В.А. Сухомлинский: самые главные мысли о детях, семье и школе

Родители — первые учителя

В.А. Сухомлинский: самые главные мысли о детях, семье и школе

Детство — важнейший период человеческой жизни, это не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

И от того как, прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решительной степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

Познания человека начинаются в семье, с того самого момента, когда убаюкиваемый песнью матери, ребенок впервые улыбается ей.

Как важно, чтобы первые мысли о добром, сердечном, прекрасном, что есть в этом мире — о любви человека к человеку — пробуждались на личном опыте, чтобы самыми дорогими для ребенка стали его отец и мать.

Детская натура весьма склонна к подражанию, и, если она будет оставлена самой себе, то в короткое время может приобрести такое умственное и нравственное направление, что впоследствии самые лучшие наставления и требования не в силах будут искоренить дурные навыки. Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте детям внушалось стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному; они как бы инстинктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни. Ранние привычки для дальнейшей жизни будут служить основанием, на котором строится жизненное здание нравственности и благородства.

Родители становятся учителями ребенка с самого его рождения, потому что они являются объектом его наблюдения. Младенец смотрит на родителей, которые для него являются людьми, за которыми он может наблюдать, а затем и практиковать то, что он видит.

Малыши учатся переворачиваться, ползать для того, чтобы добраться до желаемой цели, затем они учатся сидеть, стоять, бросать что — либо и т. д., поскольку они готовы к этой стадии развития, благодаря своим родителям.

Исключительно важным элементом семейного воспитания является трудовая закалка детей, идеалом здесь служит мудрая заповедь народной педагогики: ребенку нужно трудиться с того момента, как он научился держать ложку в руках и нести из тарелки пищу в рот.

Одной из важных сторон родительского воспитания является помощь детям в социальном развитии. Ребенка нужно воспитать так, чтобы он чувствовал сердцем другого человека.

Если ребенку безразлично, что в сердце его товарища, друга, матери, отца, любого соотечественника, с которым он встретился, если ребенок не умеет видеть в глазах другого человека то, что у него на сердце, — он никогда не станет настоящим человеком. Учить чувствовать — это самое трудное, что есть в воспитании.

Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости — это дружба, товарищество, братство. Ребенок чувствует тончайшие переживания другого человека тогда, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей.

Нужно воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь — тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека, которая рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека. Поэтому как важно, чтоб у ребенка был друг, о котором нужно заботиться. В этом родители обязательно должны ему помочь.

Бывает так, что мать пытается отвлечь внимание ребенка от всего мрачного, грустного, заботясь о том, чтобы сын не пролил ни одной капли из полной чаши радости. Не следует уводить детей от мрачных сторон человеческой жизни, пусть они знают, что в нашей жизни есть не только радости, но и горе. Пусть горе других людей входит в сердце ребенка. Это послужит к его же благу, ведь чем раньше человек узнает все тонкости жизни, тем ему легче будет полноценно развиваться.

Из ребенка получается именно то, что закладывают в него родители в процессе его роста и развития. Они влияют на формирование характера ребенка своим собственным примером, манерой общения с ним, запретами, требованиями, мерой свободы и ответственности, которые дают маленькому человечку.

Поэтому у родителей должна быть ясная цель, определенная программа воспитания. Они должны хорошо знать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Родители должны не только воспитывать ребенка хорошим человеком, заинтересованным гражданином, патриотом, но и сами быть такими.

Самое главное в воспитании детей — это личный пример родителей. Бесполезно втолковывать ребенку, что нужно с уважением относиться к старшим, если родители сами не могут найти общий язык со своими родителями.

Ведь ребенок все видит и запоминает, а затем копирует поведение родителей, а еще у него возникает непонимание — почему взрослые говорят одно, а делают совершенно другое.

Очень часто родители забывают о самой важной проблеме — об обучении и воспитании своего ребенка дома. Обучение ребенка дома — это не обязательно уроки в официальной форме, как в школе. Прежде всего, это обучение ребенка ежедневным заботам и составление из них «учебного плана».

Домашнее воспитание и обучение ребенка не должно быть чем-то скучным, а наоборот, это занятие должно быть очень интересным и увлекательным как для ребенка, так и для родителей. Необходимо просто подумать о том, что вы делаете, и как ваш ребенок это воспринимает.

Например, часто родители спешат домой с работы, забрав по пути детей из школы, а затем, усаживая их перед телевизором, чтоб они не мешали, готовят ужин и одновременно думают о том, что сегодня был тяжелый день, и все, о чем они мечтают — это просто сесть и расслабиться, но сначала ведь нужно покормить детей.

Но было бы гораздо лучше, если бы родители поступали иначе: попросили детей помочь им с приготовлением ужина, вместо того чтобы сидеть, уткнувшись в телевизор.

Это было бы полезней как для родителя, так и для ребенка, потому что ребенок приобретет необходимые навыки приготовления пищи, а вы устраните частую ошибку родителей — нехватку общения с детьми, поговорите с ребенком о его успехах и проблемах, а заодно и расслабитесь, так как произойдет смена обстановки. Следует поставить приоритет наслаждения обществом своих детей перед работой и проблемами. Это самый лучший способ отдохнуть после рабочего дня, сменив обстановку.

Гармоничное развитие личности немыслимо без семейного воспитания, которое должно подкрепляться общественным. Цель и смысл семейного воспитания — создание духовной, эмоциональной основы личности.

Обучение — это не только учителя и школа. Обучение детей дома, их воспитание приносит огромную пользу.

Золотые слова В. А. Сухомлинского «Только тот станет настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он сам был ребенком» не должны остаться без внимания.

Насколько это правдиво! Ведь частые неполадки родителей с детьми, непонимание между ними происходят в семье именно из — за того, что родители неправильно подходят к воспитанию и требуют от ребенка того, чего сами, будучи детьми, не делали или не хотели делать.

Они забывают, что когда — то были такими же детьми, так же хотели бегать и веселиться, и требуют от ребенка выше меры, да еще и сравнивают ребенка с собой нынешним. Но как важно, воспитывая ребенка, обучая его, заставляя его что-либо делать, вспоминать свои давно ушедшие годы и снисходить к своему ребенку.

Ребенок — это зеркало нравственной жизни родителей. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий — это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными.

Самое большое зло — индивидуализм отдельных родителей. Иногда это зло выливается вслепую — инстинктивной любовью к своему ребенку. Если отец и мать все силы своего сердца отдают детям, если за ними не видят других людей — эта гипертрофированная любовь в конце концов оборачивается несчастьем.

Такое проявление любви оказывает плохое влияние на процесс воспитания и на формирование личности ребенка. Цель всякого воспитания — содействовать развитию разумного человека, но никак не эгоиста. Бесспорно, родители обязаны любить детей, но это должно быть в пределах разумного. Любовь всегда должна присутствовать в семье, без неё семья будет неполноценной.

Самое главное, чтоб в семье присутствовала любовь между супругами, отцом и матерью, отсюда и произойдет закладка любви между детьми и к окружающим. В семье должно быть равновесие любви: мать — отец, родители — дети, дети — дети. Если такое равновесие нарушается хотя бы в одном звене, это сказывается на благополучии семьи. А. С.

 Макаренко писал, что счастье человека нельзя считать полным, если он не познал сестринской ласки, преданности и заботы брата. А обо всем этом должны заботиться родители, ведь дать каждому ребенку счастья — это одна из их основных задач.

Конфликт отцов и детей заключается в том, что родители не хотят тратить время и силы, чтобы правильно воспитать своих детей, а думают, что все произойдет само собой, дети поумнеют с возрастом. Они ожидают хорошей жизни для потомков, строят планы на будущее, только вот общие проблемы никуда не деваются.

А родители должны выполнять свои функции — обеспечивать потребности ребенка, учить его правильно жить, стремиться к получению новых знаний, воспитывать из него хорошего человека, достойного гражданина, помогать ему в любой жизненной ситуации, направлять в нужное русло. Дети — это сокровища.

И воспринимать их нужно как настоящие драгоценности, которые были доверены им.

Мать и отец должны воспитывать ребёнка вместе, сообща. Они должны быть осторожными в своих словах, ласковыми. Родителям следует вежливо и с уважением относиться друг к другу, чтобы и ребёнок, следуя вашему примеру, был таким же. Ссориться на глазах у ребёнка — неправильно.

Мама является главным учителем ребёнка. И, не смотря на то, что на отца возлагается управление домом, мать, с помощью частого общения, становится лучшим другом своего дитя.

Родителям желательно (даже обязательно!) анализировать собственную работу. Ведь главная задача любых родителей — это объяснение своим детям того, что в жизни следует помогать своим ближним.

Родители — первые и самые значительные учителя ребенка, закладывающие в него с самого рождения то, что не заложит больше никто на протяжении всей его жизни.

Родители готовят своего ребенка к успешному обучению в школе, что весьма немаловажно как для ребенка, так и для самих родителей.

Родители готовят своего ребенка и к предстоящей сложной жизни, которая полна так называемых сюрпризов и неожиданностей, и без подготовки к которой невозможно обойтись.

Литература:

1.      Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети — М, 1988–208 с

2.      Восхождение к гармонии — Библиотека молодой семьи — М, 1989–381

3.      «Вако» «Родительские собрания» -М, 2008

4.      Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» — М, № 12 2008 г.

5.      П. Ф. Лесгафт «Семейное воспитание ребенка и его значение» — М, 1997

6.      Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям — Киев, 1973–244 с

7.      Хрестоматия по педагогике / Под ред. З. И. Равкина — М, 1976

8.      Синяк Е. А. статья «Использование методов поощрения и наказания в семье как методов стимулирования поведения и деятельности ребёнка»

Основные термины(генерируются автоматически): ребенок, родитель, семейное воспитание, мать, отец, воспитание, обучение ребенка, человеческая жизнь, хороший человек, семья.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6775/

8 принципов воспитания от Василия Сухомлинского

В.А. Сухомлинский: самые главные мысли о детях, семье и школе

Имя Василия Сухомлинского часто используется в качестве нарицательного. Он всю жизнь проработал в школе, написал более 600 статей и около 30 книг о воспитании и оказал огромное влияние на развитие всей отечественной педагогики. Книга Василия Сухомлинского «Родительская педагогика» состоит из статей учителя, написанных им в 60-х годах, бесед с родителями и его писем к сыну.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Мысли Сухомлинского удивляют своей современностью. Он одним из первых заговорил о вреде школьных оценок и выступал за запрет физических наказаний. Педагог призывал молодых отцов ухаживать за новорождённым наравне с матерью. И утверждал, что в школе не учат жизни.

Знание математики или физики ещё никому не помогло построить крепкую семью: поэтому в его школе был предмет «Семья. Брак. Любовь. Дети». Он занимался совершенствованием режима школьников и придумал эффективный способ выполнения домашних заданий. Учитель регулярно звал на свои лекции по педагогике родителей учеников.

«Мел» рассказывает об основных принципах воспитания Василия Сухомлинского, которые актуальны для родителей и сегодня.

Василий Сухомлинский на экскурсии с детьми

проблема молодых родителей, о которой говорил Сухомлинский и которая актуальна и сейчас, — это неумение жить семьёй и преодолевать кризисы.

«Я не преувеличу, если скажу, что молодые родители, не умеющие быть мужем и женой, зачастую так же беспомощны, неумелы и неопытны, как дети. И вот большое горе приходит тогда, когда эти взрослые дети рожают детей».

Педагог настаивал на том, что старшеклассников надо учить отношениям, объяснять, как проявлять любовь к партнёру и детям, как быть со своими желаниями, как находить компромисс в семье. Кроме школы, детей этому должны учить родители своим примером с самого рождения.

Сухомлинский говорит о том, что школьный предмет под названием «Семья. Брак. Любовь. Дети» едва ли не важнее других наук

В течение 10 лет он исследовал причины разводов среди 200 семей. Из-за неумения понять друг друга развелись 189 пар. Также Сухомлинский говорит о том, что если в семье растёт неуправляемый ребёнок, родителям стоит взглянуть на себя и понять, где появилась трещина в их взаимоотношениях.

«Пусть не поймут меня так, будто я принижал роль математики и других естественных наук. Но все же знания о человеке ещё важнее. И если не сегодня, то завтра в школьном учебном плане предмет о культуре человеческих взаимоотношений будет стоять первым, ибо мы живём в век человека».

2. Быть настоящим отцом

Сегодня никого не удивит отец, который умеет менять подгузники и кормить ребёнка кашей.

Но в середине прошлого века мысль о том, что отец должен ухаживать за младенцем наравне с матерью, играть c ребёнком и принимать активную роль в его воспитании, была революционной.

Сухомлинский писал: «Там, где хлопоты и заботы жены постепенно становятся и его (отца — Прим. автора) хлопотами и заботами, семья является школой эмоционального и нравственного воспитания детей».

Кроме забот о ребёнке, отцу следует заниматься самовоспитанием. Так Сухомлинский называл личностное развитие и непрерывный труд. Это станет могущественным способом влияния на детей. Ребёнку хочется быть хорошим, но ему нужен пример, чтобы самому становиться лучше, умнее, образованнее.

Педагог вспоминает просто голливудскую историю про одну большую семью сельского врача Ивана Филипповича, в которой было шестеро детей. По утрам отец приносил и ставил в вазу цветок возле спящей жены. Так продолжалось десятилетия. И для этого была построена теплица возле дома.

Количество цветков, которые стояли в вазе по утрам, росло вместе с детьми. После смерти отца, когда дети выросли и разъехались из родительского дома, раз в год они собирались у матери. Снова в вазе появлялись семь цветков — по одному от каждого из детей и седьмой от умершего отца.

Сухомлинский читает книгу с детьми

Сухомлинский рассказывает про одну мать, которая призналась, что им с мужем некогда воспитывать детей, делать с ними уроки и ругать за двойки. Причём её дочери отличались тонким восприятием окружающих, никогда не ленились и были примером для всего класса. Педагог объясняет это тем, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей.

Для настоящего воспитания взрослым достаточно просто быть рядом и показывать своим примером, а не нотацией, как относиться к близким и поступать в разных случаях. Эту же мысль подтверждает популярная сегодня теория привязанности.

«Как добиться того, чтобы слово воспитывало, чтобы на скрипке детской души были струны, а не верёвки? В раннем детстве человек должен пройти великую школу тонких, сердечных, человеческих взаимоотношений».

4. Быть мудрым учителем

Педагог много рассказывает о трудных детях. Даже самый пропащий и безнадёжный ученик всегда имеет хотя бы крупицу хорошего. Самая большая ошибка учителей — постоянно констатировать неуспех ученика. Следует помнить, что все дети рождаются с разными способностями. Задача школы не ругать, а развить в ребёнке как можно больше этих способностей.

Сухомлинский использовал свою собственную систему оценок в начальной школе. Тем, кто справлялся с заданием, ставили пятёрки, но не ставили двоек отстающим по предмету. Педагог призывал не делать из оценки идола. Он говорил, что нельзя относиться к бездушным цифрам как к показателям благополучия. Это неправильно — делить детей на успешных и неуспешных только с помощью оценки.

И сегодня мы с ним абсолютно согласны.

«Поймите драму, которая развивается порой в душе ребёнка. У других буквы получаются красивые, а у меня не получаются. Другие легко решают задачу, а у меня почему-то „не выходит“».

Стремление выставить напоказ ошибки ученика — это публичное унижение

Сухомлинский резко критиковал популярные в советском обществе товарищеские суды. Он утверждал, что учитель, который жалуется на ученика родителю, уже не имеет никакой власти над этим учеником.

«Ни один ребёнок не должен чувствовать и осознавать: я неудачник, ничего у меня не получается, ничего путного из меня не выйдет. Если только эти мысли зародились в детской голове — ребёнок больше не ваш воспитанник, и семья его — отец и мать — выпали из сферы вашего воспитательного влияния».

Сухомлинский рассказывает истории о советской школе, которые иллюстрируют, как судьбы детей были искалечены системой. «Одна учительница написала в дневнике второклассника: «Володя на уроке всё время улыбался.

Мать прочитала, но не поняла, хорошо это или плохо, что её сын улыбался. Но вот в дневнике вторая грозная запись: «Володя продолжает улыбаться, примите строгие меры». Мать избила ребёнка. Володя больше не улыбался».

«Завуч школы № 1 вызвала мать одного ученика, говорит ей: „Ваш сын бегает по школьному двору после занятий. До каких пор это будет?“. Мать ответила: „А почему же ему не бегать? Что здесь плохого?“. Завуч ответила: „Ну такой нахальной матери я ещё не видела!“».

Василий Сухомлинский (второй справа) с коллегами

Если необходимость в наказаниях есть, значит, были совершены ошибки воспитания. Родители заблуждаются в том, что считают запрет самым главным проявлением родительской власти. Быть требовательным не значит добиваться слепого послушания. Родители должны чувствовать тонкую границу, где заканчивается предел их власти и начинается интимный мир ребёнка.

У каждого ребёнка должны быть свои дела, связанные с играми и дружбой, в которые не стоит лезть взрослым

Сухомлинский был категорически против строгих наказаний даже для трудных подростков. Он считал, что дети, которые из года в год критикуются учителями и наказываются родителями, просто не имеют внутренних ресурсов на учёбу.

6. Развивать любознательность

С самого начала сознательной жизни ребёнка родителям стоит обращать его внимание на причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира. Учите наблюдать. Даже обыкновенная прогулка поможет в этом.

Говорите о том, что у деревьев разная высота, на некоторых растёт мох, некоторые растения любят солнечный свет, а другие — нет. Постепенно ребёнок уже сам будет замечать детали окружающего мира.

В этот момент в его мозге происходят важнейшие изменения.

В возрасте от двух до семи лет ребёнок должен как можно чаще задавать вопрос «Почему?», а взрослым стоит обстоятельно на него отвечать. Современный родитель и не подумает проигнорировать ни одно детское «почему», но в 60-х годах педагогу приходилось подробно объяснять, почему ответ «В школу пойдёшь — узнаешь» — неправильный.

Василий Сухомлинский с детьми

Сухомлинский писал, что уроки надо делать всегда в одно и то же время. Режим приучает к усидчивости и самостоятельности. Обязательно, чтобы ученик делал домашнее задание в одиночку, а не в компании с одноклассниками. Так как, по его наблюдениям, совместная работа более сильных и слабых учеников ведёт только к тому, что слабые в итоге механически списывают, не успевая вникнуть в тему.

Родители не должны решать задания за ребёнка, но необходимо слушать его устные ответы и следить за организацией учебного времени

Обязательно надо делать те уроки, которые задали сегодня, даже если следующий урок по этому предмету будет только через неделю. Накануне достаточно будет только повторить уже изученную тему. Педагог утверждал, что все эти правила способствуют повышению качества учёбы, а ребёнок меньше от неё устаёт.

8. Лайфхаки для студентов

  • Научитесь слушать лекции. Уже во время записи конспекта думайте над его смыслом. В отдельной графе записывайте свои мысли по новой теме и с чем вам следует разобраться.
  • Избегайте авралов с круглосуточным сидением над конспектами.
  • Ежедневно читайте и штудируйте четыре-шесть страниц научной литературы. Ещё 10-15 страниц статей или учебников прочитывайте очень внимательно.
  • Вставайте рано и полтора часа посвящайте учебным предметам или любой другой развивающей деятельности.
  • Умейте расставлять приоритеты. Учите сложные предметы в первую очередь.
  • Ищите собственные стимулы к учёбе.
  • Избирательно подходите к книгам. Чтение всего подряд только растрачивает силы.
  • Умейте говорить «Нет».
  • Не тратьте время на пустяки и болтовню.
  • Не откладывайте на завтра.
  • Никогда не прекращайте умственного труда.

Домашняя работа: кто виноват и кому делать

8 советов, как стать настоящим учителем, от Шалвы Амонашвили

Почему нельзя отменять ЕГЭ

Источник: https://mel.fm/pedagogika/4961578-sukhomlynsky

«ДАНКО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ» (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.А. СУХОМЛИНСКОГО)

В.А. Сухомлинский: самые главные мысли о детях, семье и школе

Михаил Викторович БОГУСЛАВСКИЙ, заведующий центром истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», член-корреспондент Российской академии образования, председатель Научного совета РАО по проблемам истории образования и педагогической науки отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, д.п.н., профессор

39 сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО, которая состоялась в ноябре 2017 года, приняла решение включить 100-летие со дня рождения В.А. Сухомлинского в Календарь знаменательных событий и памятных дат ЮНЕСКО на 2018 год для придания ему мирового значения.

Конечно, такое международное признание выдающегося отечественного педагога Василия Александровича Сухомлинского (1918–1970) очень значимо, но в нашей стране имя педагогического Данко, отдавшего свое сердце детям, всегда было окружено особым признанием и искренним уважением.

Василий Александрович Сухомлинский родился 28 сентября 1918 г. в многодетной крестьянской семье. Семнадцатилетним юношей он впервые вошел педагогом в школу (село Васильевка Кировоградской области).

Вначале работал старшим пионервожатым, затем учителем младших классов, позже преподавал украинский язык и литературу. После окончания филологического факультета Полтавского педагогического института – того самого, который заканчивал в свое время А.С. Макаренко, – В.А.

Сухомлинский был назначен завучем в районную среднюю школу в село Онуфриевка.

В начале Великой Отечественной войны В.А. Сухомлинский призывается в армию, и после непродолжительной учебы на курсах политруков становится в ряды защитников Смоленска, а затем и Москвы.

Зимой 1942 года, на заснеженном поле у села Клепинино под Ржевом, поднимая свою роту в атаку, комиссар В.А. Сухомлинский был тяжело ранен.

Врачи, сделав несколько сложных операций, смогли сохранить ему жизнь, спасли от ампутации руку, но извлечь весь смертоносный металл из груди так и не удалось…

Демобилизовавшись из армии, В.А. Сухомлинский становится директором школы в небольшом городке Уве в Удмуртии.

В середине 1944 года он уезжает на только что освобожденную родную Кировоградчину, где молодого, но уже достаточно опытного педагога назначают заведующим Онуфриевским РОНО.

Нужно было собирать детей, многие из которых после фашистской оккупации стали сиротами. Нелегко давались Василию Александровичу поездки по району – открывались его незажившие раны, он часто и тяжело болел.

Сухомлинский просит отпустить его из РОНО по состоянию здоровья и назначить директором любой, пусть самой отстающей школы. В конце 1947 года ему предоставляют такую возможность.

Он выбирает Павлышскую школу, расположенную вблизи железной дороги, единственной тогда надежной связи с внешним миром. Трудно начиналась «педагогическая поэма» у 30-летнего директора: в школьном здании не сохранилось почти никакого оборудования.

Приходилось учиться в три смены, а на всю школу была всего одна керосиновая лампа.

Постепенно вокруг Сухомлинского начал складываться коллектив молодых, как и сам директор, учителей-единомышленников. Строились новые школьные помещения, мастерские, закладывались теплицы. Год за годом преображался школьный участок, превращаясь, как и мечтал Василий Александрович, в цветущий сад.

Рабочий день Сухомлинского начинался рано. В 4 часа утра он входил в свой кабинет, зажигал настольную лампу, раскладывал на столе маленькие исписанные блокноты.

В них – результат общения с учениками, педагогами: заметки, наблюдения, неожиданные открытия. Мысли, рожденные в эти наполненные творчеством часы, затем воплотились в 36 книг и более 600 статей.

В 8 часов директор выходил из своего кабинета в школьный вестибюль. Здесь он каждый день встречал детей и педагогов. Затем посещение 2–3-х уроков, бесконечные хозяйственные заботы. Но и эти часы В.А.

Сухомлинский в непрерывном педагогическом поиске, в стремлении больше увидеть, узнать. Все, кто хорошо знал Василия Александровича, непременно вспоминают его с книгой в руках.

Крестный путь – так можно определить жизнь и деятельность этого подвижника гуманистической педагогики.

В этом пути сошлись контрапункты, узловые точки мирового педагогического процесса ХХ века.

Во второй половине 1950-х годов в качестве ведущих ценностей павлышского учителя выступали творчески развивающая деятельность, соединение физического и умственного труда на основе опытнической, исследовательской работы, прерогативы освоения учащимися средств познания над собственно знаниями. Такой подход выдвинул Сухомлинского и Павлышскую школу в авангард советского педагогического процесса, развивавшегося тогда в русле трудовой школы.

Во второй половине 1960-х гг. В.А. Сухомлинский уже признанный педагог, его знает и любит учительство, которое как-то по-особому, тепло всегда относилось к Василию Александровичу. Он был плоть от плоти образа народного учителя, олицетворялся с таким понятием, как «наш».

Павлышский учитель не был обделен в то время и высшими государственными наградами. Он являлся Заслуженным учителем УССР. Был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. Удостоен звания Героя социалистического труда и награжден двумя Орденами Ленина.

На фоне всех этих событий у В.А. Сухомлинского во второй половине 60–х годов окончательно сложилось понимание своего главного жизненного предназначения – миссии педагога – гуманиста в авторитарной стране. В результате совершился мощный качественный прорыв В.А. Сухомлинского к высотам педагогической мысли.

В эти годы Василий Александрович создает свои главные труды, которые вошли в золотой фонд отечественной и мировой педагогики и дают основания рассматривать его как классика педагогики: «Сердце отдаю детям», «Разговор с молодым директором школы», «Сто советов учителю», «Рождение гражданина» и ряд других, где замечательный педагог – гуманист высказывает новые идеи прогностического плана.

Осмысливая в целом завершающий этап творчества В.А. Сухомлинского, есть основания выделить следующие положения.

1.

В качестве основных качеств воспитательной системы «позднего Сухомлинского» можно назвать трактовку формирующейся личности как самоценности; понимание воспитания как феномена, в значительной степени, не зависимого от требований общества; выдвижение в качестве главной цели воспитания – свободное развитие ребенка как активной личности; раскрытие его индивидуальности, способной противостоять нивелирующей тенденции.

2. С точки зрения природы формируемой личности Сухомлинский трактовал воспитание ребенка как процесс реализации («развертывания») неотъемлемо присущих ему врожденных биологических свойств, спонтанных реакций и импульсов, изначально генетически заложенных в нем природой. Вместе с тем большое значение придавалось и специально организованному воспитывающему социуму.

3. Для павлышского учителя в воспитании ведущей становится педагогическая установка на синхронный процесс взаимодействия двух субъектов. В центре педагогического процесса находится ребенок с его активностью, интересами, индивидуальными творческими способностями, на которые, прежде всего, и должны были ориентироваться учителя.

В данной связи главной задачей педагогов становится создание благоприятных условий для развития детей.

Поэтому в Павлышской школе акцент в образовании делался на расширение представлений детей об окружающем мире; на развитие у них критичности мышления и независимого поведения; на формирование собственной системы моральных ценностей, а также умений и навыков самостоятельного получения и использования информации.

4. Постепенно учебная и трудовая деятельность теряют в Павлышской школе самоценность и приобретают инструментальный характер, направленный на воспитание и социализацию детской личности. Сухомлинским предлагается очень тонкая система стимулирующих влияний на личность воспитанника. Характерно название одной из последних статей: «Нам нужны самые тонкие инструменты».

Наблюдается даже отход от, казалось бы, незыблемого постулата – строгой педагогической системы. Теперь модель воспитательных воздействий носит скорее синергетический характер, в ней большое значение придается микрофакторам личностного и средового плана.

5. В это время у Василия Александровича окончательно складывается новая иерархия философско-педагогических ценностей. Если для первой половины 60-х годов это Советское государство – Труд – Коммунизм, то теперь новая триада доминант выглядит так: Родина – Любовь – Семья.

Вместо доминирующей установки на всестороннее воспитание школьников выдвигается идея иерархичности воспитания личности ребенка (телесное, душевное, духовное).

Ведущей, так же как в христианской педагогике, у Сухомлинского теперь выступает духовность, опосредующая остальные страты личности.

На смену прежнему атеизму приходит уважение к фольклорной основе воспитания, различным мифам, поверьям, легендам. Наряду с прежней установкой на интернациональное воспитание, в работах Василия Александровича все более мощно начинает звучать национальная педагогика, в воспитательной деятельности аккумулируются народные ценности семейного воспитания.

6. В последние годы жизни в своем творчестве Сухомлинский переходит от расширения смыслов педагогической деятельности к их возвышению.

От проторенных педагогических дорог и утвержденных идеологем мыслитель обращается к неизведанным тропам и запретным темам: таинствам семейной и народной педагогики, тонким психологическим, на грани психоанализа, процессам формирующейся личности. Особенно показательно, в этом плане, нарастающее внимание В.А.

Сухомлинского к имеющему многовековые педагогические традиции приватному жанру «Писем к сыну». Более того, педагог вступает в систематическую переписку с несовершеннолетними заключенными и священниками.

7. Футурологическая направленность его работ приобретает Вселенский, воистину Космический характер. В своих последних произведениях Василий Александрович как бы мысленно воспаряет над Павлышом, над Украиной, над СССР.

Он не укладывается в прокрустово ложе ни одной из педагогик, ни европейской, ни советской, ни народной. Более того, ни одной из парадигм: ни свободного воспитания, ни трудовой школы, ни тем более школы учебы. Меняется даже место публикаций.

Теперь это только центральная всесоюзная пресса, причем не педагогическая, а общественно-политическая.

8. У В.А. Сухомлинского начинает формироваться целостная и самобытная философско-педагогическая система интегрального характера. Более того, в его работах остро чувствуется новая личностно-экзистенциальная проповедническая позиция.

И основой этой проповеднической позиции являлось то, что в результате своей многолетней педагогической деятельности Сухомлинский в полной мере убедился в ее правомерности и продуктивности. Последние статьи носят исповедальный характер.

Вчитайтесь в заголовки работ: «Слово к ученикам», «Слово к преемнику». Воистину «Вначале было Слово»!

…Второго сентября 1970 года завершился земной путь Василия Александровича Сухомлинского, и началась его жизнь в вечности, которая будет продолжаться, пока существует теплый Мир Детства, надежным Защитником и Рыцарем которого он так самозабвенно был.

Список литературы

1.

Богуславский, М.В. Радость познания в педагогических трудах и опыте В.А. Сухомлинского // Советская педагогика. – 1985. – № 11. – С. 95–101.

2. Богуславский, М.В. Мир вступает в век Человека (о педагогической системе В.А. Сухомлинского) // Воспитание школьников. – 1988. – № 5. – С. 12–14.

3. Богуславский, М.В. Школа гражданственности и человечности (о педагогических идеях и опыте В.А Сухомлинского). – Кировоград: КГПИ, 1990. – 28 с.

4. Богуславский, М.В. Сухомлинский В.А. // Российская педагогическая энциклопедия. – Т. 2. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. – С. 401–402.

5. Богуславский, М.В. В.А. Сухомлинский: уроки радости познания. – М. – Тверь: Золотая буква, 2005. – 112 с.

6. Богуславский, М.В. Педагогическая система В.А. Сухомлинского // История педагогики: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под. ред. Н.Д. Никандрова. – М.: Гардарики, 2007. – С. 395–398.

7. Богуславский, М.В. Совершенствование педагогического мастерства учителя в трудах и опыте В.А. Сухомлинского // Образование, общество, учитель: взаимодействие и ответственность. Коллективная монография в двух томах. Т. 2. – Оренбург: ОГПУ, 2010. – С. 218–224.

8. Богуславский, М.В. История педагогики: методология, теория, персоналии. – М.: ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, 2012. – 436 с.

9. Богуславский, М.В. «Сердце отдаю детям» В.А. Сухомлинского: идейно-творческий потенциал нового прочтения // Психолого-педагогический поиск. – 2013. – № 3(27). – С. 44–52.

10. Богуславский, М.В. Сухомлинский В.А. // Большая российская энциклопедия. Т. 31. – М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2016. – С. 470–471.

Источник: https://vestniknews.ru/prilozhenie/intervyu-i-stati/2682--sp-4301.html

В.А. СУХОМЛИНСКИЙ: САМЫЕ ГЛАВНЫЕ МЫСЛИ О ДЕТЯХ, СЕМЬЕ И ШКОЛЕ

В.А. Сухомлинский: самые главные мысли о детях, семье и школе

В.А. СУХОМЛИНСКИЙ: САМЫЕ ГЛАВНЫЕ МЫСЛИ О ДЕТЯХ, СЕМЬЕ И ШКОЛЕ

Воодушевившись подвигом Януша Корчака, Сухомлинский посвятил себя детям. Он записывал все свои мысли, связанные с воспитанием и образованием детей. В основу его образовательной системы легло самое главное — личность ребенка.

Он программировал всех детей на успех, давал отстающим детям задания полегче, чтобы они могли с ними справиться и не чувствовали себя хуже более сильных детей. А после этого учитель хвалил ребенка.

Тем самым учитель не ставил в коллективе ребенка как неуспевающего, все дети были равны, хотя, безусловно, как и в любом коллективе, были более сильные дети и более слабые.

Но Сухомлинский с этим боролся и открывал новые таланты у детей, чтобы каждый ребеночек нашел себя в том или ином занятии. Сухомлинский огромное значение в воспитании детей уделял труду, познанию красоты окружающего мира

Он написал великолепные книги, «Письма к сыну», «Сердце отдаю детям», «Воспитание человека», в которых открыто сформулировал принципы своего педагогического мировоззрения. Каждая из этих книг стоит того, чтобы стать обязательной к прочтению каждым учителем перед началом учебного года. А родителям его книги стоило бы выдавать в роддоме при выписке.

  1. Воспитание перестаёт быть воспитанием, когда ребёнок чувствует, что с ним поступили несправедливо. Несправедливость порождает оскорбление и негодование, подлость и лицемерие.

  2. У ребёнка никогда не бывает злого умысла. Он ошибается. И если мы помогли ему правильно понять и пережить ошибку, он всем сердцем постигнет моральный смысл своего поступка и будет стараться избегать аналогичной ошибки, хотя не всегда это ему и будет удаваться.

  3. Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрости родительской власти в деспотическое самодурство.

  4. Нельзя допускать, чтобы ребёнок перестал уважать сам себя, дорожить собственной честью, перестал стремиться быть лучше, чем он есть.

  5. Нельзя превращать детское сердце в пугливую птичку, которая забилась в угол клетки и ждёт расправы. Сердце, чуткое к добру, справедливости, доброжелательности, не требует не только крика, но и повышения голоса.

  6. Как бы серьёзен ни был детский проступок, но если он совершён не по злому умыслу, за ним не должно следовать наказание.

  7. Пусть над головой у ребёнка не висит меч наказания за неосторожный, опрометчивый шаг. Дети с угнетенными чувствами — это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью.

  8. Физические наказания являются насилием не только над телом, но и над духом человека; ремешок делает бесчувственными не только спину, но и сердце, чувства.

  9. Там, где всё строится на наказаниях, нет самовоспитания, а без самовоспитания не может быть нормальным и воспитание вообще.

    Не может, потому что наказание уже освобождает воспитанника от угрызений совести, а совесть — это главный двигатель самовоспитания; где совесть спит, не может быть и речи о самовоспитании.

    Получивший наказание думает: мне нечего больше размышлять о своём поступке; я получил то, что положено.

  10. Тому, кого бьют, самому хочется бить; тот, кто в детстве хочет бить, став взрослым, захочет убить — преступления, убийства, насилие уходят своими корнями в детство.

  11. Хулиган, сознательный нарушитель дисциплины не рождается внезапно. Его создают годы черствости, равнодушия и бессердечности взрослых.

  1. Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

  2. Прекрасные люди вырастают в тех семьях, где отец и мать по—настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей.

  3. Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе.

  4. Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

  5. Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство.

  6. Пусть с юных лет в сердце ребёнка живёт тревога за родную мать, отца, бабушку и дедушку; пусть грустит и болит детское сердце, если у родных что— то неблагополучно, пусть ночью не спит ребёнок, думая о матери и отце.

    Не оберегайте его от этих тревог, от этой боли: будете оберегать, вырастет человек с каменным сердцем, а в каменном сердце нет места ни для сыновней преданности, ни для отцовской ласки, ни для великих идеалов народа; кто равнодушен к матери и отцу, не может стать и настоящим патриотом.

  7. Любого работника — от сторожа до министра — можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно.

     
    Никогда не поднимает руку на другого человека тот, кто в детстве близко к сердцу принимает радости и горечи другого человека, кто готов отдать свою радость, свое благополучие во имя того, чтобы отец, мать, сестра, брат, дедушка, бабушка не знали горя, страданий.

  8. Первый и главный воспитатель ребёнка, первый и главный педагог — это мать, это отец.

  9. В семье, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. Самое большое зло — эгоизм, индивидуализм отдельных родителей.

  10. Некогда воспитывать сына — значит некогда быть человеком.

  11. У тебя будут дети, ты будешь озабочен тем, чтобы они стали настоящими людьми; так знай же, что самое главное в творении человека — это воспитание способности дорожить человеческой жизнью как самым дорогим, бесценным богатством.

  1. Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла.

  2. Сердца детей должны быть широко открыты радостям и горестям других людей.

  3. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь.

  4. Всё окружающее в той или иной мере касается тебя.

  5. Никто не учит маленького человека: будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро.

    Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — всё равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком.

    Человеком его надо сделать.

  6. Зло утверждается само, достаточно не учить ребенка ни добру, ни злу.

  7. Жалость к самому себе — вот душевное состояние, которое я без преувеличения называю неисчерпаемым источником эгоизма. Не допускай, чтобы у детей зародилось это состояние, оно породит ожесточенность. Пусть человек умеет жалеть себя лишь поскольку, поскольку он умеет быть добрым и жалостливым к другим.

  8. С малых лет учись жить так, чтобы тебе было хорошо, приятно, когда ты делаешь хорошо для людей, и неприятно, когда ты сделал что-то плохое, предосудительное.

  9. Говори о человеке, поступке, явлении, событии то, что ты думаешь. Никогда не стремись угадать, каких слов от тебя кто-то ожидает. Это стремление может сделать из тебя лицемера, подхалима и в конечном счете — подлеца.

  10. Нет детей неспособных, трудных, злых, — есть те, кого в раннем возрасте неправильно воспитали, не дали достаточное количество любви.

  11. Как важно, чтобы у детей был друг, о ком надо заботиться.

  12. Если маленький человек не оставил частицы своего сердца в кукле, лошадке, плюшевом медвежонке, птичке, нежном и беззащитном цветке, деревце, в любимой книге — для него недоступно глубокое чувство человеческой дружбы, верности, преданности, привязанности.

  1. Не должно быть людей незаметных, людей — безвестных пылинок. Каждый должен сверкать, как сверкают на небе миллиарды миллиардов Вселенных. Быть неповторимой личностью — это зависит в большей мере от самой личности. Надо стремиться к тому, чтобы не быть серым, незаметным.

  2. Необходимо, чтобы у ребенка был близкий ему персонаж, на которого ему хотелось бы походить, герой, совершивший подвиг.

  3. Помните древнюю мудрость: если хочешь погубить человека, дай ему всё, что он пожелает.

  4. Труд — это, прежде всего, сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость.

  5. Не бойтесь детского труда, дорогие родители! Пусть не тревожит вас то, что ребёнок отнёс для поливки цветов и винограда одно маленькое ведёрко воды, другое, третье, четвёртое, что он вспотел и устал, — этот труд для него истинная радость, несравнимая ни с какими другими радостями мира.

  6. Если человек до пяти лет только дитя, ему трудно будет стать человеком.

  7. Не бойтесь омрачить солнце золотого детства тем, что ребёнку будет тяжело, что он, напрягая свои усилия, сделает больше, чем, казалось бы, позволяют его маленькие силы.

  8. Детство не должно быть постоянным праздником — если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребёнка останется недоступным и счастье труда.

  9. Человек освободился от рабства подневольного труда вовсе не для того, чтобы стать рабом безделья.

  10. Ленивым становится тот, чьи желания в раннем детстве удовлетворяются заботами старших, а ребёнку остаётся только повелевать и капризничать. Лодырь рождается там, где всё легко даётся и человек не знает, что такое трудно.

  11. Изнеженные и распущенные индивидуумы формируются тогда, когда в их жизни главенствует единственная радость — радость потребления

  12. Важно, чтобы человек не воспринимал труд как повинность, как данность, которую нужно выполнить, — труд для него должен быть радостью, он должен видеть в нем главное — возможность принести пользу людям, подарить что— то миру, создать своими руками какие— либо материальные ценности или идеи, которые позволят чему— то появиться на свет. Таким образом, человек осознает себя творцом, верит в собственную силу и могущество.

Источник: https://infourok.ru/va-suhomlinskiy-samie-glavnie-misli-o-detyah-seme-i-shkole-2752280.html

Презентация

В.А. Сухомлинский: самые главные мысли о детях, семье и школе

Е.В.Щербакова

МАОУ СОШ № 2

Г. Реж

Автор шаблона : Фокина Лидия Петровна

В.А. СУХОМЛИНСКИЙ:

САМЫЕ ГЛАВНЫЕ МЫСЛИ

О ДЕТЯХ и СЕМЬЕ

О СЕМЬЕ:

  • Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
  • Прекрасные люди вырастают в тех семьях, где отец и мать по—настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей.
  • Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе.
  • Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
  • Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство.

Пусть с юных лет в сердце ребёнка живёт тревога за родную мать, отца, бабушку и дедушку; пусть грустит и болит детское сердце, если у родных что— то неблагополучно, пусть ночью не спит ребёнок, думая о матери и отце.

Не оберегайте его от этих тревог, от этой боли: будете оберегать, вырастет человек с каменным сердцем, а в каменном сердце нет места ни для сыновней преданности, ни для отцовской ласки, ни для великих идеалов народа; кто равнодушен к матери и отцу, не может стать и настоящим патриотом.

Любого работника — от сторожа до министра — можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно.

 Никогда не поднимает руку на другого человека тот, кто в детстве близко к сердцу принимает радости и горечи другого человека, кто готов отдать свою радость, свое благополучие во имя того, чтобы отец, мать, сестра, брат, дедушка, бабушка не знали горя, страданий.

Первый и главный воспитатель ребёнка, первый и главный педагог — это мать, это отец.

В семье, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. Самое большое зло — эгоизм, индивидуализм отдельных родителей.

Некогда воспитывать сына — значит некогда быть человеком.

У тебя будут дети, ты будешь озабочен тем, чтобы они стали настоящими людьми; так знай же, что самое главное в творении человека — это воспитание способности дорожить человеческой жизнью как самым дорогим, бесценным богатством.

О ДОБРЕ И ЗЛЕ:

  • Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла.
  • Сердца детей должны быть широко открыты радостям и горестям других людей.
  • Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь.
  • Всё окружающее в той или иной мере касается тебя.

Никто не учит маленького человека: будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро.

Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — всё равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком.

Человеком его надо сделать.

С малых лет учись жить так, чтобы тебе было хорошо, приятно, когда ты делаешь хорошо для людей, и неприятно, когда ты сделал что-то плохое, предосудительное.

Говори о человеке, поступке, явлении, событии то, что ты думаешь. Никогда не стремись угадать, каких слов от тебя кто-то ожидает. Это стремление может сделать из тебя лицемера, подхалима и в конечном счете — подлеца.

Нет детей неспособных, трудных, злых, — есть те, кого в раннем возрасте неправильно воспитали, не дали достаточное количество любви.

Как важно, чтобы у детей был друг, о ком надо заботиться.

Если маленький человек не оставил частицы своего сердца в кукле, лошадке, плюшевом медвежонке, птичке, нежном и беззащитном цветке, деревце, в любимой книге — для него недоступно глубокое чувство человеческой дружбы, верности, преданности, привязанности.

Информационные источники Фон Лист http://mirmam.pro/userfiles/clauses/large/1739_den-semi-lyubvi-i-vernost.png

http://www.parents.ru/article/va-suxomlinskij-vydayushhijsya-pedagog-iego-vazhn/

http://mystica-predkov.ru/_ld/0/99707692.png

http://dmitryaverianov.com/um/wp-content/uploads/sites/4/2011/03/father_son_walking_lg_clr_st.gif

http://www.beesona.ru/upload/660/97ef438976a0f824b23582df3386.jpg

http://ramki-photoshop.ru/personaj/clipart-16.png

Автор шаблона: Фокина Лидия Петровна

Сайт http://linda6035.ucoz.ru/

Источник: https://uchitelya.com/pedagogika/79186-prezentaciya-va-suhomlinskiy-samye-glavnye-mysli-o-detyah-seme.html

Для родителей
Добавить комментарий