Тайный смысл детских рисунков

Как интерпретировать рисунки детей – Развитие ребенка

Тайный смысл детских рисунков

С того момента когда ребенок начинает держать в руке карандаш и водить им по бумаге, рисование становится отличным способом передачи его мыслей и, соответственно, лучшего их понимания.

Когда дети подрастают, интерпретировать их рисунки становится проще, и нам предоставляется возможность почерпнуть удивительное количество информации из их творений.

Понимание детских рисунков является отличным инструментом для родителей на каждом этапе развития малышей.

Развитие у детей навыков рисования

Существуют три стадии развития детского рисунка: каракули, стадия предсхематических изображений и стадия схематических изображений. Вот чего стоит ожидать от рисунков на каждой из этих стадий.

  • 1. Каракули. На данном этапе в рисунках детей еще нет реализма, они больше напоминают штрихи на листе бумаги. Может показаться, что такие творения лишены смысла, но иногда дети создают то, что называется «случайным реализмом». Это означает, что когда рисунок будет готов, вы сможете разглядеть те или иные формы или предметы в том, что на первый взгляд казалось вам простыми каракулями.
  • 2. Предсхематические изображения. На данном этапе дети пытаются рисовать то, что видят своими глазами. Они могут изображать простые предметы и формы: лица, человечков, машины, домашних животных, деревья и дома. Обычно эти рисунки не содержат по-настоящему реалистичных элементов. На конечном этапе данной стадии дети начинают добавлять в рисунки конкретные детали, которые отражают их идеи, например, цветы перед домом или одежду на человечках.
  • 3. Схематические рисунки. На этом этапе в рисунках появляется много деталей, дети начинают использовать слова и символы. Например, они могут изображать птиц символом «V». Малыши рисуют настолько реалистично, насколько позволяют их навыки, при этом рисунки отражают их точку зрения или перспективу. Детские творения на этом этапе способны иллюстрировать целые истории.

Как анализировать рисунки детей?

В большинстве случаев родители хотят видеть в рисунках ребенка смысл. Но иногда рисунки – это просто рисунки, не более чем забавное времяпрепровождение, отраженное на листе бумаги.

Однако в некоторых случаях при анализе детских рисунков родителям могут открыться более глубокий смысл, мысли и чувства, которые дети вкладывают в свои картины. Очень важно стараться излишне не вчитываться в рисунок и позволить ребенку самому сказать вам, какой смысл он вложил в свое творение.

Задавайте малышу такие вопросы, как «Что делают люди на твое картине?». Это поможет вам узнать детали рисунка, которые до этого момента оставались сокрытыми для вас.

Общие закономерности

Но можно и самостоятельно анализировать детские творения и искать в них скрытый смысл.

  • Пол и цветовые предпочтения. Темные цвета, как правило, выбирают дети требовательные, стремящиеся к доминированию. Девочки обычно любят теплые тона, в то время как мальчики предпочитают холодные. Зеленый цвет означает, что у ребенка есть хорошие творческие способности, желтый символизирует счастье, а красный – цвет взволнованности, возбуждения, его любят использовать большинство детей.
  • Положение рисунка на странице также имеет значение. Левостороннее размещение рисунка ассоциируется с прошлым, а рисунок, расположенный справа, говорит об интересе ребенка к будущему и его потребности в общении. Рисунки, которые находятся в нижней части страницы, часто означают неуверенность или чувство неполноценности.
  • Важен также размер нарисованных фигур. Дети, которые рисуют предметы большого размера, как правило, являются доминирующими личностями. Слишком большие и поднятые вверх руки могут означать агрессивность ребенка, а маленькие или спрятанные за спину – неуверенность; маленькие ноги могут быть также признаком неуверенности малыша, потери равновесия, поскольку ноги символизируют опору.

Примечание: имейте в виду, что все представленные выше наблюдения, касающиеся детского творчества, очень обобщенные и могут не иметь ничего общего с рисунками конкретно вашего ребенка.

Интерпретировать детские рисунки всегда лучше вместе с самим малышом, который сможет рассказать вам, какой смысл он вложил в свое творение.

Для этого нужно всего лишь спросить о том, что он сам думает о своем рисунке.

Вот некоторые примеры того, что могут рисовать дети и как вам следует понимать их рисунки:

  • Фигурки людей. Ребенок часто рисует членов семьи в определенном порядке, при этом себя он может расположить рядом с человеком, с которым у него в семье наиболее близкие отношения. Ребенок также может придавать членам семьи разные выражения лиц, которые показывают, в каком настроении находится тот или иной человек большую часть времени. Размер фигуры определяет то, насколько важен ребенку данный член семьи: чем больше человек, тем больше он может значить для ребенка или сильнее доминировать в его жизни.
  • Подробные рисунки. Чем больше деталей ребенок вкладывает в изображения окружающих его людей, тем больше он видит их индивидуальность. Например, рисунок брата в очках или сестры в красивом платье говорит о том, какими малыш видит их ежедневно. Расположение членов семьи на картине также может свидетельствовать о степени их близости: если семья сплоченная и счастливая, ребенок отобразит это, сгруппировав семью на своем рисунке.
  • Копание ямы. Ребенок, который недавно пережил смерть близкого человека, может рисовать ямы в земле, в том числе рыть или закапывать их на рисунке. Расположение членов семьи вокруг ямы свидетельствует о том, с кем в семье у малыша наиболее близкие отношения, или о том, как семья переживает потерю. Ребенок, который рисует только себя, может испытывать чувство одиночества.

Какие эмоции ребенка можно определить с помощью рисунка?

Многие эмоции малыша можно определить, проанализировав его рисунки. Однако не слишком увлекайтесь поиском смысла его творений, пока он сам не объяснит вам, что он в них вложил. Тем не менее исследователи обнаружили, что некоторые детали рисунка могут рассказать о том, что ребенок чувствует. Вот несколько примеров:

  • Импульсивный ребенок: большие фигуры, отсутствие шеи, асимметрия конечностей.
  • Тревожный ребенок: тучи, дождь, летящие птицы, отсутствие у персонажей глаз.
  • Застенчивый ребенок: низкие фигуры, отсутствие носа или рта, крошечные фигурки с прижатыми к телу руками.
  • Рассерженный ребенок: большие зубы и длинные, большие руки, неодинаковое направление глазных зрачков (косоглазие).
  • Ребенок, не чувствующий себя в безопасности: чудовища, крошечные головы, отсутствие рук, наклоненные фигуры.

Оцените публикацию

статьи: 5.00 из 5 на основе 5 оценок.

Вконтакт

Развитие ребенка
19.09.2016

Источник: https://childdevelop.ru/articles/psychology/2434/

Скрытый смысл детских рисунков =)

Тайный смысл детских рисунков

За простыми сюжетами детских рисунков кроется гораздо большее, чем может показаться взрослым на первый взгляд.

“ПОГРАНИЧНИКИ”
(Мятая бумага, карандаши, слюни)

Судя по счастливым лицам и шапкам набекрень пограничников – они дембели. Бегут они неспешно, так как, судя по следу, они гонятся за одноногим нарушителем государственной границы. Нарушитель бросил в них гранату, как видно по кусту, летающему в небе (см. верхний правый угол.).

Судьба нарушителя уже предрешена художником: на поводке у пограничников ручные разъярённые медведи.
Нераскрытая экспертами деталь рисунка (фрагмент изображения левой руки правого пограничника) придаёт картине некую незавершённость, отчего картина приобретает философский оттенок.

“ТРИ ПОРОСЁНКА”
(Лист из школьного альбома “Для рисования”, ГОСТ 87-0763, цветные карандаши, манка, пластилин)
Начнём с того, что все персонажи, изображённые художником, живут в “жёлтом доме”. Окна зарешёчены – если присмотреться, то будет видно, что одно из окон забито дверью. На стене, рядом с дверью, остались пятна с кровью и выбоинами от пуль.

В картине ощущается безысходность. Это особенно чётко выражено дорогой, уходящей вертикально вверх к святому (правый верхний угол, обратите внимание на нимб). Но заметьте, что святой тоже стоит возле такого же дома, что подчеркивает цикличность бытия, невозможность изменить нашу жизнь.

Слева (в кустах) – призрачный оттенок надежды, что выдаёт зрелость состоявшегося художника.

“ДЕВОЧКИ В ЛЕСУ”
(цветные карандаши)
Начнём с того, что действие происходит где-то на севере (деревья ниже человеческого роста). Сразу же бросается в глаза то, как выглядят эти девочки. Видно, что они пошли в лес не по грибы, так как лукошек у них нет – а накрашены они по полной. В лесу грязно, судя по чёрным кирзовым сапогам большой девочки.

Судя по всему, низкая девушка обладает широким кругозором: ведь если посмотреть на её глаза, становится видно, что её угол обзора составляет все 360 градусов. Кроме того, она является ещё и мозговым центром, судя по размерам её головы. Большая девочка знает куда идти, маленькая ей сопротивляется, этим художник подчеркивает противоречивость внутреннего мира человека.

“САМОЛЁТИК”
(цветные жирные мелки, слезки девочки)
Первое, что бросается в глаза – это летящие вниз “Евро”. Однако падение европейской валюты – ещё не самое страшное. Настораживает отсутствие пилотов в кабине самолёта.

Возможно, их отпугнула необычная конструкция самолёта – с расположенными сверху и снизу крыльями разной формы. Или чёрный цвет показался им зловещим. Хотя, скорее всего, им не понравилось отсутствие приборов в кабине. Пусто и в огромных иллюминаторах…

Возможно, люди спят, а может быть они попросту исчезли, ведь судя по цвету Солнца, – действие картины происходит через несколько миллионов лет. Солнце станет красным и овальным, а на Земле будут жить гигантские жабы, которые пьют чай (самая левая жаба на рисунке).

Таким видит будущее наш художник, пожелаем ему удачи.

“ДЕД МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ”
(бумага, цветные карандаши, фломастеры)
В далёком будущем, после глобального катаклизма человечество придёт к мысли о создании единой религии, которая бы включала в себя элементы всех мировых религий.

Очевидно, что боги должны быть зайцами, чтобы иметь длинные уши и слышать молитвы всех грешников. Три зайца – символ триединства бога.

Но вглядитесь в лица. Вы не увидите терзаний, мучений, как в канонических изображениях Иисуса Христа, вместо этого в глаза бросаются довольные жизнью, упитанные, улыбающиеся лица зайцев, сидящих в позах Будды. Два афрозайца – чёрные братья центрального зайца, символизируют собой расовую терпимость.

Ведь по статистике в будущем на двух чернокожих жителей планеты будет приходиться один европеоид.

“КОШКИН ДОМ”
(Клюквенный компот, краска, карандаш)
Держать животных в квартирах – бесчеловечно, нелепо, жестоко. Вот о чём говорит нам с холста автор. Каких бы размеров не имел особняк (в данном случае нарисован коровник) – кот заполняет его собой и находится там как в клетке.

Художник хлёстко и точно выразил жестокость людей по отношению к животным одним символом (см. маленький мальчик в жёлтой шапочке с палицей вместо руки избивает несчастное животное.) Призрачная мечта о спасении – единственное стремление кота. Однако если дом засасывает как трясина – то, вырвавшись из круга домашних забот, он попадает в петлю (см.

фрагмент между домом и котом: петля находится в огне). Огонь страсти пожирает храброе сердце животного (самый правый фрагмент костра – сердце, прямо над крышей дома изображён рыцарь). Художник настолько сопереживал сюжет, что оставляя свой фирменный логотип на картине (рядом со словом “ПОЖАР”) в бешенстве зачеркнул его.

Картину можно отнести к кубистскому направлению в живописи. Пожелаем автору дальнейших успехов.

“ЗОЛОТАЯ ТУФЕЛЬКА”
(цветные мелки)
Мы не будем иронизировать по поводу внешности двух персонажей, изображённых на картине. Отсутствие носа и шеи у девушки, неправильные пропорции – всё это не то, на что стоит обращать внимание. Ведь в людях главное не внешность, а богатый внутренний мир!Однако, художник хотел показать другое.

Заметьте, парень состоит из проволочек, на которые натянуты куски материи. Девочка тоже из папье-маше.Что хотел этим сказать художник? Любовь – иллюзия, кукольный театр! Вот что такое любовь! Парень на коленях просит у возлюбленной руки и сердца. Глаза прищурились в сладкой истоме, губы свернулись в желании поцелуя. Ему нужна вовсе не любовь…

Девушке, наоборот, наплевать, она иронично настроена (кривая ухмылка), более того, видно по её прищуренному правому глазу холодный расчёт. Она, наверное, даже била парня (см. красное пятно под глазом).Что бы “влюблённые” не говорили – они никогда не услышат друг друга, потому что у них просто нет ушей! (см. на картине).

Но всё же они продолжают эту игру.

Игру в ЛЮБОВЬ!

“ДРУЖБА”
(Цветные мелки, горшок)
Эта картина явно имеет политическую окраску.На вершине гор (в данном случае на самой верхушке) происходит заседание больших птиц (больших людей). Все они уже давно над густым лесом “зелёных”.

Их интересуют не деньги, их интересует положение в обществе, ВЛАСТЬ. Чем меньше они говорят – тем больше они получают бонусов (синяя масса, обсыпающая их сверху). Часть из них давно уже погрязла в крови (см. красные фрагменты в центре картины).

Тем не менее, купается в лучах славы и власти только один – лидер (см. левый верхний угол). Всем остальным остается только молчать, чтобы удержаться в своем кресле (заткнутые красным кляпом рты). Попасть же наверх может далеко не каждый.

Нужно научиться соглашаться и молчать, соглашаться и молчать (см. справа с заткнутым ртом прибывает новый член “верхушки”).

Народ привык слушать, народ привык молчать… Однако и среди народа, среди всего этого скопища паразитов существуют “белые вороны” (см. в центре рисунка – белка среди птиц).

“Нам рты не заткнёшь!” – говорит нам с картины автор. Они единственные, кто что-то может изменить в жизни, кто не боится диктатуры… кто является маячками демократии…

“НАРКОТИКИ”
(Фломастеры, цветные карандаши)
Сразу видно, что парню тяжело жить без наркотиков. Левый глаз рассосался, губы просто исчезли… хотя зачем ему губы? Парень приверженец экстрима, колет себя в лоб.

Идиома “посыпать голову пеплом” реализована на все сто в этой картине. Что бы ни говорили все про наркоманов – этот очень богат, по крайней мере, судя по количеству золотых зубов, на наркотики ему хватает.

Мир, представленный нам на этой картине представляет собою поле для игры в преферанс, что символизирует азарт. За годы жизни этот персонаж потерял все: уши, губы… туловище. Но, на самом деле, художник хотел показать своё внутреннее состояние: “отрыв башки”.

Итак, резюме: “Live fast, die young!”. А если перевернуть картинку кверху ногами – легко заметить, что это валентинка с сердечком в самом центре.

“ВОРОБЕЙ”
(Акварель)
На рисунке изображена жертва генетического эксперимента учёных: птица-колбаса. Чтобы она не укатилась – ей были имплантированы две триноги, стоя на которых она, подвергается жёсткому излучению рентген-лампы, лучи которой пронизывают бедное животное насквозь.

Вероятно, по задумке автора, именно это излучение является причиной роста колбасы в неволе. Для удобства птица создана так, что взрослую особь сразу после того, как привезут в магазин, подвешивают за хвост.

Кроме того, эта картина является хлёсткой политической сатирой: мы видим конец клюва второй головы птицы, повернутой на запад.

И действительно – двухглавый орёл, символ нашего государства, является ничем иным, как недоношенной птицей-колбасой.

”МОЯ СЕМЬЯ”
(Фломастеры, капиллярная ручка)
Судя по рисунку, все члены этой семьи – женщины, из чего можно заключить, что это – семья амазонок. Во-первых, они все уже с детства красят губы, а во-вторых – половина из них носят мужские имена.

Видимо, этой картиной художник борется с режимами стран, в которых ”такие” семьи запрещены, несмотря на то, что, судя по описаниям, эти люди – цвет нации. Ведь женщина, которая работает электронщиком – достойна более чем уважения.

Весь ужас ситуации выражается в том, что вся семья уже стоит у стенки с руками за спинами. Более того, кто-то уже положил цветы к их ногам. Сестра Серёжа умеет считать до 100 – видимо, именно на этой цифре грянут выстрелы. Но храбрые амазонки встречают смерть с улыбкой.

Они знают, что их место займут другие, что их благородное дело будет продолжено и в будущем вся планета будет населена женщинами.

”ЯБЛОКО-ДЕВОЧКА”
(Фломастеры, капиллярная ручка)
Может показаться, что это – герой фильма ужасов. Не стоит пугаться, это – обычная девочка-яблоко. Как известно, существует два типа женщин – Елена Прекрасная и Василиса Премудрая.

Сразу видно, что Еленой эту девочку не назовёшь. Зато у неё богатый внутренний мир!

Яблоко олицетворяет собой две вещи: Ум Ньютона и Вытесненные желания по Фрейду (запретный плод).

И действительно, с такой внешностью эта девочка может стать только великим учёным.

Но это только полбеды. Как известно, яблоко от яблони недалеко падает – справа стоит мама девочки, которая не хочет отпускать свою гениальную девочку и поэтому держит её на поводке, что символизирует связь поколений и крепкие семейные узы в таких семьях.

”В МИРЕ ЖИВОТНЫХ”
(Бумага, цветные карандаши)
В это, конечно, трудно поверить – но на картине изображена черепаха, причем, судя по ногам и спортивной прическе, беговая.

Вы когда-нибудь видели табличку: ”Отдых для зверей”? Нет? И знаете почему? Да потому, что вы никогда не видели читающих и говорящих зверей. На самом деле всё это аллегория! Люди – звери. Вот что говорит нам с холста художник. Становится понятно, что черепаха – это всего лишь маска.

Этот человек только притворяется черепахой, хотя даже слепому видно, что он – волк, коим он себя и считает. Однако художник хлёстко подчеркнул коричневым цветом, чем главный герой является на самом деле.

Замечательно продуман и задний план картины – шкаф с табличкой ”Отдых для зверей” действительно является тем самым ”шкафом”, в котором люди могут снять с себя звериные маски, побыть собой. Видимо, именно для этого человек-черепаха пришёл в эту больницу, и для него ещё не всё потеряно.

Об этом факте свидетельствует и голос сбоку, который скорее всего и является внутренним голосом черепахи. ”Кто я? Зачем я? Почему я?” – эти вопросы задают себе все люди и в поисках ответа добираются до самых потаённых уголочков своего сознания.

Увы, такие вопросы отличают нас от животных, но не от зверей.

”АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК”
(Бумага, цветные карандаши, фломастеры)
Сколько не пиши на табличках ”Не влезай – убьёт!” – всегда найдутся дураки, которые влезут, и которых убьёт. Судя по всему, на этот раз дураком оказался влюблённый заяц. Он полез на гору за эдельвейсом – цветком всех влюблённых, чтобы его съесть.

Но умер ли заяц? Ведь сразу видно, что заяц – театрал. Во-первых, он в бабочке, а во-вторых, очень театрально изображает свою смерть. Станиславский, глядя на эту картину, обязательно бы воскликнул ”Верю!”. И цветок поверил! Весь трагизм ситуации заключается в том, что заяц притворяется, а доверчивый цветок тянется, чтобы помочь.

Вот что хотел показать художник. Ведь за всей этой бутафорией кроется брак. Беззащитные цветы-мужчины могут напугать своими молниями – но никогда не причинят вреда тем, кого любят; а женщины, хоть и любят цветы – самые настоящие зайцы, театральные и чёрные в своём коварстве.

Ещё одним доказательством правильной трактовки этой картины является то, что женщины любят ушами…

Взято здесь

Источник: https://www.babyblog.ru/community/post/smile/649486

Взрослые тайны детских рисунков или вторая шпаргалка для родителей

Тайный смысл детских рисунков

neuch.org

Кому из родителей не хотелось бы узнать, о чем думает их малыш, что его тревожит и как он себя ощущает в этом мире. «Можно спросить у него» – скажете вы, а если ребенок еще не говорит или ему сложно выразить свои чувства.

Да и часто ли у нас, взрослых, получается свои переживания, чувства и эмоции выразить словами, а как быть человеку, опыт общения которого только начинает формироваться? Несмотря на то, что задача не из легких, существует способ познать внутренний мир малыша: дайте ему альбом и карандаши.

Рисунок – это бесценный источник информации для родителей, педагогов и психологов: о чем ребенок мечтает, что его пугает, какие потребности испытывает и как себя ощущает в окружающем мире – все это можно прочитать на листе бумаги.

И, хотя, некоторые психологи утверждают, что рассказать о рисунке может только сам автор, потому как наше субъективное мировосприятие наложит штамп на картину, существуют некоторые закономерности, которые не нуждаются в пояснении.

Палитра – зеркало души

Швейцарский психотерапевт, профессор Макс Люшер, занимавшийся исследованиями психики человека в области цвета, утверждал, что цвет может раскрыть не только психические качества, но и поведать о состоянии здоровья юного пациента. Каждый из цветов имеет свой символический смысл:

Зеленый – говорит о настойчивости и упрямстве юного художника, независимости, уравновешенности и стремлении к безопасности;

Желтый – символизирует оптимизм, позитивный настрой и любознательность;

Синий – характеризует сосредоточенность, самоанализ, концентрацию на внутренних переживаниях;

Красный – дает понять, что автор находится на пике активности, легко возбуждается и даже склонен к агрессии, с хорошей силой воли и направленностью во вне;

Серый – показатель безразличия и безучастности, нежелания говорить о внутренних тревогах и переживаниях;

Фиолетовый – любят фантазёры, эмоционально богатые личности, полагающиеся на собственную интуицию;

Чёрный – признак подавленности, отрицания, желания разрушать и что-то менять.

Однако не только цветовая гамма, но и количество цветов используемых в рисунке несут смысловую нагрузку.

Так, если ребенок 4 – 5 лет развивается нормально и его эмоциональное состояние стабильное, то мы увидим от 5 до 6 различных цветов на его картине, большая палитра цвета говорит о богатом творческом потенциале личности, а использование всего 1 – 2 цветов, может символизировать дискомфорт и нежелание общаться в данный момент. Если ребенок хочет рисовать простым карандашом и отказывается брать цветные, то вероятно в его жизни не хватает положительных эмоций и ярких событий.

Техника рисунка – зазеркалье внутреннего мира

Наравне с цветовой гаммой, многое поведает родителям и техника выполнения рисунка:

  • Так, если ребенок, рисуя, сильно нажимает на карандаш, это верный признак внутренних переживаний и тревожности малыша;
  • Неуверенный, слабый нажим, недорисованные детали говорят об эмоциональности и психической неустойчивости личности;
  • Размашистый, небрежный рисунок характеризует его автора как импульсивную личность, способную к быстрой смене видов деятельности;
  • Изображение, которое постоянно вытирается, исправляется, сигнализирует о высокой тревожности и скрытых страхах малыша;
  • Если рисунок имеет много элементов, постоянно дополняется и украшается автором, то это значит, что ребенок не ощущает поддержки со стороны взрослых, переживает не признанность родителями, педагогами и хочет чтобы его заметили, похвалили.

Организация картины – отражение отношений

Скажи мне, где ты меня нарисовал, и я скажу, как ты ко мне относишься. Так можно интерпретировать анализ структуры детского рисунка. Композиция рисунка может поведать о том, к кому ребенок эмоционально привязан, а с кем находится в конфликтных отношениях.

Объект, изображенный большим и ярким, возле которого находится сам малыш, символизирует человека, к которому ребенок испытывает чувство любви и привязанности. Персонаж, не симпатичный автору будет находиться на рисунке в стороне.

А тот, кого малыш изобразил спиной или в профиль, вызывает у ребенка негативные воспоминания.

Если, рисуя семью, малыш кого-то забыл изобразить, это явный признак недавнего конфликта с объектом, а отсутствие на рисунке самого ребенка говорит о его одиночестве в семье, он рисует дом, в котором ему нет места.

Расположение рисунка на листе – индикатор развития личности

Ценную информацию несет и месторасположение рисунка на листе. Так психологи утверждают, что изображение, которое находится на средней линии листа, характерно для гармонично развивающейся личности.

Изображение смещается вверх – самооценка у ребенка завышена, он чувствует неудовлетворенность своим местом в социуме, недостаточное признание со стороны окружающих.

Соответственно – стремление рисунка вниз можно трактовать как нерешительность малыша, низкую самооценку личности и нежелание самоутверждаться.

Рисунок уходит в левый угол – ребенок нацелен на прошлый опыт, характерна низкая мыслительная активность, отсутствие стремления к действию.

Рисунок стремится в правый угол – ребенок спешит в будущее, он активный, целеустремленный и позитивно настроенный.

Рисуйте в удовольствие, избавляясь от тревог

Рассмотрев рисунок как способ диагностики, следует отметить и его замечательные коррекционно – реабилитационные способности.

Так, психологи рекомендуют ребенку, который находится в подавленном, угнетенном состоянии, дать лист бумаги, карандаши и попросить нарисовать что-нибудь.

Анализируя изображение, можно на месте осуществлять коррекцию психофизического состояния. Грегга Ферса в своей книге «Тайный мир рисунка (исцеление через искусство)» описывает следующую ситуацию:

Девочка, лежа в постели, рисует зверюшку, одинокую и всю в слезах. Терапевт спрашивает у малышки: «Почему зверек один и так горько плачет?» Девочка отвечает, что зверек наказан, он был плохой, и теперь никто не хочет с ним дружить. «А можно как-то исправить положение?» – пытается узнать врач. «Никак» – отвечает ребенок.

Однако терапевт не сдается и просит девочку подумать, как можно было бы помочь бедному зверьку. Через какое-то время малышка решает нарисовать вокруг зверюшки еще и других зверей, чтобы те пригласили бедняжку погулять. Дорисовывая героев на картине, постепенно девочка меняет и саму зверюшку, та становится снова веселой и счастливой.

Позже врач выясняет, что за девочкой не смогли приехать родители, поэтому она была так расстроена и подавлена. Когда терапевт пришла снова навестить малышку, та уже весело играла с другими детьми».

В этой истории процесс рисования стал исцеляющим для ребенка, он помог пережить трудную ситуацию и вернуть хорошее эмоциональное настроение.

Таким образом, если ваш малыш грустит или обижен, предложите ему нарисовать свою проблему на бумаге.

Спросите, а что хочет его, например, черная клякса, может она желает превратиться в принцессу или в бушующий океан, на дне которого находятся обломки затонувшего корабля, а это уже совсем другая история…

Любите своих детей, будьте к ним внимательны, помогайте им творчески развиваться и помните слова Оскара Уайльда: «Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми».

Источник: http://internat8.ho.ua/vzroslye-tajjny-detskikh-risunkov

Мы узнали, как по детским рисункам узнать том, что в душе у вашего ребенка

Редакция Сегодня Lifestyle 16 апреля 2008, 17:23

Фото с сайта visualphoto.com

Рисование — одно из любимых детских занятий. Даже полуторагодовалый малыш, схватив в кулачок карандаш или шариковую ручку с маминого стола, норовит украсить своей живописью любое подвернувшееся под руку полотно: папину газету, пододеяльник или обои в комнате. И нарисовав несколько загогулин, кроха невозмутимо утверждает, что это мама или домик.

С возрастом рисунки становятся все осмысленнее, и вы сами скоро сможете рассмотреть на детских эскизах очертания знакомых предметов. Кроме того, детские рисунки могут быть очень информативными в психологическом отношении.

Детский психолог СДУ № Оксана Владимировна Геймал рассказала нам, что по рисункам можно увидеть, каким видится мир ребенку, как он относится к самому себе, что его тревожит, кого он любит.

Детские рисунки – особенно ценный материал в тех случаях, когда у ребенка есть какие-то проблемы — страхи, тревожность, агрессивность.

Ведь дети очень часто боятся или просто не могут выразить словами свои переживания, а рисунок точно отражает внутренний мир малыша и его взаимоотношения с другими людьми.

Надо только научиться “читать” работы своего художника, и тогда вы сможете лучше понять, чем живет ваш малыш.

Вот несколько основных правил, которые стоит усвоить, прежде чем учиться “читать” полотна юных гениев.

1. Рисунки малышей до пяти лет слабо информативны из-за того, что пальчики еще плохо развиты и рисунки схематичны. В этом возрасте можно только предположить те или иные особенности малыша по цветовой гамме. Если преобладает черный, это говорит об агрессии. Красный означает активность, а коричневый сигнализирует о возможном нездоровье.

2. Важно понимать, что рисунок — это всегда отражение сиюминутного настроения ребенка. Поэтому судить о его характере только по одному рисунку нельзя. Малыш мог рисовать в плохом настроении, в состоянии подавленности. И в таком случае рисунок не будет показательным.

Нужно всегда смотреть на общие тенденции, располагая как минимум 5—6 образцами, сделанными в разное время.

А в идеале, если вы хотите составить психологический портрет малыша, выберите время, когда он в хорошем настроении и попросите его нарисовать человека, дом, дерево, свою семью — как интерпретировать эти рисунки мы расскажем ниже.

3. Если вы дали задание малышу нарисовать что-то на заданную тему, не вмешивайтесь в процесс. Само задание нужно давать в самой общей форме — например, нарисуй дерево (дом, человека), какое хочешь.

Не подсказывайте, что у человека есть уши, а ты их забыл нарисовать. Постарайтесь находиться рядом, но делайте вид, что занимаетесь своим делом. А сами в это время наблюдайте: что или кого ребенок нарисовал первым.

4. Для тестового рисования лучше предложить ребенку карандаши — они позволяют увидеть силу нажима.

5. Даже если все рисунки ребенка говорят о внутреннем негативе, не стоит пугаться. Возможно, сейчас малыш переживает сложный период.

В любом случае рисунок — это не диагноз, а повод задуматься о том, что происходит в душе маленького человечка. Если вам сложно самим разобраться в причинах детских проблем, обратитесь к психологу.

Во многих детсадах и школах Киева сейчас работают психологи, которые проконсультируют вас бесплатно.

РАЗБОР ХУДОЖЕСТВ

Человек

Как правило, если ребенка попросить нарисовать человека, то это будет человек его пола. О внутренних разладах свидетельствует рисунок бесполого существа или лица противоположного пола.

Если фигура расположена в центре — это признак уверенной в себе личности. В самом низу листа (причем 2/3 пространства вверху пустует) рисуют человека детки, у которых занижена самооценка.

О тревожности и проблемах с общением может фигура, изображенная в профиль.

Каждая часть нарисованного человека что-то обозначает. Голова является символом интеллекта. Большая голова говорит о развитых умственных способностях, маленькая — о недостаточных для его возраста. Если ребенок нуждается в защите, он обязательно нарисует головной убор.

Лицо расскажет об общительности малыша. Нечеткие черты лица означают “закрытость” ребенка по отношению к другим людям. Нарисованные уши — признак того, что слух — важный канал восприятия информация у ребенка, что он прислушивается к замечаниям других людей. Открытый рот с зубами рисуют агрессивно настроенные детки. Очень большие глаза со зрачками символизируют страхи ребенка.

Большие длинные руки показывают, что малыш ловок и развит физически. Маленькие руки нарисует слабый ребенок. Если же он неуверен в себе, то спрячет руки у человечка на рисунке за спину или в карманы. Поднятые вверх руки говорят об агрессии, широкий размах рук — о желании действовать.

Ноги — это символ опоры в реальной жизни. Если у ребенка велико желание быть независимым, то он нарисует очень длинные ноги. Широко расставленные ноги означают уверенность в себе малыша. Угловатое или квадратное туловище рисуют обычно мальчики — это признак мужественности.

Если туловище у человечка непропорционально маленькое, это значит, что ребенок чувствует себя униженным.

Дом

Если ребенок часто рисует дом без окон и дверей, это говорит о проблемах в общении с другими людьми, о замкнутости. Чем меньше окна, тем более стеснителен малыш.

Дерево

Большое дерево на рисунке означает, что у ребенка большая жизненная энергия. Ветки дерева направлены вверх, а само дерево имеет толстый ствол и прочно стоит на земле (нарисованы даже корни) — перед вами уверенный в себе, жизнерадостный ребенок.

Моя семья

Первым дети обычно рисуют самого значимого в своей жизни человека. Чем больше фигура человека, тем большим авторитетом он является для малыша. Такого человека ребенок любовно украшает, уделяет внимание деталям. Если ребенок не нарисовал кого-то из членов семьи, значит, он ему неприятен, с ним часто происходят ссоры.

Признак нерасположения — маленькая схематичная фигура. Если все члены семьи держатся за руки — семья дружная. Каждый занимает своим делом — семья разобщенная. Если между людьми присутствуют предметы, разделяющие их, это свидетельствует о проблемах в общении. Люди, занятые игрой, — отражение соперничества в семье.

Поднятые руки у кого-то на рисунке говорят об агрессии либо о потребности в помощи. Очень часто дети рисуют воображаемую семью: папу, который не живет с ними, сестричку, которой нет, умершего родственника или вообще постороннего человека. Это значит, что ребенок испытывает дискомфорт в своей семье и хочет ее изменить.

Если ребенок рисует себя таким же по размерам или даже больше, чем взрослые, это говорит о том, что он чувствует себя значимым, уникальным. Малыша вообще нет на рисунке в том случае, когда он чувствует себя лишним в своей семье. Об отношении к членам семьи можно судить по силе нажима.

Неприятного человека кроха будет рисовать резкими, сильными штрихами, будет часто стирать рисунок. Любимых людей малыш рисует плавными движениями, всячески украшает, выбирает пастельные или яркие сочные цвета.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Рисунок №1.Карина, 6 лет

Весь рисунок: солнце, облака, птички, дерево, одинаковые по размеру фигуры, говорит о том, что все счастливы и девочка растет в теплой доброжелательной атмосфере. Единственный настораживающий момент — фигура умершего дедушки.

Изображая дерево между бабушкой и дедушкой, девочка разделяет их непреодолимой преградой.

Группировка старших в левой части листа, а младших (в том числе кошки) в правой части означает, что в семье большим авторитетом пользуются мама, папа и бабушка, а Карина и ее сестричка им подчиняются.

Рисунок №2.Боря, 8 лет

Рисунок говорит о позитивном восприятии мира ребенком. Несмотря на то, что родители в разводе уже 2 года, ребенок нарисовал папу и маму вместе, причем папа несет маме цветы.

Это свидетельствует о том, что мальчик все еще надеется, что родители будут жить вместе. На это указывают и изображение птиц крупным планом (птицы — символ надежды).

Одинаковые цвета одежды папы и сына свидетельствуют о том, что мальчик стремится быть похожим на отца.

Рисунок №3.Макар, 6 лет

Большая фигура папы означает, что в восприятии малыша он главное лицо в семье. Поднятые руки у мамы символизируют ее крик о помощи, по мнению ребенка, мама нуждается в защите, несмотря на улыбку.

Вместе с том, длинные ноги у мамы указывают, что она независима и самостоятельна. Обилие черного цвета в изображении самого мальчика и мамы свидетельствует о неблагополучии и негативном давлении, которое они испытывают.

Самый счастливый, судя по цветовой гамме, это папа.

Читайте самые важные новости в Telegram, а также смотрите интересные интервью на нашем -канале.

Источник: https://www.segodnya.ua/lifestyle/food_wellness/chitaem-rebenka-po-eho-ricunkam-104534.html

Как читать детские рисунки?

Тайный смысл детских рисунков

Традиционно считается, что в первую очередь необходимо оценить цветовую гамму рисунка.

Во многих источниках мне встречались более или менее вольные интерпретации главным образом исследований Люшера о связи «цвета и характера» — то есть состояния психики и цветовых предпочтений.

О значениях цветов написано чрезвычайно много и без меня, при желании в Интернете можно найти достаточное количество информации, поэтому я сделаю акцент на другом. pixabay.com

Безусловно, цвет — это важно. Однако важно помнить и то, что нельзя категорично заявлять нечто вроде

если рисунок сделан черным — ребенок находится в состоянии депрессии, а если красным — он чрезмерно агрессивен.

Оценивая цветовую гамму детских картинок, следует обращать внимание вот на что:

  • Есть ли у ребенка достаточный выбор цветов, которые можно использовать? (Известны случаи, когда ребенок рисовал «мрачный» рисунок только потому, что коробка карандашей была на всех одна и ему как раз достался черный или серый.)
  • Как часто использует какой-либо цвет ваш малыш? Всегда ли он выбирает преимущественно красный, к примеру, карандаш, или же это ситуационный выбор? С какими цветами он его комбинирует?

Так, согласно исследованиям А. Л. Венгера, темно-коричневые, серые и черные цвета в качестве преобладающих, постоянно выбираемых — признаки депрессивного состояния. Слишком много красного свидетельствует об актуальном (здесь и сейчас) состоянии тревоги, эмоциональной напряженности.

Но если красный — постоянно предпочитаемый цвет, это может говорить о невротизации или повышенной конфликтности. Обилие красного в сочетании с темными тонами — возможная тревожная депрессия. pixabay.

com

  • Какие тона вообще преобладают в рисунке — теплые или холодные? Избыток темно-голубых и фиолетовых цветов может говорить о сниженном настроении или просто о высокой чувствительности. Выполнение почти всех работ «в пастельных тонах» также говорит о чувствительности либо о тревожности как личностной особенности.
  • Использует ли ребенок всю палитру, либо его цветовая гамма обычно бедна и он ограничивается парой-тройкой цветов? Если это так, то можно говорить об астении, усталости, пассивности или даже о депрессии.
  • Каким цветом кто нарисован? Постоянно ли ребенок выбирает именно этот цвет для данного члена семьи, животного? Сравните серию рисунков, выполненных ребенком в разное время. Появился ли вызывающий вопросы цвет только как тенденция последних дней, или так было всегда?

pixabay.com

Следующий важный момент — нажим на карандаш. Это — показатель психомоторного тонуса ребенка.

Если нажим слабенький, легкий, неуверенный — это говорит о робости, пассивности, астении (истощенности психики) малыша.

Если линии постоянно стираются — это свидетельство неуверенности, эмоциональной неустойчивости, тревожности. А когда штрихи делаются как бы эскизными — сначала легонькими штришками, потом наводятся жирнее — это попытка контролировать свою тревогу, взять себя в руки.

Если контуры изображений жирные, сильно продавливают бумагу, это может быть свидетельством эмоциональной напряженности, импульсивности. Ну, а если карандаш рвет лист — это признак возможной конфликтности, агрессивности, либо просто возбужденного состояния или гиперактивности.

Размер рисунков также немаловажен. В норме самый крупный объект рисунка занимает примерно 2/3 листа формата А4.

Если рисунок человека или животного очень велик, занимает весь лист или даже выходит за его пределы (иногда ребенок переворачивает лист или приклеивает сбоку еще один, чтоб дорисовать то, что «не поместилось») — это может навести на мысль о тревожном или стрессовом состоянии малыша в данный момент (а еще такие рисунки характерны для импульсивных и гиперактивных деток). А вот малюсенький рисунок часто говорит о низкой самооценке или депрессии. Если же размер рисунков непостоянен — ребенок эмоционально нестабилен. pixabay.com

Задуматься заставит и расположение рисунка на листе.

Рисунок в верхней части листа свидетельствует о высокой самооценке (либо о склонности к «витанию в облаках»), а вот мелкий размер в сочетании с расположением «внизу» может говорить об эмоциональном неблагополучии. Помните рисунок «очень одинокого петуха», который нарисовал Карлсон? Крошечное нечто в нижнем уголочке листа — и больше ничего…

Обратите внимание также на то, насколько тщательно нарисовано изображение, насколько оно детализировано.

Если подробностей много — у ребенка, скорее всего, живое воображение, творческая направленность (хотя возможно, он просто демонстративен).

Однако всмотритесь, какого рода все эти детали: если они однотипны и количество их велико (к примеру, ребенок не поленился нарисовать 39 пуговиц на мундире солдата или 154 чешуйки на рыбе) — это может быть свидетельством тревожности, ригидности, перфекционизма.

Важен и темп работы ребенка: если малыш рисует медленно, но старательно — значит, таковы особенности его темперамента, а вот медленное и вялое, без интереса рисование — признак пассивности, истощенности нервной системы или депрессивного состояния. Высокий темп говорит о том, что перед нами активный живчик. Если же при этом рисунок размашист и неаккуратен — ребенок, скорее всего, гиперактивен (либо негативно настроен и стремится поскорей «отвязаться» от вас и сделать все побыстрее и кое-как). pixabay.com

Подсказкой будут реплики ребенка во время работы. Если малыш делится в процессе создания сюжета своими мыслями, рассказывает о том, что рисовать любит — он настроен положительно и, скорее всего, психологически благополучен.

Если малыш постоянно уточняет, что и как «правильно» надо делать — это маленький перфекционист, и/или он тревожен и не уверен в себе.

Ну, а если просьба нарисовать что-либо вообще воспринимается «в штыки» либо сопровождается нытьем вроде «скучно», «надоело» — это может объясняться и робостью, и усталостью, и негативизмом, и неумелостью в общении, и стремлением уйти от трудностей.

Еще раз хотелось бы предостеречь от скоропалительных выводов о состоянии ребенка на основе одного признака: только если вы видите «симптомы» тревожности или депрессии в нескольких элементах сразу, и тем более — в разных рисунках, можно делать какие-либо выводы.

Однако и в этом случае надо воспринимать ситуацию в общем контексте: к примеру, если нарисованное существо тщательно заштриховано — это, конечно, может быть признаком тревожности и неуверенности.

Но может быть также свидетельством того, что ребенок посещает художественную школу и его там уже научили, «как рисовать правильно», т. е. передавать штриховкой оттенок и объем. pixabay.com

Чрезвычайно важным в рисунке является сюжет и то общее впечатление, которое он производит. Конечно, впечатление — дело тонкое: маму, допустим, картинка чем-то расстроит, а папу — вполне устроит.

Однако есть такие рисунки, которые безусловно производят тягостное впечатление на любого зрителя: изображения сцен насилия, ран, крови, асоциальных сюжетов, агрессивных, «вооруженных изо всех сил» персонажей или же существ совершенно непропорциональных, с грубыми искажениям формы и пропорций (явно не по возрасту). Все это, по утверждениям признанных мастеров исследования детского рисунка Дж.

Дилео и А. Л. Венгера, — признаки неблагополучия. Однако повторюсь — лишь признаки, и об истинном положении вещей следует судить, только тщательно проанализировав множество факторов.

Для этого существуют специальные проективные тесты — так называемые «рисуночные методики», с помощью которых детские психологи вместе со специалистами по психоанализу могут составить представление о состоянии ребенка. Речь о них и пойдет в следующих статьях.

Источник: https://shkolazhizni.ru/psychology/articles/27746/

Для родителей
Добавить комментарий