не рекомендуем родителям отдавать детей в подобные группы, даже если они их находят.

Некоторые рекомендации о занятиях с малышами такого возраста вы сможете найти в выпускаемых нами совместно с издательством «Карапуз» книгах.

Источник: http://planetamontesori.com.ua/naibolee-chasto-zadavaemye-voprosy/

Монтессори детский сад

Своя cистема: детские группы Монтессори

Чем больше группа в Монтессори деском саду, тем интенсивнее процесс развития детей. По мнению специалистов, занятия в Монтессори классе малоэффективны, если детей меньше 10. Считается, что в детском саду оптимально должно быть от 20 до 25 человек.

Во времена самой Марии Монтессори группы в детских садах были многочисленны. А она сама умудрялась работать с 60-ю детьми. Одним из главных правил детского сада Монтессори является соблюдение возрастного баланса: малыши, средний возраст и дошкольники.

Желательно, что бы в одной группе детского сада была одна третья каждой категории.

Отличаются ли дети, посещающие детские сады Монтессори, от своих сверстников?

Использование метода Монтессори в частных детских садах не ускоряет темп развития ребенка, а помогает ему обрести самостоятельность и вовремя развить необходимые участки головного мозга. Это отражено в девизе системы Монтессори «Помоги мне это сделать самому!».

В Монтессори детском саду ребенок свободен выбирать занятия по собственному желанию и в любое время менять вид своей деятельности. Все пособия и материалы Монтессори разработаны с учетом того, чтобы ребенок использовал их без посторонней помощи персонала Монтессори детского сада.

Самостоятельность ребенка развитая в таком детском саду в дальнейшем помогает ребенку всегда делать свой выбор и доводить поставленную задачу до конца. Так ребенок учится достигать победы в каждом деле, причем такая привычка выходит за рамки заданий полученных в Монтессори детском саду. Естественно это определяет успех в жизни.

Именно этим дети, которые учатся в частных детских садах Монтессори и отличаются от деток из обычных детских садиков.

Обратите внимания на людей, которые учились в Монтессори детских садах: Ларри Пейдж и Сергей Брин (основатели Google Inc.), британские принцы Уильям и Гарри, Джимми Донал Уэйлс (основатель Википедии). Это лишь крупица из тех многих, которые учились в детских садах Монтессори, а позже достигли успеха и стали публичными людьми.

Как же организовано пространство в детских садах Монтессори?

Пространство Монтессори детского сада, в котором занимаются дети, называется Монтессори среда. Помещение детского сада, в котором занимаются дети, обычно разделено на пять уголков или зон развития: жизненной практики, сенсорного развития, математики, языка и творчества.

Зона практической жизни в детском саду построена таким образом, чтобы дать ребенку возможность свободного выбора своих действий. Навыки практической жизни нужны не только в детском саду, но и на протяжении всей жизни.

Но особую важность она имеет в раннем детстве, когда ребенок познает мир через собственные чувства, прожитые в действии. Самостоятельные действия ребенка повышают уверенность в себе, учат определенным навыкам, которые потом могут пригодиться в его жизни.

Сенсорная зона в Монтессори детском саду состоит из материалов, которые способствуют развитию и утончению различных чувств ребенка. Ребенок учится распознавать, сравнивать и рассуждать. Зона математики в Монтессори саду позволяет ребенку не просто запоминать числа, а запоминать их значения и действия с ними.

Специальные дидактические материалы даются ребенку в определенной последовательности, с которыми он может выполнять математические действия.

Также в Монтессори детских садиках есть зона языка, которая включает в себя материалы по развитию речи, письма и чтения. Кроме всего перечисленного, в Монтессори детских садиках ребенок изучает окружающий мир и получает первые сведения по физике, химии, биологии и географии.

Малыш сам решает, в какой зоне ему заниматься. Еще в детском садике Монтессори есть творческий уголок, где ребенок свободно развивает свои индивидуальные способности.

Детский сад организованный по системе Монтессори отличается от обычных детских садиков наличием большого количества пособий и материалов, которые так и называются Монтессори материалами.

Как проходят занятия в Монтессори детских садах?

Занятия в детских садах Монтессори проходят с применением познавательных и коммуникативных кругов и свободной работы в Монтессори среде. В каждом Монтессори классе детского сада имеются определенные правила поведения и работы с материалами, которые отвечают основным принципам Монтессори педагогики.

Что такое свобода в Монтессори детском саду?

Монтессори называла свободу «ключом к процессу развития». Именно свобода позволяет ребенку строить самого себя. Когда Мария Монтессори впервые говорила о свободе в начале двадцатого века, то никто до конца не понимал о чем это она.

Детей видели, но их не слышали. Сегодня родители принимают идею свободы для своих детей, но правильно ли они понимают ее? Монтессорийская идея свободы реализованная в детском садике – это свобода ограниченная правилами Монтессори детского сада.

Мы не можем делать все, что захотят дети. Позволять им делать все – значит обрекать их на потакание капризам и сиюминутным желаниям.

Дети находятся еще в состоянии самопостроения, саморазвития, а излишняя свобода действий в детском саду всегда будет действовать разрушительно на них самих, окружающих людей и среду.

В действительности, быть свободным — значит уметь контролировать себя и свои желания не только в детском садике, но и в жизни. Чтобы воспитать в ребенке такую внутреннюю самодисциплину, взрослые должны быть твердыми, справедливыми и последовательными в определении границ.

Например, ребенок сам выбирает, есть ли ему яблоки или апельсины на завтрак. В этом заключается свобода, но если дома установлены определенные правила, то малыш не может совсем отказаться от завтрака. Ребенок с удовольствием поможет готовить завтрак или накрывать на стол.

Родителям при этом нужно лишь правильно поставить вопрос: «Ты будешь готовить завтрак или накрывать на стол?» Но если поставить вопрос по-другому: «Ты будешь помогать мне готовить завтрак?», то зачастую можно услышать в ответ «нет». Таким образом, у детей формируется ответственность.

В Монтессори группе детского сада ребенок уже сознательно сам выбирает, будет ли он работать с красными штангами или готовить печенье. Но он уж точно не будет мешать работать другим детям. В начальной Монтессори школе он самостоятельно будет способен выбрать исследовательскую тему и партнеров по работе.

Родители такого ребенка могут быть спокойны, что он не будет бездельничать день за днем, прожигать жизнь и искать ненужных приключений.

Мария Монтессори говорила, что нам необходима свобода, что бы тренировать свою ответственность; нам необходима способность быть ответственными, чтобы стать действительно свободными. А самым лучшим примером ответственности и дисциплины может быть только сам взрослый. Поэтому очень важно, что бы воспитатель Монтессори детского сада и родители ребенка были ответственными и дисциплинированными.

Ребенок не хочет ходить в детский садик, потому что ему не интересно. А как этот вопрос решается в Монтессори детских садиках?

У каждого ребенка время от времени могут возникать кризисы. И даже педагог Монтесоори детского сада может наблюдать, как ребенок переходит от материала к материалу и не идет в глубину. Некоторые дети, во время работы в детском саду совсем не берут материалы и даже до нескольких недель могут просто наблюдать за работой других детей.

У каждого ребенка может быть своя причина такого поведения. Поэтому задача педагога в Монтессори детском саду пристально наблюдать за работой ребенка и при необходимости корректировать среду Монтессори детского садика так, чтобы ребенок нашел для себя необходимую ему деятельность.

Так как среда постоянно адаптируется под индивидуальные потребности ребенка, то детям всегда интересно ходить в Монтессори детский сад.

Особенно сложно работать в классе Монтессори детского садика после ряда выходных или вынужденного пропуска ребенком занятий, если дома ребенок смотрел мультфильмы или телевизионные программы.

Поэтому так важно родителям работать вместе с педагогами Монтессори детского садика и воспитывать своих детей в одном ключе и согласно принципам Монтессори.

Здесь можно прочитать статью о вреде телевизора и его влияние на детей:

http://vladnews.ru/2271/Obshhestvo/Televizor_protiv_detej

В Монтессори детском садике дети много занимаются, не случится ли у ребенка перегруза?

Занятия Монтессори в детских садах построены таким образом, что ребенок сам корректирует свою деятельность, и выбирает только тот материал, который необходим для его внутреннего развития. Поэтому перегруза в Монтессори детском садике быть не может.

Другое дело, когда ребенка водят на множество дополнительных и, как правило, фронтальных занятий. На таких занятиях учитель является центром класса и дает свои задания детям.

При этом взрослым неизвестно насколько эта деятельность необходима именно этому ребенку, потому что они не наблюдают за ним, как это делает педагог в детском садике Монтессори.

Например, родители 3-х летнего ребенка водят его на логику или математику, нарушая его естественное развитие. Недавние исследования головного мозга показали, что передние доли головного мозга, которые отвечают за понимание математических действий, развиваются в полной мере лишь к 5-6 годам.

Преждевременная нагрузка на эти доли головного мозга отбирает энергию из других не менее важных центров. Дети после такого перегруза иногда останавливаются в своем развитии, уходят в себя, теряют всякий интерес к любой деятельности.

К сожалению, такие случаи не единичны и термин такого психического расстройства у ребенка как «испорченность образованием» сейчас очень актуален.

Сочетается ли Монтессори педагогика с существующими программами?

Монтессори педагогика принципиально внепрограммная. То есть, не имеет единой программы обучения и воспитания детей. Она предполагает самостоятельное обучение каждого ребенка по собственной уникальной, им самим выстраиваемой, траектории.

При этом педагог в детском саду Монтессори или центре не учит и не воспитывает, а создает условия для максимально полного удовлетворения потребностей детей того или иного возраста.

Педагоги в Монтессори детских садах и центрах – это не учителя, а, скорее, организаторы образования. Заметьте, совсем другой смысл!

Но все-таки нечто похожее на общую «программу» для всех Монтессори детских садов и школ мира, конечно, есть. Это подробное описание специально подготовленной развивающей среды для детей разного возраста.

По содержанию такая развивающая среда особенная в каждой стране (и даже в каждом детском садике), так как обеспечивает образование детей в условиях разных культур, но по смыслу она одинаковая, поскольку строго соответствует доминантам развития дошкольников.

Есть мнение, что Монтессори детей нельзя назвать творческими?

Действительно, из Розовой башни (материал на изучения понятий маленький — большой) педагог не позволит детям строить паровоз, как невозможно расческой чистить зубы. Но после того как в разуме ребенка произойдет понимание ради чего этот материал был придуман, он может создавать все новые и новые способы упражнений с ним.

И дети с удовольствием делают это в каждом Монтессори детском садике. Ведь у любого настоящего творчества должны быть внутренние основания. Ничто не возникает на пустом месте. Такое количество детских творческих работ, вывешенных на каждом сантиметре стен Монтессори детского садика, вряд ли можно увидеть в любом другом учебном заведении.

И не каждый обычный детский садик или начальная школа может похвастаться, что их ученики пишут стихи, играют на скрипках или участвуют в международных выставках детской живописи.

Причем, в Монтессори детском саду или школе все это происходит не по требованию взрослых (учителей или родителей), а по неутолимому естественному желанию самих детей.

Как в Монтессори детском саду могут в одной группе ужиться дети разного возраста?

Младшему ребенку 3 года, а старшему — 5 лет. Это обычная картина группы детского садика Монтессори. Но ведь именно такова и многодетная семья. Монтессори класс в детском саду действительно похож на семью.

Общаясь между собой, дети ведут друг друга и обучают премудростям жизни. Разновозрастность позволяет избегать конфликтов в детских садах Монтессори.

Одновозрастные дети часто ссорятся и дерутся в группе обычного детского садика, потому что вынуждены выстраивать социальную иерархию между собой. Детям важно чувствовать и знать кто главный, а кто подчиненный.

У разновозрастных детей социальная иерархия выстроена естественным образом. Старший – лидер, младший — опекаем. И возможность прожить все три ступеньки: побыть младшим, средним и старшим в Монтессори-садике, помогает ребенку преодолеть кризисы возраста.

Дети в детских садах Монтессори не играют, хотя известно, что игра является основным видом деятельности дошкольников. Так ли это?

Прежде чем это утверждать, надо понять, что Мария Монтессори понимала под игрой. Она ведь не отрицала ее, но предлагала для игры другие рамки. «Ребенка ссылают в мир игрушек, удаляют его от дел, которые нужны ему для внутреннего развития» — говорила Мария Монтессори.

Мир современного ребенка, действительно, насыщен копиями, и иногда скверными, предметов, которые есть в мире взрослых. Например, игрушечная стиральная доска или набор пластмассовых молоточков… Не лучше ли дать в руки ребенку настоящую посуду и предоставить возможность ее мыть.

Таким образом удовлетворить его потребность в действии и позволить осваивать реальный окружающий мир. Осмысленное действие – вот что важнее детям во сто крат, чем любая игра в куклы.

Внимательные наблюдения за детьми в детских садиках Монтессори позволяют современным Монтессори педагогам утверждать, что ведущей для маленького ребенка является не игра, а полезная деятельность. Играет же он, отдыхая от этой полезной деятельности, если, конечно, таковая для него организована взрослыми.

Данная компиляция является собственностью Монтессори Школы «УМИ». Использование без согласия Монтессори Школы «УМИ» запрещается.

Источник: https://umi.org.ua/osobennosti_montessori_detskogo_sadika_1.html

Монтессори дом для детей и родителей

Своя cистема: детские группы Монтессори
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК ОБМАНЫВАЕТ?По мнению психологов, дети начинают обманывать примерно к трём годам. Это проявление так называемого кризиса трехлетнего возраста, в это время начинает проявляться самостоятельность.Дети хотят решать и делать все сами!

Показать полностью…Они пытаются управлять мамой и папой, иногда с помощью обмана.

Родители не всегда понимают как реагировать на детский обман, наказания, дисциплинарные меры воздействия не решают проблему.В 5 лет дети обладают хорошо развитым воображением, могут придумывать разные истории, таким образом отвечая на запреты. К 9 годам ребенок хорошо понимает, что обманывать плохо, что является ложью, а что фантазией.

Они могут лгать из страха наказания и недоверия взрослым.

Что же делать?

Психологи предлагают направить все свои сила на недопущение возникновения лжи. Проводим профилактику обмана!

Нет ярлыкам!

Не стоит называть малыша обманщиком, вруном или лжецом. Лучше поговорите с ребёнком. Скажите, что вам не нравится обман, то есть поведение малыша, а не он сам.

Объясните ребенку, что понимаете его, ведь вам тоже бывает страшно говорить правду, о том что вы сделали. Ребенок может доверять вам и быть честным. Вы вместе подумаете, как выйти из этой ситуации.

Не провоцируйте ребенка обманывать!

«Ты сейчас говоришь правду?» «Ты уже сделал уборку в своей комнате?»Вот такие вопросы лучше не задавать, чтобы не создавать повод для обмана.Лучше так:”Я вижу, ты ещё не убрался в комнате.””Я чувствую, что ты что то умалчиваешь. Не надо бояться, я не буду тебя ругать!”Таким образом вам не придется заставлять ребенка выкручиваться и что то придумывать в оправдание.

Узнайте, почему дети обманывают.

Это может быть: страх перед наказанием; завышенные родительские требования; развитое воображение; желание победить любой ценой. Если малыш жульничает во время игр, а после категорически отрицает обман, не стоит читать ему нотации.

Сначала следует подтолкнуть его признаться: «Я знаю, что ты очень хотел бы победить». Затем расскажите, как можно честно выигрывать, а также побеседуйте о важности честного поведения и соблюдения игровых правил.

Хвалите за правду

Хвалите ребенка, когда он честен с вами!Малыш будет очень поддержан, если услышит от вас фразу: «Ты молодец, что говоришь правду. Я рада, что ты так себя ведешь».

 Постарайтесь объяснить, что поступать хорошо и порядочно нужно потому, что это правильно, а не из-за желания получить награду.

 Поэтому не стоит материально поощрять детей за честность – это приведет к обратному эффекту.

Не забывайте о правилах поведения.

Безусловно, ваше желание воспитать честного человека похвально, однако стоит объяснить, что есть такие слова (пусть и правдивые), которые способны обидеть других людей. Поэтому просите малыша благодарить за проявленное внимание, даже если подарок, который подарила бабушка или тетя на день рождения, ему не пришелся по душе.

Популяризуйте честность.

Читайте детям сказки, смотрите вместе мультики, слушайте аудиорассказы, где истина всегда побеждает неправду. Перед тем как поставить новый мультфильм, просмотрите его и задумайтесь, что он может дать вашему ребенку. 

Введите единые требования

Психологи отмечают, что самые искушенные манипуляторы воспитываются в тех семьях, где родители не умеют договориться о соблюдении единых правил.

Малыш уже в четыре годика прекрасно понимает, что нужно сказать маме или бабушке, если не получилось договориться со строгим папой.

Единые требования и безусловность их выполнения помогут предотвратить нежелательное детское поведение.

Пересмотрите запреты

Постарайтесь уменьшить число запретов, оставьте лишь те, которые связаны с безопасностью и соблюдением распорядка дня. Ребенок, почувствовав себя более свободным, правда, внутри рамок, научится быть ответственным. Следовательно, ему не придется вас обманывать.

Подавайте положительный пример

Лучший способ воспитать честного человека – быть самому искренним по отношению к ребенку. Подумайте, как воспримет малыш ситуацию, когда вы ссылаетесь на болезнь, чтобы не идти в гости, называете меньший возраст крохи, чтобы сэкономить на билет в парк развлечений.

Не удивляйтесь, если детская честность также будет относительной. Если все же ребенок стал свидетелем вашей лжи, не стесняйтесь признаться, что совершили ошибку, обманув кого-то. Объясните, что подобные ситуации случаются в жизни с каждым, но следует их избегать и быть честным с другими людьми.

 

Думаете, как вырастить из малыша честного человека? 

Все не так сложно, как кажется на первый взгляд. Будьте образцом для детей, старайтесь находить правдивые ответы, конечно, учитывая возраст ребенка. Не ругайте за честные признания, и тогда детям не придется вам лгать

Монтессори дом для детей и родителей

частный детский сад.Звоните по телефону 8 953 9018917, чтобы узнать какие занятия мы можем предложить для вашего ребенка.Великий Новгород

Ул. Батецкая, 16

Источник: https://vk.com/montessorivn

Для родителей
Добавить комментарий