Вегетососудистая дистония у ребенка

Интервью / Проблема вегето-сосудистой дистонии у детей и подростков / Александр Симаков

Вегетососудистая дистония у ребенка

На правах рекламы

Е.Кандарицкая― Добрый день! У микрофона Елена Кандарицкая. Сегодня мы с вами будем говорить о здоровье. И тема наша: Вегетососудистая дистония у детей и подростков. И в гостях у нас Александр Симаков, доктор наук, профессор. Здравствуйте!

А.Симаков― Добрый день!

Е.Кандарицкая― Вначале я хочу вас просто спросить, что такое вегетососудистая дистония? Коротко.

А.Симаков― Вегетососудистая дистония, кратко еще ВСД называют ее – это нарушение в работе вегетативной нервной системы, которая ответственная за работу практически всех внутренних органов.

Вот та область вегетативной системы, которая нервирует и страдает, она клинически и проявляется у детей и подростков. Например, голова – клинки идет со стороны головы: головные боли и головокружения.

Если это кишечник страдает – то запоры, поносы, боли в животе и так далее.

Е.Кандарицкая― Хорошо. А как проявляется вегетососудистая дистония у детей?

А.Симаков― Надо сказать, что это достаточно распространенное состояние, и от 25 до 80 процентов всех обследованных детей страдает вегетососудистой дистонией.

Поскольку, эта проблема нервной системы, вегетативной, то есть так называемой периферической, она нервирует все внутренние органы.

Вот те органы, которые вдруг больше от нервной системы страдают, соответственно, и клиника проявляется совершенно различными симптомами.

И, вы знаете, очень часто родители у таких детей и подростков связывают это с раздражительностью, с переутомлением, просто с нежеланием учиться, потому что ребенок плохо запоминает уроки, плохо запоминает материал, плохой у него сон, он раздражителен, и связывают это с характером поведения. На самом деле это…

Е.Кандарицкая― Заболевание.

А.Симаков― Конечно.

Е.Кандарицкая― А вот скажите: причина возникновения?

А.Симаков― До конца ее не знают, но известно, что это патология, в том числе, и центральной нервной системы на уровне так называемого гипоталамуса и периферической нервной системы, которая нервирует внутренние органы.

Е.Кандарицкая― А как протекает вегетососудистая дистония?

А.Симаков― По-разному. Очень часто латентно она протекает, а очень часто протекает клинически, то есть проявляются различные нарушения у детей: головные боли, раздражительность, слабость…

Е.Кандарицкая― То есть это симптомы, можно сказать.

А.Симаков― Да, симптомы. Есть даже формы, которые выделяют, например, кардиологическая, когда боли в сердце такого, ноющего, длительного характера. Бывает тахиформа, когда частый пульс необъяснимой природы, бывает и редкий пульс, бывает и смешанные. То есть это полисимптомное состояние и выделить один какой-то симптом, как правило, представляет большие затруднения.

Е.Кандарицкая― Потому что это похоже на какие-то другие заболевания.

А.Симаков― Да, да.

Вы абсолютно правы в этой части, потому что поставить этот диагноз, с одной стороны, вроде как просто, а с другой стороны, сложно, потому что нужно произвести так называемую дифференциацию, то есть так называемые заболевания органические. Вот, если сказать образным языком, то вегетососудистая дистония – это функциональные расстройства различный органов, при который органического поражения не находят при обследовании.

Е.Кандарицкая― А какие методы исследования? Что делать, если у ребенка это случилось?

А.Симаков― Методы лечения обширные, и они совершенно разные, и, конечно, они начинаются с образа жизни – это основа при лечении вегетососудистой дистонии.

Но я еще раз повторюсь, надо сначала именно правильно поставить диагноз, исключив различную патологию.

Самого какого-то прибора, о котором можно было сказать, что надо обследоваться на таком приборе, на такой машине, чтобы поставить этот диагноз, не существует. Надо использовать целый комплекс.

И когда диагноз установлен, мы переходим к лечению. И надо начинать с образа жизни. Обязательно надо, чтобы ребенок двигался, потому что стресс – это самый лучший друг вегетососудистой дистонии, и у ребенка может возникать сердцебиение, одышка, боли в сердце.

Очень сильно может меняться уровень артериального давления как в сторону повышения, так и низкое давление. Поэтому физическая зарядка, она будем помогать избегать всех этих симптомов и восстановит психологическое равновесие.

Она отвлекает детей от стресса и предотвращает развитие этих вегетативных кризов. Это первое и очень важное.

Потом мы рекомендуем мамам заниматься различными дыхательными упражнениями, которые расслабляют мышцы тела. И чтобы не начинался вегетативный криз – вот правильное дыхание. Мальчики и девочки могут заниматься различными единоборствами, которые помогают достигать психического равновесия и у них не возникает клиника.

Но это часть проблемы. Очень большое значение имеют физеопроцедуры: закаливание, воздушные ванны.

При этом воздействием прохладной воды или воздуха на тактильные рецепторы кожи стимулируется правильное состояние сосудистой стенки: она становится стрессоустойчивой.

Здоровый сон: ребенок спать достаточно – 7-8 часов. Вот, если он недосыпает, у него клиники вегетативной сердечной патологии будет проявляться.

Но очень часто мы не достигаем эффекта таким образом, поэтому мы прибегаем к контролю вегетососудистой дистонии с помощью современных препаратов, которые могут управлять неприятными симптомами, и которыми можно нормализовать обмен веществ, сбалансировать. И, например, сочетание, сбалансирование аминокислот глицина – глутоминовой кислоты и цистеина – снижаем психоэмоциональное напряжение, улучшаем умственную работоспособность и предотвращает очень многие вегетососудистые кризы при этом состоянии.

Е.Кандарицкая― А если говорить о профилактике, то что нужно делать.

А.Симаков― Профилактика мне представляется наиболее важным моментом, помимо диагностики и самого лечения. Именно вегетативные кризы опасны у детей. И для того, чтобы их не допустить, конечно, родители должны следить за состоянием своего ребенка.

Если они вдруг заметили, что он раздражителен, беспокоен, вдруг у него нервозность, вдруг у него колеблется давление в ту или иную сторону, он плохо спит, у него изменился аппетит, он быстро утомляется – все это после, как я уже говорил, исключения органической патологии признаки вегетососудистой дистонии.

И они могут усиливаться, проявляться уже в более развернутой картине.

И лечение начинаем с создания баланса между физическим и умственными нагрузками. Обязательно надо, чтобы пациент, ребенок был на свежем воздухе не меньше 2-3 часов.

За час до ночного отдыха нужно прекращать это безумие с гаджетами, когда они сидят с утра до вечера с планшетами, с компьютерами, с мобильными устройствами. И, конечно, к выбору лекарственных препаратов нужно относиться чрезвычайно осторожно.

Потому что, если посмотреть в некоторых рекомендациях – у меня бы рука не поднялась назначить антидепрессанты или психотропные препараты для детей. У детей, например, старше 12 лет можно использовать, например, препарат элтацин.

Но самое главное, что при вегетососудистой дистонии у детей должна быть забота и внимание родителей, потому что первые шаги к изменению уже были сделаны, нужно, чтобы это закрепилось и был положительный эффект. Важно помнить, что в такой непростой ситуации со здоровьем всегда можно найти выход, это не безысходное состояние.

Е.Кандарицкая― А вот интересно, с какого возраста у ребенка может возникнуть это заболевание?

А.Симаков― С самого раннего. Даже, например, когда беременность переносится плохо, то уже у него закладывается внутриутробно склонность к вегетососудистой дистонии. Он может кричать, плохо принимать молоко и так далее. То есть возрастные ограничения абсолютно отсутствуют.

Е.Кандарицкая― Что должна знать мама, когда у нее, допустим, ребенок с таким симптомами?

А.Симаков― Она должна, прежде всего, не относится как к ребенку, как к ребенку с плохим поведением. Она должна заметить те симптомы, о которых мы говорили, и она должна, конечно, обратиться к врачу педиатру для того, чтобы он провел обследование, поставил диагноз и правильно определил характер лечение и профилактики вегетативных кризов.

Е.Кандарицкая― А если мама задумалась, она понимает, что у ребенка проблемы, ему делают какие-то анализы – каким образом вообще можно это установить?

А.Симаков― Исключив – мы уже с вами говорили в самом начале – органическую патологию. Много очень исследований.

Если касается, например, кардиологической проблемы, мы используем рутинные методы диагностики кардиологии: электрокардиограмма, эхокардиограмма, монитор и так далее. И на них, как правило, вся грубая патология, она не выявляется.

Функциональное это расстройство, функция страдает, а сам орган, он еще на этапе обратимых состояний. Вот это очень важно. Очень благодатная это тема для лечения этих детей. Все можно нормализовать.

Е.Кандарицкая― Скажите, а с возрастом могут исчезнуть эти симптомы или нет?

А.Симаков― Могут исчезнуть.

Е.Кандарицкая― Само собой или все-таки при лечении?

А.Симаков― Могут исчезнуть, но лучше, когда, конечно, все-таки… Потому что это утомительно, и ребенок испытывает проявления этой болезни. Он не может нормально делать уроки, он не может нормально спать.

У него болит голова, у него потливость, слабость, у него вплоть до обморочных состояний бывает. У него клиника есть. И, кстати говоря, такое же состояние бывает и у взрослых.

Просто сейчас с этими классификациями мы немножко поменяли отношение, но все равно эта проблема присуща, между прочим, не только детям и подросткам, но и взрослым.

Е.Кандарицкая― То есть родители должны очень четко следить за поведением ребенка и принимать уже какие-то меры.

А.Симаков― Да. И не считать, что это ребенок плохо воспитан.

Е.Кандарицкая― Я хотела у вас спросить, если родители, например, посылают ребенка, скажем, в школу более облегченных занятий, вообще, это как-то решит проблему?

А.Симаков― Вы знаете, смотря как у подростка это проявляется. Ведь не обязательно он должен плохо учиться.

У него может быть и сонливость, шум у ушах, мнительность, тревожность, то есть эта симптоматика настолько многолика, поэтому надо выявить, что конкретно у данного ребенка доминирует.

Если он хорошо учится, ну зачем ему менять школу. У него при этом панические какие-то атаки, он весь встревожен. То здесь другая должна быть тактика. Вот так.

Е.Кандарицкая― А может быть, занятия должны быть более короткие. Может быть, это нужно как-то учитывать или нет?

А.Симаков― Наверное, в каждом случае, я думаю, что да. Наверное, для каких-то детей и нагрузка эта будет более серьезная, чем для других. Но это все решается сугубо индивидуально.

Е.Кандарицкая― Мы заканчиваем программу. В гостях у нас был Александр Симаков, доктор наук, профессор. Тема наша сегодня была: Вегетососудистая дистония у детей и подростков.

Имеются противопоказания, посоветуйтесь со специалистом

Источник: https://echo.msk.ru/programs/beseda/1646166-echo/

Вегетососудистая дистония у ребенка

Вегетососудистая дистония у ребенка

Часто вегетососудистую дистонию называют «болезнью-призраком» – за то, что она может существовать совершенно незаметно. По статистике, от 20 до 45% детей дошкольного возраста имеют такой диагноз. Но это лишь те дети, у кого отдельные проявления были очень заметны и заставили родителей обратиться к врачу, или те, у кого болезнь была выявлена случайно.

Во многих же случаях симптомы особого беспокойства не доставляют, а если и доставляют, то расцениваются как проявления характера или влияние окружающей среды.

Ребенок реагирует на изменение температуры, капризничает и плохо спит во время дождя. Или у малыша дрожит подбородок, и он с трудом успокаивается. Или он краснеет и потеет во время активных игр.

Или часто болеет простудными заболеваниями, когда начинает ходить в садик.

Все эти и другие проявления (срыгивания в младенчестве, неустойчивый сон, склонность к аллергии, пугливость, низкие способности к адаптации) находят объяснения вполне рациональные: «Я тоже в детстве плохо спал, ему это от меня передалось», «Да, у нас вся семья так на погоду реагирует».

Активные обращения к врачу и лечение часто начинаются в возрасте 6–7 лет, когда очевидной становится повышенная усталость, неспособность долго удерживать внимание, непереносимость учебных нагрузок. Но лечение не всегда бывает удачным.

Второе «прозвище» ВСД – «падчерица медицины». Немного она обособленна, живет сама по себе. Может проявиться в раннем возрасте, а потом перестанет беспокоить, а может так и остаться на всю жизнь.

Может поддаться кратковременному лечению, а может требовать все новых методов. А все потому, что важную роль играют и психологические факторы.

Условия жизни, обстановка в семье, эмоциональный настрой – все это тоже «лекарства», когда речь идет о нарушении деятельности вегетативной нервной системы.

Если нужно отказаться от чего-то, то лучше сделать это ненавязчиво. К чему покупать пирожные, если врач рекомендовал отказаться от сладкого? Или идти в парк аттракционов, на большинстве из которых ребенку нельзя кататься? Задача взрослых в том, чтобы, соблюдая все предписанные врачами правила, обеспечить ему нормальную, полноценную детскую жизнь.

Снизить нагрузки. Это, пожалуй, самый главный пункт в рекомендациях психологов, потому что чаще выраженные симп-томы ВСД бывают у детей, чья жизнь с раннего детства расписана по минутам. «Какие могут быть занятия иностранным языком для маленьких детей? Наверняка они в виде игры.

Значит, это не нагрузка, а развлечение», − рассуждают родители и без сомнений водят ребенка на уроки. Но для трех-, пятилетних детей даже такие игровые занятия – это труд. Особенно если проходят они после садика, где тоже есть учебные часы и есть свои (нам они тоже кажутся игровыми) нагрузки.

Даже смена одного коллектива на другой в течение дня для малыша бывает сложной.

Поэтому, как бы вам ни хотелось развить ребенка поскорее, дать ему как можно больше знаний, подготовить к школе, все же возьмите себя в руки.

Предложения в этой области сейчас самые заманчивые, но родители, подбирая школы, кружки и секции, должны четко знать ответы на вопросы «Что это дает моему ребенку?», «Что это заберет у моего ребенка?».

Помните, что возможности у детей разные, и если дочь ваших знакомых с успехом занимается тремя видами спорта и ходит в школу раннего обучения, то это не значит, что ваш ребенок сможет делать то же самое. Во всяком случае, без усилий и с той же радостью.

Не перегружайте ребенка занятиями: модное сейчас раннее развитие хорошо только в меру.

Спорт для детей с ВСД полезен. Но лучше, если он будет в игровом, а не в соревновательном режиме. Ситуации состязаний часто сильно переживаются детьми, могут даже уменьшить интерес к самому занятию.

Позже, когда ребенок подрастет, он сможет относиться к этому более спокойно и даже найдет в соревнованиях интерес, но для маленьких детей больше подойдет просто физкультура, оздоровительные мероприятия на природе, в бассейне.

Стоит также избегать травмоопасных, «агрессивных» видов спорта – бокса, борьбы, хоккея. А вот плавание, лыжи, бег подходят идеально и даже рекомендованы детям с таким диагнозом.

Ограничить нагрузки любого вида следует в начале сентября – если ребенок ходит в садик или уже в школу. Именно в это время у ребенка из-за изменившегося режима, повышения ответственности возникают сбои в работе нервной системы. Тошнота по утрам, головные боли, периодические повышения температуры, бледность, мешки под глазами – проявления так называемого «кризиса 7 сентября».

Организуйте качественный отдых ребенка, чтобы начало нового учебного года в детском саду или школе прошло успешно. Но качественный – не значит насыщенный. Развлекательные мероприятия, общение с друзьями, походы в кафе и кино – такие занятия тоже должны дозироваться. Чем младше ребенок, тем «скромнее» должен быть его досуг. В его расписании обязательно должна быть строка «ничего не делать».

Врачи и психологи старой школы при всех нарушениях нервной системы рекомендовали терапию семейными прогулками. Этим советом можно воспользоваться и сейчас. Вечером, перед сном, родители вместе с ребенком идут гулять. Минут 20−30 они ходят по улицам, никуда не заходя.

Родители разговаривают между собой, а ребенок идет между ними, держа обоих за руки (под конец прогулки буквально повисает на них). После этого – умываться и спать. Ну, можно парочку страниц сказки прочитать.

Телевизор и компьютер – ни-ни! Между прочим, такие условия и взрослым позволят поправить свое душевное здоровье.

Семейно-бытовая терапия

И еще сделайте так, чтобы в семье все было спокойно. Чтобы взрослые любили друг друга и самого ребенка, чтобы всем было хорошо и уютно. Нет, такую рекомендацию дать очень трудно. Она ведь невыполнима. Если по-настоящему гармоничных отношений в семье нет, то вряд ли они возникнут сознательно, потому что «врач велел». А ведь семейные условия – это важный фактор успешного лечения.

Более того, в благополучных с психологической точки зрения семьях даже вероятность возникновения заболевания будет гораздо ниже.

Ведь кроме наследственно-конституциональных факторов, травм и патологий в раннем детском возрасте и до рождения (недостаток кислорода у плода во время беременности) есть и психоэмоциональные.

Неблагоприятные события, меняющие жизнь семьи к худшему, воспитание в условиях постоянной напряженности, конфликты – все это тоже отражается на работе вегетативной системы. Причем скрытые конфликты бывают не менее опасны – ведь дети очень чувствительны и все равно беспокоятся, если в семье что-то не так.

Любое заболевание переносится ребенком легче, если в семье благоприятный психологический климат.

Например, ситуация в семье на грани развода. Родители, переживая за здоровье ребенка, решают пока подождать – тем более что ссоры, предшествующие решению расстаться, для всех не прошли бесследно.

«Поживем пока вместе, ребенок успокоится, придет в норму». Но ребенку в таких условиях вряд ли будет лучше.

Ведь добрых, теплых и искренних отношений все равно не появится, и это будет им бессознательно фиксироваться.

Или другая ситуация. Родители уже расстались, но папа хочет участвовать в воспитании. Он каждую неделю приезжает, берет ребенка к себе и возвращает на другой день. Казалось бы, все идеально. Однако часто в таких отношениях есть элемент соперничества, стремление победить в споре «кто лучший родитель», и это тоже накладывает свой отпечаток.

Мама после возвращения пытает ребенка, требуя поминутного отчета о проведенном времени (чтобы было чем потом укорить бывшего мужа), папа с пристрастием выясняет, с кем мама проводит вечера. А иногда и бабушки с двух сторон подключаются.

В общем, иногда такое «мирное разрешение ситуации» бывает настолько стрессовым для ребенка, что само по себе провоцирует возникновение самых разных расстройств.

«Каждую пятницу утром у Юрика температура. И так уже несколько месяцев. Мы и к врачам, и к психологам ходили. «Это реакция на негативные события, тревожное ожидание», − сказали нам после обследования. Конечно, тревожное. Ведь по пятницам его забирает папа.

Его новая жена настойчиво налаживает контакт между своими детьми и нашими, и Юрик в этой компании самый младший. Не могу сказать, что его там обижают, но чувствует он себя там не очень уютно. Возвращается то с тошнотой, то с головной болью.

Я бы и вообще его не отдавала, но что они там подумают? Решат, что я просто из ревности…»

Конечно, создать идеальные условия невозможно. Да, в принципе, они и не должны быть такими – небольшой уровень стресса даже укрепляет душевное и физическое здоровье. Однако исключить особо травмирующие ситуации все же стоит.

Имейте в виду: дети привыкают к любому положению дел (разводу родителей, проживанию с бабушкой, переездам), если рядом есть хотя бы один человек, который обес-печивает чувство уверенности и любовь.

Даже неполная и материально не вполне благополучная семья может быть гармоничной, если этот единственный родитель адекватно относится к потребностям ребенка, может дать чувство защищенности и окружить теплом.

Картина болезни

Что вы сказали ребенку, когда вышли от врача? Что говорите о его заболевании сейчас? Это тоже важно. Так формируется внутренняя картина болезни – то есть то, как сам человек представляет свое заболевание. А от нее, в свою очередь, во многом зависит и успех выздоровления.

«Все свое детство я была уверена, что тяжело больна. Мне нельзя было быстро бегать, есть мороженое и находиться на сквозняке. Нельзя было долго смотреть телевизор, кувыркаться через голову и даже плакать.

«Прекрати, сейчас тебе станет еще хуже», − говорила бабушка, вытирая мне слезы. Когда я играла на улице, бабушка всегда предупреждала детей, чтобы не бросали в меня песком и не толкали: «Олечка у нас болеет, будьте с ней осторожнее».

Даже странно, что со мной вообще играли дети».

Постоянные разговоры с ребенком или при ребенке о его болезнях, мнимых и настоящих, – прямой путь вырастить из ребенка ипохондрика.

Такое сверхзаботливое отношение может привести к психологической инвалидизации.

Ребенок в подобной ситуации может надолго усвоить, что он не такой, как все, что его жизнь должна быть полна ограничений и что к нему самому все должны относиться так же бережно и трепетно.

В дальнейшем это может осложнить не только профессиональную, но и личную жизнь. Угрозы, мрачные предостережения – тоже не лучший вариант поведения. Это напугает, внушит тревогу за свое состояние.

Зачастую отсюда начинается прямой путь к неврозу. Обвинять в заболевании, внушать чувство долга («Сколько на тебя времени трачу, постоянно по врачам бегаем») – совсем уж недопустимый прием.

К тому же чувство вины в раннем детстве потом нередко сменяется агрессией, а совсем не благодарностью. Вообще, чем меньше вы будете говорить о заболевании, чем меньше его обсуждать при ребенке, тем лучше.

Это, конечно, не значит, что он не должен знать о проблемах вообще.

Но, обсуждая их, не стоит заострять внимание на ограничениях, о необходимости принимать лекарства и проч. Не стоит говорить: «Как это ужасно», «Надо же, как случилось» и «Что же теперь делать?». Отношение к болезни должно быть спокойным и рациональным. Да, такое бывает.

Все люди когда-нибудь чем-нибудь болеют, и им нужно ходить к врачу, но это не значит, что они при этом лишены чего-то в жизни. Есть много занятий, которые доступны и так же интересны, как и те, что пока не рекомендованы.

Эта мысль поможет оптимистичнее смотреть на свое состояние и сейчас и сослужит хорошую службу при необходимости потом, во взрослом возрасте.

Источник: http://www.parents.ru/article/vegetososudistaya-distoniya-urebenka/

Вегетососудистая дистония

Вегетососудистая дистония у ребенка

Вегетососудистая дистония (ВСД) — функциональное нарушение нервной системы, характеризуется нарушением общего состояния и самочувствия, проявляется неорганическими сбоями в работе различных органов и систем. 

Во многих медицинских изданиях можно встретить другие названия этого заболевания, а именно: вегетативная дисфункция, нейроциркуляторная дистония, невроз сердца, функциональная кардиопатия, психовегетативный синдром, паническая атака, ангионевроз, психовегетативный невроз, вазомоторная дистония и др.

Сейчас все чаще встречается термин «вегетативная дисфункция» (ВД) или «вегетососудистая дистония» (ВСД). Существует мнение, что вегетососудистая дистония (ВСД) — это не самостоятельное заболевание, а синдром, т. е.

следствие какого-либо нарушения, от простого переутомления до заболеваний, требующих лечения. Поэтому и говорят, что один из самых верных способов лечения дистонии — найти и устранить ее причину.

Но все светила медицинского мира единодушны в том, что дистония — это, несомненно, патологическое состояние организма, возникающее из-за нарушений в работе нашей вегетативной нервной системы.

40 различных симптомов ВСД

Да, именно столько различных проявлений может быть при вегетососудистой дистонии. Становится понятно, почему так трудно поставить окончательный диагноз — ведь большая часть этих симптомов характерна и для многих других заболеваний.

И очень часто многообразие жалоб, их различная выраженность и стойкость создают впечатление о разных болезнях, которые проявили себя одновременно.

Для вегетососудистой дистонии характерно то, что субъективные ощущения значительно превалируют над объективными показателями состояния здоровья.

Конечно, цифра «40» не значит, что каждый человек, у которого наблюдается ВСД, будет испытывать все сорок проявлений этой болезни. В основном их число колеблется от 9 до 26. Проблема для врача состоит в том, что чаще всего пациенты не могут четко рассказать о своих ощущениях.

Основные жалобы больного на то, что ему «плохо», «дурно», он чувствует «слабость», «теряет сознание» временами или постоянно в связи с эмоциями, переутомлением, «погодой» или беспричинно.

Иногда присоединяются ощущение «дурной», «тяжелой, не своей» головы, онемение, похолодание, покалывание в конечностях.

Но все же можно выделить те симптомы, которые наиболее характерны для ВСД. И еще раз напомню о том, о чем уже говорилось — ни один симптом в отдельности не указывает на вегетососудистую дистонию.

О ней можно говорить тогда, когда присутствует одновременно сразу несколько из них и при этом отсутствуют признаки органических нарушений.

Так что не пытайтесь самостоятельно определять себе диагноз, поставив галочки напротив тех проявлений, которые наблюдаете у себя.

На основе статистических данных можно ранжировать наиболее распространенные симптомы ВСД в следующем порядке: 

• боли в области сердца;

• слабость и быстрая утомляемость;

• невротические расстройства (раздражительность, тревога, беспокойство, снижение настроения);

• головная боль;

• дыхательные расстройства (неудовлетворенность вдохом, чувство нехватки воздуха, потребность делать глубокие вдохи);

• сердцебиение;

• похолодание рук, ног, парестезии (онемение, покалывание) конечностей;

• нарушения сна;

• головокружение, потемнение в глазах;

• дрожание рук, чувство внутренней дрожи;

• кардиофобия (страх «остановки» сердца);

• чувство познабливания;

• боль в животе;

• боль в суставах, миалгия, невралгия;

• одышка при быстрой ходьбе;

• отечность лица, век по утрам;

• перебои и замирание сердца;

• тошнота;

• ощущение пульсации сосудов шеи, головы;

• ощущение жара в лице, шее;

• импотенция;

• субфебрилитет (температура тела от 37 до 37,5 °С без симптомов простуды);

• обмороки;

• дисменорея.

Методы лечения

Для того чтобы дистония не стала проклятием всей жизни, научитесь радоваться жизни. И поверьте на слово: еще не придумали ничего лучше консервативных, но надежных рекомендаций.

1. Соблюдение режима дня при ВСД. Cпать нужно не меньше 8-10 часов в день. И чем больше, тем лучше. Крепкий спокойный сон очень способствует нормализации кровяного давления. В спальне не должно быть жарко или душно. Не стоит отдыхать на слишком мягких или жестких матрасах и подушках.

Лучше спать на ортопедических матрасах и подушках, способствующих наиболее физиологическому положению тела, головы. Чередуйте умственные и физические нагрузки. Попробуйте уменьшить время просмотра телепередач, работы за компьютером. При отсутствии такой возможности — обязательны профилактические перерывы при работе с компьютером, упражнения для глаз и пр.

Возьмите также за правило хотя бы час в день (а лучше все два часа) находиться на свежем воздухе.

2. Занятия спортом в игровом, безнормативном режиме. Никто не призывает вас посвятить свою жизнь спорту. Но такие простые радости, как катание на коньках зимой и на велосипеде летом, плавание, прогулки, аэробика, легкая гимнастика, незаметно для вас прогонят дистонию так далеко, что вы думать забудете, что это такое.

Среди тренажеров лучше всего использовать велоэрго-метр, беговую дорожку, степпер, гребной тренажер. Противопоказаны упражнения на тренажерах, где голова оказывается ниже уровня груди и выполняются упражнения вверх ногами (так как велика опасность ухудшения самочувствия и даже обмороков).

Занятия восточными единоборствами, силовой гимнастикой, бодибилдингом, аэробикой с высокими прыжками не рекомендуются, так как они оказывают значительную нагрузку на сердечно-сосудистую систему. Следует избегать упражнений с большой амплитудой движения головы и туловища, резко и быстро выполняемых движений. Занимайтесь с удовольствием.

Основной критерий — ваше самочувствие. Не забывайте, что вы радуетесь жизни, своему телу, получаете приятные эмоции от усилившегося кровотока и укрепления мышц!

3. Соблюдение определенного рациона в питании. Лишний вес так же, как и гиподинамия — один из значимых факторов риска усиления ВСД-синдрома.

Рекомендации по питанию освещаются более подробно в соответствующей главе, а здесь оставим «шпаргалку-напоминание»: ограничитьте потребление поваренной соли, жирных сортов мяса, сладкого, мучного.

Увеличить же необходимо поступление в организм калия и магния (гречневая, овсяная каши, соя, фасоль, горох, абрикосы, шиповник, курага, изюм, морковь, баклажаны, лук, салат, петрушка, орехи).

4. Водные и физиопроцедуры: электрофорез, электросон, водные процедуры, солнечные и воздушные ванны — словом, все, что стимулирует нервную систему.

Особенно полезны любые закаливающие процедуры, имейте только в виду, что обливания и обтирания нужно начинать крайне аккуратно, чтобы у организма не случилось шока. При всех типах ВД рекомендованы контрастные ванны, веерный и циркулярный души, гидромассаж.

Кроме того, при парасимпатикотоническом типе ВД применяются хвойно-солевые и радоновые ванны, а при симпатикотоническом — углекислые, хлоридные и сульфидные.

5. Иглорефлексотерапия и лечебный массаж: при парасимпатикотоническом типе ВД — поверхностный массаж в быстром темпе, растирание, вибрационный массаж. При симпатикотоническом типе — успокаивающий массаж в медленном темпе, разминание воротниковой зоны. При смешанном типе вегетативных расстройств — сочетание данных техник массажа.

6. Фитолечение. При расстройствах по парасимпатикотоническому типу применяются растительные стимуляторы (элеутерококк, женьшень, заманиха, аралия, левзея), различные мочегонные травы и сборы (толокнянка, можжевельник, брусника). При расстройствах по симпатикотоническому и смешанному типам — успокаивающие травы и сборы (валериана, пустырник, шалфей, мята, мелисса, хмель, корень пиона).

7. Психологическая коррекция. Хорошо применять различные методы психологической разгрузки, аутотренинг. Сила воли и тяга к здоровой и полноценной жизни — это один из главнейших факторов заведомой победы над дистонией! Кстати, известно, что дистония тесно связана с типом темперамента. Помогут занятия аутотренингом, знание методов релаксации, а также различные психотренинги.

Доказано, что при своевременно начатом лечении и регулярно проводимой коррекции вегетативных расстройств у 80-90% больных нормализуются сон и аппетит, полностью исчезают или значительно уменьшаются жалобы и проявления дистонии, восстанавливаются адаптационные возможности организма.

Медикаментозное лечение

Поскольку самолечением заниматься опасно, то в данном разделе мы лишь бегло коснемся тех препаратов, которые применяются при медикаментозном лечении дистонии.

Нужно указать, что в сложившейся практике лечение направлено прежде всего на основное заболевание (невроз, патологический климакс и т. д.).

Лечащий врач также может применить также патогенетическую терапию (седативные средства; при необходимости холинолитики, блокаторы адренорецепторов) и применение симптоматических средств — гипотензивных, антиаритмических и др.

Иногда назначается курс витаминов и успокаивающих средств (новопассит, глицин, центрум). Во всех случаях упор в первую очередь должен делаться не на подавление симптомов, а на нормализацию режима дня и улучшение образа жизни.

При адренергическом кризе показаны бета-адреноблокаторы (например, индерал внутрь), а при выраженном подъеме давления могут быть прописаны также альфа-адреноблокаторы (фентоламин, тропафен). При холинергическом кризе вводят атропин подкожно, а при сопутствующем резком подъеме давления — ганглерон.

В отдельных случаях специалист, который будет вас «вести», может счесть нужным назначить антидепрессанты, а также общеукрепляющие средства. 

ВСД и беременность

Многие думают, что всд и беременность – страшная смесь, которая обязательно скажется и на здоровье ребенка и на состоянии будущей матери. Мать, у которой диагностирована всд, и ребенок в утробе находятся в группе риска, поскольку течение беременности может усложниться.

Совсем предотвратить или снизить осложнения беременности (в том числе, раннего токсикоза, гестоза и др.) можно, если заранее (до зачатия) пройти глубокое медицинское обследование в стационаре и скорректировать состояние.

Ведь всд и беременность могут в принципе сосуществовать, если знать некоторые нюансы. Всд по гипотоническому типу при постоянном пониженном давлении могут стать причиной недостатка кислорода и недостатка полезных веществ у ребенка.

Головокружение и частые боли в области головы негативно сказываются на общем состоянии будущей мамы. Такие состояния трудно преодолеть, но возможно, особенно, если обратиться к квалифицированным специалистам, занимающимся именно проблемами вегетососудистой дистонии.

Но основными правилами, которым нужно следовать при всд и беременности станут:

•  составление режима дня и неуклонное следование ему; 

•  как можно частые прогулки и несложные физические упражнения, разрешенные при беременности; 

•  закаливание (только, конечно, по всем правилам); 

•  легкий массаж воротниковой зоны конкретно и общеукрепляющий; 

•  применение средств с успокаивающим эффектом (расслабляющая музыка, ароматические ванны, фиточаи); 

•  ничего не предпринимать самостоятельно. Не назначать себе никаких медикаментозных средств; 

•  относится к себе доброжелательно и ничего не бояться; 

•  соблюдать все остальные рекомендации при всд и беременности, которые вам дали доктора.

Любопытно, что женщины, которые не побоялись забеременеть с поставленным диагнозом синдром вегетососудистой дистонии, замечают, что состояние во время вынашивания ребенка и после его рождения заметно улучшалось, а кто-то так и вообще совсем избавился от симптомов всд.

Ведь считается, что во время беременности организм (как умная машина) мобилизует все свои способности и начинает сам себя настраивать на работу в правильном режиме. К тому же, как известно, синдром всд появляется и активизируется при нестабильном психологическом состоянии, постоянных стрессовых ситуациях и прочих неприятностях.

Так что, если суметь справиться с собой, оградить себя от плохих переживаний или, что еще лучше, превращать их во что-то положительное, то можно улучшить ситуацию с всд и беременностью. Самое главное – это правильно себя настроить, стараться проводить время в умиротворенном и счастливом состоянии.

Ведь беременность – это здорово, и то, что такое происходить может только с женщинами прекрасно сказывается в большинстве случаев и на внешнем виде женщины, и на внутренних ощущениях.

Вот что поможет действительно при всд и беременности – это принципы позитивного мышления. Никогда не думать о плохом, всегда – только о хорошем и стараться окружать себя только добрыми людьми и прочими приятностями. Главное, перестать бояться. За себя, за ребенка, за конец света. Нужно учиться расслаблять мышцы, освобождать их от лишнего напряжения.

Чтобы побороть всд и страхи, которые становятся следствием приступов и называются панической атакой, нужно постоянно напоминать себе, что ничего на самом деле страшного в ПА нет, их наступление никак не скажется ни на здоровье мамы, ни на здоровье ребенка.

Это просто процесс, при котором происходит выброс адреналина, а неприятные ощущения – нормальная (если можно так сказать) реакция на этот выброс. Помните, все будет хорошо!

Источник: http://polik3.ru/useful-information/26-doctor-advice/tips-neurologist/138-vasoneurosis

Вегето-сосудистая дистония у детей : причины заболевания, основные симптомы, лечение и профилактика

Вегетососудистая дистония у ребенка

Комплекс симптомов связанных с негативным изменением регуляции различного рода патологий организма вегетативной нервной системой.

Наблюдаются детские респираторные, кардиальные и невротические синдромы, кризисы вегетативно-сосудистой системы, также нередко проявляются нарушение терморегуляции.

Поскольку ВСД не является самостоятельным диагнозом, лечением и отслеживанием развития ее симптоматики приходится заниматься врачам различных направлений: неврологам, кардиологам, эндокринологам и гастроэнтерологам.

Причины вегето-сосудистой дистонии у детей

Основным фактором развития заболевания считается генетическая предрасположенность к патологиям ВНС со стороны матери. Еще одним фактором считаются различного рода осложнения во время вынашивания ребенка и родов. К ним относят: токсикозы, внутриутробную инфекцию, гипоксию у ребенка, тяжелые и длительные роды, энцефалопатия и травмы во время родоразрешения.

Отмечаются также психологические причины. Даже гиперопека, может послужить спусковым механизмом болезни. Кроме того семейные и школьные конфликты, стрессы, высокие нагрузки в школе и кружках, а также педагогическая запущенность нередко стают причиной появления данного симптомокомплекса.

Синуситы, фарингиты, тонзиллиты, нейроинфекции, анемия и аномалии конституции тела также считаются предрасполагающими к ВСД факторами.

Для проявления первых симптомов достаточно и внешних факторов, таких как: погодные условия, нынешнее состояние экологии, вредные пищевые привычки, негативные изменения гигиены сна, высокая физическая активность. Кроме того, признаки ВСД могут появится во время активного роста и гормональных изменений в пубертатный период.

Симптомы вегето-сосудистой дистонии у детей

Поскольку ВСД – сложный комплекс состоящий из различных симптомов пояснить, как именно он проявится у определенного малыша, сложно. К признакам кардиального синдрома при ВСД относят: аритмии, артериальные гипотонии, брадикардии, головокружения, гипертензии и головные боли.

Существуют и симптомы связанные с невротическим синдромом. Его признаки обычно замечают родители так, как они более постоянны. Ребенок быстро устает, плохо спит, сложно запоминает новую информацию, испытывает тревогу и мнительность. Могут развиваться фобии, депрессии и проявляться истерики. Наблюдаются нарушения вестибулярного аппарата.

Если основным является респираторный синдром у ребенка будет чувство нехватки воздуха, периодически родители слышат глубокие вдохи. Может проявляться одышкой как в состоянии покоя, так и во время умеренных физических нагрузок.

Если задета функция терморегуляции организма ребенок будет плохо переносить жару и холод, иногда будет чувствовать озноб и зябкость без повышения субфебрильной температуры тела.

При сбоях пищеварительной системы связанных с ВСД частой симптоматикой считается ощущение тошноты, изменения аппетита, частые запоры и нелогичные боли в животе. Что касается мочеполовой системы то из-за задержки жидкости возможна отечность под глазами и частое мочеиспускание.

Диагностика вегето-сосудистой дистонии у детей

Для ведения детей в ВСД и постановки точного диагноза только педиатра недостаточно. Зависимо от наиболее выраженного синдрома для консультации приглашается еще один специалист: невролог, гастроэнтеролог, кардиолог, офтальмолог, эндокринолог или отоларинголог.

Среди дополнительных способов диагностики применяют электрокардиографию сердца, исследование сердечно-сосудистой системы холтеровским мониториванием, электроэнцефалографию, реоэнцефалографию и реовазографию.

Во время диагностики, с целью исключения, проверяет наличие заболеваний со схожей симптоматикой, к примеру: бронхиальная астма, ревматизм, эндокардит и артериальная гипертензия.

Лечение вегето-сосудистой дистонии у детей

Перед назначением лечения врачи определяют природу вегетативных патологий. Обычно, используется немедикаментозный подход к терапии. Детям рекомендуют соблюдать режим и гигиену сна, умеренную физическую активность, а также консультации у психолога.

Также специалисты могут назначать массаж в точным определением зоны воздействия, различные физиопроцедуры и лечебную физкультуру.

Если во время диагностики были выявлены инфекции или заболевания эндокринной системы, то к фармакологической терапии добавляют седативные препараты и витаминны.

Профилактика вегето-сосудистой дистонии у детей

Для профилактики развития ВСД рекомендуется избегать факторов риска, не допускать педагогической запущенности и следить за физическим развитием ребенка. Также необходимо проводить общеукрепляющие организм мероприятия.

Источник: https://www.obozrevatel.com/health/bolezni/vegeto-sosudistaya-distoniya-u-detej.htm

Для родителей
Добавить комментарий