Вредные детские привычки: откуда что берется

Вредные детские привычки: откуда что берется?

Вредные детские привычки: откуда что берется

26.01.2016

Перестань ковырять в носу! Не грызи ногти! Ну сколько раз можно повторять!..

Вот так  родители пытаются бороться с вредными привычками ребенка. А то ещё и по рукам дадут. А ведь у каждого из нас есть свои достоинства и недостатки, и, конечно, вредные привычки, от которых мы всю жизнь обещаем себе избавиться.

Но, оказывается, они есть не только у взрослого сформировавшегося человека, но и у детей тоже!

Привычка, как таковая, – это повторяющееся действие, некий ритуал, который человек, выполняет, чтобы успокоиться, отвлечься, привлечь внимание или помочь себе справиться со сложными или неприятными ситуациями. Причем, часто это действие происходит даже непроизвольно.

А чем может быть вызвано появление вредных привычек у детей?

– Они могут быть результатом подражания (взрослым, другим детям и даже мультяшным героям или персонажам детских книг);

– итогом стрессовых ситуаций (в семье, в общении со сверстниками) или от недостатка внимания  и понимания со стороны близких;

– следствием психологических и неврологических проблем.

Некоторые дурные привычки, как ни странно, нормальны для детского развития. Например, обзываться и отмахиваться («Иди ты!», «Сам дурак!»), бить и кусаться.

Как правило, это заканчивается с взрослением.

Бывает и так, что вредная привычка становятся способом справиться с нервозностью, страхом, неуверенностью в себе, внутренним беспокойством.

Часто это последствия отсутствия внимания, эмоционального контакта с близкими людьми. Когда ребенок предоставлен самому себе, он ищет способ справиться со своими переживаниями.

Но поскольку он ещё мал, то эта помощь себе выражается в обгрызании ногтей, например. Причем, ребенок даже не фиксирует, что он делает что-то не правильно.

(Взрослые тоже автоматически грызут ногти в момент стресса).

Атмосфера доверия, уважения и любви в семье поможет предотвратить развитие таких вредных привычек у ребенка.

Хорошие, плохие и бесполезные привычки.

От шарканья ногами при ходьбе, ерзанья на стуле, прилюдного выпускания газов, ковыряния в носу, игры с волосами, драчливости, употребления ругательств и слов-паразитов («значит», «че», «прикинь», «ну») при правильном воспитании не останется и следа.

Будьте внимательны, когда такие привычки живут дольше нескольких месяцев: выходя за рамки допустимых по возрасту, они могут стать причиной падения самооценки и трудностей в общении, а некоторые к тому же просто опасны для здоровья.

К примеру, сосание большого пальца вредит формированию прикуса, а ковыряние в носу чревато ранками, кровотечениями и даже повреждением тонкой носовой перегородки.

Иногда ребенок может бить себя, дергать за волосы, до крови кусать губы или внутренние стенки щек, отрывать заусенцы вокруг ногтей, сильно скрипеть зубами, называть себя дураком, неудачником и другими критикующими словами, в сильном эмоциональном состоянии ломать свои игрушки.

В таких случаях, возможно, лучше обратиться за помощью к психологу и вместе разобраться в причинах такого поведения.

Терпение и труд.

Что делать, когда вы замечаете , что у ребенка появилась «дурная» привычка? Как говаривал Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие!»

Прежде всего, определимся с тем, как поступать ни в коем случае не нужно.

Нельзя ребенка ругать и наказывать, смеяться над ним, критиковать и резко одергивать, особенно в общественных местах: стыд, угрызения совести, и тревога могут только закрепить негативную модель поведения.

Еще один тупиковый путь – манипуляции и ультиматумы («Если я увижу, что ты это делаешь, я отберу у тебя  айпад» и далее варианты).

В большинстве случаев такие меры приносят больше вреда, чем пользы. Почему? Да потому что сила воли у маленького человечка развита еще недостаточно, и четко контролировать свои действия он пока не может. Потому слова: «Так делать нельзя» и «Это нехорошо – не делай так больше» могут заставить малыша испытывать чувство вины и даже замкнуться в себе.

Справиться с вредными привычками можно в любом возрасте. Но в детстве это сделать легче: психика маленького ребенка достаточно гибкая, и, если родители находят верную позитивную стратегию борьбы, привычка постепенно забывается.

7 приемов эффективной борьбы с вредными детскими привычками.

1. Начните с увеличения количества заботы и внимания. Не будьте с ребенком чересчур строгими и авторитарными. Не нагружайте сверх меры – ни умственно, ни физически.

Не раздражайтесь на него, не запугивайте и не наказывайте.

Напротив, постарайтесь обеспечить максимум позитивных впечатлений: от искреннего интереса и тактильного контакта («обнимашек»),  до вкусной еды и теплых ванн с громадными шапками пены.

2. Боритесь с привычкой, а не с ребенком! Как правило, дурные привычки – близкие соседи некомфортного психологического состояния. Постарайтесь понять, что лежит в основе привычки, и вам станет более-менее понятно, как с ней справиться. Если позволяет возраст, обязательно говорите с ним о том, что его тревожит, что ему не нравится, и пробуйте это устранить.

А если ребенок еще маленький, старайтесь непринужденно переключать его внимание, отвлекать, при этом спокойно и незаметно останавливая нежелательное действие.

Выбирайте время и создавайте атмосферу для доверительных бесед, понятным языком рассказывая ребенку о естественных последствиях его «вредных» действий (в детском саду с забиякой или ябедой не будут дружить).

Постепенно малыш должен понять как последствия вредной привычки, так и преимущества ее отсутствия,  и самостоятельно принять правильное решение. Конечно, здесь нельзя давить и торопиться.

3. Один из эффективных способов победить вредные привычки – это искреннее позитивное подкрепление поведения ребенка в те моменты, когда он справляется с ними.

Кроме словесного одобрения, можно, например, сделать и повесить на видном месте красивый листок, куда в случае успеха вы вместе будете крепить наклейки с его любимым персонажем из мультфильма. Дайте ребенку почувствовать, что вы гордитесь его маленькими победами!

4. Научите его выражать свои негативные эмоции и снимать напряжение.

Довольно часто именно потому, что они не умеют (или боятся) показывать свое раздражение, злость или нетерпение, дети, например, начинают обкусывать ногти.

Устраивайте шуточные бои подушками, рвите газеты, месите тесто или пластилин, рисуйте ладошками абстрактные полотна – делайте что угодно, чтобы в игровой форме справиться со стрессом и агрессией.

5. «Забудьте» о вредной детской привычке: не говорите о ней вслух и не фиксируйте на нежелательном действии внимание ребенка («А ну-ка перестань!», «Опять за свое?!», «Немедленно прекрати!»). Поверьте, многие вредные детские привычки умирают в зачатке, если их игнорировать! Лучше чаще говорите ребенку о его достоинствах.

6. По возможности подкрепляйте свое намерение практическими решениями.

Грызет ногти? Коротко обстригайте их. Слюнявит рукава пижамы? Надевайте короткую футболку и оставляйте дверь в детской полуоткрытой, чтобы малыш мог видеть полоску света, или включайте ночник.

Повторяет плохие слова? Введите кодовое слово (например, «ой!»),  и когда их накопится больше десяти, пусть последуют «штрафные санкции». Насколько возможно, ослабьте «провоцирующие» элементы: спрячьте подальше смартфон или отдайте планшет «в ремонт», не покупайте много шоколада, сделайте некомфортным сидение за компьютером.

7. Но все усилия будут напрасными, если вы сами являетесь носителями привычек, которые являются не слишком удачным примером для детей, будь то неаккуратность, невежливость или курение.

В этом случае нужно первым делом разобраться со своими привычками.

Стоит ли удивляться, что ребенок изумленно смотрит на вас, когда вы ругаете его за то, что он разбрасывает свои вещи, если папа, приходя с работы, делает то же самое?

Юлия Крюкова, психолог-консультант, психотерапевт.

Часто на консультациях я слышу просьбу: «В поведении моего ребенка такую-то привычку надо искоренить, причем срочно!»

Хотела бы порекомендовать разбираться пошагово. Есть привычки, которые ребенок бессознательно «создает» себе в помощь. Например, груднички, годовалые детки и даже ребята постарше могут сосать палец или уголок пододеяльника или прибегать к самораскачиванию, чтобы «доуспокоиться» (накричали, не успокоили, когда заплакал ночью).

Есть привычки-протесты. В семьях с большим количеством правил и ограничений у ребенка может появиться желание брать игрушки и вещи других детей.

В принципе у любого ребенка может возникнуть соблазн прикоснуться к чужой игрушке или сладостям. Но один сумеет не поддаться импульсу: сам с собой договорится, расскажет про понравившееся «что-то» родителю, попробует поменяться игрушками…

Такой вариант показывает, что в семье не нарушены границы ребенка, что в процессе своего взросления он научился себя поддерживать, когда что-то является недоступным. 

Совсем другая картина, когда кроха растет под постоянным контролем и наблюдением, когда взрослый в любой момент может наказать его за что-то и в воспитательных целях отобрать на какое-то время собственные игрушки ребенка.

Да, куплены они взрослым, но после дарения эта вещь принадлежит ребенку, он становится ее хозяином, правообладателем!

Некоторые взрослые в порыве злости об этом забывают или не знают вовсе. Вобрав в себя такую модель поведения, ребенок несет ее в мир («Если со мной поступают плохо, значит, я это могу сделать в отношении другого человека»).

Постарайтесь пересмотреть свои родительские принципы.

Не поддавайтесь «стадным» рассуждениям: «у других дети сами засыпают: поплачет и успокоится», «меня тоже в строгости воспитывали – и ничего, вырос» и так далее.

Обращайте внимание на индивидуальности проявления привычки ребенка и по возможности пробуйте отследить причины ее появления. Если вы стали замечать у ребенка что-то новое в поведении, не спешите это резко менять, прерывать или порицать.

Учитесь собственной осознанности: задавайте себе побуждающие вопросы. Например, «Когда я вижу, что мой ребенок делает сосет палец, ругается, приносит чужие вещи домой, – что происходит со мной? Что я чувствую: злость, растерянность, стыд, вину, страх? Какое я оказываю влияние на формирование поведения ребенка?»

Поняв свои чувства и состояние, поискав способы помощи себе, скорее всего, вы станете большим помощником и для своего ребенка.

parents.ru

Другие материалы:

Как вредно общаться с детьми?

12 родительских секретов воспитания

Воспитательный тупик: мама за а папа – против

Источник: https://vynderkind.ru/sprosi_u/vrednye_detskie_privychki_otkuda_chto_beretsya

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

Вредные детские привычки: откуда что берется

То, что малыш после игры педантично складывает свои машинки – в определенной последовательности! – в коробку, нас восхищает: «Смотри, какой аккуратный».

Но если он ругается, когда младший брат посягает на его сокровища, мы возмущаемся: «Вот хулиган! Где только нахватался?» И сразу решаем: нужно отучать, ведь сквернословие – дурная привычка.

Как и привычка разбрасывать вещи, ковырять в носу, чуть что – кусаться, лазить по чужим карманам… Что это вообще такое – вредные детские привычки – и как с ними правильно бороться?

Консультанты: Жанна и Андрей Титовы, логотерапевты, авторы книги «Путь к пробуждению», преподаватели МИП

Привычка – это повторяющееся действие, некий ритуал, который ребенок, как и взрослый человек, выполняет, чтобы успокоиться, развлечься, привлечь внимание или помочь себе справиться со сложными или неприятными ситуациями.

Иногда привычка может быть «симптомом» различных комплексов: застенчивости, страха, неуверенности в себе.

Некоторые привычки закладываются до рождения (например, малыш сосет пальчик еще в материнском лоне), другие приобретаются в процессе перехода через очередной возрастной рубеж, а есть такие, которые, уходя корнями в раннее детство, сохраняются на всю жизнь.

Что посеешь, то и пожнешь

Причины для развития этих своеобразных детских механизмов адаптации самые разные.

Вредные привычки могут быть:

  • результатом подражания (взрослым, другим детям и даже мультяшным героям или персонажам детских книг);
  • итогом стрессовых ситуаций (в семье, в общении со сверстниками) или недостатка внимания и понимания со стороны близких;
  • следствием психологических и неврологических проблем.

Одни дурные привычки, как бы странно это ни звучало, – неотъемлемая часть нормального детского развития.

Привычка обзываться и отмахиваться («Иди ты!», «Сам дурак!»), бить и кусаться, как правило, отступает после кризиса взросления, когда кроха понимает, что есть более эффективные способы отстоять свою правоту и добиться желаемого.

Бывает и так, что особенности поведения становятся способом справиться с нервозностью, страхом, неуверенностью в себе, внутренним беспокойством. Часто это последствия отсутствия ласки, внимания, эмоционального контакта с близкими людьми.

Когда малыш оказывается предоставлен самому себе, он ищет способ справиться со своими переживаниями. Вот только спектр действий для его возраста невелик – и вот уже кроха сосет палец, обкусывает ногти, теребит мочку уха и даже выдергивает волосы.

Одним из основных факторов, предотвращающих развитие вредных привычек у детей, является атмосфера доверия, уважения и любви в семье. Стремитесь к тому, чтобы жизнь ребенка была разнообразна и у него всегда было достаточно впечатлений: планируйте его свободное время, подмечайте интересы и мотивацию и создавайте благоприятные условия для их развития.

Когда вредные привычки являются – каламбур! – безвредными возрастными особенностями ребенка, в них нет ничего страшного, со временем он их перерастет.

От шарканья ногами при ходьбе, ерзанья на стуле, прилюдного выпускания газов, ковыряния в носу, игры с волосами, драчливости, употребления ругательств и слов-паразитов («значит», «че», «прикинь», «ну» и др.) при правильном воспитании через некоторое время не останется и следа.

Будьте внимательны, когда такие привычки живут дольше нескольких месяцев: выходя за рамки допустимых по возрасту, они могут стать причиной падения самооценки и трудностей в общении, а некоторые к тому же просто опасны для здоровья.

К примеру, сосание большого пальца вредит формированию прикуса, а ковыряние в носу чревато ранками, кровотечениями и даже повреждением тонкой носовой перегородки.

«Иногда ребенок может совершать действия саморазрушающего характера: бить себя, дергать за волосы, до крови кусать губы или внутренние стенки щек, отрывать заусенцы вокруг ногтей, сильно скрипеть зубами (особенно в ночное время), называть себя дураком, неудачником и другими критикующими словами, в сильном эмоциональном состоянии ломать свои игрушки и т. д. В таких ситуациях, если они регулярно повторяются, ему точно нужна ваша поддержка и, возможно, помощь психолога», – говорит психолог-консультант Юлия Крюкова. Есть и явно асоциальные привычки, например агрессивность или прикарманивание чужих вещей. Именно в таких случаях помогать ребенку избавляться от вредных привычек необходимо! Ведь он может и понимать, что делать так нехорошо, но не знать, как с этим справиться.

Терпение и труд

Что делать, когда вы понимаете: у вашего ребенка появилась «дурная» привычка? Как говаривал Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие!» Прежде всего определимся с тем, как поступать ни в коем случае не нужно.

Нельзя ребенка ругать и наказывать, смеяться над ним, критиковать и резко одергивать, особенно в общественных местах: стыд, угрызения совести и тревога могут закрепить негативную модель поведения.

Еще один тупиковый путь – манипуляции и ультиматумы («Если я увижу, что ты это делаешь, я перестану покупать тебе конфеты / отберу айпад /не поведу больше в кино»). В большинстве случаев такие меры приносят больше вреда, чем пользы.

Почему? Да потому что сила воли у маленького человечка развита еще недостаточно и четко контролировать свои действия он пока не может. Потому слова: «Так делать нельзя» и «Это нехорошо – не делай так больше» могут заставить малыша испытывать чувство вины и даже замкнуться в себе.

Справиться с вредными привычками можно в любом возрасте. Но в детстве это сделать легче: психика маленького ребенка достаточно гибкая, и, если родители находят верную позитивную стратегию борьбы, привычка постепенно забывается.

1. Начните с увеличения количества заботы и внимания, проявляемого к малышу. Не будьте с ним чересчур строгими и авторитарными. Не нагружайте сверх меры – ни умственно, ни физически.

Не раздражайтесь на него, не запугивайте и не наказывайте.

Напротив, постарайтесь обеспечить максимум позитивных впечатлений: от искреннего интереса и тактильного контакта («обнимашки» в постели при пробуждении и легкий массаж перед сном) до вкусной еды и теплых расслабляющих ванн с громадными шапками пены.

2. Боритесь с привычкой, а не с ребенком! Как правило, дурные привычки – близкие соседи некомфортного психологического состояния малыша. Постарайтесь понять, что лежит в основе привычки, и вам станет более-менее понятно, как с ней справиться.

Если позволяет возраст, обязательно говорите с ним о том, что его тревожит, что ему не нравится, и пробуйте это устранить. Если кроха еще маленький, старайтесь непринужденно переключать его внимание, отвлекать, при этом спокойно и незаметно останавливая нежелательное действие.

Выбирайте время и создавайте атмосферу для доверительных бесед, понятным языком рассказывая ребенку о естественных последствиях его «вредных» действий (в детском саду поедателя козюль наверняка будут дразнить, а с забиякой или ябедой – отказываться дружить).

Постепенно малыш должен понять как последствия вредной привычки, так и преимущества ее отсутствия и самостоятельно принять правильное решение. Конечно, здесь нельзя давить и торопиться.

3. Один из эффективных способов победить вредные привычки – это искреннее позитивное подкрепление поведения малыша в те моменты, когда он справляется с ними.

Кроме словесного одобрения, можно, например, сделать и повесить на видном месте красивый листок, куда в случае успеха вы вместе будете крепить наклейки с его любимым персонажем из мультфильма.

Дайте ребенку почувствовать, что вы гордитесь его маленькими победами!

4. Научите его выражать свои негативные эмоции и снимать напряжение.

Довольно часто именно потому, что они не умеют (или боятся) показывать свое раздражение, злость или нетерпение, дети, например, начинают обкусывать ногти.

Устраивайте шуточные бои подушками, рвите газеты, месите тесто или пластилин, рисуйте ладошками абстрактные полотна – делайте что угодно, чтобы в игровой форме справиться со стрессом и агрессией.

5. «Забудьте» о вредной детской привычке: не говорите о ней вслух и не фиксируйте на нежелательном действии внимание ребенка («А ну-ка перестань!», «Опять за свое?!», «Немедленно прекрати!»). Поверьте, многие вредные детские привычки умирают в зачатке, если их игнорировать! Лучше почаще говорите малышу о его достоинствах.

6. По возможности подкрепляйте свое намерение практическими решениями. Грызет ногти? Коротко обстригайте их. Слюнявит рукава пижамы? Надевайте короткую футболку и оставляйте дверь в детской полуоткрытой, чтобы малыш мог видеть полоску света, или включайте ночник.

Повторяет плохие слова? Введите кодовое слово (например, «ой!») – когда их накопится больше десяти, последуют «штрафные санкции».

Насколько возможно, ослабьте «провоцирующие» элементы: спрячьте подальше смартфон или отдайте планшет «в ремонт», не покупайте много шоколада, сделайте некомфортным сидение за компьютером.

7. Все усилия будут напрасными, если вы сами являетесь носителями привычек, которые являются не слишком удачным примером для детей, будь то неаккуратность, невежливость или курение.

В этом случае нужно первым делом разобраться со своими привычками.

Стоит ли удивляться, что кроха изумленно смотрит на вас, когда вы ругаете его за то, что он разбрасывает свои вещи, если папа, приходя с работы, делает то же самое?

Подобрать «ключик»

Юлия Крюкова, психолог-консультант, экзистенциальный психотерапевт

Часто на консультациях я слышу просьбу: «В поведении моего ребенка такую-то привычку надо искоренить, причем срочно!» Хотела бы порекомендовать разбираться пошагово. Есть привычки, которые ребенок бессознательно «создает» себе в помощь.

Например, груднички, годовалые детки и даже ребята постарше могут сосать палец или уголок пододеяльника или прибегать к самораскачиванию, чтобы «доуспокоиться» (накричали, не успокоили, когда заплакал ночью). Есть привычки-протесты.

В семьях с большим количеством правил и ограничений у ребенка может появиться желание брать игрушки и вещи других детей. В принципе у любого малыша может возникнуть соблазн прикоснуться к чужой игрушке или сладостям.

Но один сумеет не поддаться импульсу: сам с собой договорится, расскажет про понравившееся «что-то» родителю, попробует поменяться игрушками… Такой вариант показывает, что в семье не нарушены границы ребенка, что в процессе своего взросления он научился себя поддерживать, когда что-то является недоступным.

Совсем другая картина, когда кроха растет под постоянным контролем и наблюдением, когда взрослый в любой момент может наказать его за что-то и в воспитательных целях отобрать на какое-то время собственные игрушки ребенка.

Да, куплены они взрослым, который в том числе и деньги на покупку заработал, но после дарения эта вещь принадлежит ребенку, он становится ее хозяином, правообладателем! Некоторые взрослые в порыве злости об этом забывают или не знают вовсе. Вобрав в себя такую модель поведения, ребенок несет ее в мир («Если со мной поступают плохо, значит, я это могу сделать в отношении другого человека»).

Постарайтесь пересмотреть свои родительские принципы. Не поддавайтесь «стадным» рассуждениям: «у других дети сами засыпают: поплачет и успокоится», «меня тоже в строгости воспитывали – и ничего, вырос» и т. п.

Обращайте внимание на индивидуальности проявления привычки ребенка и по возможности пробуйте отследить причины ее появления. Если вы стали замечать у ребенка что-то новое в поведении, не спешите это резко менять, прерывать или порицать.

Учитесь собственной осознанности: задавайте себе побуждающие вопросы. Например, «Когда я вижу, что мой ребенок делает то-то (сосет палец, ругается, приносит чужие вещи домой и т. д.

), что происходит со мной? Что я чувствую: злость, растерянность, стыд, вину, страх? Какое я оказываю влияние на формирование поведения ребенка?» Поняв свои чувства и состояние, поискав способы помощи себе, скорее всего, вы станете большим помощником и для своего чада.

Попрошу не выражаться: ребенок сквернословит
Каждый ребенок обязательно проходит через период ругательств. Нравится нам это или нет, но так он познает мир слов. Но то, насколько быстро и с какими последствиями малыш пройдет эту стадию развития и взросления, зависит от родителей. Читать далее

Как из плохих детей вырастают хорошие: эволюция «плохого» поведения
Если ваши дети периодически шалят, хулиганят и безобразничают, ничего cтрашного – это их естественные занятия, признанные детьми всего мира и во все времена.

Но то, как именно они это делают, очень важно. Ведь любое поведение является показателем развития – даже очень плохое. Значит, в каждом возрасте у ребенка должны появляться новые плохие поступки. А у взрослых – новые методы работы с ними.

 Читать далее

Хорошие фразы, которые нельзя говорить детям
«Посмотри на свою сестру, почему ты не можешь вести себя так же», «Вот папа придет и…», – все знают, что говорить такое ребенку не стоит. Но не все знают, что некоторые, казалось бы, невинные фразы, которые мы постоянно употребляем, не менее разрушительно действуют на ребенка и ваши с ним отношения. Читать далее

  Евгения Карповская

Источник фотографий: GettyImages.

Источник: https://newsland.com/community/6225/content/vrednye-detskie-privychki-otkuda-chto-beretsia/3477516

Откуда берутся вредные привычки – Мой веб-сайт

Вредные детские привычки: откуда что берется

ОТКУДА БЕРУТСЯ ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И КАК ИХ ПОБЕДИТЬ

Все мы мечтаем избавиться от вредных привычек, рассказываем, как это сделать

Психологи утверждают: одной из главных причин появления вредных привычек являются психологические проблемы. Которые, в свою очередь, вызваны стрессом. Чтобы разобраться, о чём идёт речь (а, соответственно, и как с этим быть) давайте рассмотрим некоторые из них.

Стресс и лишний вес, как реакция на него

Каждый человек на стресс реагирует по-своему – кто-то неожиданно теряет аппетит, а кто-то, напротив, никак не может умерить свой голод.

Постоянное желание перекусить, когда на самом деле вы не голодны, причём, желание настолько сильное, что вы не можете ему противостоять, указывает на то, что вы «заедаете» свою тревогу. Бывает, например, что «жор» нападает на человека только дома, и он наедается на ночь.

Психологи говорят: это указывает на то, что  эта тревога, скорее всего, не связана с профессиональной деятельностью, поскольку в течение рабочего дня этой проблемы у человека не возникает.

Если она даёт себя знать только в домашней обстановке, то это реальный повод проанализировать ситуацию в семье. Часто человек бросается к холодильнику, чтобы не поссориться с мужем или женой. Или заедает уже состоявшийся конфликт.

«Страшные» привычки

Бывает, что человек просит не гасить свет на ночь или, например, терпеть не может тишины, поэтому ему необходим постоянный фон в виде включённого телевизора или радиоприёмника. А порой и того, и другого одновременно. Это прямо указывает на то, что в его жизни большое значение имеет страх.

Такие привычки закрепляются, как правило, в детстве, когда ребёнок умоляет побыть с ним, пока он не уснёт, оставить включённым свет и/или открытой дверь в детской, и т.д. Вырастая, эти люди зачастую обзаводятся привычкой  причинять себе боль – пощипывают себя, впиваются ногтями в кожу и проч.

Так проявляется их подсознательное желание прогнать страх и привести себя в чувство.

«Неуверенные» привычки

Если человек часто краснеет в процессе общения, это зачастую является свидетельством того, что он страдает комплексом неполноценности. Он обычно бывает вызван страхом перед людьми и неумением наладить с ними контакт.

Если человек постоянно использует слова-паразиты «типа», «короче», «вот», «скажем так», «как говорится», «так сказать», «как бы», «значит» и т. д.

, это указывает на то, что он не уверен в себе и боится свободно высказывать свои мысли.

Так бороться с этими привычками или всё это не так страшно?

На самом деле, не со всеми привычками надо бороться. Иногда это совершенно не нужно, так как некоторые из них, как говорят специалисты, помогают справиться со стрессом.

Просто у каждого из нас свои ритуалы борьбы с тревогой. Например, некоторые, понервничав, немедленно бросаются мыть пол, холодильник, стирать белье.

Что же в этом плохого? Во всяком случае, если это не переходит в манию, то кроме пользы, эти привычки ничего не приносят.

Но есть те, которые искоренять просто необходимо. Только нельзя забывать, что они, как уже говорилось в самом начале, являются реакцией на какую-то некомфортную ситуацию, на стресс. Поэтому избавление от привычки (или замена ее другой, менее неприятной) не избавит от тревоги.

Даже если человек перестанет грызть ногти или курить, ему всё равно надо понаблюдать за собой, чтобы понять, чем же это было вызвано. Заставить себя не грызть ногти, в общем-то, можно, но, во-первых, на это уйдет много сил, а во-вторых, не разобравшись в причине, человек рано или поздно вернётся к тому, с чего начинал.

Или заменит одну вредную привычку другой.

Вот почему так важно выяснить первопричину своей тревожности, агрессии или неуверенности. В этом случае навязчивые привычки могут даже уйти сами собой. Только разобраться в таких вещах самостоятельно, как правило, бывает очень непросто, так что лучше всё-таки обратиться к специалисту.

Хотя считается, что если подобными привычками «грешит» близкий человек, то ему вполне можно помочь, проявив к нему участие и желание разобраться с источником его дискомфорта. Вызовите его на откровенный разговор, узнайте, что его так сильно тревожит и как лично вы можете ему помочь.

Важный нюанс: прежде чем начинать кампанию против чьей-то привычки, выясните, насколько она мешает жить ему самому.

Хотя, само собой, если он, например, обрывает себе заусенцы чуть ли не до крови, то уровень его тревожности настолько высок, что человек даже не замечает причиняемой самому себе боли.

Как же быть?

Если речь идёт о привычке грызть ногти или отрывать заусенцы, то специалисты советуют в первую очередь привести в порядок руки – сделайте в салоне очень дорогой маникюр и возьмите за правило поддерживать его в приличном состоянии. Этого зачастую бывает достаточно, вам будет попросту жалко выбрасывать на ветер кучу потраченных денег.

Следите за своими руками, удаляйте все заусенцы и подравнивайте обломанные ногти – так вы избежите соблазна что-то откусить или оторвать. Знаю это по своему опыту. И ещё: всегда держите под рукой пилку и щипчики.

Обрезайте ногти как можно короче – так, чтобы нечего было грызть, и постоянно поддерживайте эту длину.

В конце концов, можно купить так называемый детский лак, предназначенный специально для тех, кто грызет ногти. Он очень неприятный на вкус – каждый раз, когда вы будете засовывать палец в рот, будете его чувствовать.

Ещё советуют в ситуациях сильного волнения или тревоги заниматься каким-нибудь ручным трудом. Во-первых, когда руки заняты, тут, как правило, уже не до «ковырялок». А во-вторых, это неплохой способ отвлечься от причины, вызвавшей тревогу или стресс.

Учитесь выступать на публике

Что же касается привычек, вызванных неуверенностью в себе, страхом перед людьми и т.д. (то есть низкой самооценкой), тут, что называется, клин клином вышибают. Психологи рекомендуют использовать любую возможность попрактиковаться в публичных выступлениях. Чем больше ваш опыт, тем спокойнее и увереннее вы станете себя чувствовать наедине с аудиторией.

Чтобы избавиться от слов-паразитов, полезно взять за привычку говорить то, что считаете нужным и правильным. Как правило, страх по мере накопления опыта и обретения уверенности проходит сам. А вот если этого не происходит, значит, всё-таки пора искать глубинный источник проблемы. И тут без помощи опытного психолога, скорее всего, всё-таки не обойтись.

Рубен Акопян

Источник: http://bgd-isaev.ru/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/vrednye-privychki/otkuda-berutsya-vrednye-privychki/

Откуда берутся вредные привычки у детей?

Вредные детские привычки: откуда что берется

Мы любим своих детей. Для подавляющего большинства людей это является аксиомой.

Но довольно-таки часто именно наша любовь и непреодолимое желание сделать ребенка если не совершенством, то самым лучшим, может нанести психике вашего малыша непоправимый урон.

Правильно ли мы воспитываем своих детей? Что мы делаем неправильно, чем мы наносим вред малышу и что приводит к появлению так называемых вредных привычек?

Итак, давайте сперва определимся, какие привычки считать вредными?

Самые распространенные привычки малышей можно пересчитать по пальцам: сосание пальца, чаще всего большого, ковыряние в носу, качание на стуле, истерики разного проявления, и одна из самых неприятных – откусывание ногтей. Бывают и индивидуальные привычки, которые свойственны только вашему малышу.

Например, моя дочь не могла спать, если не гладила с напором всю мою руку – сверху донизу. Рука постоянно была красная, в некоторых местах проступали синяки, что было не очень-то приятно.

Я уверена, что у каждого родителя найдется история про привычки ребенка, которые были не совсем приятные и приличные.

Почему появляются вредные привычки? Что с ними делать?

Однозначного ответа на этот вопрос, конечно, нет – все сугубо индивидуально. Ребенок качается на стуле, чем постоянно создает угрозу своей безопасности. Что это – игра или форма протеста? Проанализируйте, когда появилась эта привычка, почему она закрепилась? Значит, вы вовремя не остановили игру ребенка, и она переросла в привычку.

Кстати, эта привычка, если ее не остановить, сохраняется у ребенка все школьные годы. Очень часто во время таких бессмысленных шатаний на стуле, происходят падения и переломы, так что не дайте этой привычке победить. Попробуйте поставить такой стул, который очень трудно расшатать – и через две-три недели ребенок качаться перестанет.

Намного труднее избавить малыша от привычки грызть ногти. Эта привычка свойственна неуверенным, застенчивым детям, которые боятся показать себя как-то не так, боятся мира взрослых людей. Они прячут свое лицо за руками, опасаясь сказать лишнее слово.

Действовать необходимо не грубо и напористо, как поступали наши бабушки, например, обсыпая ногти перцем или намазывая горчицей, а деликатно, выясняя причину появления привычки грызть ногти или сосать большой палец.

Если вы ласково и настойчиво будете напоминать ему, к каким неприятным последствиям приводит эта привычка (к врастанию ногтей в мякоть пальца или воспаление и нарыв тканей и т.д.), то ребёнок обязательно услышит вас и привычка отойдет сама собой. Одновременно пересмотрите свое отношение к ребёнку.

Вероятно, есть проблема, поэтому ребенок и замыкается от внешнего мира, погружается в свой мир: отсюда – и сосание пальца и откусывание ногтей. Ругать и кричать никогда не следует – проблема усугубится, и из мелкого неудобства превратится в большие психологические проблемы.

Привычка ковыряться в носу, между прочим, свойственна не только маленьким детям, но и взрослым. Поэтому необходимо приучать ребёнка правильно делать утренний туалет и не забывать прочищать носик. Тогда его на протяжении дня не будет ничего беспокоить, и привычка уйдёт сама собой.

Иногда наши малыши приносят из садика или с улицы нехорошие слова. Чтобы это не переросло в привычку, следите за своей реакцией: если вы будете реагировать, не важно как – смеяться или ругать малыша, то закрепите в его подсознании важность сказанного слова.

Но если вы пропустите эти слова мимо ушей, или просто скажете ему, что таких слов нет – он и успокоится и перестанет их запоминать. Если таких слов нет, и мама или папа их не знают и не употребляют, то привычки говорить бранные слова у ребёнка не появится.

Выяснив, откуда у детей берутся вредные привычки, и научившись противостоять им, вам так же следует уделить внимание профилактике их появления у ребёнка. Например, ребёнок, у которого есть увлечения и который уделяет им много времени, менее подвержен влиянию плохих компаний.

Создайте ребёнку условия для того, чтобы он мог заниматься любимым делом. Если надо, то сами увлеките его чем-то интересным. Например, коллекционированием чего-либо.

Если ваш ребёнок станет нумизматом (или филателистом, или моделистом-конструктором, или спортсменом), то он будет знакомиться и проводить время с правильными людьми и вырастет дисциплинированным и ответственным.

Любите своих малышей. Но ваша любовь должна быть не слепая, а с широко открытыми глазами. Каждую минуту наблюдайте за ним, не пускайте на самотёк его развитие.

Вы можете пропустить что-то чрезвычайно важное – и на всю жизнь оставите негативный след в душе малыша, который он будет скрывать за какой-то вредной ненужной привычкой.

Только ваша любовь, забота и внимание смогут не допустить развитие и закрепления вредной привычки у ребёнка на всю жизнь.

Источник: http://www.vorcuta.ru/articles-child_habit.htm

Откуда у детей берутся вредные привычки и как с ними бороться

Вредные детские привычки: откуда что берется

Автор – Sara Laule, C.S. Mott Children's Hospital (адаптированный перевод статьи выполнен Клубом молодых мам Мурманской области)

Ребёнок сосёт палец, выдёргивает волосы, скрежечет зубами, бьётся головой об кроватку, грызёт ногти, ковыряется в носу? Хорошо ещё, что это происходит не одновременно, а то можно было бы сойти с ума. Эти и подобные им детские привычки носят клеймо “вредных” и являются неиссякаемым источником родительских тревог и забот.

Однако прежде, чем бороться с вредными привычками, полезно понять, почему на самом деле ребёнок делает это. Ведь согласно последним исследованиям, многое из того, что традиционно считалось плохим, для ребёнка лишь способ справиться со стрессом и самостоятельно себя успокоить.

СОСЁТ ПАЛЕЦ ИЛИ ПУСТЫШКУ

Сосать всё, что можно и нельзя – излюбленное дело малыша. Дети часто начинают сосать палец ещё с первых месяцев жизни. Многие спокойно перерастают эту привычку к году и абсолютное большинство – к пяти годам под давлением сверстников.

Другие не менее популярные объекты для сосания – пустышки и уголки одеяла. Процесс сосания действует на малыша успокаивающе и зачастую помогает ему уснуть. Если у малыша есть потребность удовлетворить сосательный рефлекс, из двух зол выбираем меньшее: лучше пусть сосёт пустышку, чем палец.

С пустышкой связан и распространённый страх родителей за формирование правильного прикуса. Он побуждает нас настойчиво отучать от пустышки годовалого и даже шестимесячного малыша.

Как обстоят дела на самом деле? Сосание пустышки действительно влияет на форму зубов, нёбо и прикус, но это касается только коренных зубов, которые в норме начинают сменять молочные зубки в районе 5 лет.

Поэтому очень желательно избавиться от пустышки до 4 лет.

Несколько советов, как помочь ребёнку, если он не отказался от пустышки самостоятельно:

– сделайте прорези в пустышке (это сделает её менее эффективной и ребёнок, скорее всего, потеряет к ней интерес)

– вместе вызовите “фею пустышки” (предложите ребёнку положить пустышку в коробочку и оставить в ней на ночь, чтобы пришла “фея пустышки”; наутро оставьте от феи очень желанный подарок или лакомство в благодарность большому мальчику (девочке), которые не пожалели для феи своей пустышки)

– если решительные меры даются ребёнку тяжело, заведите традицию оставлять пустышку в кроватке каждое утро и договоритесь, что её можно использовать только во время сна.

СКРЕЖЕЧЕТ (КЛАЦАЕТ) ЗУБАМИ

Более 50 % здоровых младенцев имеют привычку скрежетать зубами. Она обычно появляется в 6 месяцев в период роста первых зубов, а затем возвращается в 5 лет при смене молочных зубов на коренные, часто проявляется во время сна.

Дети обычно перерастают эту привычку, однако её сохранение при наличии уже коренных зубов может вызвать стоматологические нарушения и проблемы с челюстным суставом.

Поэтому в случае, если ваш ребёнок продолжает скрежетать зубами после появления коренных зубов, необходимо обратиться за консультацией к стоматологу.

БЬЁТСЯ ЛИБО МОТАЕТ ГОЛОВОЙ, РАСКАЧИВАЕТСЯ ИЗ СТОРОНЫ В СТОРОНУ

Первая из перечисленных привычек означает, что ребёнок неоднократно бьётся головой о твёрдый предмет, например, свою кроватку. Некоторым детям удаётся совершать до 80 ударов в минуту.

Родителей при этом очень тревожит, что ребёнок может нанести себе травму. Однако по ребёнку зачастую не скажешь, что ему больно – он скорее спокоен и доволен.

Привычка обычно появляется в возрасте 9 месяцев и 2-м годам уходит сама собой.

Мотание головой – когда младенец поворачивает голову из стороны в сторону, обычно лёжа на спине. При этом он даже протирает залысину на затылке.

Раскачиваться из стороны в сторону малыши обычно начинают в возрасте 6 месяцев и заканчивают также к 2-м годам. Обычно это длится менее 15 минут и начинается, когда ребёнок слушает музыку или засыпает.

Всё вышеперечисленное является по своей природе самоутешением. Такое поведение обычно безобидно и должно вызывать беспокойство, только если у ребёнка проявляются также задержки в развитии – в этом случае стоит рассказать о проблеме педиатру.

ТЯНЕТ И ВЫДЁРГИВАЕТ ВОЛОСЫ

Потеря волос может быть сигналом проблем со здоровьем, например, наличия инфекции, и является серьёзным поводом обратиться к врачу.

С другой стороны, их умеренное “выдёргивание”, накручивание, вытягивание, которые приводят к минимальным потерям волос, всего лишь ещё один вариант самоуспокоения. Как и сосание пальца, эти привычки обычно проявляются, когда ребёнок расслаблен, скучает либо устал. Дети обычно перерастают эту привычку самостоятельно.

Есть и более серьёзная форма под названием трихотилломания, при которой ребёнок выдёргивает волосы из головы, ресниц, бровей, интимных зон. Это редкое отклонение, связанное с более глубиными психологическими проблемами.

ГРЫЗЁТ НОГТИ И КУТИКУЛУ

Эти действия ребёнка должны вызывать беспокойство только в том случае, если приводят к неоднократной кровоточивости или местным инфекциям. Как и в случае с другими вредными привычками, наиболее эффективна стратегия позитивного замещения.

Старайтесь застать ребёнка в тот момент, когда его пальцы находятся не во рту, и простыми словами описывайте, что ребёнок делает руками вместо того, чтобы грызть ногти.

Например, “Я смотрю, ты складываешь оригами своими умелыми пальчиками” или “Ты используешь пальчики, чтобы почесать у кошки за ушком! Ей так это нравится!”.

Можно также использовать специальный лак для ногтей с кисловатым вкусом. Некоторым семьям помогает простое заклеивание ногтей лейкопластырем на некоторое время.

КОВЫРЯЕТСЯ В НОСУ

Пожалуй, наиболее угнетающая для родителей детская привычка. Очевидно, это связано с тем, что её проявление на людях считается верхом невоспитанности. Одновремено и самая распространённая не только среди детей, но и среди взрослых.

Дети обычно впервые начинают ковыряться в носу в то время, когда в нём образуются корочки после перенесённой инфекции, аллергии или микротравмы. Ковыряние раздражает нос и зачастую запускает порочный круг, а также является частой причиной носовых кровотечений.

Объясните ребёнку, что ковыряться в носу на людях неприемлемо, вместо этого можно использовать носовой платок, чтобы очистить нос и избавиться от зуда. Расскажите также, что, ковыряясь в носу, он передаёт другим болезнетворные микробы. Установите правило: поковырялся в носу – идёшь мыть руки. Помочь разорвать порочный круг поможет регулярное промывание носа соляным раствором перед сном.

МАСТУРБИРУЕТ

Большинство детей – как мальчиков, так и девочек – в возрасте 5-6 лет достаточно регулярно играют со своими гениталиями. Чаще всего это нормальная стадия развития ребёнка. Для родителей главное помнить, что в этом возрасте мастурбация для ребёнка не является сексуальным действием.

КАК РОДИТЕЛЯМ БОРОТЬСЯ С ВРЕДНЫМИ ПРИВЫЧКАМИ ДЕТЕЙ?

⭐ В первую очередь, постарайтесь не обращать внимания на нежелательное поведение. Велика вероятность, что вредные привычки уйдут с возрастом самостоятельно. Повышенное внимание (даже несмотря на его негативный окрас) может, наоборот, провоцировать их сохранение.

⭐ Поощряйте ребёнка за хорошее поведение. Лучшая стратегия – просто обращать внимание на те моменты, когда ребёнок делает всё правильно, расскажите ему, что вы это заметили. Например, что он в данный момент не грызёт ногти и вам это очень нравится.

⭐ Иногда бывает практически невозможно избавиться от вредной привычки, пока ребёнок сам не станет заинтересован в этом.

Например, маленькая девочка может грызть ногти и получать от этого достаточно “удовольствия”, чтобы не избавляться от данной привычки.

Однако, когда она немного подрастёт, то, скорее всего, захочет иметь красивые ногти. Именно в этот момент вы можете помочь ей справиться с привычкой.

⭐ Постарайтесь понять, что является для ребёнка источником стресса, и помочь ему справиться с ним. Предоставьте ребёнку возможность рассказывать вам о том, что его волнует – не забывайте про зрительный контакт и активнте слушание.

⭐ Позволяйте ребёнку самому принимать решения всегда, когда это возможно, обеспечивая его допустимыми вариантами. Например, “Ты будешь на завтра блинчики или кашу?”, “Мы сегодня оденем зелёную шапочку или синюю?”. Это поможет ребёнку чувствовать себя в безопасности, предотвратит стресс и фрустрацию.

⭐ Переключайте внимание ребёнка либо помогите ему найти лучшую альтернативу вредной привычке. Например, использовать платок вместо ковыряния в носу.

⭐ Установите несколько (обязательно небольшое количество) правил, которые нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах, объясните их причины. Убедитесь, что ребёнок понимает, к чему приведёт нарушение этих правил.

Подведём итоги. В большинстве случаев так называемые “вредные” привычки – лишь характерные для определенного возраста модели поведения, а не серьёзные медицинские проблемы. Ребёнок со временем их просто перерастает.

Однако принудительно избавиться от этих привычек бывает очень непросто. Наказания и излишнее внимание к вредным привычкам обычно не работают, а имеют скорее обратный эффект. Помогут терпимость, похвала и поощрение в те моменты, когда ребёнок не делает то, что не следует.

Поэтому главный совет родителям – спокойствие, только спокойствие.

Источник: https://vk.com/@51mama-vrednie-privichki

Для родителей
Добавить комментарий