Все о детских страхах: причины, симптомы, решения!

Детские страхи и их преодоление. Психотерапевт Ершов Дмитрий Всеволодович

Все о детских страхах: причины, симптомы, решения!

Скидка на первою консультацию 10%!

     Как часто мы смотрим на детей, и думаем с умилением: «Какие же они маленькие! Нам бы их проблемы!» Детские неурядицы, ссоры, рыдания кажутся легко проходящими, быстро сменяющими друг друга, а потому не очень серьезными.

Между тем, наши маленькие дети могут испытывать немаленькие детские страхи.

Так стоит ли серьезно относиться к страхам у детей? Детские страхи в моём случае уже проблема или досадный эпизод? Следует ли что-то уже делать с этой проблемой, или всё ещё допустимо ограничиться домашними средствами? Возможно ли лечение детских страхов?

     Мы, взрослые, успели потерять качества, свойственные ребенку: его непосредственность и восприимчивость к окружающему миру. Именно поэтому порой нам кажется, что детские страхи не имеют под собой почвы, и со временем всё само собой образумится.

Тем не менее возникшая ситуация может усугубиться, и страх без выяснения его природы перерастает в психическое заболевание или нервное расстройство. Я не хочу вас пугать (!): бесспорно, детские страхи регистрируют почти у всех малышей, они являются реакцией на опасность, что вполне обосновано психологической особенностью здорового человека.

Например, страх темноты у детей может быть вызван ранее пережитым чувством опасности. Я уже говорил о своеобразии детской восприимчивости, которая отличается от взрослой оценки происходящего.

     Обычный просмотр фильма, в котором родители не замечают ничего страшного, откладывается в памяти ребенка и провоцирует тревожность на подсознательном уровне. С 3 лет, когда развивается фантазия, дети могут дополнить увиденное событие новыми подробностями, формируя образ «чудовища», живущего в темноте.

Детские страхи и их коррекция — одна из моих специальностей, и моя основная задача как детского психолога состоит в выявлении таких страхов и помощи ребенку с последующим анализом возникновения эмоционального напряжения.

Коррекция страхов у детей не требует медикаментозного лечения, как правило, достаточно проведения «тренингов» обыгрывания ситуации, вызывающей беспокойство.Природа страхов различна, и их возникновение обусловлено окружающей обстановкой.

Ситуативный страх развивается после пережитого конкретного случая, например, ребенка укусила собака, или он оказался на улице во время грозы. Конечно, не у всех детей появляется стойкий страх собак или грома, но те малыши, которые отличаются хорошей фантазией, мнительностью и неуверенностью в себе, находятся в группе «риска» развития фобии.

Такие детские страхи и их коррекция проходят легче всего, главное — своевременно обратить внимание на изменившееся поведение ребенка и обратится за помощью к психологу. Однако существуют и детские страхи, в которых виновны сами родители.

Мы не замечаем, что часто употребляемая «бабайка», которая придет и заберет ребенка, если он не будет послушно есть кашу, постепенно внушает малышу чувство страха пред неведомым существом. Так развивается страх темноты у детей, так мы создаем самый распространенный страх — внушенный. Даже простое предупреждение об опасности, сделанное взрослым человеком некорректно, может привести к фиксации страха на долгое время, если не на всю жизнь.

     Вместо того чтобы объяснить, почему следует опасаться, мы просто говорим: «Упадешь! Обожжешься! Стукнет!» Коррекция страхов у детей начинается с выяснения их причины и последующего снижения уровня эмоциональной реакции на исходные ситуации.

Детские страхи и их коррекция относятся к сфере деятельности профессионального психолога, поэтому я настойчиво предупреждаю: не стоит ограничиваться консультацией у непрофильного врача и пускать дело на самотек.

Конечно, в некоторых случаях страхи со временем проходят, но только те, что считаются возрастной нормой.

Если говорить о навязчивых страхах или сверхценных идеях, когда фантазия ребенка начинает преобладать над здравым смыслом, и никакие увещевания не помогают, то приходит очередь психолога, и необходима коррекция страхов у детей с помощью профессиональных «инструментов».

     Возможно, даже простой страх темноты у детей не просто вызван выдумкой сказочного персонажа, а уже перешел в разряд бредового страха, причину которого сложно выяснить. Именно поэтому обращение к детскому психологу поможет родителям своевременно определить первопричину страха и назначить соответствующую «терапию подсознания».

Как избавиться от чувства страха: полезная статья о самых распространенных страхах.

Тел:8-495-545-77-99,

Источник: http://psyhoterapevt.org/22/

Детские страхи – проблемы и последствия

Все о детских страхах: причины, симптомы, решения!

Детские страхи – это довольно частое явление, которое считают временным, преходящим с возрастом. Однако невыявленный, скрытый и подавленный детский страх во взрослой жизни может обернуться неврозом и даже психосоматическими проблемами.

Нередко родители обеспокоены тревожным душевным состоянием своих детей, особенно, если – это детские страхи.

Самая главная проблема в этой ситуации – как бороться со страхами? Многие считают, что преодолеть страх можно только самостоятельно, а именно, повернуться к страху лицом, и посмотреть ему в глаза.

А пробовали они сами последовать своим советам? Взрослому человеку тяжело побороть в себе страх, тогда, что можно говорить о детях!? Ответы на эти вопросы дает сайт Я живу! Здорово!

Детям нужна помощь со стороны своей семьи, возможно, и консультация специалиста. Некоторые родители отказываются от идеи позаниматься с психологом, считая это ненужной тратой времени. Никто не собирается оспаривать любое родительское решение, тем более, что каждый сам в ответе за своего ребенка.

Но, попробовать можно, что терять: час времени? Существует и еще один не менее распространенный тип людей, которые решают подобные вопросы при помощи молитв и заговоров. Вера – это, конечно, хорошо.

Но иногда, особенно, если речь идет о детях, нужно спуститься с небес, и принять реальную помощь от человека с образованием и опытом работы с детьми.

Рассмотрим детские страхи более подробно

Страх – это одна из разновидностей эмоционального состояния, которую можно анализировать, как защитную функцию подсознания на ту или иную ситуацию.

«Большие детки – большие бедки» тоже самое можно сказать по поводу страхов, с годами дети все больше получают информации, и все больше растет страх перед неизведанным, а именно: семимесячный малыш пугается, когда матери нет рядом, достигнув восьмимесячного возраста, ребенок в кругу близких ему людей чувствует себя защищенным, а вот, чужие вызывают чувство страха, в 2 года ребенку свойственны уже более «взрослые» страхи – темнота, которые могут выявляться в ночных кошмарах,в 3 года детские страхи могут иметь отношение к животным, к 4 годам жизни может появиться целый комплекс страхов: «бабай», открытый водоем или открытое (замкнутое) пространство, насекомые и так далее, дошкольники и младшие школьники могут испытывать страх перед смертью,

чуть позже ребенка начинает пугать неизвестность.

Что вызывает детские страхи?

Детям свойственно бояться многих вещей – темноты, агрессивных животных, одиночества. Если родители и окружающие члены семьи умеют грамотно реагировать на реакцию ребенка, помогают ему справиться с эмоциями, детские страхи, особенно ранние, проходят действительно бесследно.

Если же ребенок длительное время реагирует на самые типичные, безопасные ситуации и объекты болезненно, то это говорит о внутренних и внешних, семейных проблемах – слабой нервной системе самого малыша, конфликтах в семье, неадекватном поведении родителей и неправильном воспитании.

Как правило, виновником становятся пусть и неосознанно, сами родители, которые пугают малыша «бабайками» в воспитательных целях. Не лучший вариант, когда мать применяет манипулятивный метод «не будешь слушаться, я от тебя уйду» и так далее.

Часто даже совместный просмотр фильма, для взрослых не кажущегося страшным, для маленького ребенка становится сильным впечатлением, с которым не может справиться неокрепшая детская психика. Для малыша детские страхи становится регулятором его реакции, а затем и поведения.

В отличии от нормального страха, избавляющего от реальной угрозы (невнимательность – падение, горячий утюг – больно), запугивание впрок, без действительной необходимости формирует как минимум неуверенность и тревожность, как минимум – невротические реакции вплоть до заикания и энуреза.

Какие виды имеют детские страхи?

Детские страхи можно сгруппировать по таким категориям:
Обсессивные (навязчивые) детские страхи – обусловленные повторяющейся ситуацией, встречей с определенным предметом, объектом. Это страх определенных животных, высоты, перед конкретным человеком.

Бредовые детские страхи, требующие помощи специалиста – детского психолога, психиатра. Это серьезный симптом возможного отклонения психики, проявляющийся в страхе игры с безобидной игрушкой, перед привычным предметом одежды, столовым прибором или едой, говорить какое-либо слово.

Доктор поможет дифференцировать симптоматику, исключить развитие психической патологии. Возможно, эмоция ребенка связана с психологической травмой, которую малыш не в силах отреагировать другим способом, или объяснить.
Фиксированные, фантазийные детские страхи. Это самый распространенный вид и самый благоприятный в смысле психологической терапии.

Сверхценность такого страха объясняется закреплением однажды вызванной эмоции, когда ребенок буквально зацикливается на пережитом. Это боязнь темных помещений, в которых по представлению малыша могут прятаться чудовища, сказочные герои, призраки. Также к таким видам относится боязнь водной стихии, шумов, огня, грозы.

Словом, как правило, это детские страхи, связанные со стихиями, а не с конкретными объектами или ситуациями. Такая реакция может считаться нормальной в качестве боязни неизвестности, если детсвие страхи не перерастают в невротические состояния.

Как лечить детские страхи?

Детские страхи курируются многими способами, лучшим из которых является внимательное отношение родителей и их любовь.

Кроме того, весьма результативна в борьбе с детскими страхами арт-терапия, когда ребенок словно выбрасывает наружу эмоции, проявленные в красках, карандаше или пластилине.

Также эффективными являются песочная терапия, метод театрализованный представлений, сказкотерапия. Определить вид, конкретизировать этиологию (причину) и выбрать способ, как лечить детские страхи поможет квалифицированный специалист.

Как решить проблему, касательную страхов?

Чаще всего, родители сами виновны в существовании страхов.

К примеру, чрезмерная опека или наоборот, много свободы и самостоятельных действий; строгая, а порой жестокая манера воспитания; неправильный образ жизни (алкоголь, частая смена партнеров и прочее).

Дети – хоть и дети, но они все видят и понимают. Итак, посмотрим, как это может повлиять на формирование страхов, и как с этим бороться!

Ситуация 1 (для примера): родитель ругает ребенка, используя угрозы, допустим «не сделаешь так, отдам в интернат». Ребенок уже понимает, что интернат – это зло.

То есть до детского сознания доходит, что родители готовы за непослушание избавиться от него, тем более, что отдадут его не «доброй фее», а в злое здание под названием «интернат».

В данной ситуации «интернат» – это чисто фигуральное выражение, у каждого родителя свой фокус, кто-то заменяет его «злым дядькой», кто-то – «бабаем» и прочее.

Решение 1: ребенку следует показать положительные стороны в послушании или определенную выгоду.

Вспомните себя в детстве: как вы реагировали на запреты или указы родителей? Если ребенок непослушный и не хочет, к примеру, складывать игрушки, не надо пугать «дядькой» или кем-то еще, следует объяснить, что каждой вещи свое место. Здесь можно сравнивать с мультиками, объясняя ребенку, что у каждого супер-героя в комнате порядок.

Ситуация 2: понятное дело, что все мы беспокоимся за сохранность наших детей, мы боимся ДТП, нападки животных, другие отрицательные фрагменты жизни. И тем самым мы навязываем свои страхи детям.

В жизни выглядит это примерно так: «Убьет током!» – такая угроза может породить страх перед электричеством до такой степени, что ребенок будет бояться включить свет, «Не трогай, укусит!» – да, собаки – существа непредсказуемые, но таким образом, родители способствуют появлению фобии перед животными,

«К чужим не подходи!» – очень логично, но здесь так же необходим правильный подход, иначе ребенок будет сторониться людей.

Решение 2: если ребенку 2 – 3 года то, он не поймет всю серьезность опасности, а преувеличение со стороны родителей – это возможный в будущем страх. В этом случае, следует просто внимательней следить за малышом, и самостоятельно устранять вероятную угрозу.

Ясное дело, что семилетнего ребенка так контролировать нельзя, да и не получиться так, как у него уже свое отношение к электричеству, к собакам, к незнакомым людям, да и вообще к жизни.

В этом возрасте с детьми нужно разговаривать, как со взрослыми людьми, дабы не сформировать детские страхи.

Ситуация 3: навязывание своих принципов. Все мы хотим, чтобы наши дети были идеальными, но забываем о том, что это реальные люди со своим внутренним миром. И фраза «так не делай, а то тебя не будут любить» категорически противопоказана в процессе воспитания. Почему? Мы часто слышим о старческом цинизме, о юношеском максимализме, а о детском абсолютизме забываем.

У детей есть четкие понятия по поводу добра и зла, любви и ненависти. Ребенок очень боится того, что его перестанут любить. А, если ему систематически говорить о нелюбви из-за оплошности или неправильного поступка, то мало того, что он будет боятся признаться в совершенных поступках, так еще и вероятны комплексы и страхи относительно его взаимодействия с окружающим миром.

Как же тогда поступить?

Решение 3: с ребенком необходимо разговаривать, как с личностью, а не «сюси-пуси» или угрозы. Лучше фразу «так не делай, а то тебя не будут любить» заменить на «смотри, как делаю я» или что-то в этом духе. Для детей самый главный пример – это родители.

Но есть детские страхи, которые обоснованы не родительским воспитанием, а реальным событием, например, кто-то из окружения обидел ребенка: пьяный сосед, оскорбление ровесника и тому подобное.

Такие события могут спровоцировать появление страхов, которые могут носить маску сказочных персонажей, допустим сосед – злой волк, дракон, Кощей бессмертный; ровесник может быть вампиром или еще кем-нибудь. Как быть, если ребенок боится именно по причине? Ребенок должен видеть, что его всегда защитят.

А кто сделает это лучше, как ни его родители? Самое главное, чтобы дети не боялись рассказывать о своих страхах родителям. Если сложно выявить фактор страха, то можно пообщаться с другими родителями, с воспитателями (если ребенок посещает детский сад), с учителями, с психологом.

Существуют детские страхи, которые спровоцированы реальным испугом: взрыв петарды, нападение собаки или еще что-нибудь. В этой ситуации не исключен вариант, что страх может повлиять и на речь ребенка (заикание). Не стоит заострять внимание на испуге, давить на ребенка. Если родитель не в силах разрешить ситуацию самостоятельно, то вспомните, что в 21 веке психолога никто не отменял.

Детские страхи, связанные с чувством одиночества: чем обусловлены и как их устранить?

Такой тип страхов свойственен детям, которые слишком привязаны к своим родителям. Если их рядом нет, то ребенок ощущает себя брошенным и забытым. Кроме того, малыши боятся одиночества в момент грозы или в процессе просмотра страшного фильма. Но, какой бы не была причина, ребенок всегда ищет защиту со стороны семьи.

Нет смысла переделывать ребенка. Достаточно дать ему понять, что он нужный и любимый. 

Как правило, родители сами разрешают проблему страхов у своих детей. Но если детские страхи не дают нормально жить и побороть их просто невозможно, то поход к психологу – это верное решение!

Источник: http://detki.co.il/health/2014/12/25/detskie-straxi-problemyi-i-posledstviya/

Страхи детей : полезные статьи и рекомендации специалистов на портале Ya-roditel.ru

Все о детских страхах: причины, симптомы, решения!

Каждый из нас периодически испытывает чувство тревоги, беспокойства и страха – это одна из сторон нашей психической активности. Но у взрослых есть опыт и знания, которые часто помогают рационализировать происходящее и уменьшить интенсивность переживаний.

Дети многого не понимают и переживают намного острее. Зачастую, то, что пугает малыша, взрослому может казаться сущим пустяком.

А ведь чувство страха заставляет ребенка переживать по-настоящему сильные эмоции, которые моментально могут завладеть всем его маленьким миром.

Если малыш жалуется, что он чего-то боится – это не причина для насмешек или паники, а скорее повод задуматься и поговорить с ребенком, постараться выяснить причину и потом принимать решение о дальнейших действиях.

Большинство детских страхов имеют временный характер, при своевременном выявлении страхов взрослыми и правильном отношении к ним в скором времени бесследно исчезают.

Есть, конечно, и такие страхи (невротические или навязчивые), которые затрудняют нормальную жизнедеятельность ребенка, мешают его развитию и адаптации, распространяются на все сферы жизни – в этом случае лучше обратиться за помощью к специалистам.

Что такое детские страхи?

Страх – это чувство, которое возникает в ответ на воздействие угрожающих факторов, в основе которого лежит врожденный инстинкт самосохранения. Психологи выделяют две базовые угрозы, вызывающие чувство страха – угрозы жизни и жизненным ценностям человека.

Специфика детских страхов заключается в том, что они, как правило не связаны непосредственно с актуальной угрозой. Детские страхи основаны на информации, которую дети получают от ближайших взрослых и пропускают сквозь призму своей яркой фантазии и воображения.

Причины возникновения детских страхов

Самая очевидная причина детских страхов – это пережитая ранее травмирующая ситуация. Например, если ребенка укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он будет бояться собак. Если родители запугивают малыша сказочными персонажами, пытаясь добиться собственных целей, ребенок может бояться оставаться в одиночестве или в темноте.

Базой для формирования страхов так же служит общая тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу. Мамы и бабушки часто предостерегают детей фразами: «осторожно! Иначе упадешь, поранишься, сломаешь ногу». Из таких фраз ребенок, как правило, воспринимает только вторую часть.

Он еще не до конца понимает, от чего его предостерегают, но его наполняет чувство тревоги, которое может перерасти в устойчивые страхи.

Чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий, акцентирование внимания на том, что опасность может подстерегать на каждом шагу также не остается без внимания детей и является плодотворной почвой для страхов.

Есть не столь очевидные причины, которые могут лежать в основе детских страхов:

  1. Гиперопека
    Дети, живущие в современном мегаполисе, часто подвержены чрезмерной опеке со стороны родителей, они постоянно слышат о том, что на каждом углу их ждет опасность. Это делает малышей неуверенными в себе и боязливыми. Кроме того, сама жизнь в большом городе наполнена стрессами и очень интенсивна, что не может не сказываться на детской психике в общем, делая ее более уязвимой.
  2. Недостаток внимания родителей
    Из-за чрезмерной загруженности взрослых, их общение с детьми часто сильно ограничено во времени. На замену живому эмоциональному общению приходят компьютерные игры и телевизионные передачи. Поэтому необходимо качественно общаться с ребенком хотя бы несколько часов в неделю, совершать совместные прогулки, играть, обсуждать значимые моменты.
  3. Недостаток физической активности
    Отсутствие достаточного количества физической активности так же может стать причиной возникновения страхов.
  4. Агрессия матери по отношению к ребенку
    Если мать в семейной системе занимает лидирующую позицию и часто позволяет себе проявлять агрессию по отношению к другим членам семьи, возникновение страхов у ребенка практически неизбежно. Она не воспринимается малышом, как объект, который в любой ситуации защитит и придет на помощь, поэтому страдает базовое чувство безопасности.
  5. Нестабильная атмосфера в семье
    Нестабильная эмоциональная ситуация в семье, частые скандалы между членами семьи, отсутствие взаимопонимания и поддержки становятся причиной хронической тревоги, которую испытывает ребенок, находясь в семье. Со временем это может привести к возникновению страхов.
  6. Наличие у ребенка психологических и психических расстройств
    Так же причиной страха может быть наличие у ребенка невроза, диагностика и лечение которого входит в компетенцию медицинских работников. Проявлением невроза являются детские страхи, которые не свойственны для возраста, в котором находится ребенок, либо соответствуют его возрасту, но приобретают патологическое проявление.

Виды детских страхов

Принято выделять три вида страхов:

  1. Навязчивые страхи
    Эти страхи ребенок испытывает при определенных обстоятельствах, которые могут вызвать у него панику. Например, страх высоты, открытых пространств, мест скопления большого количества людей и т.д.
  2. Бредовые страхи
    Наличие таких страхов указывает на серьезные проблемы в психике ребенка. Их причину найти невозможно и объяснить логически невозможно. Например, ребенок боится играть с конкретной игрушкой, одевать определенную одежду, открывать зонтик и т.д. Но, если вы обнаружили такой страх у своего малыша, не стоит сразу паниковать, надо попытаться выяснить причину, возможно он не хочет играть с определенной игрушкой в силу объективных причин. Например, он мог сильно удариться или больно упасть, когда играл раньше с этой игрушкой.
  3. Сверхценные страхи
    Эти страхи являются продукцией фантазии ребенка, именно они встречаются в 90% случаев при работе с детьми. Сначала такие страхи соотносятся с определенной жизненной ситуацией, но потом они настолько завладевают мыслями ребенка, что ни о чем другом он не может думать. Например, страх темноты, которая в детском воображении «кишит страшными чудовищами».

Возрастные детские страхи

Психологи выделяют детские страхи, которые проявляются в определенном возрастном периоде, считаются нормой, и со временем исчезают при нормальном развитии.

  • 0–6 месяцев – страх вызывают неожиданные громкие звуки, резкие движения, падение предметов; отсутствие матери, и резкие перемены в ее настроении, общая потеря поддержки;
  • 7–12 месяцев – страх могут вызвать громкие звуки; люди, которых ребенок видит впервые; переодевания; резкая смена обстановки; высота; отверстие стока в ванной или бассейне, беспомощность перед неожиданной ситуацией;
  • 1–2 года – страх могут вызвать громкие звуки; разлука с родителями; засыпание и пробуждение, плохие сны; незнакомые люди; отверстие стока ванны или бассейна; страх травмы; потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями;
  • 2–2,5 года – страх потери родителей, эмоционального непринятия с их стороны; незнакомые дети того же возраста; ударные звуки; возможно появление ночных кошмаров; перемены в окружающей обстановке; проявления стихии – гром, молния, ливень;
  • 2–3 года – большие, непонятные, «несущие в себе угрозу», объекты, например, стиральная машина; изменение привычного жизненного уклада, экстренные события (смерть, развод и т.д.); изменения местоположения привычных объектов;
  • 3–5 лет – смерть (приходит понимание того, что жизнь конечна); ночные кошмары; нападения грабителей; стихийные бедствия; пожар; болезнь и операция; змеи;
  • 6–7 лет – сказочные персонажи (ведьмы, призраки); страх потери (потеряться или потерять маму и папу), одиночества; страх не оправдать надежды родителей в учебе, страхи, связанные со школой; страх физического насилия;
  • 7–8 лет – темные зловещие места (подвал, каморка), стихийные бедствия и катастрофы, утрата внимания и принятия, любви со стороны окружающих (сверстников, учителей, родителей); страх опоздания в школу, исключение из школьной и домашней жизни; физическое наказание; отсутствие принятия в школе;
  • 8–9 лет – несостоятельность в играх, в школе; уличение во лжи либо нежелательном поведении; страх физического насилия; страх потери родителей, ссоры с родителями;
  • 9–11 лет – невозможность достигнуть успеха в школе или в спорте; болезни; определенные животные; высота, кружение (страх могут вызывать некоторые карусели); люди, несущие в себе угрозу (наркоманы, хулиганы, пьяницы и т.д.);
  • 11–13 лет – поражение; необычные собственные поступки; собственная внешность и привлекательность; болезни и смерть; сексуальное насилие; критика со стороны взрослых; собственная несостоятельность; потеря личных вещей.

Как работать с детскими страхами

Детские страхи, на которые взрослые не обращают внимания, могут в результате принести негативные последствия, такие как проблемы в общении со сверстниками, агрессивность, трудности в социальной адаптации, неврозы и комплексы.

Поэтому взрослым важно вовремя обратить внимание на имеющиеся у ребенка страхи, понять, имеют ли они патологический характер, и, в зависимости от этого, самостоятельно постараться помочь ребенку или обратиться за помощью к специалисту.

По вопросам детских страхов можно обратиться к психологу на портале «Я-родитель» в рубрике раздела «Родителям» – «Вопрос психологу».

Консультацию квалифицированных специалистов по всем волнующим вопросам, в том числе и психолога по вопросам детских страхов, детям и родителям можно получить по Единому всероссийскому телефону доверия.

Первым этапом помощи является выявление страха. Это можно вделать в ходе доверительной беседы с ребенком. Можно спрашивать ребенка, боится ли он конкретных вещей. Это становится целесообразным только в том случае, если ребенок уже достиг возраста трех лет.

Родитель может мягко и неторопливо расспрашивать ребенка о страхах, не заостряя внимания на каких-то из них, чтобы не привести к фиксации и внушению. В ходе разговора подбадривайте и хвалите малыша. В случае обнаружения страха реагируйте спокойно и уверенно, ведь ребенок считывает ваше эмоциональное состояние.

Так, если страх ребенка пугает взрослого, ребенок может переживать еще больше. Попросите ребенка описать страх, рассказать на что он похож, что он чувствует, в каких ситуациях к нему приходит чувство страха, и что бы малышу хотелось с ним сделать.

Как правило, дети с радостью соглашаются отправить его на Северный полюс, запереть в высокой башне и т.д.

Еще один действенный метод – сочинить вместе с малышом сказку про страх, которая непременно должна закончиться победой главного героя над страхом.

Нарисовать страх – увлекательное и полезное занятие. В ходе рисования можно проводить беседу, расспрашивать ребенка о его страхе и предлагать ему искать решения.

А по завершении рисования страха, листок с рисунком можно сжечь, объяснив малышу, что таким образом вы сжигаете его страх вместе с рисунком, и больше он его не побеспокоит.

Сожжение необходимо провести в виде некоего ритуала, постоянно подбадривая и хваля малыша за то, какой он смелый, акцентируя внимание на том, как здорово он расправился со страхом.

Отлично работает в борьбе со страхами инсценировка или игра – стоит отметить, что использование этого способа широко используется психологами.

Дети в группе придумывают рассказы на тему своих страхов и с помощью психолога проигрывают сюжеты в группе.

Далее родители могут дома еще раз проиграть ситуацию с ребенком, но только в том случае, если это не вызывает у него негатива.

Важно помнить о том, что страхи присущи всем, и их не стоит бояться. Родителям важно научиться принимать своих детей такими, какие они есть, со всеми их страхами и тревогами.

Ведь если рядом уверенный, надежный и принимающий родитель, преодолеть страх становится для ребенка делом времени.

Все, что требуется от мамы и папы в преодолении детских страхов – быть рядом с ребенком, уметь выслушать его, вовремя выявить страх малыша, и найти правильный способ борьбы с этим страхом: самостоятельно или при помощи специалиста.

Мария Меролаева

Комментирует независимый эксперт портала «Я-родитель» Екатерина Блюхтерова, психолог, специалист по сказкотерапии:

«Мы все чего-то побаиваемся, и наши дети не исключение. Ведь бояться и опасаться – это вполне нормально. Мы все не очень уютно чувствуем себя в темноте, вздрагиваем от резких звуков, держимся подальше от края обрыва.

Но дети часто придумывают дополнительные страхи, и это создает тот самый умеренный стресс, необходимый для психоэмоционального развития и созревания нервной системы. Действительно, период активных страхов приходится на возраст от трех до семи лет. Безусловно, спокойствие и уверенность родителя поможет малышу почувствовать себя в безопасности.

Послушайте автора, откажитесь от запугивания ради воспитания и принуждения к выполнению требований. Есть много других способов договориться ребенком. Ведь для деток родитель – большой, сильный, всемогущий.

И если ТАКОЙ родитель говорит, что придет Бабай и унесет (между строк: а я не смогу ему помешать и защитить тебя), то для ребенка это действительно СТРАШНО.

Важно транслировать деткам, что наш дом – наша крепость, я тебя люблю и буду защищать всегда! Но не позволяйте ребенку манипулировать вами и использовать страхи как предлог, чтобы привлечь к себе побольше внимания.

Всегда принимайте ребенка таким, какой он есть, и принимайте его страхи. Так вам будет легче помочь малышу и изменить его отношение к ситуации. Говорите о страхах ребенка, как о реальности. Тогда от них можно будет избавиться. Или со страхами можно подружиться: обмениваться подарочками со страшилками, которые живут под кроватью, или переписываться с Бабаем и просить приносить яркие сны».

Источник: https://www.ya-roditel.ru/detskie-strahi/

Все о детских страхах: причины, симптомы, решения!

Все о детских страхах: причины, симптомы, решения!

Мария Вишнякова, психолог, консультант по детско-родительским отношениям

КАЖЕТСЯ, ЧТО МАЛЕНЬКИЕ ДЕТКИ БОЯТСЯ ВСЕГО: ВОДЫ, ТЕМНОТЫ, ВЫСОТЫ, ВРАЧЕЙ И МИЛИЦИОНЕРОВ, МАЛЕНЬКИХ ЖУЧКОВ И БОЛЬШИХ СОБАК… А САМОЕ ГЛАВНОЕ, ЧТО ПРОСТОЙ РЕЦЕПТ «НЕ БОЙСЯ – ЭТО СОВСЕМ НЕ СТРАШНО» В ТАКИХ СЛУЧАЯХ НЕ РАБОТАЕТ. ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ: ВЫШИБАТЬ «КЛИН КЛИНОМ» ИЛИ НЕ ОБРАЩАТЬ НА ДЕТСКИЕ СТРАХИ ВНИМАНИЯ?

Страх – естественная эмоция, которая требуется нам для защиты, для мобилизации сил перед лицом опасности. Она порождается инстинктом самосохранения, и если бы люди не боялись, то, наверное, не смогли бы выжить. Поэтому в том, что малыш испытывает страх, нет ничего страшного.

Другое дело, что иногда он начинает расти как на дрожжах, подавляя и подчиняя себе личность маленького человечка.

Научиться контролировать свои страхи и изживать их – очень важный урок для ребенка на пути к управлению своими эмоциями и чувствами, и преподать его должны, конечно, родители.

ФАКТОР СТРАХА

Чтобы справиться с врагом, его нужно знать в лицо. У каждого детского возраста есть свои «монстры». Какие? Давайте разбираться.

  • Страхи до года, по большому счету, представляют собой рефлекторные реакции младенцев в ответ на громкий звук или свет, резкое изменение положения тела, потерю равновесия (опоры), внезапное приближение большого предмета.
  • Для годовалого возраста характерны страхи одиночества (мама оставила одного в комнате), незнакомых взрослых, врачей и их действий (чаще всего уколов), неожиданных резких звуков (гром, сигнальная сирена, шум низко пролетающего самолета).
  • Для детишек от 2 до 5 лет типичными страхами являются страх одиночества, темноты, замкнутого пространства, воды и огня, незнакомцев (особенно клоунов или актеров с гримом), дурных снов.
  • Старший дошкольный возраст (5‒7 лет) – время наиболее интенсивной выраженности страхов. Это обусловлено не столько излишней эмоциональностью, сколько умственным развитием ребенка и, соответственно, возросшим пониманием опасности. Центральное место среди всех страхов начинает занимать страх смерти. Он может проявляться опосредованно: через боязнь нападения (бандитов, грабителей), болезней, страшных снов, темноты, сказочных персонажей или героев мультфильмов, животных, стихий (грозы, ливня, бури), стихийных бедствий, катастроф и даже войны. Все эти «ужастики» несут в своей подоплеке тревожность, связанную, пусть и не напрямую, с потерей родителей.
  • Младший школьный возраст (7‒12 лет) определяется для ребенка новой социальной позицией – школьника. Переживание своего соответствия коллективным стандартам и новым правилам поведения сопровождается страхом несоответствия этим нормам. Также силен страх куда-то опоздать или что-то не успеть, страх заслужить порицание, сделать что-либо не так, как следует.

ГЛАЗ ДА ГЛАЗ

Начинать бороться со страхом можно, когда точно известно, что пугает малыша.

Например, вы случайно попали под жуткий ливень с градом, молниями, потоками воды – и теперь он не выходит за дверь даже при слегка накрапывающем дождике.

А как быть, если кроха боится молча? Сколько детей – столько и «способов» выражения страха. Поэтому лучший ориентир – ваше ощущение, что ребенок в каких-то ситуациях ведет себя не совсем обычно.

Самые распространенные признаки того, что малышу страшно:

  • нетипично сильный плач или смех;
  • сильное кривляние в момент испуга или после;
  • замирание или, наоборот, высокая двигательная и эмоциональная активность (в зависимости от темперамента);
  • просьбы «взять на ручки», защитить или обнять;
  • нежелание говорить на темы, которые пугают, намеренное избегание каких-то условий или предметов;
  • постоянное беспокойство, неспособность сконцентрироваться;
  • нарушения сна;
  • непроизвольное мочеиспускание и опорожнение кишечника.

ОБИТЕЛЬ ЗЛА

Следующий момент, который необходимо выяснить: что явилось толчком для испуга? Есть несколько основных причин для развития у ребенка страха.

  1. Резкий звук или движение, неожиданное касание – любая необычная ситуация в сочетании с неподготовленностью ребенка (упал, ночью проснулся один, подавился, подбежала собака и укусила, поздно вечером громко постучали в дверь и т. д.);
  2. Беспокойство родителей. Взрослые, сами того не осознавая, легко подпитывают сиюминутную детскую боязнь словами и реакциями, превращая ее в настоящий страх: «Бога ради, не трогай эту кошку! У нее же когти как бритвы – поцарапает!», «Не уберешь свои игрушки – другие дети придут и заберут их», «Не перестанешь капризничать, отведу тебя в больницу – сделают укол от вредности».
  3. Обесценивание страха. Неправильный и категоричный «ответ» родителей на проявленную тревогу («Перестань трястись – ты же мальчик!», «Хватит плакать – ты что, трусишка?», «Ой, насмешил! Чего же тут страшного?!») вызывает обратную реакцию – малыш начинает бояться еще больше.
  4. Бурная фантазия. Какие дети чаще боятся? Эмоциональные, чувствительные и впечатлительные. Симпатичный при дневном свете динозаврик ночью может привидеться такому малышу уже в образе пугающего монстра – и вот страх темноты и кошмаров обеспечен. Ничего ненормального в этом нет. Просто у ребенка развитие эмоциональной сферы опережает развитие логики и мышления, и ему трудно разграничивать в сознании реальное и вымышленное. Поэтому чем больше непонятных и тревожных образов он черпает из жизни (в том числе из телевизионных программ и интернета), тем больше становится возможностей для работы воображения.

ПАНИКУ ОТСТАВИТЬ

Ситуаций, когда кроха может испугаться, – миллион. Из кустов прямо перед носом неожиданно вырулил велосипедист; схватил горячую кружку и обжегся; нахлебался воды во время купания; увидел живого Деда Мороза и расплакался, так и не рассказав выученное стихотворение… Важно правильно отреагировать на первый детский испуг, чтобы смягчить его последствия и предотвратить закрепление страха.

1) Первые действия

  • Не упрекать, не стыдить и не высмеивать (многие родители начинают так делать из чувства неловкости перед окружающими из-за собственного чада, если дело происходит в общественном месте) – в этом случае к страху прибавится еще и обида, что самые близкие и родные люди его не поняли;
  • отвести в сторонку, обнять, сказать, что все хорошо, подождать, пока кроха успокоится;
  • спросить, что случилось, что именно испугало, а если последует ответ – внимательно выслушать и понаблюдать за реакцией. Если с течением времени ребенок начинает проявлять интерес к тому, что происходит вокруг, можно вернуться к прерванному занятию. Когда малыш не успокаивается, лучше покинуть «место происшествия».

2) План на перспективу

  • Не говорить, что бояться – это плохо. Избегать замечаний вроде «не бойся», «не будь как маленький», «большие не боятся» – такие фразы не помогают побороть страх, а загоняют его глубже. В результате ребенок начинает не просто бояться чего-то (темноты, воды, одиночества), но и боится сказать кому-то о своем страхе;
  • не вспоминать о случившемся просто так, при случае («Смотри, вон горка, с которой ты на прошлой неделе упал. Помнишь, как испугался тогда?») и не рассказывать про реакцию ребенка другим людям, когда он находится рядом («Наш-то, оказывается, бабочек боится – так ревел, когда одна ему на плечо села. Да, Сережа?»);
  • не апеллировать к гендерным различиям («Мальчик должен быть храбрым и ничего не бояться, иначе он – трус и плакса»). Испытывать страх имеют право все дети – как девочки, так и мальчики;
  • изживать страхи постепенно. Если острая реакция повторится, постараться справиться со страхом с помощью собственной фантазии и арт-методик (рисования, лепки, сказкотерапии и т. п.) или обратиться за помощью к детскому психологу. У страха есть интересная особенность: если его «выпустить в реальность», то он ослабнет или вовсе исчезнет. «Оденьте» страх в слова, в рисунок, в поделку – он сразу станет «настоящим», и ребенок почувствует контроль над ним. Малыш боится больницы и «белых халатов»? Возьмите врачебный чемоданчик и проиграйте визит в поликлинику. В ужасе убегает от пылесоса, заглатывающего все и вся? Купите игрушечный агрегат – пусть самостоятельно убирает у себя в комнате. Твердит, что боится чудовищ под кроватью? Примите правила игры и «переговорите» с монстром, а условия достигнутых «договоренностей» изложите малышу.

СТРАШНО НЕ БУДЕТ!

Один из лучших способов борьбы со страхами – предотвращение их возникновения. Проводить профилактические мероприятия не так и сложно.
Как нужно вести себя взрослому?

  • Не бояться. Разберитесь со своими страхами, чтобы лишний раз не заряжать ими малыша. К примеру, многие детки начинают бояться насекомых, наблюдая реакцию взрослых на пролетающую мимо осу или ползущего паука. Не теряйте самообладания, а прокомментируйте эпизод спокойным голосом, в буквальном смысле опускаясь на детский уровень (т.е. на корточки, чтобы малыш видел ваше лицо и хорошо слышал голос). Скажите «Ой, какой маленький паучок – наверное, он нас увидел, испугался и теперь бежит к себе в домик» – или, если резко стало темно: «Ух ты, свет выключился, а пока будем ждать, когда снова дадут электричество, мы зажжем волшебную свечу и будем рассказывать веселые истории».
  • Не использовать страх в «воспитательных» целях, стращая и запугивая ребенка («Если ты сейчас же не соберешься, уйду и оставлю тебя одного»). В раннем возрасте таким способом легко сделать только одно – воспитать привычку бояться всего.
  • Не самоустраняться. Контролируйте, что ребенок читает, смотрит, слушает, в какие электронные игры играет. Внешний, часто очень негативный информационный фон сильно влияет на детскую психику, многократно повышая уровень тревожности. Напротив, благоприятно воздействуют на нее походы на культурные мероприятия, прогулки, знакомство с разными людьми.
  • Не нагнетать ситуацию. Страх боится улыбки, смеха и шуток, поэтому разные тревожные моменты можно просто-напросто высмеять, сняв напряжение.

НЕ ИГНОРИРУЙТЕ ДЕТСКИЕ СТРАХИ, НО И НЕ ПРИДАВАЙТЕ ИМ СЛИШКОМ БОЛЬШОГО ЗНАЧЕНИЯ! В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ МАЛЫШ, ПРОЧУВСТВОВАВ СИТУАЦИЮ, МОЖЕТ НАЧАТЬ ПРИТВОРЯТЬСЯ ИСПУГАННЫМ – ПРОСТО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПРИВЛЕЧЬ ВАШЕ ВНИМАНИЕ.

БОЯТЬСЯ НЕ ПО-ДЕТСКИ

Очень часто родители путают понятия страха и фобии. Страх – это реакция на реальную или воображаемую угрозу, возникающая в момент столкновения с объектом (дома, на улице, на картинке, в мультике, во сне). Типичный пример проявления страха: малыш увидел в витрине зоомагазина большого паука, сказал маме «Смотри, какой большой, наверное, больно кусается. Давай не пойдем в этот магазин?».

Фобия – это гипертрофированный страх, бесполезный и необоснованный, захватывающий полностью.

Как она проявляется? Ребенок, увидев в витрине паука, не просто отказался зайти, но попросил маму обойти магазин и во время обратного пути говорил только о пауке.

Придя домой, достал «оружие» против пауков, ночью требовал быть рядом и смотреть, нет ли в кровати пауков, а проснувшись утром, отказался идти в садик по той улице, где впервые увидел в витрине паука.

Страх у ребенка может перерасти в фобию, если:

  • на нем постоянно заостряется внимание;
  • происходит постоянное столкновение с предметом страха;
  • в моменты испуга не оказывается поддержка (словами, объятьями, присутствием);
  • развитие и становление страха происходит на фоне негативных перемен (развод родителей, смерть близкого).

Самые распространенные детские фобии – это боязнь темноты, боли, грома и молний, животных и насекомых. Фобические страхи практически невозможно преодолеть самостоятельно без помощи специалиста. Игнорировать проблему ни в коем случае нельзя, так как со временем она может лишь усугубиться!

Если вам понравилась статья, добро пожаловать к нам в сообщество Детская психология, где вы найдете много полезного о психологии наших деток.

источник

Источник: https://vk.com/@-109190188-vse-o-detskih-strahah-prichiny-simptomy-resheniya

Для родителей
Добавить комментарий