Воспитание силы воли у ребенка

Содержание
  1. Психолог: Воспитание воли у детей является главной задачей родителей
  2. Без руля, без ветрил
  3. “Подшитые” часы
  4. …И очень опасен
  5. Как воспитать у ребенка силу воли
  6. 9 советов психолога, как развить у ребёнка силу воли
  7. Что такое сила воли и откуда она берётся
  8. Почему нельзя закалять волю с рождения
  9. Сила воли — это мышца, которую можно нарастить
  10. 1. Расскажите ребёнку, что такое сила воли и для чего она нужна
  11. 2. Научите ребёнка мыслительным упражнениям
  12. 4. Заставьте ребёнка поверить в успех и в себя
  13. 5. Правильно поддерживайте ребёнка
  14. 6. Напоминайте о цели, когда хвалите
  15. 8. Не забывайте напоминать про успех в итоге
  16. 9. Подавайте пример и начните с себя
  17. Как «подружить» ребенка с силой воли
  18. Почему так важно развивать силу воли у детей
  19. Развитие и воспитание воли у детей: когда начинать?
  20. Рекомендации психологов о том, как воспитать силу воли у ребенка
  21. Как воспитать силу воли у ребенка?
  22. Бывают задатки силы воли у детей?
  23. Воспитание самоконтроля у ребенка
  24. Важность поддержки и поощрения
  25. Как воспитать самостоятельность у ребенка?

Психолог: Воспитание воли у детей является главной задачей родителей

Воспитание силы воли у ребенка

Не вступая в борьбу с безволием ребенка, вы рискуете его будущим.

Они непредсказуемы, от них трудно ожидать последовательного поведения. Выйдя однажды во двор погулять, Вовка, сын наших знакомых, взял и пропал на несколько часов: увязался за какой-то компанией и лишь часа через три вспомнил о сходящих с ума родителях…

Без руля, без ветрил

Этих детей называют и “безвольными”, и “безответственными”, а самым точным определением будет слово “неустойчивые”, недаром в психологии уже существует такой термин.

Они движутся по жизни без руля, без ветрил и без особых дум и планов даже на ближайшие часы. Эти дети знают только слово “хочу”, и тут речь чаще всего вовсе не идет о желании что-то делать.

Нередко они и сами не знают, чего хотят и потому нерешительны, вялы, отступают перед первым же затруднением. От них только и слышишь: “Не умею”, “Не знаю как”…

До поры до времени родители считают это следствием детской праздности и необремененности домашними заботами. Ярче, зримее для всех “неустойчивость”, безволие проявляются тогда, когда усидчивость и трудолюбие становятся жизненно важны – то есть с началом учебы в школе.

Легкомысленность “безвольного” становится тут просто вопиющей: он не слушает учительницу (это требует усилий, сосредоточенности), не записывает задания, не выполняет их.

Только при непрестанном контроле, нехотя, эти дети делают уроки, но как только контроль, пусть и ненадолго, ослабевает, мгновенно прекращают работу.

Первоклассника ругают, он вроде и сам раскаивается, но тут же все забывает – как, давая честное слово не брать отцовскую ручку со стола, уже через пару минут обводит ей какой-нибудь узор.

“Подшитые” часы

Все слишком серьезно, чтобы отдавать этих детей на волю сложившихся обстоятельств. Безнадзорность и попустительство с вашей стороны – вот ключи, открывающие двери для праздности и безделья, дающие полную волю патологическим свойствам характера.

Дисциплина – главное оружие против безволия. И как страдающему аритмией сердца подсоединяют стимулятор ритма, “неустойчивому” надо “подшить” часы. Жесткий режим прежде всего: сон, прием пищи, прогулка – все строго по часам! Потом, опять же по расписанию, игра, уроки.

Сидите сами рядом, отслеживайте каждое движение! Утомительно, раздражает, надо по дому сделать кучу всего, но пока ребенок работает, родители не должны от него отвлекаться, займетесь своими делами во время его перерывов. Тем более что уроков в первом классе совсем немного.

Выстроенный распорядок дня будет автоматически приучать человека к организованности, устойчивая временная сетка будет воспитывать его волю одним своим присутствием в его жизни. Только отслеживайте это расписание не от случая к случаю, а систематически.

Безвольного с раннего детства настойчиво приучают завершать начатое, что требует от него усилий. Но раз за разом побуждаемый родителями, пусть поневоле, но он опять же привыкает к тому, что без усилий у него ничего не получится! К тому же, как всякий человек, он любит видеть задуманное завершенным.

Моя балованная Ирка раз за разом бросала начатое было дело строительства дома для кукол – не получалось, а потому было скучно. Но к ней подсел муж.

Они начали дело вместе, собрали стены, поставили крышу, папа придумал для расставленной в доме мебели нарезать из лоскутов покрывал, скатертей и ковров (Ирка, загоревшись, под конец уже вырывала из папиных рук ножницы – захотелось все делать самой!). На обустроенный особняк радовались всей семьей и нахваливали нашу маленькую.

Главное – воспитание у “безвольного” ответственности.

Любое проявление разгильдяйства должно быть наказано! Реагируйте эмоционально, чтобы запомнилось, потрясло, породило установку: “Думай перед тем, как сделать это, а то плохо тебе будет!” Раз за разом бросаешь стол для занятий неубранным – завтра весь день не будет у тебя карандашей и бумаги. Наказание – дозированное! отмеренное! – в этом случае необходимо.

Хотя, каюсь, маленького Вовку, примерно наказанного тогда родителями, мне все-таки было жалко.

…И очень опасен

Неустойчивый, безвольный взрослый опасен для окружающих и для себя самого. Вовремя не приученный добиваться всего своим трудом, он ищет лишь занятия, что сулят удовольствия, жаждет смены впечатлений и не задумывается о последствиях своих поступков.

Один наш знакомый “неустойчивый” разбил дорогую чужую машину, был “поставлен на счетчик”, и, спасая его, родители переселились из двухкомнатной квартиры в общежитие.

Другой из-за своей расхлябанности потерял работу и вот уже два года на иждивении матери (в 35 лет): намечающийся было работодатель звонит на прежнее место работы и тут же отказывает.

Третий выучился было на слесаря, но вдруг зачастил в зал игровых автоматов – развелся, продал квартиру, бомжует.

“Уповать здесь можно только на то, что неустанная, упорная, ведущаяся с раннего детства (когда человек еще пластичен) с использованием и “пряника”, и “кнута” борьба с неустойчивостью преодолеет эту тяжкую акцентуацию характера, – пишет психоневролог Вилен Гарбузов. – Лучше, если “безвольного” своевременно, любя, накажут родители, чем потом, когда он вырастет, его сурово, и нередко жестоко, накажут чужие люди…”

Кстати

Научить дисциплине

Устанавливать рамки дозволенного – занятие сложное, требующее времени и терпения, но крайне необходимое.

Родители должны обучать ребенка правилам поведения до тех пор, пока он не станет достаточно взрослым и поймет, как правильно вести себя в обществе.

Чтобы успешно справиться с задачей, родителям надо знать о том, как развивается его личность и в какой период какого поведения следует от него ожидать.

К сожалению, многие мамы и папы не утруждают себя тем, чтобы ставить перед ребенком рамки дозволенного и бывают настолько подавлены плохим поведением ребенка, что не знают, с какого бока к нему подступиться. Другие считают, что устанавливать рамки дозволенного необязательно и перекладывают эту обязанность на плечи воспитателей или учителей.

В большинстве случаев родители не решаются быть строгими к ребенку из-за того, что боятся потерять его любовь. Вместо того чтобы поставить ребенка на место, они игнорируют его плохое поведение со словами: “Дети есть дети”.

Помните, установление рамок дозволенного целиком лежит на ответственности родителей, процесс воспитания нельзя пускать на самотек или откладывать на потом.

Р. Голдстайн и Дж. Гэллант “Библия для родителей”

Источник: https://rg.ru/2012/03/22/vospitanie.html

Как воспитать у ребенка силу воли

Воспитание силы воли у ребенка

  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • самостоятельность

Все родители стремятся помочь своим детям вырасти дисциплинированными, ответственными и целеустремленными, однако порой сделать это оказывается не так уж просто – малыш, как будто назло, не может долго усидеть за одним занятием, бросает начатое дело на половине и не выполняет своих обещаний. Как же объяснить малышу, что такое сила воли, и научить его управлять ею?

Задатки силы воли

Воля не относится к тем качествам, которые формируются у человека врожденно – ее нужно воспитывать.

Новорожденные приходят в этот мир без особых навыков, и начинают получать их лишь в процессе знакомства с окружающим миром.

В самом начале кроха еще не умеет управлять своим поведением, однако постепенно, путем проб и ошибок, он начинает понимать, как можно с помощью сознания руководить своими действиями.

Первый опыт управления своим поведением приходится на возраст трех месяцев. В это время кроха впервые осознает, что его желание может диктовать ему, как поступать, когда, к примеру, он берет в руки погремушку и начинает ее трясти.

Малыш понимает, что игрушка начинает издавать звук, когда он к ней прикасается, а без соприкосновения ничего не происходит. Кроха начинает повторять свое движение, чтобы снова услышать понравившийся звук – это и есть самые первые попытки управлять своим поведением.

Однако к силе воли эти рефлексы пока еще не имеют никакого отношения, это всего лишь волевые задатки.

Интересно, что все детки по-разному проявляют эти самые задатки силы воли: один малыш ведет себя на прогулке спокойно, а другой постоянно норовит вылезти из коляски, и устраивает настоящую истерику, когда родители пытаются его посадить обратно; одного ребенка можно легко уговорить собрать игрушки или доесть до конца кашу, другой же настолько настойчив, что в него не удается впихнуть ни одной лишней ложечки, и положить на место игрушку его просто невозможно заставить. Такая разница в поведении детей объясняется отличиями в свойствах их нервной системы, но это отнюдь не значит, что своевольный малыш навсегда останется таким, а у послушный всегда будет подчиняться окружающим. Родителям просто нужно учесть при воспитании у малышей таких качеств, как настойчивость, самостоятельность, целеустремленность, эти отличия, и подобрать индивидуальный подход к ребенку.

Самообладание

Ближе к двум годам у малышей появляется одной из самых важных качеств, имеющее прямое отношение к силе воле – самообладание.

Детки учатся сдерживать свои эмоции, к примеру, не плачут, хотя очень хочется, или отказываются от покупки новой игрушки, если родители их очень просят.

Однако при этом малыши еще не понимают необходимость такого поведения, и держат себя в руках вследствие боязни ослушаться родителей или из-за испытываемого чувства вины.

Чтобы самообладание превратилось в итоге в силу воли, родителям нужно правильно объяснить малышу, какие существуют нормы поведения в обществе, почему что-то можно делать, а что-то нельзя, зачем люди поступают вопреки своим желаниям. Самое главное – все объяснения проводить не в жесткой форме («Сказала нет – значит нет!»), а подробно рассказывать ребенку на доступном ему уровне, почему нужно поступать так, а не иначе.

Похвала, поощрение и поддержка

В три года малыши еще идут на поводу у эмоций, поэтому многое в мотивации поступков им пока еще непонятно.

К примеру, мама сказала, что на приеме у зубного врача нужно терпеть и не плакать, малыш так и поступил, но увидел, что другому ребенку, который взахлеб рыдал в кресле, родители купили игрушку.

Естественно, кроха не понимает, почему так произошло, и в следующий раз решает наоборот расплакаться, чтобы тоже получить игрушку.

В такой ситуации родителям нужно проявить максимум выдержки и терпения, объясняя малышу, что поступать так, а не иначе нужно не из-за какой-то выгоды, а для того, чтобы вырасти хорошим человеком. Конечно же, похвала и поощрение за правильный поступок должны присутствовать, но не в огромных количествах, чтобы кроха не стал связывать хорошие поступки исключительно с вознаграждением.

Лучше всего не акцентировать внимание на самом поступке, а просто сказать малышу: «Ты — молодец!» — или, — «Давай завтра пойдем и купим тебе новую игрушку!» — без уточнения, за что именно.

Кстати, материальная компенсация вовсе необязательна, поскольку многим детям хватает одной моральной поддержки, и им гораздо важнее услышать слова одобрения от родителей, чем получить новую книжку или игрушку.

Если у малыша что-то не получается с первого раза, помогайте ему преодолевать трудности и бороться до нужного результата, ведь именно родительская поддержка будет для него лучшим стимулом к совершенствованию новых навыков. Научите кроху ставить перед собой цели и добиваться их, несмотря на сопутствующие сложности.

Самостоятельность

Примерно в четыре года у детей происходит основной этап формирования силы воли, когда малыш уже четко понимает, что такое «можно» и «нельзя», и уже умеет сознательно контролировать свое поведение.

Однако нельзя сказать, что дети этого возраста абсолютно со всем могут справляться без помощи взрослых, наоборот им часто требуется контроль со стороны родителей и подсказки, если что-то идет не так.

Не стоит постоянно давить на малыша словами «ты должен» и «ты обязан», поскольку слишком большое число обязательств вызовет у него желание избежать ответственности или даже стремление сделать все назло.

Разрешите малышу проявлять самостоятельность и настойчивость, а порой можете пойти и на небольшую хитрость: сначала запретить крохе что-то делать, а потом, под влиянием уговоров со стороны малыша, пойти ему на уступки, чтобы ребенок почувствовал, что он одержал маленькую победу. Это положительно скажется на укреплении его силы воли.

Виктория Грицук

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-vospitat-u-rebenka-silu-voli/

9 советов психолога, как развить у ребёнка силу воли

Воспитание силы воли у ребенка

Онлайн-курсов вокруг множество, а вот закончивших их — гораздо меньше. Мы знаем, что учиться можно всю жизнь, да вот беда, если перед нами не маячит экзамен, мы перестаём куда-то двигаться.

Уехать работать под пальмы сегодня просто, а вот соблюдать дедлайны, нежась в шезлонге у моря, гораздо сложнее. Сила воли становится основным качеством успешного человека.

Педагог и психолог Ирина Беляева рассказывает, можно ли её измерить и — самое главное — как воспитать её в ребёнке.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Что такое сила воли и откуда она берётся

Проявляя силу воли, человек воздерживается от нежелательных действий («я не буду») или предпринимает такие («я буду»), которые не приносят ему удовольствия и, даже наоборот, заставляют прилагать усилия (решить ещё 10 задач по алгебре или проплыть ещё 3 километра) для достижения цели («я хочу»).

Роберт Сапольски, нейробиолог из Стэнфорда, считает, что сила воли — биологический инстинкт, призванный защитить нас от нас самих и наших сиюминутных желаний. А раз это врождённое качество, то где-то в нашем мозгу должны быть структуры, которые управляют им.

 И они есть. За такие вещи, как способность удерживать цель, корректировать движение к ней, контролировать своё поведение, подавлять инстинктивные порывы, отвечает префронтальная кора головного мозга.

Её исполнительная функция — сознательный контроль мыслей, чувств и эмоций.

То, что в нас зашит механизм, который склоняет нас выбирать более сложные задачи и защищает от самих себя и сиюминутных желаний, — хорошая новость. Но ещё радостнее знать, что мы можем влиять на работу этого механизма, делать себя сильнее и в итоге — счастливее.

Время, когда мы обсуждали, предопределяет ли размер мозга нашу гениальность, позади. Мы можем выращивать свой мозг, выполняя определённые упражнения

Префронтальную кору можно укрепить как бицепс или мышцы пресса, и, хотя результаты не будут заметны невооружённым глазом (к счастью, у нас есть МРТ), наша жизнь может измениться кардинально.

Почему нельзя закалять волю с рождения

Воодушевлённые новым знанием родители могут броситься закалять характер ребёнка буквально с рождения, но существуют законы природы, которые мы не можем обойти. В дошкольном возрасте нейронные связи в префронтальной коре только формируются, поэтому дети до 6-7 лет практически не способны к самоконтролю. Им нужна помощь взрослого.

Мы можем уже в раннем детстве обеспечить ребёнку максимально благоприятные условия для развития мозга. Внимательное отношение, регулируемый стресс, отклик на его желания, уважение к чувствам и настроению, предсказуемое окружение — всё то, о чём нам рассказывает теория привязанности, вкупе со здоровым образом жизни обеспечивают идеальные условия для развития мозга, а значит, и силы воли.

Получается парадокс. Хотите вырастить героя со стальной волей? Носите его на руках, будьте рядом, позволяйте плакать и утешайте в раннем детстве. Следующим шагом будет изучение и приручение чувств.

В возрасте 3-6 лет мы вместе с детьми погружаемся в океан эмоций и пытаемся научиться в нём жить, плыть и даже управлять течениями. И лишь после этого этапа стоит серьёзно заниматься прокачкой воли.

Сила воли — это мышца, которую можно нарастить

Важно помнить два основных правила тренировок: чтобы достичь успеха, заниматься нужно регулярно. Будут взлёты и падения, но в целом именно регулярность даёт устойчивый рост.

При этом чрезмерные нагрузки показывают противоположный результат. Усталое тело сложно заставить заниматься спортом, и любой спортсмен будет заботиться о своём здоровье и режиме. То же самое с мозгом.

Усталая психика не может напрягаться.

Если вы хотите закалять волю, следите за тем, чтобы избегать стрессов, высыпаться и быть в хорошей физической форме

Если у ребёнка хронический стресс из-за напряжения в школе или неурядиц в семье, сначала важно восстановить гармонию, а потом думать обо всём остальном. Вы же не будете обливать ледяной водой и отправлять бегать по снегу человека с бронхитом?

Если мы уверены в своей хорошей психической форме, можно переходить на следующий этап: наращивать нейронные связи, использовать новые ментальные установки, прибегать к лайфхакам, помогающим управлять собой, и уверенно идти к цели.

1. Расскажите ребёнку, что такое сила воли и для чего она нужна

Выберите цель — предложите несколько или спросите у него, чему он хочет научиться. Определите срок достижения цели и то, как вы будете измерять успех. Простой чек-лист на неделю или месяц творит чудеса. Расскажите, что иногда будет сложно и предложите варианты, как бороться с трудностями, поддерживайте и любите.

Поймите, что всё желаемое, всё, чему он хочет научиться, уже есть в вашем ребёнке. Осталось только пробудить и раскрыть эти умения и навыки. В нас всегда скрыто больше, чем видно снаружи и даже чем мы думаем сами. Помогите внутренней силе выйти наружу, и ваши дети поймут: в этом мире для них нет ничего невозможного.

2. Научите ребёнка мыслительным упражнениям

Оказывается, существуют несложные мыслительные упражнения, которые позволяют увеличить мозг. И заниматься ими можно с раннего детства (в садах США, Европы и даже России начинают с 4-5 лет). Этот подход известен под названием майндфулнесс, или «управление вниманием».

По сути майндфулнесс — техника восточной медитации, но освобождённая от какого-либо философского или религиозного налёта. Осознанное управление своим вниманием помогает противостоять тому, что отвлекает нас изнутри (мысли, желания, чувства) и снаружи — звуки, запахи, люди, образы.

Согласитесь — важное умение для любого школьника.

В сети легко найти десятки упражнений, но начать можно с самого простого — с фокусировки на своём дыхании. Заведите себе и ребёнку «дыхательного друга» — это может быть небольшая мягкая игрушка. Положите её ребенку на живот и предложите сделать глубокий вдох — так, чтобы живот поднялся, и медленный долгий выдох: «дыхательный друг» будет подниматься и опускаться вместе с животом.

Здорово, если выдох будет примерно в два раза длиннее вдоха, — это снижает вариабельность сердечного ритма и приводит нас в состояние покоя и сосредоточенности.

Но можно и просто дышать в том ритме, который комфортен. Важно постоянно ловить ускользающий луч внимания и направлять на дыхание.

Это простое упражнение не только поможет растить кору мозга, но и сослужит вам и детям хорошую службу в стрессовых ситуациях.

Сила воли предполагает, что человек будет проходить испытания и справляться с вызовами, не имея немедленного позитивного подкрепления. Если вы уверены, что в итоге получите то, чего хотите — бороться за это гораздо проще. Кэрол Дуэк в своей книге «Гибкое сознание» подробно рассказала, как именно ментальные установки влияют на успех детей в учёбе и в жизни.

Установка на данность: «тебе дано», «тебе не дано», «ты — математик, актёр, художник, неудачник» — путь в никуда. Важно постоянно транслировать детям установку на рост. Если сегодня у тебя 18 ошибок в сочинении, значит тебе есть куда расти и ты не боишься браться за сложные задачи. А если у тебя всегда только пятёрки, может быть, ты просто не пробовал сделать что-то по-настоящему сложное.

4. Заставьте ребёнка поверить в успех и в себя

Ошибки помогают лишь тем, кто в себе уверен. И это как раз задача родителей: выстроить обратную связь с детьми так, чтобы они любили свои ошибки, легко принимали вызов, знали, что могут всё. Вопрос лишь во времени и усилиях.

Психологи называют это самоэффективностью — уверенность в своей способности изменить ситуацию к лучшему и достичь цели.

Если ты веришь, что у тебя есть навыки и задатки для достижения желаемого и продвижение к успеху зависит от тебя, а не от окружающих условий, то ты скорее склонен делать то, что неприятно и тяжело.

Многие считают, что самоэффективность важнее мотивации. Какой смысл хотеть, если ты не веришь, что сможешь получить это? Классический путь к повышению самоэффективности: поставить цель, приложить усилия, тренироваться, получить обратную связь.

И это совсем не обязательно должны быть школьные успехи. Даже наоборот, спортивные достижения или прикладные умения более наглядны, чем продвижение по академической лестнице.

Возможно, вы учитесь садиться на шпагат, кататься на лыжах или плести макраме, важно, чтобы результат был налицо и вывод «я — смогу, если приложу усилия» напрашивался сам собой.

В подобных упражнениях помогут различные чек-листы, моральная поддержка, напоминания и фиксация промежуточных результатов. Сила воли — мышца. Прокачав её в сфере, которая доставляет удовольствие и радость (будь то футбол или пение по нотам), вы сможете использовать этот потенциал при подготовке к ЕГЭ.

5. Правильно поддерживайте ребёнка

В любых тренировках бывают взлёты и падения, и сила воли не исключение. Это — нормально, это — жизнь.

Но как мы реагируем на неудачу? Вчера казалось, что дочь так искренне приняла решение делать уроки до проверки мессенджеров, а сегодня она снова сидит в телефоне уже второй час, хотя учебники даже не доставала.

Ну, конечно, она хотела только на минуточку заглянуть и вдруг оп — пролетело два часа. Хочется рассказать ей всё, что по этому поводу думаешь, обвинить в безволии, нарушении договора, пригрозить страшным будущим дворника. Но именно это делать не надо.

Келли Макгоникал в своей книге «Сила воли. Как развить и укрепить» описывает эффект «какого чёрта».

Все мы срываемся, но если при этом ругаем себя и обвиняем в неспособности следовать задуманному, часто следующей мыслью идёт: «Какого чёрта! Я уже съел пирожное, можно приняться и за торт!». То же самое и в случае с уроками: «Мама будет ругать в любом случае — можно доиграть эту миссию».

«Я уже не успею сделать весь английский, так зачем браться за домашнее чтение». Да, я такой, а раз я такой, то нет смысла стараться прыгнуть выше головы — всё равно ничего не выйдет.

Что можно сделать? Для начала выйти и подышать, а когда успокоитесь, вернуться и мягко напомнить, что дочь вроде бы собиралась поступать иначе. Да, сорвалась — бывает, но это нестрашно, важно просто начать сначала. Ну и, может быть, выключать звуковые уведомления на телефоне.

6. Напоминайте о цели, когда хвалите

В той же книге Макгонигал описывает эксперимент, в ходе которого проверяли, как изменение фокуса внимания влияет на наше поведение. Исследователи общались с женщинами, которые хотели похудеть.

После недельной работы над собой в спортзале одних хвалили, подчёркивая их заслуги и тяжёлый труд, вторым же напоминали о цели. Им говорили, что результат — стройная фигура — для них, очевидно, важен, раз они готовы так много тренироваться.

После этого разговора женщинам предлагали выбрать булочку или фрукт.

Те, кого хвалили за тяжёлый труд, чаще выбирали сладкое («я имею право на награду!»), чем те, кому напомнили о цели

То есть когда после очередной победы дочки на математической олимпиаде хочется воскликнуть «Ты — математический гений! Супер!», то стоит добавить и другое. «Такой результат показывает, что ты неплохо поработала, ведь для тебя важно твоё продвижение в алгебре».

А что делать, если ребёнок занял последнее место? Тогда можно сказать: «Ты принял вызов и пошёл туда, где тебе сложно, и есть место для роста. Это — мужественное решение. Если будешь продолжать в том же духе, ты добьёшься успеха и получишь всё, что хочешь».

Очень часто мы принимаем неверные решения из-за того, что обещаем себе начать новую жизнь только с января или понедельника. Сегодня можно позависать в , просматривая любимых стримеров, а к экзамену начать готовиться завтра.

Это нормальный подход, но он ведёт в никуда. За день до экзаменов вдруг обнаруживается, что весь последний месяц был отдан , а не геометрии. А раз время безвозвратно упущено, значит, и этот последний день можно провести в сети, ведь «перед смертью не надышишься». Типичная история. Важно просто знать об этом и рассказывать детям.

Попробуйте договориться учиться меньше — полчаса, двадцать минут, но ежедневно. Предложите ребёнку заниматься зарядкой по утрам всю неделю ровно столько, сколько он сделает в понедельник.

Пусть это будет десять приседаний и два отжимания, но ежедневно.

Секрет искусства маленьких шагов не в том, чтобы совершать глобальные подвиги, а в том, чтобы уметь вводить новые полезные привычки в повседневную жизнь.

8. Не забывайте напоминать про успех в итоге

Если отчётливо представлять себя за фортепьяно в Карнеги-холле, возможно, ежедневные упражнения будут не столь утомительны. Вообще при определении цели помогает увидеть и подробно описать, что мы получим в результате. Заветный пьедестал, способность легко говорить на новом языке и поездка в любимую страну, поступление в школу мечты, главная роль в пьесе?

Чем чётче мы увидим свершившееся, тем легче нам будет поверить, что это возможно. Наша самоэффективность возрастёт.

Помогает и предвкушение награды: все знают о силе и опасности дофамина (Гормон, который вырабатывается в больших количествах во время положительного опыта — к примеру, секса или приёма вкусной пищи. — Прим. ред.

), но он вполне может стать нашим другом, если, выполняя необходимые рутинные задачи, мы предвкушаем приз. У каждого это может быть что-то своё — компьютерные игры, мультики, футбол с друзьями, болтовня с подругой.

9. Подавайте пример и начните с себя

Мы созданы так, что невольно подражаем окружающим. То есть, если в семье приняты утренние пробежки, хайкинг и спортивные игры в выходные, а по вечерам все что-то учат или творят — с большой долей вероятности ребёнок подхватит этот «вирус».

Так что и тут работает универсальный совет: «Хочешь научить чему-то ребёнка, начни с себя». Но даже если вдруг у вас нет времени или сил на подобный образ жизни, отчаиваться рано. Можно найти хорошую компанию: кружок, секцию, школу в конце концов.

Спортивные занятия считаются универсальным и самым эффективным способом тренировки воли, так как в них легко ставятся цели, определяются шаги к их достижению и измеряется результат. Но и тут важно не переусердствовать.

Вдохновляют нас на подвиги не только соседи и папа, но и супергерои (подробнее об этом рассказывает Джейн Макгонигал в книге SupperBetter) или кумиры, с которыми мы никогда не встречались, но хотим быть на них похожи. Важно, чтобы образ героя в нашей голове имел очень ясные очертания.

Определившись с примером для подражания, хорошо бы понять, какое именно его качество вы хотели бы развить в себе. Скорее всего, оно уже есть в вас, но просто пока спит. Мысли о любимом персонаже и том, как он поступит в той или иной ситуации, могут серьёзно поддержать в момент сомнений.

Иллюстрации: Shutterstock (Maria Skrigan)

Источник: https://mel.fm/psikhologiya/9081426-willpower

Как «подружить» ребенка с силой воли

Воспитание силы воли у ребенка

Какой он, безвольный ребенок? Идет по жизни «без руля и ветрил», без особых дум и даже планов на ближайшие часы. Он знает только слово «хочу», но не понимает, как именно достичь желаемого, а потому вял и нерешителен.

Он отступает назад, столкнувшись с малейшим затруднением. Все это многие родители списывают на особенности возраста и характера малыша, упуская один из самых важных этапов его развития, — формирование силы воли и мотивации.

Как же воспитать волевого ребенка?

Почему так важно развивать силу воли у детей

Сила воли — черта характера человека, в зависимости от уровня которой он может управлять своей психикой и поступками. [1] Это мощная, неисчерпаемая энергия, направленная на достижение определенного результата.

Воспитание воли в ребенке — это часть гармоничного развития личности. Он учится управлять своими эмоциями, действиями и поведением, становится более уверенным в себе, решительным и усидчивым. Эти качества пригодятся малышу уже в первом классе школы. А во взрослой жизни целеустремленность и выдержка помогут достигать поставленных целей. [2]

Развитие и воспитание воли у детей: когда начинать?

Сила воли — не врожденная, а приобретенная черта характера. Когда начинать развитие волевых качеств у ребенка? Не стоит надеяться, что малыш по щелчку пальцев станет целеустремленным. Потребуется время.

С раннего возраста нужно обеспечить ребенку максимально благоприятные условия для воспитания силы воли. Это не означает, что родители должны с пеленок «закалять» малыша в попытке научить его быть дисциплинированным и исполнительным. Но планомерное развитие положительных качеств даст свои плоды уже к 7-8 годам, когда ребенок пойдет в школу.

В возрасте 3-х лет у детей проявляется важное качество, имеющее прямое отношение к силе воли, — самообладание.

Они учатся сдерживать свои эмоции — не устраивать истерики, если родители отказываются купить очередную игрушку, или спокойно стоять в очереди у кабинета врача.

Малыши пока не понимают необходимости прилежного поведения — скорее, они стараются держать свои эмоции под контролем, поскольку боятся неодобрения родителей. Но это уже неплохое начало длинного пути.

В возрасте 4-7 лет дети уже умеют контролировать свое поведение и понимают, что такое «можно» и «нельзя». У ребенка развиваются полезные волевые привычки и индивидуальные черты характера — ответственность, настойчивость, дисциплинированность. Считается, что именно младший школьный возраст — основной этап формирования силы воли. Дальше это качество характера активно развивается. [3]

Рекомендации психологов о том, как воспитать силу воли у ребенка

«Наверное, я что-то упустила в воспитании своей дочери, у меня опускаются руки. Ей 8 лет (2-ой класс гимназии), но она уже сейчас во всей красе показывает свой характер. Дочь совсем не хочет учиться и ничем, кроме соцсетей в интернете, не интересуется. Уроки делает только со мной.

А когда у меня дела, может спокойно пойти на следующий день в школу, не выполнив ни одного задания. Говорит, что ничего не понимает, и вообще «эти задачки по математике — скука». Наняли репетитора, чтобы улучшить успеваемость и исправить оценки, но даже он не помог. Раньше дочь любила рисовать, но сейчас альбом с красками пылится где-то в шкафу.

Учителя дают большой список внеклассного чтения. Но дочь видя, что в книге много страниц, откладывает ее подальше. Пробовали ходить в танцевальную студию, но уже после второго занятия, дочка сказала, что ей не нравится и «там все сложно». Не знаю, как развить в своем ребенке целеустремленность и силу воли.

Неужели до старших классов придется сидеть с дочерью за партой и все контролировать, чтобы из школы не выгнали?»

— Анастасия, мама 8-летней Вики

Развитие силы воли — не попытка вырастить ребенка-супергероя со «стальными» нервами, запрещая ему плакать и как-то показывать свою слабость, разрешая «идти по головам» в достижении собственных целей. Развитая воля и целеустремленность — это желание и умение преодолевать трудности, уверенность в себе, позитивный взгляд на окружающее. Что делать, если ребенок растет безвольным?

Психологи дают родителям следующие рекомендации по воспитанию силы воли у детей:

Главное оружие против безволия — дисциплина. Многим детям дошкольного и младшего школьного возраста четкий режим дня помогает быть более ответственными, организованными и сосредоточенными на важных делах. Наглядная временная сетка с расписанием приемов пищи, уроков и секций воспитывает волю в «автоматическом режиме».

Составить вместе с ребенком грамотный распорядок дня — только половина дела. Родители должны отслеживать расписание не от случая к случаю, а систематически. Важно гибко и ненавязчиво контролировать деятельность малыша, хваля и давая полезные советы.

Одно из негативных качеств безвольного ребенка — нежелание завершать начатое.

Непонимание задачи, сложности в достижении цели, лень — может быть масса причин, которые побуждают малышей бросать дела незавершенными.

Недостроенный кукольный домик из конструктора — не самое худшее, что может быть. Гораздо серьезнее, когда ребенок отказывается самостоятельно делать уроки, ссылаясь на их сложность.

Родителям стоит приучать ребенка к тому, что любое начатое дело должно быть закончено. В процессе обучения в школе ему это пригодится. Маме и папе придется активно помогать. Но раз за разом ребенок, пусть не по своей воле, а побуждаемый родителями, привыкает к тому, что без усилий у него ничего не получится.

Безвольные дети часто «страдают» разгильдяйством. Они рассеяны, непунктуальны, несобраны, неусидчивы. Это негативно сказывается на успеваемости школьника.

Уже в младших классах ребенок должен понимать, что учеба — это его обязанность. Только он, а не мама с папой, в ответе за полученные оценки. Это развивает дисциплину и высокий уровень ответственности.

Да, родители должны контролировать выполнение ребенком домашних заданий и его внеурочное расписание, при необходимости помогая ему.

Но нельзя допускать, чтобы ребенок отстранялся от своих прямых обязанностей, перекладывая на маму и папу выполнение уроков.

«Из-под палки» заставлять ребенка что-либо делать — это не воспитание волевых качеств у ребенка, а подавление его личности. Вместо этого родителям лучше организовать жизнь малыша таким образом, чтобы у него была мотивация к достижению поставленных задач. В идеале ребенок сам должен хотеть преодолевать преграды и достигать целей.

Родителям важно научиться правильно мотивировать ребенка. И это не карманные деньги за выполненную по дому работу. Необходимо объяснить малышу, какую пользу он получит по завершению дела: выученные уроки делают умнее; занятия в спортивной секции прибавляют физическую силу; порядок в комнате настраивает на продуктивные занятия; опрятный внешний вид повышает шансы завести новых друзей.

Человек, который не верит в свои силы или не догадывается о своих достоинствах, не может проявлять силу воли. Задача родителей — воспитать в ребенке уверенность в себе. Это качество характера очень пригодится ему во взрослой жизни.

Малыш растет уверенным в себе, если в семье доверительные отношения. Он не должен бояться гнева родителей. Когда мама и папа выказывают одобрение и всячески поощряют любые начинания, ребенку проще идти к поставленной цели. А если та или иная задача решена, важно похвалить малыша за успехи. Он должен знать, что славно поработал и это принесло пользу.

Постоянная критика «во благо», нравоучения, строгие запреты и наказания — не самые подходящие методики для формирования уверенности в себе и силы воли.

Порой сами родители культивируют в ребенке безответственность и отсутствие стремления к выполнению поставленных задач. У всех мам и пап стоит цель сделать так, чтобы их любимое чадо ни в чем не нуждалось. Но ситуация порой выходит из-под контроля.

Видя, что у ребенка что-то не получается, мама сразу спешит ему на помощь. Она наперед знает, что для ее малыша лучше, не давая ему самовыражаться и справляться самостоятельно. Дети привыкают к этому. Они начинают думать, что родители «сами все сделают».

Отсюда и полное отсутствие воли вкупе с комплексом неполноценности.

Чтобы ребенок рос уверенным в себе, хотел и умел достигать поставленных целей, ему нужно давать свободу действий. Нельзя делать за ребенка то, что он вполне может сделать сам, — завязывать шнурки на ботинках, выполнять домашние задания, собирать портфель в школу и др.

Терпение — одна из составляющих силы воли. Это важное качество личности, которое закаляет характер. И его лучше развивать в ребенке одним из первых. Малыш должен понимать, что иногда нужно терпеливо подождать, прежде чем решительно действовать дальше. Терпеливые дети более усидчивы и сосредоточены на деле.

Терпеть трудно. Бесполезно объяснять ребенку, что подождать пару часов до предстоящей прогулки с друзьями — сущий пустяк. Даже взрослые не всегда бывают терпеливы, нервно реагируя на длинные очереди в магазинах и пробки на дорогах.

Для тренировки у детей младшего и среднего возраста понятия «подожди и получишь результат» прекрасно подойдут домашние опыты. Например, можно попробовать вырастить кристаллы из соли или прорастить семена любого растения.

В развитии силы воли и упорства даже неудачи бывают полезны. Важно объяснить ребенку, что «промах» — это не повод отступать от цели, а отличная мотивация проделать работу над ошибками и стать лучше. Отрицательный опыт — тоже опыт. Он учит ребенка не бояться сложностей.

Если ребенка постигла неудача (неважно — плохая оценка в школе или третье место на математической олимпиаде), родителям важно поддержать его и показать позитивный настрой. Малыш должен понимать, что трудности преодолимы.

Родители могут упустить важный момент, когда легче всего развить волю у ребенка, думая, что «малыш еще успеет столкнуться с трудностями, пусть отдыхает». А сами дети быстро привыкают к тому, что родители не требуют от них дисциплины и достижений, становясь безвольными.

Это напрямую отражается на успеваемости в школе — ребенок неусидчив, ведом, не признает авторитетов в лице учителей, ни к чему не стремится, не может самостоятельно делать уроки. В трудном подростковом возрасте все только усугубляется.

Развить силу воли у ребенка, если на это изначально не делался акцент в воспитании, родителям будет сложно. Поэтому не стоит откладывать эту задачу на потом.

Одна из эффективных методик воспитания силы воли у детей — технология модификации поведения 7Spsy. Программа основана на научных теориях И. П. Павлова, Б. Ф. Скиннера, А. А. Ухтомского и др.

Курс поможет ребенку изменить патологическую модель поведения, которая мешает ему быть более усердным в учебе и решительным в достижении целей. У него сформируются позитивные установки, развивающие силу воли.

Школьник научится воспринимать мелкие неудачи как призыв к более активным действиям, а не как повод для капитуляции.

Курс рассчитан на 2-6 недель. Ребенок проходит тренинг самостоятельно в дистанционном режиме, психолог поддерживает его по телефону и e-mail, в онлайн-чатах. Участие в программе конфиденциально — учителя и друзья ребенка не узнают, что он проходит программу модификации поведения.

Помогая своему ребенку развить силу воли, вы дарите ему успешное будущее, в котором он сам будет создавать свою судьбу.

Источники:

  1. «Детская психология», 2006 г., Е. О. Смирнова
  2. «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы», 2005 г., Н. И. Вьюнова
  3. «Личность и ее формирование в детском возрасте», 1968 г., Л. И. Божович

Источник: https://7spsy.com/blog/kak-podruzhit-rebenka-s-siloy-voli

Как воспитать силу воли у ребенка?

Воспитание силы воли у ребенка

Почти все родители хотят, чтобы их дети, после того как вырастут и станут самостоятельными, были целенаправленными, ответственными и дисциплинированными, но в большинстве случаев достичь этого весьма и весьма сложно. Ребенок, как назло, отличается неусидчивостью и не может длительное время заниматься одним занятием.

Малыш покидает начатое дело буквально через несколько минут и никогда не придерживается своих обещаний. В таком случае принято утверждать, что у ребенка нет силы воли.

Давайте выясним, какие существуют методики для воспитания силы воли у ребенка? Как научить ребенка управлять собой в различных жизненных ситуациях?

Сила воли у детей

Бывают задатки силы воли у детей?

Сила воли не относится к черт и качеств, присущих людям от рождения. Эти характеристики нужно самостоятельно воспитывать.

После рождения детей нет никаких привычек, они их получают впоследствии, во время ознакомления с окружающей средой.

Новорожденные дети еще не умеют управлять собой и своим поведением, но после ряда проб и ошибок они постепенно начинают осознавать, как управлять своими привычками и действиями.

Первый опыт управления собственным поведением приходится на возраст от 3 до 5 месяцев. В этот период ребенок впервые чувствует, что желание диктует ей какие действия нужно сделать. Например, дети впервые самостоятельно пытаются трясти погремушкой, которое держат в руках.

При этом ребенок четко осознает, что погремушка выдаст звук только после прикосновения к нему, а в противном случае звука не будет. Услышав звуки, понравились малышу, он начинает повторять те движения, которые привели к возникновению звука.

Собственно такие попытки управления собственным поведением отдаленно можно назвать волевыми задатками. Хотя правильнее будет их назвать условными рефлексами.

Нужно помнить, что дети по-разному проявляют такие задатки. Одни дети во время прогулки ведут себя достаточно спокойно, а другие могут устраивать ужасные истерики, если их пытаться посадить в коляску. Одни дети самостоятельно едят кашу, а других необходимо уговаривать или заставлять. То же касается и составления игрушек.

Различия поведения детей в таких случаях можно объяснить различными свойствами нервной системы. Однако, поведение малыша в этот период времени не означает, что он таким и останется в будущем.

Просто родители должны учесть, что для воспитания у ребенка силы воли, самостоятельности и настойчивости необходимо найти к ребенку индивидуальный подход.

Воспитание самоконтроля у ребенка

Когда ребенку уже почти два года, у него формируется такая важная черта характера, как самоконтроль. Это качество имеет непосредственное влияние на силу воли.

Ребенок начинает учиться сдерживать эмоции, когда ей хочется плакать – она содержится, если ей нравится новая игрушка – она не требует купить эту игрушку, хотя все это происходит под влиянием родителей.

Тем не менее, дети в таком возрасте еще не осознают, чем именно вызвана необходимость в таком сдерживании. Они стараются держать себя в руках только ради требования или просьбы родителей.

Для того, чтобы самоконтроль со временем превратился в силу воли, родители должны объяснить ребенку, что существуют определенные нормы поведения между людьми и дома.

Кроме этого, следует указать, что именно нужно и можно делать, а что запрещено даже если этого очень хочется. Здесь очень важно объяснять малышу все это в очень лояльной форме, без давления и жесткости.

Просто следует поговорить с ребенком и спокойно ей все это объяснить.

Важность поддержки и поощрения

Когда ребенку исполнилось всего три года, она все еще будет подчиняться своим эмоциям, ведь мотивация большинства действий еще пока ей непонятна.

И если мама объяснит, что при посещении стоматолога нужно не плакать, а терпеть боль, ребенок будет стараться так делать.

Но когда малыш увидит, что у другого ребенка, который плакал и сопротивлялась в кресле зубного врача, красивая игрушка, он не сможет понять, почему так происходит. Поэтому при следующем посещении врача он может и не сдерживаться.

В таких случаях родители должны проявить максимальную выдержку и терпение. Им необходимо объяснить ребенку, что сдерживание необходимо не ради какой-то выгоды, а исключительно для формирования собственного характера.

Тем не менее, поддержка и поощрение ребенка очень важными факторами, хотя в этом нужно знать меру, ведь положительные действия малыша будут связаны с определенной вознаграждением.

Поэтому делать акцент на определенном положительном поступка не нужно, а всего лишь пойти на следующий день в магазин и купить красивую игрушку, без уточнения, за что именно ребенок ее заслужила.

Следует отметить, что компенсация действий ребенка с материальной стороны не всегда играет важнейшую роль. Для многих детей моральная поддержка родителей и близких куда важнее игрушки и другие материальные ценности.

Если даже у ребенка с первого раза не получается удержаться от того или иного действия, не нужно злиться и нервничать.

Терпение и объяснения помогут малышу преодолеть все трудности, в конечном итоге повлияет на общее формировании силы воде у ребенка.

Как воспитать самостоятельность у ребенка?

Основа силы воли у детей начинает формироваться примерно в возрасте от 4 до 5 лет. Это основной этап, на котором дети уже четко осознают слова “нельзя” и “можно”, и более-менее могут контролировать свои действия и поведение.

Тем не менее, не следует считать, что в таком возрасте ребенок уже способен самостоятельно справиться со своими эмоциями и поведением без помощи родителей и взрослых.

Наоборот, контроль со стороны будет играть еще более важную роль, чем это было в более раннем возрасте.

Основное никогда не давить морально ребенка, применяя такие слова, как “обязан”, “должен” или “должен”. Избыточное количество возражений, запретов и обязательств будут формировать у ребенка желание избегать ответственности за свои действия и делать все наоборот. Очень важно воспитать у ребенка самостоятельность.

Этого можно достичь незначительными уловками. Сначала ей можно запретить определенные действия и поступки, а затем, под влиянием просьб со стороны ребенка, пойти на определенные уступки.

В таких случаях малыш почувствует свою победу и важность своей точки зрения, что положительно повлияет на воспитание силы воли у ребенка.

Источник: https://znaxar.top/kak-vospitat-silu-voli-u-rebenka/

Для родителей
Добавить комментарий