Вижу, слышу, чувствую

Говори и властвуй: ораторское искусство длЯ каждого

Вижу, слышу, чувствую

Я предпочитаю то, что можно услышать, увидеть, изучить.

Древнегреческий философ Гераклит

Скажите, пожалуйста, а откуда мы с вами каждый день, каждый час, получаем информацию об окружающем мире? Как мы узнаем, например, какая сегодня погода? Правильно — можно выглянуть в окно и увидеть, светит ли солнце или идет дождь, как одеты другие люди, идут ли они неспешно, подставляя лица солнышку, или кутаются в шарфы и воротники. Можно включить радио и услышать, как диктор рассказывает о погоде на сегодня. Можно выйти на балкон или на улицу и почувствовать холод или тепло, ветер или влажность. А можно влезть в Интернет или открыть газету и из соотношения некоторых цифровых и словесных обозначений (температура воздуха +3 градуса по Цельсию, относительная влажность 85 %, ветер 3–6 метров в секунду, атмосферное давление 786 миллиметров ртутного столба) также составить для себя некоторое представление о сегодняшней погоде.

Таким образом, каждый человек для связи с миром пользуется сенсорными репрезентативными системами — т. е.

системами, состоящими из сенсорных анализаторов, воспринимающих информацию (это глаза, уши, кожные рецепторы и т. д.

), и нейронных путей, передающих эти сведения в закодированном виде к соответствующим участкам коры головного мозга для их окончательной переработки, использования и хранения.

Сенсорных репрезентативных систем выделяют три:

Визуальная все, что можно увидеть. Любые зрительные образы относятся к визуальной системе. Эта система равнонаправленная и одновременная, к тому же самая быстрая (представить себе любой образ можно практически мгновенно).

Аудиальная звуки. Музыка и шум дождя, скрежет железа по стеклу и голос близкого друга — все это относится к аудиальной системе восприятия.

Система эта более медленная (скорость звука меньше скорости света), пошаговая и последовательная. Чтобы убедиться, попробуйте, например, вспомнить третий куплет песенки «В лесу родилась елочка».

Не получится, пока не прокрутите в памяти первые два.

Кинестетическая это запах и вкус, тепло и холод, прикосновение и движение плюс любые ощущения тела. Система эта самая медленная, ведь на то, чтобы войти в состояние, требуется время.

Выделяют также аудиально-дигитальную систему, или внутренний диалог, которая оперирует не сенсорной информацией, а только ее кодами в виде слов и цифр. Часто внутренний диалог выступает так же, как оценочная речь человека (хорошо — плохо, правильно — неправильно).

Сенсорные репрезентативные системы являются своего рода фильтрами восприятия. Используя их в той или иной последовательности, человек создает собственную репрезентацию, т. е. отражение реальности.

«Правители воспринимают мир посредством шпионов, как коровы — посредством обоняния, брамины — посредством священных книг, а остальные люди — посредством собственных глаз и ушей».

Каутилья, индийский философ III в. до н. э.

Споры о том, какой канал для человека лучше и полезнее — визуальный или кинестетический, аудиальный или дигитальный, абсолютно бесплоден. Каждый тип человеческой психики прекрасен по-своему. В каждом есть что-то уникальное.

Только визуалы могут увидеть всю прелесть окружающего мира. Рассмотреть в деталях красоту природы и человеческих лиц. Представить, как все замечательно будет выглядеть в будущем…

Только аудиалы могут услышать мелодику голоса собеседника, насладиться звучанием дуэта гитары и скрипки в гулком переходе метро, услышать мелодию соснового леса и морской волны…

Только кинестетики способны почувствовать всю глубину человеческих эмоций. По-настоящему пережить общение с близким человеком. Ощутить близость горячего дыхания, силу объятий, мягкий вкус губ…

И, наконец, только дигиталы способны здраво и рационально сделать нужные умозаключения, найти нужные формулировки, выстроить слова во фразы, спокойно оценить все плюсы и минусы.

В каждом канале есть свои достоинства. В каждом канале свое волшебство. Своя правда.

Все мы можем слышать, видеть и чувствовать, но большинство людей пользуется в основном одной системой для создания собственной картины мира. По способу восприятия людей можно (очень условно, разумеется) разделить на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов.

У студентов на тренингах часто возникает вопрос — а как понять, какой канал у собеседника ведущий? Как отличить визуала от аудиала, а дигитала от кинестетика? Как выявить собственные предпочтения?

Сенсорные предпочтения легко «прочитываются» и в речи, и в манерах, и даже во внешнем облике человека.

Визуалы, как правило, говорят быстро, часто употребляют слова вроде «видите ли», «рассмотреть вопрос со всех сторон», «ясные перспективы»… Чаще всего им свойственно худощавое телосложение и резкие, порывистые движения. Очень любят элегантно одеваться и тщательно следят за своей наружностью.

Аудиалам свойственна привычка говорить много и охотно. Темп речи несколько медленнее, с выразительными переходами и модуляциями. У них часто бывает красивый и мелодичный голос, завораживающий собеседника. Любимые слова «послушай(те)!», «звучать в унисон», «как уже было сказано».

Кинестетики — люди, приверженные к телесным удовольствиям. Любят много и вкусно покушать, из-за чего часто имеют избыточный вес. Говорят медленно, голос низкий.

В одежде больше всего ценят удобство, а потому способны носить любимый свитер лет десять. Любимые слова — все, что относится к чувственной сфере.

Тут будет и «теплый прием», и «принимать близко к сердцу», и «твердые основания», и «мороз по коже».

Дигиталы сами по себе категория достаточно загадочная. Сто лет назад в нашей цивилизации этого типа людей фактически не было. Это «изобретение» нашего времени и отчасти советской эпохи. Это единственная система, которая работает не с окружающим миром, а разговаривает сама с собой. В этом ее большой минус.

Человек перестает реагировать на сигналы внешнего мира, а делает все согласно своим внутренним инструкциям. В повседневной жизни оперирует цифрами и оценочными категориями, любит ссылаться на экспертные мнения.

Чаще всего работает программистом или бухгалтером, большую часть времени проводит в виртуальном пространстве и на окружающий мир почти не обращает внимания.

Ведущий канал человека может меняться со временем. Если вы, к примеру, встретили друга, который пять лет назад был кинестетиком, любящим вкусно поесть, скорее всего, он им и остался. А вот если увидели приятеля по детскому саду — то возможны изменения.

Если у человека ведущая система визуальная — это совсем не означает, что он ничего не слышит и не чувствует. Просто одной системой он пользуется чаще и охотнее. Она у него ведущая. В ней он проводит большую часть времени. Здесь он находит больше всего различий и тонкостей. Этот вариант коммуникации с миром у него самый любимый.

Как и многие великие вещи, каналы восприятия человека (внутренние языки человеческого мозга и их влияние на общение) были открыты случайно. Один психолог услышал от своего пациента фразу, которая показалась ему смешной: «Я вижу, что вы говорите». Фраза эта показалась американцу по фамилии Бендлер забавной, и он решил предположить, что человек создал образы из его слов.

В этот же вечер на группе студентов, с которыми он занимался в психологическом кружке, был поставлен эксперимент. Каждого студента он попросил рассказать о цели, зачем он пришел на группу. Если в речи человека было много слов-ощущений, ему выдавали желтую карточку. Если слов-звуков — зеленую.

Студенты, отдававшие предпочтения словам-образам, были маркированы красными карточками.

Разделив таким нехитрым образом группу на три части, Ричард Бендлер предложил объединиться в пары и поболтать обладателям карточек одной масти. А после этого побеседовать с кем-нибудь из представителей «другого цвета». Почти всем студентам найти взаимопонимание во второй раз было значительно сложнее, чем в первый.

К сожалению, у людей, использующих разные сенсорные каналы, действительно нередко возникают сложности в понимании и общении. К примеру, если вы привыкли воспринимать мир преимущественно через зрительные образы, а ваш собеседник — через ощущения тела, ваши оценки одного и того же предмета или явления могут быть совершенно различны.

Наташа Ростова прогуливается с поручиком Ржевским по осеннему саду. Она мечтательно смотрит на иссиня-черную воду пруда, в котором плавают два белоснежных лебедя.

— Скажите поручик, а вы бы хотели, как эти лебеди, плыть куда-то вдаль по черной речной глади…

— Бр-р! Наташа! Голым задом в холодную воду! Нет уж, увольте-с!

Сенсорные предпочтения — важный критерий для приобретения любых товаров. Так, визуалам важно, чтобы вещь (причем неважно, какая именно — хоть пылесос, хоть автомобиль) была красивой и эстетично выглядела, а для кинестетика главное — удобство.

Дигитала же вполне могут убедить цифры и технические характеристики.

Если продавец, рассказывая о товаре, предлагая померить, пощупать или понажимать кнопочки, «попадает» в основной канал покупателя, его слова будут восприняты с пониманием, а если нет — любая, даже тщательно подготовленная и выверенная презентация вызовет только раздражение.

Особенно много вопросов из-за несовпадения стилей мышления возникает при воспитании и обучении детей. Если проверить на сенсорные предпочтения первоклассников, то выяснится, что большинство из них кинестетики. Познавать окружающий мир руками, ногами, ртом для них намного проще, чем глазами и ушами, а тем более — логически.

Визуальный канал у детей, как правило, начинает развиваться несколько позже, к средним и старшим классам. Все бы ничего, но у нас как школьное, так и вузовское образование построено на дигитально-визуальной системе. Ощущать, осязать в нашей школе фактически нечего.

К тому же естественная для здорового ребенка подвижность и непоседливость, мягко говоря, не приветствуется. Получается, что на «родном» языке с детьми разговаривать никто не хочет (а часто и не может) и им, для того чтобы избежать неодобрения взрослых, надо перестраивать собственные модели восприятия мира.

Те, кто этого не может или не хочет, школьную программу усваивает плохо и за ней просто не поспевает — кинестетика гораздо медленнее всех прочих систем. Большинство умных слов для таких детей — тарабарщина. На них быстро вешают сначала ярлык «отстающих», потом «тупых» и на этом успокаиваются.

О том, что на самом деле «тупым» в этом случае гораздо правильнее считать учителя, который просто не смог перевести знания со своего языка на язык ребенка — никто не думает.

Моя тетя в школе преподавала физику. О сенсорных каналах она скорее всего не имела понятия, но педагогом была хорошим. И понимала, как нужно объяснять физические термины и понятия. И ее понимали. Ее дети из года в год занимали первые места на школьных олимпиадах. А родители «тупых» учеников из других школ приводили их к тете для того, чтобы она «объяснила».

Кстати, у нее «тупых» в классе не было. Я несколько раз приходил к ней на уроки и с удовольствием слушал, как она рассказывает. Во-первых, у нее был очень мелодичный голос, который приятно было слушать.

Во-вторых, на стенках и на доске постоянно висели плакаты с картинками, на которых все можно было рассмотреть.

В-третьих, на каждом уроке она давала упражнения на действия, чтобы можно было на себе прочувствовать, пусть и в игровой форме, тот или иной физический закон — силу тяжести или преломление света.

Кстати, у нее не было даже мыслей о том, что ребенок может что-то не понять или быть к чему-то не способным. При этом подчеркиваю, она работала с инвалидами.

Существует прямая связь между сенсорной гибкостью и хорошей коммуникацией. Чем лучше вы понимаете других людей и чем лучше они понимают вас, тем быстрее вы добьетесь успеха.

В нашей стране чуть более 140 миллионов людей. Многие думают, что все эти миллионы говорят на одном языке. Если это так, то почему же люди друг друга не понимают?

Способность понимать мысли других людей гораздо важнее физики или математики. Она нужна каждому человеку, нужна каждый день, нужна дома и на работе. Она помогает человеку жить.

Но почему-то в школьной программе этого предмета до сих пор нет. В институтской — тоже.

Как бы вы отнеслись к предложению ввести во всех школах преподавание языка хинди и при этом в корне запретить обучать русскому? Между тем фактически так и происходит.

После рассказов о каналах восприятия люди часто спрашивают: «А зачем этим заниматься? Может, стоит ограничиться тем, что дала природа? Тем более что жизнь коротка, а науки необъятны». Подтекст этих вопросов такой: «Нам лень этим заниматься, особенно если это не принесет быстрых и ощутимых результатов».

На самом деле нам стоит развивать свою сенсорную чувствительность и умение жить в разных каналах, потому что это помогает общению с другими людьми. Если вы говорите с человеком на одном языке — вам с ним легче договориться.

В заключение хочется предостеречь читателя от навешивания ярлыков. Это, конечно, было бы очень удобно, но человек сложнее и интереснее любых шаблонов. Для воздействия на его мышление нужно больше гибкости, изобретательности и внимания к обратной связи.

Ведущая репрезентативная система может зависеть от контекста. Дигитал на работе, ночью в постели с женой может переквалифицироваться в кинестетика. Кинестетик, придя на балет, может переключиться в визуальный или аудиальный канал.

И потом, человек существо хитрое. Оперирует информацией он обычно в одной системе, а решения принимает в другой. Если человек с ведущей визуальной системой будет выбирать, к примеру, машину, то он все тщательно рассмотрит, попридирается к цвету салона, к виду обивки, к тому, насколько гармонично расположена на передней панели магнитола, но решение может принять на основе ощущений.

В речи это будет звучать примерно так: «Я внимательно все рассмотрел и чувствую, что это то, что нужно».

Или, если сенсорная раскладка другая, может быть так: «Я попробовал эту машину в деле, почувствовал, как она на дороге, представил, как она будет выглядеть, и мне понравилось.

Или: «Послушав мнение соседей, я сказал себе: Надо покупать!»

Но главное, человек может сам не знать о своей внутренней стратегии (способе принятия решения, способе действия), но в речи он почти всегда об этом неосознанно скажет. Слова и мысли очень тесно связаны.

Назад: Практикум «рыба»
Дальше: Практикум «рассказ об отпуске» Показать оглавление Скрыть оглавление

Источник: https://ogrik2.ru/b/dmitrij-aksenov/govori-i-vlastvuj-oratorskoe-iskusstvo-dlya-kazhdogo/3292/vizhu-slyshu-chuvstvuyu-ponimayu/37

Вижу, слышу, чувствую

Вижу, слышу, чувствую

Все люди делятся на три большие группы: визуалы, аудиалы и кинестетики. Если попросить нескольких людей подумать о море, то один из них первым делом будет представлять себе синюю морскую гладь, пляж, волны; другой будет ассоциировать море с шумом прибоя; а третий вспомнит ощущение жгучего солнца и соленых брызг на коже.

Конечно, каждый человек наделен пятью основными органами чувств: зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом. Но выделяется три основных способа мировосприятия – это визуальный, аудиальный и кинестетический. И у каждого человека обязательно будет один доминирующий орган чувств. От того, как мы воспринимаем действительность, зависит очень и очень многое.

Вы когда-нибудь сталкивались с тем, что другой человек никак не мог посмотреть на проблему с вашей позиции? У вас бывали ситуации, в которых окружающие люди словно не слышали вас? Доводилось ли вам расстраиваться из-за того, что близкие люди не чувствовали ваших потребностей? Дело в том, что огромный процент людских ссор, разногласий, непониманий, противоречий и неудач связан именно с разницей мировосприятия у разных людей. Мы все, словно жители Вавилона, говорим на трех разных языках: визуальном, аудиальном, кинестетическом. И повышаем друг на друга голос, злимся, раздражаемся, когда нас не понимают другие. Впрочем, хватит страдать из-за своих особенностей и индивидуальности восприятия. Пора использовать их себе во благо. А для этого нам нужно узнать, кем мы являемся по способу восприятия и как нам использовать эту свою особенность. Ну а уж потом мы постараемся научиться говорить с каждым человеком на его языке.

Например, я аудиал. Еще в школе я могла до посинения штудировать учебники и не запоминать ни слова из прочитанного, а могла один раз услышать лекцию преподавателя и запомнить все сказанное, не сделав при этом ни одной записи. Моя мама – кинестетик. Она ничего не может понять и запомнить, пока не запишет это. Важнее всего для нее чувства и ощущения. А к какому типу относитесь вы?

Визуал. Воспринимает все происходящее вокруг на глаз

Во всем мире примерно 60% населения воспринимает все происходящее вокруг на глаз. Их ведущим органом чувств является зрение. Визуалы обычно сидят с прямой спиной и вытянутой шеей. Их взгляд часто бывает обращен вверх.

Они не слишком глубоко дышат, а их голос часто бывает высоким и громким. Говорят они быстро, иногда резко. Визуалы организованны и опрятны.

Они чувствуют себя крайне некомфортно, когда кто-то подходит к ним слишком близко, потому что хотят иметь хороший обзор.

Визуалов легко узнать по следующим характерным словам и выражениям:

«С моей точки зрения»

«Без тени сомнения»

«Это стоит у меня перед глазами»

«Мне кажется»

«Предстать в выгодном свете»

«Обрисуйте мне ситуацию»

«Смутная идея»

«Красивые слова»

Нет, это отнюдь не значит, что аудиалы или кинестетики никогда не используют подобных выражений! Просто визуалы употребляют их постоянно.

Они вообще любят по любому поводу и без прибегать к визуальным характеристикам, вроде: «Блестящий, вглядываться, видеть, воображать, внешний вид, выглядеть, выставлять, зрелищный, замечать, изображать, казаться, мелькать, предвидеть, отражать, привлекательный, уродливый и т.д.».

Порой, они начинают использовать свои любимые «визуальные слова» (или, как их называют в НЛП, предикаты) вне какой-либо логики. Так, например, мой молодой человек, типичнейший визуал, на вопрос «как дела» нередко отвечает «Блестяще», а когда его просят охарактеризовать ту или иную ситуацию, он может сказать что-то вроде: «Красивая история» или «Нарядная зарплата».

Вы визуал, если:

При принятии важных решений выбираете то, что выглядит для вас наилучшим образом.

В ходе дискуссии на вас больше всего влияет возможность видеть схему рассуждений другого человека.

По вашему внешнему виду легко понять, что происходит в вашей жизни.

На вас сильно влияют те или иные цвета.

Об окружающих людях вы часто судите по внешности, хотя и не раз слышали поговорку о том, что по одежке встречают.

Вы легко можете запомнить номер телефона, если увидите его записанным крупными цифрами, и вообще вы обладаете фотографической памятью.

Вы хорошо ориентируетесь на местности.

Аудиал. Воспринимает все происходящее вокруг на слух

Людей, воспринимающих мир на слух, примерно 20% от общего населения земного шара. Аудиалы дышат ровно и ритмично. Они обожают говорить, гордятся тем, что могут внятно излагать собственные мысли и, как правило, доминируют в разговоре. Хотя порой бывают и чересчур многословны. Нередко они сопровождают свои слова выразительной жестикуляцией, их руки при этом находятся на уровне лица.

Аудиалы частенько вступают в разговор с самими собой. Их взгляд обычно двигается из стороны в сторону. Некоторых людей раздражают эти «бегающие глаза». Ведь в нашей культуре человека, который отводит взгляд, обычно считают вруном.

Но аудиалы не смотрят в глаза вовсе не потому, что лгут или скрывают что-то. Просто они очень чувствительны к звукам, и их взгляд непроизвольно может дергаться в сторону залаявшей в соседнем дворе собаки или грохочущей у соседей мебели.

Для аудиалов характерно использование следующих выражений:

«Я хочу быть услышанным»

«Для меня важно выражать себя»

«Детальный рассказ»

«Дать отчет о происшедшем»

«Я лишился дара речи»

«Озвучить мнение»

«По правде говоря»

«Поговорим по-мужски»

«Придержать язык»

«Слово за слово»

Таким образом, аудиалы чувствуют себя наиболее комфортно, произнося и слыша следующие предикаты: бесшумно, болтать, глухой, громко, мелодичный, поддакивать, тишина, резонанс, шумный, просить, рассказывать, слушать, неслыханный, отзываться и т.д.

Аудиалы по-своему воспринимают, обрабатывают и запоминают информацию. Когда я занималась на автомобильных курсах, одним из самых сложных упражнений для меня была «горка».

По двадцать раз я въезжала на нее на старенькой «семерке», ставила машину на ручник, а потом никак не могла тронуться без того, чтобы не покатиться назад. Инструктор орал на меня благим матом: «Я же сказал, чтобы ты смотрела на стрелку тахометра! – вопил он.

– Это же элементарно! Просто следи за оборотами! Давай еще раз». И я давала еще и еще раз, но ничего не получалось. Я уже было смирилась с мыслью о том, что не все созданы для того, чтобы быть водителями, как наш инструктор заболел.

И на время его заменил очень молодой, робкий парнишка с гораздо меньшим стажем вождения, но с гораздо большим терпением. Первое, что он сделал, – попросил меня показать, как я выполняю «горку», на что я честно призналась, что понятия не имею, как этого вообще можно добиться.

– Понимаете, – сказала я, – сколько бы я ни смотрела на тахометр, я все равно не могу понять, когда отпускать ручник, а когда прибавлять газ. И ничего не выходит.

Молодой инструктор улыбнулся:

– Хотите верьте, хотите – нет, но я тоже не умею выполнять это упражнение по тахометру. Поэтому я все делаю на слух. Нужно просто закрыть глаза и вслушаться в гудение мотора, когда вы услышите, что машина начинает глохнуть, тут-то и нужно быстренько отпустить ручник и добавить газ.

Стоило мне попробовать прислушаться к мотору, как я действительно с первого раза уловила перемену в звуке двигателя, и упражнение получилось легко и непринужденно, словно само собой.

Этот случай вполне можно назвать классическим и очень показательным. Вот как знание своего доминирующего органа чувств помогает облегчить свою задачу.

Вы аудиал, если:

Принимая важные решения, выбираете то, что лучше всего звучит.

В ходе общения на вас сильно влияет тон голоса другого человека.

Ваше настроение легче всего определить по тону вашего голоса.

Вы любите объяснять что-либо. Вам не лень повторять одну и ту же историю по нескольку раз со всеми подробностями.

Вы обожаете слушать музыку. Любимая песня может изменить ваше настроение на сто восемьдесят градусов.

Легко запоминаете и узнаете голоса людей.

Предпочитаете слушать новости по радио. С удовольствием покупаете аудиокниги.

Можете пересказать тот или иной разговор буквально слово в слово.

Кинестетик. Воспринимает все происходящее вокруг на ощупь

В мире примерно 20% людей являются кинестетиками. То есть воспринимают все вокруг на ощупь. Это люди чувств и ощущений. Они глубоко дышат (обычно животом, а не грудью). Их голоса нередко бывают низкими, глубокими, хрипловатыми или приглушенными.

Говорят они в основном медленно с хорошими, выразительными паузами. Кинестетики, как никто другой, любят прикосновения. Обычно людям не по душе, когда другие малознакомые люди их трогают или вторгаются в их личное пространство.

Но только не кинестетикам!

Как-то раз я приехала на недельный тренинг, который должен был проходить в большой группе. К нашей команде присоединился очень привлекательный парень. Знакомясь, с остальными участниками программы, он умудрился обнять и расцеловать всех девушек вне зависимости от степени их привлекательности и горячо пожать руки всем мужчинам. И это типичное поведение для кинестетика.

Когда я сидела на диване, а он подсаживался ко мне, этот парень придвигался настолько близко, насколько было возможно, чтобы наши ноги соприкасались, хотя на диване было полно места. И это отнюдь не было флиртом или попыткой соблазнить меня. Это было его нормальное мировосприятие. Такие люди, общаясь с кем-то, хотят чувствовать его.

Они не узнают и не поймут человека, пока не пощупают его.

Кинестетики постоянно используют выражения вроде:

«Вступить в контакт»

«Выскочило из головы»

«Я чувствую»

«Держаться, сдерживаться»

«Жаркий спор»

«Изменить к лучшему»

«Улавливать что-либо»

«Рука об руку»

«Сохранять спокойствие»

«Шиворот-навыворот»

«Прочная основа»

«Управлять собой»

Как вы уже, наверное, догадались, кинестетики чаще всего обращаются к следующим предикатам чувств: бесчувственный, бороться, впечатляющий, давление, движение, дрожать, жесткий, ласковый, мягкий, обремененный, раздражать, ранить, расстраивать, спокойный, сила, твердый, увлекать, чувственный, трогать и т.д. Кинестетики способны испытывать по-настоящему глубокие чувства, их привязанности, как правило, сильны и незыблемы.

Вы являетесь кинестетиком, если:

Принимаете важные решения, опираясь на свои чувства.

В беседе вы легко чувствуете состояние другого человека.

Вы с легкостью и удовольствием можете выбрать удобную мебель, например диван или кресло. В отличие от ваших друзей вам достаточно один раз присесть на него, чтобы понять, комфортно ли будет просиживать на такой мебели часами.

Вы любите одежду из натуральных, приятных на ощупь тканей. Вы ни за что не купите даже самые красивые и стильные брюки, если вам неприятно, как они на вас сидят.

Чтобы запомнить что-то, вам нужно это записать. Например, перед экзаменом вы специально пишете себе шпаргалки, хотя на практике ими не пользуетесь, потому что в этом не возникает необходимости: все, что вы записали от руки, вы и так запомнили.

По материалам книги Евы Бергер “НЛП на каждый день. 20 правил победителя”

Источник: xFresh.info

ОТПРАВИТЬ:      

Источник: http://www.chaskor.ru/article/vizhu_chuvstvuyu_smotryu_39208

Конспект ОД на тему: «Вижу, слышу, чувствую»

Вижу, слышу, чувствую

Альбина Шевкунова
Конспект ОД на тему: «Вижу, слышу, чувствую»

Цель: развитие сенсорных способностей у детей.

Задачи:

1. Образовательные:

познакомить детей с основными свойствами природных материалов и бумаги. Учить детей способам исследования окружающего мира на примере опытов с бумагой, природным и бросовым материалом.

2. Развивающие:

развивать у детей любознательность, познавательный интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление, внимание, речь, сенсорно-моторные навыки и умения.

3. Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к природе, уважительное отношение друг к другу.

Материалы и оборудование: конверт с письмом и золотым ключиком, магнитная доска, картинки с изображением сказочных дверей, цветные силуэты сказочных героев (Буратино, Мальвина, Артемон, Пьеро, Папа Карло, Карабас-Барабас). Природный материал: соль, семечки, камни, ракушки, песок, веточки, шишки, скорлупа грецкого ореха.

Бумага разной текстуры: картон, салфетки, газеты, альбомные и тетрадные листы, тетради по количеству детей. Иллюстрированные задания с природным и бросовым материалом. Стаканы с водой, мерные ложечки по количеству детей. Пластилин. Монеты, карандаш, кисточка, альбомный лист на каждого ребёнка.

Мешочек с предметами из разных материалов.

Ход: (Почтальон приносит письмо, вручает воспитателю).

Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята! Обращаюсь к вам за помощью. Злой и коварный Карабас-Барабас похитил нас и спрятал в своей лаборатории. Прошу вас, друзья, помогите меня и друзей моих спасите! А поможет вам в пути, все препятствия пройти, мой золотой ключик. Ваш друг Буратино!

Воспитатель: Ребята вы готовы помочь нашему другу Буратино? Ну тогда отправляемся в путь. Проходят в лабораторию Карабаса-Барабаса.

Задание №1

«Исследование взаимодействия природных материалов с водой»

Ребята проводят исследования с помощью опытов, растворяя разные природные материалы (песок, соль, камни, ракушки, веточки) в воде. Что растворяется? Что не растворяется? Что тонет? Что не тонет? Что плавает? Что растворяется не полностью? После того, как ребята проделают опыт, отмечают стрелочкой (вверх, вниз) на иллюстрированных заданиях.

Молодцы вы ребята, отлично справились с заданием, теперь мы можем с помощью нашего золотого ключика открыть одну заколдованную дверь. Открывают, убирают картинку со сказочной дверью и достают – Пьеро.

Задание №2

«Исследование поверхности природного материала способом – отпечатков»

Ребята делают из пластилина несколько лепёшек и создают на них отпечатки разных предметов (шишки, камня, ракушки, скорлупы грецкого ореха и т. п., а затем выполняют задание на иллюстрированных листах: соединяют линией природный материал и его отпечаток.

Ну ребята, и это испытание вы успешно прошли, и мы можем освободить ещё одного сказочного героя. Открывают сказочную дверь и достают Артемона.

Задание №3

«Определи на ощупь»

Каждый ребёнок опускает руку в мешочек и называет из чего сделан предмет и какой он (из резины-резиновый, из бумаги-бумажный, из дерева- деревянный, из металла-металлический и т. п.).

Открывают ещё одну волшебную дверь и достают Мальвину.

Воспитатель: а сейчас дорогие друзья, предлагаю отдохнуть и снова в путь!

Проводится физ. минутка «Буратино»:

Буратино потянулся (руки вверх, на носочках потянутся,

Раз качнулся, два качнулся (руки на пояс, наклоны влево и вправо,

Вперёд, назад прогнулся (руки на пояс, наклоны вперёд, назад,

Наклонился, повисел (руки вверх, наклон вниз,

Влево, вправо посмотрел (повороты головы вправо и влево,

Руки в стороны развёл (руки в стороны,

Видно ключик не нашёл (повороты головы вправо, влево).

Задание №4

«Исследование бумаги»

Исследовать звук, который издаёт разная бумага при сминании.

Узнать как сгибается разная бумага в сравнении с другой.

Узнать как пишущие инструменты (карандаш, кисточка) взаимодействуют с бумагой (провести обратным концом кисточки по бумаге, а потом заштриховать это место простым карандашом.

Провести мягкой кисточкой по бумаге и заштриховать этот участок карандашом. Белых участков не останется. Положить под тетрадный лист монету и заштриховать это место. На бумаге «проявится» рисунок монеты.

Это происходит от того, что бумага имеет свойство вдавливаться).

Выяснить можно ли с помощью листа бумаги удержать книгу или тетрадь? (предложить детям положить книгу на бумагу разной текстуры, отметить, что при этом происходит? Предложить свернуть разную бумагу в рулон и положить сверху книгу. Какая бумага удержала книгу? Предложить отметить –обвести в кружок на иллюстрированном задании).

Ребята вы постарались, и мы можем открыть ещё одну дверь, достают Буратино.

Буратино благодарит ребят, открывает ещё одну волшебную дверь и достаёт сладкие подарки для ребят. Дети исполняют песню про Буратино.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-od-na-temu-vizhu-slyshu-chuvstvuyu.html

Вижу, слышу, чувствую — вебинар Шинзена Янга

Вижу, слышу, чувствую

Поработал с записью практического вебинара Шинзена Янга о медитации, который организовывал Виктор Ширяев. Спасибо Вите за возможность получить этот опыт. Делюсь впечатлениями. Но сначала немного информации об учителе из анонса:

Шинзен Янг — один из ранних американских учителей медитации в традиции випассаны, автор собственного оригинального подхода, который он называет «Базовая внимательность» (Basic Mindfulness).

Подход Шинзена к обучению практике внимательности отличается техничностью, чёткостью изложения и структурностью подачи информации, что притягивает к нему многих людей из академических кругов.

Эта же структурность и склонность к научному мышлению привела к тому, что Шинзен является одним из первых и активных участников нейроисследований влияния медитации на мозг, сотрудничая с такими университетами, как Йель, Гарвард и Карнеги Меллон.

На этом вебинаре Шинзен рассказывал об одной из техник базовой внимательности — технике «Вижу-Слышу-Чувствую» и ее тут же можно было попробовать на себе. Подход действительно светский, логичный, структурированный. Приятно было слушать и Шинзена, и Виктора.

Хорошо подобранные слова инструкторов помогли быстро разобраться с техникой и погрузиться в практику. К вебинару прилагалась небольшая PDF-методичка, с которой рекомендовалось ознакомиться заранее.

Несмотря на то, что описание практики звучит довольно просто, у меня внезапно получилось лучше ее понять на слух, чем в виде текста и понимание тут же подкрепилось практикой. Другими словами, получать знание и опыт медтации в форме вебинара мне понравилось.

Началось все с небольшого объяснения о том, что медитация осознанности сейчас продолжает набирать популярность в Северной Америке, да и в мире. Прозвучала цитата Арнольда Тойнби о том, что буддизм, пришедший на Запад — это возможно самое важное событие XX века.

(кажется, речь про эту цитату: “The coming of Buddhism to the West may well prove to be the most important event of the twentieth century”).

Слушателей успокоили, что несмотря на то, что медитация корнями уходит в буддизм, то сейчас многие учителя, особенно западные, преподают варианты медитации, в которых религиозной составляющей совсем нет, а по пути медитацию и ее влияние на человека исследуют ученые.

Перед тем как перейти к практике, Шинзен сам озвучил несколько обычных основных вопросов на тему осознанности и ответил на них. Что такое осознанность? Набор навыков внимательности. Навыки можно развивать практикой.

С точки зрения базовой внимательности этот набор состоит из 3 навыков: сила концентрации — способность фокусироваться на том, что вы считаете в этот момент значимым; сенсорная ясность — в каждое мгновение внимательно отслеживать ваши переживания и ощущения; равностность — способность позволять любому опыту приходить и уходить и при этом не сопротивлятся ему и не удерживать его.

Зачем вообще этим всем заниматься? Последовал краткий ответ: чтобы оптимизировать все возможные грани человеческого счастья. Описываемые навыки помогают ощущать его более полно, независимо от того, что для вас счастье.

Практика

Дальше последовала практическая часть, основанная на технике «Вижу-слышу-чувствую». Я привык большую часть практики сосредотачиваться на дыхании, а тут предложили больше времени провести, обращая внимание на то, что я вижу (да, с закрытыми глазами), слышу или чувствую. Опыт очень понравился, планирую вкрутить в ежедневную практику.

Вкратце техника заключается в том, что садитесь в удобную позу, выпрямляете позвоночник, закрываете глаза. На каждую из трех частей упражнения уходило примерно по 20 минут.

Сначала сосредотачиваетесь на том, что видите. Если глаза закрыты, вероятнее всего, видно либо темноту, либо свет, который пробивается сквозь веки. Некоторые люди видят цвета. Это состояния визуального покоя. Потом обратите внимание, что вам начнут приходить некие ментальные образы — на них тоже нужно обращать внимание.

Например, я вслед за мыслями начал замечать, что части того, о чем я думаю причудливо визуализируются какими-то фрагментами: у меня перед глазами возникали помещения, лица, да что там — даже интерфейсы приложений.

Пока выполнял эту часть упражнения, физически более всего чувствовал веки, было даже в какой-то момент ощущение их как экрана, на который проецируются образы.

Потом внимание переносится на то, что вы слышите. Это не значит, что нужно начать отталкивать визуальные образы, просто нужно внимание уделять именно тому, что слышим.

Инструкторы указали на интересный момент: имеется в виду не только, что слышим из мира снаружи (например, пение птиц за окном или шум ветра, как было у меня), но и наши собственные мысли.

Мы можем слышать что-то снаружи, можем слышать наши мысли, можем не слышать ничего — это тоже окей.

Наконец, начинаем уделять внимание телесным ощущениям. Тут тоже важное замечание: не только физическим ощущениям (затекла спина, хочется почесаться), но и эмоциональными переживаниям — то, что мы переживаем эмоционально мы можем обнаружить где-то внутри тела.

Если ощущения приятные — наслаждайтесь, если неприятные — постарайтесь с ними подружиться, если ощущения нейтральные — постарайтесь ими заинтересоваться. Последние два совета, как и вообще отмечание нейтрального были для меня особенно полезными и интересными.

Попробовал, как сказано, подружиться с привычным уже некомфортным ощущением в левом плече — стало легче. Попробовал заинтересоваться ощущениями в коленях, на которые никогда не обращал внимание — показалось, что получилось.

Не знаю, как сформулировать ощущение про колени, но грубо говоря сидишь себе и как будто не чувтсвуешь, что они есть, а тут почувствовал — ощущения дейсвтительно именно нейтралные, но переживаемые.

Для каждой из трех частей Шинзен предлагает использовать первое время то, что он называет «ментальными ярлыками». Они помогут сохранять концентрацию на упражнении.

Когда работаем с визуальной частью — какждые несколько секунд повторяем про себя одно слово: «вижу». Если сосредоточится действительно сложно — можно шептать или говорить вслух.

В аудиальной части словом становится «слышу», в физически-эмоциональной — «чувствую».

Подробнее о технике можно прочитать в статье Шинезна Outline of Practice (английский).

Вопросы и ответы

После практики был небольшой перерыв, потом снова та же самая практика и за ней последовали ответы на вопросы слушателей.

— Что делать с дискомфортными телесными ощущениями?
Шинзен отметил, что тема обширная, посоветовал читать его книгу на тему. Она называется «Естественное избавление от боли» и ее как раз недавно перевел на русский Виктор.

И дал краткий ответ: с такими ощущениями мы сталкиваемся в нашей жизни постоянно. Взаимодейтсвовать с ними с точки зрения осознанности мы можем либо отвлекаясь и фокусируясь на чем-то другом, либо наоборот направляя все наше внимание на это ощущение и применяя навыки ясности и равностности, чтобы проработать его.

Если используем второй вариант, то от нас потребуется разбить неприятное ощущение на атомарные части и каждую часть насытить равностностью — со всем ощущением разом справиться будет сложно. Первое вермя сложно будет даже рассекать ощущение на части и работать с ним таким образом, но с практикой это умение придет.

Когда этот навык будет развит до оптимального состояние, то ощущение дискомфорта будет трансформироваться, по словам Шинзена, в поток энергии. Он сам отмечает, что в это сложно поверить до тех пор, пока не ощутишь это на себе.

Дискомфорт — это неизбежная часть жизни, а вот страдание — опционально и его можно избежать. Страдание — это дискомфорт, умноженный на сопротивление. Практика осознанности помогает избавляться от сопротивления. Результатом может стать то, что вы сможете ощущать даже сильный дискомфорт с минимальным или нулевым сопротивлением. Это займет время, но это важно.

Если речь идет о практике медитации, то когда вы почувствовали неприятные телесные ощущения, у вас есть выбор. Вы можете потянуться, поправить позу, почесаться и все такое.

С другой стороны это отличный повод потренировать осознанный подход к дискомфорту, описанный выше. Учитель напомнил, что медитация это упражнение. Как зарядка. Нельзя сразу поднять тяжелую гирю — нужно начать с небольших гантелей.

Если посмотреть на это таким образом, то умеренный дискомфорт во время медитации отлично подходит для того, чтобы потернироваться.

Следующий вопрос был схожим, но речь шла о том, что делать, когда настигает эмоциональный дискомфорт. Например паника или страх. Шинзен сказал, что советы, приведенные выше — общие и тоже помогут, но сделал несколько полезных уточнений.

Прежде всего отметил, что когда эмоции сильные это можно расценивать как окно в истинных нас, расценвиать это как возможность лучше разобраться в себе. В повседневной жизни у нас много мыслей и ощущений, но они не очень яркие обычно и мы их просто не замечаем.

Но когда внезапно приходит сильная эмоция, то ее довольно легко обнаружить в себе. Учитель советует в такие моменты отслеживать, что именно относится к мыслям, что к образам, что к телесным состояниям. И помнить, что это возможность прозреть «я».

Со временем, практикуя, станет легче.

Так звучала теоретическая часть совета. На практике он посоветовал снова обратиться к ментальным ярлыкам: вижу, слышу, чувствую. Если эмоция вас переполняет попробуйте произносить ярлыки вслух. Важно, чтобы голос был мягким, низким, ровным, спокойным, почти безличным. Очень важный момент: вы не подавляете эмоцию, вы даете ей возможность отжить себя.

Потом попросили уточнить понятие равностность, Шинзен указал на то, что ответил на этот вопрос в статье, которая так и называется: Equanimity. Витя сделал перевод: вот он.

Напоследок прозвучал вопрос о том, что делать, если после практики возникает не ощущение ясности, а напротив сонливости и тупости.

В ответ Шинзен предложил несколько простых трюков:1) практиковать с открытыми или полуоткрытыми глазами. Физиологически так будет сложнее проваливаться в сон.2) регулярно укореняться в позе, особенно почаще выпрямлять позвоночник

3) вслух проговаривать ментальные ярлыки

Источник: http://maxcherepitsa.ru/blog/see-hear-feel/

Для родителей
Добавить комментарий