Учим ребенка различать цвета

Как научить ребенка различать цвета. Консультация для родителей

Учим ребенка различать цвета

Волкова Наталья Владимировна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад N25 « Ромашка», г.Верхний Тагил.

С какого возраста ребенок может   различать и называть цвет.
      Все дети с раннего детства замечают и видят, что цвета не одинаковые. Но запоминать названия цветов, то есть слова, которыми они обозначаются, дети учатся уже после того, как научились говорить.

А полностью различать и называть цвета – после достижения определенного уровня интеллектуального развития. Распознавание цветов и оттенков – относится к сфере лингвистики, поэтому учить ребенка узнавать цвета можно с раннего младенчества.

Но малыш запомнит названия цветов и сможет их называть только тогда, когда сформируется речь.

Правила обучения цветам ребенка.

Начните с акцентирование внимания на цвете предметов, затем перейдите к сортировка предметов по цвету. Малыш не сможет выучить цвета, если вы просто будете называть что какого цвета, необходимо дать ему понять, что существуют разные цвета. После того, как ребенок освоит основные цвета, можно сортировать цвета на теплые и холодные.

  • Всегда произносите цвет в разном контексте, чтобы ребенок не воспринимал это как одно слово: это красный шарик, шарик красного цвета, это шарик, он красный и т.п.
  • Привязывайте цвета к предметам;
  • Не начинайте изучать новый цвет, пока ребенок не усвоит предыдущий! (начинаем с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым, синим)
  • Учите нецеленаправленно, а между делом и в игровой форме.
  • Учитывайте возраст ребенка, характер (есть дети, которые медленно усваивают информацию, зато запомнив в спокойной обстановке один раз, уже никогда не забывают, другим – достаточно повторить один раз, и они все запоминают, но только в подвижной игровой форме и т.п.

Учим различать и называть цвета.
С 1 года до 2-х лет    С этого возраста можно уже включать в процесс изучения цветов – сортировку по цветам: строить синие и зеленые башни из кубиков, проговаривать названия цветов пирамидки и т.п.

Не нужно просить ребенка запомнить название цвета, главное в этом возрасте, научить ребенка правильно раскладывать и сортировать предметы по цветам. Пусть он путает названия, но правильно кладет зеленый кубик в зеленую коробочку.

Чтобы ребенку легче было ориентироваться в цветах на первых порах, положите по одному кубику в каждую коробку и скажите: “Положи в эту коробку такие же кубики, как этот”.

Уже можно лепить из пластилина одного цвета, называя его, рисовать, вместе наклеивать наклейки разных цветов.

С 3-х лет и далее

    К 3-м годам малыш уже вступает в активную фазу познания мира. А значит, для того, чтобы лучше усвоить цвета, он должен двигаться, трогать, бросать, кидать, перекладывать, сыпать и активно участвовать в процессе, например, рисовать, лепить из пластилина, наклеивать наклейки, кормить зверей и т.п.    Когда малыш рисует, достаточно просто упоминать, каким цветом он рисует  « а глазки мы нарисуем синие, а волосы желтого цвета, травку нарисуем зеленую…» и т.п. Когда ребенок немного подрастет, можно попробовать вместе с ним смешивать краски и смотреть какой цвет получился.

  Чтобы научить различать цвета нужно привязывать их к предметам, например, рассматриваете книжку и поясняете – зеленые листики на деревьях, желтое солнышко и т.д. Пусть ребенок все видит в сравнении, не надо требовать запомнить и повторять сто раз, пусть это будет естественно.

Несколько несложных правил обучения цветам.

• Когда одеваете ребенка, называйте цвет одежды; • Рассматривая на улице что-либо, называйте цвет; • Когда рисуете или играете с ребенком, называйте цвет; • Когда обедаете, сервируйте стол вместе с малышом, купите салфетки и тарелки разных цветов, когда даете кружку малышу – называйте цвет его любимой кружки (игрушки, горшка, вещи и т.п.)

• Проговаривайте свои действия, упоминая цвета: в песочнице – ведерко красное, лопатка зеленая и т.п

Простые игры для запоминания цветов     В игры, которые помогают запомнить цвета, можно играть где угодно: на детской площадке, дома, в транспорте.

1. Найти как можно больше предметов одного и того же цвета (например в квартире).

2. «А у тебя – а у меня» – у меня колготки черного цвета, а у тебя? У меня туфли красного цвета, а у тебя? И так далее.
3. Рассыпьте разноцветные карандаши, покажите карандаш любого цвета и попросите малыша «Дай мне такой же».
4. Дарить игрушкам предметы определенного цвета: мишке все коричневое, зайке все оранжевое и так далее.
5. Что бывает зеленым? (или – что бывает красного цвета?).
6. Сортируем игрушки: нет ничего проще, когда вы убираете вместе с малышом комнату, сортировать игрушки по цвету.
7. Кормим зверей цветной едой. Например, кошка ест только белые кубики(молочные), обезьяна любит желтые бананы( все предметы желтого отдаем ей).
8. Читать стихи о радуге.
9. Учить цвета с помощью машин на улице. Это очень увлекает не только детей, но и взрослых.
10. Самый вредный способ обучения цветам – учить различать цвета с помощью цветных конфет, драже. Угадал – съел. Не угадал, кладет в сторонку.
11. Сделать цветные домики для любимых героев из мультфильмов.

12. Взять цветной картон, вырезать цветные фигурки (кружочки, квадратики и пр.). Разложить целые цветные листы и просить ребенка отнести фигурку на коврик того же цвета, называя при этом цвета: отнеси желтый круг на желтый коврик, а теперь красный треугольник на красный коврик.

Источник: http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac3290.html

Как научить ребенка различать цвета? Игры и советы

Учим ребенка различать цвета

2016-05-10

Уже давно я обещаю написать статью про то, как научить ребенка различать цвета и про то, как мы делали это с Таисией. Судя по количеству приходящих мне вопросов, эта тема интересует многих мам.

Это неудивительно, ведь знание цветов – это неотъемлемая часть сенсорного развития малыша. Знакомство с цветом значительно расширяет представления ребенка о мире, позволяет ему классифицировать все окружающие предметы еще одним способом – по цвету.

Кроме того, умение различать цвета открывает перед ребенком новый пласт интересных развивающих игр.

Когда ребенок начинает различать цвета?

Специалисты утверждают, что для ребенка мир приобретает краски уже в течение первых 3-4 месяцев жизни.

Действительно, ребенок может обращать внимание на контрастные рисунки, неодинаково реагировать на погремушки разных цветов, но об осознанном разделении цветов в этом возрасте, конечно, говорить еще рано.

Умение находить определенный цвет среди остальных и уж тем более называть цвета появляется у малыша значительно позже, не раньше 1-1,5 лет. Ну а точные сроки зависят исключительно от того, будете ли вы уделять внимание изучению цветов с ребенком.

Называть цвета вовремя игр с малышом можно уже и до года, вреда от этого не будет. Ну а после года можно вводить специальные «цветовые» игры, о которых пойдет речь в этой статье. Эти игры подойдут и для малышей 2-3 лет, которые еще путаются в названиях цветов.

Готовность ребенка к запоминанию названий цветов можно очень просто проверить. Играя, с кубиками (конструктором, шариками в сухом бассейне…), возьмите, например, красный кубик и попросите малыша найти точно такой же, одинаковый. Если ребенок понял вас и справился с задачей, можно утверждать, что цвета он различает и готов к изучению их названий.

Учим цвета во время повседневных игр и прогулок

Вообще говоря, я убеждена, что для того, чтобы научить ребенка различать основные цвета, нет большой необходимости в специальных занятиях, достаточно просто регулярно называть цвета во время ваших обычных игр.

Рисуете – обязательно проговаривайте цвета карандашей, строите из кубиков, конструктора или мозаики – тоже не забывайте вспоминать оттенки деталей.

То же касается и одевания, прогулки, лепки, аппликации и других ваших любимых занятий – в разговоре постоянно называйте цвета окружающих вас предметов и игровых материалов.

Только помните, что «учить цвета» — это вовсе не значит, что надо постоянно экзаменовать ребенка «Скажи, какой это цвет», «Покажи, где красный» и т.п. Ребенок, как и любой другой человек, не слишком любит, когда ему устраивают проверку знаний, поэтому поначалу просто называйте цвета и сами отвечайте на свои вопросы «Где у нас желтый кубик? Вот он!» «Давай нарисуем траву зеленым карандашом».

1. Сортировка по цветам

В «сортировочных» играх от ребенка требуется разделить предметы на группы, ориентируясь на их окраску, от вас же требуется постоянно озвучивать названия цветов, чтобы они отложились в голове у малыша. Что можно сортировать? Вот несколько вариантов игры:

  • Из любой ненужной коробки вы можете сделать цветовой сортер, достаточно обклеить коробку цветной бумагой и сделать несколько прорезей. Проталкивать в прорези можно детали мозаики, разноцветные скрепки, пуговицы и т.д. Наш сортер сделан из коробки от чая и деталей мозаики. Встречаются иногда и готовые варианты.
  • Сортируем бусины по мискам. Представьте вместе с малышом, что бусины – это конфеты, которыми надо угостить ваших игрушечных друзей. При этом мишка любит только зеленые конфеты, а львенок – только красные, надо очень постараться никого не обидеть
  • Выкладываем на полу игрушки и другие небольшие предметы обихода и предлагаем малышу рассортировать их по коробкам соответствующей окраски. Вместо коробок можно подготовить большой лист бумаги с разноцветными секциями. У нас игра проходила гораздо динамичнее, когда мы распределяли цветные секции между Таисией и ее любимой игрушкой. Например, Тася отбирала все красные предметы, а кукла Маша – желтые.
  • Находим маму-наседку для каждого яичка, ориентируясь на окрас.

Все яички складываем в прикрепленный к курице обрезанный пластиковый стаканчик.

Вариантов цветных сортировок можно придумать огромное количество, все их тут не перечислить. Вы можете раскладывать разноцветных бабочек по цветочкам, фрукты и овощи по корзинкам, а разноцветных зверюшек расселять по домикам… Кстати, в Копилке игр от читателей есть еще хорошие варианты цветной сортировки.

2. Игры из серии «Подбери пару»

Игры из разряда «Подбери пару» хорошо применимы и для изучения цветов. Можно подбирать крышки для домиков, колпачки для гномиков или клоунов, жилище для разноцветных человечков и т.п.

Можно попробовать такой вариант игры: разложите перед малышом заранее неправильный вариант и попросите его исправить ошибки.

3. Цветное лото

Игры по принципу лото становятся интересны детям примерно в год с небольшим. Конечно, пока малыши не играют по взрослым правилам, а просто подбирают карточки к игровому полю с картинками.

В цветном лото на каждом игровом поле картинки имеют только один цвет. (Пример цветного лото можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ). Поэтому чтобы собрать такое лото, ребенку нужно отобрать карточки заданного цвета среди остальных и правильно разместить их на поле.

В более усложненной версии можно одновременно использовать 2-3 игровых поля, а также учиться сопоставлять цветные и черно-белые изображения, как в игре «Гномики и домики» (Ozon, My-shop, Read) от «Школы семи гномов».

4. «Цветные» дни

Этот метод знакомства с цветом сейчас очень популярен. Заключается он в том, что в течение одного дня (а некоторые даже растягивают это удовольствие на целую неделю) ребенок очень часто «наталкивается» на один и тот же цвет, регулярно слышит его название и соответственно быстро запоминает.

Так, в день красного цвета вы с малышом можете одеться в красную одежду, отыскать все красные игрушки и даже поесть красные фрукты и овощи. Разумеется, все это время вы будете напоминать ребенку о том, какой цвет встречается у вас на пути.

Вот примерный список того, что можно делать в «цветной» день:

  • Разглядываем вместе с малышом заранее подобранные игрушки изучаемого цвета;
  • Надеваем одежду соответствующих тонов;
  • Проходим по квартире в поисках игрушек и других предметов изучаемого цвета;
  • На прогулке отыскиваем машины нужной нам окраски;
  • Играем с цветовой сенсорной коробокой;
  • Рассматриваем книгу или карточки с картинками нужного нам цвета (скачать пример карточек);
  • Лепим из пластилина, используя только цвет этого дня. Аналогичный подход можно применять и в рисовании, и в аппликации;
  • Играем в лото заданного цвета (см.выше);
  • Включаем в меню продукты изучаемого цвета (Например, для красного дня подойдут: ягоды, помидоры, красные яблоки, гранаты; для зеленого: виноград, зеленые оливки, салат, горошек, зеленые яблоки, стручковая фасоль, киви, авокадо; для желтого: банан, кукуруза, желтые яблоки, лимон, масло, сыр, ананас; для белого: рис, творог, манная каша, молоко; для оранжевого: морковь, абрикос, тыква, апельсин)

5. Карточки Домана «Цвета»

Если честно, я считаю, что изучение цветов по карточкам Домана – это самый простой и в то же время самый эффективный метод , особенно если речь идет не о слишком «ходовых» тонах.

На занятия по Доману требуется минимум усилий и времени, а цвета   запоминаются практически гарантировано, особенно, если раньше малыш уже имел опыт взаимодействия с карточками.

Только помните, для того, чтобы через месяц выученные цвета не вылетели у ребенка из головы, их названия необходимо закреплять посредством других игр (сортировать по цветам, играть в лото и т.п.).

Что еще важно: учите только те оттенки, которые вы сами различаете и названия которых вы действительно готовы употреблять в своих играх и беседах. Не стоит увлекаться наборами вроде «100 цветов» от «Умницы». Какой смысл учить, например, пурпурный оттенок, если встретив его в жизни, вы сами, скорее всего, назовете его фиолетовым. Это только запутает ребенка.

Мы с дочкой принялись за изучение цветов по карточкам в 1 год 4 месяца (к тому времени Тася уже знала и показывала четыре основных цвета).

По карточкам за несколько дней мы запомнили еще 14 цветов (итого в нашем арсенале стало 18) и начали упоминать их названия в своих играх.

Тех, кто скептически относится к методике Домана, могу заверить, что Таисия и по сей день не забыла ни одного из изученных тогда цветов!

Подробнее о методике Домана и о принципах занятий читайте здесь. «Цветные» карточки можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ, а купить ЗДЕСЬ.

6. Настольные игры

После 2-2,5 лет для закрепления знаний о цветах можно использовать настольные игры. Вот, например, хороший вариант:

Колорама (Ozon, My-shop) и ее аналог — игра «Фигуры» , о них я писала раньше здесь.

Развивающие мультфильмы

Хорошим подспорьем в изучении цветов могут стать развивающие мультики. Пара мультфильмов на эту тему:

Книги

Не забывайте и о книгах. В стихотворно-художественной форме про цвета можно почитать, например, в «Разноцветной книге» Маршака, или у Сутеева в рассказе «Петух и краски» (как правило, публикуется в сборниках Сутеева).

Из обучающих книг можно посоветовать:

«Учим цвета и числа» (Ozon, Лабиринт, My-shop),

либо похожий по своей задумке «Большой атлас животных» (Ozon, Лабиринт, My-shop). И там, и там на одном развороте собраны предметы / животные одного цвета.

А также пособие с наклейками – «Что бывает синим» (Ozon, My-shop, Read).

На этом все. Как всегда желаю вам ярких и интересных игр с малышом! Буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм, , .

Искренне ваша, Яна Разначенко

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

ГОТОВЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ С РЕБЕНКОМ ПО ВОЗРАСТАМ

ПРОСТЫЕ ПОДЕЛКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ (С ШАБЛОНАМИ)

Источник: https://jili-blog.ru/kak-nauchit-rebenka-razlichat-cveta.html

Как научить ребенка различать цвета

Учим ребенка различать цвета

Поездка в Disneyland в Париж! Купите продукт “Растишка” на сумму от 2 рублей, загрузите чек на сайте rastishka-promo.

by и выиграйте сертификат на поездку в Disneyland! А также участвуйте в еженедельном розыгрыше классных призов! Герои мультфильма «Холодное сердце 2» теперь
на упаковках Растишки! Встречайте героев анимационного фильма «Холодное сердце» на творожках и йогуртах «Растишка»! Любимые вкусы в новой

упаковке уже на полках магазинов.

Йогурты и творожки “Растишка” обогащены Ca и D3. 100 г йогурта или творожка обеспечивают 20-27% суточной потребности в кальции детей дошкольного и школьного возраста.

«Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребенку для роста и развития»
(Б. А. Базыма)

Если вы хотите научить ребенка различать цвета, стоит разобраться в особенностях детского восприятия, чтобы правильно организовать процесс обучения и не требовать от ребенка невозможного. Итак…

razvitie-krohi.ru

Возрастные особенности цветовосприятия

  • Новорожденные видят мир черно-белым.

Показывайте черно-белые орнаменты и геометрические фигуры.

  • В 4-5 месяцев ребенок может распознавать основные цвета спектра.

Показывайте ему чистые оттенки, без примесей и переходов цвета. В этом возрасте малыш лучше видит красные оттенки, с них и начинайте знакомство с цветом.

  • К 7-му месяцу у ребенка появляется возможность различать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий).
  • Дети учатся различать и запоминать цвета благодаря ассоциациям. 

Ребенок воспринимает цвет в единстве с предметом и словом. Например, «желтый» — это лимон или солнышко. Если показать малышу картинку, где солнышко зеленого цвета, вы поставите его в тупик. На вопрос «Что это?» он, возможно не сможет ответить.

  • Полноценное цветовосприятие формируется у ребенка к восьми годам. 

Чувство цвета можно развить. Начните изучение цветов с базовых, а затем подключите оттенки.

  • Аномалии цветоощущения у детей встречаются приблизительно с такой же частотой, как и у взрослых.

Если заметите какие-то отклонения, обратитесь за консультацией к врачу.

  • Цветовые предпочтения меняются с возрастом.

Дети любят цвет, реагируют на него, играют с ним. Знакомство с цветом помогает им познавать окружающий мир, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. У детей разного возраста цветовые предпочтения отличаются. Это стоит учитывать при оформлении интерьера детской комнаты, покупке одежды и пр.

Как учить с ребенком цвета в 1-2 года

www.o-krohe.ru

Можно ли учить с ребенком цвета, если он еще не умеет говорить? 

Не только можно, но и нужно! Ребенок способен понять и запомнить то, что вы будете ему рассказывать и показывать. А повторить слова он сможет позже, когда научится говорить, пока достаточно того, что он может указать на нужный цвет или предмет пальчиком.  В будущем, когда он сможет осознанно строить фразы, он с легкостью сможет объяснить разницу между тем или иным цветом.

С какого цвета начать?

  • По мнению педагогов, надо начинать обучение с красного и желтого цвета.
  • Начинайте изучать цвета с любимого фрукта. Если ребенок любит апельсин, он легко запомнит оранжевый цвет.
  • Можно играть с пластилином или цветным тестом и называть ребенку цвета. Трогая пластилин, контактируя с ним, ребенок быстрее запомнить тот или иной цвет.
  • Предлагайте карандаши и фломастеры для рисования, называя, какого они цвета. Как можно чаще употребляйте эти названия: «Подай мне, пожалуйста, красный карандаш», «Давай закроем колпачком синий фломастер».

zhenomaniya.ru

  • Из игрушек для запоминания цветов хорошо подходят пирамидки, кубики, крупные детали конструктора, формочки, разноцветная посудка, крупная мозаика и др.

heaclub.ru

  • Почаще озвучивайте цвета и действия с цветными предметами: «Мишка любит пить из КРАСНОЙ чашки, кукле Маше нравится ЗЕЛЕНОЕ платье».
  • Учите цвета во время прогулок. «Мы идем по зеленой траве», «смотрим, какие синее небо!», «Вот папина черная машина». 
  • Сравнивайте тот или иной цвет со знакомыми малышу предметами. «Лопатка красная, как твоя шапочка», «Это ведерко такое зеленое, как огурец». 

Как учить с ребенком цвета в 3-4 года

  • Включайте образовательные мультики, где четко называют цвета разных предметов.
  • Если разрешаете ребенку играть в компьютерные игру, подберите такие, где необходимо собирать или разбивать предметы по цветам.
  • Играйте в цветной конструктор, создавая фигуры определенных цветов и называя их.

s1.maminklub.lv

  • Предлагайте сортировать предметы по цветам. 

mama-love.ru

Чем младше ребенок, тем меньше предметов для сортировки нужно ему предлагать.

heaclub.ru

  • Сделайте своими руками дидактические игры.

s1.maminklub.lv

  • Придумайте «цветные сказки». Например: » Жил-был носовой платочек. Однажды он упал в чашку с красным компотом и сам стал красным».
  • Произносите названия цветов в разном контексте: «Это красный шарик», «Шарик красного цвета», «Это шарик, он красный» и т.п. Откажитесь от уменьшительно-ласкательных слов (синенький, красненький).
  • Разрешите ребенку поиграть с продуктами и предметами на кухне. Все можно трогать и даже есть! Но сначала нужно разложить по кучкам в соответствии с цветом. Например, лимон, банан и тарелка — желтые, перец, помидор и кастрюля — красные и т.п. 
  • Поиграйте в игру «Колпак». Сделайте из разноцветного картона колпачки.  Рассказывайте стишок, а ребенок пусть выбирает нужный колпак: «Еду, еду в гости на лошадке в желтой (любой цвет) шапке».
  • Поиграйте в игру «Найди лишний».Возьмите 2-3 предмета одного цвета и один совершенно другого. Предложите ребенку исключить предмет, который отличается от остальных по цвету.

Как учить с ребенком цвета в 5-6 лет

  • Активно используйте стихи, в которых встречаются названия цветов.
  • В возрасте 5-6 лет детям очень нравятся раскраски. Используйте это, чтобы выучить как можно больше названий цветов.

Выбирайте изображения с крупными деталями и жирным контуром. Рекомендации ТУТ. Есть раскраски-подсказки с цветными контурами.

Раскрашивая, повторяйте названия цветов, рассказывайте, какие они красивые, какие карандаши похожи по цвету, а какие различаются.

  • Игра «Путаница». Как правило, после занятий рисованием на столе колпачки и фломастеры лежат отдельно. Маленькая хитрость, чтобы навести порядок и спасти от высыхания художественные материалы: закрыть каждый фломастер (цветные ручки) своим колпачком, не перепутав цвета.
  • Для изучения цветов с детьми 5-6 лет используйте настольные игры. Например, «Лото».
  • Учите ребенка собирать игрушки. Но не просто так, а по цветам. Например, сейчас мы убираем все красное. Готово? Теперь ищем на полу все зеленого цвета. Помогайте малышу, этим вы не только помогаете ему выучить цвета, но и воспитываете маленького помощника. 
  • Помните правило: «Выучили новый цвет — применяем».

Чем чаще вы будете побуждать ребенка называть и показывать то, что недавно узнали, тем лучше он это запомнит. 

Если ребенок ленится, плохо запоминает или неправильно произносит названия цветов, не паникуйте и не ругайте его. Постарайтесь разнообразить игры с цветами, поэкспериментировать с новыми способами запоминания.

Источник: http://rastishka.by/articles/kak-nauchit-rebenka-razlichat-cveta/

Учим с ребенком цвета на домашних занятиях

Учим ребенка различать цвета

Знакомство с цветом, пожалуй, одно из первых представлений об окружающем мире, которое доступно даже очень маленькому ребенку. И это понятно, ведь по утверждению специалистов, кроха уже с двух-четырех месяцев может распознавать цвета.

Но, несмотря на то, что цветовое восприятие заложено у ребенка с рождения, правильное называние и различение цвета требует целенаправленного обучения. В домашних условиях подобное обучение можно проводить даже с грудничками, так как пассивные знания со временем переходят в активные, если они постоянно побуждаются взрослым.

Более того, это просто необходимо для крохи, так как раннее обучение цветовосприятию обогащает знания об окружающих предметах, способствует сенсорному (чувственному) развитию.

Педагоги обращают внимание родителей на то, что малыш может путать цвета в раннем возрасте, так как полноценные знания о цветовой гамме устанавливается у него только в старшем дошкольном возрасте. Поэтому подобные пробелы не должны волновать родителей. Главное, к чему они должны стремиться, как научить ребенка различать цвета правильно.

Каждому возрасту своя цветовая гамма!

Прежде чем начинать домашнее обучение, родителям не помешает знание о возрастных этапах распознавания цвета у детей, чтобы ненароком не наделать ошибок. Педагоги подчеркивают, что палитра цвета открывается ребёнку постепенно, поэтому надо начинать с основных цветов, затем переходить к их оттенкам.

Родителям будет интересно узнать, что младенец сначала воспринимает цвета в теплых тонах (красных, желтых, оранжевых), поэтому лучше, если первые игрушки для бодрствования будут именно такой расцветки. Затем цветовой спектр расширяется, к концу первого года малыш уже различает холодные тона (зеленые, синие предметы).

При правильном обучении кроха шагает по ступеням цветовой палитры следующим образом:

  • в раннем возрасте дети должны знать четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый) и дополнительные контрастные (черный, белый);
  • при обучении младших дошколят к основным добавляются оранжевый, фиолетовый, но главное, малышу становятся понятны не только сами цвета, но и некоторые их оттенки (например, голубое небо, розовый цветок, серый волк);
  • средний дошкольный возраст характеризуется тем, что пятилетние детки учатся дифференцировать оттенки, например, светло-зеленый, темно-зеленый, изумрудный;
  • старшие дошколята не только уверенно называют цвета, но и активно используют их оттенки в творческой деятельности (светло-коричневая шерстка у собаки, темно-серая туча).

Важно: нужно учитывать, что шестилетние дети любят самостоятельно создавать разнообразные оттенки цветов при смешении красок, хорошо знают тона, например, малиновый, сиреневый, бирюзовый. Поэтому в доме всегда должны быть краски для творческой деятельности дошколенка.

Как научить ребенка цветам: советы родителям

Специалисты утверждают, что приучить ребенка называть и отличать цвета совсем нетрудно, если правильно подойти к домашнему обучению.

Можно даже не организовывать каких-то специальных занятий, а использовать всевозможные приемы в окружающей обстановке.

В педагогике существует много приемов, при помощи которых легко и просто научить дошколенка уже в раннем возрасте различать основные и дополнительные цвета:

  1. Повседневное общение. Каждый момент жизни ребенка может стать эффективным приемом обучения: приготовление любимого салата с мамой, для которого нарезаются красный помидор, зеленый огурец, желтый перец. Или по дороге из детского садика домой можно сосчитать все мимо проезжающие красные машины. Или во время прогулки составить букет из осенних листьев (красных, желтых, оранжевых, зеленых).
  2. Организация “цветного” дня в семье. Взрослый специально создает ситуацию, когда ребенок в доме постоянно сталкивается с вещами определенного цвета. Например, день желтого цвета для детей предполагает, что в этот день в доме все пользуются желтыми полотенцами и салфетками, желтой посудой, одеваются в одежду желтого оттенка, в игровом уголке игрушки только желтых тонов. Даже еда может быть насыщена желтым цветом, например, яблоки, бананы, сыр, масло, яичница. Специалисты хвалят такой прием, говорят, что он приносит ощутимые результаты. Правда, его могут использовать только творчески настроенные родители, так как вместе с малышом надо искренне удивляться одному и тому же цвету во многих домашних вещах, постоянно называть его, читать веселые стишки, петь песенки. Например, “желтый цвет похож на солнце, в небе солнышко смеется!”, “носит одуванчик желтый сарафанчик”. Для разнообразия этот прием можно дополнять наблюдением за объектами на улице: одежда прохожих, витрины магазинов, машины, светофор.
  3. Занятия творчеством. Все взрослые знают, что дошколята очень любят рисовать, конструировать, лепить, вырезать. Творческая деятельность может стать отличным средством – подсказкой, как выучить цвета с ребенком. Главное, позаботиться, чтобы в домашнем изоуголке всегда были краски, карандаши, бумага, пластилин, разнообразные конструкторы. Близкие вместе с дошколенком могут там творить, фантазировать, изготавливать поделки, строить дома, машины. При этом взрослый постоянно советуется с ребенком, каким цветом будет та или иная деталь, побуждает повторять названия цветов, которые нужны для создания образов, например, желто – зеленая гамма при рисовании природы, голубая – небо и море.
  4. Дидактические игры на цвет и форму. Развивающие игры и игрушки являются неоценимым подспорьем, чтобы в игровой форме быстро научить детей распознавать цвета.Сейчас предлагается много подобных игрушек, которые родители могут приобрести в домашний игровой уголок. Принцип выбора должен быть следующим: доступность, простые правила, привлекательность. Для домашних занятий актуальны игры по типу группировки “Разложи правильно” (фигуры группируются по соответствующим цвету и форме), игры по типу лото “Цвет, форма, величина”, “Закрой окошко в домике” (выкладывание маленьких форм на большую карточку), игры по типу составления спектра “Собери букет”, “Цветик – семицветик” и подобные. Хороши такие игрушки тем, что их можно сделать самим в домашних условиях из бросового материала (коробочек, пластиковых стаканчиков, бумаги, картона).
  5. Детские книжки с иллюстрациями и заданиями. Красочные картинки всегда привлекают внимание ребятишек. Как научить ребенка различать цвета при помощи книжек? Вместе с ребенком можно рассматривать иллюстрации к прочитанным произведениям и обсуждать их в плане цвета, например, как одеты герои, как художник – иллюстратор цветовой гаммой передает их настроение. Популярны среди дошколят развивающие пособия с разнообразными заданиями, “цветными” стишками, например, книжки Олеси Жуковой “Учим цвет и форму”, Галины Шалаевой “Цвета”, Евгении Юрченко “Учим цвета” и других авторов.
  6. Сюжетные игры. У каждого дитя дома есть любимые сюжетные игрушки (куклы, мишки, машины, кубики, ведерочки, совочки и т. д.), которые могут пригодиться, чтобы в игровой форме научить ребятишек запоминать название цвета. С этой целью можно увлечь детвору совсем простыми игровыми сюжетами, например, “Построим каждой цветной машинке свой гараж”, “В гости к любимому мишке”, “Вырежем бумажной кукле платье из цветной бумаги”, “Приготовим угощение из цветного льда” и другие подобные. Главное – творческое отношение родителей к детской сюжетной игре, ведь разыгрывание сюжета поможет ненавязчиво закрепить цвета и их оттенки. В них не только учим цвета, но и развиваем речь, формируем интеллект, ребенок приобретает новые знания, сопереживает, проявляет эмоции.

Важно: дети хорошо воспринимают информацию о цвете, если у них идет полноценное речевое, умственное и эмоциональное развитие.

Учим цвета в игре!

Для любящих родителей не будет проблемой, как научить ребенка различать цвета, если они будут постоянно играть с ним. В настоящее время создано множество игр, которые направлены на пополнение и закрепление знаний об окружающем мире, в том числе и цветах. Наиболее популярные и любимые детьми игры, при помощи которых учим цвета:

“Вкладыши”

Игры – вкладыши доступны даже маленькому ребенку. С их помощью он не только распознает цвет, но и развивает мелкую моторику, обогащает знания о форме, величине предметов.

Правило игры у многих вкладышей одинаковое: в емкость с прорезями геометрической формы нужно вставить соответствующие по цвету, форме и размеру фигуры. Для большей заинтересованности ребятишек игрушки представлены в виде объемных домиков, ящичков, цветочков, паровозиков или плоскостных рамок.

Родитель может выбрать вкладыши, исходя из возраста и интересов своего чада. Можно соорудить игру самостоятельно, прорезав в коробке отверстия геометрической формы и обклеив каждую сторону цветной бумагой. Для проталкивания внутрь пригодятся мелкие игрушки, детали конструктора, мозаики.

Нельзя использовать очень мелкие или острые детали, играть в самодельные вкладыши лучше вместе с деткой. Сейчас стали очень популярны рамки – вкладыши Монтессори, которые можно приобрести в специализированных магазинах.

“Подбери пару”

Учим цвета при помощи игр из разряда «Подбери пару», которые обычно нравятся маленьким деткам. При правильной организации в дальнейшем кроха может играть самостоятельно, что значительно облегчает задачу родителей в быстром обучении. Правила игры просты и доступны малышам.

Нужно подобрать предмет определенного цвета к аналогично окрашенному другому, например, крыши к домикам, совочки к ведеркам, бантики к платьицам или геометрические фигуры одного цвета: круги, квадраты, треугольники и т. д.

Для поддержания интереса к такого рода играм можно предложить вариант: ребенок закрывает глаза, а взрослый “ошибается” в подборе пар. Нужно исправить все ошибки.

“Веселая мозаика”

Довольно необычная игра для старших ребятишек, имеющих опыт в рисовании геометрических фигур. Играть можно вдвоем, но более интересно играть нескольким игрокам. Поэтому такая игра может войти в семейный досуг.

Правила игры просты, но требуют внимания, начинать рисование нужно взрослому. В центр стола выкладывается большой лист бумаги и цветные фломастеры разного цвета.

Первый участник в центре листа рисует любую геометрическую фигуру: ромб, квадрат, треугольник, закрашивает ее одним цветом. Следующий участник пририсовывает к одной из сторон первой фигуры свою геометрическую фигуру другого цвета, такие действия совершают все участники.

Правило игры заключается в том, что ни одна из фигур не должна соприкасаться сторонами с другой фигурой такого же цвета. Побеждает тот, кто завершает “мозаику” последним рисунком.

“Старая сказка на новый лад!”

Еще одна необычная игра для средних и старших дошкольников, которые хорошо умеют пересказывать, так как игра динамичная, требует внимания и смекалки.

Правила заключаются в следующем: взрослый подбирает сказку или короткий рассказ, который хорошо знаком детям.

Затем предлагает ребенку “окрасить” при пересказе все встречающиеся персонажи или предметы на один определенный цвет, например, синий. Вот как примерно будет выглядеть сказка “Три поросенка”:

Жили-были на свете три синих поросенка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, синенькие, с одинаковыми синими веселыми хвостиками.

Даже имена у них были похожи. Звали поросят: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Все лето поросята кувыркались в синей траве, грелись на синем солнышке, нежились в синих лужах.

Но вот наступила осень…

Когда дети хорошо научатся пересказывать сказки таким образом, можно предложить новый вариант: взрослый “окрашивает” персонажи или предметы необычными цветами, например, зеленый волк встречается с желтой шапочкой в розовом лесу, а дошкольник должен найти ошибки. На начальном этапе можно голосом выделять необычные места.

“Цветные очки”

Игра понравится ребятишкам всех возрастов. Взрослый мастерит из плотной бумаги очки разного цвета. Затем предлагает ребенку выбрать какие-либо из них. Это будет ориентиром для поиска предметов, окрашенных в такой же оттенок.

По правилам игрок за короткий промежуток, например, 30 – 40 секунд должен собрать вместе предметы аналогичные цветным очкам. Например, красные очки – книжка красного оттенка, кукла в красном платье, красная машинка, кубик, мячик и т. д.

Старшим дошколятам можно усложнить игру, ориентируясь не на очки, а на инструкцию ведущего: найти две игрушки синего цвета, одну – желтого, одну – зеленого, две – красного. Такое задание поможет включить во взаимодействие все психические процессы, так как ребенку нужно быть внимательным, чтобы запомнить инструкцию, осознать поставленную задачу, правильно выполнить ее.

“Радуга – дуга”

Дошкольников всех возрастов, несомненно, заинтересует игра в “радугу” с разнообразной палитрой цветов и их оттенков. Играть можно в разных вариантах:

  1. Вместе с детьми вырезать разноцветные полукружья радуги разного размера: большие – для игры в большом пространстве, маленькие – за столом. Взрослый предлагает ребенку исправить ошибки в неправильно выложенной “большой” радуге, “маленькую” радугу – раскрасить. Для запоминания цветового спектра используются мнемические стихи: “Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан” или “Как Однажды Жак – Звонарь Головой Сломал Фонарь”.
  2. Настольная игра “Радуга” для детей от трех лет. Полезна ребятишкам для изучения цвета, как свойства предмета. Желательно, чтобы в игре участвовало несколько игроков, поэтому играть можно всей семьей.
  3. Сейчас вновь становится популярной позабытая игра с пружинкой, раскрашенной в цвета радуги. Радужная игрушка придумана в 1943 году в США и называлась slinky. В России самая первая радуга Slinky появилась у писателя К.И. Чуковского. Пружинка до сих пор “шагает” на детских экскурсиях дома-музея литератора со второго на первый этаж. А наибольшую популярность завоевала в 90- годы, практически у каждого ребенка была такая игрушка. Ее достоинство в том, что каждый игрок может придумать свои действия, например, перебрасывать из одной руки в другую, сделать гирлянду, запустить вниз по импровизированным ступенькам, наблюдая, как забавно “шагает радуга”, переливаясь всеми цветами спектра.

Источник: https://myintelligentkids.com/uchim-s-rebenkom-cveta-na-domashnix-zanyatiyax

Консультация для родителей

Учим ребенка различать цвета

Консультации для родителей

Как научить ребенка различать цвета

С какого возраста ребенок может   различать и называть цвет. 
      Все дети с раннего детства замечают и видят, что цвета не одинаковые. Но запоминать названия цветов, то есть слова, которыми они обозначаются, дети учатся уже после того, как научились говорить.

А полностью различать и называть цвета – после достижения определенного уровня интеллектуального развития. Распознавание цветов и оттенков – относится к сфере лингвистики, поэтому учить ребенка узнавать цвета можно с раннего младенчества.

Но малыш запомнит названия цветов и сможет их называть только тогда, когда сформируется речь.

Правила обучения цветам ребенка.

Начните с акцентирование внимания на цвете предметов, затем перейдите к сортировка предметов по цвету. Малыш не сможет выучить цвета, если вы просто будете называть что какого цвета, необходимо дать ему понять, что существуют разные цвета. После того, как ребенок освоит основные цвета, можно сортировать цвета на теплые и холодные.

  • Всегда произносите цвет в разном контексте, чтобы ребенок не воспринимал это как одно слово: это красный шарик, шарик красного цвета, это шарик, он красный и т.п.

  • Привязывайте цвета к предметам;

  • Не начинайте изучать новый цвет, пока ребенок не усвоит предыдущий! (начинаем с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым, синим)

  • Учите нецеленаправленно, а между делом и в игровой форме.

  • Учитывайте возраст ребенка, характер (есть дети, которые медленно усваивают информацию, зато запомнив в спокойной обстановке один раз, уже никогда не забывают, другим – достаточно повторить один раз, и они все запоминают, но только в подвижной игровой форме и т.п.

Учим различать и называть цвета.
С 1 года до 2-х лет   С этого возраста можно уже включать в процесс изучения цветов – сортировку по цветам: строить синие и зеленые башни из кубиков, проговаривать названия цветов пирамидки и т.п.

Не нужно просить ребенка запомнить название цвета, главное в этом возрасте, научить ребенка правильно раскладывать и сортировать предметы по цветам. Пусть он путает названия, но правильно кладет зеленый кубик в зеленую коробочку.

Чтобы ребенку легче было ориентироваться в цветах на первых порах, положите по одному кубику в каждую коробку и скажите: “Положи в эту коробку такие же кубики, как этот”. Уже можно лепить из пластилина одного цвета, называя его, рисовать, вместе наклеивать наклейки разных цветов.

С 3-х лет и далее    К 3-м годам малыш уже вступает в активную фазу познания мира. А значит, для того, чтобы лучше усвоить цвета, он должен двигаться, трогать, бросать, кидать, перекладывать, сыпать и активно участвовать в процессе, например, рисовать, лепить из пластилина, наклеивать наклейки, кормить зверей и т.п.

   Когда малыш рисует, достаточно просто упоминать, каким цветом он рисует  « а глазки мы нарисуем синие, а волосы желтого цвета, травку нарисуем зеленую…» и т.п. Когда ребенок немного подрастет, можно попробовать вместе с ним смешивать краски и смотреть какой цвет получился.

  Чтобы научить различать цвета нужно привязывать их к предметам, например, рассматриваете книжку и поясняете – зеленые листики на деревьях, желтое солнышко и т.д. Пусть ребенок все видит в сравнении, не надо требовать запомнить и повторять сто раз, пусть это будет естественно.

Несколько несложных правил обучения цветам.

• Когда одеваете ребенка, называйте цвет одежды;• Рассматривая на улице что-либо, называйте цвет;• Когда рисуете или играете с ребенком, называйте цвет;• Когда обедаете, сервируйте стол вместе с малышом, купите салфетки и тарелки разных цветов, когда даете кружку малышу – называйте цвет его любимой кружки (игрушки, горшка, вещи и т.п.)

• Проговаривайте свои действия, упоминая цвета: в песочнице – ведерко красное, лопатка зеленая и т.п

Простые игры для запоминания цветов     В игры, которые помогают запомнить цвета, можно играть где угодно: на детской площадке, дома, в транспорте.1. Найти как можно больше предметов одного и того же цвета (например в квартире).
2.

 «А у тебя – а у меня» – у меня колготки черного цвета, а у тебя? У меня туфли красного цвета, а у тебя? И так далее.
3. Рассыпьте разноцветные карандаши, покажите карандаш любого цвета и попросите малыша «Дай мне такой же».
4.

 Дарить игрушкам предметы определенного цвета: мишке все коричневое, зайке все оранжевое и так далее.
5. Что бывает зеленым? (или – что бывает красного цвета?).
6. Сортируем игрушки: нет ничего проще, когда вы убираете вместе с малышом комнату, сортировать игрушки по цвету.
7.

 Кормим зверей цветной едой. Например, кошка ест только белые кубики(молочные), обезьяна любит желтые бананы( все предметы желтого отдаем ей).
8. Читать стихи о радуге.
9. Учить цвета с помощью машин на улице. Это очень увлекает не только детей, но и взрослых.
10.

 Самый вредный способ обучения цветам – учить различать цвета с помощью цветных конфет, драже. Угадал – съел. Не угадал, кладет в сторонку.
11. Сделать цветные домики для любимых героев из мультфильмов.

12. Взять цветной картон, вырезать цветные фигурки (кружочки, квадратики и пр.). Разложить целые цветные листы и просить ребенка отнести фигурку на коврик того же цвета, называя при этом цвета: отнеси желтый круг на желтый коврик, а теперь красный треугольник на красный коврик.

Посещение утренней гимнастики у аттестуемого воспитателя, Дробитько Екатерины Николаевны, в группе №3 «Непоседы»

16 февраля 2017год

Утренняя гимнастика. Комплекс «Наши ручки», 1 неделя.

На зарядке было 8 человек (4 девочки и 4 мальчика), дети одеты в облегченную одежду, а воспитатель – в спортивной форме. Дети ходили по кругу за воспитателем, пройдя круг, согнув руки в локтях побежали трусцой, затем ходьба с коррегирующими движениями (ходьба на носочках). Дети с желанием копировали движения воспитателя.

Екатерина Николаевна старалась построить детей в круг для проведения общеразвивающих движений. Дети внимательно слушали воспитателя и повторяли все движения за ней, по мере усвоения.

Упражнения выполняли из разных исходных положений (стоя, сидя).

Тон воспитателя был спокойный, скорее – ласковый.

Воспитатель помогала детям выполнять те или иные упражнения (Вадиму – ровно вытянуть руки вперед, Кате – расположить ноги домиком, сидя на полу).

В конце зарядки подвела итог словами : «Здоровье в порядке – спасибо зарядке». Дети довольными пошли мыть руки и готовиться к завтраку.

Посещение занятия у аттестуемого воспитателя, Дробитько Екатерины Николаевны, в группе №3 «Непоседы»

12 декабря 2016г.

На занятии занималось 6 человек – старшая подгруппа.

Тема занятия: «Смотрит солнышко в окошко».

Программное содержание: продолжать формировать у детей представления о величине;

активизировать речевое развитие и словарный запас;

закрепить цвет на примере игрушек;

развивать познавательный интерес, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Перед занятием воспитатель провела игру «Доброе утро, глазки». Дети выполняли все движения согласно словам игры.

Занятие началось чтением стихотворения «Смотрит солнышко в окошко!», предложила детям подговаривать знакомые слова во время повторного чтения.

Высыпав манную крупу на стол – нарисовала пальчиком большой и маленькие круги, закрепляя форму (круглой), а затем величину их. Предлагает некоторым детям рядом на столе на крупе нарисовать круги, закрепляя их величину. Затем воспитатель нарисовала лучики: на большом круге – длинные, а на маленьком – маленькие и т. д. Задавала вопросы детям о солнышке, развивая речь детей.

Игра «Солнышко и дождик». Дети играли дружно, не наталкивались друг на друга, действовали по сигналу согласно словам игры.

Затем на примере игрушек закрепляла величину и цвет игрушек. Подвела итог занятия, похвалила детей за хорошую работу на занятии.

Речь воспитателя была четкая, правильная, спокойная. Вопросы к детям строила просто и четко. Дети внимательно слушали каждое слово воспитателя. Обстановка на занятии спокойная, доброжелательная.

Программное содержание было выполнено, цель – достигнута.

Источник: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-kak-nauchit-rebenka-razlichat-cveta-1732939.html

Для родителей
Добавить комментарий