Уроки толерантности для ребенка

О дне толерантности детям | международный день терпимости

Уроки толерантности для ребенка

Каждый год 16 ноября люди во всём мире отмечают Международный день, посвящённый терпимости, или коротко — День толерантности. Этот день был утверждён ЮНЕСКО в 1995 году, но с каждым годом он приобретает всё большее значение, поскольку развитие толерантности всё чаще осознаётся одной из важнейших задач современности.

Достаточно открыть свежие новости в газете или интернете, чтобы увидеть к каким трагедиям приводит враждебное отношение к чужой культуре, религии, языку. Не вызывает сомнений, что если бы человечество научилось быть более толерантным, мы бы жили в мире лучшем, чем сегодня.

Поэтому так важно говорить об этом именно с детьми, ведь терпимость зависит в первую очередь от культуры и воспитания, она не появляется вдруг и её нельзя просто установить законодательно.

Что такое толерантность?

Можно просто сказать, что толерантность — это терпимость к другим.

Но на этом простота и закончится, ведь не должны же мы быть терпимыми к тому, что сильный обижает слабого или сосед мусорит в подъезде.

С этим вопросом важно разобраться самому, чтобы уметь научить этому ребёнка. Итак, при кажущейся простоте темы, в ней есть два подводных камня, которые легко могут привести в заблуждение.

Первый мы обозначили: толерантность не означает терпимости к преступности, хулиганству, хамству и другим не лучшим проявлениям человека. Терпимым нужно быть к тому, что «люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям». Это слова из Декларации принципов терпимости ЮНЕСКО.

Как видим, они говорят о различиях в людях и именно в этом и заключается правильное понимание толерантности. Мы должны признать, что все люди разные, но при этом равные. Это означает, что если мы видим, что представитель другой национальности или религии совершает преступление, то мы должны осуждать его за плохой поступок, а не за то, что он сам другой, отличный от нас.

Нужно научиться отличать одно от другого и научить этому детей.

Другой подводный камень заключается в самом слове «терпимость». Из-за него можно подумать, что нас просят научиться что-то терпеть, закрывать глаза на других людей, которые нам не нравятся.

В действительности принцип терпимости учит совсем другому: в первую очередь мы должны учится не чувствовать враждебности к другим за то, что они другие, а не сдерживать проявления этой враждебности в себе. Не следует путать слова «терпимый» и «терпящий».

Научиться быть терпимым означает избавиться от необходимости терпеть.

Как рассказать детям о толерантности?

Мы убедились, что даже для взрослого тема толерантности может оказаться не самой простой. Тем более, не так просто объяснить её детям, и всё же это можно и нужно сделать, и для этого есть множество способов. Вот некоторые из них:

  1. Обращайте внимание ребёнка на примеры толерантности и её отсутствия. Не нужно ничего придумывать! В большинстве современных полнометражных мультфильмов или фильмов для детей тема терпимости так или иначе затрагивается. Если ваш ребёнок любит мультфильмы — замечательно. Но после того, как он посмотрел очередной (на пример, с вами в кинотеатре), обратите его внимание на примеры терпимости или нетерпимости в истории. Объясните, как это важно и что в жизни нужно не только быть терпимым, но и не боятся это показывать другим. Ребёнок стремится имитировать ролевые модели героев истории. Достаточно акцентировать ему примеры толерантности в этих моделях, и он захочет повторить их в жизни.
  2. Научите ребёнка замечать разнообразие мира и людей. В современном мире глобальной культуры дети восхищаются певцами, актёрами и спортсменами самых разных национальностей, культур, цветов кожи. Обращайте их внимание на это, рассказывайте разные интересные истории из их биографии или о стране, откуда они происходят. Ребёнок должен привыкнуть к той мысли, что он живёт в очень богатом и разнообразном мире, и если он хочет быть похожим на своих кумиров, ему нужно научиться любить мир именно таким. Полезны ситуации, где ребёнок сам может почувствовать себя другим и понять, как это важно, когда к тебе относятся как к равному. Для этого особенно полезны поездки за границу, где можно познакомится с другими культурами и понять на себе, что значит открытость и гостеприимство. Если же таких в ближайшем будущем не планируется, то стоит обратить внимание на фестивали национальных культур, которые проводятся регулярно и на большинстве предусмотрена детская программа. Важно не просто сходить туда вместе с ребёнком, но рассказать ему, как это здорово, когда рядом сосуществуют разные культуры и как интересно погрузится то в одну, то в другую из них. Наконец, для знакомства с чужой культурой подойдёт даже посещение хорошего ресторана национальной кухни. Попробовать непривычное, но вкусное блюдо – это замечательный урок жизни в толерантном мире.
  3. Помогите ребёнку научиться видеть знакомое, в том, что сначала кажется чужим. Для развития толерантности важно понимать, что хотя люди и могут чем-то отличаться от нас, но всё же в нас всех гораздо больше общего – есть мама и папа, дом, друзья и любимые игры. Для детей младшего возраста это можно объяснить на примере животных. Для них в играх или небольших сценках, которые разучивают с педагогом, привычно быть зайчиками, лисами, медведями – обычными героями волшебных сказок. Устройте так, чтобы в новой игре или сценке дети побыли змейкой, жучком, паучком, жабой, летучей мышью и так далее. При этом сюжет игры или сценки не должен как-то сильно отличаться от обычных. Это поможет детям понять, что хотя эти животные и могут вызывать неприязнь или даже страх в обычной жизни, они на самом деле ничем не хуже остальных, у них есть обычные дела и заботы, и никто не виноват, что родился змейкой, а не медведем.

Это только три примера, но их, конечно, может быть гораздо больше. Самое главное – самому понять основные принципы толерантности и не забывать о них, когда знакомишь ребёнка с миром. Стоит ли говорить, что главный пример для ребёнка – это его родители. Учить нужно на своём примере и тогда уроки усвоятся очень легко.

Вам также может понравиться

Источник: https://mamamozhetvse.ru/o-dne-tolerantnosti-detyam.html

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста в социокультурном пространстве детского сада

Уроки толерантности для ребенка

В настоящее время жизнь выдвигает приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. В наши дни по запросу государства, общества, родителей ребёнок  должен быть успешным, коммуникабельным.  Он должен обладать целым рядом  интегративных качеств.  

Поэтому сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.    

Концепция модернизации российского образования подчеркивает: “Важнейшие задачи воспитания – формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе”.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. ФГТ призваны решать проблемы, связанные с повышением качества образования.

Поэтому проблема социально-личностного развития ребёнка становится особо актуальной на современном этапе.

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость икультурный эгоизм все чаще проникают в нашу жизнь через средства массовойинформации.

Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности.
Толерантность (от латинского “толеран”) – терпение, переносимость, снисходительность. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

 На сегодняшний день возникает необходимость как можно раньше воспитывать культуру толерантности.

Декларация принципов толерантности, утвержденная на генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года, гласит: толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

С раннего возраста мы должны прививать детям чувство любви к Родине, ее многонациональности, уважению к родителям, старшим, сверстникам. Воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за свое поведение.

Наш детский сад посещают дети разных  национальностей. Вместе с педагогом-психологом мы  провели диагностику эмоционально-личностной сферы детей, применяя методики И.Вандвиг, П.Экблад «Два дома» , К.Маховера «Рисунок человека».

Результаты исследования показали, что на начало года с высоким уровнем было выявлено 20%, со средним-57%, с низким 23%от общего количества детей.Диагностика показала, что проблема существует, у детей недостаточно сформирована способность общения с детьми других национальностей.

Если не вести работу в этом направлении ,то в дальнейшем у детей могут, возникнуть межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации.

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию подрастающего поколения.

Высокий уровень толерантности определялся высоким уровнем умения детей проявлять вербально и в своем поведении основные качества толерантной личности, такие, как знание своих достоинств и недостатков, критичность к себе, способность сопереживания, легкая адаптация в коллективе детей, способность взять на себя ответственность за происходящее, высокая социальная активность .

Средний уровень толерантности определялся средним уровнем и неустойчивостью умения детей проявлять в своем поведении основные качества толерантной личности, средним уровнем сформированности таких нравственных и этических качеств, как честность, справедливость, доброжелательность, взаимопомощь, сострадание .               Низкий уровень толерантности определялся недостаточностью и неустойчивостью умения ребенка проявлять в своем поведении основные  качества личности: ребенок замечает у себя больше достоинств, чем недостатков; во всех проблемах ребенок чаще обвиняет окружающих, ябедничает; способность ребенка к эмпатии практически не выражена,; тяжелая адаптация в коллективе детей, застенчивость, замкнутость; стремление ребенка снять с себя ответственность за происходящее, даже ценой лжи; большая потребность в похвале, хвастовство, ревность к успехам других детей.

Сам процесс формирования межличностных отношений в условиях образовательной среды ДОУ, накладывает большой отпечаток на становление личности ребенка, на его характер, на его отношение к другим людям, на его терпимость и уважение к человеку другой национальности.

Ведь вырастая, ребенок свои детские навыки общения, свою модель взаимоотношений переносит и во взрослую жизнь. На этом будут строиться его взаимоотношения на работе, в коллективе, в семье, в повседневной жизни.

У взрослого человека решить (или провести коррекцию) очень сложно, а иногда невозможно.

Решать поставленные цели и задачи предлагается  с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей; в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Смена видов детской деятельности подчинена одной теме.

Дети становятся активными участниками образовательного процесса. Наш детский сад имеет опыт работы с дошкольниками по ознакомлению с родным краем на материале этнокультурных обычаев и традиций народов Поволжья.Задействуется большой спектр мероприятий и разных  видов деятельности дошкольников.

Образовательный процесс строится с помощью разнообразных форм работы с дошкольниками, в том числе и новых.Для более полного восприятия материала я выбрала метод использования мыслительных(ментальных) карт. Мыслительные карты(Mind Map-англ.

-в переводе «карты ума, умственные карты,ментальные карты или интеллект-карты» )придумал американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен в 1960-1970-х гг.

Он хотел создать метод,объединяющий характеристики восприятия ипереработки информации,свойственные двум полушариям мозга.

С помощью мыслительных карт можно распределить известную информацию и понять,чего не хватает и обнаружить сильные и слабые стороны наших представлений о предмете,увидеть,как встраивается новое содержание в старые рамки, какие компоненты модели связаны, а между какими связь еще не установлена.

Программные материалы сгруппированы по следующим направлениям:

Блок 1. “Веселый марафон”. Включает проведение праздников, и других массовых форм с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира.

Блок 2. “Волшебный калейдоскоп”. Включает театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира.

Блок 3. “Родник дружбы”. Включает сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.

– метод беседа (материал: маленькие рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием; через сказочные образы ребенок получает представления о справедливости, зле, добре и т.д.);

– художественная литература оказывает сильное влияние на сознание и чувства дошкольников. Дети стараются подражать понравившимся героям.

Важно воздействовать не только на сознание детей, но и на их чувства, тогда они научатся понимать других. Преимущество искусства как средства воспитания гуманности – в эмоциональной оценке действительности.

Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности.

– наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире.

Полученные данные показали, что в результате реализации данной Программы произошли значительные изменения в уровне толерантности, а именно: количество детей с высоким уровнем толерантности увеличилось на 7%; со средним уровнем толерантности – на 10%; и наоборот, число детей, имеющих низкий уровень толерантности, снизилось на 15%.

В результате постепенно расширяются представления детей о достопримечательностях родного города, государственных и народных праздниках, самобытности культуры других народов, формируется уважение к людям и гордость за свою Родину.

Активная плодотворная  работа позволяет воспитывать свободную, творческую личность, осознавшую культуру и традиции народов нашего многонационального народа, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.

«Мы разные-в этом наше богатство,

Мы вместе-в этом наша сила!»

Ссылки на источники:

  1. Вестник Брянского Государственного Университета (www.brgu.ru)
  2. Журналы «Дошкольнаяпедагогика» 2000-2010г.г.
  3. Игры разных народов (http://www.igrovaia.ru/igryi_razn_narodov.htm)
  4. Кенеман А. В. «Детские подвижные игры народов СССР» М.

    «Просвещение», 1989

  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  6. “Народные подвижные игры, как средство приобщения детей к культуре разных народов” (http://tema.studentochka.ru/85041.html)
  7. Подвижныеигры (http://www.metodkabinet.eu/TemKollekzii/vesna_IgryMotorie.

    htm)

  8. Программа воспитания и обучения в детском саду. Министерство просвещения РСФСР М. «Просвещение» 1985
  9. “Путешествие в мир игр разных народов”. Номинация “Воспитывающий урок (http://www.openclass.ru/lessons/107670)
  10. Русские  народные игры (http://igrushka.kz/vip82/rusnar.

    php)

  11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации М.: 2009г.

Источник: https://open-lesson.net/65/

» Воспитание толерантности у детей

Уроки толерантности для ребенка

Сегодня особенную актуальность приобрёл вопрос толерантности — терпимости к людям, относящимся к разным национальностям и культурам. Особое значение в последнее время эта проблема приобрела потому, что всё чаще мы стали замечать проявления недоброжелательности, недружелюбия, озлобленности, агрессивности.

В семью и школу проникают настроения взаимной нетерпимости и культурного эгоизма. Подобные тенденции негативно влияют на развитие личности детей, их духовности и доброты.

Именно поэтому родителям нужно внимательно отнестись к воспитанию детской толерантности и найти эффективные механизмы, способствующие её становлению.

Зачем ребёнка воспитывать в традициях толерантности? Всё просто. Основа толерантности — это право на отличие, индивидуальность. Если хотите, чтобы ваш ребёнок легко влился в социум и его бы адекватно воспринимали со всеми особенностями и индивидуальными чертами, то нужно воспитывать с самого детства в нём такое же восприятие людей.

Люди во всём мире разные: иной расы, национальности, культуры, религии, социальной среды, состояния здоровья, способа мышления.

Толерантность — это жизненная позиция человека, имею которую, ему легко общаться с разнообразными людьми, а значит — легче жить. Толерантность сегодня стала условием гармоничной жизни в обществе.

Именно поэтому и возникла необходимость воспитывать молодое поколение по правилам толерантности.

Важной задачей воспитания сегодня является понимание и принятие детьми общечеловеческих ценностей (культурных, нравственных, социальных), которые близки и понятны разным народам.

Ребёнку следует объяснять, что неуважение той или иной культуры не способствует возникновению взаимопонимания между людьми, а только повышает уровень конфликтности.

Важно донести детям доступными способами, что толерантная личность:

  • уважает мнение других
  • доброжелательна
  • направлена на взаимодействие
  • способна понять и принять
  • любознательна и чутка
  • снисходительна.

Смотрите видеосюжет о необходимости воспитания детской толерантности

Рассматривая проблему толерантности по отношению к детям дошкольного и школьного возраста, можно отнести её к основным направлениям воспитания.

Она связана с культурой общения, которая является одной из самых важных в школе, а также за её пределами.

Согласитесь, не только дети, но и мы сами, прекрасно понимая, что все мы — разные, не всегда ведём себя адекватно и тактично по отношению к людям. Быть терпимым друг к другу — далеко не просто.

Дух нетерпимости всегда существовал в обществе. Предметом нетерпимости могут выступать такие особенности детей:

  • национальные
  • религиозные
  • этнические
  • социальные
  • половые
  • связанные с внешним видом
  • связанные с состоянием здоровья
  • связанные с интересами, увлечениями и привычками.

Большое значение в формировании толерантности у детей отводится педагогам. Толерантность в педагогическом понимании — это общение учителя и учеников, построенное не оптимальных условиях, способствующих формированию у школьников культуры общения, уважения индивидуальности личности, способности спокойно выражать своё мнение.

Система образования должна быть направлена на передачу детям глубоких знаний о народах, культурах и традициях, что, в свою очередь, решит проблему возникновения у детей предрассудков.

«А знаете ли вы, что дети, проявляющие толерантность — значит, осознающие, что люди отличаются по внешнему виду, по социальному положения и увлечениям, по этнической принадлежности и религии, и понимающие то, что все имеют право на жизнь, свой взгляд на окружающий мир и индивидуальность?»

Основные задачи воспитания толерантности у детей:

  • распространение идей и идеалов толерантности
  • развитие независимого критического мышления, обучение выработке суждений с учётом нравственных общечеловеческих ценностей
  • формирование уважительного отношения к людям
  • работа над умением строить эффективное общение со школьниками разных национальностей и религий.

Как воспитать терпимость в дошкольниках?

Психологи считают, что лучше всего начинать формировать толерантность в старшем дошкольном возрасте, ведь именно в этом периоде активно начинает развиваться личность.

Направления воспитания толерантности у дошкольников:

  1. Формирование положительного отношения к инвалидам, людям различных национальностей и религий.
  2. Обучение дошкольников общению и методам выхода из конфликтов.
  3. Изучение фольклора с целью получения знаний о разнообразии народов.

Воспитывать толерантность у дошкольников лучше всего с помощью игры.

Наилучшие возможности в сфере толерантного воспитания дошкольников созданы в дошкольном учреждении. В детском саду есть очень важное преимущество — детское общество, в котором ребёнок может научиться воспринимать разнообразие детей и научиться общаться. Такая среда — готовность ребёнка к гуманному, толерантному поведению.

С целью развития толерантности в детском саду можно проводить целый спектр мероприятий:

  1. Праздники и уроки знакомства с культурой и традициями своего народы и других народностей.
  2. Ролевые игры по освоению моментов толерантного общения.
  3. Активные игры разных народов.
  4. Народные праздники.
  5. Занятия по мотивам народных сказок.

При развитии толерантности у детей важным является просвещение работников образования и родителей по вопросам толерантности.

Отметим, что развитие толерантности дошкольников станет эффективным лишь в том случае, если оно происходит в эмоционально уравновешенной среде.

Толерантность в школе

Занимаясь развитием толерантности в школе, следует помнить, что основывать здесь педагогическую деятельность следует на системном подходе и сочетании различных форм деятельности школьников. Педагогический опыт свидетельствует о наличии разных методов и форм работы, с помощью которых можно воспитывать толерантность у учащихся.

Учитель должен включать в учебный процесс следующие компоненты:

  1. Применение направленности толерантного воспитания при организации классной работы.
  2. Проведение адекватного патриотического воспитания в процессе предметных уроков и внеклассных часов.
  3. Формирование положительной гражданской позиции в школе.
  4. Воспитание по принципам терпимости и товарищеской любви к людям.
  5. Формирование уважения к культурному и духовному наследию страны, а также позитивного восприятия других культур и традиций.

В основе обучения школьников толерантности лежат следующие принципы:

  • Гуманизации: каждая личность — уникальна.
  • Интеграции: взаимодействие разных видов искусства.

Воспитание толерантности — это тяжёлый интеллектуальный и ответственный труд, большая психическая работа учителя, которая направлена на формирование неокрепших личностей учеников. Основой такой деятельности должно стать живое общение и объяснение понятий на жизненных примерах.

«Совет. Педагог должен быть сам толерантен и открыт детям: только в этом случае он будет для них убедителен».

Методы и приёмы

Для осуществления успешной педагогической деятельности в направлении толерантности, рекомендуется использовать учителю в процессе обучения следующее:

  • активное использование игровых технологий
  • развитие родного языка
  • изучение иностранных языков
  • обучение истории
  • расширение знаний о народностях учеников, их традициях
  • использование произведений искусства (литературы, картин, кинофильмов и пр.)
  • привлечение учащихся к активным формам обсуждения актуальных вопросов (участие в дискуссиях, дебатах, диспутах)
  • организация совместной деятельности учеников
  • внимание учителя к постижению учениками смысла того или иного поведения, поступков
  • взаимодействие педагога с семьями учащихся
  • воспитательная активность педагога, заключающаяся в совместном посещении с учениками культурных центров, выставок, концертов различных национальных культур и т. д.

Упражнения для коррекции поведения при нетерпимости

Игры и тренинговые упражнения помогут учителю провести интересный классный час либо индивидуальное занятие по формированию толерантности школьников (например, работа с ребёнком, проявляющим нетерпимость к другому или с ребёнком, к которому проявляется нетерпимость).

  1. «Антиподы». Педагог просит учащегося написать в два столбика хорошие и плохие черты своего характера. После чего можно обсудить получившийся список, попутно вырабатывая варианты замены отрицательных качеств на положительные.
  2. «Минусы и плюсы». Используя тот же список черт личности, педагог предлагает поразмыслить ребёнку, в каких случаях отрицательные качества будут полезны. К примеру, нетерпимость может проявляться, но только ко лжи, вредным привычкам, предательству, насилию.
  3. «Камушек». Учитель говорит, что в каждом человеке есть какой-то недостаток, как «камушек, попавший в обувь», который мешает ему развиваться и достигать успехов. Педагог предлагает ребёнку найти в себе такое качество, которое мешает ему нормально общаться.
  4. «Изюминка». Педагог объясняет ребёнку, что каждый имеет и какое-то наилучшее качество, позволяющее справиться со сложными жизненными ситуациями. Учитель предлагает отыскать ту самую «изюминку», которой ребёнок может гордиться.
  5. «Правильная позиция». Педагог помогает выработать ребёнку правильное отношение к себе и сложившейся ситуации. Учитель должен научить учащегося говорить внутри себя «Я в порядке, окружающие тоже в порядке». Такой позитивный настрой поможет выработать адекватную позицию в общении с кем угодно.
  6. «Ломаем стереотипы». Учитель объясняет, что мир не делится только на чёрное и белое, на плохое и хорошее. Мир — многогранный, красочный и удивительный. И чем разнообразнее внутренний мир каждого человека, тем интересней жить.
  7. «Мой идеальный образ». Педагог предлагает написать ребёнку список качеств, которые его устраивают, а также те, которые он желает развить в себе и приобрести. Определение идеально образа поможет ребёнку наметить план по преодолению негативных черт характера.

При использовании этих техник при коллективной или индивидуальной работе с учениками учителю необходимо внимательно их отбирать в соответствии с целью и задачей. Педагог и сам должен быть гуманным и проявлять высокий уровень доверительность к детям, быть способным принять их и постараться оказать поддержку.

Толерантные родители

Всем хорошо известна истина, что ребёнок с рождения должен быть окружён родительской любовью. В идеале, в семье должны господствовать дружелюбные жизнерадостные отношения. Всё это влияет на формирование толерантности у ребёнка.

Если же, наоборот, в семье нормальным считается агрессия, вечное недовольство, крики, унижение, неприязнь друг к другу, упрёки — то в такой семье ребёнок не научиться адекватно воспринимать собственную личность и индивидуальность и будет аналогично воспринимать окружающих.

«. Психологи утверждают, что если ребёнок постоянно видел в семье агрессию и негатив, то эти проявления могут стать нормой жизни».

Родители должны понимать:

  • Если ребёнка регулярно подвергают критике — он будет учиться ненавидеть.
  • Если к ребёнку враждебно относятся — он может легко стать агрессивным.
  • Если над ребёнком постоянно смеются — он вырастет замкнутым.
  • Если ребёнка частенько упрекают — его будет преследовать чувство вины.
  • Если ребёнка воспринимают таким, каким он есть — он будет также принимать и людей.
  • Если к ребёнку внимательно относятся и поддерживают — он поверит в себя.
  • Если с ребёнком честны родители — он станет по-настоящему справедливым.
  • Если ребёнок чувствует безопасности — он вырастет оптимистом.
  • Если ребёнка понимают и заботятся о нём — он будет верить в любовь.

При условиях, если родители непоследовательны в воспитании, у ребёнка может сформироваться определённая модель поведения.

Например, когда родители сегодня говорят одно, а завтра — вовсе другое, ребёнок будет растерян, беспринципен, озлоблен на окружающих и агрессивен — причём, и в отношении к родителям. Толерантным ребёнка нельзя сделать в одночасье.

Толерантность — это постепенный педагогический труд. И большая роль здесь отводится тому, как ведут себя сами родители.

Если вы внимательные родители, то наши советы помогут воспитать ребёнка в традициях толерантности:

  1. Научитесь слушать ребёнка и слышать его.
  2. Учитесь снимать эмоциональное напряжение ребёнка.
  3. Позволяйте ребёнку выражать эмоции, в том числе и отрицательные.
  4. Принимайте и любите ребёнка таким, какой он есть.
  5. Ребёнок будет слушаться и выполнять требования в том случае, если они разумны.

Ребёнок будет открытым миру и толерантным, если в своей семье он будет с рождения ощущать доброту и уважение друг другу, понимание и спокойствие.

Быть толерантным – это значит воспринимать мир во всём богатстве и разнообразии. Учите детей быть именно такими, и тогда у них не будет барьеров в общении и врагов.

Источник: https://paidagogos.com/vospitanie-tolerantnosti-u-detey.html

Толерантность детей и взрослых

Уроки толерантности для ребенка

     Уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас. Спасибо, что, отложив все дела, Вы заглянули на нашу страничку на сайте. Проблема, которая станет предметом нашего обсуждения, весьма актуальна «толерантность детей и взрослых: в чем она проявляется?

Необходимость ее решения продиктована тем, что толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека. Сегодня мы постараемся с вами вырастить дерево толерантности.

Здравствуйте уважаемые родители! Спасибо, что, отложив все дела, Вы пришли на эту встречу. Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в “ершистых”, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей.

Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах ее возникновения.

    К 13 годам у ребенка накапливается немало проблем переходного возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляется тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы “застревать” в положении “обиженного”, “непонятого”,  искать выход из трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья.

Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком?

    Проблема, которая станет предметом нашего обсуждения  весьма актуальна «Как воспитать толерантного человека?» Необходимость ее решения продиктована тем, что толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека.

          Старинная легенда «Хорошо, что все мы разные!»

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал: – Как ты уродлив, негр! Как будто сажей вымазан! Черный презрительно сощурился и сказал: – Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому: — Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют его глаза.

Затем мудрец обратился к чернокожему: –  А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор., а полосы его — цвета солнца…

Негр и белый устыдились своего спора и помирились. А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина… Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос: – Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!

 Толерантность – это способность индивида воспринимать без агрессии мнения, отличающиеся от собственных, а так же особенности поведения и внешности других индивидов.

Высшим проявлением толерантности является любовь (например, слепая материнская любовь иногда может навредить ребенку), а высшим проявлением интолерантности – ненависть (ненавидя, например, вредные привычки у других людей, человек может вырасти не куря сигарет и не употребляя алкоголя, что тоже не плохо, ведь так?)

Толерантность – понятие достаточно новое, это: – ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур; – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру ребенка, веру в победу доброго начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма, позитивную лексику.(нецензурная, оскорбительная лексика в общении с ребенком)

Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.

  • Во-первых, не обижать его.
  • Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним.
  • В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка.

Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.

  • В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов.

Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача – обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений.

  • В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п.
  • В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.

Для того чтобы формировать у подростков систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, ненасилие, сочувствия, понимание, сопереживание и т.п.

От того, какой тип воспитания преобладает в семье, зависит, какой здесь вырастет человек.

Главные методы воспитания в семье — это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка подростка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне ее.

Тест для родителей

Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего – А, Б, В.1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел. Вы:а) дадите ему другое блюдо;б) разрешите выйти ему из-за стола;в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.2. Ваш ребенок во дворе «круто» поссорился со сверстниками.

Вы:а) идете во двор и разбираетесь с детьми;б) советуете ребенку самому уладить конфликт;в) предлагаете остаться дома.3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки Вы:а) начнете его ругать, кричать;б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядетерядом и разберете вместе с ним домашнее задание;в) без слов выключите телевизор.4.

Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки:а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;б) пытаетесь помочь исправить положение;в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка.5.

Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся (ась) домой:а) не выяснив причины, начинаете ругать;б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался и договоритесь, что впредь опозданий не будет;

в) накажете.

 

Результаты.

А – это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.Б – это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки. (ЭТО ТОЛЕРАНТНЫЙ родитель)

В – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.

Вы оценили наедине с собой свою собственную толерантность и, возможно, теперь измените характер воспитательных действий в отношении своего ребенка

Чтобы воспитать толерантного человека и сделать толерантными отношения в семье, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей.

Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним его душу чем-то добрым, найдется кто-то другой, который заполнит ее дурным. А это значит, что ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь.

1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и где она стала нормой его жизни.

Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в себя.

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. У детей формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они же навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое тоже навязывается.

Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

Если говорить о современном мире, то можно сказать, что он страшный, жестокий, разобщенный. В нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете.

Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувство недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, т.е.

мире без насилия и жестокости, мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно, недостаточно. Толерантность нужно воспитывать.

Отсюда – ряд правил воспитания, связанные с темой нашего разговора:

1.  Учитесь слушать и слышать своего ребенка.2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональноенапряжение.3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

 В этом случае в ребёнке будут черты толерантной личности- терпение- умение владеть собой- доверие- чуткость- способность к сопереживанию- снисходительность- расположение к другим- чувство юмора- терпимость к различиям- доброжелательность- гуманизм- умение слушать- несклонность осуждать других

– альтруизм

Воспитывать толерантность в семье — значит прививать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

1. Дайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание — это стремление выйти из-под вашей опеки.

2. Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.

3. Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.

4. Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров, чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.

5. Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас.

6. Будьте тверды и последовательны. Дети — тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от них хорошего поведения.

  Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех в делах, учебе и на работе, чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности, совершенствоваться, уважать себя.

Основа самооценки ребенка закладывается в зависимости от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его недостаткам и промахам, он вырастет с положительным отношением к себе.

Если же ребенка постоянно “воспитывают”, критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной.

И в конце нашего разговора я хочу прочитать вам китайскую притчу «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете.

Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди.

Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье.

Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:- И все?- Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.И, подумав, добавил:

– И мира тоже.

Удачи Вам!

Источник: http://www.5322s16.edusite.ru/vis_p216aa1.html

Уроки толерантности: как научить детей жить в мультикультурном обществе – Телеканал «О!»

Уроки толерантности для ребенка

Уроки толерантности: как научить детей жить в мультикультурном обществе

Что такое толерантность? И почему мы должны быть терпимее по отношению друг к другу и обязательно научить этому детей? На эти вопросы отвечает эксперт «О!» и детский психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

«Как замечательно, что никто не должен ждать, но может начать прямо сейчас, чтобы постепенно изменить мир», — написала голландская девочка Анна Франк в 1944 году перед смертью.

Её дневник — один из наиболее известных и впечатляющих документов об ужасах фашизма. Он сделал имя девочки знаменитым на весь мир. И стал ещё одним серьёзным поводом задуматься о нетерпимости к различиям друг друга.

Одно из определений толерантности, прописанное в «Декларации принципов толерантности» 1995 года, звучит так: «Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

Эту декларацию подписало 185 стран, в том числе Россия. После страшных войн, через которые прошла наша страна, мы все хотим, чтобы наши дети были счастливыми и жили в мирное время.

Мир различий

Наши дети живут в мультикультурном обществе: в одной группе детского сада и школьном классе могут оказаться дети всех оттенков кожи и разного вероисповедания.

Некоторые родители приветствуют это разнообразие, кому-то сложно иметь с этим дело, особенно если родители в своем детстве жили в довольно однородной среде.

Тогда люди, не похожие на них, могут восприниматься как неправильные и пугающие.

Трудно нам или легко, но наши дети должны быть подготовлены к тому, что им предстоит жить, учиться и работать именно в таком обществе.

Они учат иностранные языки, ездят в другие страны, любят японскую или узбекскую еду, носят китайские и корейские вещи. Успешность в жизни всё больше зависит от возможности ценить достоинства других людей и работать в мультикультурной команде.

Хотя часто сегодняшние дети гораздо более продвинуты в принятии человеческих различий, чем их родители.

Толерантность означает позицию открытости и уважения к различиям, которые существуют между людьми: этническим и религиозным, половым, физическим, умственным и другим.

Толерантные люди уважают и готовы усваивать опыт других, ценить не только похожесть, но и различия, отказываются от несправедливых стереотипов, ищут общие точки соприкосновения и создают новые связи. Терпимость во многих отношениях противоположна предрассудкам. Толерантность — это компромисс.

И нам придётся делать над собой некоторое усилие, чтобы допустить, что люди могут иметь другое, отличное от нашего мнение, другой стиль жизни, верить во что-то иное, нежели мы. Но это не значит, что мы должны принимать любое поведение: неуважение или нанесение обид другим людям, подлость или травля, поведение, которое нарушает социальные правила, ложь или воровство.

Терпимость — это принятие людей такими, какие они есть, а не их плохого поведения.

Как учить толерантности

  • Дети, особенно маленькие, учатся, подражая родителям. Поэтому обратите внимание на своё отношение к культурным стереотипам. Демонстрируйте уважительную позицию к другим. Помните, что дети всегда слушают.
  • Не шутите на этнические, религиозные и гендерные темы. Хотя шутки кажутся безобидными забавами, вы увековечиваете стереотипы. Не поддерживайте попытки ребёнка остроумничать на эти темы, разговаривайте о небезобидности таких насмешек.
  • Установите правило: этническая принадлежность человека не может стать причиной для отвержения или поддразнивания.
  • Приносите в дом книги, игрушки, музыку, искусство и видео, отражающие разнообразие культур. Конечно, СМИ и поп-культура оказывают сильное влияние на детей. Укажите и поговорите о несправедливых стереотипах, которые нас окружают.
  • Честно отвечайте на вопросы детей о различиях. Можно замечать и обсуждать различиях между людьми, но до тех пор, пока это делается с уважением.
  • Признавайте и уважайте различия во взглядах на жизнь в вашей собственной семье. Спрашивайте мнение ребёнка по разным вопросам. Демонстрируйте признание различных способностей, интересов и стилей ваших детей. Цените уникальность каждого члена вашей семьи.
  • Помните, что толерантность не означает терпимость к неприемлемому поведению.
  • Помогите своим детям чувствовать себя хорошо и уверенно. Дети, к которым плохо относятся в семье, часто так же относятся к другим людям.
  • Дети, которых ценят и уважают, с большей вероятностью отнесутся к другим с уважением.
  • Дружите с другими семьями, которые отличаются от вас религиозными взглядами и национальностью. Дайте детям возможность играть с ребятами, которые отличаются от них.
  • Узнавайте о праздниках и религиозных обрядах, которые не являются частью традиций вашей культуры. Найдите возможность поучаствовать в этом с ребёнком или даже организовать такой праздник самим.
  • Рассказывайте о семейных традициях вашим детей и другим людям, которым это может быть интересно.
  • Спросите детей, попадали ли они когда-нибудь в беду из-за чего-то, что сделал другой человек, и как они себя чувствовали. Обсуждайте, каково это — быть несправедливо обвинённым, приводите примеры из российской или мировой истории.

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/10485

Для родителей
Добавить комментарий