Все дети делают это или от рефлекса до дурной привычки

Содержание
  1. Вредные привычки у ребенка – Психологос
  2. Союз онлайн: Четверть часа
  3. Как сделать из дурной привычки хорошую
  4. Невротические привычки у детей: что это и как с ними бороться?
  5. Что делать родителям
  6. 14 рефлексов человека, которые поражают ученых, а у нас вызывают чувство неловкости
  7. 14. Все дети плавают под водой с открытым ртом
  8. 13. Состав слез автоматически меняется в зависимости от того, чем они вызваны
  9. 12. Лень — это защитный механизм, придуманный природой
  10. 11. Если много времени проводить в темноте, глаза начнут видеть необычные сгустки света
  11. 10. Любопытство — это автоматическая функция, которая повышает шансы человека на то, чтобы жить долго и счастливо
  12. 9. Незавершенное действие перезагружает мозг, вводя его в состояние, близкое к медитации
  13. 8. Воспоминания о горшке заставляют писать в душе
  14. 7. Сердцебиение замедляется, как только человек окунает лицо в прохладную воду
  15. 6. Из-за стресса мозг теряет контроль над зрачками
  16. 5. Человек краснеет, чтобы сбить собеседника с толку
  17. 4. Мурашки и озноб — это сигнал о резкой смене эмоций
  18. 3. Мозг «заражается» чужими эмоциями, принимая их за свои собственные
  19. 2. Глаза человека фиксируются на одной точке, вне зависимости от поворота головы и тела
  20. 1. Взгляд на солнце вызывает чихание
  21. Почти полжизни «на автомате»
  22. Сначала сделал, потом подумал
  23. Тренировки на мышах
  24. Как избавиться от привычки?

Вредные привычки у ребенка – Психологос

Все дети делают это или от рефлекса до дурной привычки

Сосание большого пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец… Ёрзанье на стуле, ковыряние в носу, привычка сутулиться или чрезмерная жестикуляция… Большинство из подобных привычек не представляют никакой опасности, но плохо то, что со временем окружающие будут смеяться над ребенком. А если это станет взрослой привычкой, может оказаться серьезной помехой в жизни.

Директор крупной компании на совещании в носу ковыряться не должен. Президент Грузии едва ли должен даже в трудной ситуации жевать свой галстук…

Если у вашего ребенка одна-две вредные привычки, и выражены они не сильно – это значит, что у вас нормальный ребенок, а вы отличные родители. Конечно, вы потихоньку будете своего ребенка от этих привычек отучать, приучать к более адекватному поведению, и можете быть уверены: через месяц, через год или несколько лет все эти привычки у вашего ребенка исчезнут. Все – в порядке!

Другое дело, когда у вашего ребенка вредных привычек много, если уходит одна – на смену ей приходит другая, и с возрастом ситуация как-то не улучшается – это ситуация более трудная.

Диагноз: вы ребенка запустили, и хорошими родителями вас назвать трудно.

Вредные привычки вашего ребенка – сигнал о том, что у вас в семье и в жизни ребенка не все хорошо, и подсказка вам о том, что собой и ребенком нужно заниматься.

Можно, конечно, и не заниматься, только тревожиться и ругаться на ребенка – но это значит, что со временем к вредным привычкам у вашего ребенка появится и проблемное поведение. А иногда – и отклоняющееся, и асоциальное. Сейчас сосет палец, а через 10-15 лет будет сосать пиво.

Сейчас все тащит в рот, а через какое-то время будет тащить вещи из дома… Если не будете ребенком и собой заниматься, участковый вам будет рассказывать, что у подростков наркотиков быть не должно. Да? Такие перспективы вам не нравятся? Значит, все-таки пришла пора ребенком заняться.

И третий раз подчеркнем: заняться ребенком – значит, заняться собой.

– Он просто у меня ненормальный какой-то, – уже несколько минут жалуется мать, гневно посматривая на ревущего малыша. – Три года исполнилось на той неделе, а он, как маленький, сосет палец. Сколько я ему говорила, сколько я ему объясняла… Все понимает, а делает мне назло. Недаром я не хотела иметь детей. Одни лишь хлопоты и недоразумения.

Такая мама может жаловаться еще хоть несколько часов, но двух последних фраз ее достаточно, чтоб выявить причину навязчивой привычки у ребенка. Он нежеланный и нелюбимый – и это главный пусковой механизм. Любой малыш интуитивно чувствует даже завуалированную нелюбовь. А если явное неприятие? Ребенку – плохо, а сосание пальца его естественным образом успокаивает.

Дурные привычки чаще появляются там, где ребенку – плохо. Отсутствие ласки и теплоты при общении с ним, ссоры родителей, их конфликты, разводы, предоставление малыша самому себе. Впрочем, бывают и другие причины, более медицинского характера.

Например, сосание пальца чаще демонстрируют ослабленные болезнями дети, дети с частыми простудными заболеваниями, глистными инвазиями, кишечными инфекциями и невропатией.

При алкоголизме родителей предпосылкой этой привычки может быть минимальная мозговая недостаточность.

Дети могут сосать не только палец, но и угол одеяла, а также другие попадающие под руку вещи, правда, обычно одни и те же.

Одновременно с сосанием пальца многие малыши делают и еще какие-нибудь навязчивые движения (гладят уши, ковыряют в носу, «шмыгают носом», облизывают губы и т. д.). Очень часто эти движения закрепляются по типу образования условных рефлексов.

Например, повторяющийся по нескольку раз в год насморк переходит в привычку «шмыгать носом», а часто пересыхающие губы – к облизыванию их. Чем старше ребенок, тем явственнее и момент подражания.

Привычка грызть ногти обычно появляется позже, начиная с 4-5 лет. Ногти «сами» грызутся и «сами» кусаются, дети даже не знают «когда». А «когда» – это или волнение, или же возбуждение, приносящее беспокойство.

Разговор, выступление, ожидание, просмотр фильма – все тревожащее ребенка может сопровождаться грызением ногтей, особенно в тех случаях, когда малыш честолюбивый, а мама с папой хотят в нем видеть «вундеркинда», перегружая его интеллект. И этим усиливая нервное напряжение ребенка, превращая все в заколдованный круг.

С одной стороны, родители возмущены «дурной» привычкой дошкольника и требуют ее прекращения, с другой – своими требованиями усиливают ее. Конечно, это не дело.

А что будет – дело? Воевать с дурными привычками – то же самое, что воевать с собственной тенью, если она вам кажется сутулой. Не с сутулой тенью нужно воевать, а себя распрямить. Если наведете порядок в своей жизни и станете хорошим родителем – вредные привычки будут исчезать практически сами.

Именно об этом – заботьтесь в первую очередь. Ребенку нужно ваше спокойствие, доброжелательность, веселые игры вместе, похвалы и одновременно приучение к тому, чтобы он вас слушался.

Об этом на Психологосе много специальных статьей, начинайте потихоньку перестраивать свою жизнь, а ребенок будет чутким показателем, как у вас идут дела.

Тем не менее, можно подсказать самые простые вещи под отдельные дурные привычки.

Дергает волосы? Не пугайте ребенка “Что ты дергаешь свои волосы, скоро совсем лысой останешься!”, нет, напротив успокойте: “Дергать волосы не вредно, это просто тебе же больно. А так от дерганья волос улучшается кровообращение, детки становятся умнее. Лучше все-таки волосы расчесывать почаще, тогда и умнеть быстрее будешь, и это приятнее, чем себя дергать. Попробуй!”

Если сосет пальцы – забинтовывать пальцы плохая идея, мазать их неприятными веществами – можно попробовать, но тоже помогает редко.

Творческие родители могут придумать какую-нибудь захватывающую ролевую игру, например, в парикмахерскую, но где делают маникюр только детям с красивыми ногтями и не влажными пальчиками. Были случаи, когда помогало парадоксальное задание: “Соси свои пальцы специально! Я могу делать это вместе с тобой.

Пять минут сосания – начали!”, но такое задание может помочь только в том случае, если это звучит не как наказание, а как помощь в том, чтобы ребенок начинал это свое действие замечать.

Обязательно прочтите прекрасный фрагмент из работы Милтона Эриксона, где он помог ребенку, внушив ему уверенность в себе – и одновременно дав установку, что скоро сосать пальцы он сам прекратит.

Грызет ногти – нужно помочь в учебе, чтобы ребенок был уверен в себе. Полезно чаще его подбадривать и внушать уверенность в себе.

Кстати, неплохо помогает исключить на время возбуждающие мероприятия, типа просмотра захватывающих фильмов и чтения страшных сказок.

Тут два смысла – и перевозбуждаться ребенку не следует, и создать ситуацию, когда грызение ногтей оказывается ребенку привычкой невыгодной. Действительно, из-за каких-то ногтей лишать себя классных фильмов? Нет, тут можно и постараться!

И попробуйте вот что: если у ребенка есть дурная привычка грызть ноги или накручивать волосы на пальцы, реагируйте на это не несчастным или недовольным лицом, а веселой требовательностью: “Делаем Солнышко! Улыбочка!”. Если ребенок в момент грызения ногтей или вырывания волос начинает светло улыбаться, это, оказывается, часто действительно чудесным образом помогает!

Вот так. Все потихоньку – получится!

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/vrednye-privychki-u-rebenka

Союз онлайн: Четверть часа

Все дети делают это или от рефлекса до дурной привычки

СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ: детские привычки. Гость студии: доктор психологических наук Юлия Токарева. Ведущий Тимофей Обухов.

– Юлия Александровна, сегодня тема нашей передачи – «Привычки». Как они складываются, и что такое вообще детские привычки?

– Привычка – это способ поведения, который становится очень потребностным. Это модель поведения, возникающая при определенных условиях или в определенной ситуации. Привычка рождается и формируется в результате испытываемой потребности. Эта потребность может быть как у самого человека, так и у того, кто призывает к каким-то действиям.

Например, если мы говорим о ребенке младшего школьного возраста, то самой популярной привычкой, которая вырабатывается или ее пытаются выработать, – привычка учиться и заниматься.

Конечно, у ребенка такой самостоятельной потребности нет, но у него есть потребность в новых знаниях, и на основе этой потребности у него вырабатывается привычка делать уроки, выполнять задания и т.д.

Но качественно ли будет осуществляться эта привычка, зависит от условий ее формирования. Например, у родителей есть привычка, чтобы в доме был порядок, и эта привычка и потребность в порядке объясняется ребенку.Может быть, со временем она тоже станет его привычкой через потребность в порядке. То есть привычка формируется на основании испытываемой потребности.

– Когда мы говорим о привычках, то вспоминается словосочетание «вредные привычки». Если говорить о взрослых, то это курение, употребление алкоголя и т.д. А какие привычки бывают у детей? Ведь они бывают как вредные, так и полезные?

– Тимофей, предлагаю посвятить о привычках не в одной передаче, потому что они действительно бывают вредные и полезные. Иногда за борьбой с вредными привычками мы совсем забываем о том, что нам надо выработать такую полезную привычку, которая может встать на место вредной.

Вредные привычки имеют такой же механизм формирования, как полезные, то есть в результате многократного повторения. Например, к вредным привычкам мы относим: кусание ногтей, щек, губ, сосание пальцев, которое потом переходит в грызение или сосание ручки.

Есть дети, у которых все изгрызано: и ручки и карандаши, практически нет целых предметов.

Следующие вредные привычки – это шаркание ногами, скручивание волос, ковыряние в носу, произношение слов паразитов, которые замещают что-то, когда ребенок не знает, что сказать,и вместо того, чтобы промолчать, говорит эти слова и т.д.

– Юлия Александровна, давайте тогда поговорим о вредных привычках, как они формируются и что с ними делать?

– Как я уже сказала, привычка формируется в результате какой-то потребности. Возьмем такую патологическую вредную привычку, как кусание ногтей, которой страдают не только дети, но потом и взрослые, потому что они так и не отказались от нее.

Она возникает, как правило, в результате потребности безопасности, то есть человек в определенный момент испытывал какое-то напряжение и не знал каким образом его снять,а помещение своих пальцев в рот позволило ему чувствовать себя гораздо спокойнее, потому что есть связь с сосательным рефлексом, успокоением, и вроде ему стало легче.

Таким образом, когда человек попадает в ситуацию напряжения, он вспоминает о том, что у него есть ногти, которые можно погрызть и успокоиться.

Когда у человека очень небольшой зазор времени, чтобы решить, что ему сейчас нужно сделать и если у него есть привычный способ, который работает, например кусание, он будет снова кусать ногти, нежели размышлять, как снять его иначе. Привычка вырабатывается как способ поведения в ситуации, когда человек не знает, как поступить.

– Если у взрослых есть вредная привычка, послужит ли она толчком к тому, чтобы у ребенка появилась такая же?

– Чаще всего, к сожалению, так и случается, что вредные привычки родителей переходят из поколения в поколение.

Например, если ребенок наблюдает за родителем, который кусает ногти, у него появляется потребность узнать, что за эффект стоит за кусанием ногтей? Из-за этой потребности в узнавании, он будет кусать ногти до тех пор, пока это не будет им понято или не станет привычкой. Точно также с такой вредной привычкой как разбрасывание вещей.

Если в семье родители не обращают внимания на то, что они сами разбрасывают вещи, и это у них уже вошло в привычку (прийти и раскидать, а потом, может быть, на другом этапе собрать), то, конечно, глядя на своих родителей, ребенок будет вести себя аналогично.

Многие родители жалуются на то, что ребенок приходит, разувается и бросает свою обувь как попало. Потом невозможно пройти, потому что если в семье еще несколько детей, включая взрослых, то там вообще беспорядок.

На самом деле уже от того, как родитель сам показывает свое привычное поведение в данном случае, это усваивает ребенок.

Если бы родитель зашел и поставил свою обувь в сторонку, ребенок, глядя на родителя, видя удобство: все могут спокойно пройти и никто не ругается,конечно, поступит аналогично.

https://www.youtube.com/watch?v=52xaOsYLfYc

Другой момент связан с тем, что вредные привычки или привычки делать что-то плохо возникают у ребенка по недосмотру родителей. Например, возьмем такую привычку, как делать что-то неаккуратно, ведь это тоже вредная привычка – отсутствие хорошей привычки делать аккуратно. Допустим, взрослый говорит: «Заправь за собой постель».

Ребенок заправил плохо, родитель увидел, что заправлено неаккуратно, но ничего не сказал. В таком случае вы уже вносите вклад в выработку вредной привычки не быть аккуратным. Или, например, ребенка попросили нарезать хлеб, ребенок нарезал, и после этого весь стол и пол в крошках.

Если родитель посмотрел на такое безобразие и ничего не сказал, то взрослый опять внес вклад во вредную привычку делать что-то неаккуратно. Если ребенок почистил зубы и обрызгал пастой все зеркало, и родитель видит, что у ребенка есть хорошая привычка чистить зубы, но делает он это неаккуратно, то есть необходимость обратить внимание на качество выполнения каких-то дел.

По крайней мере, нужно, чтобы ребенок видел какой-то идеальный формат того, что он только что выполнял. Можно сказать ребенку: «Да, ты поступил хорошо, но посмотри, что нам теперь приходится констатировать».

– Вы рассказали о примерах вредных привычек, и мы даже не затрагивали курение, алкоголь или что-то еще. Могу сказать из личной жизни, что это переход и во взрослые привычки, даже начиная с того, как почистить картошку. Можно ее так почистить, что потом приходится чистить ее заново. Что Вы могли бы порекомендовать?

– Во-первых, обращусь к родителям с тем, чтобы они отказывались от своих вредных привычек, не видели в них свою харизму или свою особенность.

Имейте в виду, что это может отзеркалить ребенок, и когда в течение жизни он поймет, что это не делает его лучше, отказаться ему будет очень трудно. Вредная привычка, как и любая привычка, формируется очень серьезно.

Отвыкать от нее и ломать ее во взрослом состоянии гораздо труднее. Поэтому важно формировать хорошие привычки в раннем возрасте.

Следующий момент – обращайте внимание ребенка на выполняемые им задачи, чтобы он делал их привычно хорошо, качественно и старательно.

Пусть у него будет очень важная привычка – делать все хорошо, без фанатизма и идеализирования, но тем не менее для своего возраста и возможностей действительно делать что-то хорошо.

Обязательно хвалите ребенка в тех случаях, когда он не проявляет вредную привычку, обращайте внимание на аккуратность сделанной им работы и на те исправления, которые уже есть.

Если ребенок постарше, например ему восемь-девять лет, у него сформировалась какая-то вредная привычка, и он ее осознает и говорит, что она ему мешает, тогда можно завести дневник и каждый день записывать, проявлялась ли эта привычка или нет, удавалось ли ее чем-то заменить или исправить, и как. И я уверена, что практически недели через две привычки не будет: ребенок выразит ее на бумаге, откажется от нее в письменном виде и не будет совершать ее в жизни.

– Юлия Александровна, помимо Ваших конкретных рекомендаций, я вижу Ваше внимание, заботу о детях и проявления ежечасного участия в их жизни, но опять же без лишней опеки, о чем мы говорили.

Мы поговорили о тех решениях и рекомендациях, которые можно выработать, чтобы вредные привычки из младшего возраста не переходили в старший. В начале передачи Вы сказали, что есть полезные привычки, и мы договорились посвятить этой теме целую передачу. Но если с вредными привычками нужно бороться, то полезные нужно наоборот воспитывать?

– Абсолютно верно.

Разница между вредными и полезными привычками заключается в том, что вредная привычка формирует отрицательные черты (есть такая фраза «посеешь привычку – пожнешь характер»), а полезные привычки помогают в жизни, делают человека важным для кого-то и для самого себя, а его деятельность значимой и высоко оцениваемой. Поэтому эти две категории привычек и их проявления в жизни человека отличаются кардинальным образом.

– Дорогие друзья, напоминаю, что вы можете задать свои вопросы Юлии Александровне по телефону +7(982)628-16-14. Если у вас есть вопросы, конечно, звоните, задавайте их, и Юлия Александровна с удовольствием на них ответит.

Ведущий: Тимофей Обухов
Расшифровка: Людмила Моисеева

Источник: https://tv-soyuz.ru/peredachi/soyuz-onlayn-chetvert-chasa-efir-ot-16-dekabrya2

Как сделать из дурной привычки хорошую

Все дети делают это или от рефлекса до дурной привычки

Мне очень близка эта тема. Сколько себя помню, у меня всегда было в избытке дурных привычек и катастрофически не хватало полезных. Врожденный скепсис не позволял всерьез относиться к суперэффективным коучам, которые за умеренную плату учат всех желающих быть эффективными.

Перефразируя американского литератора Питера Лоуренса, «кто умеет — делает, кто не умеет — учит делать, а кто не умеет и этого — учит, как учиться». Между тем, если отбросить предубеждения перед методиками самосовершенствования как жанром, некоторые из них действительно могут быть полезны.

Наткнувшись на статью Янга «Как исправить плохие привычки: откровения семилетнего помешательства», я связался с ним, чтобы выяснить детали.

В школе Янг был из тех детей, которые делают сто дел и во всех добиваются успеха. Футбол, кружок риторики, курсы спасателей и, конечно, лучшие оценки в классе. Из спортивного интереса ставил перед собой новые цели: вставать рано, не пялиться в телевизор, стать вегетарианцем, каждый день писать статьи…

Последнее в итоге стало его профессией.

Еще в университете он создал собственный сайт, на котором делится своим опытом достижения целей, продает свои электронные книги с названиями вроде «Меньше учиться, больше познавать», «Как изменить привычку», «Целостное обучение», и там же ведет блог о способах повысить собственную работоспособность.

идея, на которую опирается Янг: чтобы делать что-то легко и без волевого усилия, нужно сделать из этого привычку. «Многие первого января обещают себе начать заниматься спортом, — пишет он.

— Но к февралю большинство сдается, потому что это занятие требует от них слишком большой силы воли. Однако если привить себе привычку, воля не понадобится. Привычка — это залог успеха. А не сила воли, как многие думают».

Собственно, идея не новая, еще Аристотель говорил, что мы есть то, что мы делаем постоянно, и потому мастерство — это вопрос привычки.

По методу Янга в начале потребуется переходный период — время, когда привычка (делать зарядку, учить португальский, работать над диссертацией) будет приживаться. И это самое трудное.

Скотт приводит пример: «Чтобы выйти на орбиту, спутнику нужно преодолеть плотные слои атмосферы. Главное — выйти на орбиту (то есть создать привычку) до того, как закончится топливо (сила воли).

А для этого нужно идти правильным путем и не растрачивать энергию на лишние движения».

Переходный период не должен быть ни слишком коротким, ни слишком длинным: «Некоторые исследования показывают, что 66 дней — это срок, достаточный, чтобы обзавестись новой привычкой. Я бы сказал, что для каждой нужен свой срок. Поэтому мой совет — поработать над собой в течение месяца, а там посмотреть: если вы чувствуете, что пытаетесь соскользнуть, нужно продолжать тренироваться».

Также важно хорошо понимать, в чем именно состоит задача в период привыкания. Вовсе не в том, чтобы достичь результата (сбросить вес или выучить язык), а всего лишь в том, чтобы привить себе привычку.

Не менее важно практиковать каждый день. Во что бы то ни стало нужно придумать, как впихнуть новую привычку в расписание. «Если разобраться, время почти никогда не бывает решающим фактором.

Редкий человек работает на пределе возможностей от рассвета до заката. Прокрастинация, перерывы на обед, кофе и фейсбук — такая же неотъемлемая часть дня, как и работа.

Поэтому всегда можно найти хотя бы полчаса на ваше новое занятие».

Если поставить цель ходить в фитнес-клуб дважды в неделю, вероятнее всего, не получится ни одного. Если заставить себя месяц ходить туда каждый день, то с большой долей вероятности через месяц заставлять себя уже не придется.

«Лично мне пришлось пройти через четыре периода привыкания, прежде чем появилась привычка заниматься, — говорит Скотт. — И четвертый, наконец-то успешный, отличался от первых трех провальных как раз тем, что я занимался ежедневно.

С тех пор я занимаюсь уже шесть лет».   

Третий совет Янга: не исключайте, но заменяйте. Это относится не столько к приобретению полезной привычки, сколько к избавлению от вредной.

Большая часть неудач случаются потому, что на месте плохой привычки, которую вы бросили, оказывается вакуум, и он тянет вас обратно. Выход в том, чтобы немедленно его заполнить.

«Когда я стал вегетарианцем, я сосредоточился не на том, чего нельзя, а на том, что можно. Если заменить каждый исключенный продукт новым, сила воли уже не пригодится».

Янг советует разобрать привычку по частям, обнаружить пусковой механизм, триггерные точки, и работать с ними. То же курение — это не один процесс, а десятки: взять пачку, выйти на улицу, достать и зажечь сигарету и так далее.

Легче победить привычку, если сосредоточиться на первых моментах, запускающих всю цепочку. «Это ведь был русский ученый, Павлов, который первым показал на собаках, как работают условные рефлексы, — говорит мне Янг. — Это работает и с человеческими привычками.

Главное — понять, с чего начинается действие, и сосредоточиться на первом импульсе. Я не делаю различий между хорошими привычками и плохими. Это две стороны одной медали.

С зависимостью сложнее, потому что в ней есть биохимический компонент, но в целом она устроена точно так же: пусковые механизмы, ритуал, привычная последовательность действий. И бороться нужно с ней теми же методами».

Но что будет, если заменить все плохие привычки хорошими? Не станет ли жизнь скучнее? «Вообще-то нет, — говорит Скотт. — По моему опыту, от этого жизнь становится только веселее.

Когда ты чувствуешь, что тебе под силу сделать все, что ты хочешь. Когда ты способен изменить свои привычки, это дает огромную свободу. Мы все так или иначе имеем дело с собственными привычками.

Вопрос только в том, кто кем управляет: мы ими или они нами».

Источник: https://snob.ru/selected/entry/39404/

Невротические привычки у детей: что это и как с ними бороться?

Все дети делают это или от рефлекса до дурной привычки

Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:

  1. Страхи ребенка.

  2. Сильный стресс. Он может быть вызван жизненными событиями, серьезными переменами. Примерами таких событий могут быть поступление в детский сад, школу, смена учебного заведения, переезд, рождение младших братьев и сестер, смерть кого-либо из членов семьи.

  3. Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.

  4. Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.

  5. Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.

  6. Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.

  7. Пережитое ребенком насилие.

Все эти явления вызывают сильное внутреннее напряжение, с которым ребенок не может справиться самостоятельно.

Если в этот момент родители не принимают эмоции ребенка, осуждают за злость, страх, обиду или печаль («Мальчики не плачут», «Девочки себя так не ведут», «Прекрати реветь», «На обиженных воду возят»), то у ребенка возникает подсознательный запрет на выражение негативных чувств.

Поскольку любые чувства возникают естественным образом, человек с таким запретом ощущает тяжелый внутренний конфликт: с одной стороны, он никуда не может деться от отрицательных эмоций, с другой – винит себя за их возникновение.

Как итог – сильное психоэмоциональное напряжение, которое и выливается в привычку грызть себя – в прямом и переносном смысле. И только снизив это напряжение, можно снять уже устоявшуюся потребность грызть ногти, губы или сосать палец.

Крайними проявлениями негативных привычек становятся неврозы навязчивых состояний. Это создание каких-либо постоянно повторяющихся ритуалов: частое мытье рук, похлопывание, постукивание.

Только повторение этих ритуалов дает ребенку чувство безопасности и комфорта. Эти действия уже нельзя назвать просто вредной привычкой – они очень устойчивы и могут возникать из-за психических или органических нарушений работы нервной системы.

Поэтому, чтобы с ними справиться, необходима консультация врача.

Что делать родителям

Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия.

Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет. Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.

Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него.

Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери.

Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность

По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений.

Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.

Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.

Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри.

Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право.

Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.

Улучшайте семейные отношения, создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности.

Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию.

Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/nevroticheskie-privychki-u-detey-chto-eto-i-kak-s-nimi-borotsya/

14 рефлексов человека, которые поражают ученых, а у нас вызывают чувство неловкости

Все дети делают это или от рефлекса до дурной привычки

Как все-таки сложно устроен человек. Взять хотя бы наши рефлексы: они даны нам природой, чтобы упростить жизнь, но на практике это часто приводит к чему-то противоположному. Не говоря уже о назначении рефлексов. Вот, например, откуда растут ноги у любопытства, от чего защищает нас лень, почему хочется писать в душе и как нам удается заражать своими эмоциями других людей?

Мы в AdMe.ru решили изучить необычные рефлексы, которые лежат в основе нашего поведения и часто, казалось бы, не поддаются логическому объяснению.

14. Все дети плавают под водой с открытым ртом

© pexels  

Любой малыш в возрасте до 3–6 месяцев, попав в воду, рефлекторно задерживает дыхание и начинает двигаться. Если при этом вода попадет ему в рот, то ая щель и надгортанник сужаются, не давая жидкости попасть в легкие. Дети старше 6 месяцев теряют эти навыки и вынуждены учиться плавать с нуля, если с рождения не освоили это занятие.

Важно: Не рекомендуется самостоятельно учить новорожденного ребенка плавать (даже полагаясь на рефлексы), лучше делать это под присмотром профессионала.

13. Состав слез автоматически меняется в зависимости от того, чем они вызваны

© Crimfants / wikipedia  

Если речь идет о слезотечении, то состав слез может быть разным.

В одном случае это богатая белком антибактериальная жидкость, которая поддерживает влажность глаз во время моргания или при долгом сидении за компьютером.

Во втором случае слезы имеют немного иной состав и выделяются в ответ на внешний раздражитель: например, вы режете лук, вам в глаз попала ресница или вокруг вас много дыма, который и вызывает слезы.

Когда мы плачем из-за эмоционального возбуждения, наши слезы содержат особые гормоны, помогающие организму быстрее пережить стресс и снизить чувство боли.

12. Лень — это защитный механизм, придуманный природой

© Holger Link / unsplash  

Рефлекс сопротивления (свободы) — это реакция на любой внешний раздражитель, который в чем-либо ограничивает нас. Известно, что, в отличие от других рефлексов, чем дольше мы ощущаем эти ограничения, тем сильнее наше желание избавиться от них. При этом привыкания к ним не возникает.

Учитывая это, ряд ученых утверждает, что чувство лени — это не порок или вредная привычка, а один из способов внутреннего бойкота, когда организм пытается защитить себя от стрессовой ситуации, ограничивающей в чем-либо его свободное существование.

11. Если много времени проводить в темноте, глаза начнут видеть необычные сгустки света

© Charmed / Spelling Television  

Этот рефлекс знаком космонавтам и любителям медитативных практик, и называется он «кино для заключенного». По мнению ученых, вспышки света, которые могут менять цвета и приобретать разные формы, возникают в темноте из-за напряженной психологической обстановки, сильных магнитных полей, химических веществ или из-за механического воздействия на глаза. Никакой магии!

10. Любопытство — это автоматическая функция, которая повышает шансы человека на то, чтобы жить долго и счастливо

© Brunel Johnson / unsplash  

Любопытство — это проявление ориентировочного рефлекса: наши органы постоянно получают информацию о мире вокруг нас, а мозг скрупулезно сравнивает новые данные с теми, что получил секунду назад. Как только выявляется значительная разница, запускается ориентировочный рефлекс: мы поворачиваемся навстречу незнакомому звуку или фокусируем взгляд на чем-то новом.

Ориентировочный рефлекс лежит в основе поведения, которое заставляет нас постоянно изучать новое, за что мозг награждает нас и самого себя чувством радости, чем развивает любопытство.

Кстати, нейробиологи отмечают, что особо любопытные люди, которые даже в пожилом возрасте осваивают новые навыки и развивают кругозор, живут дольше и счастливее, потому что постоянно «омолаживают» мозг гормоном радости.

9. Незавершенное действие перезагружает мозг, вводя его в состояние, близкое к медитации

© depositphotos  

Выполняя монотонную, рутинную работу, мозг отключается, но «краем глаза» продолжает следить за процессом.

Если выполняемое действие окажется незаконченным, мозг на некоторое время входит в состояние, близкое к медитации: он словно перезагружается, удаляя все лишние мысли и пытаясь понять, какую задачу необходимо закончить. При этом новые задачи появляются, но мозг не в состоянии на них до конца сконцентрироваться.

Пример: У вас тревожное чувство, будто вы что-то забыли. Вы не можете сосредоточиться на своих действиях. В итоге вы обнаруживаете, что не закрыли входную дверь, хотя совершенно не помните момент, как вообще вошли в дом, пока разговаривали по телефону.

8. Воспоминания о горшке заставляют писать в душе

© aka Tman / flickr  

Если услышать звук текущей воды или ручья, у многих возникает желание «заглянуть в туалет». Ученые считают это проявлением рефлекса, приобретенного в детстве: сидя на горшке или на унитазе, ребенок запоминает звуки, характерные для этого процесса, в том числе звуки смывания воды и мытья рук. А в душе желание справить малую нужду обостряется из-за теплой воды.

7. Сердцебиение замедляется, как только человек окунает лицо в прохладную воду

© Constantine / Warner Bros. Pictures  

Все дело в так называемом нырятельном рефлексе млекопитающих: как только поверхность лица соприкасается с холодной водой (ниже 10 градусов), организм переходит в иной режим энергопотребления.

Так он увеличивает сопротивляемость давлению и снижает потребление кислорода, считая, что человек готовится к погружению на глубину: замедляется пульс, падает температура тела, сосуды сужаются, происходит отток крови к центру и жизненно важным органам, повышается уровень гемоглобина, а кровь насыщается кислородом.

Кстати, резкое погружение лица в холодную воду — это действенный метод для того, чтобы остановить тахикардию за 1 минуту или уменьшить головную боль при мигрени.

6. Из-за стресса мозг теряет контроль над зрачками

© tokke / reddi  

Движения зрачков и подергивания глаз могут быть вызваны усталостью, недосыпанием, чрезмерным употреблением кофеина или лекарственных препаратов. В основе лежит проявление вестибулоокулярного рефлекса, когда мозг пытается получить точную картинку происходящего, но из-за перегрузки или перевозбуждения не может сконцентрироваться.

Как проверить: Если вы прокатитесь на карусели или покружитесь, к примеру, на офисном стуле пару минут, то сразу после остановки ваши зрачки некоторое время будут трястись.

5. Человек краснеет, чтобы сбить собеседника с толку

© Vladimir Godnik / gettyimages  

Считается, что покраснение от смущения является частью защитного механизма «бей или беги».

Перед этим в ответ на какой-либо раздражитель происходит выброс адреналина: расширяются зрачки, сердце бьется быстрее, и по расширенным сосудам насыщенная кислородом кровь направляется к мышцам.

Процесс затрагивает все тело, но сильнее всего покраснения заметны в районе шеи, ушей, верхней части груди и лица.

Наука утверждает, что такая особенность свойственна лишь людям и является средством выражения сожаления или раскаяния, поэтому покраснение можно рассматривать как социальный инстинкт.

Видя, что собеседник покраснел, мы в ответ на это временно впадаем в ступор, пытаясь переосмыслить ситуацию и роль собеседника в ней.

А те, кто покраснел после того, как показал свою неуклюжесть, и вовсе нравятся нам больше тех, кто сохраняет ровный цвет лица в любой ситуации.

4. Мурашки и озноб — это сигнал о резкой смене эмоций

© pxhere   © pxhere  

Когда-то подобное было лишь реакцией на резкую смену температуры: с помощью поднятых волосков тело удерживало слой теплого воздуха вокруг кожи или, наоборот, покрывалось потом, чтобы немного охладиться. По неизвестной причине рефлекс начал срабатывать и при резкой смене настроения: когда что-то пугает нас, мы чувствуем озноб, а от приятной музыки по коже бегут мурашки.

Интересно: На сайте Reddit пользователи собирают материалы, которые вызывают приятные ощущения и мурашки. Например, послушайте самое начало произведения Ханса Циммера: смена громкости и необычные созвучия, возможно, заставят и вас почувствовать нечто подобное.

3. Мозг «заражается» чужими эмоциями, принимая их за свои собственные

© depositphotos  

Присмотритесь к маленьким детям: когда родитель грустит, ребенок замечает это и начинает плакать, хотя не понимает причину грусти. Все дело в эмоциональном заражении.

Именно поэтому нас так тянет к людям, которые испытывают радость: даже не имея собственного повода для этой эмоции в настоящий момент, мы неосознанно стремимся перенять ее от другого человека, поэтому стараемся быть рядом с ним.

Кстати, способность передавать друг другу настроения и эмоции является врожденной, без нее в том числе было бы невозможно представить такую вовлеченность людей в религии или войны.

2. Глаза человека фиксируются на одной точке, вне зависимости от поворота головы и тела

© It's Always Sunny in Philadelphia / 20th Century Fox  

Как людям удается поворачивать голову влево или вправо, при этом сохраняя фокусировку на предметах? За это тоже отвечает вестибулоокулярный рефлекс, который помогает мозгу стабилизировать изображение.

Между прочим, эта особенность помогает балеринам грациозно оборачиваться по 20–30 раз вокруг своей оси, выполняя фуэте.

1. Взгляд на солнце вызывает чихание

© mcfarlandmo / flickr  

Так проявляется световой чихательный рефлекс: каждый четвертый человек, посмотрев на яркий свет или солнце, вдруг начинает чихать. Ученым пока не удалось установить, зачем это нужно, но известно, что подобная особенность передается по наследству.

Расскажите, какими необычными особенностями отличается ваше тело?

Фото на превью aka Tman / flickr

Источник: https://www.adme.ru/zhizn-nauka/14-refleksov-cheloveka-kotorye-porazhayut-uchenyh-a-u-nas-vyzyvayut-chuvstvo-nelovkosti-2227165/?image=12868915

Почти полжизни «на автомате»

Все дети делают это или от рефлекса до дурной привычки

Как и почему формируются привычки — этим вопросом исследователи задаются уже давно.

Одними из первых русских ученых, совершивших прорыв в вопросе формирования привычек у животных и человека, стали Иван Павлов и Иван Сеченов.

Чтобы понять механизмы работы привычек, ученые провели множество исследований, частью которых стали известные эксперименты Павлова по формированию условного рефлекса у собак.

Попытки распознать ложь, основываясь на мимике и жестах человека, по своей эффективности не превосходят подбрасывание монетки, заявили ученые. О том… →

В результате одного из таких экспериментов у собаки начинал выделяться желудочный сок при включении зеленой лампочки. Ранее при включении лампочки ей всегда давали еду, и после определенного количества повторов этой последовательности действий у собаки вырабатывался условный рефлекс — ответная реакция организма на стимул.

Организм человека формирует условные рефлексы точно так же.

Именно эти рефлексы, сформировавшиеся в течение жизни благодаря каким-то жизненным обстоятельствам, не закрепленные генетически, мы и называем словом «привычки».

Разные формы наград и признаний вполне можно отнести к подкреплениям, которые стимулируют людей к продуктивной работе, более успешному выполнению задач и прочим свершениям.

Люди, сами того не замечая, годами вырабатывают множество привычек: они строят графики и четкий распорядок дня, привыкают к месту и способу работы, образу жизни. Любые изменения привычных вещей приводят к стрессам, переживаниям и страхам.

Сначала сделал, потом подумал

В народе бытует мнение, что привычка — это лишь психологическая зависимость, от которой нас может избавить сила воли. Однако ученые придерживаются другой точки зрения на этот счет.

Нашими решениями очень легко манипулировать: магнитная стимуляция определенной области мозга изменяет представления человека о справедливости… →

Ученые из Университета Дьюка в Северной Каролине утверждают, что привычки оставляют неизгладимый след в мозге. Журнал Neuron недавно опубликовал исследование о том, как наши привычки и пристрастия фиксируются в мозге.

По словам главного исследователя Николь Калакос, доктора медицинских наук, профессора неврологии и нейробиологии медицинского центра Университета Дьюка, однажды мы сможем развивать в людях нужные привычки и избавляться от нежелательных.

В ходе исследования эксперты формировали у мышей привычку к сладкому: мыши получали крошечные конфетки после нажатия рычага. Животные, у которых выработалось пристрастие к сахару, продолжали нажимать на рычаги, даже когда угощение больше не получали.

После этого эксперты сравнили мозг мышей, у которых такая привычка сформировалась, и мышей без этой привычки. В частности, ученые анализировали электрическую активность в базальных ганглиях — области мозга, частично отвечающей за моторную деятельность и навязчивое поведение, включая наркоманию.

В ганглиях существует два типа путей сообщения: один передает команду о необходимости продолжать действие (толчок вперед), другой — о его остановке. Выяснилось, что оба типа путей сообщения намного активнее работали у мышей со сформированной любовью к сладкому.

Данное открытие вызвало удивление ученых, поскольку ранее считалось, что пути, отвечающие за остановку сигнала, должны предотвращать поведение в рамках новой зависимости.

Кроме того, было обнаружено, что при формировании пристрастия меняется порядок передачи информации в мозге:

у «зависимых» мышей сигналы движения предшествовали сигналам остановки, у здоровых — наоборот.

Тренировки на мышах

Работавшие с мышами ученые заметили, что такая «сбитая» активность работы каналов после приобретения привычки распространяется на всю область ганглий. Поэтому исследователи не исключают вероятность того, что склонность к чему-то одному разовьет привязанность к другим не слишком полезным для здоровым вещам.

Можно ли вычислить людей, способных на хладнокровное убийство, реально ли по внешним признакам выявить их в своем окружении и как предотвратить их… →

Далее ученые решили проверить, можно ли избавить мышей от этой привычки, и стали вознаграждать животных, которые переставали жать на рычаг.

Успешнее всех отучались мыши со слабым каналом передачи сообщения о продолжении действий. Пока исследователи точно не знают, как данные результаты могут быть применены к людям — ганглии имеют широкий спектр функций, и их роль во взаимодействии систем организма изучена пока не до конца.

Некоторые исследователи уже сейчас изучают возможность лечения наркомании, применяя трансчерепную магнитную стимуляцию — технику, которая использует магнитные импульсы, чтобы стимулировать работу мозга.

Между тем Калакос с коллегами продолжают изучать отличия обычных привычек от проблемных, которые могут приводить к навязчивым состояниям, и надеются, что сделанные открытия помогут лучше понять механизмы работы мозга человека и контролировать привычки и зависимости.

Ученые из Массачусетского технологического института также исследовали формирование привычек

и выяснили, что старые привычки не забываются.

С результатами работы можно ознакомиться на сайте самого института.

Что творится в головах террористов, как шахиды преодолевают страх смерти и зачем детей приучают к убийствам, разбирался отдел науки… →

В эксперименте крыс обучали правильно воспринимать сигналы при прохождении Т-образного коридора. Верно реагируя на сигналы поворота налево, крысы получали шоколадное молоко. Если же по другому сигналу они поворачивали направо, то получали сахарную воду.

После того как привычка была сформирована, исследователи перестали давать животным вознаграждение, но крысы все равно продолжали следовать указаниям. Следующим шагом стало добавление в шоколадное молоко (чтобы его получить, грызун должен был пойти налево) хлорида лития, который вызывал легкую тошноту.

Крысы продолжали бегать в правильном направлении, но молоко не пили.

После закрепления подобного поведения ученые проверяли, можно ли сломать эту привычку, нарушив соединения части предлобной коры, которая частично отвечает за формирование привычек.

Используя оптогенетику — технику, которая позволяет подавлять работу определенных клеток мозга, — исследователи на несколько секунд отключали деятельность корковой области в вентромедиальной префронтальной коре.

Делали они это в момент, когда крысы подбегали к развилке.

Почти сразу животные переставали бегать налево, где их ждало тошнотворное шоколадное молоко.

После изменения привычки крысы всегда стали бегать направо — даже если сигнал приказывал повернуть в другую сторону. Но, к удивлению ученых, когда они попытались вновь сломать сформировавшуюся привычку искусственным путем, животные вернулись к прежнему поведению. Оказывается, старая привычка не была забыта, а просто была скрыта образованием новой.

Хотя исследователи считают, что такое вмешательство пока не стоит использовать, чтобы изменить привычки людей, они утверждают, что технологию можно доработать и улучшить, чтобы использовать для лечения заболеваний, связанных с навязчивым поведением и вредными привычками.

Как избавиться от привычки?

Большая часть нашей повседневной жизни заполнена привычками.

Часто мы не замечаем их, поскольку следуем им автоматически: исследования показывают, что около 40% наших ежедневных действий выполняются каждый день в почти одинаковых ситуациях. Привычки появляются посредством ассоциативного обучения.

Мы находим образцы поведения, которые позволяют нам достигать целей, а затем повторяем действия в относительно одинаковом контексте и создаем ассоциации между действием и результатом.

Личность мальчика-подростка, «живущая» в теле ослепшей женщины, вернула ей зрение. Отдел науки «Газеты.Ru» рассказывает, как вслед за подростком… →

Во время своего выступления на 122-й ежегодной конференции Американской психологической ассоциации Венди Вуд (профессор психологии из Университета Южной Каролины) рассказывала о том, как работают привычки и можем ли мы как-то их изменить.

Когда мы сталкиваемся с проблемой, то действуем теми способами, которые дадут нам результат, сопоставленный с нашими намерениями.

Намерения могут быстро меняться, так как человек способен принимать сознательные решения в зависимости от текущей ситуации и своих планов на будущее.

Однако, когда мы сталкиваемся уже со знакомой ситуацией, мы часто не задумываемся о том, как поступить, потому что наш мозг запомнил определенный порядок действий при схожей ситуации и уже сформировал привычку.

При этом известная нам модель поведения не всегда будет лучшей, но нам очень сложно заставить себя изменить усвоенное поведение.

В ходе одного эксперимента испытуемых попросили оценить вкус попкорна — людям при этом давали свежий и несвежий попкорн. Как ожидалось, свежий всегда был предпочтительнее. Но когда участникам раздали попкорн во время киносеанса, те, кто имел привычку есть его при просмотре фильмов, съели столько же несвежего попкорна, сколько и другие — свежего.

Впрочем, профессор Вуд находит в подобном поведении и положительные моменты: она утверждает, что

благодаря привычкам мы можем сосредоточиться на других вещах (вспомним о том, что из-за привычек мы 40% времени не думаем о том, что делаем).

Стереотипы о том, как должны выглядеть и вести себя геи, не соответствуют действительности, выяснили ученые. Но даже те люди, которые называют себя… →

Можем ли мы как-то изменить наши привычки? На это ориентированы реклама, образовательные программы, семинары и программы похудения.

Стоит, однако, помнить о том, что такие мероприятия успешно повышают нашу мотивацию и желание, дают нам знания и стратегии действий, но все они направлены лишь на «сознательную» часть нашего мозга.

Программы могут изменить намерения людей, но в итоге не меняют их поведения.

Согласно Венди Вуд, существует три основных принципа, которыми нужно руководствоваться для эффективного изменения привычки. Во-первых, нужно найти удобный момент для формирования нового образа действий — таким моментом может стать переезд или смена работы.

Когда мы изменяем предпосылки для поведения в рамках старых привычек, становится намного легче сформировать новые модели поведения.

Второй принцип гласит, что ключевую роль играют повторения. Исследования показали, что человеку может потребоваться

от 15 до 254 дней, чтобы действительно сформировать новую привычку (а вовсе не 21 день, как утверждают создатели некоторых тренингов).

Третий принцип говорит о стабильности среды: чтобы новая привычка быстрее сформировалась, мы должны создавать одинаковые, располагающие к этому условия и поддерживать их, так как определенное поведение воспроизводить проще, если оно повторяется в одном и том же контексте.

Источник: https://www.gazeta.ru/science/2016/02/07_a_8061299.shtml

Для родителей
Добавить комментарий