Учиться – всегда! или Нужно ли ребенку заниматься летом?

Как отдохнуть в каникулы и не забыть все за лето

Учиться – всегда!  или Нужно ли ребенку заниматься летом?

Каникулы ассоциируются с летом, отдыхом, телевизором, купанием и ничегонеделанием.

Каникулы — это период, когда много времени дети проводят где угодно, но только не за тетрадкой.

Хочется отдохнуть от школы, расслабиться.

Но это и тот период, когда дети почти все забывают. И поэтому в сентябре фактически начинают учиться сначала, тратя снова десятки часов там, где могли бы все сделать и за 15 минут.

Налицо дилемма: как отдохнуть в каникулы и не забыть все за лето?

В этой статье я расскажу свою историю, как это удавалось делать моей бабушке с нами.

В свое время меня на каникулы увозили в Новгородскую область, в деревню к бабушке.

Нас у бабушки было много: я, мой брат на 5 лет младше, два двоюродных брата — мои ровесники.

И мы проводили там все лето: с конца мая до конца августа. А когда возвращались, все учителя поражались, что мы не только все помнили, но и преумножили свои знания за лето.

Мы много гуляли, занимались огородом, сенокосом, собирали малину.

Бабушка сразу к нашему приезду вешала над окном березовый прутик, называя это «березовой кашкой» в целях нашего воспитания. Однако, ни разу за все годы «березовой кашкой» нас так и не угостила.

Моя бабушка, Кононенко Мария Лукинична, учитель русского языка и литературы, учитель немецкого языка.

Бабушка 1935 года рождения, и очень-очень многому меня научила. Сегодня она не может ходить, но все так же ловко разгадывает кроссворды и читает книги по истории.

Летом благодаря ее ловкому совмещению роли бабушки и учителя, мы с братьями не только наслаждались каникулами, но и незаметно для себя готовились к новому учебному году.

Вечерами играли в карты, или бабушка читала нам книги.

Обычно, за лето она нам прочитывала весь список школьной программы, который был задан на лето.

Обязательным ритуалом было ведение дневников — где мы писали про погоду и события дня.

Кстати, до сих пор дома хранятся девники за все года, проведенные в деревне.

Мы сами все лето ходили в магазин, записывая все расходы по категориям и считая, сколько в неделю ушло на хлеб, мороженое или макароны.

Считали, на что ушло на этой неделе больше, на что меньше.

Кто бы мог подумать, что делала она все это не случайно, а для того, чтобы мы укрепляли и совершенствовали свои учебные навыки.

Каникулы обычно ассоциируются с отдыхом от учебы. Но ведь такие навыки как счет, письмо, поиск информации, умение анализировать нужны всегда. А за лето так просто растерять навыки.

Другая сложность в том, детям в каникулы, требуется нечто большее, чем просто обязательство в выполнении домашних заданий. (ведь его у них просто нет)

Чтобы достичь эффекта, бабушка ловко интегрировала учебу в нашу жизнь. И она не казалась нам учебой или скукой.

Ребенку необходимы живое, практическое обучение и поддержка.

Детям важно научиться использовать свои навыки, применять различные учебные технологии, решать проблемы, знать взаимоотношения и видеть смысл в окружающем их мире.

Подобно тому как чтение вместе с ребенком развивает интерес к чтению, совместные занятия математикой воспитывают интерес к математике.

Подсчет потраченных денег на покупки, или ведение дневника — один из способов в каникулы практиковать счет и письмо.

Ведь заниматься в каникулы — это не значит, что вы должны заставлять ребенка зубрить или выполнять с ним сотни заданий!!!!

Заниматься на каникулах — это не только изучать счет, число, решать примеры, задачи, писать упражнения или вспоминать правила, определения и классификации.

Занятия на каникулах – это жизнь, игра и обсуждение таких вопросов, которые помогут ребенку научиться применять то, что в отрыве от реальной жизни изучают в школе.

Хороший способ помочь ребенку не забыть за каникулы программу школы – это показать ему, что школьные знания и навыки (счет, письмо, чтение) – часть нашего мира.

О том, как это сделать, мы поговорим в серии бесплатных онлайн-занятий в рамках летней школы умных детей.

Первое занятие состоится 06 июля в 20:00.

На нем мы разберем, как заниматься математикой на каникулах.

Записи занятия будут только у участников летней школы, поэтому приходите на занятие онлайн.

До встречи в эфире.

Зарегистрироваться на онлайн-занятие по математике>>

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Источник: http://gladtolearn.ru/blog/kak-otdohnut-v-kanikuly-i-ne-zabyt-vse-za-leto/

За и против: нужно ли детям заниматься на каникулах

Учиться – всегда!  или Нужно ли ребенку заниматься летом?

Детям в каникулы хочется отдыхать – это нормально. Родители школьников волнуются, не забудут ли те за три месяца материал прошлого года. И это тоже нормально. Отдыхать или повторять пройденное? Об этом в своей колонке рассуждает журналист и мама четверых детей Анна Кудрявская-Панина.

depositphotos/ halfpoint

Случайно увидев в ленте фейсбука пост приятельницы, решающей извечную родительскую проблему “каникулы для отдыха или для повторения пройденного”, я сначала ответила на ее вопрос, а потом подумала: “Господи, как хорошо, что мне не надо сейчас об этом думать”. Старшая парочка моих детей давно вышла из школьного возраста, а младшая еще нескоро в него войдет. Хотя… Четыре года – это не так уж и нескоро. Пора, наверное, освежать свои представления об этом долгом отрезке детско-родительской жизни.

У моей приятельницы двое детей. Старший – подросток, почти выпускник. Младший окончил первый класс. И вот – знакомая история – младшему в школе дали на лето список книг и велели периодически повторять состав числа 20.

Кто-то из родителей, следуя рекомендациям, занимается по пятнадцать минут в день, кто-то наплевал. Приятельница купила специальные тетрадки, чтобы самой не придумывать примеры.

Предложила сыну позаниматься, на что получила резонное: “А как же каникулы?”

И действительно, а как же каникулы?

В детстве я очень любила читать. Поэтому список литературы на летние каникулы меня никогда не расстраивал, наоборот, всегда ждала его с нетерпением. Конечно, разные книги вызывали разный интерес, не все мне нравились.

А к старшей школе уже утомляли и объемы читательской обязаловки.

Ну кто из нас не пролистывал неинтересные сцены в “Войне и мире” или описания природы на несколько страниц? Сейчас бы я, кстати, с удовольствием к ним вернулась.

Но чтение мне всегда приносило удовольствие. К тому же это было узнавание нового, а не повторение старого материала. Этим я точно никогда не занималась.

Мне вполне хватало сентября, в первые недели которого мы с учителями неизменно бегло повторяли пройденное в прошлом году. И забытое вспоминалось, а на него быстро нанизывались уже новые знания.

Конечно, я не во всем разбиралась блестяще, и не все давалось одинаково легко. Но тратить каникулярное время на учебу – ну уж дудки.

И старших детей я никогда не заставляла заниматься летом и что-то повторять из пройденного. Единственное, что меня расстраивало, так это то, что сын ничего не читал летом, зато дочь делала это с удовольствием.

Говорить про то, что все дети разные, – банально ровно настолько, насколько и справедливо. Но это главное, от чего стоит отталкиваться, на мой взгляд, задумываясь о летних занятиях для маленьких и не очень школьников.

А еще вот от чего.

Вот вы подумали: ничего же страшного по 10–15 минут в день порешать примеры. Ну да, ничего. Но. Спросите себя – зачем? Забудет состав числа 20, если этого не делать? Может забыть, да. Но что с того? Да ничего. Осенью вспомнит.

Или второй вариант. Ничего же страшного пятнадцать минут в день решать примеры. Зачем? Он сам этого хочет, ему нравится.

Да пожалуйста, пусть занимается!
То есть для меня все просто: если ребенок сам хочет заниматься, неважно чем: чтением или решением примеров и задач, – пусть делает это. Если уж учеба в каникулы, то она должна быть в удовольствие.

Нашим детям, как и нам, и без того многое приходится делать без удовольствия, по необходимости. Лишать семилетнего ребенка радости ничегонеделанья еще и в каникулы – по мне, так чистой воды садизм.

Авторитет для многих родителей – доктор Комаровский – со мной согласен, ну или я с ним, как угодно. Он тоже считает, что школьники летом должны отдыхать.
Но не все родители с этим согласны.

Все зависит от того, какая у вас цель, говорят они. И да, действительно есть родители, и их немало, которые считают, что ребенка нужно с младенчества развивать. Как-то дополнительно, особенно не так, как задумано природой.

Так, как будто с рождения их готовят к поступлению в МГУ или МГИМО.

depositphotos/ Lopolo

Часто страдают этим родители, сами бывшие отличники и медалисты или – наоборот – те, кто учился в школе из рук вон. В общем, те, кто связывает успех или неуспех в жизни с количеством часов, проведенных за учебой.

Кто-то считает, что современные дети “более продвинутые”, и им не трудно позаниматься и летом. Кто-то уверен, что “повторенье – мать ученья”, а школьные каникулы в России чуть ли не самые длинные в мире. С другой стороны, первый месяц учебы практически всегда отводится как раз на восстановление забытого за лето.

Если даже представить, что ребенку не так уж и трудно позаниматься пятнадцать минут в день, то если он этого не хочет, если нет мотивации, то трудно точно будет его родителям, потому что именно им придется уговаривать, напоминать, заставлять. И стоит ли тратить на это силы и нервы, если в отношении учебы ничегонеделанье летом вовсе не страшно? Если только вы не считаете критически важным для семилетнего ребенка всегда помнить состав числа 20.

Это то, что ребенок может возненавидеть и помнить потом если не всю жизнь, то очень-очень долго.

Есть еще один нюанс, на который я бы обратила внимание. Как учится ваш ребенок? Если он учится с охотой и в удовольствие, он либо сам захочет позаниматься летом, либо с радостью повторит забытое в сентябре.

То есть ему просто не нужны летние занятия.

Если он учится так себе, если даже среди учебного года приходится его мотивировать на учебу, то стоит ли растить невротика и переносить учебную рутину еще и на каникулы?

И если вернуться к цели, которую вы преследуете в глобальном смысле, то, ответив себе на этот вопрос, вы найдете ответ и на другой. И если ваша цель в том, чтобы ребенок просто был счастлив, забудьте о занятиях летом.

Я вижу прекрасный выход для тех родителей, которых гложет чувство вины по этому поводу (поверьте, если вы родитель, вина вас найдет так или иначе, даже если вы все делаете образцово-идеально): купите несколько сборников упражнений по возрасту, пусть лежат на виду, если ребенку это станет интересно, он сам их возьмет и будет заниматься.

Но это будет его решение, его желание и его воля. И еще, не заставляйте читать, не читайте вслух, если ребенок не хочет. Просто читайте сами. То, что любите вы. Родитель с книгой, над которой он смеется или грустит, которую он увлеченно читает, отложив дела, – лучшая мотивация, чем родитель, нудящий над ухом о пользе и необходимости чтения.

Всегда можно найти, что и как развить.

Можно играть в города и так учить географию, можно смотреть фильмы на иностранном языке, можно вести домашнюю бухгалтерию, привлекая школьника, записывать главные впечатления дня, ходить в музеи или в лес за грибами, на исторические реконструкции и так далее, и так далее. Но это немного сложнее, чем заставить посидеть ребенка над упражнениями и задачками пятнадцать минут в день. Потому что вам самим придется вложиться в такие занятия.

Моя знакомая в итоге, вспомнив собственное детство и согласившись с авторитетными педиатрами, решила оставить младшему сыну на лето только чтение. Подумаешь, забудет состав числа 20. Зато у него – целых три месяца свободы и наслаждения самым прекрасным “бонусом” детства – полной беззаботностью. Ну а тетрадки с заданиями всегда у мамы под рукой. Если захочет – попросит сам.

depositphotos/ prometeus

Источник: https://www.m24.ru/articles/obshchestvo/13072019/155765

Нужно ли заставлять ребенка учиться: советы Комаровского

Учиться – всегда!  или Нужно ли ребенку заниматься летом?

Нередко можно услышать о том, что какой-то школьник делает домашнее задание часами, другой – выполняет работу частично особо не беспокоясь правильно ли, а третий – вообще игнорирует домашние задания и получает за тунеядство плохие оценки.

Дети часто нарочно затягивают выполнение домашних заданий, доходит даже до симуляции болезни. Сталкиваясь с подобной ситуацией, родители не знают как поступить: заставлять ребенка учиться под личным неустанным контролем либо пустить все на самотек, приучая к самостоятельности и ответственности.  

Как заставить ребенка учиться: нужно и можно ли это делать вообще? На эти вопросы, а также о том, как правильно учить уроки с ребенком, расскажем ниже.

Причины нежелания детей делать уроки и выход из ситуации

Известный в Украине педиатр Евгений Комаровский уверен, что главное не школа, а здоровье. Родители должны сделать все возможное и невозможное, но обеспечить развитие здоровой личности.

С позиции доктора Комаровского, начинать посещение школы лучше с 7- летнего возраста, когда ребенок физически готов длительным высиживаниям за партой и не менее длительному процессу выполнения домашних заданий.

Когда же  ребенок уже ходит в школу, то зачастую родителей его здоровье интересует меньше успеваемости, что приводит к тому, что некоторые болезни “запускаются” или даже “пропускаются”.

Причин, по которым дети не хотят делать уроки с точки зрения педиатрии всего одна – у ребенка плохое самочувствие. Все остальные относятся к области психологии и развития интеллекта.

Итак, основных причин отказа ребенка делать домашнее насчитывают 5:

Школьная программа довольно насыщенна и ребенку бывает сложно привыкнуть к темпам подачи материала преподавателями. Не все “схватывают” его “на лету”. Если ребенок не понимает суть урока, соответственно ему сложно сделать домашнее задание, как следствие – потеря интереса к предмету.

Выход: ни в коем случае нельзя делать уроки вместо ребенка. Если речь идет о начальной школе, то родителям стоит попробовать объяснить рабочий материал дома, в спокойной обстановке.

Можно экспериментировать с подачей не усвоенного материала, объясняя его так, что ребенку станет интересно. Кричать, обзывать или бить детей за непонимание – нельзя.

Для того, чтобы “догнать” материал лучше использовать выходной, когда родители не будут спешить, нервничать и смогут спокойно донести до ребенка свои мысли.

  • Страх получить низкий балл

Читай также: Когда нужно отдавать ребенка в школу: советы Комаровского

Найдется небольшой процент родителей, которых не заботит успеваемость их детей в школе. Большинство контролирует отметки и ругают за плохие. Поэтому причина отказа ребенка делать уроки может крыться в неуверенности в собственных силах. В итоге дети находят выход в списывании у одноклассников и перестают учить уроки дома.

Выход: родителям необходимо научиться пересиливать себя и адекватнее реагировать на “плохие” оценки. Дело еще в том, какой именно бал считать “плохим”? Исходя из 12-и бальной системы оценивания знаний, полученные 9,8,7 говорят об очень неплохих познаниях ребенка в предмете.

Даже “6” – это любимое “4” с минусом многих родителей, которые учились при 5-и бальной системе. Ребенок должен знать, что его любят и уважают независимо от школьных балов, а не очень хорошую по меркам родителей отметку, и даже “двойку” всегда можно исправить.

Знания можно “подтянуть” и многое зависит от качества выполненного домашнего задания.

Родителям кажется, что работая сутками напролет, они тем самым делают “все” для будущего своих чад.

Вот только со стороны ребенка это выглядит иначе: ему кажется, что родителям безразлично чем он живет и с какими проблемами столкнулся.

Поэтому не выполнение домашней работы является своеобразным ответным ходом: “если тебе наплевать на меня, мне незачем делать уроки”. Отказ делать уроки не только протест, но и метод привлечения родительского внимания.

Выход: Откровенный разговор с ребенком, уделение внимания его проблемам, разделение радостей, совместный досуг – поможет чаду справиться с одиночеством. Когда ребенок будет уверен в родительской любви, будет видеть их заботу, ему самому захочется радовать своими школьными успехами – он будет выполнять домашние задания.

Есть определенный процент детей, с высоким интеллектом и усидчивостью, которым легко дается учеба.

В определенный момент они вдруг понимают, что прикладывать лишние усилия больше нет необходимости: усвоили материал на уроке и домашнее задание делать не надо либо его можно сделать вне дома, а например в школе на перемене, за счет другого урока.

До поры до времени это срабатывает. Но с каждым разом задания становятся сложнее и времени на “быструю домашку” в школе не хватает, соответственно уроки делаются тяп-ляп, успеваемость падает.

Выход: Родителям надо “словить” тот момент, когда ребенок становится расхлябанным. В большинстве случаев прилежный ученик и сам понимает, что “скатился” и пора исправлять низкие отметки.

  • Внешкольная загруженность

Практически каждый школьник сегодня помимо посещения средне образовательного учебного заведения загружен еще внеклассными занятиями: посещает спортивную школу, занятия в музыкальной или художественной школе, различных кружках, занимается дополнительно с педагогами по отдельным предметам. Нередко родители сами загружает ребенка “под завязку” и делать домашние задания у уставшего под вечер человечка просто нет ни сил, ни желания.

Выход: расставить приоритеты и разгрузить ребенка. Для полноценного развития личности вполне хватит одного-двух серьезных увлечений, которым можно посвящать свободное от учебы время.

Спорт, рисование, танцы и другие увлечения должны быть в жизни ребенка в ущерб школе, только при наличии больших способностей, которые необходимо развивать с удвоенной силой.

Дополнительный иностранный язык также можно выучить в свободное от учебы время.

Напомним, ранее мы писали, что необходимо купить в школу ребенку, который пошел в первый класс.

Источник: http://ivona.bigmir.net/deti/vospitanie/464385-Nuzhno-li-zastavljat--rebenka-uchit-sja--sovety-Komarovskogo

Как заставить ребенка учиться

Учиться – всегда!  или Нужно ли ребенку заниматься летом?

— Мы дома уже исчерпали все резервы, поэтому решили обратиться к специалисту, — энергично сказала мать и рубанула воздух ребром ладони. — Скажите, как мы можем заставить его учиться?

Я оглядела рослого и крепкого на вид мальчишку лет десяти, внешне очень похожего на мать, и пожала плечами:

— Заставить? Да никак не можете. Есть такая поговорка: лошадь можно привести к воде, но нельзя заставить ее пить. Это правда.

— Что же нам делать? — мать опустила руки на колени и понурилась. — Его выгонят из школы…

— Сами виноваты: разбаловали, — вступила в разговор молчавшая до сих пор бабушка. — Часто болел, жалели, все было можно. Я дочери говорила: с самого начала драть надо было за непослушание как сидорову козу, и все было бы в порядке. Мы в деревне в школу за три километра каждый день бегали, и никто нас не подгонял, взрослые засветло на ферму, а мы — печь растопи, воды принеси…

— Погодите, погодите… — вполне «домостроевская», хотя и выросшая в советской деревне бабушка явно уводила наш разговор от темы. — Давайте вернемся к Жене. Обстоятельства сложились так, что ему не надо по утрам топить печь и носить воду…

— Вот! — бабушка подняла крючковатый палец, видимо, услышав в моих словах поддержку своей позиции.

— Дайте мне Женину медицинскую карту и расскажите все с самого начала, — попросила я мать. — Особенно про первый год жизни ребенка. Вы тогда высыпались?

— Да какое там! — махнула рукой мать. — Он то и дело просыпался и орал как резаный. Врачи говорили: зубки, животик… Потом, когда мы с мужем разбежались, все прошло. Стал спать хорошо. И сейчас так спит — в школу не добудиться, приходится водой брызгать…

Я нашла в карточке Жени интересующую меня запись невролога — ПЭП (перинатальная энцефалопатия, в нынешней классификации ее обозначают как ППЦНС — перинатальное поражение центральной нервной системы). Надо думать, что это произошло оттого, что ребенок родился крупным «головастиком» — больше четырех килограммов весом.

До школы все было неплохо. Женя ходил в ясли, потом в обычный детский сад. Там считался в меру драчливым и непоседливым, но воспитательницы его любили, потому что он всегда первым откликался на любую игру и был готов помочь — расставить стульчики, унести или принести коробки с игрушками. В школе проблемы начались с первого класса: учиться Жене не понравилось с самого начала.

— Пригрозишь, что телека вечером не будет — сядет за уроки уже под вечер и сделает тяп-ляп за пару минут, а чтобы постараться — такого вообще не было, — рассказывала мать.

На уроках Женя отвлекался, болтал, пускал бумажных голубей, пропускал все объяснения учительницы, а потом не мог выполнить задания. С одноклассниками то дрался, то дружил, но никогда не жаловался. А про школу однажды еще в первом классе сказал: неинтересно мне учиться, не буду я туда ходить. Мать отмахнулась от «этих глупостей» и приступила к ежедневной битве — усаживанию сына за уроки.

К третьему классу вопрос стоял острее некуда: у Жени были двойки за все контрольные по русскому и математике. Учительница, которая вначале говорила, что мальчик соображает вполне по возрасту, теперь настоятельно советовала: забирайте, он не усваивает программу, потому что попросту ничего не делает на уроках, я не могу его заставить, у меня еще 29 детей.

— Я учительницу понимаю: у нас он один, так мы тоже заставить не можем, — качает головой бабушка.

— Все пробовали? — спрашиваю я.

— Все! — уверенно говорит мать. — Упрашивала. Плакала. Орала. Договоры составляли (это мне соседка посоветовала, она в книжке прочла). С ремнем рядом стояла. Компьютер на месяц выключала и телевизора лишала. К друзьям на двор не пускала. Ничего!

Быстренько тестирую Женю. Интеллект, как я и ожидала, в пределах нормы. Единственный «дефект» — истощаемость внимания…

— Вы все время пытались его чего-то лишить, — говорю я. — Теперь для разнообразия попробуем добавить. Но! При этом нужно убрать все, что уже было и доказало свою неэффективность…

— И тряпку? — внезапно встревает в разговор Женя.

— И тряпку, — твердо говорю я, не очень понимая, о чем идет речь, но индукционно, от мальчика, проникаясь ненавистью к этой самой тряпке. — Женя по-прежнему готов «расставлять стульчики и носить коробки»?

— Да, да, — кивает бабушка. — Если со мной в магазин, сумки принести, или пропылесосить, или с собакой погулять, или даже прибить чего — тут у нас с ним никаких ссор не бывает, он всегда готов!

«Черт побери, жил бы он в той бабкиной деревне — топил бы по утрам печь и бегал в ту же школу как миленький», — думаю я.

Пишу записку учительнице, ставлю печать.

— Делаете вместе какой-нибудь не глобальный ремонт в квартире, ездите в лес жарить сосиски (возьмите парочку Жениных одноклассников), идете в аквапарк… Что вы сами-то любите?

— Когда-то рисовать любила, ходила в художественную школу…

— Отлично! Значит, вместе придумываете и рисуете смешные комиксы про школу и нерадивого ученика Петю.

— И девочку еще, отличницу, и ихнюю собаку, — добавляет Женя. — И кота с помойки.

— Да-да, — киваю я. Мне уже хочется посмотреть получившуюся историю.

— А уроки-то? — тянет шею бабушка. — Уроки?!

— Уроки тяп-ляп делает сам Женя. Чего непонятно, спрашивает. Вы всегда на его стороне. Помогаете вовсю. Что-то (механическое) можно даже сделать за него. У него дефицит и истощаемость внимания. Не боритесь, например, за заполнение дневника или аккуратное оформление чего-то, сделайте это сами…

— На шею сядет…

— Не сядет. Вы же будете вместе, а не против него. Он сейчас еще не понимает, зачем учиться тому, что неинтересно. Но он готов помочь вам в домашних делах и также охотно разделит с вами школьные задания, если вы признаете, что это ваше общее дело и вам оно сейчас нужно даже больше, чем ему. В дальнейшем, если все пойдет хорошо, ситуация изменится на противоположную…

* * *

Учительница, которой нужно было учить 30 детей, охотно загрузила Женю «общественными» делами.

Он носил пособия, переставлял все те же стулья, строил класс перед входом в столовую и даже (по моему отдельному совету матери) обучился подавать учительнице пальто, когда они с классом ездили на экскурсии.

Приключения хулигана Пети и отличницы Маши (и их собаки!) получали почти ежедневное продолжение. Женины друзья принимали участие в сочинении комиксов и с нетерпением ждали очередного выезда «на сосиски». Кухню и санузел покрасили и разрисовали звездочками и планетами потолок.

Попутно Женя заинтересовался астрономией. Съездили «сосисочной компанией» в ночное путешествие с картой и лазерной указкой «искать созвездия». Уговорили учительницу, сходили классом в планетарий. Женя пришел в восторг и прямо там записался в кружок «Увлекательная наука».

Борьба «за уроки» прекратилась совсем. В Жениных тетрадках по-прежнему грязь и ужас, но задания он выполняет. Учительница иногда ставит ему даже четверки. По физкультуре, труду и рисованию у Жени твердые пятерки. Летом он очень хочет побывать в родной деревне бабушки.

Источник: https://snob.ru/selected/entry/43106

Личный опыт: мой ребенок учится в Уэльсе – Телеканал «О!»

Учиться – всегда!  или Нужно ли ребенку заниматься летом?

Этим летом «О!» уже побывал во владениях английской королевы и узнал, как устроена частная школа в Лондоне. Сегодня мы вновь в Великобритании, на этот раз в Уэльсе, где живет Надежда Кудряшова, мама троих прекрасных детей. Надя поделилась с нами своими впечатлениями об обычной валлийской школе, где учится ее сын.

Привет, я Надя! Я родом из Латвии, но сейчас живу с семьей в Свонзи — это второй по величине после Кардиффа город Уэльса. У меня трое детей: сыну Абуди — 9 лет, дочке Маше — 2 года, а Соне — 3 месяца. Сын учится в предпоследнем классе младшей государственной школы, старшая дочь — в садике.

Как все устроено в школе моего сына

В Уэльсе, в отличие от Англии, дети в первый раз идут в школу в возрасте 3 лет. Первые два года — подготовительные.

Учебный год здесь начинается в первую неделю сентября, а в какой именно день, зависит от школы. Первый учебный день праздником не считается, дарить цветы учителям не принято. Каникулы у детей часто двухнедельные: рождественские и пасхальные, по неделе — осенью, в конце зимы и в начале лета. Зато летние каникулы короткие — всего шесть недель.

Занятия в школе Абуди начинаются в 9 утра и идут до 15 часов. Если родителям из-за работы удобнее привезти ребенка в школу пораньше, а забрать попозже, это можно сделать. Но придется оплатить дополнительные часы пребывания в школе.

В начальной школе нет ни привычного для нас расписания уроков, ни звонков. Обычный учебный день состоит из нескольких блоков. Это непосредственно учебные дисциплины — математика, чтение, правописание, валлийский язык, а также спорт и игры. Каждый день — это изучение какого-то одного предмета из перечисленных.

Каждый год, с началом занятий, детей делят на три группы в зависимости от успеваемости. Далее учитель вместе с двумя ассистентами работает с каждой группой индивидуально, в зависимости от потребностей детей.

Это значит, что слабую группу по математике или чтению педагогу нужно «подтянуть», а сильной дать более сложные задания.

Такой разноуровневый подход позволяет улучшить знания более слабых учеников, а сильным обеспечить пространство для дальнейшего развития.

Что задают на дом

Домашних заданий почти нет. Детям после уроков нужно заниматься только внеклассным чтением и правописанием, а все остальное выполняется в классе. Мне такой подход непривычен, поэтому сначала я беспокоилась.

Но администрация школы объяснила, что для детей так будет лучше. Ведь родители, которые помогают ребенку с домашними заданиями, часто и невольно пытаются переучить его на свой лад.

А это только мешает осваивать материал.

Есть задания по созданию различных проектов и презентаций, даже в этом случае не требуется никакой помощи от родителей. Здесь очень приветствуется инициативность и самостоятельность детей.

Как дети адаптируются к школе

В нашей школе учится много ребят, для которых английский не родной язык. Если ребенок плохо говорит по-английски, ему создают условия, чтобы он мог учиться. Администрация выделяет переводчиков, которые помогают таким детям до тех пор, пока те не овладеют языком в достаточной мере, и эта услуга оказывается бесплатно.

При этом, как мне кажется, мало внимания уделяется изучению языков. В начальной школе преподается только официальный язык Уэльса — валлийский. Иностранные же языки изучают только со средней школы.

По другим вопросам также без труда можно получить помощь и поддержку от школы.

В штате есть сотрудник по делам семьи, который может помочь с такими вопросами, как проблемное поведение, плохая посещаемость, подготовка к старшей школе, потеря близких, финансовые трудности.

В случае необходимости он направляет семью в соответствующую службу. Особое внимание уделяется так называемым уязвимым ученикам — детям из неблагополучных семей, инвалидам.

Как родители вовлечены в школьную жизнь

Мамы и папы не всегда активно участвуют в школьных экскурсиях, ярмарках и соревнованиях. Но их, как и других членов семьи, приглашают на рождественский концерт и день спорта, который обычно проводится летом. В конце каждого учебного года детям выдают диски с видео или фотографиями с тех школьных мероприятиях, на которых родителей не было.

Что меня удивило

Меня поразило то, что здесь не принято задавать учить стихи наизусть. И очень жаль, ведь именно благодаря этому я и многие поколения советских и российских школьников познакомились с сокровищницей мировой литературы. Но с системой трудно поспорить: несмотря на все мои старания, сын согласился выучить только стихотворный отрывок «У лукоморья дуб зеленый…».

Хотелось бы, чтобы в школе уделялось больше внимания музыке и рисованию. Хотя, конечно, многому ребенок может научиться и дома. Мой сын, например, любит рисовать и часто относит свои рисунки в школу.

Что мне больше всего нравится

Мне очень импонирует то, что валлийцы очень бережно относятся к местным традициям, праздникам, которые регулярно отмечаются в детских садах и школах. Ежегодно проводятся дни спорта, любимой книги, любимой игрушки, будущей профессии. Устраиваются благотворительные акции, например помощь детским фондам или закупка продуктов питания для малоимущих семей, одиноких пенсионеров.

Каждую неделю на общешкольной линейке обсуждаются текущие вопросы. При желании каждый ученик может рассказать остальным о своих достижениях вне школы: о выступлениях на соревнованиях, участиях в театральных постановках.

В конце каждого года мы получаем подробный индивидуальный отчет о ребенке — прилежании, поведении, любимых занятиях в школе, его социальном круге, особенностях характера. В отчет включены не только непосредственно оценки ребенка, но и обобщены результаты всех учащихся его возраста по стране.

Таким образом родители могут оценить, как хорошо их ребенок написал тот или иной тест по сравнению со всеми остальными. Мне нравится такой комплексный подход к детям.

Приятно, что учебный процесс не ограничен рамками программы. Каждые полгода ребятам предлагается тема для проекта, например, тропические леса, Римская империя, династия Тюдоров, экология. В рамках каждого проекта ребята тщательно исследуют тему, устраивают костюмированные представления, выезжают на природу, в музеи, погружаются в материал всеми возможными способами.

Я очень довольна тем, что школьная программа полностью учитывает особенности ребенка и дает ему пространство для развития. В школе дети успевают не только учиться, отдыхать между занятиями, но и поиграть, заняться спортом.

Учителя формируют правильное отношение ребенка к оценкам, отслеживают его успеваемость и сообщают родителям на регулярных встречах, какие вопросы нужно еще проработать дома. Благодаря такому подходу процесс обучения становится не чем-то нудным, как это часто бывает, а любимым занятием.

Когда Абуди по разным причинам приходится пропускать школу, то для него это становится настоящей трагедией!

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/9646

Зачем человеку каникулы? Организуем летний отдых ребенка

Учиться – всегда!  или Нужно ли ребенку заниматься летом?

Лето – то волшебное время, которое ждут практически все без исключения. Мы строим планы, как поедем к морю, как закончим наконец ремонт в гостиной, вырастим на даче новый сорт гладиолусов, съездим в гости к друзьям и родным, прочитаем массу книг и пересмотрим любимые фильмы.

Наши дети тоже ждут лета. Они более благодарны и непритязательны, чем взрослые. Они не строят каких-то особенных планов, а их желания, как правило, не требуют больших финансовых вложений.

Они вполне счастливы от того, что не нужно наконец делать уроки, рано вставать и каждый день при любой погоде и при любом настроении шагать в школу. Но каждому родителю хочется, чтобы лето прошло для ребенка с максимальной пользой.

И чтобы чадо отдохнуло, и чтобы здоровье его укрепить, и чтобы без дела не слонялся, и чтобы непременно развивающе-обучающий эффект присутствовал!

Как же все это организовать? И как достичь баланса между пользой и удовольствием? Попробуем разобраться.

Безусловно, каждый ребенок индивидуален, и организация каникул зависит от его характера, темперамента и предпочтений.

Но есть главное правило: во время каникул у маленького человека обязательно должна быть возможность хотя бы иногда НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ. Ну, то есть делать то, что ему хочется.

Поваляться на диване, погулять с друзьями, поиграть в компьютерные игры или посмотреть телевизор, не ездить на экскурсии каждый день, если не очень хочется.

Вообще-то, неплохо, если это правило работает и в течение учебного года, ну а летом – тем более.

Лето в городе

Каждому родителю известно, что в каникулы очень желательно отправить чадо на свежий воздух, подальше от городского смога, расплавленного асфальта и суеты. Однако порой случается, что нет возможности вывезти куда-то детей на все лето.

Отпуск мам и пап значительно короче каникул, на даче ребенка оставить не с кем, а смена в лагере начнется только в августе. Хороший выход в данном случае – городские лагеря. Они сейчас активно организуются при школах и различных детских центрах. По сути, это «продленка», но без уроков.

Распорядок дня – с традиционным трехразовым питанием: завтрак – обед – полдник. В течение дня – экскурсии, развивающие занятия, походы в кино, прогулки. Вместо традиционного лагерного «тихого часа» – спокойные мастер-классы вроде лепки или конструирования.

Безусловно, такой вариант нельзя назвать полноценным летним отдыхом (все-таки дети находятся в черте города), но с точки зрения интересного и полезного досуга – вполне! Городской лагерь также может быть хорошей «тренировкой» для ребенка, не очень уверенного в себе, испытывающего трудности в самораскрытии, общении со сверстниками. Это возможность пообщаться в неформальной обстановке и разных творческих, нестандартных ситуациях со знакомыми ребятами и педагогами.

https://www.youtube.com/watch?v=XCbABPbJW6U

Кроме школьного лагеря аналогичные проекты реализуют различные детские клубы, студии.

Как правило, такие городские лагеря являются тематическими, профильными, а значит, позволяют подобрать для ребенка форму досуга, соответствующую его интересам: биология, архитектура, развитие лидерских качеств, прикладные ремесла и многое другое. Смена в городском лагере может быть хорошей подготовкой к самостоятельной поездке в лагерь вдали от дома.

Поездка в лагерь

Отличная возможность для ребенка стать самостоятельным, научиться решать проблемы и выходить из конфликтных ситуаций, общаться со сверстниками, а также старшими или младшими по возрасту. В результате у маленького отдыхающего существенно повышаются самооценка и уверенность в своих силах. А ситуации для раскрытия и реализации творческого потенциала вообще лучше не придумать!

Однако к выбору лагеря и организации такой формы досуга для ребенка надо подойти максимально серьезно:

  • важно, чтобы лагерь обладал какой-либо тематической направленностью – был учебный, творческий, научный, археологический и так далее. Это гарантия того, что с детьми будут работать по хорошо продуманной и утвержденной программе. Кроме того, в этом случае больше шансов для ребенка найти друзей по интересам;
  • если ваш ребенок пока слишком мал (до 10 лет) или стеснителен, не имеет навыков общения со сверстниками или несамостоятелен, не спешите отправлять его в лагерь. Очень может быть, что вместо опыта общения он получит большую порцию стресса, усугубляемую отдаленностью от дома. В этих случаях лучше пройти «психологическую подготовку» в городских лагерях или других организованных группах, где дети могут неформально общаться между собой;
  • постарайтесь получить максимум информации о лагере. Используйте для этого сайт, форумы, где можно почитать отзывы, ознакомительные встречи;
  • максимально подробно заполните родительскую анкету. Как правило, помимо формальных вопросов, там могут спросить про интересы, хобби, способности, особенности характера вашего ребенка. Чем больше вожатые будут знать о вашем чаде, тем легче им будет найти к нему подход и создать максимально комфортные условия.

УДачный отдых

Обычно, по мере взросления детей, этот возглас становится все менее и менее восторженным. Подросткам на даче становится скучно, если нет соседей-сверстников.

К тому же, на даче зачастую еще и работать приходится… Это естественно для подрастающего поколения – не любить то, что хоть как-то ограничивает его свободу. А вот для ребят помладше дачные каникулы обычно в радость.

Можно свободно бегать где угодно, пачкаться, возиться в песке, обнаруживать новые виды жуков и наблюдать, как созревают фрукты и ягоды. А уж если рядом с дачным поселком есть лес и водоем – то счастью вообще нет предела!

Хорошо, если время совместного пребывания на даче вы используете для того, чтобы чему-то научить ребенка.

Где как не в лесу, в саду или на грядках применить знания, полученные на уроках «окружающего мира»? И именно в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте можно приучать маленького человека к труду: в этот период помогать взрослым является естественной потребностью и сильным стремлением малыша.

Важно, чтобы это было не наказанием («пока не польешь огурцы – не пойдешь кататься на велосипеде»), а возможностью сделать что-то вместе. А еще отдых за городом – огромное пространство для создания разных семейных традиций: походы в лес, посиделки у костра, празднование летних дней рождения (или других дат, которые можно придумать самим).

Туристические поездки

Путешествия – пожалуй, самый надежный способ получить массу ярких впечатлений за относительно короткий период. К сожалению, взрослые, планируя поездку в отпуск всей семьей, не всегда учитывают интересы, потребности и возможности детей.

Мало кто из пятилеток (да и многих 13–14-летних подростков) получит удовольствие, гуляя несколько часов по древним пещерным храмам или рассматривая красоты баварских замков.

Чем младше ребенок, тем важнее для него возможность подвигаться, что-то потрогать, полазать, поплавать, покататься, поучаствовать в интерактивных программах, мастер-классах (кстати, такие программы часто организуются во многих крупных музеях мира). 

Учиться всегда пригодится?

Нужно ли, чтобы чадо занималось во время каникул? Иногда это бывает необходимо. Например, если у ребенка остались «пробелы» с завершившегося учебного года.

Или вы, зная особенности своего сына или дочери, предполагаете, что к 1 сентября он начисто утратит всю способность к систематическому интеллектуальному труду, хотя учится в целом неплохо. Родители обычно прибегают к разным стратегиям организации занятий во время каникул.

Кто-то предпочитает предоставить полную свободу в июне-июле, а август полностью посвящает урокам. Подобный вариант приемлем для школьников, не имеющих явных учебных проблем, но с трудом «въезжающих» в учебный процесс после каникул. Правда, это не означает, что каникулы для таких детей заканчиваются 1 августа.

Занятий должно быть немного, чтобы оставалось время и пространство для отдыха (вспоминаем главное правило). В этом случае очень важна регулярность. Заниматься понемногу, в целях профилактики, но каждый день (в крайнем случае – через день).

– Если ребенок имеет устойчивые учебные трудности, то заниматься лучше в течение всего лета (пока не утрачены те, что получены в учебном году), но небольшими, «гомеопатическими» дозами. Не надо стремиться повторить весь изученный объем, лучше сосредоточиться на проблемных сферах.

– Совершенно неэффективная стратегия – «пройти» программу будущего года обучения, «чтобы с сентября было легко – материал-то уже будет знакомый». В этом случае мы не только перегружаем чадо во время летних каникул, но и сильно снижаем учебную мотивацию, «убивая» новизну материала.

– Здорово, если необходимый материал вы осваиваете с ребенком в какой-то нестандартной форме – интересных заданий, провокационных вопросов, дискуссий, задач на смекалку. Тогда этот процесс превращается в развитие, а не «натаскивание к 1 сентября».

Вот и лето прошло…

Рано или поздно произнести эту фразу придется. Ближе к окончанию каникул полезно вспомнить о том, что всем нам (а детям тем более) бывает очень сложно перестраиваться с режима отдыха на ранние подъемы, большие нагрузки.

Поэтому если в течение лета режим был нестабилен, то начиная с середины августа было бы неплохо постепенно «входить» в привычный для учебного года ритм – раньше ложиться и раньше вставать, соблюдать хотя бы приблизительный распорядок дня.

Так вы поможете детям (да и себе) быстрее адаптироваться к трудовым будням.

Но это уже проза жизни, а пока – здравствуй, лето! Главное в этот период – правильно расставить приоритеты, отдавая предпочтение двигательной, а не интеллектуальной нагрузке. Побольше эмоциональных впечатлений! В наших силах сделать летние каникулы «маленькой жизнью», такой, как хочется, – беззаботной, радостной и насыщенной.

Книга воспоминаний

Источник: https://1roditeli.ru/content/vacation/4148/

Для родителей
Добавить комментарий