Вопрос педиатру: почему у малыша дрожат ручки?

Содержание
  1. Развитие ребенка по месяцам: ребенку 1 месяц
  2. Особенности развития грудничка
  3. У ребенка все время напряжены ручки и ножки. может быть, это гипертонус и надо начать какое-то лечение?
  4. Малыш постоянно совершает какие-то движения, они очень хаотичны. Почему это происходит?
  5. У крохи дрожат руки, ноги, подбородок – может быть, он мерзнет или у него какое-то неврологическое заболевание?
  6. Малыш часто вздрагивает и раскидывает ручки в стороны. Это нормально или надо показать ребенка врачу?
  7. Ребенок постоянно хочет сосать (соску, грудь, палец), может быть, он голодный и ему не хватает молока?
  8. Кроха много срыгивает, слышала, что это может быть из-за неврологических нарушений. Так ли это?
  9. Малыш часто «таращит глаз». Врач сказал, что это симптом Грефе и лечить его не нужно. А что это за симптом и почему он появляется у маленьких детей?
  10. Советы невролога – Социализация
  11. Нерво-психическое развитие детей первого года жизни

Развитие ребенка по месяцам: ребенку 1 месяц

Вопрос педиатру: почему у малыша дрожат ручки?

Вашему малышу уже месяц!

Ох, этот великолепный первый месяц – для вас и вашего ребенка! Тяжело поверить, насколько этот прекрасный человечек, войдя в вашу жизнь, изменил повседневность и перевернул ее с ног на голову. Ваш месячный ребенок полностью зависит от вас, а вы полностью влюблены в него.

Вы, возможно, чувствуете себя более уверенно в выполнении родительских обязательств, чем четыре недели назад.

И совершенно обоснованно изучаете развитие ребенка по месяцам, а именно развитие ребенка в 1 месяц; а так же родительские советы как доказательство того, что вы делаете отличную работу!

Развитие ребенка: 1 месяц

Что делают груднички в первый месяц жизни? Спят, плачут, едят и какают, но вскоре они начнут проявлять особенности характера. Также вы, вероятно, заметите в последующие недели, что малыш начал гулить. Это ужасно мило!

Рост и вес ребенка в 1 месяц

Мы знаем, вас интересует вопрос: Сколько должен весить ребенок в 1 месяц? Какой у него должен быть рост? Средний вес для одномесячных детей, согласно ВОЗ, составляет 4, 150 кг для девочек и 4, 500 кг для мальчиков.

Конечно, если вес или рост вашего малыша гораздо больше или меньше, чем средний, это не означает, что существует проблема. Дети, как и взрослые, могут быть разных форм и размеров. Важнее, чтобы младенец рос и прибавлял в весе в здоровых темпах – педиатр проконтролирует это на осмотре.

Ваш ребенок, вероятнее всего, приобрел 650-900 грамм и вырос на 3,5-5 см с рождения, а его голова имеет размер на 2,5 см больше.

В 6 недель у детей достаточно часто наблюдается резкий скачок в росте, так что будьте мысленно к этому готовы! Иногда в этот период младенцы чаще едят, поэтому знайте, что вы должны будете поспевать за особо требовательным новорожденным.

Пять чувств

Слух ребенка уже полностью развит, и он может поворачиваться в сторону знакомых звуков и .

  • младенческие глаза все еще блуждают и иногда косят. Как далеко видит месячный ребенок? Сейчас он может видеть и фокусировать взгляд на предметах на растоянии 20-30 см; ему нравятся черно-белые узоры и другие контрастные цвета. Но ребенок охотнее смотрит на лица, чем на что-либо другое, поэтому незачем покупать броские игрушки. Так что держите карапуза лицом к себе и болтайте!
  • нюх также еще развивается; грудничку нравятся сладкие ароматы (горькие, едкие или кислые запахи в основном вызывают отвращение), и если вы корите грудью, ребенок вероятно сможет выбрать мамино молоко из ряда других вещей, поскольку прекрасно знает его вкус и аромат!
  • дети любят трогать мягкие вещи (приятное на ощупь одеяло, например), но им не нравится, когда их грубо и внезапно поднимают или перемещают. Так что будьте нежными – вы наверняка такие и есть!

Развитие ребенка по месяцам: ребенку 1 месяц

Знаковое событие

Хотя все дети разные, в возрасте 1 месяца они могут продолжать крепко сжимать ручки в кулаки. Малыш делает резкие и дрожащие движения руками, имеет сильные рефлексы. Если он не начал улыбаться ранее, вероятнее всего, это случится в этом месяце!

Не смотря на то, что вы должны быть терпеливы к достижению малышом успехов в развитии, вот несколько «красных флажков», которые не следует игнорировать. Обратитесь к врачу, если ваш месячный ребенок:

  • медленно кушает или с трудом сосет молоко;
  • не моргает при ярком свете;
  • кажется, не сильно активно двигает руками и ногами;
  • не реагирует на громкие звуки;
  • не фокусирует взгляд на объекте и не следит за ним в движении;
  • у него дрожит подбородок даже тогда, когда он не плачет;
  • ручки и ножки кажутся чрезмерно болтающимися или наоборот напряженными.

Мой месячный малыш здоров?

Обычно, что касается здоровья детей, то отсутствие новостей – это хорошие новости. До тех пор, пока вы не видите признаки проблем, ваш месячный ребенок совершенно здоров. Вот о чем чаще всего беспокоятся родители новорожденных детей в отношении их здоровья:

  • Запор. Родители интересуются: как часто должен какать одномесячный младенец? Около двух раз в день, если он кушает детское питание. Но учитывая то, что дети на грудном вскармливании могут днями не испражняться (и быть при этом абсолютно здоровыми), становится трудно ответить на этот вопрос. Общее правило такое: если одномесячный ребенок какает твердыми маленькими шариками, у него запор.
  • Заложенность носа. У детей часто появляются сопли и заложенность носа – по факту, они склонны к простудам и болеют 10-12 раз в год. Плюс – всегда существует вероятность аллергии или инфекций.
  • Кашель. Для месячных детей кашель, как и заложенность носа, – совершенно обыденное дело. Но лекарства от кашля небезопасны для детей в этом возрасте. Если вы не уверены, что справитесь с кашлем малыша сами, обратитесь к педиатру.

Питание месячного ребенка

Ваш месячный карапуз до сих пор кушает каждые 2-3 часа, если вы кормите его грудью; и каждые 3-4 часа, если он питается смесями. К этому времени вы, вероятно, уже научились понимать сигналы малыша, если он голоден – вы можете даже идентифицировать его особый «голодный плач».

Сколько должен есть ребенок в 1 месяц?

Если вы кормите грудью, не беспокойтесь сильно о количестве грудного молока. Малыш даст вам знать, когда наестся – он перестанет сосать молоко, отодвинется от груди или уснет.

В скором времени ребенок станет более умелым едоком и будет в силах выпивать больше молока за короткое время. Поэтому вы заметите, что тратите немного меньше времени на кормление в ближайшие месяцы.

Детского питания же будет достаточно 115 грамм каждые 4 часа.

Что может есть ребенок в этом месяце?

Вам стоит придерживаться питания смесью или грудным молоком – либо же их комбинацией. Если вас интересует, может ли месячный малыш пить воду, знайте, что врачи рекоммендуют подождать хотя бы до 6-ти месяцев, прежде чем давать воду. Дети получают достаточно жидкости из грудного молока или молочной смеси. Здесь могут быть некоторые исключения, поэтому сначала посоветуйтесь с педиатром.

График кормления ребенка в 1 месяц

Развитие ребенка по месяцам: ребенку 1 месяц, график кормления

Сон месячного ребенка

Сколько должен спать ребенок в 1 месяц?

Одномесячные дети, как правило, спят около 15-16 часов в сутки. Как это время распределяется на протяжении всего дня, зависит от малыша, но приблизительно 3 коротких дневных сна и 8,5 часа ночного отдыха (с перерывами, конечно) довольно типичны.

Это сказано не совсем о вашем карапузе? Все в порядке: разные дети – разные личности (все, как у взрослых!). Любые беспокойства по поводу сна следует обсуждать с педиатром, который сможет дать персональный совет. Но существуют общие проблемы со сном, часто встречающееся у месячных детей:

  • Малыш не хочет спать. Иногда по многим причинам убаюкать ребенка бывает трудно. Он, возможно, перевозбужден, испытывает какой-то дискомфорт или просто хочет прижаться к вам.
  • Малыш спит весь день. Бывают ситуации, когда дети смешивают день и ночь или путают их. Так же они могут болеть, и это делает их более сонливыми, чем обычно. А кто-то просто первоклассный соня! Постарайтесь точно определить причинность сонливости, а потом только решайте, проблема ли это. Если малыш в других отношениях здоров, кушает и ходит в туалет нормально, быть может, не стоит беспокоится по малейшему поводу.

График сна месячного ребенка

Развитие ребенка по месяцам: ребенку 1 месяц — график сна

Режим дня новорожденного в 1 месяц

Вероятно, невозможно еще преуспеть в построении четкого графика для месячного ребенка, но вы можете начать внедрять некоторые модели на протяжении дня вашего чада. Например, шаблон «сон, еда, игра» действует для многих младенцев.

С течением времени вы обнаружите, что следование этому шаблону может развиться в ожидаемый режим дня ребенка. Будьте гибкими – что-то в жизни рано или поздно меняется, поэтому важно уметь выкручиваться! Продолжайте следить за «голодными» и «сонными» сигналами малыша.

Вот пример распорядка дня месячного малыша.

Развитие ребенка по месяцам: режим дня новорожденного в 1 месяц

Если вы взволнованы по поводу режима дня вашего чада, обговорите с педиатром конкретные вопросы.

Контрольный список/подсказки:

  • возьмите ребенка на его осмотр у педиатра в 1 месяц;
  • спросите у доктора о добавлении капель витамина D, если вы кормите грудью;
  • включите в расписание осмотр малыша в 2 месяца;
  • сходите на послеродовой осмотр примерно через 6 недель после родов (раньше, если было проведено кесарево сечение);
  • запланируйте романтический вечер с вашим партнером (даже когда малыш спит);
  • делайте побольше фотографий.

Источник: https://balala.com.ua/blog/razvitie-rebenka-po-mesyatsam-rebenku-1-mesyats/

Особенности развития грудничка

Вопрос педиатру: почему у малыша дрожат ручки?

Все родители с трепетом относятся к здоровью своего малыша.

Особенно внимательно они присматриваются к ребенку в первые недели и месяцы после его рождения: все ли в порядке с любимым крохой? Если ребенок первый, то мамы и папы могут не знать о некоторых особенностях его развития, и иногда их удивляют или даже пугают самые обычные явления. Что же чаще всего беспокоит молодых родителей?

У ребенка все время напряжены ручки и ножки. может быть, это гипертонус и надо начать какое-то лечение?

Одно из проявлений физиологического гипертонуса – неполное разведение бедер у малыша. Такое состояние может быть до 4–6 месяцев, после данного срока ножки крохи должны разводиться. Если этого не происходит, надо показать ребенка врачу, так как затруднение разведения в бедрах может быть признаком патологии тазобедренных суставов

Да, это гипертонус – повышенный тонус мышц-сгибателей, но это совершенно нормальное явление, которое до определенного возраста есть у всех младенцев.

Если посмотреть на новорожденного, то можно увидеть, что его ручки согнуты во всех суставах, приведены к туловищу и прижаты к грудной клетке, кисти сжаты в кулачки, большие пальцы кистей рук лежат под четырьмя остальными. Ножки крохи тоже согнуты в суставах и отведены в бедрах, в стопах преобладает тыльное сгибание.

Тонус мышц в руках обычно выше, чем в ногах. Внимательные родители увидят, что мышечный тонус может изменяться, например, при поворотах головы вбок он выше на стороне, противоположной повороту головы.

Меняющийся тонус в одной и той же группе мышц называется мышечной дистонией – такое название мамы и папы часто слышат на приеме у невролога, но пугаться этого не стоит, это тоже совершенно обычное явление у младенцев.

К 3,5–4 месяцам физиологический гипертонус у детей ослабевает, движения становятся более слаженными, кисть открывается, развиваются так называемые локомоции − движения тела, при которых задействованы практически все группы мышц. Лечить физиологический гипертонус никак не надо, но можно делать общеукрепляющий массаж, он будет способствовать развитию мышечной системы и координации движений.

Малыш постоянно совершает какие-то движения, они очень хаотичны. Почему это происходит?

У новорожденного ребенка нервная система еще незрелая, поэтому-то он и не может совершать координированных движений. Нервные волокна малыша только начинают покрываться специальной миелиновой оболочкой, которая отвечает за скорость передачи нервного импульса к мышцам.

Чем быстрее происходит передача, тем более плавными становятся движения крохи. А пока нервная система не созрела, маленький ребенок может находиться в постоянном движении, которое иногда сохраняется даже во сне. Как правило, хаотичные подергивания исчезают на втором месяце жизни.

Тогда движения рук и ног постепенно становятся более ровными и упорядоченными.

У крохи дрожат руки, ноги, подбородок – может быть, он мерзнет или у него какое-то неврологическое заболевание?

Сразу после рождения ребенка каждый месяц должен осматривать педиатр, а в 1, 3, 6, 12 месяцев – и врачи-специалисты: невролог, окулист, ортопед. Именно они достоверно оценят состояние малыша и помогут родителям проконтролировать его развитие

Дрожание, или тремор, это физиологическое явление, которое возникает у большинства детей в первые 3 месяца жизни. Появляется тремор опять-таки из-за незрелости нервной системы. Дрожь обычно возникает во время плача или после какого-то напряжения (например, после купания), но иногда начинается совершенно внезапно, может быть, даже в покое.

При треморе у ребенка обычно дрожит подбородок и нижняя губа, еще могут дрожать ручки и ножки. Тремор может быть симметричным (дрожат обе ручки) и несимметричным, когда разные части тела подрагивают по отдельности (например, одновременно дрожат подбородок и ручки или одна ручка и одна ножка).

Как только родители замечают, что у малыша появился тремор (а он может появиться не сразу после рождения, а даже спустя месяц), они очень беспокоятся. Однако, как мы уже говорили, это нормальное явление у маленьких детей. Тем не менее надо обратить внимание на следующие моменты: физиологический тремор длится недолго – всего несколько секунд.

; если тремор усиливается, эпизоды становятся чаще и продолжительнее, надо показать малыша неврологу.

Малыш часто вздрагивает и раскидывает ручки в стороны. Это нормально или надо показать ребенка врачу?

Это проявление одного из врожденных рефлексов – так называемого рефлекса Моро (разведение рук с последующим сведением). Он сохраняется до 4–5 месяцев и возникает обычно в ответ на резкие звуки или при перемене положения тела. Родители называют этот рефлекс вздрагиванием.

Мамы и папы замечают, что если изменить положение малыша в пространстве (например, поднять его из кровати, а затем снова положить), ребенок вскинет чуть согнутые в локтях ручки вверх. То же самое может произойти при каком-либо резком звуке (хлопке в ладоши, стуке двери).

Иногда рефлекс Моро возникает спонтанно, то есть малыш вскидывает ручки без каких-либо раздражителей. Все эти явления совершенно нормальны для маленьких детей и не требуют какого-либо лечения.

Единственное, за чем надо следить: рефлекс Моро не должен становиться более выраженным; после 4–5 месяцев он должен исчезнуть.

Ребенок постоянно хочет сосать (соску, грудь, палец), может быть, он голодный и ему не хватает молока?

У детей до 1 года ярко выражен сосательный рефлекс: на любое раздражение губ, языка ребенок совершает сосательные движения. Это самый первый и самый главный безусловный рефлекс, именно способность к сосанию (а значит, и утоление голода) обеспечивает выживание малыша. Полностью рефлекс сосания пропадает только к 3–4 годам.

Еще у младенцев можно заметить поисковый рефлекс (он сохраняется до 2–4 месяцев): при раздражении угла рта кроха поворачивает голову в сторону раздражения; хоботковый рефлекс (его можно наблюдать до 2–3 месяцев): при постукивании по губам ребенок вытягивает губы трубочкой.

Перед едой эти рефлексы проявляются ярче и вызываются легче, но сами по себе они не являются показателем того, что малыш голоден.

Кроха много срыгивает, слышала, что это может быть из-за неврологических нарушений. Так ли это?

Срыгивания – очень частая жалоба в первые месяцы жизни. Большинство здоровых детей срыгивают до 3–5 раз в сутки. Для младенцев срыгивания являются скорее нормой, нежели патологией, так как строение и функционирование желудочно-кишечного тракта у них предрасполагают к срыгиваниям.

Желудок новорожденных расположен горизонтально, имеет округлую форму и маленький объем – всего 5–10 мл: вот почему нескольких капель молозива бывает достаточно, чтобы только что родившийся малыш наелся. Вход в желудок малютки относительно широкий, а сфинктер (мышца, закрывающая вход в желудок) развит недостаточно.

Поэтому продвижение пищи по желудочно-кишечному тракту несколько замедленное. Незрелость некоторых ферментов и недостаточная скоординированность в процессах дыхания, сосания и глотания, характерные больше для недоношенных и маловесных детей, также предрасполагают к срыгиваниям.

Еще срыгивания могут быть связаны с перееданием, частыми кормлениями, аэрофагией (заглатыванием воздуха). Да, они могут быть проявлением какой-то неврологической патологии, но это бывает очень редко, особенно если других симптомов заболевания нет.

Малыш часто «таращит глаз». Врач сказал, что это симптом Грефе и лечить его не нужно. А что это за симптом и почему он появляется у маленьких детей?

Симптом Грефе у младенцев называют белую полоску, которая остается между радужкой и верхним веком, когда ребенок опускает глаза вниз. Сам по себе симптом Грефе не свидетельствует о наличии у детей каких-либо проблем со здоровьем.

Он часто наблюдается у здоровых ребятишек при перемене освещения или положения тела, а еще симптом Грефе может быть просто индивидуальной особенностью строения глаз малыша (он часто есть у детей с большими глазами). Иногда этот симптом возникает из-за незрелости нервной системы ребенка.

В этих случаях симптом Грефе лечить не надо, он обычно проходит в течение первых 6 месяцев жизни крохи.
Но если кроме симптома Грефе у ребенка есть повышенная возбудимость, тремор, косоглазие, отставание в развитии, если он часто закидывает голову назад – это уже говорит о наличии у него неврологических проблем.

Для точной постановки диагноза необходимо пройти ряд дополнительных исследований: нейросонографию, электроэнцефалографию.

Крошечный человечек, едва появившись на свет, практически ничего не умеет, его движения беспорядочны, ручки не могут схватить и удержать предмет и кажется, что единственное, что малыш делает, – это только ест, спит и плачет.

Но уже через пару месяцев он уверенно фиксирует взгляд на окружающих его предметах и лицах, может улыбнуться в ответ, а также хорошо удерживает голову.

С каждым месяцем жизни ребенок постигает все новые и новые горизонты в своем развитии – остается только терпеливо дождаться этого времени.

Дмитрий Николаевич Смирнов детский невролог перинатальный центр ГКБ 7, кандидат медицинских наук, врач высшей категории,

ассистент кафедры неонатологии РМАПО

Источник: https://www.roddoma.ru/lib/razvitie-grudnichka/

Советы невролога – Социализация

Вопрос педиатру: почему у малыша дрожат ручки?

Внимание, родители !    Очень часто врачу приходится видеть родителей, которые приводят на прием ребенка-школьника, записанного в разряд “трудных” или “необучаемых”. При разговоре и анализе медицинской документации, как правило, выясняется, что у большинства детей отмечались проблемы, связанные с протеканием беременности и родов. Малыши рождались в асфиксии, в родах использовалось пособие, врачи ускоряли или замедляли естественный ход рождения ребенка. Однако большинству таких детей не выставляли диагноз “родовая травма”.  Во-первых, в этом возрасте проявления заболевания “стираются”, соответственно, при быстром и невнимательном осмотре врачи их не замечают.   Во-вторых, до трех или даже до семи лет у многих больных наступает период “затишья”. Заболевание не дает о себе знать потому, что происходит компенсация: сосуды начинают справляться с повышенной нагрузкой. К сожалению, это возможно лишь до следующего критического периода, когда от них снова потребуется работа в усиленном режиме.  В три года и в семь лет формируются новые связи между нервными клетками, требующие повышенных энергозатрат и питания. Прибавьте сюда то, что в этом возрасте большинство детей идут в садик или школу соответственно. В результате проблемы расцветают пышным цветом. Детский невролог (невропатолог) – это врач, которые диагностирует и лечит заболевания, вызванные поражением центральной и периферической нервной системы, а также функциональными (следствия вышеуказанных поражений) нарушениями у детей. В первую очередь, врач невролог изучает головной мозг ребенка. Этот орган потребляет четвертую часть крови, для его нормального функционирования требуется хорошее кровообращение и питание. К патологическим явлениям нервной системы надо относиться очень серьезно. Так как они могут привести к тяжелым последствиям. Как минимум это задержка развития психомоторного и речевого аппарата. Дальше патологии нервной системы могут привести к нарушениям поведения, например, к гиперактивности, синдрому дефицита внимания, нарушению формирования навыков письма, счета, чтения, эмоциональной неустойчивости. У таких детей часто встречаются неврозы, нервные тики, неадекватное поведение. Причины посещения врача невролога:
  1. Если новорожденный тяжело засыпает, часто просыпается, сон поверхностный.
  2. Если у новорожденного периодически трясутся подбородок, ручки или ножки (м.б. нормой, но это должен констатировать врач).
  3. Если младенец часто и много(!) срыгивает.
  4. Младенец поджимает пальчики, когда его ставят на стопу (м.б. пограничным с нормой состоянием, но это должен констатировать врач).
  5. Ребенок подергивается, при повышении температуры.
  6. Если у ребенка болит голова, быстро утомляется, часто раздражен
  7. Не контактирует со сверстниками.
  8. При рассеянности, не успевает в школе.
  9. Плохо спит

При осмотре невролог собирает особенности жизни, развития и заболеваний ребенка за всю его жизнь. Это данные о том, как проходили беременность, роды, о течении заболеваний. При необходимости назначаются дополнительные методы исследований. Это осмотр глазного дна, УЗДГ (Доплер), УЗИ (НСГ), методики стволовых слуховых вызванных потенциалов (оценка слуха в любом возрасте, оценка ствола головного мозга и речевого аппарата), ЭЭГ, МРТ (в крайних случаях). Невролог назначает определенное лечение по результатам собранных данных. Контролирует лечение. В первые месяцы жизни идет активное развитие и созревание структур головного мозга и психических и моторных функций. Чем раньше выявлена патология нервной системы, тем эффективней лечение. В лечении патологий нервной системы используются как лекарственные препараты (с доказанной клинической эффективностью), так и физические методы воздействия (массаж, физиотерапия, лечебная физкультура). Кроме того, в арсенале современного врача постоянно появляются новые методы неврологической реабилитации – от компьютерных речевых программ, до методик совершенствования координации движения (мозжечковой стимуляции). Плановый осмотр невролога: В 3 месяца В 6 месяцев В 9 месяцев В 1 год после года обязательный ежегодный осмотр невролога. На что стоит обратить внимание: 1. Если вы заметили, что у вашего ребенка:

  • Часто возникающие крики, сопровождаемые вздрагиваниями. При этом руки крохи будут дрожать, малыш может ими широко размахивать.
  • Иногда верхние и нижние конечности начинают дрожать и подергиваться. Происходит это не синхронно и не ритмично.
  • Живой и подвижный взгляд ребенка на непродолжительное время становится отсутствующим. При этом он перестает двигаться, замирает и как бы «уходит в себя».
  •  Мышцы лица на одной половине начинают напрягаться, а затем вздрагивать и сокращаться. Эти сокращения переходят на аналогичную половину тела, а также на руку и на ногу.
  • Ребенок может внезапно повернуть руку, голову и глаза в определенную сторону. Будут оставаться неподвижным в таком положении на протяжении нескольких секунд.
  •  Такие симптомы свидетельствуют о наличии: Эпилепсия у детей.

2) Наблюдая за ребенком во время головной боли:

  •  боль базируется в одной стороне головы (реже боль охватывает всю голову);
  • присутствует тошнота, рвота;
  •  повышенная чувствительность к свету;
  • нарушения зрения и речи, сужение поля зрения;
  • мелькание «мушек» перед глазами, «мурашки» на коже;
  •  Головокружение.

В таком случае присутствует риск возникновения: Мигрень. (Мигрень у детей нельзя определить с помощью измерения температуры или артериального давления!) 3) Проявление таких симптомов как:

  •  ребенок плохо фиксирует голову;
  •  проявление слабости в отдельных группах мышц;
  • ребенок не ползает, не фиксирует в руках предметы, не передвигается;
  • отсутствие переворотов с живота на спинку;
  • присутствуют безусловные рефлексы, которые в нормальном состоянии исчезают через 3-6 месяцев жизни;
  • свидетельствует о риске возникновения детского церебрального паралича

4) Особое внимание стоит уделить ребенку при проявлениях таких симптомов как:

  • Головные боли, которые носят периодический характер. Возникают внезапно, чаще ночью или утром. Боль достаточно сильная и увеличивается по мере роста новообразования. Ее практически невозможно унять с помощью препаратов;
  • Тошнота и рвота. Это последствия давления на рвотный центр. Рвота при опухоли головного мозга у ребенка возникает уже после появления головных болей. Иногда из-за нее малыш даже не может нормально поесть или попить;
  • Головокружение. Возникает из-за воздействия на мозжечок, нарушается функция вестибулярного аппарата. Это проявляется в шаткой походке; плохая память, невнимательность, заторможенность;
  • Такие симптомы свидетельствуют о наличии у ребенка: опухолевидных процессов.

5) Проявление данных неврологических симптомов:

  • Проявление двигательного беспокойства.
  • Эмоциональная неустойчивость.
  • Нарушение сна.
  •  При осмотре могут быть выявлены усиление рефлексов врожденного характера, повышение рефлекторной возбудимости, патологические движения и снижение порога судорожной готовности.
  • В дальнейшем, по мере роста ребенка, могут быть нарушения внимания, торможения и вспыльчивость, эмоциональность, скачкообразное развитие познавательных функций. Дети с этим синдромом имеют яркие двигательные, эмоциональные и сенсорные реакции на внешние раздражители, но они быстро истощаются.
  •  Свидетельствуют о: Синдроме гипервозбудимости.

6) Причиной таких симптомов как:

  • Быстрое нервно-психическое истощение в результате воздействия сильных стимулов – физических или психологических (нагрузки, эмоции, стрессы, болезни).
  • При этом возникает нарушение активного внимания, эмоциональная неустойчивость, нарушения процесса игровой деятельности и манипуляций с предметами, преобладание гиперактивности или, наоборот, гиподинамии.
  •  В зависимости от нагрузки может проявляться различной степенью истощения нервных процессов в разное время года или при разных видах нагрузки.
  • Проявления симптомов усиливаются к концу дня, дети метеозависимы, проявления обостряются при простудных или хронических болезнях. Возможна задержка психомоторного развития, особенно при гиповозбудимости и апатии.
  • Может быть: Церебрастенический синдром.

Подводя итоги: 1) Патологией не считается: – нарушение поведения на смену погоды или метеочувствительность, – слишком быстро или слишком медленно закрывающийся родничок, – маленького или большого размера родничок при рождении. – выбухание родничка во время плача или крика, легкая ее пульсация в такт сердцебиениям при ощупывании (под областью родничка проходит средняя мозговая артерия, от которой и идет пульсация), – потливость стоп и ладоней, холодные ножки и ручки, даже если ребенка одели тепло, – дрожание ручек и подбородка при плаче или если ребенка испугали, – дрожание подбородка при плаче или перемене тела до 4-5 месяцев, – срыгивания после кормлений, – мраморная окраска кожи, выраженный сосудистый венозный рисунок, – вставание и хождение на цыпочках при проверке рефлекса автоматической походки, – большие глазки с полоской белка между веком и зрачком, – «гиперактивность» (которой, кстати, как диагноза не может быть у детей, ранее 5-6 летнего возраста вообще), – изменение размеров желудочков мозга или межполушарной щели на УЗИ головки. Если вам на основании одного или группы симптомов, описанных мною выше, ставят какой-либо диагноз и предлагают это лечить. Особенно медикаментозно – рекомендую пойти на консультацию к другому неврологу. Все эти состояния являются поводом только для ежемесячного наблюдения педиатром в рамках профилактических осмотров с отслеживанием динамики нервно-психического развития, и не более того. 2) Предлагаем вашему вниманию алгоритм оценки нервно-психического развития малышей, которым руководствуюсь в работе многие хорошие детские неврологи. По каждому пункту нужно указать сроки появления навыка у вашего малыша – серьезными отклонениями, требующими консультации у врача, является превышение срока в один-полтора месяца.

  1. Когда ваш ребенок стал удерживать головку? В среднем это происходит в 1-1.5 месяца.
  2. Когда ребенок начал делать попытки переворачиваться? Первые попытки повернуться на бочок с живота начинаются с 3-4 месяцев, со спины перевернуться сложнее, активно вертеться малыш станет к полугоду.
  3. Когда начал делать попытки играть с ножками, хватать их или пытаться засунуть в ротик? Обычно это происходит в 6-7 месяцев, но есть особо смышленые крохи – которые могут делать это с 3-4 месяцев.
  4. Когда ребенок стал садиться самостоятельно? Обычно это происходит к 6-8 месяцам. Причем со спины дети садятся чуть ранее, с положения на четвереньках, обычно садятся на бочок, на попу чуть позже.
  5.  Когда малыш начал делать попытки ползать? Обычно это происходит в 7-8 месяцев. Важно еще и оценить в этом пункте способ ползания – стоя на четвереньках детки качаются и начинают ползти вперед или назад, могут ползать по-пластунски вперед или назад на пузе, могут ползать перекатами через бедро – все это варианты нормального ползания.
  6. В каком возрасте стал вставать? Сначала дети делают это у опоры, а затем отпускают ручки – обычно это происходит в возрасте от 9 до 11-12 месяцев.
  7. Когда начала делать первые шаги без поддержки и начал ходить? Этот период самый длительный, детки начинают ходить в возрасте от 9 до 18 месяцев. Это зависит от веса тела, темперамента и даже пола. Девчонки делают это быстрее мальчишек.

3) Тонус-тонус, гипертонус Второй по популярности вопрос в консультациях по неврологии – «нам поставили тонус (гипотонус, гипертонус, дистонию), это опасно?». Понятие мышечный тонус у грудничка – очень сложное, он определяется достаточно субъективно, на ощупь врачом, поэтому, судить о тонусе необходимо не по единичному беглому осмотру, какой обычно проводится в поликлинике или на патронаже дома. Как оценить тонус мышц:

  1.  Во-первых, чтоб объективно оценить тонус, надо знать особенности новорожденности – все дети до возраста 3-4 месяцев имеют физиологический гипертонус,
  2. Во-вторых, мышечный тонус вещь непостоянная и сильно зависит от состояния малыша – во сне и сразу после него он ниже, при бодрствовании средний, а при крике или боли в животике тонус резко повышен.
  3. В-третьих, дети и взрослые – это существа с двумя половинами тела – левой и правой, и всегда у человека наблюдается преобладание одной из половин – левой или правой, и ведущая сторона обычно несколько сильнее ведомой.
  4. Если вы всё же переживаете по поводу тонуса своего малыша, якобы выявленного педиатром или неврологом, делайте ему дома регулярный массаж и гимнастику!

В данной памятке приведена малая доля всех неврологических болезней! Обязательно обратитесь к специалисту для верной постановки диагноза! Смелов Юрий ОлеговичРеабилитолог, сотрудник клиники неврологии и мануальной терапии ПСПБГМУ им. Павлова. Отделение Неврологии №2

Источник: https://sites.google.com/site/socializaciasctio/roditelskij-klub/vypuskniki/detskijnevrolog/sovety-nevrologa

Нерво-психическое развитие детей первого года жизни

Вопрос педиатру: почему у малыша дрожат ручки?

Нервно-психическое развитие детей первого года жизни

Бородулина Татьяна Викторовна, доцент кафедры пропедевтики детских болезней УГМА, к.м.н., врач-педиатр высшей категории

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми.

Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

•    Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;•    Эмоции;•    Общие движения;•    Движения руки и действие с предметами;•    Подготовительные этапы развития речи и понимание речи;

•    Навыки и умения.

Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах.

Таблица 1. От 0 до 6 месяцев

Показатель1 месяц2 месяц3 месяц4 месяц5 месяц6 месяц
Зрительно-
ориентировочные реакции   

Кратковре- менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним

Следит взглядом за движущейся перед глазами игрушкойФиксирует взгляд на неподвижных предметах, в любом положенииУзнает матьОтличает чужих от близких
Слуховые
ориентировочные реакции   
Вздрагивает при резком звуке и мигаетПрислушива- етсяОтчетливое слуховое сосредото- чениеПоворачивает голову на звукРазличает тон, с которым к нему обращаются
Эмоции   Первая улыбкаУлыбается в ответ на речь взрослогоВ ответ на разговор отвечает радостью улыбкой и движением ножекГромко смеется
Движения общие Пытается держать голову лежа на животе Хорошо держит голову в (1-2 мин.) вертикальном положении Хорошо удерживает голову лежа на животе. Есть упор ног. Поворачивает- ся со спины на живот Стоит, не подгибая ног при поддержке. Поворачивает- ся со спины на живот Поворачива- ется с живота на спину. Подползает к игрушке.
Движения руки и действия с предметами Захватывает подвешенную игрушку    Четко берет игрушку, которую держит взрослый над грудью ребенка    Свободно берет игрушки из разных положений
Подготовительные этапы развития речи. Понимание речи Начинает гулить    Продолжи-тельно гулитПродолжает долго гулить Произносит слоги “ма”, “ба”. Начало лепета

Навыки и умения в процессах

 Берет пищу губами с ложки для кормления

Таблица 2. От 6 до 12 месяцев

Показатели7 месяцев8 месяцев9 месяцев10 месяцев11 месяцев12 месяцев
Движения общие    Хорошо ползаетСамостоя- тельно садится. Сидит. Самостоя- тельно встает у опоры и ходит, держась за нее Ходит при поддержке за обе руки   Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее.Самостоя-тельно стоит без опорыСамостоя-тельно ходит
 Движения руки с предметами действия Постукивает игрушкой об игрушку; перекладывает игрушки из одной руки в другую Долго занимается игрушками

Действует с предметами     по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает

Открывает, закрывает коробочку или матрешку, вкладывает один предмет в другойСтавит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидки
 Подготовитель- ные этапы развития речи Произносит слоги многократно (лепечет) Громко, повторно произносит различные слоги Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете Подражает разным слогам взрослого Произносит первые слова обозначения: “мама”, “ав-ав”, “кис-кис”    Произносит 8-10 слов
 Понимание речи    На вопрос “где” находит предмет, лежащий в определенном месте По просьбе взрослого делает “Ладушки”, “До свидания” 
Знает свое имя. На вопрос “Где?” находит предмет и достает его из множества игрушек
 Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого 
Выполняет элементар- ные требования взрослых
Выполняет элементарные требования взрослых. Увеличива-  ется запас понимаемых слов
 Навыки и умения в процессах Пьет из чашки, которую держит взрослый Сам держит сухарик или корочку хлеба Умеет пить из чашки, слегка придерживая его руками. Пьет из чашки Пьет из чашкиСам берет чашку и пьет из нее

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также  с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

https://www.youtube.com/watch?v=yKe_mQJDa24

Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения.

  Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения.

И только со второго месяца жизни они  уже сосредоточивают взгляд на  неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.

Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам.  К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника.

Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем.  Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений – это реакция предвосхищения кормления.

На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека – он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции  “комплексом оживления”.

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция – малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение.

По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент – бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека.

Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека – это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Общие движения

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает.

С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак  и толкает игрушку, не захватывая ее.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.

Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!

С пятого месяца жизни движения рук малыша  уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает  массу сопутствующих нерациональных движений,  и  параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются  только к восьми- девяти месяцам жизни.

Развитие речи

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки – “а-а-а”, ” а-бы-ы”, ” е-ее” и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов  – “ба-ба-ба”, “да-да-да”, “ма-ма-ма”. Малыш может подолгу “разговаривать” подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос “Где мама?”, он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция).

На просьбу поиграть в “ладушки”, помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями – хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам.

Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок  умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб – дай, покажи, закрой. Понимает слова -“надо” и “нельзя”.

Советы родителям

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Почаще разговаривайте с ребенком,  вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии.

Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик – это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц.

Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев – в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать – так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.

В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех.

Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Показывайте малышу яркие игрушки  с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно “поощрять” у ребенка лепет, почаще вступать в “переговоры”, вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру ” Ладушки”, “Сорока” и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

https://www.youtube.com/watch?v=aLXssmgNKBA

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки  и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу – ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ

Источник: http://dgb15.ru/guest/15087/

Для родителей
Добавить комментарий