Усвоить правила: как научить ребенка общественным нормам

Содержание
  1. Приобщение дошкольников к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми
  2. 5 способов сказать ребенку «нет»
  3. Зачем нужны запреты
  4. Общие правила
  5. Хорошие манеры, которым следует научить своих детей | Дети в городе Украина
  6. Основные правила поведения, которым следует научить ребёнка
  7. Говорить «спасибо» и «пожалуйста»
  8. Быть пунктуальным
  9. Извиняться
  10. Не перебивать
  11. Не брать чужие вещи
  12. Возвращать всё на места
  13. Делиться сладостями и игрушками
  14. Уважать личные границы
  15. Предлагать помощь
  16. Вести себя в общественных местах
  17. Соблюдать телефонный этикет
  18. Действенные методы, как легко научить ребёнка хорошим манерам
  19. Собственный пример
  20. Сюжетно-ролевые игры
  21. Метод пряника
  22. Беседы
  23. Практика
  24. Как воспитать культурного ребенка
  25. ☀ Какие существуют для детей ☀ правила поведения – этикет ☀
  26. Для чего нужны правила поведения?
  27. С чего стоит начать?
  28. Простые способы усвоения правил для детей
  29. Общие правила формирования у детей культуры поведения

Приобщение дошкольников к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми

Усвоить правила: как научить ребенка общественным нормам

Устюжанинова Е. Н., Авачева Е. А. Приобщение дошкольников к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 195-196. — URL https://moluch.ru/archive/149/41744/ (дата обращения: 16.01.2020).



Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие, духовно-нравственное воспитание

Известная фраза «Мы все родом из детства» — как нельзя более подкрепляет нашу уверенность. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев на молодых листьях березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев.

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.

То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, требуют от каждого человека обращения к нормам и правилам общения и поведения, которые позволяют быть успешными в социальном взаимодействии. Общество, государство, семья остро осознают необходимость вернуть утраченное в последние годы уважительное отношение к Родине, труду как к самостоятельным ценностям.

Пункты 2.6. и 2.8 программы ФГОС дошкольного образования (14.11.2013 № 30384) инициировали тот факт, что коллектив МБДОУ ЦРР детский сад № 463 г. о.

Самара, продолжая в рамках сложившихся традиций экспериментальную научно-исследовательскую деятельность, в 2014–2015 учебном году стал проектной площадкой по социально-коммуникативному направлению «Приобщение дошкольников к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми». Творческая группа педагогов в составе Замысловой Л. Н., Ракинцевой Т. Ю., Авачевой Е. А., Пискуновой Н. В., Федосовой Л. В., Овсянниковой И. Л. и научного руководителя доцента СФ ГБОУ ВПО МГПУ Устюжаниновой Е. Н. после теоретической подготовки составила блок из 6 психодиагностических методик с целью отслеживания динамики психологических характеристик детей экспериментальной и контрольной групп.

Социально-коммуникативное развитие, в рамках которого происходит усвоение норм и правил взаимодействия с окружающими, должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Важнейшим аспектом при формировании личности ребенка является послушание. По мнению Л. С. Выготского, мнение о том, что ребенок через послушание овладевает своим поведением, неверно. Но, напротив, послушание возможно, когда ребенок научится овладевать своим поведением. Взрослый человек должен снабдить ребенка для этого определенными средствами и быть уверенным в том, что ребенок сможет использовать эти средства самостоятельно, то есть, что средства прошли хотя бы частичную интериоризацию [1]. Это означает, что близкие взрослые должны не только пройти с детьми обучение техникам послушания, но и обязательно отработать практические навыки с детьми.

Известные советские ученые Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев отмечают, что развитие мотивов поведения, усвоение норм и правил тесно связаны со становлением эмоциональной составляющей личности.

Недостатки эмоционально-волевой сферы проявляются наличием у детей нравственно-этических проблем: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к «эмоционально теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми [2].

Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. отмечают, что у дошкольников 5–6 лет изменяется содержание аффектов — расширяется круг эмоций. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание.

Дети начинают усваивать этические нормы, принятые в обществе, подчинять свое поведение этим нормам, у них появляются этические переживания.

Усвоение ребенком норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами постепенно приводят к формированию первых задатков произвольного поведения [3].

Поэтому на начальном этапе эксперимента создание психолого-педагогических условий формирования у старших дошкольников первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений проводилось в рамках следующих мероприятий:

  1. Знакомство с произведениями литературы, сюжеты которых отражают нравственные проблемы (сюжеты которых отражают нравственные проблемы. Основы нравственности преподносились через сюжет хорошо известной сказки или другого литературного произведения. Например, после прочтения сказки «Три поросенка», обсуждалась ситуация, в которую попали главные герои, и спросить: «Что плохого сделал волк? Почему нельзя так поступать?». Прекрасной художественной базой для изучения и обсуждения нравственных понятий служат сказки «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Золушка», «Красная шапочка», «Золотой ключик», «Гадкий утенок» и многие другие. Дети сами могут находить в литературных текстах примеры нарушений нравственных норм и ценностей.
  2. Сочинение историй, сказок (процесс обучения творческий как для педагога, так и для ребенка, он был организован как исследовательская, поисковая деятельность. Например, на основе сюжетов из сказок или собственных сочиненных историй педагоги предлагали детям творчески преобразовать ход повествования, придумать различные концовки, ввести непредвиденные ситуации, соединить несколько сюжетов в один и так далее. Эти творческие задания сформировали у ребенка умение думать, рассуждать, подвигнут к самостоятельному поиску решений, к моделированию собственного поведения. Ребята на конкретных примерах устанавливали несоответствие нормам поведения и решали, как его исправить, также дети сами придумывали небольшие рассказы, включая в них усвоенные знания.
  3. Игровое проектирование проблемных ситуаций (в этом случае была организована практическая деятельность, включались игровые ситуации, ролевые игры, игры-драматизации на нравственные темы, так как моральная этика формируется в единстве слова и дела. Наличие нравственных элементов в игре позволили педагогам легче познакомить дошкольников с духовными ценностями окружающего их мира. Игровые модели строились в соответствии с интересами и возможностями детей, с их социальным опытом и возрастными особенностями.

Для осуществления тесной взаимосвязи всех близких взрослых, занятых образованием и воспитанием дошкольников, проведено родительское собрание в экспериментальных группах, на котором родители (законные представители) были ознакомлены с планом работы проектной площадки. Этот факт, в том числе, позволит им стать активными участниками образовательного процесса в течение всего эксперимента.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

Литература:

  1. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

2.Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. — 464 с. (Акад. пед. наук СССР).

3.Гамезо М., Петрова Е., Орлова Л. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.

Основные термины(генерируются автоматически): ребенок, духовно-нравственное воспитание, проектная площадка, взрослый, норма.

Источник: https://moluch.ru/archive/149/41744/

5 способов сказать ребенку «нет»

Усвоить правила: как научить ребенка общественным нормам

Когда мы говорим ребенку «нет», возможно три рода затруднений. Некоторым родителям бывает сложно подобрать правильные слова, чтобы, например, не обидеть ребенка. Другим в принципе трудно говорить нет”, и им приходится каждый раз преодолевать внутренний барьер.

Третьим непросто выдержать негативную ответную реакцию ребенка, когда они слышат от крохи заявления вроде: «Ты плохая!», «Ты меня не любишь!», «Я тебя не люблю». Тут можно испытать целую гамму чувств от вины и злости до ощущения полной беспомощности и личной несостоятельности. Тем не менее, запреты ребенку жизненно необходимы.

Мы расскажем, как вводить их максимально безболезненно.

Зачем нужны запреты

Ребенку на самом деле непросто мириться с ограничениями. А еще ему трудно контролировать свои эмоции. Но в жизни детям предстоит сталкиваться с ситуациями, когда не все будет так, как им хочется. Для любого ребенка будет лучше, если он научится переживать этот опыт в контакте с близким взрослым.

Тогда он встретит сопереживание, поддержку и помощь в распознавании собственных эмоций. Так что не стоит бояться говорить ребенку «нет». Запомните: запреты ему жизненно необходимы. Родительское «нет» помогает устанавливать границы, которые нужны для нормального развития психики малыша.

Оно выступает как опора, как стена, которая дает детям чувство безопасности. Ведь без границ ребенку становится тревожно, мир в его представлении перестает быть безопасным. Безусловно, на введение запретов малыш может реагировать негативно. Так он проверяет ваши границы и пытается их расшатать.

Однако, если вы будете спокойны, последовательны, выступите с супругом единым фронтом, ребенок примет новые правила.

В семье принципиально важна здоровая иерархия.

Это когда родитель занимает главенствующую позицию по отношению к ребенку, то есть является сильным, спокойным, уверенным в себе взрослым, который справляется со своими эмоциями и помогает малышу справиться с его чувствами.

Так дети получают ощущение заботы, любви, принятия, и, главное, безопасности, а это помогает им справиться с тревогой. Если иерархия нарушена, ребенок ничего этого не чувствует.

Если родитель боится брать на себя ответственность, он общается с ребенком из позиции «друга». Тогда ему трудно отказывать и запрещать. Если взрослый занимает детскую позицию, он фактически ждет, что малыш станет для него утешителем.

Такие мамы и папы нередко говорят: «Пожалей мамочку, у меня столько дел, а тут ты со своими капризами!», «Папа так устал на работе, пощади меня сегодня!» Некоторые родители, что еще хуже, действуют с позиции власти или насилия. Любая ситуация, где приходится сказать ребенку «нет», может вызвать у них раздражение или злость.

При этом они апеллируют не к поведению ребенка или конкретной ситуации, а фактически выставляет его виноватым, «плохим». Часто они говорят например так: « Ты плохой, поэтому нельзя!», «Ты только и делаешь, что чего-то хочешь! Замолчи! Тебе бы только есть конфеты/играть/не слушаться/смотреть мультики и т.д.

», «Как тебе не стыдно! Я столько делаю, а ты!» Для ребенка такой запрет видится как нападение и проявление агрессии. К тому же он укрепляется в мысли, что он плохой. В ответ ему ничего не остается делать, как протестовать, огрызаться или плакать. При этом он может чувствовать обиду, стыд, вину, беспомощность или злость.

Стоит ли говорить, что отношения между малышом и родителями при всех этих сценариях портятся. Чтобы наладить контакт, попробуйте действовать иначе.

Общие правила

  • Не впадайте в крайности. Когда запретов слишком много, свободы остается слишком мало. В ближайшей перспективе возможен протест или апатия, а в будущем это может вылиться в неспособность делать самостоятельный выбор и даже отсутствие собственных желаний (ибо зачем хотеть, если все равно запретят).
  • Важно, чтобы родители выступали единым фронтом. Для того, чтобы ребенок не сталкивал взрослых, слушаясь того, кого выгоднее, взрослым важно договориться между собой, что точно разрешается, а что точно нельзя. Если возникла непредвиденная ситуация и ваш супруг разрешил то, с чем вы не согласны, поддержите его авторитет при ребенке, оставив «разборки» на момент, когда вы останетесь наедине.
  • В воспитании важно быть последовательным. В отношении одних и тех же вещей необходимо постоянство. Если утром ребенок слышит «нет», а вечером «да», ребенок перестанет вас слушать и уважать.
  • Отказывать важно, проявляя заботу. То есть запрещать следует, сочувствуя. Из позиции заботы ребенку легче принять запрет и согласиться с ним. При этом ваши отношения с ребенком не портятся. Говорите ребенку, что вы понимаете его чувства, но при этом проявляйте твердость: «Знаю, что ты очень хочешь, но нельзя».
  • Запрещая что-то ребенку, важно оставаться на позиции взрослого – быть уверенным и спокойным по отношению к ребенку. Если вы начинаете раздражаться, то эту позицию теряете.
  • Помогайте ребенку справляться с эмоциями, называя те чувства, которые он испытывает, когда вы ему говорите «нет». И обязательно предлагайте свою поддержку. «Да, тебе так хочется еще поиграть, но пора обедать/идти домой/спать и т.д.», « Тебя это расстраивает/ты сердишься. Иди ко мне, я тебя пожалею/успокою»
  • До 5 лет отлично работает метод переключения внимания. «Ты сам соберешь игрушки? Или мы сделаем это вместе? Какая твоя самая любимая? С чего начнем? Чем ты хочешь заняться дома? Какой мультик хочешь посмотреть?» и т.д.

«Нет» помогает вводить правила и ограничения, опираясь на которые ребенку легче взаимодействовать с миром. Наличие границ структурирует реальность и снижает тревогу. Однако, важно не злоупотреблять и использовать его по назначению, – например, в ситуациях, где есть угроза жизни и здоровью малыша.

Как правило, безапелляционное «нельзя» мы употребляем в тех случаях, когда действия ребенка касаются его безопасности или могут повредить его здоровью. Кроме этого слова есть и другие способы сформулировать запрет.

1. «Потому что мы с папой так решили»

Эта фраза спасает родителей неутомимых почемучек. Когда вопросы сыплются в режиме нон-стоп и в какой-то момент возникает насущная необходимость их прекратить, можно использовать такой маневр. Или когда сил удовлетворять любопытство малыша ну совсем не остается.

2. «В нашей семье так не принято»

Эта формулировка подходит для тех случаев, когда вы хотите донести до чада семейные традиции или семейный ценности. Например, у вас дома не ругаются матом/не едят продукты, упавшие на пол/не оставляют посуду на столе и т.п.

3. «Так делать не стоит», «Так говорить не надо», «В общественных местах не кричат»

Выглядит как запрет, но более мягкий, потому что он обезличенный. Такая формулировка позволяет взглянуть на себя и на ситуацию со стороны. И она не порождает у ребенка сильных негативных чувств по отношению к себе. Он не чувствует себя плохим, виноватым.

Обезличенные запреты легче принять, а ведь ваша задача – не ругать или запугать, а скорректировать его поведение. По этой причине старайтесь избегать «ты-сообщений» («Ты плохой», «Ты невыносимо себя ведешь», «Ты так больше не делай!»).

У любого психически здорового человека, будь то взрослый или ребенок, они вызывают протест, неприятие и желание спорить или защищаться.

4. «Это нельзя. Выбирай – сделаем так или вот так?»

Эту формулу можно использовать, когда вы запрещаете ребенку какое-то действие, но тут же предлагаете выбрать один из двух альтернативных вариантов, оба из которых вас устраивают. Так вы даете малышу шанс принять решение самостоятельно. Безусловно, подобные эксперименты следует ставить в ситуациях, когда речь идет о мелочах, а не о вопросах безопасности ребенка.

5. «Этот поступок плохой»

Когда мы используем эту фразу, мы характеризуем поведение или поступок, а не даем оценку самому ребенку и не вешаем ярлык. Малыш прекрасно считывает, что это не он плохой, а поступок плохой, и тогда ему гораздо легче исправиться.

А вот хрестоматийную фразу родом из советских времен: «Хорошие дети так себя не ведут» – лучше не использовать вовсе. Ребенок мгновенно считает, что его записали в разряд «плохих».

Подобная критика из уст родных людей может сильно травмировать детскую психику, и здорового энтузиазма точно не вызовет.

Источник: http://www.parents.ru/article/5-sposobov-skazat-rebenku-net/

Хорошие манеры, которым следует научить своих детей | Дети в городе Украина

Усвоить правила: как научить ребенка общественным нормам

03 Май 2019 в 10:57

Блог Дети в городе >  Воспитание и уход >  Хорошие манеры, которым следует научить своих детей

Все родители хотят видеть своих детей воспитанными и вежливыми, но не всегда уделяют должное внимание привитию норм этикета. Научить детей хорошим манерам — это непростая, но очень необходимая и ответственная работа.

Вежливость и хорошие манеры делают нашу жизнь легче и комфортнее. Согласитесь, жить в мире, где даже незнакомцы вежливы друг с другом, гораздо приятнее. К тому же, хорошие манеры, приобретенные с детства, помогают детям чувствовать себя увереннее, ведь они точно знают, что говорить, как действовать и чего от них ждут в конкретных ситуациях.

Основные правила поведения, которым следует научить ребёнка

Дети разные — одни более общительны, и уже в трехлетнем возрасте любезно жмут руку при встрече, другие застенчивы, и им трудно идти на контакт с малознакомыми людьми. И это нормально. Однако, дети уже с дошкольного возраста должны уметь вежливо здороваться. К тому же, дети обычно приветствуются первыми — такое поведение является признаком дружелюбия и уважения к собеседнику.

Говорить «спасибо» и «пожалуйста»

Именно с этими словами обычно ассоциируют воспитанного ребёнка. Благодарить и вежливо просить детей учат с пеленок, и это правильно. Но кроме заучивания стоит уделить внимание и объяснению, ведь иногда дети просто «на автомате» говорят эти слова, не понимая их значимость.

Быть пунктуальным

Заставлять людей ждать себя невежливо. Ведь опоздание без уважительной причины — это проявление неуважения, которое будто говорит: «Мое время важнее, чем твоё. Жди меня, пока я занимаюсь более интересными делами».

Конечно, дети не договариваются о важных встречах, для чего им пунктуальность? Давайте рассмотрим ситуацию, когда четырехлетка пообещал убрать игрушки после просмотра мультика. Но время вышло, а обещание не выполнено.

О том, как помочь детям ориентироваться во времени мы рассматривали в статье: «Забудьте об истериках: как научить ребёнка терпению?»

Или же другая ситуация — школьник отпросился погулять с друзьями, или задержаться после школы на часок. Вы бы хотели, чтобы он пришел вовремя, а не после десяти пропущенных и нескольких гневных смс?

Учите детей быть пунктуальными, ведь им обязательно пригодится уважение к чужому времени.

Извиняться

Извинения — это социальная договоренность между двумя людьми, когда один признает свою ошибку и обещает исправиться. По крайней мере это мы, взрослые, так понимаем.

Но у детей нет такого восприятия ситуации. Без правильного объяснения ребёнок просто скажет «извини», оскорбив кого-то, без необходимых выводов и корректировки поведения.

Если проще, то — делай что хочешь, просто потом скажи «прости».

Кроме извинений, ребёнок должен поинтересоваться, может ли он как-то помочь, исправить последствия своего поступка. Это — социальная ответственность за свои поступки.

Не перебивать

Дети по своей природе нетерпеливы, но с возрастом им всё же придется осваивать мастерство терпения. Объясните крохе, что мешать человеку закончить его мысль — невежливо и грубо. Если ребёнок делает это автоматически, скажите ему: «Пожалуйста, не перебивай. Дай мне договорить».

Не брать чужие вещи

Дети не должны брать чужие вещи без разрешения. Нужно сначала спросить, и только если позволили, взять. Это касается не только вещей чужих людей. Личные вещи есть у каждого члена семьи, в том числе и ребёнка, и всегда необходимо спрашивать разрешения, прежде чем что-то брать.

Возвращать всё на места

Стакан с водой, который ребёнок взял в свою комнату, чужие или свои игрушки после игры — всё должно быть возвращено на свои места. Вы же не из тех мам, которые любят всегда всё и за всеми убирать? Поверьте, организованность обязательно пригодится вашему ребёнку.

Делиться сладостями и игрушками

Прежде всего, следует заметить — никто не обязан ничем делиться. Только по собственному желанию. Нельзя заставлять ребёнка разделять шоколадку между всеми членами семьи, но стоит подчеркивать, что в вашей семье принято делиться и угощать друг друга.

Что касается игрушек — ребёнок может отказаться отдать новую куклу незнакомой девочке на детской площадке. Но если же в гости пришел другой ребёнок, невежливо говорить ему: «Не трогай мои игрушки».

Уважать личные границы

Стучать, прежде чем зайти в чужую комнату, спрашивать разрешения, чтобы взять чужую вещь, уважать чужое мнение — это уважение к личным границам. Одинаково важно как научить ребёнка уважать границы других людей, так и уважать его собственные.

Больше на эту тему вы найдете в статье: «Личные границы: как научить ребёнка их определять и защищать»

Предлагать помощь

Когда твой четырехлетний сын предлагает тебе помочь нести сумку с продуктами из магазина, или дочь пылесосит комнату, пока ты гладишь белье — охватывает ощущение настоящего счастья материнства.

Заботу о близких людях нужно прививать. Часто дети предлагают свою помощь ещё тогда, когда они не способны это сделать. В возрасте 3–4 лет детям хочется быть как взрослые, делать взрослые дела, и чтобы потом, в будущем, дети не потеряли интерес — не отказывайтесь от их помощи сейчас.

Вести себя в общественных местах

Кафе, ресторан, магазин, кинотеатр — это места, где родители и дети под наблюдением окружающих. И хотя сейчас растет уровень терпимости к мамам и детским капризам на публике, всё же хочется уберечься от такого опыта. Или по крайней мере минимизировать его.

«Мама, вы что, не видите, что ваш ребёнок руками с тарелки ест?», «Зачем вы пришли в кино, если ваш ребёнок вести себя не умеет?». Какой маме будет приятно такое слышать?

Чтобы избежать неловких ситуаций, научите ребёнка правилам поведения в общественных местах.

Соблюдать телефонный этикет

Последний пункт касается и взрослых. В современном мире мы проводим почти 70 % времени с телефоном в руках. А остальные 30 % — спим. Так откуда дети должны узнать о телефонном этикете?

Главное правило — не отвлекайтесь на телефон, если рядом с вами есть человек, с которым вы можете общаться. Имеется в виду друг, знакомый, член семьи. Иначе вы демонстрируете, что ничто, кроме этого гаджета, для вас не имеет значения. Что человек, который рядом с вами, менее важен, чем любая мелочь, которой вы занимаетесь, глядя на экран смартфона.

Действенные методы, как легко научить ребёнка хорошим манерам

«Какой воспитанный ребёнок! Какие хорошие у него манеры» — все родители хотели бы услышать это в адрес своих сына или дочери. Знание этикета, вежливость, доброжелательность, умение думать о других и учитывать их интересы, всё, что имеется в виду под воспитанностью, — это то, что закладывается с самого детства и остается на всю жизнь.

Но привить хорошие манеры не так просто, как может показаться на первый взгляд. Мы предлагаем вам 5 эффективных способов, как научить ребёнка хорошим манерам.

Собственный пример

Воспитание начинается с собственного примера. Вы можете 24/7 говорить ребёнку о важности хороших манер и их значимости, но ваш малыш смотрит на вас и поступает как вы. Поэтому перечитайте основные правила поведения выше, добавьте к ним те, которым хотите научить ребёнка, и начните им следовать.

Но этого недостаточно. Обычно маленькие дети не ведут себя вежливо, а кричат ​​или даже проявляют агрессию, когда чего-то хотят. Нужно аргументированно пресекать такое поведение, например, «Не надо кричать. Извини, но я не дам тебе эту игрушку, потому что ты не просишь вежливо», «Какие волшебные слова надо сказать, когда просишь о чем-то?»

Сюжетно-ролевые игры

Смоделируйте несколько ситуаций, в которых ваш ребёнок сможет продемонстрировать хорошие манеры. Представьте, что вы не знакомы: протяните ребёнку руку и спросите, как его зовут, и как у него дела.

Будьте ребёнком на детской площадке, и стойте в очереди на горку, чтобы показать своему чаду, что не нужно толкаться на ступеньках.

Также, поиграйте с крохой в супермаркет: пусть он будет управлять тележкой, и каждый раз извиняться, когда ему нужно будет проехать мимо других покупателей.

Отыгрывайте подобные ситуации с куклами и игрушками.

Метод пряника

Некоторые родители, уставшие от плохого поведения своих детей, часто прибегают к манипуляциям и угрозам. «Если ты не поделишься игрушками, то с тобой никто не будет дружить», «Не надо мне твоих извинений, я вижу, что на самом деле ты не жалеешь». Какой результат будет от таких манипуляций — страх, чувство вины? Может лучше акцентировать внимание на положительных моментах?

Не стоит угрожать наказанием или прививать чувство вины за тот или иной проступок — просто расскажите ребёнку, что перед воспитанными и вежливыми людьми открываются новые двери, благодаря хорошим манерам с ним будут хотеть подружиться. И договориться со взрослыми будет значительно проще, а значит, и получить желаемое.

Беседы

Обсуждайте с ребёнком все ситуации. Часто дети замечают плохое поведение других детей. Расспросите, как, по их мнению, нужно было бы поступить, какие слова использовать и как закончилась бы ситуация, если бы ребёнок вел себя вежливо и сдержанно. Позволяйте ребёнку моделировать сценарии, и разбирайте с ним различные ситуации и их возможные последствия.

Практика

Все теоретические знания нужно закреплять на практике. Устраивайте семейные ужины, ведь это хорошая возможность закрепить правила поведения за столом. Ходите вместе в детское кафе, и пусть ваше чадо самостоятельно сделает заказ. Мягко поправляйте ребёнка, если он делает что-то не так. Не нужно нервничать, сердиться или кричать на свое чадо, ведь он только учится.

То же касается и поведения в супермаркете: вы сможете достичь хорошего поведения только после практических занятий.

Иногда добрые и вежливые люди в любом возрасте рискуют стать жертвами наглых и настойчивых личностей, потому что их учили быть вежливыми и заботливыми, но не учили отказывать.

Например, малыш всем отдает свои игрушки и вкусности, ведь его учили делиться, или школьник не может сказать твердое «нет», когда одноклассники просят дать списать. Дети, которые не знакомы с хамством, не знают как ему противостоять.

Навык умения говорить «нет» должен воспитываться и тренироваться, так же, как знание этикета и норм поведения.

Научить ребёнка хорошим манерам иногда бывает непросто. Это потребует много вашего времени и терпения. Но если ребёнок усвоит правила хорошего поведения с раннего возраста, это значительно облегчит ему жизнь в будущем.

Источник: https://detivgorode.ua/blog/5248-khoroshie-manery-kotorym-sleduet-nauchit-svoikh-detei/

Как воспитать культурного ребенка

Усвоить правила: как научить ребенка общественным нормам

Иногда, находясь в общественных местах, мы видим детей, которые, не обращая внимания на окружающих, делают то, что им хочется. Это не говорит о их некультурности и отсутствии стыда. Просто они еще не усвоили для себя границы дозволенного и недозволенного.

Усвоение «правильного поведения» начинается в раннем возрасте и становится более осознанным к 6 – 7 годам, но это происходит при условии, что родители с пеленок устанавливают для своего ребенка нормы поведения, сознательно учат малыша пользоваться вежливыми словами и вести себя культурно.

Ребенок развивается постепенно. Поэтому каждому возрасту соответствуют свои требования в обучении навыкам культурного поведения.

Примерно к двум годам ребенок может произнести «здравствуй» и «спасибо». Лексикон трехлетнего ребенка уже должен содержать слова «пожалуйста», «извини», до свидания». Кроме того, малыш должен знать, когда применяются эти слова, и уметь правильно их употребить.

После 4 лет ребенок будет пытаться оценить поведение других с точки зрения усвоенных им этических норм. Например, когда кто-то поступил не лучшим образом, ребенок может спросить у родителей: правильно ли он осудил это поведение? И если взрослый подтвердит его правоту, то следование этой норме будет закрепляться в поведении ребенка.

К 6 – 7 годам ему будет важно, что подумают о нем окружающие, поэтому он будет стараться произвести хорошее впечатление, осознанно применяя усвоенные нормы вежливости.

Как же помочь крохе разобраться в многообразии правил взрослого мира и усвоить нормы поведения? Как сделать это наиболее эффективно?

Прежде всего нужно помнить, что правилам вежливости и культуры, которые приняты в обществе, необходимо обучать малыша, начиная с самого детства, буквально с младенчества. Ребенок быстро их усвоит, если будет видеть, что так общаются между собой и с ним его родные.

В игре с любимыми игрушками используйте вежливые слова и показывайте малышу, как надо разговаривать.

Важно привить ребенку уважение к людям, понимание разницы в общении со сверстниками и теми, кто старше. Научите своего ребенка вежливому обращению к старшим. Постарайтесь научить ребенка высушивать других до конца. Объясните малышу, что нельзя перебивать разговор старших.

Если в транспорт зашел пожилой человек, уступите место и объясните, что пожилых людей необходимо уважать, к тому же все люди становятся старенькими и им тоже когда-то будут уступать место. Обратите внимание своего ребенка на то, что в гостях без разрешения ничего нельзя трогать и надо спрашивать у хозяев дома, если ему хочется посмотреть какую-то вещь.

Посоветуйте ребенку обращаться за «подсказкой» к родителям, когда он оказывается в затруднительном положении и не знает, как себя вести в какой-то ситуации.

Обучая ребенка вежливости, вы должны быть последовательны. Когда поведение ребенка то осуждается, то «спускается на тормозах», у него не формируется четкой границы дозволенного.

Обязательно отмечайте похвалой те случаи, когда он поступил правильно. Если вы считаете нужным сделать ребенку замечание незамедлительно, то никогда не отчитывайте ребенка на людях. Дети к этому чрезвычайно чувствительны.

Отведите малыша в сторону и все объясните.

Для того, чтобы ребенку было легче усвоить понятия «хорошо» и «плохо», почаще играйте с ним в сюжетные игры. Игра — это один из лучших способов показать малышу эффективные способы общения и разрешения различных проблем.

Читайте ребенку сказки, в которых подчеркивается ценность вежливости. Например, у Ш. Перро есть замечательная сказка про двух сестер, одна из которых была вежливой, а вторая грубой.

Можно придумать сказку или историю специально, чтобы проиллюстрировать ту или иную форму вежливого поведения. Эти сказки должны быть простые и достаточно короткие.

Важно, чтобы в истории были не только отрицательные проявления, но и правильные поступки, одобряемые ребенком, и он научится оценивать, что хорошо, а что плохо.

Также тему культурного поведения можно рассмотреть в мультфильмах и в детских фильмах. Обсуждайте с ребенком сказочных и мультипликационных героев, обращая его внимание на этические моменты.

Не забывайте о том, что пример родителей является одной из главных направляющих. Учтите, что ребенок как губка впитывает в себя то, как ведут себя его родители в повседневной жизни.

Показывайте малышу на собственном примере хорошие манеры: в поведении за столом, в гостях, в кинотеатре, в кафе, в отношениях с родственниками и посторонними.

Прививая своему ребенку с детства правила хорошего тона, вы окажете ему неоценимую услугу, тем самым сформировав его характер, заложив в него правильные ценности и научив располагать к себе окружающих.

Педагог-психолог Елена Якушова

Контактный телефон 3-96-38

Источник: https://czentr-semya.ru/poleznaya-informatsiya/na-zametku/175-kak-vospitat-kulturnogo-rebenka

☀ Какие существуют для детей ☀ правила поведения – этикет ☀

Усвоить правила: как научить ребенка общественным нормам

С какого возраста детей лучше всего приучать к правилам поведения? На самом деле, единого мнения по этому вопросу не существует. Тем не менее, психологи сходятся во мнении: чем раньше родители начнут вводить в жизнь своего ребенка нормы и ограничения, тем легче ему будет привыкнуть к ним в будущем.

Девочка не знает правила поведения за столом

Уже в младенчестве ребенок начинает реагировать на голоса, определенным образом отзываться на них и взаимодействуя с родителями и другими родственниками.

В годовалом возрасте, когда ребенок начинает активно познавать мир, ему нужны те, кто будет направлять его деятельность.

А уже к младшему дошкольному возрасту он готов усваивать те правила и нормы, которые приняты в обществе, в котором он живет.

Для чего нужны правила поведения?

Несмотря на то, что на первый взгляд соблюдение правил может показаться никому не нужной формальностью, смысл этого значительно глубже. Научить детей жить по правилам, диктуемых обществом – значить обрести возможность максимально комфортно жить в нем, успешно вливаться в любой коллектив.

Правильно усвоенный этикет для детей позволяет использовать правила поведения на практике.

А такие ценные качества для человека, как самодисциплина, умение контролировать себя и правильно расставлять приоритеты – это черты, которые формируются со временем благодаря перехода внешнего контроля во внутренний.

Что включают правила поведения

Поэтому задача родителей – как можно раньше и в как можно доступной форме объяснять ребенку правила поведения и их значимость.

С чего стоит начать?

С чего начинаются правила хорошего поведения и этикет для детей? На начальных этапах, приучать ребенка к дисциплине следует с постепенного ввода в его жизнь распорядка дня. Он должен ложиться спать и просыпаться вовремя, а также усваивать простые последовательности действий: умывание, чистка зубов, одевание и т.д.

А в дальнейшем – делать уроки, отдыхать в строго отведенное на это время. Все это поможет ребенку чувствовать уверенность и защищенность; он будет приобретать навыки максимально рациональной и эффективной организации своей деятельности. А также сосредотачивать свое внимание на том, что важно именно в данный момент времени.

Режим дня должен соблюдать каждый ребенок

Существенным плюсом режима дня для детей также является максимально точная «настройка» биологических часов ребенка. Что, в свою очередь, позволяет наладить его режим сна и отдыха, оберегая нервную систему от перегрузок.

На ранних этапах ориентиром для детей должно быть указание родителя. Младшему школьнику можно предложить вместе разработать распорядок дня, которого он будет придерживаться. В средней школе родительский контроль сводится к простым подсказкам, направляющим деятельность ребенка. Следующим шагом станет приобретение ребенком навыка самостоятельной самоорганизации своего дня.

Обучение этикету за столом

Научившись убирать в своей комнате и расставлять по местам игрушки, ребенок не только помогает родителям поддерживать порядок в комнате, но развивает в себе навыки, ценные для него в будущем. Это, прежде всего, способность к упорядоченной деятельности, систематизации, умение фильтровать информацию и отделять существенное от незначительного.

Простые способы усвоения правил для детей

Детям будет легче усвоить правила поведения в том случае, если они будут поданы не в виде скучных наставлений, а в простой и понятной для них игровой форме.

Как правило, дети начинают принимать участие в групповых играх уже в возрасте 2-3 лет. Эту особенность можно легко использовать: устанавливая правила игры можно определенным образом направлять деятельность ребенка. А впоследствии – научить его переносить уже усвоенные модели поведения в реальную жизнь.

Сюжетно-ролевая игра в обучении правилам поведения на дороге

Особенно важно вовлекать ребенка в сюжетно-ролевые игры, время от времени предлагая ему тот или иной сценарий, ту или иную модель поведения с детьми.

Приобрести навыки, ценные для предстоящей жизни в обществе, ребенку также помогут сказки, а также их разбор и анализ.

Именно читая их и наблюдая за поведением главных героев, ребенок начинает понимать, что такое добро и зло, кто из персонажей поступает правильно, а кто – нет, как следовало бы вести себя в той или иной ситуации, а какие поступки совершать неверно и даже опасно.

Именно после того, как ребенок научится оценивать поведение сказочных героев, он сможет точно также анализировать и собственное. Для удобства можно проводить параллели между событиями, происходящими в сказке и реальной жизни. Или придумать свою историю, где в иносказательной форме представляются проблемы самого ребенка.

Поведение на улице — правила

Многие ситуации – например, приход гостей, поход в театр или телефонную беседу удобно обыграть с помощью кукол или мягких игрушек.

Желательно, чтобы в обыгрываемых вами ситуациях присутствовали как положительные, так отрицательные персонажи: это позволит ребенку отчетливее увидеть разницу между хорошими поступками и плохими, направляя линии своего поведения среди людей.

Общие правила формирования у детей культуры поведения

Для того, чтобы обучение детей надлежащему поведению шло эффективнее и хорошие манеры усваивались ребенком легче, достаточно придерживаться простых правил:

  1. Залог успеха в воспитании детей – последовательность. Если ребенок привык соблюдать правила поведения, будучи исключительно в гостях или на улице, а находясь дома, он предоставлен сам себе, не стоит удивляться тому, что результат такого «воспитания» будет нулевым. Отсутствие четких установок и правил не позволит ребенку воспринимать слова родителей и в дальнейшем – эффективно контролировать свое поведение, руководствуясь определенными стандартами. Ни в коем случае нельзя устанавливать правила «на ходу», внезапно отменяя или разрешая что-либо.

    Правила общения для детей

  2. Не нужно устанавливать правила в виде категорических приказов или запретов. Забавные стишки и прибаутки не только легче усвоятся детьми, но и не будут вызывать желание поступать от противного или назло.
  3. Правила хорошего тона должны устанавливаться и поддерживаться обоими родителями; в случае, если между супругами намечаются разногласия, решать вопросы нужно путем поиска компромиссов. Но ни в коем случае нельзя делать это при ребенке. В том случае если родителями будут предъявляться неодинаковые требования, ребенок просто-напросто не поймет, чьим правилам нужно следовать.
  4. Любая просьба, адресованная ребенку, должна быть сформулирована предельно четко и в доступной форме. По возможности нужно избегать риторических вопросов.

  5. Ребенок должен четко понимать, за что он получил то или иное поощрение, или за что он был наказан. Это позволит ему в дальнейшем формировать причинно-следственные связи между каждым своим поступком и его последствиями, принимать осознанные решения и нести за них ответственность.

    Правила поведения в общественных местах — для детей

  6. Нужно добиваться того, чтобы ребенок с первого раза реагировал на замечания и выполнял просьбы, адресованные ему родителями. Но в то же время важно, чтобы он понимал их смысл. Отдельно рекомендуется обсудить правила поведения детей в общении с родителями: дистанцию в общении, допустимые рамки и т.д.
  7. Что бы родители ни говорили ребенку, и какими бы существенными не были наказания или поощрения, не стоит забывать о том, что главным ориентиром для него всегда было, есть и будет их собственное поведение. Нужно ли говорить о том, что в семьях, где нет взаимного уважения, а элементарные правила вежливости не соблюдаются родителями, вряд ли есть смысл требовать это от детей?
  8. На начальных этапах ребенку будет тяжело усваивать слишком сложные правила поведения. Поэтому передавать ему информацию нужно постепенно, «порционно». Например, приучая ребенка к столовому этикету, не стоит сразу рассказывать ему, для чего нужны разнообразные вилки, ножи и т.д. Достаточно объяснить ему базовые правила поведения: не разговаривать во время еды, сидеть за столом прямо, не класть локти на стол и т.д.

    Пример взрослых — главный фактор в обучении правилам поведения

  9. Отдельно для детей следует объяснить правила поведения в нестандартной или опасной ситуации, требующей от ребенка немедленно принятия решения. Обыграйте с ребенком ситуации, возникающие на улице (например, это может быть разговор с незнакомцем, оказание помощи постороннему человеку и т.д.), обсудите то, как ребенок будет вести себя при этом.

Требуя от детей соблюдения правил, не стоит забывать о том, что хотя они и упорядочивают жизнь, они во многом ограничивают. Поэтому очень важно приучать его к самостоятельности, открывая по мере взросления возможность выбора.

Источник: https://detki.guru/vospitanie/etiket-dlya-detej-pravila-povedeniya.html

Для родителей
Добавить комментарий