Тревога за ребенка: типичные страхи мам

Тревога за ребенка: типичные страхи мам

Тревога за ребенка: типичные страхи мам

Тревога за ребенка появляется задолго до его появления на свет. Большинство женщин отмечают появление несвойственного ранее беспокойства уже со второго – третьего месяца беременности. Это все гормоны, говорят врачи и рекомендуют расслабляющие упражнения, прогулки на свежем воздухе и побольше позитивных мыслей.

И это, конечно, помогает, потому что способствует общему укреплению организма. Но стать абсолютно спокойной и беспечной вы все равно уже не сможете. Повышение тревоги – природный замысел. Так надо для выживания потомства. Женщина, готовая стать матерью, должна, с точки зрения природы, больше думать не о хорошем, а о плохом.

Чтобы все предвидеть, предусмотреть и вовремя исправить. Чтобы сделать все возможное для того, чтобы ребенку было хорошо и он смог нормально расти и развиваться. «Но это же атавизм, − скажете вы, − в современных условиях можно и не тревожиться. Минимальные условия для жизни есть у всех». На самом деле природа предусмотрительнее, чем мы думаем.

О социальных условиях (и о том, что об этом тоже стоит заботиться) она, видимо, тоже подумала.

Иначе как объяснить такие ситуации, когда, находясь на третьем месяце беременности, женщина вскакивает среди ночи от мыслей, что в армию через 18 лет, возможно, будут забирать и девочек? Или когда родители, глядя на фотографию с УЗИ, всерьез спорят, какой вид спорта для него (ребенка, потому что пол еще не определен) будет наименее травматичным? Когда будущая мама, которая всегда была против официальных отношений, вдруг ясно чувствует, что хочет тот самый ненавистный штамп в паспорт? Нет, отныне родители должны думать обо всем, что связано с ребенком. О его здоровье, безопасности, удобстве, комфорте. О его настоящем и будущем. И, конечно, все это ему предоставить.

Тревога или невроз?

«Первый год жизни ребенка у всех бывает тревожным. Потом все приходит в норму». Так мне сказала моя мама, но что-то по себе я этого не чувствую. По моим ощущениям, чем старше, тем больше проблем и переживаний. Сыну сейчас три года. Что с того, что он пошел в садик? Я же все время думаю о том, как он там.

Может, не успел поесть, а воспитательница не заметила? Может, поскользнулся в туалете, ударился и побоялся сказать? Может… Да мало ли что может случиться! Сегодня вот по телевизору показывали, что в одном садике ребенок в снежную горку провалился. Хорошо, что заметили». Конечно, наши тревоги сейчас – это не просто проявления заботы о детях.

Современные условия жизни сами по себе являются источником беспокойства. Большие города и постоянная миграция населения, растущее количество транспорта, эпидемии неизвестных ранее заболеваний, терроризм, наркомания – это реальность, в которой живет современный человек. Это то, чем он расплачивается за прогресс. А еще есть телевизор и Интернет.

Хотите вы или нет, а все равно узнаете обо всем. И даже если давно решили не смотреть программы вроде «Самое страшное и ужасное» и «Невероятные преступления», то их посмотрит ваша соседка. А потом расскажет вам. В общем, от информации не спрятаться и не скрыться. И при этом она никуда от нас уже не уходит. Так и оседает в подсознании.

Причем именно то, что всеми силами стараемся забыть. Естественно, что у людей, являющихся родителями, тревоги большей частью направляются на детей. И уже отделить нормальную тревогу за ребенка от невротической просто невозможно. Вот сидит ребенок в песочнице с другими детьми. Казалось бы, смотри и радуйся.

Но кто знает, откуда этот песочек и в чем его везли? Недавно говорили, что детские игрушки в вагоне из-под ядовитых веществ перевозили. А эти дети… Все ли они здоровы? В доме тысяча квартир – кто знает, что за люди живут. С одной стороны, нужно больше работать, иначе через три года приличного места не найти.

С другой стороны, как найти нормальную няню? Может, у нее психика неуравновешенная или, наоборот, настолько спокойная, что даже на плач не реагирует. Может, только нам так улыбается, а на ребенка неприличными словами кричит. А еще такое бывает… Вот недавно показывали…

Настоящая опасность

Тревога – вещь тяжелая. Во-первых, эмоционально. И понимаете, что надо успокоиться, и все равно продолжаете думать о возможных неприятностях. «Когда ребенка нет рядом, я превращаюсь просто в комок нервов. Причем не имеет значения, где он и с кем.

С бабушкой в гости пошел, с мужем на дачу поехал, моя мама его в бассейн повела – мне все равно. Сразу в голову лезут всякие страшные истории.

Я знаю, что все мои близкие люди ответственные – в машине ремнями пристегиваются, на красный свет улицу не перебегают, с незнакомцами в споры не вступают, но все равно думаю… Просто места себе не нахожу. Звоню раз пятьдесят. Потом начинаю себя ругать.

Нельзя же так себя накручивать! К тому же говорят, что чем больше думаешь о неприятном, тем больше вероятности, что оно случится. Но… ничего у меня не получается. Пока ребенок не окажется дома, пока я его не обниму, я не успокоюсь».

Такое состояние – уже проявление невроза, функционального расстройства нервной системы. Но раз от раза оно ухудшает психическое самочувствие. Человек становится раздражительным и в обычное (вне источников тревоги) время утомляется, устает, острее реагирует на любые стрессы. Потом появляется бессонница, головная боль, чувство постоянного напряжения.

Тревожные люди часто видят странные сны – и это бывает еще одним поводом для тревоги («Это плохой сон, наверное, что-то случится»). Пребывая в таком состоянии, очень трудно нормально общаться с ребенком. Нет чувства счастья и радости «здесь и сейчас». Ребенку тревожных родителей тоже нелегко. Ведь, стараясь оградить его от всего, что может случиться, родители многого его лишают.

На улице, дома, в общении со сверстниками и в исследовании окружающего мира – всегда и везде будут гласные и негласные запреты. Некоторые вещи так и остаются неизведанными. Практически на всю жизнь. Ведь если ребенок еще и по характеру послушный и тихий, то никакого чувства противоречия у него не будет. Сказали «нельзя» − значит нельзя.

А еще проблема тревожных родителей (вернее, это тоже будет проблемой их детей) – повышенная тревожность в будущем. Тревога мамы, папы передается ребенку. Он усваивает ее даже в том возрасте, когда еще не знает слов «опасность», «страх». Потому что тревога – эмоция очень сильная. Она имеет свойство распространяться вокруг того, кто ее испытывает.

Вы подходите к кроватке ребенка, думая о его состоянии, – он улавливает ваш беспокойный взгляд, изменившийся голос. Вы прижимаете его к себе, проходя мимо толпы людей, – ему передается ваш участившийся пульс, влажность руки. Когда ребенок подрастает, мамы удивляются тому, что он «унаследовал» ее опасения.

«Я всегда боялась собак, и он боится», «Я не выношу высоты и лифтов, и он всегда беспокоится». Ничего удивительного. Просто ребенок жил с вашими тревогами с самого рождения. Он ему как родные.

Волнение – в норме

Говорят, что лучший способ справиться с беспокойством о детях – завести их побольше. У многодетных мам есть такая шутка. Если упала соска у вашего первого ребенка, надо ее тщательно прокипятить. Если у второго – просто облизать. А третий пусть сам отнимает ее у собаки.

Шутки шутками, а педиатры и психологи подтверждают, что между количеством детей и эмоциональным состоянием мамы есть связь. Правда, неизвестно, что на что влияет сильнее. Возможно, изначально более спокойные мамы склонны иметь больше детей. А возможно, каждый последующий ребенок меняет отношение к воспитанию, здоровью.

А может, когда детей несколько, то просто нет времени думать обо всем. Поэтому мама думает только о самом главном. О том, что реально. Все остальное отпадает само собой. Если вам такой (многодетный) способ справиться с тревогой не подходит, то придется научиться отделять главное от второстепенного самостоятельно.

Не боритесь с тревогой, не гоните ее от себя, не старайтесь подавить тревожные мысли. Сразу делите ее на части – рациональную и бесполезную. Причем рациональную часть надо выделять всегда – даже если и вам ваши тревоги кажутся просто фантазиями. Потом объясните себе, почему вас это беспокоит, и сделайте все, чтобы снизить опасность ситуации.

Или проговорите про себя все, что вы уже сделали. А чтобы избавиться от бесполезной тревожности, от ощущения, что мир сам по себе очень опасное место, поручите своего ребенка Судьбе. Договоритесь, что она будет любить, беречь и защищать вашего ребенка, поможет ему всегда, что бы ни случилось. Это одна из самых древних практик человечества.

Так справлялись с тревогой за детей мамы на заре человечества, и никто ничего лучшего до сих пор еще не придумал. Обряды всех народов призваны обезопасить ребенка с помощью высших сил. Это дает родителям базовую уверенность, чувство гармонии на психофизиологическом уровне.

Помощь в разных условиях

Когда вы вдалеке. Одна из самых тревожных ситуаций – когда нет возможности связаться немедленно. Почему телефон недоступен? Почему так долго занят? Где они столько времени ходят? Поток мыслей может довести до паники. Начинайте ходить.

Возможно, окружающие говорят вам: «Сядь и успокойся». Но лучше, наоборот, двигаться. Во-первых, внутреннее напряжение нуждается в выходе. Во-вторых, ходьба помогает упорядочить мысли. Они как бы пристраиваются к ритму шагов.

То есть, шагая взад и вперед, мы можем сами регулировать свое душевное состояние.

Когда смотрите страшные новости. И мурашки по спине, и переключить невозможно. Страшная реальность обладает способностью подчинять внимание. А страшная реальность с участием детей просто вводит в оцепенение. Тревога возникает не сразу, уже после того, как пройдет это зависание.

Конечно, в информации тоже есть что-то рациональное, и его надо отделить. Но, чтобы потом не было тревоги, постарайтесь не быть психологическим очевидцем. Не включайтесь эмоционально, смотрите на происходящее немного со стороны. Представьте, как создаются такие передачи.

Как ради того, чтобы вот так приковать внимание, целая команда подбирает самые проникновенные слова, самые страшные истории.

Когда тревога возникает внезапно

Иногда беспокойство возникает без видимого повода. Причины, скорее всего, есть – неосознанные ассоциации, воспоминания, но искать их не стоит. Просто представьте себе других мам. Кто-то тоже дома с детьми, кто-то в отъезде. Но все они тоже переживают за своих детей, у всех у них тоже бывают периоды сильного беспокойства.

Сознание такого единства само по себе успокаивает, придает тревоге обоснованность. Но можете еще и дополнительно убедиться, что вы не одиноки. Позвоните любой из своих подруг или родственниц и расскажите о том, что вас беспокоит. Услышите, что они переживали еще и не так.

И тоже считали свои переживания материнским предчувствием и начинали искать у ребенка разные проблемы. И что все, в конце концов, было хорошо.

Источник: http://www.parents.ru/article/trevoga-za-rebenka-tipichnye-straxi-mam/

«Мама с папой слабые и меня не защитят». Откуда берутся детские страхи и при чем тут воспитание

Тревога за ребенка: типичные страхи мам

Все дети чего-то боятся — монстров из темноты, машин, собак или, например, пожара. Почему это происходит, как родители сами невольно пугают детей и что поможет победить страх, «Правмиру» рассказала психолог клиники «Фэнтези» Елена Суркова.

Елена Суркова

Страх — естественная реакция человека на опасность. Мы все чего-то боимся — и дети, и взрослые.

У нас возникают как рациональные страхи (например, перед экзаменом), так и совершенно необъяснимые (кого-то пугают, скажем, божьи коровки). Но страхи приносят нам не только вред, но и пользу.

Благодаря им мы меняем свое поведение, и зачастую — в лучшую сторону. Например, действуем более осторожно и осмотрительно.

Когда ребенок чего-то боится, это нормально. Более того, во время взросления у детей возникают типичные страхи, связанные с активным развитием тех или иных психических функций, а затем исчезают.

Чего боятся дети в разном возрасте

До 6 месяцев. Детей в этом возрасте пугают незнакомые звуки, яркий свет, потеря опоры, слишком быстрое приближение предметов. Что делать? Избегать всего этого. Например, включать свет постепенно.

С 8 месяцев до 1,5 лет. Возникает страх чужих людей. Нередко в этом возрасте родители устраивают крестины или, например, впервые приглашают гостей. Прежде они ждали, пока ребенок окрепнет.

А малыш, который в четыре месяца охотно сидел на руках у бабушки, теперь признает только маму с папой, а от остальных пытается уползти или оглушительно плачет. В норме это состояние длится лет до полутора, а потом проходит само.

У одних — чуть быстрее, у других — позже.

Это механизм, заложенный природой. Дети в таком возрасте уже начинают двигаться самостоятельно. И чтобы они не попали в беду во внешнем мире, они боятся потерять маму.

К тому же грудные дети не могут еще сохранить в памяти мамин образ, когда ее нет рядом. Поэтому даже если она уходит в соседнюю комнату, для них это катастрофа — кажется, что самый родной человек пропал из их жизни.

Став старше, дети держат в памяти образ мамы, и этот страх ослабевает.

2 года. Ребенок начинает ходить и познавать мир. У него формируются страхи, связанные с движением. Он начинает бояться высоты, собак, движущихся машин, огня — того, что он видит вокруг себя.

3 года. Человек впервые отделяет себя от других в этом возрасте. Страхи его меняются. Теперь он боится последствий своих поступков. Малыши боятся, что их накажут или что на них не обратят внимания.

5 лет и старше. Это самый «страшный» возраст. У ребенка в этот период возникает максимальное количество страхов. Может доходить до 20 одновременно. И это абсолютно нормально!

У дошкольников внутренний мир становится богаче и развивается фантазия. Впечатлительный ребенок все события окружающего мира может домыслить так, что будет бояться. Интеллектуально он уже способен на это.

Дошкольник может бояться темноты (вернее, того, что в ней притаилось), открытых пространств, опасных объектов, домовых, монстров, привидений… Чего угодно. С большинством страхов дети простятся без особых проблем. Но есть незначительный процент дошкольников, у которых они трансформируются в более серьезные нарушения. Об этом мы поговорим позднее.

Еще один важный момент. Среди прочих страхов в 5–6 лет у ребенка впервые возникает страх смерти. До этого момента маленький человек не очень понимает, что это такое, и не думает, что может уйти из жизни кто-то из его близких. Нередко родители обращаются к психологу, когда ребенок боится, что умрет он сам или его родители.

От 7 до 12 лет. Страхи связаны с самооценкой. Младшие школьники больше боятся негативной оценки взрослых — родителей («мама будет ругать за двойку») или учителей («боюсь Марью Ивановну, она строгая»). Подростков же волнует мнение сверстников.

От 16 и старше. Юношеские страхи связаны с будущим. Они боятся ЕГЭ, выбора профессии, взрослой жизни. Нынешних подростков часто называют «поколением снежинок». Они появились на свет после 90-х и нулевых.

Родители пытались дать им очень многое, потому они не получили в детстве минимум жизненных проблем, которые тренируют людей и помогают им в дальнейшем справляться с трудностями.

Таким детям труднее решать вопросы, связанные с выбором жизненного пути.

Когда пора обратиться к психологу

Большая часть страхов проходит, человек развивается, и меняется его отношение к действительности. Но есть признаки, по которым можно определить, что ребенку нужна помощь психолога.

1. Продолжительность.  Страх не проходит месяц, два или три или даже усиливается. Ребенок много говорит о нем, сильно переживает.

2. Физиологические проявления. Когда ребенок рассказывает о том, чего он боится, то кусает губы, заламывает руки, грызет ногти. У него продолжительные проблемы со сном из-за страха (не одну ночь он спал плохо, а уже несколько).

3. Нерациональность страха. В нем отсутствует логика. Например, ребенок не хочет садиться на скамейку, потому что она его съест.

Если увидели хоть один из этих признаков, стоит обратиться к психологу, чтобы понять, что же происходит.

Иногда ребенок постоянно говорит про свои страхи, но у него не меняется тон, он спокоен и ведет себя как обычно — возможно, у него есть другая проблема, которую он так выражает. Это повод задуматься.

Сколько страхи задержатся в жизни ребенка, зависит прежде всего от поведения родителей. Большая часть рекомендаций специалистов — психолога, психиатра или невролога — будет касаться общения с ним, а не лекарств или медицинских процедур.

Как родители могут «напугать» ребенка

Детские страхи порой возникают из-за поведения родителей.

1. Родители сами чего-то боятся.

Например, мама или папа сами чего-то боятся. Например, летать в самолете. Если каждый перелет для кого-то из родителей — это истерика и нервное состояние, то и ребенок будет относиться к самолетам так же. Или же будет бояться чего-то иного столь же сильно.

2. Требования к ребенку постоянно меняются.

Чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, его мир должен быть предсказуем. Если дети не знают, чего ждать от родителей, и одни и те же их поступки приводят к разной реакции — от одобрения («Вот ты хитрец!») до осуждения («Да как ты мог такое натворить!»), то они чувствуют себя неуверенно.

Зачастую страх — это психическое напряжение. Порой оно вытесняет саму причину, ребенок привязывает свои чувства к внешней причине. Он на самом деле боится, что его будет ругать мама, а говорит, что его страшит монстр под кроватью.

Если же родители последовательны в воспитании, их требования понятны и выполнимы, то у ребенка страхов может быть меньше.

3. «Попустительский» стиль воспитания. 

Сейчас нередко родители говорят: «Он сам должен выбрать», «Я не буду ему ничего запрещать, и он сам поймет» и так далее. Ребенок поступает плохо, а мама или папа думают: «Вырастет и сам все поймет». Не хочет надевать колготки: «Пусть идет так». Казалось бы, такое поведение полностью ориентировано на интересы ребенка. Но результат противоположный.

Ребенок маленький, он не знает, как надо. Ему необходимо, чтобы родители показывали: это можно, а вот это — нельзя. Иначе он не научится делать что-либо сам.

Без разумных ограничений у ребенка возникает картина, опять-таки, небезопасного мира: «Я взрослый, а мама и папа — нет. Они сами ничего не знают, поэтому не смогут меня защитить». Конечно, это вызывает тревогу.

Если родители последовательны, а их требования к ребенку адекватны, они сами не испытывают иррациональных страхов или работают с ними, то вполне вероятно, что ребенок перерастет свои страхи.

Как помочь ребенку победить страх

Ребенок от трех лет и старше поделился с вами своими страхами. Что делать, чтобы ему помочь?

1. Показать, что вы сами не боитесь монстров (пожара, собак, машин и так далее). 

Неважно, три года ребенку или 15 лет. Он ориентирован на то, что чувствуют родители. Малыши даже копируют их мимику, дыхание, эмоциональное состояние.

Поэтому если ребенок чего-то боится, первое, что должны сделать мы — это показать ему, что мы в отношении этой проблемы совершенно спокойны. Например, наш дом не сгорит, потому что мы правильно используем электроприборы, знаем правила безопасности и вообще это случается очень редко. И монстр из-под кровати не выпрыгнет — я точно это знаю.

2. Не обесценивать чувства ребенка.

Ребенка ни в коем случае не надо стыдить, ругать или смеяться над ним («такой большой, а боишься»). Выразите понимание и поддержку.

Ни в коем случае не говорите ребенку: «Не думай об этом, не смотри на это, не говори про это». Так мы лишаем человека поддержки. Вспомните себя — если вы чего-то сильно испугались, то вы хотите кому-то об этом рассказать. И пока говорите, эмоциональный накал спадает, становится легче.

Детям в этом смысле сложнее. Они редко рассказывают о своих страхах. Поэтому родители порой долго не знают о проблемах в жизни ребенка.

3. Рассказать, что страх нормален и он обязательно пройдет.

Можно сказать: «Ты боишься, это нормально, со мной было то же самое, когда я была маленькой. Все пройдет, вот увидишь».

Если ребенку пять и он боится монстра из темноты, вы можете сказать, что в этом возрасте очень многие дети его боятся. Потом они подрастают и спокойно спят, потому что им больше не страшно. Пока ребенок маленький, мы занимаемся «маминым гипнозом», внушаем ребенку отсутствие страха.

Подростку мы говорим иначе: «Да, я вижу, что ты боишься экзаменов. Любой бы на твоем месте чувствовал себя так же, все боятся экзаменов. Но страх помогает тебе лучше подготовиться. Ты все выучишь и сдашь хорошо, вот увидишь».

4. Не акцентируем внимание на страхах.

Страхи приходят и уходят. Это же эмоции, а они подвижны. Поэтому важно не укоренять их. Например, если ребенок сегодня боится один войти в темную комнату, не надо ему завтра говорить: «Включи свет, ты же боишься». А он уже перестал бояться или забыл, что боится. Лучше напомните ему о том, где он проявил смелость.

5. Бороться со страхом на его территории — в фантазии. 

Если ребенок поделился с вами страхами и попросил помощи, помните — с ними надо бороться на их территории, в воображении.

Если сказать, что под кроватью монстра нет, это не поможет. В фантазии ребенка он живет. Поэтому лучше взять швабру, запустить ее под кровать и сказать: «Монстр, ну-ка, уходи! Не мешай моему Коле спать!» Это может помочь.

Помните: то, что смешно, уже не страшно. Многие папы — отличные психотерапевты, которые запросто могут Бабу Ягу или Бабайку представить в ином свете — придумать и рассказать смешную сказку. Или нарисовать страх, а потом переделать рисунок так, чтобы он стал смешным.

Можно поиграть в игру, которая нейтрализует страх. Но действовать стоит осторожно. Одному ребенку это поможет, а другого напугает еще больше. Поэтому если вы не уверены в себе, лучше заручиться поддержкой психолога, который поможет сделать все правильно.

Например, ребенок боится пожара. Можно поиграть в пожарных, которые спасают всех жителей дома, а потом те строят новый — лучше прежнего. В магазине можно купить наборы с фигурками пожарных, лестницами, машиной.

Во время игры вы можете еще раз поговорить о том, что вы не боитесь пожара. А то, что ребенку страшно — это нормально и обязательно пройдет.

Так ребенок увидит, что есть люди, которые в силах защитить его и родителей от этой беды.

В 99% случаев, чтобы скорректировать страхи, не потребуется медикаментозная терапия. Нужно будет время для созревания психических функций, либо семейное консультирование и коррекция воспитания, либо поведенческие приемы, которые позволят ребенку сделать проблему не страшной, а смешной, или почувствовать себя в безопасности.

Adrian Sommeling

Источник: https://www.pravmir.ru/mama-s-papoj-slabye-i-menya-ne-zashhityat-otkuda-berutsya-detskie-strahi-i-pri-chem-tut-vospitanie/

«Мама, я боюсь!»: 6 способов преодолеть детские страхи

Тревога за ребенка: типичные страхи мам

Кажется, бороться со страхом нет необходимости, ведь это естественная реакция на угрозу, она помогает избегать опасностей, адаптироваться.

А что делать, если ребенок боится… сахарной ваты, букетов или скульптур с острова Пасхи? Да так, что не может спать ночью или убегает с праздников? О том, чем могут помочь родители, и как отличить нормальные возрастные страхи от патологических, рассказывает детский психолог Екатерина Бурлаченко.

Семилетняя Карина может лежать в постели без сна до часу ночи. Она не боится, как другие дети, «монстров» в шкафу или темноты.

После увиденного видео для путешественников она боится, что в окне, на высоте 8-го этажа увидит… моаи (огромные каменные лица с небольшим торсом, прославившие остров Пасхи). Откуда они в Киеве? По легенде, статуи умели ходить, так почему бы им не добраться ее дома, считает девочка.

Что же они ей сделают? Не важно. Ведь она, по ее мнению, умрет или сойдет с ума, если их увидит. Что, если она всмотрится в сумерки, а за окном уже они: крепкие, молчаливые, суровые.

Детские страхи бывают настолько странными, что вгоняют родителей в ступор: вероятно, чадо следует спасать, что-то не так с психикой. Другая восьмилетняя девочка настолько боялась букетов, что отказывалась дарить их на первое сентября любимой учительнице вместе со всеми.

А вот живые розы или мальвы не вызывали у нее никаких вопросов. Нелегко было и родителям шестилетнего Саши, который настолько не выносил сахарную вату, что не мог посещать детские развлекательные центры, где продавали эти сладости.

А еще мог убежать с дня рождения друга, ведь заметил там это кондитерское изделие.

Нормально ли, что ребенок боится? В начале своей жизни малыш опасается почти всего нового. И это мудро. Об окружающем мире он знает, несомненно, мало.

Поэтому способен, скорее, фантазировать, чем формировать логические связи между явлениями. Иными словами, ребенку трудно отличить реальность от вымысла. Конечно, для дошкольников опасения — это норма.

Если ребенок здоров, большинство страхов проходят со временем и почти незаметно.

Один из признаков того, что страх перерос в фобию, стал нездоровым, является его несоответствие возрасту ребенка. Чтобы ориентироваться на этот пункт, следует знать, какие опасения считаются нормой для определенного возраста.

Маленькие дети не выносят громких звуков, ведь не знают, несут ли они угрозу. Это почти инстинкт: есть смысл в том, чтобы прятаться от молнии и грома. Фен, блендер, пылесос — мы знаем их назначение, а вот малыш считает, что встреча с любым большим ревущим объектом не слишком желательна. Если страха громких звуков нет совсем, это может свидетельствовать о недостатках слуха.

Несколько позже дети начинают бояться чужих людей, особенно если те берут их на руки, наклоняются и делают гримасы. Малышей пугает, что все эти «странные» чужаки могут забрать их от родителей.

Это — признак устойчивой привязанности, поэтому как бы не хотелось, чтобы ребенок приветливо улыбался соседям, следует радоваться, что он — в норме.

А вот полное отсутствие осторожности с незнакомцами может означать отклонение в психике: реактивное расстройство привязанности.

Как правильно хвалить ребенка

В этом возрасте не диагностируют фобии, ведь у ребенка много страхов и трудно определить, влияют ли они на качество жизни. Но если естественные для двухлетнего ребенка страхи останутся в 4-5 лет, стоит насторожиться.

Скажем, если дошкольник боится громких звуков, закрывает уши, плачет, кричит, не может слушать музыку или смотреть мультик в кино, это может быть признаком расстройств аутистического спектра (расстройство, связанное с врожденными особенностями функционирования головного мозга).

Типичные страхи: врачей, высоты, темноты, «монстров» под кроватью, замкнутого пространства, собак и других животных. Что-то из этого вызвано негативным опытом: собака укусила, застряли в лифте — теперь не хочет попасть в «ловушку». Что-то навеяно бурной фантазией, поэтому не стоит волноваться: ваш ребенок достаточно творческий, чтобы нарисовать в своем воображении всевозможных существ.

Впрочем, не на все страхи следует закрывать глаза. Ведь у каждого тридцатого ребенка этого возраста есть признаки фобии.

В начальной школе страхи похожи. Но к ним добавляется осознание смертности, угроза потери родителей, опасение допустить ошибку в классе.

То, что не осознано пугало ребенка, становится понятным, «более откровенным». Поэтому и побороть такие сомнения легче.

Если школьника удовлетворят рассказы о технологиях, которые могут победить смерть, то какой-то Кощей Бессмертный может каждую ночь видеться пятилетнему ребенку, что бы ему ни объясняли.

• страх подавляет;

• добавляется постоянная тревога, раздражительность, агрессивность или аутоагрессивность (нацелена на себя, когда ребенок рвет волосы, бьет рукой по глазам, расчесывает ранки и т. п.);

• заметна эмоциональная нестабильность;

• во время страха ребенок теряет контроль, может навредить себе (скажем, от щенка бежать на проезжую часть);

• страхи снижают качество жизни, мешают общаться, играть, учиться, вести привычный образ жизни.

1. Тревожная забота

Если взрослый слишком эмоционально предупреждает ребенка об опасности, используя формулировки: «Упадешь», «Будет больно», «Пострадаешь» и т.д.

Психологи утверждают, что именно реакция родителей пугает ребенка больше, чем сама ситуация, относительно которой возникла реакция. Ведь малыш хорошо различает тревожные ноты, интонацию и общее волнение в голосе взрослого.

Если он слышит страх в вашем голосе, то сам будет чувствовать панический ужас.

2. Запугивание

Типичным фактором детской фобии является сознательное запугивание взрослыми. Родители используют вымышленных персонажей, которые должны вроде как утихомирить их чадо. Вместо этого «Бабай в шкафу» и «Баба Яга под кроватью» «переезжают» из мультфильма в подсознание ребенка, играя с его воображением. Особенно когда наступает тьма, и каждый силуэт трудно разглядеть, но легко дофантазировать.

3. Гиперопека

Чрезмерная родительская забота подчеркивает слабость и незащищенность малыша. В итоге у него не возникает ощущения самостоятельности и способности о себе позаботиться. Поэтому на обычные предметы ребенок реагирует преувеличено, не считает себя способным противостоять «агрессору».

4. «Белый шум»

Например, ребенок играет на коврике рядом с отцом, который смотрит новости. Он считает: малыш ничего не поймет. Однако постоянные сюжеты новостей об убийствах, преступлениях и стихийных бедствиях откладываются в памяти ребенка.

Ему не обязательно понимать смысл слов: анализаторы слуха и зрения будут работать в любом случае. Неокрепшая детская психика не может справиться с таким масштабом данных.

Поэтому все неприятные звуки и образы всплывут во сне в виде ночных кошмаров.

Все это готовит платформу для фобии. Но обычно за ней стоит реальный жизненный конфликт.

Семейные конфликты, авторитарный стиль воспитания, дефицит внимания, физические наказания, слишком строгое воспитание в детском саду, отсутствие социализации — все это «зашифровано» в фобиях.

Воспитательница, которая постоянно кричит, может силой воображения превратиться в ведьму в темном коридоре. Страх потери одного из родителей накануне их развода воплощается в «черные дыры», водоворот, ямы без конца.

Как правильно наказывать детей

Помните о девочке, которая боялась букетов? Эти цветы, начинающие увядать, напоминали ей о смерти бабушки: на похоронах было много венков и букетов. А что случилось с родным человеком, ребенку так никто и не объяснил.

Сахарная вата для Саши была похожа на паутину — ее он тоже панически боялся. Он сочувствовал бабочкам, которые барахтаются и погибают. Но не эмпатия к насекомым стала роковой. В детском саду Сашу, который не хотел лежать в «тихий час», заматывали в одеяло и силой держали няни, что причиняло значительные страдания.

Как быть суперсовременными родителями: советы психолога

А статуэтки с острова Пасхи были гиперболой человека, который должен был стать отчимом девочки. Если он был высоким, то статуэтки — 20 метров. Если он мог вот-вот переехать жить к Карине с мамой, то и они «шли». Ревность (не хочется делить маму) и страх перед чужим дядей взяли свое. Коренастый, молчаливый, суровый… Пока психолог не помогла мужчине найти подход к девочке, фобия истощала ее.

Как помочь, если у сына или дочери — фобия? Конечно, обратиться к психотерапевту. Но стоит иметь при себе некую «домашнюю аптечку» против страхов — что делать, если ребенок обеспокоен.

1. Просто добавьте эмоции.

Если какие-либо чувства примешиваются к страху, он не способен выдержать конкуренции. Любопытство, смех, удивление — все пригодится. Расскажите что-нибудь интересное об объекте страха, преподнесите его в смешном виде.

2. Рисуйте страх ежедневно.

С помощью проективных методик ребенок раскрывает глубину фобии, ее скрытые детали и фундамент. Рисунок обязательно интерпретируют. Затем вместе с ребенком превращают «чудовище» в хорошего или смешного персонажа. Но одного раза зачастую недостаточно. Введите за правило ежедневно рисовать страх — и вы получите эффект.

3. Составьте вместе сказку.

Попросите, чтобы ребенок описал свой страх в виде сказочного сюжета. А потом помогите ему создать новую версию, в которой он побеждает чудовищ или дружит с ними. Пусть малыш выступит в ней сильным и решительным, а не слабым и робким.

4. Устройте кукольный театр.

Это позволит вылить вовне переживания, самостоятельно решить внутренний конфликт. Ребенок примерит роли: полезно побыть и тем самым «чудовищем».

Постепенно он приобретет социально одобренные модели поведения. Стоит проиграть сюжет «Что произойдет, если…»: сначала пусть сын или дочь проговорит (визуализировать не надо) худший вариант, который мерещится.

А потом проиграйте оптимистичный вариант развития событий.

5. Десенсибилизация.

С фобией можно обращаться как с аллергеном — привыкать к незначительному количеству, чтобы развился иммунитет. Скажем, демонстрировать фото, видео того, что пугает, смотреть с безопасного места (на молнию — из окна, на змею — через стекло в серпентарии и т.д.). Нельзя спешить и заставлять ребенка делать то, к чему он не готов.

6. Лечите цветом.

Он хорошо снимает общую тревогу, особенно если усилить аромотерапией (успокаивающие запахи). Выбираете приятный для ребенка цвет, который дает ощущение безопасности и комфорта, и обустраиваете детскую комнату (особенно спальное место) в соответствии с его пожеланиями.

Милана Опанасенко

Источник: https://osvitoria.media/ru/opinions/mamo-ya-boyus-shist-sposobiv-podolaty-dytyachi-strahy-2/

Тревожная мать: чем это опасно и как с этим бороться

Тревога за ребенка: типичные страхи мам

Тревожность часто сопровождает женщину с момента зачатия, иногда она достигает патологических форм, когда ребенок достигает подросткового возраста или даже когда ребенок становится взрослым и начинает жить самостоятельной жизнью. Для того чтобы бороться с тревогой, нужно посмотреть ей в лицо и проанализировать, с чем она связана.

Беременность. Тревожность появляется еще при зачатии.

Если беременность незапланирована, то тревога вполне понятна и связана со многими вопросами: “Нужен ли этот ребенок?”, “Как его прокормить?”, “Останется ли со мной мужчина?”.

Если беременность запланирована, а эти все вопросы разрешены, тогда на первый план выходит боязнь родов. Чаще всего у мам возникает большая тревога из-за предстоящей боли.

Выход: Если ребенок незапланированный, но вы решили его родить и тревожитесь, что вам не хватит средств на его содержание, самое важное осознать, что денег нужно не так уж много.

Это мнение женщин, оказавшихся в такой же ситуации. Во-первых, государство выделяет определенные средства, во-вторых, есть возможность найти хотя бы небольшой заработок, пока малыш совсем маленький.

Чтобы развеять ваши сомнения, пообщайтесь на форуме с матерями, попавшими в такую же ситуацию.

Минимизировать тревожность во время беременности и боязнь родов помогут курсы для беременных, где родителям рассказывают всю информацию о том, как проходит беременность, как должны проходить роды.

Например, то, что во время родов в теле женщины выделяется специальный гормон, притупляющий боль и неприятные воспоминания, что есть специальные упражнения для облегчения боли при схватках.

Думайте во время родов о ребенке, о том, что он тревожится больше, чем вы (особенно если мама сильно кричит), и вам не будет так страшно за себя.

Первые месяцы после рождения. Когда кроха рождается, сразу появляется большая нагрузка. Малыш до года полностью в слиянии с мамой и требует к себе внимания, муж, в свою очередь, не может смириться с недостатком внимания жены.

Женщина ощущает давление со всех сторон, при этом нарастает тревога: “Я плохая жена”, “Я плохая мать, не справляюсь с обязанностями”, “Что мне делать?” Большая тревога также возникает по поводу физического здоровья малыша: все ли с ним в порядке? Многие мамы в страхе подходят к спокойно спящему младенцу, проверяя его дыхание, боясь синдрома внезапной детской смерти.

Getty Images/Fotobank

Выход: Не берите на себя слишком много обязанностей. Ваша главная функция на данный момент – заботиться о малыше. Для остальной работы по дому либо привлекайте помощников, либо делайте только то, что в ваших силах.

Что касается вопросов, связанных с уходом за ребенком, тревогу снять опять же поможет информированность (много информации по уходу за ребенком можно найти в специальной литературе и в интернете), а еще опытный педиатр, патронажная сестра или консультант по грудному вскармливанию.

Желательно заранее побеспокоиться о поиске квалифицированных специалистов, которым вы доверяете.

Для того чтобы меньше тревожиться за физическое здоровье малыша, важно осознать, что ребенок приходит в этот мир со своими задачами, и природа уже позаботилась о его физической сохранности.

Страх перед внезапной остановкой дыхания можно снять при помощи совместного сна. Во-первых, вы будете чувствовать малютку, во-вторых, близость с вами не даст ему уснуть слишком глубоко.

О совместном сне как о профилактике СВДС говорят проводимые исследования.

Дошкольный возраст. Когда ребенок начинает активно двигаться, у мамы нарастает тревога по поводу физической сохранности малыша: вдруг упадет, ударится, не то возьмет в рот, заболеет и т.д.

Тревожность мамы дошколенка часто связана с расставанием с ней, например, когда приходит время отдавать в детский сад или на занятия в развивающем центре: малышу будет плохо, с ним будут плохо обращаться, и т.д.

Выход: Чтобы унять тревогу по поводу “вездесущности” вашего малыша, будьте все время рядом, чтобы вовремя подстраховать, не ограничивая при этом и не мешая ребенку познавать пространство и получать свой собственный опыт.

При таком подходе очень скоро малыш сам научится осознавать, что делать можно, а что таит в себе опасность. Если вы боитесь, что малышу будет плохо без вас, узнайте больше о коллективе, пообщайтесь с воспитателем, прощаясь с малышом, обязательно обещайте ему: “Если ты вспомнишь, что меня радом нет, знай: я всегда за тобой приду”.

Поищите информацию об адаптации ребенка к детскому коллективу или обратитесь за рекомендациями к психологу.

Школьный возраст. В этом возрасте родителями часто руководит тревога неоправданных надежд. Вдруг оказывается, что ребенок недостаточно хорошо учится, выбирает не тех друзей, у него не те цели и т.д. А уж в подростковом возрасте тревогам нет числа: плохая компания, сигареты или наркотики, ранняя половая жизнь и т.д.

Выход: Примите как данность, что ваш ребенок не должен оправдывать ваши ожидания, принимайте и любите его таким, какой он есть, с “двойками” в дневнике.

Если у вас не будет больших ожиданий, не будет и боязни разочарования.

А если вы с раннего возраста не теряете контакта с вашим ребенком, если он любим, независимо ни от чего, если он знает, что всегда может на вас положиться, то риск попасть в нехорошую ситуацию или плохую компанию значительно снизится.

Чем опасна тревожность:

– излишняя тревожность во время беременности может привести к угрозе выкидыша. Боязнь родов может усилить тревожность малыша, которому и так приходится несладко;

– у тревожной мамы ребенок в первый год жизни становится очень капризным, постоянно просится на ручки;

– малыш в дошкольном возрасте сильно привязан к тревожной маме, не может отойти от нее ни на шаг. Ему тяжело дается общение с другими детьми и взрослыми.

Если мама постоянно боится, чтобы малыш не ушибся, не подрался, не взял в рот грязное, малыш: 1) будет стремиться именно туда, куда нельзя, что увеличит риск получения травмы; 2) не будет познавать границы своих возможностей, тогда в любой момент, когда мама на минуту отвлечется, он может не справиться с ситуацией и пострадать.

Деткам у тревожных матерей часто снятся кошмары. По наблюдению психологов, если мама очень боится, что ее ребенок заболеет, это на несознательном уровне провоцирует его болезнь;

– в школьном возрасте дети тревожных матерей пытаются изо всех сил оправдать их надежды и тем самым снять тревогу. В итоге они сами становятся тревожными, излишне переживают и не верят в собственные силы. У девочек это называется “синдром отличницы”.

Как победить тревогу

Прежде всего, прислушайтесь к своей тревоги и подумайте, с чем конкретным она может быть связана. Боитесь ли вы за здоровье малыша, переживаете за то, что он не найдет себе друзей или тревожитесь, что ребенок не оправдает ваших ожиданий?

Каким бы ни был ответ, начните действовать. Когда мы в тревоге, у нас нет возможности думать о чем-то, кроме своих страхов, и делать что-то, кроме хаотичных попыток унять свой страх.

Например, тревожная мать будет пичкать ребенка лекарствами вместо того, чтобы заняться укреплением организма, или ограждать его от всего, что может его травмировать, вместо того, чтобы терпеливо учить жить в окружении всех этих вещей.

Конструктивные действия помогут собраться с мыслями и задвинуть тревогу в дальний угол. Для начала займитесь сбором информации о проблеме, которая вас волнует: обращаясь со специалистами, читая статьи в интернете или же общаясь с родителями, попавшими в такую же ситуацию.

Иногда случается, что мамина тревога напрямую связана с предчувствием, когда с ребенком действительно что-то не так. Во многих случаях стоит прислушаться к таким тревогам.

Например, не повести малыша на прививку, если он какой-то вялый (во избежание осложнений); настоять на дополнительной диагностике, если врач только меняет препараты, а состояние ребенка не улучшается и т.д.

Стоит найти способ убедиться, что тревога действительно имеет под собой основание. Если же нет, то ваша тревога нерациональная.

Если никакие действия и разумные доводы против вашей тревоги не помогают и вы продолжаете тревожиться и переживать, в то время как количество поводов для вашей тревоги растет, стоит обратиться к психологу, пока ваша тревога не навредила развитию ребенка.

Татьяна Корякина

Источник: https://tsn.ua/ru/lady/dom_i_deti/deti/trevozhnaya-mat-chem-eto-opasno-i-kak-s-etim-borotsya.html

Коррекция и преодоление страхов у детей | Как бороться с детскими страхами

Тревога за ребенка: типичные страхи мам

Одна из самых распространенных причин обращения к детскому психологу – это детские страхи.

Страхи начинаются внезапно, и, казалось бы, без видимых причин. И вот малыш боится спать один, плачет, избегает ситуаций, которые вызывают у него тревогу, и не хочет находиться вдалеке от мамы. Или у подростка развивается настолько сильный страх быть отвергнутым сверстниками, что он избегает любого с ними общения.

Как бороться с детскими страхами?

Хочу сразу оговориться, не все детские страхи – это отклонение от нормы. Страх – это эволюционный механизм, позволяющий нам избежать опасности. Например, многие дети и взрослые испытывают страх при виде змей. Это вполне понятно. Змеи могут быть ядовитыми, поэтому стремление избежать с ними контакта может спасти нам жизнь.

Можно выделить несколько видов страхов, характерных для различных этапов развития детей.

Типичные страхи и ситуации, вызывающие тревожность, в первые года жизни ребенка:

  • громкие звуки или резкие движения;
  • перемены в жизни/домашней обстановке/ближайшем окружении;
  • большие предметы;
  • незнакомые люди;
  • разлука с близкими людьми.

Страхи и ситуации, вызывающие тревожность, характерные для дошкольников:

  • нахождение в темноте;
  • непонятные звуки ночью;
  • привидения и монстры;
  • животные, например, собаки.

Страхи и ситуации, вызывающие тревожность, характерные для младших и средних школьников:

  • змеи и пауки;
  • стихийные бедствия и другие природные явления;
  • самостоятельное нахождение дома;
  • гнев или неодобрение учителя;
  • непринятие сверстниками;
  • страшные новости, фильмы, или телевизионные передачи;
  • посещение доктора, болезнь, уколы, смерть.

Однако, эмоциональная реакция на ситуацию иногда становится непропорциональной той опасности, которую данная ситуация может представлять. Например, ребенок испытывает сильнейшую панику не только при виде живых змей, но и когда видит их изображение в книге или змею-игрушку в магазине.

Если подобные иррациональные реакции начинают влиять на отношения со сверстниками и взрослыми, вызывают ухудшение сна, негативно влияют на успехи в школе, то это означает, что страхи начинают превращаться в фобии и навязчивые состояния.

В таких случаях для преодоления страха у детей необходимо обращение к детскому психологу.

Тревожность и страхи – это естественная часть нашей жизни. Дети часто испытывают тревогу в ситуациях, которые для них непривычны или требуют испытания их сил или умений. В процессе взросления, дети учатся справляться со своими страхами, что в свою очередь помогает им развить чувство уверенности в себе и осознать свою способность управлять своей судьбой.

Однако, если Вы заметили, что Ваш ребенок начал бояться и избегать определенных ситуаций или людей, стал раздражителен или плаксив, начал испытывать трудности с засыпанием или его часто мучают ночные кошмары, ему сложно сконцентрироваться, он часто жалуется на то, что у него болит голова или живот (при этом врачи не могут найти каких-либо заболеваний, вызывающих эти симптомы), то скорее всего Ваш ребенок испытывает высокий уровень тревожности. В данном случае, ему необходима помощь родителей и психолога.

Для правильной коррекции страхов у детей необходимо помнить следующее:

  • Не пытайтесь «отговорить» ребенка от чувств, которые он испытывает. Страхи для него реальны и попытки преуменьшить их значимость может привести к тому, что ребенок просто закроется и перестанет делиться тем, что его тревожит.
  • Сохраняйте спокойствие и уверенность в себе, потому что то, как Вы говорите с ним о страхах так же важно, как и что Вы говорите.
  • Если Вы решили помочь ребенку справиться со страхами, то Вам необходимо найти «золотую середину» – не заставляйте его «встретиться со страхом», если он к этому не готов; при этом, не позволяйте ему полностью избегать разрешения тревожащей его ситуации.
  • Помогите ребенку найти и использовать различные способы снижения тревоги. Например, с маленькими детьми используйте игру, рисование, лепку, и т.п., чтобы научиться говорить и справляться со страхами. Со старшими детьми, говорите с ними о том, что их тревожит, используйте ролевые игры, и т.д.
  • Поощряйте даже маленькие шаги, которые ребенок предпринимает для того, чтобы преодолеть свои страхи и тревогу.

В различные возрастные периоды тревожность у детей выражается по-разному, поэтому и помощь родителей будет отличаться.

Тревожность в первые годы жизни

В младенческом возрасте у ребенка закладывается базовое доверие к миру и окружающим. При этом, ребенок воспринимает мир сквозь призму отношений с родителями. Тревожность у младенцев возникает, если родители его оставляют и(или) не могут адекватно ответить на его потребности в защите, уходе, питании.

Поэтому в этом возрасте, как никогда, важны постоянство, стабильность, и предсказуемость окружения.

Постоянный контакт с мамой, который включает разговоры, пение, контакт глазами, физический контакт – формирует основу для чувства защищенности и доверия, создавая своеобразный иммунитет от развития патологической тревоги будущем.

Детские страхи у дошкольников

Мир дошкольников постепенно расширяется – они начинают встречаться с новыми людьми и ситуациями, которые могут спровоцировать тревогу и страхи. В этом возрасте у детей бурно развивается воображение, которое часто подпитывает тревогу и страхи.

В то же время, у дошкольников еще не развиты навыки саморегуляции – они не могут себя успокоить. Более того, в ситуациях, которые вызывают у них страх и тревогу, им очень сложно отличить воображаемое от действительности и эмоции их полностью захватывают.

Для того, чтобы помочь дошкольникам преодолеть свои страхи, можете использовать следующие методики коррекции страхов:

  • Используйте рисунки, лепку, игру для того, чтобы понять, что тревожит ребенка и помочь ему выразить свои чувства.
  • Разбейте процесс преодоления страха на маленькие шажки. Например, если Вы хотите помочь ребенку преодолеет страх темноты, то можете начать с того, что читаете ему книжку перед сном при приглушенном свете, потом при свете фонарика с выключенным светом, и т.п.
  • В ситуациях, которые страшат ребенка, помогите ему испытать позитивные эмоции. Таким образом, подобные ситуации у ребенка начнут ассоциироваться не только со страхом, но и с другими эмоциями.

Преодоление страха у детей-школьников

В этом возрасте дети начинают осознавать и сталкиваться с реальными ситуациями, которые несут опасность и угрозу, такие как стихийные бедствия, преступления, серьезные заболевания, и т.п. При этом, у школьников начинают быстро развиваться как когнитивные способности, так и навыки саморегуляции, которые могут быть использованы для преодоления тревожности и страхов.

Как в этом возрасте могут помочь родители?

  • Если Вы заметили, что ребенок начинает тревожиться в определенных ситуациях, узнайте, что конкретно его страшит. Никогда на не подразумевайте, что является источником его тревоги.
  • Помогите ребенку развить умение по-другому смотреть на ситуацию. Например, если ребенок сильно тревожится о том, что забудет домашнюю работу, потому что опасается реакции учительницы, то расспросите его о том, как учительница реагировала, когда другие ученики забывали домашнюю работу. Если ребенок боится грозы, попросите его узнать и «научить» Вас тому, как себя вести во время грозы.
  • Если у ребенка ярко выражены физические симптомы тревоги, такие как проблемы со сном, трудности с засыпанием, и т.д., то научите его упражнениям по релаксации и аутотренингу.

Во многих случаях родители могут помочь ребенку успешно справиться со страхами. Однако, если Вы заметили, что Ваш ребенок продолжает испытывать постоянную тревогу, то квалифицированный психолог может помочь ребенку и Вам разобраться как в причинах страха, так и в способах их преодоления.

Поделитесь ссылкой со своими друзьями:

Источник: http://www.kushetka.com/articles/semeynaya-i-detskaya-psihologiya/detskie-strahi/

Для родителей
Добавить комментарий